WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

   Добро пожаловать!

Поташинская Н.Н. Католическая церковь и мировой финансовый кризис // Официальный сайт ИС РАН.- 2009

Научная статья

 

1 к.и.н. Н.Н. Поташинская КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС

Управляющее католиками всей Земли город-государство Ватикан, также называемое Святым Престолом (в качестве резиденции римского папы), располагает собственными банками и недвижимостью, инвестициями в итальянскую промышленность, финансовой поддержкой правительства Италии, национальных епископатов всех стран мира, священников, монашествующих и верующих.

При официальной оценке своего бюджета на 2007 г. Святой Престол объявил приход в более 236,7 млн. евро и расход в 245,8 млн. евро. Средства тратятся на Римскую Курию, Синод епископов, принадлежащие Ватикану радио, телевидение, газету «Оссерваторе Романо», типографию, книжные магазины, широкую благотворительную деятельность во многих странах.

Католические издания в последнее время все чаще откликаются на мировой финансовый кризис. Отмечается, что это «финансовое землетрясение» началось в июне 2008 г. в США, затем «сейсмические волны из Нью-Йорка» перекинулись на Европу и создали проблемы в Азии.

При неоправданном риске, связанном с тяготением к немедленным и максимальным прибылям, мировой финансовый сектор оказался «голым королем». Встал вопрос о пользе сохранения Маастрихтского договора. Возникли серьезные опасения, что теперь уже не правительства, а финансовые рынки способны заставить пересмотреть соглашения по евро. И попытки реанимации международных финансов, по выражению католической печати, все больше напоминают военную хронику.

По мнению социальной доктрины Католической церкви, финансовые рынки в различной форме отвечают финансовым требованиям производства. Долгосрочные инвестиции невозможны без посредничества этих рынков,

1 L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. Citta di Vaticano. 2008. 8 agosto. P. 6.

2 La Civilta Cattolica. Roma. 2008. 15 marzo. P. 611 ; ibid. 2008. 1 novembre. P. 304, 296 ; ibid. 2008. 18 ottobre.

P. 188 ; L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2008. 21 novembre. P. 8, 9.


2 играющих также позитивную роль в деле сбережений и развития экономической и социальной системы.

Глобальный рынок облегчает производству доступ к ресурсам, благодаря максимальной мобильности капиталов. С другой стороны, рост мобильности повышает риск финансового кризиса. Замыкаясь в себе и усиливая асиметричность за счет концентрации капиталов в отдельных местах земного шара, глобальный финансовый рынок отлучает многие страны от доступа к преимуществам развития производства и негативно влияет на финансовую стабильность экономических систем, особенно слабых, задержавшихся в развитии. Таким образом, этот рынок лишается корней и уже не служит экономике, а в конечном счете не способствует развитию личности и общества.

Социальная доктрина Католической церкви подходит к экономическим, как и ко всяким прочим проблемам, прежде всего с морально-этической точки зрения. Католические издания постоянно подчеркивают, что после веры в Бога самое важное - уважение жизни и достоинства каждого человека.

Ко всем людям Господь относится нелицеприяно, без какой-либо предвзятости (Деян 10, 34-35), потому что все они созданы по образу и подобию Божьему и едины во Христе (Быт 1, 26-27; Гал 3, 28). Отсюда католическая социальная доктрина делает вывод о том, что только справедливость и равенство народов всех стран способны обеспечить истинный прогресс международного сообщества.

Нынешний римский папа Бенедикт XVI (Иосиф Ратцингер, апрель 2005 г.) считает единственным критерием справедливости евангельскую любовь к Богу и ближнему.

Католическая пресса обвиняет мировые финансы в навязывании собственной   моральной   автономии,   путем      вызова   этике   и   культуре.

3 Compendio della dottrina sociale della Chiesa. Pontificio Consiglio della Giustizia e della Pace. Citta del Vaticano.

Libreria Editrice Vaticana. 2004. P. 200.

4 Ibid. P. 76, 77; L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2008. 21 novembre. P. 1.


3 Констатируется, что развитие не может основываться только на индивидуальном потреблении, препятствуя росту социальных ценностей и тем самым провоцируя увеличение налогообложения.

В последнее время в католической печати все чаще поднимается вопрос об определенной степени благосостояния как неизбежного компонента человеческого счастья. Обычно последнее связывают с деньгами, представляющими желаемые блага или потенциальную возможность их приобретения.

Христианская традиция не считает частную собственность чем-то

неприкосновенным.    Она         утверждает   право   каждого   человека   на

использование всех земных благ, но при этом выделяет социальную сущность собственности, обязательное использование ее на благо не только владельца, а всех людей.

Для Библии характерно двойственное отношение к экономическим благам. Они (но не чрезмерное богатство и роскошь) необходимы для жизни, считаются благословением Божьим и результатом прилежного труда (Притч 10, 4). Осуждается неправильное использование богатств путем ростовщичества, эксплуатации или игнорирования нужд бедных (Иер 7,6; Мф13,22;Лк6,24-25).

В социальной католической доктрине бедность неимущих, угнетенных, слабых рассматривается как символ положения человека перед Господом, подателем всех благ. Католическая церковь объявляет себя церковью бедняков, но напоминает : «Богатый и бедный встречаются друг с другом; того и другого создал Господь» (Притч 22, 2).

Христианство осуждает стремление копить богатства исключительно для себя самих и призывает, преодолевая привлекательность материальных благ, склоняться к духовным ценностям. Папа Ратцингер говорит, что деньги - всего лишь средство, которое не должно отвлекать от истинной цели, заключающейся    в    повседневном    построении    более        справедливого,

5 L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2008. 21 novembre. P. 16 ; 2008. 14 novembre. P. 3.


4

солидарного,     братского     и     толерантного       общества     с     мирным

сосуществованием традиций, культур, религий. Бенедикт XVI видит идеал в достижении в будущей земной жизни материального процветания и духовного счастья для каждого человека путем обеспечения всех людей самым важным - правом на достойную жизнь от зачатия до естественной смерти и доступность первостепенных благ (пищи, воды, охраны здоровья, образования, работы, гражданских свобод).

Социальная доктрина Католической церкви утверждает, что забота о всеобщем благосостоянии подразумевает перераспределение богатств между различными частями нашей планеты в пользу стран, до сих пор исключенных из тех экономических и социальных преимуществ, которые предоставляет глобализация. Для достижения развивающимися странами уровня более развитых   стран   одного   обеспечения   свободной   циркуляции   капиталов

7

недостаточно.

Сегодня Католическая церковь считает своей обязанностью показывать обществу направление развития. Силами духовенства и мирянства она противится политическому выбору, расходящемуся со своей социальной доктриной. У Католической церкви собственные взгляды на проблемы семьи, противозачаточные средства, аборты, эвтаназию, биоэтику, гомосексуализм, нередко вступающие в противоречие с законами, которые принимают государства. В частности нынешнего папу не устраивают решения итальянских политиков. В сентябре 2008 г. в Кальяри (Италия), не удовлетворяясь деятельностью «старых христианских демократов и выросших рядом с ними политиков», Бенедикт XVI ратовал за «новое поколение католических политиков» и призывал церковь и католиков евангелизировать мир труда, экономики и политики, внеся в них «моральную строгость и компетентность».

6 Compendio della dottrina sociale della Chiesa. P. 95, 96; L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2008. 26

settembre. P. 2 ; ibid. 2008. 25 gennaio. P. 3.

7 La Civilta Cattolica. 2008. 6 settembre. P. 392; L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2008. 14 novembre.

P.12, 3; ibid. 2008. 21 novembre. P. 8; Compendio della dottrina sociale della Chiesa. P. 291, 95, 96, 178, 179, 198.

8 La Documentation Catholique. Paris. 2008. 26 mars. P. 251 ; II Secolo XIX. Genova. 2008. 8 settembre.


5 Католическая пресса утверждает, что в последние годы «модель капитализма породила экономическую утопию, способствующую серьезному вырождению». Резкое нарушение равновесия доходов и потребления не только дестабилизировали экономическую систему, но и угрожают социальным отношениям и связям. Ценность человека все чаще связывают с его возможностями зарабатывать, тратить и потреблять. Но человек состоит не только из желудка, и каждый индивидуум - личность, имеющая право на уважение, возможность выразить свои мысли, сделать политический выбор, получить доступ к культуре и образованию.

Социальная доктрина Католической церкви считает субъект труда гораздо важнее технических объектов; для нее мир труда значительнее «человеческого капитала».

В наше время отношения между трудом и капиталом должны отвечать целостному развитию человека. Еще вчера конфликт капитала и труда был прежде всего связан с тем, что отдавая свои силы предпринимателям, руководствующимся принципом максимальной прибыли, трудящиеся получали за свой труд самую низкую зарплату. Сегодня трудовой конфликт приобретает новый аспект. Став источником развития, научно-технический прогресс и глобальный рынок толкают трудящихся к безудержному увеличению производительности, что неизбежно   приводит к усилению их

9

эксплуатации.

Католическая социальная доктрина предлагает свою обычную позицию - всегда начинать с себя самого, своей совести, своего сердца. Католический епископ Иври - Корбей - Эссон (Франция) Мишель Дюбо отмечает попытки многих оправдать себя самих, перекладывая вину на ошибки других -соседей, американцев, русских, правительства, профсоюзов, и не задумываясь о том, что следует делать им самим, чтобы пережить кризис. Неясно, каким образом можно сохранять уровень потребления, сберегая при

9 Compendio della dottrina sociale della Chiesa. P. 154, 155.


6 этом деньги. То ли больше потреблять, чтобы поддержать производителей, то ли брать кредиты или делать сбережения, ожидая рецессии

Католическая церковь осуждает позицию безразличия по отношению к нуждающимся. Телевидение после нескольких минут сообщений о голоде в мире, гибели беженцев и нелегальных эмигрантов переходит к многочасовым передачам о светских раутах, роскошной жизни «звезд», кормах, гостиницах и кладбищах для собак и кошек.

Многочисленные католические приходы и благотворительные учреждения и организации продолжают социальное служение, оказывают духовную и материальную поддержку, бескорыстно работая в приютах, ухаживая за инвалидами, престарелыми, неизлечимо больными, помогая бездомным, страдающим наркозависимостью, заключенным.

Социальная доктрина Католической церкви констатирует, что глобализация облегчила трансфер богатств и технологий, став влиятельным рычагом проектов инвестиций в развивающиеся страны.

Сама по себе глобализация нейтральна : она зависит от использования преимуществ международной экономики. При условии уважения определенных требований свободный рынок остается самым эффективным средством использования ресурсов и ответа на нужды людей и обществ. Однако экономическая конкуренция не должна преобразовываться в национализм и протекционизм, отмечается в католической социальной доктрине.

Протекционистская политика субсидий и продовольственной помощи препятствует развитию сельского хозяйства развивающихся стран, их обеспечение собственными ресурсами и продуктами питания. Значительное повышение цен на продукты питания, особенно на рис, пшеницу и кукурузу, усугубили положение голодающих в Африке, Латинской Америке, Азии.

10  La Documentation Catholique. 2008. 2 novembre. P. 274; L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2008. 21

novembre. P. 8.

11   L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 14 novembre. P. 3, 16; La Civilta Cattolica. 2008. 1 novembre. P. 304 ;

La Documentation Catholique. 2008. 19 octobre. P. 904.

12  L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2008. 21 novembre. P. 5; Независимая газета. M. 2008. Прилож.

НГ- Религии. №21 С. 4.


7

«Помощь»   протекционистского   характера     приводит   к   закупке

сельскохозяйственной   продукции   у   национальных   производителей   для

последующей перепродажи по  бросовым ценам или вообще  бесплатной

раздаче   в   бедных   странах,   в   том   числе   и   через      благотворительные

13

организации.

Католическая пресса подчеркивает, что не существует какого-либо чудодейственного способа выбраться из многолетней наркотической зависимости от кредитов.

В одиночку ни одно государство не в состоянии контролировать международную финансовую систему. Необходимы общая ответственность, глобальная солидарность и сотрудничество на национальном и международном уровне при условии    взаимного уважения и постоянного

14

диалога.

Нужна глубокая «культура перемен», и мировой финансовый кризис

представляется подходящим поводом для разработки новой модели развития,

макроэкономической теории, способной с большим успехом

интерпретировать     риски        современного     глобализированного     мира.

Настоятельно     необходимо        упорядочение     всех     национальных     и

международных финансовых рынков и упрочение парадигмы эффективного и инновационного управления финансами, экономикой и политикой ради общего блага всего человечества. Очень нужны новые нормы и учреждения международного права, отмечает католическая пресса.

Католические    издания    предлагают    следующие    шаги    на    пути

преодоления мирового финансового кризиса    :

•   развивать экономику там, где есть рабочие руки, а не там, где в изобилии капитал;

13  La Documentation Catholique. 2008. 2 novembre. P. 273; ibid. 2008. 19 octobre. P. 903; ibid. 2008. 15 juin.

P. 567; La Civilta Cattolica. 2008. 1 novembre. P. 304 ; ibid. 2008. 21 giugno. P. 602, 603.

14  La Civilta Cattolica. 2008. 1 novembre. P. 304, 305 ; L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2008. 21

novembre. P. 8 ; La Documentation Catholique. 2008. 2 novembre. P. 273.


8

  1. осуществлять новые инвестиции в способствующую росту благосостояния индустрию возобновления энергии;
  2. изменить         способ         производства        и         потребления сельскохозяйственной продукции;
  3. срочно определить способы обеспечения стабильности финансово-экономической системы, не сокращая потенциал ее эффективности;
  4. подходить к кредитам более разумно;
  5. защитить стабильность и обеспечить конкуренцию посредников;
  6. учредить контроль общественности за сферой финансов и экономики путем осуществления прозрачности в области циркуляции денежных масс, выгод инвесторов и определении степени риска;
  7. проследить за тем, чтобы политические власти не использовали роль «спасителей» от кризиса для подавления свободы предпринимательства;
  8. пересмотреть систему вознаграждения руководителей финансовых учреждений, способствующих кризису путем получения ими непозволительных прибылей;
  9. восстановить соблюдение правил и доверие между банками. В качестве основополагающей экономической ценности доверие возрождается, когда приоритетом становится забота о каждом отдельном человеке и обо всех людях;
  10. переориентировать всю экономику на служение людям, а не прибыли;
  11. перейти к глобально новому образу жизни и культуре поведения, от «я» к «мы», от индивидуального общества к   коллективной

15 ЖИЗНИ.

15 La Civilta Cattolica. 2008. 1 novembre. P. 305, 304; ibid. 2008. 5 luglio. P. 87; ibid. 2008. 18 ottobre. P. 197 ; La Documentation Catholique. 2008. 2 novembre. P. 273, 274 ; ibid. 2008. 19 octobre. P. 905; ibid. 2008. 6 janvier.


P. 38, 39, 41 ; L'Osservatore Romano. Settim. Ed. Ital. 2008. 17 novembre. P. 3; Compendio della dottrina sociale della Chiesa. P. 200.

 



© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.