WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

   Добро пожаловать!

Ватлина Т.Н. Осуществление государственной политики Российской Федерации в области гуманитарного образования в высшей технической школе в 1991-2005 годах

Научная статья

 

На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более определяющей движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности экономики, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия граждан. Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства.

Программа модернизация высшего российского образования [1] предполагает системное внедрение в совокупную образовательную деятельность новаций, которые обеспечат подготовку максимально большего числа людей к высокопрофессиональной инновационной деятельности в непрерывно меняющихся, часто непредсказуемых условиях современной жизни. Повышение роли образования определяется, в числе других, задачами перехода к правовому государству, рыночной экономике. Развивающемуся обществу необходимы образованные, предприимчивые, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Современные проблемы высшей школы, обостренные и ярко выраженные в России в силу трудностей перехода к новому общественному устройству, тем не менее, по своей сути не являются уникальными национальными проблемами и должны рассматриваться в общемировом контексте трансформации институциональных основ образования в условиях информационного общества и глобализации политики и экономики. Конкретно они состоят в значительно возросшем запросе на образовательные услуги, его смещении в сторону гуманитарных наук, появлении новых, в первую очередь, междисциплинарных образовательных задач.

Эпоха научно-технического прогресса обусловила существенную роль высших технических заведений в подготовке научно-инженерной и государственно-управленческой элиты. В России и в других промышленно развитых странах этому способствовал ряд обстоятельств, среди которых, в частности, можно отметить повышение статуса инженера в условиях «индустриального» общества, усиление роли инженерных кадров в становлении и развитии основных институтов государственной власти и др. Однако современная высшая техническая школа формирует основы профессиональной компетентности инженера, что позволяет ее выпускникам создавать объекты, отвечающие требованиям эффективности, ресурса, экономичности. Это оказывается недостаточным для развития социальной компетентности, которая проявляется, прежде всего, в понимании необходимости проведения оценок последствий создаваемых технических устройств на общество и среду обитания. Проблема социальной компетентности напрямую связана с нравственным развитием будущих специалистов, установлением системы ценностей, сочетающих свободу творчества с их профессиональной ответственностью. Осознание очевидной истины, что без высокого уровня общей культуры современный инженер не способен выполнять свои профессиональные обязанности на уровне требований ХХI в., явилось причиной расширения объема и диверсификации содержания гуманитарной подготовки инженерных кадров практически во всех странах мира.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. образование теряет привычные модели трансляции знаний и образцов и вынуждено искать новые. В такой ситуации разрыва наступает то, что называется образовательным кризисом, т.е. поиском новой парадигмы образования. В конечном счете, он заключается в ориентации на развитие личности, ее творческих способностей, введение гибких и проектных форм обучения, увеличение доли в объеме часов на индивидуальные формы подготовки, обеспечение индивидуальных траекторий обучения студентов.

Исследования последних лет свидетельствуют о том, что уже в 70-е гг. научная и педагогическая общественность остро ставила вопрос о гуманизации и гуманитаризации процесса образования и воспитания [2] . Однако последнее десятилетие XX в. ознаменовалось коренными изменениями в нашей стране. Распад СССР повлек за собой полную трансформацию всей социально-общественной структуры. В условиях перехода к новой модели общественного развития и кризиса национального самосознания кризис переживала и система высшего образования. По оценкам мирового банка, инвестиции в образование в Советском Союзе составляли примерно 7% валового внутреннего продукта. В постсоветской России к середине 90-х гг. - 3,4% ВВП. С учетом падения самого ВВП, нового кризиса в августе 1998 г., к 1999 г. инвестиции в образование уменьшились, по меньшей мере, в 8 раз [3] . Резкое уменьшение финансирования системы высшей школы в 90-е гг., отсутствие перспективы профессионального развития повлияло на уход определенной части преподавателей в коммерческие структуры. В этой кризисной ситуации требовалось традиционно активное для российского реформаторства участие государства в разработке научно-обоснованной, реальной, эффективной программы реформирования образования.

Указ Президента РФ от 11.06.1991 №1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» предопределил разработку Государственной программы развития образования в РФ [4] . До принятия закона об образовании в середине 1992 г. не произошло радикальных корректив законодательства об образовании, процесс преобразований носил хаотичный характер. Отправной точкой становления новой концепции высшего образования стал закон РФ «Об образовании» 1992 г., сыгравший значительную роль в стабилизации ситуации в образовании [5] . По постановлению Правительства РФ № 478 от 14.10.1992 началась разработка «Федеральной программы развития образования России».

Закон «Об образовании» явился связующим звеном между Конституцией РФ и остальным массивом законодательства, регулирующим образовательные отношения. В качестве принципов государственной политики провозглашались: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности, воспитание гражданственности, любви к Родине; единство федерального культурного и образовательного пространства; общедоступность образования; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Внесенные поправки в Закон «Об образовании» (1996 г.) не изменили первоначальной концепции. [6] . В том же году был принят Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [7] .

При переходе страны к новым социально-экономическим условиям высшая школа претерпела существенные изменения, затрагивающие все ее структурно-содержательные компоненты. С 1992/93 уч.г. активно внедрялись в практику высшей школы новации. В системе многоуровневой структуры работали 53 вуза. В режиме эксперимента находились Ростовский государственный университет, Московский государственный технологический университет «Станкин», Томский государственный технический университет, Самарский архитектурно-строительный институт [8] . Возникла и динамично развивалась система негосударственных вузов, доля которых в общем числе вузов России к 2004 г. составила 48%, а студентов – более 15% [9] . Негосударственный сектор высшего образования способствовал решению ряда социальных задач, прежде всего расширению возможностей доступа к высшему образованию граждан, снижению напряженности на рынке интеллектуального труда и сохранению научного потенциала страны, созданию новых рабочих мест, «разгрузке» бюджетов различного уровня при решении задачи подготовки специалистов за счет привлечения средств населения. Введение в технических вузах России, помимо основных образовательных программ подготовки инженеров, программ подготовки бакалавров и магистров по направлениям технических наук позволило говорить о состоявшейся диверсификации образовательных программ высшего технического образования (ВТО). Новая структура подготовки выпускников потребовала и новой типологизации высших учебных заведений: институт, академия, университет. Произошли существенные изменения в структуре подготовки специалистов: за период с 1994-2000 гг. дальнейший рост доли подготовки специалистов гуманитарного профиля – с 16,9 до 21,5%, экономистов – с 18,9 до 42,9%; сохранилась тенденция уменьшения доли подготовки специалистов инженерно-технического профиля – с 35,1 до 29,0% [10] . Несмотря на относительное снижение обучающихся по инженерно-техническим специальностям, доля государственных вузов, осуществлявших подготовку инженерных кадров, возросла с 39% в 1994 г. до 60% к 2003 г.. Подготовку инженерных кадров в России осуществляют 346 государственных вузов (1994 г. - 215) и 112 негосударственных, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего образования, в том числе 33 вуза, получивших государственную аккредитацию. Таким образом, инженерное образование в системе высшего профессионального образования России в настоящее время занимает довольно значительное место.

Исследование позволяет утверждать, что, начиная с 80-х гг., в мировой теории и практике высшего образования и с начала 90-х гг. в России зарождалась и прогрессировала идея образовательного стандарта как нового метода проектирования образования. Первое поколение отечественных стандартов высшего технического профессионального образования было разработано и утверждено в 1993-1995 гг. Анализ документов и материалов показал, что формирование образовательных стандартов до второй половины 1996 г. шло под эгидой разных образовательных ведомств, что послужило причиной многих осложнений, выявленных впоследствии, в том числе: отсутствие достаточного внимания к воспитательным аспектам образовательных программ; содержание 11 обязательных дисциплин цикла ГСЭ носило мировоззренческий характер и было слабо ориентировано на решение задач профессиональной деятельности. За период с 1997 по 1999 гг. был проведен анализ «первого поколения» ГОС ВПО, а также ход реализации основных образовательных программ в вузах. Результаты осуществленного анализа были учтены при разработке второго поколения стандартов.

Во второй половине 90-х гг. сложилась крайне противоречивая ситуация. С одной стороны, существовало стремление продолжать реформы, обеспечивая всемерное обновление образовательной системы, с другой, выявилась неспособность государства обеспечить оптимально необходимый уровень финансирования, приведший к серьезному кризису образования. Правительство предприняло попытку разработать программу действий, направленную на улучшение ситуации в образовательной сфере. Распоряжением Правительства России № 1000-р от 06..07.1997 была образована Комиссия по подготовке проекта «Концепции очередного этапа реформирования системы образования». Опубликованный проект преобразований встретил противодействие: аргументировано выступала оппозиция в лице депутатов Госдумы, профсоюзов, многих представителей педагогической общественности. Проблема реформирования образования стала сводиться в основном к поиску путей его финансово-экономического оздоровления, а многие другие аспекты ушли на второй план. Программа была нацелена на значительную экономию и без того скудных бюджетных средств, выделяемых на образование. Резко отрицательно высказывались регионы, на чьи плечи предполагалось возложить значительную часть финансового обеспечения сферы образования. В результате после долгих дебатов в ГД правительству было рекомендовано отложить рассмотрение «Концепции очередного этапа реформирования системы образования» до получения результатов ее обсуждения в субъектах Федерации и на съезде работников образования. Основная причина неуспеха предпринятых правительством в 1997-1998 гг. усилий по выработке программы реформирования системы образования была обусловлена отсутствием должной социальной опоры при разработке программы реформирования. В этой ситуации Правительство РФ поручило Минобразованию разработать проект новой «Федеральной программы развития образования», рассчитанной на 1999-2005 гг. Важнейшими направлениями реализации Программы оставались: предотвращение кризисных процессов в системе образования, принятие неотложных мер по нормализации работы образовательных учреждений всех типов, видов и уровней, совершенствование нормативно-правовой и статистической базы, реструктуризация подготовки специалистов. В 2002-2005 гг. предполагалось перейти к устойчивому эволюционному развитию системы образования, удовлетворяющей интересы и потребности личности, общества и государства.

Одним из важнейших направлений образовательной политики государства в 90-е гг. стало сохранение научно-педагогического потенциала средней и высшей школы. В постановлении Совета Министров - Правительства РФ об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации (1993 г.) закреплялась обязательность осуществления в вузах научных исследований как составной части подготовки специалистов. Стали проводиться конкурсы грантов для финансовой поддержки научной работы в вузах. Однако из-за явно недостаточной государственной поддержки образования, продуманной и последовательной кадровой политики, нехватки учебной и методической литературы, недостатка средств, падения общественного престижа профессии преподавателя высшей школы научно-педагогический потенциал преподавательского корпуса снижался. Наблюдался спад конкурса абитуриентов и поступавших в аспирантуру. В то же время исследование показало, что, несмотря на выше названные проблемы, кадровый потенциал инженерных вузов удалось сохранить. К 2000 г. он имел наиболее высокие квалификационные показатели: 61,6% преподавателей (основной штатный персонал) инженерных вузов Минобразования России имел ученые степени и звания (в классических университетах - 57,2%, в экономических вузах - 60,6%). [11] С целью решения кадровых проблем высшей школы в декабре 1998 г. в Министерстве общего и профессионального образования России состоялось первое обсуждение проекта «Концепции кадровой политики в системе высшего и среднего профессионального образования». В ней отражалась стратегическая цель государственной кадровой политики – обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава преподавательских кадров в соответствии с потребностями общества. Рекомендовалось исключить формальный подход к проведению конкурсов на замещение должностей и периодических «повышений квалификации», уравниловку в распределении зарплаты по единой тарифной сетке, повысить требования к аттестации научно-педагогических кадров и т.п.

Процесс становления концепции реформирования образования России и ее реализации проходил в сложнейший период отечественной истории, в условиях смены модели общественного развития и кризиса национального сознания. От выбора правильной стратегии и тактики реформирования образования во многом зависело направление и темпы общественного развития. Новая образовательная парадигма в России формировалась в соответствии с программными документами, предполагающими осуществление глубоких преобразований в структуре, содержании высшего образования, экономике высшей школы, методах управления ею. Но осуществленный диссертантом анализ позволил сформулировать вывод о том, что в 90-е гг., несмотря на успешную реализацию идеи демократизации, диверсификации, вариативности образования, не было создано научно-обоснованной и эффективной программы развития образования и механизма ее реализации. Это привело к снижению интеллектуального уровня страны. По существу, на протяжении всего периода осуществления либерально-демократических реформ власть и образование говорили на разных языках. В этой ситуации трудно переоценить роль вузов России, ректорского корпуса и научно-педагогической общественности, депутатов ГД, членов Совета Федерации, которые сумели предотвратить развитие кризисной ситуации. Между государственными структурами и педагогическим сообществом сформировались и другие расхождения в области идеологии развития высшей школы: о модели высшего образования; невозможности его дефундаментализации; многоуровневой системе подготовки специалистов; региональном компоненте в высшей школе; о платности образования. В частности, IV съезд Российского союза ректоров (28 марта 1996 г.) выступил против политики Госкомвуза России, стремившегося перестроить высшую школу России на западный лад, копируя в основном американскую модель. Не отвергая идею интеграции высшей школы России в мировое образовательное пространство, съезд посчитал недопустимым отказываться от предшествующего опыта, когда отечественная система образования была одной из сильнейших в мире [12] .

В 90-е гг. в области обновления гуманитарных наук, преподаваемых в высшей школе, произошли глубокие изменения. Перенесение акцента с узкопрофессионального подхода к подготовке специалистов на многоаспектное развитие личности обучавшегося соответствовало возросшей роли образованного человека в современном обществе, нацеливало на духовное и гражданское становление личности. Переход к новой системе преподавания гуманитарных дисциплин в рамках многоуровневой структуры высшего образования осуществлялся в соответствии с целым рядом правительственных документов, определивших основные направления модернизации гуманитарного образования в вузах, в том числе высшей технической школе России [13] .

Разработкой стратегии гуманитарного образования призваны были заниматься Координационный совет по гуманитарному образованию при Миннауки РФ и Минобразования РФ, Республиканский центр гуманитарного образования и Управление гуманитарного образования. В целях государственной поддержки гуманитарных наук был создан Российский гуманитарный научный фонд. Для формирования современного комплекса научно-методического и информационного обеспечения гуманитарного образования разрабатывались целевые комплексные программы. Постановление Правительства РФ от 25.05.94 «О международном научном фонде» и международном фонде «Культурная инициатива» регулировало сферу оказания помощи российской науке со стороны международных фондов [14] .

Серьезным шагом в обогащении и укреплении общекультурного ядра образовательного процесса в высшей школе стала разработка государственных образовательных стандартов. Вместо прежнего перечня обществоведческих дисциплин стандарт предусматривал и новую структуру цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин.Подход к освоению их содержания ориентировал обучающихся на реальное многообразие научных направлений, школ и концепций.

Диссертационное исследование показало, что уже в 1992-1993 гг. в высшей школе сложилась более современная, последовательная система гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Наряду с иностранными языками и физической культурой она включила в себя содержательно обновленный курс философии, а также социологию, политологию, культурологию, экономику, историю, психологию и педагогику, которые впервые стали преподаваться на всех направлениях и специальностях вузов. В стандартах высшего технического профессионального образования, разработанных и утвержденных в 1993-1995 гг., для традиционных программ специалистов (инженеров) устанавливался единый (1800 часов) объем цикла общегуманитарных, социальных и экономических дисциплин. В короткие сроки создавались учебные программы, учебники, учебные и методические пособия по этим дисциплинам, проводилась переподготовка преподавателей и вспомогательного персонала, повышалась их квалификация. Вместе с тем анализ документов и материалов позволил сформулировать вывод о том, что единовременное введение столь значительного числа новых для наших вузов дисциплин не могло не сказаться на уровне преподавания (и освоения будущими специалистами) гуманитарных и социально-экономических знаний. Многодисциплинарность гуманитарного и социально-экономического образования привела к дублированию учебного материала, особенно вводных исторических разделов курсов социологии, политологии и культурологии, имеющих общие теоретические корни. Как положительный опыт, так и издержки первого этапа обновления гуманитарного и социально-экономического образования были учтены в ходе разработки государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения. Подготовленные и одобренные научно-педагогической общественностью «Требования (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста» по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» содержали конкретные и, как представляется, взвешенные ответы на вопросы, возникшие в процессе гуманитаризации и гуманизации подготовки специалистов в вузах.

Во-первых, в этом документе закреплен основной итог осуществленных нововведений – за гуманитарными и социально-экономическим дисциплинами сохранен оправдавший себя объем учебного времени, составляющий в совокупности 1800 часов аудиторных занятий. Но использование этого времени регламентировано куда менее жестко: доля федерального компонента снижена в нем до 70%, а доля учебного времени, которым распоряжаются сами вузы, увеличена до 30%. Во-вторых, были созданы условия для предотвращения избыточного дробления комплекса гуманитарных и социально-экономических знаний. Статус обязательных дисциплин сохранен только за курсами философии, отечественной истории, иностранных языков и физической культуры. Остальные дисциплины социально-гуманитарного цикла вводятся по усмотрению вузов, т.е. с учетом профиля подготовки специалистов и обеспеченности учебного процесса высококвалифицированным преподавательским составом. Несмотря на то, что в основе ограничения федерального компонента четырьмя дисциплинами не лежали соответствующие научно-методические разработки, тем не менее, данный перечень отражает исторически сложившуюся в России традицию развития гуманитарных и социально-экономических наук и соответствующего образования. В отечественной науке и образовании именно «история» и «философия» всегда носили фундаментальный характер. Вместе с тем исследование показало, что во многих вузах вообще исчезли дисциплины, несущие ценностнообразующую нагрузку и формирующие социализированную личность. В первом стандарте цикл получил универсальный объем учебных ресурсов, вполне сопоставимый с тем, что дают ведущие европейские университеты. Но в дальнейшем был допущен преждевременный свободный выбор дисциплин, который не смог прогнозировать последствия вседозволенности и произвола в организации учебного процесса на уровне факультетов и вуза в целом. Ошибкой было и то, что не были учтены квалификационные потребности избранного студентами направления.

В-третьих, одновременно с расширением самостоятельности вузов в выборе гуманитарных и социально-экономических дисциплин был увеличен и их перечень. Так, с учетом мирового опыта и назревших потребностей улучшения качества подготовки кадров разработан и рекомендован к преподаванию курс «Русский язык и культура речи».

Таким образом, государственная образовательная политика в 90-е гг. позволила адаптировать систему высшего образования, гуманитарную ее составляющую к новым условиям общественной и политической жизни, определенное развитие получили идеи гуманизации и гуманитаризации образования. Подобные новации опирались на новую систему законодательных актов. Проведенное исследование позволило сформулировать вывод о том, что в 90-е гг. в структуре гуманитарного образования в техническом вузе обозначилось два направления. Первое, ставшее традиционным, – общегуманитарное, как одно из важнейших условий преодоления технократизма. Сложившаяся в этот период система общегуманитарного образования в целом себя оправдала. Более того, она явилась базой для открытия в технической высшей школе второго направления – подготовки специалистов гуманитарного профиля, что стало новым моментом в образовательной практике высшей школы России. Это вызвано рядом обстоятельств: коньюнктурой рынка, коммерционализацией образования. Обозначилась прогнозируемая устойчивая потребность в юристах, социологах, психологах и др. В связи с этим расширение «гуманитарного поля» за счет технических вузов явление вполне закономерное. Так, в Новосибирском ГТУ студенты к 2000 г. обучались по 5 специальностям: филологии, психологии, социальной работе, международным отношениям, социокультурному сервису и туризму [15] . В МГИЭМЕ был создан экономический факультет, в МГАПИ были созданы факультеты Управления и права, Экономический [16] , в Московском государственном университете геодезии и картографии открыты специальности «юриспруденция» и «архитектура» [17] и т.д. Дальнейшее развитие профессионального гуманитарного образования в техническом вузе было связано с решением ряда проблем и, прежде всего, кадровой.

Вместе с тем исследование показало, что в процессе реализации реформирования гуманитарного образования в высшей технической школе в 90-е гг. их разработчики столкнулись с серьезными трудностями. Многие из запланированных проектов остались нереализованными. Были упразднены Координационный совет (после открытия в 1992 г. его члены сумели только раз обсудить актуальные проблемы гуманитарного образования), Управление гуманитарного образования (1998 г.). Не удалось в полной мере осуществить переподготовку 20 тыс. преподавателей общественных наук. В результате многие преподаватели-гуманитарии остались на прежних мировоззренчиских позициях, значительная часть не желала и не принимала радикальных перемен, читала основанные на прежней методологии курсы. Ситуация усугублялась проблемой нехватки молодых преподавательских кадров. В гуманитарных науках и на кафедрах гуманитарных вузов доля лиц от 51 года и старше 60 лет составляла 36,1%. Молодежь до 30 лет была представлена 10,8% [18] .

Другой серьезной проблемой явилась катастрофическая нехватка учебной и учебно-методической литературы. В начале 90-х гг. в условиях экономического кризиса произошел резкий спад ее выпуска. Прекратилось бюджетное финансирование вузовских библиотек, новых поступлений почти не было. Некоторым образом решить проблему помогла с середины 90-х гг. издательская деятельность вузов. Около 70% от общего количества изданий приходилось на вузовские издательства [19] . Коллективы кафедр самостоятельно, чаще совершенно безвозмездно создавали столь необходимые им самим и их студентам учебники, методические рекомендации. Так, в Московском государственном институте электроники и математики был разработан курс «Россия в мировой истории», рассматривающий основные проблемы отечественной истории в контексте мировой. В 1995 г. было издано и учебное пособие, получившее положительный отзыв ведущих ученых Истфака МГУ [20] . По другому пути пошел коллектив кафедры социально-политической истории МИИТ: в первой половине 90-х гг. выпускались отдельные методические пособия по самым сложным вопросам курса [21] . Впрочем, уровень таких пособий был разным. В середине 90-х гг. Госкомвуз РФ признал, что «не удалось по разным причинам» сформировать учебно-методический комплект по истории, философии, психологии, праву, педагогике, экологии, физической культуре. Заметен был дефицит методических работ и учебников по социально-гуманитарному циклу, ориентированных на студентов именно высших технических заведений.

Диссертационное исследование показало, что серьезным недостатком в процессе реформирования высшей школы явилось забвение одной из ее главных функций – воспитательной. Только в октябре 1999 г. приказом Минобразования РФ была утверждена «Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы». В обществе остро ощущался дефицит воспитанности, нравственности. В 90-е гг. у многих людей произошла деформация понятия «патриот», имело место искаженное представление об Отечестве, что чревато утратой нацией своей самобытности, национальной идентичности. В конечном итоге это угрожает безопасности страны, поскольку патриотизм всегда является решающим фактором государственного развития, принижение которого приводит к утрате общей и личной ответственности за судьбу Родины. В современный период, когда меняется тип устройства общества, его духовные ценности (в том числе, моральные, поведенческие ориентиры), патриотическое сознание является важнейшим фактором консолидации общества. Одной из важнейших задач гуманитарного образования становилось освоение фундаментальных ценностей, способных преодолеть кризис общественного сознания.

Новый век ЮНЕСКО объявило Веком гуманитарных наук. Западные социологи еще в 60-е гг. отмечали, что он будет веком гуманитарных наук или его вообще не будет. Это парадоксальное высказывание содержит глубокую идею о неизбежном протесте человечества против культа технократизма и прагматизма. Гуманистический подъем общества – важная предпосылка возрождения гуманистического начала в культуре и образовании. По свидетельству специалистов (экспертов) западных университетов, в результате изучения гуманитарных дисциплин активизируется не только логическое, но и интуитивное, творческое начало человека, расширяется сфера эстетического отношения к миру, осуществляется гармонизация личности. Как показывает опыт ряда стран, эта структура образования дает, в конечном счете, и существенный финансово-экономический эффект.

С ХХ1 в. начинается новый этап в реформировании образования в России, гуманитарного образования в высшей технической школе, в частности. Значимым событием явилось утверждение «Национальной доктрины образования в Российской Федерации», в которой ведущей задачей всего образовательного процесса становится «воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства» [22] . Образование было объявлено сферой национальной безопасности. Доктрина образования стала одним из важнейших вопросов, обсуждавшихся на парламентских слушаниях 14 ноября 2000 г. [23] Исходной нормативно-правовой основой для преобразования системы образования в настоящее время являются «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и Распоряжение Правительства РФ № 1756 от 29.12.2001 [24] .

Диссертационное исследование позволило сформулировать вывод об изменении характера реформирования образования на новом этапе. Он предстает как ответ на два вызова: 1) незавершенность образовательной реформы в 90-е гг. и 2) актуальных и перспективных потребностей развития страны. 2000 г. стал рубежным и потому, что в высшем профессиональном образовании были введены Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования второго поколения. Принципиальным решением при разработке ГОС явилось усиление фундаментальности образования, при этом под фундаментальностью понимались не просто научные знания, составляющие фундамент естественнонаучного мировоззрения выпускника, но и знания, необходимые для всестороннего развития личности.

На новом этапе модернизации образования для разработчиков и проводников реформ стало очевидно, что трансформация «интересов человека, общества, государства» в достаточно конкретные требования к результатам образования, может существенно повлиять на его эффективность. Принимаются решения о разработке новой модели высшего образования, о создании государственных стандартов третьего поколения, ведутся дискуссии о «форме» и «содержании» гуманитарного образования.

Участие российских вузов в интеграционных процессах международного, мирового масштаба позволяет лучше понять собственные традиции, достижения, обогащать ими других и обогащаться самим за счет вдумчивого освоения приемлемого опыта других стран. Одним из региональных интеграционных процессов является Болонский процесс.

Планом мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования РФ на 2005-2010 гг. (утвержден приказом Минобрнауки России от 15.02.2005 № 40) предусматривается разработка и введение в действие государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения на основе компетентностного подхода и системы зачетных единиц. Кроме того, Правительством РФ принято постановление от 21.01.2005 № 36 «Об утверждении Правил разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования», предусматривающее участие работодателей в их разработке [25] . В этой ситуации проблема реформирования структуры и содержания общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в ГОС ВПО в области техники и технологии становиться более чем актуальной. Анализ документов и материалов позволил выявить, как минимум, два подхода к проблеме:

1). В числе российских вузов, деятельно поддерживающих Болонский процесс, лидируют Высшая школа экономики, МВТУ им. Н.Э. Баумана, С.- Петербургский государственный электротехнический университет. По заданию Минобрнауки РФ этими вузами выполнен проект по разработке моделей специалиста в рамках двухступенчатой системы высшего профессионального образования и пилотных вариантов, соответствующих образовательных стандартов по ряду направлений в области техники и технологий [26] . Модель специалиста, разработанная в соответствии с динамикой общеевропейской интеграции, предполагает такое же количество часов на изучение цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин, которое было представлено и в предыдущих стандартах. Однако содержание преподавания принципиально меняется. Для бакалаврской подготовки из 950 часов на иностранный язык и физкультуру отводится 748 часов и только 202 часа на «Историю России», «Правоведение», «Психологию межличностного общения» и др. «Философия» исключается. Анализ структуры и содержания преподавания гуманитарных, социальных, экономических и организационно-управленческих дисциплин, предлагаемых авторами пилотного проекта, свидетельствует о явном снижении требований к уровню фундаментальной подготовки студентов, об определенной ориентации на прикладной тип знаний, дающий быстрый технический и экономический эффект и способный обслуживать любые интересы власти и бизнеса.

2). Значительная часть вузовской общественности утверждает, что включение в общеевропейское пространство высшего образования требует тщательной проработки, апробации, сопоставимости структур образования, реструктуризации учебных планов и подвергает сомнению скороспелое, без достаточного обсуждения подписание Россией Болонской декларации в условиях, когда не выработаны международные индикаторы развития образования [27] .

Таким образом, благодаря мерам, принятым в 2001-2005 гг. в рамках реализации Концепции модернизации образования, федеральных целевых, межведомственных и ведомственных программ, создана база для решения новых задач, направленных на усиление роли образования в социально-экономическом развитии страны: приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества; разработка механизмов управления, адекватных задачам развития системы образования; создание экономических механизмов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность сферы образования. В докладе на итоговой коллегии Рособразования 14 февраля 2006 г. к числу положительных тенденций, обозначившихся в последнее время, отнесены: увеличение финансирования, некоторое снижение среднего возраста преподавателей, повышение эффективности работы аспирантуры, докторантуры, повышения квалификации и др. [28]

Вместе с тем, несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в ходе реализации Концепции модернизации в системе образования, нельзя говорить о том, что этот процесс удовлетворяет общество. Нельзя определить как вполне сформировавшуюся и последовательную государственную политику в сфере образования. Сравнительные преимущества России в сфере образования и фундаментальной науки определяются сегодня в основном потенциалом, накопленным в предыдущие десятилетия. Зарубежные исследования показывают, что для постиндустриального общества необходимо, чтобы не менее 30% взрослого населения имело высшее образование (в России на сегодня – около 20% занятого населения). Однако существующая система высшего профессионального образования не способна удовлетворять образовательные потребности в таких объемах [29] . Начиная с 2000 года удалось добиться некоторого увеличения затрат на образование и науку. Но исследовательский коллектив во главе с С.П. Капицей, проанализировав сложившуюся модель системы образования, пришел к выводу: для того, чтобы исправить ситуацию, нужно увеличить финансовые вложения в высшее образование примерно в 5 раз, чтобы выйти на самые передовые позиции – в 12 раз [30] . На парламентских слушаниях в ГД ФС, проведенных по инициативе Комитета по образованию и науке в декабре 2004 г., указывалось на появление значительного количества директивных документов, определявших направление науки и образования в России, но одновременно подчеркивалось, что заложенные в них положения не всегда учитываются при формировании государственной политики. К числу факторов, тормозящих процесс модернизации науки и образования, выступающие отнесли: отсутствие адекватного правового содержания; игнорирование правительством и властью в целом мнения образовательного сообщества; несоответствие системы профессионального образования структуре потребностей рынка труда; слабую интеграцию высшего образования с научной деятельностью. Так, например, за 2003 г. из 1046 действующих в нашей стране вузов только 393 вели исследования и разработки [31] .

Проведенное исследование показало, что в настоящее время реформирование гуманитарного образования в технической школе России осуществляется по следующим направлениям: осмысление последствий присоединения к Болонскому процессу, в соответствии с которым к концу десятилетия должно быть сформировано общеевропейское пространство высшего образования; определение места каждой из гуманитарных и социально-экономических дисциплин в инженерном образовании; профессиональная ориентация гуманитарного образования, подготовка специалистов в соответствии с потребностями рыночной экономики, качественные изменения в преподавании иностранного языка, совершенствование методологии и методики преподавания гуманитарных и социально-экономических наук, активизация воспитательной работы. Но единого, координирующего эту работу в масштабах страны центра не создано, вузовская общественность в полной мере не вовлечена в разработку концепции реформирования гуманитарного образования в технических вузах.



[1] Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: Изд-во Центр гуманитарной литературы, 2004.

[2] См.: Панфилов М.А. Культурная политика в Российской Федерации. 1960-1990 гг. Дис. ….канд. ист. н. М., 2000. С.186; Тимофеева Е.Г.Государственная политика в сфере обществоведческого образования Российской молодежи в 50-90-е годы ХХ века. Дис. … док. ист. н . Астрахань, 2004. С.364 и др.

[3] Смолин О.И. Долгосрочные ориентиры российского образования // Высшее образование для XXI века. Научная конференция 22–24 апреля 2004 г. Пленарные заседания. М.: Изд-во МосГУ, 2004

[4] Бюллетень Государственного комитета по народному образованию. Серия: Профессиональное образование. 1991. №10.

[5] Закон РФ от 10.07.1992 «Об образовании» // Вестник образования. 1992. №11. С. 2-59.

[6] Закон РФ от 13.01.1996 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». // Вестник образования. 1996. № 7. С. 3-57.

[7] Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в редакции 1996 г. с последующими изменениями и дополнениями. М.: Юридическая литература, 2001.

[8] Татур Ю.Г. Высшее образование в России в XX веке // Высшее образование в России. 1994. № 4. С. 115.

[9] Тулякова О.К. Возникновение и развитие негосударственного образования в России (1992-2004 гг.). Дис. … канд. ист. н. М., 2005

[10] Гребнев Л. , Кружалин В., Попова Е. Модернизация структуры и содержания инженерного образования // Высшее образование в России. М., 2003. № 4. С.46.

[11] Гребнев Л.С., Кружалин В.И., Попова Е.П. Модернизация структуры и содержания инженерного образования в России // Инновации в высшей технической школе России. Сб. статей. М., 2002. С.11

[12] Садовничий В.А. Московский университет. М., 1999. С. 334-347.

[13] Постановление Правительства РФ «О развитии гуманитарного образования в Российской Федерации» от 13.04.92; Приказ Миннауки России «О развитии гуманитарного образования в Российской Федерации» от 30.04.92; Постановления Комитета по высшей школе Миннауки России «О введении многоуровневой структуры высшего образования в РФ» от 13.03.92; «О кадровом обеспечении преподавания гуманитарных наук» от 10.10.91; Приказ Комитета «Об организации институтов по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук» от 05.05.92 и др.. // Вестник образования. 1991. №3. С. 2-15; Постановление Совета Министров РСФСР «О временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки кадров в РСФСР» от 23.02.1991 // Там же. № 5. С. 2-38. Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования (исходные позиции, цели, принципы, этапы реализации) // Там же. 1992. № 10. С. 2-24; Программа реформирования и развития системы образования Российской Федерации в условиях углубления социально-экономических реформ // Там же. С. 25-28.

[14] Постановление Правительства РФ от 08.09.94 «О российском гуманитарном научном фонде». // Нормативные и законодательные акты.. М.,  1999. С. 315-316.

[15] Николаева И.И., Паутова В.А. Трунова Е.В.  Творчество и воспитание личности в преподавании культурологи// Проблемы гуманитарного образования в техническом вузе. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию Новосибирского государственного технического университета. Новосибирск, 2000, С.27-28.

[16] Московская государственная академия приборостроения и информатики. 70-летию образования МГАПИ. 60–летию Великой Победы. М., 2005., С., 78.

[17] Куликова Н.В., Соломатин В.А., Филатова Т.В. Гуманитарный факультет в техническом университете //Формирование профессиональной культуры специалистов ХХ1 века в техническом университете. Труды 3-й Межд. научно-практ. конференции. СПбГПУ, 2003, С.15.

[18] Красноженова Г.Ф. Социально-демографические и профессиональные характеристики кадров высшей школы // Социологические проблемы высшего образования: Сб. науч. тр. Вып. № 1 (9). М., 1997.

[19] Тюрина Л. Востребованная учебная книга // Высшее образование в России.. 2000. № 2. С.32-33.

[20] 40 лет Московскому институту электроники и математики. М., 2002. С. 227.

[21] МИИТ на рубеже веков. М., 2002, С.227.

[22] Постановление Правительства РФ «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» от 4 октября 2000 г. № 751 // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. 2000. № 11. С. 5.

[23] Архив Государственной Думы Российской Федерации. Фонд 10100 – Комитет по образованию и науке, Оп. 15п-Ш. Д.21. Л. 1, 13.

[24] Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: Изд-во Центр гуманитарной литературы, 2004 год,

[25] См. Рогозина Н.М. Какими видятся государственные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения // Материалы ХV Всерос. Науч.-метод. конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденций. Москва-Уфа, 2005. С.8.; Байденко В.М. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования ( методологические и методические вопросы), М.,  2005. С.6.

[26] Кузьминов Я.И., Любимов Л.Л., Ларионова М.В. Общие цели Болонского процесса, их совместимость с национальными целями российского высшего образования. Участники процесса // Сайт Министерства образования и науки РФ - http://depart.ed.gov.ru/ministry/struk/depart/standart/work/bolon/zeli

[27] См.: Долженко О.В. Между Курой и Ельчиком // Высшее образование для XXI века. Научная конференция 22 – 24 апреля 2004 г. Пленарные заседания. М.: МосГУ, 2004; Запесоцкий А. Ставка – будущее России. Азартная игра – Болонский процесс // Высшее образование в России. М.,2005, С.5. Болонский процесс в вопросах и ответах. СПб.: СПбГУ, 2004 и др.

[28] Офиц. сайт Федерального агентства по образованию. http://www.ed.gov.ru.

[29] Аналитический обзор. Российское образование к 2001 году. Там же. Офиц.сайт Федерального агентства по образованию. http://www.ed.gov.ru

[30] Плаксий С.И. Качество высшего образования: инвестиция в интеллект // Высшее образование для XXI века. Научная конференция 22 – 24 апреля 2004 г. Пленарные заседания. М.: МосГУ, 2004.

[31] Стенограмма парламентских слушаний на тему «Модернизация науки и образования как фактор инновационного развития экономики: проблемы законодательного регулирования» Комитета по образованию и науке 9 декабря 2004 года. www.duma.gov.ru

 

 



© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.