WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

   Добро пожаловать!

Бурцев С. И. Повышение уровня взаимодействия между странами ближнего зарубежья по организации валютного контроля за внешнеторговыми операциями

Научная статья

 

Среди направлений совершенствования механизма таможенного валютного контроля за внешнеторговыми операциями важное место отводится повышению уровня взаимодействия между странами ближнего зарубежья по организации валютного контроля в данной сфере.

По мнению автора, страны ближнего зарубежья заслуживают такого внимания не случайно. В странах дальнего зарубежья практически на протяжении сорока лет внешняя торговля осуществляется на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС), что в значительной степени соответствует правилам и нормам экономического поведения, разработанным Всемирной торговой организацией (ВТО). У участников внешнеэкономической деятельности большинства государств дальнего зарубежья всем укладом жизни этих стран воспитывается законопослушание. Уход от учета доходов и уплаты налогов рассматривается как тяжкое преступление. Правительствами проводится большая работа по борьбе с отмыванием «грязных» денег. Чего нельзя сказать про страны ближнего зарубежья. Кроме того, они все недавно вышли из одного дома – Советского Союза; стали осваивать новые способы хозяйствования; отрабатывать определенные методы осуществления контроля, в том числе, валютного; создавать для этого необходимую законодательную и нормативно-правовую базу, имеющую значительные отличия в различных странах Содружества Независимых Государств (СНГ).

После распада СССР государства – бывшие союзные республики взяли ориентацию на развитие в своих странах рыночных отношений. Разрыв единого экономического пространства, преобразование межреспубликанских связей в межгосударственные выдвинули на повестку дня новую проблему — восстановление экономических связей между ними  в рамках суверенных государств.

Объективная потребность двенадцати независимых государств по созданию нового интеграционного механизма тормозилась политическими процессами в них, различным содержанием проводимых экономических реформ. В конечном счете, победили взгляды, отражающие необходимость создания в рамках межгосударственных связей единого экономического пространства.

Возникновение СНГ на основе Минского соглашения от 8 декабря 1991 г. и Алма-атинской декларации от 21 декабря 1991 г, послужило началом к организации его политических и экономических органов. Высшими органами Содружества стали: Совет глав государств и Совет глав правительств. 24 сентября 1993 г. в Москве девять государств – участников СНГ (Армения, Беларусь, Кыргызстан, Казахстан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Украина и Россия) подписали Договор о создании Экономического союза. Решением Совета глав правительств СНГ 23 декабря 1993 г. было утверждено Положение о Совете руководителей таможенных служб государств – участников СНГ. На него возлагались обязанности по осуществлению практических шагов в деле создания Таможенного союза; гармонизации таможенного законодательства; выработке основных направлений таможенной политики государств – участников Содружества, включая разработку единого внешнего таможенного тарифа, основанного на товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД); установлению порядка взимания таможенных пошлин; определению страны происхождения товаров; оценке товаров в таможенных целях; выработке рекомендаций по унификации таможенных правил и процедур.

Наиболее острой проблемой в ходе становления Экономического союза и развития внешнеэкономических связей было денежное обращение. Сначала урегулирование валютных отношений, основой которых являлся рубль, осуществлялось на базе двусторонних соглашений. В октябре 1992 г. восемь участников СНГ заключили соглашение о единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной политике. Однако идея не была реализована, и все страны стали ускоренно вводить национальные валюты.

В настоящее время идея создания единого рублевого пространства остается. Наиболее привержены ей Белоруссия и Россия.

Важным этапом сотрудничества и взаимодействия РФ со странами СНГ стало подписание 3 ноября 1995 г. Соглашения о единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности стран СНГ (ТН ВЭД СНГ). Она основана на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, используемой в мировой практике. С 1 января 1997 г. действует ТН ВЭД СНГ в новой редакции, которая отражает процесс дальнейшей унификации форм таможенной документации и упрощения таможенных процедур. Она способствовала также дальнейшему развитию процессов интеграции в рамках Содружества и увеличению объёмов внешней торговли России со странами СНГ. За 10 лет он увеличился на 38%, достигнув в 2003 г. своего максимума $33,6 млрд. (Российский статистический сборник. М.: Госкомстат России, 2000; Внешнеэкономическая деятельность. М.: Федеральная служба государственной статистики (Росстат), 2004). Внешнеторговые отношения с ближайшими соседями за этот период развивались крайне неравномерно. Были периоды, когда объем торговли опускался ниже уровня 1994 г. Так, в 1999 г. объем внешней торговли России со странами СНГ уменьшился по сравнению с 1994 г. на 21%. Причиной спада торговли явились не только валютно-финансовый кризис 1998 г., но и политические обстоятельства, а также международная обстановка.

Основными внешнеторговыми партнерами России из стран СНГ являются Белоруссия и Украина, на их долю приходится 73% объема торговли. Кроме того, 17% составляет внешняя торговля России с Казахстаном. На эти три страны приходится 90% внешнеторгового оборота России.

В период активизации внешнеэкономических связей странами СНГ предпринимались попытки усилить работу по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы валютного регулирования и контроля внешнеторговой деятельности. Практически во всех странах были приняты законы по данному вопросу, утверждены таможенные кодексы и другие нормативные документы. Во всех странах СНГ созданы таможенные органы, имеющие некоторые различия в названиях и структуре подчиненности. У отдельных стран имеется желание укрепить таможенный союз и единое экономическое пространство, создать рублевую зону.

Анализируя возможность создания единой валютной системы стран СНГ, следует отметить, что после распада СССР рубль и другие валюты государств СНГ вынуждены конкурировать с более сильными иностранными валютами не только на внешних рынках, но и во внутреннем обороте. Страны СНГ в этом плане находятся в особо неблагоприятных условиях. В результате ускоренной либерализации уровень открытости их национальных финансовых рынков вплотную приблизился к уровню, характерному для ведущих промышленно-развитых стран мира. Однако в большинстве государств Содружества процесс либерализации намного опережал развитие экономики и становление институтов рыночного хозяйства. В результате финансовые рынки СНГ стали открыты для конкурентов извне, хотя они гораздо слабее развиты, чем аналогичные рынки в странах Запада.

В этом смысле региональная валютно-финансовая интеграция приобретает для стран Содружества особое значение. Она позволит в значительной мере нейтрализовать отрицательные последствия глобализации, сохранить естественную внутреннюю среду того или иного региона, закрыть уязвимые места и превратить региональную специфику в конкурентное преимущество. Для стран СНГ интеграция осталась едва ли не единственным легальным способом защитить внутреннее пространство от гораздо более сильных конкурентов, приостановить распространение на него международных «правил игры», отвечающих исключительно интересам ведущих стран мира.

Большинство стран СНГ заинтересовано в том, чтобы финансовое пространство Содружества было упорядоченным, а не фрагментарным. Наличие той или иной формы его организации необходимо не только для того, чтобы противостоять конкурентам из третьих стран, но главное — обеспечить на долговременной основе национальную валютно-финансовую безопасность. Интеграция в валютно-финансовой сфере нужна странам СНГ, поскольку у них имеются цели, реализовать которые поодиночке неизмеримо сложнее, чем сделать это на коллективной основе, совместными усилиями. Среди них: укрепление позиций национальных валют; создание емких финансовых рынков с полным набором инструментов, присущих рынкам высокоразвитых стран; занятие достойного места в мировой валютно-финансовой системе.

Многие страны СНГ интересует возможность решения такой крупной проблемы: может ли СНГ, пусть в долгосрочной перспективе, образовать экономический и валютный союз и ввести единую валюту, аналогичную евро?

Опыт европейских стран показал, что валютный союз возможен только в паре с экономическим союзом. И здесь прежде всего участники региональной группировки должны пройти все более ранние стадии экономической интеграции: зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок. Данная очередность — непреложный закон интеграции. Значит, путь стран СНГ к единой валюте неминуемо лежит через таможенный союз и единый внутренний рынок. Но, как известно, принятые в СНГ программы таможенных союзов уже который год пробуксовывают. Пока эта стадия не пройдена, нет реальных оснований для создания единого внутреннего рынка и уж тем более для валютного союза. Дело здесь не только и не столько в недостатке политической воли и изъянах коллективной политики, сколько в объективных предпосылках.

В числе негативных факторов, действующих в СНГ, следует выделить такие, как различия в институциональной структуре хозяйства, отсутствие традиций рыночной экономики. В России нынешнее поколение учится ее правилам с нуля. В других странах СНГ, особенно неевропейских, ситуация еще сложнее. В азиатских республиках устои плановой экономики консервируются традициями семейственности, во многих регионах сохраняются докапиталистические, феодальные формы хозяйства.

Сдерживающим фактором объединения стран является их неравнозначность по размерам, населению, экономической мощи. В СНГ на Россию приходится половина населения и 2/3 совокупного ВВП всех 12 стран-членов. Поэтому в СНГ объективно не существует основы для создания наднациональных институтов интеграции, подобно тем, которые имеются в Евросоюзе.

Сильной стороной СНГ, безусловно, является наличие общего языка. На русском все еще говорит значительная часть граждан Сод­ружества, на нем, как правило, ведутся переговоры и деловая переписка между предприятиями разных стран Содружества. Эта практика особенно широко распространена в финансовом секторе, где многие термины просто не существуют на национальных языках. Несомненным плюсом СНГ является унаследованная от СССР единая инфраструктура, в том числе общая транспортная сеть, а также сис­тема и традиции подготовки кадров.

Автор считает, что в СНГ имеется очень мало предпосылок для того, чтобы в обозримом будущем пройти все ступени интеграции, необходимые для создания экономического и валютного союза. Этому объективно препятствуют недостаточное развитие промышленного потенциала данных стран, разное социально-экономическое устройство, многоукладность экономики и отсутствие полицентрической структуры. Кроме того, валюты стран СНГ до распада Советского Союза не существовали как сегмент мировых валютных рынков. А к концу ХХ столетия в мире сложилась жесткая иерархия валют и совершенно очевидная асимметрия в сферах их использования. Теперь перемещение валюты из категории внутренних в категорию международных сопряжено с огромными сложностями. За последние три десятилетия XX в. известны лишь единичные случаи таких передвижек.

Другая группа отличий является отражением экономических и исторических особенностей послевоенной Западной Европы и нынешнего СНГ.

В СНГ степень взаимного притяжения государств-участников заметно ниже, чем в Западной Европе; для большинства из них высокоразвитые третьи стра­ны служат основным источником товаров и технологий, необходи­мых для нормального функционирования экономики.

В Западной Европе всегда преобладали многосторонние торговые потоки и расчеты, а в СНГ доминируют двусторонние. Все страны замыкаются на Россию, поскольку она больше, сильнее и географически расположена в центре. У каждого из участников СНГ (кроме России) внутри объединения имеются два-три ос­новных партнера, тогда как с другими странами связи гораздо слабее. В Содружестве, даже если создать идеальные условия для многосторонних связей, торговля, например, между Казахстаном и Молдовой не возрастет, потому что ее вообще нет. Конечно, эффективная система многосторонних платежей была бы полезна СНГ. Но на данном этапе многосторонние расчеты не являются безусловным приоритетом.

Исключение составляет лишь расчетная единица. Чтобы создать валюту-корзину, входящие в нее национальные денежные единицы должны быть более или менее стабильными, в СНГ это условие пока невыполнимо. Расчетная единица на базе российского рубля, доллара, евро или, скажем, корзины евро/доллар – вполне достижимая для Содружества цель. Никаких серьезных препятствий для формирования такой единицы нет. С ее помощью можно решать, по крайней мере, две задачи. Во-первых, существенно сократить долю «живых» долларов в расчетах между странами СНГ. Даже, если доллар будет использоваться как валюта цены в контрактах и создан механизм окончательных расчетов в национальных валютах по текущему курсу, потребность в реальных долларовых средствах уменьшится благодаря взаимным зачетам. Во-вторых, общая расчетная единица позволит образовать систему или системы трансграничных расчетов в режиме реального времени как между центральными, так и коммерческими банками.

Конкретное прикладное значение имеет Объединенная платежная система Содружества, учрежденная в декабре 2000 г. банками и другими организациями Армении, Казахстана, Молдовы, России и Таджикистана. Цель системы — проведение согласованной политики в области безналичных расчетов с использованием пластиковых карт. Странам СНГ есть прямой смысл взять на вооружение новейшие технологии и инструменты, появившиеся в последние годы на международных финансовых рынках. Для примера в странах Евросоюза сейчас действуют две крупные системы трансграничных расчетов: ТАРГЕТ и Евро-банковская ассоциация (ЕБА). ТАРГЕТ — децентрализованная система двусторонних расчетов в режиме реального времени. Ее участники — центральные банки стран ЕС. ТАРГЕТ действует на основе 100%-го залогового обеспечения и в основном предназначена для перевода крупных сумм.

За основу Объединенной платежной системы СНГ можно было бы взять единую общероссийскую межбанковскую специализированную платежную систему «Таможенная карта» на основе смарт-карт, объединяющую более 30 банков России, среди которых такие крупные эмитенты, как Альфа-Банк, Росбанк, МДМ-Банк, ГУТА-Банк и др. Платежная система «Таможенная карта» создавалась с целью совершенствования системы уплаты таможенных платежей, усиления контроля за поступлением денежных средств на счета таможенных органов, упрощения расчетов по таможенным платежам, а также сокращения сроков прохождения денежных средств и сроков производства таможенного оформления товаров. Она успешно работает в России более трех лет. Таможенная карта предоставляет каждому участнику ВЭД возможность оперативной уплаты пошлин, налогов, таможенных сборов, штрафов непосредственно на таможенных постах, на которых осуществляется декларирование, т.е. в момент таможенного оформления. Таможенные карты применяются наряду с традиционными формами оплаты. Но они избавляют и самих участников внешнеторговых операций, и таможенных работников от выполнения огромной рутинной бумажной работы. Кроме того, платежная система расчетов с помощью таможенной карты создает целый ряд преимуществ непосредственно самим экспортерам и импортерам: максимально упрощает и ускоряет процедуры осуществления таможенных платежей и оформления внешнеторговых сделок; позволяет осуществлять уплату таможенных платежей в любом таможенном органе с использованием одного банковского счета на всей тер­ритории России; избавляет участников ВЭД от необходимости осуществлять уплату таможенных платежей в иностранной валюте; уменьшает потери, связанные с возвратом таможенных пла­тежей в рублях, ранее излишне уплаченных в иностранной валюте, что сопро­вождается сокращением необходимой финансовой документации; создает возможность круглосуточной уплаты таможенных платежей.

Если в СНГ удастся создать систему скоростных трансграничных расчетов в общей денежной единице, подобную общероссийской платежной системе «Таможенная карта», то проблема платежного обслуживания внешнеэкономических связей будет во многом решена и вопрос о привязке курсов будет снят сам собой. Внедрение единой платежной системы СНГ не только улучшит обслуживание клиентов, но и создаст новый банковский инструмент привлечения ресурсов частных лиц, увеличит оборачиваемость средств, будет способствовать развитию современных форм расчетов на всем пространстве Содружества.

Большое внимание странами Содружества уделяется формированию зоны свободной торговли. Для этого в 1994 г. странами СНГ были предприняты меры для перехода к многостороннему режиму свободной торговли на основе соответствующего Соглашения о создании зоны свободной торговли. Но им не удалось разработать и согласовать на многосторонней основе общий перечень изъятий из режима свободной торговли, предусмотренный Соглашением. Поэтому в подписанном странами СНГ в 1999 г. Протоколе о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли было установлено, что изъятия из режима свободной торговли, имея временный характер, могут применяться на основе двусторонних документов.

Здесь необходимо учитывать, что для каждой страны СНГ, участвующей в создании зоны свободной торговли, в силу существующих различий в экономических потенциалах, степени реформирования экономик, складывающихся внутренних и внешних условий экономического развития движение к полномасштабной зоне свободной торговли не является равномерным. Следовательно, наряду с согласованными направлениями движения для каждой страны СНГ будет характерна только ей присущая этапность формирования зоны свободной торговли.

Важное значение в современных условиях приобретает совершенствование нормативно-правовой базы государств – участников СНГ по организации валютного контроля. Среди них представляется необходимым: введение в 2004–2008 гг. товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) России, ТН ВЭД СНГ и ТН ВЭД ЕврАзЭс, приведенных в соответствие четвертому изданию Гармонизированной системы; продолжение нормотворческой работы по формированию единого экономического пространства Белоруссии. Казахстана, России и Украины; подготовка модельного Таможенного кодекса стран СНГ; совершенствование законодательной базы валютного контроля государств-участников СНГ.

В настоящее время законодательные акты стран ближнего зарубежья имеют существенные различия между собой. В некоторых странах СНГ валютное законодательство приближенно к требованиям международных финансово-экономических структур (МВФ, ВТО), например, сняты ограничения в отношении текущих валютных операций. В других странах эти ограничения действуют. В ряде стран предусмотрено требование о резервировании, в некоторых странах этого ограничения нет. По мнению автора, представляется целесообразным в условиях единого экономического пространства иметь более унифицированное валютное законодательство.

Аналогичная обстановка и с нормативно-правовой базой в области регулирования таможенных отношений. Готовящийся проект модельного Таможенного кодекса поможет странам СНГ выработать единые принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, унифицировать таможенные режимы; установить единый порядок определения страны происхождения товаров и другие процедуры.

Ситуация с выработкой единых нормативных документов СНГ осложняется тем, что в последнее время в руководящих кругах стран Содружества и в средствах массовой информации часто возникают дискуссии о судьбе СНГ. Перспективы развития СНГ обсуждались в Минске 23 марта 2005 г. на заседании Совета министров иностранных дел Содружества. Было отмечено, что в 2004 году товарооборот между странами СНГ увеличился на 40% (Кольченко И.И.. Набор скорости //  Российская газета. 2005. 24 марта), страны СНГ объединяет не только прошлое, но и настоящее, а главное – у Содружества есть будущее, которое будет обсуждаться на саммите глав государств СНГ в августе 2005 г. в Казани.

Однако автор больше солидарен с главным редактором журнала «Политический класс» В.Т. Третьяковым, который отмечает, что «при обсуждении темы СНГ на последней Ассамблее Совета по внешней и оборонной политике рассматривались три сценария дальнейшей работы России с этой организацией, ни один из которых не предусматривал ее укрепления или масштабной модернизации, ибо все участники дискуссии сходились в том, что ни укреплять, ни модернизировать нечего». (Третьяков В. Еще одна «бархатная» //  Российская газета. 2003. 24 марта).

Действительно, есть такие сценарии и их можно рассматривать как варианты.

Во-первых, можно сохранить СНГ как клуб для регулярного формального и неформального общения президентов 11 государств.

Во-вторых, сохранить организацию как пространство, внутри которого формируются более прочные и перспективные, хотя и более узкие интеграционные объединения — ОДКБ, ЕврАзЭС, ЕЭП, Союзное государство России и Белоруссии. То есть ориентироваться на интеграционное ядро, уже существующее в рамках СНГ, ожидая, когда оно вызреет во что-то более серьезное, постепенно отшелушив от себя неинтегрируемые осколки умирающего Содружества.

Но, скорее всего, надо иметь в виду третий вариант, самый радикальный – приступить по инициативе России к ликвидации СНГ. Это лучше, чем бесконечно растягивать жизнь практически бессмысленной организации. Такое решение заставит всех членов бывшего СНГ определиться в своем политическом, цивилизованном и геополитическом выборе: с Россией они или без нее? Здесь имеется серьезный мотив, требующий особого внимания не допустить поспешности с ликвидацией СНГ. Сейчас содружество позволяет России хоть в какой-то степени сохранять единство разделенной с 1991 г. русской нации и защищать интересы русских и русскоязычных за пределами России.

Однако и затягивание с принятием по инициативе России решения о судьбе СНГ может привести к тому, что в скором времени эта организация начнет саморазрушаться, причем хаотически, или ее ликвидация начнется по инициативе не России, а какого-либо другого мощного члена СНГ или даже двух-трех ее членов. Россия могла бы публично заявить, что, например, 31 декабря 2008 г. она в любом случае покинет СНГ. При этом Москва предлагает план создания нового межгосударственного союза, построенного на таких-то и таких-то принципах и взаимных обязательствах. Возможность вступления в эту новую организацию должна быть открыта для всех желающих, но не на условиях размывания ее основополагающих принципов. Оставшееся до своего выхода из СНГ время Россия должна посвятить освобождению от обязательств, связанных с членством в этой структуре.

К принятию такого решения подталкивают Россию украинские руководители. Украина настаивает на необходимости пересмотра базового соглашения о формировании Единого Экономического пространства (ЕЭП). Министр экономики Украины С. Терехин заявил, что украинское правительство не устраивает положение о передаче государствами – участниками ЕЭП части полномочий наднациональному органу, который будет регулировать тарифную политику четырех государств. Для Украины создание таможенного союза не является приоритетной задачей в формировании ЕЭП. Позиция Украины следующая: на первом этапе – создание зоны свободной торговли без ограничений и изъятий, второй этап – членство всех стран в ВТО. Только после этого можно будет рассматривать создание таможенного союза. Такая позиция Украины вряд ли устроит других участников ЕЭП.

Официальными структурами сейчас рассматриваются, по крайней мере, три разных уровня валютного сотрудничества: все Содружество; Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) и валютный союз России и Белоруссии.

Ранее было отмечена работа, проводимая в рамках всего Сотрудничества Независимых Государств. С недавнего времени некоторыми странами СНГ предпринимаются попытки активизировать процессы интеграции в более узком составе государств. 10 октября 2000 г. в г. Астане пять стран (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан) подписали договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Таким образом, был создан конкретный организационно – правовой механизм действия по реализации ранее намеченных Договором от 26 февраля 1999 г. целей и задач, направленных на создание Таможенного союза и Единого экономического пространства. Представляя и защищая интересы государств – членов Сообщества в условиях глобализации мировой экономики, ЕврАзЭС должна способствовать выходу данных стран на международные рынки и ускорению процесса интеграции в мирохозяйственную систему.

Деятельность ЕврАзЭС в области внешнеторговой и таможенной политики направлена на решение следующих задач: завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования; введение согласованной системы преференций; установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки; выработка согласованной позиции государств-членов во взаимоотношениях с ВТО и другими международными экономическими организациями; введение унифицированного порядка валютного регулирования и валютного контроля; создание механизма эффективного функционирования платежно-расчетных отношений; создание общей унифицированной системы таможенного регулирования, в рамках которой действуют унифицированные правила таможенного оформления и таможенного контроля, применяются единые таможенные режимы.

Почти сразу страны ЕврАзЭС сделали попытку разработать ряд модельных законов, в том числе в валютно-финансовой сфере. Среди них: о единых принципах валютного регулирования и валютного контроля; общие принципы экспортного контроля;  о таможенном тарифе; основы банковской деятельности и др.

По мнению автора, перспективы у ЕврАзЭС значительно лучше, чем у СНГ в целом, поскольку у «евразийцев» присутствует ярко выраженная экономическая и политическая мотивация. Об этом свидетельствует и объем внешней торговли России с этими странами. К 2003 г. он увеличился почти в 2 раза по сравнению с 1999 г. (Российский статистический ежегодник. Внешнеэкономическая деятельность. М.: Федеральная служба государственной статистики (Росстат), 2004), что способствует ускорению интеграционных процессов между ними.

Взаимодействие стран ЕврАзЭС в торгово-экономической области достигло сейчас такого этапа, когда во взаимной торговле отменены тарифные и количественные ограничения, по значительной части номенклатуры товаров введены общие таможенные тарифы, между собой осуществляются согласованные меры нетарифного регулирования, по отношению к третьим странам формируются общие торговые режимы, начато создание единой таможенной территории.

Учреждение Евразийского экономического сообщества как международной организации – стратегическая реакция на тенденции современного мирового экономического развития. На всех континентах ускоряются процессы региональной международной экономической интеграции. Повышается значение правил и норм экономического поведения, разработанных Всемирной торговой организацией (ВТО). В связи с этим вступление государств - участников Евразийского экономического сообщества в ВТО и перевод их хозяйственной деятельности на "правила игры" этой международной организации представляется одной из самых важных стратегических задач Сообщества.

Вступление в ВТО необходимо государствам - участникам ЕврАзЭС прежде всего для того, чтобы решить следующие основные задачи: устранить дискриминационный подход со стороны развитых государств к взаимному применению режима наибольшего благоприятствования; обеспечить объективное разрешение споров в торговых отношениях, в том числе в сферах информационного обмена, транспорта, использования интеллектуальной собственности; ускорить переход на международные стандарты качества продукции и услуг; интенсифицировать процесс формирования общей правовой базы для выхода на мировые товарные рынки, развития международной производственной и научно-технической кооперации, разрешения противоречий при использовании прав интеллектуальной собственности; упорядочить преференции и изъятия из режима наибольшего благоприятствования и свободной торговли, в том числе в отношениях между странами СНГ.

Для решения названных задач требуется всесторонний анализ проблем, затрудняющих вступление во Всемирную торговую организацию государств - участников ЕврАзЭС и обусловливающих ту или иную продолжительность переходного периода, который предусматривается ВТО для поэтапного использования страной норм этой организации.

В ЕврАзЭС к таким проблемам относится, прежде всего, неконкурентоспособность большинства видов продукции, кроме части продукции военной промышленности, металлургии, удобрений, в известной мере нефти, газа, других природных ресурсов. Данное обстоятельство делает особенно острой проблему определения продолжительности и обоснования этапов переходного периода.

Не менее острыми являются проблемы согласованного усиления позиций в международной конкуренции и согласованного противодействия дискриминации со стороны развитых государств путем создания зоны свободной торговли СНГ и общего рынка ЕврАзЭС.

Переход на правила и нормы ВТО потребует от стран ЕврАзЭС значительных усилий по совершенствованию национального законодательства, очень больших средств, в частности, для выплат роялти (лицензионного вознаграждения в виде отчислений) иностранным владельцам прав интеллектуальной собственности, прежде всего для реализации программ технологической модернизации, совершенствования образовательных программ, разработки новых или доработки существующих законов и административных правил, улучшения таможенной деятельности, гражданского судопроизводства.

В связи с этим страны ЕврАзЭС должны иметь согласованную комплексную концепцию и стратегию присоединения к ВТО. Продолжительность переходного периода, определяемая более чем пятью годами, может рассматриваться в этих странах как обоснованный срок только при концептуально и стратегически выверенном планировании совместных усилий по: а) ускоренному подъему ограниченного числа наиболее перспективных по параметрам конкурентоспособности производств; б) соответствующему изменению национального и местного (прежде всего в России) законодательства, в том числе путем разработки Основ законодательства ЕврАзЭС и использования в законопроектном процессе норм и правил ВТО; в) защите национального неконкурентоспособного производства; г) ускорению реформирования банковского сектора экономики; д) ускоренному развитию информационных сетей и компьютерной базы; е) подготовке и переподготовке специалистов и рабочих, в первую очередь для выделенных в национальных и международных программах ЕврАзЭС перспективных производств.

Присоединение к ВТО стран ЕврАзЭС в нужное для каждой из них время – путь к использованию всех преимуществ цивилизованных международных экономических отношений, путь трудный, требующий приобщения к новой философии хозяйственной деятельности в XXI в., преодоления уходящих в прошлое взглядов на управление экономикой и ее стратегические перспективы.

Развитие интеграционных процессов в экономической и валютной сфере со странами СНГ, и в первую очередь с Республикой Беларусь, является актуальной задачей для России. Очевидно, что российско-белорусский союз выгоден обоим партнерам и в стратегическом, и в экономическом плане. В 2004 г. Белоруссия заняла второе место во внешнеторговом обороте России, пропустив вперед лишь Германию, и лидирующую позицию – во внешней торговле России со странами СНГ. Между данными государствами в течение нескольких десятилетий складывалась система производственно-экономических связей, на основе которых сформировались взаимодополняемые хозяйственные комплексы.

Планируемый союз России и Белоруссии будет иметь совершенно иную природу, нежели экономическое и валютное сотрудничество на остальном простран­стве СНГ. Его правила и принципы будут неуместны и непригодны для отношений между другими странами Содружества. По мнению экспертов, единственным реальным вариантом данного валютного блока является использование российского рубля в качестве законного платежного средства на всей территории союзного государства России и Белоруссии, что и зафиксировано в союзном договоре.

Начавшаяся реализация проекта введения единой российско-белорусской валюты выявила определенные трудности и проблемы, для поиска путей успешного преодоления которых полезно рассмотреть мировой опыт, в частности по введению единой валюты «евро».

Первое, на что следует обратить внимание, это длительность и тщательность проведения подготовительной работы.

Второе. Теория перехода к единой валюте в Европе отличается такими чертами, как поэтапность, постепенность и плановость, чего не получается пока у России с Белоруссией.

По мнению экспертов, продвижение к единой российско-белорусской валюте в ближайшие годы будет минимальным из-за политических, экономических и финансовых противоречий между Россией и Белоруссией. Например, в России официальный курс национальной валюты устанавливается по результатам биржевых торгов, а в Белоруссии сохраняется система множественности валютных курсов, при которой курс Национального банка Белоруссии является учетным и отличается от курса обменных пунктов более чем в два раза. И Россия, и Белоруссия имеют общие экономические проблемы: высокий уровень инфляции и долларизации экономики; не устранены различия в валютном, налоговом и таможенном законодательстве. И хотя Президент РФ В.Путин недавно заявил, что надо ускорить продвижение к установлению единой валюты Союза (рубля), но это пока остается только заявлением.

Для Республики Беларусь введение единой денежной единицы является фактически денежной реформой, которая приведет к изменению масштаба цен, переоценке активов и пассивов, основных и оборотных средств белорусских предприятий и действующих на территории республики нерезидентов, серьезным преобразованиям во всех сферах экономики, и в первую очередь изменениям отношений собственности.

Однако Россия и Белоруссия, также как и страны Евросоюза сознательно идут на разного рода издержки, связанные с отказом от использования национальных валют и переходом к единой валюте, так как это обеспечит им низкую себестоимость сделок при взаимной торговле, снижение процентных ставок в результате неопределенности, вызываемой колебаниями обменных курсов национальных валют. Особо следует отметить, что реализуемый проект объединения денежных систем России и Белоруссии должен иметь научно-теоретическое обоснование целесообразности, носить плановый, прогнозируемый характер. Здесь нельзя ошибиться даже в малом. Необходима разработка показателей экономического развития обеих стран, а также «пропускных критериев» для других стран СНГ, которые могут присоединиться в будущем к валютному союзу. Основная же работа должна сейчас быть направлена на преодоление существующих разногласий между Россией и Белоруссией, с тем чтобы не дискредитировать «первые ростки» положительного опыта валютной интеграции.

 

 

 

 



© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.