WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

   Добро пожаловать!

Дать ответ времени — дать ответ себе

Научная статья

 

1 из 4

Д. М. Сахарных, А. А. Солдаткин,

преподаватели-тренеры курса ОРКСЭ, Институт повыше­ния квалификации и переподготовки работников образова­ния Удмуртской Республики.

Дать ответ времени — дать ответ себе

Личностный рост учителя в процессе преподавания курса «Основы религи­озных культур и светской этики»

Начало апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 19 регионах нашей страны в апреле 2010 г. не стало совершенной неожиданностью для про­фессионального сообщества учителей: дискуссии вокруг преподавания «Основ православной культуры», «Духовно-нравственной культуры» велись достаточно широко, многолетний опыт реализации подобных курсов в разных регионах России также был налицо. Тем не менее, при апробации нового курса учителям — преподавателям ОРКСЭ пришлось столкнуться с целым рядом вызовов. Рассмотрим ключевые из них.

Новизна материала. Модульное построение курса, возможность свободного выбора родителями или опекунами ребёнка, вновь приступающего к изучению ОРКСЭ, одного из шести модулей ОРКСЭ повлекли не только известные организационные трудности, но и вы­двинули специальные требования к компетенциям учителя. Концепция преподавания, сти­хийно сложившаяся в ходе преподавания прежних курсов («Основ православной культуры» и им подобных), предполагала, что учитель ведёт единственный предмет, посвященный какой-то одной религиозной культуре. Теперь же от учителя ОРКСЭ требуется зачастую владение несколькими модулями, причём к модулям, посвященным религиозным культурам, был до­бавлен и модуль по светской (нерелигиозной) этике. Иными словами, от учителя ОРКСЭ тре­буется уже не только разбираться в основах тех или иных религиозных культур, но и иметь достаточно глубокое и ясное знание в области важнейших этических концепций древности и современности.

Новизна педагогических технологий. Курс ОРКСЭ выдержан в духе новых образо­вательных стандартов второго поколения и предполагается, что преподаваться он будет по-новому. Здесь на первый план выходят игровые технологии, технологии работы в малых группах, технология критического мышления, выполнение творческих работ и реализация исследовательских проектов, наконец, использование мультимедиа. Особого подхода требует и безоценочный характера курса, и возрастно-психологические особенности учащихся (курс читается в 4-5 классах).

Понимание общественно-исторической роли религии. Успешное преподавание мо­дулей ОРКСЭ, посвященных религиозным культурам, невозможно и без формирования проч­ных основ целостного мировоззрения учителя. Важнейшим элементом любого мировоззре­ния было и остаётся отношение к сверхъестественному, и, соответственно, принятие или не­приятие тех или иных форм религиозного мировоззрения. Не только практические работники сферы образования — учителя, преподаватели — но и многие интеллектуалы-теоретики, вы­страивая свою картину мира, не могут, увы, успешно пройти между Сциллой полного отри­цания религии (отношения к ней как к форме архаичного сознания,  «мракобесию» или про-

1 Денис Михайлович Сахарных, Андрей Анатольевич Солдаткин, 2010


2 из 4

сто восприятия религиозности как исторически преходящего феномена) и Харибдой глубоко субъективного, ненаучного, неофитски-апологетического её восприятия. И первое, и послед­нее как минимум противоречат основным конституционным нормам нашего государства, по­ложенным в том числе и в основу его образовательной концепции. Но оба этих крайних вз­гляда приводят, по нашему мнению, и к совершенно ошибочным представлениям о роли и месте религии в жизни человеческого общества.

Вне зависимости от того, разделяем мы или нет какую-либо из религиозных доктрин, или позиционируем себя как атеисты или агностики, нельзя не признать, что в религиозных учениях, проверенных и отшлифованных веками общественного использования, аккумулиру­ется и освящается огромный опыт наших предков по освоению социальной и природной ре­альности, опыт в деле постижения природы человека, смысла и предназначения основных общественных институтов, разрешаются — с большим или меньшим успехом — вековечные проблемы человечества. Отрицать этот опыт, отрицать интеллектуальную работу множества замечательных умов, подвизавшихся на религиозном поприще — крайне неосторожно и са­монадеянно (равно как и абсолютизировать их).

Необходимость культуроведческого подхода в преподавании ОРКСЭ. Недобросо­вестные представители критиков курса любят называть преподавание ОРКСЭ «преподавани­ем религии». Печально, но и среди многих педагогических работников нет ясного представ­ления о том, чем является ключевое понятие «религиозных» модулей ОРКСЭ, а именно, по­нятие о «религиозной культуре». Ведь что значит преподавать, к примеру, основы правосла­вия? Значит ли это доказывать истинность тех или иных догматов православия, то есть по сути — индоктринировать учащихся? Разумеется, такой подход немыслим для светской шко­лы светского государства. Но ведь и задача соответствующих модулей ОРКСЭ совершенно иная — дать понятие о культурных и религиозных традициях народов России, то есть пред­ставить, к примеру, то же православие в виде живой, наполненной смыслом и действием фор­мы культуры. Выбор родителями или представителями ребёнка того или иного модуля ОРКСЭ для изучения вовсе не обязан соответствовать религиозным воззрениям самого ребёнка и его семьи, или каким-то иным эстетическим симпатиям или антипатиям к той или иной религиозной культуре. Преподавать модуль ОРКСЭ, посвященный той или иной рели­гиозной культуре — не значит обращать учеников в ту или иную религию, или лишний раз подтверждать в школе ту доктринальную нагрузку, что ребёнок получает в семье. Это значит — уметь показать богатство и значимость религиозной культуры, возбудить у учащегося ува­жение и привить ему понимание, хотя бы в самых общих чертах, того, во что и почему веру­ют носители изучаемых форм религиозной культуры, что для них дорого и свято. Успешно справиться с такой задачей может только хорошо подготовленный, вдумчивый педагог, сво­бодный от идеологических шор.

Ценность собственного примера. Авторитет учителя среди учащихся того возраста, в котором они приступают сейчас к изучению ОРКСЭ, огромен. Огромна поэтому и ответ­ственность педагога — она охватывает не только то, что и как он будет говорить и делать в классе, но и то, насколько нравственной личностью он является сам. Бездуховный и безнрав­ственный учитель не может прививать своим ученикам духовность и нравственность. Итак, не только профессиональный, но и личностный рост, постоянная работа над собой необходи­мы педагогу — преподавателю ОРКСЭ. И это — требование времени. Воспитательная функ­ция школы, почти полностью приглушённая в «лихие девяностые», теперь постепенно воз­вращается на своё законное место. Введение в российской школе курса «Основ светской эти­ки и религиозных культур» — одно из важнейших мероприятий по её реабилитации.

© Денис Михайлович Сахарных, Андрей Анатольевич Солдаткин, 2010


3 из 4

* * *

Дать адекватный ответ на все эти вызовы крайне непросто. Ситуация осложняется еще и тем, что в самом обществе, в отрыве от которого школа существовать не может в принципе, наблюдается процесс одновременного вброса в информационное пространство самых раз­личных, зачастую непримиримых друг к другу духовно-нравственных концепций. Европей­ский нигилизм1, в его умеренной позиции составляющий духовную основу современного гу­манизма, завоёвывает все более широкие позиции в информационном пространстве россий­ского общества. Более того, его ценности — ценности общества потребления — в настоящий момент позиционируются как «общечеловеческие», чем перечёркивается духовная ценность культурных традиций, на протяжении веков обеспечивавших существование и развитие рос­сийского общества (имевших и имеющих мало общего с современным гуманизмом). Для школьного пространства проблема адекватного идеологического противостояния данным тенденциям особенно актуальна в силу того, что «общечеловеческие» ценности общества по­требления оказывают все большее влияние на духовно-нравственное развитие молодежи, в том числе и через современные молодежные субкультуры. На противоположном фланге мы можем наблюдать резко активизировавшийся религиозный фундаментализм (исламского и квазихристианского толка). Дальнейшее распространение чуждых духовно-нравственных ценностей, к тому же находящихся в непримиримом конфликте друг с другом, грозит обще­ству полной потерей нравственных ориентиров.

Дать адекватный ответ на все эти вызовы времени невозможно без кардинального расширения интеллектуального кругозора и упрочения нравственных принципов, лежащих в основе российского образования. Между тем, опыт апробации курса ОРКСЭ показал, что если обеспечить преемственность духовно-нравственных традиций в современной россий­ской школе в целом удалось, то уровень знаний «среднестатистического» педагога зачастую оказывается недостаточным для успешного решения задач духовно-нравственного воспита­ния нового поколения. Процесс переподготовки учителей по курсу ОРКСЭ, в котором прини­мали участие авторы, показал крайне низкий уровень знаний педагогов даже о религиозных конфессиях, традиционных для нашей республики, не говоря уже о не ставших пока ещё при­вычными буддизме и иудаизме. Смысл и содержание светских/нерелигиозных этических кон­цепций также не всегда понятны и знакомы учителям. Очевидно, что преодолеть этот пробел к началу апробации не удалось. Эта задача актуальна сейчас и будет оставаться таковой ещё в течение долгого времени.

***

Для дальнейшего расширения и совершенствования работы в области духовно-нрав­ственного воспитания учащихся на базе Института повышения квалификации и переподго­товки работников образования Удмуртской Республики была создана Рабочая группа по учеб­но-методическому сопровождению духовно-нравственных, религиоведческих, морально-эти­ческих учебных предметов в ОУ УР (сокращённо — Рабочая группа по ОРКСЭ). В состав группы вошли как тренеры-преподаватели ОРКСЭ - сотрудники ИПКиПРО, так и представи­тели руководства и специалисты института. ИПКиПРО УР уже с августа 2010 г. организует цикл курсов повышения квалификации для учителей—преподавателей «Основ религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Каждый модуль цикла будет посвящен специфике кон­кретного учебного модуля курса ОРКСЭ из числа апробируемых в Удмуртской Республике («Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной

1   Термин нигилизм используется здесь в том же смысле, в каком его использовал М. Хайдеггер.

© Денис Михайлович Сахарных, Андрей Анатольевич Солдаткин, 2010


4 из 4

культуры», «Основы исламской культуры»).

Все направления учебной деятельности в рамках организуемых ИПКиПРО курсов бу­дут рассматриваться в свете действующей образовательной программы. Большое внимание будет уделяться существующим учебным пособиям, возможности привлечения дополнитель­ного учебного материала, будут рассматриваться примеры создания поурочных разработок по конкретным урокам курса ОРКСЭ. Целью обучения станет практико-ориентированное дея-тельностное освоение теоретических и практических основ курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательном учреждении.

Учителям - преподавателям ОРКСЭ, родителям учащихся, учреждениям дополнитель­ного и высшего образования, заинтересованным общественным организациям предстоит дол­гая и непростая, но необходимая обществу совместная работа, начинать которую каждому из соработников нужно будет прежде всего с себя, с совершенствования своих профессиональ­ных и личностных качеств в соответствии с вызовами времени.

Опубликовано: Вестник образования и науки Удмуртской Республики, № 3 (0022), Ижевск, 2010. С. 20-22.

© Денис Михайлович Сахарных, Андрей Анатольевич Солдаткин, 2010

 



© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.