WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

   Добро пожаловать!

Детский экологический центр на предприятии:шаг к социальной ответственности-2011-2

Научный журнал

 

ГЛАВА 4

Чему учат в Детском экологическом центре?

В этой главе хочется подробнее остановиться на том, о чём будут узнавать дети в экологическом центре. Возможно, проблемы содержания занятий или других видов деятельности центра не является для вас вопросом - тогда просто пропустите этот раздел.

И всё же - чему нужно учить детей, чтобы они смогли сделать свое будущее экологически безопасным? Может, важнее всего научить их раздельно собирать мусор, чтобы его было легче вторично перерабатывать? Или научить потреблять меньше ресурсов, чем их экологически непросвещенные родители? В любом случае, важно определиться с приоритетами - ведь возможности центра небезграничны.

Хорошим ориентиром для определения, какое содержание более важно, а какое менее, служит список из шести принципов экологического поведения.

Rethink    Подумай, как сделать по-другому

Refuse      перебейся (откажись)

Repair      почини

Reduce     потребляй меньше

Reuse       повторно используй

Recycle    переработай вторично

Все они в английском языке начинаются с RE. На русском они могут звучать как «Шесть П». Эти «заповеди» призваны сделать жизнь человека более «экологичной», однако имеют разную степень эффективности. Здесь они проранжированы от наиболее экологически эффективной и рациональной (подумай, как сделать по-другому), до наименее (вторичная переработка). Чем выше расположен принцип в этой иерархии, тем больше эффекта приносят усилия, направленные на реализацию этого принципа. Например, в плане рационального водопотребления можно стараться сокращать личное потребление воды. Можно починить кран (или текущий бачок) и тогда потребление воды сократиться без дальнейших усилий. А можно подумать - как сделать кран и бачок по-другому - так, чтобы для оказания той же услуги они потребляли значительно меньше воды. Нам неизвестны примеры применения подобной логики к потреблению воды, однако по поводу потребления электричества имеются цифровые показатели. Стратегия «подумай, как с делать по-другому» привела к созданию компактных галогеновых ламп, которые, благодаря использованию по всему миру, позволяют экономить электроэнергию, которую вырабатывали бы около ста угольных электростанций. Увы, трудно предположить, что лозунг «потребляй меньше» позволил сэкономить хотя бы половину этого количества электроэнергии при использовании стандартных ламп накаливания.

Логично, что чем важнее принцип, тем больше внимания должно ему уделяться. Тем не менее, в силу ряда причин, экологическое образование в

25


Программа Зелёного креста по экологическому образованию для устойчивого развития

большей степени сфокусировано на объяснение детям преимуществ вторичной переработки, сокращения потребления и вторичного использования. Это важно и хорошо - но главное - раз уж мы пытаемся готовить детей к жизни будущем - это помочь детям подумать, как сделать будущее другим. Например, вместо того, чтобы говорить им «Дети, вы видите, что количество отходов всё увеличивается. Если мы не будем их сортировать и перерабатывать, мы погибнем под грудой мусора», мы можем предложить: «Дети, давайте подумаем, а насколько нам нужны отходы? Как сделать так, чтобы экономика будущего отходы не производила!»

Таким образом, при отборе содержания работы - будь то занятия, экскурсии, конкурсы или проекты, которые предлагаются детям, наша главная задача - это помочь детям найти образ нового будущего. Вместо того, чтобы программировать их на борьбу с нарастающими последствиями экологических решений сегодняшнего дня, мы можем помочь им побороть корень - неправильно мышление.

Возможно, самое ценное, что сможет сделать Детский экологический центр - показать детям примеры решений, которые помогут снизить нагрузку человечества на биосферу. К ним могут относиться очистка местного родника или посадка деревьев, однако важно, чтобы эти примеры имели масштаб, соответствующий масштабу экологических проблем - т.е. могли постепенно перестроить уклад экономики и жизни общества.

Можно сказать, что любое обсуждение использования ресурсов неизбежно включает экологические и экономические вопросы. Если вдобавок оно сочетается с социальной проблематикой, такое обсуждение вносит свой вклад в образование для устойчивого развития.

Можно определить несколько ключевых элементов содержания, которые будут как актуальными с точки зрения образования для устойчивого развития, так и доступными для освещения в детском экологическом центре при предприятии практически любой направленности.

Будущее

Образование, охрана окружающей среды и устойчивое развитие - это процессы, направленные в будущее. Наше благополучие завтра зависит от усилий, которые мы предпринимаем в этих областях сегодня. Мы стремимся к тому, чтобы эту простую истину люди начали осознавать как можно раньше - со школьной скамьи, а может быть, и с детского сада. Очень важно, чтобы дети поняли, насколько тесно забота об окружающей среде связана с воплощением их надежд на будущее.

К сожалению, тематика будущего практически не отражает места в школьной программе, как не находят в ней должного места и очень многие другие насущные вопросы современности. Детский экологический центр может восполнить этот пробел.

На специально выделенных занятиях, или в других формах в центре обсуждаются следующие вопросы:

- Каким будет будущее и каким мы хотим видеть будущее (мира, страны, нашего города или даже микрорайона)?

26


Детский экологический центр на предприятии: шаг к социальной ответственности

  1. Что мы можем сделать сегодня, чтобы будущее стало именно таким, каким мы хотим?
  2. Возможно ли построить лучшее будущее для всех, не снижая нагрузки на окружающую среду?

При разработке занятий и других форм вовлечения детей в обсуждение будущего важно подвести детей к позитивному видению будущего и поддержать в них веру в то, что они способны повлиять на то, каким будущее станет. Например, существует множество технологических решений, потенциально способных существенно снизить остроту многих экологических проблем. Глобальное изменение климата

Любой детский экологический центр, независимо от его «ориентации», должен предложить детям обсуждение проблемы изменения климата, поскольку эта проблема в большой степени определяет их благополучие в будущем. Меняется ли климат под влиянием человека (в чем убеждены авторы), или благодаря каким-либо природным или космическим факторам, масштаб проблемы не позволяет нам просто игнорировать её вследствие «спорности» вопроса.

В начале 2005 г. вступил в силу (благодаря подписанию Россией) Киотский протокол. Это международная система торговли квотами на выброс углекислого газа, которая призвана сократить выбросы С02 до уровня 1990 г. Несмотря на ряд противоречий, связанных с протоколом, с ним связываются надежды на предотвращение климатических катастроф будущего. Экологические центры должны дать детям возможность узнать о Киотском протоколе и других возможностях предотвращения изменения климата.

Существует множество педагогических методов (см. соответствующей раздел книги), которые позволяют вовлечь детей в обсуждение, не навязывая им какой-либо одной точки зрения.

Экологическая нагрузка человека

Одна из проблем экологического просвещения состоит в том, что людям тяжело наглядно представить, каким образом их разнообразная деятельность влияет на окружающую среду. Постарайтесь, например, решить для себя, что «менее вредно для природы»:

  1. Купить мебель из натуральной древесины или из ДСП, изготовленной с применением вредных химикатов?
  2. Питаться мясом, для выращивания которого требуется множество ресурсов и образуется большое количество отходов, или стараться больше налегать на овощи и фрукты, многие из которых привезены издалека
  3. Продолжать экономнее использовать бензин (изменение климата, загрязнение воздуха) или заменить его биотопливом (дополнительные площади для выращивания топлива - дороже сельхозпродукция, освоение немногих оставшихся природных площадей).

Согласитесь, даже нам, взрослым, легче впасть по поводу каждой из этих дилемм в демагогию, чем сделать конкретный выбор. Каково же детям? На уроках экологии дети могут познакомиться с системой ПДК - предельно допустимых

27


Программа Зелёного креста по экологическому образованию для устойчивого развития

концентраций в окружающей среде десятков загрязнителей, понятием минимально устойчивых популяций, данными и времени биологического разложения тех или иных продуктов и проч., и проч., и проч. Какими бы выверенными не были эти данные, они не дают человеку возможность увидеть картину в целом. Это ведет к пессимизму и формированию чувства бессилия, следствие которых -безразличие.

В последние годы ученые пытаются решить эту проблему, предлагая интегральные индикаторы нагрузки человека на окружающую среду.

«Экологический след»

Экологический след - это комплексный индикатор устойчивого развития, с помощью которого можно определить, какое количество плодородных земель и продуктивных вод океана мы задействуем в хозяйстве и для каких видов деятельности. На этой территории мы строим заводы и прокладываем дороги, выращиваем зерно и пасём скот, здесь же - места для отдыха и мусорных свалок. Если всё население расположить на этих площадях, то на каждого человека придется 1,8 га. Именно столько планета может выделить сегодня на удовлетворение потребностей одного человека. Это максимальная цифра, которая не учитывает, что для других видов живых существ тоже необходимы природные ресурсы.

Изучая и рассчитывая экологический след, мы можем узнать, как используются, распределяются и изменяются имеющиеся в распоряжении страны, города или всего человечества площади плодородных земель?

Для того, чтобы подсчитать собственный экологический след, в Интернете можно найти калькулятор экологического следа. Ответив на 15 простых вопросов, вы сумеете сравнить ваш Экологический След с тем, что используют другие, а так же с ресурсами, которые предоставляет наша планета. Калькулятор не только покажет человеку его собственный экологический след, но и посчитает, сколько планет Земля понабилось бы человечеству, если бы каждый житель планеты вел такой же образ жизни.

Последние годы экологический след используется Всемирным Фондом Дикой природы (WWF) в его ежегодных отчетах «Живая планета» как интегральный индикатор экологической нагрузки стран мира на биосферу.

Среднестатистическому  россиянину   нужно   1,2   гектара   для   выращивания продуктов питания. Среди них Сахар- 123 м2 Картофель - 60 м2 Растительное масло - 273 м2 Сливочное масло - 1500 м2 Молочных продуктов - 4300 м2 Овощи - 70 м2

Концепция «экологического следа» оказалась настолько успешной, что по аналогии с ней был предложен ряд схожих индикаторов, один из которых

28


Детский экологический центр на предприятии: шаг к социальной ответственности

- «виртуальная вода». Это понятие, предложенное британским ученым Джоном Энтони Аланом, определяется как общий объём пресной воды, которая была использована для производства товара или услуги для нужд конкретного потребителя или сообщества. Часто ли люди задумываются, что, просто потратив 1 лишний киловатт-час электроэнергии, они выпускают в атмосферу более трех литров воды? Вода требуется на производство электроэнергии, выращивание сельскохозяйственных культур, производство бытовой техники - всего, что мы потребляем.

Производство - это только одна часть жизненного цикла товара. После того, как товар был использован, он может попасть на свалку и, разлагаясь, вызвать загрязнение значительного объёма воды. Пока понятие виртуальной воды не включает в себя этот аспект. В случае, если он будет учтен, значения виртуальной воды для многих товаров (например, батареек) значительно вырастет.

В одной выпитой нами чашке кофе -140л виртуальной воды. Для получения одного литра молока необходимо 1000 л воды, а одного килограмма говядины -16 000 литров1.

Водный след - индикатор использования воды, учитывающий её прямое и непрямое использование воды потребителем или производителем.

Большая часть нагрузки, которую мы оказываем на водные экосистемы, не связаны с количеством потребляемой дома воды. Вместе с тем, домашнее потребление воды наиболее очевидно и сравнительно легко измеряется. Наверное, именно поэтому домашнему водопотреблению уделяют такое (часто непропорциональное) внимание в экологическом образовании, когда оно касается водных ресурсов. Водный след позволяет помочь детям шире посмотреть на проблему воздействия человеческой деятельности на гидросферу. Он также помогает наглядно показать детям влияние любых их действий на водную среду.

Человек или общество потребляют большое количество товаров с определенными значениями виртуальной воды. Удобным индикатором «водоемкости» жизненного стиля человека или государства является предложенный голландским профессором Ариеном Хоекстра «водный след». Водный след одного человека, государства или же производственной отрасли - это общий объём воды, которая необходима при производстве всей используемой ими продукции. Водный след какого-либо товара эквивалентен содержанию в нем виртуальной воды.

Водный экологический след россиянина составляет I860 кубометров в год, средний водный след жителя планеты - 1243. Среднестатистический американец использует 2480 мЗ в год4.

Энергосбережение и энергетика будущего

Большая часть  энергии  на  планете  вырабатывается  путем  сжигания ископаемых видов топлива, что, в свою очередь, приводит к выбросам в атмосферу

  1. Water Footprint Network, www.waterfootprint.org
  2. Там же.

29


Программа Зелёного креста по экологическому образованию для устойчивого развития

углекислого газа. Следовательно, потребление энергии напрямую влияет на изменение климата - главную экологическую проблему современности. Чтобы снизить нагрузку энергетики на окружающую среду, стратегии развития многих стран предполагают переход от нефтяной/ядерной к солнечной /водородной энергетике.

Детский экологический центр может показать детям примеры технологий, связанных с производством «экологически чистой» энергии или такие технологии, которые потребляют значительно меньше энергии по сравнению с традиционными аналогами. Конкретными примерами здесь могут быть:

  1. Ветроэнергетическая установка. Почему бы, кстати, не приобрести одну такую установку малой мощности и установить её вблизи центра? её устройство, данные о производимом электричестве, его себестоимости могут стать основной для превосходного занятия.
  2. Топливный элемент - устройство, вырабатывающее электричество благодаря использованию водорода. Предполагается, что именно топливный элемент вскоре заменит двигатель внутреннего сгорания. Топливные элементы разной мощности для демонстрации на занятиях можно купить в Интернете (www.fuelcellstore.com)
  3. Солнечные элементы. К ним относится всё сказанное выше.
  4. Энергия биомассы. Разложение органических отходов в определенных условиях приводит к образованию т.н. биогаза, который можно использовать в качестве топлива. Почему бы не провести на занятиях эксперимент по получению такого газа?

Центр Альтернативных Технологий (Великобритания) -просветительский центр, миссия которого - показать людям способы сделать их жизнь более экологичной. На территории центра располагаются многочисленные демонстрационные павильоны, выставки, модели, лекционные аудитории. Большая часть энергии, необходимой для поддержания Центра, генерируется благодаря мини-нидроэлектростанции и ветряным турбинам центра, которые одновременно служат и наглядными пособиями, (www.cat.org.uk)

Эко-дизайн

Природа - это почти идеальный образец ведения бизнеса. Здесь никакие ресурсы не пропадают даром, каждый процесс осуществляется с минимально возможными затратами энергии, и, кроме всего прочего, обеспечивается максимально возможное число «рабочих мест» (в отличие от бизнеса человеческого, где чем меньше рабочих мест, тем лучше). Решения, предлагаемые природой, поразительно эффективны и элегантны.

Подобные мысли постоянно привлекали и привлекают множество специалистов. В результате сложилось целое направление, называемое эко-дизайн - т.е. моделирование систем, состоящих из живых организмов. Какие услуги могут предоставлять экономике искусственные экосистемы? Например, они могут в разы повысить продуктивность сельского хозяйства, преобразить значительную часть отходов в полезные для использования вещества. Ярчайшим примером эко-

30


Детский экологический центр на предприятии: шаг к социальной ответственности

дизайна является технология очистки воды, названная её разработчиками "Живая машина". Остановимся на ней чуть подробнее.

В самых лучших случаях, традиционные методы очистки имеют нейтральное влияние на окружающую среду, в большинстве же случаев это влияние отрицательно - качество воды, возвращаемой в природу хуже её качества до того, как она была забрана человеком. Кроме того, подавляющее большинство современных методов очистки сточных вод требует значительных затрат энергии.

«Живые машины» (или, научнее - биорегенераторы сточных вод) очищают воду настолько качественно, что её можно пить (!!!). Более того, им удаётся разложить вещества, которые представляют трудность для обычных методов очистки - волокна туалетной бумаги, жиры.

Биорегенераторы представляют из себя ряд соединенных экосисистем. Очистка начинается в бескислородном контейнере, где за дело принимаются микроорганизмы. Остальные контейнеры больше похожи на большие аквариумы, в которых формируются пищевые сети из специально подобранных живых организмов - от водорослей до рыб. Эти организмы, которые часто происходят из совершенно разных уголков мира, составляют экосистему, которая разлагает органические соединения нечистот до более простых безопасных веществ.

Первое, что видятпосетителиэкологического центра«РекаБойон» в Торонто, Канада - система очистки сточных вод, образующихся в здании центра. Система расположена в центральном холле здания. Звучит, как сомнительная идея? Тем не менее, система очистки воды запоминается посетителям центра едва ли не больше, чем сами занятия. Да и выглядит она весьма элегантно - группа больших прозрачных цилиндров, населенных различными улитками, рыбами, рачками.

Размещение системы очистки стоков в центре холла экологического центра ставит в центр и саму проблему сточных вод - посетители

А) сталкиваются с очисткой «лицом к лицу» и

Б) знакомятся с новыми принципами очистки стоков на основе «эко-дизайна».

Поскольку группы школьников часто приезжают в центр на несколько дней и живут в нем, они могут увидеть процесс очистки воды «в действии».

Эко-бизнес

Кто сказал, что производство будет неизбежно вредить окружающей среде? Кто бы это ни сказал, мы ему свято поверили: ну, чуть меньше вреда («экологичное производство»), чуть больше вреда («стабильно работающее производство»), но в том, что вред неизбежен, убеждены многие руководители.

Вторая догма состоит в том, что внедрение экологичных технологий - это некое «баловство» богатых фирм - ведь эти технологии больше влияют на имидж, чем на рост доходов.

Эко-бизнес всё ещё кажется для многих весьма спорной перспективой. Те же, кто вовремя сумел понять реальные перспективы применения этих идей, уже сегодня собирают высокие прибыли. Компания Интерфейс - крупнейший в

31


Программа Зелёного креста по экологическому образованию для устойчивого развития

США производитель ковровых покрытий, реорганизовала свой бизнес, сделав его более экологически дружественным. Через 4 года выручка компании удвоилась, удвоилось и количество сотрудников. Прибыль выросла в три раза.

Ценообразование

На первый взгляд, цена товара или услуги имеет не так много общего с экологической проблематикой. На самом же деле, ценообразование - квинтэссенция тематики образования для устойчивого развития. В ней сплетаются вопросы социальной справедливости, инвестиций, ресурсоемкости и многие другие.

Обсудите с детьми следующие вопросы:

  1. Из чего складывается цена на ваш товар/услугу;
  2. Есть ли в цене какая-либо экологическая составляющая (налоги на пользование недрами, отчисления на природоохранные мероприятия, очистку стоков и пр)
  3. Достаточно ли этих средств, чтобы свести к минимуму нагрузку на окружающую среду?
  4. Если нет, сколько бы стоила товар/услуга если бы эти средства выделялись в полном объёме?
  5. Готовы ли дети платить более высокую цену?

-  Повысится ли спрос на товар/услугу, если она будет более экологичной?

Какие бы острые экологические вопросы вы не обсуждали, какие бы

не предлагали решения, не надо бояться, что дети зайдут «слишком далеко» и задумчиво оглянутся вокруг: «А насколько соответствует всему этому то самое предприятие, которое нас сюда любезно пригласило?». Во-первых, если они об этом задумаются, значит, ваш центр смог обеспечить экологическое образование высшей пробы. Во-вторых, едва ли это будет работать против вашего имиджа - в конечном счете откровенность и готовность к улучшениям будут по достоинству оценены даже детьми.

32


Детский экологический центр на предприятии: шаг к социальной ответственности

ГЛАВА 5.

Формы и методы работы с учащимися в детском экологическом центре

Планируем образовательный опыт

Очень часто задачи, которые ставит перед собой ДЭЦ, ориентированы на развитие какого-либо отношения (например, к воде, электричеству, предприятию). Часто задачи содержат такое слово, как ценность. В идеале, нам хочется видеть изменения поведения человека.

Все это не будет развиваться в результате лекций или каких-либо других способов сообщения детям информации. Мы можем сделать донесение информации ярким и красивым - с помощью компьютерных презентаций, красочных раздаточных материалов и пр. Но - подтверждено десятками исследований - информация сама по себе исключительно редко приводит к формированию отношения и ценностей. Уж тем более она не поможет развить какие-либо важные для вас элементы поведения (например, экономия воды).

Почему? Прежде всего потому, что, согласно психологам, ценности усваиваются в общении, а личность развивается в деятельности. Заметим, что оба процесса идут под влиянием общения и деятельности, а не слушания или получения информации. Таким образом, если мы хотим добиться выполнения высоких задач, которые мы перед собой ставим, нам необходимо, прежде всего, позаботиться о том, чтобы организовать общение и деятельность учащихся. А содержание работы - т.е. о чем собственно будет занятие - это лишь один из ингредиентов в рецепте успеха. Обучение через общение и деятельность принято называть интерактивным (т.е. основанным на взаимодействии).

Сама природа экологических проблем, устойчивого развития с их ориентацией на будущее, широтой, определенной противоречивостью и отсутствием универсальных рецептов, приводит нас к такому выбору педагогических подходов. Использование исследовательского, интерактивного подхода способствует развитию способности всесторонне рассматривать разнообразие вариантов, развитию внимания и уважения к чужой точке зрения, и, что ещё важнее, способствует формированию критически мыслящей личности, умеющей принимать ответственные решения.

Вспомним собственный недавний образовательный опыт, когда мы чему-то научились или что-то поняли. Скорее всего, нам придет в голову опыт общения, яркие события, эмоциональное потрясение, связанные с какими-то личными открытиями. Люди не учатся, просто сидя в классе и слушая, даже если среда этого класса затейливо и богато украшена. Люди должны обсуждать, что они изучают и чему научились, размышлять, писать об этом (а некоторые предпочтут рисовать), связывать новые знания с прошлым опытом, применять их.

33


Программа Зелёного креста по экологическому образованию для устойчивого развития

Однако обучение не происходит во время действия. Обучение происходит в результате рефлексии, осмысления происшедшего во время занятия, в результате установления связей между тем, что только что осознано и повседневными мыслями и жизненными привычками. Поэтому, какие бы формы работы с учащимися мы не выбрали, они должны включать в себя не только актуальную информацию и интересную деятельность по её освоению, но и обзор и рефлексию.

Процесс обучения, включающий в себя все необходимые компоненты (получение и анализ опыта, рефлексия и обзор, связь с более широкими теоретическими концепциями, применение полученного опыта и знаний в новой ситуации), представлен в одной из моделей образовательного цикла, известного зарубежным и отечественным педагогам как «цикл активного обучения Колба».

Так как в эпоху информатизации ни подобные центры, ни школа не могут быть единственным источником знаний, в начале обучения проводится обзор того, что мы знаем, и чего не знаем. С этого начинается и этим заканчивается каждый этап эффективного процесса обучения. В зависимости от используемой нами формы работы (обычное занятие или, например, проект), детям можно предложить, например, обсудить какие-либо вопросы, иллюстрации, обсуждения, выполнить мини-задание.

Следующим этапом работы станет получение нового опыта, который далее станет материалом для обучения. На занятии в центре это может быть работа над основным заданием, выполнение эксперимента. В рамках проекта получение опыта может происходить в ходе сбора какого-либо исследовательского материала или выполнения практических действий. Если работа с детьми происходит в форме конкурса, то новый опыт приобретается ребёнком непосредственно в работе над продуктом, который он собирается представить на конкурс.

В какой бы форме не происходило обучение, важным этапом цикла является осмысление полученного опыта и новой информации. В этот момент, как правило, человек может понять, какой информации уме не хватало для решения поставленных задач или начать искать объяснение тем результатам, которые были получены.

Здесь как раз и наступает время знакомства с более общей теорией, с объяснением фактов и закономерностей. Благодаря этому дети могут «встроить» свой собственный опыт в более широкую картину.

Для того, чтобы наша работа была более эффективной, необходим заключительный этап, который одновременно станет и первой ступенькой для перехода на новый уровень понимания. Это применение полученных знаний и умений в новой учебной или рабочей ситуации, для решения какой-либо задачи или проблемы.

Далее мы обсудим, каким образом представленный выше цикл обучения может быть реализован в различных формах работы детского экоцентра. Тематические занятия с учащимися в детском экологическом центре

Занятие - это такая форма организации обучения, в которой дети, приходящие в центр, в течение более-менее короткого времени знакомятся с конкретной темой.

34


Детский экологический центр на предприятии: шаг к социальной ответственности

По продолжительности занятия могут варьироваться, однако опыт показывает, что наиболее оптимальными являются занятия на 3 часа (таким образом, центр сможет проводить их два раза в день) или продолжительностью в целый учебный день - например, с 10.00 до 16.00.

Приступая к разработке занятия, важно очередной раз провести обзор концепции центра. Что мы собираемся "донести" до детей? Если, например, мы хотим убедить их в том, что поставляемая нашим предприятием вода соответствует стандартам, то наиболее подходящим занятием будет химический анализ воды.

Очень часто, впрочем, детские экологические центры ставят перед собой более амбициозные задачи, например:

  1. «мы хотим повысить культуру потребления воды»,
  2. «мы формируем социальную активность молодежи»,
  3. «мы воспитываем экологически культурную личность».

Не менее часто эти задачи пытаются решать методами, при ближайшем рассмотрении совершенно не соответствующие характеру задачи. Очень важно уметь подобрать такие методы работы на занятии, которые действительно смогут решить задачи, поставленные для данного занятия. Среди них могут быть:

Игры

Игра как средство обучения давно перестала быть экзотикой. Тем не менее, она, увы, не стала ещё традиционным средством, по крайней мере, в школах. Поучаствовав в хорошо продуманной игре, дети получат гораздо более ценный опыт и усвоят информацию значительно лучше, чем в результате обычной лекции или беседы. Главное, что нужно помнить при организации образовательных игр - то, что нельзя забывать о целях игры в угоду "развлекательному" компоненту. По окончании игры очень важно обсудить с детьми - что произошло, почему получились именно такие результаты, насколько похожа игровая ситуация на реальную жизнь.

Эксперименты

Мы прекрасно знаем, насколько сильна страсть большинства детей к экспериментам. Грех не воспользоваться этим в детском экологическом центре. Чаще всего, детям нравятся такие эксперименты, которые связаны:

  1. с быстрым изменением свойств чего-либо (смешали две прозрачные жидкости в пробирке и получили ярко-красный продукт реакции; пропустили через систему фильтров грязную воду и получили чистую и пр.);
  2. с созданием каких-либо подвижных систем (например, машинок, движущихся благодаря закрученному резиновому жгуту);
  3. с созданием моделей объектов, работающих в окружающем мире (например, водопровод или плотина)
  4. с использованием серьезного вида оборудования (например, микроскопа или бинокулярной лупы)

Иногда возникает искушение снабдить детский экологический центр обилием сложных приборов - например, для анализа проб воды. Действительно, где   ещё   у   школьников   будет   возможность   поработать   с   электронным

35


Программа Зелёного креста по экологическому образованию для устойчивого развития

фотоколориметром? С другой стороны, важно помнить, что сложность эксперимента далеко не всегда связана с его образовательной ценностью прямо пропорционально. Иногда и «примитивный» эксперимент вроде очистки воды с помощью фильтра из песка вызовет у детей интерес и энтузиазм. Едва ли будет педагогическим преступлением и попытка «притянуть за уши» какой-нибудь симпатичный эксперимент к дальнейшему содержанию занятия. Зато это позволит вызвать массу положительных эмоций, на волне которых дети смогут вовлечься и в последующие, может быть, не такие яркие, виды деятельности. Создание совместного творческого продукта

Работая в группах, дети создают рисунок, модель, сценку. Совместная работа позволяет им обмениваться идеями, учиться сотрудничать и, как правило, создаёт множество приятных впечатлений.

Обсуждение в малых группах

Дети запомнят информацию гораздо лучше, если они сами нашли ее. Более того, полученная информация будет для детей важной, если они смогли осмыслить её и сформировать по поводу этой информации свое собственное мнение, а в идеале и отстоять его в дискуссии с другими ребятами. Для этого и существует такая форма организации работы, как обсуждение в малых группах.

Если состав группы превышает 5-6 человек, едва ли у каждого участника будет возможность высказаться, соответственно, он либо останется непричастным и равнодушным к обсуждаемой теме, либо покинет занятие неудовлетворенным. С другой стороны, 2-4 человека могут быстро прискучить друг другу, и обсуждение едва ли будет интенсивным и продуктивным. Таким образом, 5-6 человек -оптимальный состав малой группы.

Главная проблема, с которой сталкиваются педагоги при организации работы детей в малых группах - как организовать эту работу так, чтобы обсуждение было управляемым и шло вокруг темы, которую задали детям мы, а не принесённый ими с собой журнал "Космополитен". Чтобы этого избежать, рекомендуем несколько ориентиров.

  1. Не предлагайте для обсуждения «голые» вопросы. Предложите обсудить какой-нибудь стимульный материал - картинки, утверждения, схемы и пр. Детям трудно мыслить абстрактно, розданный вами материал будет стимулировать мышление.
  2. Давая задание, объясните, какой именно результат вы ожидаете получить от детей - ответ на конкретный вопрос, объяснение какого-либо явления, гипотезу и пр.
  3. Дайте участникам понять, что каждая группа в итоге обсуждения должна будет представить результаты работы. Это повысит ответственность их работы - мало кто захочет «ударить лицом в грязь» перед одноклассниками.
  4. Не забудьте сообщить время, которое вы отводите группам на обсуждение. Для динамичности не отводите на выполнение задания слишком много времени.

Многие из этих видов деятельности требуют определенных временных затрат. Не стоит отчаиваться - существует множество уже разработанных игр, упражнений, занятий. Некоторые из них можно даже найти в Интернете, остальные - в публикациях по экологическому образованию, да и в любом регионе

36


Детский экологический центр на предприятии: шаг к социальной ответственности

найдется общественная организация, у которой уже сформирована библиотека по экологическому образованию.

Эффект от всех перечисленных выше конкретных видов деятельности будет ещё сильнее, если они будут приведены в систему - или, как говорят в высокой педагогике, если они являются элементами педагогической технологии. Планируя занятия, педагогам предлагается располагать все предлагаемые детям виды деятельности в определенной последовательности. Одну из таких последовательностей - «Цикл Колба», мы уже рассмотрели. Он универсален практически для всех форм работы с детьми. Технология, которая предлагается ниже, больше подходит для планирования занятий, и была многократно апробирована педагогами.

Планируя занятие, необходимо предусмотреть пять этапов работы детей.

1этап - «Открытие». Главная задача этого этапа - создание у детей мотивации, пробуждение интереса к занятию. Такой результат достигается различными способами. Это может быть какая-либо игра, знакомство с интересным фактом, просмотр короткого видеоролика.

  1. этап - «Путешествие». Это - ядро занятия. Название «путешествие» отражает специфику работы - ребёнок с помощью педагога сам проходит путь к новому знанию на основе своего интереса. Например, детям предлагается найти ответы на несколько предложенных вопросов, или посмотреть компьютерную презентацию, или прочесть небольшой текст.
  2. этап - «Исследование». Это работа в малых группах над проектами, цель которых состоит в том, чтобы найти решение какой-то проблемы. Иногда это сбор информации, анализ данных, моделирование какого-либо явления. На этом этапе ребёнок непосредственно взаимодействует с объектами природы и применяют полученные ранее знания к конкретным ситуациям.
  3. этап - «Вдохновение». Это различные виды деятельности, в большей степени ориентированные на связь полученных на занятии знаний и опыта с другими областями - общественными науками, живописью, музыкой. Это могут быть коллективные и индивидуальные художественные работы, сочинение стихов, театрализация и др. Именно на этом этапе каждый ребёнок может проявить и развить свои творческие способности, почувствовать себя успешным в новой для него деятельности.
  4. этап. «Обратная связь». Этот этап позволяет оценить эффективность выбранных педагогом действий. В ходе выполнения творческих работ, тестирования, анкетирования, групповой беседы, педагог вместе с детьми определяет степень удовлетворенности, уровень включенности в деятельность, степень освоения учебного материала. Кроме того, задания «обратной связи» направлены на то, чтобы каждый ребёнок мог осмыслить, осознать свои действия, выразить свое отношение к происходящему.

Тематические занятия на базе школ

Популярные занятия, востребованные многими школами, можно растиражировать так, чтобы их можно было проводить и вне стен центра

37


Программа Зелёного креста по экологическому образованию для устойчивого развития

- например, на базе школ. Чтобы занятие в школе под эгидой центра всё же отличалось от обычного урока, можно пойти двумя путями:

  1. направить в школу для проведения занятий педагога центра. Другой человек - другой подход. В то же время, это отвлечёт педагога от работы в центре, поэтому не сильно увеличит охват аудитории;
  2. предложить школьным учителям конкретную разработку занятия и снабдить всем необходимым для его проведения, начиная от учебных текстов, заканчивая несложным оборудованием. Для заинтересованных педагогов можно провести небольшой обучающий семинар.

Тематические уроки в школах

От тематических занятий на базе школ уроки отличаются тем, что они проводятся не сотрудником центра, а самим учителем. Центр предоставляет педагогу все необходимое для проведения занятий - подробное описание методики, раздаточные материалы и наглядные пособия.

Наиболее острые вызовы современности (например, стремительное изменение окружающей среды, изменения на рынке труда, развитие информационных технологий) мало отражаются на уроках. Это всё лучше осознают и учащиеся, и сами педагоги.

Предприятия и местные органы власти могут помочь хоть отчасти решить эту проблему, периодически предлагая школам разработки тематических уроков.

Ролевые игры

Ролевая игра - одна из лучших форм вовлечения детей в обсуждение конкретных проблем. В зависимости от запланированного масштаба ролевая игра может выступать как часть тематического занятия для отдельного класса, или являться отдельным мероприятием для целой группы школ.

Планирование ролевой игры может выглядеть так:

  1. определение конкретной проблемы, которой будет посвящена игра,
  2. определение всех заинтересованных сторон (например, в игре по острой для Петербурга теме «Уплотнительная застройка на месте сквера» такими сторонами могут быть местные жители, люди, нуждающиеся в недорогом жилье, строительная компания, чиновники, экологическая организация и пр).
  3. подготовка справочных материалов для ролей. Можно подготовить краткие тексты с изложением позиции каждой группы и пред игрой раздать их участников. Важно обратить их внимание на то, что это только «отправные точки», а не тексты для заучивания и повторения.
  4. подбор «реквизита». Раскрепоститься и лучше войти в роль детям может помочь нехитрый антураж - яркий галстук для представителя бизнеса, шляпа для руководителя района, значки - именные бэджи, таблички на столы и пр.

Участвующим в игре по возможности беспристрастно излагается проблема. Дети быстро смогут уловить, какова собственная позиция организаторов игры. Сторонникам это прибавит пыла, а вот тем, кто должен отстаивать противоположную организаторам точку зрения, будет очень нелегко, так как они могут почувствовать себя заранее проигравшими. Изложить проблему нейтрально

38


Детский экологический центр на предприятии: шаг к социальной ответственности

бывает очень нелегко, поэтому нелишне заранее подготовить формулировку и зачитать ее.

Далее участникам раздаются их роли, даётся время на подготовку и затем собственно на обсуждение. Последнее может проходить в роли дебатов или своеобразных общественных слушаний, когда поочередно выступает каждая группа, а остальным («беспристрастным») участникам необходимо вынести решение. Ролевая игра может проходить и в другой форме, когда проблема решается по-другому, и группам нужно самим находить друг друга, вести параллельные переговоры, вступать в альянсы. Очевидно, что выбор формы будет зависеть от многих факторов: уровень подготовленности детей, характер обсуждаемой проблемы, отведённое на игру время.

Игровые образовательные программы

Игровая образовательная программа отличается созданием особой эмоциональной атмосферы и тщательной продуманностью не только содержательного, но и эмоционального сценария. Важно спланировать, в какие эмоциональные состояния нужно «погрузить» детей, чтобы помочь им в относительное сжатое время прочувствовать на себе обсуждаемую проблематику и осознать целый ряд сложных вопросов. Как правило, игровая программа состоит из трех частей - получение какого-либо практического или эмоционального опыта, его анализ, построение нового опыта или образа действий.

Зачем мы считаем нужным тратить время, силы и ресурсы на первую часть программы? Не практичнее ли сразу передать детям нужную информацию, ведь это тоже можно сделать ярко и с использованием самых современных технологий? Дело в том, что, приходя на какие-либо мероприятия, связанные с «экологией», дети часто настраиваются на воспроизведение стандартных ответов и реакций, которых от них ожидают взрослые. Они прекрасно знают, что «природу надо защищать», «на улицах нельзя мусорить», и «кран нужно закрывать». Подобные клише формируются у детей, когда они выслушивают от взрослых назидательные лекции, а вне стен образовательных учреждений видят вопиющие примеры полного пренебрежения к природе. К сожалению, в сознании ребёнка эти клише существуют отдельно от его ценностной сферы, и, соответственно, не сказываются на его поведении. Чтобы такие клише не сформировались и в отношении таких реже затрагиваемых школами вопросов (например, изменение климата, экологически ответственное потребление, экологический дизайн) и нужно сначала дать ребёнку возможность принять какие-либо решения в моделируемых ситуациях, воспроизвести в игре свое типичное поведение. Этот опыт и становится потом предметом рассмотрения во второй - «рефлексивной» части программы. Обсуждаются эмоции детей, причины, по которым они действовали именно таким образом, возможные последствия их действий для общества и окружающей среды.

Заключительная часть программы (она может проходить в стенах центра в рамках следующего за программой урока в школе, или в качестве домашнего задания) позволяет детям «исправить» свои ошибки. Здесь они действуют уже

39


Программа Зелёного креста по экологическому образованию для устойчивого развития

сознательно.

Как уже было упомянуто, для проведения первой части игровой программы важно, чтобы дети на какие-то время забыли о том, что от них хотят взрослые, и побыли самими собой. Достичь этого помогает множество приемов. Одним из таких является создание специальной игровой среды, которая внешне отличается от реалий повседневной жизни и особенно школы. Вторым важным приемом является освобождение сознания ребёнка от накопленных стереотипов и стандартных реакций через включение в игру телесного опыта. Детям предлагается активно двигаться, перемещаться, манипулировать объектами.

Двери открываются, и вид зала вызывает у детей удивление: мы пришли изучать энергию, а оказались в игровой комнате! К тому же, в ней, как в Стране Чудес, все нереально большое! Размышлять о том, что бы это всё значило, у ребят нет времени - их ждет работа в команде. Каких высот достигло мировое потребление углеводородов? Чтобы достичь и на нашем графике, роста одного школьника часто оказывается недостаточно. Нужна работа в команде. Из непринужденной и веселой игровой атмосферы игровой комнаты группа попадает в небольшой класс. Здесь проводится обсуждение полученного опыта. Третья часть выставки напоминает реальную ситуацию на бизнес-выставке, где каждый участник агитирует выбрать именно его компанию, хвалит именно свой товар. Таким "товаром" становятся различные подходы к обеспечению людей энергией в будущем. Во что вложить средства? Решения варьируются от "безопасного использования ископаемого топлива" до "перестройки городов".

Конкурсы

Наверное, нет в наши дни более популярной формы работы компаний со школами или отдельными школьниками, как конкурсы. Прелесть их состоит в том, что для проведения типичного конкурса требуется минимум усилий со стороны организатора конкурса, минимум нагрузки на педагога (если предполагается его участие), и минимум труда со стороны самого ребёнка. Действительно - всё, что надо сделать - это состряпать положение о конкурсе, распространить информацию и потратиться на какой-нибудь приз. Увы, неудивительно, что и воздействие конкурса на юные умы часто также минимально (если таковое, конечно, вообще предполагается, как в случае с околоэкологическими конкурсами). Вечнозелёной классикой жанра являются:

1.   Конкурсы рисунков. Тема может быть общей - «Береги природу»,

«Сохраним Землю для потомков»; или более частной «Береги воду» (нефть,

электроэнергию, тепло), «Газ - наше богатство». Конкурсы рисунков любят все.

Учителя - потому что за один урок средний класс способен спродуцировать 25

рисунков. Организаторы - потому что в результате можно устроить выставку в

офисе или издать умильный буклет. Дети - потому что им не требуется долго

размышлять над темой. Ведь у большинства из нас имеется ген, благодаря

которому мы не задумываясь можем изготовить экологический рисунок - речку

со сточной трубой, выжженный участок леса, дымящуюся трубу завода.

2.  Конкурсы сочинений (рефератов, эссе). Подобные конкурсы могут быть

40


Детский экологический центр на предприятии: шаг к социальной ответственности

более разнообразными по тематике, иногда она оказывается более беззастенчивой и тема сочинений указывается строкой из PR-стратегии компании-организатора - «Как я люблю компанию N».

В конкурсах, конечно, нет ничего особенно плохого, но, благодаря их расхожести, они не всегда работают на идею экологического образования и имидж компании должным образом. Хотим поделиться несколькими соображениями, которые позволят извлечь из конкурсов больше результатов.

1.  Максимальная прозрачность. Это позволит избежать многих споров и

ненужных негативных эмоций со стороны участников с одной стороны, и будет

выгодно отличать организованный вами конкурс от многих других, с другой, ещё

до начала конкурсов участники знакомятся не только с членами жюри, но и с

детальными схемами оценивания представляемых работ. По окончании конкурса

все участники имеют право затребовать себе оценочные листы и познакомиться с

количеством баллов, полученным ими по каждому показателю. Такая открытость

формирует особое доверие не только к ДЭЦ, но и предприятию в целом.

2.    Образовательный эффект. Конкурсы организовываются так, чтобы

они не просто предполагали сбор работ от участников, но и элементы обучения

и продвижения интересующих вас идей. Например, старт конкурса можно

ознаменовать мероприятием, на котором вместе с процедурными вопросами,

излагается философия конкурса, а может быть и наш взгляд на экологическое

образование. Неплохо организовать обучение участников в виде небольших

семинаров. Это позволяет поработать с детьми, которые до этого, возможно,

не были посетителями центра. Иногда после подобных семинаров в центре

задерживаются ребята, которые в дальнейшем становятся незаменимыми

активистами.

3. Опора на ценности и интересы молодежи. При выборе форм и содержания

конкурса, учитываются актуальные интересы и ценности той возрастной группы,

на которую он направлен.

Праздники

Праздники как форма работы имеют много сильных сторон. Во-первых, они позволяют за непродолжительный срок охватить большое количество участников. Во-вторых, в отличие от обычных занятий, праздники привлекают внимание прессы гораздо чаще. Конечно, достижение этих положительных эффектов потребует и больших, по сравнению с занятиями, вложений.

По определению, праздник - это событие экстраординарное, поэтому полезно использовать их для таких целей, как:

  1. привлечение внимания школьников к какой-либо проблеме (День Птиц, День Защиты Окружающей Среды, День Воды и пр);
  2. торжественное начало или подведение итогов конкурса или проекта;
  3. способ поощрения активных участников других ваших мероприятий (праздник для наиболее активных участников проекта, бал победителей конкурса);
  4. напоминание своей аудитории о том, что вы существуете - для этого можно использовать любой «обычный» праздник - например, Новый Год.

41


Программа Зелёного креста по экологическому образованию для устойчивого развития

Для того, чтобы праздник стал средством поддержания положительного имиджа предприятия, просто проведения праздника недостаточно. Полезно посмотреть, как обычно проводятся подобные праздники в других организациях и учреждениях, и сделать по-другому - не потому, что там они проводятся плохо, а чтобы наш праздник отличался и, следовательно, лучше запомнился участникам. Что помогает сделать праздник ярким и запоминающимся?

Едва ли целесообразно на страницах данной публикации рассуждать по поводу спецэффектов и применения современных технологий, хотя они, возможно, решили бы вынесенную в подзаголовок проблему лучше всего. Именно они делают «конфетку» из того нонсенса, которым заполнены сценарии многих голливудских фильмов.

Что же ещё поможет сделать праздник успешным и необычным? Прежде всего - динамизм. Лучше сделать мероприятие короче, но динамичнее. Помните, что школьники способны концентрировать внимание на чем-либо одном в течение 10-15 минут, а младшие школьники - и того меньше. Отсюда и необходимость периодической смены происходящего на сцене или в зале. Дети будут больше заинтересованы, если они непосредственно вовлекаются в происходящее. Вспомните, как неутомимо дети начинают подсказывать из зала наивному Деду Морозу, что под ёлкой спряталась Баба Яга! Сейчас, в век интерактивных компьютерных игр, дети вообще теряются, если ситуация не меняется под их воздействием.

Безотказно работающей «затравкой» праздника является тест-конкурс. Например, залу предлагается вопрос и варианты ответа. Наличие в зале экрана и мультимедиа проектора может превратить подобный конкурс в подобие телевизионной игры.

Не грех применить на празднике и элементы интерактивных занятий. Мозг человека устроен таким образом, что лучше всего запоминаются начало и конец события, всё, что в середине, как правило, запоминается значительно хуже. Поэтому можно, например, после зажигательного вступления разбить участников на небольшие группы и предложить разойтись для выполнения каких-либо заданий, или принять участие в разнообразных мастерских. Это очень оживляет любое мероприятие. Наполнение середины мероприятия какой-либо активной деятельностью участников позволяет:

  1. сберечь силы, которые ушли бы на продумывание того, чем заполнить середину мероприятия;
  2. сберечь средства, которые ушли бы на более продолжительное шоу;
  3. сделать мероприятие более динамичным и разнообразным;
  4. не только развлечь участников, но и научить их чему-то полезному.

Чего следует избежать при организации праздника Существует ряд исторически популярных номеров, которые очень часто можно встретить в репертуаре праздников во всех концах нашей страны. Мы стараемся избегать на детских праздниках следующего:

-  прочтение стихов. Это умиляет взрослых, но далеко не так эмоционально

воздействует на других детей, конечно, если большинство участников праздника

- не члены детского отделения Союза Писателей;

42


Детский экологический центр на предприятии: шаг к социальной ответственности

  1. приглашение танцевального коллектива. Лучше устроить после праздника дискотеку для всех!
  2. продолжительные спектакли (борьба детей-экологов со злобной кучей мусора; суд над загрязнителями; печальная судьба зверей, оставшихся бездомными после вырубки леса). Лучше заменить один спектакль небольшими, разнообразными по содержанию сценками. Последнее не относится к такому празднику, как Новый Год.

Экскурсии на объекты предприятия

Наиболее логичной формой осуществления предприятием экологического просвещения являются, наверное, экскурсии на свои объекты. Увидев, какую сложную инфраструктуру нужно поддерживать для производства знакомых товаров или оказания таких коммунальных услуг, как подача питьевой воды и отведения сточной, дети неизбежно задумаются о ценности потребляемых ими ресурсов.

Экскурсия, которая заставит детей задуматься о чем-либо - это больше, чем просто прогулка по различным объектам. Для разработки «хорошей» экскурсии рекомендуем придерживаться следующего алгоритма

  1. Определите главные «послания», которые преподнесет детям экскурсия. Это должны быть две-три главные мысли, которые дети усвоят в результате.
  2. Мысленно представьте себе маршрут экскурсии и подумайте, какие именно объекты могут наилучшим образом проиллюстрировать определенные вами главные послания. Независимо от того, ориентирована ли экскурсия на усвоение каких-либо знаний (например, о процессе очистки воды) или на получение каких-либо первичных представлений и эмоций, экскурсия продолжительностью более одного-полутора часов не будет более продуктивной.
  3. Спланируйте способы, которые позволят вам активизировать мышление ребят. Например, в начале экскурсии им можно раздать набор правдивых и ложных утверждений о предприятии. В ходе экскурсии дети должны проверить истинность этих утверждений.
  4. Как известно, лучше всего людям запоминается начало и конец какого-либо эпизода. Приберегите что-нибудь интересное или приятное для самого окончания экскурсии.

Чего стоит избегать при проведении экскурсии

Важно помнить, что «МЫ ЭТО СКАЗАЛИ» не тоже самое, что «ДЕТИ ЭТО ПОНЯЛИ». Часто нам хочется рассказать детям очень многое, однако концентрация внимания детей, как правило, не превышает 20 минут. После этого наши продолжительные рассказы будут работать против нас. Чередуйте 10-15 мин. информационные блоки с 15-20 мин. блоками, когда не вводится новая информация.

Не нужно стремиться, чтобы в результате экскурсии дети поняли весь технологический процесс, осуществляемый предприятием. Это практически невозможно. Сосредоточьтесь на главных посланиях.

Не стоит углубляться в историю предприятия, если рассказы не подкреплены интересным предметным рядом. Подобные рассказы перегрузят внимание детей и не дадут им возможности усвоить более важные вещи.

43


Программа Зелёного креста по экологическому образованию для устойчивого развития

Встречи с руководителями города и предприятия

Не секрет, что одну и ту же истину подростки с большей готовностью усвоят, если она преподнесена им не учителем или родителями, а кем-то другим, особенно если эти люди являются признанными в обществе авторитетами. Организация встреч школьников с людьми, принимающими ответственные решения в различных сферах - уникальная возможность для подростков связать свое обучение с реальной жизнью, по-новому (и по-взрослому) взглянуть на многие привычные вещи, а может быть, и сделать выводы по поводу выбора собственной карьеры.

Городскому предприятию легче организовать встречи школьников с подобными людьми, нежели самой школе. Основная трудность организации «хороших» встреч состоит в том, что их нецелесообразно проводить для небольшой группы школьников (человек 10-15). В то же время в более крупных группах снижается возможность даже короткого диалога гостя с каждым конкретным участником, что нередко снижает интерес школьников к происходящему. Несмотря на это существует множество приемов повышения внимания всех участников подобных встреч. Жанр «встречи с интересным человеком» всем хорошо знаком, поэтому мы ограничимся лишь небольшой памяткой из собственного опыта работы.

  1. для активизации интереса школьников, в начале встречи им можно предложить мини-тест или конкурс на лучшее знание гостя/темы встречи;
  2. отведите на представление гостя, его рассказ на себе, или его выступление по теме встречи не более 15-20 минут;
  3. организуйте сбор вопросов от аудитории таким образом, чтобы каждый чувствовал, что у него есть шанс задать свой вопрос. Этого можно добиться, например, если выдать каждому участнику номер и попросить гостя «вытаскивать» номера тех, кто задаст вопрос;
  4. в течение встречи, организуйте несколько голосований участников по каким-либо вопросам, выдвинутым гостем или ведущим. Это позволяет каждому, независимо от возможности высказаться, почувствовать себя активным участником происходящего.

Конкурсы для учителей и школ

Нередко у предприятий нет достаточно возможностей для проведения экскурсий на свои объекты или конкурсов для школьников. Свой вклад в образование для устойчивого развития такие предприятия могут осуществлять косвенно, через поддержку творческих учителей или инноваций в школах. Если предлагаемый объём деятельности адекватен размеру финансирования, конкурсы учительских или школьных проектов неизменно привлекают значительный интерес. При осуществлении таких конкурсов важно учитывать несколько моментов:

-  для того, чтобы продвинуть какие-либо идеи, конкурс проектов должен

быть чётко сфокусирован. В информации о конкурсе необходимо ясно отразить,

какие идеи предприятие готово поддержать, а какие - нет;

44


Детский экологический центр на предприятии: шаг к социальной ответственности

-  с точки зрения поддержки образования для устойчивого развития

наибольшую ценность имеют проекты, создающие опыт, который смогут

использовать другие школы и образовательные организации. Например, поддержка

предприятием экологического похода окажет благоприятное воздействие на

его участников - 20-30, максимум 50 человек. Это уже очень хорошо. Однако,

внедрение какой-либо программы по образованию для устойчивого развития

в школе позволит работать уже со многими десятками школьников, а её

распространение в других школах - с сотнями и тысячами;

-управление конкурсом проектов можно доверить общественной организации. Важно, конечно, чтобы передача управления не приводила к появлению лоббизма.

Проекты

Одна из главных задач, которую ставит перед собой предприятие, когда создаёт детский экологический центр - это сделать так, чтобы как можно больше школьников познакомились с работой предприятия, и смогли эту работу по достоинству оценить. Занятия и экскурсии в детском экологическом центре, как правило, не позволяют обеспечить охват большой аудитории. Это связано и с ограниченным пространством центра, и с небольшим количеством сотрудников. Действительно, просвещение школьников-неглавнаяцель работы промышленного предприятия. Даже в аналогичных центрах европейских предприятий количество сотрудников детских экологических центров редко превышает 3-5 человек.

Ответом на подобное противоречие - необходимость широкого охвата аудитории с одной стороны, и ограниченные кадровые ресурсы с другой - является организация проектов.

Одно из главных преимуществ метода проектов состоит в том, что он предполагает высокую степень самостоятельности работы. Участникам не обязательно посещать сам детский экологический центр, но они могут поддерживать с ним связь дистанционно - через обычную или электронную почту, телефон. Все, кто хоть когда-нибудь работал с детьми (или являются родителями), знают, что «заставить» ребёнка делать что-либо самостоятельно в течение относительно долгого времени не так уж и просто. Самостоятельная работа в рамках проекта требует высокой мотивации участников. Таким образом, первое, о чем важно подумать при организации проекта - как обеспечить заинтересованность школьников. Поддержать заинтересованность участников помогут два главных фактора:

  1. интересная деятельность, которая им предлагается (основанная на потребности детей в самовыражении или интересе к исследовательской работе);
  2. значимость предлагаемой работы (дети должны понимать, что в результатах их работы серьезно заинтересованы другие люди - или авторитетное предприятие, или целый город). Отсюда вытекает необходимость информировать участников о том, каких результатов добился проект в целом.

Среди конкретных способов повышения заинтересованности школьников в участии в проекте можно предложить следующие:

45


Программа Зелёного креста по экологическому образованию для устойчивого развития

  1. Объявление привлекательного главного приза для наиболее активного участника проекта.
  2. Осуществление проекта, разбив его на несколько простых этапов. В ходе выполнения работы по каждому этапу, участнику необходимо поддерживать связь с организаторами проекта - это поможет им почувствовать, что выполняемая работа значима.
  3. По выполнении работы по каждому этапу, все участники получают поощрение - например, значок или наклейку.
  4. Обеспечение участников привлекательными материалами для работы.

Планирование работы по проекту

Ни для кого не секрет, что дети гораздо лучше подключаются к любому делу, если инициатива исходит от них самих, а не от взрослых. Для успешной реализации проекта нужен какой-то творческий центр, команда активистов, которая смогла бы заинтересовать других ребят. Такая команда обычно состоит из «завсегдатаев» центра.

Если такой команды пока нет, можно воспользоваться приведёнными ниже идеями по созданию Штаба.

Роль Штаба проекта

Исходя из имеющегося в нашем городе, да и во всей стране опыта проведения детских проектов, можно с уверенностью сказать, что детскому активу отводится очень важная роль. Во-первых, потому, что без их поддержки и помощи сложно осуществлять связь со всеми участниками и контролировать всё, что происходит - ведь значительную часть работы по проекту ребята будут выполнять самостоятельно, присылая «в центр» отчеты и письма. Кроме этого, нередко то, что предлагают взрослые, вызывает у подростков протест. Они могут воспринять идею проекта, как очередное обязательное школьное нововведение. Для достижения же успеха проекта очень важна добровольность всех действий детей и высокий уровень мотивации.

Наряду с этим, одной из естественных потребностей детей является ощущение причастности к группе. Поэтому очень важна постоянная связь с каждым участником проекта. Ни одно письмо, ни один отчёт не должен остаться без ответа. Работа по проекту будет намного успешней, если каждый участник будет чувствовать собственную значимость в общем деле, признание своих достижений сверстниками. Поддержание постоянной связи с каждым индивидуальным участником проекта позволяет решить эти задачи.

Таким образом, чтобы обеспечить заинтересованное участие детей в проекте и повысить шансы на успех, мы должны попытаться использовать все средства - в том числе, и создание механизма взаимодействия между взрослыми, которые придумали проект, и непосредственными участниками. Таким механизмом и может стать Штаб проекта.

Распределение ролей

Организуя в детском коллективе ролевое взаимодействие, мы одновременно можем решить несколько весьма существенных задач, и организационных, и педагогических.

46


Детский экологический центр на предприятии: шаг к социальной ответственности

1.   Распределение ролей и обязанностей может существенно облегчить

работу Штаба и повысить шансы на успех.

2. Наличие в Штабе групп с различными функциями расширит возможности

привлечения большого количества школьников в актив, не ограничивая и не

выделяя «избранных» - главное, чтобы дело нашлось для каждого.

3.   Организация групп с различными обязанностями поможет, по сути,

создать модель деятельности, которая существует во взрослом мире - на реальном

предприятии или в компании. Ребята смогут познакомиться с такими аспектами,

как взаимодействие в коллективе, связи предприятия с обществом, изучение и

изменение общественного мнения. При этом важные вопросы социальной жизни

члены Штаба узнают не из учебников, а испытают на собственном опыте.

Поэтому целесообразно организовать внутри Штаба несколько мини-групп, каждая их которых будет отвечать за свой участок работы.

1.   Связные. Это ребята, которые осуществляют связь своей школы со

Штабом. От них новые участники проекта получают материалы, узнают последние

новости о том, какие планируются акции, семинары, встречи. Связные передают

письма и приглашения, находятся в курсе всего, что происходит в Штабе и в

школе.

  1. Пресс-центр. Это группа детей, которая поможет вовремя распространять необходимую информацию. Для освещения хода проекта полезно выпускать какое-то регулярное информационное издание. В зависимости от технических возможностей школы и творчества авторов это может быть стенгазета, рукописный журнал, листовка, газета, подготовленная с применением множительной техники и пр. В пресс-центре, как и в редакции настоящей газеты или журнала, понадобятся специалисты разных направлений. Это и художники, и корреспонденты, и фотографы, и дизайнеры, и авторы.
  2. Отдел PR. На большинстве предприятий и компаний существует отдел по связям с общественностью, или PR отдел. В эту группу должны попасть наиболее общительные ребята, которым нравится работать с людьми, которым интересно мнение других. Эта группа поможет разработать и провести опрос общественного мнения, придумает, как привлечь родителей, проведет рекламную акцию, которая поможет распространить информацию о проекте.

4.   Информационно-статистический центр. Любителям компьютерной

техники также может быть доверен ответственный участок работы. Во-первых,

они могут составить базу данных об участниках проекта, внося всю информации

об успехах участников, их интересах в специальную базу данных. Также эта группа

поможет проанализировать результаты опроса и анкетирования, подготовить

статистический отчёт о проекте. Эта деятельность важна для любого проекта, но

если речь идет, например, о ресурсосбережении, то она просто необходима! Ведь

результативность подобного проекта не может быть оценена без математических

расчетов количества сэкономленной энергии и средств.

После того, как групп активистов для помощи в организации проекта собрана, наша задача - помочь этим ребятам стать действительно Штабом, мозговым   и   организационным   центром   будущего   проекта.   Для  этого   им

47


Программа Зелёного креста по экологическому образованию для устойчивого развития

понадобится, прежде всего, стать одной командой. Нелишне провести с ними нескольких занятий, которые будут способствовать развитию коммуникативных навыков и помогут научиться работать в команде. Такие занятия приобретают всё большую популярность в бизнесе и называются «тренинг по развитию команды» - "teambuilding".

Не менее важно, чтобы эта группа лучше других ребят разбиралась в сути проекта. Оптимальный путь для этого - активное участие ребят в планировании проекта и принятии всех решений: что, как и когда провести, кого привлечь, к кому обратиться за помощь.

Подготовка инициативной группы (Штаба проекта) должна строиться таким образом, чтобы дети осознали свои возможности и самостоятельно пришли к выводу о необходимости действий по сохранению окружающей среды, экономии ресурсов. Если решение работать по проекту будет принято самими ребятами, это намного повысит их мотивацию и активность в ходе реализации проекта. Другими словами, нужно так подготовить детей, чтобы идею проекта они приняли как свою собственную и были готовы призвать к участию в нем своих друзей, одноклассников, родителей. Готовя встречи Штаба проекта, педагогу необходимо продумать и подобрать такие формы взаимодействия с детьми или небольшие приемы, которые помогут детям, прежде всего, выразить свои мысли и чувства, проанализировать свой собственный опыт и свое собственное отношение. Такие встречи, или интерактивные занятия, должны обязательно предоставлять детям время для индивидуальной и групповой рефлексии, то есть, осмысления всего, что происходит, осмысления своей значимости и роли.

48

 



© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.