WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

   Добро пожаловать!

Детский экологический центр на предприятии:шаг к социальной ответственности-2011-1

Научный журнал

 

Н.И. КОРЯКИНА

Детский экологический

центр на предприятии:

шаг к социальной

ответственности

Учебно-методическая разработка


Программа Зелёного креста по экологическому образованию для устойчивого развития

УДК 373.016:502/504 Э40

"Устойчивое развитие": Методические материалы в помощь педагогу, Э 40    преподавателю. Выпуск 4. Детский экоцентр на предприятии: шаг к социальной ответственности. - М.: Зелёный крест, 2010. - 75 с.

Настоящий сборник методических материалов издан к XVII Международной конференции по образованию для устойчивого развития (29-30 июня 2011, Москва).

Конференция организована Российским Зелёным крестом (ЗК) при участии и поддержке Международного и Швейцарского Зелёного креста, академии МНЭПУ Посольства Финляндии и Российского экологического конгресса.

В сборник включена разработка "Детский экоцентр на предприятии: шаг к социальной ответственности".

Для сотрудников и специалистов системы общего, специального и высшего профессионального образования, для широкого круга читателей, интресующихся вопросами экологии, устойчивого развития и экологического образования.

УДК 373.016:502/504

К XVIII Международной конференции по образованию для устойчивого развития, которая состоится в конце июня 2012 года в Санкт-Петербурге, Зелёный крест планирует выпустить сборник методических материалов для поддержки преподавания предмета "Устойчивое развитие", включающий лучшие наработки. Графические приложения и материалы будут выпущены приложением на компютерных (DVD или флеш-карты) носителях.

В этой связи Зелёный крест приглашает заинтересованных специалистов и коллективы к сотрудничеству при сборе материалов для анонсируемого сборника.

Наши контакты:

Зелёный крест, 123056, Москва, Ленинградский пр. 39, стр. 14 Телефон: (495) 945-9073, Факс: (495) 945-8789 e-mail: gcrus@green-cross.ra URL: www.green-cross.ru

) Корякина Н.И., 2011 1 Зелёный крест, 2011


Детский экологический центр на предприятии: шаг к социальной ответственности

ПРЕДИСЛОВИЕ

Даже не верится, что совсем скоро в Бразилии снова состоится Всемирный саммит по окружающей среде и развитию - Рио+20. Международному признанию идеи устойчивого развития уже двадцать лет. За эти два десятилетия мы прошли через череду надежд и разочарований, взлетов и падений, внимания и забвения. Мне кажется, что всё больше надежд на воплощение в жизнь идей устойчивого развития связываются с бизнесом - цикличное производство, эко-экономика, промышленные экосистемы...

Идея образования для устойчивого развития тоже уже давно не нова, но по-прежнему остается «педагогической экзотикой» - даже не смотря на десятилетие ООН по образованию в интересах устойчивого развития. Я убеждена, что образование для устойчивого развития будет «прирастать» социально ответственным бизнесом.

В последние годы нам пришлось работать с целым рядом предприятий, заинтересованных в поддержке экологического образовании и образования для устойчивого развития. Социальная ответственность бизнеса медленно набирает обороты, всё больше компаний не хотят ограничиваться обычной спонсорской поддержкой и создают долгосрочные целевые программы, просветительские центры, осуществляют партнёрские проекты с общественными организациями.

Многие предприятия «укоренены» в местном сообществе, влияют на качество его жизни через свои услуги, предоставление рабочих мест, оказывая влияние на экологическую обстановку. Именно такие предприятия первыми приходят к необходимости создания центров, которые помогут им показать свою роль и место в улучшении экологической обстановки и привлечь на свою сторону самые активные слои населения - детей, молодежь, общественные организации.

Часто, создавая собственный эколого-просветительский центр, компаниям приходится заново изобретать велосипед и обретать опыт, который был уже давно получен их коллегами - на других предприятиях, в других регионах и странах. Цель данной публикации - помочь предприятиям сделать первые шаги по организации яркого, современного, детского эколого-просветительского центра.

Предлагаемая публикация излагается простым, непедагогическим языком. Надеемся, что это сделает её более полезной максимально широкому кругу читателей.

3


Программа Зелёного креста по экологическому образованию для устойчивого развития

ГЛАВА 1.

Зачем предприятию детский экологический центр?

Детский... Экологический... Центр... Предприятия ... Ни одно из этих слов по отдельности не таит в себе чего-либо непонятного. Однако соединенные вместе, они вызывают немало вопросов и сомнений. Причем правильнее не отмахиваться от них, а постараться ответить на каждое высказывание, как минимум - себе, и избежать досадных ошибок в будущем.

Итак, постараемся разобраться в потоке сознания разных категорий людей, на пути которых встает новая идея.

Можно легко предположить, что первая реакция сотрудников предприятия, которое затевает проект создания детского экологического центра, будет следующей:

«Детский.. .Как же мы будем работать с детьми?»,

«Экологический... что, будем рассказывать про экологию?»,

«Центр... а собственно, центр чего?»,

«Предприятия... вот именно, мы же предприятие, а не Дом Пионеров».

Удивятся и клиенты предприятия, и уж конечно, представители общественности:

«Зачем это им?»,

«Что, образование будет новой услугой предприятия?»,

«Дети - народ особый. Найдут ли подход? Работать с детьми - не сталепрокат штамповать».

Совсем другие реакции у оптимистов: словосочетание «Детский экологический центр предприятия» манит радостными детскими голосами; оживлением, царящим в его аудиториях; необычайно красочными для Предприятия стенами; возникающим чувством гордости за свою работу, когда дети, открыв рот, рассматривают сложные механизмы или постигают элегантные технические решения. Но, наверняка, то же самое словосочетание вызывает и некоторую тревогу - ведь это новое, совершенно неосвоенное предприятием дело, и если не сумеешь организовать всё должным образом, то не будет в Центре ни радостных голосов, не возникнет и чувство гордости.

В итоге, после первого, «эмоционального» решения - «а почему бы нам не открыть Детский центр», возникает желание взвесить все «за» и «против», более тщательно проанализировав степень своей готовности. Перефразируя классика, можно сказать, что положительные моменты от открытия Детского центра будут одинаковыми на большинстве предприятий, а вот трудности у каждого будут свои. Сфокусируемся на положительных моментах, а предотвратить многие отрицательные, помогут, надеемся, наши советы.

Одно из главных преимуществ состоит в том, что Детский экологический центр сможет стать одной из «точек кристаллизации» развития новой модели отношений предприятия с природой и обществом. В последние годы мы всё больше

4


Детский экологический центр на предприятии: шаг к социальной ответственности

слышим об экологической ответственности бизнеса, социальной ответственности бизнеса, социальном партнёрстве и пр. Это нельзя назвать очередной модой или украшениемполитических речей. Стремительно меняютсявовсехуголках планеты природные условия (например, климат). Меняются социально-экономические условия, меняется под влиянием глобализации и отношение к ним людей.

Значительный рост ВВП в подавляющем числе развитых стран мира не сопровождается ростом удовлетворенности людей жизнью!. Бизнес, который не сможет отреагировать на эти тенденции, вряд ли сможет успешно существовать в меняющихся условиях. Увеличение социальной и экологической ответственности конкретного предприятия не выглядит экономически выгодной - особенно на фоне других, менее ответственных предприятий. Но если учесть многочисленные обратные связи, существующие как в природе, так и в экономике и обществе, то рост ответственности сможет положительно сказаться на развитии предприятия. Много вдохновляющих примеров, подтверждающих это утверждение, можно найти в книгах современных эко-экономистов, таких, как Лестер Браун и Вильям МакДонаф.

Конечно, только создание Детского экологического центра само по себе не будет являться адекватным решением задачи повышения социальной и экологической ответственности. Но, как мы уже упомянули, ДЭЦ может стать одним из шагов на этом пути. Параллельно с этим создание Детского экологического центра может оказаться полезным для предприятия, открыв выгоды не только экономического характера.

1. Влияние на положительный имидж предприятия

Взаимоотношения любого предприятия с населением - сфера весьма

тонкая. Особенно это касается предприятий сфере ЖКХ. Коллективное сознание населения достаточно консервативно, и, чтобы изменить представление о предприятии, потребуются многие годы. ДЭЦ позволит новому поколению потребителей сформировать более адекватное представление о работе предприятия и критически посмотреть на стоящие перед ним проблемы.

2. Вклад в осуществление экологической политики предприятия

Для крупных предприятий становится уже неприличным не обладать

международными сертификатами ISO. Стандарт ISO 14000 - это стандарт управления безопасностью окружающей среды. Он внедряется с целью минимизации вредного влияния на окружающую среду и постоянного улучшения технологии безопасного производства. Конечно, создание Детского экологического центра не снимет в одночасье ни один из вопросов экологической безопасности, но позволит сформулировать проблему, требующую решения, лучше рассказать об экологической политике предприятия обществу, которое, возможно, подержит те или иные инвестиционные проекты, которые до этого были ему непонятны ичужды. Предприятие, что-либо делающее не ради сиюминутной выгоды, а ради общества в целом - пока ещё новинка для большинства жителей нашей страны, поэтому есть основание предположить, что содержание работы центра, затрагивающее 1. См., например, «Удовлетворенность жизнью: состояние знаний и значение для правительства»: www.number-10.gov.uk/su/ls/paper.pdf

5


Программа Зелёного креста по экологическому образованию для устойчивого развития

экологические темы и видение решения этих проблем в перспективе, будет непременно интересно СМИ. Это - хороший повод на примере собственного предприятия проинформировать общественность о предпринимаемых усилиях в деле защиты окружающей среды.

3.  Просвещение своих клиентов

По многочисленности потребителей, с предприятиями жилищно-коммунального хозяйства может, пожалуй, соперничать только... Голливуд. И то не факт. Однако прежде чем утолить жажду зрелищ, человеку нужно удовлетворить жажду и физические потребности в прямом смысле. Интересно, что в нынешних условиях предприятия ЖКХ не всегда заинтересованы в значительном росте потребления своих услуг - ведь это сопряжено с необходимостью введения новых мощностей, что, в свою очередь, связано с большими капитальными вложениями. Во многих случаях умеренное потребление положительно сказывается не только на окружающей среде, но и на работе предприятия. В то же время, культура потребления воды, энергии, обращения с отходами у нашего населения ещё невысока. Возможно, наиболее быстрый способ её развития - жесткая ценовая политика. Но такой метод вряд ли можно назвать приемлемым, учитывая пока ещё недостаточно высокий уровень жизни в нашей стране. Именно поэтому просвещение - одно из немногих остающихся в нашем распоряжении средств для воспитания культуры потребления и экономии природных ресурсов. Известно, что учить детей гораздо легче, чем переучивать взрослых. В этом смысле экологический центр - это долгосрочная инвестиция, которая окупится через поколение, когда к активной жизни придут бывшие воспитанники ДЭЦ, знающие истинную цену всех энергетических ресурсов, в том числе воды, и понимающие, во что может вылиться неверное техническое решение, не учитывающее экологические последствия.

4.  Профориентация

С распадом некогда стройной системы профориентации из поля зрения детей ушло множество профессий. Их место частично заполнили экранные профессии - «обаятельный киллер», «вдумчивый экономист», «всесильный чиновник». Рабочие и инженерные специальности никто толком не воспел, и, по-видимому, в обозримом будущем и не воспоет, хотя их поэзия никуда не делась, а только стала ещё более глубокой с учетом внедрения современных технологий. Увы, дети не имеют о них даже смутного представления. А ведь нам есть что показать и чем удивить не только доверчивых детей, но и скептичных подростков и практичных юношей!

Совсем недавно, в мае 2008 г. в американском городе Бойз (Айдахо, США) открылся первый в штате Водный образовательный центр Watershed. На его создание мэрия города, местные благотворительные фонды и предприятия потратили несколько миллионов долларов. "Наш центр открывается в самое время, когда проблема водных ресурсов в западных штатах встает всё острее», - говорит Исполнительный директор центра Данна-Мари Хэйс. «Мы рассказываем о том, что какую воду пьем и что происходит с ней после этого.. Взрослые говорят, что

6


Детский экологический центр на предприятии: шаг к социальной ответственности

центр просто потрясает. Кто бы мог подумать, что происходящее в чреве города так увлечёт людей!»

Если, помимо конкретных задач, которые решает ваше предприятие в своей повседневной деятельности, вы смотрите на проблемы общества более широкого, то создание детского экологического центра может послужить достижению ряда ещё более значимых и высоких целей, связанных с общечеловеческими ценностями:

  1. Успешно работающий Центр сможет показать обществу образовательные технологии будущего;
  2. Центр может вдохновлять учителей на использование современных, активных методов обучения;
  3. Наконец, симпатичный, кипящий жизнью, любимый городом и его жителями центр обязательно вызовет у других предприятий желание создать что-то похожее, свое - и жизнь детей будет обогащаться новыми возможностями.

7


Программа Зелёного креста по экологическому образованию для устойчивого развития

ГЛАВА 2

Детский экологический центр предприятия: контексты работы

Создать обычный детский образовательный (просветительский) центр не так уж сложно. Подберем более-менее просторные помещения, отремонтируем по евростандарту, наполним их столами, стульями, шкафами, оборудованием. Пригласим педагогов, желательно с опытом. Разработаем отдельные занятия или курсы, пригласим детей. Вот и готов ещё один из многих сотен центров. Конечно, мы упрощаем, но хотелось бы, особенно предприятию, решившему «вложиться» в такое непростое дело, чтобы центр был запоминающимся, уникальным, действительно полезным детям и современным. Этого добиться тоже не сложно. Секрет прост - во всем, от создания стен до выбора содержания занятий, нужно ориентироваться на происходящее в мире и стараться дать этому свой адекватный «образовательный ответ». Центру, связанному с экологическим образованием, нужно быть в курсе очень широкого круга вопросов, которые не ограничиваются состоянием природной среды. В этой главе мы предлагаем кратко обсудить некоторые из тенденций в экономике, обществе и природе. Рассмотрим и современное состояние экологического образования.

Если бы нужно было описать состояние сегодняшнего мира, то одним из наилучших слов для этого стало бы «изменения». Куда бы мы ни взглянули - даже на природу, скорость изменений беспрецедентна. Развитие технологий, особенно информационных и коммуникационных, ускоряет процессы глобализации. Глобализация, в свою очередь, оказывает влияние на практически все аспекты нашей жизни, поскольку и конкретные товары, и продукты культуры перемещаются по миру с гораздо большей легкостью. Интернационализация и быстрый экономический рост в некоторых обществах изменяет их традиционную жизнь, и не всегда к лучшему. Становится понятным, что изменения далеко не всегда приносят улучшения в жизни отдельных людей, сообществ, природы.

Будущее, в котором будут жить наши дети, непредсказуемо. Но всё же, его можно прогнозировать на основе имеющихся сегодня тенденций. Знакомство с ними заставляет задуматься о том, как наилучшим образом построить работу детского экологического центра.

Природа, экономика, общество

Изменения происходят в природной среде. Никогда, как в последнее десятилетие, экологические вопросы не попадали так часто на первые места потоков новостей и не занимали так много времени в международных переговорах и в работе различных агентств ООН. Детский экологический центр может быть создан предприятием любого профиля, и это несомненно окажет влияние на специфику работы центра. На какой бы конкретно тематике не фокусировался бы

8


Детский экологический центр на предприятии: шаг к социальной ответственности

ДЭЦ (например, поставка воды, генерация энергии, сбор и утилизация отходов), осмысленное её освещение неизбежно свяжет эту узкую тематику с более широким экологическим контекстом.

Урбанизация

Согласно   ООН,   к  2012   году   больше   половины   всех обитателей планеты будут жить в городах. Городские дети всё больше отрываются от природы. Когда они вырастут, им будет трудно задумываться о влиянии на природу в принятии повседневных решений, которую не была частью их «нормальной» жизни.

Каким образом детский экологический центр может помочь детям осознать ценность природы?

Рост населения и механизация

К 2015 году население Земли составит приблизительно 7,5 миллиардов человек - на четверть больше, чем в настоящее время При росте населения Земли отмечается уменьшение рабочих мест во многих отраслях экономики. Внедрение всего одного робота заменяет 3-4 рабочих. В ближайшее десятилетие количество роботов в мире выросло до 2,5 миллионов, заменив собой не менее 7 миллионов человек

Может ли ДЭЦ познакомить детей с перспективными профессиями настоящего и будущего, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь?

Изменчивость рынка труда

В прошлом, многие люди отрабатывали большую часть своего стажа на одном и том же месте.  Современные тенденции показывают, что в будущем за свою трудовую жизнь человеку придется менять не только места работы, но и не менее 4-х профессий

Современным детям нужны не столько «голые» знания, которые можно почерпнуть из растущего числа источников информации, сколькоумение учиться, разучиваться и переучиваться. Как ДЭЦ может помочь в этом приходящим на занятия детям?

Интенсификация научных исследований Современные технологии позволяют за недели проводить исследования, которые раньше занимали годы. Уже сейчас практически во всех областях количество знаний удваивается каждые два-три года

Из всего огромного множества экологических проблем по степени важности и частоте упоминания экспертами можно вьщелить своеобразную «горячую семерку».

Горячая семерка экологических проблем

1. Перенаселение планеты

Население планеты продолжает стремительно расти. И по самым скромным оценкам к 2050 г. вырастет с сегодняшних 6,5 миллиардов человек до 9,5 миллиардов, т.е. почти в полтора раза.

Проблема ли это? Ведь в любой стране наверняка ещё найдется пустырь, чтобы построить пару дополнительных многоэтажек.

Неприятность в том, что ресурсы планеты, необходимые для поддержания жизни людей, не увеличиваются. Не становится больше полей для выращивания еды, рыбы в океане, древесины для строительства домов и даже производства туалетной бумаги. Получается, что с ростом населения уменьшается количество ресурсов, на которое может претендовать каждый человек.

9


Программа Зелёного креста по экологическому образованию для устойчивого развития

Другая беда заключается в том, что подавляющее большинство людей хотят жить на широкую ногу: почаще летать в теплые края, иметь по машине на каждого члена семьи, не отказывать себе в экзотических фруктах, морепродуктах и во всем остальном. Чем больше становится людей, тем больше требуется произвести для них товаров. Таким образом, каждое следующее поколение людей более многочисленно, хочет всё больше, но имеет всё меньше ресурсов, чтобы получить всё желаемое.

Решения

Как это всегда бывает, мнения ученых расходятся.

Существует теория «золотого миллиарда» - примерно такому количеству людей планета может обеспечить хорошую жизнь. Жаль, что это в шесть раз меньше нынешнего населения.

Есть и обратное мнение - планета сможет прокормить и больше народу, если мы научимся регулировать свои запросы и очень рационально использовать природные ресурсы.

У каждой страны сформировалась своя точка зрения на оптимальные методы решения проблемы роста мирового населения. В Китае, например, существует система штрафов семьям за рождение «лишних» детей. В страдающем от перенаселения Бангладеш проходят мощные образовательные компании. 2. Глобальное потепление

Проблема

Вероятнее всего, глобальное потепление - наиболее крупная экологическая проблема. Потепление принесет огромное количество последствий - начиная от вымирания животных заканчивая недостатком продовольствия.

О причинах потепления идут жаркие споры. Большая часть ученых считает, что главная состоит в повышении концентрации так называемых парниковых газов в атмосфере. Главным из них является углекислый газ, образующийся в результате сжигания нефти, газа, угля. Соответственно, особая ответственность за выбросы углекислого газа лежит на энергетике и транспорте - как раз тех сферах, которые активно используются предприятиями ЖКХ.

В России, как это нередко бывает, в целом признанная мировым сообществом проблема изменения климата человеком подвергается многим сомнениям. При этом, несмотря на возможную спорность причин, мало кто отрицает, что климат всё-таки меняется.

Решения

Очевидное решение состоит в сокращении выбросов человечеством углекислого газа. Пока это удаётся мало какой стране. Усилия по сокращению выбросов С02 например, Данией, в глобальном масштабе сводятся «на нет» растущими выбросами Китая, Индии и других стран.

Мир пытается найти альтернативу нефти и углю. Такими альтернативами могут быть солнце и ветер. Для их развития нужны гигантские инвестиции и воля государств. Можно сокращать выбросы, просто разумнее используя нефть, газ и уголь. Неизвестно, конечно, будет ли этого достаточно, чтобы предотвратить изменение климата.

10


Детский экологический центр на предприятии: шаг к социальной ответственности

Некоторые ученые предлагают и более радикальные меры. По их мнению, у нас нет времени ждать, пока человечество постепенно перейдет от нефти и угля к солнцу и ветру. Нужно срочно сделать что-то серьёзное. В числе предложений, например, вызвать извержение какого-нибудь крупного вулкана. Он пошлет в атмосферу столько сажи, что она будет работать как тонированные стеклав машине и не пропустит на землю часть солнечного тепла. Климат охладится. Подобного же эффекта можно добиться, если запустить в атмосферу миллионы зеркальных шариков. Любопытное предложение, правда? И главное, можно выбрасывать столько же С02, сколько и раньше. Шарики отразят лишнее тепло! 3. Исчезновение видов

Проблема

Каждый год с лица планеты исчезают тысячи, а возможно и десятки тысяч видов живых существ. В течение нашей жизни нам придется попрощаться с ПОЛОВИНОЙ из всех десяти миллионов видов, с которыми мы делим эту планету. Похоже, делиться мы умеем плохо.

В чем проблема? Большинство из нас никогда не видели эти исчезающие виды. В минуту исчезновения какого-нибудь вида по планете не пронесся ураган, и солнце не стало тусклее. Да и эволюция может создать нам новые виды.

Проблема состоит в том, что эволюция создаёт виды в сотни раз медленнее, чем мы их уничтожаем. Неизвестно, к чему приведет такое массовое вымирание видов, однако понятно, ничего хорошего от этого ждать не приходится.

При том количестве земли, которое человек занял под свои нужды, невозможно оставить диким видам достаточно места для того, чтобы они существовали без проблем. Помимо этого уничтожению видов способствует чрезмерное рыболовство, загрязнение воды, почвы и воздуха, изменение климата и ещё целое море факторов.

Решения

Те, кто видит в этом угрозу не только для самих животных и растений, но и для самого человечества, расходятся во мнениях по поводу того, что же нужно делать. Вот лишь несколько вариантов:

Невозможно охранять всё и везде. Угадали, вопрос упирается в большие деньги, которых у человечества как всегда не хватает (нам ведь ещё на Луну лететь!). Предлагается выбрать на планете так называемые «горячие точки» биоразнообразия - места, где максимально сохранилось наибольшее разнообразие уникальных видов. Таких точек уже нашли около двадцати пяти и они дают приют 35-45% всех ещё существующих видов.

Другой вариант, и это уже не фантастика - замораживать клетки исчезающих животных. Когда у человечества вдруг найдется время и деньги, мы сможем восстановить исчезнувшие виды путем разных генетических манипуляций. Где и как они смогут жить - это вопрос.

Даже при существующем состоянии дел существует много решений, которые позволят значительно снизить угрозу диким животным и растениям:

- При ловле тунца промышленными сетями часто страдают дельфины. Специально сконструированные сети позволяют этого избежать.

11


Программа Зелёного креста по экологическому образованию для устойчивого развития

- Для кофейных плантаций вырубаются тропический лес - дом огромному числу живых существ. Можно выращивать кофе под пологом леса, сохранив много местообитаний для животных. Качество кофе при этом только улучшается.

4. Уничтожение тропических лесов

Проблема

Мы слышали много раз, что леса (особенно тропические) - легкие нашей планеты. Именно они сейчас являются наиболее быстро исчезающей экосистемой планеты. К середине нашей жизни их может не остаться вообще.

Почему это проблема? Тропические леса (всего 5% поверхности суши) - дом для большей половины всех видов живых существ планеты. Их ценность мы обсуждали выше. Кроме того, тропические леса играют важную роль в формировании климата, регулируют водный режим рек, поглощают С02.

Большая часть тропических лесов уничтожается для создания сельскохозяйственных земель. Людям нужно больше еды!

Решения

С решениями всё сложнее. Трудно объяснить голодающим людям, что им нельзя расширить свое поле, потому что лес нужно охранять для всего человечества и будущих поколений.

Тропический лес можно сохранить, только если все, кто уничтожает его в настоящий момент смогу найти себе более прибыльное дело. Например, вместо вырубки леса под поля местные жители могут водить туда эко-туристов.

5. Обеднение почв

Проблема

Каждый год мы теряем 25 миллиардов тонн почвы. Куда она девается? её смывает дождями, сдувает ветрами, засыпает песком. Может, так всегда происходит в природе? Увы, нет. То, как мы распахиваем поля, делает почву более уязвимой. Вырубка лесов делает почву менее защищенной от ветра. В некоторых регионах мира лес когда-то останавливал наступление пустынь на сельскохозяйственные земли. Там, где он вырублен, пустыня расширяется.

К чему это приводит? Хуже урожаи, меньше еды. Чтобы повысить урожай, требуется больше удобрений. Соответственно, растет цена на продовольствие.

Решения

Увы, никто ещё не придумал дешевой замены природным почвам. Их потерю можно компенсировать применением большего количества удобрений. Это делает еду менее здоровой и более дорогой. Хорошее решение - это взять на вооружение традиции, которые веками использовали в сельском хозяйстве наши предки. Они передавали здоровую почву из поколения в поколение.

6. Нехватка пресной воды

Проблема

С 1950 г. использованием пресной воды выросло втрое и продолжает расти. Стало ли за то же время на планете больше пресной воды? Конечно, нет. Неприятность в том, что её стало меньше. Вода делает круговорот, но он работает медленнее, чем нам бы хотелось. Так, в некоторых сельскохозяйственных районах планеты фермеры орошают землю водой из подземных источников. Вода забирают оттуда в 40 раз

Детский экологический центр на предприятии: шаг к социальной ответственности

быстрее, чем она пополняется природным круговоротом. Согласно прогнозам, к 2025 г недостаток пресной воды смогут ощутить 3 миллиарда человек. К чему это может привести? К бытовым неудобствам типа включения воды только на пару часов в день. К более высокой цене на воду. В худшем случае - к международным конфликтам, ведь очень многие реки проходят по территориям нескольких государств.

Решения

Разумное использование воды на всех уровнях и во всех областях жизни. Даже посмотрев на то, как мы потребляем воду дома, нам не составит труда найти несколько простых способов сэкономить воду без особого ущерба для себя. То же касается промышленности и сельского хозяйства. Пора понять: вода для человека гораздо важнее нефти, и ценить её надо по достоинству. 7. Перепотребление ресурсов

Проблема

Вся наша жизнь - потребление ресурсов и энергии. Мы покупаем товары, которые сделаны из каких-то материалов. Эти материалы тоже из чего-то сделаны или откуда-то добыты. Чтобы произвести всё это, нередко используются токсичные химикаты, образуются загрязнения и отходы. Промышленность производит (и соответственно сбрасывает в окружающую среду) более 70 000 различных химикатов. Нам плохо известно, как они действуют на здоровье человека, не говоря уже о здоровье экосистем. Да и сами товары рано или поздно (обычно всё-таки рано) становятся отходами.

Люди, особенно в развитых странах, потребляют слишком много товаров, на изготовление которых потрачено много материалов. Это приводит, прежде всего, к истощению природных ресурсов и загрязнению окружающей среды, всё больше людей хочет всё больше, а ресурсов становится всё меньше.

Решения

Хорошая новость состоит в том, что решений очень много! Вот лишь несколько:

  1. Вторичная переработка. Зачем добывать железо из руды, если можно переплавить металлолом?
  2. Многие страны уже принимают законы, которые заставляют промышленность снижать производство отходов. Например, в Германии, если вы купили телевизор, производитель обязан забрать у вас упаковку от него. Производитель подумает, как свести её к минимуму. Более того, когда вы решите избавиться от телевизора, отправить его на свалку обязан производитель. Он подумает, как же сделать его более безопасным, а может и перерабатываемым.
  3. Настоящие цены. Люди производят много мусора, когда он не стоит денег. Если супермаркет даёт нам кучу бесплатных пакетов, мы их возьмем и вскоре выбросим. Если каждый пакет стоит несколько рублей, мы будем более экономны.
  4. Эффективные технологии. Как только инженеры начинают задумываться в нужном направлении, оказывается, что любое предприятие может значительно снизить производимые отходы и загрязнения, использовать меньше материалов и при этом делать более качественные товары!

Применительно к каждой из перечисленных выше проблем сотрудники «прогрессивного» детского экоцентра зададут себе целую серию вопросов:

13


Программа Зелёного креста по экологическому образованию для устойчивого развития

  1. Как лучше показать детям, что есть такая проблема, при этом, не «запугивая» детей и не формируя у них чувства бессильности?
  2. Как показать детям, что экологические проблемы можно решить, может ли центр продемонстрировать примеры таких решений на разных уровнях?
  3. Если наш центр сфокусирован на какой-либо относительно узкой тематике (например, вода), можно ли связать с ней каждую из этих проблем?
  4. Не усиливает ли наш центр эту проблему своей работой? Например, минимизирует ли сам центр потребление энергии и других ресурсов?

Предприятия ЖКХ многих стран мира всё более серьезно воспринимают прогнозы экологов, связанные, прежде всего, с глобальным изменением климата.

Британское предприятие «Severn Trent Water» рассматривает необходимость внедрения более продвинутых систем очистки воды в связи с тем, что потепление среднегодовой температуры сделает возможным размножение в воде некоторых опасных микроорганизмов, пока ещё не выдерживающих относительно холодного британского климата;

Необычайное похолодание в одну из недавних зим в Великобритании привело к гибели многих пожилых людей, которые были не в состоянии поддержать в своих домах нужную температуру. Власти страны заявили, что более серьезные похолодания, способные произойти вследствие изменений климата, могут привести к катастрофе в ЖКХ страны и призвали компании серьезнее отнестись к угрозе изменений климата и сделать всё зависящее для того, чтобы сократить их воздействие на климат.

Экологическое образование

Часто приходится слышать, что решить многие экологические и социальные проблемы должно помочь образование. Интересно, что эти же самые проблемы - это результат работы достаточно высокообразованных людей. Если образование и призвано спасти планету, оно явно должно быть каким-то другим. Читатель может возразить, что люди, которые принимали (и принимают) разрушающие планету решения не были охвачены экологическим образованием, ибо оно (по сложившемуся у многих людей впечатлению) - направление новое. Вместе с тем, экологическое образование существует уже многие десятилетия, и в нашей стране ведет свою официальную историю с середины семидесятых годов уже прошлого века. Улучшилась ли за это время экологическая ситуация? Получается, что для того, чтобы человечество смогло решить проблемы окружающей среды, и экологическое образование должно быть каким-то другим. Каким же именно? Для создания детского экологического центра предприятия это вопрос совсем не теоретический, ибо от ответа на него зависит, сможет ли центр действительно работать на развитие экологического сознания ребёнка, или будет просто развлекать его и просто создавать новые образовательные впечатления.

Чтобы разобраться, каким должно быть действенное экологическое образование, сначала полезно понять, каким оно быть не должно.

«Экология»... «Экологический»... Эти слова вызывают у большинства людей ряд стереотипных ассоциаций. То же в полной мере относится и к традиционному пониманию экологического образования:

14


Детский экологический центр на предприятии: шаг к социальной ответственности

  1. Дети сажают деревья (убирают мусор, очищают ручей);
  2. Взрослые организуют для школьников конференцию, где они, запинаясь на недопонятых терминах, читают позаимствованные из книг (Интернета) сведения о глобальном изменении климата, влиянии свинцового загрязнения на почвы, эвтрофикацию водоемов и пр. Дружно призываются к ответственности нерадивые руководители предприятий и чиновники.
  3. Дети идут в экологический поход, берут пробы воды (воздуха) и измеряют уровень загрязнения. Сетуют, что по некоторым показателям вода не соответствует уровню предельно допустимых концентраций.

Значительное большинство взрослых относятся к экологическому образованию со снисходительным благодушием: пусть, мол, детишки учатся любить природу. Логика здесь проста: «Если дети таки научатся любить природу, то смогут, наконец, исправить всё то, что нынешние взрослые наделали и продолжают делать. Если же подобного чуда не произойдет, то, пожалуй, и это не страшно - ведь мы же сносно жили и живем, продолжая уже не первое десятилетие получать дозированные порции экологических призывов. Бог даст, также проживут и дети».

Увы, за пару десятилетий такое образование не добилось в нашей стране значительного успеха: оно сильно оторвано от реальной жизни. Более того, сильно оторвано и от сознания человека, от его психологии. В основе сложившегося экологического образования лежит ряд мифов, которые важно понимать. Мифы экологического образования

Миф 1. «Главным фактором, определяющим поведение человека по отношению к окружающей среде, являются знания. Чем глубже эти знания, тем выше вероятность, что человек будет действовать ответственно».

Важность знаний является рефреном многих обсуждений экологического образования. Но насколько знания влияют на поведение человека? Почему, в конце концов, подростки, которые в деталях знают о вреде курения, курить всё-таки не бросают? Нам возразят: «Ну, здесь ведь ещё есть аспект зависимости от табака и социального окружения, это сравнивать нельзя!». Однако для изменения своего стиля жизни так, чтобы он лишь минимально воздействовал на окружающую среду, людям придется преодолеть ещё более сильный социальный прессинг. Есть в этом и физиологические аспекты. Например, консьюмеризм (однин из главных источников экологического кризиса), подкреплен выделением при совершении покупок эндорфина - гормона радости. Термин «шопинг-оргазм» (shopping orgasm) в английском языке уже стал таким же обычным описанием эмоции, как слово «радость» (happiness). Чтобы избавить людей от консьюмеризма, нам потребуется предоставить им другой доступный источник радости.

Увы, экологические знания будут накапливаться в отдельном уголке сознания, и проявляться скорее в эрудиции, чем в поведении. Это подтверждается и многочисленными зарубежными и некоторыми российскими исследованиями2.

Миф 2. «Для серьезного улучшения ситуации с экологическим образованием, необходимо введение предмета «экология» и его достаточное финансирование». 2. А.Н. Захлебный, 2002 г.

15


Программа Зелёного креста по экологическому образованию для устойчивого развития

Подвергнем сомнению и это утверждение. Взглянем на содержание предмета «экология», которое отражается, например, в соответствующих учебниках. Большая их часть занята рассмотрением вопросов т.н. «классической экологии» - динамика популяций, экосистем, поток веществ в экосистеме и пр. Едва ли дети смогут легко сопоставить, как их повседневные действия вдали от природных экосистем вносят вклад в глобальные процессы. Это признается и ведущими отечественными учеными: «Распространённый за последние тридцать лет объектный подход к конструированию содержания экологического образования (по аналогии с предметами естественнонаучного цикла) не даёт ожидаемых воспитательных результатов. Этот подход позволяет достигать определенной экологической обученности - получения знаний об объектах окружающей среды, а не экологически грамотного поведения и действий в ней. Анализ причин неэффективности сложившейся концепции ЭО в школе приводит к выводу о несоответствии заявляемых целей и планируемых результатов с педагогическими способами их достижения».

Миф 3. «Эффективное экологическое образование должно вовлекать детей в практическую природоохранную деятельность. Тогда (в сочетании с экологическими знаниями) оно и сделает поведение ребёнка более ответственным по отношению к окружающей среде».

Стоит сказать, что автор не выступает против детской природоохранной деятельности как таковой, важно прояснить, какую роль она играет в достижении целей экологического образования.

Часто приходится слышать (от некоторых спонсоров, активистов-экологов, чиновников) фразу вроде «Ну, можно сколько угодно обсуждать с детьми экологические вопросы, а сколько вы с ними расчистили ручьев (на скольких гектарах убрали мусор, посадили деревьев и пр.). Понятно, что при уборке мусора дети поймут, что труд нелегок и что чисто не там, где убирают, а там, где сорят. Более того, чисто там, где мусор отсутствует в принципе - а это уже проблема организации эффективной эко-экономики - то, что было бы полезно обсудить с детьми. В конце концов, главное дело образования - «создание образа» - в том числе и образа будущего, в котором будет жить ребёнок.

Даже и еженедельное участие в самых разнообразных природоохранных мероприятиях вряд ли изменит ситуацию даже в долгосрочной перспективе. Если на улицах города чисто - это хорошо, но мусор от этого не исчез - он просто находится в другом месте, и биосфере от этого не легче. Если ребёнок посадил несколько деревьев - это тоже прекрасно, но своим образом жизни он косвенно может уничтожить ещё сто - и может никогда об этом не задуматься.

Привлекая детей к уборке мусора, посадке деревьев, мониторингу качества воздуха и т.п. мы как бы говорим им (часто даже открытым текстом): «Взрослые уже создали массу проблем, и они будут усугубляться, но решать их придется вам». Какой вывод делают дети? Примерно такой: «Взрослые уже наделали кучу проблем и, похоже, сами не собираются их решать (уничтожили Госкомэкологию, подчинили качество благополучие окружающей среды экономическому росту...). Взрослые умные - значит, так и надо делать. Зачем же нам быть дураками?»

16


Детский экологический центр на предприятии: шаг к социальной ответственности

Участие в практических природоохранных мероприятиях будет полезным для трудового воспитания личности, развития коллектива, но вряд ли позволит сделать жизнь человека более дружественной по отношению к окружающей среде.

Этот миф имеет и ещё одну опасность - он «отпугивает» от идеи экологического образования значительное количество школ. «Я лучше потрачу время на что-нибудь более образовательное, чем уборка мусора» - справедливо думает учитель.

Миф 4. «Существует некий образ мышления и поведения личности, названный «экологической культурой». Если все граждане будут «экологически культурными», большая часть экологических проблем постепенно будет снята. Следовательно, развитие этой культуры должно стать главной задачей экологического образования».

Развитие экологической культуры сейчас провозглашается главной задачей экологического  образования во  многих серьезных документах.  Если  народ

  1. экологически культурный, там и мусора на улицах меньше, и ручьи чище, и бизнес ответственнее, вот как в Голландии (Финляндии, Англии, и пр.). Рядовой европеец скорее выкинет окурок себе в карман, чем на тротуар. Но удивительно
  2. именно на страны с высокой «экологической культурой» приходится, например, львиная доля выброса парниковых газов, именно туда экспортируется большая часть вырубаемых в мире лесов. Чего же мы всё-таки хотим - более чистых улиц, или устойчивой биосферы?

Экологически культурный человек может оказывать на биосферу не меньшую нагрузку, чем любой другой человек - также как хорошо образованный человек вполне может вести себя подло.

Вот и получается, что существующее в нынешнем виде экологическое образование - это своеобразный Дед Мороз. Оно тоже призвано дарить людям радость и учить их добру. Но вот верят в него только малыши, а более старшие школьники опускают глаза с ехидной улыбкой. Они прекрасно видят, что взрослые в него не верят, а только исправно исполняют обряд. Более перспективная альтернатива

Просто «хорошего» образования и включенного в него экологического образования недостаточно для того, чтобы люди стали заботиться о своем воздействии на биосферу и принимать решения, которые бы это воздействие уменьшали. Для этого нужно, чтобы тематика природы переплелась в образовании с вопросами экономики и социальной жизни так же тесно, как это происходит в реальной жизни. Именно такой подход предлагает образование для устойчивого развития (ОУР). Оно представляет собой интегративное направление, цель которого - помочь учащимся принять такие ценности, развить знания и умения, которые позволят им в дальнейшем выбирать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без угрозы для будущего планеты.

Образование для устойчивого развития направлено на достижение изменений в сознании и поведении человека. Любые личностные изменения, согласно

17


Программа Зелёного креста по экологическому образованию для устойчивого развития

классикам психологической науки, возможны только при условии активной включенности личности в деятельность и общение. Таким образом, единственным оптимальным подходом к осуществлению образования для устойчивого развития является - интерактивный подход. Продвижение идеи устойчивого развития с помощью традиционных методов, склонных к предоставлению готовых однозначных ответов кратчайшим путем, контрпродуктивно, если не абсурдно. В то же время, использование исследовательского, интерактивного подхода способствует развитию способности всесторонне рассматривать разнообразие вариантов, внимания и уважения к чужой точке зрения, и, что ещё важнее

-    способствует формированию критически мыслящей личности, умеющей

принимать ответственные решения.

Большинство экологических проблем порождено особенностями существующей социально-экономической системы. Именно поэтому основное внимание в ОУР и должно уделяться обсуждению связей экономики, природы и социума. Образование для устойчивого развития рассматривает такие вопросы, как:

  1. Взаимосвязи - в обществе, экономике и природе.
  2. Гражданственность, права и ответственность человека.
  3. Потребности и права будущих поколений.
  4. Разнообразие - культурное, социальное и биологическое.
  5. Качество жизни, равноправие и социальная справедливость.
  6. «Устойчивые» изменения - развитие в рамках способности экосистем к самовосстановлению.

7.   Позитивное видение будущего, понимание его прогнозируемости и

непредсказуемости.

В 2005 г. началось объявленное ООН Десятилетие образование в интересах устойчивого развития. Любопытно, что труды по подготовке главного документа Десятилетия - его Стратегии, взяла на себя Россия. В течение 2005-2015 гг. предполагается превратить образование для устойчивого развития из своеобразной образовательной экзотики в повседневную практику всех школ планеты.

Важная роль бизнеса/предприятий в образовании для устойчивого развития отмечалась ещё в Повестке Дня на 21 -й век - международном документе, заложившем основу процесса устойчивого развития.

Образование для устойчивого развития таит в себе огромный потенциал для детского центра на предприятии. Ведь содержание ОУР учитывает экономический, экологический, социальный и культурологический аспекты взаимодействия человека с окружающей средой. В какой-то степени, Детский экологический центр предприятия может раскрыть эти аспекты даже лучше, чем школа, где содержание строго разбито на предметы и втиснуто в рамки программы. Увы, школы больше ориентированы на изучение прошлого, чем на подготовку ребёнка к будущему

-   ведь оно-то обсуждается в школе в наименьшей степени. Что ж - заполнить

этот пробел, возможно, и есть на сегодняшний день сверхзадача детских центров

предприятий.

18


Детский экологический центр на предприятии: шаг к социальной ответственности

ГЛАВА 3

Создаём Центр

Первый шаг

Движение к одному и тому же результату можно начать с разных точек. Центр можно создать и директивой руководителя, и купив концепцию, включая дизайн, «под ключ» у какой-нибудь фирмы, и скопировав всё с уже имеющихся образцов.

Но разумнее подойти к решению задачи с другой стороны, с самого начала вовлекая в работу всех тех, кто видится в числе потенциальных партнёров. «Правильным» первым шагом к созданию центра может стать круглый стол, организованный предприятием. На него можно пригласить представителей всех основных организаций, имеющих отношение к экологическому образованию:

  1. Комитет по образованию
  2. Комитет по охране окружающей среды
  3. Институт повышения квалификации учителей
  4. Общественные организации
  5. Школы, при этом не обязательно уже занимающиеся экологическим образованием

На круглом столе попросите каждого представителя изложить видение проблем экологического образования в регионе. Ориентируйте участников на размышления по поводу проблем и перепекшие, иначе, по старой традиции, круглый стол превратится в отчёт о проделанной работе. Конечная задача- преобразования, и здесь не обойдется без элементов фантазии и анализа возможных препятствий на пути реализации задуманного.

Совершенно необязательно принимать все высказывания участников, как руководство к действию. Однако можно с уверенностью предположить, что они помогут объективно оценить состояние экологического образования в регионе и понять, как лучше структурно «вписать» центр, чтобы он в перспективе работал не только на задачи предприятия, но и на более широкую систему в целом.

Дальнейшую работу по созданию центра можно доверить тем, кто в нем будет работать. Хорошо, если эти люди будут профессиональными педагогами. Если такие люди (пока) не появились, то в работе по созданию центра вполне возможно довериться здравому смыслу.

Что мы скажем детям?

Создание предприятием Детского экологического центра несет в себе определенные послания обществу, которые в первую очередь надо чётко сформулировать для себя. Главное сообщение состоит в том, что предприятие заявляет о своей социально-ответственной позиции и стремится наладить лучшие взаимоотношения с людьми ради целей, связанных с общим благом.

19


Программа Зелёного креста по экологическому образованию для устойчивого развития

Дальнейшая деятельность центра будет продуцировать целую систему сообщений людям, которые его посещают. Через содержание занятий, стиль работы педагога, оформление помещений и множество других моментов. Люди -сознательно или подсознательно, будут «улавливать» эти сигналы и формировать свое впечатление от посещения центра, а значит, и свое впечатление о предприятии. Сложность заключается в том, что сигналы будут формироваться независимо от того, задумываются ли об этой составляющей воздействия на людей сотрудники центра или нет.

Собственно, задуматься о посыле, который несет центр людям, необходимо, причем ещё на стадии планирования этого центра. Если это не произойдет, есть опасность, что педагоги центра погрязнут в штампах и будут бормотать нечто заезженное типа: «Мы - самые экологичные», содержание занятий будет рефреном повторять «богат ресурсами наш край», затейливо оформленные стены будут сигналить «Мы - самые богатые», а дети недоумевать «Хорошо, что мы прогуляли школу, но к чему всё это?».

Сообщение, которое будет нести центр на начальном этапе,- это, пожалуй, первое, о чем нужно побеспокоиться после того, как стрелка весов «Создавать или не создавать» склонилась к положительному полюсу. Сообщения могут быть самыми разными, главное, чтобы они были предельно понятные простыми: «Мы - самые добрые», «Очистка сточных вод - это уважаемый труд», «Приходите к нам работать», «Берегите воду», и пр.. Все они ни в коем случае не исключают друг друга, но среди них всё равно должен быть один - центральный посыл.

Садоводы говорят, что для хорошего плодоношения, у яблони должен быть один «центральный», самый высокий побег, а все остальные нужно «подчинять» ему, вовремя укорачивая. Также и у приносящего хорошие плоды детского центра будет одна центральная идея, а остальные - соподчинены с ней.

Работа над определением главного сообщения - труд весьма увлекательный и просветляющий. В чем-то он сродни психоанализу, т.к. позволяет «вытащить» на уровень сознания смутные желания, потребности, и представления по поводу создания ДЭЦ, которые до этого бродили где-то в области подсознания. Очень важно, чтобы в эту работу, так или иначе, включились все люди, имеющие отношение к созданию центра, атакже сотрудники тех структурных подразделений, с которыми центр будет тесно связан в процессе своей работы (отдел связей с общественностью, отдел рекламы, Центр по работе с абонентами, профком и др.). Не забудьте представить варианты главного сообщения на рассмотрение руководителю предприятия. Возможно, обладая более широким кругозором, он выбреет как раз то, что созвучно его мировоззрению и видению перспектив корпоративного развития.

Концепция центра

Итак, главное сообщение центра определено. Теперь на него, как на стержень, можно «нанизать» ещё несколько важных элементов, которые в сумме составят Концепцию будущего центра. Концепция - это краткий, обобщенный ответ на несколько ключевых вопросов:

20


Детский экологический центр на предприятии: шаг к социальной ответственности

  1. Ради чего мы создаем центр?
  2. Что мы будем нести детям?
  3. На какие стандарты мы будем ориентироваться?
  4. Как мы будем добиваться желаемых результатов?

Стоит ещё раз упомянуть о важности тщательной проработки этих, на первый взгляд, теоретических вопросов. Каждая минута, вложенная в эту работу, сэкономит десять минут дальнейшей деятельности центра, т.к. снимет много ненужной деятельности, в которые центр то и дело будет впрягаться, не имея чётко очерченного круга интересов. Наличие концепции снимет массу вопросов, которые в противном случае будут мучить сотрудников центра всю дальнейшую в нем карьеру: «Нужно ли нам включить этот материал в занятия или нет?», «Вроде это хорошее предложение, но насколько оно имеет к нам отношение?», «Не знаю, что бы ещё привнести в жизнь нашего центра?». Наличие концепции облегчит сверку с курсом, а вышестоящему начальству - контроль и оценку результативности работы. Нигде нет единственно верной формы этого документа, но, как правило, он содержит следующие основные разделы: Миссия центра

Миссия - это идеальная цель, на достижение которой направлена работа центра. Это самый высокий ориентир, поэтому её можно не стесняться описывать высокими словами. Выполнение миссии, как правило, невозможно силами одного только центра, или любой другой организации, но она показывает, на какую общую мельницу мы льем воду. Например, миссия может звучать, как: «Становление у молодого поколения ответственного отношения к природным ресурсам», или «формирование адекватного представления населения о работе предприятия». Миссия - это своеобразный горизонт. К её достижению стремятся, но каждый раз она оказывается дальше (или выше). Зато она позволяет бесконечно совершенствовать работу. Не забудьте сравнить предполагаемую миссию с ранее сформулированным главным посылом. Если они расходятся - то мы вольно или невольно собираемся обманывать либо самих себя, либо детей.

Автор считает, что в основе любой миссии качественного детского экологического центра должна лежать идея будущего. Центр должен показать детям лучшее, более яркое, интересное, будущее, к которому они захотят стремиться. Центр, сфокусированный на какой-либо более узкой тематике, должен показать будущее состояние того вопроса, который центр освещает. В идеале, образовании для будущего должно осуществляться в центре и соответствующими передовыми методами.

Цели центра

Если миссия - далекий идеал, который обрисовывает самую общую направленность центра, то цели - это отражение более осязаемых результатов, на достижение которых будет работать центра. Достижимость - главное отличие целей от миссии. Целей у центра может быть несколько, например:

  1. ознакомление школьников города с работой предприятия;
  2. снижение потребления воды через образовательные мероприятия;
  3. поддержка экологического образования в школах

21


Программа Зелёного креста по экологическому образованию для устойчивого развития

Прояснение целей Центра позволит легче определиться с другими, более пространными частями Концепции. В частности, поставленные цели зададут и основные направления работы.

Ведущие идеи, на которых будет строиться работа центра

Если мысль о создании центра вынашивалась достаточно продолжительное время, ведущие идеи уже парят в воздухе, их остается лишь конденсировать. Приступая к созданию центра, можно ориентироваться на собственные или предложенные кем-то ещё идеи. Вот несколько примеров, которые могут принадлежать к различным концепциям.

«Осознание ценности питьевой воды невозможно без понимания процесса её подготовки. Именно поэтому основной упор в работе центра будет сделан на ознакомлении школьников с этим процессом через экскурсии на предприятие и игровые виды деятельности в помещениях центра».

«Бережное отношение к воде не может сформироваться вне бережного отношения к природным ресурсам в целом и без понимания необходимости их рационального использования. Поэтому работа центра не будет ограничиваться сугубо водной тематикой. Предлагаемые занятия помогут детям осознать воздействие своего образа жизни на окружающую среду и освоить конкретные практические приемы, позволяющие сделать их образ жизни более экологически дружественным».

«Дети будут воспринимать наше предприятие как современное и динамично развивающееся, если сам центр будет выглядеть современно и использовать на занятиях самые современные, вызывающие восхищение детей, технологии. Для этого центр предполагается оборудовать интерактивными экранами, электронными игрушками и моделями. Для визуальной поддержки этой идеи дизайн помещений будет выдержан в стиле хай-тек».

«Исследования психологов показывают, что для эффективного восприятия школьникам необходима регулярная смена видов деятельности. Школьники также лучшеучатся в общении. Опираясь наэто, занятия в центре будут разрабатываться таким образом, чтобы дети могли работать над разными заданиями в небольших группах, периодически меняясь местами. Помещение центра должно иметь места для одновременной работы пяти групп по пять человек в каждой».

Содержание образования находится в русле идей устойчивого развития

Просто «хорошего» образования и включенного в него экологического образования недостаточно для того, чтобы люди стали задумываться о своем воздействии на биосферу и принимать решения, которые бы это воздействие уменьшали. Для этого нужно, чтобы тематика природы переплелась в образовании с вопросами экономики и социальной жизни так же тесно, как это происходит в реальной жизни. Именно такой подход предлагает образование для устойчивого развития. Оно представляет собой интегративное направление, цель которого - помочь учащимся принять такие ценности, развить знания и умения, которые позволят им в дальнейшем выбирать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без угрозы для будущего планеты.

22


Детский экологический центр на предприятии: шаг к социальной ответственности

Использование активных методов обучения

Едва ли кто-нибудь сможет более-менее точно рассказать, как будет выглядеть «мир устойчивого развития». Устойчивое развитие - это своеобразный образ, идеал, а не готовый рецепт. Для достижения этого образа молодежи понадобятся не только (а может, и не столько) знания из различных областей, но и ряд важных личностных качеств, например:

-  умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать

последствия этих изменений;

-умение применять имеющиеся знания к разнообразным жизненным ситуациям;

  1. навыки сотрудничества в решении разнообразных проблем;
  2. способность к аналитическому, критическому, творческому мышлению;
  3. уважительное отношение к разнообразию в природе и обществе. Традиционные   методы   обучения   (например,   лекции   по   экологии),

возможно, способствуют развитию этих качеств, однако давно показано, что ещё более эффективно личность развивается в условиях применения активных методов обучения.

Обсуждения, эксперименты, дидактические и моделирующие игры позволяют за относительно короткое время рассмотреть особенности сложных экологических и экономических процессов. Это позволяет не только сформировать у ребёнка общее представление о рассматриваемом процессе, но и резко повысить интерес к его дальнейшему изучению.

Социальное партнёрство В разы увеличить результативность работы центра позволяет активное сотрудничество с самыми разнообразными организациями. Помимо школ и университетов, это общественные организации, дипломатические и бизнес-представительства, органами власти, компании. Международное сотрудничество позволит центру предлагать школьникам города все новые возможности и поддерживать качество работы на мировом уровне.

Содержание О чем центр будет рассказывать школьникам, какие ценности и навыки будет стараться развить? В таком документе, как концепция, нет смысла подробно останавливаться на этом, однако полезно обрисовать ключевые понятия. Сделать это будет нетрудно, ведь у нас уже определен главный посыл. Важно уяснить, насколько широки будут содержательные амбиции центра. Можно, например, сфокусировать центр на объяснении детям, какую нагрузку оказывает ваше предприятие на окружающую среду и как эта нагрузка планомерно сокращается усилиями трудового коллектива. Можно, напротив, раскрывать широкий спектр экологической проблематики, преломив её в контексте специфики работы предприятия.

Основные направления деятельности Потенциально их может быть очень много - экскурсии, проекты, походы, поддержка мини-проектов в школах, выездные занятия в школах, разработка и публикация методической литературы и пр. Среди них нужно выделить те,

23


Программа Зелёного креста по экологическому образованию для устойчивого развития

которые больше всего соответствуют особенностям и ресурсам предприятия, а также актуальны с точки зрения экспертов, с которыми удалось ранее обсудить проблемы экологического образования.

На основе этого были сформулированы конкретные направления работы. Все формы работы Центра можно разделить на две категории - это основная, массовая работа, и работа с постепенно обновляющемся детским активом, во многом напоминающая работу детского клуба (курс занятий, совместная организация творческих дел, выезды, экспедиции)

В результате работы над концепцией складывается достаточно стройное и чёткое видение будущего центра. Благодаря этому, будет гораздо легче планировать всю дальнейшую работу по созданию центра и его последующую деятельность.

24

 



© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.