WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

   Добро пожаловать!

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТАЯ ЭНЕРГИЯ:ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ-2006-9

Научный журнал

 

Роль социализация молодёжи в концепции устойчивого развития

Л. С. Жирина, Е. С. Жукова

Брянская региональная общественная организация "Виола"

Концепция устойчивого развития предполагает, как известно, взаимодействие трех компонентов: социального, экономического и экологического. Образование, будучи социальным институтом, является одним из путей кгармоничному

0    сочетанию этих сфер, т.к. обеспечивает связь и преемственность между поколениями. В связи с этим возникает необходимость определения  молодёжной   политики,   обеспечения  возможности получения образования. Вопросы как обшей, так и специальной экологической, правовой социализации решаются на различных уровнях: 1. На уровне семьи, школ, ВУЗов, общественных объединений Мы  используем  различные  способы  привлечения  молодёжи  к решению экологических проблем. Первой стадией является обучение молодёжной группы, её подготовка на теоретическом уровне. Второй — проведение, круглых столов, семинаров, экспедиций со школьниками и студентами. В 2005 г. группой школьников Домашовской школы под руководством "Виолы" был выполнен проект "Экологическое обследование малых рек Брянской области". Целью проекта было проведение экспедиции по трем малым рекам (Усож, Сев, Нерусса)

217


XVМеждународная конференция "Экологическое образование в интересах устойчивого развития "

для выявления их состояния и разработки рекомендаций для его улучшения. Результаты проекта были направлены в местные районные администрации и общественным организациям. Таким образом, проект внёс вклад в улучшение экологической обстановки в области.

2. На уровне субъектов Федерации

В реализации молодёжной политики должны быть вовлечены как региональные, так и муниципальные власти. Так в 2007 г. в Москве была принята специальная программа "Молодёжь Москвы", в Кировской области было образовано Молодёжное правительство, созданное в целях привлечения молодых людей в решение социально-экономических проблем региона. В 2009 г. в Пензе был основан Молодёжный парламент.

3. На уровне России

Благоприятным событием стало объявление Года молодёжи (2009), что, по нашему мнению, является консолидирующим фактором между молодёжью и взрослыми. Важным шагом было введения права избираться в органы государственной власти для лиц, достигших возраста 18 лет. Данный подход представляется интересным, т.к. молодой человек может не только применить теоретические знания, но и в какой-то степени определить направление своей будущей деятельности. Таким образом, можно говорить о более ранней профессиональной социализации, в том числе правовой и экологической.

4. На глобальном уровне

Современный мир характеризуются всё более активным международным сотрудничеством как в политике и экономике, так и социо-экологической сфере. Именно поэтому "Виола" участвует в таких мероприятиях, как Европейский молодёжный парламент, Европейский водный молодёжный саммит.

Но, как нам кажется, это только малая часть того, что может сделать молодёжь. Большинство молодых сходятся во мнении, что необходимо создать международный молодёжный выборный орган, члены которого избирались бы на срок 1—2 года. Функция этих молодых людей из различных стран состояла бы в представлении различные клубов и организации в своих странах. Это означает, что некоторые молодые люди, назначенные в качестве послов по определённым вопросам, принимали бы активное участие в международных программах, приобретая полезный опыт как для себя, так и для своих государств.

Можно говорить о сохранении определённого недоверия между взрослыми и подростками, вызванного недостаточностью образования и опыта у последних, что влечёт несерьёзное отношение к инициативам молодых. В связи с этим представляется необходимым вмешательство различных общественных структур в целях построения крепкого гражданского общества.

О гуманизации эколого-краеведческого образования

С.Н. Голубчиков

доц. филиала Российского государственного социального университета в г. Дедовске Московской области 218


Секция 1. Новые грани образования для устойчивого развития. Дополнительное образование

"Чем меньше знает человек, тем больше презрения к обыкновенному, к окружающему его" (А.И. Герцен. "Письмо об изучении природы")

"История делает человека мудрым, поэзия — разносторонним, математика

— проницательным, естествознание — глубоким, мораль — серьёзным, логика

и риторика — способным защищаться" (Т.Маколей, английский историк и

публицист).

Область наук о человеке относится к важнейшим междисциплинарным предметам. Человек и среда его окружающая всегда была объектом изучения выдающихся естествоиспытателей. Академик И.Т. Фролов считал, что комплексные междисциплинарные науки будут становиться новыми науками о человеке. Они изучают не отдельные "части" его, а берут его сразу как целостность, но в том или ином измерении. По мнению тверского краеведа С.Н. Корсакова, экология или географическое краеведение — тоже наука о человеке, который живёт здесь, на этой земле, с этими животными и растениями, обусловлен ими и воздействует на них. Ещё К. Маркс сделал прогноз, что в будущем естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание: это будет одна наука. Комплексные науки обладают огромным интегративным потенциалом, позволяющем включать в своё содержание различные знания и формы практики. Такой комплексной науке о человек и является краеведение, эколого-образовательный потенциал которого ещё далеко не раскрыт в целях устойчивого развития нашего социума. Краеведение несёт информацию, знания, оно хранит мудрость народа и передаёт это наследие из поколения в поколение в виде былин, фольклора, народной медицины, в верованиях, в историко-географических описаний, карт, культурно-исторических памятников и ландшафтов (природных и рукотворных), которые, по образному выражению философа И.А. Ильина являются "духовным пастбищем народа... жилищем его грядущих поколений".

Краеведение объединяет жителей края в единый социальный организм и выполняет большую воспитательную и образовательную функцию. "Золотыми годами" отечественного краеведения были 1920-е гг., когда активно действовало Центральное бюро краеведения во главе с известными учёными

— СВ. Бахрушиным, АА. Борзовым, С.Ф. Ольденбургом, СП. Толстовым,

М.Н. Тихомировым, А.В. Чаяновым и др., издавались массовые журналы,

чуть ли не в каждом городе был краеведческий институт. Число краеведческих

обществ к 1927 г. достигло 2200. Наряду с научно-исследовательскими задачами

краеведы решали и культурно-образовательные, воспитывали чувство уважения к

прошлому, помогали человеку осознать своё место в исторической перспективе.

В условиях возрастающего интереса общества к своему прошлому эколого-краеведческое образование имеет огромные перспективы. Людям важно знать, каким образом их малая Родина причастна к судьбе страны и народа, им необходимо чувствовать неразрывную, органическую связь между жизнью их предков и событиями отечественной истории, найти и осознать своё место в вечно меняющемся социуме. Не случайно познавательный туризм, согласно опросам россиян, обошел по популярности пляжный и вышел на первое место по популярности. Для его развития необходимы соответствующее информационное обеспечение, кадры, способные грамотно и достойно представлять свой край.

219


XVМеждународная конференция "Экологическое образование в интересах устойчивого развития "

Остро встает задача выявления и охраны памятников местного историко-культурного наследия. Без выполнения данного базового условия бессмысленной становится любая информационная, организационная или научная деятельность. Ив этом отношениивеликарольместныхкраеведческихмузеев, музеевландшафта, таких как, создаваемого Московской областной общественной экологической организацией "Истрица" в районе деревень Кострово, Жил кино и Телепнево. Этот проект получил в 2007 г. поддержку Всероссийской общественной организации "Лига здоровья нации". Целью проекта является изучение потенциала региона с точки зрения перспектив развития культурно-познавательного и ландшафтно-экологического оздоровительного туризма. В рамках проекта разрабатывается ряд перспективных туристических маршрутов и экологических троп, предполагающих ознакомление с различными гранями культурно-исторического и природного наследия. Характер, протяжённость, тематическая направленность маршрутов варьируют в зависимости от требований потенциальных заказчиков. В стадии разработки находится ряд других историко-краеведческих и природно-экологических маршрутов по территории Истринского района (бассейн р. Малая Истра, Маглуша, Козынка и т.д.). В разработке маршрутов и в создании музея ландшафта "Истрица" активное участие принимают студенты-экологи филиала Российского государственного социального университета в г. Дедовске, Международного эколого-политологического университета, Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, местные школьники. Полевая практика с привлечением студентов и школьников имеет общеобразовательную и воспитательную направленность, то есть способствует приобщению учащихся к историческому наследию Подмосковья, сохранению его ландшафтно-экологических памятников. Она развивает навыки ведения научной работы, необходимые для подготовки грамотных специалистов. Наконец, тем самым делается ощутимый вклад в пополнение коллекций музея ландшафта "Истрица".

С целью сохранения культурно-исторических ландшафтов для эколого-краеведческого туризма областной общественной организацией "Истрица" предложен проект создания музея ландшафта и народного парка в бассейне р. Истра. В территорию парка должны войти места, связанные с именами выдающихся деятелей русской культуры (А.П. Чехов, И.И. Левитан, П.И. Чайковский, И.Г. Эренбург, А.А. Сурков, сестры Лисициан), отечественной географии (А.А. Крубер, НА. Солнцев, А.Г. Воронов, НА. Гвоздецкий, B.C. Преображенский), экологии (Н.Ф. Реймерс, НА. Воронков), лесной науки (Н.Ф. Созыкин, А.В. Побединский, Г.И. Воробьев, Л.Е. Михайлов, НА. Моисеев).

Для повышения эколого-образовательного и гуманитарного потенциала Подмосковья необходимо, на наш взгляд, принять следующие меры:

  1. Произвести инвентаризацию ландшафтов с целью выявления наиболее редких и ценных в культурно-историческом и эколого-образовательном отношении.
  2. При реконструкции ландшафтов использовать богатый многовековой опыт ландшафтно-эстетического обустройства памятников садово-паркового искусства.
  3. Строго контролировать (вплоть до запрета) коттеджное строительство в водоохранных зонах, местах, имеющих историко-культурную и высокую эколого-эстетическую ценность (для этого необходима соответствующая экспертиза).

220


Секция 1. Новые грани образования для устойчивого развития. Дополнительное образование

4.   Развивать народно-краеведческий туризм с привлечением учителей,

сельской интеллигенции на базе краеведческих (районных, школьных,

общественных) музеев, музеев ландшафта.

5. Создавать учебные пособия и программы для подготовки специалистов по

народно-краеведческому туризму. Последним пособием такого рода была изданная

ещё в 1924 г. известным географом В.П. Семёновым-Тянынанским монография

"Что должен знать каждый краевед о географии человека?".

6.   Разработать федеральную стратегию создания историко-культурного

каркаса России, включающую систему музеев-заповедников, этнографических

парков, объектов природного и культурно-познавательного туризма и т.д.

Все эти меры будут способствовать повышению экологической культуры населения, оздоровлению окружающей его среды, станут надёжным гарантом устойчивого развития нашего общества.

Контакт: s_golubchikov@rambler.ru


Формы и методы воспитания экологической культуры учащихся

К.М. Корзанова

координатор программы СОЦМЕД, Почепский информационно-аналитический центр по работе с населением Зелёного креста

Тотальная         экологическая          безответственность

населения ставит на современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания на одно из первых мест. Экологические проблемы носят всё более глобальный характер, затрагивают всё человечество и приобретают особую остроту. Загрязняется всё: воздух, вода, почва. Кчислу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Волга, Байкал, Ладога, Арал, Чёрное море — кричащие экологические проблемы, затрагивающие интересы огромного количества людей. Но ведь они возникли не сразу — к ним привела непрерывная разрушительная работа предприятий, организаций и отдельных людей. Стремительно растут горы бытового мусора.

Совсем недавно довелось быть в г. Десногорске Смоленской области. Молодой город (около 40 лет), построенный приехавшими сюда из всех уголков России молодыми, энергичными людьми, возник рядом с атомной электростанцией. В нём проживает два поколения населения, и только-только стало появляться третье. И этот красивый город тонет в горах окурков, обёрток от мороженого, пластиковой стеклянной и жестяной тары.

Из-за применения ядохимикатов и пестицидов происходит загрязнение почв, нерациональное использование приводит к истощению почв. Наши "соседи по планете" — растения и животные испытывают двойной гнёт: разрушение и загрязнение мест обитания и непосредственное влияние со стороны человека. В результате — многие виды растений и животных исчезли с лица Земли.

Всё это свидетельствует о том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, и что решение её должно стать одной из приоритетных

221


XVМеждународная конференция "Экологическое образование в интересах устойчивого развития "

задач сегодняшней педагогической действительности. Родная природа — это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Природа — великий учитель! Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. И очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям.

Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители должны осознать всю важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет её результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний; подростки, наряду с расширением знаний о природе, имеют возможность учиться правильно взаимодействовать с природой, старшие школьники и молодёжь могут активно влиять на решение местных экологических проблем, всё это позволяет говорить о возможности формирования у школьников надёжных основ ответственного отношения к природе. В соответствующей модернизации нуждаются существующие методы, приёмы и средства экологического воспитания. Однако радикальное изменение ситуации может произойти в результате внедрения новых методик, программ, учебных пособий, где важное место могут занять ролевые игры, учебные дискуссии. В.А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества: "сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней". Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства. Надо отметить, что существенно поднять уровень экологического воспитания необходимо не только у учащихся и их родителей, но и у учителей. Существует большое количество технологий экологического образования и воспитания. Задача педагогов — найти оптимальное сочетание тех форм и методов работы с детьми, которые помогут достичь поставленной цели — выработка действенного отношения к природе, основанного на знаниях её законов. А под экологическим воспитанием надо понимать формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.

В работе с детьми выделяются две основные задачи — образовательная и воспитательная. Эти задачи призваны углубить и расширить экологические знания, привить начальные экологические навыки и умения (поведенческие, познавательные, преобразовательные), развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе их экологической деятельности,

222


Секция 1. Новые грани образования для устойчивого развития. Дополнительное образование

воспитать чувство бережного отношения к природе.

Один их важнейших принципов экологического образования — непрерывность, где целенаправленно координируется деятельность школ, организаций по охране, рациональному использованию и изучению окружающей среды; классно-урочные методы образования сочетаются с внеурочной деятельностью учащихся в природной среде; наряду с развитием традиционных форм, используются новые формы экологического образования и воспитания; возрастает роль средств массовой информации и всё это дополняет максимальный учёт возрастных особенностей и возможностей учащихся.

Формы экологического воспитания можно классифицировать на массовые, групповые и индивидуальные.

К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.

К групповым — клубные, секционные занятия юных друзей природы, факультативы по охране природы и основам экологии, кинолектории, экскурсии, туристические походы, экологический практикум. В качестве примера влияния и роли экскурсии не могу не привести экскурсии в "Брянский лес". Уникальнейший музей в парке им. А. К. Толстого в Брянске был единственным в России настоящим музеем леса, показывавшим разнообразие его животного и растительного мира. А панорама смены времён года завораживала своей красотой и правдоподобностью. К сожалению, музей сгорел летом 2009 г. Оставив в стороне слухи о причинах пожара, хотелось бы обратиться к участникам Конференции с просьбой о помощи в восстановлении музея.

Индивидуальные формы включают подготовку докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепку.

Основными критериями эффективности массовых форм является широкое участие школьников, дисциплина и порядок, степень активности. Критерием эффективности групповых форм является, прежде всего, стабильность состава клуба, кружка, секции, достижение коллективных успехов. Здесь многое определяет содержание и методика занятий; важен при этом и успех коллектива, общественное признание его заслуг. Сознание и чувство причастности ребёнка к делам такого коллектива, даже если личные результаты его самого скромны, заставляет всех членов сохранять верность коллективу долгие годы.

В течение почти 10 лет я вела в школе кружок "Друзья природы", основу которого в течение 7 лет составляли пять девочек — они были в кружке с пятого по 11 класс. Настоящие энтузиастки, девушки с удовольствием готовили занятия для маленьких новичков кружка. Результатом нашей работы стала победа в конкурсе (номинация "Чтим и помним"), посвященном 20-летию аварии на ЧАС, проводимом организацией "Чернобыль России".

Такая форма работы, как кружок или школьный клуб, позволяет разнообразить методы работы с детьми, достигая поставленной цели и используя интерес и особенности характера каждого: сбор объектов для коллекции и их выставки, рисунки, простейшая практическая деятельность, разработка грамотных

223


XVМеждународная конференция "Экологическое образование в интересах устойчивого развития "

экологически проектов устройства школьного участка, экологической тропы, маршрутов экологических экспедиций по родному краю, организация и участие в тематических вечерах, днях окружающей среды. Вся эта деятельность помогает приобретению практических умений по изучению состояния природной среды, целей ихарактера деятельности в ней человека, выявлению и оценке её результатов. Конечной целью является овладение учащимися трудовыми умениями по защите, уходу и улучшению окружающей среды, опираясь на полученные знания о законах природы. Экологически ориентированная трудовая деятельность зависит от возрастных особенностей ребят: развешивание птичьих домиков, кормушек; регулярный сбор корма для птиц и их кормление, посадка и уход за растениями, уход за животными живого уголка и т. д. Правильное воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы.

Показателем экологической культуры школьника следует считать следующее:

  1. соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребёнок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
  2. выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;
  3. способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
  4. доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребёнка оказать помощь нуждающимся в ней.

Приведу далее несколько форм и методов, развивающих экологическую культуру школьников в различных условиях и навыки, которые развивают эти методы.

Форма или метод

Что развивает.

1.

" Экологический светофор" — игра

представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой, допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности, умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой, расширяет опыт ребёнка в экологически ориентированной деятельности

2.

"Письмо зелёному другу" — творческая работа

определяет готовность учащихся помогать природе и заботиться о ней, развивает у них чувство сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира. Ребёнок вводится следующую ситуацию

3

"Радости и огорчения"

эмоции ребёнка и анализ ситуации: огорчения, связанные с людьми; с самим собой; эстетические эмоции, связанные с природой; оценка деятельности человека

4.

"Секретный разговор"

эмоционально-чувственную сферу личности школьника в процессе общения его с природой, а также выявляет имеющийся у детей опыт такого общения

5.

"Лес благодарит и сердится" — беседа, сочинение

позволяет выявить отношение школьников к природе и развивать представления детей о правилах, нормах взаимодействия с нею. Напиши, за что лес мог бы сказать тебе: спасибо; рассердиться на тебя

6

" Экологический театр", спектакли, миниатюры

творческие способности ребёнка, умение перевоплощаться, входить в образ птицы, животного, прочувствовать их проблемы и беды, учит сопереживать, развивает стремление защитить, помочь

224


Секция 1. Новые грани образования для устойчивого развития. Дополнительное образование

7

"Ода Брянскому лесу" литературно-музыкальная композиция

учит находить материал по теме, проводить исследование его и отбор нужного, развивает творческие способности

8

"Экологические забеги" — конкурс-игра

расширяет знания о животном мире, особенностях его поведения, развивает силу и ловкость ребёнка

9.

"Домашняя (или лесная) аптека" — ролевая игра

расширяет знания о растительном мире своего края, умение оказать первую помощь сверстнику, знакомит с редкими и лекарственными растениями

10.

"Загадки Лесовичка" — инструктаж пред экскурсией, походом

позволяет в игровой, соревновательной форме провести инструктаж о поведении детей в лесу, в поле, на реке, при встрече с животными или птицами, обращении с растениями

11.

"Ситуация для обсуждения" — конкурс

Позволяет познакомиться с произведениями писателей и поэтов по теме экологии, умение анализировать предложенную ситуацию, находить правильное решение проблемы, применить эту ситуацию к своему поведению. Например: ДИКАРЬ В ЛЕСУ

12.

"Не наступи"

— конкурс рисунков

умение подумать о том, что и лягушонок и жучок и муравей тоже живые существа со своим миром, средой обитания и о том, как ребёнок может не нанести вред хрупкому миру "маленьких братьев"

13.

"Сто терминов и понятий" — конкурс эрудитов

расширяет знания о природе, развивает общий кругозор, полнее знакомит с природой родного края и её особенностями, охраняемыми объектами

14.

"Родничок"— экологический десант

практические навыки общения с природой, активную жизненную позицию по отношению к природе, осознание того, что каждый из нас способен внести свой вклад в оздоровление природы

15.

"Природа просит защиты" — ролевая игра "Заседание суда"

умение находить решения в экологически неблагоприятных ситуациях, составлять мини-проекты оздоровления природы, оценка негативных и позитивных действий человека в природе

16.

"Мой лес" — работа в лесничестве

оценить свой вклад в восстановление природы, в частности, лесного массива, умение выращивать семена деревьев и кустарников, расширение знаний о природе

17.

" Экологическая тропа" — поход, экскурсия, проект

живое общение с природой, узнавание и наблюдение теоретических сведений на конкретном живом объекте, правила поведения в природе

18.

"Домашние животные" — проект, праздник-встреча

умение ухаживать за животными, воспитание сопереживания, желания помочь, расширение кругозора

19.

"Шумел сурово Брянский лес" — литературно-музыкальная композиция к 65-летию Победы

умение оценить роль леса в жизни человека, роль леса во время Великой войны, воспитание патриотического чувства, любви к своей малой родине

20.

"Угадай мелодию" — конкурс-игра

в качестве мелодий звучат голоса птиц, животных, шум ручья, раскаты грома, что позволяет ближе познакомить детей со звуковой стороной природы.

225


XVМеждународная конференция "Экологическое образование в интересах устойчивого развития "

Ученические бригады, общественные сады, лекции, беседы, экологическая видеотека, рассказы, конференции, вставки находок и поделок из природных материалов, конкурсы, вечера и праздники, посвященные заботе о природе — всё, что помогает поднять уровень экологического воспитания, экологической культуры ребёнка можно рассматривать как метод достижения этой цели. И разнообразить эти методы до бесконечности — главное, чтобы душа у воспитателя не была равнодушной. Все возможные формы работы с детьми по вопросу экологического воспитания можно разделить на несколько блоков, в зависимости от их роли в нем:

1.   Блок познавательных мероприятий: экологические беседы, турниры-

викторины, конкурсы, КВНы, устные журналы ....

2.    Блок просветительской работы: выставки, конкурсы рисунков и

проектов, участие в районных мероприятиях или конкурсах...

  1. Блок практических дел: мастерские, изготовление кормушек, зимняя подкормка птиц и зверей, установка плакатов, ....
  2. Блок развлекательных мероприятий: конкурсы чтецов, певцов, вечера, утренники, костюмированные миниатюры и спектакли о природе.

От этой, такой нужной работы педагогов зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт вымирание или деградация с последующей мутацией. Именно на такую дисциплину как "экологическая культура" сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убеждённость, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих. И преподавателем этой дисциплины не обязательно должен быть педагог по образованию. Он должен быть им "по жизни" и любить и понимать природу. К.Д. Ушинский писал: "Аволя, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и полыхающие поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение в развитие молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога". Не так это легко — научить учащегося замечать прекрасное в природе. Прежде всего, это должен видеть и чувствовать сам воспитатель.

Основные направления работы Почепского ИАЦ по экологическому образованию и воспитанию населения

В.И. Корзанов

директор Почепского Информационно-аналитического центра по работе с начелением Зелёного креста

Экологическое образование остается важнейшим фактором устойчивого развития общества. Оно направлено на кардинальное изменение сознания людей 226


Секция 1. Новые грани образования для устойчивого развития. Дополнительное образование

в отношении природы Земли, сложившихся стереотипов мышления и поведения, механизмов экономики и социального развития, на принятие государством и каждым человеком новых принципов этики, культуры и справедливости, базирующихся на системе ограничений и запретов, диктуемых законами развития биосферы.

Экологическое образование, продолжая своё движение вперед, обеспечивает не только естественнонаучный фундамент для понимания экологических проблем и ключевых идей устойчивого развития, но и сохраняет приоритет в становлении экологической культуры в обществе.

Особенно велико значение просветительской работы среди населения, которое озабочено неудовлетворительным состоянием окружающей среды и здоровья и зачастую испытывает психологический дискомфорт. Правильно выстроенная работа по экологическому просвещению населения способна снять у граждан различные "фобии". Люди начинают лучше понимать, что и как происходит в окружающей их действительности, реализация каких проектов может принести им материальное благополучие и успех, чего следует и чего не следует опасаться, как сделать свою жизнь безопасной.

1 июня 2010 г. Почепскому информационно-аналитическому центру по проблеме уничтожения химического оружия (ИАЦ) РЗК исполняется 12 лет. На протяжении всего своего времени существования Центр ставит в один ряд с информированием населения по вопросам химического разоружения и вопросы экологического образования населения, и оздоровление, и отдых детей, проживающих в экологически неблагополучных районах.

Здоровье жителей Почепского района Брянской области находятся под угрозой сразу нескольких глобальных экологических проблем:

•здесь расположен склад хранения химического оружия в количестве 7547 т. С 2008 г. велось строительство обеспечивающих работу будущего объекта по уничтожению химического оружия (УХО) сооружений, зданий и коммуникаций. Ввод его в эксплуатацию запланирован на 1 октября 2010 г.

• В результате аварии на Чернобыльской АЭС радиоактивному загрязнению

подверглось 19 российских областей (56 тыс. км2, 2 626 500 человек), но больше всех

пострадала Брянская область — 11,7 тыс. км2 с населением 467 500 человек.

В 2010 г. в Почепском районе проживает около 3000 семей из зоны отселения, подвергшейся радиоактивному загрязнению. Программы по созданию рабочих мест для переселенцев не проводилась. Это привело к тому, что отсутствие рабочих мест и высокие коммунальные платежи за жильё, предоставленное переселенцам, подтолкнуло работоспособное население к поиску работы за пределами области. Работоспособное население, в основном мужчины, уехали от семей на заработки в Москву и Санкт-Петербург. Это резко увеличило число неполных и неблагополучных семей. Как следствие влияния Чернобыльской трагедии, в районе продолжался рост заболевания щитовидной железы среди детей и взрослых, онкологических заболеваний, увеличился процент ослабленных и больных новорождённых детей, появились дети с врождёнными пороками развития, нарушением умственного и психического развития.

• Заболевание туберкулёзом поразило значительно большее число людей,

чем в среднем по России. Самое печальное, что заболеваемость туберкулёзом

227


XVМеждународная конференция "Экологическое образование в интересах устойчивого развития "

стремительно растёт среди детей и подростков (в 2 раза выше, чем в Центральном федеральном округе).

• В связи с реализацией национального проекта "Здоровье" рождаемость

в районе в 2009 г. несколько повысилась. Однако демографическая ситуация

практически не изменилась, так как повысилась и смертность населения.

Стремительно уменьшается сельское население. В 15 сельских населённых пунктах

района в 2009 г. люди уже не проживают, в 25 живёт 1—5 человек, в 119 — до 50, от

200 до 400 насчитывает 21 населённый пункт. И только в 12 населённых пунктах

района (самого большого в области по площади) насчитывается свыше 500 человек.

Учитывая изложенное, Почепский ИАЦ строит свою работу в двух направлениях: экологическое образование населения и оздоровление детей, проживающих вблизи арсенала хранения химического оружия.

Большое внимание уделяется разработке методов и организации летнего оздоровительного отдыха детей, проживающих вблизи арсенала хранения химического оружия. Такая программа реализуется на базе санатория "Жуковский" в течение восьми лет. В рамках программы "Соцмед" сформирована группа детей (30 человек), с родителями которых проведена работа врачом-специалистом и педагогом до поездки детей в санаторий, где была дана развёрнутая информация о программе лагеря. Каждый ребёнок из этой группы обследован детским врачом и по необходимости врачами-специалистами. Работает три клуба "Мать и дитя", где родители могут получить нужную информацию и знания, касающееся здоровья детей. Опытный врач, педагог, психолог по просьбе ИАЦ готовы ответить на вопросы родителей, дать нужный совет по вопросам здоровья ребёнка и возникающих педагогических ситуаций.

В 2010 г. Почепским ИАЦ были реализованы программы в области экологического образования:

  1. на базе детского сада "Родничок";
  2. на базе школы № 1 и детского дома творчества;
  3. взрослого населения на базе районной, сельских и школьных библиотек;
  4. через участие в работе школьных лесничеств на базе Валуецкой школы;
  5. по выращиванию экологически чистых продуктов на базе Супрягинской школы;
  6. школы № 1, Валуецкой, Сетоловской и Громыкской школ в форме проведения занятий кружков по экологии на базе школ и в офисе ИАЦ с использованием методических материалов и видеофонда ИАЦ;
  7. подготовлена и реализуется в течение нескольких лет программа "Экологический театр" на базе Валуецкой и Сетоловской школ;
  8. на базах летних пришкольных оздоровительных лагерей.

Стало хорошей традицией участие всех образовательных учреждений в экологических акциях, проводимых ИАЦ совместно с отделом образования:

  1. Дни защиты детей от экологической опасности под девизом "Экология, безопасность, жизнь";
  2. День птиц и изготовление и развешивание скворечников, дуплянок;
  3. День Земли по озеленению территорий своих поселний;
  4. День памяти погибших в радиационных катастрофах под девизом "Колокола тревоги" и "Помним и чтим";

•    месячник парков, аллей и скверов Брянщины.

228


Секция 1. Новые грани образования для устойчивого развития. Дополнительное образование

Много внимания уделяется решению местных экологических проблем,

связанных с аварией на Чернобыльской АЭС, уничтожением химического оружия, очисткой сточных вод в районе.

Основной упор делается на практическое применение людьми полученных экологических знаний и укрепление материального положение семьи.

В 2008—2010 гг. в рамках программы Соцмед четыре жительницы Почепского района успешно прошли обучение по программе "Свежий ветер". На территории района нами организованы и успешно работают три кооператива животноводства: шесть — пчеловодства; на базе Рамасухской, Титовской, Добродеевской и Польниковской школ с 2009 г. начали работу кооперативы "Садоводство". На базе Сетоловской школы организован клуб "Цветоводство". На территории Семецкой сельской администрации организован и начал работу кооператив " Овощеводство ".

Руководство и жители района выражают благодарность Зелёному кресту за целенаправленную работу и действенную помощь в вопросе экологического образования и воспитания населения, за огромную просветительскую работу по вопросам снятия социальной напряжённости в зоне защитных мероприятий, установленной вокруг объекта хранения химического оружия.

Экологическая маркировка как инструмент экологического

просвещения

Е.В. Смирнова

НП "Прозрачный мир ", г. Москва

Сегодня состояние окружающей среды включается в обязательный перечень условий, определяющих качество жизни населения, а истощение природных ресурсов и экологические проблемы требуют переориентации развития человечества в сторону ограничения и переориентации потребления в направлении экологичных товаров и услуг. Спрос на товары и услуги определяется как собственно потребительскими свойствами товара, ценой, так и доверием потребителя к производителю, в частности, отношением к его экологической политике. Важную роль здесь играет экологический имидж компании-производителя. Покупатели интересуются не только тем, наносят ли эти продукты вред организму человека, но и тем, не нанесён ли в процессе производства ущерб окружающей среде. Помочь потребителю сделать осознанный выбор в пользу экологически дружественных товаров и услуг призвана экологическая маркировка [1].

"Экологическая маркировка — комплекс сведений экологического характера о продукции, процессе или услуге, входящий в состав их маркировки и (или) сопроводительной документации" [2]. Экологическая маркировка служит инструментом информирования об экологических особенностях продукции и процессов её разработки, производства и использования. Экомаркировка — это именно знак экологичности, а не знак качества или безопасности, хотя эти аспекты

229


XVМеждународная конференция "Экологическое образование в интересах устойчивого развития "

также принимаются во внимание. При разработке критериев экологичности, в тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами, принимается во внимание весь жизненный цикл продукта, т.е. эти критерии носят комплексный характер и не ограничены лишь характеристиками самого продукта.

Впервые использование экологической маркировки на международном уровне было рекомендовано Всемирной конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. В принятой на конференции "Повестке дня на XXI век" (гл. 4, § 21) отмечается, что "Правительствам в сотрудничестве с промышленным сектором и другими соответствующими группами следует поощрять расширение информационных программ, предусматривающих введение экологической маркировки товаров и распространение информации об экологических характеристиках реализуемой продукции, стем, чтобы покупатели имели возможность делать сознательный выбор в отношении тех или иных товаров" [3].

Экологическая маркировка служит для правительств основанием к поощрению удачного экологического опыта, а для бизнеса — средством продвижения экологичныхтоваров на рынок. Многие страны имеют собственные системы такой маркировки. Их основные цели следующие:

Защитаокружающейсреды.Посрелствомисиолъзоваяиятосуларствеяяых

и (или) неправительственных программ экологической маркировки органы

власти могут оказывать влияние на предпочтения потребителей и поощрять

производство и потребление экологичных товаров и услуг. В этой связи

экологически ориентированные услуги выступают рыночным средством

заявления об экологических преимуществах.

  1. Поощрение экологичных инноваций и лидерства в этой области. Через распространение экологических знаков они предлагают рынку стимулировать экологические инициативы и развитие бизнеса в этой области. Через продвижение продукции, уменьшающей антропогенную нагрузку на окружающую среду, компании могут создать или укрепить свои позиции в рыночной нише и сформировать позитивное отношение потребителей;
  2. Информирование потребителей об экологических аспектах. Они позволяют направить выбор именно на экологически дружественные товары и услуги. В странах с низкой информированностью потребителей экомаркировка может использоваться для распространения информации о возможностях различного потребительского выбора [4].

В международных стандартах ИСО серии 14000 определены требования к экологической маркировке, которые призваны:

  1. снизить неопределённость в отношениях потребитель — поставщик, поскольку широкое распространение различных экологических знаков вызывает недоверие потребителя ко всем знакам;
  2. способствовать улучшению экологических показателей и снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду навсех стадиях жизненного цикла, включая производство, использование и утилизацию продукции и упаковки;

• содействоватьразвитию международнойторговли, таккак экологический

знак — всегда один из объектов рассмотрения при экспорте и импорте

продукции;

230


Секция 1. Новые грани образования для устойчивого развития. Дополнительное образование

позволять потребителю делать осознанный выбор.

Международный стандарт ИСО 14020 определяет следующие основные принципы экологической маркировки:

1.     Экологические знаки и декларации должны быть точными,

проверяемыми, уместными и не вводящими в заблуждение.

2.   Экологическая маркировка и декларация должны основываться на

объективных критериях и методах оценки, обеспечивающих достаточную

точность и воспроизводимость используемых данных.

3. Информация, используемая дляобеспеченияэкологическоймаркировки,

должна быть доступной для заинтересованных сторон [5].

В 2008 г. в Санкт-Петербурге было проведено социологическое исследование по выявлению особенностей понимания термина "экологически безопасная продукция", а также определение уровня известности принципа и разных типов экологической маркировки продукции и потребительских предпочтений относительно экомаркировок. Результаты показали, что, почти 53% респондентов обращают внимание на наличие на упаковке знака, удостоверяющего безопасность товара для здоровья и окружающей среды. Наиболее известными эмблемами экомаркировок признаны "Субъект РФ. Чистые росы" (21%) и "Листок жизни" (18 %). Для 48% петербуржцев забота о своём здоровье и забота об окружающей среде — самый важный фактор, которым они руководствуются при покупке экологически безопасной продукции. Интересно, что в опросе 2006 г. самым важным фактором была названа забота о своём здоровье.

Следует отметить, что 81% петербуржцев отдают предпочтение отечественной экопродукции. Важным негативным моментом в отношении к зарубежным производителям становится необходимость длительной транспортировки зарубежной продукции, что приводит к использованию консервантов. 92% опрошенных при выборе продукции обращают внимание прежде всего на информацию о составе товара. Доверие покупателей приобретает только та продукция, качество которой не вызывает сомнения, и именно экологическая маркировка служит одним из эффективных способов сообщить покупателю о высоком качестве приобретаемого продукта [6].

Литература

І.Матягина A.M., Смирнова Е.В. экология. Реализация экологических принципов с помощью Рг-технологий. М.: МГТУ ГА, 2010.

2. Литвинов О.В. Маркировка товаров в России и за рубежом. Азбука знаков. М.: Издание РИА "Стандарты и качество", 2003.

3.Повестка дня на XXI век, 1992. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http ://www.un. org/russian/conferen/wssd/agenda21 (10.04.2010).

    • Introduction to ecolabelling. Global Ecolabelling Network information paper. July 2004.
    • Системы экологического менеджмента для практиков / СЮ. Дайман, Т.В. Островкова, Е.А. Заика и др.,; Под ред. СЮ. Даймана. М.: Изд-во РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2004.
    • Результаты социологического опроса на тему "Экологически безопасная продукция", 2008. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.ecounion.ru/ru/site. php?content=detailcontent.php&blockID=943# (10.04.2010).

    Кодекс томича

    А.В. Торопов

    Томский Зелёный крест, Сибирское экологическое агентство, г. Томск

    Растущие повсеместно нелегальные свалки ТБО, мойка машин на берегах рек и озёр на виду у сотен отдыхающих, мрачные, неприветливые лица на улицах и развенчанный миф о российском гостеприимстве. Увы, это не эпизод из сценария фантастического фильма о глобальной катастрофе. Это лишь несколько примеров российской повседневности.

    Тысячи общественных организаций, образовательные учреждения и учреждения культуры, муниципальные и государственные органы власти ведут разноплановую образовательную и воспитательную работу, направленную на повышение культуры подрастающего поколения.

    Эффективными сегодня являются проекты и программы с прямым вовлечением детей и молодёжи в практические природоохранные и "порядконаведельческие" акции, например, посадку деревьев, очистку от мусора берегов водоёмов, пригородиыхилиприпосёлковыхлесов.Даютхорошийрезультат специальные школьные программы экологического образования и воспитания.

    Однако охвачены этими программами и проектами далеко не все дети и молодёжь. Да и не весь круг вопросов повседневного поведения человека охвачен практикуемыми образовательными и воспитательными программами. Нерешённым вопросом остается воспитание взрослого населения страны. Большинство наших сограждан за порогом собственного дома продолжают вести себя как в тылу врага, стараясь при каждом удобном случае намусорить, пыхнуть сигаретным дымов в лицо прохожему, употребить нецензурное выражение во всеуслышание, не взирая на окружающих, в том числе и на детей.

    Пресловутый правовой нигилизм видится непобедимым в условиях пренебрежения элементарными нормами поведения подавляющим большинством населения. Принятие более совершенных и строгих законов не решает проблему. Состава всех силовых органов не хватит, чтобы фиксировать или пресекать хотя бы значимую часть административных правонарушений граждан в сфере охраны окружающей среды, благоустройства, общественного порядка.

    Очевидно, что необходимо искать новые методы как экологического, так и общечеловеческого "окультуривания" россиян, которые смогут коренным образом изменить ситуацию на наших улицах, дворах, в общественном транспорте, в местах отдыха на природе.

    "Кодекс томича" призван донести истинный смысл слова "патриотизм", который не имеет ничего общего с размахиванием российским флагом в пьяном виде по поводу спортивной победы российской сборной. Настоящий патриотизм — это повседневная забота об окружающих, дворе своей многоэтажки, родном городе, посёлке, близкой с детства реке, любом клочке российской земли, где ты сейчас находишься.

    В течение 2009 года инициативная группа вела обсуждение на различных площадках проекта "Кодекса томича"     — добровольно принимаемого свода

    232


    Секция 1. Новые грани образования для устойчивого развития. Дополнительное образование

    правил поведения граждан во всех проблемных и чувствительных сферах нашей повседневности: на заседаниях Томской городской палаты общественности, Совете общественный инициатив при Государственной Думе и Общественной палате области, в Интернет на ряде форумов велось активное обсуждение проекта. Рассмотрение на всех площадках было очень интенсивным и продуктивным, полученные замечания и предложения позволили улучшить документ и наметить больше путей его внедрения в жизнь.

    При подготовке "Кодекса" были учтены аналоги в других городах России: "Нравственный кодекс анапчанина" (без правового статуса, разработан и опубликован Администрацией г. Анапа, www.anapa-adm.ru/kodeks.htm), "Нравственный кодекс Петербуржца" (без правового статуса, предложен движением "Мы — петербуржцы", www.nkspb.ru), "Хартия Новосибирска". На всех трёх площадках обсуждения томские общественники отметили, что данные документы носят более декларативный характер, подпадающий под определение "Мы чемпионы!", тогда как "Кодекс томича" призван реально приблизить время, когда мы сможем продекламировать данный лозунг.

    Были предложения о придании "Кодексу" правового статуса, например в форме одобрения высшим представительным органом власти — Думой области. И всё же видится, что документ призван быть более привлекательным, нежели формально обязательным кисполнению. Куда больший и действительно искомый результат может принести хорошо продуманная кампания его популяризации и внедрения в жизнь.

    В разработке и экспертизе "Кодекса" с самого начала принимают участие педагоги, учёные и эксперты культурологи, филологи, юристы, специалисты областных и муниципальных департаментов и отделов образования и культуры, представители заинтересованных общественных организаций.

    Важно, что "Кодекс" одобрен педагогическим сообществом и прежде всего учителями средних школ. Одной из площадок, где может быть опробовано внедрение Кодекса, является сеть экологически активных школ области. Также видится удачным принятие "Кодекса" коллективами общественных организаций самойразнойнаправленности,трудовымиколлективами малых, среднихи крупных предприятий, органами самоуправления, товариществами собственников жилья.

    В итоге "Кодекс" был принят Гражданской Лигой области — наиболее массовой дискуссионной площадку для представителей гражданского общества региона как официальный документа на территории области.

    Проект (по состоянию на 20 апреля 2010 г.)

    Кодекс томича Дорогие томичи!

    Мы живём на особенной земле, это чувствует каждый томич, это отмечают гости нашей области. Томская область раскинулась от предгорий Кузнецкого Алатау на юге области до бескрайних лесов и болот Западносибирской равнины на севере.

    Сердце нашей области — Томск. Город с 400-летней историей, город первого университета в Сибири, город образования и науки, город уникальной деревянной архитектуры, город на реке Томи.

    При этом наибольшее значение для Томской области имеют её жители, томичи. То, как мы общаемся друг с другом, как встречаем гостей области, как относимся к нашим домам и улицам, как ведём себя по отношению к прекрасной и ранимой сибирской природе.

    233


    XVМеждународная конференция "Экологическое образование в интересах устойчивого развития "

    Расположившись в центре России, Томская область объединяет людей разных национальностей и вероисповеданий. Мы гордимся нашей историей и культурой!

    Чтобы быть достойным жителем своей земли мало просто жить на ней. Настоящий томич чувствует себя и на практике является хозяином области, созидает и наводит порядок.

    Давайте наводить порядок всюду — в человеческих сердцах, на улицах наших городов и сел, в обществе в целом. Пусть "Кодекс томича" станет ориентиром для жителей Томской области!

    Стать хозяином своей земли

    "Кодекс томича" — не аналог административного кодекса с перечнем нарушений и суммами штрафов, это то, как я хочу и могу жить.

    Я осознаю, что культура и красота моего окружения зависит от меня, моего отношения к окружающим, каждому дереву, двору, подъезду, дому, парку, каждой улице и площади.

    В моём понимании патриотизм — это повседневная забота об окружающих меня людях, подъезде моей многоэтажки или родной с детства улице, забота о целом городе или посёлке, где я живу, текущей неподалёку реке, любом клочке российской земли, где я сейчас нахожусь.

    Моё — не только моя квартира или дом, личные вещи, автомобиль, всё, что есть в Моём городе или селе, в окружающей меня Природе, включая воздух, которым я дышу землю и траву на ней, воду в реках и озёрах нашей земли, всё это Моё.

    Мой дом также не заканчивается на пороге квартиры или особняка, где я проживаю. Вся Томская область - мой дом и дом всех здесь живущих. Я забочусь о Моём Доме и берегу его.

    Я бережный хозяин Моего Дома. Я не только беру по праву, но и защищаю всё Моё. Не даю мусорить, ломать, жечь в любом уголке в Моём доме, чтобы завтра я увидел чистое, целое, несгоревшее Моё, а послезавтра это увидели и мои дети.

    В своём Доме я живу в мире и согласии с другими жильцами. По отношению к гостям своего Дома веду себя гостеприимно. Я отношусь приветливо ко всем окружающим, как к своим родным и близким.

    Я хочу, чтобы наше общество стало лучше и начинаю с себя.

    На улице

    1. На улице я встречаю прохожих приветливым выражением лица. Ведь я хочу, чтобы окружающие чувствовали себя здесь также комфортно и безопасно, как и я.
    2. Если я увижу на улице человека, которому нужна помощь, то помогу ему. Я спрошу, чем ему можно помочь, а если он не в состоянии ответить, то привлеку внимание прохожих к ситуации, а также вызову скорую помощь или милицию (по ситуации).
    3. Перехожу улицу только на пешеходном переходе, если переход не оборудован светофором, то начну движение только убедившись, что все водители пропускают меня. Особую осторожность проявляю при переходе улицы в тёмное время суток.
    4. Я помогу детям или людям с ограниченными возможностями перейти улицу или подняться по ступеням.
    5. Увидев прохожего, бросившего на улице какой-либо мусор (окурок, пачка от сигарет, упаковка "фаст-фуда", любой другой) я вежливо сделаю замечание и попрошу поднять и унести брошенное до ближайшей мусорной урны.
    6. Мусор выброшу только в урну или бак. Если рядом урны нет, то донесу до ближайшей.
    7. Если я курящий, то брошу в урну только полностью потушенный окурок. Зажженную сигарету отведу от прохожих.
    8. Если я вижу на улице конфликтную ситуацию либо человека, нуждающегося в помощи, то попробую помочь сам либо позвоню по телефону экстренной службы. Я очень внимателен к тому, что происходит на улице моего города.
    9. Я не поджигаю пух, опавшую листву (даже на субботнике) или сухую траву, мусорные урны и баки. Это может привести к пожару и очень загрязняет городской воздух.
    10. Если я увижу, что кто-либо выронил личные вещи, то обращу его внимание на это.

    234


    Секция 1. Новые грани образования для устойчивого развития. Дополнительное образование

    На природе

    1. Ни в коем случае не поджигаю весной и в другое время года сухую траву или подлесок (не пускаю палы). В огне сгорают не только старая трава и клещи, но и другие животные, первоцветы, целые гнезда птиц.
    2. Проведя время на природе, забираю оставшийся после меня мусор и ещё чуть-чуть мусора, оставленного другими.
    3. Окурки — такой же мусор. Сигаретный фильтр разлагается в земле десятки лет, отравляя почву. Окурок, брошенный в водоём, отравляет 1 кубометр воды настолько, что в нём погибает всё живое.
    4. Остатки пищи я тоже забираю с собой, брошенные на природе они приучают диких животных к не свойственной им пище и нарушают экологический баланс.
    5. Я не сжигаю мусор, поскольку при горении любой мусор (особенно пластик) выделяет вредные для здоровья вещества.
    6. Избегаю закапывания мусора потому, что современные отходы долго разлагаются, да ещё и выделяют токсичные вещества.
    7. Стекло из леса заберу ещё и для того, чтобы предупредить возникновение лесных пожаров. В сухие летние дни активное Солнце и брошенные стекла создают эффект увеличительного стекла, приводящий к пожарам.
    8. Если я увижу начинающийся пожар, то сразу же сообщу об этом в единую службу спасения (с мобильного — 010; со стационарного — 01) и сам приму посильные меры, чтобы потушить огонь.
    9. Включая музыку, я помню, что многие бывают на природе, чтобы послушать тишину и пение птиц.
    10. Если я увижу человека, который наносит вред природе (ломает ветки, жжет пластик, пускает палы и пр.), я вежливо объясню, почему этого не следует делать.
    11. Я беру только те плоды природы, которые буду использовать. Цветы — красивее среди травы, а птицы, когда поют.
    12. Выезжая на рыбалку или охоту, я руководствуюсь соответствующими правилами, которые специально приняты для сохранения численности рыб, зверей и птиц.
    13. Собирая грибы, аккуратно выкручиваю гриб, сохраняя грибницу (вырывание и срезание гриба приводит к повреждению грибницы).
    14. Собирая ягоды, избегаю повреждения кустов и отдельных веток, чтобы на следующий год можно было собирать ягоды снова.
    15. В тёплое время года, прежде чем развести костер, готовлю место, аккуратно сняв дерн и убрав его в тень. Для костра использую только сухие дрова. Потушив огонь, убеждаюсь в том, что он окончательно погас, затем укладываю дерн на место. Уже через несколько дней травяной покров восстановится настолько, что будет трудно обнаружить место костра.
    16. Не захожу далеко в лес, если плохо в нём ориентируюсь.

    В общественном транспорте и на остановке

    1. Я избегаю употребления спиртных напитков и курения в общественном транспорте и на остановках сам и вежливо попрошу прекратить это делать, если замечу подобное со стороны других пассажиров или водителя.
    2. Вежливо прошу водителя прекратить разговаривать по сотовому телефону во время движения.
    3. Если я увижу незрячего человека на остановке общественного транспорта, то спрошу нужна ли ему помощь в выборе транспорта и посадке в него.
    4. Если в салоне общественного транспорта или на остановке нецензурно выражаются — я вежливо попрошу соблюдать приличия в присутствии других.
    5. При возникновении конфликтной ситуации в транспорте или на остановке я привлеку внимание водителя и (или) других людей к происходящему и помогу разрешить конфликт.

    235


    XVМеждународная конференция "Экологическое образование в интересах устойчивого развития "

    •Если я увижу человека, спешащего к общественному транспорту, который начинает трогаться, то сразу же сообщу об этом водителю или кондуктору. Этим я помогаю человеку успеть на транспорт и избежать несчастного случая.

    1. При посадке я пропущу вперед беременных, людей с маленькими детьми, пожилых и людей с ограниченными возможностями.
    2. Я уступаю сидячее место в общественном транспорте или на остановке беременным, людям с маленькими детьми, пожилым и людям с ограниченными возможностями.
    3. Вместо того, чтобы молча продираться по салону переполненного транспорта, преодолевая сопротивление других пассажиров, я заблаговременно попрошу пропустить меня, попробуйте — эффект потрясающий.
    4. Не рисую и не порчу другим образом салон общественного транспорта.
    5. С крупногабаритным багажом я постараюсь не мешать пассажирам, избегу его размещения на пассажирском сиденье.
    6. Выходя из маршрутного транспорта, я благодарю водителя и кондуктора.

    В подъезде и во дворе

    1. Дома, в подъезде и во дворе предпочитаю не шуметь. Если шума не избежать, то прекращаю шуметь до 23-00.
    2. Соседям по подъезду, дому и двору помогу, если увижу, что им требуется помощь.
    3. Домашнихживотных выгуливаю в местах, исключающих попадание экскрементов на территорию детских площадок и тротуаров. Экскременты домашних животных собираю и уношу до мусорного бака, урны, ведра.
    4. Выгуливая домашних животных, постоянно за ними присматриваю, чтобы избежать опасности для окружающих.
    5. Не выбрасываю мусор с балконов, не бросаю мусор во дворе и в подъезде. Для мусора есть мусорное ведро, урна, бак.
    6. Крупногабаритный мусор возле мусорного бака не складываю, увожу его сам либо размельчаю и складываю в бак.
    7. Вообще-то курить — это плохо. Но, уж коль я курильщик, то закуриваю сигарету только после того как выйду из подъезда, а не в подъезде или в лифте. Также воздерживаюсь от курения на балконе, поскольку сигаретный дым тут же попадает в окна моих соседей.
    8. Не рисую и не порчу другим способом стены, перила и прочее в подъезде и лифте сам и даю другим.
    9. В подъезде спиртные напитки не пью, бутылки не оставляю и вообще, подъезд — это не место для вечеринок.
    10. Еслия делаю ремонт, то не создаю дискомфорт соседям. Мусор из подъезда убираю своевременно, если надо, то и подмету за собой. Порой, делая ремонт, шума не избежать, но я перестаю шуметь до 23-00. Если после 23-00 шума не избежать, то я заблаговременно договорюсь с соседями по подъезду.

    За рулем

    1. Я соблюдаю правила дорожного движения не потому что боюсь штрафов, а потому что это безопасность моя, пассажиров и пешеходов.
    2. На дороге веду себя вежливо. Особо спешащих пропускаю, меня пропустивших поблагодарю, на наглость других водителей не реагирую.
    3. Я тоже иногдахожу пешком и мне нравится, когдаводители ведут себя уважительно по отношению к пешеходам, поэтому за рулем я пропускаю пешеходов на переходе.
    4. Я слежу за чистотой моего автомобиля, его исправностью, комплектацией всем необходимым инвентарем.
    5. Я паркую машину только в предназначенных для этого местах.
    6. Как в городе, так и за его пределами не выбрасываю мусор, в том числе и окурки, из окна автомобиля. Любой мусор, образующийся в пути, легко довезти до мусорного бака или урны.

    236


    Секция 1. Новые грани образования для устойчивого развития. Дополнительное образование

    1. Лужи проезжаю аккуратно, чтобы не обрызгать пешеходов.
    2. Если я вижу на дороге людей нуждающихся в помощи останавливаюсь и помогаю.
    3. Заметив машину, которая не в порядке во время движения (спущенное колесо и т.п.), я постараюсь обратить внимание водителя этой машины на неисправность.
    4. Избегаю курения за рулем в присутствии некурящих пассажиров.

    В общении с властью

    1. Чиновники такие же люди, как и я. Моя вежливость и уверенность — первый шаг к успешному решению вопроса.
    2. В кабинет чиновника стучать излишне, входя в кабинет, не обязательно останавливаться у дверей, стул перед столом чиновника для того, чтобы посетители сидели на нём.
    3. В коридорах власти не стесняюсь спрашивать, чиновники люди отзывчивые, они помогут советом и подскажут куда обратиться.
    4. Если чиновник отказался помочь мне, я помню, что у него есть начальник, который может его простимулировать.
    5. При обращении к чиновнику я чётко формулирую свой вопрос, ведь это 80% его решения.
    6. Если слова могут быть проигнорированы, то бумажное обращение вряд ли. Гарантия ответа на Ваше обращение — входящий номер, дата, ФИО и подпись принявшего на копии обращения.

    237


    XV Международная конференция "Экологическое образование в интересах устойчивого развития"

    СЕКЦИЯ 2.

    ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В

    УСЛОВИЯХ ГОРОДА И ПРОСВЕЩЕНИЕ

    Вода в мегаполисе: проблемы химической безопасности

    И.А. Аверочкша, В. С. Петросян

    Центр "Экология и здоровье " Открытый экологический университет, РАЕН, Химический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова

    Жизнь произошла из воды, и вода продолжает играть ключевую роль в жизни человека, животных и растений. К сожалению, неэффективно регулируемое водопользование привело, особенно в 20-ом столетии, к серьёзным проблемам с качеством поверхностных и подземных вод, что существенно влияет на качество питьевой воды. Всё это приводит в результате к значительному ухудшению здоровья населения и ярко выраженному уменьшению биоразнообразия.

    Особенно серьёзные проблемы возникли с химической безопасностью воды, что обусловлено сбросом в водные экосистемы недостаточно хорошо очищаемые (а часто и вообще не очищаемые) сточные воды промышленных, энергетических, транспортных, коммунальных и сельскохозяйственных предприятий.

    Крайне велик уровень загрязнения водных экосистем токсичными химическими веществами, выпадающими из атмосферы вместе с дождями, снегом и пылью ("химические спутники Земли").

    Особенно сильные негативные эффекты на здоровье человека оказывают стойкие органические загрязнители (СОЗ), к числу которых, в соответствии с решениями Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), относятся хлорорганические пестициды, полихлорированные бифенилы (ПХБ) и гексахлорбензол (ГХБ), диоксины и фураны, атразин и фталаты, полибромированные дифениловые эфиры (ПБДЭ) и короткоцепочечные хлорированные углеводороды (КЦХУ), ртуть-, свинец- и оловоорганические соединения, а также некоторые другие токсиканты.

    Серьёзную тревогу вызывают уменьшение содержания в водных экосистемах растворённого кислорода и, наоборот, значительный рост концентраций в них соединений метилртути, образующихся в результате химического и микробиологического метилирования неорганической ртути, попадающей в водные экосистемы со сточными водами и с атмосферными выпадениями.

    По-прежнему остаётся проблемной ситуация с хлорированием природной воды на городских станциях подготовки питьевой воды, в результате чего городские жители регулярно потребляют питьевую воду содержащую некоторые

    238


    Секция 2. Экологическая безопасность в условиях города

    токсичные хлорорганические вещества, которые, обладая способностью биоаккумулироваться в живых организмах, начинают оказывать негативные эффекты на здоровье человека. Лидером в решении этой проблемы является город Москва, которая уже на большинстве станций подготовки питьевой воды сменила технологию обеззараживания природной воды с хлорирования на озонирование, а на одной из них — на УФ-облучение.

    В условиях потенциально возможных актов терроризма, в том числе и химического, особую актуальность приобрёл вопрос о создании системы непрерывного мониторинга качества природных вод, поступающих в мегаполисы на станции подготовки питьевой воды. Такая система недавно разработана в нашем Центре.

     



© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.