WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

   Добро пожаловать!

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТАЯ ЭНЕРГИЯ:ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ-2006-7

Научный журнал

 

Особенности формирования экологической культуры младших школьников в условиях юга Украины

Т.Д. Олексенко Мелитопольский государственный педагогический университет им. Богдана Хмельницкого, Украина

Современные педагогические технологии предусматривают новый подход к обучению, воспитанию и формированию личности ребёнка. При этом важную роль играет становление экологического мышления ребёнка. Особое место в системе непрерывного экологического образования занимает начальная школа, которая закладывает основы будущего мировоззрения личности. Преподаватели высшей школы совместно с учителями работают над этой проблемой. В условиях экспериментального класса начальной школы мы проводим исследования в этом направлении. Нашей задачей является разработка методического материала, который даёт возможность учителю начальной школы эффективно,

153


XVМеждународная конференция "Экологическое образование в интересах устойчивого развития "

в интересной, доступной форме проводить формирование экологического мышления учеников.

В качестве педагогической технологии был взят метод проектов, который является наиболее доступным для школьников. Для вовлечения детей в систему непрерывной работы над проектом было запланировано выполнение его на протяжении всего времени обучения в начальной школе. Это даёт возможность сформировать комплекс экологических знаний, представлений, которые становятся основой экологического мышления. В первом классе проект носил название „Давайте дружить с природой", его основной целью было приобщить детей к серьёзной работе, сформировать у них элементы, необходимые для выполнения исследовательских заданий в дальнейшем. В состав проекта входило пять тематических блоков, которые предусматривали выполнение различных заданий. Среди них блоки „Охрана растений", „Охрана животных", „Птицы прилетели", „День Земли". Блок опытнической работы учеников предусматривал индивидуальное наблюдение по теме „Весна". Работа над выполнение проекта сопровождалась экскурсиями в природу. Свою деятельность дети сопровождали рисунками, составлением сказок, играми и другими видами деятельности. Они выполняли задания экологической направленности. Использование интересного материала, соединение теоретической и практической деятельности учащихся, применение современной педагогической технологии способствовали не только формированию экологической культуры, развитию мышления, опытнических навыков, но имели позитивное влияние на изучение курса начальной школы „Окружающий мир". Проект 2 класса носит название „Природа в разные сезоны года", он продолжает наше направление формирования экологических знаний и состоит из нескольких тематических блоков, которые предполагают выполнение заданий, связанных с наблюдениями в природе и экскурсиями. Выполнялась серия лабораторных работ, подготовка экологического календаря, экологических уроков. В конце учебного года проводилась презентация результатов проекта для преподавателей и студентов педагогического университета, дети выступали на научной конференции [1].

В 3 классе общее название проекта „Изучаем природу родного края", эта тематика продолжалась в 4 классе в теме проекта „Охрана природы родного краю". Современные требования к формированию личности ученика начальной школы, его мышления, интеллекта, экологического сознания предполагают новые подходы к учебно-воспитательному процессу. В связи с этим используется музейная педагогика. Для учеников 3 класса нами разрабатываются два направления такой работы — непосредственное внедрение музейной педагогики в учебный процесс и использование метода проектов для создания мини-музеев. Для формирования знаний о природе родного края, о памятниках, которые находятся на его территории и охраняются государством наиболее интересным для младших школьников является государственный историко-археологический музей-заповедник Каменная Могила. Нами подготовлена серия заданий, которые дают возможность создать мини-музей на эту тему учащихся начальной школы. Среди них такие: „Создаем новый проект „Музей-заповедник Каменная могила", „Пещеры Каменной могилы", „Рисунки древнего человека в пещерах и гротах Каменной Могилы" и другие. После такой подготовки состоится экскурсия

154


Секция 1. Новые грани образования для устойчивого развития. Начальная и средняя школа

учеников в музей-заповедник, а затем школьниками самостоятельно готовят экспонаты для своего мини-музея и его экспозицию. Такой вид деятельности даёт возможность сформировать у детей необходимые экологические понятия. Работа по музейной педагогике нами проводиться совместно с преподавателями педагогического факультета Белгородского госуниверситета [3]. С учёными России экспериментальный класс связывает давняя дружба. В тематику проекта нами введена тема „Общение с учёными". Перед учениками выступает к.б.н. Олексенко А.И. (Москва), который знакомит их с изданиями Центра охраны дикой природы по экологическому образованию. Дети выполняли задания по книгам Смирина В.М. „Портреты зверей командорских островов" и „Портреты степных зверей Европы и Северной Азии". Они не только знакомились с животными, но создавали свои рисунки, описывали животных и рисовали запрещающие знаки для животных, занесённых в Красную книгу.

В процессе работы над проектами ученикам помогает наш авторский учебник „Экология родного края", который подготовлен в соответствии с региональной программой экологического образования в Запорожской области [2].

Литература

  1. Олексенко Т.Д., Ніконова ТІ. Сучасний підхід до методу проектів в початковій школі. — Гуманізація навчально-виховного процесу: Збірник наукових праць. - Вип.. XLV. - Слов'янськ: СДПУ, 2009. - с.230-234
  2. Олексенко Т.Д., Грибачова М.І., Сердюк Т.Д. Екологія рідного краю: Підручник для 3 класу загальноосвітніх навчальних закладів. — Запоріжжя: Прем'єр, 2006. - 144 с.

3. Олексенко ТД.,Молодыченко В.В. Особенности экологического образования

в системе детский сад—начальная школа в условиях юга Украины — Реализация идей

личностно-ориентированного обучения в программе „Начальная школа XXI века".

- Белгород. Изд-во Бел РИПКППС, 2009. - часть 1. - с.74-78.

Полевая экологическая практика в курсе биологии 6 и 7 класса как важное звено школьного экологического образования и условия эффективности его реализации

В.И. Пахомов

заместитель директора средней общеобразовательной школы № 1018, г. Москва

Современные тенденции в развитии образования нацелены на освоение информационно-компьютерных технологий. Естественнонаучное образование не является исключением. Порою считается, в силу своей эффективности ИКТ должны вытеснить многие другие методы обучения, в том числе обучение в окружающей среде. В некоторых источниках усиленно муссируется идея, что любые природные закономерности проще и быстрее рассматривать на компьютерных моделях, что в значительной степени снижает необходимость изучения тех же закономерностей в окружающей среде. Приводятся примеры, когда фотографии и видеоролики, показанные с помощью ИКТ, эффективнее

155


XVМеждународная конференция "Экологическое образование в интересах устойчивого развития "

вызывают реакции, чувства и отношения обучающихся, на формирование которых направлена заранее запланированная деятельность учителя. Кроме этого подвергается сомнению необходимость трудоёмкой организации полевой экологической практики по сравнению с быстрым и лёгким способом получения информации через интернет.

На эти взгляды можно возразить следующими положениями:

1.   Естественнонаучное образование предполагает занятия в природной

обстановке и никакая искусственно созданная среда не сможет заменить

природную, потому что только в естественной среде ребёнок может получить

богатый комплекс ощущений от непосредственного восприятия изучаемых

объектов. Многообразное значение воздействия на личность естественных

раздражителей невозможно переоценить. Чувственное восприятие биологических

объектов и процессов, непосредственно наблюдаемых в естественной обстановке

способствует лучшему запоминанию и усвоению связей и закономерностей,

выявляемых на практике, что обеспечивает формирование реальных, а не

формальных представлений. Во многих исследованиях отмечается, что дети,

ставшие уже взрослыми людьми, к числу наиболее ярких событий в школе относят

экскурсии в природу, экологические акции, экологические лагеря и практики, а

не занятия с компьютером в кабинете.

  1. Огромное значение имеет организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся, когда природные объекты являются источниками познания, в этом случае ребята как бы "повторяют" путь учёных, "переоткрывая" давно известные в науке законы и закономерности. При этом обучающиеся приобретают позитивный чувственный опыт, способствующий формированию положительной мотивации к изучению живой природы в природных условиях. Эти эмоции укрепляют веру ребят в свои силы и возможности.
  2. Занятия, организованные в окружающей природной среде, имеют оздоровительное значение, в отличие от использования компьютерных технологий , которые невозможно считать полезными для здоровья ребёнка. Три или пять дней, проведённые на природе, способствуют переключению психических и физиологических процессов организма в новый комфортный режим работы, эффект которого при правильной организации деятельности обучающихся несомненен.

Экскурсия в природное окружение в современной школе осталась едва ли не единственной формой обучения в окружающей природной среде. Она в значительной степени повышает интерес к изучению биологических объектов, и опираясь на полученные на уроках знания, расширяет и углубляет их, а при грамотной организации самостоятельной работы способствует развитию деятельностной компетентности. Однако экскурсия может быть посвящена отдельной теме, а не системе занятий в природе и поэтому имеет ограниченные возможности для развития учащихся.

Экологическая практика представляет собой систему занятий, определяемая некоторыми общими подходами:

1. Тематика логически связана с курсом и последними его темами, закрепляет и расширяет полученные знания о структурно-уровневой организации живой природы, знания о существовании и развитии экосистем.

156


Секция 1. Новые грани образования для устойчивого развития. Начальная и средняя школа

2.          Систематизируются и обобщаются экологические знания,

фрагментарно представленные в школьном курсе биологии.

  1. Только система занятий даёт возможность последовательно формировать представления о законах существования экосистем, причинах их устойчивости, что в среднем звене обучения не рассматривается ни в одном курсе. Однако заложенные уже в подростковом возрасте эти представления являются мировоззренческим ядром для накопления разнородных сведений, получаемых обучающимися в последующих естественнонаучных курсах. Это необходимо для того, чтобы ученик понимал в дальнейшем сложность воздействия человека на экосистемы, осознавал цепочку последствий конкретных нарушений, связывал единичные нарушения, вызванные деятельностью человека с комплексом изменений в экосистеме. Это отвечает потребностям современного биологического и экологического образования
  2. Образовательные стандарты второго поколения, определяющие объём учебной нагрузки учащихся и структуру базисного учебного плана биологического образования, не позволяют значительно расширить временные рамки на предметную область "биология" и привести её содержание в соответствии с состоянием современной науки о живой материи. В то же время, модернизация школы требует обновления содержания биологического образования, а введение профильного обучения на старшей ступени предполагает законченность формирования знаний о закономерностях жизни на планете уже к окончанию основной общеобразовательной школы. Современные подходы к экологическому образованию на основе идей устойчивого развития определяют необходимость их формирования в курсах естественнонаучного цикла и прежде всего в биологии. Для решения этих противоречивых задач необходимо наметить такую стратегию развития и осуществления биологического образования, которая позволила бы освоить обучающимися современное содержание науки о живом с позиции системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов. Экологическое образование не случайно признаётся частью образования для устойчивого развития. "Устойчивое развитие", "устойчивость" как возможность длительного существования и развития природных и социоприродных систем — центральные понятия в экологии. Поэтому важнейшая идея, которая закладывает фундамент мировоззрения устойчивого развития в подростковом возрасте — устойчивость природных сообществ. В школьном курсе естественных наук 6 и 7 классов эти знания даются фрагментарно, в назывном порядке, без раскрытия причин, ребята усваивают их, не вникая в суть, поэтому такие знания и убеждения носят формальный характер. Следует однако отметить, что рассматриваемые в цикле естественных наук многочисленные причинно-следственные связи дают серьёзную почву для обобщений в старшем звене обучения, а содержание курса биологии в 6 и 7 классах особенно благоприятствует формированию представлений о причинах существования целостной устойчивой экосистемы уже в подростковом возрасте, прежде всего потому, что основу любого природного сообщества составляют растительные сообщества — предмет изучения биологии в 6 классе. Как показывает опыт такие законы экологии как закон единства "организм—среда", закон совокупности (совместного действия) факторов, закон однонаправленности потока энергии, а также несколько экологических правил

157


XVМеждународная конференция "Экологическое образование в интересах устойчивого развития "

и принципов (6) осмысленно усваиваются на примере объектов и явлений на практике при грамотном методическом её построении.

В исследованиях Богомоловой показано, что понятия структурно-уровневой организации успешно усваиваются 6-7-классниками при проведении экспериментального курса "Единство многообразия живого". По нашим исследованиям, они успешно формируются при проведении экспериментальной полевой экологической практики в курсе биологии 6 класса. Понятия системного характера: структурно-уровневая организация живого (популяция, вид, биоценоз) и базовые экологические понятия (трофический уровень, биоразнообразие, экологическая ниша, пищевые цепи и сети, поток вещества и энергии), которые при традиционной системе образования формируются в более позднем периоде образования приобретают конкретное чувственное содержание в результате восприятия их в процессе деятельности, организуемой на практике.

В таком случае понимание экологии как науки о взаимосвязях, взаимоотношениях, взаимодействии живых организмов и других условий, их окружающих, прочно закрепляется на последующие года. Эти мировоззренческие идеи и понятия стали основой для отбора содержания практических работ, методов и объектов изучения в предлагаемой нами модели методической системы полевой экологической практики, построенной с позиций системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов.

И изучения взаимодействие растительности с каждым из 3 экологических факторов, ребята смогут не просто познакомиться с природными объектами, но и выявить их взаимозависимости между собой. Происходит постепенное развитие представлений о более сложных связях и зависимостях, при этом целенаправленно формируются представления о законах устойчивого существования экосистем. В основе познания лежит известный принцип: от прямого созерцания — к абстрактному мышлению, что в подростковом возрасте является значимым для дальнейшего формирования творческого компонента личности обучающегося.

Необходимой составляющей следует считать развитие представлений о структурно-уровневой организации живой природы, служащей мировоззренческим ядром биологического образования. Программой предусматривается конкретизация понятий, которые, как показывает педагогическая практика с трудом усваиваются в этом возрасте. Обучающиеся не только зрительно воспринимают отдельные признаки и свойства надорганизменных биологических систем — популяция, биоценоза и биогеоценоза на примере типичных природных объектов, но и выявляют характерные их особенности в процессе самостоятельной деятельности, что обеспечивает прочность и убедительность получаемых знаний.

Реализация системно-деятельностного подхода в методике организации полевой экологической практики определяется ключевыми идеями:

  1. Природа — главный источник познания.
  2. Самостоятельная деятельность — главная форма приобретения знаний.
  3. Цель деятельности — раскрытие природных закономерностей.
  4. Анализ результатов деятельности нацелен на понимание экологических законов, причин устойчивости существования.

5.  Понимание причин устойчивости — основа мотивации на бережное

отношение к окружающей природной среде

158


Секция 1. Новые грани образования для устойчивого развития. Начальная и средняя школа

  1. Результаты деятельности должны быть осознаны через организацию рефлексивных занятий.
  2. Максимальный эффект в развитии личности может быть получен в результате создания специальной системы форм занятий.

Особенности экспериментальной модели полевой экологической практики определяют психологические закономерности процесса познания и возрастные потребности. Потребность в деятельности — ведущая в подростковом возрасте. Поэтому главным и наиболее длительным по времени этапом практики является практикум. Практикум, должен удовлетворять некоторым методическим условиям. 1. Он должен быть нацелен на выявление закономерностей, связей и взаимосвязей, что обеспечивает развитие логического мышления обучающихся.

  1. А. Частные связи, наблюдаемые в окружающей среде есть проявления общих экологических закономерностей. Логика построения — от показа единичных связей до взаимосвязей и заканчивая схемой круговорота веществ.
  2. Б. Фиксация выявленных связей в виде схем, использование схематизации способствует закреплению представлений об основных закономерностях.
  3. В. В мировоззренческом смысле в 6-7 классе важно изучение подстилки, верхнего почвенного слоя и организмов, их населяющих, потому что именно это население, относящиеся к группе редуцентов, "замыкает" круговорот веществ. Это позволяет рассматривать влияние деятельности человека на конкретные установившиеся веками связи.
  4. Д. Для развития мышления важно использовать не много методик исследования, а единичные методы и методики на разных объектах, но такие, которые ярко показывают связи между живыми организмами и условиями среды.

2. Практикум должен состоять из оптимального числа работ, а они — из оптимального числа заданий, дозирующих нагрузку и препятствующих утомлению.

  1. А. Не нужноиспользоватьнапрактике методики,требующиедлительных описаний (например, биоценозов по плану), и с небольшим образовательным значением (например, сбор растений в гербарии). Навык определения растения или животного по определителям, важный в исследовательской работе, не является необходимым на экологической практике. Достаточно обеспечить ребят определительными карточками с небольшим количеством типичных растений посещаемого сообщества с рисунками особенностей их строения, чтобы увидеть эти особенности на живых организмах, потому что каждый признак строения имеет приспособительное значение к какому-либо фактору среды.
  2. Б. Полезно иметь разные определители и определительные карточки, по которым можно дать задания определить те виды, которые несложны для этого.
  3. В. Важно связать задание с вопросами для осмысления результатов изучения, а далее связать результаты одного задания с другим. Эффективность заданий зависит от того, как полученные сведения будут использованы в дальнейшей работе, т.е. от методических приёмов, направляющих творческое мышление к открытию новых закономерностей.
  4. Г. Весь ход заданий и сопутствующих вопросов нужно прописать в инструктивной карточке. Сами задания должны быть построены таким образом, чтобы к заданию прилагалась инструктивная карточка, поясняющая, как освоить данный метод, и справочная карточка с необходимыми сведениями.

159


XVМеждународная конференция "Экологическое образование в интересах устойчивого развития "

3.Самостоятельная деятельность должна иметь личностно-значимое значение и мотивацию, что обеспечивается как в природной среде, так и в условиях стационарной школы, при условии применения проблемных методов обучения.

Проведению практикума должна предшествовать экскурсия, задача которой с одной стороны — показ панорамы организмов, экосистем и т.п. из множества примеров. Эти знания убеждают в многообразии и значении таких отношений, касающихся конкретной темы и вводят обучающихся в проблему дня. Ребята вовлекаются в активное участие в беседах и кратковременных наблюдениях. Здесь наиболее всего подходит метод "мозгового штурма", когда по предложенной проблемной ситуации каждый может высказать свою точку зрения для её объяснения и решения. С другой стороны экскурсия должна подвести к необходимости проведения практикума, а значит овладения навыками самостоятельной учебно-исследовательской работы.

4. В целях формирования адекватного и грамотного понимания природных закономерностей, приведения ихв логическую систему знаний, необходима правильная интерпретация полученных во время самостоятельной работы результатов.

Необходим самостоятельный этап — аналитического занятия. На нём полученные знания упорядочиваются и приводятся в систему. Поэтому важно сразу после работы в природной обстановке обсудить их в группе, дать им оценку, правильно интерпретировать. Вначале это может проходить в устной форме, в процессе короткого отчёта группы, а задача учителя состоит в том, чтобы серией уточняющих вопросов довести детей до полного и грамотного понимания данного умозаключения. Далее важно на конкретных примерах организовать работу для иллюстрации изученной закономерности.

5.Эффективное средство осмысления результатов работы и формирования мотивации бережного отношения к окружающей природной среде — разнообразные психологические приёмы.

В подростковом возрасте 13—14 лет ещё остаются сильно эмоциональное восприятие природы, а также потребность в игровой деятельности. Поэтому не случайно в систему занятий ежедневно включено эколого-психологическое упражнение, длительностью не более получаса. С одной стороны, оно даёт возможность "пережить" экологическую проблему на личностном уровне, осмыслить и прочувствовать её с новой стороны. Такой чувственный опыт позволяет придать полученным в этот день знаниям о взаимосвязях и законах существования экосистем эмоционально-личностную окраску, "перевести" их из области сознательного отношения в область бессознательного. Задания подобраны из монографии В.А. Ясвина "Психология отношения к природе" (5). С психологической точки зрения они способствуют актуализации и развитию эмпатии к природным объектам, усилению доминантности отношения к природе, развитию воображения, расширению перцептивного опыта, навыка идентификации с природными объектами, формированию экологичности мировоззрения, коррекции целей взаимодействия с природой. С другой стороны, упражнения в значительной степени способствуют усвоению технологии взаимодействия в группе, развивают навыки социальной адаптации, в целом повышают социальную компетентность. Кроме этого, они удовлетворяют потребность детей в самовыражении, игре иромантике, вызывают положительные

160


Секция 1. Новые грани образования для устойчивого развития. Начальная и средняя школа


эмоции и, поставленные после трудоёмких практикумов и аналитической части, расслабляют и позволяют переключиться на более приятный вид деятельности.

6.  Осмысление своего участия в познании природы и своей деятельности

возможно через рефлексию.

' А. Дать эмоциональную оценку своего участия в проведённых занятиях, выразить своё эмоциональное отношение к ним, подумать над проблемами дня, что не получилось, что больше всего удалось, что не понравилось, что понравилось и как учесть недостатки этого дня на последующие дни практики.

•  Б. Рефлексия важна прежде всего организаторам, т.к. анализ их позволяет

выявить проблемы и "слабые" места занятий, чтобы ещё раз подумать над

совершенствованием их проведения, которое может продолжаться бесконечно.

7.  Полученное знание должно приобретать характер убеждения, а значит

стать основной посылкой для формирования экосообразного поведения.

  1. А. Освоить метод (без этого не получится изучение), понять его значение, проанализировать и осмыслить результаты, интерпретировать с точки зрения известных закономерностей, связать с теми знаниями, которыми ученики уже владеют, уловить тенденцию, закономерность и отрефлексировать своё отношение к полученному результату — вот главные моменты в организации экологической практики. В результате такого подхода развиваются умения понимания информации, её анализа и оценки, приобретаются новые навыки, способствующие формированию критического мышления.
  2. Б. Эта логика, а также учёт особенностей возраста приводят к выводу, что наиболее удачно организовывать практику в ежедневной системе форм: краткая экскурсия — организация практикума — аналитическая часть практикума — эколого-психологическое занятие — рефлексивное занятие.

Использование традиций народной экологии в проектной деятельности обучающихся

О.П. Пономарёва, О.П. Васина, О.В. Малыхина

Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г.Белинского

В современных социокультурных условиях России внимание педагогов акцентировано на тех педагогических подходах, что способствуют актуализации научно-исследовательской работы школьников, в частности проектной деятельности. Проектная деятельность школьников (ПД) — форма учебно-познавательной активности, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческих проектов, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта учения (Н.В. Матяш). Её классифицируют по доминирующему способу деятельности (исследовательские, творческие, приключенческие,   информационные,   практико-ориентированные   проекты),

161


XVМеждународная конференция "Экологическое образование в интересах устойчивого развития "

по проектируемому пространству (научные, художественные, технические, социальные, экзистенциальные). Также определены некоторые особенности проектной деятельности на историческом и краеведческом материале.

Теоретические источники и собственный опыт свидетельствуют о важности использования традиций народной экологии в проектной деятельности. Мы считаем, что приращение знаний в области народной экологии позволит школьникам глубже усвоить понятие единства человека и природы, самоценности и взаимозависимости любой формы жизни, научит увязывать изменения в уровне здоровья человека и окружающей его среды с нравственными оценками.

Вопросы использования в педагогическом процессе традиций народов Бурятии рассмотрены С.С. Танхасаевой, народов Якутии (Саха) — Е.П. Жирковым, Л.И. Фёдоровой, Е.П. Чехордуновой, А.А. Шадриной. Воспитательные возможности традиций украинского народа раскрыты М.И. Стельмахович, А.В. Чёрной, чеченцев и ингушей — Н.Б. Батиевой, башкир — А.З. Валили, Ю.С. Кутлугильдиной, А.В. Хажин, татар — Ш.А. Алиевой, СИ. Раимовой, чувашей — Г. Николаевым, Т.Н. Петровым, Богатейшие и самобытные традиции мордовского народа предлагают использовать в учебном процессе Г.А. Куршева, Э.Н. Таракмна, М.А. Якунчев и др. Использовать традиции русского народа в образовательном процессе предлагают Е. Борисова, В.В. Васильева, О.Н. Васина, А.Б. Измайлова, Б.Ю. Козлов, ТА. Крючкова, Л.В.Морозова, О.Н. Пономарева, М.И. Шилов и др.

Традиции народной экологии (ТНЭ) — передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, основанные на знаниях, полученных при взаимодействии с природой, имеющие общественную значимость и личностную пользу и направленные на сохранение гармонии в природе.

Цели проектной деятельности школьников на основе ТНЭ:

  1. приобщить к научному исследованию;
  2. познакомить с методами и способами научного труда;
  3. развить потребность (интерес) к познанию природы и способность к эмоциональному переживанию субъективной и общественной ценности природы и общению с ней, проявляющиеся в природоохранной деятельности;
  4. развить способность к самоактуализации в постоянно изменяющихся социокультурных условиях на основе гуманистического видения окружающего мира;
  1. выявить талантливых старшеклассников, способных учиться в вузах. Отметим задачи, от решения которых может зависеть успех ПД:
  2. формирование научных взглядов;
  3. знакомство с современными методами научно-исследовательской работы;
  4. пропаганда знаний об окружающем мире через ТНЭ;
  1. знакомство с элементами устного народного творчества, показывающими эмоциональную привлекательность природы;
  2. привлечение к краеведческим исследованиям и проблемам охраны природы родного края;
  3. формирование умения наблюдать природные явления, применять знания по охране природы в жизни;
  4. участие в проводимых в рамках школы/гимназии, района, города олимпиадах, конкурсах, конференциях, научно-практических семинарах.

162


Секция 1. Новые грани образования для устойчивого развития. Начальная и средняя школа

Принципы организации ПД на основе традиций народной экологии:

  1. системный подход к рассмотрению любой темы, использование элементов систематизации и классификации знаний;
  2. простота, доступность и выразительность национального компонента содержания материала;
  3. наглядность, сюжетная занимательность, доступность, яркость национальных образцов экологической культуры;
  4. последовательность в рассмотрении любого изучаемого вопроса;
  5. присутствие элементов сравнения и различных примеров;
  6. возможность передачи народного образа в разнообразной экологической деятельности, связи с жизненной перспективой;
  7. учёт возрастных и этнопсихологических особенностей личности школьников, для более полного усвоения основных направлений народной экологии.

Структура социальных ролей при школьном проектировании следующая: педагог — руководитель творческого проекта (научный руководитель), воспитанник — творец-исполнитель (экспериментатор, исследователь). Отсюда правила и нормы отношений могут быть охарактеризованы как отношения руководителя и подчинённого, заинтересованных в продукте деятельности. Учитывая специфику использования традиций народной экологии в проектной деятельности, мы определяем следующие функции педагога: информационная, ценностно-ориентационная, конвенциональная (контактоустанавливающая).

Практическое значение работы над проектами:

  1. школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы;
  2. могут проектировать с помощью родителей и учителей озеленение садово-парковой зоны и проводить работы на учебно-опытном участке с использованием народных технологий;
  3. ведут наблюдения в природе и работают с краеведческим материалом;
  4. у школьников появляется возможность наиболее интересные из работ опубликовать в научных сборниках и периодической печати;
  5. есть возможность представить свои работы для участия в городских и международных конференциях и семинарах;
  6. работая в тесном контакте с научными консультантами, учащиеся имеют возможность познакомиться с вузами города, выбрать свой профессиональный путь.

Наиболее удачными с точки зрения исследовательской деятельности, по нашему мнению, являются эколого-краеведческие проекты, выполненные на материалах экологических традиций региона, "Малой родины". При этом важное значение приобретает анализ огромного исторического, этнокультурного и этнопедагогического опыта различных народов, выработавших своеобразные методы регуляции взаимоотношений человека и окружающей среды.

Использование ТНЭ в ПД способствует глубокому и всестороннему изучению этноэкологических традиций народов, особенностей процесса формирования отношения к природе, его исторического развития и взаимодействия с другими социально-культурными традициями, обусловливает необходимость выявления рационального и полезного в культурно-историческом наследии каждого народа, что способствует преодолению стереотипов потребительского отношения к природе.

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Инновационная составляющая образования в интересах устойчивого развития в вузах россии

А.А. Авраменко

^^. I Государственный университет управления 1. Сегодня в России и за рубежом используются различные подходы, направленные на оценку перспективных тенденций развития образования на основе анализа долгосрочных социально-I экономических и научно-технологическихтенденций. В результате, вырабатываются долгосрочные технологические приоритеты, которые являются базой для модернизации программ профессионального образования, обеспечивают опережающий характер образования. В России выделяют несколько приоритетных направлений развития науки и техники, а значит и образования, в т.ч. "рациональное природопользование". Именно данное направление является содержательно наиболее близким экологическому образованию и образованию в интересах устойчивого развития.

  1. Переход экономики страны на инновационный путь развития требует формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной системы образования, основанной на соответствующих институциональных механизмах, обеспечивающих поддержку инновационной деятельности во всех сферах экономики. В этих целях реализуется федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России". Итогом программы является достижение результатов мирового уровня по широкому спектру научных исследований, закрепление в сфере науки и образования научных и научно-педагогических кадров, формирование эффективныхижизнеспособных научных коллективов, в которых молодые учёные, аспиранты и студенты работают с наиболее авторитетными исследователями старших поколений. Фундаментом этой программы являются научно-образовательные центры (НОЦ), процесс формирования которых идёт очень активно. В идеальном варианте в вузе должна быть создана конкурентно-способная система НОЦ, перекрывающая как можно большее число приоритетных технологий.
  2. Одно из важнейших условий успешной деятельности НОЦов — проведение конференций и семинаров с целью консолидации усилий молодых учёных в областях исследования по приоритетному направлению "рациональное природопользование"; систематическая модернизация учебных планов их ориентация   на   критические   технологии   (КТ)   приоритетного   направления

164


Секция 1. Новые грани образования для устойчивого развития. Высшая школа

"Рациональное природопользование", выделение в учебном плане блока дисциплин инновационной направленности; модернизация учебно-методического обеспечения и научно-исследовательской составляющей.

  1. Направление научно-образовательной деятельности. Первую группу составляют исследования реализуемые в соответствии с перечнем (КТ) по приоритетному направлению "рациональное природопользование", а именно: технологии переработки и утилизации техногенных образований и отходов, технологии снижения риска и уменьшения последствий природных и техногенных катастроф, технологии экологически безопасной разработки месторождений и добычи полезных ископаемых, технологии мониторинга и прогнозирования состояния атмосферы и гидросферы, технологии оценки ресурсов и прогнозирования состояния литосферы и биосферы. Важное место в работе НОЦ должны занимать исследования и по инициативным направлениям, а также КТ в рамках смежных приоритетных направлений и вероятным КТ следующего поколения. Деятельность по каждому направлению координируется руководителем направления.
  2. Одним из результатов является активизация участия студентов в деятельности НОЦ, в частности проведение студентами исследований; усиление конкурентных преимуществ НОЦ, в рамках их участия в конкурсах, в части включения студентов, имеющих публикации и награды, по тематике ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России".

Приведённый подход в настоящее время реализуется в Государственном университете управления, в рамках созданного НОЦ "Инновационный центр управления природопользованием и экологической безопасностью".

Концепция инженерно-экологического образования в классическом университете

В.М. Колодкин, О.П. Дружакина

Удмуртский государственный университет, г. Ижевск

Профессиональная подготовка кадров является одним из ключевых моментов успешной деятельности промышленных предприятий и административно-управленческих структур. Не является исключением и профессиональная подготовка, которая ведётся в ВУЗах России на протяжении последних 15—20 лет. Получаемое инженерно-экологическое образование в большей мере имеет базовый характер, определяющий конкурентоспособность выпускаемых специалистов на рынке труда, комплексность решаемых практических и теоретических вопросов в области инженерной экологии в регионе.

Основными принципами инженерно-экологического образования в классическом университете являются:

• Развитие и совершенствование методов математического моделирования и прогнозирования при решении природоохранных задач. Использование современного   программного   обеспечения   при   решении   природоохранных

165


XVМеждународная конференция "Экологическое образование в интересах устойчивого развития "

задач, инженерного проектирования и моделирования технологических схем природоохранного назначения;

• Включение в учебно-образовательный процесс изучение комплексных инженерно-проектировочных дисциплин, таких как "Природоохранные сооружения", "Мелиорация и рекультивация нарушенных земель", "Эксплуатация природоохранных систем", в сочетании с курсами "Основы научных исследований", "Экологическая инфраструктура" позволяют изучать и решать фундаментальные задачи, определяющие критерии и показатели моделируемых процессов природопользования и реализации технологий энергоресурсосбережения.

Компетентностная модель специалиста в области устойчивого развития

С.А. Черникова, Д.А. Славинский

Санкт-Петербургский государственный университет

Д. С. Ермаков

Новомосковский филиал Университета РАО

С точки зрения компетентностного подхода модель специалиста в области устойчивого развития включает три блока компетенций [1]:

  1. ключевые (общеобразовательные, общекультурные);
  2. общепрофессиональные, связанные с реализацией основных принципов концепции устойчивого развития (системный подход к анализу экологических проблем; учёт трех аспектов экологического, социального и экономического — в процессе принятия решений по вопросам окружающей среды и развития, социальное партнёрство);

3)   специальные, определяемые спецификой разработки и реализации

программ устойчивого развития в той или иной отрасли народного хозяйства.

Содержание компетентностной модели определяется по результатам анализа содержания образовательных стандартов, опыта профессиональной деятельности в области устойчивого развития, а также экспертного опроса специалистов [2].

В ходе анализа требований к содержанию и уровню подготовки выпускника магистерской программы "Устойчивое развитие и экологический менеджмент" по направлению 511100 Экология и природопользование составлена профессиографическая компетентностная модель специалиста в области устойчивого развития, которая включает:

- ключевые компетенции: способность к кооперации на всех уровнях; правовая грамотность и ответственность, активная гражданская позиция; социальная и этическая ответственность при принятии решений; способности к толерантным и эмпатическим взаимоотношениям; к решению проблем; к работе с информацией;

166


Секция 1. Новые грани образования для устойчивого развития. Высшая школа

-    общепрофессиональные компетенции: способности к системному

видению, мышлению и междисциплинарному переносу; к анализу и синтезу; к

исследовательской деятельности (методология и организация); к управлению по

результатам;

- специальные компетенции: способности к социально-этической оценке

событий; к принятию нестандартных решений; к менеджменту конфликтов в

сфере устойчивого развития; к проведению исследований в области устойчивого

развития; к синтезу и оценке новых идей в области устойчивого развития;

действовать в правовом поле устойчивого развития; к использованию приёмов

мотивации и активизации; к мониторингу и прогнозированию.

Статистическая модель разработана в ходе анкетирования более 50 российских и зарубежных (США, Швеция, Литва, Перу, Узбекистан) экспертов Эксперты — специалисты-практики, работающие в области устойчивого развития (государственное и муниципальное управление, природопользование, экотуризм, экопоселения, общественные организации), преподаватели школ и вузов, учёные (средний стаж работы в области охраны окружающей среды и устойчивого развития 17 лет). Результаты представлены в табл.

Таблица 1

Компетентностная модель специалиста в области устойчивого развития

Компоненты компетентности

Составляющие компетентности

Мотивационный

мотивация, готовность к деятельности творческая инициатива, креативность желание работать с людьми желание помочь другим

Когнитивный

знание и понимание концепции устойчивого развития знание

естественных наук, экологии знакомство с глобальными процессами и сценариями их развития знание правовых основ устойчивого развития знание иностранных языков аналитические способности широкий кругозор, эрудиция инновационность мышления

системность мышления, целостное восприятие мира способность решать проблемы, принимать решения проективные умения, навыки проектной деятельности,

прогностические умения оригинальность, критичность мышления

Пракгически-деятельностный

практический опыт деятельности в области устойчивого развития управленческие, организаторские умения и навыки умение

создавать команду, работать в команде умение решать конфликты, умение работать в конфликтах, кризисах умение готовить публикации, грамотно излагать свои мысли умение выбивать деньги, фандрайзинг, навыки грантовой деятельности умение вести переговоры, находить компромиссы коммуникативные способности, контактность ораторские способности

167


XVМеждународная конференция "Экологическое образование в интересах устойчивого развития "

Эмоционально-

владение собой

волевой

энтузиазм, увлечённость, интерес к жизни

эмоциональная устойчивость, эмоциональность

целеустремленность

харизма

лидерские качества

неравнодушие

Ценностно-

образ жизни, соответствующий принципам устойчивого развития

смысловой

здоровый образ жизни

толерантность, гибкость

патриотизм

тветственность

способность к обучению, желание совершенствоваться,

непрерывное образование и самообразование

альтруизм

активная жизненная позиция

гражданская позиция

моральные качества, духовно-нравственные ориентиры

Литература

1.    Жилина А. И. Эталонная модель профессиональной компетентности

менеджера (руководителя). — СПб.: ИОВ РАО, 2002. — Кн. 3.

2.  Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как

необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое

пособие. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,

2006. - 72 с.

Экологическая этика как необходимая учебная дисциплина при осуществлении образования для устойчивого развития

В.Д. Мелаш, В.В. Молодыченко, Е.В. Гнатив Мелитопольский государственный педагогический университет им. Богдана Хмельницкого, г. Мелитополь, Украина

В современном мире происходит становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство — образование для устойчивого развития. Происходит изменение в образовательной парадигме: предлагается новое содержания обучения, новые подходы, новое поведение и менталитет преподавателя. Именно экологическая культура, соединяющая в себе знания основных законов природы и понимания необходимости считаться с этими законами, даёт возможность оптимизировать взаимоотношения человека и природы.

Экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно-волевые аспекты человеческой деятельности [2]. Её ключевым компонентом является экологическая этика. Она даёт возможность обосновать и разработать этические принципы и правила, регулирующие моральные отношения человека к природе и отдельным её представителям.

168


Секция 1. Новые грани образования для устойчивого развития. Высшая школа

Без этих знаний будущему педагогу не возможно осуществлять экологическое образование и воспитание.

С этой целью была разработана программа учебной дисциплины "Экологическая этика" [1]. Она рассчитана для студентов-педагогов химико-биологического и социально-гуманитарного факультетов. Апробация программы начата с 2006 г. в Мелитопольском государственном педагогическом университете. Целью дисциплины — интерактивное усвоение ведущих идей и концепций коэволюционной стратегии развития человечества, приобретение глубоких знаний и действенной компетенции в проблемах социально-природного характера и формирования на этой почве экологической культуры, необходимой для переосмысления человеком своего места в мире, и как следствие определение экоэтических норм. Основная задача — формирование коэволюционного мышления и экоэтических ценностей, воспитание экологически грамотной личности, способной решать проблемные ситуации в системе "человек — окружающая среда", связанная с будущей профессиональной деятельностью (педтехнологии формирования экоэтических норм).

Особое её значение состоит в утверждении экоэтического императива, который основывается на глубоком уважении ко всему живому. В деятельностном аспекте решаются задачи практического использования экоэтики: международное сотрудничество, заповедное дело, экологическое право. Дисциплина рассчитана на один кредит (37 часов). Основные направления: экоэтика и предмет её изучения, концепция ноосферы и устойчивого развития, законы социальной экологии как нормативы человеческой деятельности, экологическая этика и общественное сознание, международное сотрудничество и экологическая этика, практическое применение экологической этики, экологическая этика и заповедное дело, народные экологические традиции и религиозные взгляды на экологическую этику, экологическое право как гарант выполнения экологической этики, педтехнологии формирования экоэтических понятий — интерактивные методы (метод проектов, метод тренингов, метод дискуссии).

У студентов формируются понятия: экокультура, экологическая этика и теория, этические принципы и правила отношения к природе, экоэтический идеал, ноосфера, коэволюция.

Завершает творческий модуль — воспитательное мероприятие по экологической этике. Эти мероприятия были уже проведены в студенческих общежитиях, в экспериментальном классе при кафедре: "Совет живых существ", "Сколько стоит живая природа", "Права животных" [3].

В университете организована студенческая научная лаборатория "Экологическое образование для устойчивого развития". Молодые учёные проводят исследования в различных направлениях:

  1. развитие   познавательного   интереса   у   младших   школьников   при изучении живой природы;
  2. нравственно-духовное развитие личности в современных условиях;
  3. экологическое воспитание средствами народной педагогики;
  4. формирование экологической культуры как современной парадигмы развития социокультурного и учебно-воспитательного процесса;
  5. экологическая этика как антропологический ориентир человека XXI века;

169


XVМеждународная конференция "Экологическое образование в интересах устойчивого развития "

дидактический сервис по образованию для устойчивого развития.

Дисциплина "Экологическая этика" является перспективной для факультетов разных направлений и уровней подготовки будущих учителей, в целях обязательного экологическом образовании и просвещении для устойчивого развития. Всё это даёт возможность осуществлять формирование современного человека — гражданина XXI столетия, способного к профессиональной деятельности в условиях напряжённой социально-экологической действительности. Таков альтернативный механизм преодоления человечеством глобального экологического и духовного кризиса, переход общества на путь устойчивого развития — коэволюции общества и природы.

Литература

  1. Мелаш В.Д. Екологічна культура і етика, як антропологічний орієнтир для людини XXI століття // Пост Методика. — 2008. — № 7/ 84. — с. 67—72.
  2. Мелаш В.Д. Ценностно-смысловые ориентиры экологического образования. Инновационные процессы в биологическом экологическом образовании в школе и ВУЗе // сб. материалов I Международной научно-практической конференции. 10—12 ноября 2008. - Москва: МГПУ, 2008. - с. 122-126.

3.   Мелаш В.Д., Гнатів О.В. Технологія формування екоетичних понять у

молодших школярів / Актуальні проблеми підготовки педагогічних кадрів до творчої

професійної діяльності // Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції

13-14 квітня 2010 року. - Мелітополь, 2010. - с 126-129.

Инновационные технологии в экологическом образовании будущих учителей начальных классов

Е.А. Гринева

Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова

Экологическое образование с методологической точки зрения занимает лидирующее положение среди других образовательных областей в плане его соответствия целям и ценностям человечества, а потому по праву считается приоритетным направлением всего образовательного процесса. В последнее время многие исследователи в области экологического образования (С.Н. Глазачев, В.И. Данильчук, В.П. Каленская, П.Н. Кириллов, Н.М. Мамедов, А.Д. Урсул и др.), вслед за сменой в педагогике знаниевой (учебно-трансляционной) парадигмы образования на культуросообразную, вслед за переносом акцента со знаниевой составляющей на деятельностный компонент образования, актуализируют роль педагогических технологий, считая, что недостаточная эффективность экологического образования во многом связана с переоценкой роли экологических знаний в ущерб процессу их освоения.

В связи с обновленными трактовками понимания готовности студентов к экологическому образованию многие учёные (Л.Д. Бобылёва, С.С.Капшев, Л.В. Романенко, В.А.Сластенин, Е.А. Шульгин и др.) определяют её как сложное системное образование, обусловливающее активную личностную позицию учителя в отношении проблем экологических и личностно-ориентированного

170


Секция 1. Новые грани образования для устойчивого развития. Высшая школа

образования [4]. Нам близка точка зрения Борисевич А.Р., которая считает, что "... готовность студентов к осуществлению экологического воспитания школьников должна включать в себя такие компоненты как: понятийный, эмоциональный и поведенческий" [2, с. 108].

Профессиональная подготовка часто страдает информационным подходом, при котором будущий учитель знакомится с известными фактами, выводами, инструкциями, но не является участником выработки педагогических решений. В то же время является общепринятым мнение о то, что необходимо организовывать субъектно творческую деятельность студентов.

Особенности экологического образования студентов педагогического факультета как образования постнеклассической эпохи рассмотрим на примере конструирования педагогического процесса с использованием инновационных технологий. Исходя из системного подхода, к термину педагогическая технология, можно в целом определить его основные признаки. Прежде всего, это наличие определённой концепции, методологических положений, на основе которых выстраивается методическая цепочка совместных действий преподавателя и студента, направленных на достижение запланированного результата и совокупность методов, средств, приёмов и форм педагогического процесса. Иными словами, педагогическая технология выстраивается на теоретическом и практическом уровне.

Мы исходим из понимания того, что будущий учитель должен быть поставлен в позицию исследователя, вынужденного вырабатывать в процессе обучения различные способы решения эколого-педагогических задач. Знания и умения должны быть обретены, добыты и "открыты" самими студентами, лишь тогда они станут для них личностно значимыми. Для этого целесообразно использовать формы и методы активного обучения контекстного типа.

Одно из инновационных технологий экологического образования является эколого-психологический тренинг. В психотерапии тренинг — это совокупность психотерапевтический, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, общения и профессиональных умений [4, с. 921]

В системе экологического образования студентов Ульяновского государственного педагогического университета имени эколого-психологические тренинги применяются более 10 лет на основе методики, разработанной С.Д. Дерябо и В.А. Ясвиным [1]. Эти тренинги базируются на методологии социально-психологических тренингов и направлены на коррекцию, формирование и развитие экологических установок; развитие перцептивных возможностей, эмоционально-чувственной сферы; расширение индивидуального экологического пространства; формирование экологической компетенции студентов в принятии жизненно важных решений в области охраны окружающей среды.

Главной задачей являлось создание эмоционально-интеллектуального пространства для инициативы участников образовательного процесса. Как показал опыт работы, тренинговые упражнения следует применять в зависимости от конкретной ситуации. Обычно, вначале проводились упражнения, направленные на расширение перцептивного опыта взаимодействия с природой ("Природа в моей жизни", "Человечек из коры", "Экскурсия" и т.п.). Затем

171


XVМеждународная конференция "Экологическое образование в интересах устойчивого развития "

-    на формирование эмпатии ("Предупредительные знаки", "Музыкальные

картинки", "Чистописание", "Экологические письма"). В заключительной части

использовались упражнения обобщающего характера, которые направлены на

коррекцию стратегий взаимодействия с природными объектами ("Экологический

кодекс жителей Земли", "Экологическая этика").

Среди технологий, которые применялись в экол ого-педагогической подготовке будущих учителей начальных классов, значительное место отводилось ценностно-эвристической технологии, которая характеризуется следующим:

развитие умений решать экологические проблемы и  становление экологических ценностных ориентации;

  1. совместная деятельность преподавателя и студентов, а именно создание образовательной напряжённости;
  2. формулировка учебной проблемы; конкретизация учебного задания с выдвижением студентами предположений (гипотез) по решению проблемы, их оценкой исходя из определённых параметров (экологического, экономического, нравственного, эстетического...), выбором лучшего из существующих решений, построение прогноза на будущее; демонстрацией решений, признанием найденного решения другими студентами; систематизацией полученного результата; рефлексией собственной деятельности и самооценкой достигнутых результатов;

•   использование технологических карт для преподавателя и студентов.

Литература

  1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. - М., ЦКФЛ РАО, 1995. - 147с.
  2. Методология и методика экологического и эстетического образования в современных условиях: Сборник материалов Международной научно-практической конференции/ Под ред. И.В.Арябкиной, Е.АГриневой. — Ульяновск: УлГПУ, 2005.

-  323 с.

3.   Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Б.Д. Карвасарского 2-е

дополн. Изд.-СПб, 2002.

4.  Шульгин Е.А., Романенко Л.В. Эколого-педагогическая подготовка учителя

естественно-географического профиля//В сб. науч. тр .Экологическое образование:

концепции и технологии./Под ред. С.Н. Глазачева. — Волгоград, 1996.

Практика малых дел в Иркутском государственном педагогическом колледже №1

Н. С. Пшенникова

Иркутский государственный педагогический колледж:

В настоящее время ни специалисты, ни общественность практически не сомневаются в актуальности и даже необходимости образования для устойчивого развития. Однако, термин "Образование для устойчивого развития" очень трудно   определить.   Обобщая   выводы  ряда  исследователей,   работающих  в

172


Секция 1. Новые грани образования для устойчивого развития. Высшая школа

этой области (А.Н. Захлебный, Д.Н. Кавтарадзе, А.Д. Урсул, Г.А. Ягодин и др.), в качестве рабочего определения "образование для устойчивого развития" можно принять, что это — это процесс и результат прогнозирования и формирования человеческих качеств (знаний, умений и навыков, отношений, компетентностей, черт личности, стиля деятельности людей и сообществ), обеспечивающие повышение качества жизни в пределах ёмкости природных экосистем.

К сожалению сегодня, нет ни учебников, ни методических рекомендаций по внедрению концепции устойчивого развития в образование. Поэтому многие из нас стали находить свои пути и пытаются самостоятельно формулировать ответы на вопросы "кого учить?", "чему учить?", "в каких формах?" для того, чтобы, в конечном счёте, обеспечить усвоение учащимися идей и навыков устойчивого развития. Наш коллектив придерживается той точки зрения, что ОУР — это комплекс различных образовательных приёмов и методов, имеющих главной целью изменение поведения обучаемого в сторону более рационального использования ресурсов. То есть фактически это означает, что результатом ОУР станет такое поведение человека, при котором он способен:

  1. оценивать своё поведение с учётом воздействия на окружающую среду,
  2. обладать достаточными навыками, чтобы реализовать намеченные действия,
  3. обладать пониманием необходимости действий, которые снижают его вредное воздействие на окружающую среду.

Как видим, усвоение учащимися идей и навыков устойчивого развития, может проявляться и формироваться только в деятельности. Осознавая это, в качестве ведущего фактора или ведущего способа мы определили включение студентов в проектную, исследовательскую и социальную деятельность. Технология проектной и исследовательской работы позволяют поставить студентов в ситуацию активной познавательной и созидательной позиции, проявлять ответственность за выбор своих действий.

В выборе данной технологии мы учитывали и практике-ориентированный характер образовательного процесса в колледже, а также результаты входной диагностики, которая показала, что студенты владеют достаточно высоким уровнем экологических знаний, т.е. теоретически знают объекты природы, их особенности, условия и методы ухода за ними. При этом демонстрируют низкий эстетический, познавательный и поступочный уровень отношения к природе. Характерно, что коэффициент интенсивности при взаимодействии с объектами природы по отношению к животным гораздо выше, чем к растениям. Выявился факт, что установка на природу как объект охраны не проявляется вообще. Таким образом, большинство студентов имеет низко доминантное субъектное отношение к природе. Не осознают личной сопричастности к экологическим проблемам.

Работая со студентами в рамках СНО, мы проводили исследования:

  1. "Экологический след студентов и преподавателей Педколледжа № 1".
  2. "Экологическое поведение студентов".
  3. "Исследования условий развития экологического туризма в Прибайкалье".
  4. "Ценностные ориентации студентов, как основа реализации образования для устойчивого развития" успешно выступая с результатами на студенческих научных конференциях не только в стенах колледжа, но и на городском и региональном уровне.

173


XVМеждународная конференция "Экологическое образование в интересах устойчивого развития "

В 2006 г. учащаяся класса-экстерната Елена Жуковская провела собственное обследование энергопотребления в колледже. Результаты осветила в работе "Энергосбережение начнём с энергосберегающих ламп". Работа заняла первое место на региональном и всероссийском уровне на конкурсе молодёжных проектов по энергоэффективности в рамках программы ШПИРЭ. Получив премию за призовое место, Елена отдала её колледжу на приобретение энергосберегающих ламп.

Студентка, а теперь уже молодой специалист Наталья Щипцова вначале разработала урок по энергосбережению для младших школьников, а затем представила и дипломный проект — "Сборник интерактивных заданий и упражнений для младших школьников "Легко и весело учимся энерго сбережению ".

Методическая разработка Н.Щипцовой "Учимся сберегать энергию, два интерактивных урока в начальной школе" была отправлена вначале на региональный, затем на всероссийский конкурс "Энергия и среда обитания", на обоих уровнях разработка начинающего педагога заняла первое место.

Проект "Сохраним рощу" разработанный преподавателями и студентами колледжа получил грант Губернского собрания и в 2007 г. был успешно реализован. Сегодня эта уникальная природная зона находится под постоянным присмотром студенческого сообщества.

С 2007 г. стали осуществляться мероприятия по энергосбережению в тесном партнёрстве с "Байкальской экологической волной", которая предложила нам стать модельной площадкой по внедрению малозатратных мер по энергосбережению в рамках проекта "Цена энергии". Среди них:

1. Организован семинар для студентов и педагогов " Интерактивные методы

в образовании на примере темы по энергосбережению".

2.   Осуществлена образовательная экскурсия на Ново-Иркутскую ТЭС

и Иркутскую ГЭС, реализована поездка на о. Ольхон с целью знакомства с

возобновляемыми источниками энергии, используемыми местными жителями.

  1. Разработаны и размножены плакаты, стикеры и стенд .
  2. Осуществлены практические малозатратные меры по энергосбережению, исходя из рекомендаций проведённого энергоаудита:
  1. утеплены окна современными герметиками;
  2. установлен пенофол за батареями;
  3. во многих аудиториях заменили лампы на энергосберегающие. Являясь участниками проекта, студенты приобретали новый опыт: выявляли

и идентифицировали проблемы — в колледже было проведено социологическое исследование "Знания и навыки студентов об энергообеспеченности"; приобретали навыки исследования, проектирования, сотрудничества, применяли известные и использовали новые для них технологии получения продукта.

Сегодня преподаватели колледжа вносят изменения в содержание предметов естественно-математического блока: география, экология, физика, основы природопользования, ОБЖ, химия. И дополняют их изучением аспектов устойчивого развития.

Преподаватели кафедры естественнонаучных дисциплин, география, экология приступили к разработке методических материалов по использованию темы "Энергосбережения" на учебных занятиях.

174


Секция 1. Новые грани образования для устойчивого развития. Высшая школа

Путь социальной активности выражается через участие студентов в экологических акциях "Всемирный день — 350 рр", митингах в защиту Байкала, в проведениипраздника"Всемирныйденьздоровья","ДеньЗемли".Врамкахнедели кафедры проводятся комплексные экологические мероприятия, выпускаются бюллетени, стенгазеты, ТВ программы, радио программы. Студенты участвуют в природоохранных акциях, в озеленении, в уборке территории. Организован "энергетический патруль", в который вошли как студенты, так и сотрудники колледжа, для ежедневных рейдов по энергосбережению. Утром патруль следит за своевременным отключением света, вечером — за отключением телевизоров и компьютеров из ждущего режима. Во всех помещениях учебного заведения и уличном освещении идёт замена ламп накаливания на энергосберегающие. С 2008 г. колледж стал участником международного проекта "ЭкоШкола/Зелёный флаг".

Позитивной чертой является то, что вся работа по подготовке и проведению мероприятий осуществляется в содружестве и непосредственном участии преподавателей и студентов колледжа.

Таким образом, можно констатировать то, что в колледже складывается образовательно-воспитательная среда, в которой происходит усвоение идей и навыков устойчивого развития у будущих педагогов через практику малых дел.

Стоит отметить, что это удаётся благодаря совместной работе колледжа с социальными партнёрами. В данном направлении колледж активно сотрудничает с организацией "Байкальская экологическая волна", Комитетом по молодёжной политике Иркутской области, многими школами области, "Станцией юных натуралистов", Инновационным центром "Энергоэффективность" ИГТУ, Иркутским институтом повышения квалификации работников образования. Мы не только используем опыт наших партнёров и привлекаем их в качестве экспертов, но и проводим совместные мероприятия, встречи, круглые столы, олимпиады и мн.др.

Контакт: pns@igpk.ru

Формирование культуры устойчивого развития у будущих учёных — преподавателей сельскохозяйственной отрасли

Н. Кривцова

зав. аспирантурой, ГНУ Дальневосточный научно-исследовательский институт сельского хозяйства, г. Хабаровск

И то, что духом времени зовут, Есть дух профессоров и их понятий.

И.В. Гёте Сегодня концепция устойчивого развития охватывает все отрасли экономики, включая сельское хозяйство. Программы перехода к устойчивому развитию сельского хозяйства и сельской местности различные в каждой стране, но общее, что их объединяет — продуктивность производства, качество окружающей среды, эффективное использование природных ресурсов, экономическая жизнеспособность фермерских хозяйств, качество жизни. Данный

175


XVМеждународная конференция "Экологическое образование в интересах устойчивого развития "

подход закреплен рядом как международных, так и отечественных документов: Программа устойчивости сельского хозяйства и сельского развития (Рим, 1996); Стратегия сельского развития для Европы и Центральной Азии (Мировой банк, 2000), Концепция устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий России на период до 2020 г., одобренная Правительством России в 2008г. [2]

Переход к устойчивому развитию сельского хозяйства и сельских территорий требует нового мышления, изменения общественного сознания людей. И здесь главная роль принадлежит образованию. Остановимся на таком образовательном институте, как аспирантура по подготовке научных и научно-педагогических кадров для отрасли сельского хозяйства.

Сельскохозяйственная аспирантура сегодня это качественно новое учебное учреждение. Оно должно быть переориентировано на новые ценности, соответствующие парадигме устойчивого развития, а именно, на подготовку экологически компетентного учёного-специалиста, придерживающегося нового подхода ведения "органического" [2] сельского хозяйства, хорошо понимающего взаимосвязь человека и природы и необходимость сохранения глобального равновесия.

Кроме этого, специалист должен обладать навыками критического мышления, воображения (умение планировать лучшее будущее и стремиться к нему), системного мышления (признание комплексности и синергии при решении проблем) и сотрудничества (умение вести диалог и переговоры, учиться работать в команде). [3]

Нынешний аспирант — это будущий учёный-преподаватель, который будет нести культуру устойчивого развития новому поколению. Формирование этой культуры у молодых учёных - одна из важных задач аспирантуры.

Для аспиранта необходимо создать атмосферу ответственности за окружающую среду, природу, будущее поколение, здоровое питание, где бы он ни занимался исследованиями — в вузе или научном учреждении. Ответственность за устойчивое развитие сельского хозяйства должна исходить отовсюду — от научного руководителя, от сотрудников отдела или кафедры, занимается ли он в лаборатории или работает в поле.

Учебная программа аспиранта обязательно должна включать специализированные курсы, такие, например, как "сельское хозяйство в согласии с окружающей средой", "низкозатратное земледелие", "органическое сельское хозяйство", проводить дискуссии, конференции, мастер - классы с приглашением выдающихся учёных, занимающихся проблемами устойчивого развития не только в области сельского хозяйства, но и других областях. Важную роль в формировании правильного мировоззрения должен сыграть курс "Философские проблемы биологии и экологии", который был введён в 2004 году по обязательной дисциплине "История и философия науки". Также немаловажную роль может сыграть и такая дисциплина как иностранный язык, где могут даваться статьи для чтения и обсуждения об исследованиях в области устойчивого развития, которые проводятся в мире.

Для работы в аспирантуре необходим жёсткий подбор кадров, учитывая не только знания, опыт, имеющиеся научные достижения, но и владение культурой устойчивого развития, так как научный руководитель, преподаватель оказывают огромное влияние на формирование мышления аспиранта, его мировоззрение.

176


Секция 1. Новые грани образования для устойчивого развития. Высшая школа

Другим важным аспектом для осуществления образования для устойчивого развития в аграрных аспирантурах является интегрированный междисциплинарный подход. Сегодня термин "сельское хозяйство" охватывает намного большее количество областей взаимодействия, чем это было раньше, а именно: продовольственную систему, природные ресурсы, науку об окружающей среде, науку о питании, биотехнологию, производство продуктов и волокон, переработку, маркетинг распределения и потребления, инженерию, [5] поэтому молодого учёного необходимо научить мыслить на междисциплинарном уровне, использовать данный подход при работе над диссертацией. Здесь ответственность лежит на научном руководителе, руководстве вуза или научного учреждения, которые должны налаживать связи с учреждениями, учёными других областей.

Междисциплинарность обеспечивается и на специальных межотраслевых семинарах, на которых рассматриваются современные глобальные проблемы, а также наиболее актуальные темы, относящиеся к естественным наукам, технологии, социологии, биоинженерии, этике, науки об окружающей среде [6].

И, наконец, ещё одним важным направлением, при подготовке будущих учёных — преподавателей аграрников, является педагогическое образование в контексте устойчивого развития. Такой курс обязательно должен входить в программу аспирантуры сельскохозяйственных учреждений. Он поможет сформировать соответствующее мировоззрение учёного-преподавателя и научит грамотно вести педагогическую деятельность. Известно, что учебная программа приобретает свою силу благодаря работе преподавателя в аудитории. Ни организация, ни государство, ни национальные убеждения не смогут изменить образование так, как преподаватель. Для этого он должен не только хорошо знать свой предмет, но и знать, как учить этому предмету. [7]

При изучении данного вопроса было интересным проанализировать, как данная концепция реализуется сегодня в сельскохозяйственных научных и учебных учреждениях США — одной из первых стран, которая стала предпринимать меры по восстановлению и сохранению окружающей среды, и даже термины, которые вошли в научный и практический оборот во всём мире, включая Россию, были заимствованы из этой страны (САРД — Sustainable Agriculture and Rural Development, CAPE — Sustainable Agriculture and Rural Education).

В 1985 г. Конгресс одобрил в Законе о продовольственной безопасности программу низкозатратного устойчивого сельского хозяйства (LISA — Low-Input Sustainable Agriculture). Перед учёными Америки встала задача освоения новых систем земледелия, которые опираются преимущественно на биологическое управление плодородием почв и защитойрастений, то есть ведения "органического сельского хозяйства", что является синонимом устойчивого сельского хозяйства. В соответствии с сельскохозяйственным законом (1990) программа LISA была переименована в исследования устойчивого сельского хозяйства и были добавлены ещё две программы: по исследованию интегрированных операций по растениеводству и животноводству и по обучению агентов Службы распространения пропаганды внедрения практики ведения устойчивого хозяйства. В 1991 г. программа SARE начала, совместно с Агентством охраны окружающей среды, работать по программе "сельское хозяйство" в согласии с окружающей средой. Проекты SARE были распределены по всей стране по

177


XVМеждународная конференция "Экологическое образование в интересах устойчивого развития "

нескольким дисциплинам и подключили фермеров, учёных университетов, федеральные и штатные агентства и частные группы. [2]

Сегодня в сельскохозяйственных колледжах Лэнд-грант университетов (университет, в состав которого обязательно входит сельскохозяйственный колледж) большое внимание уделяется именно этой программе. Каждый Лэнд-грантуниверситетвсвоихцеляхизадачахобязательноставитвопросы, касающиеся устойчивого развития. Например, Орегонский государственный университет одной из своих целей ставит "разработать академические программы, которые позволяли бы обеспечить образование высокого качества в трех важных областях: совершенствование устойчивой экосистемы Земли; улучшение благосостояния и здоровья человека; повышение экономического роста и социального прогресса". [8]

Следовательно, учебные программы просто пропитаны этой идеей. Предлагается множество разнообразных курсов: вопросы устойчивого сельского хозяйства; почва: устойчивая экосистема; экономика окружающей среды и природных ресурсов; производственная экономика и устойчивое сельское хозяйство; организовываются встречи с практикующими людьми, семинары, конференции, где обсуждается проблема устойчивого развития. Преподаватели с международным признанием обучают студентов и аспирантов новейшим технологиям производства и переработки продовольствия и управлению природными ресурсами. [4]

Ученые ведутразнообразные исследования. Среди приоритетных направлений -качество окружающей среды и эффективность сельского хозяйства, продовольствие и продовольственная безопасность, экономика окружающей среды и природных ресурсов; производственная экономика и устойчивое сельское хозяйство.

Служба внедрения "экстеншн" активно работает по проблемам окружающей среды, сохранению природных ресурсов, демонстрируя новые технологии, распространяя методы практического применения научных знаний.

Образовательная программа по устойчивому развитию осуществляется комплексно, по всем трем направлениям: образование, наука и внедрение. Концепция устойчивого развития в США находится на уровне национальной идеи.

В России данная концепция не получила распространения. Порой аспиранты затрудняются ответить, что означает термин "устойчивое развитие", ещё многое предстоит сделать для придания важности ОУР и САРД.

Литература

  1. Глазовский Н.Ф., Гордеев А.В. и др. Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Зарубежный опыт и проблемы России. М.: 2005. — 615 с.
  2. Education for Sustainable Development. Электронная версия, unescony@un.org.
  3. Джим Батчер. Колледж сельского хозяйства Университета штата Мериленд, США. Электронная версия.
  4. Статья Changes in Colleges of Agriculture at Land-Grant Institutions/ NACTA Journal. Dec.2003 by Fields, Ann M, Hoiberg, Eric, Othman, Mona.
  5. Цейкович КН., Тарасюк Л.Н. Особенности современного развития высшего образования в ведущих странах мира. М.: 1994.

7Agriscience: Sustaining the Future of our Profession by Thoron, Andrew C. Myers, Brian E. 2008. Электронная версия.

8. General Catalogue 2009—2010, Oregon State University

178


Секция 1. Новые грани образования для устойчивого развития. Высшая школа

Образование в интересах устойчивого развития сельских территорий

З.И. Курбатова

Великолукская государственная сельскохозяйственная академия

Великолукская государственная сельскохозяйственная академия — один из крупнейших вузов Псковской области. За пятидесятилетие деятельности она подготовила более 20 тысяч специалистов, многие из которых возглавляют предприятия АПК, организации и учреждения Псковской области.

Новый этап сельского развития страны, выдвижение Псковской области в качестве пилотного проекта сельского развития регионов Нечерноземья расширяет возможности активизации научно-образовательной деятельности академии и выдвигает задачи активного участия в переходе Псковской области от депрессивного состояния к устойчивому сельскому развитию.

Нехватка квалифицированных кадров тормозит развитие сельского хозяйства. Расширение числа специальностей становится необходимым при переходе к устойчивому развитию сельских территорий — интегральному использованию всех имеющих ресурсов. Это, в первую очередь, относится к специальностям лесоводов и рыбоводов высшей квалификации, которые пока отсутствуют. Для достижения приоритетных производственных целей — подъема животноводства необходима подготовка ветеринарных врачей; для обслуживания технического переоснащения аграрного производства нужна подготовка инженеров-электриков, инженеров по технике безопасности и др.

Специалисты академии разрабатывают экологически безопасные и экономически эффективные способы производства ведущих культур Северо-Западной России и Нечерноземной зоны. Активные работы ведутся по реализации проекта "Русский сад". Создаётся коллекция наиболее перспективных сортов плодовых, ягодных и декоративных культур, которые будут распространятся в области.

Важным аспектом является экологизация сознания населения. С учётом проведения реформ в России и странах СНГ важное социальное значение для населения имеет консультационная работа. Участие в работе международного проекта по экологическому состоянию региона Псковско-Чудского озера позволило разработать концепцию развития фермерского хозяйства на исследуемой территории (Курбатова, 2005).

Стало традицией проводить ежегодно в Доме экологического просвещения региональные конференции, цель которых — объединение специалистов области и выработка единой концепции по обсуждаемым проблемам. Кроме того, это передача опыта и распространение знаний. Тематика конференций различная. Она обозначена глобально, но обсуждается на локальном уровне по принципу: мыслить глобально, действовать локально, т.е. в аспекте перехода к устойчивому развитию.

179


XVМеждународная конференция "Экологическое образование в интересах устойчивого развития "

Коммуникативные проекты в образовании для устойчивого развития студентов технического вуза

И. В. Букреева

Государственная морская академия им. С. О. Макарова, г. Санкт-Петербург

Идеи устойчивого (поддерживающего, сбалансированного) развития основываются   на   комплексном   рассмотрении   взаимосвязанных   проблем

—  экологических, экономических, социальных, культурологических — в

современном и перспективном развитии общества и природы. Именно со

стратегией устойчивого развития связывают будущее человечества.

Технический прогресс — неотъемлемая составляющая прогресса, поэтому подготовка специалистов технических вузов, способных комплексно рассматривать любую проблему, в том числе под экологическим углом зрения

—  одна из актуальных задач высшего профессионального образования.

Проблемы устойчивого развития общества и природы должны стать ключевыми

в техническом образовании.

Экологическая тематика — неотъемлемая составляющая коммуникативной проектнойдеятельности студентов. Методпроектов в отечественном образовании не нов. Он широко использовался в советской школе ещё в 20—30 годы XX века. В настоящее время наблюдается новая волна интереса ктехнологии метода проектов в образовании. Проект как метод направлен на поиски развития активного самостоятельного мышления, это один из способов активизации познавательной деятельности студентов. Чтобы добиться результатов, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из различных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Таким образом, проект становится и путём познания и способом познания. Все теоретические знания, получаемые при обучении, студент может реализовать на практике.

"Природоохранная деятельность человека" — одно из направлений коммуникативных проектов на занятиях иностранного языка. В ходе таких проектов студенты раскрепощены и могут обсуждать домашние заготовки. Это снимает сложность в подборе необходимой лексики (уровень подготовленности зачастую очень разный). Студенты готовят проекты на том уровне, который задается ими самими. Преподаватель помогает обобщить и разнообразить необходимые высказывания.

Обсуждение проблем окружающей среды, рационального природопользования и т.п. помогает студентам сформировать своё собственное мнение и повлиять на членов группы в процессе обсуждения в том случае, если мнения расходятся. Задача преподавателя помочь подобрать необходимую лексику, поправить ошибки, допущенные в грамматике и "расшевелить" студентов в процессе обсуждения для более глубокого понимания необходимости защиты окружающей среды. Особенно важно формировать осознание личной ответственности за принятие конкретного экологически грамотного решения на любом уровне — от рядового работника до руководителя.

180


Секция 1. Новые грани образования для устойчивого развития. Высшая школа

Работа по проектному направлению "Защита окружающей среды" строится в несколько этапов.

На первом этапе определяется тема проекта, отбираются необходимые источники информации. Чтобы добиться желаемого результата уже на первом этапе студенты самостоятельно выбирают область, структуру и содержание проекта. Чувство вовлечённости в постановку проблемы и определение общих путей реализации цели способствует формированию мотивации работы над проектом. Для примера приведём некоторые темы проектов:

  1. Экологическая экспертиза технического проекта;
  2. Нефтеразливы как актуальная экологическая проблема Санкт-Петербурга;
  3. Экологическая тематика в переговорах с зарубежными партнёрами;
  4. Техническая документация на иностранном языке. Что я буду делать?
  5. Экологические проблемы предприятия (например, порта);
  6. Экологические проблемы Балтийского моря и др.

На втором этапе происходит поиск и анализ необходимой информации; оформляются полученные данные, и при необходимости проводятся необходимые консультации.

Натретьем этапе осуществляется защитапроектав форме, соответствующей содержанию проекта.

Студенты заочного отделения с удовольствием готовят видео материалы с использованием возможностей Интернета. Защищая проект, они строят предложения, высказывания и пересказ, опираясь на материал, который отвлекает от ошибок, допускаемых в речи. Это позволяет снимать проблемы личностного характера. Таким образом, достигается свобода высказывания на определённую тему, умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач, а также развития коммуникативных навыков на основе концепции устойчивого развития.

Прогресс науки привёл к необходимости учитывать природу как фактор развития человечества, что необходимо использовать на занятия для развития коммуникативной потребности обучающихся, так как природа является основой жизнедеятельности человека, её истощение, при существующих экономических отношениях, касается каждого студента технического вуза. Актуальность обсуждаемой проблемы помогает преподавателю вести дискуссию, не навязывая свою точку зрения, в то же время, направляя обучающихся на поиск путей решения поставленных проблем.

В ходе выполнения проекта студенты показывают компьютерную грамотность, умение сбора и обработки данных, а также владение коммуникативными навыками.

Современные социальные потребности в формировании и развитии личности в аспектах её обученности, воспитанности, а так же в умении ориентироваться в современных тенденциях рынка требует от преподавателя необходимых для обсуждения тем, связанных со всеми сторонами современного рынка труда, поэтому обсуждение устойчивого развития на занятиях по английскому языку отвечает качеству образования на современном этапе.

Контакт: rina bukreeva@mail.ru

181


XVМеждународная конференция "Экологическое образование в интересах устойчивого развития "

Образование как один из факторов повышения экологической безопасности

О.А. Шевченко

политехнический институт (филиал) Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС", г. Электросталь Московской обл.

В соответствии с Указом Президента России от 12 мая 2009 г. № 537 "О стратегии национальной безопасности России до 2020 года" для обеспечения национальной безопасности необходимо сосредоточить усилия и ресурсы, в том числе, на следующих приоритетах устойчивого развития: наука и образование, экология живых систем и рациональное природопользование.

Городской округ Электросталь (с численностью населения 146,3 тыс. чел.) является одним из крупнейших промышленных центров области. Здесь развиты электрометаллургическое, химическое, машиностроительное, атомное производства. В промышленном производстве области доля округа составляет 4,29 %.

Около 9 тысяч тонн в год вредных выбросов дают промышленные предприятия округа. Кроме того, изначально город был спроектирован и построен без учёта "розы ветров" — основные промышленные объекты — "МЗ "Электросталь" и "ЭЗТМ", привязанные к железной дороге, оказались в его центре, поэтому в зависимости от направления ветра любой район подвержен воздействию вредных выбросов. В итоге, по данным Московской областной экологической комиссии, г.о. Электросталь по напряжённости экологической обстановки относится к "критическим" городам Подмосковья.

Напряжённая экологическая обстановка в городе негативно сказывается и на здоровье населения Электростали. В последние годы основными видами заболеваний стали хронические формы легочных и желудочных заболеваний, а также онкологические заболевания.

Наиболее уязвимы дети, в связи с чем наиболее неприглядная картина наблюдается с детской заболеваемостью: абсолютно здоровы не более 1/3 детей в возрасте до 14 лет. Детская смертность превышает средний уровень по стране. Более половины юношей призывного возраста получают "белые" билеты. Ежегодно в среднем у 250 детей обнаруживается открытая форма туберкулёза. Заболеваемость туберкулёзом в 1,5 раза выше, чем по стране (425 случаев на 1000 детей). К основным видам детской заболеваемости (обусловленной неблагоприятной экологической обстановкой) следует отнести также хронические формы лёгочных и желудочных заболеваний. Таким образом, существует прямая взаимосвязь между ухудшающейся экологической обстановкой в регионе и детской смертностью, заболеваемостью и сокращением продолжительности жизни населения. Кроме того, среди работников периодически выявляются такие профессиональные заболевания как: вибрационная болезнь, вегетомиофасциты, профессиональные артрозы, пылевые бронхиты, бронхиальная астма, профессиональные невриты слухового нерва и др.

Хорошо известно, что природоохранная деятельность приносит положительные результаты только тогда, когда опирается на прочную научную

182


Секция 1. Новые грани образования для устойчивого развития. Высшая школа

основу, на специалистов, имеющих высшее экологическое образование. Подготовкой специалистов, призванных решать проблемы экологической и производственной безопасности, занимается Электростальский политехнический институт (филиал) "Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС".

В 2000 г. он открыл специальность "Безопасность жизнедеятельности в техносфере". Были разработаны авторские учебные планы и программы, создана необходимая материальная база, включающая экологическую лабораторию, компьютерный класс и лабораторию по безопасности труда, определены места практики на крупных промышленных предприятиях региона и т.п. К обучению студентов кроме штатных преподавателей привлекаются ведущие специалисты региона в области промышленной и экологической безопасности.

Постоянное повышение профессионального уровня педагогического состава, внедрение инновационных технологий и методик в образовательный процесс будут способствовать формированию у студентов нового типа мышления — системного, т.е. позволяющего оперировать разноплановыми, нелинейными процессами, идущими одновременно на разных уровнях организации биосферы и общества.

Это тем более необходимо в свете перехода на двухуровневое образование. Кроме классических "знать — уметь — владеть", прописанных в ФГОС нового поколения и включающих как теоретические экологические представления, так и систему умений и навыков (технологий) взаимодействия с окружающей средой, необходимо развивать соответствующее отношение к природе.

Такой подход уже на стадии подготовки основных образовательных программ позволит чётко и корректно сформулировать соответствующие компетенции и в дальнейшем подготовить не только высокопрофессиональных, но и преданных своему делу специалистов в области экологической и производственной безопасности.

 



© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.