WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

   Добро пожаловать!

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТАЯ ЭНЕРГИЯ:ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ-2006-4

Научный журнал

 

Образование в интересах устойчивого развития: формы и методы высшей школы

Л.В. Попова

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Для всех очевидно, что экологическое образование сыграло ключевую роль стартового механизма создания образования для устойчивого развития (ОУР) и продолжает являться его важнейшим составным элементом, представляя собой его предметную и концептуальную базу. Но так как ОУР — это особая форма междисциплинарного обучения, охватывающая практически все предметные области естественных, гуманитарных и технических наук, то этот охват возможен не только на основе рассмотрения и решения экологических проблем, но и с использованием новых образовательных технологий.

Принятая в 2005 г. в Вильнюсе "Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития", а также рекомендации парламентских слушаний "Об участии Российской Федерации в реализации Стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития" (25.05.06) и Боннская декларация (Всемирная конференция ЮНЕСКО по ОУР, апрель 2009) указывают на необходимость перестройки системы образования, которая должна способствовать развитию у населения навыков критического и творческого мышления. Но что способствует развитию этих навыков? Бесспорно изменение содержания образовательных программ через интеграцию проблем устойчивого развития в формальное и неформальное образование на всех уровнях, но главное — это повышение качества образования, которое, на наш взгляд, определяется переходом от информационно-репродуктивного типа передачи знаний к проблемно-поисковому и творческому видам учебной деятельности.

Традиционно в высшей школе используется лекционно-семинарская форма организации учебного процесса, основанная на простой передаче знаний (информационно-репродуктивный метод передачи знаний), и очень редко находят применение другие методы — проблемный, поисковый и творческий. Проблемный метод в лучшем случае применяется при чтении отдельных лекций и подготовке реферативных работ, поисковый и творческий методы оказываются

76


Секция 1. Новые грани образования для устойчивого развития. Методология

востребованными только на этапах прохождения студентами производственной и преддипломной практики и соответственно выполнении курсовой и дипломной работ. Возможно, в этом кроется причина большинства трудностей с планированием и написанием курсовых и дипломных работ у студентов, так как они слишком поздно начинают осваивать творческий тип познавательноидеятельности, поэтому у них низок уровень самостоятельной активности. А ведь именно самостоятельная творческая активность определяет в дальнейшем готовность людей действовать и жить в быстроменяющихся условиях, то есть, именно таким образом реализуется основная задача, заложенная в "Стратегии ОУР".

Что же требуется изменить в формах и методах организации учебного процесса в высшей школе? В первую очередь применить творческий метод уже на уровне изучения отдельных дисциплин, начиная с 1 курса. Во-вторых, увеличить долю учебного времени отводимого на самостоятельную работу студентов, но при определённых условиях, если в самостоятельной работе не будет творческой составляющей, то эффекта повышения качества образования не будет. В-третьих, все задания следует сделать индивидуальными, и таким образом, повысить ответственность каждого учащегося. Но одновременно следует осознать, что преподавание и обучение — это два различных понятия. Если первое определяет деятельность преподавателя, то второе — деятельность студента, а так как обучение происходит во время активной деятельности студента, то основной задачей преподавателя будет побуждение студента к самостоятельному поиску решений. Это возможно осуществить через введение в учебный процесс дополнительных форм и методических приёмов.

К наиболее удачным формам учебного процесса, повышающим его качество, относятся:

  1. проблемная лекция;
  2. семинарские занятия, построенные на использовании различных методических приёмов (работа в малых группах, групповое обсуждение проблем с выработкой решения, рассмотрение практических примеров, дискуссия, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами и др.);
  3. лабораторные практические работы;
  4. экскурсии (природные объекты, музеи, предприятия, муниципальные управления и др.);
  5. обучающие игры, в том числе ролевые и имитационные;
  6. совместные проектные работы;
  7. обучение сверстников (или взаимопомощь).

Очень часто среди основных методов образования для устойчивого развития многие преподаватели называют методы интерактивного обучения, подразумевая под ними только ролевые и имитационные игры. Но интерактивные методы — гораздо более широкое понятие, так как включают любое взаимодействие учащегося с учебным окружением и с учебной средой. Следовательно, многие формы учебного процесса можно сделать интерактивными, но для этого преподавателю необходимо приложить максимум усилий по разработке плана каждого занятия и по сочетанию различных методических приёмов на этих занятиях.

Самое главное, чтобы в ходе занятия студенты испытывали необходимость высказывать свои мысли, у них возникали вопросы, и они пытались найти на

77


XVМеждународная конференция "Экологическое образование в интересах устойчивого развития "

них ответы. Умение формулировать вопрос — это уже первый шаг к пониманию проблемы. Если студент не задаёт вопросов, то, или он невдумчиво отнесся к новому материалу и ориентирован на простое воспроизводство информации (повторить, назвать, запомнить), или же ничего не понял и боится показаться своим товарищам незнающим. Значит, задача преподавателя — поставить каждого студента в такие условия, чтобы он мыслил, сопоставлял и делал выводы. Для этого одним из приёмов является приближение обучения к решению практических вопросов, то есть к рассмотрению таких ситуаций, которые могут встретиться в реальной жизни. Но обучение на основе практических примеров — это лишь один из методических приёмов.

Среди наиболее результативных методических приёмов следует выделить особым образом следующие:

  1. работа с раздаточным материалом на семинарском занятии и
  2. самостоятельный     анализ     научной     статьи     по     предложенному преподавателем плану с последующим обсуждением в группе.

Через эти два приёма одновременно можно реализовать и принцип индивидуальности выполнения задания, и коллективности (в обсуждение темы занятия вовлечены все учащиеся, и никто не остается равнодушным наблюдателем).

Раздаточный материал для семинарского занятия может быть самым различным — всё зависит от дисциплины, от темы занятия и находчивости преподавателя. Так, например, при изучении темы "Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды" преподаватель заранее подбирает буклеты различных природоохранных организаций (Еринпис, WWE МСОП, Центра охраны дикой природы и др.). На занятии раздаёт эти буклеты студентам на 10 минут и просит познакомиться с ними, и затем назвать главную цель создания этого буклета и задачи, которые в нём решаются. Соответственно по ходу дальнейшего обсуждения выясняется много вопросов, связанных с самой организацией, её историей и деятельностью. Одно из требований к обсуждению — оно должно быть динамичным и не занимать времени всего занятия, иначе внимание учащихся ослабевает и теряется интерес.

Анализ статьи студенты должны выполнить дома. Сами статьи лучше подготовить преподавателю, это могут быть ксерокопии статьей из журналов, сборников научных трудов или распечатки из электронных журналов. Всем студентам выдаётся один и тот же план разбора статьи и указывается, что они должны его выполнить письменно (1—2 стр.), а на занятии познакомить своих товарищей с проведённой работой. Это задание приносит колоссальный положительный результат, так как здесь не подразумевается оценки по принципу деления нахорошо успевающего студента и плохо успевающего. Все выполнившие оказываются правыми, у каждого студента проявляются свои индивидуальные способности, и одновременно они отрабатывают навыки сопоставления данных, логичности изложения материала и ответов на вопросы. Если анализируется одна статья, то в план её рассмотрения можно внести следующие пункты:

  1. Сформулировать своими словами главную обсуждаемую проблему.
  2. Выписать основные фактические данные, раскрывающие главную идею статьи, указать, что осталось недоказанным.

78


Секция 1. Новые грани образования для устойчивого развития. Методология

  1. Указать — автор статьи приводит полученные лично им данные, или заимствованные? Если данные заимствованы, то имеются ли ссылки на литературные источники?
  2. Указать на основе каких методов (картографических, обобщения чужих данных, экспериментальных, наблюдения в природе и др.) получены данные, рассматриваемые в статье.
  3. Использованы ли в статье ссылки на нормативные и законодательные документы?
  4. Согласны ли Вы с автором статьи? Если нет, то почему? Обоснуйте ответ.

•  Составьте краткую аннотацию статьи (3—4 предложения, не более 6 строк).

Таким образом, через выполнение задания по анализу научной статьи

у студентов развивается критическое мышление, они учатся работать с литературными источниками, правильно оформлять библиографические ссылки и делать краткие обобщения. Это и есть тот результат, которого мы ожидаем от студента.

Но каких же предполагаемых результатов обучения в системе ОУР мы в целом добиваемся? Безусловно, это не уровень простого воспроизводства полученного знания, а более высокие уровни — применения знаний, понимания, оценки и анализа. Для их достижения студенты должны освоить очень многие навыки, среди которых в качестве основных можно выделить следующие:

  1. уровень применения: выбирать, решать, продемонстрировать, применить на практике;
  2. уровень понимания: описать, классифицировать, объяснить, определить, сделать обзор;
  3. уровень оценки: отобрать, сравнить, оспаривать, утверждать, оценивать;

•    уровень анализа: различать, классифицировать, сравнивать, оценивать,

противопоставлять, экспериментировать, изучать, анализировать.

Когда преподаватель будет изначально представлять, каких результатов в образовательном процессе он хочет достичь, то он сможет более рационально и интересно выстроить план своих занятий, и соответственно, избежать многих проблем, возникающих в настоящее время. О проблемах и противоречиях в образовании никогда не стоит забывать, так как именно их решение определяет успех всего дела. Но на проблемы в образовательном процессе следует посмотреть не только глазами педагога, но и глазами студента. Большинство студентов считает, что к таким проблемам можно отнести — отсутствие интереса учиться, непонятность материала, оторванность дисциплины от реальной жизни, неинтересные занятия, быстрая утомляемость и некоторые другие. Помочь студенту найти свой интерес в образовании, научить творчески мыслить и действовать в этом и есть предназначение ОУР.

Образование в интересах устойчивого развития даёт возможность пересмотра устоявшихся традиций в образовании, в том числе в формах и методах, и качественного совершенствования учебного процесса. Это не просто переход на "субъект — субъектные" отношения преподавателя и студента, а совместное формирование обучающей среды, где открываются новые возможности для каждой личности.

79


XVМеждународная конференция "Экологическое образование в интересах устойчивого развития "

Образование для устойчивого развития: проблемы становления

Н.И. Корякина

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Прошло более  18 лет с того дня,  когда на саммите в

W^    Рио человечество  приняло  концепцию устойчивого  развития

в   качестве   наиболее   желаемого   сценария   своего   будущего.

Всемирный саммит по устойчивому развитию в Йоханнесбурге

(2002) подтвердил приверженность идеям устойчивого развития, однако мировое

сообщество вынуждено было констатировать, что существенно прогресса в их

практической реализации не произошло. Основная причина этого негативного

явления заключается в недостаточном внимании к одному из важнейших и

действенных механизмов устойчивого развития, которым является образование

— "инвестиции в будущее".

Усилия большинства стран по трансформации традиционного образования в образование для устойчивого развития осуществляются в последние годы в рамках Десятилетия ООН по образованию в интересах устойчивого развития (2005—2014). Одним из наиболее концептуально проработанных документов Десятилетия стала Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития (2005).

Во всех ключевых документах и публикациях по устойчивому развитию отмечается его инновационный, трансформирующий характер. Здесь требуются особые подходы, методы, способы организации процесса образования, которые должны существенно изменить традиционное образование, подвергнуть его, по выражению А.Д. Урсула, "ОУР-трансформации" (5).

Ситуация с успешным осуществлением Декады осложняется тем, что она проходит на фоне системного кризиса образования в целом. Дело не только в том, что недостаточно людей на планете имеют доступ к качественному (в устоявшемся понимании) образованию. Сама образовательная система всё в меньшей степени соответствует потребностям современности и "в основном моделирует в существенно деформированном виде прошлое нашей цивилизации и её науки" (4). Основные причины кризиса образования связаны с самой моделью передачи знаний и опыта, которая неспособна адаптироваться к темпам социальных изменений, темпам накопления новых знаний, всё это способствует деформации целостного восприятия миравследствиеразобщенности содержания на отдельные дисциплины, в которых попросту не находится места практически ни одной из современных проблем человечества, которые по природе своей комплексны и междисциплинарны. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века ярко подводит итог: современная система образования "...застыла и целиком погружена в прошлое, использует устаревшие методы для передачи устаревших же знаний" (4).

Похожие процессы можно проследить в экологическом образовании и его обновленном варианте — "экологическом образовании для устойчивого развития". Несколько десятилетий его развития позволяют подвести итоги и

80


Секция 1. Новые грани образования для устойчивого развития. Методология

констатировать, что "объём образования продолжает расти. Но так же растёт и загрязнение, истощение ресурсов, и опасности экологических катастроф. Если чтобы спасти нас от всего нужно ещё больше образования, то это явно должно быть образование совершенно другое..." (8).

Каким должно быть образование для устойчивого развития?

Анализ ключевых документов и работ по устойчивому развитию позволяет сформулировать особенности образования, которое будет способствовать переходу человечества на этот путь. Образованию в интересах устойчивого развития присущи следующие черты:

  1. Интегративность — интегрирует в себе различные направления образования, а также усилия различных организаций и секторов общества.
  2. Инновационность — используется инновационный опыт из всех связанных с образованием и устойчивым развитием областей.
  3. Трансфермационностъ — ориентировано на содействие изменениям в обществе. Для эффективного достижения этой цели ОУР должно содействовать трансформации системы образования в целом.
  4. Холистичность — ориентируется на личность учащегося в её целостности, не ограничиваясь интеллектуальной сферой.
  5. Системность — должно стать системообразующим элементом образования. Также оно должно способствовать развитию у учащихся системного мышления.
  6. Футуристичностъ — ориентировано на построение нового, инновационного опыта. Одна из его главных функций — содействие построению устойчивого общества будущего.
  7. Плюралистичность — поскольку не существует общепринятого, единственно верного сценария перехода человечества на путь устойчивого развития, ОУР принимает во внимание многообразие точек зрения и возможных путей продвижения к устойчивому развитию.
  8. Междисциплинарность — как и природа большинства современных проблем.
  9. Открытость — новому опыту, творчеству, инновациям, участию всех возможных стороны и организаций, которые на первый взгляд могут не иметь отношения к образованию.
  10. Самоорганизация — как и для устойчивого развития, не может быть единой модели осуществления ОУР в различных регионах, муниципалитетах, и образовательных учреждениях. Становление и функционирование ОУР должно происходить путём творческого поиска, интеграции различных инициатив с участием всех возможных "действующих лиц".

Осмысление причин кризиса образования в целом, неудач экологического образования, вызовов будущего приводит многих исследователей к выводу, что именно образование для устойчивого развития должно стать ведущей идеей трансформации системы образования. В наиболее широком понимании такое видение получило в западной литературе под названием "устойчивого образования" — "sustainable education" (9), в отличие от менее радикального "sus-tainability education" или "education for sustainable development".

За прошедшие 16 лет понимание ОУР претерпело существенные изменения. В целом прослеживается следующее направление:

81


XVМеждународная конференция "Экологическое образование в интересах устойчивого развития "

  1. экологическое образование с новым названием — "ОУР" — адаптация;
  2. образование об устойчивом развитии — формализация;
  3. модернизированное экологическое образование с несколько расширенным содержанием (экологическое образование для устойчивого развития, environmental education for sustainable development) — модернизация;
  4. образование для устойчивого развития как направление, интегрирующее собой усилия широкого спектра образовательных инициатив — глобальное образование, экологическое, гражданское, эстетическое, патриотическое воспитание и пр. (education for sustainable development, education for sustainability sustainability education) — реформирование;
  5. образование для устойчивого развития как ключевая идея модернизации или даже радикальной трансформации системы образования ("устойчивое образование") — трансформация.

В Стратегии ОУР указывается, что на Втором этапе её реализации (до 2010 г.), "в соответствующих случаях, реализация на практике положений Стратегии должна идти полным ходом. В этой связи странам следует проводить обзор хода осуществления своих соответствующих национальных/государственных стратегий и по мере необходимости их пересмотр". Подобный прогресс наблюдается лишь в небольшом количестве стран, в число которых Россия, к сожалению, не входит. Уже вполне очевидно, что следуя нынешним неспешным курсом, к окончанию Декады Россия в лучшем случае добьется некоторой модернизации экологического образования в рамках традиционной системы образования, продолжающей транслировать ценности неустойчивого развития.

Поиск выхода из этого кажущегося тупика можно найти, воспользовавшись афоризмом Энтони Роббинса "Если вы всегда будете делать то, что делали, то всегда будете получать то, что получали". Для достижения более заметных результатов, по всей видимости, требуется сменить доминирующие подходы к внедрению ОУР. Наиболее распространённо создание коллективом уважаемых авторов достаточно подробной Концепции, которая потом реализуется на уровне образовательного учреждения, муниципалитета, региона.

Проблема заключается в том, что даже весьма представительным авторским коллективами редко удаётся учесть весь спектр особенностей учреждения или региона и все возможные траектории развития образовательной системы. В результате, либо концепция остается на бумаге (чаще), либо (реже) осуществляющим её специалистам требуется затрачивать на воплощение такой концепции огромные усилия, поскольку она может идти вразрез с естественной траекторией развития конкретной образовательной системы. Альтернативой может стать системно-синергетический подход, используя который, можно определённым образом организовать поддержку саморазвития системы ОУР

По сравнению с традиционными подходами к развитию образовательных систем, синергетика позволяет увидеть их из "другой системы координат", поскольку принимает за исходные позиции такие актуальные черты времени, как открытость, нестабильность, неравновесность, нелинейность.

Системообразующей для синергетической парадигмы выступает категория самоорганизации, под которой понимается способность к саморазвитию тех или иных систем, использующих при этом не только приток энергии, информации

82


Секция 1. Новые грани образования для устойчивого развития. Методология

и вещества извне, но также внутренние возможности. Важной для осмысления процессов развития систем является идея "точек бифуркации", те ветвления путей развития, в которых состояние системы оказывается неустойчивым. Для образования, как и для других социальных систем, по мнению Н.Н. Моисеева, характерно то, что "каждое состояние социальной системы является бифуркационным. Именно это обстоятельство приводит к резкому ускорению всех процессов самоорганизации общества" (3).

С позиций синергетики развитие сложной системы определяется структурами-аттракторами — различными возможными для нелинейной системы вариантами будущего.

В точках бифуркации система становится неустойчивой к малым, незначительным влияниям на микроуровне, и малое человеческое воздействие способно вывести систему на один из желательных путей развития. Определив возможные структуры-аттракторы для этих систем и параметры их порядка, возможно и посредством малых, но правильно организованных (резонансных) воздействий выводить процесс развития на желаемый путь.

По мнению Е.Н. Князевой и СП. Курдюмова (1), в условиях адекватно рассчитанного воздействия и вблизи моментов неустойчивости, возможности даже индивидуального человеческого действия возрастают многократно. Эта мысль особенно важна для проектирования модели развития педагогической системы образования для устойчивого развития. Вместо попыток создать и навязать всем образовательным учреждениям в отдельно взятом регионе или муниципальном образовании детально проработанную систему, созданную достаточно узким кругом специалистов, продуктивнее создать условия для саморазвития гибкой системы ОУР, максимально соответствующую конкретным местным условиям. Для этого требуется поддержка разнообразных инициатив, "точек роста" ОУР.

Опыт работы педагогов-энтузиастов, отдельных инициатив в области экологического образования показывает, что они могут и не приводить к формированию и развитию какой-либо системы. Нередко они так и остаются разрозненными действиями, не оказывающими значительного влияния на систему образования в целом. Для того, чтобы отдельные "точки роста" ОУР формировались в саморазвивающуюся систему, необходим ряд условий. Мы выделяем следующие:

  1. согласование ценностных позиций участников процесса становления ОУР. На основе разделяемых ценностей, может быть выработано общее видение образования для устойчивого развития, которое и станет новым аттрактором эволюции образовательной системы;
  2. придание ОУР статуса ведущей идей развития педагогической системы (в отдельном учреждении и на более широких уровнях), а не отдельной самодостаточной надстройкой или ещё одним "образованием для..." или "воспитанием" или курсом. Усилия по формированию моделей реализации ОУР должны быть направлены именно на поиск места ОУР в повседневной работе образовательного учреждения;

•  воздействия на образовательную систему должны быть "резонансными".

В свою очередь это требование воплощается также в нескольких условиях:

83


XVМеждународная конференция "Экологическое образование в интересах устойчивого развития "

  1. каждая из привносимых в практику инноваций должна опираться на актуальные потребности образовательного учреждения;
  2. каждая из успешных инноваций должна быть распространена по возможности широко;
  3. для дальнейшего широкого распространения инновации необходима подготовка — помощь образовательным учреждениям в осознании необходимости инновации и помощь педагогам в овладении инновацией. Наиболее продуктивно это осуществляется через специально организованную систему семинаров и тренингов.

Зарубежный опыт становления образования в интересах устойчивого развития

В целом ряде зарубежных стран внедрение образования в интересах устойчивого развития происходит более интенсивно. Это проявляется и в количестве государственных документов, и в объёме ежегодно публикуемой методической литературы, и в количестве школ, принимающих участие в разнообразных инициативах в этой области и считающих его одним из приоритетных направлений своей работы. Их опыт может быть полезен для становления ОУР в России. Анализ подходов к его становлению в ряде стран мира (Австралия, Бразилия, Великобритания, Дания, Канада, КНР, Сингапур, Таиланд, США, Финляндия, Швеция, ЮАР) позволяет выделить три подхода к внедрению образования в интересах устойчивого:

  1. как часть программы обучения естественнонаучным дисциплинам;
  2. как межпредметное направление или "общешкольный подход";
  3. как принцип функционирования педагогической системы. Недостатки первого варианта очевидны. Для многих стран они проявились

ещё на этапе развития природоохранного (экологического) образования и вследствие этого не были перенесены на ОУР.

Второй подход реализуется в канадской провинции Манитоба, а также в Австралии, Дании, Ю.Корее, Великобритании и США. Особое внимание уделяется участию школ в таких программах, как "Эко-Школа" или ей подобных. В Датской стратегии, например, увеличение на 50% количества участвующих в программе "Зелёный флаг" школ рассматривается как один из индикаторов успешности осуществления ДОУР (6,7).

Третий подход был найден нами преимущественно в философско-методологической литературе, в основном из стран с наиболее длительной историей обсуждения педагогической общественностью перспектив образования в интересах устойчивого (Канада, Великобритания, в меньшей степени США).

Обращает на себя внимание, что успешными оказываются такие системы ОУР, которые "выросли" из отдельных инициатив, и образовали жизнеспособную структуру на основе разноуровневой интеграции.

Особенно интересен пример Великобритании, в наибольшей степени соответствующий нашим представлениям о "хорошем" образовании в интересах устойчивого развития. В 1998 г. она организовала специальный Совет экспертов, который разработал общее видение этого направления образования в британском контексте. Уже в следующем году ОУР появляется в описании целей и задач национальных стандартов образования, разрабатываются рекомендации для инспекторов по оцениванию деятельности школ в области ОУР. В 2002—2003 гг.

84


Секция 1. Новые грани образования для устойчивого развития. Методология

по заказу Департамента образования проводится исследование состояния ОУР в школах Великобритании. Результаты исследования были не только доложены Палате Общин, но и стали основанием для ряда коррекционных мер. В каждой из четырёх административных частей страны были разработаны свои Стратегии. В них школам предлагается общее видение, направления и варианты реализации. Государственные инспекции оценивают не программы и списки проведённых мероприятий, а их результативность. В итоге, по разным отчётам (10), более половины школ Великобритании систематически осуществляют образование для устойчивого развития в разных формах.

Опыт Санкт-Петербурга

С 2002 г. в Санкт-Петербурге реализуется городская Стратегия образования для устойчивого развития. Этот документ стал одним из немногих, который был разработан в результате процесса обсуждения со всеми заинтересованными сторонами. В его разработке приняли участие представители Администрации города, педагогическая общественность.

Ориентируясь на международный опыт, школам Петербурга был предложен целый ряд вариантов инициирования процесса становления ОУР. Наработанный опыт распространяется через систему семинаров и информационные ресурсы основных партнёров Стратегии.

В настоящее время более 50 школ (чуть менее 10% школ города) осуществляют систематическую работу по формированию системы ОУР. Это относительно небольшое число объясняется практически полным отсутствием поддержки органов власти на данном этапе. Вместе с тем, сам опыт реализации Стратегии, разработанные в ходе работы индикаторы качества ОУР, вариативные модели его осуществления без сомнения являются ценным ресурсом для дальнейшего становления ОУР в других регионах России.

Литература

  1. Князева Е.Н., Курдюмов СП. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным//Вопросы философии. 1992. № 12. с. 18.
  2. Мамедов Н.М. Культура, образование, экология. М., 1996.
  3. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М., 1987. с. 54
  4. Образование: скрытое сокровище. Париж: ЮНЕСКО. 1997. с. 111
  5. Урсул А.Д. Концепция опережающего образования и устойчивое развитие// Наука и образование в интересах устойчивого развития. М., 2006. с. 180—187
  6. Breiting, Soren; Jeppe L.ssoe, Karsten Schnack and Simon Rolls (2009): Climate Change and Sustainable Development: The Response from Education. Danish National Report. Danish School of Education, University of Aarhus, Copenhagen.
  7. Climate Change and Sustainable Development: The Response from Education CROSS-NATIONAL REPORT Jeppe L.ssoe, Karsten Schnack, Soren Breiting and Simon Rolls (Danish School of Education, University of Aarhus, Denmark).
  8. Schumacher, E.F. This I believe and Other Essays. Dartington, UK: Green Books, 1997.
  9. Sterling, S. Sustainable Education: Re-visioning leaning and Change. Bristol, 2001.

10.   Sustainable Development Education In England, Wales, Northern Ireland and

Scotland. Research Study for the Sustainable Development Education Liaison Group Learn

ing and Teaching Scotland 2004.

85


XVМеждународная конференция "Экологическое образование в интересах устойчивого развития "

Методология экологического образования в интересах устойчивого развития

Возможные перспективы экологического образования в России


М.В. Аргунова

Центр экологического образования и устойчивого развития Московского института открытого образования

Могу ли я компетентно, имею ли право рассуждать на заявленную тему? Мне кажется, что тот приобретённый опыт, который мне позволил пройти от студенческого отряда "Эколог" на биолого-химическом факультете МПГУ им. В.И.Ленина (1981—1986) до доктора педагогических наук по специальности "теория и методика обучения и воспитания (экология) сегодня, позволяет проанализировать некоторые моменты в развитии экологического образования и поделиться своими соображениями.

Уже в студенческое время мы пытались сделать нашу педагогическую практику и обучение более активными на основе экологических идей, учились у прекрасных педагогов: Н.М. Черновой, В.М. Назаренко, Т.И. Серебряковой, О.В. Смирновой, Л.В. Кузнецовой и др.; бегали на лекции для учителей, которые читали в институте повышения квалификации и переподготовки учителей (теперь МИОО) И.Т. Суравегина, А.Н. Захлебный, чтобы "раздобыть" первые методические материалы по экологии в тоненьких брошюрах на серой бумаге. Затем работа в институте Лесоведения АН СССР (лаборатория лесной типологии и геоботаники). Защита кандидатской диссертации по специальности "экология", что потом мне очень поможет использовать полевой опыт в организации учебного процесса как со школьниками, студентами, так и с учителями. Потом занятия по экологии с малышами в детском саду №1934 по программе Н.А. Рыжовой "Наш дом природа" при активном с ней взаимодействии (апробация пособия-игры "Напиши письмо мартышке", дидактических комплектов "Невидимые ниточки природы", сборника текстов для чтения по экологии для детей младшего возраста "Сказка — ложь, да в ней намёк..." и многих других интересных подходов и идей). Тогда опыт буквально собирался по крупицам и на личном энтузиазме.

Мне очень сильно повезло, что моим величайшим Учителем стал энциклопедически образованный, мудрейший и очень талантливый во многих отношениях Геннадий Алексеевич Ягодин (с ним мы познакомились в 1994 г. после моего занятия по экологии с малышами в д/с №1934). Организованная им на базе Международного университета программа-всеобуч "Экологическое образование для всех" позволила приобрести мне, как и многим другим учителям практический опыт, пересмотреть своё традиционное преподавание.

В школу я удачно попала в январе 1995 г., когда предмет "экология" был официально введён в учебные планы. Но реально на первых этапах работы

86


Секция 1. Новые грани образования для устойчивого развития. Методология

в школьной библиотеке ничего не было: ни учебников, ни методических рекомендаций, ни разработок уроков. Было лишь активное желание работать с детьми и административный ресурс — официально выделенные в уч. плане школы часы с 1 по 11 класс. Многому пришлось учиться, создавать команду единомышленников не только среди учителей, но и администрации. Особые слова благодарности хочется сказать директору экспериментальной педагогической школы-гимназии №1400 Л.А. Игнатовой, директору школы 1400 СВ. Барбашиной, которые своей поддержкой и заинтересованностью помогали выстроить систему экологической работы в данном учреждении. (В 2006 г. педагогический коллектив школы № 1400 стал лауреатом премии Правительства Москвы в области охраны окружающей среды за проект "Организация школьного экологического мониторинга на территории природного заказника "Долина реки Сетунь").

Свои первые уроки по экологии в старших классах проводила по распечатанным с дискеты текстам учебника Н.М. Черновой, В.М. Галушина, В.М. Константинова. Потом в школьных библиотеках появятся учебники "Основы экологии 9" этих авторов (снабжение библиотек всегда происходит с заметным запаздыванием после выхода книги из издательства). В них будут перепутаны портреты учёных и надписи к ним, но тексты, задания разного вида и сложности, расчётные задачи, комплекты слайдов, разработки уроков, заданий, тестов значительно облегчат мою работу

Затем выйдет первый УМК "Экология России" для 9—11 классов Б.М. Миркина и Л.Г. Наумовой (1995). Он содержал учебник, 2 тетради для учащихся, книгу для учителя и хрестоматию. По нему будет очень удобно в дальнейшем работать (данный УМК я использовала в 8 классе). Но сразу в библиотеки он не поступит (приобретали сами вместе с родителями). Далее появится много хороших учебников, пособий, методических разработок: учебник "Экология" Е.А. Пасечника и Е.А. Криксунова (1995); учебное пособие для 9—11 классов Н.М. Мамедова, И.Т. Суравегиной (1996), федеральный учебник для старших классов "Основы общей экологии" Н.М. Мамедова, И.Т. Суравегиной, С.Н. Етазачева (1998); комплект учебников по экологии с 5—11 класс А.Т. Зверева (1999—2002); уч.пособие по экологии для учащихся 10—11 классов СВ. Алексеева (2001) и т.д. В начальной школе хорошей помощью для меня как учителя станет прекрасно выстроенная АА. Плешаковым система учебных курсов "Зелёный дом" с экологической направленностью, которая будет включать учебники (сначала курса "Природоведения", потом курса "Окружающий мир"), рабочие и проверочные тетради, атласы, задачники, разрезные альбомы-задачники, факультативные курсы, книги для чтения, методические рекомендации и разработки для учителя. Эта система прекрасно принимается не только опытными учителями, но и студентами — будущими учителями, с которыми мне пришлось проводить уроки в начальной школе в рамках педпрактики.

За пятнадцать лет (с 1995 по 2010 гг.) у учителя появляется большая возможность выбирать учебники и пособия, постепенно накапливается и опыт, и понимание необходимости поиска новых форм, методов и приёмов. Активно в школу начинают приходить методы школьного экологического мониторинга, игровые, проектные технологии, дискуссионные формы и т.д.

Но казалось бы вопреки всему тому, что было сделано педагогическим

87


XVМеждународная конференция "Экологическое образование в интересах устойчивого развития "

сообществом (а сделано было многое и уже создавались предпосылки для создания системы непрерывного экологического образования) произошло изъятие предмета экологии из федерального компонента учебных планов. Да ещё ЕГЭ, а теперь и ГИА полностью способствовали утрате не только интереса и мотивации школьников (раньше можно было по выбору как в 9, так и 11 классах сдавать экзамен по экологии в разных формах: по билетам, по тестам, по защите выполненного социально-экологического проекта), но и любых возможностей реализации экологического образования. Правда, остались акции, праздники (за которые можно красиво отчитаться и продемонстрировать в СМИ).

Сегодня экологическое образование реализуется у нас в стране главным образом в форме краткихразделов и отдельныхтем (редкое исключение составляют региональные курсы по экологии). Раздробленное и плохо взаимосвязанное преподавание экологии не способно сформировать у школьников целостного представления о месте человечества в биосфере, о взаимной связи абиотических, биотических, антропогенных процессов на планете, об исключительно важной роли экологической политики и, наконец, о личном обеспечении экологической безопасности. В каждой учебной дисциплине вопросы рационального природопользования, экологии, экологической безопасности рассмотрены самостоятельно и независимо от других дисциплин. Экологические разделы нередко встроены искусственно и чужеродно в традиционные школьные дисциплины, поэтому на их изучение у учителей-предметников в условиях сокращения объёма учебного времени часто не хватает часов. Курс "Экология", призванный осуществить объединение экологических знаний, выбирается регионами или даже школами по своему усмотрению. Большинство школ обходится без этого курса, поэтому в настоящее время более или менее полноценное экологическое образование получает меньшая часть российских школьников, а большая часть остаётся неподготовленной к адекватному восприятию сложных экологических проблем и принятию взвешенных решений по вопросам, касающимся экологической безопасности государства и семьи. С позиций каждой классической учебной дисциплины экологические темы не более чем частные примеры в логической конструкции науки, занимающейся вовсе не экологическим кризисом как центральной проблемой перестройки форм хозяйствования, а постижением закономерностей строения и свойств материи, геологических, биологических, химических и физических процессов. Требование времени о необходимости формирования у новых поколений землян экологического мировоззрения идёт вразрез с традиционным устоявшимся учебнымпланомсреднейшколы, основанным назначительной самостоятельности учебных дисциплин.

При отборе содержания экологического образования можно использовать конкретные темы, разобранные на уроках биологии, географии, химии, но лишь для того, чтобы воссоздать целостную картину экологического кризиса, причём в исторической динамике и с учётом взаимообусловленности процессов: демографических, энергетических, ресурсных, химических, организационных, экономических и социальных. Опыт преподавания показывает, что всей совокупности полученных в средней школе отдельных знаний по экологии не хватает для того, чтобы решить эту задачу. Приходится в курс "Экологии"

88


Секция 1. Новые грани образования для устойчивого развития. Методология

добавлять важные сведения и по биологии, и по географии, а самое главное

—           по социальным наукам: праву, экономике, международному сотрудничеству,

без которых невозможно ответить на вопрос "как справиться с экологическим

кризисом и надёжно обеспечить экологическую безопасность?" (Марфенин,

Попова, 2005).

Требуемая по логике экологического образования последовательность изложения учебного материала не может быть выдержанной в современном учебном плане средней школы без введения интегрирующего курса "Основы экологии". Об этом неоднократно писали лидеры экологического образования, например, Н.М. Чернова: "Экология не межпредметна. Вернее межпредметность

—           это не конкретное для неё выражение. Экология системна. Это сложный

комплекс наук, теоретических и прикладных, имеющих свою центральную

и дополняющие части и пронизывающих, кроме того, многие другие науки

о природе и обществе. В этом сложном взаимодействии теоретических и

прикладных, естественных и гуманитарных наук, в формировании экологических

знаний — основная трудность отбора содержания в обучении. Нельзя говорить

о межпредметности, отбрасывая центральную часть экологии, как и нельзя

довольствоваться только этой центральной частью, не показывая всей сложности

и многоаспектности экологического образования" (Чернова, 1995).

Пожалуй, экологическое образование стало возможным беспрепятственно реализовывать только в дополнительном образовании, внеурочной деятельности. Но это, как правило, незначительное количество уже мотивированных детей. Всем очевидно, что и здесь мы не в лидерах: родители значительно охотнее отдадут своего ребёнка в танцевальный кружок или на платные занятия по английскому языку.

Правда, в некоторых школах (при заинтересованности администрации и наличии необходимых педагогических кадров) за счёт школьного компонента удаётся иногда в уч. план школы вставить час по экологии. В Москве действуют 3 городские экспериментальные площадки по экологическому образованию. Именно через них удаётся сохранить и развить накопленный опыт. Так, например, в рамках деятельности сетевой городской экспериментальной площадки в г. Москве "Экологическое образование в интересах устойчивого развития" в течение 6-ти лет (2001—2008) и городской экспериментальной площадки "Формирование ключевых образовательных компетентностей учащихся средствами экологического образования в интересах устойчивого развития" (2009—2012) под научным руководством академика РАО ТА. Ягодина накоплен большой опыт, который позволил создать коллективу Центра экологического образования и устойчивого развития МИОО концепцию организации экологического образования в интересах устойчивого развития (ЭОУР) как надпредметного направления модернизации школьного образования и основы модели непрерывного ЭОУР. На основе данной концепции был создан мировоззренческий курс "Экология Москвы и устойчивое развитие" для 10—11 классов, который сначала был апробирован в 45 школах ГЭП, а затем введён в базисный учебный план по приказу Департамента образования Москвы (№ 253 от 18.04.07) в 2007—2008 учебном году в качестве самостоятельного одночасового предмета. Это хороший пример возможной реализации части идей ЭОУР. Но как показывает опыт, явно недостаточный для

89


XVМеждународная конференция "Экологическое образование в интересах устойчивого развития "

решения задач воспитания экологически грамотного поколения россиян. Сами старшеклассники отмечают: "Курс "Экология Москвы и устойчивое развитие" важен, интересен, полезен, но такой предмет нужен раньше". А методисты по биологии и экологии 10 московских округов (с ними мы ежемесячно встречаемся и обсуждаем проблемы организации ЭОУР в нашем городе) буквально бьют тревогу: "Появляется очень опасная тенденция. Экологическое образование уходит из школ, держится только на отдельных учителях-энтузиастах, которые без поддержки тоже теряют интерес и "выгорают". Качество экологических знаний катастрофически падает. Одного часа на курс "Экология Москвы и устойчивое развитие" явно не хватает, чтобы воплотить системно-деятельностный подход, заложенный авторами в УМК. Мы можем потерять все то, что с таким трудом нами приобреталось, отрабатывалось и успешно (пусть хотя и локально) внедрялось. Единственный выход на современном этапе — создание государственной системы непрерывного экологического образования в интересах устойчивого развития".

Итак, подведём краткий итог. На сегодня система по экологическому образованию не сложилась. Остались только накопленный опыт участи учителей-энтузиастов, прекрасно разработанные учебники, пособия, игры, но они никем невостребованы в рамках страны. В то же время во всём мире (к счастью и у нас со значительным запаздыванием) растёт понимание необходимости учитывать экологические законы и в экономической и в повседневной жизни, следовать правилам экологически целесообразного поведения во всех сферах профессиональной деятельности, вписываясь в законы взаимодействия общества и природы. Сама жизнь является подтверждением этому.


Технотронная эра — революция ценностей

В. С. Шевцов

Белорусский Зелёный крест, г. Минск, Беларусь

Нет сегодня у нас человека, который бы не был обеспокоен плохими жизненными условиями: грязный воздух, хлорированная вода, суррогатные продукты питания, обилие мусора. Это всё сегодня составляет в бытовом мышлении главные проблемы экологии или среды нашего обитания. И мы твёрдо уверены, что, воплощая наши желания, наука и техника, власть и законы призваны улучшить ситуацию и защитить нас от пагубного влияния этих внешних факторов. Тогда наступит полное счастье и процветание.

Но нам надо умерить свои претензии. Просто таков лик эры "технотроники", цена и неотъемлемая часть тех многочисленных технических игрушек, которые заполнили наши дома и учреждения, умы и время. Технотроника имеет свои формы, линии, цвета, звуки, запахи и вкусы, в том числе и те, что мы упомянули выше. К ним мы постепенно привыкаем, и они становятся нормой нашей жизни. Кубы и плоскости, прямые проспекты и прямоугольные окна, асфальт и бетон, гул машин и жужжание компьютеров, мигание экранов и трели сотовых

90


Секция 1. Новые грани образования для устойчивого развития. Методология

телефонов, вкус кока-колы и хруст чипсов, запах химии и свет реклам. Простые и искусственные формы рождают такие же простые и искусственные мысли, слова, образы, интересы, действия, человеческие отношения.

Наше время схвачено телевидением и интернетом. Они создают особый виртуальный мир, наматывающий миллионы людей в особые клубки и увлекающий их в неописуемый мировой танец с ритмом волнений, страстей, неожиданностей и удивлений. С ходом глобализации этот танец нарастает, новые миллионы обитателей планеты вливаются в него. Его волны охватывают города и страны, укачивают и раскачивают континенты. В плотном строю в вагоне метро и автобуса, в колонне машин и на улице мы мчимся с миллионами себе подобных с космическими скоростями. Куда? Зачем?

Невидимая потенциальная энергия прошлого переходит в кинетическую энергию настоящего. То, что раньше копилось, втайне хранилось и благоговейно передавалось, выплескивается на публику. Массы проносятся по нему, не замечая и растаптывая на бегу. Наивны были наши предки, строившие очаги и гнезда для семейных династий. Виллы, дома, квартиры, коттеджи, дачи пошли по рукам. Сокровенные письма продаются на аукционах. Личные фотографии, шальные мысли, интимные ситуации выносятся на публичные сайты. Пружина эпохи стремительно выпрямляется, заставляя бешено крутиться стрелки часов и вместе с ними людей, всё лихорадочно и прагматично трансформируется. Идеалы — в расчёт, мечты — в удовольствия, интересы — в потребление.

В век технотроники никто уже не хочет стать космонавтом, строителем городов или поэтом. Их пьедестал заняли финансисты, программисты и менеджеры. При современном столпотворении в мегаполисах нужно успеть захватить себе место. А ещё важно знать себе цену. Желательно в долларах или евро. Тут, очень кстати, выходит на первый план новое универсальное мерило всего на Новом свете — деньги. А чтобы их стало больше, нужен успех. Продаётся всё. Можно поужинать с известным политиком, в одиночестве послушать знаменитую певицу или полететь в космос. Вопрос только в цене. Деньгами измеряется всё: берёза под окном, интересность работы, успех фильма, значение книги, таинственные и незримые мегабайты информации, и наконец, жизнь и смерть. Мы все хотим жить красиво. А что такое красиво, мы хорошо знаем из телевизора.

Новостей уже нет. Есть погоня за тем, чтобы удивить, поразить и ухватить зрителя. Если кровь не льётся рекой, утомленный зритель может потерять внимание и уснуть. Чтобы этого не произошло, его со всех сторон подпирает 5-канальный звук. Тот, кто схватил зрителя — на пьедестале мастерства и " искусства". На телевидении, в кино, на выставке, в интернете. Ибо это успех. Успех это деньги. А деньги это мера всего, цель, смысл, почёт и власть. Чем больше денег — тем лучше и заманчивее дело, тем больше и уважаемее человек.

Цифры правят миром. Сколько собрал фильм? Сколько это стоит? Сколько у Вас времени? Сколько посещений на сайте? Сколько баллов ты набрал? Не нужно больше сдавать экзамены, просто заполнять тесты. И вместо себя посылать полученную цифру во все университеты мира. Книги, фильмы, фотографии — всё оцифровано. А всё, что оцифровано, становится вечным. Теперь его можно бесконечно клонировать. Значит, у него не должно быть цены? Или продавать? Ах, если бы оцифровать человека, он бы тоже стал вечным. Вот оно, бессмертие!

91


XVМеждународная конференция "Экологическое образование в интересах устойчивого развития "

Все учитывается и подсчитываете». Сколько времени мы тратим на составление и сдачу отчётов? Половина населения занимается этим. Бюрократия захватывает мир. всё новые и новые формы отчётности внедряются в работу. Ведь хочется учесть всё. Тогда будет легче подсчитать и рассчитать, где ещё можно найти прибыль или сэкономить деньги. Врачу некогда смотреть больного — ему надо быстро заполнять страницы карточек. Учителю некогда учить детей — ему надо сдавать отчёты, планы, оформлять материалы. Комиссии некогда проверять дело, надо быстро глянуть отчёты и цифры. Зачем людей куда-то возить? Давайте им покажем презентацию PowerPoint! С фотографиями, чтобы всем казалось, что побывали на месте.

Но разрыв между богатыми и бедными странами нарастает. Состояние окружающей среды ухудшается. Появляются многочисленные международные программы для помощи развивающимся странам. Они создают тысячи новых очень высокооплачиваемых рабочих мест для граждан развитых стран, циркулирующих по всему миру. Проводятся тысячи обучающих семинаров. А бедность всё равно растёт. И загрязнений всё больше. Что делать?

Да, время устремилось. Куда? Нам некогда подумать. Опустошенный человек вечером возвращается домой, где его ждёт телевизор, интернет, и, возможно, семья. Браки рождаются и распадаются также стремительно. Впрочем, часто уже распадаются, так и не родившись. В Европе легализуют временные браки. Депутат Европарламента заявляет о том, что не представляет, как можно жить одной семьей более 5 лет и нет смысла заключать брачные контракты на больший срок. Сегодня никто никому ничего не должен. Ни дети родителям, ни родители детям. Только банку — кредит. "Лев Толстой за пять минут". "Стать художником — легко!". "Мировая история в 100 картинках". "Как быстро заработать миллион". Психологи говорят, что современный человек за свой срок успевает прожить несколько жизней и надо ему в этом помочь. Извините, каких жизней и в чем помочь?

Технотронная революция — это не просто смена орудий труда и системы производства. Это революция ценностей. Бунт новых ценностей, вырвавшихся из цепей традиций, религии и морали, распространяется по всей планете, сметая на своём пути тысячелетних колоссов прошлого подобно урагану. Материальные ценности лихорадочно заполняют пространство наших квартир, умов и тел, вытесняя души, всё новые и новые вещи врываются в наши дома и изгоняют старые на свалки, которые тоже растут, как на дрожжах. Вера в Бога трансформируется в новую Веру в неограниченные возможности человека и технологий. Ведь человек не может жить без веры. Это от них, новых технологий, ожидают чуда, которое удовлетворит стремительно нарастающие материальные потребности миллиардов индивидуумов, вливающихся в глобальный мир и истосковавшихся по празднику материальной жизни за тысячелетия традиционного воздержания. Это от них ожидают решения вопросов истощения природных ресурсов, обеспечения безопасности, насыщения продовольствием, превращения несчастных в счастливых. Они должны, да просто обязаны это сделать! А вдруг ... не получится?

Век технотроники — это век формы, которая уже безраздельно царит над всем миром, оттеснив содержание на задний план. Теперь форма сама определяет

92


Секция 1. Новые грани образования для устойчивого развития. Методология

и формирует содержание. Везде. Государству нужны налогоплательщики. Бизнесу нужны ненасытные потребители. Средствам массовой информации нужны наивные обыватели. Культурным суррогатам нужно наше личное время. И эти формы активно нас формируют: граждан, требующих свободы и прав, потребителей, у которых шопинг — главное удовольствие, обывателей, которые думают, что весь мир вертится вокруг них.

Этот калейдоскоп сегодня называют цивилизацией. В стадии глобализации. Именно эта цивилизация собирается "устойчиво развиваться". Куда? "Устойчивое развитие" становится новым обворожительным и успокаивающим танцем, который сегодня модно танцевать в развитых и не очень странах. Особенно у нас — мы всё ещё падки на заграничную моду

Над каждым квадратным метром земли 20 квадратных метров бетона. Там на 20 бетонных небесах живут 20 человек. Им светят 20 электрических солнц. Их вдохновляют 20 телевизоров. Их увлекают 20 компьютеров. Там, далеко внизу, их ожидают 20 автомобилей... Счастливы ли они? В чем смысл их жизни? Что вынесли они из прошлого? Что свяжет их с будущим? "Не беспокойтесь, мы о Вас думаем", говорит им из телевизора, компьютера, телефона, автомобиля, магнитофона, интернета обворожительная и свободная дама со странным заграничным именем "Технотроника". Она предлагает им расслабиться, манит их невиданными возможностями, приглашает довериться своим страстям, отвлечься от всяких мыслей и не тревожится. И обещает решить все проблемы.

"Фаустовский" человек незаметно вселяется в каждого из нас.

Экологическое мировоззрение — основа устойчивого развития

А. Т. Зверев

Московский государственный университет геодезии и картографии

В 2009 г. закончился пятилетний период декады (2005—2014), обозначенный ООН как десятилетие развития образования в интересах устойчивого развития. Концепция устойчивого развития была разработана по инициативе ООН, с целью предотвращения опасных перекосов в развитии всего мирового сообщества, а не отдельных стран. С сожалением можно констатировать, что у нас в стране концепция устойчивого развития была воспринята чисто формально, не заинтересованно и без глубокого понимания.

Самым ярким примером подобной незаинтересованности является состояние экологического образования и просвещения в России в интересах устойчивого развития. В данном случае подразумевается не профессиональное, а общеэкологическое образование и просвещение всех слоев населения, включая дошкольников, школьников, студентов, специалистов и других социальных слоев современного общества.

Стратегия устойчивого развития не может быть определена на основе только традиционных представлений и ценностей. Она предполагает выработку новых научных подходов, отражающих как современные реалии, так и перспективы развития.   Технический  прогресс  совсем  необязательно  ведёт  к глобальной

93


XVМеждународная конференция "Экологическое образование в интересах устойчивого развития "

катастрофе. Кризис наступает только в том случае, если рост приводит к выходу за пределы: запросы настолько велики, что ресурсы планеты истощаются, и тогда она уже не в состоянии обеспечить самоподдержание. Исследования, выполненные ещё в 1992 г., показали, что человечество уже вышло за пределы самоподдержания биосферы: человечество расходует примерно на 20% больше, чем допускает уровень самоподдержания, и нагрузка на биосферу продолжает расти. Традиционные показатели экономического роста должны быть дополнены индикаторами устойчивого развития, т.е. показателями состояния природных ресурсов, эффективности их использования, загрязнения среды и её влияния на здоровье человека. При этом нельзя забывать о решающей роли экологической культуры общества для решения проблем устойчивого развития, значение которой может быть более значительно, чем правовые и экономические меры.

Экологическая культура основана на экологическом мировоззрении, которое базируется на новом понимании взаимоотношения человека (общества) и природы и призывает жить по средствам, т.е. брать у природы столько, сколько она может дать без нарушения механизма самовосстановления, сохранение биоразнообразия и условий, пригодных для жизни условий. В настоящее время следует отказаться от господствующего пока потребительского мировоззрения общества и взамен лозунга "Бытие определяет сознание" следовать девизу "Сознание определяет бытие", который призывает строго контролировать личные потребности и потребности всего человечества с возможностями их удовлетворения без ущерба для биосферы.

Если человечество и каждый из нас не сможет ограничить свои всё возрастающие потребности, то нас ждёт глобальная экологическая катастрофа. Действительно, чтобы удовлетворить растущие потребности необходимо постоянно развивать промышленность, энергетику и транспорт, а для обеспечения продовольствием — химизацию сельского хозяйства. Так как не существует совершенно безотходных производств, то это приведёт в конце концов к глобальному загрязнению и уничтожению природы, т.е. к глобальной экологической катастрофе.

У потребительского мировоззрения есть ещё другая сторона. Как показывает история человечества, оно ведёт к бездуховности, безнравственности и индивидуализму. Это обостряет социальные отношения в обществе и ведёт к войнам, революциям, террору и другим негативным последствиям, что приближает гибель цивилизации и экологическую катастрофу.

Экологическое мировоззрение в противовес потребительскому мировоззрению основано на высокой духовности и нравственности, на укреплении коллективизма и единения людей, так как решение локальных, региональных и глобальных экологических проблем требует объединения усилий отдельных людей, общества, государств и всего мирового сообщества. Оно основывается на знании законов природы и её реакции на антропогенное воздействие. Знание законов убеждает человека и общество в необходимости их соблюдения, чтобы избежать критических экологических ситуаций. Это помогает контролировать поведение, образ жизни и мысли людей, порождая совершенно новые отношения между ними, основанные на чувстве коллективизма и понимание личной ответственно сти за судьбу окружающей среды и условии жизни на земле. Мы стоим

94


Секция 1. Новые грани образования для устойчивого развития. Методология

на пороге новой "экологической" Эры развития человечества, воспитанного на экологической культуре и обладающего экологическим мировоззрением

Глобальный характер многих экологических проблем (парниковый эффект, озоновые дары, трансграничные переносы загрязнений и т.д.) в значительной мере предопределяет выдвижные экологии как науки на передние позиции развития современного научного знания. Экологическое сознание становится всё более важным фактором общественного сознания, которому принадлежит главная роль в устойчивом развитии системы "человек—общество—природа".

В деле становления общественного экологического сознания ведущая роль принадлежит системе непрерывного экологического образования, включающей дошкольное, школьное, вузовское и послевузовское образование, а также средствам массовой информации (СМИ), создающим общую атмосферу нетерпимости к экологическим нарушениям и преступлениям. Экологическое образование и просвещение населения направлено на формирование у каждого человека и всего общества экологического мировоззрения, как главного условия устойчивого развития.

Контакт: zverev@miigaik.ru


Экологическое образование и экологичность как стиль жизни

Е.В. Колесова

доц. каф. проблем устойчивого развития РХТУим. Д.И. Менделеева, к.пед.н., председатель центральной предметной комиссии Всероссийской олимпиады школьников по экологии

1. На сегодняшний день можно констатировать, что экологическое образование (ЭО), осуществляемое главным образом через различные формы работы в общеобразовательной школе и, от части, в учреждениях дополнительного образования, уходит из образовательной практики. Об этом свидетельствует (кроме постоянного "урезания" финансирования) сильное падение интереса к этой теме даже у тех, кто много лет работал в этой сфере. Сокращаются возможности работать в этом направлении и опытные педагоги, и специалисты вынуждены уходить в другие сферы деятельности. Энтузиазм, многие годы казавшийся неисчерпаемым ресурсом ЭО практически исчерпан.

  1. Новый образовательный стандарт для общеобразовательной школы, (переход на который планируется с 1 сентября 2011 г.), пока не обнадёживает с точки зрения развития ЭО и образования для устойчивого развития (ОУР), которое является, по мнению большинства представителей научной и педагогической общественности, следующей ступенью в эволюции ЭО. Однако, как показывает практика, ОУР не то, чтобы распространено в регионах, а даже, во многих случаях и неизвестно за пределами Москвы (по крайней мере, на уровне общеобразовательной школы). Исключения есть, но они достаточно редки.
  2. Что мы защищаем сегодня? Если "смотреть правде в глаза", то борясь за экологию как предмет в школе, мы чаще всего (а возможно и прежде всего)

95


XVМеждународная конференция "Экологическое образование в интересах устойчивого развития "

защищаем свою возможность так или иначе сохраниться в этой сфере. И в этом нет ничего плохого. У нас есть знания и опыт и мы ещё можем принести пользу, но сегодня ситуация не за нас. И если мы не можем изменить ситуацию, наверное, стоит в чем-то измениться самим.

  1. Что мы хотим от ЭО? На тот вопрос как не было чёткого и конкретного консолидированного ответа, так его и нет до сих пор. Какие конкретные цели и задачи должны быть у ЭО и ОУР чтобы быть жизнеспособным?
  2. Единственное, что ни у кого не вызывает сомнений, — это то, что посредством экологического образования мы хотим снизить антропогенную нагрузку на биосферу. Для этого нужно формировать другой, более экологичный стиль жизни. Но придерживаемся ли мы этого стиля жизни сами, и учим ли мы этому наших учеников? Как связанно современное ЭО с экологичным стилем жизни? Практически НИКАК!

Экологичность — качество субъекта и объекта, выражающееся в способности существовать или функционировать причиняя минимальное деструктивное воздействие на окружающее в широком смысле. Это касается и окружающей среды и общества и конкретных людей или их групп.

Экологичность человека проявляется в сбалансированности и гармоничности поведения личности, её позитивном и конструктивном отношении к окружающему миру и обществу, к себе и к окружению.

Экологичность объекта — это в общем смысле его дружественность по отношению к окружающей среде.

Экологичный стиль жизни для большинства пока не разработан, но движение в этом направлении уже заметно, всё больше людей определяют для себя такой стиль жизни. Существует особое движение людей, декларирующих, что:

  1. они осознали, что цивилизация зашла в тупик, выход из которого каждый должен найти сам;
  2. они живут без мусора;
  3. они сажают по 600 и более деревьев в год;
  4. они объявили бойкот транснациональным корпорациям и всем товарам и услугам, причиняющим вред природе;
  5. они не пользуются бытовой техникой;
  6. они не работают ради денег, они занимаются только любимым делом, облагораживающем Планету и приносящем духовное удовлетворение;
  7. они не пользуются химическими моющими средствами и косметикой;
  8. они не пользуются зубными щётками и зубными пастами;
  9. они вегетарианцы, веганы, сыроеды;
  10. они ходят в магазины со своими экологичными сумками, тканевыми или бумажными мешочками, фуросиками;
  11. они живут без электричества;
  12. они пользуются альтернативными источниками энергии;
  13. они сами собирают электромобили, придумывают стиральные машинки, работающие без электричества;
  14. они пользуются экологичными стиральными порошками;
  15. они стараются всё делать своими руками, они любят носить одежду созданную своими руками с любовью;

96


Секция 1. Новые грани образования для устойчивого развития. Методология

  1. каждое их утро начинается волшебно, "экологично". Такое утро можно по-настоящему назвать Добрым!;
  2. они уехали из города и живут в деревнях, создают свои общины, экопоселения, родовые поместья, потому что уверены — город непригоден для жизни;
  3. они берегут воду электричество, бумагу;
  4. они осваивают органическое земледелие, пермакультуру;
  5. они покупают по-настоящему экологически чистые во всех отношениях товары;
  6. для них не существует мода;
  7. они ведут здоровый образ жизни, закаляются и не нуждаются во врачах, больницах, фармабизнесе, аптеках, лекарствах и в прочем фарма-хламе;
  8. они даже своих детей рожают дома;
  9. они строят настоящие экологичные дома — из самана, соломенных блоков, дерева, и даже землянки;
  10. они совсем не смотрят телевизор;
  11. они мыслят позитивно, оптимистично, и в любом событии умеют видеть благо;
  12. их называют "чокнутыми" за их странное, ненормальное с точки зрения "обычного цивилизованного человека", поведение. "Ну, это смотря ЧТО считать нормальным" — отшучиваются они, считая, ненормальным цивилизованный образ жизни городских людей, уничтожающий человечество и Природу.

Все это кажется несколько странным и не лишенным крайностей, но их стиль жизни действительно представляется более экологичным и экономичным, чем у большинства наших сограждан. Многие их практические рекомендации вполне могли бы войти и в нашу жизнь, а также, если не в экологическое образование, то в экологическое воспитание школьников. И если новая концепция ЭО будет проста, понятна, полезна и приятна, то жизнеспособность её будет высокой, а это во многом зависит и от нас.

А лучшие традиции (формы, методы и т.д.) экологического образования, которое сейчас, к сожалению, не востребовано, должны быть сохранены и использованы не в массовой образовательной практике, а при подготовке школьников, готовящихся стать экологами.

Становление образования в интересах устойчивого развития в школе на современном этапе

Д.Л. Теплое

д.пед.н., проф. каф. биологии и экологии МГТУим. М.А. Шолохова

Социально-экономические и политические преобразования нашего общества находятся в прямой зависимости от модернизации образования в целом, но особенно школьного, основная цель которого, активное и осознанное включение подрастающего поколения в процесс самоопределения и социального становления.   Совершенно   очевидно,  что  школьное  образование  не  может

97


XVМеждународная конференция "Экологическое образование в интересах устойчивого развития "

эффективно содействовать решению глобальных и духовно-нравственных проблем человечества. А именно оно позволяет осознанно присоединиться к общим ценностям рода человеческого, принять социальные нормы жизни в биосфере, объединяющей все поколения людей. Возникает необходимость формирования новой модели образовательной системы, которая смогла бы найти выход из кризисного состояния, адаптировав школьное образование к новой модели будущей цивилизации — модели устойчивого развития. В настоящее время образование и устойчивое развитие — два процесса, направленных в будущее и призванные обеспечить качественную жизнь индивиду, семье, обществу. Новая модель образования в целом нуждается в научной идее, которая позволит подойти к обоснованной смене парадигмы образования. На наш взгляд, образование в интересах устойчивого развития, в настоящее время, является достаточно новой идеей, которая должна быть положена в основу модернизации всего образования. Безусловно, это процесс необходимый, сложный, нескоротечный, а пути построения и внедрения этого образования могут быть различны. При этом оно зависит от решения ряда проблем социального, культурологического и педагогического характера.

Образование в интересах устойчивого развития, в настоящее время, следует рассматривать как движущею силу прогрессивного развития личности школьника и общества в целом. В этой ситуации возникла необходимость модернизации образования в направлении изменения его качества, в соответствии с запросами общества в среде постиндустриализации и информатизации. В этих условиях качество образования следует рассматривать не как конкретный показатель образовательной услуги, а как сущностную характеристику образования, отражающего его предметно-содержательный, процессуальный и результативный аспект. Этому процессу на качественном уровне способствует внедрение экологического образования в школу, дополнительное образование.

Экологизация школьного образования — это основная важная проблема, требующая последовательного решения. Совершенно очевидно, что рассматривая экологическое образования сквозь призму системного подхода и его интеграционной сущности, его основное назначение обеспечить формирование мировоззренческих знаний, узловых компетенций, умений и навыков предметной деятельности, природоосообразного мышления, социализацию личности и чувство собственного достоинства. Экологическое образование в интересах устойчивого развития в школе не должно сводиться только к вопросам охраны природы и рациональному природопользованию, его следует рассматривать как общекультурное образование, построенное на интеграции естественнонаучных, гуманитарных, технических школьных предметов. Таким образом, под экологизацией подразумевается взаимопроникновение системы экологических знаний во все предметы школы и внеучебных видов деятельности, но особое место отводится естественно-научному циклу, в первую очередь биологии и географии.

При этом, система экологического образования расширяет возможности образования в интересах устойчивого развития, выступает как многообразная личностно ориентированная деятельность, обеспечивающая самоопределение, самообразование и самореализацию школьника в обществе. Только в этом случае в

98


Секция 1. Новые грани образования для устойчивого развития. Методология

процессе образования в интересах устойчивого развития происходит становление и развитие самой личности, формирование нового сознания, образа мышления и действий в социокультурной среде. Крайне важно, что данная проблема подкрепляется указом президента о включении основ экологических знаний в федеральные государственные стандарты основного общего образования. Этот процесс достаточно сложный, длительный и его решение во многом зависит от учёных-методистов по всем предметам, от их понимания значимости модернизации образования в целом.

Другим важным условием в решении проблемы организации образования в интересах устойчивого развития является необходимость включение в новую парадигму школьного образования: в традиционном (поддерживающем) образовании должен делаться акцент на смещение его из области усвоения суммы знаний в область развивающего и воспитывающего обучения. Такой подход направлен на личностно-ориентированное воспитание у школьника осознанного отношения к усвоению знаний и развитию мышления, становлению творческого подхода к принятию самостоятельных решений и взглядов на современные проблемы нашего общества. Формирование научного мировоззрения, взглядов и установок по отношению к системе "Человек — Природа — Общество" может происходить достаточно длительно, так как придется фактически ломать (изменять) традиции школьного образования. Из этого следует, что изменения сущности образования должны затрагивать не только его содержание, но также методы и формы обучения и воспитания, сложившиеся в течение столетий в условиях классно-урочной системы, сохранив при этом положительные традиции отечественного школьного образования и методики обучения биологии. Особое внимание должно быть уделено методике воспитания в процессе обучения, так как оно играет решающее значение в формировании личностных качеств школьника. Следует констатировать, что как в школьном образовании в целом, к сожалению, воспитанию школьников не уделяется должного внимания, более того, как правило, процесс обучения проходит в отрыве от воспитательного процесса. Поэтому крайне важно, чтобы обучение по всем предметам носило воспитывающий характер, за счёт расширения традиционных функций образования и включения таких функций как культурологическая и мировоззренческая.

Культурологическая функция образования в интересах устойчивого развития заключается в формировании и развитии у школьников культуры, в том числе экологической её составляющей посредством передачи социального опыта и культуры человечества в сфере взаимодействия с окружающей средой и обществом. Она ориентирует учащихся на многосторонность познания взаимодействия природы и человека на основе присвоения универсальных культурных ценностей прошлого и настоящего. Эта функция способствует осознанию природы как универсальной ценности и как объекта материально-производственной деятельности. Культурологическая функция направлена на понимание исторических типов взаимоотношений природы и общества, на осознание значимости перехода общества на модель устойчивого развития. Она направлена на развитие экологического воспитания, которое способствует определению шкалы ценностей, которые могут быть достигнуты в результате педагогического процесса.

99


XVМеждународная конференция "Экологическое образование в интересах устойчивого развития "

Мировоззренческая функция образования в интересах устойчивого развития связана с развитием и формированием у учащихся глобально ориентированного научного мировоззрения как системы взглядов, отношений, идеалов и убеждений, определяющих направление и характер деятельности в реальной жизни. Особенность мировоззрения в том, что оно складывается из элементов, принадлежащих ко всем формам общественного сознания: философским, научным, нравственным, этическим, эстетическим, гуманистическим. Именно это мировоззрение соответствует цели образования в интересах устойчивого развития. Ядром его являются философские взгляды, опирающиеся на обобщение всех наук о природе, обществе, человеке и объясняющие закономерности развития взаимоотношений природы и общества, в частности, закономерность перехода на модель устойчивого развития.

Таким образом, образование в интересах устойчивого развития не может рассматриваться в отрыве от того социокультурного фона, на котором развивается школьное образование, от тех многочисленных экономических, социальных и экологических проблем, которые стоят перед обществом и требуют незамедлительного решения.

Известно, что образовательный процесс — явление социальное, которое зависит и от запросов общества, и от достижений педагогической науки, предметных методик, от построения вузовского образования и, конечно, от практики работы учителей. В последние годы существенно изменились современная социокультурная среда, а следовательно должны меняться требования и к организации образовательного процесса и к качеству образования. В подготовке ученика результатом качества образования, должна на наш взгляд, пониматься его подготовленность к успешной самостоятельной жизнедеятельности в условиях устойчивого развития. При этом уровень качества, рассматривается через призму ключевых компетентностей, с ориентацией на развитие личности. Значимым должно быть не только и не столько овладение суммой понятий, умений, а отношение к ценностям и создание соответствующих методических условий для получения качественного результата, с акцентом на самостоятельность учащихся в познании. Вместе с тем, исходя из парадигмы устойчивого развития, определяющим качество жизни на Земле, и как стратегическим направлением развития российского общества, должна предполагаться ориентация образования на экологические ценности, обуславливающими необходимость экологизации и гуманизации содержания школьного образования.

Процесс становления образования в интересах устойчивого развития находится на стадии его разработки и обсуждения основных положений, так как необходимость его не вызывает сомнения у научной общественности. Поэтому, на наш взгляд, первым этапом в его становлении должно быть развитие экологического образования в интересах устойчивого развития. Качественное экологическое образование для устойчивого развития — ключевой шаг к стабильной, конкурентноспособной экономике, решению острых социальных проблем страны. Значение экологического образования для устойчивого развития осознается общественностью страны как гражданская потребность, как направление социального партнёрства, уже существуют теоретические и практические наработки в этой области. Сегодня всё это требует

100


Секция 1. Новые грани образования для устойчивого развития. Методология

государственной поддержки и целенаправленной образовательной политики, в частности, принятия стандарта по экологическому образованию. В этих условиях становится особенно важным понимание педагогической общественностью, а главное чиновниками Минобрнауки и региональных органов по образованию — значимости, причин и последствий перехода России к устойчивому развитию, постановление о разработке которого было принято правительством в 1996 г. Если это не произойдёт в настоящее время, когда для развития нового направления образования сложились определённые предпосылки, основанные на существующих научных школах в области экологического образования, то трудно рассчитывать, что практическое становление образования в интересах устойчивого развития, его концепция будут реализовываться на практике. А его теоретические разработки, идеи модернизации образования связанные с устойчивым развитием останутся за "кадром" российского нормотворчества.

 



© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.