WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

   Добро пожаловать!

ГУМАНИТАРНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ-2010(3)-6

Научный журнал

 

Морские пастухи


Трудно найти организацию, которая делает для охраны океанических животных больше чем Sea Shepherd, или «Морской пастух». Однако еще труднее найти такую, которая делает это более бескомпромиссно и эффективно, принося немедленный конкретный результат.

Но не следует удивляться тем противоречиям, которыми обросла деятельность «Морского пастуха». Он возбуждает как глубокое уважение и удивление со сторо-

*Перевод КЭКЦ. Опубликовано: Dzikie zycie, 2008, №11.


ны значительной части мировой общественности, так и откровенную ненависть среди тех групп, которые извлекают прибыль из грабительской эксплуатации морских ресурсов, часто с нарушением международного права, не говоря уж о какой-то там охране устойчивых экосистем и видах, находящихся под угрозой, об этическом отношении к крупным морским млекопитающим, умственные способности которых не уступают нашим. Даже некоторым экологическим организациям, более компромиссным, заботящимся о своем хорошем имидже в рамках доминирующей системы ценностей, случается выдвигать


84


2010


тумнжяуный   экологический   жууыл



по адресу «Морского пастуха» абсурдные обвинения в «экотерроризме». Эти противоречия вполне естественны. Любая деятельность, защищающая в чьих-то конкретных интересах существенные ценности, должна быть полемичной. Основанное в 1977 году природоохранное общество «Морской пастух» (Sea Shepherd Conservation Society — SSCS) является некоммерческой (бесприбыльной) международной организацией, которая считает своей миссией прекращение уничтожения диких животных, а также защиту от разорения мест их обитания в мировых океанах, охрану морских видов и экосистем для будущих поколений. В соответствии со своими декларациями, SSCS не избегает непосредственных акций, когда этого требуют наблюдение, документирование и сведение на нет нелегальных действий, осуществляемых в дикой природе. В своей деятельности SSCS опирается на принятую ООН Мировую хартию охраны природы, дающую отдельным лицам и организациям право предпринимать действия, имеющие целью внедрение законодательства, касающегося охраны диких животных.

Декларации «Морского пастуха» далеко не голословны. На протяжении своего существования «Военно-морской флот Нептуна» (Neptun's Navy), входящий в состав «Морского пастуха», затопил девять китобойных судов, и ни разу его действия не были обжалованы, поскольку единственной целью этих действий было прекращение криминальной деятельности в свете международного права. При этом следует отметить, что в результате этих акций никто не пострадал — не было нанесено никакого ущерба жизни и здоровью вследствие всего того, что делает «Морской пастух». Наиболее радикальными его действиями являются акты саботажа, заключающиеся в том, что они таранят суда,—таковые относятся к широко понимаемой идее борьбы без применения насилия.

Именно толкование положений неприменения насилия составляет ядро несогласия между «Морским пастухом» и «Грин-


пис». Последний обвиняет членов «Морского пастуха» в чрезмерном радикализме, которые, в свою очередь, отвечают обвинениями в его полном отсутствии, чрезмерном примиренчестве, что уместно обозначить все более широко употребляемым словом «softciafstwo» — смягчение, уступчивость — заимствованным из английского языка («soft» по-английски «мягкий»). Когда такие обвинения выдвигает основатель «Морского пастуха» Пол Уотсон, то, очевидно, он знает, о чем говорит. Он сам является соучредителем организации «Гринпис», от которой отошел, чтобы, по его словам, осуществлять реальную деятельность, а не, главным образом, делать вид. Капитан Уотсон утверждает, что он неоднократно предлагал руководству «Гринпис» объединиться для осуществления совместных действий. Последняя такая напрасная попытка была предпринята во время зимней (2008 — 2009) Операции Му-саши, направленной против японских китобоев, убивающих китов в арктических морях под видом научных исследований, а затем торгующих их мясом. Эта кампания завершилась огромной победой защитников китов. Из запланированных 935 карликовых китов было уничтожено 639 особей, а из 50 финвалов — лишь один. Японское рыболовецкое агентство признает, что такой слабый улов является результатом акции, проведенной участниками «Морского пастуха».

Тут стоит несколько больше рассказать о том необыкновенном человеке, который проявил себя в самых разных ролях, но никогда не терял из поля зрения важнейшей идеи — охраны морской фауны. Он является не только моряком и эковоином, но и писателем, преподавателем, мастером ведения переговоров, менеджером — руководителем мощного объединения людей. Пол Уотсон с детства был в тесном контакте с природой и очень ею интересовался, вел достаточно суровый образ жизни. Его жизненное кредо, помещенное на официальной странице «Морского пастуха», гласит: «Должен служить защитой китам, дель-


85


тужлтшуный покоішаш жууыл


ТОМ.  п,   fan.   3   (38)



финам, тюленям — и всем иным созданиям на этой Земле. Их красота, интеллигентность, физическая и духовная сила служат для меня вдохновением. Эти животные обращаются ко мне, касаются меня, моя награда — дружба многих представителей разных видов. Если киты будут жить и распространяться, если тюлени и дальше будут рожать бельков, и если я смогу внести свой вклад в их будущее благополучие, то буду счастливым всегда».

Пол Уотсон начал заниматься охраной природы с девяти лет. После того, как охотники убили одного из его друзей-бобров, он стал уничтожать ловушки. В этот же период ему удалось саботировать охоту на оленей и уток. Однако его увлечение более широкомасштабными кампаниями началось в составе Сьерра-Клуба, где он принял участие в акциях, направленных против подводных ядерных испытаний США в районе острова Амчитка в 1969 —1971 годах. Мотивацией к этому было его стремление предупредить вред, наносимый морской природе испытаниями подобного рода. Именно в результате этой кампании возникла организация «Гринпис», названная так по имени судов, принимавших в ней непосредственное участие — Гринпис I и Гринпис П. В этой новой организации Пол Уотсон получил членский билет № 007.

Уже будучи активистом «Гринпис», Уотсон стал одним из организаторов первой антикитобойной кампании в 1974 году. В 1975 году, впервые в истории, рядом с Робертом Хантером, он решил, подвергая опасности свою жизнь, встать на защиту китов, плавая на понтоне посреди стаи кашалотов, обстреливаемый гарпунами с советского китобойного судна. Именно тогда произошло переломное событие в его жизни. Он вспоминает, что смертельно раненый кашалот на мгновение высунул голову из воды в сторону его понтона. Этого момента Уотсону хватило, чтобы заметить в его гаснущем взгляде искру понимания. Ему показалось, что это животное отдавало себе отчет в характере действий активистов. В результате этого испытания Уот-


сон дал обет всей своей жизни — быть защитником китов и разных других морских созданий.

Другим экстремальным, тоже достаточно новым опытом было событие, произошедшее в 1977 году, когда Уотсон, выступая с протестом против избиения гренландских котиков, приковал себя к прикрепленной к лебедке советского судна, везущего кипы котиковых шкур. Реакция экипажа была незамедлительной: его тащили по льду, били о корпус судна, погружали в ледяную воду, так что конечности его потеряли чувствительность, а он сам потерял сознание, и после всех этих пыток вываляли на палубе в тюленьей крови и жире, били ногами и натирали лицо тюленьим салом. Однако, как видно из его дальнейшей деятельности, это не сломало его, такого впечатлительного, но и стойкого человека. Напротив — это усилило его решительность и укрепило дух. В том же году место Роберта Хантера в руководстве «Гринписом» занял Патрик Мур, который был решительно против прямых акций и сразу информировал Уотсона, что теперь он не сможет свободно осуществлять намеченные действия в защиту котиков. Это стало причиной бюрократизации погрязшей в компромиссах организации.

Кроме китов и котиков, кампании «Морского пастуха» касаются также дельфинов, акул и экосистемы Галапагосских островов. Сейчас готовится новая кампания, на этот раз в Средиземном море — против нелегального отлова голубого тунца. Участвуют в лове около шестисот судов, и, как утверждает капитан Уотсон, если понадобится, все они будут затоплены.

В своей деятельности «Морской пастух» опирается, главным образом, на работу добровольцев, как сухопутных, так и плавающих по морям под характерным черным флагом с черепом. От этих последних ожидается особенная решительность, ярость по отношению к тому варварству, с которым человек относится к морским животным. Требуются рулевые


86


2010


тумнжяуный   экологический   жууыл



моторных судов, аквалангисты, операторы различных машин, пилоты вертолетов, врачи, повара, фотографы, сварщики и т.д. Не предлагаем им зарплату, но предлагаем быть готовыми к долгим часам тяжелой работы, опасным условиям, экстремальной погоде. Гарантируем   прекрасную   природу,   чувство


общности, опыт, который запомнится на всю жизнь.

За свою деятельность капитан Уотсон был удостоен многих престижных наград. Среди выдающихся личностей, гарантирующих поддержку действиям «Морского пастуха», можно назвать, в частности, действующего Далай-Ламу.


Фронт освобождения Земли


Фронт освобождения Земли (ELF), известный также как «Эльфы» (ELF- по-английски «эльф»— прим. перев.)—это собирательное имя для анонимных и автономных лиц или подпольных ячеек, которые, по утверждению пресс-центра ELF, «применяют экономический саботаж и партизанские действия для того, чтобы прекратить эксплуатацию и разрушение окружающей среды». Интеллектуальные основы, оправдывающие такие действия, известны под названием Rewilding (что приблизительно означает «возвращение, восстановление дикой природы»—прим. перев.).

ELF был основан в Брайтоне, СК (Великобритания), в 1992 году и распространился в остальной Европе к 1994 году. Сейчас это международное движение, действующее, как сообщают, в 17 странах, и большинство считает его младшей сестрой Фронта освобождения животных (ALF) в связи с сотрудничеством и взаимоотношениями между этими двумя движениями. Он применяет ту же модель сопротивления без руководства и те же руководящие принципы, что и ALF, поэтому его сторонники говорят, что это группа эко-защитников, посвятившая себя прекращению извлечения прибыли из разрушения окружающей среды путем причинения компаниям эко-

*Перевод     КЭКЦ.      Опубликовано: www.en.wikipedia.org.


номического ущерба своими прямыми акциями.

В марте 2001 года ФБР классифицировала ELF как внутреннюю террористическую угрозу в США и отнесла группу к категории «эко-террористов». Руководящие принципы ELF требуют, чтобы все лица и группы, действующие от его имени, «принимали все необходимые меры против причинения какого-либо вреда любым животным, включая и людей». По поводу отсутствия смертей вследствие деятельности ELF заместитель помощника руководителя отдела по борьбе с терроризмом ФБР заявил: «Я думаю, нам везет. Уж если вы разожгли один из этих костров, они могут выйти из-под контроля».

Структура и цели

ELF проводит акции «гаечного ключа» против предприятий и компаний, которые вырубают леса, выращивают генетически модифицированную продукцию, занимаются генной инженерией, обезлесением, продажей внедорожников, беспорядочной застройкой городов, концентрацией строений и строительством непропорционально огромных особняков в сельской местности, выработкой и распределением электроэнергии и широким разнообразием других видов деятельности, которая, по определению ELF, является эксплуатацией Земли, окружающей среды и ее обитателей. Фронт освобождения Земли не имеет


87


тужлтшуный покоішаш жууыл


ТОМ.  п,   fan.   3   (38)



формального руководства, иерархии, членства или официальных представителей и полностью децентрализован. Он состоит из отдельных лиц или ячеек, которые избрали это название в качестве своего знамени. Известно, что частные лица работают в группах родственников, именуемых ячейками, и обьгано самофинансируются.

Их методы включают разрушение имущества какими-либо инструментами для выведения из строя или поджогами для его уничтожения. Саботируется то имущество, которое, по оценкам членов организации, калечит животных, людей или окружающую среду. Эти акции иногда называют «экотажем», и есть существенная разница между их действиями в США и СК.

Джефф «Фри» (свободный) Луэрс, отбывающий десятилетний срок, к которому он был приговорен за взрыв представительства SUV (первоначальный срок был 22 года 10 мес, но позже был пересмотрен), рассказывает, для чего существует ELF и почему они соблюдают те руководящие принципы этого движения, которые были опубликованы с самого начала.

«Цель ELF — прекратить деятельность, наносящую немыслимый вред окружающей среде, и добиться устойчивого развития последней.

Есть причина, по которой появились ELF и другие подобные группы. Они получили поддержку от многих представителей господствующих тенденций благодаря эффективности их тактики. И что более важно, ELF получает такую мощную поддержку в мире, склонном к насилию, потому что его кодекс — «Никогда не подвергай жизнь опасности нанесения ей любого вреда». Хотя имеется множество причин, по которым активисты ELF проводят экономический саботаж, коммюнике в прессу, в котором группа взяла на себя ответственность за поджог в знак протеста против беспорядочного нерегулируемого роста городов в декабре 2000 года, описывает, почему она предприняла эту акцию. Как обьгано поступает ELF, ее члены заявили, что поджог дома был ненасильственным, поскольку


они тщательно его обследовали и не нашли в нем ни одной живой души. Впрочем, эта тема неоднократно обсуждалась членами природоохранного движения.

«На этой планете обитает около шести миллиардов человек, из которых не менее трети либо голодают, либо живут в нищете. Строительство домов для богатых не должно быть приоритетным.

Леса, сельскохозяйственные угодья и влажные низины (болота) уничтожаются и заменяются морем зданий, зелеными химическими газонами, асфальтовым покрытием и массой трупов животных, сбитых автомобилями. Сельскохозяйственные земли выкупаются застройщиками, поскольку фермеры не могут конкурировать с дешевой корпоративной продукцией, генетически модифицированной, насыщенной пестицидами.

Пришло время решать, что более важно планета и здоровье ее населения или доходы тех, кто ее разрушает».

Любую прямую акцию, направленную на прекращение разрушения окружающей среды и строго соблюдающую принципы ненасилия, можно считать акцией ELF Экономический саботаж и разрушение имущества — вот на чем, главным образом, сосредоточены опубликованные руководящие принципы.

  1. Причинять максимальный экономический ущерб тем, кто наживается на разрушении и эксплуатации окружающей среды.
  2. Разъяснять обществу все злодеяния, совершаемые против Земли и всех населяющих ее видов, и проводить соответствующее обучение людей.
  3. Принимать все необходимые меры для предупреждения нанесения вреда любым видам, включая и людей.

Одними из наиболее частых и заметных акций являются протесты против строительства непропорционально огромных зданий, называемых McMansion (Макособ-няк), которые чаще других являются мише-


88


2010


тумнжяуный   экологический   жууыл



нью кампаний ELF. В официальном сообщении пресс-центру ELF в Северной Америке, которое позже было опубликовано в «Природоохранном журнале» (The Environmental Magazine), группа заявила в 2001 году: «Беспорядочное, неконтролируемое расползание городов явилось несомненной причиной уничтожения 90% мест обитания животных Лонг Айленда, вследствие либо их непосредственного удаления, либо отравления антропогенными токсичными веществами, что сделало их нежелательными или неустойчивыми для большинства видов».

Пресс-центр

Североамериканский пресс-центр Фронта освобождения Земли (NAELFPO или ELFPO) был заново открыт в октябре 2008 года. Он получает коммюнике от активистов для дальнейшей передачи их в прессу и распространения среди общественности, чтобы обсуждать мотивы, идеологию и историю каждой акции.

Крэг Розенбро выступал неофициальным представителем Пресс-центра ELF в Северной Америке с 1997 по начало сентября 2001 года. Высказывались сомнения относительно того, был ли Розенбро или другие представители Пресс-центра связаны с группами, о которых шла речь, хотя все они заявляют, что не знают лично членов ELF

Сети поддержки

Сети помощи заключенным поддерживают членов ELF, отбывающих тюремное заключение, — такие, к примеру, как «Дух свободы» (Spirit of Freedom—ELPSN) -английский вебсайт, перечисляющий всех заключенных — членов ELF, а также и других узников совести. Такие сети поддержки узников ELF есть также в Бельгии, Италии, Северной Америке, Польше и Турции, которые совместно координируют помощь заключенным; существует также сайт особых узников, таких как Род Коронадо, Джеф «Фри» Луэрс, Дениэл МакГован, Брайана


Уотерс и Тре Эрроу. Эти сети распространяют литературу, написанную в тюрьмах, их сторонникам и другим группам поддержки, и иногда собирают средства для тех, кто нуждается в финансовой помощи в своих камерах.

Философия

Радикальные борцы за охрану окружающей среды, которые объявляют себя «освободителями Земли», представляют собою целый ряд самых разнообразных индивидуумов с множеством различных идеологий, а также теорий, в их числе: члены Фронта освобождения животных («освободители животных»), анти-капиталисты, «зеленые» анархисты, глубинные экологи, эко-феминистки и анти-глобалисты. «Эльфы» доказывают, что нелегальные прямые акции необходимы для того, чтобы помочь движению за освобождение земли, которое также называют «движением эко-сопротив-ления», а также части радикального природоохранного движения. ELF заявляет, что это будет похоже на то, как Фронт освобождения животных продвигал и развивал движение за освобождение животных. У «Эльфов» было также намерение, подобно тому, как ALF помогает внешним организациям проводить легальные кампании, оказывать содействие своими актами саботажа открытым природоохранным организациям, особенно группе «Земля — прежде всего!».

Истоки

Соединенное Королевство

Фронт освобождения Земли был основан в 1992 году в Брайтоне, Англия, членами природоохранного движения «Земля — прежде всего!» (EF!) на их самой первой общенациональной встрече. К тому времени движение EF! стало очень популярным, поэтому его члены старались поддерживать эту популярность так, чтобы его не связывали с прямым нарушением закона. По этому поводу не было какой-либо всеоб-


89


тужлтшуный покоішаш жууыл


ТОМ.  п,   fan.   3   (38)



щей договоренности, но среди членов движения было принято, что EF! в Британии сосредоточится на гражданском неповиновении и массовых демонстрациях и будет отстаивать эту тактику. Если люди захотят принимать участие в акциях экотажа, они будут осуществлять их под именем «Фронт освобождения животных» (ALF) — другого движения, практикующего прямые действия для освобождения животных или саботажа компаний, использующих их. Всем было ясно, что простота руководящих принципов является решающим фактором для привлечении к новому делу как можно большего количества людей с намерением быстро сделать ELF таким же популярным, какиАЬЕ

Ночь Земли

Самая первая акция ELF неизвестна или не документирована, но одна из первых и самых заметных состоялась ночью 1-го апреля 1992 года («Апрельская ночь дураков всей Земли»); акция была организована для проведения экотажа и была первой такого рода. «Эльфы», известные также и под этим именем, выбрали своей целью Файзонс, торфодобывающую компанию, обвиняемую в уничтожении торфяных болот. Акция причинила компании ущерб на сумму 50 000 — 70 000 фунтов стерлингов. Были выведены из строя насосы, грузовики и другая принадлежащая компании техника. До этого «Друзья Земли» в течение двух лет проводили легальные кампании за бойкот этой компании. Журнал «Зеленый анархист» опубликовал коммюнике с требованиями, выставленными ELF

«Все наши торфяные болота следует сохранить в целости ради растений, животных и в целях обучения. Циничные мелкие пожертвования бесполезны. Уровень грунтовых вод упадет, болота высохнут и умрут, если их не сохранить полностью. Файзонс должна оставить все их в покое — сейчас!»

В сентябрьском — октябрьском номере 1993 года журнал «Земли — прежде всего!» Earth First! Journal опубликовал анонимную статью, в которой объявлялось о


создании ELF в Англии. В ней говорилось, что ELF — это движение независимо действующих эко-саботажников, отделившихся от британской организации «Земля — прежде всего!», намеренное непосредственно проводить прямые акции. Автор статьи отмечал, что, в отличие от ALF, ищущего известности, «ячейки ELF из соображений безопасности работают, не информируя прессу и не принимая на себя публично ответственности за проведенные акции».

Развитие ELF за рубежом

ЕВРОПА

В 1994 году ELF быстро распространился по всей Европе. Первые акции были проведены в Голландии, Германии, России, Скандинавии, Новой Зеландии (?), Италии, Ирландии, Польше, Испании, Франции и Финляндии, и его название начали применять во всем мире. Считают, что ячейки быстро создавались в новых странах благодаря широкому радиусу действия программ поддержки «Земли — прежде всего!» и связям между этими группами. Британские «Эльфы» также устанавливали контакты с активистами, ищущими связей, и информировали их об ELF и его тактике. В частности, его миссионеры работали во Франции, Испании, Германии и Голландии.

Всего за два года были совершены нападения на Макдональдс в Германии и Польше, в Амстердамском аэропорту. Акты саботажа включали выведение из строя автомашин и разрушение охотничьих вышек в Голландии и Германии, главным образом по опыту подобных акций протеста против охоты, осуществлявшихся ALF

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

Канадская ELF

Первая акция, известная в Северной Америке под названием акции «освобождения Земли», была проведена в 1995 году в Канаде группой, называвшей себя «Армией освобождения Земли. В то время европейские «Эльфы» считали ее своей «тран-


90

сатлантической двоюродной сестрой». 19 июня 1995 года она подожгла музей диких животных и повредила охотничий домик в Британской Колумбии.

Соединенные Штаты

В День Колумба в 1996 году активисты написали красками из распылителя «504 года геноцида» и «ELF» на стене PR-офиса, а также на ресторане Макдональдс в Орегоне. Эти акции были самыми первыми, проведенными ELF в Соединенных Штатах. Затем замки того же ресторана были замазаны клеем, а стены снова расписаны красками из распылителя, но на этот раз в поддержку британских МакЛайбел-2, двух активистов, распространявших листовки против Макдональдса. На следующий день сообщалось, что активисты ELF замазали клеем замки еще в двух ресторанах Макдональдс. Еще одной, причем единственной, акцией этого года был рейд на пушную ферму в Мичигане, где были освобождены и выпущены в естественные природные условия в районе Великих Озер 150 норок.

Мексика

В конце ноября 2008 года группа, называвшая себя «Ячейкой эко-анархистов для прямых нападений», взяла на себя ответственность за несколько недавних акций, в том числе полдюжины «коктейлей Молотова» (бутылок с зажигательной смесью), брошенных в метро Мехико, поджоги компании Телмекс, «коктейли Молотова», брошенные в Вапатех ATM. Было заявлено, что эти нападения были «формой протеста против строительства новой железнодорожной линии (линия 12) в городе и штате Мехико; уже и до тех пор вследствие сооружения этой линии многие деревья были уничтожены, многие семьи выселены, земля экспроприирована и многие гектары зеленых насаждений впоследствии обезлесены».

Вскоре после этой первой группы акций Фронт освобождения Земли взял на себя ответственность за несколько новых акций, в том числе саботаж строительных машин


30 декабря 2008 года, поджог Мексиканского национального университета (UNAM) и 22 марта 2009 года поджог строительного оборудования в Гвадалахаре.

Самые известные нападения: 1998-2009

1998-1999  годы

ELF привлек общенациональное внимание серией акций, за которые организация заработала титул «эко-террористов» и одной из самых опасных террористических угроз в США. Это случилось после поджога горнолыжного курорта в Вейле, Колорадо, 19 октября, причинившего 12 миллионов долларов убытка. В коммюнике прессе ELF заявил: «Компания Вейлуже является крупнейшим лыжным оператором в Северной Америке, а теперь желает расширяться еще дальше. 19 км дорог и 3,58 км2 вырубки разрушат последнее, самое лучшее место обитания рыси в штате. Мы не станем терпеть, чтобы доходы ставились выше дикой природы».

Акции включали также саботаж линий электропередачи, поджог агентства по продаже внедорожников и штаба лесозаготовительной компании, убытки от которого составили 1 миллион долларов. «Эльфы» писали в местную газету: «Пусть это будет уроком всем интернациональным корпорациям, не оказывающим уважения своим экосистемам». По этому поводу позднее ФБР обвинила их в 17 акциях разрушения имущества.

Позднее «Эльфы» с помощью бензиновой бомбы подожгли в Сочельник Университет штата Мичиган, причинив ущерб на сумму 1,1 млн. долларов за его работу в области генной инженерии. На следующий день они подожгли лесозаготовительное и трелевочное оборудование, написав краской из распылителя на борту грузовика «Убирайтесь валить лес в ад!» и «ELF». В марте 2008 года четырех активистов обвинили в обоих поджогах. 27 ноября в Орегоне ELF поджог особняк Legend Ridge и направил сообщение в Boulder Weekly с при-


91


тужлтшуный покоішаш жууыл


ТОМ.  п,   fan.   3   (38)



зывом: «Да здравствует революция!» Ущерб был оценен в 2,5 миллиона долларов.

В марте подожгли в общей сложности 30 внедорожников, принадлежавших представительству Джо Романия в Орегоне. Убытки от этой акции составили 1 млн. долларов. Было заявлено, что акция проводилась в поддержку Джеффа «Фри» Луэрса, который выбрал именно это представительство своей целью, но находился в это время под следствием.

2001

21 мая были уничтожены огнем лаборатории, офисы и архивы Центра городского зеленого хозяйства Вашингтонского Университета. Сумма ущерба составила 7 млн. долларов. После того как ELF взял на себя ответственность за этот поджог, объяснив свою акцию тем, что университет занимался генетической модификацией тополя, представитель ФБР в Портленде, Орегон, заявил: «Не думаю, что есть какие-либо сомнения в участии здесь ELF».

21 ноября рано утром член этой организации Ян Веллас подложил зажигательное устройство около двух зданий в кампусе Технологического Университета в Хоу-тоне, Мичиган. Устройства не сработали, и 21 марта 2009 года Веллас был приговорен за этот инцидент к трем годам тюрьмы судьей Робертом Холмсом, который сказал ему: «Не пытайтесь кого-нибудь травмировать — это уже серьезное правонарушение».

2003

1 августа в Сан-Диего был разрушен жилищный кооператив на 206 квартир. На месте преступления был оставлен транспарант «Если вы его построите, мы его разрушим» с подписью «Эльфы разъярены». Ущерб от этой акции составил 50 млн. долларов, после того как пламя взвилось в воздух на высоту примерно 61м, когда более сотни пожарных пытались погасить его. Это была акция ELF, причинившая самый большой финансовый ущерб его целевой


компании, однако местная природоохранная группа назвала ее бессмысленной, отметив, что: «вы можете пойти и сжечь что-нибудь дотла, но они тут же пойдут и выстроят его сызнова». Ровно через три недели они подожгли 125 внедорожных автомобилей и противовесов; причинив ущерб на сумму 3,5 млн. долларов. На месте действия была оставлена надпись «Я люблю загрязнение», выполненная краской из распылителя. Еще через месяц организация снова напала на дома, строящиеся в Сан-Диего. На этот раз ущерб составил 450 000 долларов.

2005

В самом последнем отчете ФБР сообщалось, что только в январе 2006 года было свыше 1200 «криминальных инцидентов». Почти достроенный «дом трофеев» в Вашингтоне площадью 890 м2 и стоимостью 3 млн. долларов был сожжен практически дотла. Газета Gerald Net сообщала, что на воротах была растянута простыня с угрожающей надписью на ней, выведенной краской из распылителя.

2008

Одной из последних акций ELF, о которой сообщалось утром 3 марта, был поджог с помощью взрывчатых устройств четырех домов стоимостью в несколько миллионов долларов на улице Seattle Street of Dreams в Эхо Лейк, Вашингтон, причинивший ущерб в 7 млн. долларов. Власти назвали эту акцию «отечественным терроризмом» после того, как обнаружили надпись ELF красными буквами и насмешку, что, мол, эти дома были экологически безопасными: «Построили зеленое? Нет, черное! Компания МакМэншн — RCD, а не «зеленая». ELF». Профессор криминологии ответил на это: «Самое прискорбное здесь то, что многие граждане согласны с ELF, потому что их цель — охрана окружающей среды».

2009

23 марта ELF заявил о поджоге экскаватора в Гвадалахаре, Ялиско, Мексика. В


92


2010


тумнжяуный   экологический   жууыл



одном из многих анонимных коммюнике ELF сообщал в Bite Back («Прикуси язык»): «Возможно, мы и не взорвали нашими действиями систему господства, но ее коллапс начинается именно с таких акций».

Другие движения: ELA

И  РЕЙНДЖЕРЫ  ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Первое серьезное сообщение о другом имени, которое использовал ELF для заявлений о своих акциях, было в 1998 году, когда Армия освобождения Земли (ELA) взяла на себя ответственность за поджог в Вейл Резортс, нанесший серьезный ущерб курорту в Вейле, Колорадо, на общую сумму 12 млн. долларов.

Два года спустя в Орегоне были полностью разрушены четыре внедорожника, под которые были подложены бутылки с газом. При этом ELA призывала всех «продолжать борьбу против получения доходов от убийства окружающей среды». Позднее Джефф Луэрс был обвинен в этом поджоге вместе с другими членами ALF и ELF. Были и другие группы, причинявшие такие же разрушения, как и ELF. В 2001 году сообщалось, что нападения «эко-террористов», известные также под общим названием «экотаж», усилились. Помимо ELF, это были такие организации как ELA, и группа, действовавшая под именем «Природоохранные рейнджеры» и применявшая подобную тактику. Активисты применяли также названия «Кроты», «Серые волки», «Ячейка Западных графств в защиту диких животных», «Объединение в защиту животных и экологии» и «Радикальные отряды экологической защиты» и многие другие.

Организация «Силы защиты окружающей среды» была первой радикальной группой, применившей взрывчатые и зажигательные устройства для содействия делу защиты окружающей среды. Она известна также под именем «Исходный ELF». Она была основана Джоном Ханной, и он был единственным членом группы, арес-


тованным и обвиненным за применение взрывчатки для повреждения федеральной собственности. Хотя это была эко-парти-занская организация с философией, подобной современному Фронту освобождения Земли (ELF), который сформировался спустя 15 лет, формальной связи между этими двумя группами не было, и основатели ELF могли даже не знать о существовании «Сил защиты окружающей среды». Несмотря на это, в письменных сообщениях утверждалось, что Дейв Формен, основавший «Землю — прежде всего!» через три года после исходного ELF, был связан с Ханной в середине 80-х годов, еще до образования ELF, которое состоялось уже после того, как Формен порвал все отношения с движением «Земля — прежде всего!»

Реакция полиции и обвинения

Первый арест в ELF

В1994 году голландские власти и полиция выдвинули обвинения, что британские активисты ELF ездят за границу, чтобы совершать акты саботажа, которые обсуждались внутри организации. Позднее в этом же году первый из активистов ELF был пойман и осужден. Известный под именем Пол С, он был арестован и обвинен в проведении кампании вандализма в Голландии длительностью 18 месяцев против строительных площадок по сооружению дорог. Голландское правительство пыталось объявить его душевнобольным из-за его неспособности объяснить какие-либо иные политические причины своих действий, кроме заботы об окружающей среде. Однако это не удалось, и заключенный был приговорен к трем годам лишения свободы за повреждение частной собственности.

Рейдві британской полиции

В связи с возросшей популярностью природоохранного движения, а также движения за освобождение животных и приблизительных данных, что за день ALF осуществляет пять акций, полиция провела се-


93


тужлтшуный покоішаш жууыл


ТОМ.  п,   fan.   3   (38)



рию рейдов против активистов движений за охрану природы и за освобождение животных. В целом рейдам подверглись 55 домов подозреваемых активистов ALF и ELF, в том числе одного индивидуума в Италии. Полиция не сумела обвинить ни одного из них в нелегальных действиях до 16 января 1996 года, когда шестерым мужчинам были предъявлены обвинения в участие в кампаниях ALF/ ELF в течение пяти лет. Через год каждого из них приговорили к трем годам тюремного заключения за подстрекательство к прямым действиям во имя освобождений животных и Земли.

Операция «Встречный пожар»

Термин «Зеленый кошмар», по аналогии с «Красным кошмаром», периодами страха перед проникновением коммунистических идей в общество США, популяризируется активистами охраны окружающей среды. При этом имеются в виду легальные действия правительства США против радикального природоохранного движения. Известно, что термин этот впервые появился в 2002 году утром 12 февраля на слушаниях в Конгрессе, озаглавленных «Угроза эко-терроризма», на которых обсуждались группы, в том числе Фронт освобождения Земли (ELF) и Фронт освобождения животных (ALF). В конце 2005 — начале 2006 года Большое жюри США осудило в общей сложности 18 активистов по ряду обвинений, связанных с «насильственными действиями во имя прав животных и охраны окружающей среды». Это было частью операции ФБР «Встречный пожар». По их данным, многие из этих акций проводились от имени ELF, и этот приговор был одним из крупнейших арестов активистов охраны природы в американской истории.

Результатом этой операции были аресты Чел си Дона Герлача, Вильяма С. Роджерса и Дэниэля МасГована.

В 2008 году ФБР увеличило возмещение за передачу четырех подозреваемых до 50000 долларов. Эти четверо — два американца и два канадца — сбежали из США через Мексику и, возможно, прячутся в Си-


рии, России, Китае или Индии. Объявление о расширении преследования появилось в десятую годовщину взрыва в Вэйле.

Сотрудничество с ALF

Философия

Название «Фронт освобождения животных и Земли» или «Фронт освобождения Земли и животных» (соответственно ALF и ELF) широко употребляется, когда предпринимаются акции по освобождению животных, которые включают также и вопросы охраны природы. Или, наоборот, акции ELF, включающие каким — либо образом освобождение или спасение животных, к примеру, деятельность по охране лесов. Оба эти названия применяются также радикальными активистами, когда они принимают участие в освобождении животных и защите Земли посредством разрушения имущества. Это осуществляется в рамках руководящих принципов Фронта освобождения животных / Земли, когда необходимо заявить о проведении акции одной из этих групп.

  1. Радикальные активисты охраны природы считают ELF природоохранным крылом Фронта охраны животных, действующим эффективно как Эко- ELF Доказательством этого служат применяемые ими названия, такие как «Западная ячейка охраны диких животных», а позже «ALF: эко-отряд защиты животных».
  2. ELF считают также младшей сестрой ALF, поскольку он был основан на 16 лет позже, а также вследствие того, что он следует руководящим принципам ALF, да и само имя является производным от названия движения за освобождение животных.
  3. Несмотря на то, что эти два движения сформировали альянсы лишь в 1996/ 1997 годах, их активисты, к примеру, Род Коронадо, известны своим участием в обоих движениях еще до того, как их наименования начали официально упоминаться вместе.

94


2010


тумнжяуный   экологический   жууыл



Ноэл Молланд, бывший активист ELF, пишет в книге Стивена Беста «Разжигание революции»: «Основатели ELF хотели, чтобы радикальные активисты охраны природы работали на тех же основаниях и под тем же именем, надеясь, что люди немедленно поймут, как работает ELF и каковы его цели».

История

В середине 1990-х годов «Отряд охраны диких животных на Западе», подразделение ELF в Британии, брало на себя ответственность за различные прямые акции в защиту прав животных. Их экотаж включал «ши-пование» деревьев и борьбу с рыбаками — все это во имя лесных животных. Однако совместное заявление об ответственности было сделано несколько позже в США.

Молланд также пишет, что первая из известных совместных акций ALF и ELF состоялась 14 марта 1997 года, когда «Фронт освобождения животных — Эко-отряд защиты животных» объявили о своей акции «шипования» 47 деревьев в зоне, предназначенной для сплошной вырубки леса в Орегоне. Это случилось всего через несколько месяцев после рейда ELF на пушную ферму в районе Великих Озер, где тоже подчеркивалось совмещение борьбы за права животных и охрану природы. Группа была намерена заявить, что рейд на пушную ферму был осуществлен совместно членами Фронтов освобождения животных и Земли.

Спустя пять дней «Ячейка Фронта освобождения Земли и животных в районе залива» заявила о поджоге лаборатории исследований на животных Калифорнийского университета, которая в то время только строилась. Позже в этом же году, 29 ноября, состоялась еще одна совместная акция ALF и ELF На этот раз они освободили 500 диких лошадей и подожгли Бюро землеустройства в Вернее в знак протеста против его намерения убить этих лошадей и пустить их мясо на продажу.

Однако это заявление противоречит утверждению «Южного центра законода-


тельства о бедности» о том, что первый случай сотрудничества между этими двумя движениями был за шесть месяцев до этих событий, 27 октября 1996 года, когда ALF и ELF совместно взяли на себя ответственность за поджог грузовика Службы леса в Детройте, Орегон. Затем, через три дня, обе группы заявили о совместном поджоге ими лесничества Службы леса США в Оакридже. Ущерб от акции составил 5,3 млн. долларов. Позже сообщалось, что за неделю до рейда ячеек зоны залива на пушную ферму, 11 марта 1997 года, они подожгли четыре грузовика Кооператива селекционеров сельскохозяйственных пушных зверей, причинив ему ущерб на сумму около 1 млн. долларов. Ответственность за акцию снова взяли на себя ALF и ELF. Поскольку ELF становился широко известным благодаря своим собственным акциям, 21 июня 1998 года они подожгли Центр исследования диких животных Службы леса США близ Олимпии, Вашингтон, оставив надписи краской из распылителя «Эко-защита» и «Освобождение Земли» на строительных машинах. 2 июля они нанесли обширный ущерб в Нью-Джерси. Обе эти акции были объявлены совместными действиями ALF и ELF. По приблизительным оценкам, ущерб от них был одним из самых тяжких — около 1,9 млн. долларов. Такое же заявление было сделано на день позже, когда из пушной фермы в Медисоне, Висконсин, занимающейся экспериментами на животных, были выкрадены 310 животных.

Акции

Акции, осуществленные совместно ALF и ELF, проводились во всем мире; их было примерно столько же, сколько ELF провел отдельно, но в них участвовало больше активистов из ALF и других движений, убежденных в том, что не может быть «Никаких компромиссов в деле защиты Матери Земли». Это был популярный лозунг «Земли -прежде всего!», провозглашавшийся и распространяемый этой организацией в 1980-е годы.


95


Какая «дикая природа» может быть в пограничных экосистемах?

Б. Калликотт


Родерик Нэш отмечает, что слово wilderness часто встречается в английских переводах Святой Библии. Там это слово касается безлюдного места, трудностей, тяжких трудов, обычно в пустьше (desert — конечно, от слова deserted — покинутый), что подразумевает одновременно и уединение, и пристанище, место как искушения, так и морального возрождения. Поэтому кажется неслучайным, что когда английский язык начал приживаться в Северной Америке, преданные Библии колонисты применяли это слово для обозначения того устрашающего места, в котором они поселились. В горячем воображении пуритан Северная Америка была «ужасным, заброшенным диким местом» (wilderness). По их оценкам, эта wilderness была полна злобных животных и еще более злобных человеческих существ, которых они считали творениями сатаны. Это составляло пуританский здравый смысл: в конце концов, есть лишь две силы, борющиеся за власть над миром — Бог и Люцифер; ясно, индейцы не молились Богу, но чему-то они все же молились, если их дьявольские ритуалы, танцы и церемонии что-нибудь означали, поэтому оставалась лишь одна альтернатива.

Со своей бережливостью и протестантской трудовой этикой пуритане семнадцатого века преуспели в строительстве «сияющего города на холме». Фактически, более одного. Они приручили wilderness («дикую природу»). То есть, они построили города, они превратили леса в открытые сельскохозяйственные угодья, они истребили крупных хищников, и они принесли индейцам болезни (пусть и неумышленно),

"¦Сокращенный перевод КЭКЦ. Опубликовано: Environmental ethics, 2008. — V. 30. —P. 235-249.


перебили или изгнали их. Лишенный своих грубых инструментов запугивания и языческих алтарей, Дьявол подался в город — стал раздувать там огонь городского греха: пьянство, разврат, азартные игры и т.п. К 1692 году добрые люди из Салема все еще верили, что их ведьмы уходят в лес, чтобы колдовать там и стать известными, служить дьяволу, и отдаваться ему, однако после этого отвратительного водораздела в американской истории начала развиваться новая концепция дикой природы. Биологически и этнически вычищенные границы городов, ферм и полей Новой Англии начали выглядеть как Эдем с точки зрения одного теолога-пуританина восемнадцатого века. Джонатан Эдварде видел «образы или тени священных существ» в Божественном творении, а не в уже потускневших городах на холмах; и он был остро чувствителен к «красоте мира», включающей «окраску цветов», «пение птиц» в числе многих других земных наслаждений. Человек, находивший в природе тени и образы божественного, был тем же человеком, который возмущался по поводу «грешников в руках Божиих». Ведь, в самом деле, краеугольным камнем пуританской доктрины была «полная безнравственность» природы человека, рожденного в «первородном грехе». В конце концов, после Падения, человек был изгнан из Эдема, как четко утверждает Библия. Любое присутствие павшего, растленного, пропитанного грехом человечества в природе Эдема осквернило бы и замарало ее первозданный, девственный характер. Итак, спустя примерно столетие с четвертью представление о «дикой природе» в умах североамериканцев подверглось диаметральной трансформации, полярному перевороту «с ног на голову» — от негативной смысловой нагрузки к пози-


97


тужлтшуный покоішаш жууыл


ТОМ.  п,   fan.   3   (38)



тивной. В начале семнадцатого века само слово «wilderness» было проявлением и воплощением зла. К середине восемнадцатого появилось новое представление о дикой природе. Это представление состоит из двух взаимодополняющих концептуальных элементов: (1) природа Эдема проникнута некой сущностью, которая чиста, и божественна, и прекрасна; (2) и она нарушается продолжительным физическим присутствием существенно развращенного и грешного человека. Богобоязненный и праведный человек может отважиться попасть в первозданную и чистую природу, но только как временный одинокий путник и только в состоянии восхищения. (Я использую здесь слово rapture — восхищение, вознесение — очень осторожно, намереваясь обратиться как к его светскому, так и евангелическому смыслу).

Теология природы восемнадцатого века, излагаемая Эдвардом, стала деологи-ей (позволю себе этот неологизм) в девятнадцатом веке в работах Ральфа Уолдо Эмерсона. Эмерсон был унитаристским, а не пресвитерианским проповедником, и трансценденталистом, а не кальвинистом. И все же, несмотря на это, произошла некая миграция идей, только подразумевавшихся Эдвардсом, в работы Эмерсона, где они уже четко выражены. «В дикой природе я нахожу нечто более дорогое и родное мне, чем на улицах городов и деревень». Однако как может «человек» быть в дикой природе, не испортив ее самим своим присутствием, и как она может не перестать быть таковой вследствие этого присутствия? Ответ состоит, прежде всего, в его одиночестве, поскольку, если в дикой природе будет только один человек, вряд ли он переполнит ее своей слабостью и грязью. Более того, одиночество само по себе ценно, и лишь дикая природа может дать его человеку, если верить Эмерсону: «Чтобы попасть в уединенные места и почувствовать одиночество, человеку нужно так же удалиться от своего кабинета, как и от общества. Я не одинок, пока я читаю и пишу, хотя со мной никого


нет». Во-вторых, человек может быть в дикой природе, не оскверняя ее своим присутствием, благодаря некоему метафизическому акту исчезновения, которое Эмерсон объясняет совершенно восторженно: «Когда стоишь на голой земле, с головой, омываемой сияющим радостью воздухом и поднятой (то есть, вознесенной) в бесконечный простор, — весь низкий эготизм исчезает. Я становлюсь прозрачным глазным яблоком. Я — ничто. Я вижу все. Потоки вселенского бытия циркулируют сквозь меня. Я — часть или частица Бога». Пламвуд отмечает в терминах, напоминающих собственные выражения Эмерсона, что этот эмерсоновский акт исчезновения остается сердцем современного восприятия дикой природы: «Присутствие и сильное воздействие современного туриста, ищущего приключений, в значительной степени списаны с той земли, которую именуют дикой природой». «Пройдитесь пешком по многочисленным тропам девственной земли», — говорится в брошюре одной из гостиниц, не только предлагая, но и получая прибыль от этого противоречия. Современный субъект умудряется каким-то образом быть и внутри, и вне этой девственной фантазии, появляясь, но традиции дикой природы, как бестелесный наблюдатель (возможно, глаз камеры) в ландшафте, чья девственность непонятным образом вечно возобновляется, несмотря на отель, палаточный городок, комфортные станции и все расширяющиеся тропы, свидетельствующие о протоптавших их ногах». Младший друг Эмерсона, Генри Дэвид Торо, первым призвал к сохранению дикой природы: «По-моему, каждый город должен иметь парк или хотя бы примитивный лесок, или пятьсот — тысячу акров — одним участком или несколькими — где ни один прутик или ветка никогда не будут срезаны на дрова, или для флота, или для изготовления телеги, но будут стоять, потихоньку дряхлея, для высших целей — в общем владении навсегда, для обучения и рекреаций».


98


2010


тумнжяуный   экологический   жууыл



Рекреации: общепризнанная североамериканская идея дикой природы

Да, рекреации были самым высшим способом, каким в принципе может быть использована дикая природа. Но какие рекреации? Такие, как описали Эдварде и Эмерсон. Не вульгарный тип плотского отдыха, а одинокий, спокойный, скромный духовный тип рекреаций. Джон Мюир отнес искусство рекреаций, как вполне можно характеризовать трансцендентальный отдых в дикой природе, к беспрецедентному уровню совершенства и рекомендовал его обществу:

«Бодро шагать в поисках приключений, смывая грехи и паутину дьявольских хитросплетений в горах, в бурю с утра до вечера, неторопливо бродя среди розовых сосен или в лугах горечавки, продираясь через колючую вечнозеленую чапарель, наклоняясь и разделяя сладкие цветочные побеги, следуя вверх по реке до самых ее истоков, соприкасаясь с нервами Матери-Земли, прыгая с камня на камень, чувствуя их жизнь, изучая их песни, задыхаясь от искренних переживаний, и ликуя в глубоком, полном дыхании целомудренной дикой природы».

Говоря словами Эмерсона, получить одно «впечатление, производимое» идеей дикой природы среди «разнообразных природных объектов» — таких, как бездорожный, пустынный регион без городов, но с лесами, горами, озерами и реками, или с пустыней, каньонами, холмами и руслами пересохших рек—означает сделать ее пригодной для трансцендентального отдыха. С закрытием североамериканской границы пришло иное «впечатление, производимое» идеей дикой природы в таких «разнообразных природных объектах». В течение последней четверти девятнадцатого века были покорены последние остававшиеся свободными индейцы, а огромные стада бизонов на Великих Равнинах истреблены до почти полного исчезновения, и было завершено строительство трансконтиненталь-


ных железных дорог, — все это способствовало одному — формированию огромной североамериканской страны, говорящей по-английски, раскинувшейся от Атлантического до Тихого океана, от субарктической Канады до субтропической Мексики. В 1893 году Фредерик Джексон Тернер прочел работу под названием «Важность границы в американской истории» на собрании Американской исторической ассоциации в Чикаго. Начав с цитирования переписи населения 1880 года, где подчеркивалось, что больше не существует никаких североамериканских границ (между границами Канады и Мексики), он продолжал доказывать, что американцев сделало американцами, то есть выковало уникальный американский характер, постоянное взаимодействие многих поколений европейских народов и культур, при неограниченной свободе и прогрессивном продвижении границы на запад.

Сам Тернер не считал этот выкованный границей американский характер беспримесным хорошим качеством. Он считал, что опыт границы породил демократичного, индивидуалистического, антиобщественного и даже антиправительственного, уверенного в своих силах американца. Однако Тернер всецело восхвалял «поразительные характеристики» «американского интеллекта»:

«Эти жесткость и сила в сочетании с остротой и любознательностью; этот практический, изобретательный склад ума, быстро находящего целесообразные пути; эта способность быстрого, мастерского восприятия материальных вещей, выражающаяся в искусных, великих результатах с мощным эффектом: эта неугомонная нервная энергия; этот доминирующий индивидуализм, работающий и во зло, и на благо; и при этом та жизнерадостность, то изобилие, которые приходят со свободой — это все черты границы, или черты, выявляемые везде благодаря наличию границ».

Сам Тернер также не ставил вопроса, который вскоре стали задавать многие другие: если североамериканская граница не-


99


тужлтшуный покоішаш жууыл


ТОМ.  п,   fan.   3   (38)



обратимо исчезла, как же продолжал формироваться этот хваленый американский характер? Ответ: благодаря сохранению дикой природы. Так, чтобы парки, заросшие нетронутыми лесами, которые предвидел Торо, оставались навсегда и медленно разлагались, или расширялись и служили дру-гому виду высшего рекреационного использования. Увековечивание американского характера, конечно, казалось ее высшим использованием — или, по крайней мере, она несомненно была в конце девятнадцатого — начале двадцатого века—тем типом рекреации, который сформированный ею американский характер делал отличным и несовместимым с трансцендентальной рекреацией в дикой природе. Вероятно, было бы лучше, или по крайней мере менее тенденциозно, называть такой отдых знанием дикой природы и умением ориентироваться в диком лесу, хотя честнее и точнее его следовало бы назвать рекреацией капкана и пули. Это была бы его более уместная характеристика. Тернер дал открытую, точную, состоятельную и хорошо документированную формулировку идее, которая уже 25 лет, так сказать, витала в воздухе. В повести «Walking», к примеру, Торо трактует движение на запад как национальный символ: «Мы идем на запад, чтобы осознать историю и изучить произведения искусства и литературы, прослеживая пути формирования расы; мы идем на запад в будущее, с духом предпринимательства и приключений». Согласно Торо, не только американский дух, но также и американские политические учреждения обязаны своим формированием границе: «Атлантический океан — это для нас река лета, благодаря которой у нас была возможность забыть Старый Свет и его учреждения ... В обществе, в лучших учреждениях людей, легко обнаружить некую преждевременную зрелость».

Так называемая «пограничная идея» Тернера была воспринята интеллигенцией Соединенных Штатов как некое откровение и вскоре превратилась в национальный дух времени начала 20-го века. Когда это про-


исходит с тщательно разработанной, детализированной и сложной исторической теорией, каковой была теория Тернера, то во многих различных местах начинают возникать ее упрощенные и персонифицированные варианты. Особенно убедительными для нарождающегося движения за сохранения дикой природы в начале 20-го века были вариации на тему Тернера, исполнявшиеся Теодором Рузвельтом и Олдо Леопольдом.

В 1894 году Тернер послал экземпляр своей работы Рузвельту, который в то время был известен как историк—автор основательной четырехтомной книги «Покорение Запада» (1889-1996) — и восходящий политик — республиканец (Рузвельт стал президентом только в 1901 году). В своем исследовании Рузвельт пришел к выводу, похожему на тернеровский, но его концепция американского характера, сформированного границей была более откровенно расистской, мужской, агрессивной и империалистической. Что касается откровенного расизма, то Рузвельт часто сравнивает предприимчивость и экономность «нордических» и «тевтонских» пионеров и поселенцев с леностью и нищетой «дикарей», которых они вытеснили. Что касается всего остального, то трудно сказать об этом лучше Нэша: «Сочетание изучения американской истории и собственного опыта убедили Рузвельта, что жизнь в дикой природе способствовала «формированию той энергичной, решительной мужественности, отсутствие которой в нации, так же, как и у индивида, никакое другое качество не может компенсировать». И наоборот, он чувствовал, что современный американец рискует стать «чересчур цивилизованным, утратившим свои великие добродетели властности и могущества», Чтобы противостоять этой тенденции «вялости» и «инертности», Рузвельт призвал своих соотечественников в 1899 году вести «энергичную, целеустремленную жизнь», которая, с его точки зрения включала поддержание контакта с нетронутой дикой природой, который был важным противоядием


100

против скучной посредственности. «По мере того, как одна цивилизация стареет и становится более сложной, — пояснял Рузвельт, — нам нужно еще большее, а не меньшее, развитие наших фундаментальных добродетелей, выкованных границей. Заповедники дикой природы послужат этой цели, обеспечивая постоянную границу и контролируя американцев, предоставляя им примитивные условия обитания». Концепция Леопольда относительно американского характера, выкованного границей, была ближе к тернеровской; и его стиль изложения этой концепции так перекликается с последней, что кажется очевидным его близкое знакомство с самим эссе: «Нет сомненья в том, что многие наиболее выразительные свойства Америки и американцев являются отпечатком дикой природы и жизни в ней. Если у нас есть такая вещь, как американская культура (а я думаю, она у нас есть), то ее выразительнейшими знаками является некий энергичный индивидуализм в сочетании ее способностью организовать, некая интеллектуальная любознательность с уклоном к практическим результатам, отсутствие подчинения жестким социальным формам, неприятие дармоедства — и все это является выразительными характеристиками успешных пионеров. Они, если уж на то пошло, представляют собою местную часть американизма, качества, которые определили его как новый, а не подражательный, вклад в цивилизацию».

Леопольд фактически следует Тернеру, обращаясь к следующему его утверждению: что опыт границы — конфронтация с дикой природой — сформировал не только американский характер, но и американские политические учреждения. Как и Рузвельт, Леопольд предлагает сохранение дикой природы как средство сохранения этих учреждений: «Многие наблюдатели видят эти качества не только привитыми нашим людям, но и встроенными в наши политические учреждения. Для нас совершенно естественно и логично заботиться об охране этих учреждений, не теряя при этом мыс-


ли о сохранении той окружающей среды, которая породила их и которая может быть одним из наших эффективных средств поддержания их жизни».

Леопольд также совершенно ясно выражает ту мысль, что поддержание их жизни было одной из форм рекреации. Он снова обратится к ощущению границы, предлагая «площадки для игр и развлечений в дикой природе не для настоящей игры, а для некоего спорта или чего-нибудь подобного. Рекреации в дикой природе стали бы для реальных первооткрывателей (пионеров) тем же, чем футбол является для войны; и буржуазный искатель приключений в дикой природе был бы для «Ханно, или Льюиса, или Кларка тем же, чем буржуазный «спортивный» охотник «со своим сеттером в преследовании куропатки» является по отношению к «своему неолитическому предку в борьбе с быком-туром в одиночку». Леопольд даже определил необходимую площадь дикой природы в терминах рекреаций, а не в акрах. «Термин «дикая природа» в том смысле, как он употребляется здесь, означает дикую, бездорожную территорию, где люди, имеющие к этому склонность, могут насладиться примитивным образом жизни, пропитания и путешествий». Примитивные путешествия, предсказанные Леопольдом, — это туризм с рюкзаком пешком или на каноэ. Что касается пропитания, то Леопольд имел в виду охоту и рыбалку. В своей первой работе, отстаивал сохранение дикой природы: «загородной местности в ее нетронутом, естественном состоянии, открыто и для легальной охоты и рыболовства, достаточно большой для двухнедельного туристского похода, вдали от дорог, искусственных троп, коттеджей и других человеческих достижений». В сочетании с уменьем ориентироваться в лесу, знанием леса, составлявших основу движения бойскаутов в начале двадцатого века, тип рекреации, пропагандируемый Леопольдом, представлял собою трудности в дикой природе. Уменье жить в лесу — это искусство жизни вдали от жилья, имея в распоряжении только прими-


101


тужлтшуный покоішаш жууыл


ТОМ.  п,   fan.   3   (38)



тивные инструменты, такие как ножи и топорики, собирая фрукты и овощи, занимаясь рыбалкой и охотясь на дичь, собирая хворост и разжигая костры при помощи кремня и стали, срезая молодые побеги для сооружения грубых шалашей. Естественно, такая форма рекреаций «с крючком и пулей» в диком лесу, восхваляемая Рузвельтом и Леопольдом, очень отличалась и совершенно несопоставима с той, что воспели Торо и Мюир. Те, кто играл в пионеров-первопроходцев, наслаждаясь примитивными путешествиями, пропитанием и жильем, не имели прозрачных глазных яблок, восхищенно поглощающих бесконечное пространство, ощущая, как сквозь них протекают потоки Вселенской сущности, и становясь частицей Бога. Они несли природу на руках. Это одна из причин, почему Леопольд так настойчиво продолжал убеждать, чтобы дикую природу оставляли нетронутой в национальных лесах. Охота в национальных парках была незаконной (так же, как и сейчас). Таким образом, эти две несовместимые формы рекреаций в дикой природе следовало разделить. Трансцендентальную форму отдыха в дикой природе можно было найти в национальных парках, которые отчасти подбирались именно благодаря трансцендентальным ценностям, которые они воплощали. А вот форма рекреаций в дикой природе на основе уменья жить в лесу лишь «с крючком и пулей» была уместна в национальных лесах, предназначенных именно этой цели. Однако общим элементом этих двух различных форм рекреаций была дикая природа. Короче говоря, рекреация — это то, для чего, с американской точки зрения, главным образом подходит дикая природа. Традиция рекреаций в дикой природе начала двадцатого века, в основе которой лежало уменье жить в лесу, сменилась высокотехнологичной традицией конца двадцатого века типа «возьми только фотоснимки — оставь только следы». Но рекреации остаются ядром «общепринятой идеи дикой природы» — представления о дикой природе, объединившего колониальную и


пост-колониальную Северную Америку. Леопольд был одним из восьми членов-основателей Общества дикой природы, основанного в 1935 году для пропаганды организации участков дикой природы. Их антропоцентрический, рекреационный подход к дикой природе был наделен законным статусом Актом США о дикой природе от 1964 года. В результате было отобрано большинство предназначенных для этой цели зон, поскольку они пригодны для того или иного, или обоих типов рекреаций. Такая зона должна быть либо духовно вдохновляющим прекрасным ландшафтом, либо местом, по которому можно шагать с правильной физической нагрузкой, такой, однако, которую можно преодолеть без чрезмерных трудностей или опасностей. Такие зоны, в конечном счете, должны быть «игровыми площадками» в дикой природе, по справедливой характеристике Леопольда. Таким образом, некоторые виды биоты явно недостаточно представлены в системе дикой природы США — особенно луга, болота и кустарниковые заросли.

 



© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.