WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

   Добро пожаловать!

ГУМАНИТАРНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ-2010(3)-5

Научный журнал

 

Мифы о тиссах

Тим Партридж


Большинство тиссовых деревьев растет на церковных подворьях и кладбищах, и именно так представляют их себе многие люди. Однако тисе является важной частью нашей родной флоры и исторически всегда имел очень высокую ценность. Тисе — дерево, выдающееся во многих отношениях. Он является живым свидетельством столь многих культурных свершений, что поистине может считаться уникальным среди других деревьев.

Он был предметом мифов, легенд и парламентских законов. Он стал частью религиозных верований и изображается во многих произведениях художественной литературы. Кроме того, тисе используется как отметка на местности благодаря своему долгожительству. Деревья стали частью нашей жизни в четырех аспектах. Аспекты эти четко отличаются друг от друга, хотя некоторые их элементы пересекаются. Они представлены в легендах и мифах как нашей, так и иных культур. Деревья глубоко укоренились в человеческом сознании как различные символы, связанные с определенными свойственными только им характерными чертами. Дерево присутствует также и в религии, где ему поклоняются непосредственно или используют его как место для молитвы.

Деревья в мифологии

Мифологию саму по себе можно описать как набор традиций, относящихся к силам Природы, национальным героям и богам. Мифы о Природе — это примитивные попытки объяснить происходящие в ней процессы: их можно считать зачатками естествознания.

"¦Сокращенный перевод КЭКЦ. Опубликовано: www.ancient-yew.org/treesinmytho-logy.shtm.


Мифы о героях более похожи на священную мифологию. Мифы выводят свои параллели из обыденного опыта и растут вместе с народом.

В этом смысле мифы становятся частью традиции. Возникновение мифов можно понять, изучая обычаи первых примитивных людей, живших в те мифологические времена. Примитивный человек в своей простоте не научился точно дифференцировать и проводить различия; точные определения были просто невозможны, и он был неспособен выявить противоречия того, куда уводил его способ мышления. Развитие религиозных и научных идей было результатом того, каким образом он воспринимал эти противоречия, когда они возникали в конкретном сознании. Постепенно его идеи превращались в связную, последовательную систему, обновлявшуюся с появлением новых идей, поскольку эти новые идеи замещали старые.

Вероятно, наиболее глубинные причины того, как люди относятся к деревьям, кроются в мифологии. Деревья околдовывают нас и вызывают ощущение загадочности, и наши ассоциации известных мифов с конкретными деревьями подливают масла в огонь нашего воображения. Эти ассоциации имеют место не только на уровне видов, но и в географических терминах, и в том, что касается отдельных деревьев. В мифологии деревья обладают магической силой и становятся центром нашего восхищения. В этом контексте деревья дают нам ощущение незнаемого. Увлечение человека неизвестным красноречиво описано Плутархом в его труде о морали. Примерно в 90-м году новой эры он писал о человеческой любознательности:

«То, что сейчас именуют любознательностью, маскируемой под мудрость или духовные способности, является (по прав-


68


2010


тумнжяуный   экологический   жууыл



де говоря) скрытой и затаенной яростью, которая проносит разум разъяренного человека мимо него самого».

Деревья в мифологии — живое напоминание о событиях, слишком жестоких для осознания или настолько поразительных, что мы неспособны их осознать. В таких событиях есть какая-то сверхъестественная необъяснимость, которая поднимает образ некоторых деревьев, делая их достойными поклонения. Дерево стало свидетелем, а иногда и центром мифических событий. Иметь возможность видеть такое дерево и прикоснуться к нему — это замечательное, сильное ощущение, хотя физически мы не можем почерпнуть хоть малой частицы его силы. Мы неспособны понять всю сложность этих ощущений, поэтому просто кланяемся дереву за его превосходство над нами.

Существует одна история, касающаяся мифической силы тиссового дерева. Говорят, что это дерево в монастыре Вретон в Британии выросло из посоха Святого Мартина. Это дерево всегда считалось святым, и говорили, что принцы Британии всегда молились под ним, прежде чем войти в церковь. Естественно, ни птицы не ели его ягод, и никто не рисковал прикасаться к нему. Однажды местная банда пиратов пришла к нему, чтобы сделать себе луки из его ветвей. Двое из них вскарабкались наверх, и здесь судьба настигла их. Они упали с дерева и разбились насмерть. Это дерево до сих пор живо.

Деревья в легендах

Легенды — феномен, отличный от мифов; они имеют гораздо меньше фактов в своей основе. Многие из них — просто литературные рассказы, претендующие на то, чтобы быть правдой. Их меньше занимают события вне нашего понимания, чем связь конкретных мест и людей с определенными событиями. Одна легенда из Шотландии, связанная с тиссом, росшим на церковном подворье, хорошо иллюстрирует это. Она гласит: «Если член клана держал в левой руке кусок тисса с церковного под-


ворья, он боролся со своим врагом, осуждая его или угрожая ему, но враг не слышал ничего. Однако все вокруг слышали его, благодаря чему член клана имел возможность клясться после драки, что он давал ясное предупреждение о своем намерении и таким образом не мог быть обвинен в вероломстве».

Одним из самых популярных героев легенд— Йомен, который в 12 -13 веках бродил по Северной Англии с бандой преступников. Хорошо известна история Робин Гуда, хотя подлинная личность этого человека затерялась в тумане времен. Однако две вещи известны наверняка. Робин Гуд был лучшим лучником в Англии, и хотя кто он был — до сих пор неясно, однако как герой он был живой легендой.

Его владение большим луком отлично документировано, статуя его, открытая в Ноттингеме, изображает его натягивающим свой лук. Вполне вероятно, что лук его был сделан как раз из тиссового дерева, хотя нет никаких свидетельств, подтверждающих это, за исключением того, что это был традиционный материал. Большой лук, которым, по общему мнению, с успехом пользовался ближайший друг Робина, Маленький Джон, был в экспозиции музея в Вейкфилде, однако сейчас он находится в частной коллекции. Этот лук действительно сделан из тисса, но ведутся споры о его происхождении.

Робин Гуд был также связан и с другими деревьями. Шервудский лес, где Робин Гуд поселил своих «веселых парней», попал в легенду благодаря тому, что они выбрали одно из его деревьев как место встречи. Известный под именем «Большой Дуб», нынче он стал центром паломничества туристов, которые приходят сюда, чтобы увидеть нечто живое, непосредственно связывающее их с легендой. Последнее слово — о тиссовом дереве в Дав-бридже, Дербишир, которому, говорят, не менее 1400 лет. В легенде говорится, что под этим деревом у Робина была свадьба с девицей Мэрион.


69


тужлтшуный покоішаш жууыл


ТОМ.  п,   fan.   3   (38)



Дерево и символика

Деревья — гладиаторы Природы, которые, несмотря на огромное неравенство шансов, борются за свое устойчивое положение в самых экстремальных условиях. Эта сила—одна из характеристик, приведших к широкому использованию деревьев как символов. Что касается символики, у дерева три части — корни, ствол и ветви.

Его корни располагаются глубоко в земле, поглощая оттуда питательные вещества и давая дереву прочную опору. Крона содержит листья, поглощающие энергию из своего окружения. Ствол стоит над землею, давая материальную силу всему дереву. Эти элементы предоставляют нам символы чувств, которые мы ищем, выбирая свои индивидуальные ландшафты. Чувство принадлежности к чему-либо — это то, чего многие люди стремятся достичь в своем сообществе. Дерево со своей прочной опорой символизирует эту концепцию «корней» и элемент постоянного взаимодействия со своим окружением. Листва, поглощающая энергию из окружающей среды, — это символ нашей потребности впитывать свое культурное наследие, чтобы идти в ногу с нашей эволюцией из прошлых времен. Это стремление найти историческую связь с нашим настоящим является почти инстинктивным и толкает нас вперед, словно в погоне за тем, чтобы обрести статус и найти повод для своего существования. Материальная сила ствола и его роль как связующего опорного звена для всего дерева является, скорее всего, символом нашей потребности во внутренней силе.

То, как развивалась христианская церковь, было выразительно описано папой Павлом VII, писавшим о ней в терминах, использовавших символику дерева:

«Вот какой Господь наш хотел видеть свою церковь: вселенское огромное дерево, чьи ветви укрывают птиц небесных..., в мыслях Господа Церковь универсальна своим призванием и миссией, однако, когда она погружает корни свои в разнообразные социальные и человеческие почвы,


она принимает различные внешние обличья в каждой части мира».

Некоторые еще считают деревья сильными индикаторами определенных свойств. Они стали мощными символом и используются для того, чтобы показать какие-либо конкретные качества. Их устойчивое долголетие нынче используют, к примеру, для рекламы инвестиций. В такой рекламе дерево — символ того, что и инвестиционный счет будет обладать таким же свойством.

Символизм деревьев находит свое место и в изображении людей. Искривленный ствол дерева во многих отношениях символизирует тех из нас, кто достиг солидного возраста. Обладатель сухого, морщинистого лица может считаться человеком высокой мудрости

Эта концепция «зрелой мудрости» отражается в наших старейших деревьях. Они достигли значительного возраста и зрелости, давая нам ощущение уважения к ним. Поскольку количество пожилых людей в Европе постоянно растет, возможно, символизм деревьев найдет для себя новое выражение.

Деревья и религия

Наше отношение к деревьям более всего формируется через их ассоциацию с религией. Существует несколько рас, поклоняющихся деревьям, а некоторые используют их как иконы. Другие пользовались ими как представителями богов, которым они молились. Эти тотемы — видимые изображения «невидимых сил», которые позволяют молящемуся падать ниц пред его богами (богом), чтобы они не навредили ему или не убили его. Некоторые тотемы представляют нечто иное, вырезанное в дереве, другие представляют сами деревья. В нашей стране имеются свидетельства того, что в прошлом деревья считались священными и были центрами молитвы.

Определенные религиозные группы, например, друиды, молились другим богам, а деревья служили им местами собра-


70


2010


тумнжяуный   экологический   жууыл



ний для молитвы. Однако они очень ценили деревья и даже сами сажали рощи, в которых могли затем молиться. Религия друидов запрещала им молиться их богам в храмах, закрытых стенами и крышей. Вместо этого друиды молились на открытом воздухе, и большинство их священных молитвенных площадок находилось на возвышениях, где они могли яснее всего видеть небесные божества, которым поклонялись. Однако для своих самых священных мест они искали более потаенные укрытия. Они выбирали самые густые чащобы — либо посаженные ими, либо существующие рощи, и там молились. Друиды ухаживали за такими местами и охраняли их — обычно это были дубовые рощи, окруженные рвами. Оставлялись только промежутки, дававшие друидам доступ к их молитвенным площадкам, но и эти проходы тоже тщательно охранялись. Форма этих огражденных площадок весьма существенна, поскольку копирует восточную священную форму — круг. В религиозном смысле это было важно и позднее — ведь многие первые христианские церкви имели эту же форму. Считается, что другие религиозные группы, например, язычники, поклонялись и молились непосредственно самим деревьям. Некоторые ценности, которые язычники исторически связывали с деревьями, сохраняются ими по сию пору. Ассоциация деревьев с долгожительством и плодовитостью отлично документирована, и это, возможно, служит причиной того, что некоторые деревья и ныне удерживают свои священные позиции. Полагают, что язычники использовали тиссовое дерево для концентрации внимания. Вероятно, они считали тисе скорее мифологическим божеством, чем местом для молитвы. Сам тисе обладает некими специфическими качествами, вызывающими чувство благоговейного трепета в его присутствии. Естественные тиссовые леса, все еще покрывающие некоторые территории Европы, представляют собою места, где человек сильно ощущает атмосферу. В ранних утренних сумерках такие обширные леса становятся неки-


ми запретными зонами, дающими странное чувство тревоги современному посетителю, не говоря уж о несчастном язычнике, находившемся всецело во власти сил природы, более простодушном и неосведомленном. Гигантский размер зрелого тисса и его исключительное долголетие — характеристики, заставляющие поклоняться ему. В соединении еще и с тем, как ветви древнего тисса склоняются ко всему остальному, что растет на земле, а также с его ядовитыми семенами и листвой, это делает вполне понятными поклонение и молитвы этому дереву. Еще в 1664 году Джон Эвелин в своей книге «Сильва — беседа о лесных деревьях» эхом повторял это ощущение благоговения и изумления, которое должны были испытывать древние язычники:

«Тот, кто зимою созерцал наши самые высокие холмы в Сюррее, сплошь покрытые лесами, состоящими из этих только двух пород деревьев (тисса и самшита) на сотни миль вокруг, может без малейшего насилия над своим воображением легко представить себя перенесенным в некую новую или заколдованную страну».

Деревья и христианство

Тисе и другие деревья также ассоциируются с христианством. Некоторые символы этого дерева в христианстве связаны с его общим родством с язычеством. На своих ранних стадиях христианство существовало параллельно с язычеством, и некоторые тиссовые деревья, жившие еще в дох-ристианские времена, в дальнейшем «встроенные» в новую религию, могут быть живы еще и сегодня. Эти тиссы сейчас охраняются христианскими церквами так же, как в свое время друиды охраняли свои священные рощи. Их круглые формы дают нам ключ к их древним истокам. Когда Августин в 597 году н.э. пришел в Британию, чтобы принести местному населению христианство, он имел задание покончить с язычеством, но дружественным и разумным путем. Он хотел обратить их, а не отвра-


71


тужлтшуный покоішаш жууыл


ТОМ.  п,   fan.   3   (38)



тить. Пославший его Григорий Великий настаивал на том, чтобы он не разрушал языческие храмы, а только убрал изображения, омыл стены водой, возвел алтари и попытался превратить места их молений в христианские церкви. То, что некоторые древние тиссы были выращены на насыпных холмах округлой формы, является отражением той формы, которую приняли эти новые церкви как остаток древнего религиозного предрассудка. Говорят даже, что тисе служил Августину приютом, когда он явился сюда, чтобы проповедовать христианство. Дерево в Стэнфорд Бишоп в Хер-фордшире до сих пор живо и имеет в обхвате почти семь метров. Христианство приняло также многие другие черты язычества, в том числе свечи, алтари и обряд инициации (посвящения). Оно обладало также некоторыми чертами так называемых мистерий, такими, например, как зависимость от образа Спасителя и гарантия личного спасения. Христианство имело также свои места паломничества, и места, где можно было делать молитвенные подношения. Использование деревьев язычниками вошло в христианство, хотя и в несколько иной форме. Дерево было центральным пунктом христианства из-за распятия. Христос — Спаситель принял страдания, был распят и умер на кресте, грубо вытесанном из дерева. Распятие — центральное событие, поскольку Спаситель отдал себя в руки палачей, чтобы избавить человечество от будущих жертв.

События, последовавшие за распятием, были еще более важными. Как только свершились воскресение и вознесение Христово, христианам были предложены все райские блага, а также надежда на жизнь вечную. Первые христиане искали в природе символические представления этих событий, и тиссовое дерево, так тесно связанное с религией, из которой они восприняли многое, давало ответ. Тисе с его вечнозеленой листвою и огромной продолжительностью жизни стал символизировать для христиан вечную жизнь и бессмертие соответственно.


Кое-кто действительно утверждает, что Христос был распят на тиссовом дереве. В балладе «Листья света», выжившей в устной традиции вплоть до 20-го века, находим именно такое утверждение. В третьем стихе говорится:

И пошли они бон б тот город

И сели б галерее.

И узрели они там милостивого

Иисуса Христа, Висевшего на огромном тиссовом дереве.

Это странный парадокс, но не только жизнь Христа окончилась «на древе», но и при жизни его работа зависела от дерева тоже. Мы ведь знаем, что Иисус, как и его отец Иосиф, был плотником. Он кое-что знал о свойствах древесины и знал ценность деревьев.

Дерево также составляет значительную часть христианского святого письма. В самых первых книгах Ветхого Завета Книга Бытия упоминает два дерева, созданные Богом и помещенные им в Саду Эдема. В 9-м стихе первой главы читаем:

«Господь Бог наш заставил деревья произрасти из земли, все приятные для глаза и пригодные в пищу, а в средине сада посадил он дерево жизни и дерево знания добра и зла».

Последнее особенно важно, поскольку именно его запретным плодом змей угостил Еву. Это привело к изгнанию Адама и Евы из Садов Эдема и вызвало божественный упрек от Господа. Ева была наказана тем, что была обречена навеки в муках рожать детей своих и быть вечно в услужении у Адама. Он же был наказан тем, что обязан был в трудах добывать хлеб свой, и борьба его должна была продолжаться до тех пор, пока он «не вернется в землю».

Деревья появляются и в других частях Священного Писания. Многие иудеи считают, что кедры Ливана являются иллюстрацией Господней доброты, что выражено следующими словами Библии: «Правоверные будут расти, как ливанские кедры».

Подлинная роща до сих пор растет на склонах гор Сирии, и некоторые из ее дере-


72

вьев уже достигли возраста 2500 лет. Интересно отметить, что такую же рощу, которой иудеи поклонялись с таким почитанием, люди высоко ценили задолго до них.

ТИССОВЫЕ  ДЕРЕВЬЯ И ХРИСТИАНСТВО

Только одно дерево — тисе — сохранило теснейшую физическую связь с христианством и самим существом церкви. Тис-сы в связи с тем, что они ассоциировались с язычниками, поклонявшимися им, по мере развития христианства стали сажать на церковных подворьях. Несомненно, это делалось для того, чтобы угодить тем, чью религию заменило христианство.

Тиссовое дерево переняло и другие значения и ценности. Еще с египетских времен оно считалось символом смерти, горя и печали. Египтяне использовали тиссовые листья как символ траура, и этот обычай перешел и в греческую, и в римскую культуры. Римляне использовали также и древесину тисса для погребальных костров. Полагают, что британцы стали придавать тиссу такое важное значение в похоронных обрядах под влиянием римлян, что еще усилило то духовное почитание, с которым здесь стали к нему относиться. Связи тис-сового дерева с церковными подворьями и кладбищами, хотя и пришли к нам из глубокой древности, являются более современной идеей. Это связано с относительно недавней практикой захоронения наших ушедших в церковных дворах под сенью тиссовых деревьев.

Именно на церковных подворьях (кладбищах) мы находим самые значительные экземпляры наших тиссов, но наиболее распространенным является ирландский тисе, Taxus fastigiata. Он был интродуцирован из графства Фермана, где его вывели в 1780 году. Эти тщательно посаженные тиссовые деревья являются продолжением традиции, начатой с первого экземпляра, огороженного на церковном подворье, и являются доказательством того, как глубоко укоренились значимость и ценность этого дерева в нашем обществе. Эта ассоциация


тисса с похоронным обрядом и смертью сделала тисе достойным того, чтобы упоминать его в литературе — как в прозе, так и в поэзии. Мэтью Арнольд, Вордсворт, и Шекспир, и Теннисон — все они представляли его как дерево, связанное со смертью. Поэзия создала тиссовому дереву зловещий и нездоровый образ, и наиболее выразительно это показано в поэме Блэра «Могила»:

Мне  хорошо  известно  надежное  дерево

тисе, Угрюмое, замкнутое, что  любит жить Меж. черепов, гробов,  эпитафий

и червей, Где привидения и призрачные тени Под   бледной   холодной   луной

(такова их репутация) Исполняют свои величественные круги, И никаких иных радостей —

тоскливое   это   дерево.

Многие обращались к вопросу о том, почему тиссы сажали рядом с церквями и на кладбищах. Похоже, тисе обладал некими свойствами, которые делали его особенно ценным, но в описании Роберта Тернера в книге «Ботаноотия», изданной в 1636 году, кладбище представляется устрашающим местом. Он говорит:

«Если тисе посадить в месте с ядовитыми испарениями, то сами ветви его потянутся и станут впитывать их, поэтому считается, что разумные люди в прежние времена сажали его на церковных подворьях с западной стороны, поскольку эти места, где могилы источают больше испарений разлагающихся трупов под действием заходящего солнца и иногда извлекаемых теми метеорами, которые называют «Ignes faui», где многие пугались, думая, что это мертвецы вышли из могил, а не что дерево это способно отгонять дьяволов, как воображали некоторые суеверные монахи».

Связи тиссов с церковными дворами продолжаются вплоть до настоящего времени, и нынче по всей стране тисе появляется там, а также и на кладбищах. В таких замкнутых местах тисе очень полезен, поскольку его легко подстригать и регули-


73


тужлтшуный покоішаш жууыл


ТОМ.  п,   fan.   3   (38)



ровать его форму. Есть много идей и причин, почему тиссы сажают у церквей, и не последняя из них — чтобы умиротворить язычников, чью религию заменило христианство. Полагают также, что тисе используют как украшение в Страстную Пятницу, в память того дня, когда был распят Христос. А некоторые поддерживают ту точку зрения, что тиссы сажали на кладбищах, чтобы они были подальше от скота, поскольку их листья ядовиты. Все эти соображения основаны на ценности тис-совых деревьев, будь она воображаемая, денежная или духовная. Итак, основная идея найдена. Тиссовое дерево стало неотъемлемой частью структуры нашего общества в силу многолетних ассоциаций его с религией и культурой, от Древнего Египта по сей день. Эти ассоциации стали


со временем традицией, и ныне в Британии тисе ассоциируется с погостом. Печально, но, по-видимому, поскольку язычество было «укрощено» и поглощено христианством, тиссовое дерево — центр языческого поклонения и веры — также было приручено. Его огородили на площадке округлой формы, затем появился крест, чтобы создать более управляемую и приятную для глаза форму. Зловещее дерево, вызывавшее ужас у бедных язычников в древние времена и все же очаровавшее их, ныне уже не представляет угрозы. Кладбищенский тисе, обычно ирландского вида Taxus fagiata, обрел декоративные черты и далеко ушел от своих предков. К счастью, долголетие тиссов дает нам привилегию видеть и воспринимать и нынче некоторые древнейшие из них.

РЕТА — Люди — за этичное обращение с животными


Люди — за этичное обращение с животными (РЕТА) — это организация, выступающая в защиту прав животных, которая базируется в Норфолке, Виргиния, США. Имея два миллиона членов и последователей во всем мире, она является крупнейшей в мире группой, защищающей права животных. Ее международным президентом является Ингрид Ньюкирк.

Основанная в 1980 году, эта организация является некоммерческой, освобожденной от уплаты налогов, корпорацией, в которой 167 сотрудников. Финансируется она почти полностью за счет благотворительных средств. Она сосредоточивает усилия на четырех главных вопросах: индустриальное разведение домашних животных и птицы, разведение пушных животных, научное экспериментирование на животных, использование животных для развлечений, а также проводит кампании протеста против рыбной ловли, убийства животных, которых считают вредителями, содержания собак во дворах на цепи, петушиных боев, собачьих боев и боя быков. Ее целью является информирование общественности путем публикации объявлений, раскрытие исследований на животных, освобождение животных и лоббирование. Лозунг организации: «животные не принадлежат нам — мы не можем есть их, носить одежду, сделанную из них, экспериментировать на них или использовать их для своих развлечений». Эту организацию критиковали за стиль и содержание ее кампаний и за количество животных, которых она подвергает эвтаназии. В 2005 году ее также критиковал сенатор от Оклахомы Джим Инхоуф, заявивший, что она действует как представитель Фронта освобождения животных и Фронта освобождения Земли, после того

"¦Сокращенный перевод КЭКЦ. Опубликовано: www.en.wikipedia.org.


как эти группы были внесены Департаментом государственной безопасности США в список чернового планового документа как внутренняя террористическая угроза.

КРАТКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА

РЕТА—это организация, выступающая в защиту прав животных. Она отвергает ви-довую дискриминацию животных (speciesism) и идею, что животных можно считать собственностью (имуществом) человека. Таким образом, она борется против любой формы использования животных: для тестирования, питания, развлечений, украшений, изготовления мебели или одежды.

В годовом обзоре РЕТА за 2004 год Ньюкирк конспирировала: «Каждый из нас ест, поэтому мы постараемся не только изменить те самые худшие издевательства, которым животные подвергаются на индустриализованных фермах и бойнях, но и пропагандировать сострадательную вегетарианскую диету ... Мы также революционизировали способы ведения бизнеса в некоторых компаниях, убедив их прекратить продажу меха, бойкотировать австралийскую мериносовую шерсть, научив применять сложные, утонченные методы работы без использования животных. Мы показали, как предупреждать наводнения, не разрушая бобровых хаток, и как не дать птицам залетать в крупные супермаркеты, не применяя для этой цели жестокие ловушки на клею. Только в прошлом году слоны, работавшие раньше в цирках и содержавшиеся в зоопарках, сейчас находятся в специализированных убежищах, родео кабанов и собак были запрещены, а жестокие компании оштрафованы. Кроме того, мы рассказали миллионам детей о правах животных с помощью нашей сети учителей и образовательных программ». Отно-


75


тужлтшуный покоішаш жууыл


ТОМ.  п,   fan.   3   (38)



сительно спорных программ РЕТА Нью-кирк сказала: «Ведь мы — крупнейшая группа, потому что мы умеем привлечь внимание... Возможно, в своих кампаниях мы прибегаем к самым разнообразным приемам, но что привлекает всеобщее внимание — это действия, бросающиеся в глаза. Мы всякий раз убеждаемся в том, что это действительно работает, поэтому мы не намерены уклоняться от этого аспекта ... помимо всех остальных мероприятий, о которых вы никогда не слышите, потому что на них никто не обращает внимания».

ИСТОРИЯ

Организация РЕТА, основанная в 1980 году, впервые привлекла общественное внимание в 1981, во время кампании, получившей название «Дело обезьян Силвер Спринг». Алекс Пачеко, соучредитель РЕТА вместе с Ингрид Ньюкирк, проводил тайное расследование в исследовательской лаборатории приматов Института изучения поведения животных в Силвер Спринг (Серебряный Родник), Мэриленд. Исследователь доктор Эдвард Тауб, перерезал нервные узлы, питающие нервы, идущие к пальцам, кистям, рукам и ногам, -этот процесс они называют «дифференциацией» — так чтобы животное не могло их чувствовать; а некоторым он «оглушал» весь позвоночный столб. Затем он применял принудительный электрический шок, — при этом обезьяны не получали ни пищи, ни воды -чтобы заставить их пользоваться «оглушенными» частями своих искалеченных тел. Целью этих испытаний было определить, можно ли заставить обезьян пользоваться своими конечностями и выяснить, оказывает ли это влияние на их мозг. Это исследование отчасти способствовало разработке концепции нейропластичности и новой физиотерапии жертвам инсульта, называемой терапией принужденного индуцированного движения. Пачеко посетил лабораторию ночью и сделал фотографии, показывавшие, в каких «отвратительных, грязных условиях» жили подопытные обезья-


ны, по утверждению журнала Института лабораторных исследований на животных. Он отнес свои свидетельства в полицию, которая провел рейд в лабораторию и арестовала Тауба. Он был обвинен в жестокости в отношении животных по шести пунктам. Это было первое в США подобного рода обвинении ученого — исследователя, хотя позднее оно было подано на апелляцию. Некоторые ученые, в их числе и Нобелевский лауреат Дэвид Хьюбел, критиковали действия Пачеко и обвиняли РЕТА в подделке свидетельств. Дальнейший спор и борьба за попечительство над обезьянами длились десять лет и в конце концов привели в 1985 году к внесению поправки в Закон о благополучии животных, требующей, чтобы исследователи не причиняли лабораторным животным ненужных страданий. Это было первое дело, касающееся благополучия животных, которое отстаивалось перед Верховным судом Соединенных Штатов, который отклонил заявление РЕТА о попечительстве. Все это превратило РЕТА из организации, которую Ньюкирк называла «пятеро в подвале» в общенациональное движение, способное и желающее применять тайные методы, суды и средства массовой информации для достижения своих целей.

ФИЛОСОФИЯ

И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Проведение кампаний

Организация известна необыкновенной смесью поддерживающей ее знаменитостей, таких как Пол Маккартни, Памела Андерсон, Сара Джессика Паркер, и подпольными расследованиями вместе с агрессивными кампаниями в средствах массовой информации. Многие из них были нацелены на огромные корпорации, такие как KFC, McDonald's, Wendy's, Burger King, PETCO, Procter & Gamble, Covance и Huntington Life Sciences . Знаменитейшие супермодели, такие как Кристи Тарлинг-тон, Ева Мендес, Наоми Кемпбелл пози-


76


2010


тумнжяуный   экологический   жууыл



ровали обнаженными для досок объявлений с подписью: «Лучше буду ходить голой, чем носить мех», украшающей их грудные клетки.

В дальнейшем McDonald's, Wendy's и Burger King ввели в свои меню вегетарианские блюда, РЕТСО резко сократила продажу многих экзотических живых животных; а в 2006 году после переговоров с РЕТА Поло Ральф Лорен объявил, что не станет больше использовать мех ни в одной из своих линий. Другие кампании подверглись критике. В 2003 году Ньюкирк критиковали за то, сто она направила письмо тогдашнему лидеру Организации освобождения Палестины Ясиру Арафату в ответ на произведенный в Иерусалиме взрыв, в котором подорвался ишак, нагруженный взрывчаткой. Ньюкирк призывала Арафата не вмешивать животных в человеческие конфликты. Она заявила газете «Вашингтон пост»: «Не мое дело — вмешиваться в человеческие войны».

Сравнения с холокостом

Некоторые кампании были спорными, В 2003 году была проведена выставка «Хо-локост на вашей тарелке», состоявшая из 8 панелей площадью 5,6 м кв. каждая, совмещавших образы Холокоста с картинами выращивания животных на индустриальных фермах. Эту кампанию вдохновил еврейский писатель, Нобелевский лауреат Исаак Башевис Зинге, вегетарианец и борец за права животных. От имени героя одной из своих повестей Зингер писал: «По отношению к ним (животным) все люди — нацисты; для животных весь мир — вечная Треб-линка». Фотографии жертв концлагерей были помещены рядом с курами в клетках, кучи тел жертв Холокоста—рядом с тушами забитых свиней. Надписи гласили, что «также, как евреев, замученных в концлагерях, животных терзают, когда держат их в гигантских грязных складах и сгоняют в транспорт для доставки на бойни. Кожаный диван и сумка являются моральными эквивалентами абажуров, сделанным из кожи


людей, убитых в лагерях смерти». Лига анти-дефамации осудила всю кампанию и ее председателя, Абрахама Фоксмана, который сам пережил Холокост, назвав выставку «возмутительной, оскорбительной, поднимающей наглость на новую высоту ... Попытка РЕТА сопоставить преднамеренное систематическое убийство миллионов евреев с темой прав животных отвратительна».

Выставку РЕТА «Холокост» создал Мэтт Прескотт, тоже еврей, потерявший нескольких своих родственников во время Холокоста. Он сказал: «То же мировоззрение, которое сделало возможным Холокост — представление о том, что мы можем делать что угодно с теми, которых мы считаем «другими или низшими», — именно оно позволяет нам совершать злодеяния против животных каждый Божий день... Ведь каждое животное испытывает боль, страх и тоску одиночества. Мы просим людей признать, что ужасы, перенесенные евреями и другими людьми, прошедшими через Холокост, равносильны тому, что животные переносят каждый день на индустриализированных фермах». The Guardian впоследствии сообщала, однако, «этот призыв очень мало повлиял на ярость еврейских групп». В мае 2005 года Ньюкирк опубликовала свой ответ, в котором принесла свои извинения за боль, причиненную некоторым людям проведенной кампанией, защищая, однако, ее цели.

Подпольные расследования

РЕТА скрытно направляет своих служащих в различные учреждения, к примеру, исследовательские лаборатории, для документирования того, как там обращаются с животными. Фиксация их впечатлений иногда требует нескольких месяцев. Некоторые из таких расследований привели к судебным процессам. В 2003 и 2004 годах организация провела подпольные расследования в Ковансе, компании, осуществляющей тестирование на животных в США и Европе, получив видеозаписи, показавшие, что


77


тужлтшуный покоішаш жууыл


ТОМ.  п,   fan.   3   (38)



обезьян в лабораториях бьют и вообще дурно с ними обращаются. На этом основании была представлена официальная жалоба в Департамент сельского хозяйства США. Компании Кованс было предъявлено 16 санкций, и она согласилась заплатить штраф в 8 720 долларов, но при этом заявила, что все приведенные данные были для незначительных административных дел и не были связаны с жестокостью к животным, и что более 700 конкретных обвинений со стороны РЕТА были отклонены правительством. Кованс также заявила, что РЕТА отредактировала фильм, чтобы преувеличить свои свидетельства. Немецкий государственный прокурор утверждал, что европейские лаборатории Кованс не нарушали никаких законов. После этого подпольного расследования против РЕТА тоже был выдвинут судебный иск за нарушение конфиденциальности, но федеральный суд США в апреле 2007 года вынес решение в пользу РЕТА о том, что такие скрытые расследования часто выявляют должностные нарушения. В 1997 году исследователи тайно пробрались в лаборатории биологических наук Хантингдона (HLS), компании, проводящей тестирование на животных по контракту, где засняли на пленку, как сотрудники лабораторий в СК бьют собак, и как жестоко обращаются с обезьянами в лабораториях Принстона, Нью-Джерси. После показа этого видео по Британскому телевидению в 1999 году группа активистов организовала кампанию «Прекратить жестокое обращение с животными в Хантингдоне» с целью вообще закрыть лаборатории этой фирмы. Эта кампания продолжается до сих пор.

В 1984 году демонстрировался 26-минутный фильм РЕТА под названием «Ненужный шум», основанный на полученных членами Фронта освобождения животных пленках общей продолжительностью 60 часов во время их рейда в Клинику черепно-мозговых травм Пеннсильванского университета. Это привело к прекращению финансирования, закрытию лаборатории, увольнению главного ветеринарного вра-

ча университета, а самому университету был поставлен испытательный срок. На пленке, в частности, была показана травма, наносимая бабуину с помощью специального гидравлического прибора для стимулирования травмы позвоночника ударом ремня.

В 1990 году Бобби Берозини, эстрадный артист из Лас Вегаса, утратил свою лицензию на работу с дикими животными, а позже проиграл судебный процесс против РЕТА, после того, как РЕТА продемонстрировала свой тайно снятый фильм, показывающий, как Бобби бьет и щипает обезьян, выступавших вместе с ним в его представлении. Большое жюри Северной Каролины предъявило официальное обвинение работникам свинофермы, — первое такого рода обвинение за жестокое обращение с животными в этой отрасли хозяйства, — после демонстрации фильма, показывающего, как потрошат свиноматку, которая, по свидетельствам очевидцев, была еще в сознании. В 1999 году РЕТА критиковали за подпольную съемку фильма в компании биологических ресурсов Каролины, в котором показывалось, как извиваются кошки, которых бальзамируют живыми, по мнению двух ветеринаров; однако анатом утверждал, что эти извивающие движения могут быть результатом воздействия формалина на только что умершее тело — он заставляет мышечные ткани сокращаться. Судебный иск против компании был отклонен.

Поддержка непосредственных акций

Нюкирк открыто обсуждают за поддержку прямых акций, а членов РЕТА критикуют за то, что их действия заходят слишком далеко, в частности в их длительных усилиях закрыть пушную (меховую) промышленность: они прерывают показы мод и обливают краской меховые шубы. В 1996 году активисты РЕТА бросили мертвого енота на ресторанный стол Анны Винтур, главного редактора журнала Fogue, кото-


78


2010


тумнжяуный   экологический   жууыл



рая рекламирует меха, и оставили кровавые отпечатки лап со словами «Меховая ведьма» на ступенях ее дома.

Поддержка Фронта освобождения животных

Эту группу также критиковали за оказание финансовой поддержки активистам Фронта освобождения животных (ALF), когда против них был выдвинут судебный иск. Газета The Observer отмечала наличие «сети взаимоотношений между, по-видимому, не связанными между собою группами защиты прав животных по обе стороны Атлантического океана», подчеркивая, что при наличии активов в 6,5 миллиона долларов и еще 15 миллионов долларов в активах холдинга Фонд PET А, эта организация финансирует отдельных активистов и целые группы, причем некоторые из них связаны с агрессивно настроенными группами, в том числе и с ALF, который ФБР назвало внутренней террористической угрозой.

Род Коронадо, бывший активист ALF, получил 64 000 долларов от РЕТА, а через два месяца еще 38 240 долларов в качестве займа для оплаты его защиты в суде, когда его обвинили в поджоге исследовательской лаборатории Университета штата Мичиган. РЕТА потребовала возврата налога от Налогового управления США на пожертвование после того, как был совершен поджог. Говорят также, что РЕТА пожертвовала 1,3 млн. долларов Комитету врачей за ответственную медицину (PCRM) — организации, пропагандирующей альтернативы тестированию на животных, которую, однако, критикуют за связи с ALF в частности, с доктором Джерри Власаком, хирургом-травматологом, который руководит издательским офисом американского отделения Фронта освобождения животных. Кроме того, РЕТА выдала 5 000 долларов Комитету поддержки Джоша Харпера перед тем, как он был обвинен в «терроризме по отношению к предпринимателям, использующим животных» в США в связи


с кампанией SHAC. Как утверждала New York Post, она также выделила в 2001 году 1500 долларов Фронту освобождения Земли. Ньюкирк заявила, что это было ошибкой, и что эти средства предназначались для «обучения общества в отношении разрушения среды обитания». РЕТА также предоставила 7500 долларов Френу Тратту, которому было предъявлено обвинение в попытке убийства Леона Хирша, руководителя Хирургической корпорации Соединенных Штатов, Ньюкирк критиковали и за участие в совместных с ALF рейдах. В 1995 году, во время судебного процесса над Коронадо за поджог в Университете штата Мичиган, Прокурор США Майкл Деттмер заявил, что Ньюкирк до этого организовала получение от Коронадо документов из лаборатории и видеокассету об этом рейде. Ньюкирк не приносит никаких извинений по поводу поддержки ее организацией активистов, которые, возможно, нарушают закон. Она пишет, что «ни одно движение за социальные перемены ни разу не преуспело без воинствующего компонента». Что касается Фронта освобождения животных, она пишет: «Мыслители могут готовить революции, однако осуществлять их приходится разбойникам.

Правительство начало серьезно работать над законодательством о гражданских правах только после того, как участники демонстраций в защиту негров прибегли к насилию ... В 1850 году аболиционисты, отказавшись наконец от мирных методов, начали пропагандировать акции, нарушавшие работу на плантациях и освобождавшие рабов, и участвовать в этих акциях... Было ли все это ошибкой?...»

Проект помощи домашним животным

РЕТА осуществляет несколько программ помощи кошкам и собакам в беднейших районах юго-восточной Виргинии и Северной Каролины. В 2008 году РЕТА кастрировала 7485 кошек, собак и кроликов, в


79


тужлтшуный покоішаш жууыл


ТОМ.  п,   fan.   3   (38)



томчисле 165 питбулейи715 бродячих котов по сниженным расценкам или бесплатно. Организация приходит на помощь заброшенным, больным или покалеченным животным и приводит к судебной ответственности за жестокое с ними обращение. Она предлагает услуги по гуманной эвтаназии в тех округах, где умерщвляют нежеланных животных, расстреливая их или отравляя газом. Кроме того, РЕТА предлагает бесплатную эвтаназию для сильно больных или умирающих животных, когда на усыпление их в ветеринарной клинике нет средств. Она оплатила и построила приют для кошек в округе Северная Каролина. Каждый год организация строит сотни будок с соломенной подстилкой для здоровых собак, которые всю зиму проводят на цепи во дворе. В 2008 году было сооружено более 300 домиков для собак и подготовлено около 3200 соломенных подстилок. РЕТА также финансирует объявления о государственных услугах и доски объявлений, убеждающие людей сдерживать чрезмерное размножение домашних животных посредством их стерилизации, а также забирать домой животных из приютов.

Стратегия эвтаназии

До того, как основать РЕТА Ньюкирк руководила мероприятиями по контролю за заболеваниями животных и была директором приюта для животных в Округе Колумбия, говорили, что она была шокирована тем, как в этом приюте обращались с животными, и методами их эвтаназии.

РЕТА не согласна с движением, выступающим против убийства животных и усыпляет большинство из тех, которых ей передают. Организация рекомендуют подвергать эвтаназии определенные породы— к примеру, питбулльтерьеров, и в некоторых ситуациях животных в приютах, которые никому не нужны, таких, скажем, которые долгое время живут в тесных клетках. РЕТА принимает колонии одичавших котов с такими болезнями как кошачий СПИД и лейкемия, бродячих собак, щен-


ков, инфицированных парвовирусом, а также собак, живущих на цепи, и, естественно, было бы нереально при этом следовать политике запрета их убийства. Нъюкирк говорит; «Конечно, это абсолютно отвратительное занятие, но ведь иногда единственным добрым выходом для некоторых животных остается только усыпить их навсегда» В 2005 году в Виргинии РЕТА подвергла эвтаназии 1946 домашних животных из тех 2138, которые были ей переданы, или бродячих, подобранных ею.

Судебные процессы

В 2005 году, когда полиция обнаружила, что только за месяц не менее 80 животных были усыплены и брошены на свалки, организация подверглась острой критике. Двух служащих РЕТА видели подъезжающими к свалке в фургоне, зарегистрированном за этой организацией, и оставивших там 18 мертвых животных, а еще 13 нашли внутри фургона. Животных усыпили сразу же после того, как забрали их из приютов в округах Норхэмптон и Берти. Представители группы сказали, что они начали усыплять животных в приютах некоторых сельских районов Северной Каролины после того, как обнаружили, что там убивали животных методами, которые группа сочла негуманными. Полиция обвинила этих двух служащих в 31 случае жестокости по отношению к животным, что является уголовным преступлением. Они были оправданы в апреле 2008 года.

Позиция В ОТНОШЕНИИ ТЕСТОВ НА ЖИВОТНЫХ

РЕТА считает, что тестирование на животных, является ли оно проверкой токсичности, базовых или прикладных исследований, или с целью обучения и образования, является ненадежным и бесполезным. Группа также полагает, что исследования на животных, преследующие медицинские цели, «имеют тенденцию не иметь отношения к человеческому здоровью», во-пер-


80


2010


тумнжяуный   экологический   жууыл



вых потому, что болезни, искусственно прививаемые животным, не идентичны человеческим, и во-вторых, потому что люди и животные существенно отличаются друг от друга в биологическом плане. Члены группы утверждают, что эксперименты на животных часто чрезмерны и не подвергаются какой бы то ни было отчетности, надзору и подчиняются никаким законодательным актам или нормам. РЕТА пропагандирует и поддерживает альтернативы использованию животных для испытаний, в том числе применение стволовых клеток эмбрионов и исследования на клетках in vitro. Сообщалось, что сотрудники РЕТА предлагали добровольно исследовать новые вакцины на себе; Скотт Ван Вальтен-бург, директор РЕТА признавался в письме в одну из газет в 1999 году, что был одним из добровольцев, тестировавших вакцины против ВИЧ.

«Даже если бы тестирование на животных привело к излечению СПИДа, мы были бы против него».

Ингрид Ньюкирк, президент РЕТА

Конфликты

с другими активистами

с защитниками прав животных

РЕТА является мишенью для критики со стороны других защитников прав животных, часть из которых считает эту группу чересчур мягкой по отношению к вопросам прав животных, другие обвиняют ее в использовании женщин в своей рекламе. Джон «ДжІІ» Гудвин, основатель «Коалиции за отмену торговли мехами», сказал: «Некоторые люди позиционировали движение как рыхлое, основанное на нелепых заявлениях и глупых выходках. Пришло время прекратить бросаться пирогами, трамбовать навоз, демонстрировать обнаженных моделей и вернуться к разговору о животных». Кампания РЕТА под лозунгом «Я лучше буду ходить голая, чем носить меха» подняла волну критики со стороны феминисток за изображение женщин: на одном из ее рекламных плакатов была по-


казана пара женских ног в черных чулках и туфлях на высоких каблуках. Женщина тянет меховую шубку, с которой капает кровь. Надпись гласила: «На одну шубу требуется до 40 мертвых животных. Но только одно будет ее носить». В ответ на плакат, где Патти Дэвис позировала обнаженная с собакой Хью Хефнера, Батя Бауман, директор организации «Феминисты — за права животных» (FAR), сказала, что «при всей нашей преданности делу прекращения издевательств над животными ...мы не можем согласиться с методом, изображающим женщину в таком виде», добавив, что FAR считала необходимым дистанцироваться и выступить против.

Критика «нового велфаризма»

Гэри Франционе, профессор права в школе Ратжерса в Лоу-Ньюарке критиковал РЕТА за то, что она стала организацией, отстаивающей благополучие животных, а не посвятившей себя защите прав животных. РЕТА— пример того, что Франционе называет «новыми велфаристами» (от английского welfare — благополучие, прим, переводчика). Потому что, даже несмотря на то, что их долговременной целью является полная отмена использование животных для любых целей, они готовы сотрудничать с предприятиями, использующими животных, для того чтобы добиться постепенных перемен. Франционе, активный пропагандист аболиционизма, доказывает, что это — традиционный подход групп благополучия животных, который, как он считает, является разрушительным для дела защиты прав животных, поскольку заставляет общественность верить в наличие прогресса, в то время как изменения являются всего лишь косметическими. Кроме того, Франционе критиковал РЕТА за закрытие низовых общественных организаций зашиты прав животных, которые он считает весьма существенными для выживания всего движения. Одним аспектом современного движения за права животных, в отличие от традиционного движения за их благополучие, является то, что пер-


81


тужлтшуный покоішаш жууыл


ТОМ.  п,   fan.   3   (38)



вое отрицает важность корпоративной благотворительности. Франциске пишет, что РЕТА с самого начата создала независимые отделения по всей стране, но затем закрыла их в середине 80-х годов в пользу централизованной организация с вертикальной структурой, которая консолидировала не только руководство, принимающее решения, но также и пожертвования, так что последние из любого штата теперь направляются в РЕТА, а не в действующую там группу.

С ЛИЦАМИ,   ЗАЩИЩАЮЩИМИ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ

РЕТА критикует тех, кого ее члены называют «самозваными борцами за диких животных» — телевизионных героев типа Джека Ханны, Джима Фоулера и покойного Стива Ирвина. РЕТА утверждает, что, хотя они и провозглашают природоохранные обращения, зачастую верные по сути, но некоторые их действия — вторжение в места обитания животных, отлов их в сети, борьба с ними, перемещение их в чуждую для них окружающую среду, вызывающую стрессы, вредны для животных, которых, по их собственным словам, они защищают. В эти действия часто вовлекаются детеныши, которые, по мнению членов группы, должны находиться со своими матерями. Конфликт между РЕТА и названными лицами стал известен общественности в 2006 году, когда, сразу после смерти Ирвина, вице-президент РЕТА Дэн Мэттьюз заявил, что покойный «сделал карьеру на борьбе с напуганными дикими животными, что является очень опасным обращением к детям». Член австралийского парламента Брюс Скотт заявил, что РЕТА должна извиниться перед семьей Ирвина и перед остальной Австралией.

Финансы

За год, окончившийся 31 июля 2005 года, РЕТА получила пожертвований от общества на общую сумму свыше 25 миллионов долларов, согласно ее финансово-


му отчету, прошедшему аудиторскую проверку. Около 85% ее рабочего бюджета было израсходовано на ее программы: 10,83% на организацию сбора новых средств; 4,18% — на управление и общие операции; пятьдесят три процента ее служащих заработали от 14 560 до 27 999 долларов. 32%— от 28 000 до 38 499 долларов; и 15%—свыше 38 500 долларов. Сама Ньюкирк получила 32 000 долларов. Некоторым из ее сотрудников досталось вознаграждение в размере до 72 488 долларов.

Финансы РЕТА также подвергаются критике. Комиссия Сената США по окружающей среде и государственным сооружениям указала на заявления по возврату налогов для финансирования организаций, таких как Фронт освобождения животных, позднее объявленных внутренней террористической угрозой в этой стране.

Другие кампании

Мех

Две длительные кампании под лозунгами «Вот остатки твоей шубки» и «Я лучше буду ходить голая, чем носить мех», в которых супермодели появились обнаженными, чтобы продемонстрировать, что они решительно против того, чтобы одеваться в меха. Молодые женщины в бикини, которые оказались сделанными из салатных листьев, собираются в центрах городов, чтобы раздавать листовки о вегетарианстве. В мае 2006 года РЕТА провела демонстрацию людей в обнаженном виде у Собора Святого Павла в Лондоне в знак протеста против использования меха настоящих медведей для медвежьих шуб, которые носит Гвардейская Пехота.

Фаст Фуд

Сеть ресторанов быстрой еды KFC — четвертая цель организации после кампаний против Мак-Дональде, Бургер Кинг и Вендиз. Эта кампания включала более 10 000 демонстраций во всем мире и получила поддержку от многих знаменитостей, в числе которых были Аль Шарптон, Дик


82


2010


тумнжяуный   экологический   жууыл



Грегори и Томми Ли. РЕТА настаивала, чтобы KFC потребовал от своих поставщиков выполнять рекомендации его собственного комитета благополучия животных, в частности, чтобы они прекратили ломать птицам лапки и топить их, еще находящихся в сознании, в резервуарах с кипятком. РЕТА отсняла видеофильм на бойне в Мур-филде, Западная Виргиния, и разместила его на своем сайте. Согласно сообщениям в новостях, РЕТА как акционер YUMI Brands подала резолюцию акционеров этой компании с требованием, чтобы KFC убивала кур более гуманным способом.

Цирки

РЕТА регулярно протестует против цирков, использующих животных. Цирки Ringling Bros, и Вагпит & Bailey — частые мишени ее обвинений в издевательствах над животными. РЕТА просила нескольких мэров тех городов, которые цирк планировал посетить, принять законодательство, запрещающее пользоваться инструментами, применяемыми для тренировки слонов. В одном особом случае речь шла о «крюках, электрических стрекалах и других инструментах, которые причиняют боль слонам или травмируют их». РЕТА настаивала на их запрете после того, как директор по содержанию животных в цирке Carson & Barnes Тим Фриско был сфотографирован во время нападения на слона с крюками и электрическими стрекалами. Видеокассета с отснятой на ней одной из тренировок Фриско показывает, как он колет слона крюком со стальным наконечником, наносит ему шок электрическим стрекалом и выкрикивает: «Заставь их реветь!». Как утверждает РЕТА, «на ней показаны ревущие и извивающиеся от боли слоны».

Животные — новые рабві?

В 2005 году в кампании под лозунгом «Животные — новые рабы?» РЕТА провела показ, в котором образы угнетаемых групп, в том числе черных рабов, американских индейцев, детей—рабочих и женщин демонстрировались рядом со слона-

ми на цепях и убиваемыми на бойне коровами. Сравнение негров с этими животными подвергла критике Национальная Ассоциация за развитие цветного населения, и РЕТА согласилась прервать кампанию.

Просбббі о смене названий

РЕТА регулярно просит города изменить свои названия. В апреле 2003 года она предложила бесплатные вегетарианские бургеры городу Гамбургу, штат Нью-Йорк, за то, что он переименует свое название в Веггибург. В 1996 году организация провела кампанию за переименование города Фишкилл, штат Нью-Йорк, поскольку существующее название (Fishkill — «Убийство рыбы») звучит жестоко по отношению к рыбе. (На самом деле корень «килл» по-голландски значит «ручей»). В октябре 2003 года группа убеждала городок Родео в Калифорнии переименоваться в Юнити (Unity) в знак признания заслуг компании Юнион Ойл в экономическом спасении этой зоны в конце 19-го века. РЕТА пообещала бесплатно предоставить местным школам вегетарианские бургеры на общую сумму 20 000 долларов, если название города будет изменено. В 2007 году группа просила город Ком-мерс в штате Колорадо изменить название наКепшску Fried Cruelty. В октябре 2008 года РЕТА начала кампанию с призывом «Спасите морских котят», называя рыбу «морскими котятами» в попытке создать ей позитивный имидж. В апреле 2009 года организация попросила группу Pel Shop Boys сменить свое название на Rescue Shelter Boys (что приблизительно значит «Парни приюта спасения» — прим. перевод. Музыканты ответили, что, хотя сейчас они не могут согласиться на это предложение, однако оно «поднимает вопрос, о котором стоит подумать».

Графические брошюрбі

Организацию критиковали за распространение среди детей графических брошюр. Согласно ее сайту, целью этих бро-


83


тужлтшуный покоішаш жууыл


ТОМ.  п,   fan.   3   (38)



шюр было известить родителей о том, как их действия влияют на их детей. В одной из брошюр под названием «Твой папа убивает животных» карикатурно изображался отец, потрошащий рыбу. Подпись гласила: «Поскольку твой папа дает тебе неверные уроки о том, что такое хорошо и что такое плохо, ты должен научить его, что рыбалка — это убийство. Пока он не поймет, что убийство — это не развлечение, держи своих кошечек и собачек от него подальше. Он так увлечен убийством беззащитных животных, что твои любимцы могут быть следующими». Другая брошюра о меховой одежде была озаглавлена «Твоя мамочка убивает животных»; в ней изображалась карикатура женщины, вонзающей нож в желудок кролика. Этот комикс послужил причиной того, что в 2007 году документальный фильм о РЕТА назвали «Твоя мамочка убивает животных».

Военные США

В октябре 2007 года РЕТА попросила представителей Армии Соединенных Штатов пересмотреть свою практику использования живых животных в процессе обу-


чения и тренингов для имитации боевых ранений. В феврале 2008 года организация направила письмо подрядчику, предлагающему услуги по тренингу военных, с просьбой к этой компании изменить свои методы. В конце 2008 года Департамент обороны США заявил, что решение провести такой пересмотр не имеет отношения к их деятельности. Однако представитель РЕТА Шалин Гала сказала о таком развитии событий: «Они не станут заниматься пересмотром этого до тех пор, пока на ситуацию не будет оказано серьезное давление».

Конкурс на создание мяса in vitro

В апреле 2008 года РЕТА объявила конкурс с призом в 1 млн. долларов на разработку метода производства in vitro «коммерчески целесообразного количества мяса по конкурентоспособной цене к 2012 году». Это объявление вызвало, по словам Ньюкирк, «почти гражданскую войну», поскольку многие члены организации отвергают саму мысль о потреблении животных тканей даже «из пробирки», то есть если при этом не будут убивать животных.
 



© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.