WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

   Добро пожаловать!

Детский экологический центр на предприятии:шаг к социальной ответственности-2011-3

Научный журнал

 

ГЛАВА 6

Помещение центра

Помещение и стены - это система информации

Большая часть нашей жизни проходит в помещениях. Можно сказать, что они стали нашей средой обитания, а как известно, среда оказывает важнейшее влияние на формирование психологии человека. В одних помещениях мы чувствуем себя уютно, в других - подавленно, в третьих - рассеянно.

Учебные помещения влияют не только на наши чувства и ощущения. Они посылают определенные сообщения, которые люди, сознательно или подсознательно, хорошо усваивают. Здесь можно представить себе несколько узнаваемых картинок.

  1. В кабинете химии. На доске обозначена тема: «Вода - наше богатство». Учитель что-то вещает, а из крана капает вода. В данном случае помещение может свести на нет наши воспитательные усилия. Дети поверят ему больше!
  2. Ещё одна кафедра (например, в кабинете биологии), за ней стоит учитель. Кафедра представляет собой барьер между учителем и учеником. Физический барьер как правило создаёт и барьер психологический. Всегда ли он нужен?
  3. Угол класса, в котором стоит три мусорных корзины - «мусор», «батарейки», «макулатура». Такое помещение может учить не хуже учителя
  4. Класс с одиночными рядами парт. Помещение может разобщать...
  5. Класс со столами, за которыми ребята сидят в группах. Помещение может и сплачивать.

Таким образом, планируемое под детский центр помещение должно не только соответствовать всем необходимым ГОСТам и СНИПам, но также должно нести ту смысловую нагрузку, которую мы ему определили на предыдущих стадиях планирования.

Среди разнообразных подходов к планировке помещений и интерьеров детских экологических центров практикуется четыре основных. 1. «Добротный евростандарт»

При таком подходе стены, потолки и полы предназначенного под центр помещения отделываются по так называемому русскому евростандарту (неизбежный навесной потолок, пластиковые двери и плинтуса, которые норовят сломаться при первом удобном случае, обильное использование хромированных деталей и пр.). Затем помещения наполняются необходимыми элементами учебного помещения (шкафы, столы и пр.). После этого оставшиеся пространства заполняются стендами, цветами и другими элементами украшения. Это, пожалуй, наименее трудозатратный подход, но он же и наименее перспективный. Педагоги, работающие в таком центре, почувствуют многочисленные неудобства и ограничения буквально с первых недель работы.

49


Программа Зелёного креста по экологическому образованию для устойчивого развития

2.  «Оригинальный дизайн»

В фокусе этого подхода - логичное желание создателей центра сделать его как можно более отличающимся от школы. Это достигается за счёт декорирования стен причудливыми скульптурными и прочими композициями, размещения картин или затейливых стендов, использования ярких цветов, насыщения всевозможной техникой. Опасность здесь всущности та же, что и при использовании предыдущего подхода - элементы интерьера могут «вытеснить» ребёнка. Оригинальный дизайн только ради красоты или необычности - непозволительная роскошь для детского экологического центра.

3.  «Своими руками»

Архитектура и дизайн помещения решаются очень просто, без лишних деталей. В старых зданиях часто оставляются нештукатуреные кирпичные кладки, деревянные балки. В специально построенных помещениях (в западных странах часто с максимально возможным применением местных природных материалов) стены остаются практически «голыми». Декор помещения осуществляется сотрудниками, школьниками-активистами центра или художниками, декораторами из местного сообщества. Несомненным плюсом такого подхода является его гибкость и динамизм, в течение года интерьер такого центра меняется много раз.

4.  «Помещение-учитель»

Наиболее эффективный подход к дизайну образовательного помещения определили ещё Антон Павлович Чехов: «если на стене висит ружье, то оно обязательно должно выстрелить». То же самое можно отнести и к любому элементу интерьера образовательного центра: если у стены стоит аквариум, он должен послужить частью занятия, а не просто украшением. Можно сказать, конечно, что красота воспитывает сама по себе. С другой же стороны, дети видят её не так уж редко - в музее, в многочисленных фильмах и мыльных операх, в родных пейзажах, в конце концов. Чего они точно видят редко - так это красоту, которая ещё и учит их, не взывая к морали.

В идеале, в помещении ДЭЦ не должно быть ни одного элемента, не несущего образовательного смысла. Тогда само помещение может стать учителем высшей категории.

Идеальное помещение Детского экологического центра

Постараемся описать главные принципы, которыми стоит руководствоваться при создании «идеального» помещения детского экологического центра. 1. Экологичность

Какая бы концепция центра ни была выбрана, слово «экологический» в названии будет ко многому обязывать. Например, к тому, чтобы центр был «экологичным» - т.е. оказывал на окружающую среду как можно меньшую нагрузку. Если этого достичь не удалось, то положительный эффект от экологического образования в стенах центра может и не перевесить повышения нагрузки на окружающую среду, вызванного возведением и работой этих самых стен. Поэтому, при проектировании центра необходимо стремиться к минимизации потребления ресурсов, выбору экологически безопасных строительных материалов и оборудования.

50


Детский экологический центр на предприятии: шаг к социальной ответственности

В некоторых экологических центрах в странах Европы счетчики расхода воды, электроэнергии, тепла размещаются на видном месте и служат дополнительным обучающим пособием. Обо всех усилиях центра детям можно рассказать с помощью системы надписей, например:

  1. На выключателе света: «Благодаря специальным технологиям, на освещение нашего центра расходуется N кВт энергии в час. Это в три раза меньше, чем обычно потребляется похожими помещениями».
  2. На мебели: «Этот стол сделан из приготовленной на выброс старой мебели. Для того, чтобы его сделать, не потребовалось рубить деревья»
  3. На кране с водой: «Благодаря специальной насадке на кран, при мытье рук ты потребляешь в два раза меньше воды, чем обычно».

Наше особое восхищение вызывает здание центра им. А.Льюиса факультета экологии колледжа г.Оберлин, Огайо, США. Его создатели постарались учесть все известные им требования к экологичным зданиям. Древесина для его конструкций была заку плена у экологически ответственных компаний. Для освещения аудиторий максимально используется дневной свет. Когда необходимо, его недостаток восполняется высокоэффективными лампами. Климат, освещенность и многие другие параметры работы здания контролируются центральным компьютером, данные с которого заодно служат и материалом для исследовательских работ студентов. Для оборудования здания выбиралось наиболее энергоэффективное оборудование. Вся крыша здания покрыта солнечными панелями, которые позволяют покрывать значительную часть потребностей здания в электричестве. Сточные воды здания очищаются по уже упомянутой нами технологии «живая машина». Все технологические решения не спрятаны от глаз посетителей, а, напротив, размещены в видных местах. Это делает здание своеобразным учебным пособием для студентов, которые становятся первоклассными специалистами в области экологического дизайна. С особенностями дизайна центра А.Льюиса можно ознакомиться на сайте www.oberlin.edu.

Экологический центр Бишоп Вуд британской энергетической компании «National Grid» построен на территории, прилегающей к магистральной линии электропередачи. Возможно, благодаря этому в окрестностях сохранилось нетронутое болотце, роща, и поле с дикими цветами. Руководство компании решило использовать эту территорию в целях экологического образования. Для этого рядом было построено экологичное здание (даже часть его крыши покрыта газонной травой). При строительстве использовались кирпичи и доски от старого разобранного здания, для теплоизоляции пространство между двойными стенами было заполнено измельченной макулатурой. Аудиосенсоры снижают температуру обогрева помещений, когда в них никого нет. Подробный рассказ о здании можно найти по адресу www.bishopswoodcentre.org.uk/schools/powerpoints/newpppts/BWKS2pp_nles/frame.htm

Огайо, скажет наш читатель - не Россия зимой. Существуют и здания, расположенные в более суровых условиях, и в то же время являющиеся поразительными примерами экологической архитектуры. Одно из них - здание института Роки Маунтин (штат Колорадо, США). Несмотря на то, что зимняя температура в районе расположения института нередко опускается до - 440С

51


Программа Зелёного креста по экологическому образованию для устойчивого развития

Здание площадью 370 кв.м.практически не имеет системы отопления, кроме двух небольших дровяных печек. Экологический дизайн позволил экономить половину от запланированного потребления воды, 99% (Ш)энергии на нагрев воды и 90% электроэнергии, расходуемой на прочие цели. Всё это было достигнуто на основе технологий, доступных в далеком 1983 году. Для того, чтобы лучше познакомиться с архитектурными и технологическими находками создателей института, рекомендуем посетить сайт http://www.rmi.org

В целом, в мире стало уже «хорошим тоном» использовать наилучшие технологии при создании экологических образовательных центров. Заказчики и проектировщики зданий этих центров стремятся к тому, чтобы он соответствовал не только их представлениям об «экологичном» здании, но и довольно жестким государственным и общественным стандартам в этой области. Например, уже упомянутый нами Водный образовательный центр Watershed в Айдахо стал первым зданием города, которое получило сертификат LEED («Лидер в энергосбережении и экологическом дизайне»). В мире не так легко найти построенный за последние годы эколого-образовательный центр, который бы не соответствовал принятым в стране добровольным экологическим стандартам.

Центр альтернативных технологий - один из лидеров не только в Великобритании, но и в мире в области образования для устойчивого развития и экологического просвещения общественности. Это независимая неправительственная организация, которая живет за счёт пожертвований бизнеса, благотворительных фондов, государственных грантов. На территории центра размещены павильоны, рассказывающие посетителям о различных решениях, изобретениях и технологиях, позволяющих сделать наш привычный образ жизни более экологичным и даже «нулевым» в плане нагрузки на окружающую среду.

Центр генерирует собственную электроэнергию за счёт ветра и солнца. Интересно внимание центра к водоснабжению и очистке сточных вод. Центр рассказывает об этом своим посетителям так: «Большая часть потребляемой нами воды поступает из резервуара с холма над центром. Остальная часть - это собранные стоки с крыш наших зданий. Протекающая по территории центра вода используется для генерации энергии, полива растений, бытовых нужд.

Для получения воды питьевого качества мы не используем химических веществ. Вода сначала проходит через песчаный фильтр, а потом обрабатывается ультрафиолетом.

На нашей территории вы увидите много примеров экономии воды. Наши туалеты - компостного типа, писсуары не требуют слива, унитазы используют минимальное количество воды.

2. Воздействие на все органы чувств Все мы хорошо знаем, что детство - период бурного развития мозга и всех вытекающих из него процессов. Мозг развивается, получая многочисленные стимулы извне, а каналами, по которым стимулы передаются в мозг, являются пять наших органов чувств (или, как говорят ученые - сенсорных систем). Чем богаче сенсорный опыт, тем лучше развивается мозг. Чем больше чувств вовлечено в процесс познания, тем понятнее, интереснее будет новый материал, тем на более длительный срок сохраняться впечатления и знания.

52


Детский экологический центр на предприятии: шаг к социальной ответственности

Несмотря на то, что подобные выкладки не являются секретом для большинства взрослых, во многих образовательных помещениях дети до сих пор испытывают так называемый «сенсорный голод». Обсудим, как можно лучше задействовать органы чувств детей в экологическом центре.

Слух

Пожалуй, слух детей в большинстве образовательных помещений задействуется неплохо - будь то благодаря лекции учителя или рассказу экскурсовода. В то же время, по данным исследований, гораздо меньше людей предпочитает воспринимать информацию на слух, по сравнению со зрением.

Зрение

Насколько задействовано зрение детей, зависит, конечно, от особенностей помещения. Если это музей, то, глазу, скорее всего, есть, на чем остановиться. Школьные же или вузовские помещения далеко не всегда посылают позитивные зрительные сигналы - редко сменяемые стенды; суровые лица великих ученых и писателей на портретах, которые иногда едва моложе тех, кто на них запечатлен; однообразная, часто холодных тонов краска на стенах. Разумеется, многие подобные недостатки вызваны финансовой ситуацией, но часто это обусловлено и просто недостатком внимания коллектива.

Чтобы максимизировать зрительное воздействие помещения на зрение человека, можно воспользоваться следующими нехитрыми советами:

  1. Окрашивая стены, используйте теплые тона, и комбинируйте два-три цвета;
  2. Старайтесь придавать помещению плавные линии - мозг реагирует на них гораздо лучше, чем на перпендикулярные. Этого можно достичь за счёт сглаживания углов, выбора формы мебели, навесных конструкций потолка. Форму этих конструкций можно повторить на полу, комбинируя два-три типа линолеума. Неизбежные потери при сглаживании углов и установке дополнительных «сглаживающих» элементов можно уменьшить, если использовать пространства внутри конструкций в качестве шкафов;
  3. Избегайте дизайна или строительных материалов, которые предполагают однообразное повторение одинаковых элементов (например, покрытие пола квадратными плитками из ПВХ, навесной потолок из сетки повторяющихся квадратов, стройные ряды прямоугольных столов и пр.). Психологи небезосновательно полагают, что это плохо влияет на работу мозга;
  4. Старайтесь сделать среду помещения как можно более динамичной. Если среди ваших посетителей будет значительное количество тех, кто придет в центр не один раз, нужно постараться, чтобы при каждом новом посещении они могли заметить какие-либо небольшие изменения - новую информацию на стенде, по-новому расставленную мебель, новые надписи на учебных пособиях и оборудовании.

Осязание

Людей, которые привыкли познавать мир, опираясь на чувство осязания, называют кинестетиками. Их всегда можно узнать по непоседливости, по тому, как они вертят в руках всё, что найдут рядом, по привычке часто обнимать или трогать собеседника. Не сложилось ли у читателя впечатления, что мы описываем

53


Программа Зелёного креста по экологическому образованию для устойчивого развития

обычного ребёнка? Так оно и есть. Все дети рождаются кинестетиками - вспомните, как они тянут в рот всё, что попало, стремятся разобрать любую игрушку, потрогать всё руками. По мере взросления дети вынуждены переучиваться - ведь обучение в школе больше построено на слушании и видении. Если им это не удаются, «закоренелые» кинестетики превращаются в «плохих учащихся» - непосед, нарушителей правил работы с материалами, детей «неспособных слушать», и пр.

Исследования показывают, что если дать детям вдоволь использовать чувство осязания, их мозг начинает работать значительно лучше. А кинестетики, у которых не подавили их талант, превращаются в отличных спортсменов, скульпторов, и других всевозможных мастеров. Излишне и говорить, что каждый кинестетик - просто находка для предприятия, где так нужны мастера, получающие удовольствие от «работы руками».

Как же можно предусмотреть дизайн помещения, который был дал детям возможность задействовать их чувство осязания в образовательном центре? ещё несколько советов:

  1. при подборе материалов для покрытия поверхностей, к которым будут прикасаться дети, используйте материалы с различной текстурой - очень гладкие, шершавые, морщинистые и пр.
  2. предусмотрите как можно больше элементов, которые можно трогать, крутить, разбирать. Особенно это касается пособий, демонстрирующих работу какого-либо оборудования. Например, модель насоса, который нельзя потрогать -настоящая пытка для пытливых детей, которым будет очень тяжело устоять перед соблазном и не повернуть в нем что-нибудь.
  3. в качестве «ощутимой добавки» к каждому столу центра можно предложить мягкие мячики, которые можно теребить в руках. Исследования, проведённые в ряде зарубежных школ, показывают, что такая возможность на несколько процентов улучшает успеваемость детей. Подобный феномен нетрудно объяснить - детям легче высказываться и спрятать смущение, если они мнут что-то в руках. Кроме того, мячик в руке дополнительно стимулирует работу мозга во время занятия.

Мышечные ощущения: дайте детям подвигаться

Строго говоря, мышечные ощущения - это не отдельное чувство, но в нашем списке его упомянуть всё же важно.

Среднему подростку физиологически необходимо подвигаться каждые пятнадцать минут. Если этого не происходит, он чувствует себя дискомфортно, теряет внимание, накапливает легкий стресс. Всё это напрямую скажется не только на его собственных ощущениях от занятия, но и на настроении педагога - малоприятно видеть ерзающих, дергающих друг друга детей, обращающих минимум внимания на то, что им предлагается на занятии.

Избежать этого кошмара нетрудно. Достаточно помнить, что периодически нужно давать детям возможность подвигаться. Даже когда человек встает и передвигается от одного стола к другому, его кровообращение усиливается на 15%. Этого не только достаточно, чтобы на какое-то время снять острую потребность в движении, но и чтобы усилить работу мозга - ведь в него прильет больше крови.

54


Детский экологический центр на предприятии: шаг к социальной ответственности

Обоняние

К счастью или к сожалению, но, в отличие от трех предыдущих органов чувств, науке практически неизвестны люди, которые при изучении окружающего мира преимущественно полагаются на свой нос -разве что знаменитый герой романа П.Зюскинда «Парфюмер». Трудно поспорить, тем не менее, что запахи играют немалую роль в нашей жизни. И их влиянием на людей тоже можно управлять!

Если использование запахов зарекомендовало себя в офисных здания, оно должно хорошо работать и в образовательных зданиях! Не так уж трудно разместить где-нибудь вблизи батареи небольшой контейнер-подобие «аромной лампы». Периодически добавляя в нее эфирные масла, сотрудники смогут в буквальном смысле улучшать психологический климат помещения.

Вкус

Нам практически не известны случаи систематического использования чувства вкуса в образовательной работе. Разумеется, это не представляет проблемы для шоколадной фабрики или завода по производству напитков, но для предприятия ЖКХ подобные возможности весьма ограничены. Это и не должно расстраивать читателя, ведь если в его ДЭЦ будут широко задействованы четыре предыдущие сенсорные системы, центр уже можно будет назвать выдающимся примером современного образовательного дизайна. 3. Интерактивность

По мере бурного развития российской экономики красивыми, необычными, или просто «богатыми» интерьерами детей удивить всё труднее. Опыт работы зарубежных экологических центров показывает, что безотказно для привлечения и удержания внимания детей работает интерьер интерактивный. Как мы уже упоминали, интерактивность - это способность взаимодействия с человеком. Например, интерактивное ТВ-шоу - это шоу, в котором зрители могут влиять на его ход через голосование, звонки и пр. Интерактивная игра - это такая игра, ход которой меняется в зависимости от ваших действий. Интерактивный интерьер образовательного центра - такой интерьер, который предлагает посетителям какое-либо взаимодействие, вовлекает их в деятельность без участия «гида». Попав в интерактивный интерьер, человек может научиться и узнать очень многое без участия педагога.

Каким образом можно достичь интерактивности? Способ, получающий наибольшее распространение, - это использование компьютерных технологий. Всевозможные интерактивные экраны, интерактивные мониторы и другие стремительно дешевеющие, но всё же ещё весьма дорогие достижения современной техники могут занять посетителей обучающими играми, виртуальными путешествиями, увлекательно иллюстрированными рассказами.

Во многих уже и российских музеях получают распространение компьютеризированные тумбы-путеводители. Снабженные соответствующим программным обеспечением, они смогут ярко рассказать детям о славных событиях прошлого, достижениях настоящего и планах на будущее компании-владельца экологического центра, или просто предложить детям интересную тематическую игру.

55


Программа Зелёного креста по экологическому образованию для устойчивого развития

Совсем недавно появились технологии, которые могут отправить на пенсию и интерактивные тумбы. Всё больше производителей электроники предлагают нам разнообразные мобильные устройства с камерами - телефоны, айфоны, мобильные игровые приставки. Существует доступная технология, которая позволяет размещать в интерьерах или на природе небольшие мозаичные коды, которые будут читаться мобильными устройствами и активизировать заранее заложенные в них видеофайлы. Человеку даётся своеобразное «волшебное стекло», которое позволяет раскрыть невидимую жизнь вещей. Простой офисный стол может поведать о том, как он был сделан, пластиковая бутылка - рассказать, во что её можно переработать, растение в парке - показать себя в разные времена года. Подробнее об этой технологии см. сайт www.triin.ru

С помощью проекторов мультимедиа можно добиться ещё более потрясающих эффектов. Благодаря им, стены центра могут менять не только цвет, но и превращаться в берега морей, тропические леса и во всё что угодно фантазии создателей центра. С помощью привычных инструментов (например, джойстиков) дети могут влиять на происходящее на стенах - и узнавать, учиться, удивляться.

Обилие высоких технологий в детском экологическом центре требует серьёзных финансовых вливаний. Важно иметь в виду, что придется заплатить не только за оборудование, но и за программное обеспечение. Последнее без труда окажется даже дороже, а периодическое обновление программ может стать непосильной ношей для бюджета предприятия, которому гораздо важнее обновить основное оборудование, чем программное обеспечение в недавно созданном детском центре.

К счастью, компьютерные технологии - далеко не единственный способ сделать интерьер центра интерактивным. Приведем очередной список идей.

  1. Разместите короткие таблички на каждом из элементов центра, которые могут представлять интерес детей или показать им привычные вещи в новом свете, или сообщить необычные факты. Всё, что может нести какую-либо образовательную нагрузку, нужно снабдить инструкциями для коротких самостоятельных занятий детей - «Понаблюдай...», «Найди, что...», «Найди на нашем стенде, сколько...».
  2. Предусмотрите как можно больше элементов, с которыми можно что-то физически сделать - собрать, разобрать, нажать, перелить
  3. Отведите некоторую часть пространства стены на то, чтобы дети могли оставить на ней свои впечатления (например, рисунок на квадрате бумаги 10x10 см - несколько десятков или сотен таких рисунков составят красивый коллаж; или листки разного цвета, которые можно прилепить к нарисованному дереву и т п.). Это также поможет сформировать у ребёнка чувство причастности к центру - ведь он оставил в нем на видном месте кусочек своего творчества.

4. Функциональность Все помещение центра должно быть функциональным и с эргономической, и с образовательной точек зрения. Как архитектурные, так и дизайнерские решения центра, должны быть прежде всего удобны в использовании и быть надежными. Помещение, через которое каждый месяц будут проходить сотни активных детей и гиперактивных подростков, требует совсем другого подхода к оснащению, чем уютный офис, обитаемый тремя бухгалтерами.

56


Детский экологический центр на предприятии: шаг к социальной ответственности

Важно предусмотреть не только общий размер центра, его наполнение оборудованием, но и маршруты перемещения детей в процессе работы, например:

  1. Как дети будут переходить от стола к столу, если предусмотрено несколько «станций» с заданиями?
  2. Если предполагается какая-либо лабораторная работа (например, анализ пробы воды), не будут ли дети сталкиваться между собой, собирая необходимые материалы? Важно учесть, что посетители ДЭЦ - это не хорошо тренированные члены химического кружка. Каждый раз это будут новые дети, опыт которых неизвестен педагогу центра.
  3. Если на стенах размещены стенды и витрины, и предполагается знакомство с ними посетителей, то позволяет ли расставленная мебель подойти к этим стендам на достаточное для прочтения расстояние?

Это лишь несколько из тех вопросов, которые не всегда предусматриваются на этапах проектирования центра, зато почти неизбежно осознаются на горьком опыте.

Одним из удачных подходов к проектированию детского центра является его зонирование. Разделение помещения на зоны может происходить либо в соответствии с рассматриваемыми в них темами (см. пример ниже), либо по происходящей в каждой зоне деятельности. Во втором случае такими зонами могут быть:

  1. пространство для проведения лекций и просмотра видеороликов,
  2. зона со столами для работы в малых группах,
  3. мини-лаборатория,
  4. зона для проведения игр и экспериментов,
  5. живой уголок,
  6. компьютерный центр,
  7. ресурсный центр, где дети могут найти необходимые для работы материалы. Уголок для педагогов

При планировании центра нужно предусмотреть уголок, или комнату, где смогут проводить время педагоги, которые пришли вместе с детьми. Многие из них будут неоднократными посетителями центра - партнёрами VPP, и не всегда захотят присутствовать на занятии, которое уже видели.

Они могли бы провести это время с пользой для себя - за чашкой чая, или чтением методической литературы.

Создание предприятием детского экологического центра станет событием в педагогической жизни вашего города. Благодаря центру, посещающие его педагоги смогут посмотреть на свою собственную практику под новым углом зрения, более свободным от сложившихся стереотипов (все-таки центр - не соседняя школа). Весьма вероятно, что многие из удачных подходов и идей, которые использует детском экологическом центре, педагоги захотят использовать и в своих школах. Центр сможет стать источником нового опыта для местной системы образования - а это и почетная роль, и большая ответственность. Используя современные подходы в своей работе, вы волей-неволей станете соучастником процесса модернизации образования - а в этом заинтересованы мы все - и как граждане России, и как родители своих детей. Может и высокопарно, но искренне - мы прошли этот путь и прочувствовали всё сказанное на собственном опыте.

57


Программа Зелёного креста по экологическому образованию для устойчивого развития

Элементы интерьера

Мебель

Очевидно, что выбор особенностей мебели будет, как и всё остальное, зависеть от концепции центра. Например, если в центре детям будут предлагать изучение качества воды, то логично оборудовать центр лабораторными столами.

На страницах данного буклета мы пропагандируем интерактивный подход к экологическому образованию, который предполагает и соответствующий выбор мебели и оборудования. Особое внимание среди предметов мебели для образовательного помещения мы считаем нужным обратить на столы и шкафы. Остановимся на них чуть подробнее.

Столы для занятий

Столы должны быть более-менее мобильными, в зависимости от особенностей проводимого занятия, их можно по-разному расставлять, освобождая место, например, для активных игр. Разумеется, это возможно и при наличии громоздких "конторских" столов, но в таком случае подсознание сотрудников центра будет каждый раз шептать им при планировании занятия: "давай обойдемся без группировки столов... давай не будем проводить эту игру

-  представь, что для нее тебе придётся всё передвинуть..."

Второе, на что мы рекомендуем обратить внимание - это размер столов. Даже если ваши столы будут относительно легкими, большой размер не позволит комбинировать их в нужных сочетаниях. Оптимальными будут столы на один-два человека.

Шкафы

Не будем далеки от истины, если скажем, что шкафы в учебном помещении

-  лицо того образовательного подхода, который в этом помещении используется.

Шкафы, где множество любопытнейших для ребёнка вещей заперто за стеклом можно сравнить с витриной продуктового магазина, на которую смотрит голодный человек, у которого нет денег. Объекты, который хранятся за стеклом, конечно, вызовут первоначальный интерес ребёнка, но этот интерес будет быстро подавлен из-за недоступности объектов. Лучше отдать предпочтение открытым шкафам, а Объекты из серии "руками не трогать" можно передать в музей предприятия или выносить на занятия по особым случаям.

Самой идеальной мебелью для экологического центра будет такая, которая сделана из деталей старой мебели, предназначенной на выброс. Какой бы "экологичной" ни была любая другая, для её производства всё равно израсходуются ресурсы. Вторично используя старые детали, вы не только сэкономите древесину и железо, но и участок земли, который ушёл бы под свалку для этих деталей.

В экологическом центре "Патина" (г.Лахти, Финляндия) работает мастерская, которая помогает населению превратить старую мебель и другие предметы интерьера в стильные вещи. Сам центр также использует плоды своей работы. "Патина" частично финансируется местным муниципалитетом, т.к. городу приходится расходовать меньше средств на содержание свалок.

58


Детский экологический центр на предприятии: шаг к социальной ответственности

Стенды и стены

Существует несколько мнений относительно роли стенда в учебном интерьере:

Стенд - это традиционный элемент украшения стен. Они показывают, что помещение предназначено для обучения, и настраивают учащегося именно на это.

Стенды - это способ помочь учащимся запомнить самое главное из того, что преподаётся в помещении.

Стенд - это способ помочь учащимся узнать дополнительную информацию о том, преподаётся в помещении

Стенд - это возможность сделать среду центра более информационно-насыщенной и динамичной.

Разумеется, все перечисленные выше мнения трудно назвать противоположными. Однако, они показывают приоритеты. Мы отдаем приоритет последнему из высказываний.

Не стоит стремиться оформить стенды раньше, чем в центре закипела жизнь, ведь стенды должны отражать ее. В любом помещении можно быстро понять, где стенды «живые», а где - нет. Сделанный руками детей и педагогов стенд, оперативно отражающий жизнь, лучше, чем статичный дорогостоящий монстр. Мало у кого поднимется рука выбросить последнего, когда он устареет через полгода, а вот людям он успеет примелькаться. В вопросах оформления, как впрочем и многих других, полезно довериться женскому опыту - основанному на глубоком, передающимся из поколения в поколения, пусть иногда и интуитивном, знании человеческой психологии. Никакая женщина, не будет одевать каждый день один и тот же дорогой и красивый костюм - она прекрасно знает, что он быстро примелькается людям. По крайней мере, в костюме будут меняться детали. Разумеется, всё это не будет так актуально, если есть уверенность, что больше одного раза в центр никто не заглянет.

Природа в классе

Ни для кого не секрет, что городские дети всё больше отрываются от природы. В психологической литературе уже закрепился термин «биофобия» -паническая боязнь всего живого, нежелание находиться в природной среде. Такие люди (среди них, например, известный американский режиссер Вуди Аллен) предпочитают проводить время в среде искусственной, а природу терпят, только когда она умело «улучшена» человеком - например, композиция из горшечных культур в центре шоппинг-мола, или несколько аккуратно постриженных кустарников перед домом. Естественно, что не сформировав положительного отношения, эмоциональной привязанности к природе, дети едва ли смогут заботиться о ней в принятии решений.

По данным ученых, представление о том, как должна выглядеть его окружающая среда, формируется в детстве. То, что окружало человека, когда он рос, и становится для него нормой в его взрослой жизни. К элементам среды, с которыми человек в детстве не сталкивался, он будет относиться настороженно, и, как подсказывает здравый смысл, явно не будет стараться окружить себя ими. Именно поэтому необходимо, чтобы ребёнка с детства, насколько это возможно

59


Программа Зелёного креста по экологическому образованию для устойчивого развития

в городе, окружала природа или хотя бы её элементы. Большинство людей (по крайней мере, жителей городов) большую часть времени проводит в помещениях. У детей немалую часть этого времени занимают образовательные помещения - школы и внешкольные учреждения. Очень важно, чтобы они были насыщены элементами природы, а для экологического образовательного центра это становится одной из главных задач при оснащении помещения.

Как мы уже обсуждали выше, «украшения» в образовательном помещении в идеале должны и обучать, пусть даже косвенно. Это относится и к природным объектам. Проиллюстрируем это на примере растений и аквариумов - наиболее распространённых природных объектов в образовательных учреждениях.

Растения

Принцип использования каждого элемента интерьера в образовательных целях можно в полной мере применить даже к украшению центра цветами. Около растений можно разместить карточки с надписями, рассказывающими посетителям об интересных особенностях этих видов, ещё современнее - разместить около растения мозаичный код для просмотра с помощью мобильного устройства по технологии QR или ИНИС (www.triin.ru).

Аквариумы

Аквариумы - весьма удачный элемент экологического центра. Они представляют собой одновременно и элемент украшения, и наглядное пособие. Чтобы усилить именно их образовательную ценность, полезно обратить внимание на следующие моменты:

  1. постарайтесь, чтобы набор живых организмов как можно больше напоминал саморегулирующуюся экосистему
  2. рядом с аквариумом можно разместить короткую информацию о том, как в нем взаимодействуют живые организмы
  3. разработайте и разместите рядом с аквариумом несколько простых заданий для наблюдения или какой либо учебной деятельности. Например, для младших школьников лист-раскраска, вопросы типа "Сосчитай количество разных животных и растений, которые обитают в аквариуме", посмотри, чем занимаются рыбки, моллюски и пр.

Задания для школьников постарше могут быть такими:

  1. Найди примеры маскирующей и отпугивающей окраски и рыбок разного вида;
  2. Как форма листьев водных растений, представленных в аквариуме, помогает им жить в водной среде;
  3. Понаблюдай за рыбами. Проявляют ли они территориальное поведение? В какой форме?

60


Детский экологический центр на предприятии: шаг к социальной ответственности

ГЛАВА 7

Социальное партнёрство

Насколько бы сильно предприятие ни было привержено поддержке экологического образования, его ресурсов не хватит, чтобы «достучаться» до каждого ребёнка. Главное условие эффективной работы детского экологического центра предприятия - социальное партнёрство. Мы определяем его как систему и качество рабочих взаимоотношений между организациями, представляющими различные секторы общества, возникающие в процессе деятельности, направленной на решение общими усилиями каких-либо проблем местного сообщества. В нашем случае этой проблемой является экологическая грамотность населения.

Социальное партнёрство - наиболее эффективный путь использования ресурсов предприятия для решения этой проблемы по многим причинам:

  1. привлечение дополнительных интеллектуальных, организационных и финансовых ресурсов. Увеличение масштабов деятельности по экологическому образованию и просвещению практически неизбежно требует поиска дополнительных ресурсов вне бюджета предприятия;
  2. придание системности работе по развитию экологического образования. Усилия одного лишь предприятия не смогут внести весомого вклада в его развитие без сотрудничества с остальными участниками процесса;
  3. обеспечение устойчивости результатов работы. Разработанные педагогические технологии, методики, приобретенный при поддержке детского экологического центра положительный опыт окажется неэффективной тратой ресурсов без более широкого внедрения. Внедрение этого опыта невозможно без хорошо выстроенной системы партнёрства;
  4. обеспечение широты охвата населения;
  5. возможность соотнести интересы и возможности предприятия с потребностями целевых групп. Постоянный диалог и взаимодействие с партнёрами позволяет получать ценную обратную связь: «А то ли мы делаем?», «А так ли мы это делаем?», «Как можно делать нашу работу лучше?»

Уровни социального партнёрства Социальное партнёрство может осуществляться на разных уровнях: Коммуникация - обмен информацией, прояснение позиций. Это самый базовый и наименее ресурсоемкий уровень осуществления социального партнёрства. По-сути,онзаключаетсявподдержанииконтактовсо всеми сторонами, работающими в области экологического образования. Контакты поддерживаются и через участие в общих мероприятиях - семинарах и конференциях, и через обмен информационными письмами, и через неформальные встречи.

Несмотря на кажущуюся очевидность и неизбежность такой работы, мы уверены, что успешное продвижение экологического образования затрудняется

61


Программа Зелёного креста по экологическому образованию для устойчивого развития

отсутствием партнёрства именно на этом уровне. Нередко приходится видеть организации, осуществляющие схожие виды деятельность для схожих целевых групп без какого-бы то ни было взаимного информирования. Отсутствие коммуникации затрудняет обмен положительным опытом, приводит к многократному повторению одних и тех же ошибок. В результате распыляются и без того ограниченные ресурсы, усложняется анализ результатов, и тормозится развитие экологического образования в целом.

Координация - информационный обмен плюс объединение ресурсов в распространении информации, перераспределении потенциальных клиентов, партнёров, потребителей социальных услуг. Например, Детский экологический центр предприятия, как правило, не проводит регулярных занятий для одних и тех же детей (по типу кружка), но постоянно получает обращения от заинтересованных детей или их родителей. Такие дети адресуются в Дома Творчества Юных, где они смогут более полно реализовать себя.

Кооперация - осуществление деятельности на основе совместно сформулированной стратегии и осуществления общего для всех партнёров планирования. Характеризуется общими задачами и интересами, совместным управлением деятельностью, активным осмысленным участием всех партнёров.

В зависимости от конкретных интересов участников социального партнёрства, их взаимодействие может быть плодотворным на любом из перечисленных выше уровней и вносить свой вклад в становление образования для устойчивого развития.

Социальные партнёры и работа с ними

Главный социальный партнёр детского экологического центра -учитель

Наполнение центра веселыми детскими голосами зависит от того, насколько хорошо нам удаётся установить сотрудничество со школами и отдельными учителями. Именно педагоги, в конечном счете, будут решать, приводить или не приводить свой класс на занятия в наш центр, помогать или не помогать детям участвовать в наших проектах, информировать ли их возможностях, предлагаемых центром.

Мода на разные направления образования и воспитания в нашей стране часто непредсказуема и нередко сиюминутна. Сегодня образовательные власти с энтузиазмом обсуждают идею перехода на двенадцатилетнюю школу, завтра - профильное обучение, послезавтра - патриотическое воспитание и т.д. Веяния приходят и уходят. К сожалению, похожая судьба постигла и экологическое образование, «мода» на котороеушла. Остались учителя, которые осознали важность экологического образования и продолжают осуществлять его в своих школах.

Надо стараться, чтобы центр мог быть полезен не только школьникам, но и их учителям. Можно собрать библиотечку полезной литературы по экологическому образованию, или предоставлять педагогам выход в Интернет для поиска образовательной информации. В помещениях центра можно проводить какие-либо мероприятия для учителей - например, педсоветы или семинары.

Для того, чтобы поддерживать хорошие отношения с учителями, достаточно обращаться к своему собственному опыту - что мы делаем, чтобы поддерживать

62


Детский экологический центр на предприятии: шаг к социальной ответственности

их со своими друзьями и знакомыми - новогодние поздравления всем партнёрским школам и индивидуальным учителям; неформальные чаепития, посвященные Новому Году или Первому сентября. Главное, чтобы учителя чувствовали, что в центре их всегда рады видеть.

Комитет по образованию

Комитеты определяют местную политику в области образования, в том числе и экологического (отсутствие политики - это тоже политика).

Возможно, в Комитете имеется сотрудник, курирующий экологическое образование. Его советы могут быть полезными уже на ранних стадиях создания центра. Даже если такого сотрудника нет, у органов управления образованием существует отлаженная система распространения информации среди школ, которая будет важна для вашего центра - понадобится рассылать школам приглашения на участие в мероприятиях, новости и пр. Общественные организации

В России достаточно много общественных организаций, работающих в области экологического образования достаточно долгое время. У них есть и опыт, и литература, и собственное видение проблем окружающей среды и экологического образования в вашем регионе. В общественных организациях, как правило, работают люди-энтузиасты, глубоко заинтересованные в развитии своего дела. Сотрудничество с ними принесет вам не только много новых идей, но и профессиональных соратников.

Учреждения дополнительного образования

Дома и Дворцы творчества юных по своим особенностям близки к детскому экологическому центру при предприятии. Обоим типам учреждений не нужно перегружать детей излишним количеством понятий, фактов и формул, а если и приходится - то только по доброй воле самих детей. Оба типа учреждений более ориентированы на интерактивное взаимодействие с детьми.

В большинстве Домов и Дворцовтворчестваимеются отделы, занимающиеся экологическим образованием в самых разнообразных его проявлениях - от лекций по экологии поденок и веснянок до «экологического плетения из лозы».

Сотрудничество детского экологического центра с учреждениями дополнительного образования (УДО) может осуществляться в форме проведения совместных праздников и проектов. Возможно, детским коллективам УДО будет интересно поработать в роли штаба ваших проектов, ведь на первых порах работы центра у него ещё не сформируется собственный актив. Совместные мероприятия

Как только образовательное сообщество поймет, что вы полны энтузиазма содействовать развитию экологического образования и располагаете для этого определенными ресурсами, к вам потекут предложения о совместной работе. Валовой объём всех предложений и их совокупная стоимость превысят организационные и финансовые возможности ОАО «Газпром» и РАО «ЕЭС», вместе взятых. Придется выбирать, при этом стараясь быть максимально объективными и не упускать возможности действительно плодотворных партнёрств.

Лучше всего, если вы выработаете чёткую политику в области поддержки

63


Программа Зелёного креста по экологическому образованию для устойчивого развития

партнёрских  инициатив  и  сформулируете   систему   критериев,   по   которым отбираются проекты для поддержки.

Информационные буклеты Напечатайте буклеты, в которых кратко излагаются услуги, которые предлагает центр - тематика занятий, их продолжительность, процедура оформления заявки. Буклеты можно распространить либо непосредственно во все школы, либо обратиться за помощью в районные органы управления образованием.

Информационный бюллетень Если жизнь детского экологического центра бурлит событиями, а партнёры центра постоянно предоставляют свежую и интересную информацию, хочется как можно быстрее поделиться этим со всем миром. Одним из популярных способов распространения информации является информационный листок. Его периодичность зависит исключительно от имеющихся сил и количества информации, которую можно размещать в этом листке.

Интернет-страница Для большинства школьников и всё растущего числа педагогов Интернет становится основным источником информации. Интернет позволяет предоставлять информацию наиболее оперативно, в неограниченном количестве и с яркими фото и видео иллюстрациями. В зависимости от имеющихся ресурсов, работа детского центра предприятия может отражаться либо на отдельной странице корпоративного сайта предприятия, либо иметь собственный сайт.

64


Детский экологический центр на предприятии: шаг к социальной ответственности

ГЛАВА 8.

Экологическое образование силами коммунальных предприятий в России и мире

В то же время вряд ли будет большим преувеличением сказать, что предприятие - одно из наилучших мест для осуществления образования для устойчивого развития. Работа предприятий наглядно отражает взаимодействие экономики, природы и общества. На предприятии можно увидеть количество потребляемых ресурсов и производимых отходов для выпуска конечного продукта.

Особую важность просветительские центры имеют для коммунальных компаний, которые «укоренены» в местном сообществе. Они «обречены» на постоянную заботу об окружающей среде и работу со своими потребителями. Таким компаниям не перенести свое производство в Китай, и не найти себе альтернативную целевую группу клиентов.

Вследствие перечисленных выше причин во многих странах коммунальные компании уделяют особое внимание развитию экологической культуры населения. Например, если набрать в Google search или другом поисковом сайте сочетание слов «Energy education center» (центр образования в области энергетики) или «Water education centre» (образовательный водный центр), то результаты удивят даже специалиста. Поиск покажет, что в Интернете имеются сотни тысяч ссылок по этой теме, а первые страницы результатов будут пестрить пресс-релизами вроде «Водная компания X открыла новый детский образовательный центр». Интересно, что несмотря на финансовые сложности в коммунальной сфере, многие из этих центров открылись именно за последние 5-8 лет. Многие энергетические, водные, крупные машиностроительные и другие компании мира вкладывают в образование и просвещение миллионы долларов, несмотря необходимость огромных затрат на введение новых мощностей и обновление стареющей инфраструктуры. Мы полагаем, что это вызвано целым рядом причин:

  1. обострение в последнее десятилетие многих экологических проблем и их лучшее осознание мировым сообществом;
  2. растущее осознание важности разумного управления ресурсами;

-  растущее осознание бизнесом своей социальной ответственности.

Поддержку экологическому образованию и просвещению в мире оказывает

множество компаний самого разного профиля. Рост этой тенденции даже вызвал появление нового термина «greenwash», по аналогии с «brainwash» (промывка мозгов). Первый из приведённых терминов может значить что-то вроде «зелёная промывка мозгов» - поддержка компанией каких-либо экологических мероприятий в целях улучшения своего имиджа в глазах экологически сознательных потребителей. Даже при поверхностном ознакомлении с особенностями поддержки бизнесом экологического образования и просвещения

65


Программа Зелёного креста по экологическому образованию для устойчивого развития

можно обратить внимание, что компании коммунальной сферы в большинстве случаев не ограничиваются спонсорской поддержкой отдельных эколого-образовательных и просветительских мероприятий. Именно для них характерно создание собственных образовательных и просветительских центров для детей и даже взрослых. Собственные центры могут с большей эффективностью отражать интересы компании, а также координировать поддержку, оказываемую компанией другим организациям.

Особенности работы детского экологического центра конкретной компании зависят от сочетания ряда факторов, среди которых наиболее важные - это:

  1. приверженность предприятия поддержке экологического образования, готовность выделять на это соответствующие средства;
  2. чёткость видения задач, которые решает предприятие, поддерживая в той или иной форме эколого-образовательную и просветительскую деятельность;
  3. эффективность региональной политики по поддержке экологического образования. Можно заметить, что там, где муниципалитеты и региональные власти активно развивают экологическое образование, предприятию гораздо легче найти свою нишу и встроиться в уже существующую систему.

Типы просветительских центров предприятия

По особенностям содержания и форм работы предприятия с детьми и молодежью можно выделить несколько типов центров. Центры музейного типа

Компания создаёт музей, в той или иной степени ориентированный на детей. Нередко немалая часть музея посвящена истории самой компании или её отрасли. Эту часть экспозиции далеко не всегда удаётся сделать увлекательной. Остальная часть посвящается собственно экологическим аспектам работы компании - например, ценности водных ресурсов, утилизации бытовых отходов, усилиям по сокращению выброса парниковых газов при генерации энергии и пр.

Настоящим ярким событием в жизни ребёнка становится посещение интерактивного музея, где объекты-экспонаты можно трогать, вертеть, активизировать. Они одновременно развлекают и учат. Их создание требует гораздо больше творческой проработки, участия не только и не столько экспертов музейного дела, но инженеров, дизайнеров, педагогов и психологов. Соответственно, стоимость подобных экспозиций оказывается гораздо дороже. Их создание может позволить себе далеко не каждая компания. Выходом, как всегда, является социальное партнёрство.

В США, например, интерактивные музеи науки (science museums) распространены не менее широко, чем краеведческие музеи в России. Они существуют практически в каждом крупном и среднем городе и пользуются большой популярностью среди детей и всегда наполнены посетителями, которые часто приходят туда на весь день. Как правило, такие музеи знакомят с широким кругом вопросов из большинства естественных наук - от геологической истории земли до развития эмбриона человека. Многие мусороперерабатывающие, водоснабжающие, энергетические компании размещают в музеях науки свои экспозиции.

66


Детский экологический центр на предприятии: шаг к социальной ответственности

Органичным местом размещения музея является старый цех или водонапорная башня. С изобретением мощных насосов необходимость в последних отпала, но сами башни остались символами водоснабжения и часто представляют собой элегантные архитектурные сооружения. Водоснабжающие компании Бирмингема, Владимира, Гамбурга, Киева, Копенгагена, Санкт-Петербурга и многих других городов переоборудовали свои водонапорные башни в музейные и просветительские центры. Центры экскурсионного типа

Не беда, если у предприятия нет возможности найти достаточно площадей для создания специализированного класса или тем более музея. Сама инфраструктура предприятия - прекрасный образовательный ресурс. Осознавая это, очень многие компании содержат специальных сотрудников (а иногда и специализированные структурные подразделения), которые организуют экскурсии на свои объекты.

В зависимости от финансовых возможностей компании и фантазии сотрудников, экскурсии могут выглядеть по-разному:

  1. Традиционный «пешеходный» обзор технологических процессов. Участники перемещаются от объекта к объекту и выслушивают увлекательный рассказ сотрудника о работе конкретного технологического элемента с обращением к истории компании и статистическим данным.
  2. Часто объекты предприятия занимают многие гектары, и тогда большую часть пешеходной экскурсии занимает время на передвижение. С другой стороны, некоторые из технологических объектов не приспособлены для посещения большим числом посетителей и даже могут быть небезопасными. Решением служит специальный автобус, в котором, в комфортных условиях, посетители ездят по территории. В этом случае экскурсии не зависят от погоды, удобно работать экскурсоводу. Внимание участников можно активизировать, попросив их выполнять мини-задания - например, заполнение небольшого вопросника, дополнение диаграммы или (для участников помладше) раскрашивание карты объекта.
  3. В случае, если на объекте имеется помещение, где можно собрать участников, экскурсии строятся в несколько этапов. На первом этапе они собираются и знакомятся с целями и структурой экскурсии, с историей предприятия и другой «отвлечённой» от конкретного объекта информацией, которую сотрудники всё же считают необходимым сообщить. Хорошим тоном считается сопровождение рассказа средствами мультимедиа. На втором этапе экскурсанты посещают объект, а на третьем возвращаются в зал для выполнения заданий, обсуждения каких-либо вопросов, и перекуса. Наполненные желудки усиливают положительные эмоции, полученные во время экскурсии.

Центры - классы для проведения тематических занятий Многие предприятия начинают свою просветительскую работу с детьми с того, что оборудуют класс для проведения тематических уроков. Урок вне стен школы -уже интересное событие для детей. Усилить эффект новизны, прилив положительных эмоций, и, как следствие, образовательный эффект, помогает следующее:

  1. Необычно, ярко оформленная среда класса;
  2. Применение современных технологий мультимедиа;

67


Программа Зелёного креста по экологическому образованию для устойчивого развития

  1. Проведение уроков не в виде лекции или рассказа, а с использованием интерактивных, игровых методов;
  2. Насыщение класса интерактивными объектами и инсталляциями, с которыми ребёнок может «играть»; наборами заданий, которые дети могут выполнять самостоятельно.

В других разделах этой книги можно найти более подробное описание приведённых выше стратегий.

Бывает так, что у компании есть желание проводить уроки, занятия для детей, но нет для этого соответствующих помещений. Технологически объекты для этого не приспособлены, а в офисных здания чаще всего не хватает места даже для размещения всех необходимых служб. Выходы из такой ситуации находят разными путями. Один из них - это приглашение сотрудника компании для проведения урока в школу. Здесь, конечно, теряется многое от ощущения необычности и новизны. В привычной школьной обстановке дети будут вести себя совсем по-другому. В Торонто водная компания снижает этот эффект интересным образом. Совместно с муниципалитетом она финансирует программу «Водоток на колесах», по английски "watershed on wheels", сокращенно-wow (вау!) популярное теперь даже у российских детей восклицание типа «Ух ты!». Педагог программы приезжает в школу на небольшом ярко раскрашенном грузовичке, в котором привозит с собой разнообразные раздаточные и демонстрационные материалы, игры, сувениры. Разгружать всё это помогает тот самый класс школьников, для которого будет проводиться урок. Нехитрая процедура разгрузки всех «сокровищ» очень хорошо помогает создать у детей чувство ожидания чего-то особенного.

Ещё один вариант проведения занятий при отсутствии помещения - это создать передвижной класс на колесах, переоборудовав автобус.

Такие центры работают комплексно, системно, в разных формах и с разными целевыми группами. Проводятся занятия для классов, приходящих в центр; проекты для детей, работающих самостоятельно; праздники и конкурсы. Проводятся семинары для учителей, мероприятия для местной общественности.

Такая работа требует наличия соответствующих помещений и штата. Часто сами помещения является ярким образовательным ресурсом, построенным с использованием всех передовых экологичных технологий, а педагоги - высокими профессионалами, владеющими современным спектром методов обучения и способными работать со всеми возрастными группами посетителей.

Московский водоканал предлагает школам просветительскую программу, осуществляемую в классе-автобусе. Вот как рассказывает об этом само предприятие на своем сайте:

«Автобус «Подумай о воде» является передвижным информационным центром Мосводоканала, своеобразным музеем на колесах, который в доступной и наглядной форме знакомит посетителей с работой предприятий МГУП «Мосводоканал», привлекает внимание к экологическим проблемам города, воспитывает бережное отношение к природе, к водоисточникам, учит навыкам рационального водопотребления.

В экспозиции представлены действующие модели сантехники, наглядно показывающие объём расходуемой воды; новые образцы экономичной сантехарматуры.

68


Детский экологический центр на предприятии: шаг к социальной ответственности

В салоне автобусаустановлено мультимедийное оборудование, дающеевозможность демонстрировать компьютерные программы и DVD-фильмы по водной тематике.

Основные посетители Информавто - учащиеся 2-4 классов, количество детей за одно посещение может достигать 30 человек», (http://www.mosvodokanal.ru/schoolbus/)

Просветительская деятельность предприятия: организационные решения

В зависимости от того, как складываются внутренние и внешние факторы, которые мы рассмотрели выше (приверженность предприятия, наличие видения, наличие муниципальной стратегии поддержки экологического образования) предприятия выбирают тот или иной путь организации своей работы в области экологического образования. Познакомившись с более чем полусотней коммунальных предприятий в различных регионах мира, мы обнаружили четыре основных пути организации просветительской деятельности предприятия.

Эколого-образовательная  деятельность,  курируемая  отделом  по связям с общественностью предприятия

Этот вариант - один из наиболее распространённых. В том или ином объёме, эколого-образовательной или просветительской деятельностью занимаются практически отделы по связям с общественностью практически всех коммунальных предприятий.

Чаще всего эта работа осуществляется в форме проведения конкурсов для школьников, издания информационных буклетов, плакатов, книжек для детей.

Преимущества

Несомненной положительной стороной здесь является то, что сотрудники отдела ПиАр, в идеале, привнесут свои знания и опыт в развитие экологического образования. Профессиональные пиарщики знают, как завладеть вниманием целевой группы, впечатлить их и даже побудить действовать определённым образом.

Специалисты по связям с общественностью и рекламе, сотрудничающие с педагогами - идеальное сочетание для экологического образования. Связи с общественностью и реклама направлены на формирование отношения (к фирме, товару), формирование какого-либо поведения (купить товар, заняться фитнесом и пр). Экологическое образование также пытается сформировать положительное отношение к более ответственному для окружающей среды образу жизни, сформировать соответствующую модель поведения. У педагогов есть видение модели поведения, которую хотелось бы сформировать, есть понимание проблем и (хоть и реже) видение решений, но чаще всего нет трезвого понимания, каким образом у людей формируется поведение. Педагоги обычно действуют по принципу «я им открою истину, и они сразу же изменятся!». О если бы знания так быстро трансформировались в убеждения и поведение! У пиарщиков имеется набор инструментов, но как правило отсутствует глубокое и системное понимание причин экологического кризиса. Получается, что романтизм педагогов в сочетании с прагматизмом пиарщиков - оптимальное сочетание.

Потенциальные сложности

При отсутствии собственного видения, какое именное экологическое образование  хочет осуществлять  предприятие,  отделы ПиАр часто  отдают

69


Программа Зелёного креста по экологическому образованию для устойчивого развития

мероприятия по экологическому образованию в субподряд - проведение праздника доверяется одной организации, написание информационных материалов - другой. Это приводит к опасности размывания ключевых посланий, и бессистемности в работе. Избежать этого помогает чётко сформулированная политика в области экологического образования, в идеале - наличие руководства для подрядных организаций, как именно предприятие видит эффективное экологическое образование

Специалисты в области ПиАр несомненно привносят в экологическое образование много полезного. Хорошо, если эти специалисты берут на себя труд разобраться в накопленном за несколько десятилетий опыте экологического образования. Именно тогда эколого-образовательная деятельность предприятия становится образцом для подражания, о созданные пиарщиками материалы и методы работы постепенно находят свое применение в экологических организациях и школах. Увы, зачастую специалисты по связям с общественностью не тратят время на ознакомление с особенностями экологического образования или сотрудничество с профессионалами в этой области. Тогда они с энтузиазмом изобретают велосипед, причем наиболее малоэффективную его модель. Начинается воспроизводство конкурсов рисунков и эссе, публикация буклетов, которые малодейственны как по своему содержанию (давайте все... посадим дерево, закроем кран, выключим лампочку) так и по своим формам.

Ещё раз отметим, что, несмотря на потенциальные сложности и нередко шероховатости в работе, внимание отдела связей с общественностью к экологическому образованию - очень прогрессивный шаг. Нередко эта работа перерастает в самостоятельное направление и приводит к созданию на предприятии отдельного структурного подразделения (отдела, службы экологического образования, детского центра и т.п.).

Работа с детьми и молодежью пражской водной компании «Veolia Voda» началась в 2000 году и осуществлялась двумя сотрудниками отдела по связям с общественностью компании. Они проводили занятие в небольшом помещении, для расширения охвата аудитории компания выпустила симпатичный «водный сундучок» - набор материалов для проведения занятий, который предоставлялся желающим школам. В комплект входят плакаты, раздаточные материалы для школьников, простое оборудование для проведения опытов и демонстраций.

За прошедшие годы работа по экологическому образованию значительно расширилась. Сейчас компания содержит два музея, проводит «детские часы» на ряде своих объектов, поддерживает работу «Клуба водных стражей» (http://www.klub.pvk.cz/), осуществляет программу публикаций для школ.

Центр - специализированное структурное подразделение

Предприятие берёт на себя создание и содержание одного или нескольких образовательных центров. Центр является структурным подразделением предприятия со всеми вытекающими отсюда организационными и финансовыми последствиями.

Преимущества

Благодаря большой степени внутренней самостоятельности, центр может независимо планировать свою деятельность, постоянно привнося в неё инновации.

70


Детский экологический центр на предприятии: шаг к социальной ответственности

Детский центр, созданный коммунальной компанией, как правило ориентирован на конкретный круг экологических проблем (например, охрана водных ресурсов, энергосбережение, вторичная переработка отходов). Специализация приводит к тому, что такие центры становятся лидерами в своей области и накапливают огромный опыт работы.

Предприятие, потратившееся на создание (часто постройку) центра, заинтересовано в его максимальном использовании, широком охвате аудитории. Благодаря этому центр осуществляет самые разнообразные формы работы -например, занятия для школьников в первой половине будних дней, мастерские для взрослых по вечерам и семейные клубы на выходных.

Потенциальные сложности

Поскольку центр содержится конкретным предприятием, любые его сложности немедленно отражаются и на работе самого центра. Известно, что в кризисные периоды предприятия первым делом избавляются от непрофильных активов, экономят на социальной сфере. Во многих странах детские центры взимают небольшую плату за свои услуги. Это позволяет покрыть часть расходов на их содержание.

Детский центр является особенным подразделением предприятия, основная деятельность которого находится далеко не в сфере образования. Для эффективной работы центра важно, чтобы ему была предоставлена определенная автономия в выборе содержания и форм работы и доверие к профессионализму сотрудников. Здесь возникает опасность заболачивания, поскольку нередко менеджмент предприятия принимает решение не вмешиваться в работу центра. Предотвратить такое развитие ситуации помогает чёткое согласование целей и конкретных показателей эффективности работы, по которым руководство сможет судить об успешности осуществляемой деятельности.

Британская во до снабжающая компания «Северн Трент Уотер» содержит сеть из семи образовательных центров, которые ежегодно посещают более 100 000 школьников. Более 3,5 миллионов человек посещают ещё 13 объектов и водоохранных зон, находящиеся в управлении компании.

Корпоративные отчеты компании регулярно включают в себя высказывания школьников о воде и работе «Северн Трент Уотер». Одно из мнений, которое попало на первые страницы недавнего отчета, гласит: «Мне приятно видеть, что Северн Трент Уотер серьезно относится к охране окружающей среды. Но мне всё-таки кажется, что компания могла бы делать и больше для просвещения молодого поколения по экологическим вопросам. Мне бы хотелось, чтобы вы делали больше для экологического образования и поддерживали инициативы молодежи».

Самостоятельный экологический центр, часть работы которого поддерживается предприятием

Такая форма поддержки предприятием экологического образования больше характерна для европейских стран, где общественные инициативы являются неотъемлемой частью социума. И государство, и общество доверяют неправительственным организациям, создаваемые активными гражданами для улучшения каких-либо аспектов окружающей действительности.

71


Программа Зелёного креста по экологическому образованию для устойчивого развития

Значительная часть инициатив в области экологического образования в европейских странах осуществляется именно неправительственными организациями. Коммунальной компании, принявшей решение начать системно поддерживать экологическое образование, часто бывает удобнее найти общественную организацию-единомышленника, нежели создавать свою структуру «с нуля». У работающей общественной организации уже накоплен опыт работы, связи в профессиональном сообществе и образовательной среде. В западных странах такие организации часто имеют собственные небольшие образовательные центры. Коммунальная компания заключает договор о сотрудничестве и полностью или частично поддерживает работу такого центра.

Преимущества

Многие из независимо работающих эколого-образовательных центров выросли из инициатив отдельных энтузиастов или профессиональных организаций. Они искренне заинтересованы в достижении результатов и осуществлении интересной и значимой работы. Это является гарантией того, что средства, предоставленные предприятием, будут израсходованы целесообразно и с максимальной эффективностью.

Независимый центр может получать поддержку не от одного, а от несколько предприятий, а также гранты от различных благотворительных фондов. Это делает его работу более устойчивой, снижает необходимость финансирования предприятием всех организационных расходов, связанных с содержанием центра.

Потенциальные сложности

Как нередко бывает, сильная сторона может одновременно являться и источником потенциальных проблем. Если центр поддерживается одновременно несколькими организациями, могут возникнуть разногласия по поводу видения экологического образования, приоритетов деятельности, и пр. Тем не менее, мы не знакомы с практическими примерами возникновения подобных проблем.

Британская энергетическая компания «National Grid" поддерживает шесть экологообразовательных центров, многие из которых являются самостоятельными организациями. Благодаря тому, что для подстанций и других энергетических объектов зарезервировано достаточно земли, на территории центров восстановлены участки экосистем, которые используются для экологического просвещения детей и взрослого населения. National Grid предоставляет центрам территорию, средства на строительство и финансирует некоторые другие статьи расходов.

Муниципальный   центр,   частично   финансируемый   одним   или несколькими предприятиями

Это ещё одна популярная в западных странах форма поддержки компаниями экологического образования. Центр создаётся на государственные (муниципальные) средства. Муниципалитет предоставляет помещение, финансирует часть организационных расходов центра (например, заработная плата одного-двух сотрудников, коммуникации). Нередко из муниципальных средств финансируются какие-либо виды деятельности такого центра, однако

72


Детский экологический центр на предприятии: шаг к социальной ответственности

многие   проекты   и   программы   поддерживаются   различными   местными компаниями.

Подобные центры возникают там, где у муниципальной или региональной власти имеется хорошо сформулированная политика в области экологического образования и просвещения, а также разработан план последовательного осуществления этой политики.

Преимущества

Предприятию не приходится ломать голову по поводу того, как лучше организовать работу с детьми, школами, учителями, семьями. Оно формирует заказ муниципальному центру, который профессионально исполняет его. Часто сам центр выступает с инициативой осуществления какого-либо мероприятия или проекта и предлагает его компании на согласование.

Государственная поддержка центра обеспечивает устойчивость его работы и применения результатов. Как правило, у таких центров нет и проблем с вниманием со стороны школ так как они встроены в муниципальную структуру, на протяжении многих лет работают с широким кругом экологических вопросов.

Потенциальные сложности

Устойчивость работы муниципальных детских экологических центров обеспечивается вниманием властей и наличием у них внятной политики в соответствующей сфере. Как правило, её хватает на продолжительное время работы центра. В годы финансовых местных или глобальных финансовых кризисов муниципалитеты существенно урезают свои бюджеты, проводят сокращения рабочих мест, и в таких случаях муниципальные экологические центры попадают «под нож» - отдельными программами или целиком. С другой стороны, финансовые кризисы скорее всего отрицательно скажутся на эколого-образовательной работе предприятия, в какой бы организационной форме оно не осуществлялось.

В Финском регионе Пяйят-Хяме, наиболее известным городом которого является Лахти, работает центр устойчивого развития «Ванамо». Центр финансируется из бюджетов входящих в регион муниципалитетов и крупных коммунальных компаний - таких как во до снабжающая компания «Lahti Vesi" и энергетическая компания "Lahti Energia".

Центр оказывает широкую поддержку самым различным инициативам в области охраны окружающей среды: внедрение системы экологического менеджмента, ресурсосбережение, утилизация отходов и пр.

Значительную часть работы центра составляет экологическое образование. Для этого при центре действует экологическая школа «Экотеко», которая проводит регулярные занятия, конкурсы, распространяет среди школьников информационные материалы. Важное направление работы экоцентра - помощь школам в получении европейского экологического статуса «Зелёный флаг». Он символизирует не только признание усилий школы в области экологического образования, но и экологически ответственное управление школьным зданием.

73


Программа Зелёного креста по экологическому образованию для устойчивого развития

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как и любую сложную систему, идеальный детский экологический центр невозможно создать сразу. Центр будет расти и развиваться своими темпами, которые не всегда зависят даже от наших собственных усилий. От каких-то идей придется отказаться по ходу создания, а какие-то придут по ходу работы. В итоге на вашем предприятии сформируется что-то уникальное - предмет гордости не только его администрации и сотрудников, но и всей местной системы образования, а может даже и горожан - на свет появится ещё одна городская достопримечательность. Когда гости вашего города будут спрашивать горожан «А где ещё нам стоит побывать», ответом будет - «Как, вы ещё не были в нашем Детском экологическом центре при предприятии X? Обязательно побывайте! Такого вы ещё не видели!»

Сейчас наша страна ещё находится на том этапе, когда дети не избалованы всевозможными интерактивными образовательными центрами и вообще образованием, которое ориентировано на интересы, потребности детей и реальный мир вокруг них. Такая ситуация предоставляет предприятиям уникальный шанс не только эффективно просвещать детей, но и ассоциироваться в их сознании с новым, ярким и интересным миром.

Не надо опасаться, что кто-то где-то уже создал что-то подобное. В условиях конкретного предприятия, функционирующего в конкретном регионе и располагающим своеобразным набором людей и ресурсов, созданный центр всё равно будет неповторимым уголком планеты будущего, ради которого, по сути, мы и работаем, пытаясь вложить в детские умы понятие ответственности за развитие цивилизации.

74


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие................................................................................................................. 3

Глава 1. Зачем предприятию детский экологический центр?........................ 4

Глава 2. Детский экологический центр предприятия: контексты работы ... 8

Глава 3. Создаем Центр.......................................................................................... 19

Глава 4. Чему учат в Детском экологическом центре?.................................. 25

Глава 5. Формы и методы работы с учащимися в Детском

экологическом центре.............................................................................. 33

Глава 6. Помещение и стены- это система информации............................... 49

Глава 7. Социальное партнёрство....................................................................... 61

Глава 8. Экологическое образование силами коммунальных

предприятий в России и мире................................................................. 65

Заключение................................................................................................................. 74

 



© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.