Научный Центр - Dissers WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпускная квалификационная работа магистра

(магистерская диссертация)

Методические рекомендации

Составители:

Баранова О.В., к. и. н., методист высшей квалификационной категории

отдела магистерских программ научно-исследовательского профиля

Земскова Е.Е., к. филол. н., руководитель отдела магистерских программ научно-исследовательского профиля

Москва 2009

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ, СОДЕРЖАНИЮ И ОБЪЕМУ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ 6

Требования к структуре и содержанию магистерской диссертации, выполняемой в форме проекта 10

ПОРЯДОК РАБОТЫ НАД МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИЕЙ 12

ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ 12

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ 12

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ 12

ПРИЛОЖЕНИЯ 12

ВВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации разработаны на основании федерального законодательства в сфере высшего профессионального образования, требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям магистерской подготовки, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации от 25.03.2003 г. № 1155, Приказа Минобрнауки от 22.03.2006 г. № 62 «Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров», Устава РГГУ и локальных нормативных актов Университета1.

Методические рекомендации отражают общие требования к выпускной квалификационной работе магистра (магистерской диссертации), требования к ее содержанию, объему и структуре, научному руководству, критериям оценки и процедуре защиты. Рекомендациями определяется также порядок и особенности работы над магистерской диссертацией с учетом уровня квалификационных требований, предъявляемых федеральными государственными образовательными стандартами к подготовке магистров, и требования к отчетной документации, сопровождающей процесс подготовки и защиты магистерской диссертации.

Методические рекомендации адресованы магистрантам РГГУ, их научным руководителям, консультантам, рецензентам и оппонентам магистерских диссертаций, руководителям магистерских программ и организаторам научно-исследовательской работы в магистратуре.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Итоговая государственная аттестация является обязательной частью основной образовательной программы (далее - ООП) подготовки магистров. Она направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВПО). Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы в виде магистерской диссертации, а также, по решению Ученого совета вуза, государственный экзамен по направлению подготовки магистров.

Магистерская диссертация представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистрант (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, технологической, исполнительской, творческой, организаторской и другим).

Магистерская диссертация является научным исследованием теоретического или прикладного характера, направленным на получение и применение новых знаний. Логическая завершенность магистерской диссертации подразумевает целостность и внутреннее единство работы, взаимосвязанность цели, задач, методологии, структуры, полноты, результатов исследования. Самостоятельность выпускной квалификационной работы магистра предполагает ее оригинальность, принципиальную новизну приводимых материалов и результатов или концептуально новое обобщение ранее известных материалов и положений. Любые формы заимствования ранее полученных научных результатов без ссылки на автора и источник заимствования, а также цитирование без ссылки на соответствующее научное исследование не допускаются.

Специфика магистерской диссертации как выпускной квалификационной работы.

От выпускной квалификационной работы бакалавра, призванной продемонстрировать владение теоретическими основами, способность к пониманию, анализу и синтезу научной информации, критическому использованию методов ее обработки, магистерскую диссертацию отличает фундаментальность, глубина теоретической разработки проблемы, самостоятельная ее постановка, опора на углубленные специализированные знания и свободный выбор теорий и методов в решении задач исследования.

В отличие от диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, в которой содержится решение задачи, либо изложены научно обоснованные разработки, имеющие существенное значение для соответствующей отрасли знания или сферы жизни общества2, выпускная квалификационная работа магистра отражает, прежде всего, уровень профессиональной подготовки выпускника магистратуры. Степень магистра является академической, а не ученой степенью, поэтому профессиональный уровень (демонстрируемые компетенции) и тип магистерской диссертации должен соответствовать ООП подготовки магистра.

В процессе выполнения магистерской диссертации он должен продемонстрировать способность самостоятельно вести научный поиск, ставить и решать профессиональные задачи, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения, опираясь на сформированные компетенции. Такая цель выполнения магистерской диссертации подразумевает, что в ходе работы над ней и ее публичной защиты решаются следующие образовательные задачи, определенные требованиями ФГОС ВПО к результатам освоения ООП магистра:

- происходит углубление, систематизация и интеграция теоретических знаний и практических навыков по направлению магистерской подготовки и специализации ООП;

- развивается умение критически оценивать и обобщать теоретические положения, использовать современные методы и подходы при решении проблем в исследуемой области;

- формируются навыки планирования и проведения научного исследования, обработки научной информации, анализа, интерпретации и аргументации результатов проведенного исследования;

- развивается умение применять полученные знания при решении прикладных задач по направлению подготовки, разрабатывать научно обоснованные рекомендации и предложения;

- закрепляются навыки презентации, публичной дискуссии и защиты полученных научных результатов, разработанных предложений и рекомендаций.

В зависимости от направления магистерской подготовки и характера поставленных задач магистерская диссертация может относиться к одному из типов исследования, либо сочетать черты различных типов: теоретического (методологического), эмпирического, прикладного (проектного).

Прикладные (проектные) выпускные квалификационные работы представляют собой особый тип магистерской диссертации. Такие работы выполняются в форме проекта, посвященного решению прикладной (практикоориентированной)  задачи в профессиональной области и могут иметь исследовательский, технологический или творческий характер. Составными частями диссертации такого типа являются сами результаты проекта, а также презентационная часть, содержащая описание проекта, принципов работы над ним, характеристику научного знания, трансфер которого в практическую сферу осуществлялся в рамках работы над проектом. Кроме того, должна быть приведена аргументация в пользу предлагаемых решений в сопоставлении с альтернативными вариантами решения аналогичных задач, а также охарактеризованы возможности применения полученных результатов в иных сферах профессиональной деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ, СОДЕРЖАНИЮ И ОБЪЕМУ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

Структура выпускной квалификационной работы является формой организации научного материала, отражающей логику исследования, обеспечивающей единство и взаимосвязанность всех элементов содержания. Структура магистерской диссертации должна соответствовать критериям целостности, системности, связности и соразмерности (соответствия объема фрагмента текста его научной емкости).

Обязательными структурными элементами магистерской диссертации являются введение, основная часть, заключение и список использованных источников и литературы.

Во введении отражаются:

- обоснование выбора темы исследования, в том числе ее актуальности, научной новизны и/или практической значимости. Раскрывается суть проблемной ситуации, аргументируется необходимость оперативного решения поставленной проблемы для соответствующей отрасли науки или практики. Определяется степень разработанности темы (с обязательным указанием концептуальности, теоретико-методологических оснований существующих подходов, лакун в изучении проблемы). В зависимости от направления и специализации магистерской подготовки, типа диссертации, особенностей поставленных в исследовании задач, характеристика степени разработанности темы, обзор и анализ научной литературы может представлять собой отдельную часть введения, либо отдельную главу диссертации. В работах историографического характера - самостоятельный предмет исследования.

Научная новизна подразумевает новый научный результат, новое решение поставленной проблемы, ожидаемое по завершении исследования. Новизна может выражаться в новом объекте или предмете исследования (он рассматривается впервые), вовлечении в научный оборот нового материала, в иной постановке известных проблем и задач, новом методе решения или в новом применении известного решения или метода, в новых результатах эксперимента, разработке оригинальных моделей и т.п. Практическая значимость исследования, в том числе теоретического, определяется возможностями прикладного использования его результатов (с указанием области применения и оценкой эффективности).

- объект и предмет исследования

Объектом исследования является та часть реальности (процесс, явление, знание, порождающие проблемную ситуацию), которая изучается и/или преобразуется исследователем. Предмет исследования находится в рамках объекта, это те его стороны и свойства, которые непосредственно рассматриваются в данном исследовании. Предмет диссертационного исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему.

- цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является решение поставленной научной проблемы, получение нового знания о предмете и объекте. Не рекомендуется формулировать цель как «исследование…», «изучение…», подменяя саму цель процессом ее достижения. Наряду с целью может быть сформулирована рабочая гипотеза, предположение о возможном результате исследования, которое предстоит подтвердить или опровергнуть. Задачи исследования определяются поставленной целью (гипотезой) и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути и средства) решения проблемы.

- теоретико-методологические основания и методы исследования

Обосновывается выбор той или иной концепции, теории, принципов, подходов, которыми руководствуется диссертант. Описывается терминологический аппарат исследования. Определяются и характеризуются конкретные методы решения поставленных задач, методика и техника проведения эксперимента, обработки результатов и т.п. В зависимости от типа исследования (методологическое, эмпирическое) указанные аспекты раскрываются в отдельной главе (главах) диссертации, либо выступают самостоятельным предметом изучения.

- обзор источников

Под источниками научного исследования понимается вся совокупность непосредственно используемых в работе материалов, несущих информацию о предмете исследования. К ним могут относиться опубликованные и неопубликованные (архивные) материалы, которые содержатся в официальных документах, проектах, научной и художественной литературе, справочно-информационных, библиографических, статистических изданиях, диссертациях, текстах, рукописях, отчетах о научно-исследовательской работе и опытных разработках и т.п. Особая разновидность источников – кино- и видеофильмы, фонограммы, электронные банки и базы данных, информационно-поисковые системы в интернете3.

В работе дается классификация и краткая характеристика каждого вида источников, указывается их доступность, освоенность и репрезентативность, проводится верификация и обосновывается выбор методов работы с каждым видом источников.

- рамки (границы) исследования

Указываются допущения и ограничения, определяю­щие масштаб исследования в целом (по времени, пространству, ис­ходным данным).

- обоснование предложенной структуры диссертации

Структура (деление на разделы, главы, наличие приложений) работы должна соответствовать поставленным задачам исследования.

- апробация результатов исследования

Указывается, на каких научных конференциях, семинарах, круглых столах докладывались результаты исследований, включенные в магистерскую диссертацию. При наличии публикаций, в том числе электронных, приводится их перечень с указанием объема (количества печатных листов) каждой публикации и общего их числа.

В работах прикладного (проектного) типа апробация полученных результатов обязательна и должна быть подтверждена документально.

Основная часть магистерской диссертации.

Основная часть диссертации состоит из нескольких логически завершенных разделов (глав), которые могут разбиваться на параграфы и пункты. Каждый из разделов (глав) посвящен решению одной из задач, сформулированных во введении, и заканчивается выводами, к которым пришел диссертант в результате проведенных исследований. Каждая глава является базой для последующей. Количество глав не может быть менее двух. Названия глав должны быть предельно краткими и точно отражать их основное содержание. Название главы не может повторять название диссертации. В начале каждой главы дается общий план последующего изложения с указанием краткого содержания каждого параграфа главы. Последовательность теоретического и экспериментального разделов в основной части диссертации не является регламентированной и определяется типом и логикой исследования. В заключительной главе анализируются основные научные результаты, полученные лично автором в процессе исследования (в сопоставлении с результатами других авторов), приводятся разработанные им рекомендации и предложения, опыт и перспективы их практического применения.

В заключении диссертации формулируются:

- конкретные выводы по результатам исследования, в соответствии с поставленными задачами, представляющие собой решение этих задач.

- основной научный результат, полученный автором в соответствии с целью исследования (решение поставленной научной проблемы, получение/применение нового знания о предмете и объекте), подтверждение или опровержение рабочей гипотезы.

- возможные пути и перспективы продолжения работы.

Все материалы диссертации справочного и вспомогательного характера (не вошедшие в основной текст текстовые документы, таблицы, графики, иллюстрации, схемы организации эксперимента, образцы анкет и тестов, разработанные автором) выносятся в приложения. Не допускается перемещение в приложения авторского текста с целью сокращения объема диссертации.

Список использованных источников и литературы должен включать все упомянутые и процитированные в тексте работы источники, научную литературу и справочные издания. См. также раздел «Требования к оформлению магистерской диссертации».

Содержание магистерской диссертации

Содержание введения, основной части и заключения диссертации должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Содержание работы отражает исходные предпосылки научного исследования, весь его ход и полученные результаты. Магистерская диссертация не может быть компилятивной и описательной. Содержание диссертации характеризуется обязательным наличием дискуссионного (полемического) материала. Содержание работы должно удовлетворять современному состоянию научного знания и квалификационным требованиям, предъявляемым к подготовке магистра.

Язык и стиль диссертации

Особенностью стиля диссертации как научного исследования является формально-логический способ изложения материала, смысловая законченность, целостность и связность текста, доказательность всех суждений и оценок. К стилистическим особенностям письменной научной речи относятся ее смысловая точность (стремление к однозначности высказывания) и краткость, умение избегать повторов и излишней детализации.

Язык магистерской диссертации предполагает использование научного аппарата, специальных терминов и понятий, вводимых без добавочных пояснений. В случае, если в работе вводится новая, не использованная ранее терминология, или термины употребляются в новом значении, необходимо четко объяснить значение каждого термина. В то же время не рекомендуется перегружать работу терминологией и другими формальными атрибутами «научного стиля». Они должны использоваться в той мере, в какой реально необходимы для аргументации и решения поставленных задач.

Объем диссертации

Объем магистерской диссертации определяется предметом, целью, задачами и методами исследования. Средний объем магистерской диссертации (без учета списка литературы и приложений) составляет 3-4 авторских листа4

.

Требования к структуре и содержанию магистерской диссертации, выполняемой в форме проекта

Основными структурными элементами диссертации данного типа являются материалы проекта и презентация проекта.

Способ представления в диссертации материалов проекта связан в первую очередь с формой их фиксации на определенном носителе информации.

  • В случае создания в рамках работы произведений, предназначенных к публикации в печатной форме (например, художественных переводов, двуязычных или одноязычных специализированных словарей, библиографических справочников, подготовленных к печати и прокомментированных исторических источников и пр.), они должны быть представлены в диссертации в полном объеме и в виде текста, полностью подготовленного к представлению для публикации.
  • В случае создания произведений, предназначенных для использования на электронных носителях, а также для размещения в интернете (например, баз данных, информационных ресурсов, электронных словарей и справочников, лингвистических корпусов, корпусов интервью или иных устных источников и пр.), они должны быть представлены на электронном носителе в виде, доступном для использования в практической деятельности.
  • В том случае, если в рамках проекта были запланированы и организованы различные мероприятия (например, художественная выставка, театральная постановка, рекламная кампания и пр.), они должны быть полностью документированы (представлены исходная документация, афиши, видеозаписи, расшифровки выступлений, фотографии, а также подробный письменный отчет о мероприятии) и актированы.

Презентационная часть диссертации представляет собой связный и логически выстроенный текст, написанный научным языком, с использованием терминологического аппарата соответствующей области знания, объемом не менее 1,5 авторских листов. В рамках данной части диссертант призван занять рефлективную позицию по отношению к проделанной проектной работе с учетом всех компетенций, приобретенных за время освоения ООП, и дать оценку ее результатам.

В презентационной части должна быть обоснована актуальность проекта и его новизна. Должны быть сформулированы цель проекта и задачи, решаемые в ходе работы над проектом. Следует подробно описать теоретическую базу работы, со ссылками на конкретные научные школы и работы конкретных исследователей. Должны быть описаны основные методы и конкретные методики, используемые при работе над подобными проектами, и четко указаны причины выбора одной из методик, или создания новой методики. Следует подробно описать ход работы над проектом, практические проблемы, возникшие на каждом этапе и обосновать выбор решения в каждом конкретном случае. В заключение должна быть дана общая характеристика научного знания, трансфер которого в практическую сферу осуществлялся в рамках работы над проектом, и указаны возможности применения полученных результатов в иных сферах профессиональной деятельности. Обязательным структурным элементом презентационной части является список научной литературы, использованной в работе над проектом.

ПОРЯДОК РАБОТЫ НАД МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИЕЙ

ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

ПРИЛОЖЕНИЯ


1 Положение об итоговой государственной аттестации выпускников РГГУ от 4.03.2005 г.; Положение о магистратуре РГГУ от 31.08.2006 г.

2 См.: Положение о порядке присуждения ученых степеней, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.01.2002 г. № 74

3 В зависимости от направления магистерской подготовки и дисциплинарного поля исследования источники могут создаваться самим исследователем в процессе работы над темой. Например, данные проведенного социологического или иного опроса; данные, полученные в результате проведения эксперимента и пр.

4 Авторский лист - единица измерения объема произведения, принятая для учета труда авторов, переводчиков, редакторов и др., равная 40 тыс. печатных знаков. См. ГОСТ 7.81-2001. Статистический учет выпуска периодических, непериодических и продолжающихся изданий.









© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»