Научный Центр - Dissers WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!
Pages:     | 1 |   ...   | 6 | 7 ||

«

Рекомендовано

Учебно-методическим объединением по специальностям

педагогического образования в качестве учебного пособия ...»

-- [ Страница 8 ] --

Проблема исследования. На начальном этапе работы основное внимание сосредоточено на определении проблемы исследования.Важную роль здесь играют запросы практики, которыеслужат сти­муломдля применения научных средств решения практической задачи. Проблемы возникаютна основе противоречий в сфере физическоговоспитания и спорта, от разрешения которых зави­сит прогресс научного познанияи практики, например в оздо­ровлении и повышении физических кондиций учащейсямолоде­жи, успеховв рекордном спорте и т.п. Не все противоречия в практике могут быть устранены средствами науки, напримерма­териально-техническое обеспечение подготовкиквалифицирован­ныхспортсменов и т. п. Наука создает предпосылки и показывает способы разрешения противоречий в практике.

Проблема вытекает из противоречия, и изнего вычленено то, что имеет отношение только к науке. «Под научной проблемойпонимается такой вопрос, ответ на который несодержится в на­копленном обществом научном знании» [8. — С. 40], это «белоепятно на карте науки», «знание о незнании»[3].

Проблема указывает на неизвестное ипобуждает к его позна­нию, обеспечивает целенаправленную мобилизацию прежних иорганизацию получения новых, добываемых в ходеисследования знаний. В постановке проблемы выделяют ее формулирование,оценку, обоснование и структурирование [8.— С.41—42]. Впроцес­сеформулирования проблемыопределяются вопросы, решение ко­торых позволит неизвестное превратить в известное. Важноезна­чение здесьимеют прогнозирование конечного результата, его мо­дели, образа. В оценкупроблемы входит определение всего того, что необходимо для ее решения (методыисследования, источни­ки информации, научные работники, финансирование, научноеоборудование, экспериментальная база и т.д.).Обоснование про­блемы предполагает поиск аргументов в пользу ее решения,зна­чимостиожидаемых результатов, сравнение с другими исследова­ниями. Здесь полезна практикаобсуждения с коллегами, выдви­жение аргументов против и доказательность правомерностидан­ной проблемы,ее теоретическое и практическое значение. Струк­турирование проблемы представляетсобой разделение ее на ряд дополнительных вопросов для более полного полученияответа на

главный — центральный — вопрос. Этот процесснаблюдается в ходе самого исследования, по мереполучения фактического ма­териала. Кроме того, определяются границы объекта изучения сучетом наличных сил исследователя или коллектива. Вконечном счете формируется комплекс подцелей(подвопросов) или задач исследования [8].

Тема исследования. Проблема находит отражение в теме иссле­дования, котораяпредопределяет весь ход дальнейшей работы, онадолжна отражать движение от накопленного наукой к новому и в какой-то мере — столкновение старого сновым. В формули­ровке темы должны просматриваться актуальность и то новое,что заключено в содержании, результатах и выводах[3, 6, 7]. Тема обсуждается также в коллективе ученых и практиков, можетуточ­няться как наначальном этапе, так и в процессе исследования, этоестественно. Должно быть четко определено, к какому типу исследований относится работа — фундаментальным илиприклад­ным, поодной специальности (и по какой) или по двум — «на стыке» и в какой из нихнаходится предмет исследования (в од­ной работе не может быть двухпредметов).

Имеет значение и такой показатель, какколичество слов в названии темы: она должна быть неслишком широкой и не слиш­ком узкой. Это относится как к диссертации, так и к учебнику,учебному пособию. В диссертациях в областифизической культу­ры, как кандидатских, так и докторских, количество словколеб­лется вшироких пределах — от 6 до 16 и более. Исключение со­ставляют учебники в качестведиссертаций («Хоккей», «Массаж»). Чтобы придать веснаучной и методической работе, авторы не­редко используют в названиислова «Оптимизация...», «Пути со­вершенствования...» и т. п., надо стремиться более четкоотразить суть своей работы в названии.

Предпосылки для успешного выполнениянаучной или мето­дической работы лучше, когда тема работы соответствуетпрофи­лю базовогообразования автора или характеру его профессио­нальной деятельности.

Актуальность исследования. В числохарактеристик исследова­ния входят его актуальность, обоснование необходимости исвое­временностивопроса, почему данную проблему надо изучать, зна­чение этого для дальнейшегоразвития теории и практики физи­ческого воспитания, спорта, оздоровительной, адаптивной ирек­реативнойфизической культуры.

Различают актуальность научногонаправления в целом, с од­ной стороны, и актуальность самой темы внутри этогонаправле­ния— с другой. Впедагогических исследованиях, к которым отно­сятся исследования в областифизического воспитания и спорта, различают такжепрактическую и научную актуальность темы. До­казательство актуальности темы— более сложныйпроцесс: надо

224

225

убедительно показать, что именно выбраннаятема должна быть исследована в данный момент [3, 6, 7, 13].

При оценке актуальности учитывается типисследования: для фундаментальных работ первостепенное значение имеютпредпо­лагаемаятеоретическая значимость темы, степень ее разработан­ности в науке; для прикладныхработ в первую очередь учитыва­ются практическая потребность в разработке темы, степеньреше­ния данноговопроса на практике. По научности и практической актуальности выделяютследующие уровни педагогического ис­следования: высокоактуальные исследования; актуальныеиссле­дования;малоактуальные исследования; неактуальные исследова­ния. Учитывается степеньразработанности темы и потребности в ней, значимость вклада в теорию ипрактику, перспективность этой проблематики [3, 10, 13]. Нередко авторыограничиваются указаниями на то, что в «литературе данная проблема освещенаслабо», «тема недостаточно разработана», «не находит примене­ния в практике» и т.п.

Объект и предмет исследования.Для успешной подготовки на­учной или методической работы ееавтору из всего многообразия объекта — физического воспитания и спорта— необходимовыде­лить то, на чтонаправлено его внимание и в чем он хочет полу­чить конкретные результаты.Применительно к научной и методи-^ ческой работе объект — это явление или процесс,избранный для изучения, предмет — это то, что находится в границах объекта. Объект и предметсоотносятся между собой как общее и частное. Неправильный выбор объекта илипредмета исследования может привести к ошибкам теоретического и практическогохарактера. Возможна несогласованность между объектом и предметомиссле­дования: объектопределяется в области педагогики, а предмет — в области психологии [4, 6,7].

В физическом воспитании и спорте часто вкачестве объекта рассматриваются дошкольники, школьники, юные иквалифи­цированныеспортсмены, студенты. Эти категории людей высту­пают объектами в практическойпедагогической деятельности, в научной педагогической деятельности объектамибудут педагоги­ческийфакт, процесс, явление.

Ниже приводятся примеры формулированияобъекта и пред­метаисследования.

Тема: «Структура и содержаниемноголетней подготовки спортивно­го резерва в футболе» (диссертация А.П.Золотарева); объектисследова­ния:«Многолетняя подготовка спортивного резерва в футболе»; предмет исследования: «Методология и технология построения структуры исо­держаниямноголетней подготовки юных футболистов».

Тема: «Взаимосвязь физическоговоспитания старших дошкольников и младшихшкольников на основе компьютерного контроля и индивиду­ального программирования»(диссертация С. Ю.Курнаева); объект ис-

следования: «Взаимосвязь содержания иметодики физического воспи­тания старших дошкольников и младших школьников»; предметиссле­дования:«Индивидуализация направленного воздействия на физичес­кое развитие иподготовленность старших дошкольников и младших школьников на основе компьютерного контроля».

Тема: «Лыжная подготовка как базовоеакцентированно-оздоровитель-ное средствофизического воспитания сельских школьников в регионах со снежной зимой»; объект исследования: «Система физическоговоспи­тания вобщеобразовательной сельской школе»; предмет исследования: «Содержание и технология лыжной подготовки учащихся V—VII классов в процессе учебной,внеклассной работы, массовых соревнований и са­мостоятельныхзанятий».

Примеры нечеткого формулирования объекта ипредмета ис­следования.

Тема: «Биоинформационные оздоровительныетехнологии при про­блемно-модульном обучении в системе физического воспитания иреа­билитациистудентов с ослабленным здоровьем» (диссертация Т.Г.Ко­валенко); объект исследования:«Студенты обоего пола 1—3-го курсов Волгоградскогогосударственного университета (683 человека в возрасте от 17 до 22 лет), отнесенные по состоянию здоровья, физическомураз­витию иподготовленности к специальной медицинской группе, зани­мающиеся в специальноммедицинском учебном отделении».

Тема: «Компьютерное моделированиетактических действий нападе­ния квалифицированных команд по волейболу и методика ихсовершен­ствования» (диссертация С.В.Сайфулина); объект исследования:«Ква­лифицированные команды по волейболу»; предмет исследования:«Ко­мандно-тактические действия нападения квалифицированных командпо волейболу». Смысл «объекта» лучше бы звучал в такой редакции:«Со­ревновательнаядеятельность квалифицированных команд по волейбо­лу», в «предмете» же следовалоотразить «методику совершенствования», обозначенную вназвании работы.

7.5. Цель и задачи исследования

Цель и задачи исследования служатнепосредственными харак­теристиками научно-исследовательской деятельности, этоцент­ральный моментисследовательской работы. Цель исследования — представление о результате, то,что должно быть достигнуто в итоге работы. Цель устанавливается на основесформулированной проблемы, объекта и предмета исследования. Цельразукрупняет­ся наподцели — ряд частыхисследовательских задач, которые должны дать представление о том, что нужносделать, чтобы цель была достигнута. Цель и задачи позволяют определить логику,ос­новные шаги,ведущие к разрешению проблемы и достижению результатов работы. Наиболее полновопросы цели и задач про­слеживаются в диссертационных работах [3, 6, 7, 8].

226

227

i&tiWfti

■Ни*

Логика педагогического исследованияпредставляет собой пос­ледовательность перехода от эмпирического описанияфизкуль-турно-спортивной действительности к ее отображению в теоре­тической форме (в теоретическихмоделях) и в нормативной форме (нормативных моделях). Итогом всей работыявляется кон­кретныйматериал для практики. Анализ многих диссертаций и авторефератов показывает,что формулировку цели в них можно свести к не очень большому числуформулировок, например:

разработать научно-методические(организационно-методичес­кие и т. п.) основы формирования (развития, подготовки и т. п.) ушкольников (юных, квалифицированных спортсменов)...;

выявить, определить и экспериментальнообосновать методо­логические (методические, дидактические) условия(предпосыл­ки)формирования (воспитания, обучения)...;

обосновать содержание средств (форм,методов)...

Нельзя признать удачными формулировки типа«определить (обосновать) пути оптимизации...»;«обосновать эффективные пути повышенияэффективности...». Неудачна формулировка, отража­ющая только достижениепрактического результата, а не новое научное знание. Практическое значение (ивнедрение в практику результатов исследования) должно быть, но только это неможет служить целью работы.

Ниже приводятся формулировки цели и задачисследования в диссертациях по специальности 13.00.04.

Соколик И.Ю. Организационно-методические основы диагностики спортивной одаренности.

Цель — разработка методологических,организационных и методи­ческих основ диагностики спортивной одаренности (на примере рядациклических видов спорта).

Задачи: 1. Проанализировать по даннымлитературы состояние про­блемы организации и методики спортивной одаренности. 2.Усовершен­ствоватьорганизационную модель типового центра спортивного отбо­ра, включая создание образцовавтоматизированных систем для диаг­ностики спортивнойодаренности. 3. Разработать методологические прин­ципы диагноза спортивнойодаренности по данным интегративной кон­ституции спортсменов,включающей частные морфологическую, фи­зиологическую ипсихологическую конституции. 4. Изучить конститу­циональные характеристикиродителей спортсменов и определить ве­личины наследуемости первичныхмаркеров спортивной одаренности. 5. Разработатьмногомерные модели спортивной одаренности как осно­вы методов прогнозадефинитивного уровня достижений юных спорт­сменов.

Разумовский Е.А. Совершенствование специальной подготовленности спортсменов высшей квалификации.

Цель — теоретико-экспериментальноеизучение проблемы форми­рования и реализации высокого уровня двигательного потенциаласпорт-

228

сменов высшей квалификации и разработкатеоретических и методиче-i ских основсовершенствования их специальной подготовленности.

Задачи: 1. Исследоватьтеоретико-методические аспекты формиро­вания и реализациидвигательного потенциала спортсменов высшей ква­лификации. 2. Выявить наиболееинформативные показатели, определя­ющие специальнуюподготовленность спортсменов. 3. Разработать и экс-' периментальнообосновать систему «целей подготовки» спортсменов, I выраженную через модельные характеристики соревновательнойдеятель-[; ности и основных сторон подготовленности. 4. Разработать стратегиюоп-(; ределения эффективных тренировочных средств иметодов совершен-[. ствования специальнойподготовленности спортсменов высокой квали­фикации на разных этапахподготовки. 5. Систематизировать различные способы,средства и методы совершенствования специальной подготов-I ленности спортсменов на основе использования «критериевэффектив­ности»соревновательной деятельности. 6. Теоретически обосновать и эк­спериментально установитьэффективность моделей планирования и программирования тренировки спортсменов высшей квалификации наоснове содержания соревновательнойдеятельности.

Распопова Е.А. Научно-методические основы многолетней подготов­ки прыгунов в воду.

Цель — разработать и обосноватьпрограммно-нормативные требо-

. вания и методикуспортивной тренировки прыгунов в воду на основных

| этапах многолетнейподготовки.

Задачи: 1. Выявить основные тенденцииразвития прыжков в воду как

[ олимпийского вида спорта. 2.Разработать и обосновать модельные харак-

| теристики элитных прыгунов в воду посоматическим показателям специ­альной подготовленности и спортивно-технического мастерства. 3.Уста­новитьособенности динамики физического развития, физической и тех­нической подготовленностипрыгунов в воду в процессе многолетней тре-

| нировки. 4. Определить возрастныеособенности роста спортивных дости­жений прыгунов в воду. 5.Обосновать модель поэтапного построения про-

[ цесса многолетней подготовки прыгуновв воду. 6. Разработать контрольно-нормативныетребования к уровням различных сторон подготовленности

| занимающихся прыжками в воду наэтапах многолетней подготовки.

7.6. Гипотеза исследования и положения длязащиты

Гипотеза (отгр. hipothesis —основание, предположение) — научное предположение, требующее проверки на опыте итеоре­тическогообоснования, подтверждения. Гипотеза как метод раз­вития научного знания заключаетсяв выдвижении предположе­ния, экспериментальной проверке, которая или подтверждаетги­потезу и онастановится фактом, теорией, или опровергает, и тогда строится новая гипотеза ит. д. [12]. Задача исследователя со­стоит в том, чтобы показать, что не ясно в объекте, что нужнодоказать. То, что всем очевидно и не требует доказательств, — не

229

vismn

направленного воздействия на эти факторы иособенностях структуры тренировочного процесса.

3. Специализированная классификация ирегиональная система форм проявления двигательных способностей спортсмена ипараметров на­грузок.

Иссурин В. Б. Формирование спортивно-технического мастерства в водныхциклических видах спорта.

Гипотеза: несмотря на очевидные отличиядвигательной деятель­ности человека в различных водных циклических видах спорта,суще­ствуют общиезакономерности, определяющие технику движений и про­явление двигательныхспособностей спортсменов. Раскрытие этих зако­номерностей создает предпосылкиобоснования структуры и содержа­ния спортивно-технического мастерства, установления тенденций егоразвития и разработки концепции формирования спортивно-техничес­кого мастерства в водныхциклических видах спорта. Закономерности, тенденции и концепция формированияспортивно-технического мастер­ства позволяют выявить резервы повышения эффективности подготовкиспортсменов-гребцов и пловцов высокого класса.

Защищаемые положения: 1. Основы общейтеории водных спортивных локомоций составляют закономерности пространственногопостроения гребка, механизма создания движущих сил и противодей­ствия внешних силпоступательному движению спортсмена; эти законо­мерности определяют характердвижения гребущего элемента, взаимо­действие сил, создаваемых впроцессе гребка, зависимость сопротивле­ния среды отгидродинамических качеств обтекаемого объекта (тело плов­ца, корпус лодки) и возмущенийв среде, создаваемых рабочей деятель­ностью спортсмена.

  1. Реализация потенциала двигательных способностей (силовых,ско­ростных,скоростно-силовых, координационных, выносливости) при вза­имодействии с водной средойнаходится в непосредственной зависимо­сти от уровняспортивно-технического мастерства пловцов и гребцов.
  2. Закономерности взаимодействия с водной средой обусловливаютобщность некоторых особенностей телосложения пловцов и гребцов, положительныйперенос тренированности и навыка между различными водными локомоциями и междуразличными способами плавания.
  1. Многолетняя динамика спортивно-технического мастерстваха­рактеризуетсягетерохронностью достижения максимальных значений различных показателей,определяющих результативность спортсмена; наибольшая консервативностьсвойственна показателям дистанцион­ной скорости и реализационнойэффективности техники, наибольшая изменчивость — дистанционной мощностидвижений и силовой вы­носливости.
  2. Рациональное построение подготовки спортсменов в водныхцикли­ческих видахспорта предполагает реализацию обобщенной методичес­кой концепции формированияспортивно-технического мастерства, вклю­чающей актуализацию двигательныхспособностей, увеличение потен­циала двигательных способностей средствами целенаправленнойтрени­ровки на суше,программирование и коррекцию техники движений.

232

комплексирование средств целенаправленнойтренировки на суше, про­граммирования и коррекции движений на воде, формированиерацио­нальнойтактической модели прохождения соревновательной дистанции.

7.7. Новизна исследования

При завершении научной и методическойработы подводят итоги и определяют главное: какое новое знание получено ика­ково его значениедля науки и практики [3, 10], особенно в дис­сертационных работах. На этонаправлен весь ход исследования: проблема, название темы, актуальность, объекти предмет, цель и задачи, гипотеза, защищаемые положения. Чем лучшеотрабо­таны этиструктурные элементы, тем более четко проявляются признаки того, что сделано изтого, что не было сделано други­ми, какие результаты получены впервые; с этих позицийанали­зируется иоценивается весь фактический материал, полученный в ходеисследования.

Новизна исследования может бытьпредставлена двумя спосо­бами: первый — описание новизны, второй — ее содержа­тельное изложение. Описаниеновизны возможно в том случае, когда новые результаты отражены в защищаемыхположениях, или в теоретической значимости работы.Более приемлем вариант, когда описание дополняетсясодержанием новых результатов, напри­мер определены требования..., к ихчислу относятся: а, б,....

При оценке новизны используются триосновные характерис­тики: вид результата; уровеньновизны результата; содержатель­ное изложение (описание) результата. Выделяют два вида результа­та: теоретические знания (новыеконцепции, закономерности, методические рекомендации, правила и т.д.);эмпирические (фак­ты,данные измерений, наблюдений и т. п.). Выделяют три уровня новизны:конкретизации, дополнения, преобразования. При опи­сании результата, например,диссертационного исследования ори­ентируются на «классификационные признаки диссертации» [9]: 1— результаты являютсяновыми; 2 — отдельныерезультаты не новы; 3 — значительная часть результатов не нова (приложение 20, п.2).

Раздел новизны целесообразно строить вформулировках: раз­работаны...; обоснованы...; выявлены...; раскрыты...;установле­ны... ит.п.

233

Значение научной работы для науки ипрактики определяется на начальном этапе работы как основание для проведенияиссле­дования(проблема, тема, актуальность). На заключительной ста­дии определяются значения ужеполученных результатов, надо показать, для какого участка науки или практикиэтот результат имеет значение [3].

9 Железняк

7.8. Теоретическая и практическаязначимость исследования

Оценка качества исследования покритериям теоретической и практической значимости относится прежде всего к ужезавер­шеннойработе. Среди многих критериев качества научных работ оценка теоретической и практической значимости занимаетведу­щееместо.

В. В. Краевский и В. М. Полонский [3,10] рассматривают тео­ретическую и практическую значимость как интегральныекрите­рии оценкирезультатов завершенного педагогического исследо­вания.

В оценке теоретической значимости исследования авторы вы­деляют три уровня:

  • общепедагогический, его имеют фундаментальныеисследо­вания,они приводят к переоценке важнейших концепций, фун­даментальных понятий,изменению точек зрения на кардиналь­ные вопросыпедагогики;
  • общепроблемный уровень, его имеют исследования,резуль­татыкоторых изменяют существующие теоретические представ­ления по отдельным проблемамили по ряду проблем в рамках конкретных областейпедагогики;
  • частнопроблемный уровень, его имеют исследования,ре­зультатыкоторых изменяют теоретические представления по от­дельным частным вопросам в общейпроблеме.

Теоретическая значимость интегральныйхарактер имеет по­тому, что в ней находят отражение новизна, перспективность,концептуальность, доказательность, но не в простом перечисле­нии, описании: должен бытьанализ влияния полученных ре­зультатов на теорию и практику. С учетом этого теоретическуюзначимость оценивают как очень высокую, удовлетворительную и низкую:

  • оченьвысокая: результаты обосновывают совершенно но­вые теоретические подходы,концепции, целостную теорию; прин­ципы применениятеоретических положений на практике; откры­ваются новые направления вданной области, перспективы для прикладныхисследований;
  • высокая:результаты дополняют, вносят новые элементы в существующие концепции, подходы в области обучения ивоспи­тания;разработана теория и определены принципы ее примене­ния на практике; открываютсяперспективы для прикладных ра­бот в этой области;
  • удовлетворительная: результаты уточняют иконкретизиру­ютотдельные положения в дидактике, теории воспитания; выд­винуты отдельныетеоретические положения; открываются перс-

пективы для решения отдельных частныхвопросов в пределах дан­ной области, темы, проблемы;

— низкая: результаты повторяютсуществующие теоретические
положения в даннойобласти без уточнений и дополнений; науч­
ная концепция несформулирована, дана без всякого обоснова­
ния; перспективы длядальнейших работ нет.

В оценке практической значимости исследования авторы выде­ляют четыре уровня:

  • значимость очень высокая: результаты исследованиязначи­мы длявсей области дидактики, теории воспитания и других об­ластей; в результатахзаинтересованы очень широкие круги потре­бителей; результаты готовы купотреблению в виде нормативных материалов,программ, учебников, учебных пособий, методичес­ких разработок;
  • значимость высокая: результаты значимы для решенияоб­щеметодических вопросов в пределах данного курса, области; врезультатах заинтересованы широкие кругипотребителей; внедре­ние целесообразно, результаты готовы к внедрению;
  • значимость удовлетворительная: результаты важны дляре­шениячастнометодических вопросов отдельных дисциплин, при­емов и методов воспитания; врезультатах заинтересованы широ­кие круги потребителей; внедрение целесообразно, результаты восновном готовы к внедрению, разработаны методические реко­мендации;
  • значимость низкая: результаты важны для решениячастно-методических вопросов, второстепенных для практики; в резуль­татах заинтересован узкийкруг лиц, для большинства потребите­лей они не представляютинтереса; внедрение нецелесообразно, результаты неготовы к внедрению.

Оценка диссертационной работы проходитв несколько эта­пов. После ее поступления в диссертационный совет на егозасе­даниисоздается комиссия в составе 2 — 3 членов совета, кото­рым поручается рассмотретьдиссертацию и представить совету заключение о соответствии диссертации профилюданного сове­та;о полноте изложения материалов диссертации в опублико­ванных автором работах;готовит предложения по назначению официальных оппонентов и ведущей организации.Присутствия соискателя на этом заседании совета не требуется (первый этап).На втором заседании совета один из членов комиссиидоклады­ваетрезультаты экспертизы диссертации и рекомендации о ее принятии к защите(соискатель может присутствовать). При по­ложительной рекомендациидиссертации к защите эксперты пред­лагают проекты Заключения.Назначается день защиты диссерта­ции, утверждаются официальные оппоненты и ведущаяоргани­зация,дается разрешение на печатание автореферата диссерта­ции. Решение принимаетсяпростым большинством голосов чле-

234

235

нов совета (второй этап). Совет может непринять диссертацию к защите, если она не отвечает по содержанию профилю советаили основные результаты недостаточно полноопубликованы в научных изданиях. Более подробно всевопросы изложены в Положении о порядке присуждения научным инаучно-педагогическим работни­кам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий[9], (приложение 20, п. 2, 5).

На третьем заседании проводится защитадиссертации (третий этап). Процедура защиты — самый ответственный момент длясо­искателя, здесьдается оценка его научному труду. Заседание счи­тается правомочным при наличиикворума, представление об этом дает табл. 9:

Таблица 9

Соискателю предоставляется время дляизложения основных положений его диссертации,обычно в пределах 20 мин. После окон­чания доклада членыдиссертационного совета и все присутствую­щие могут задавать любые вопросыпо проблемам, рассматривае­мым в диссертации. Это самое сложное испытание для соискателя всилу непредсказуемости ситуации. Качество ответов навопросы, на замечания ведущей организации и оппонентов, выступающих влияет наобщую оценку наряду с оценкой рукописи диссертации. После окончания дискуссии изаключительного слова соискателя проводитсяпроцедура голосования. Решение считается положитель­ным, если за негопроголосовало не менее двух третей членов сове­та с решающим голосом, которыеприсутствовали на заседании совета. После тайного голосования и приположительном решении по результатам защиты диссертации совет принимаетзаключение по диссертации путем открытого голосования.

236

Заключительный этап — рассмотрение диссертации вэксперт­ном совете ВАКРоссии. При положительном решении экспертно­го совета соискателю выдаетсядиплом доктора или кандидата наук.

В государственных образовательныхстандартах второго поколе­ния имеется указание на то, что требования к выпускнойквали­фикационнойработе (для дипломированных специалистов — дип­ломной) определяет вуз наосновании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высшихучебных заве­дений вРоссийской Федерации, утвержденного постановлением Госкомвуза России от 25 мая1994 г. № 3 (приложение 20, п. 4). Процедура защиты дипломных работ завершаетсявыставлением оценки. Ниже приводится примерный вариант категорииоценок.

«Отлично»: дипломная работа носитисследовательский ха­рактер, содержит анализ литературных данных, результатыобоб­щения практики,результаты экспериментальной части исследо­вания, подтвержденныестатистическими данными, логичное из­ложение материала, выводов ипрактических рекомендаций. Ра­бота имеет положительные отзывы научного руководителя ире­цензента. Призащите студент показывает знания вопросов темы, свободно оперирует даннымиисследования, во время доклада ис­пользует иллюстративный материал, свободно отвечает напостав­ленные вопросы,вносит обоснованные предложения.

«Хорошо»: дипломная работа носитисследовательский ха­рактер, имеет главу с анализом литературы, содержитфактичес­кий материалэкспериментального характера, наблюдения и ана­лиз соревновательной(тренировочной) деятельности, последо­вательное изложение материала,выводы, но недостаточно обо­снованные предложения. Работа имеет положительные отзывы научногоруководителя и рецензента. При защите студент показы­вает знание вопросов темы,оперирует данными исследования, вносит предложения по улучшению качества(организации) физ-культурно-спортивных занятий и др. Во время докладаиспользует иллюстрации (раздаточный материал), без особых затрудненийот­вечает навопросы.

«Удовлетворительно»: дипломная работаносит исследо­вательский характер на основе анализа литературных данных,ана­лиза документов,изучения опыта, но имеет поверхностный ана­лиз, в ней нет четкойпоследовательности изложения материала, представлены необоснованныепредложения. Имеет положитель­ные отзывы научного руководителя и рецензента, однако в нихимеются серьезные замечания. При защите студент проявляет не­уверенность, показывает слабоезнание вопросов темы, не дает достаточно аргументированных ответов напоставленные вопросы.

«Неудовлетворительно»: дипломная работа неносит ис­следовательского характера, не имеет анализа литературныхдан­ных и изученияпрактики, не отвечает требованиям кафедры в

237

отношении дипломных работ. В ней нетвыводов или они носят общий характер, не вытекающий из материала дипломнойрабо­ты. Вотзывах научного руководителя и рецензента имеются крити­ческие замечания. При защитестудент затрудняется отвечать на поставленные потеме вопросы, не знает теории вопроса, при ответедопускает существенные ошибки, не используется иллюс­тративный материал.

О подготовке к защите и процедурезащиты сказано в главе 2, ситуация по своему характеру, особенно применительнок магис­терскойдиссертации, сходна с процедурой защиты докторской и кандидатской диссертаций.

7.9. Внедрение в практику результатовнаучной и методической деятельности

Теория и практика, как философскиекатегории, отражают ду­ховную и материальную стороны деятельности людей — позна­ния и преобразования природыи общества. В познании практика является егоосновой и критерием истины. В научной деятельнос­ти важнейшими критериямислужат теоретическая и практичес­кая значимость работы; в методической деятельности, напримерпри подготовке учебных изданий, их значениеоценивается по той пользе, которую они приносятпрактическим работникам в обла­сти физической культуры и спорта, студентам и преподавателямв осуществлении процесса обучения — преподавания и учения.В вузе одной из обязательных форм обученияявляется практика.

Вся многообразная «оценка обществом»результатов научной и методической деятельности осуществляется по критерию«внедре­ния впрактику», т. е. признанию полезности и значимости в раз­личных сферахфизкультурно-спортивной и оздоровительной де­ятельности. Формы внедрениякрупным планом можно предста­вить следующим образом.

Публикации. Имеют значение вид публикации, уровень изда­ния, тираж.

Научные издания: монографии, статьи в периодических цент­ральных изданиях; сборникинаучных трудов, материалов науч­ных конгрессов, научно-практических конференций;научно-по­пулярныекниги.

Учебные издания: учебные программы для профессионального физкультурного образования — федерального,регионального и вузовского уровней; программы пофизической культуре и спорту дляобщеобразовательной школы, высших и средних учебных заве­дений (по учебной ивнеклассной работе); программы для ДЮСШ, ДЮКФП,СДЮШОР и др.; учебники и учебные пособия: с гри­фом Минобразования Россииили УМО (учебно-методического

238

объединения) по конкретнойспециальности, регионального, ву­зовского уровней; учебные пособия для школьных учителейфизи­ческойкультуры и учебники по физической культуре для учащихся I—XI классов (начальной, основной, средней школы); учебныхпособий для тренеров спортивных школ по видамспорта.

Официальные документы: концепции физического воспитания испортивной подготовки учащейся молодежи; положение о фи­зическом воспитании в школе,различные инструкции; комплек­сные целевые программы для подготовки кандидатов в сборныекоманды страны к Олимпийским играм, чемпионатаммира и Европы; методические письма и рекомендациидля спортсменов высших разрядов, молодежных июношеских сборных команд по видам спорта.

Акты внедрения: свидетельством эффективности применения результатов исследования в практике физического воспитания испорта служит «Акт внедрения», который выдаетсяпосле апроба­циив соответствующей организации результатов НИР, например комплексной научнойгруппы (КНГ), автора докторской или кан­дидатской диссертации. Формаэтого документа может быть раз­личной, но обязательно четко обозначается, что внедрялось ика­койположительный эффект получен в результате внедрения. Ниже приводятся примеры составления акта внедрения.

Мы, нижеподписавшиеся, составили настоящийакт о внедрении в практику работы Республиканского центра спортивной ориентациии отбора в циклических видах спорта нормативных оценочных шкал фун­кциональной подготовленностипловцов.

В задачу внедрения входила разработканормативных характеристик системного кровообращения и основных звеньев егорегуляции —цент­ральнойгемодинамики, периферического кровообращения, биоэлект­рической активности сердца,вегетативной регуляции.

239

240

От внедрения получен положительный эффект,выразившийся в совершенствовании научно-методического обеспеченияспортсменов-пловцов.

Открытия, изобретения,рационализаторские предложения (см. главу 5): научные исследования, результатом которых являютсяоткрытие, изобретение, рационализаторскоепредложение, слу­жат признаком высокого качества работы и заслуживают высокойоценки по своей значимости для практикифизического воспита­ния и спорта. Примером могут служить разработки профессораИ. П. Ратова «Искусственно управляющая среда»,позволяющие спортсменам повышать рекордныерезультаты.

Значимость исследования выражаетсятакже в темах на дого­ворных условиях, получении грантов на разработку проблем,меж­дународномпризнании результатов.

Выступление: на научных конгрессах, научно-методических конференциях, конференциях тренеров, учителей физическойкультуры, преподавателей вузов и колледжей, всистеме повыше­ния квалификации. Здесь учитывается уровень выступления сдок­ладами,предложениями, разработками и т. п. (международный, национальный, региональный, вузовский).

Результаты участия в конкурсах,смотрах, олимпиадах, фести­валях и т.п.: учитываются уровень,масштаб этих мероприятий и результат. На таких мероприятиях оцениваютсяпубликации раз­личного характера, например учебники, учебные пособия идру­гие,изобретения, рационализаторские предложения, доклады и т.д. Заслуживает внимания опыт проведения фестивалястуден­тов,аспирантов, ведущих профессоров и ученых академий и ин­ститутов физической культурына базе Московской государствен­ной академии физической культуры, который в 2001 г. будетпро­водиться ужев пятый раз. В программу фестиваля включены сле­дующие номинации:

  • соревнования среди студентов по физическойподготовлен­ности«Физическое совершенство»;
  • конкурсы среди студентов (шесть позиций, в том числе налучшую квалификационную (дипломную)работу);
  • научно-практическая конференция студентов;
  • профессорскиечтения;
  • конкурс среди профессорско-преподавательского состава инаучных сотрудников вуза;
  • конкурс показательных спортивных выступлений, номеровхудожественной самодеятельности;
  • соревнованиясреди руководителей делегаций.

Рассмотренные положения в отношенииоценки научно-мето­дических работ в области педагогики в полной мере приемлемыдля оценки качества работ в области физическойкультуры, физи­ческого воспитания, спорта. Разработка системы оценки всехвидов научных и методических работ позволяетповысить их качество, организацию и контроль накафедрах, на факультете физической культуры и ввузе, особенно в университете, как учебно-научном

241

образовательном учреждении.Актуальность этого возрастает преж­де всего в связи с включением витоговую государственную аттес­тацию выпускных квалификационных работ для всех выпускников,что, в свою очередь, требует повышениянаучно-методической квалификации профессорско-преподавательскогосостава.

Контрольные вопросы

  1. Защита авторского права на произведение.
  2. Рецензирование научной, методической работ.
  3. Понятия «фундаментальные», «прикладные» науки.
  4. Проблема и тема исследования, актуальность темы.
  5. Объект и предмет исследования.
  6. Цельи задачи исследования (методической работы).
  7. Гипотезы исследования (работы).
  8. Новизна исследования (работы).
  9. Теоретическая и практическая значимость работы.

10. Внедрение в практику результатовнаучной, методической работы.

Литература

  1. БугаП. Г. Создание учебных книг для вузов.— М.,1990.
  2. Закон Российской Федерации об авторском праве и смежныхпра­вах от 9июля 1993 г. // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Вер­ховного Совета РФ. — 1993. — № 32. - С. 1242.
  3. Краевский В. В., Полонский В.М. Критерии оценки качества и эф­фективности педагогическихисследований (рекомендации). — М, 1987.
  4. КузинФ.А. Кандидатская диссертация. — М., 1977.
  5. Лебин Б.Д., Рассудовский В.А., Цыпкин Г.А. Научный работник: (Пра­ва и обязанности). — Л., 1982.
  6. Новиков A.M.Научно-экспериментальная работа в образовательномучреждении. — М., 1998.
  7. Новиков А. М. Как работать наддиссертацией? —М, 1999.
  8. Новиков A.M.Докторская диссертация. — М., 1999.
  9. Положение о порядке присуждения научным инаучно-педагогиче­ским работникам ученых степеней и присвоения научным работникамуче­ных званий.Утверждено постановлением Правительства Российской Феде­рации от 24 октября 1994 г.№ 1185 // Бюллетень ВАК РФ. - 1995. - № 1.
  1. Полонский В.М. Оценка качестванаучно-педагогических исследо­ваний. —М, 1987.
  2. Степин В. С. Философскаяантропология и философия науки. — М., 1992.
  3. Современный словарь иностранных слов. — СПб., 1994.
  4. Требования к диссертационным работам по педагогическим наукам /В.С.Леднев, В.В.Красовский, В.М.Полонский,Э.А.Штульман. —М., 1990.

243

Приложение 5

Примерная структура курсовой работыреферативного типа

Тема: «Развитие координационных способностей у детей младшегошколь­ноговозраста»

Введение (2 — 3 с.)

1. Особенности физическогоразвития детей младшего школьного воз­
раста (5 — 6с).

  1. Характеристика детей младшего школьного возраста.
  2. Особенности развития физических качеств детей младшего школьноговозраста.

2. Координационные способностикак один из видов двигательных спо­
собностей (4 — 6с).

  1. Понятие«Координационные способности».
  2. Видыкоординационных способностей.

3. Методы развитиякоординационных способностей.

  1. Методыразвития координационных способностей.
  2. Методыоценки координационных способностей.
  3. Методика развития координационных способностей детеймлад­шего школьноговозраста.

Выводы (1—2 с).

Список литературы (1—2 с).

Приложения.

244

245

246

Приложение 9 Словарь терминов

HTML (HyperText Markup Language) — язык разметки, используе­мый при подготовке Web-страниц.Служит для описания структуры до­кумента и позволяет управлять форматированием текста, размещениемв документе графических и мультимедийных иллюстраций, заданием гипертекстовыхссылок.

HTTP (Hyper Text Transfer Protocol)— протоколИнтернета, систе­маправил, используемых в сети Интернет при передаче гипертекстовыхдокументов.

247

URL-адрес (Uniform Resource Locator) — унифицированная форма записиадресов документов в сети Интернет. Правила записи адреса в этой форме таковы, что позволяютоднозначно определить местонахож­дение любого документа. Адрес URL может состоять из четырех полей:имени протокола,имени компьютера,пути поиска документа на этом компьютере и ссылки на определенное место внутридокумента.

WorldWide Web — абстрактное информационноепространство. Явля­ется средой для обмена информацией (как правило, речь идет оWeb-страницах) между людьми всего мира. Основой World Wide Webявляет­ся протоколпередачи гипертекстовых данных (HTTP). World Wide Web нередко используется также как синоним термина Интернет.

Web-страница — отдельный документ в World Wide Web. Как правило, он бывает написан наязыке HTML.Web-страница можетсодержать текст, графику, звуковое сопровождение,анимацию и другие мультимедий­ные объекты, а также гипертекстовые ссылки, Адрес Web-страницыопределяется адресом URL.

Web-узел — группа тематически связанныхWeb-страниц исопрово­дительныхфайлов, располагающаяся на одном компьютере. Страницы Web-узла обычно связанымежду собой с помощью гиперссылок.

Байт — группа из восьми битов.

База данных — в общем смысле— совокупностьсведений о конкрет­ных объектах реального мира в какой-либо предметной области илираз­делепредметной области. В терминах СУБД MS access база данных — это набор данных и объектов, связанных общей задачей. Каждая базадан­ных — это совокупность таблиц,запросов, форм, отчетов, макросов и модулей, которая хранится в файле спроизвольным именем и расшире­нием.MDB.

Бит. Каждый бит может равняться либо нулю,либо единице (самая маленькая единица измерения информации).

Браузер (броузер) — средство для просмотра Web-страниц. Позволяет переходить от просмотраодних страниц к другим с помощью гипер­ссылок.

Буфер обмена — область оперативной памяти,резервируемая систе­мой Windows для организации обмена данными между приложениями.

Гигабайт — 1024 мегобайта.

Гиперссылка, гипертекстовая ссылка — элемент Web-страницы, обыч­но выделяемый цветом и подчеркиванием. Используется для быстрогоперехода к другому документу World WideWeb.

Диалоговое окно — специальное окно, используемоедля настройки параметров операционной системы или приложения. Отличается отокна приложения отсутствием строки меню. Содержит набор элементовуп­равления, которыемогут быть размещены на нескольких вкладках.

Домашняя страница (Home Page) — основная Web-страница, выб­ранная при настройке программы,которая появляется первой при на­личии соединения и запуске программы. Говоря о домашней странице,можно иметь в виду большое количество разнообразных страниц: под этим понятиемможет подразумеваться и домашняя страница вашего про­вайдера, и любое другое место всети, предоставляющее доступ к ин­формационным ресурсам Internet.

Домен — общая часть имени группыкомпьютеров в Интернете. Эта часть обычноопределяет местонахождение компьютера и категорию орга­низации-владельца.

Драйвер — вспомогательная программа,управляющая взаимодействи­ем программ и приложений с оборудованием, например сконтролле­ромжесткого диска или картой видеоадаптера.

Значок — наглядное представлениеобъекта в операционных системах Windows95/98.

Интернет — всемирная сеть,обеспечивающая связь между компьюте­рами. Содержит множество служб,которые позволяют использовать Ин­тернет в разнообразных целях. Наиболее важной частью Интернета вна­стоящее времяявляется World Wide Web.

Каталог — поименованная группа файлов нагибком или жестком магнитном диске. Называется также директорией.

Килобайт — 1024 байта.

Командная кнопка — элемент управления диалогового окна. Команд­ные кнопки используются для закрытия диалоговых окон, открытияновых с дополнительными параметрами, выполнения подготовленныхопераций.

Контекстное меню — специальное меню,содержащее набор команд, связанных с текущимобъектом. В операционной системе Windows 95/98 контекстное меню всегдаоткрывается щелчком правой кнопкой мыши по объекту.

Контроллер — программируемоеустройство-посредник, служащее для управленияустройствами (обычно периферийными), подключенными к компьютеру.

Курсор — в текстовом режиме— мигающая полоска(метка) на экра­не,подчеркивающая ту позицию строки, в которую будет выведен сим­вол при нажатииалфавитно-цифровой клавиши, в графическом режи­ме — указатель мыши.

Курсорные клавиши — группа клавиш со стрелкамина клавиатуре.

Мастер — специальная программа, котораяруководит пользователем при выполнении определенной операции. Подобноеруководство обычно осуществляется через последовательность диалоговых окон, вкаждом из которых пользователь указывает необходимые параметры, после чегопроисходит переход к следующему окну.

Мегабайт — 1024 килобайта.

Меню — элемент управления, состоящийиз набора пунктов (обычно команд), из которого можно выбрать один пункт.Пунктом меню может быть меню следующего уровня (вложенное меню).

Модем — устройство для передачицифровой информации между компьютерами посредством аналоговой телефонной линии.Для приема информации на другом конце линии также должен располагатьсямо­дем.

Монитор — устройство, осуществляющееотображение информации на экране.

Мультимедиа — объединение в одномдокументе звуковой, музыкаль­ной и видеоинформации с целью имитации воздействия реального мирана органы чувств.

248

249

-<ЖН^^Н1МШМНВ1НШНМ№1&№1&ЗД|££ЭДШЗД№£%де#

Мультимедийное издание — интерактивныйинформационно-образо­вательный пакет, распространяемый на компакт-диске ипредставляю­щийсодержание в мультимедийном виде.

Операционная система — набор программ идрайверов, обеспечиваю­щих взаимодействие программ с аппаратнымоборудованием.

Панель управления — элемент управления.Представляет собой панель с кнопками. Упрощает доступк часто используемым командам.

Папка — общий термин системыWindows 95/98 для обозначения кон­тейнера, который можетсодержать другие объекты. Папки могут быть вложены друг в друга. Обычно папкапредставляет собой каталог на дис­ке, но существуют и другие виды папок.

Пиксел — единица измерения разрешенияэкрана. Соответствует от­дельной светящейся точке, цветом и яркостью которой компьютермо­жетуправлять.

Принтер — устройство отображенияинформации на бумаге. Различа­ют матричные, струйные, лазерные принтеры.

Провайдер (Поставщик услуг Интернета) — организация,предостав­ляющаясвоим клиентам доступ к Интернету на договорных условиях. Услуги разных поставщиков могут отличатьсякак по составу, так и поцене.

Рабочий лист — элемент структурыдокумента Excel,в котором раз­мещаются электронные таблицы. Входит всостав рабочей книги.

Рабочая книга — документ системыуправления электронными табли­цами Excel. Рабочая книга может содержать несколько рабочих листов.

Расширение имени — комбинация символов послепоследней точки в имени файла. Расширение имени файла обычно определяет тип файла.

Сайт — это сервер или раздел серверав WWW, предоставляющий пользователям Интернета доступ к содержащейся на неминформации.

Сервер — компьютер или программа, предназначенные дляобработ­ки запросовот программ-клиентов. Серверы обычно обеспечивают рабо­ту сетевых служб, но иногдамогут использоваться и в рамках одного компьютера. Программа-сервер запускаетсязаранее и находится в пас­сивном состоянии ожидания запроса.

Сканер — средство перевода бумажныхдокументов в электронную форму. Бывают ручные, листовые и планшетныесканеры.

Тег — специальная команда языкаHTML, описывающаядокумент и его структуру, а также управляющая размещением фрагментовдокумен­та на экранекомпьютера при его обработке браузером.

Текстовый процессор — программа, предназначеннаядля создания, оформления и форматирования текстовыхдокументов.

Текстовый редактор — программа, предназначеннаядля создания и редактирования текстовых документов.Не содержит средств оформления и форматирования текста.

Телеконференция — тематическая дискуссионнаягруппа. Все сообще­ния, отправленные в эту группу, со временем становятся доступнывсем читателям данной телеконференции. Применяется также термин «группановостей».

Файл — зарегистрированнаяоперационной системой последователь­ность байтов, имеющая собственноеимя.

250

Электронная почта (e-mail) — сетевая служба, позволяющая обмени­ваться текстовыми электроннымисообщениями через Интернет. Совре­менные возможности электронной почты позволяют также посылатьдо­кументыHTML и вложенные файлысамых разных типов.

Ярлык — разновидность значка в системе Windows 95/98. Ярлык в от­личие от значка не представляетобъект, а только указывает на него. От­личается от значка такженаличием стрелки в левом нижнем углу.

Приложение 10

Адреса URL

Журналы

Теория и практика физической культуры:http://www.infosport.ru/press/ tpfk

Физическая культура: воспитание,образование, тренировка: http:// www. infosport.ru/press/fkvot

Физическая культура в школе:http://www.shkola-press.ru

Воспитание школьников: http://www.shkola-press.ru

Министерства и комитеты

Министерство образования РФ:http://www.informika.ru Государственный комитет по физической культуре, спорту итуризму РФ:

http://www.infosport.ru

Библиотеки и издательства

Советская электронная библиотека им.В.И.Ленина:

http://www.geocites.com/Athens/Academy/9997

Государственная публичнаянаучно-техническая библиотека России: http:// www.gpntb.ru

Российская государственная библиотека:http://www.rsl.ru Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС: http://www.vlados.ru

Вузы и научные центры Московский государственный университет (МГУ): http://www.msu.ru Наука и образование в России: http://sciedu.city.ru Научные иучебные организации России. Каталог и база данных NIS-EMIR: http://www.emc.dk/NIS

Новосибирский государственныйуниверситет: http://www.nsu.nsk.suУдмуртский государственный университет:http://uni.udm.ru Центр подготовки космонавтов им. Гагарина. Звездный городок:http:// howe.iki.rssi.ru/GCTC/gctc_e.htm

Новые виды спорта

Айкидо: http://www.aiki.ru

Аэробика: http://www.aerobic.ru

Бодибилдинг: http://bodybuilding.da.ru

Единоборства: http://www8.infoart.ru/hobby/wrestle/index.htm

Пауэрлифтинг: http://www.lifting.newmail.ru

251

Спортивные бальные танцы в России и вмире: http://www.dancelife.ru-8101

Таэквондо: http://www.taekwondo.ru

Шейпинг: http://www.shaping.ru

Экстремальный спорт в России:http://www.risk.ru

Поисковые системы и каталоги Alta Vista: http://www.altavista.comExcite: http://www.excite.com HotBot:http://www.hotbot.com Infoseek: http://www.infoseek.comLycos: http://www.lycos.com Magellan:http://www.mckinley.com OpenText: http://www.opentext.comORC: http://www.orc.ruRambler: http://www.rambler.ru Rinet:http://www.rinet.ru Russia on the Net: http://www.ruWebCrawler: http://webcrawler.com Yahoo:http://www.yahoo.com Апорт: http://www.aport.ruAy!: http://www.au.ru

Следопыт: http://www.medialingua.ru/wwwsearc.htm Созвездие: http://www.stars.ruHndex: http://yandex.ru

Поиск файлов Filez: http://www.filez.comKiarchive: http://kiarchive.relcom.ru:8091/pub Ryssian FTP Search: http://ftpsearch.city.ru:8101/ftpsearch.ru.html

252

253

1 Полнуютаблицу для определения коэффициента Кем.в кн.: Ашмарин Б.А.Теория и методика педагогических исследований вфизическом воспитании. — М., 1978. - С. 223

254

255

256

257

  1. Приказ Минобразования РФ от07.06.2000 г. № 1707 «Положение о диссертационномсовете» // Бюллетень ВАК РФ. — 2000. — № 4. — С. 11—62.
  2. Информация о подведомственныхнаучно-исследовательских учреж­дениях Министерства образования РФ. — М., 1994. — С. 10.
  3. Инновации в Российскомобразовании: Высшее профессиональное образование. 2000. - М., 2000. - Ч. 2. -С. 80.

10. Приказ Министерства общего ипрофессионального образования
РФ «О созданииФедерального экспертного совета по учебным элект­
ронным изданиям Министерстваобщего и профессионального образо­
вания РФ от 19 июня 1998 г.№ 1644 // Бюллетень Министерства общего
ипрофессионального образования РФ: Высшее и профессиональное об­
разование. - 1998. - № 9. -С. 6 -17.

Приложение 20 Перечень документов по вопросам научно-методическойдеятельности

  1. Письмо Минобразования РФ.Управление учебного книгоиздания, библиотек и медиатек о правилах оформленияразличных видов изданий от 28.03.2000 г. № 25-55-177/12.
  2. Приказ Минобразования РФ от27.03.98 г. № 814 «Об утверждении положения о подготовке научно-педагогическихи научных кадров в си­стеме послевузовского профессионального образования в РоссийскойФедерации.
  3. Положение о магистерскойподготовке в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации.Утверждено постановле­нием Госкомитета РФ по высшему образованию от 10.08.93 г. №42.
  4. Положение об итоговойгосударственной аттестации выпускников высших учебных заведений РФ. Утвержденопостановлением Госкомите­та РФ по высшему образованию от 25.05.94 г. № 3.
  5. Приказ Минобразования РФ от14.07.99 г. № 81 «Об утверждении положения о порядке присвоения учебнымизданиям грифа Министер­ства образования Российской Федерации».
  6. Приказ Министерства науки итехнологий РФ от 25.01.2000 г. № 17 «О номенклатуре специальностей научныхработников // Бюллетень ВАК РФ. - 2000. - № 3. - С. 1 - 22.

258

I

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава 1. Научная и методическаядеятельность в сфере

физической культуры испорта 5

1.1. Взаимосвязь научной, методическойи учебной деятельности

в профессиональном физкультурномобразовании 5

1.2. Система подготовкинаучно-педагогических кадров в сфере
физическойкультуры и спорта 10

  1. Общие основы теории и методики физического воспитания испорта 12
  2. Теория иметодика спорта и спортивной подготовки 16
  3. Теория и методика оздоровительной и адаптивной физическойкультуры 18

1.3. Методическая деятельность вобласти физической

культуры, спорта, физическоговоспитания 22

Глава 2. Выбор направления ипланирование исследования 41

  1. Основные требования, предъявляемые к выпускным квалификационным(дипломным) работам 41
  2. Курсовые работы как этап в подготовке выпускных квалификационных(дипломных) работ 42
  3. Планирование работы 43
  4. Характеристика методов исследования 50
  5. Оформление курсовых и дипломных работ 75
  6. Подготовка и защита курсовых и дипломных работ 80

Глава 3. Современные информационныетехнологии в

обеспечении научной и методическойдеятельности 86

3.1. Интернет-технологии в процессепоиска и обмена
информацией 86

  1. Программа-просмотрщик Microsoft Internet Explorer 91
  2. Электронная почта (e-mail) 98
  3. Телеконференции (Internet News) 104
  1. Электронные таблицы в процессе оценки и обработки результатовисследований ПО
  2. Создание комплексных текстовых документов с помощью процессораMicrosoft Word 112

Глава 4. Математико-статистическаяобработка материалов научной

и методической деятельности 141

4.1. Основные виды измерительных шкал 141

  1. Шкаланаименований 142
  2. Шкалапорядка 143
  1. Интервальная шкала 144
  2. Шкалаотношений 145

4.2. Способы вычисления достоверностиразличий между двумя
независимымирезультатами 145

4.2.1. Определение достоверностиразличий

по /-критерию Стьюдента 146

4.2.2. Определение достоверностиразличий

по 7"-критерию Уайта 150

4.2.3. Определение достоверностиразличий

по хи-квадрату 152

4.3. Определение меры связи междуявлениями 157

  1. Определение коэффициента корреляции при оценке качественныхпризнаков 158
  2. Определение коэффициента ранговой корреляции 159
  3. Определение коэффициента корреляции

при количественных измерениях 161

4.4. Меры центральной тенденции(средние величины) 163

  1. Методикаопределения моды 164
  2. Методикаопределения медианы 164

Глава 5. Виды научных и методическихработ, формы

их представления 168

Глава 6. Подготовка рукописи иоформление научной

и методической работы 188

  1. План-проспект, аннотация, оглавление 188
  2. Основныетребования к рукописи и ее оформлению 191
  3. Рубрикация текста 192
  4. Язык истиль научной и методической работы 194
  5. Представление отдельных видов текстового материала 197
  6. Представление табличного материала 202
  7. Представление иллюстративного материала 207
  8. Библиографическое описание 211
  9. Корректурные исправления 216

Глава 7. Оценка результатов научной иметодической деятельности,

внедрение в практику 220

  1. Произведения и авторское право 220
  2. Рецензирование 221
  3. Критериикачества научно-методических работ 222
  4. Проблема, тема, актуальность, объект и предметисследования 224
  5. Цель изадачи исследования 227
  6. Гипотезаисследования и положения для защиты 229
  7. Новизнаисследования 233
  8. Теоретическая и практическая значимость исследования 234
  9. Внедрение в практику результатов научной и методическойдеятельности 238

243

Приложения

260

Учебное издание

Железняк Юрий Дмитриевич Петров Павел Карпович

Основы научно-методической деятельностив физической культуре и спорте

Учебное пособие

Редактор В. Н. Савицкая Техническийредактор Е. Ф. Коржуева Компьютерная верстка: Р. Ю.Волкова Корректоры Н.В. Козлова, Е. Н. Зотова Диапозитивы предоставленыиздательством.

Подписано в печать 27.03.2002. Формат60x90/16. Бумага тип. № 2. Печать офсетная. Гарнитура «Тайме». Усл. печ. л. 16,5. Тираж20000 экз. (2-й завод 5001 -12 100 экз.). Заказ №1503.

Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000.Издательский центр «Академия». Санитарно-эпидемиологическое заключение №77.99.02.953.Д.002682.05.01 от 18.05.2001. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б,к. 223. Тел./факс: (095)330-1092, 334-8337.

Отпечатано на Саратовскомполиграфическом комбинате. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского,59.

Pages:     | 1 |   ...   | 6 | 7 ||








© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»