Научный Центр - Dissers WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!
Pages:     | 1 |   ...   | 5 | 6 || 8 |

«

Рекомендовано

Учебно-методическим объединением по специальностям

педагогического образования в качестве учебного пособия ...»

-- [ Страница 7 ] --

Для научного текста характерны смысловаязаконченность, це­лостность и связность, здесь доминируют рассуждения, целько­торых — доказательство истин, выявленныхв результате исследо­вания фактов действительности. В научный текст включаются толькоточные, полученные в результате длительных наблюденийи на­учныхэкспериментов сведения и факты [5, 6]. Это требует точно­го словесного выражения сиспользованием специальной терми­нологии, принятой в теории и методике физическоговоспита­ния, спорта,оздоровительной и адаптивной физической культу­ры. К отбору и использованиютерминов следует подходить с боль­шой ответственностью, нельзя применять профессионализмы— условныенаименования, своего рода жаргон, используемые в сфере узких специалистов ипонятные только им (часто термин «тренировка» применяют вместо термина«тренировочное заня­тие», что далеко не одно и то же).

В научной работе речь чаще всего ведетсяот третьего лица («ав­тор полагает»), редко употребляется форма первого и совсем неупотребляется форма второго лица местоимений единственного числа. Автордиссертации выступает во множественном числе и вместо «я» употребляет «мы»,стремясь отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научнойшколы, научного направления. Однако не следуетслишком часто употреблять «мы», авторы используютразличные конструкции, например «по наше­му мнению», «тестированиепроводилось» [6].

Важное качество для автора научного текста— ясность,уме­ние писатьдоступно и доходчиво. Не следует излишне стремить­ся придать своей работе видимостьнаучности, что приводит к ненужному наукообразию, когда простым вещам даютуслож­ненные названия.Однако при написании диссертации неправиль­но переходить и на стильнаучно-популярной литературы. Еще одно необходимое требование к написаниюнаучной работы —краткость, умение избегать повторов, излишней детализации, словесной шелухи,употребления лишних слов, без надобности — иностранных слов [5, 12, 15]. Невсегда верно используется сло­во «апробация» (от лат. aprobatio) — одобрение, утверждение,основанное на проверке, испытании. Первичным здесь является проверка,испытание, а по результату проверки выносят реше­ние: одобрить, утвердить или неодобрить, не утвердить. Нельзя смешивать апробацию и испытание, проверку.Апробировать (от лат. aprobare) — утверждать, одобрять, давать апробацию, про­водить апробацию. Когда на кафедреобсуждается диссертация,

194

195

это «проводится апробация», а послеподведения итогов голо­сования можно сказать, что диссертант «прошел апробацию» приположительном голосовании и «не прошел апробации» — при отрицательном голосовании.Сказать «автор апробировал в педагогическом эксперименте комплекс разработанныхим тре­нировочныхзаданий» —неправильно, так как можно говорить о том, что автор «проверил, опробовалкомплекс», а каков ре­зультат этого — еще неясно, для этого надо «провести апроба­цию».

Определенную помощь вязыково-стилистическом оформлении диссертации и других работ для упорядочениянакопленной науч­нойинформации в рукописи могут оказать рекомендации, при­веденные в книге Ф. А. Кузина [6.— С. 89 — 92].

Причина иследствие, условие иследствие: (и) поэтому,потому, так как; поскольку; отсюда (откуда) следует; вследствие; в результате;в силу (ввиду) этого; в зависимости от; в связи с этим, согласно этому; в таком(в этом) случае; в этих (при таких) условиях; (а) если (же).., то...; чтосвидетельствует (указывает, говорит, соответствует, дает возможность,позволяет, способствует, имеет значение и т.д.).

Временная соотнесенность и порядок изложения: сначала, прежде все­го, в первую очередь; первым(последующим, предшествующим) ша­гом; одновременно, в то же время, здесь же; наряду с этим;предвари­тельно,ранее, выше; еще раз, вновь, снова; затем, далее, потом, ниже; в дальнейшем, впоследующем, впоследствии; во-первых, во-вторых и т.д.; в настоящее время, донастоящего времени; в последние годы, за последние годы; наконец, взаключение.

Сопоставление и противопоставление: однако, но, а, же; как..., так и..., так же, как и...; нетолько, но и...; по сравнению; если..., то...; в отличие, впротивоположность, наоборот; аналогично, также, таким же образом; с однойстороны, с другой стороны; в то время как, между тем, вместе с тем; тем неменее.

Дополнение илиуточнение: также и,причем, при этом, вместе с тем; кроме (сверх, более) того; главным образом,особенно.

Ссылка на предыдущее или последующее высказывание:тем более, что; в томслучае, в случае, то есть, а именно; как было сказано (показано, упомянуто,отмечено, установлено, получено, обнаружено, найдено); как говорилось(указывалось, отмечалось, подчеркивалось) выше; со­гласно (сообразно,соответственно) этому; в соответствии с этим, в связи с этим; в связи свышеизложенным; данный, названный, рас­сматриваемый и т.д.; такой,такой же, подобный, аналогичный, сход­ный, подобного рода, подобноготипа; следующий, последующий, не­который; многие из них, один из них, некоторые из них; большаячасть, большинство.

Обобщение, вывод: таким образом, итак, следовательно; в результате, в итоге, вконечном счете; отсюда (из этого) следует (вытекает, понят­но, ясно); это позволяет сделатьвывод (сводится к следующему, свиде­тельствует); наконец, взаключение.

Иллюстрация сказанного: например, так, в качестве примера; приме­ром может служить; такой, как(например); в случае, для случая; о чем можно судить, что очевидно.

Введение новой информации: Рассмотрим следующие случаи; Остано­вимся подробно на; Приведемнесколько примеров; Основные преиму­щества этого метода; Некоторыедополнительные замечания; Не­сколько слов о перспективах исследования.

6.5. Представление отдельных видовтекстового материала

Текстовой материал отличается большимразнообразием пред­ставляемых в нем сведений, что требует определенных знаний по ихпредставлению. Это числительные, буквенные обозначения, цитаты, ссылки,перечисления и т.п. [5, 16].

Запись количественных числительных.Словами пишутся одно­значные количественныечислительные, если у них нет единиц измерения (пять упражнений, на двухплощадках — цифра неста­вится), и в началеабзаца; многозначные числительные пишутся цифрами (35 испытуемых), так жепишутся числа с сокращенным обозначением единиц измерения (8 л, 18 кг), послесокращения «л», «кг» точка не ставится. Количественные числительные при записиарабскими цифрами не имеют падежных окончаний, если они сопровождаютсясуществительными (на 14, 22 страницах, неправильно: 14-ти, 22-х).

Запись порядковых числительных. Всложных словах они пи­шутся цифрами (5-процентныйраствор, 5 %-й раствор; 10-ки­лометровый); при записи арабскими цифрами они имеют па­дежные окончания: одну букву, еслиоканчиваются на две глас­ные, на «й» и согласную (вторая — 2-я, пятнадцатый — 15-й, тридцатых — 30-х), две буквы, еслиоканчиваются на согласную и гласную (десятого — 10-го). При перечислениинескольких по­рядковых числительных падежное окончание ставится только одинраз (спортсмены 1 и 2-го разрядов, испытуемые 1, 2 и3-й групп). При записи римскими цифрами порядковые числительные па­дежных окончаний не имеют (XX век,VI научная конференция).

В научных и методических работахприменяются сокращения — усечение слова, часть слова, целое слово, образованное путемтако­го усечения[11. — С. 608].Выделяют три способа сокращения слов:

  1. — оставляется только первая(начальная) буква слова (год — г.);
  2. — оставляется часть слова(научной —науч.); 3 —пропускаются несколько букв в середине слова, вместокоторых ставится дефис (университет — ун-т). Сокращение должнооканчиваться на со­гласную (нельзя на гласную, букву «й», на мягкий и твердыйзнак).

Буквенные аббревиатуры составляются из начальных букв пол­ных наименований, читаемых поназваниям букв (США) или по

196

197

звукам, обозначаемым буквами (вуз). Авторымогут вводить бук­венные аббревиатуры, обозначающие специфические дляфизи­ческоговоспитания и спорта понятия (СД — соревновательная деятельность, МЦ — малый цикл, ДЮСШ — детско-юношеская спортивнаяшкола). Первое упоминание аббревиатуры указывает­ся в скобках после полногонаименования, в дальнейшем они употребляются втексте без расшифровки. Сложносокращенныеслова составляются изсочетания усеченных слов и полных слов (психо­моторный, микроцикл, мезоцикл),одних усеченных слов (кол­хоз), некоторых специфических для специалистовсокращений.

Условные графические сокращенияпо частям и начальным бук­вам слов — общепринятые: и т.д. (и такдалее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие), т. е. (тоесть); см. (смотри), ср. (сравни), в. (век), вв. (века), г. (год), гг. (годы),т. (том), н. ст. (новый стиль), с. ст. (старый стиль), н. э. (нашей эры), г.(город), обл. (область), гр. (гражданин), с. (страницы при циф­рах), акад. (академик), проф.(профессор), доц. (доцент). Внутри предложения слова «и другие», «и томуподобное», «и прочее» не сокращают. Не сокращают слова «так называемый», «таккак», «например», «около» и др. Специальныебуквенные обозначения дол­жны соответствовать утвержденным стандартам и нормативнымдо­кументам [6, 9,16], (приложение 20, п. 1).

В научно-методических тестах включаетсямного перечислений (перечней). Перечисленияиз отдельных слов и небольших фраз пи­шутся в подбор с остальнымтекстом и отделяются друг от друга запятой. Например.

Спортивные соревнования делятся на триосновных вида: 1) основ­ные, 2) подводящие, 3) контрольные.

Перечисления из развернутых форм пишутся сновой строки и отделяются друг от друга точкой с запятой. Например.

Различие общей и специальной физическойподготовки состоит в следующем:

а) общая физическая подготовканаправлена на развитие основных
физическихкачеств и расширение двигательного опыта спортсменов;

б) специальная физическаяподготовка направлена на развитие фи­
зических качеств испособностей, которые специфичны для конкретно­
го вида спорта и во многомобусловливают успешность тренировочного
процесса.

Когда части перечисления состоят иззаконченных фраз, они пишутся с абзацными отступами, начинаются с прописныхбукв и отделяются друг от друга точкой. Например.

Выпускная квалификационная работа (ВКР)для выпускников вуза имеет следующиеформы:

1: ВКР для бакалавра — это выпускнаяквалификационная работа. 2. ВКР для магистра— этомагистерская диссертация.

198

3. ВКР для дипломированного специалиста— это дипломнаяработа.

Текст всех элементов перечисления долженбыть грамматиче­скиподчинен основной вводной фразе, которая предшествует пе­речислению. Приведем примерыправильного и неправильного оформления перечисления.

Правильно:

Быстрота характеризуется следующимипризнаками:

  1. скоростью зрительно-двигательной реакции;
  2. скоростью одиночного движения;
  3. частотой движений. Неправильно:

Быстрота характеризуется следующимипризнаками:

  1. скоростьзрительно-двигательной реакции;
  2. скоростьодиночного движения;
  3. частотадвижений.

Основную вводную фразу нельзя обрывать напредлогах и со­юзах(на, из, от, то, что, как и т. п.). В примере с соревнованиями неправильнобудет: спортивные соревнования делятся на: 1) ос­новные и т. д.

Правильно:

В состав судейской коллегии входят: 1)главный судья, 2) за­меститель главного судьи, 3) главный секретарь, 4)судья-инфор­матор.

Неправильно: состав судейской коллегиисостоит из: 1) глав­ного судьи, 2) заместителя главного судьи, 3) главногосекрета­ря, 4)судьи-информатора.

Заголовки в тексте должны четко отражатьсодержание текста под ним, размещаются они в средней части листа, в кавычки незаключаются, пишутся с прописной буквы с красной строки, точка в конце них неставится. Заголовок должен быть не очень кратким ине очень растянутым (не более двух машинописныхстрок), со­стоять изключевых слов (отражающих основной смысл). В заго­ловки не включают сокращенныеслова и аббревиатуры, а также формулы (физические, химические,математические).

Выделения втексте служат для того, чтобы разграничить час­ти и элементы текста позначимости, структуре или передать дополнительный смысл без помощи слов.Выделения — этобук­вы, знаки, слова,предложения, набранные иначе, чем основ­ной массив текста: шрифт инойнасыщенности, с наклоном штрихов букв и т.д. [16]. Чаще других применяютсяследующие виды выделений:

— наклон основных штрихов букв:набор курсивом, илина­
клонным;

— насыщенность штрихов букв:набор полужирным илижирным;

— размер и форма очка (отпечатка)букв: набор ПРОПИС­
НЫМИ буквами;

199

  • комбинацияшрифтовых приемов: набор курсивом полужир­ным;
  • увеличениемежбуквенных пробелов: набор в разрядку;
  • подключениелинеек: отчеркивающих (вертикальных с од­ной или двух сторон);подчеркивающих (горизонтальных под сло­вом); обрамляющих (рамка из линееквокруг слова); комбинация шрифтовых и нешрифтовых приемов (набор курсивом вразрядку, набор полужирным в рамке и др.). Более подробно эти вопросырассматриваются в специальных изданиях.

Цитаты. При анализе литературных данных,результатов других исследователей, принеобходимости подтвердить собственные дан­ные авторы используют цитаты.При цитировании необходимо со­блюдать установленные правила [5, 8, 16].

Применение цитаты должно быть обоснованными оправдан­ным дляданного случая, без дублирования в ней основного тек­ста, без подмены цитатой развитиятемы автором.

Цитируемый текст должен точносоответствовать источнику с обязательной ссылкой на него и соблюдениемтребований биб­лиографических стандартов. Использование чужого материала безссылки на автора и источник считается серьезным нарушением: при обнаруженииэтого до защиты диссертации (магистерской, кандидатской, докторской) она недопускается к защите, после защиты — результаты аннулируются. В видеисключения разреша­ется воспользоваться цитатой из этого автора, опубликованной вкаком-либо издании, предваряя библиографическую ссылку на источник словами «Цит. по:». Допускается пропуск отдельных слов,словосочетаний, фраз в цитате при условии, что,во-первых, мысль автора цитаты не будет искажена пропуском; во-вторых, этотпро­пуск будетобозначен многоточием (...), которое можно не ста­вить, когда цитируются отдельныеслова или словосочетания, в начале и конце их, но не в середине. Допускаетсяизменение па­дежацитируемых слов и словосочетаний для подчинения их син­таксическому строю фразы, вкоторую они включены.

При непрямом цитировании (при пересказе,при изложении мыслей других авторов своими словами) следует очень точноиз­лагать мысли автораи давать ссылку на источник. Если автор на­учно-методической работы, приводяцитату, выделяет в ней не­которые слова, он должен это оговорить. Пояснение может бытьвведено в текст цитаты в скобках с указанием инициалов автора работы (разрядканаша. — И. С), (курсив наш. — И. С),(подчер­кнуто мною. — И.С.).

Текст цитаты заключается в кавычки, заисключением сти­хотворных цитат, когда они набраны с соблюдениемстихотвор­ных строк, ицитат, выделенных размером или начертанием шриф­та (например, курсивом), есличитателю ясно, что выделенный текст — цитата, цитата — эпиграф. Цитату начинают спрописной

200

буквы, если и висточнике текст цитаты начинается с прописной, а цитата включена в середину иликонец фразы, т. е. перед цита­той идет текст, заканчивающийся двоеточием; если в цитатеопу­щены первые слова,но она начинает собой фразу. Цитату начина­ют со строчной буквы, если в цитате нетпропуска слов в начале цитируемого предложения, но она открывается не именемсоб­ственным ивключена в синтаксический строй фразы (перед ци­татой идет текст, не завершающийсядвоеточием); если в цитате опущены первые слова, но она стоит в середине иликонце фразы и открывается именем нарицательным; в цитате с многоточием,заменяющим опущенные слова, все знаки препинания перед мно­готочием исключают, кроме точкикак знака ограничения пред­шествующей фразы: она оставляется, чтобы подчеркнуть, чтовыб­рошены слова вначале следующей фразы [16].

Ссылки в тексте. По ходу изложения авторунадо ссылаться на иллюстрации, таблицы, рубрики и другие элементы,расположен­ные поусловиям содержания не рядом с текстом, к которому они относятся. Применение ссылок должно отвечать определеннымтре­бованиям[16].

Ссылки отличаются краткостью:указываются только вид объек­та ссылки в сокращенном обозначении и порядковый номер (без значка№): рис. 5, табл. 6, пункт 8, гл. 2, с. 21; не следует вводить в текстссылочные фразы, повторяющие заголовок таблицы, под­пись и иллюстрации, характеристикурубрики. Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то ихследует писать в тексте полностью, без сокращений: «из рисунка видно, что...»,«таблица показывает, что...» и т.д.

Ссылки размещаются в логически подходящемместе текста, где читателю от текста надо перейти к объекту ссылки, и с такимрасчетом, чтобы перерыв в чтении был удобен для читателя (обыч­но в конце фразы, предложения, чтотребует соответствующего их построения).Предпочтительнее ссылки делать на номера объек­тов (таблиц, иллюстраций ит.д.), а не на страницы издания; сквоз­ная или индексная (1.1; 1.2)нумерация объектов со ссылкой уп­рощает их розыск по сравнению с пораздельной нумерацией,тре­бующей сложныхдействий при поиске. В ссылке сохраняется та форма номера, которая использованадля нумерации объекта ссыл­ки в тексте: цифры арабские или римские (табл. 2, глава II),сло­весная форма (см.главу вторую). При ссылке на строчные буквы с закрывающей скобкой, которымиобозначены объекты, рекомен­дуется скобку опустить, а букву заключить в кавычки (см. вариант«а») или выделить курсивом (шрифтом). Если буквы подчинены в перечне цифрам, тоссылка на букву приобретает вид: см. под­пункт За; как указано в пункте 16.Прописные буквы в ссылке не выделяются и в кавычки не заключаются (см. вариантА схемы). При ссылке на цифровой подпункт с закрывающей скобкой но-

8 Железняк 201

мер ссылки сопровождают словом«подпункт»: см. п. 1, подпункт 2. Слово «см.»предшествует ссылке в скобках, если ссылка являет­ся повторной: (см. табл. 6)или если без этого слова ссылка не будет ясна читателю[16].

Подстрочные ссылки (сноски) печатают арабскими цифрами без скобки (звездочкой) и размещают вверху строки (поднимают наодин щелчок каретки), от основного текста сноскаотделяется сплошной чертой. Знак ссылки, если примечание относится кот­дельному слову,должен стоять непосредственно у этого слова, если кпредложению (группе предложений) — в конце предложе­ния. Ссылки нумеруют впоследовательном порядке в пределах каждой страницыотдельно [6].

Заимствование. В тексте научно-методической работы автору нередко приходится ссылаться на факты, установленные другимиавторами, или включать в текст заимствованный у них материал. Чтобы не быть обвиненным в плагиате, в ссылке следуетобяза­тельноуказывать, из какого источника делается заимствование. Формы словесного оформления заимствования разнообразны,однако можно выделить наиболее распространенные[6].

Примечания авторские служат дополнительным поясняющим текстом. Выделяют три вида примечаний: в основном тексте(внут­ритекстовыепримечания); в конце страницы (подстрочные при­мечания); в конце главы, книги(затекстовые замечания).

Внутритекстовые примечания: а) оговорки: «(разрядка моя. — Ю.Д.)», «(курсив наш. — П. К.)»; б) пояснения: «после игрыон (тренер. —И. П.) выступил напресс-конференции»; в) рубрика: «Примечание.Текст.»; «Примечания: 1. Текст. 2. Текст.»; «Приме­чание 1. Текст. Примечание 2.Текст».

Подстрочные примечания связывают с текстом, к которому они относятся, с помощью знаков сноски: арабских цифр, звездочек(текст3,3Примечание; текст*, *Примечание). При небольшом числепримечаний используют звёздочки, при большом— порядковыеномера арабскими цифрами.

Затекстовые примечания связывают текстом, к которому они относятся: а) арабскими цифрами — порядковыми номерами,ну­мерациясквозная по всему изданию, по главам и др.; б) звездоч­ками.

В зависимости от характера работывыбирают виды примеча­ний. Более подробно эти вопросы рассматриваются вспециаль­нойлитературе [1, 5, 6, 9, 15, 16].

6.6. Представление табличногоматериала

Таблица — организованный ввертикальные колонки (графы) и горизонтальныестроки словесно-цифровой материал, образу-

202

ющий своеобразную сетку, каждый элементкоторой —составная часть и графы, и строки. На этомскрещении устанавливается гра­фическая смысловая связь между понятием, объединяющимма­териал встроку, и понятием, объединяющим материал в графу. Таблица благодаря особенностям своей формы намного упрощает иускоряет анализ того содержания, которое она передает читате­лю. Таблица можетиспользоваться как специфический метод ис­следования различных явлений,предметов, процессов для их точ­ной характеристики. Таблица — основной структурный элементнаучной (особенно диссертационной) и методическойработы. Все, что связано с табличным материалом,автор должен изучить дос­конально [1, 5, 9, 16].

В таблице выделяют элементы и части: а)подлежащее — это те явления, предметы в боковикеи (или) головке,которые в таблице характеризуются; б) сказуемое — их характеристика в прографке [16].Ниже приводится пример расположения элементов таблицы1.

Существует целый ряд требований ктабличному материалу, выполнение которых позволяетавтору наиболее эффективно пред-

1 Зеличенок В. Б., Никитушкин В. Г., Буга В. П. Легкая атлетика. — М., 2000. — С.166.

203

ставить имеющийся фактический материал, туили иную инфор­мацию,которая точно отражает характер замыслов автора и более четко представляет их читателям. Приводим некоторые из них[16].

Требования к содержаниютаблиц:

  • соблюдение статистических правил в соответствующей таб­лице: выбор характеристик,группировка, сопоставимость, ста­тистические параметры;
  • достоверность и фактическая точность данных: в таблицу надовключать надежные данные, тщательно выверенные (соб­ственные автора илизаимствованные);
  • соответствие по содержанию тематического заголовка иса­мой таблицы,заголовков граф (строк) и данных в них.

Требования к составлениютаблиц:

  • сформулировать показатели подлежащего и сказуемого, оп­ределить их место;
  • построить в соответствии с намеченным планом размеще­ния показателей подлежащего исказуемого скелет таблицы и за­полнить его данными;
  • определить тему таблицы и сделать ее тематическим заго­ловком;

— оценить удобочитаемость,логичность, экономичность по­
строения таблицы.

Требования к форме и построениютаблиц:

— наибольшая доходчивость,выразительность и компактность
содержания посравнению с текстом: таблица не нужна, если вклю­
ченные в нее данные образуютодин ряд (строку или графу), из
которого нужны2—3 числа, таблицауступает тексту, если ради
нескольких чиселвыстраивается большая многоярусная головка,
которая занимает много места и сложна для восприятия;

  • таблицу лучше заменить графиком или диаграммой, если надо нагляднопродемонстрировать характер протекания процес­са; выявить соотношение частей ит.п.;
  • логичность построения, для чего необходимо расположениелогического сказуемого таблицы в прографке (не в головке или боковике),правильная логическая соподчиненность элементов таблицы (данных графы— ее заголовку,данных строки —показа­телю илизаголовку боковика и др.);

— экономичность построения, длячего необходимо строить
таблицу из показателейподлежащего с однородными характерис­
тиками; включать в графытаблицы только обязательные тексты и
вограниченном объеме; выбрасывать лишние графы (с одними и
теми же сведениями в строках), перенося эти сведения втемати­
ческийзаголовок или в примечание к таблице; строить таблицу

по возможности так, чтобы в боковикеоказалось меньшее число строк (это позволит уменьшить площадь, занимаемуютаблицей).

Требования к редакционно-техническомуоформлению таблицы. Здесь выделяют следующиеположения:

  • нумерационныйзаголовок, его назначение — показать связь текста с таблицей, упростить ссылку в тексте натаблицу; основная форма: в правом верхнем углу— номер беззначка «№» (таблица 2), ниже — тематический заголовок(название); такой заголовок над таблицей не ставится, если она — единственная вработе;
  • если таблицазанимает не одну страницу, на следующей стра­нице в верхнем правом углу надтаблицей пишется: «Продолже­ние таблицы 2», на последней странице «Окончание таблицы2»;
  • тематическийзаголовок должен дать возможность читать таблицу без текста, помочь читателюсориентироваться в задаче. Он необязателен в таблицах, которые нужны только походу чте­ния текста,не ставится над продолжением или окончанием таб­лицы;
  • заголовки графдолжны быть над каждой графой, в том чис­ле над боковиком, не нужны они надпродолжением таблицы; в виде исключения разрешается размещать в клетке головкитабли­цы над боковикомдвух заголовков, разделенных косой линейкой (один, левый, относится к боковику,другой является объединя­ющим заголовком всех заголовков граф). Как правило, ониста­вятся вименительном падеже, пишутся без сокращения слов (за редким исключением),начинаются с прописной буквы в верхнем ярусе, в нижних — только в случаях, когдазаголовки граммати­чески не подчинены объединяющему заголовку верхнего яруса, востальных случаях — со строчной буквы.Пунктуационно это офор­мляется так: между словесным и буквенным обозначением вгра­фе — без знаков препинания, передсокращенным обозначением единицы величины — запятая, перед указанием наограничение — запятая(масса, кг, не более);
  • нумерация илитеризация граф применяются, когда нужны ссылки на них в тексте, нерекомендуются они для замены заго­ловков граф при продолжении таблицы на следующей странице, встатистических таблицах графы боковика принято обозначать прописными русскимибуквами, остальные графы — арабскими цифрами;
  • графа «Номер попорядку» обязательна только при необхо­димости ссылок в тексте на строкитаблицы, рекомендуется для лучшего разграничения рубрик разных ступеней вбоковике, пи­шется поформе «№ п/п», допускается замена цифрами с точкой, Непосредственнопримыкающими к рубрике боковика;
  • заголовки«Итого», «Всего»: как в боковике, так и в головке заголовок «Итого» относится кчастным, промежуточным итогам,

204

205

заголовок «Всего» — к суммирующим частные итоги, вбоковике принято выделять и включать в правый край;

—заголовки боковика: располагаются при одной ступени от края боковика, если умещаются в одну строку; с абзацного отступа,если они в 2 — 3 строки, при несколькихступенях: заголовки первой сту­пени —от края боковика, заголовки последующих ступеней — с отступом от начала заголовка предшествующей ступени или привыделении шрифтом, номерами, литерами без отступов,например:

I.ЗАГОЛОВОК ПЕРВОЙ СТУПЕНИ А. Заголовок второй ступени

Л Заголовоктретьей ступени

а) заголовок четвертойступени

б) заголовок пятойступени

  • заголовок «В том числе» рекомендуется располагать так же, какзаголовок, к которому он относится;
  • форма указания в прографке на отсутствие сведений или явления: вэтом случае проставляется многоточие (...) или слова «Нет сведений»— при отсутствиисведений, тире — приотсут­ствииявления;
  • деление чисел на цифровые группы: рекомендуется про­белами делить цифры на группы потри цифры справа налево (десятичные дроби делятся на группы после запятой слевана­право);
  • расположение чисел в графах: числовые значения однихве­личин располагаюттак, чтобы единицы были под единицами, десятки — под десятками и т. д., числовыезначения разных вели­чин располагают каждую посередине (в «красную строку»), числа— через многоточиеили тире (пределы) располагают посередине графы, ровняя числа по многоточию илитире;
  • расположение строк прографки по отношению к заголовку боковика:если строки прографки состоят из одного ряда чисел, то они ровняются по нижнейстроке заголовка боковика, если в прографке есть элементы в две и более строки,то все строчки прографки ровняют по верхней строке заголовка боковика, еслибоковик начинается графой «Номер по порядку», то строки про­графки ровняют по верхней строкезаголовка боковика, тексто­вые строки прографки рекомендуется ровнять по верхней строкезаголовка боковика;
  • текст в прографке начинается с прописной буквы в каждой ячейке(если не служит образцом для написания со строчной), точка в конце не ставится,при повторении текста в нижележа­щей строке он заменяется кавычками по тем же правилам, что иповторные заголовки боковика;

— линейки в прографкенеобязательны, могут быть заменены
пробелами, еслиэто не ухудшает восприятия информации чита-

206

тел ем; в сдвоенных, строенных таблицахкаждая повторяемая часть таблицы обычно отделяется отдругой двойными линейками;

  • примечания ктаблицам: если они относятся к большинству строк и объем их невелик, тооформляются в виде отдельной гра­фы, если относятся только к части строк или если велики по объему,то помещаются под таблицей, связываются с местами таблицы, к которым относятся,знаками сносок (цифрами или звездочками, для различения с другими знаками— способ сзак­рывающейсяскобкой), если относятся к таблице в целом или ее частям в целом, тооформляются как внутритекстовые;
  • требования ктексту с анализом данных: текст, в котором комментируется содержание таблицы,должен формулировать ос­новные выводы, к которым подводят данные таблицы, илиобра­щать вниманиечитателя на самое характерное и важное в ней, не пересказывать содержаниетаблицы, дублируя ее в текстовой фор­ме, быть кратким, находиться всоответствии с данными таблицы и фактически, и по смыслу, что требуетспециальной авторской проверки.

6.7. Представление иллюстративногоматериала

Иллюстративный материал играет важную рольв научных и методических изданиях, он должен быть органически связан с текстоми помогать читателю лучше воспринимать суть содержа­ния книги [1, 5, 6, 9,16].

Иллюстрации должны быть пронумерованы,нумерация может быть сквозной для всех видов (поглавной, постатейной и т. д.) всоответствии с системой нумерации рубрик в издании. В тексте на иллюстрацииделаются ссылки с указанием номера, под которым иллюстрации помещены в тексте,например: «(рис. 5)», «...как это видно на рис. 5 (из рис. 5)». Каждаяиллюстрация должна иметь подрисуночную подпись, содержащую следующие основныеэле­менты: 1— «Рис.»; 2— порядковый номериллюстрации без знака «№», арабскими цифрами; 3 — тематический заголовок,содержа­щий текст схарактеристикой изображения в краткой форме; 4 — объяснение: детали обозначаютцифрами (буквами), которые вы­носят в подпись, сопровождая их текстом. Разновидностейиллюс­тративногоматериала много, наиболее часто применяются следу­ющие: рисунки, графики, схемы,чертежи, диаграммы, фотогра­фии. Характер иллюстраций зависит от характера книги икатего­рии читателя(текст популярной брошюры или монография).

Рисунок какнарисованное изображение, воспроизведение чего-нибудь служит обобщающимтермином в издании для представле­ния многих видов иллюстраций. Технический рисунокиспользу­ется тогда,когда нужно изобразить предметы такими, какими мы

207

их зрительно воспринимаем, только безлишних подробностей. Это позволяет лучше понятьсодержание, выделить основные части изображения. Например, отдельные положениявыполнения спорт­сменом соревновательного действия с выделением основныхэле­ментов техники;при описании тренажеров, используемых в физ-культурно-спортивныхзанятиях.

График (от греч.graphikos —начертанный) —чертеж, приме­няемыйдля наглядного геометрического изображения количествен­ной зависимости различного родаявлений, например зависимос­ти между силой и скоростью: по абсциссе — сила (кг), по ордина­те — скорость (раз/с); скоростьюи дистанцией бега: по абсциссе — величина дистанции (м), по ординате— скорость (м/с).Графики используются для анализа и повышения наглядности иллюстри­руемого материала.

Оси абсцисс (горизонтальную) и ординат(вертикальную) вычерчивают сплошными толстыми ординарными линиями,стрел­ки на концах неставят. Если необходимо показать числовые зна­чения для отдельных точек кривой(кривых), то на осях строят шкалы, масштаб которых по осям следует выбирать изусловия максимального использования всей площадиграфика. Цифры шкал наносят слева от оси ординат ипод осью абсцисс. Вторую (и дру­гие дополнительные) шкалу по оси ординат располагают: справа отпервой (внутри графика); слева от графика; слева от графика с построениемдополнительной оси (осей) со штрихами на ней. Вторую (и другие дополнительные)шкалу по оси абсцисс распо­лагают: над первой (внутри графика); над первой с построениемдополнительной оси (осей) со штрихами под ней. По возможнос­ти надо стремиться, чтобы штрихидополнительных шкал совпа­дали с координатной сеткой первой шкалы.

При наличии на осях графика шкал должнабыть построена координатная сетка, расстояние между соседними линиями сетки вкниге — не менее 5мм. Вся сетка должна быть занята кривой (кривыми), в сетке и осях, в шкалахдопускается разрыв с целью уменьшения площади графика.

Кривую (кривые) на графике следуетвычерчивать только при помощи инструментов (линейки, циркуля, лекала и т. п.);при небольшом числе кривых (2 — 3) их вычерчивают разными лини­ями (сплошной, штриховой,штрих-пунктирной и т. п.), при боль­шем числе кривые нумеруют с расшифровкой в подрисуночнойподписи.

При составлении надписей на графикеглавным принципом должен быть минимум надписей. Все пояснения, указания идру­гие надписи должныбыть вынесены в подрисуночную подпись. Наименования величин, значения которыхоткладываются на шкалах осей, во всех случаяхнеобходимо заменять буквенным обо­значением, объясняемым (в нужных случаях) в подписи.Единицу

этих величин следует указывать только приналичии шкалы. Бук­венные обозначения и единицу величины пишут над числами шкалы осиординат и под осью абсцисс, справа, вместо после­днего числа шкалы; подписи, какправило, не должны выходить за пределы графика.

Диаграмма (отгр. diagramma —рисунок, чертеж) —чертеж, наглядно показывающий соотношение между различными вели­чинами, графическое изображение ихзависимости. Различают ди­аграммы линейные, плоскостные и объемные.

Линейные диаграммы сходны с графиками, дляих построения используется координатное поле. По оси абсцисс откладываетсявремя или факториальные признаки (независимые), на оси орди­нат — показатели на определенныймомент или период времени или размеры результативного независимого признака.Вершины ординат соединяются отрезками, в результате чего получаетсяломаная линия. Отличительная черта диаграммы— текстовыенад­писи, особеннодля массовых изданий; для подготовленного чи­тателя применяют цифровыеобозначения с расшифровкой в под­писи.

Плоскостные диаграммы бывают столбиковые(ленточные) и секторные. На столбиковых и ленточныхдиаграммах данные изоб­ражаются в виде прямоугольников, расположенных вертикально(столбиков) или горизонтально (лент) одинаковой ширины, вы­сота (длина) их пропорциональнаизображаемым значениям ве­личин.

Секторные диаграммы представляют собойкруг, разделенный на секторы, площади которых пропорциональны изображаемымзначениям величин. На поле секторов даются надписи, для повы­шения наглядности каждый секторштрихуется по-своему либо окрашивается в определенный цвет.

Диаграммы должны отвечать определеннымтребованиям: мак­симальной наглядности, автономности по отношению к тексту (за счетнадписей), краткости надписей.

Чертеж представляет графическое изображение на плоскости геометрическихобразов (точек, линий, поверхностей, тел) и их совокупностей, выполненныхчертами (линиями, штрихами). На чертеже изображаются изделия (спортивныеснаряды, тренаже­ры,приборы, аппараты и т. п.) и их детали; сооружения (стадио­ны, бассейны, дворцы спорта,площадки для игровых видов спорта И т. д.).Разновидностей чертежа много, в научных и методических работах чертеж применяется как иллюстрация к тексту, онпомо­гает читателюуяснить суть вопроса; на чертеже необходима лишь та информация, котораянепосредственно касается изложенного. Чертеж, как один из видов конструкторскойдокументации, дол-Жен отвечать требованиям Единой системы конструкторскойдо­кументации исоответствующих стандартов и может быть поме-

208

209

щен в приложения (если это входит взадачи, например, диссер­тации или методического пособия).

Разновидностью чертежей являетсяномограмма, с помощью которой можно, не производя вычислений, получать решениявычислительных задач (раздел математики — номография). Для примененияномограмм следует пользоваться специальной лите­ратурой по номографии.

Схема — этоиллюстрация, с помощью условных графических средств и обозначений передающаяустройство, взаимоотноше­ние (связи) частей, структуру какого-либо объекта. На схему как наиллюстрацию распространяются все требования к иллюстра­тивному материалу. В качествеиллюстраций в изданиях использу­ются схемы общего назначения и технические.

Схемы общего назначения (схема управленияотраслью «Физи­ческая культура», управление в системе подготовки сборных командстраны и т. п.) представляют собой чертежи, накоторых плоские фшуры (треугольники, прямоугольники, круги и т. п.) соединенылиниями (связями). Внутри фигур помещаются надписи (обозначе­ние частей), цифры или буквы,которые расшифровываются в тек­сте или подписях к иллюстрациям (текст должен бытькратким).

Технические схемы показывают в видеусловных изображений и обозначений составные части изделия и связи между ними.Эти схемы подразделяются на виды: электрические, кинематические, оптические идр. Требования к составлению схем такие же, как к чертежам. При составлениисхем надо пользоваться соответствую­щими стандартами.

Подпись киллюстрации: это текстпод иллюстрацией, опреде­ляющий ее тему, поясняющий ее содержание и связывающий ее номеромс текстом, к которому она относится. Подпись не нуж­на, если иллюстрация единственнаяили изображение понятно читателю без слов из расположенного рядом текста.Состав под­писи:условное название иллюстрации для ссылок <фис»; поряд­ковый номер арабскими цифрами беззнака «№»; тема иллюстра­ции; пояснения к обозначениям частей (а, б) и деталейиллюст­рации;примечания (расшифровка условных обозначений на ил­люстрации). Сокращенный составподписи может быть в тех слу­чаях, когда пояснения есть в тексте, ради экономии места идр.

Подпись должна отвечать требованиямточности и ясности, краткости, соответствовать тексту и изображению. Включениев состав подписи указания на вид изображения (график, диаграм­ма, схема, чертеж, фотография)требуется только в случаях, ког­да без указания этого подпись будет неточной.

Фотография используется в изданиях как средство нагляднос­ти, достоверно отражающеедействительность, широко применя­ется в работах научного и методического характера в областифи­зической культуры испорта, особенно в популярной литературе-

Нередко фотография служит не толькоиллюстрацией, но и науч­ным документом (зафиксированное положение в спортивныхсо­ревнованиях и т.п.).

Автор должен подготовить издательскиеоригиналы —позитив­ныеизображения: отпечатки на фотобумаге и диапозитивы, кото­рые по характеру изображенияделятся на черно-белые и много­цветные. Основные требования к издательским оригиналам: посо­держанию они должныотвечать назначению иллюстрации и зада­чам работы, а также бытькомпозиционно уравновешенными, гар­моничными и т. д. При сдаче фотоматериалов в издательство надособлюдать специальные требования к их техническому качеству.

6.8. Библиографическое описание

Важной составной частью научной иметодической работы яв­ляется библиографическое описание — сведения о произведении печатиили другом документе, которые дают возможность полу­чить представление о егосодержании, читательском назначении, объеме и т. п. Библиографический аппаратотражает культуру на­учного труда автора. Большое значение имеет унификациямето­дов и правилсоставления библиографического описания. Суще­ствует международная системабиблиографического учета миро­вой печатной продукции. На основании международных правилсоставления библиографического описания в нашей стране суще­ствуют ГОСТ 7.1.84«Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления»[17]. Эти правила обя­зательны для всех авторов, издательств и пр.

Для научных и методических работ основнымивидами биб­лиографического описания считаются прикнижные (пристатей-ные)библиографические списки, внутритекстовые и подстроч­ные библиографические ссылки.Библиографические описания составляют непосредственно по рассматриваемомуизданию и пол­ностью,чтобы не делать повторных проверок. Если библиографи­ческое описание заимствовано издругих изданий, в примечании следует указать источник (издание), из которогозаимствовано описание: «Приводится по:». Для разграничения областей иэле­ментовбиблиографического описания применяют обязательную систему условныхразделительных знаков, шрифтовые выделения и сокращения слов (в соответствии ссуществующим ГОСТом, приложение 20, п. 8).

Выделяют два способа библиографическогоописания. В заго­ловке(заглавии) или под ним приводят имена индивидуальных авторов (одного, двух илитрех): фамилию, затем инициалы. Под заглавием указываются фамилии и инициалычетырех и более ав­торов. Под заглавием также составляют библиографическоеопи-

210

211

сание официальных материалов. Вбиблиографическое описание входят такжесведения об авторстве ивыходные данные (местоиз­дания,наименование издательства или издательской организа­ции, год издания). Указываетсятакже количество страниц, сведе­ния об иллюстрациях и др. [5, 6, 16, 17].

Библиографический список содержит библиографическое описа­ние использованных и (или)рекомендованных источников и по­мещается в работе после заключения. Этот список выполняет двефункции: справочно-поисковую и информационно-рекомендатель­ную. В диссертационных работах вбиблиографический список вклю­чаются только те источники, на которые имеются ссылки вос­новном тексте.Библиографический список составляется по ос­новным признакам: алфавитному,тематическому, хронологиче­скому, по сочетанию различных признаков. В зависимости отха­рактера изданияосновные источники могут быть отделены от до­полнительных (например, вучебнике, учебном пособии).

Обычно применяется типовое название«Библиографический список», в качестве заглавия библиографического списка нере­комендуетсяприменять слова «Библиография», «Литература».

Составление библиографического списка поалфавитному при­знаку. Этот способ — один из самых распространенных, записи располагают строго валфавитном порядке по фамилии первого автора или первого слова заглавияпроизведения; фамилии соав­торов не учитываются, авторов-однофамильцев располагают поалфавиту их инициалов. Иностранные источники размещают по алфавиту послеперечня всех источников на языке издания (дис­сертации, книги). При алфавитномрасположении записей список не нумеруется, связь с основным текстом работыосуществляется включением в него фамилии автора и года издания (принеобхо­димостиуказания на цитируемую страницу). Если алфавитный список пронумерован, тоуказывается только номер записи (и страница при цитировании).

Составление библиографического списка потематическому при­знаку. Этот способ применяется при наличии списка большого объема, атакже в тех случаях, когда записи целесообразно сгруп­пировать в соответствии соструктурой книги (по разделам, гла­вам и т.д.). Это облегчает поиск публикации по одной из тем,затруднительный при алфавитном построении. Внутрикаждой руб­рикиобычно применяют алфавитное расположение записей, каж­дой записи присваиваетсяпорядковый номер для связи с основ­ным текстом и между отдельными рубриками.

Хронологический способ расположения записей применяется в основном в юбилейных спискахтрудов учреждений или отдель­ных ученых и т. п.; в пределах одного года издания применяетсяалфавитное расположение записей, каждой записи присваивает­ся порядковый номер.

212

Применяются различные способы сочетаниявидов построе­ниябиблиографических списков, в зависимости от целевых уста­новок и назначения того или иногоиздания.

Ниже приводятся примеры библиографическогоописания раз­личныхвидов изданий с соблюдением правил записи.

Книги. Книгимогут быть одного, двух, трех, четырех и более авторов.. Книги одного, двух, трех авторов.

Башкиров В. Ф. Профилактика травм у спортсменов. — М., 1987. — 177 с. Плахтиенко В. А., Блудов Ю. М. Надежность в спорте. — М., 1983. — 176 с.

Зеличенок В. Б., Никитушкин В. Г., ГубаВ. П. Легкая атлетика: крите­рии отбора. — М., 2000. — 238 с.

Книги четырех авторов.

Психорегуляция в подготовке спортсменов /В. П. Некрасов, Н. А. Ху-дадов, Л. Пиккенхайн, Р. Фрестер. — М., 1985. — 177 с.

Книги более четырех авторов.

Тренажеры в оздоровительной физическойтренировке / Л. С. Глузман, И. П. Чабан, Ю. Л.Клименко, С. И. Козлова, В. И.Вукста, Л. Н. Новак, Н. Д. Попов, С. И. Пронько.- Киев, 1990. — 158с.

Депонированная рукопись.

Железняк Ю.Д., Рекутина Н. В.Концепция игрового и соревнователь­ного методов в физическомвоспитании школьников: Рукопись деп. в Отраслевом ДНИ «Школа и педагогика»29.08.88. № 243-88. Реферат опубликован в реф. сб. «Коммунистическое воспитаниедетей и подрост­ков». 1988. Вып. 6.

Автореферат диссертации.

Иванов В. В. Педагогические и метрологические основы теории името­дикиизмерений в спорте: Автореф. дис... докт. пед. наук. — М., 2000. — 58 с.

Чернов С. В. Организационно-методические аспекты подготовки уп­равления олимпийской подготовкойженской сборной команды Российс­кой Федерации по баскетболу: Автореф. дис... канд. пед. наук.— М., 2000.— 27 с.

Коллективная монография подзаглавием.

Современная система спортивнойтренировки / Под ред. Ф. П. Суслова, В. Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М, 1995. - 446 с.

Законодательные и официальныематериалы.

О номенклатуреспециальностей научных работников. Приказ Мини­стерства науки и технологии РФот 25 января 2000 г. № 17/4.— Бюллетень ВАК РФ. - 2000. - № 3. - С.1-29.

Сборник с коллективнымавтором.

Инновации в российском образовании. Высшеепрофессиональное образование. 2000. Часть 2. — М., 2000. — 80 с.

213

Статья из журнала, газеты.

Бальсевич В. К. Олимпийский спорт и физическое воспитание: взаи­мосвязи и диссоциации //Теория и практика физической культуры. — 1996, № 10.-С. 2-7. Статья из ежегодника.

Кацура В. А. Научное познание и системные закономерности // Сис­темные исследования.Методологические проблемы. Ежегодник 1985. — М., 1986.-С. 305-321.

Статья из энциклопедическогословаря.

Дипломная работа // Советскийэнциклопедический словарь. — М., 1987. - С. 394.

Статья или другой материал,опубликованный в книге, а также глава, раздел илииной фрагмент произведения. При описании статьи вначале приводят сведения остатье, затем сведения об издании, в котором она опубликована; при описании главы сначала приводят сведения опроиз­ведении вцелом, а затем о главе. Пример.

Железняк Ю.Д. Профессионализм в физкультурно-спортивной деятель­ности // Основы общей иприкладной акмеологии. — М., 1995. — С. 294 —

303.

Симонов В. П. Система контроля за образовательным процессом // Педагогический менеджмент. — М., 1999. — С. 192 — 237.

Оформление библиографических ссылок(см. также 6.5). Этот вид ссылок представляет собой библиографические сведения,реко­мендуемыечитателю по ходу чтения или обсуждения в тексте из­дания. Эти ссылки непосредственносвязаны с конкретным мес­том текста издания знаками (цифрами, звездочками) илиуказа­нием фамилииавтора и года издания).

Библиографические ссылки обязательны внаучных изданиях, при их оформлении необходимо соблюдать требованиябиблио­графическогоописания произведений печати, выбора наиболее удобного места для ссылки,последовательного единообразного редакционно-техническогооформления.

Библиографические ссылки рекомендуются прицитировании, заимствовании положений, таблиц, иллюстраций и т.п. не в видецитаты, при анализе в тексте опубликованных трудов, при необ­ходимости рекомендовать издание, вкотором вопрос изложен бо­лее полно.

По месту расположения библиографическиессылки подразде­ляютна внутритекстовые, подстрочные, затекстовые, комбини­рованные.

Внутритекстовые ссылки (непосредственно в строке после тек­ста, к которому относятся)рекомендуются в тех случаях, когда часть ссылки вошла в основной текст работы ипереносить ее в другое место нельзя, недостающую часть или выходные данныеи

номер ссылочной страницы вставляют вскобки после цитаты или заимствования; если ссылки содержат только фамилиюавтора и заглавие (при цитатах-примерах); в изданиях для массовогочита­теля; приописании официальных изданий (законов, договоров) с указанием номеров статей,параграфов.

Подстрочные ссылки (помещаемые внизу страницы, под стро­ками текста) рекомендуются в техслучаях, когда они нужны чи­тателю по ходу чтения, но внутри текста их разместить трудно илинежелательно, чтобы не усложнять чтение и наведение спра­вок. Для связи с основным текстомиспользуются знаки сносок (звездочка, цифра), которые располагают в том местетекста, где по смыслу заканчивается мысль автора. Например:

В тексте:

С позиций педагогической технологии впроцессе целеобразования выделяют три уровня:общегосударственный, вузовский, кафедральный*.

В сноске:

* Беспалько В. П., Татур Ю.Г.Системно-методическое обеспечение учеб­
но-воспитательногопроцесса подготовки специалистов. — М., 1989. — С. 15.

Полное описание источника дается толькопри первой сноске, в последующих вместо заглавия приводят условное обозначение(«Указ. соч.»). При нескольких ссылках на один и тот же источник на однойстранице пишется слово «Там же» и проставляется но­мер страницы, на которую делаетсяссылка.

Для связи основного текста диссертации сбиблиографичес­кимсписком используют порядковый номер источника в нем, который в текстезаключается в квадратные скобки «[21]»; если при этом надо указать страницуисточника, то она проставляет­ся рядом с номером «[21, С. 36]». Первичная ссылка включает в себявсе обязательные элементы описания источника, знак сноски ставится послецитаты, например:

В тексте:

А. М. Новиков дает такое определениенаучной проблемы: «Под на­учной проблемой понимается такой вопрос, ответ на который несодер­жится внакопленном обществом научном знании»*.

В сноске:

* Новиков А. М. Докторская диссертация. — М., 1999. — С. 40.

Если в тексте упомянуты фамилия автора изаглавие источни­ка(первая часть аналитического описания), в подстрочной ссыл­ке можно ограничиться описаниемтолько самого издания (вто­рая часть аналитического описания), например:

214

215

В тексте:

В книге «О науке, творчестве и здоровье»академик Ю. М. Лопухин пишет: «Каждое утро в любуюпогоду вместе с собакой я бегаю в парке недалеко отдома и делаю приятные физические упражнения. Два раза в неделю играю очень активно в теннис с приятным мнепартнером»*.

В сноске:

* М.: Знание, 1991. - С. 188.

Затекстовые ссылки (за текстом всей книги, главы, статьи) ре­комендуются в научных изданияхпри большом числе ссылок; в из­даниях для подготовленного читателя при многократных ссылках наодни и те же источники; в научно-популярных изданияхдля массо­вогочитателя, когда такие ссылки нужны только части читателей. Затекстовые ссылки отличаются от библиографических поназначе­нию (они непредназначены для самостоятельного использования в качестве библиографическогопособия по данной теме); по объему (список ссылоквсегда включает только упоминаемые или цитируе­мые источники); по расположениюзаписей (они располагаются в последовательностипервых упоминаний источника в основном тек­сте); по набору элементов. Вто же время между затекстовыми ссыл­ками и библиографическимисписками есть много общего.

6.9. Корректурные исправления

Для исправления корректурных оттисков,сверки напечатанно­гона пишущей машинке текста с рукописным вариантом, бумаж­ного варианта — с компьютерным применяютсястандартные кор­ректурные знаки — условные обозначения, служащие для исправ­ления ошибок и техническихнеправильностей. Корректурные зна­ки систематизированы в группы в зависимости от назначения. Нижеприводятся для примера знаки, применяемые чаще других[1, 16].

Исправление букв и знаков:

  • заменить неверную букву, знак: корректурным значком пе­речеркивают направил ьную букву(цифру, знак), на поле справа этот знак повторяют и справа от него пишут нужнуюбукву (циф­ру, знак).Таких знаков несколько, для того чтобы различать не­сколько исправлений в одной строке(|_, Г. _L J)',
  • заменить строчную букву прописной: букву перечеркивают одним иззнаков замены, на поле рядом со знаком повторяют нужную букву и подчеркивают еедвумя черточками снизу ([Д);
  • заменить прописную букву строчной: то же, но черточки ставят надбуквой (_1_к);
  • вставить недостающую букву: знаком замены зачеркивают букву,стоящую перед пропущенной, на поле рядом со знаком пишут зачеркнутую букву ипропущенную ([ ре);
  • выкинуть лишнюю букву: на букву ставят знак замены, по­вторяют его на поле с добавлениемсправа внизу знака выкидки (кружочек с идущей вниз волнистой линией(Г);
  • поменять местамисоседние буквы (r\j);~^
  • уменьшить пробелмежду буквами (J,);
  • уничтожитьпробел между буквами (£);
  • увеличить пробелмежду буквами ( I);
  • сделать пробел(Т);

— поставить тире, дефис(J—,J-).
Исправление слов и их частей:

  • заменить часть слова, слово, несколько слов: знаком (|-|)зачеркивается ненужная часть, рядом указывают правильное на­писание;
  • удалить частьслова, слово, несколько слов (|—[);
  • вставить слово или несколько слов: в тексте пишут знак (у),повторяют его на поле и справа — нужное слово;
  • поменять местамисоседние слова или группы слов (О--;,);
  • поставить слова в нужном порядке: над словами в тексте ставятцифры в том порядке, как нужно над скобкой, на поле над скобками ставят цифры внужной последовательности (1^Д Д);
  • перенести часть слова, слово, несколько слов из одной строки вдругую (°~g>);
  • начать текст с абзацного отступа (в тексте показать место знаком Zи обозначить его на поле справа);
  • набрать безабзаца, «в подбор» ((—-О);
  • поставить текст посередине (в «красную строку») — с обеих сторон текста поставитьзнаки (Z Z);

Шрифтовые исправления:

  • набрать курсивом: в тексте слово или группу словподчерки­ваютволнистой чертой и воспроизводят рядом с той же строкой на поле (к^)\
  • набрать полужирным: слово или группу слов в тексте под­черкивают прямой линией ивоспроизводят ее на поле (п/ж);
  • набратьполужирным курсивом (п/жкурс.);
  • набрать прямым: под словом, набранным курсивом, делают знак в видележачей скобки (П П), знак выносят на поле «прям^
  • набратьсветлым: под словом, набранным полужирным шриф­том (как весь текст), делаютлежачую скобку, знак выносят на поле (jcggera^j);
  • сделатьразрядку ((р!Гз~р?));
  • убрать разрядку:под каждым пробелом внутри слова, на­бранного в разрядку, проставляют«соединяющие» дужки, на поле ставят знак (Хч^).

216

217

Исправления в расположениистрок:

  • убрать строку:применяют знак (I—\);
  • заменитьстроку: применяют тот же знак, повторяют его на поле ирядом пишут правильный текст;
  • переставитьстроку, несколько соседних строк (-^и);
  • заменитьнесколько строк: неправильно набранный текст перечеркивают знаком (IS), наполе рядом с таким же знаком пишут правильныйтекст;
  • удалитьнесколько строк: применяют тот же знак с добавле­нием знака выброски(^).

Исправление технических дефектовнабора:

— выровнять края строк (||),буквы в строке (=), пробелы ($$$) —
на поле эти знакиповторяют;

  • пробелы междустроками увеличить (—с) или уменьшить (-5) — применяют знаки увеличенияили уменьшения пробела, располагая ихлежа;
  • отменитьсделанные исправления: в тексте под знаком ис­правления ставят ряд точек(....), а корректурный знак с исправ­лением перечеркивают (%).

Существуют определенные правилакорректурной компенса­ционной правки, с ними и с другими материалами следуетозна­комиться вспециальной литературе [1, 15]. В отношении исправ­лений в компьютерном вариантенабора см. гл. 3.

Контрольные вопросы

  1. План-проспект, аннотация и оглавление (содержание) научногоучебного издания.
  2. Определение объема рукописи, понятия «авторский лист»,«печат­ныйлист».
  3. Рубрикация текста, виды рубрик (заголовков), ихзначение.
  4. Нумерация — числовое или буквенное обозначение составных час­тей текстарукописи.
  5. Язык и стиль изложения научных работ.
  6. Язык и стиль изложения учебного издания.
  7. Запись в тексте количественных и порядковыхчислительных.
  8. Буквенные аббревиатуры и сокращения слов.
  9. Цитаты, заимствования и выделения в тексте.
  1. Ссылкив тексте, авторские примечания.
  2. Требования к составлению таблиц (содержание, форма).
  3. Характеристика иллюстративного материала.
  4. Требования к иллюстрациям (рисунок, график, диаграмма,чер­теж,схема).
  5. Библиографическое описание, характеристика изначение.
  6. Составление библиографического списка по алфавитному итема­тическомупризнакам.
  1. Примеры библиографическогоописания: книги, разделы (главы) книги, статьи в журнале, авторефератдиссертации.
  2. Характеристика корректурных исправлений, корректурныезнаки.

Литература

  1. БугаП. Г. Создание учебных книг для вузов. — М., 1990.
  2. Закон Российской Федерации об авторском праве и смежных пра-ах от9 июля 1993 г. // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Вер-овного СоветаРФ. — 1993— № 32.— Ст.1242.
  1. Золотарев А. Л. Структура и содержаниемноголетней подготовки спортивного резерва в футболе: Дис... докт. пед. наук.— Краснодар,1997.
  2. Краевский В. В., Полонский В.М. Критерии оценки качества и эф­фективности педагогическихисследований (рекомендации). — М., 1987.
  3. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация.— М.,1977.
  4. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация.— М.,1977.
  5. Лебин Б.Д., Рассудовский В.А., Цыпкин Т.А. Научный работник (права иобязанности). — П.,1982.
  6. Новиков A.M. Научно-экспериментальнаяработа в образовательном учреждении. — М., 1998.
  7. Новиков А. М. Как работать наддиссертацией? — М.,1999.
  1. Новиков А. М. Докторскаядиссертация. —М., 1999.
  2. Ожегов С. И. Словарь русского языка.— М.,1988.
  3. О языке и стиле диссертаций, авторефератов и заключенийспециа­лизированных советов // Бюллетень ВАК при Совете Министров СССР.— 1980. - № 2.
  4. Положение о порядке присуждения научным инаучно-педагогичес­ким работникам ученых степеней и присвоения научным работникамуче­ных званий.Утверждено постановлением Правительства Российской Феде­рации от 24 октября 1994 г. №1185 // Бюллетень ВАК РФ. — 1995. — № 1.
  5. Психологический словарь. — М., 1996.

15.РозентальД.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник поправописанию, произношению, литературному редактированию. — М., 1994.

  1. Словарь-справочник автора. — М., 1979.
  2. Стандарты по библиотечному делу и библиографии. -М.,1985.
  3. Степин В. С. Философская антропологияи философия науки. — М., 1992.
  4. Современный словарь иностранных слов. — СПб., 1994.
  5. Требования к диссертационным работам по педагогическимнау­кам /В.С.Леднев, В.В.Красовский, В.М.Полонский, Э.А.Штульман. — М., 1990.
  6. Феллер М.Д. Структура произведения.— М.,1981.

218

7.2. Рецензирование

ГЛАВА 7

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНОЙ

И МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ

7.1. Произведения и авторскоеправо

Продуктом научной и методическойдеятельности являются произведения — результат творческой работы,предполагающей создание нового, ранее неизвестного, оригинального.Произведе­ния защищеныавторским правом, которое является частью граж­данского законодательства,регулирующего отношения по исполь­зованию произведений науки, литературы и искусства [2, 5].Ав­торское правораспространяется на обнародованные и необнаро-дованные произведения,существующие в какой-либо объектив­ной (материальной) форме (ст. 5 ЗоАП).

Авторское право на произведение возникаетв силу факта его создания, никакой регистрации произведения или выполнения иныхформальностей не требуется (п.1, ст. 9 ЗоАП).

Использование произведений осуществляетсяглавным обра­зом путемопубликования, для научныхи методических произведе­ний это издание книг, брошюр, монографий, учебников иучеб­ных пособий,статей в журналах и т. д. (см. гл. 5). Существуют также неиздаваемые произведения (диссертации, научные отчеты,пе­реводынаучно-технических текстов, обзоров и т. п.). Опубликова­ние входит в более широкое понятие— обнародование, которое делаетпроизведение доступным для общего сведения любым спо­собом (Ст. 4 ЗоАП).

Обнародование и опубликованиеосуществляются только с со­гласия автора (или иного владельца авторских прав).

Соавторство (ст. 10 ЗоАП) — это создание произведениясо­вместным творческимтрудом двух и более лиц (соавторов). Разли­чают раздельное соавторство инеделимое соавторство. При раз­дельном соавторстве указывается, какая часть создана каждымсо­автором, которыйможет использовать ее по своему усмотрению. При неделимом соавторстве право наиспользование произведе­ния в целом принадлежит соавторам совместно. Это же относится квопросу о вознаграждении.

Научная, методическая или другие видылитературы, представ­ляемые к изданию, подвергаются рецензированию. Рецензия (от лат.recensio —рассмотрение, обследование) — критический раз­бор и оценка, отзыв на рукописи произведений перед ихпубли­кацией или послевыхода их в свет, перед защитой диссертации. ' Для рецензирования и подготовкиотзыва на диссертацию назна­чаются оппоненты (от лат. opponents — возражающий), которые выступаютпри защите диссертации: кандидатской — два оппо­нента, докторской — три; кроме того, на диссертациюдается от­зыв ведущейорганизации [7]. Методические работы на первом этапе проходят рецензирование всвоем коллективе (кафедры, ла­боратории), а затем — внешнее рецензирование. При представле­нии рукописи в издательствонеобходимо приложить две рецен­зии («внутреннюю» и «внешнюю»).

В свою очередь издательство походатайству учебного заведения может направитьрукопись учебника, учебного пособия на заклю­чение в учебно-методическоеобъединение (УМО) по соответ­ствующей специальности, где проводится экспертиза на предметприсвоения изданию грифа «Учебник» или «Учебноепособие». Если рукопись претендует на грифМинобразования РФ, то она пред­варительно тоже направляется на заключение в УМО(приложе­ние 20, п. 5,10).

В рецензии, экспертном заключении должныбыть отражены следующие вопросы [1]:

  • соответствует ли содержание рукописи ГОС ВПО, учебной программе поданной дисциплине, какие имеются отступления;
  • соответствует ли название работы содержанию рукописи, удачно лионо;
  • соответствуют ли материал, способ изложения и языкпред­полагаемойкатегории читателей;
  • чем отличается издание от подобных книг, в чем егоособен­ность;
  • достаточно ли раскрыта тема, имеется ли текстовойматери­ал, таблицы,иллюстрации и приложения, которые можно изъять без ущерба длякниги;
  • соответствует ли текстовой, табличный, иллюстративный материал,понятийный аппарат современной науке и методике в области физическоговоспитания и спорта;
  • учтены ли в работе официальные материалы по рассматри­ваемым проблемам;
  • в чем заключаются основные достоинства и недостатки ре­цензируемой работы.

При подготовке отзыва официальный оппонентизучает дис­сертацию,автореферат и опубликованные научные работы соис-

220

221

кателя ученой степени по темедиссертации. В отзыве отражаются актуальность темыдиссертационного исследования, уровень на­учного анализа, адекватностьметодов исследования поставлен­ным задачам, дается оценка полученным научным результатам,их новизне и практической значимости. В случаеотсутствия но­визны, недостаточной обоснованности выводов, нарушений воформлении диссертации, несоответствия содержанияавторефе­ратасодержанию диссертации, несоответствия содержания дис­сертации специальности, покоторой работа представлена к за­щите, и др. в отзыве оппонент указывает причины, по которымавтору работы не может быть присуждена ученая степень.

Для подготовки отзыва ведущейорганизации на диссертацию диссертационный советназначает организации, широко извест­ные своими научнымидостижениями в соответствующей отрасли науки. В отзыве ведущей организацииотражаются вопросы, изло­женные выше.

7.3. Критерии качестванаучно-методических работ

Научно-методическая подготовка студентови осуществляющих ее преподавателей во многомзависит от качества проводимьж научных иметодических работ. Каждый вид научных и методичес­ких работ в зависимости от ихпредназначения в системе профес­сионального физкультурного образования отличается по задачам,содержанию, структуре, стилю написания, оформлениюи т.д. В соответствии с этим существуют требования,которым должны отвечать те или иные научные иметодические издания, разрабо­таны критерии, по которым производится их оценка.

Наиболее полно такие критерииразработаны в отношении научных работ, качествадиссертационных работ, научных иссле­дований в областипедагогических наук, к которым относится те­ория и методика физическоговоспитания, спортивной трениров­ки, оздоровительной и адаптивной физической культуры [3, 5, 6,8, 9, 10].

Педагогические исследования делятся нафундаментальные, прикладные и разработки.Фундаментальные исследования направ­лены на создание теорииобучения и воспитания, теории содер­жания образования, теорииметодов и организационных форм обучения ивоспитания. Прикладные исследования решают вопро­сы, связанные с практикой, их назначение — давать научныесред­ства длярешения этих вопросов. Разработки содержат конечные результатыисследований в такой форме, в которой они могут непосредственно применяться на практике [3].

Качество фундаментальных исследованийопределяется прин­ципиально новыми подходами в области обучения ивоспитания,

влиянием на развитие теории и практики,перспективой для раз­вития прикладных исследований. Качество прикладныхисследо­ваний иразработок определяется их практической значимостью, влиянием на процессы обучения, воспитания, актуальностьюполученных знаний, новизной, возможностьюиспользовать их для преобразованиядействительности. В равной мере это относится и • к научным работам в области физической культуры, спорта,фи­зическоговоспитания [3, 13].

В педагогике актуальна проблемаразличения научного и нена­учного знания в силу многообразия проявлений педагогическойдеятельности. Изучение практики используется внаучных иссле­дованиях, что иногда приводит к высказыванию мысли о том,что научное знание можно получить в процессепедагогической деятельности, без специальных средств познания, теоретическихобобщений. В связи с этим принято различать два вида познания: стихийно-эмпирическое и научное, теоретическое [11].

Стихийно-эмпирическое знание первично,существует давно и актуально сейчас. В немполучение знаний не отделено от прак­тической деятельности людей,практических действий с объек­том. На основе собственного опыта люди узнают свойства этихобъектов, усваивают наилучшие способы действий сними. Эмпи­рическое знание сохраняет свое значение и в современныхусло­виях, онопроверено многовековым опытом. Так, педагог знание такого рода получает в процессе практической работы сучащи­мися,студентами.

Научное познание отличается тем, чтопознавательную дея­тельность в науке осуществляют не все, а специальноподготов­ленныелюди — научныеработники, ученые в форме научных исследований сприменением специальных средств познания и методовисследования. В стихийно-эмпирическом познании этого (теорий, гипотез, моделирования, экспериментирования)нет.

Существенное отличие научного познанияот стихийно-эмпи­рического состоит в том, что научное исследование носитсисте­матический ицеленаправленный характер, оно служит решению проблем, которые сознательно формулируются как цель.Эмпири­ческоезнание, если оно включено в систему науки, теряет свой стихийный характер, полученные данные могут служить основойдля теоретического анализа, однако этогонедостаточно. Необхо­димо наличие признаков характера целеполагания, выделенияспе­циальногообъекта исследования, применения специальных средств иметодов, однозначности терминов [3, 11].

Знание отличительных признаков научной иметодической ра­боты имеет большое значение при оценке их качества. Кроме того,эффективность оценки будет выше при комплексномучете харак­теристик. Основные из них следующие: проблема, тема,актуаль­ность,объект исследования, предмет исследования, цель, зада-

222

223

и£Г,*</яш^шшш^швт

чи, гипотеза, защищаемые положения,новизна, значение для науки, значение для практики.В той или иной мере они относятся и к любому виду научной или методическойработы (диссертаци­ям, дипломным и курсовым работам, учебным изданиям).

7.4. Проблема, тема, актуальность,объект и предмет исследования

Pages:     | 1 |   ...   | 5 | 6 || 8 |








© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»