Научный Центр - Dissers WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!
Pages:     | 1 |   ...   | 4 | 5 || 7 | 8 |

«

Рекомендовано

Учебно-методическим объединением по специальностям

педагогического образования в качестве учебного пособия ...»

-- [ Страница 6 ] --

В заключение раздела необходимо отметить,что математико-статистическая обработка результатов педагогическогоэкспери­мента— один из трудоемкихи ответственных моментов в подго­товке дипломной работы. Она требует умелого и правильноговы­бора статистическихкритериев и методов анализа в соответствии с полученными результатами изадачами проведенных исследова­ний. Значительную помощь при обработке результатов могутока­зать современныекомпьютеры. Следует также иметь в виду, что сама математико-статистическаяобработка еще не может полно­стью раскрыть сущность того или иного педагогического явления.Например, с помощью количественных методов с определенной точностью можновыявить преимущество какого-либо метода обу­чения и тренировки или обнаружитьобщую тенденцию, опреде­ленные связи и зависимости, доказать, что проверяемое научноепредположение оправдалось, и т. п. Однако эти методы не могут дать ответ навопрос о том, почему одна методика обучения луч­ше другой, и т. д. Поэтому нарядус математико-статистической обработкой полученныхрезультатов нужно проводить и качествен­ный анализ этихданных.

Контрольные вопросы

  1. Какиевиды измерительных шкал используются для определения результатов исследований?
  2. Что из себя представляет шкала наименований?
  3. К каким результатам исследований можно применить шкалупорядка?
  4. Чемудолжны соответствовать результаты исследований, чтобы при­менить интервальнуюшкалу?
  5. Чем отличается интервальная шкала от шкалыотношений?
  6. Какиекритерии наиболее часто используются для вычисления дос­товерности различий, еслиизмерения осуществлены на основе шкалы наименований?

166

  1. Чем отличаются несвязанные исвязанные результаты исследова­ний?
  2. Какой критерий используется длявычисления достоверности раз­личий между результатами, полученными на основе интервальнойшка­лы и шкалыотношений?
  3. Что вы понимаете под термином «корреляция»?
  1. Какиесредние величины вы знаете, чем они отличаются друг от друга?
  2. В чемсостоят различия параметрических и непараметрических кри­териев?

Литература

  1. ГласеДж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогикеи пси­хологии: Пер.с англ. — М.,1976.
  2. Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической стати­стики в педагогическихисследованиях: Непараметрические методы. — М., 1977.
  3. ЛакинГ. Ф. Биометрия: Учеб. пособие для биологическихспециаль­ностейвузов. — М.,1990.
  4. Масальгин Н.А. Математико-статистические методы в спорте. — М, 1974.
  5. Начинская С. В. Основы спортивнойстатистики: Учеб. пособие / Сост. Н.М.Витренко,А.Ф.Бочаров. — Киев,1987.
  6. Основыматематической статистики: Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Под общ. ред. В.С.Иванова. — М., 1990.
  7. Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология: Учеб. для студ.пед. вузов. — М.,2000.

ГЛАВА 5

ВИДЫ НАУЧНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ РАБОТ, ФОРМЫИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Как было сказано выше, содержание научнойи методической деятельности весьма многообразно, что определяет видынаучно-методических работ и формы их представления.

В научной работе выделяют фундаментальные и прикладные ис­следования. Фундаментальные научныеисследования проводят главным образом научно-исследовательские институтыфизиче­ской культуры инаучно-исследовательские лаборатории универ­ситетов, академий физическойкультуры. Как правило, в разра­ботке таких тем участвуют коллективы, руководимые известнымив своей области учеными [10]. Методическую работупроводят при­менительно к определенному виду профессиональнойдеятельно­сти,например дошкольное, школьное и вузовское физическое воспитание, юношеский идостиженческий спорт, оздоровитель­ные формы физической культуры, профессиональноефизкуль­турноеобразование.

Формы представления результатовнаучно-методической дея­тельности достаточно разнообразны, по характеру, содержанию,объему, оформлению и т. д. отражают многообразие самой науч­но-методической деятельности.Основные формы, в которых ав­торы (студенты и профессорско-преподавательский состав)мо­гут довести досведения других содержание своей научной или методической работы, — устные сообщения, письменныеработы и опубликование в печати.

Реферат. С этоговида работы обычно начинается знакомство студента — начинающего исследователя снаучно-методической работой. В реферате в сокращенном виде излагаетсясодержание научной работы, какой-либо книги (краткий обзор содержаниянескольких книг). Первоначальный смысл рефератов представ­лял собой результат реферированияодной или нескольких книг по теме, на основании таких материалов составляютсярефера­тивныесборники, например ИНИОНа (Институт научной ин­формации по общественным игуманитарным наукам РАН). В вузах в реферате обычнотребуется кратко раскрыть какую-либо тему [13, 16].

Выделяют два вида рефератов — литературный (обзорный) и методический. Первый предполагает анализлитературных данных

168

по определенной теме, попыткусистематизировать материал и выразить свое отношение к нему. Второй направленна характери­стикуцели и задач исследования, методов для их решения, по­пытку сделать заключение (выводы)по результатам анализа. Ма­териал рефератов может быть использован в курсовой,диплом­нойработе.

Объем реферата зависит от содержанияреферируемого доку­мента (ГОСТ 7.9—95. «Реферат и аннотация. Общие требования»). В заглавии рефератаотражается название реферируемой работы. Обычно в реферате не требуетсятитульного листа, подразделения текста, оглавления, но некоторые вузы вводятболее высокие тре­бования и к этому виду работы.

Доклад. По своему характеру докладпредставляет собой запись устного сообщения по какой-либо теме. И этим докладмало чем отличается от реферата. Большоераспространение в последние годы получилитезисы докладов нанаучно-практическую конферен­цию. Тезисы — краткое изложение основных положений доклада, фрагментадиссертации. Объем тезисов — 1 —2 с,доклада — 5— 10 с. Устноесообщение (доклад) содержит задачи, методы иссле­дования, обоснование новых фактов,выводы, практические пред­ложения. На доклад отводится 10 — 25 мин, поэтому он должен бытьпредельно насыщен полезной информацией, без нежелатель­ных отступлений. Примером могутслужить доклады по защите выпускных квалификационных работ. В процессе докладавозмож­на демонстрацияиллюстративного материала. В практике суще­ствуют доклады по содержаниюдиссертаций с целью апробации своей работы. Рефераты и доклады в вузахвыступают также в ка­честве зачетных работ, от их качества зависит получениестуден­том зачета [13,16].

Контрольная работа. Контрольная работа ввузе носит преиму­щественно зачетный характер, это своего рода письменныйэкза­мен. Оценка законтрольную влияет на зачет (иногда на экзамен). Контрольная работа состоит изответов на ряд вопросов, реше­ния задач. Этот вид работы требует проявления студентомсамо­стоятельности,особенно если контрольная выполняется непос­редственно на семинарскомзанятии.

Курсовая работа. Это более сложный посравнению с конт­рольной вид работы, требующий проявления творчества. Темусту­дент выбирает изкафедрального перечня или предлагает свою, соответственно обосновав это.Курсовая работа выполняется под руководствомпреподавателя. Ее объем — 20 — 40 с. машинописно­го текста. Обязательны анализ литературных данных и изучения опытаработы в соответствии с темой, результаты педагогическо­го наблюдения, эксперимента,обработанные соответствующими методами. Оформляется курсовая работа по типудипломной: ти­тульныйлист, оглавление, выделение глав и разделов, выводы и

169

предложения, список литературы. Чтобыподготовка курсовой была более плодотворной,целесообразно увязать тему и содержание с будущей выпускной квалификационной(для дипломированного специалиста — дипломной) работой. Одобренная преподавате­лем — руководителем курсовой, работапредставляется на защиту. Процедура защиты происходит в присутствии специальнойко­миссии, авторкурсовой делает доклад, отвечает на вопросы, и комиссия на своем заседаниивыносит оценку, в которой учиты­ваются содержание работы и качество защиты. Таким образом,курсовая работы по основным признакам отражает содержание подготовки дипломнойработы [16].

Дипломная работа. Многие годы дипломная работа в системе профессионального физкультурного образования была деломдоб­ровольным: студентготовил ее по своему желанию, и она заме­няла один, а в некоторых вузах— все госэкзамены. Всоответствии с государственным образовательным стандартом высшегопрофес­сиональногообразования все без исключения дипломированные специалисты готовят и защищаютдипломную работу. (Об этом речь идет в первой главе.) Дипломная работа посвоему характеру глубже курсовой, но проще диссертационной на соисканиеуче­ной степеникандидата наук. По дипломной работе утверждается научный руководитель(приложение 20, п. 6, 7).

Объем дипломной работы — от 40 до 80 с. машинописноготекста, набранного через два интервала. Работа имеет титульный лист,оглавление, четкое разделение по главам и разделам, вы­воды, практические рекомендации,приложения, список лите­ратуры. Как правило, включает таблицы, иллюстрации.Состав­ляется планработы, план-проспект, который согласовывается с научным руководителем,определяются методы и организация исследования; по истечении срока работыфактический матери­алпредставляется научному руководителю. На консультациях анализируется ходработы, вносятся коррективы. После завер­шения работы текстовый материалпредставляется на заключе­ние научному руководителю, после чего в напечатанном видедипломная работа представляется на кафедру, и после рецензи­рования проводится процедуразащиты. Доклад продолжитель­ностью не более 15 мин должен содержать основные положения,желательно их проиллюстрировать. После доклада члены комис­сии задают вопросы, качествоответов влияет на оценку защиты. Один экземпляр работы поступает в архивкафедры, где и хра­нится [4, 16].

Магистерская диссертация как вид выпускной квалификацион­ной работы для магистра то же,что и дипломная работа для дип­ломированного специалиста. Принципиальные подходы кхарак­теру этих работсхожи, особенности требований отражены в соот­ветствующих государственныхобразовательных стандартах и по-

ложениях о названных видах работ, которыеобычно разрабатыва­еткаждый вуз [8], (приложение 20, п. 3).

Кандидатская и докторская диссертации.Диссертация (от лат. dissertatio — рассуждение, исследование) — квалификационный научный труд,подготовленный для публичной защиты и получе­ния ученой степени кандидата илидоктора наук. Диссертация. может представлять собой специально подготовленнуюрукопись, может быть выполнена в виде научного доклада, опубликованныхмонографии или учебника. Все, что связано с диссертациями, изложено в п. IV«Положения о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникамученых степеней и присвое­ния научным работникам ученых званий» [1, 5, 6, 13 из гл. 6],(приложение 20, пп. 2, 5, 7).

Диссертация на соискание ученой степенидоктора наук долж­набыть научной квалификационной работой, в которой на осно­вании выполненных авторомисследований разработаны теорети­ческие положения, совокупность которых можноквалифициро­вать какновое крупное достижение в развитии соответствующего научного направления, либоосуществлено решение научной про­блемы, имеющей важное социально-культурное,народно-хозяй­ственноеили политическое значение, либо изложены научно обо­снованные технические,экономические или технологические ре­шения, внедрение которых вноситзначительный вклад в ускоре­ние научно-технического прогресса [1, 7, 9, 10].

Диссертация на соискание ученой степеникандидата наук дол­жнабыть научной квалификационной работой, в которой содер­жится решение задачи, имеющейсущественное значение для соот­ветствующей отрасли знаний, либо изложены научнообоснован­ныетехнические, экономические или технологические разработ­ки, обеспечивающие решение важныхприкладных задач [1, 7].

Диссертация должна быть написанаединолично, содержать новые научные результаты и положения, выдвигаемые авторомдля публичной защиты, которые свидетельствуют о личном вкла­де автора в науку.

В диссертации, имеющей прикладноезначение, должны при­водиться сведения о практическом использовании полученных авторомнаучных результатов, а в диссертации, имеющей теоре­тическое значение, рекомендации поиспользованию научных выводов [1].

Диссертация в виде рукописи — наиболее распространенная формаквалификационной работы на соискание ученой степени. Это рукописный труд,отпечатанный на пишущей машинке или на компьютере, содержащий следующиеразделы: актуальность темы, объект, предмет, цель, гипотезу, задачи, методы иорга­низациюисследования, положения, выносимые на защиту, ана­лиз научно-методическойлитературы, собственный фактический

170

171

материал, выводы, рекомендации поиспользованию результа­тов исследования, список литературы, приложения. Объемкан­дидатскойдиссертации — 150— 200 с,докторской — 250— 300 с.(условно). К диссертации прилагается автореферат, вкотором содержатся ее основные положения. Объем автореферата — 22 — 24 с. машинописного текста,напечатанного через два интервала [1, 7].

Диссертация в виде научного доклада(кандидатская и доктор­ская) готовится на основеопубликованных автором крупных на­учных работ, имеющих важное научно-практическое значение(монографии, учебники, учебно-методические пособия, научные статьи вцентральных журналах и т. п.). Научный доклад готовится на основе собственныхпубликаций, отвечающих соответствую­щим требованиям, главным образом по качеству, количество здесь нестоль значимо. Следует отметить, что по сравнению с диссер­тацией в виде рукописидиссертаций в виде научного доклада пред­ставляется к защите значительноменьше, это скорее исключе­ние, чем правило. Должна быть серьезная аргументацияцелесооб­разностипредставления к защите диссертации в виде научного доклада. Объем диссертации ввиде научного доклада не установ­лен: он может быть больше или меньше автореферата (обычно 48— 60 с). Авторефератна такую диссертацию не пишется, а дис­сертация рассылается какавтореферат [1, 7, 9].

Диссертация в виде монографии илиучебника (опубликованных). По сравнению с диссертациями в виде рукописи монографии и учебникипредставляются к защите реже, и то преимущественно на соискание ученой степени доктора наук. Такое положение можнообъяснить тем, что лица, претендующие на соисканиеученой сте­пени наоснове монографии или учебника, «прошли» этап канди­датской диссертации, накопилибогатый багаж научных знаний и фактов, но в силу определенных обстоятельств неимеют возмож­ностиподготовить диссертацию в виде рукописи. На диссертацию в виде монографии илиучебника автореферат представляется по установленной форме.

Автореферат диссертации. Автореферат по существу представ­ляет собой реферирование авторомсвоей же диссертации. Объем автореферата кандидатской диссертации — 1 авторский лист (40 тыс. печатных знаков), докторской — 2 листа (80 тыс. печатныхзнаков). Для авторефератов диссертаций погуманитарным наукам допускает увеличение объема на 0,5 авторского листа (1,5 и2,5). Автореферат выполняет следующие функции: информационную (информируетчитателя о содержании диссертации; о разработан­ных автором методиках); сигнальную(извещение о поступлении автореферата в библиотеку по месту защиты);ознакомительную (источник справочных данных о проведенном исследовании);по­знавательную [1, 5,7, 10, 14].

172

Автореферат состоит из двух основныхчастей. Первая —«Об­щаяхарактеристика работы»: актуальность проблемы, объект, пред­мет, цель, гипотеза, задачиисследования; методологическая база исследования и методы, которые в немприменялись; новизна и практическая значимость работы; положения, выносимые наза­щиту; структурадиссертации. Вторая —«Основное содержа­ниеработы»: представление материала, обосновывающего досто­верность полученных данных, ответына поставленные задачи, выводы и практические рекомендации. В концепредставляются публикации автора диссертации, в которых отражаются основныеположения диссертационного исследования.

Монография. Название происходит от греч. monos — один, еди­ный, единственный + греч. graphoпишу. Это научный труд, углуб­ленно разрабатывающий одну тему, ограниченный круг вопросов.Монография представляет собой книгу, в которой самими авто­рами излагаются данные собственныхнаучных исследований. Мо­нография может быть написана одним автором или коллективомавторов. Объем монографии — от 4—5 до 10—15 авторских листови выше. В монографии детально раскрываются методы иорганиза­цияисследования, доказательный фактический материал, осо­бенно экспериментальной частиисследования, теоретические обобщения и новые положения, выдвигаемые автором(автора­ми) наосновании полученных результатов. В структуре моногра­фии выделяют введение, в котором раскрываетсяактуальность ис­следования и дается характеристика исследуемой проблемы,ос­новную часть, состоящую из несколькихглав (разделов), в кото­рых излагается основное содержание результатов исследования;Ё заключение, в которомподводятся итоги монографического ис­следования, приводитсясписок литературы; приложение, в кото-|ром помещаются материалы, дополняющие основной текстмо­нографии[1, 13, 14]. Депонирование научной работы. Депонировать (от лат. deponi-ге)— передавать нахранение подлинный текст международного договора. Вданном случае речь идет о передаче рукописи на специ­альное хранение. Депонируютсяобычно научные разработки (мо­нографии, статьи, тезисы), которые предназначены для узкогокруга специалистов и могут быть быстро оформлены какпубликация и, что немаловажно, при небольших затратах автора. Подготовленная кдепонированию работа направляется в Центр научно-техничес­кой информации или ИНИОН. Центрпринимает работу, передает ее на хранение в свои библиотеки и дает публикацию вспециаль­ныхреферативных сборниках или научных журналах о поступлении такой работы и возможности ее востребования для ознакомления сНей любого заинтересованного специалиста.Депонированная рабо­та считается опубликованной только после того, как ее аннотациявыйдет в научном журнале или реферативном сборнике. 173

Книга научная, научно-популярная.Провести четкую грань между научной и научно-популярной книгой сложно. К научным можно отнестимонографии и сборники научных трудов, тезисов науч­ных конференций. Внаучно-популярных изданиях на базе данных научныхисследований даются обоснованные рекомендации по про­блемам здоровья, физическойкультуры, спорта. Для примера ниже приводится несколько таких книг.

Человек в мире спорта: Новые идеи,технологии, перспективы: Те­зисы докладов международного конгресса: В 2 т. — М., 1988.

Основная проблематика: биомеханикаспорта; физиология спорта; спортивная медицина;биохимия физических упражнений и рациональ­ное питание спортсмена;социально-гуманитарные дисциплины физи­ческой культуры и спорта;теория и методика спорта; теория и методика физического воспитания детей и подростков; менеджмент имаркетинг в спорте; педагогика и психология спорта; спортивная морфология;спорт, духовность, культура; спортивная наука вXXI в.; физкультурное образо­вание в современном мире;спорт и экология; спорт и здоровье челове­ка; олимпизм и олимпийскоеобразование.

Журавлев В.И. Педагогика в системе науки о человеке. — М., 1990.

Основное содержание: введение;интеграция наук о человеке; меж­научные связи в теории и педагогической практике; критическийраз­бор новыхявлений в педагогике в аспекте межнаучных связей; методо­логические предпосылкинаучного взаимодействия в решении педагоги­ческих проблем; взаимодействиенаук в разработке программы воспи­тания школьников; педагогика и философия: новые аспекты связи;пе­дагогическаянаука и информатика; педагогика и техника: грани союза.

Амосов Н.И., Бендет Я.А. Физическая активность и сердце. — Киев, 1989.

Содержание: предисловие; основыфизиологии физических нагрузок; нагрузочные тестыпри оценке функционального состояния сердечно­сосудистой системы; основныеметоды оценки результатов нагрузочных тестов;энергетическая оценка физического состояния и трудоспособно­сти на основе нагрузочныхтестов; физическая активность в профилак­тике болезней сердца;физическая и трудовая реабилитация больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями; заключение; приложения;спи­соклитературы.

Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Биологические основы двигательной ак­тивности. — М., 1991.

Содержание: предисловие; обучениепроизвольным движениям; фи­зиологические основы управления произвольными движениями;адап­тация кфизическим нагрузкам; тренированность как специфическая форма адаптации к физическим нагрузкам; утомление ивосстановление при мышечной деятельности;развивающая роль физической культуры в общеобразовательной школе; оптимизация двигательной деятельностидетей и подростков; физиологические основы тренировки; моделирова­ние спортивных успехов; отбори спортивная ориентация юных спорт-

сменов; роль спортивной деятельности всовершенствовании социаль­ной и биологической природы человека; словарь терминов;литература.

Чепик В.Д. Физическая культура в социальных процессах. — М.,1995.

Содержание: предисловие; физическаякультура в социальном ком­форте личности; образование по физической культуре как составнаячасть общенаучных знаний человека; физическаякультура в социальном вос­питании; физическая культура и практика оздоровления населения;спе­циальныедвигательные режимы в практике спорта; пульсометрия и си­стема контроля за состояниемчеловека; литература.

Научная статья. Среди видов научных работ статья занимает важное место, в ней обычно излагают наиболее значимыерезуль­таты научногоисследования. Такие статьи публикуются в научных журналах, сборниках научных трудов. Объем статьи — от 5 до 15 с, структура статьи: название; фамилия автора (авторов); ключевыеслова; введение; методика исследования; результаты и их обсуж­дение; заключение; литература.Такая структура принята, напри­мер, в журнале «Теория и практика физической культуры».Обыч­но организация,издающая сборник или журнал, устанавливает требования по объему, характерупечатания (например, компью­терный вариант), иллюстрациям и т.д. Автор должен подготовитьстатью строго в соответствии с установленными требованиями. В серии статейавтор последовательно излагает полученные ре­зультаты, их теоретическое ипрактическое значение.

Тезисы. Тезис(от греч. thesis —положение, утверждение) имеет несколько значений: в логике это положение,истинность которого должна быть доказана; тезисы — кратко сформулиро­ванные основные положения доклада,лекции, сообщения и т. п. (гл. 6, п. 17). Этот вид научной работы в последниегоды стал распространенным благодаря большому числу проводимых на­учно-практических конференций ипубликаций сборников тези­сов докладов для этих конференций. Объем тезисов — 1 — 2 с. машинописного текста, набранного через 1; 1,5; 2 интервала. Впос­леднее времяматериалы принимаются в виде, подготовленном для компьютерной публикации: текстнабран в Word (не ниже 7), шрифт Times New Roman, стиль шрифта— нормальный, размер шрифта 14. Сучетом малого объема тезисов в них должны быть изложены лишь основные данные,отражающие самую суть про­веденного исследования и убедительно аргументированные. Несле­дует перегружатьтекст цифровым материалом, иллюстрациями.

В деле совершенствования подготовкиспециалистов высшей Школы на основе госстандартов нового поколения учебнаялите­ратура была иостается одним из ведущих средств информацион­ного обеспечения учебногопроцесса, когда особо важное значе­ние приобретает самостоятельная работа студентов. Нижерассмат­риваютсяосновные виды учебной литературы.

174

175

Программа (от греч. programma —объявление, предписание) — план намеченной деятельности, работ;учебная программа —крат­коесистематическое изложение содержания обучения по опреде­ленному предмету, круг знаний,умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися. Среди видовнаучно-методических работ большое место занимают учебные программы. Болеедесяти феде­ральныхрекомендательных программ разработано для образова­тельных учреждений, десяткипрограмм только по олимпийским видам спорта— дляспециализированных детско-юношеских школ олимпийскогорезерва и училищ олимпийского резерва, комп­лексных целевых программ— для сборныхолимпийских команд страны. Как правило, эти программы основываются намноголет­нихисследованиях и проверены в процессе практической работы в дошкольныхучреждениях, общеобразовательной школе, выс­ших и средних специальных учебныхзаведениях, в системе подго­товки спортивных резервов и высококвалифицированныхспорт­сменов.Например, один из авторов учебного пособия — доктор педагогических наук,профессор, заслуженный тренер РСФСР и СССР Ю.Д.Железняк — за цикл программ для СДЮШОР поволейболу и баскетболу в 1985 г. был награжден золотой медалью и премиейГоскомспорта СССР. Большой цикл учебных программ разработан для сферыпрофессионального физкультурного обра­зования в связи с введениемгосударственных образовательных стандартов. Так, для факультетов физическойкультуры педагоги­ческих вузов в 1996 г. опубликовано 26 учебных программ, в томчисле и по основам научно-методическойдеятельности. Здесь мож­но отметить и программу кандидатского экзамена поспециально­сти13.00.04 — Теория иметодика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительнойфизической культуры. Авторами программ являются академики, доктора наук ипрофес­сора, кандидатынаук, доценты. Все они, как правило, имеют научные труды и большой опытпрофессиональной деятельности в вузах. В системе академий физической культурыразработаны циклы программ по подготовке бакалавров и магистров пофизи­ческойкультуре.

Программа разрабатывается в соответствии сучебным планом, который в вузе, например, отражает требованиягосударственно­гообразовательного стандарта по конкретной специальности. В на­стоящее время разрабатываютсяучебные программы по учебным планам государственных образовательных стандартовнового (2000 г.) поколения. Приводим требования к оформлению про­грамм для авторских коллективов:1 — пояснительнаязаписка (цели и задачи дисциплины, требования куровню освоения ее содер­жания); 2 — объем дисциплины в часах и виды учебной работы: общаятрудоемкость (по госстандарту), аудиторные занятия, лек­ции, практические занятия(семинары), лабораторные занятия,

самостоятельная работа (в часах), другиевиды работы (если есть в том числе курсовые проекты, рефераты), вид итоговогоконтроля (зачет, экзамен); 3 — содержание дисциплин и виды учебных за­нятий (могут быть в видетематического плана) с распределением часов; 4 — содержание разделов дисциплин; 5—учебно-методи­ческоеобеспечение дисциплины (литература, средства обеспече­ния дисциплины: лаборатории,классы, спортивные сооружения и другие, перечень примерных контрольных вопросови заданий для самостоятельной работы, примерная тематика рефератов, курсовыхработ, примерный перечень вопросов к зачету (экзаме­ну, по всему курсу).

Разработка учебной программы требует отавтора глубоких те­оретических знаний и достаточно большого практического опытаработы. Каждое положение программы должно четко выражать основные направлениянауки и практики, помогать пользователю в освоении теоретических знаний исовершенствовании практи­ческих умений и навыков.

Учебник. Учебник— книга для учащихсяили студентов, в ко­торой систематически излагается материал по определеннойоб­ласти знаний насовременном уровне достижений науки и куль­туры; основной и ведущий вид учебной литературы [13,14]. В учеб­никемогут быть использованы результаты научного исследова­ния, кандидатской или докторскойдиссертации, проверенные в ходе учебного процесса, тренировочной исоревновательной дея­тельности, в оздоровительной физической культуре и т.д.[2].

При создании учебника необходимоопределить его роль и ме­сто в системе средств подготовки специалистов, цели и задачиобучения и воспитания, учесть требования к этому виду учебной литературы. От этого зависит объем учебника: он может быть от 10до 30 авторских листов.

Учебник служит основным источником знанийпо конкрет­ной учебнойдисциплине и предназначен для самостоятельного усвоения этих знаний студентами,ему принадлежит ведущая роль среди других средств, используемых студентами присамостоя­тельнойработе. Очень важно обеспечить мотивацию, интерес к предмету, стимулирующиестудента к активной творческой ра­боте. Интересна мысль о том, что знания нельзя передавать, ихможно предложить, подсказать, но овладеть ими студент дол­жен самостоятельно [3]. В учебникенадо раскрыть перспективы развития конкретной науки. Особое значение придаетсяиллюст­рациям, какважному средству учебного познания, успешного овладения наукой. Они должныпомочь глубже усвоить основные Положения учебной дисциплины, повысить интерес кней. В учеб­никеследует учесть тенденции использования в учебном про­цессе и в самостоятельной работестудентов компьютерной тех­ники, в том числе электронного учебника. Ниже приводятсяоб-

176

елезняк

177

щие рекомендации по организации работы надсозданием учеб­ника[3. - С. 14-15]:

  • определение роли и места учебной дисциплины в подготов­ке специалиста с учетом требованийгосударственного образова­тельного стандарта и учебной программы и конкретизация на этойоснове задач обучения и воспитания, решаемых в процессе пре­подавания курса;
  • определение характера и объема знаний, которые должны быть усвоеныстудентом при изучении всего курса, его тем и каж­дого вопроса темы, учет при этомобъема знаний, полученных в результате изучения ранее пройденныхдисциплин;
  • определение логической и дидактическойпоследовательнос­типередачи учебной информации для приобретения знаний, вы­работки умений и навыков,воспроизведения и использования пред­шествующих знаний при изучениикаждой темы и всего курса;
  • разработка структуры учебника, разделение излагаемого программногоматериала на методически оправданные структур­ные элементы: разделы, главы,параграфы;
  • разработка на основе принятой структуры плана-проспекта будущегоучебника и его оценка;
  • разработка параграфов по содержанию: разделениесодержа­ния параграфана части и подбор для каждой части параграфа соответствующей формы выражения(текста, иллюстраций, таб­лиц и т. п.); проектирование способов закрепления знаний ина­выков иосуществления обратной связи; определение связей с другими средствамиобучения;
  • оформление глав учебника, размещение параграфов с уче­том последовательности илогичности изложения учебной инфор­мации;
  • оформлениеучебника в целом.

Наиболее приемлема следующая структураучебника: оглавле­ние,предисловие, методические рекомендации, основной текст, заключение, приложения,указатели, литература.

Оглавление целесообразно располагать в начале книги, назва­ния глав, разделов должны бытьчеткими и облегчать поиск необ­ходимой информации. Не рекомендуется в оглавлении приводитьфамилии авторов главы, раздела. Не следует вместо термина «Ог­лавление» применять термин«Содержание», который использу­ется в изданиях с разноплановым материалом (см. гл.6).

Предисловие содержит характеристику роли и значения дисцип­лины в подготовке специалиста,задач, стоящих перед студентом при изучении этой дисциплины.

Методические рекомендации содержат характеристику учебника, егоструктуры и содержания, сведения о том, какие предшествую­щие знания могут помочь изучениюданной дисциплины, реко­мендации к использованию в процессе самостоятельныхзанятий.

Введение ориентирует читателя на работу с учебником, готовит его к усвоениюматериала, знакомит с основными понятиями, литературой и пр.

Основной текст представляет собой дидактически и методи­чески обработанный материал,соответствующий учебной програм­ме. В современных условиях реформирования общего ипрофесси­ональногообразования к учебникам предъявляются определен­ные требования. Ниже приводятсятребования к вузовскому учеб­нику [3. - С. 20-21]:

  • обеспечить полное раскрытие вопросов программы по учеб­ной дисциплине с учетом последнихнаучно-методических дости­жений;
  • быть доступным для успешного усвоения студентами, спо­собствовать мотивации учения,формированию умений и навы­ков, а также творческих способностей будущих специалистов;обес­печитьпреемственность знаний, полученных при изучении пред­шествующих дисциплин, тесныевнутридисциплинарные и меж­дисциплинарные связи;
  • создавать необходимые условия для использованияаудиови­зуальных итехнических средств обучения, вычислительной тех­ники, обеспечивать с ними теснуюсвязь;
  • учитывать психолого-педагогические факторы обучающих­ся, их общеобразовательныйуровень;
  • использовать возможности поясняющих и дополняющихтек­стов.

Контрольные вопросы и задания приводятся в конце каждой главы илидругих структурных элементов текста учебника, их формули­ровки должны предусматриватьиспользование технических средств, вычислительной техники, дополнительнойлитературы (справочной, научной и др.), возможности дистанционногообу­чения.

Иллюстрации. Выбор вида иллюстраций зависит от содержания учебника, они должныбыть методически целенаправленными, пояснять текст учебника, соответствоватьподготовленности сту­дента (см. гл. 6).

Приложения содержат различные справочные материалы, фак­тический материал научныхисследований, которые дополняют, иллюстрируют основной текст при изучениитеоретической части и проведении практическихзанятий. В соответствующих главах да­ются ссылки на то или иноеприложение, которые нумеруются (см. гл. 6).

Указатели являются обязательным структурным элементом учеб­ника, они бывают предметными,именными, предметно-имен­ными и др. Предметный указатель содержит основные понятия итермины, включенные в книгу; именной — фамилии и инициалы лиц,встречающиеся в книге. Рядом с указателем через запятую

178

179

проставляют номер страниц книги, накоторых термин или фа­милия встречается. Термины и фамилии в указателяхрасполага­ются строгов алфавитном порядке с соблюдением обычных тре­бований (см. гл. 6).

Заключение объемом 5 —10 с. завершает текстовую часть, в нем подводится итог изложенному учебному материалу, даютсясве­дения о проблемахнаук и практики в области физической культу­ры и спорта и направления ихдальнейшего развития. В заключе­нии надо также сообщить, как полученные знания будутисполь­зоваться приизучении других дисциплин.

Литература. Вэтом разделе указывают основные использован­ные и рекомендуемые дляуглубленного самостоятельного изуче­ния курса или его отдельных тем литературные источники. Вучеб­никах должны бытьуказаны источники, откуда заимствован фак­тический материал, для этогоиспользуют ссылки (см. гл. 6).

Тщательная и качественная проработкарассмотренных струк­турных элементов учебника поможет добиться наибольшегоэф­фекта в егоиспользовании.

Учебное пособие. Учебное пособие как видучебной литературы посвящается отдельным разделампрограммы, это могут быть так­же сборники упражнений, задач, лабораторных практикумов,хрестоматии, учебные словарей, альбомы, атласы и др. Учебные пособия призванысодействовать закреплению полученных зна­ний и формированию умений инавыков в их применении, уме­нию решать конкретные задачи. Учебное пособие можетвыпол­нять функцииучебника. Это бывает в тех случаях, когда в учебный план вводится новая дисциплина и для ее изучения вначалераз­рабатываетсяучебное пособие, а после анализа опыта работы по этому учебному пособию и вслучае положительного заключения оно может бытьпереведено в ранг учебника. Другие виды учебных пособий более детально раскрывают отдельные разделыпрограм­мы, используяспецифический учебный материал. К учебным по­собиям в полной мере применимытребования и рекомендации, которые адресованы учебникам [3, 11,14].

Методические рекомендации. В связи смногообразием проявле­ния методической деятельности существует много видовметоди­ческихпубликаций: методические рекомендации, методические указания, методическиеразработки, методические письма. Одни из них подготовлены на основе результатовнаучного (диссерта­ционного) исследования, другие — на основе обобщениярезуль­татовпрактической деятельности профессорско-преподавательс­кого состава, учителей физическойкультуры, тренеров юных или квалифицированных спортсменов, медицинскихработников, спортивных врачей, федеральных или региональных органовуп­равленияобразованием, физической культурой, спортом и туриз­мом. Объем методическихрекомендаций — от2 — 3 до20—40 с,в

зависимости от характера работы. Это жеотносится и к структуре рассматриваемых работ. Наиболее полно выделяютвведение, в ко­тором дается характеристика работыи сказано, для кого она пред­назначена, основную часть, где излагается, например, методика обучения, тренировки,раскрываются средства и методы и т. п.; в заключенииделаются выводы по существу рассматриваемой темы;список литературы включаетработы автора методического посо­бия или других авторов по данной проблеме, теме. При большомобъеме работы целесообразно вначале дать оглавление. В спорте широкопрактикуются методические письма по итогам прошед­ших соревнований, в которыхприводятся спортивные результа­ты, анализ выступления спортсменов страны, региона, клуба иделаются выводы в отношении тренировочной деятельности и других вопросов,связанных с устранением недостатков и повыше­нием эффективности процессаподготовки спортсменов. Много ра­бот по планированию, организации и проведению уроковфизи­ческой культуры вшколе, построению тренировки в отдельных видах спорта, проведению тренировочныхзанятий и т.д. [1, 5].

Требования к методическим рекомендациямразного плана та­киеже, как к учебникам и учебным пособиям, но с учетом задач, объема и конкретныхпользователей.

Электронное издание представляет собойсовокупность графи­ческой, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- идругой информации, представленной на любом элект­ронном носителе — магнитном (магнитная лента,магнитный диск [и др.), оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-I, CD+ и др.), атакже опубликованной в электронной компьютерной сети.

К учебным электронным изданиям относятсяиздания, разра­ботанные по заказу Министерства образования РФ, заказамреги­ональных органовуправления образованием, а также в инициа­тивном порядке с содержанием,соответствующим полному учеб­ному курсу или отдельным его частям по различным видамучеб­ных работ иучебных дисциплин (лекция, урок, семинар, лабора­торные и практические занятия,самостоятельная, домашняя ра­бота, контрольная, тест и др.). Под учебным курсом в данном случаепонимаются дисциплины вуза, включенные в утвержден­ный Минобразованием РоссииГосстандарт, и примерный учебный план. Выделяютследующие виды электронных изданий [6, 15], (приложение 20, п. 10):

Электронный учебник — основное учебное электронное изда­ние, созданное на высоком научноми методическом уровне, пол­ностью соответствующее федеральной составляющейдисципли­ныГосстандарта специальностей и направлений, определяемой Дидактическимиединицами стандарта и программой.

Электронное учебное пособие — издание, частично илиполнос­тьюзаменяющее или дополняющее учебник и официально утверж-

180

Железняк

181

денное в качестве данного вида издания. Кэлектронным учебным пособиям также относятся издания по отдельным, наиболееваж­ным разделамдисциплин Госстандарта специальностей и направ­лений, по дисциплинам примерного ирабочего плана, а также сборники упражнений и задач, альбомы карт и схем,атласы кон­струкций,хрестоматии по дисциплинам примерного и рабочего учебного планов, указания попроведению учебного эксперимен­та, указания к практикуму, курсовому и дипломномупроектиро­ванию,справочники, энциклопедии, описание тренажеров и др. Несмотря на то что внастоящее время пока нет общепринято­го определения «электронныйучебник», по нашему мнению, он должен обеспечивать выполнение всех основныхфункций, вклю­чаяпредъявление теоретического материала, организацию при­менения первично полученных знаний(выполнение тренировоч­ных заданий), контроль уровня усвоения (обратная связь) без помощикаких бы то ни было бумажных носителей, то есть только на основе компьютернойпрограммы. Электронный учебник (учеб­ное пособие) призван не толькосохранять все достоинства кни­ги, но в полной мере использовать современныеинформацион­ныетехнологии, мультимедийные возможности, предоставляемые компьютером. К такимвозможностям относятся:

  • представление педагогических (физических, химических и т. п.)процессов в динамике;
  • наглядное представление объектов и процессов, недоступ­ных для непосредственногонаблюдения (процессы в микромире, процессы, обладающие очень малыми или оченьбольшими вре­меннымихарактеристиками, и т. п.);
  • компьютерное моделирование процессов и объектов, требу­ющих для своего изученияуникальных или дорогостоящих обору­дования, материалов и других средств (моделированиесоревнова­ний, новыхэлементов в гимнастике, эталонов двигательных дей­ствий и т.п.);
  • аудиокомментарийавтора учебника, ведущих спортсменов,

тренеров, судей;

  • включение в учебный материал аудио- и видеосюжетов,ани­мации;
  • организацияконтекстных подсказок, ссылок (гипертекст);
  • быстрое проведение сложных статистических, биомехани­ческих и других вычислений спредставлением результатов в циф­ровом или графическом виде;
  • оперативный самоконтроль и контроль знаний студента при выполненииим упражнений и тестов.

Подготовка электронных учебников (пособий)требует знаний в предметной области и в области современных информационныхтехнологий, поэтому их создание предполагает, как правило, со­трудничество двух специалистов:предметника и программиста;

при этом любые знания по информационнымтехнологиям спе­циалиста-предметника чрезвычайно полезны. Основная цель при этом— изучениевозможностей современных информационных технологий, обращая особое внимание нааудио- и видеофраг­менты, способы визуализации формул, графиков, рисунков,таб­лиц и пр. Главноездесь — понять,какими средствами лучше пе­редавать знания обучающемуся, а не как их программнореализо­вать.

Предметник в этом случае должен выполнитьследующие эта­пыработы:

  • подготовить черновой вариант текста учебника (при этом возможноиспользование имеющихся учебников, хотя в процессе подготовки электронногоучебника его содержание может ради­кально измениться);
  • разработать сценарий взаимодействия отдельных частейэлек­тронногоучебника (на основе рациональной структуры учебника и тщательно продуманнойпоследовательности изложения мате­риала —организация возможных перекрестных ссылок и т. п.), а также подготовить вчернесценарий аудио- и видеосюжетов, раз­нообразных иллюстраций, располагаемых в тексте статически илипоявляющихся динамически в процессе работы с электроннымучебником;
  • реализовать совместно со специалистом по информацион­ным технологиям составные частиэлектронного учебника на ком­пьютере. При этом можно использовать уже имеющиеся оболочки(программы) либо разработать собственную для решения конк­ретных задач с учетом спецификидисциплины (предмета).

Официальный статус учебного электронногоиздания утверж­даетсятолько федеральным органом управления на основе вы­полнения определенных требований(приложение 20, п. 10). Выда­ча рекомендательных грифов на издания учебного назначения— важнейшийинструмент влияния и регулирования Минобразова­ния России. Для электронныхизданий утверждаются следующие грифы: «Рекомендовано в качестве учебника...»,«Рекомендовано в качестве учебного пособия...», «Рекомендовано дляиспользова­ния вучебном процессе...», «Рекомендовано для использования при самостоятельномобразовании...».

Для решения вопроса о присвоении учебномуэлектронному изданию рекомендательного грифа издатель или автор направляетматериалы и документы в адрес федерального экспертного совета по учебнымэлектронным изданиям Минобразования России. На рассмотрение представляются следующие материалы идокументы:

  • заявление авторов на имя председателя федеральногоэкспер­тного совета поучебным электронным изданиям;
  • сопроводительное письмо от организации — разработчика Учебногоэлектронного издания за подписью руководителя орга-

182

183

низации (в письме приводятся состававторского коллектива и творческий вклад каждого автора, даются краткаяаннотация учеб­ногоэлектронного издания, выходные данные, классификация, объем составных частей икомпонентов, планируемый тираж и год выпуска; номер издания, является лииздание переработан­ным, дополненным, по какой учебной программе подготовлено,сведения о его рецензировании, указание о том, для каких клас­сов, специальностей илинаправлений по действующему класси­фикатору оно предназначено) либо от авторскогоколлектива;

  • копия свидетельства о регистрации продукта в РосАПО(Рос­сийское агентствопо правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральныхсхем);
  • электронное издание в двух экземплярах в упаковке дляко­нечногопотребителя;
  • полный комплект сопроводительной, пользовательской до­кументации;
  • две внешниерецензии:

а) рецензия кафедры одного из вузов,в котором будет
использовано учебное электронноеучебное издание;

б) рецензия специалиста в даннойобласти знаний, работа­
ющего в соответствующем вузе, научной, проектнойорганиза­
ции илина производстве, в школе, техникуме, ПТУ и т. п.-

Соавторство. Научная или методическая работа может быть выполнена одним авторомили авторским коллективом. В соавтор­стве обычно выполняются крупныеработы: монографии, учебни­ки, учебные пособия и большие методические рекомендации, а такжетезисы докладов на научно-практическую конференцию, где материал докладаподготовлен на основе данных коллектива исследователей (см. 7.1).

Личное участие каждого соавтора отражено впредисловии с указанием главы или раздела, которые он написал, иногда этоотмечается в оглавлении (содержании). Если одну главу (раздел) написал не одинавтор, то приводится доля участия каждого (на­пример, в списке опубликованных имработ): указывается или количество страниц, принадлежащих ему (например: «всоавтор­стве,авторские 12 с», или дробь: в числителе — общий объем, в знаменателе— количество страниц,принадлежащих автору, — 24/12). Это особенно важно для диссертантов на стадииподготов­ки к защитедиссертации (при написании автореферата).

Открытие, изобретение,рационализаторское предложение. Резуль­таты научной и методическойдеятельности могут быть оформле­ны в виде открытия, изобретения, рационализаторскогопредло­жения наосновании «Положения об открытиях, изобретениях и рационализаторскихпредложениях» (постановление Совета Ми­нистров СССР от 21 августа 1974г.). Они засчитываются автору как публикация [12].

Открытие согласно Положению (п. 10) — это установление не известныхранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материальногомира, вносящих коренные из-, менения в уровеньпознания.

Изобретение согласно Положению (п. 21) — это новое и обла­дающее существенными отличиямитехническое решение задачи • в любой области народного хозяйства, социально-культурногостроительства или обороны страны, дающее положительный эф­фект. Объектом изобретения могутявляться новое устройство, способ, вещество, применение известных ранееустройств, спо­собов,веществ по новому назначению. Не признаются изобрете-ниями расписания, правилаигры; проекты и схемы планировки сооружений, зданий и территории; методы исистемы воспита-1 ния, преподавания, обучения и др.

Автору изобретения по его требованию можетбыть выдано ав­торскоесвидетельство или патент (п. 23 Положения). Авторское свидетельство наизобретение выдается на имя автора и удостове­ряет: признание предложенияизобретением, приоритет изобре­тения, авторство на изобретение, исключительное правогосудар­ства наизобретение (п. 29). В случае соавторства свидетельство вы­дается каждому из соавторов суказанием в нем других соавторов. Патент удостоверяет: признание предложения изобретением, приоритетизобретения, авторство на изобретение и исключитель­ное право патентообладателя наизобретение (п. 30).

Дополнительное изобретение — усовершенствование другогоизобретения (основного), на которое ранее было выдано автор­ское свидетельство или имеетсядействующий патент, без приме­нения основного изобретения не может быть использовано. Надополнительное изобретение может быть получено дополнитель­ное авторское свидетельство илидополнительный патент — в за­висимости от основного (п. 36).

Рационализаторское предложениесогласно Положению (п. 63) — это техническое решение, являющееся новым и полезным дляконкретного предприятия, организации или учреждения и пре­дусматривающее изменениеконструкции изделий, технологии производства и применяемой техники илиизменения состава материала. Предложение признается полезным, если егоисполь­зованиепозволяет получить экономический, технический или иной положительный эффект.После вынесения решения о при­знании предложения рационализаторским и о принятии его киспользованию автору выдается удостоверение на рационали­заторское предложение, котороеподтверждает признание по­ложения рационализаторским, дату его подачи и авторство нарационализаторское предложение. В случае соавторства удосто­верение выдается каждому изсоавторов с указанием в нем дру­гих соавторов.

184

185

Наблюдается тенденция слиянияизобретательства с плановы­ми научными исследованиями по созданию объектов новойтех­ники вразличных областях народного хозяйства и социально-куль­турного строительства. Этодает основание для заключения о том, что«Изобретательство и рационализация — стерженьнаучно-тех­ническогопроцесса» [14 к гл. 1. — С. 213].

Перечисленные виды научных иметодических работ позволя­ют, с одной стороны, обеспечить необходимой информацией всесферы деятельности в области физической культуры,спорта, фи­зического воспитания; с другой — каждый желающий имеетвоз­можностьсделать достоянием других результаты своих научных исследований, опыта профессиональной деятельности в областифизической культуры, спорта, физического воспитания в образо­вательных учреждениях и т.д.

Контрольные вопросы

  1. Характеристика видов научно-методических работ в областифизи­ческой культурыи спорта.
  2. Контрольная и курсовая работа. Особенности задач исодержания.
  3. Магистерская диссертация. Отличительные особенности.
  4. Кандидатская и докторская диссертации. Основныехарактеристики.
  5. Характеристика монографии.
  6. Учебники и учебные пособия. Основные характеристики.
  7. Программы, их разновидности (школьные, вузовские, вспорте).
  8. Изобретения и рационализаторские предложения.

Литература

  1. Аристер Н.И., Загузов НИ. Процедураподготовки и защиты дис­сертации. — М., 1995.
  2. Беспалько В. П. Теория учебника:Дидактический аспект. — М., 1988.
  3. Буга П. Г. Создание учебных книг длявузов. — М.,1990.
  4. Вахрин П. И. Методика подготовки ипроцедура защиты дипломных работ по специальности «Финансы и кредит».— М.,1999.
  5. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие длястуд. пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. И.Журавлев, В. К. Розов и др. / Подред. В.И.Журавлева. — М., 1988.
  6. Зайнутдинова Л. X. Создание и применение электронныхучебников (на примере общетехнических дисциплин):Монография. —Астрахань, 1999.
  7. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация.— М.,1997.
  8. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация.— М.,1997.
  9. Новиков A.M. Докторская диссертация.— М.,1999.

10. Новиков А. М. Научно-экспериментальная работа в образователь­
ном учреждении. — М., 1998.

  1. Подготовка и проведение учебныхкурсов в заочно-дистанцион­ной форме обучения: Метод, рекомендации преподавателям /Под редИ.А.Цикина. - СПб., 2000.
  2. Положение об открытиях,изобретениях и рационализаторских предложениях. Утверждено постановлениемСовета Министров СССР от 21 августа 1973 г., № 584.
  3. Советский энциклопедический словарь. — М., 1987.
  4. Стандарты по издательскому делу/ Сост. А. А. Джиго, С. Ю Кали­нин. —М., 1998.
  5. Уваров А.Ю. Электронный учебник:Теория и практика. — М., 1999.
  6. Эхо Ю. Письменные работы в вузах.— М.,2000.

186

ГЛАВА 6

ПОДГОТОВКА РУКОПИСИ И ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНОЙ ИМЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

6Л. План-проспект, аннотация,оглавление

План-проспект — этодокумент об основных положениях со­держания будущей работы (учебника, диссертации), принципахраскрытия темы, построении, соотношении объемов частей. Прак­тически план-проспект — это оглавление будущего изданияс ре­феративнымраскрытием содержания глав и параграфов и указа­нием их объема в авторских листахили машинописных страницах [1], (приложение 20, п. 8).

После того как выбрана тема, определеныцель и задачи на­учного исследования, методической работы, собран иобрабо­тан фактическийматериал и на очереди — оформление и напи­сание работы, большое значение имеет подготовкаплана-про­спекта.План-проспект —основной документ, во-первых, опре­деляющий содержание и структуру разрабатываемого автором(ав­торскимколлективом) вида научной или методической работы, во-вторых— необходимый для заключенияиздательского дого­вора на публикацию работы (монографии, учебника, учебногопособия).

Содержание плана-проспекта для учебнойлитературы опре­деляется действующими учебными программами посоответству­ющимкурсам. В плане-проспекте должны найти отражение ос­новные вопросы, входящие в учебнуюпрограмму предлагаемого к изданию курса; в нем дается краткое содержание каждойструк­турной частикниги и объем в авторских листах (страницах). План-проспект обсуждается накафедре высшего учебного заведения, в число дисциплин которой входит избраннаядля издания авто­ром.После положительного решения кафедры план-проспект вместе с аннотацией,пояснительной запиской и рукописью на­правляется в соответствующиеинстанции (Минобразования РФ, учебно-методическое объединение посоответствующей специ­альности). Объем аннотации — одна страница, в ней даютсякрат­кие сведения осодержании учебника (учебного пособия), отли­чии от ранее издаваемых работ, оспециальностях, для которых он предназначается. Впояснительной записке объемом 1 — 2 с. ука­зывается программа, на основании которой будетподготовлен

188

учебник и даются сведения об авторе. Объемплана-проспекта за­висит от планируемого объема книги, но не более 5 —10 с. Завер­шающий этап — заключение издательскогодоговора и дальней­шаяработа над рукописью в установленном порядке. По такому же принципусоставляется план-проспект для методических реко­мендаций.

Структура плана-проспекта диссертации:введение; глава 1 (на

I основании анализа литературных данных);глава 2 — задачи,ме­тоды и организацияисследования; глава 3 — результаты теорети-

I ческого исследования, педагогическогоэксперимента (могут быть две главы или больше, если имеется большой фактическиймате­риал); выводы;практические рекомендации; список литературы; приложения. План-проспект научнойработы может обсуждаться в соответствующей лабораториинаучно-исследовательского инсти­тута или вуза. План-проспект диссертации (кандидатской,док­торской)обсуждается на кафедре (в лаборатории) и после утвер­ждения служит руководством длядиссертанта и научного руково-

| дителя (консультанта), а также дляконтроля на кафедре (в лабо­ратории).

Аннотация — это краткая характеристикасодержания, целево­гоназначения издания, его читательского адреса, формы и дру­гих особенностей, не отраженных ввыходных сведениях или на титульном листе [16]. Представляется автором вместе спланом-проспектом издания. В аннотации указываются самые существен­ные признаки содержания,отражающие научное и практическое содержание работы, ее новизну, отличия отдругих, близких по тематике. Объем аннотации не должен превышать 600 печатныхзнаков. В аннотации содержатся: данные об авторе (ученая сте­пень, звание, профессия и др.);конкретная форма аннотируемой работы (монография, учебник, учебное пособие),если это не указано в библиографическом описании; предмет (объект)изло­жения и егоосновные характеристики (суть темы, аспекты ее ос­вещения и др.); отличительныечерты работы по сравнению с род­ственными по тематике и целевому назначению; конкретныйчи­тательский адрес(специальность основного круга читателей, ко­торым адресуется работа,дополнительный круг читателей). Тре­бования к аннотации изложены в ГОСТ 7.9—95.

Оглавление исодержание. Оглавлениеслужит указателем рубрик произведения, выпускаемого отдельным изданием. Содержание являетсяуказателем произведений (статей, рассказов, повестей), опубликованных в издании.Оглавление и содержание — обяза­тельные элементы справочного аппарата научных и методическихработ. Оглавление или содержание помещают обычно всамом кон­це, передвыпускными данными, в начале работы его помещают тогда, когда автор считаетнеобходимым ознакомить с ним чита­теля перед чтением текста [16].

189

В оглавление включают все заголовки при2—3-ступенчатойрубрикации или заголовки только первых 2—3 ступеней при мно­гоступенчатой рубрикации; всезаголовки аппарата издания (пре­дисловие, вспомогательные указатели и т. д.). В содержаниевклю­чают названияпроизведений, помещаемых в издании; заголовки разделов (частей), объединяющиегруппу произведений; заголов­ки аппарата издания.

Рабочее оглавление — наглядная схема, включающая все без ис­ключения заголовки рукописи ипозволяющая судить по их распо­ложению о соотношении между собой по значимости (старшие,равнозначные, подчиненные). Это облегчает автору проверку руб­рикации работы и упрощаетредакционным работникам и рецен­зентам анализ и оценку произведения (см. также 6.3).

Резюме (отфранц. resumer —излагать вкратце) —это крат­кое, в видевыводов, изложение содержания работы, чаще всего статьи, доклада. Главноеназначение резюме —дать читателю ин­формацию, на основании которой он мог бы определить: читать или нечитать работу. Поэтому резюме лучше размещать перед основным текстом, вслед заего заглавием, а не в конце [16].

Приложения представляют собой часть текста, имеющую до­полнительное значение, нонеобходимую для более полного ос­вещения темы: размещаются в конце издания. В содержаниепри­ложенийнаучно-методических работ по физической культуре и спорту входят: выдержки изправительственных постановлений, официальных материалов, инструкций и правил,программ и др. — всоответствии с видом издания и замыслом автора. Форма прило­жений может быть следующая: текст,таблицы, чертежи, схемы и др. В приложения не следует включать материалы, неимеющие прямого отношения к содержанию издания [16].

Объем приложений зависит от объемаосновного текста и ха­рактера работы, в справочной литературе он может доходить до 30 %.Если в приложении представлен один документ, он дается под одним заголовком«Приложение», если несколько, то под за­головком «Приложения»; каждомудокументу присваивается поряд­ковый номер (арабскими или римскими цифрами, реже — про­писными буквами русскогоалфавита). Давать другие наименования приложениям нерекомендуется. Номер приложения без знака «№» (Приложение 1) помещают в правомверхнем углу над заголовком. Связь основного текста с приложением оформляетсязаписью (см. приложение А), (приложение 6). В оглавлении (содержании)при­ложение дается ввиде отдельной рубрики («Приложение», «При­ложения») с полным названиемкаждого документа.

Предметный указатель содержит перечень основных тематиче­ских объектов (предметов),обсуждаемых или упоминаемых в тек­сте научного, методического или справочного издания. Авторот­бирает необходимуюинформацию, заключенную в тексте, и пред-

ставляет ее в виде определенных терминовили других обозначе­ний предметов, их свойств и отношений. Основной структурныйэлемент предметного указателя — предметная рубрика, представ­ляющая собой условноесловосочетание, позволяющее иденти­фицировать определенный отрезок текста [16].

6.2. Основные требования к рукописи и ееоформлению

Подготовленная в соответствии спланом-проспектом и дого­ворными условиями рукопись научной (методической) работыпредставляется в издательство в двух экземплярах вместе с необ­ходимыми документами. Прикомпьютерном варианте к бумаж­ным экземплярам прилагается дискета. По объему рукописьдолж­насоответствовать плану-проспекту и договору. За единицу объе­ма рукописи принимается авторскийлист, равный 40 тыс. печат­ных знаков (22 — 23 машинописные страницы, напечатанные че­рез два интервала). Неполныестроки считаются за полные, про­белы между словами — за печатный знак. Объем иллюстративно­го материала определяется поплощади, которая будет занята им в готовом издании: 3 тыс. см2 соответствует одному авторскомулисту. Существуют понятия «печатный лист», «условный печат­ный лист», «учетно-издательскийпечатный лист». Для автора, как уже говорилось, основным понятием служит«авторский лист», все остальные связаны с процедурами в издательстве итипографии. Подробно эти сведения представлены в словарях-справочниках дляавтора [1, 16]. Объем произведения никогда не следует указывать в печатныхлистах (только в авторских).

Автор представляет рукопись, напечатаннуюна одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210x297 мм) через дваинтерва­ла, настранице должно быть не более 30 строк, в каждой строке — 60знаков вместе с интервалами между словами: левое поле страни­цы — 25 мм, правое — 10, нижнее 25, верхнее— 20 мм (левое— 30, правое— 10, верхнее инижнее по 20 мм). Для компьютерной публикации текст должен быть набран в Word(не ниже 7), шрифт нормальный, размер 14, с бумажным экземпляромпредставляет­сядискета (см. гл. 3). Заголовки и подзаголовки печатаются строч­ными буквами и отделяются отосновного текста сверху и снизу тремя интервалами, абзацный отступсоответствует трем-пяти уда­рам на машинке. Точку в конце заголовка, располагаемого вкрас­ную строку, неставят. Допускаются исправления в тексте отдель­ных букв, которые могут бытьсделаны на машинке или от руки черными чернилами (пастой), нескольких слов— напечатать наМашинке и наклеить на исправляемое место (на одной странице — не более пяти поправок). Всярукопись должна быть пронумерова­на, включая все структурные элементы. Цифру,обозначающую

190

191

номер страницы, ставят, как правило, всередине верхнего поля страницы. Автор делает пометки на левом поле, например,набрать полужирным шрифтом (п/ж), курсивом (курсив). Таблицы в маши­нописном оригинале должнысоответствовать их виду в готовом издании, ихнумерация —сплошная. Иллюстрации представляются отдельно,нумерация их также сплошная, в рукописи дается ссыл­ка на соответствующуюиллюстрацию: на левом поле страницы ука­зывается номер иллюстрациисоответственно ее расположению в тексте. Нельзя вклеивать иллюстрации в текстили оставлять для них пробелы. Все приложения нумеруются, в каждом приложениивходящие в него позиции имеют самостоятельнуюнумерацию. При использовании цитат, положений имыслей других авторов необ­ходимо делать ссылки на их произведения. Библиографическиессылки могут располагаться непосредственно в строкепосле ссылки (внутритекстовая), внизу страницы(подстраничная), за текстом всей книги, главы(затекстовая). Каждая новая глава и другие струк­турные части (введение,заключение, библиографический список и др.) начинаются с отдельнойстраницы.

При подготовке рукописи диссертациисоблюдаются те же ус­ловия, что и для учебных изданий, что же касается требований ксодержанию, «прохождению» диссертации после написания (при­нятие к защите, процедура защиты ит.д.), то это определено специальным положением [13].

В числе требований важное место занимаюткомпозиция и уни­фикация издания. Композиция издания— этопоследовательность расположения его составных частей: основного текста,предтек-стовых и затекстовых частей. Установлен определенный порядокрасположения частей предтекстового аппарата и частей затек-стового аппарата[16, 21]. Работу читателя с научным или мето­дическим изданием во многомоблегчает унификация его одно­типных элементов: сокращений, условных обозначений,симво­лов, выделений,цифр, системы нумерации, ссылок и т.д. Для этого вырабатываются определенныеустановки: сокращения при­менять общепринятые, специальные, индивидуальные (поспис­ку);количественные и порядковые числительные давать арабс­кими цифрами; в больших числахнули заменять сокращенными словами («тыс», «млн», «млрд» и т.д.); терминывыделять курси­вом;внутритекстовые заголовки выделять полужирным и т. д.

6.3. Рубрикация текста

Рубрикация издания — система его взаимосвязанныхрубрик (заголовков). Рубрики представляют собой части текста,отделе­ние одной частиот другой, использование различных видов руб­рик. Разделение текста рубрикамина крупные и мелкие части дол-

ясно соответствовать целевому назначениюнаучной или методи­ческой работы. Все рубрики делятся на тематические (словесно разделяющиесодержание подразделов текста) и немые (обознача­ющие подраздел графически или цифрами, буквами в сочетании«часть», «раздел», «глава», «параграф»).Тематические рубрики де­лятся еще по принадлежности к основному тексту и квыделен­ным изосновного текста элементам издания по степени вторже­ния в текст, по месту на полосеотносительно текста. Самой про­стой рубрикой является абзац [5, 6, 16].

Рубрикация текста учебного изданияпризвана наиболее четко отразить реализацию программного материала в учебнике,учеб­ном пособии и др.Рубрикация текста диссертационной работы отражает логику научного исследования,поэтому предполагает четкое подразделение рукописи на отдельные логическисопод­чиненные части.Заголовки глав и параграфов рукописи должны точно отражать содержаниеотносящегося к ним текста. Подчер­кивать заголовки и допускать в них переносы нельзя.

Абзац представляет собой отступ вправо в начале первой стро­ки каждой части текста. Абзациспользуется для объединения ряда предложений, имеющих общий предмет изложения,и для более четкого выражения мыслей автора. Правильное разделение текстаработы на абзацы облегчает ее чтение и осмысление. Абзацы од­ного раздела должны быть связаныдруг с другом по смыслу. Ко­личество предложений в абзаце зависит от сложностипередавае­мой мысли.Кроме абзацев в тексте выделяются более крупные части, рубрикация текста можетсочетаться с нумерацией — чис­ловым (буквенным) обозначениемпоследовательности располо­жения его составных частей [5].

Первый вариант нумерации — с использованием знаков разныхтипов — римских иарабских цифр, прописных и строчных букв, сочетающихся с абзацными отступами(по нисходящей: А,

б)....Порядковый номер частей указывают словами (часть первая), разделов — про­писными буквами русского алфавита(раздел А), глав —римски­ми цифрами(глава I), параграфов — арабскими цифрами (§ 1). Приводим фрагмент учебника Л. П.Матвеева1:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Раздел I

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГОВОСПИТАНИЯ: НАПРАВЛЕННОСТЬ, СРЕДСТВА, МЕТОДЫ,ПРИНЦИПЫ

1 Матвеев Л. П. Теория и методикафизической культуры. — М., 1991. — С. 7—21.

192

193

Глава I. Целенаправленность физического воспитания

  1. Педагогический характер и специфическая направленность процессафизического воспитания.
  2. Сущность задач, решаемых в физическом воспитании, и формыконкретной постановки их.

2.1. Цель и основные задачифизического воспитания.

  1. Социальные истоки цели, преследуемой в физическомвоспитании.
  2. Основныезадачи.

2.2. Аспекты и формы конкретизациизадач, решаемых в процессе
физическоговоспитания.

Второйвариант нумерации— с использованиемтолько арабских цифр, расположенных в определенных сочетаниях: но­мера самых крупных частей,например научного произведения (первая ступень деления), состоят из однойцифры, номера со­ставных частей (вторая ступень деления) — из двух цифр и третья ступеньделения — из трехцифр и т. д. При этом варианте нумера­ции можно не употреблять слова«часть», «раздел», «глава», «пара­граф» и т. д. Приводим фрагмент диссертации на соискание ученойстепени доктора педагогических наук, автор А. П.Золотарев [3].

Глава IV. Повышение эффективности многолетней технико-тактическойподготовки на основе учета возрастной спецификисоревновательной дея­тельности юных спортсменов

  1. Теоретико-методические аспекты взаимосвязисоревнователь­ной итренировочной деятельности в многолетней подготовке юныхфутболистов.
  2. Экспериментальное обоснование методического подхода вмно­голетнейтехнической подготовке юных футболистов на основе доминантных факторов иобновленного содержания.
  1. Техническая подготовка на основе учета возрастных осо­бенностей структурысоревновательной деятельности.
  2. Совершенствование техники владения мячом в условиях скоростныхпередвижений.

4.3. Резюме.

6.4. Язык и стиль научной и методическойработы

«Язык — система знаков любой физическойприроды, служа­щаясредством осуществления человеческого общения, мышле­ния» [14. — С. 436]. Учитывая назначениенаучной и методической работ, язык и стиль, напримердиссертации и учебника, будут отличаться, и чем больше они будутсоответствовать своему на­значению, тем выше будет их эффективность. Это касается всехвидов научных и методических работ. Язык этих работдолжен быть доступен потребителю, пользователюинформации (ученого, пре-

подавателя вуза, учителя, тренера и другихпрактических работ­ников). Языку и стилю следует уделять серьезное внимание, так какязыково-стилистическая культура научной или методической работы отражаетуровень общей культуры ее автора [12, 17, 21], (приложение 20, п.8).

Pages:     | 1 |   ...   | 4 | 5 || 7 | 8 |








© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»