Научный Центр - Dissers WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!
Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |   ...   | 8 |
-- [ Страница 1 ] --

Рекомендовано

Учебно-методическим объединением поспециальностям

педагогического образования в качествеучебного пособия

для студентов высших учебных заведений,обучающихся

по специальности 033100 — Физическая культура

УДК 7 А (075.8) ББК75.1я73 Ж 51

ПРЕДИСЛОВИЕ

Издательская программа «Физическая культураи спорт»

Руководитель программы — доктор педагогическихнаук,

профессор Ю.Д.Железняк

Рецензенты:

доктор педагогических наук,профессор,

зам. директора ВНИИФК В.Г.Никшпушкин;

доктор педагогических наук, профессор, зам.директора

Института информации образования РАОИ.В.Роберт

Железняк Ю. Д., Петров П. К.

Ж 51Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заве­дений.— М.: Издательскийцентр «Академия», 2002. — 264 с. ISBN 5-7695-0571-0

В учебном пособии рассматриваются вопросывыбора темы и плани­рования научного исследования в области физической культуры испорта, виды научных и методических работ, оценка их результатов ивозможно­сти внедренияв практику. Особое внимание уделено современным ин­формационным технологиям вобеспечении научно-методической дея­тельности, математико-статистической обработке материалов, а такжеоформлению работы.

Книга может быть полезна такжепреподавателям факультетов физи­ческой культуры вузов и колледжей, учителямфизкультуры.

УДК 7А(075.8) ББК75.1я73

© Железняк Ю.Д., Петров П.К.,2001
ISBN 5-7695-0571-0 © Издательский центр«Академия», 2001

Наука в современных условиях является важнымфактором, обусловливающим прогрессивные преобразования в обществе во всехобластях, в том числе в образовании, физической культу­ре, спорте, физическом воспитании.Научно-методическая под­готовка служит важнейшей составляющей профессионализма действующихспециалистов и залогом высокого уровня профес­сиональной готовности выпускниковвузов — будущихспециа­листов[22].

В государственных образовательных стандартахвысшего про­фессионального образования в сфере физической культуры и спортанаучно-методическая деятельность выделена как одна из основных. В требованиях к уровню подготовки выпускника поспе­циальности«Физическая культура» отмечено, что он должен иметьпредставление обинтеграционных процессах «наука — производ­ство», «наука — образование»; знать методы организации и про­ведения научно-исследовательской работы, основы методическойдеятельности в сфере физической культуры и спорта; уметь орга­низовывать и проводить научно-исследовательскую и методичес­кую работу по проблемамфизического воспитания, оздоровитель­ной физической культуры испортивной тренировки, применять навыки научно-методической деятельности для решения конкрет­ных задач, возникающих в процессепроведения физкультурно-спортивных занятий; подготовить и защитить научную похарак­теру выпускнуюквалификационную работу [4—7].

Включение учебной дисциплины «Основынаучно-методичес­койдеятельности в физической культуре и спорте» в образова­тельные стандарты и учебные планынаправлено на совершен­ствование процесса профессиональной подготовки студентовпо­средствомсоединения учебного процесса с научно-методической подготовкой, особенно всистеме университетского образования, в подготовке бакалавров имагистров.

Курс основ научно-методической деятельностисвязан с курсом теории и методики физическоговоспитания и спорта, другими дис­циплинами предметной подготовки, а также сучебно-исследова­тельской и научно-исследовательской работой студентов, спро­блематикой научныхисследований на кафедрах, с подготовкой выпускных квалификационныхработ.

Изучение основ научно-методическойдеятельности способству­ет усилению акцентов на теоретико-методической подготовкесту­дентов присохранении оптимальной двигательно-практическои

3

м1Х2нмл)ояшшаг

подготовки их для достижения в перспективевысокого уровня профессионализма в сфере физическойкультуры и спорта.

В учебном пособии достаточно широкопредставлено содержа­ние научно-методической деятельности: проблематика научныхис­следований итематика методических работ в области физической культуры и спорта. Раскрываются вопросы планированияиссле­дования, выборатемы, постановки задач и определения методов исследования, сбора и обработки данных исследования. Даетсяха­рактеристика видовнаучных и методических работ: выпускных ква­лификационных, диссертаций(магистерских, кандидатских, док­торских), монографий, учебников и др., приводятся сведения оподготовке рукописей научной и методической работ, обих офор­млении. Особыйинтерес представляет глава о современных ин­формационных технологиях процессапоиска, обработки и пред­ставления научных и методических работ. Подобраны такжеспра­вочныематериалы.

Организационной базой для формированиязнаний и навыков научно-методической деятельностислужат учебно-исследователь­ская работа студентов (УИРС) и научно-исследовательскаярабо­та студентов(НИРС). УИРС осуществляется в процессе освоения всех дисциплин учебного плана ивсех видов занятий на их пред­метной основе, с научным объяснением (обоснованием)содер­жания и проблем,которые возникают в науке применительно Тс тем или иным разделам и темам, свыполнением студентами за­даний методического характера, ознакомлением с методическимии исследовательскими работами, методами исследования.НИРС предполагает освоение методов научногоисследования в области физической культуры, спорта ифизического воспитания, выпол­нение самостоятельно и в коллективе научно-исследовательскихработ, выступление на конференциях и т. п. В итогестуденты при­обретаютумение применять различные методы для решения задач вобласти физической культуры и спорта.

ГЛАВА 1

НАУЧНАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬВ СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

1.1. Взаимосвязь научной, методической иучебной

деятельности в профессиональномфизкультурном

образовании

Наука определяетсякак сфера человеческой деятельности, фун­кция которой — выработка и теоретическаясистематизация объек­тивных знаний о действительности; она включает какдеятель­ность пополучению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. В ходеистори­ческогоразвития наука превратилась в производительную силу и важнейший фактор, оказывающий значительное влияние на всесферы общества [11, 21].

Выработка нового знания происходит впроцессе научного ис­следования — целенаправленного познания, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Длянаучно­го познанияхарактерны свои цели и методы получения и проверки новых знаний. Научное исследование опирается на методологиюнауки — учения о принципах построения, формах и способахнауч­ного познания.«...Методология есть первостепенное условие эф­фективности научного поиска иисследования, она предопределя­ет верный и ближайший путь к истине, дает возможностьвырабо­тать общуюстратегию и тактику того пути, который ведет к дости­жению поставленной цели» [9.— С. 12]. В этомплане методологию можно рассматривать в значенииобщего метода познания, как систему методов,функционирующих в конкретной науке или в ряде науксмежного порядка, в смысле учения, позволяющего кри­тически осмыслить методыпознания и практики [1, 2].

Основу методологии составляютдиалектический метод и сис­темный подход. Принципы и основы диалектики обладают формойвсеобщности, они действуют во всех областях мира ипроявляются в действиях остальных законов, выступаютих основой. В условиях интегрирования отраслейзнания формировались принципы сис­темности, теория и методология системного анализа, системныйподход и системный метод. Задача системного исследования зак­лючается в унификации отдельныхотраслей знания путем указа-

5

ния на то, каким образом закономерности,наблюдаемые в погра­ничных областях, могут быть поняты как частные случаи более общихзакономерностей. Системный подход предполагаетустановление связей между составными частямиизучаемого объекта как единого целого и рассмотрение его в конечном счете каксистемы. Наряду с методологией успешность научногоисследования во многом зави­сит от выбора методов исследования, наиболее адекватносоответ­ствующих целии задачам научной работы [1, 2, 9].

Цель науки — описание, объяснение ипредсказание процес­сов и явлений действительности, составляющих предмет ееизу­чения, на основеоткрываемых ею законов, новых знаний.

Цель науки в физической культуре и спорте— производство новыхзнаний, выявление закономерностей направленного исполь­зования факторов воздействия наорганизм человека с целью фи­зического совершенствования, укрепления здоровья, повышенияспортивных достижений, содействия гармоничному развитию лич­ности; формирования теоретическихобобщений в области физи­ческой культуры, физического воспитания, спорта.

С наукой тесно связано понятие теория —логическое обобще­ниеопыта, общественной практики, отражающее объективные закономерности развитияприроды и общества; система обобща­ющих положений в той или иной отрасли знания, совокупность правилкакого-либо мастерства, искусства [21].

Таким образом, наука производит новыезнания, теория обоб­щает эти знания, общественную практику, опыт и выявляетзако­номерности, вданном случае применительно к физическому вос­питанию и спорту. Однако знанияприносят пользу только тогда, когда они реализуются в деятельности, в нашемслучае — вдея­тельностиспециалиста по физической культуре и спорту.

В этой связи важное значение имеетметодика — совокупность способов проведениякакой-либо работы; отрасль педагогической науки, которая излагает правила иметоды преподавания отдель­ного учебного предмета, например «физическая культура» в школе.По сути своей методика служит для реализации напрактике, в профессиональной деятельности,научно-теоретических положений.

В системе непрерывного физкультурного— общего ипрофес­сионального— образованиянаучно-методический компонент за­нимает существенное место (см. табл. 1). На довузовском этапе вучебном процессе доминирует методический аспект, на уровне бакалавриата и магистратуры акценты смещаются на научныйком­понент, вподготовке специалиста научный и методический компо­ненты выступают во взаимосвязи. Васпирантуре и докторантуре — преимущество за научным компонентом,но при условии весо­мых практических рекомендаций на основе выработанных впро­цессе исследованиянаучных знаний. Научно-методический ком­понент органически входит также всодержание профессиональ-

6

ной деятельности и в процесспрофессионального совершенство­вания (организованные формы, самообразование, самоконтроль).Органическая включенность научно-методической деятельно­сти в процесс подготовки будущихспециалистов, в том числе по физической культуре и спорту, обусловленаисторическим ходом формирования учебных дисциплин и становления учебногопро-

Табл ица 1

1 УДО— учреждениядополнительного образования; ДЮСШ — детско-юно­шеская спортивная школа; ДКЖФП — детско-юношеский клуб физическойпод­готовки.

7

цесса (см. схему 1). Исходный, базовый,уровень составляют опыт поколений в областифизической культуры и спорта, физическо­го воспитания, профессиональнаяреальность деятельности спе­циалистов. В процессе научной деятельности осуществляютсятео­ретическиеобобщения практики, производство новых научных знаний в сфере физической культуры и спорта и физическоговос­питания.Посредством методики и технологии осуществляется ре­ализация на практике научныхзнаний, закономерностей в сфере физической культуры, спорта, физическоговоспитания. Научно-теоретические положения,проверенные практикой, находят от-

Схема 1

ражение в учебных дисциплинах высшегопрофессионального физ­культурного образования: «Теория и методика физическоговос­питания испорта»; «Основы научно-методической деятельности вфизической культуре и спорте»; «Педагогическое физкультур-но-спортивноесовершенствование»; «Спортивно-педагогические дисциплины»;«Медико-биологические дисциплины». На основе этих и других входящих в учебныйплан дисциплин, их интегра­ции строится и осуществляется учебная деятельность нафакуль­тетефизической культуры и спорта или в физкультурном вузе, профессиональнаяподготовка будущих специалистов по физиче­ской культуре и спорту. Кокончанию высшего учебного заведе­ния выпускники должны иметь высокий уровеньпрофессиональ­нойготовности, важнейшим компонентом которой должны быть навыки научно-методической работы [13, 19, 20, 23,24].

Формирование и построение учебных дисциплинучебного плана Государственного образовательногостандарта высшего профес­сионального физкультурного образования подчиняютсяопреде­леннымтребованиям (см. схему 2). Первое — наличие информа-

Схема 2

8

9

ции, которая должна использоваться приобучении конкретной дисциплине (семиотика). Второе — отражение научнойспециаль­ности «Теорияи методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной иадаптивной физической культу­ры», научной проблематики в области физической культуры и спорта.Третье — отражениесодержания профессиональной дея­тельности специалистов по физической культуре и спорту, опытапоколений в этой области. Четвертое — учет дидактических основ итехнологий профессиональной подготовки студентов в профес­сиональном физкультурномобразовании [3, 14, 20, 25].

1.2. Система подготовкинаучно-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта

Подготовкой и повышением квалификациинаучных кадров в Российской Федерации занимаются, с одной стороны, органыгосударственного управления (Госкомитет по науке и техноло­гии, Министерство образования РФ,Российская академия наук), а с другой — научные учреждения и высшиеучебные заведения. В этой работе важное место принадлежит научнойобщественнос­ти.Основная ответственность за подготовку и повышение квали­фикации научных кадров возлагаетсяна научно-исследовательс­кие учреждения и высшие учебные заведения (приложение 20). ВРоссийской Федерации два научно-исследовательских инсти­тута физической культуры— в Москве иСанкт-Петербурге, 14 академий и институтов физической культуры и около 80фа­культетовфизической культуры в педагогических вузах, класси­ческих и техническихуниверситетах. В этой работе активное уча­стие принимает Госкомитет РФ пофизической культуре, спорту и туризму [10, 22].

В существующих формах подготовки и повышенияквалифика­ции научныхкадров выделяют четыре группы [10].

Первая группа: в период обучения студентов ввузах — занятия внаучных кружках, работа в студенческих научных обществах и конструкторских бюро, в проблемных лабораториях, участие вкон­ференциях,конкурсах научных работ и т. д., учебно-исследователь­ская работа;стажеры-преподаватели, группы подготовки к всту­пительным экзаменам в аспирантуру,к кандидатским экзаменам.

Вторая группа: подготовка кандидатов наук васпирантуре (оч­ная изаочная форма) путем соискательства, предоставление твор­ческого отпуска для завершенияработы над диссертацией.

Третья группа: формы повышения квалификациилиц, имею­щих опытнаучно-исследовательской или научно-педагогической работы (кандидатов идокторов наук, не имеющих ученой степе­ни). Это факультеты и институтыповышения квалификации пре-

10

подавателей вузов, стажировкапреподавателей, командировки в НИИ, вузы для обобщения опыта, семинары и курсыпо освое­нию новыхметодов исследования, методологические семинары, конференции, симпозиумы,зарубежные командировки.

Четвертая группа: подготовка докторов наук— научных кадроввысшей квалификации в докторантуре, самостоятельная работа над диссертациями попланам НИИ или вуза. Для завершения ра­боты предоставляется творческийотпуск до шести месяцев или освобождение преподавателей вузов от педагогическойнагрузки на срок до двух лет (перевод на должность научногосотрудника).

Все группы представляют собой этапы на путиовладения выс­шейнаучной квалификацией. В этой работе существенное место занимает система аттестациинаучных кадров — присуждение уче­ных степеней и присвоение ученыхзваний [10, 15]. Аттестация иг­рает важную роль в системе управления наукой, обеспечениираз­личныхорганизаций научными кадрами. Ученая степеньопределяет квалификациюнаучного работника и присуждается по объему зна­ний, научному значению и степенисамостоятельности его иссле­дований в одной из отраслей наук. Ученоезвание определяет долж­ностную функцию научного работника(педагогическую или науч­но-исследовательскую) и присваивается в зависимости отхаракте­ра и качествавыполняемой им работы в высшем учебном заведе­нии или научно-исследовательскомучреждении по одной из спе­циальностей. Присуждение ученых степеней кандидата и доктора науки ученых званий доцента и профессора производится соответ­ствующими структурами Министерстваобразования Российской Федерации: ученых степеней— послеположительного решения дис­сертационных советов НИИ или вузов; ученых званий — после положительного заключения Учебно-методических объединений посоответствующим специальностям [10, 15, приложение20].

Кроме названных ученых степеней и званийсуществуют выс­шиеакадемические звания, которых удостаиваются известные уче­ные при избрании их вдействительные члены или члены-коррес­понденты Российской академии наук(РАН), Российской акаде­мии образования (РАО) и др. Существуют звания «Заслуженный деятельнауки Российской Федерации», «Заслуженный работник высшей школы» идр.

В 2000 г. в Российской Федерации утвержденановая «Номенк­латураспециальностей научных работников» [12]. В соответствии с этим документом физическая культура, спорт, физическоевос­питание входят впедагогические науки (13.00.00): 13.00.04 — Тео­рияи методика физического воспитания, спортивной трениров­ки, оздоровительной и адаптивнойфизической культуры. На пред­метной основе физической культуры, спорта, физическоговос­питания возможнаподготовка научных работ по другим специ­альностям: 13.00.08 — Теория и методикапрофессионального об-

11

разования; 13.00.01 — Общая педагогика, историяпедагогики и образования; 19.00.13 — Психология развития, акмеология[при­ложение 20]. Покаждой специальности утвержден «Паспорт науч­ной специальности», в которомизложены сущностные основы конкретной научной области; паспорт научнойспециальности 13.00.04 определяет содержание научной и методическойдеятель­ности вфизической культуре, спорте, физическом воспитании, научную проблематику в этойобласти. Это содержание составля­ют три группы проблем: общие основы теории и методикифизи­ческоговоспитания и спорта; теория и методика спорта и спортив­ной подготовки; теория и методикаоздоровительной и адаптив­ной физической культуры [18].

1.2.1. Основы теории и методики физическоговоспитания и спорта

Теория и методика физического воспитаниякак обобщающая на­ука. Формирование теории и методикифизического воспитания и спорта как одной из обобщающих наук, тенденции ееразвития в единстве со становлением общей теории физической культуры, связь сдругими науками, образованием, воспитанием.

Интегрирующая роль теории и методикифизического воспи*-тания и спорта в подготовке научных работников в сферефизи­ческой культуры испорта и в системе дисциплин учебного плана в профессиональном физкультурномобразовании.

Современный понятийный аппарат теориифизического вос­питания (основных категорий), его познавательное и прикладноезначение.

Актуальная проблематика обобщающихисследований в сфере физического воспитания и спорта; определяющие чертыметодоло­гииисследований в этой сфере, ведущая роль в ней общенаучных интегративныхподходов (историко-логического, диалектического, системного,теоретико-моделирующего и других); сочетание в ис­следовании закономерностейфизической культуры, спорта и фи­зического воспитания; логико-познавательных, экспериментальных,инструментальных, математических и другихметодов.

Концепция системы физического воспитания иусловий ее функ­ционирования в обществе. Тенденциистановления отечественной и зарубежных системфизического воспитания, упорядочивающее воздействие социальной системыфизического воспитания на физ­культурное и спортивное движение в обществе, соотношениеси­стемы физическоговоспитания и различных форм функциониро­вания физической культуры вобществе.

Общеподготовительные и специализированныенаправления в системе физического воспитания; идейно-теоретические,про-

граммно-нормативные и организационныеосновы отечественной системы физического воспитания, перспективы еесовершенство­вания.

Научно-прикладная проблематикаорганизационно-управлен­ческого, материально-технического и экономическогообеспече­ния условийдля качественного функционирования системы фи­зического воспитания иразвертывания физкультурного и спортив­ного движения, совершенствованиясистемы подготовки профес­сиональных физкультурных кадров высшей квалификации всо­временный периодсоциального преобразования России.

Средства и методы физического воспитания.Оптимизация форм исодержания двигательной активности как важнейшего специ­фического фактора направленноговоздействия на морфофункци-ональные свойства организма в процессе физическоговоспита­ния,нормирование динамики нагрузок, сопряженных с выпол­нением физических упражнений, иуправление ими в плане уве­личения функциональных возможностей организма иоздорови­тельногоэффекта физкультурно-спортивных занятий.

Пути увеличения действенности психомоторныхи психорегу-лирующих факторов в физическом воспитании, средства името­ды интегральноговоздействия на совершенствование двигатель­ных действий и повышение уровняфизических качеств в един­стве (совмещенно, сопряженно).

Концепция использования в физическомвоспитании факто­ров«искусственной управляющей среды» (в частности, тренажер­ных устройств, аппаратурныхприспособлений, специализирован­ного оборудования), ее теоретическое и практическое значение вповышении эффективности физкультурно-спортивных занятий.

Обобщенное представление о современныхнаучных данных, раскрывающих значимость и способы эффективногоиспользова­ниягигиенических факторов естественной среды для реализации задач, решаемых вфизическом воспитании и спорте.

Принципы, регламентирующие физическоевоспитание. Соотноше­ние общих (в том числеобщепедагогических) и специальных прин­ципов, распространяемых нафизическое воспитание и спорт. Ото­бражение в специальных принципах основных закономерностейце­лостногопостроения системы физкультурно-спортивных занятий (непрерывность и системностьчередования нагрузок и отдыха, по­степенность наращивания развивающе-тренирующих воздействий иадаптивная сбалансированность их динамики, цикличность, воз­растная адекватность направлений вмноголетнем аспекте). Про­блематика дальнейшей научной разработки принципов.

Дидактические основы теории и методикифизического воспита­ния и спорта. Соотношение процессаобучения двигательным дей­ствиям и процесса формирования двигательных умений инавы­ков. Проблемыповышения эффективности методики разучивания,

12

13

совершенствования интегрирующей ирезультирующей отработок двигательных действий, особенно в сложных формахдвигатель­нойдеятельности. Внедрение в теорию и методику обучения со­временных общедидактических ипрофилированных концепций и подходов, особенно компьютеризации и расширенногоисполь­зованиятехнических средств обучения.

Теория и методика развития физическихкачеств и сопряженных с ними способностей.Возможности направленного воздействия нафизическое развитие человека и закономерностиоптимизации воз­действующих факторов (физических упражнений и др.) впроцес­се физическоговоспитания и спортивной подготовки при обес­печении морфофункциональныхперестроек, связанных с разви­тием различных физических качеств, повышением уровняфунк­циональныхвозможностей организма.

Современные тенденции в методике развитиясиловых, коор­динационных способностей, выносливости и других физических ипсихомоторных способностей. Новые подходы к проблематике диагностики инаправленного воздействия на их развитие.

Направленное формирование личности впроцессе физического воспитания и спортивнойподготовки. Пути совершенствования нрав­ственного, эстетического,умственного и трудового воспитания в процессе физического воспитания.Актуальные задачи по повы­шению действенности физической культуры и спорта вовсесто­роннемформировании личности.

Современные подходы к проблемам воспитания,перевоспита­ния,социальной интеграции специальных контингентов (лиц с девиантным поведением,«трудных» подростков, инвалидов).

Формы построения занятий в физическомвоспитании и спорте. Современная теория структурыурока, тренировочного занятия и других форм занятий физическими упражнениями.Проблемы оп­тимального построения целостной системыфизкультурно-спортив-ных занятий.

Планирование и комплексный контроль вфизическом воспита­нии и спорте, возможности использованияв этой области совре­менных принципов и методов прогнозирования, оптимальногопланирования, математических и других методов.

Формирование профессионализма в сферефизической культуры и спорта. Основы акмеологии и общие закономерности становле­ния профессионализма. Реализациязакономерностей профессио­нализма в процессе профессионального физкультурногообразо­вания надовузовском, вузовском и поствузовском этапах. Про­блематика повышенияпрофессионализма в физкультурно-спортив-нойдеятельности.

Физическое воспитание детей раннего,дошкольного и школьного возраста. Научно-прикладные аспекты совершенствования средств, форм и методов физического воспитания дошкольников,усиле-

ние действенности физической культуры в ихжизни (в дошколь­ныхобщеобразовательных учреждениях и семье).

Основы дифференциации задач, средств иметодов физичес­коговоспитания детей младшего, среднего и старшего школьно­го возраста. Оценка концепций«критических», «чувствительных» периодов физического развития в аспекте проблемфизического воспитания детей школьного возраста, направленногоиспользо­ванияфакторов физической культуры и спорта для оптимизации их физического развития иподготовленности, упрочения и со­хранения здоровья.

Совершенствование курса физическоговоспитания в школе, комплексное построение системы урочных и внеурочных формфизкультурно-спортивных занятий учащихся школьного возраста в условияхвозрастания опасности гиподинамии и необходимости профилактики нарушенийздоровья. Профилирование физического воспитания в средних специальных учебныхзаведениях различно­готипа (в том числе и в спортивных спецшколах).

Научно-прикладные проблемысовершенствования внекласс­ной и внешкольной работы по физическому воспитанию детей имолодежи школьного возраста. Пути оптимизации физической культуры всемье.

Основные направления использованияфакторов физической куль­туры в жизни взрослого населения. Совершенствование содержания и формфизической культуры в структуре образа жизни взрослого населения.Научно-прикладные проблемы и основные пути вне­дрения физической культуры вповседневный быт народа.

Совершенствование вузовского курсафизического воспитания, усиление роли физической культуры и спорта в системеобучения и воспитания специалистов высшей квалификации в современ­ных условиях.

Профессиональная физическая подготовка;тенденции совер­шенствования ее содержания и методики применительно ксовре­меннымпрофессиям и в перспективе.

Методические особенности специальнойфизической подготов­килиц, действующих в особых, в том числе экстремальных, ус­ловиях (специальныепрограммы).

Внедрение физической культуры в системурациональной орга­низации труда: научно-методические аспекты эффективногоис­пользованияфакторов физической культуры непосредственно в процессе производства и в режимерабочего дня, усиление дей­ственности производственной физической культуры как факторапрофилактики заболеваний и сохранения здоровья.

Использование факторов физической культурыв период воз­растнойинволюции организма и в целях противодействия инво­люционным процессам, оптимизациифизического состояния орга­низма и сохранения здоровья в период старения.

14

15

1.2.2. Теория и методика спорта испортивной подготовки

Общая концепция спорта и тенденции егоразвития. Понятий­ный аппарат теории спорта и егосовершенствование.

Современные концептуальные представления огенезисе спорта, его специфических и общекультурныхфункциях в обществе.

Историческая динамика спортивныхдостижений, ее прогно­зирование в обозримом будущем. Основные факторы достижений вспорте.

Тенденции дифференциации спортивногодвижения в обще­стве.Массовый спорт и спорт высших достижений, роль и место спорта в системеобразования: воспитания и профессионально-прикладной подготовки, в сферекультуросозидательной деятель­ности, в сфере рекреации и реабилитации. Тенденцияпрофессио­нализацииспорта высших достижений, ее особенность в коммер­ческом спорте (зрелищномспортивном бизнесе) и в собственно достиженческом спорте.

Проблематика исследования закономерностейфункциониро­вания иразвития спорта. Роль науки в утверждении гуманной сущ­ности спорта как факторачеловеческого развития, в устранении антигуманных средств искусственногофорсирования спортивных результатов (допингов, анаболических стероидов и т.п.),в науч­но-методическомобеспечении спортивной реабилитации лиц" с отклонениями в состоянииздоровья.

Теория спортивных соревнований.Сущность спортивных сорев­нований, их роль и многообразие всовременном спорте, теория спортивно-соревновательной деятельности,классификация спортивных соревнований и разработка рациональной системысо­ревнований.

Концепция системы подготовки спортсменов.Системные представ­ления о подготовке спортсменов.Характеристика ее компонентов, условий функционирования и соотношения в нейподсистемы це­левыхфункций и моделей (цели и подцели, модели соревнователь­ной и подготовительнойдеятельности); подсистемы функций обес­печения (профессионализм тренеров,спортивный отбор, матери­ально-техническое оснащение, формы организации и управления) иподсистемы функций реализации (тренировка, соревнования, восстановление,формирование личности спортсмена).

Спортивная ориентация и отбор.Теоретические и методические предпосылки решения проблемы целесообразной спортивнойори­ентацииприобщаемых к спорту и отбора одаренных спортсме­нов, способных к высшим спортивнымдостижениям. Организа­ционные и методические основы спортивной ориентации иотбо­ра. Направлениядальнейшей разработки методологии, критериев и методов диагностики спортивнойпредрасположенности инди­вида, совершенствования спортивной ориентации иотбора.

Основные закономерности спортивнойтренировки. Направления дальнейшего познания и отображения закономерностейтрени­ровки впринципах деятельности тренера и спортсмена. Содержа­ние и основные положениясовременной методики технической, тактической, физической и психическойинтеллектуальной и ин­тегральной подготовки спортсмена. Научно-прикладнаяпробле­матикасовершенствования спортсменов в этих компонентах тре­нировки.

Концепция структурыспортивно-тренировочного процесса как относительно устойчивого порядка егоразвертывания в рамках малых (микро), средних (мезо) и больших (макро) циклов.Пред­ставления озакономерностях, лежащих в основе циклической структуры спортивной тренировки. Типология тренировочныхцик­лов.Научно-прикладная проблематика совершенствования форм построения спортивнойтренировки в микро-, мезо- и макроцик­лах.

Конструктивные подходы в обеспеченииединства тренировоч­ной и соревновательной деятельности спортсмена.Совершенство­ваниетехнологии управления процессом развития спортивной формы (состоянияоптимальной готовности спортсмена к дости­жению) как одна из центральныхпроблем теории и практики построения системы тренировки исоревнований.

Концепция многолетней подготовкиспортсмена. Теоретико-ме­тодические представления обосновных этапах многолетней спортивной деятельности и особенностях спортивнойподготовки на отдельных этапах базовой подготовки, максимальнойреализа­цииспортивно-достиженческих возможностей, завершающем этапе. Проблематика дифференциации системы тренировки исоревно­ваний на этихэтапах в зависимости от возраста спортсмена и его спортивно-достиженческихвозможностей.

Особенности методики подготовки юныхспортсменов и спорт­сменов-ветеранов.

Программирование и контроль в подготовкеспортсмена. Совре­менные подходы в прогнозированиииндивидуальных спортивных результатов и соответствующих им параметровподготовленности спортсмена. Проблематика разработки Единой спортивнойклас­сификации,совершенствования ее роли в целевой ориентации подготовки спортсменов и оценкедостигаемых результатов. Ха­рактеристика модельно-целевого подхода в программированиипод­готовкиспортсмена (с разработкой модели соревновательной де­ятельности, модели намечаемогоуровня подготовленности спорт­смена, модельных параметров тренировочных нагрузок и другихфакторов подготовки, необходимых для достижения целевого ре­зультата).

Проблематика совершенствования процедурперспективного, этапного и текущего планирования спортивной подготовки.Прин-

16

17

цип перманентной взаимосвязи планированияи контроля в подго­товке спортсмена, условия его реализации. Методология иметоди­какомплексного контроля процесса подготовки и состояния спортсмена. Проблематика повышения уровня информативностииспользуемых в нем контрольных показателей,совершенствования средств и способов контроля.Перспективы компьютеризации про­цедур программирования и контроля в подготовкеспортсмена.

Тенденции совершенствования техники итехнологии управления деятельностью спортсмена впроцессе подготовки. Методическая про­блематика целесообразногоиспользования в ней тренажерных, программирующих,информационных, коррекционных, других ап­паратурных устройств испециализированного оборудования, по­зволяющих реализовать идею«управляющей среды».

1.2.3. Теория и методика оздоровительной иадаптивной физической культуры

Соотношение обще- и специальнооздоровительной направленно­сти физической культуры. Связьфизкультурно-оздоровительной и общесоциальнойпроблематики формирования здорового стиля жизни своспитательной, гигиенической, адаптивной и лечебной проблематикой профилактики заболеваний и восстановленияздо­ровья.

Значение теории индивидуального развития итеории адапта­циидля понимания оздоровительной действенности физической культуры, физического воспитания и спорта.

Принцип оздоровительной направленности какодин из фун­даментальных принципов гуманной системы физическоговоспи­тания испорта. Базовая, профессионально-прикладная и повсед­невно-бытовая физическаякультура в оптимизации состояния здо­ровья категорийнаселения.

Характеристика понятий «адаптивнаяфизическая культура», «оздоровительно-реабилитационная физическая культура»(«физ­культурнаяреабилитация») и «оздоровительно-рекреативная фи­зическая культура»(«физкультурная рекреация»), их сущность и границыприменения.

Рациональное сочетание общепрофилирующих иизбиратель­но-оздоровительных направлений физической культуры вразлич­ныевозрастные периоды онтогенеза и в различных условиях жиз­недеятельности. Современные путии условия мотивации физкуль­турной деятельности, специально ориентированной в аспектесо­хранения иупрочения здоровья различных возрастных и других категорий населения.Необходимость усиления оздоровительной действенностифизической культуры в современных условиях обо­стрения экологических угрозздоровью.

Характеристика практикуемых критериев инормативов физи­ческого состояния индивида как показателей состояния здоровья.Перспективы их совершенствования и использования дляконк­ретизациизадач, подлежащих решению в физкультурно-спортив-ных занятиях, имеющихспециальную оздоровительную ориента­цию. «Пограничные» состояниямежду нормой и патологией, воз­можности их нормализации путем использования факторовфи­зическойкультуры.

Факторы физической культуры в аспекте ихоздоровительной цен­ности. Оздоровительная значимостьвидов физических упражне­ний, широко практикуемых в качестве средств физическоговос­питания(гимнастических, игровых, спортивных; силовых, ско­ростных, сложнокоординационныхупражнений; упражнений, тре­бующих выносливости различного типа; упражнений «наосан­ку», врастягивании, расслаблении и т.д.). Обоснование рацио­нального отношения киспользованию в качестве средств оздоро­вительно-направленноговоздействия комплексов упражнений, историческивозникших в восточных и других зарубежных странах (ушу, йога и т. д.). Профессиональная оценка новых — по отноше­нию к традиционным — комплексов упражнений,возникших в последние десятилетия под эгидойфизкультурно-оздоровитель­ных течений (армспорт, разновидности аэробики, шейпинг идр.).

Систематизационно-оценочный обзор группфизических упраж­нений, сложившихся преимущественно в сфере лечебнойфизи­ческой культурыс избирательной реабилитационной направлен­ностью воздействий на органы ифункциональные системы орга­низма (в частности, типов упражнений, используемых при угрозесердечно-сосудистых заболеваний, нарушениях функции опорно-двигательногоаппарата, борьбе с избыточным весом, при других предпатологических состояниях и заболеваниях).

Использование естественных и искусственныхзакаливающих факторов (солнечной радиации, свойств воздушной и воднойсре­ды,искусственного ультрафиолетового облучения, аппаратурной аэроионизации, термокамер, барокамер и т. д.) как средствоздо­ровления.Современные данные, углубляющие представления об оздоровительном эффектепсихомоторного тренинга и специали­зированных массажных процедур.

Научно-методические подходы к оптимизацииспециальных оздо­ровительных форм физической культуры. Принципы методики фи­зического воспитания и спорта как важнейшая предпосылкаоз­доровительногоэффекта физкультурной практики.

Современные тенденции совершенствованияметодики приме­ненияфизических упражнений и других факторов физической куль­туры в системе мерпрофилактического и оздоровительно-восста­новительного характера.Регламентация занятий физическими уп­ражнениями в зависимости отособенностей состояния здоровья

18

19

занимающихся (в частности, при пограничныхсостояниях между нормой и патологией и начальных патологических состояниях),нормирование и программирование режима нагрузок и отдыха (в недельных, месячныхи более протяженных циклах), последова­тельное регулирование ближайших идолговременных эффектов занятий. Методическая проблематика дозированиявоздействий внешнесредовых факторов в соответствии с закономерностямиза­каливания идостижения оздоровительного эффекта.

Совершенствование комплексного контроля заоздоровитель­нымэффектом физкультурных занятий и обусловливающими его факторами.Компьютеризация диагностических и программирую­щих процедур как одна изперспективных тенденций совершен­ствования планирования и контроля за занятиямиизбирательно-оздоровительной направленности.

Данный раздел довольно полно очерчиваеткруг проблем на­учно-исследовательского и научно-методического характера,ко­торые могут служитьориентиром для будущих специалистов по физической культуре и спорту, а такжедля лиц, занятых профес­сиональной деятельностью в этой области.

Проблемный совет по физической культуреРоссийской акаде­мииобразования принял «Приоритетные направления в разви­тии науки о физическом воспитаниии спортивной подготовке детей и юношества». Эти направления следующие[17]:

  1. Методология проектированияинновационных процессов в физическом воспитании детей и спортивной подготовкедетей и юношества.
  2. Проблемы государственной имуниципальной поддержки фи­зического воспитания и спортивной подготовки дошкольников иучащейся молодежи.
  3. Развитие инфраструктурыматериально-технического и ин­формационного обеспечения учебно-тренировочного процесса вобразовательных учреждениях.
  4. Методология адаптирования методови форм подготовки в спорте высших достижений в связи с целями и задачамифизичес­коговоспитания учащейся молодежи.
  5. Разработка подходов к созданиюмассового детского и юно­шеского физкультурно-спортивного движения в России.
  6. Методология развития программногообеспечения физичес­кого воспитания и спортивной подготовки детей июношества.
  7. Теория и методика реализациидеятельностного подхода в физическом воспитании учащейся молодежи.
  8. Исследование структурыпотребностей детей и юношества в сфере физического воспитания и обоснованиеметодов их форми­рования, развития и деятельностной реализации.
  9. Оздоровительные ресурсыфизического воспитания и спортив­ной подготовки детей и учащейся молодежи.
  1. Проблемы развитиядетско-юношеского олимпийского и па-раолимпийского движения.
  2. Проблемы физического воспитаниядетей-инвалидов и де­тей с ослабленным здоровьем.
  3. Физическое воспитание детей иучащейся молодежи, про­живающих в экологически неблагополучных регионах.
  4. Проблемы физкультурно-спортивнойреабилитации детей из неблагополучных семей и регионов.
  5. Разработка перспективной моделиспециалиста по физичес­кому воспитанию и спортивной подготовке детей июношества.
  6. Проблемы организации процессамноголетней спортивной подготовки в детском и юношеском возрасте.
  7. Методология оценки здоровья детей.
  8. Развитие эмоционально-волевой ипознавательной сферы личности средствами и методамифизического воспитания и спорта.
  9. Развитие двигательныхспособностей и моторной одарен­ности и их диагностика.
  10. Тенденции развития школьнойфизической культуры в со­временном мире.
  1. Физическая культура и спорт как фактор социальной адап­тации детей июношества.
  2. Критерийэффективности физического воспитания и спортивной подготовки дошкольников ишкольников.
  3. Совершенствование системы подготовки резервов для спортавысших достижений.
  4. Разработка системы спортивных соревнований среди детей дошкольногои школьного возраста: от соревнований «всем клас­сом» до детских олимпийскихигр.

Представление о проблематике научныхисследований в об­ласти спорта высших достижений дает приводимый нижепере­чень[8].

  1. Место изначение вида спорта в системе мирового спорта.
  2. Тенденции развития вида спорта в мире, историческая ди­намика спортивных достижений,основные факторы их развития.
  3. Российский вид спорта в системе мирового спорта, перс­пективы развития.
  4. Вид спорта в системе российского спорта высших достиже­ний: анализ состояния по основнымкомпонентам системы под­готовки спортсменов.
  5. Факторы, обусловливающие совершенствование системыпод­готовкиспортсменов (в конкретном виде).
  6. Построение, содержание и технология тренировки квали­фицированных спортсменов(волейболистов, гимнастов и т.д.).
  7. Современные подходы к построению спортивно-соревнова­тельной деятельности в видеспорта, совершенствование системы соревнований.

20

21

ШШШЖШШШШ

  1. Конструктивные подходы в обеспечении единства трениро­вочной и соревновательнойдеятельности спортсменов.
  2. Технология управления процессом развития спортивнойфор­мы (состоянияоптимальной готовности спортсмена к достиже­нию).
  1. Проблемыспортивной ориентации и отбора спортсменов (в виде спорта).
  2. Этапымноголетней подготовки резервов квалифицирован­ных спортсменов (цели, задачи,формы организации, содержа­ние и технология).
  3. Программирование и контроль в процессе подготовкиспорт­сменов (в видеспорта).
  4. Средства восстановления в подготовке спортсменов.
  5. Видспорта в занятиях специально-оздоровительной направ­ленности («физкультурнаярекреация», «физкультурная реабили­тация»).
  6. Рольвида спорта в формировании здорового стиля жизни людей.
  7. Видспорта в массовом физкультурно-спортивном движе­нии для детей школьноговозраста.
  8. Адаптирование средств и методов подготовки спортсменов высокойквалификации применительно к задачам подготовки спортивных резервов (на моделиконкретного вида спорта).
  9. Видспорта в системе профессионального спорта: пробле­мы и решения.
  10. Занятияпо виду спорта в физическом воспитании детей с девиантнымповедением.
  11. Методология программно-методического обеспечения под­готовки спортсменов по виду спортана уровне высших достиже­ний, подготовки резервов, массового спорта.

1.3. Методическая деятельность в областифизической культуры, спорта, физического воспитания

Как было показано ранее, методическаядеятельность направ­лена на реализацию на практике научных знаний, теоретическихположений, результатов научных исследований. «Методическая служба» охватываетпо существу все проявления физической куль­туры, спорта, физическоговоспитания: образовательные учреж­дения всех типов, физкультурно-спортивные занятия с различнымикатегориями населения, все типы спорта (массовый, детско-юно­шеский, олимпийский,профессиональный, для инвалидов).

В методической деятельности важное местозанимают методи­ческие принципы физического воспитания (сознательности и ак­тивности, наглядности,систематичности, последовательности, до-

ступности, постепенности, прочности,индивидуализации) и спорта (единство общей и специальной подготовки,направлен­ность навысшие достижения, непрерывность тренировочного процесса, единствопостепенности и предельности в наращива­нии тренировочных нагрузок,волнообразность динамики нагру­зок, цикличность тренировочного процесса, взаимосвязьструк­турысоревновательной деятельности и структуры подготовлен­ности спортсмена, возрастнаяадекватность многолетней спортив­ной деятельности).

Наряду с методическими принципамисущественную роль иг­рают методы, методические приемыи методика.

Важнейшими методами являются: словесный,метод наглядного восприятия, метод целостного обучения, метод расчлененногообучения, игровой и соревновательный. Эти методы широко при­меняются в процессе физическоговоспитания и спортивной тренировки. Выделяют методы спортивной тренировки:совершен­ствованияфизических качеств (здесь применяются две группы методов — непрерывные и интервальные, ихсочетание) и совер­шенствования техники.

Методические принципы и методы всовокупности образуют методику, содержание которой ориентировано на ту или инуюдеятельность. Например, методика физического воспитания де­тей дошкольного возраста содержитметоды и методические при­емы, приемлемые для этого контингента. Методика физическоговоспитания учащихся I —IV классов уже адаптирована к этому возрасту, так же как иметодика физического воспитания уча­щихся V—IX и X—XI (XII) классов. Методика физического вос­питания в средних и высшихпрофессиональных образовательных учреждениях направлена на решениесоответствующих задач.

Отличительные черты имеет методикаспортивной трениров­ки, при этом как общие положения — для всех видов спорта, так испецифичные для отдельных видов спорта или групп (игровые виды, циклические ит. п.).Методика тренировки юных спортсме­нов отличается от методикитренировки квалифицированных спортсменов, различаются методики в массовом ипрофессиональ­номспорте и т. д.

Отличаются методики занятий в специальныхмедицинских груп­пах,с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, и с инвалидами, с лицами сотклонениями в поведении, в оздорови­тельных группах взрослогонаселения, в Вооруженных Силах и т. д. В каждом случае разрабатываютсясоответствующие инструкции, программы, методическиерекомендации или указания, учебные пособия,учебники, которые четко ориентируют обучающих и обуча­емых в содержании и характере ихдеятельности. Применительно к профессиональномуфизкультурному образованию это учебники по теории иметодике физического воспитания и спорта, спортивно-

22

23

\

шяшяяяшв^шшшшш^шшшшил

педагогическим дисциплинам (спортивныеигры, легкая атлети­ка, гимнастика, лыжный спорт, плавание), по педагогическомуспортивно-физкультурному совершенствованию и подругим дис­циплинампредметной подготовки образовательного стандарта.

На основе комплекса соответствующихметодических докумен­тов специалисты организуют и проводят свою работу в областифизической культуры, спорта, физического воспитания.Они не только руководствуются действующимидокументами, но и сами разрабатывают их в связи с возникающими проблемами иликон­кретнымизадачами в своей профессиональной деятельности. Для этого они должны владетьсоответствующими знаниями, умения­ми и навыками.

Методическая деятельность в процессеобучения студентов осу­ществляется на семинарских, лабораторных и практическихзаня­тиях, в ходеучебной практики, производственной (педагогичес­кой) практики, летней практики воздоровительных лагерях (са­мостоятельная работа). Надо обеспечить системную взаимосвязьзнаний с навыками и умениями — физкультурно-спортивными(практическими) и профессиональными(интеллектуальными).

Все многообразие методических работ можноразделить по ос­новным проблемам: физическое воспитание детей дошкольного ишкольного возраста; физическое воспитание в системе професси­онального высшего и среднегообразования; физическое воспита­ние взрослых; физическая подготовка в Вооруженных Силах;под­готовка юныхспортсменов, спортивных резервов, спортсменов высокой квалификации; профессиональное высшее и среднеефиз­культурноеобразование. Основные виды методических работ: про­граммы, учебники, учебныепособия, методические рекоменда­ции, методические указания. Приведем примеры работ изназван­ного перечня,отражающего основную проблематику.

Физическое воспитание детей дошкольного ишкольного возраста.

Поскольку единых программ (одна длядошкольных учреждений, одна для общеобразовательнойшколы), утвержденных Миноб-ром России и обязательныхдля всех, нет, образовательные уч­реждения составляют свои программы на основерекомендатель­ныхпрограмм федерального уровня. Таких программ несколько для дошкольных образовательных учреждений и вузов, околоде­сяти — для общеобразовательной школы(I—XI классы).

Щербаков В. П. Программа по физкультуре от 3 до 17 лет. — М., 1998.

Представленучебный материал по разделам: основы знаний; основ­ной материал; материал для повторения; тестовые упражнения; зачет­ные упражнения (итоговая аттестация учащихся выпускных классов); примерное планирование уроков; оценка состояния здоровья детей; при-

мерныедомашние задания и контроль развития физических качеств; методические рекомендации по проведению обследования физическо­го развития детей 3—17 лет и оценки показателей; примерные экзаме­национные вопросы по физической культуре; вопросы и задания по фор­мированию здорового образа жизни; оценка показателей развития фи­зических качеств и функциональных возможностей у детей 4—17 лет.

Должиков И. И. Планирование уроков физической культуры I—XIклассов. — М.,1998.

Основноесодержание работы составляет поурочное распределение учебного материала на протяжении учебного года по четвертям с I по XI класс. В приложениях представлены перечень подвижных игр, плани­рование домашних заданий по физической культуре, описание эстафет, полос препятствий, общеразвивающих упражнений и др. Большой раз­дел посвящен таблицам оценки результатов тестирования и физичес­кой подготовленности учащихся, содержанию экзаменационных биле­тов по физической культуре и ответов на них (по теории и методикефизического воспитания, по олимпийскому образованию). В этой рабо­те сосредоточен многолетний практический опыт работы учителя физи­ческой культуры и результаты научных исследований в области физи­ческого воспитания школьников.

Настольная книга учителя физическойкультуры. — М.,1998.

Этаработа содержит следующие разделы:

сведенияоб основных законодательных и нормативных документах по физическому воспитанию(законы «Об образовании», «О физичес­кой культуре и спорте в Российской Федерации», временный государ­ственный образовательный стандарт, обязательный минимум содержа­ния программ по физической культуре, тарифно-квалификационные ха­рактеристики аттестации педагогических и руководящих работников);

врачебныйи педагогический контроль (распределение на медицин­ские группы, сроки возобновления занятий после перенесенных забо­леваний, занятия с учащимися специальной медицинской группы, про­филактика и коррекция отклонений в состоянии здоровья школьников, нормирование и дозирование нагрузок, показатели и способы оценки тренированности, специализация вспорте и участие в соревнованиях, специфика занятий отдельными видами спорта, первая помощь при трав­мах и несчастных случаях;

ориентирыпри выборе программы по физической культуре (програм­мы 1993, 1995, 1996 гг.);

федеральныйкомплект школьных учебников по физической куль­туре для I класса, II — IV классов, V—VII классов, VIII—IX классов, X—XI классов; основные разделы в этих учебниках: что надо знать, что надо уметь, самостоятельные задания, в VIII—IX классах включены ре­комендации о занятиях спортивными играми, а в X—XI — о самостоя­тельной тренировке и спортивных занятиях по интересам;

25

ш&

урокфизической культуры (планирование содержания, план-конспект, рабочая тетрадь учителя, общеразвивающие упражнения, технические средства обучения, экзамен пофизической культуре);

внекласснаяработа (задачи педагогического коллектива, школьный коллектив физической культуры, планирование иучет, основные фор­мы физического воспитания, организация и проведение туристических походов);

спортивныесооружения,инвентарь и оборудование. Здесь содер­жатся рекомендации по строительству школьной спортивной площад­ки, разметке спортивного зала, различному оборудованию, тренажерам, устройству катка;

олимпийскаяпедагогика(формированиеспортивногостиля жизни наоснове проекта «Олимп», олимпийский зачет, клуб юных олимпийцев «Олимпийская юностьМосквы»);

приложения(карточка здоровья ребенка, образцы оформления до­кументов по технике безопасности, методика судейства спортивных игр).

Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подро­стков. — М., 1991.

Содержаниеработы:

медико-социальные аспектыфизическоговоспитания детей и под­ростков;

состояниездоровья детей и подростков и пути его укрепления сред­ствами физического воспитания;

зависимостьпроцесса роста и развития от физического воспитания;

физическаяработоспособностькак качественный показатель здоровья;

физическоевоспитание как средство укрепления здоровья и актив­ного формирования профессионально значимых функций школьников;

суточнаядвигательнаяактивность и ее влияние на здоровье;

гигиеническиепринципы физического воспитания детей и подростков.

Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. — М., 1988.

Содержаниекниги:

физическаякультура и физическая активность человека; пути развития знания в сфере физической культуры; пути и средства физкультурного воспитания человека в разном воз­расте;

проблемыорганизациифизической активности человека;

путиразвития физической культуры на рубеже третьего тысячелетия.

Физическое воспитание в системепрофессионального высшего и среднего образования.На основе федеральной (рекомендательной)программы [14] ведомства для «своих» вузовразрабатывают реко­мендательные программы с учетом профиля подготовки будущихспециалистов, на основе этих двух программ каждыйвуз разрабаты-

вает программу с учетом своей специфики иусловий работы. Мето­дические работы содержат материал, позволяющий эффективноре­ализоватьпрограмму и решить задачи, стоящие перед физическим воспитанием в вузе,колледже. Представим несколько таких работ.

Полиевский С. А., Старцева И. Д.Физкультура и профессия. — М, 1988.

Вкниге речь идет о роли физической культуры и спорта в повыше­нии эффективности профессиональной деятельности, в овладении про­фессией; о профессионально-прикладной физической подготовке, ди­агностике способностей, самоконтроле, режиме двигательной деятель­ности, закаливании.

Коробейников Н.К., Михеев А. А., НиколенкоИ. Г. Физическое воспитание: Учеб. пособие для сред.спец. учеб. заведений. — М., 1984.

Вработе два раздела: первый — теоретические сведения о физи­ческой культуре и спорте (физическое воспитание учащихся средних специальных учебныхзаведений, гигиенические основы физических уп­ражнений, врачебный контроль и самоконтроль, основы спортивной тренировки, профессионально-прикладная физическая подготовка); вто­рой —практическиеумения и навыки (гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, баскетбол, волейбол, гандбол, туризм).

Раевский Р. Т. Профессионально-прикладная физическая под­готовка студентов техническихвузов: Учеб. пособие для вузов. — М., 1985.

Вработе раскрываются сущность и структура профессионально-при­кладной физической подготовки (ППФП); направленность ППФП инже­неров; методические основы ППФП; формы организации ППФП в тех­ническом вузе; планирование, проверка и оценка ППФП студентов тех­нических вузов; особенности ППФП инженеров в период производствен­ной деятельности.

Массовая физическая культура в вузе / Подредакцией В. А. Мас-лякова, В. С. Матяжова.— М.,1991.

Вработе достаточно широко представлены вопросы вузовской фи­зической культуры: физическая культура в системе обучения и воспи­тания будущих специалистов; физическая культура в образе жизни сту­дентов; социально-психологические и педагогические основы участия студентов вфизкультурно-спортивной деятельности; спортивный клуб;формы и планирование самостоятельных занятий; средства для орга­низованных и самостоятельных занятий; массовыефизкультурно-спортивныемероприятия;физическая культура в студенческом обще­житии; студенческие оздоровительно-спортивные лагеря; основы гиги­ены массовой физической культуры; подготовка, воспитание и совер-

26

27

шенствованиедеятельностистуденческогообщественногофизкультур­ного актива;медицинскоеобеспечениемассовой физической культуры и спортав вузе; пропаганда массовой физической культуры и спорта; нетрадиционные виды физических упражнений и спорта.

Ильинич В. И. Студенческий спорт и жизнь: Пособие для студ. вузов. — М., 1995.

Вкниге две главы: в первой говорится о роли спорта при подготовке к жизнии профессии: проблемы достижения высоких спортивных резуль­татов в период обучения в вузе; спорт как активный отдых в учебном и профессиональном труде;спорт при специальной подготовке к выбран­ной профессии; во второй — об индивидуальном выборе видов спорта, дается их краткая характеристика: виды спорта, акцентированно разви­вающие отдельные физические качества; воспитание специальных во­левых качеств в процессе спортивной тренировки; краткая характеристи­ка видов спорта, способствующих освоению жизненно необходимых и профессионально-прикладных уменийи навыков; виды спорта комплек­сного разностороннего воздействия на человека; краткая характеристи­ка отдельных зарубежных систем физических упражнений.

Физическая культура студента / Под ред. В.И. Ильинича. — М,1999.

Фундаментальный трудколлектива специалистов, в котором представ­лен весь спектр методических положений по физическому воспитанию студенческой молодежи: физическая культура в общекультурной и про­фессиональной подготовке студентов; социально-биологические основы физической культуры; основыздорового образа жизни студента, роль фи­зической культуры в обеспечении здоровья; психофизиологические ос­новы учебного труда и интеллектуальной деятельности, средства физиче­ской культуры в регулировании работоспособности; общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспита­ния; основы методики самостоятельных занятий физическими упражне­ниями; спорт, индивидуальный выбор видов спорта или систем физичес­кого воспитания; особенности занятий избранным видом спорта или сис­темой физического воспитания; самоконтроль занимающихся физичес­кими упражнениями и спортом; профессионально-прикладная физичес­кая подготовка студентов; физическая культура в профессиональной де­ятельности бакалавра и специалиста; основные понятия и определения.

Физическое воспитаниевзрослых.

Балъсевич В. К., Запорожанов В. А.Физическая активность чело­века. — Киев, 1987.

Основноесодержание книги составляют ответы на следующие воп­росы: физическая активность человека как социально-биологический фе­номен; особенности физической активности современного человека; воз-

растноеразвитие моторики человека; возрастное развитие физических качеств человека; возрастное развитие аппарата движения человека; особенности многолетней физической подготовки человека; основыфи­зической тренировки; основы управления процессом развития физичес­кого потенциала человека (от детей раннего возраста до пенсионеров).

Аристова Л. В., Шпилько С. П.Физическая культура. Отрасль в новых условиях хозяйствования. — М., 1991.

Вработе многие вопросы рассматриваются с учетом изменений, про­исходящих в стране: социально-экономические функции физической культуры; межотраслевые связифизической культуры; формирование физической культуры какотрасли сферы услуг; профессия — спорт­смен; большой спорт и физкультура: как исключить противоречия; ана­лиз и прогнозирование физкультурных потребностей; спортивные инте­ресы населения; развитие сети спортивных сооружений; предпосылки развития платных услуг и хозрасчета; спортивные сооружения в новыхусловиях хозяйствования; многообразие форм хозяйствования; совер­шенствование управления отраслью.

Хартман Ю., Тюнеман X. Современная силовая тренировка. — Берлин, 1988.

Основныеразделы: цели и задачи силовой тренировки; теоретичес­кие основы силовой подготовки; тренировочная нагрузка; силовая тре­нировка и питание; повреждения и травмы; особенности силовой тре­нировки женщин, подростков, юношей и девушек; средства силовой тре­нировки; организационные формы силовой тренировки; методы и про­граммы силовой тренировки; общеразвивающая и специальная сило­вая тренировка; рекомендации по организации силовых тренировок для подготовки иучастия в заочных соревнованиях «Самый сильный уче­ник» и «Самая спортивная девушка»; отбор упражнений; упражнения; материально-техническая база.

Физическая подготовка в ВооруженныхСилах. Проводится на основе единого «Наставления по физической подготовке» ируко­водств длякаждого вида Вооруженных Сил. Эти вопросы находят отражение в системенепрерывного военно-физкультурного обра­зования. Основные положения вобласти физической культуры, спорта и физического воспитания служатруководством для пост­роения системы физической подготовки в Вооруженных Силах с учетомсоответствующей специфики.

Теория и организация физической подготовкивойск / Под ред. Л. А. Вейднер-Дубровина, В.В.Миронова, В.А.Шевченко.— СПб.,1992.

Содержаниекниги: теория и организация физической подготовки войск какнаучная и учебная дисциплина; физическая подготовка — со-

28

29

ставнаячасть системы боевого совершенствования войск; влияние фи­зической подготовки на боеспособность войск; общая характеристика системы физической подготовки войск; концептуальные основы систе­мы физической подготовки в армии и на флоте; средства физического совершенствованиявоеннослужащих;формы физического совершен­ствования военнослужащих. В этой работе показано, как общие поло­жения физической культуры, спорта, физического воспитания реализу­ются в специфических условиях подготовки военнослужащих.

Научно-педагогический журнал«Теория и методика физической под­готовки». — 1994. — № 1, посвященный 85-летию военно-физкультур­ного образования в России.

Основныеразделы этого выпуска: история физической подготовки; вопросы обучения и воспитания; социология физической подготовки; биология и медицина; здоровый образ жизни.

Подготовка юных спортсменов, спортивныхрезервов, спортсменов высокой квалификации.По этим вопросам разработаны програм­мы для детско-юношескихспортивных школ (ДЮСШ), специа­лизированных детско-юношеских школ олимпийского резерва(СДЮШОР), училищ олимпийского резерва (УОР), школвыс­шегоспортивного мастерства (ШВСМ), программы подготовки высококвалифицированныхспортсменов; программы для школь­ных спортивных секций по видам спорта. В соответствии спро­граммамиподготовлено много учебных пособий, методических писем и рекомендаций. Особоследует выделить работы, посвя­щенные теоретико-методическим основам детско-юношескогоспорта.

/ Основы управления подготовкой юныхспортсменов / Под общ. ред. М. Я. Набатниковой.— М.,1982.

Основныевопросы: организация управления подготовкой спортив­ных резервов; основные положения системы подготовки юных спорт­сменов; модельные характеристики юных спортсменов; определение спортивной пригодности; система тренировочных исоревновательных нагрузок юных спортсменов; система комплексного контроля в управ­лении подготовкой юных спортсменов; воспитательная работа с юны­ми спортсменами; методика применения технических средств в тре­нировке юных спортсменов.

У Филин В.П.,Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. — М., 1990.

Основныетемы здесь следующие: организационно-методические ос­новы юношеского спорта; анатомо-физиологические основы юношес­кого спорта; физиологические основы юношеского спорта; педагогичес­кие основы юношеского спорта; система многолетней подготовки; этап предварительной подготовки; этап начальной спортивной специализа­ции; этап углубленной тренировки в избранном виде спорта; планиро-

ваниеи учет эффективности спортивной тренировки; отбор и спортив­ная ориентация; особенности тренировки в отдельных видах спорта.

Теория и методика спорта: Учеб. пособиедля училищ олим­пийского резерва / Под общ. ред. Ф. П. Суслова, Ж. К. Холодова.— М., 1997.

Впособии освещаются следующие темы: общая характеристика спорта; система спортивных соревнований исоревновательнаядеятель­ность; система спортивной тренировки; факторы иусловия, повышаю­щие эффективность тренировочной и соревновательной деятельности; построение процесса спортивной тренировки; управление системой со­вершенствования спортсмена.

fХрущев С. В., Круглый М. М. Тренеру о юном спортсмене. — М., 1982.

Содержание:анатомо-физиологические особенности детского орга­низма; влияние спорта на организм детей и подростков; гигиенические основы спортивной тренировки; врачебно-педагогические наблюдения в процессе тренировки юных спортсменов; последствия нерациональ­ной тренировки юных спортсменов.

Теоретическая подготовка юныхспортсменов: Пособие для тренеров ДЮСШ / Под общ.ред. Ю. Ф. Буйлина, Ю. Ф. Курамши-на. - М.,1981.

Содержание:роль физической культуры как средства воспитания; краткие сведения о строении и функциях детского организма, влияние систематических занятийфизическимиупражнениямии спортом на орга­низм детей и подростков; личная и общественная гигиена, режим труда и отдыха, закаливание организма, питание юных спортсменов; врачеб­ный контроль, самоконтроль, профилактика травм и заболеваний, ока­зание помощи и восстановительные мероприятия в спорте; сущность спортивной тренировки юныхспортсменов;основные виды подготовки юных спортсменов впроцессе тренировки; периодизация спортивной тренировки юныхспортсменов;планированиеи учет в процессе спортив­ной тренировки юных спортсменов; спортивные соревнования: плани­рование, организация, проведение.

& Деркач А. А., Исаев А. А.Педагогика и психология деятельнос­ти организатора детскогоспорта: Учеб. пособие для пед. ин-тов по специальности «Физическое воспитание». — М., 1985.

Содержание:особенностиличности и деятельности спорторганиза-тора; особенности личности и деятельности юного спортсмена; форми­рование и развитие детского спортивного коллектива; изучение личнос­ти юного спортсмена и детского спортивного коллектива; особенности воспитания юных спортсменов; особенности обучения юных спортсме­нов; особенности планирования учебно-тренировочной работы; спортив-

30

31

но-массовая работас детьми и подростками по месту жительства; ов­ладение мастерством.

Теория спорта / Под ред. В. Н. Платонова.— Киев,1987.

Этопервая работа такого плана. Она состоит из четырех частей: вве­дение в теорию спорта (четыре главы); система спортивных соревнова­ний и соревновательная деятельность спортсменов (три главы); систе­ма спортивной тренировки (пятнадцать глав); планирование, учет, внетре-нировочные и внесоревновательные факторы в спорте (четыре главы).

Чермит К. Д. Симметрия и асимметрия в спорте.

Содержание:проблема; асимметрия человека; симметрия-асиммет­рия и содержание спортивной подготовки; техническая подготовка и проявление симметрии-асимметрии; симметрия-асимметрия втактике спортивного единоборства; перспективы дальнейших исследований. — М., 1992.

Матвеев Л. П. Основы обшей теории спорта и системы подго­товки спортсменов: Учеб.пособие для студ. и преподавателей ву­зов физического воспитания испорта, тренеров. — Киев, 1999.

Книгасостоит их трех частей. Часть 1. Сущность феномена спорта ихарактер его теории (феномен спорта; теория спорта как наука и учебный предмет). Часть2. Теория соревновательной деятельности и системы спортивных соревнований (соревновательная деятельность спортсмена как ядроспортивных соревнований; основы системы спортивных сорев­нований). Часть 3. Система подготовки спортсмена (выявление индивиду­альной спортивной предрасположенности, первичная спортивная ориен­тация и постановка долгосрочных целей в подготовке спортсмена; интегра-тивная характеристика содержания средств и методов в подготовке спорт­смена; основные закономерности и принципы подготовки спортсмена; о некоторых прикладных аспектах теорииспорта и дискуссия вокруг них).

Покаждому виду спорта разработаны учебные пособия, методичес­кие письма, рекомендации, указания. Так, в методических письмах ана­лизируются прошедшие соревнования, выявляются положительный опыт инедостатки и на этом основании вносятся коррективы в систему подготовкиспортсменов.

Профессиональное высшее и среднеефизкультурное образование.

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |   ...   | 8 |








© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»