Научный Центр - Dissers WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!
Pages:     || 2 |
-- [ Страница 1 ] --

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ГОРНЫЙ»


Согласовано



Утверждаю

Руководитель ООП

по направлению 200100

проф. А.И. Потапов


Зав. кафедрой

приборостроения

проф. А.И. Потапов




Методические указания

к выполнению

выпускной квалификационной работы магистра


Направление подготовки: 200100 «Приборостроение»

Магистерская программа: «Приборы и системы горного и технического надзора и контроля»

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная

Составитель: профессор Потапов А.И.

Методические указания являются приложением

к учебному плану в соответствии с ФГОС-2010




Санкт-Петербург

2012

ВВЕДЕНИЕ

Магистерская диссертация представляет собой выпускную квалификационную работу научного содержания, которая имеет внутреннее единство и отражает ход и результаты разработки выбранной темы.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) призвана раскрыть научный потенциал магистранта, показать его способности в организации и проведении самостоятельного исследования, использовании современных методов и подходов решения проблем в области приборостроения, выявлении результатов проведенного исследования, их аргументации и разработке обоснованных рекомендаций и предложений.

Целями квалификационной работы являются:

-систематизация и углубление теоретических и практических знаний по избранному направлению, их применение при решении конкретных практических задач;

- приобретение навыков самостоятельной работы;

-овладение методикой исследования, обобщения и логического изложения материала.

Основной задачей магистранта является демонстрация уровня своей научной квалификации в соответствии с компетентностной моделью и, прежде всего, умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи.

В этой связи при выполнении квалификационной работы магистрант должен показать:

- прочные теоретические знания по избранной теме;

-умение изучать и обобщать литературные источники, решать практические задачи, делать выводы и предположения;

-навыки проведения натурных исследований, анализа полученных результатов, расчетов и владения современной компьютерной техникой и технологией.

ВКР закрепляет полученную информацию в виде текстового и иллюстративного материала, в которых магистрант упорядочивает по собственному усмотрению накопленные научные факты и доказывает научную ценность или практическую значимость тех или иных положений. При этом, магистерская диссертация должна адекватно отражать как общенаучные, так и специальные методы научного исследования, правомерность использования которых всесторонне обосновывается в каждом конкретном случае их использования.

Магистерская диссертация представляется в виде, который позволяет судить, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации, их новизна и значимость. Совокупность полученных в такой работе результатов должна свидетельствовать о наличии у её автора первоначальных навыков научной работы в избранной области профессиональной деятельности.

Для обеспечения указанных выше положений магистерская диссертация должна удовлетворять следующим общими требованиями, предъявляемым к квалификационной работе:

- целевая направленность;

- логическая последовательность изложения материала;

- глубина исследования и полнота освещения вопросов;

- убедительность аргументации;

- краткость и точность формулировок;

- конкретность изложения результатов работы;

- доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;

- грамотное оформление.


1. Основные разделы магистерской диссертации

Направление приборостроения является одним из наиболее инновационно значимых направлений науки и техники, в котором ежегодно происходят существенные изменения в связи с достижениями современной физики, механики, электроники (микро и наноэлектроники), нанотехнологий и др. отраслей науки и техники. Объектами профессиональной деятельности магистров по направлению подготовки 200100 – «Приборостроение» являются: механические, электронно-механические, магнитные, электромагнитные, оптические, теплофизические, акустические и акустооптические методы; приборы, установки, комплексы, системы и элементная база приборостроения; технология производства элементов, приборов и систем, а также программное обеспечение и информационно-измерительные технологии в приборостроении.

Магистерская диссертация должна содержать сведения о следующих аспектах исследований::

  1. Постановка вопроса. Формулировка проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
  2. Информационный поиск по теме диссертации.
  3. Определение объекта и предмета исследования.
  4. Формулировка цели и конкретных задач исследования
  5. Выбор метода (методики) проведения исследования.
  6. Проведение и описание теоретических и экспериментальных исследований.
  7. Анализ результатов исследования.
  8. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Диссертация защищается перед Государственной экзаменационной комиссией.

1.Постановка вопроса в магистерской диссертации является одним из основных её разделов и предназначена для того, чтобы показать, что решаемая проблема, поставленная в диссертации по выбранной теме задачи, актуальна и требуют скорейшего решения для практики или соответствующей отрасли науки. Обоснование актуальности выбранной темы — начальный этап любого исследования. То, как автор диссертации умеет выбрать тему, насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность.

Постановку задач исследования магистерской диссертации можно представить в виде следующих этапов.

1.1.Выявление потребности в решении конкретной задачи. При различной степени остроты возникает потребность изменения существующей ситуации. Это могут быть знания на уровне локальной теории, например, при необходимости объяснения эмпирического факта или предсказания результата воздействия; технического противоречия, когда известные технологии не позволяют достичь желаемого эффекта; административного противоречия, которое выражается в большом желании каким-то образом изменить положение самому, когда никто не в силах помочь. В некоторых случаях потребность в решении конкретной научной задачи необходимо планировать. Это особенно заметно, например, в области разработки военной техники. Таким образом, возникает потребность в новом научном знании.

1.2.Установление потребности в проведении научного исследования. Проведение научных исследований не требуется, если их ожидаемый результат известен и общедоступен. Первооткрывателем научного факта, теории, процесса, как правило, признается только один ученый или немногочисленная группа ученых-коллег, сделавших новые научные знания общедоступными. При этом следует иметь в виду исторические факты, состоящие в том, что открытия, не ставшие общедоступными, часто не приносят научной славы их авторам. Этот вопрос актуален и сегодня. Трудно рассчитывать на то, что научные труды, опубликованные издательствами периферийных регионов, становятся общедоступными и известными научной общественности центральных районов страны или за рубежом. Для того чтобы научные факты, полученные вами, стали известны всем вашим коллегам по отрасли научного знания, их следует публиковать в центральных научных изданиях, переводящихся на иностранные языки, проявляя при этом достаточно смелости и упорства.

Ученому следует привыкать к тому, что в науке существует серьезная конкуренция, и если вы на рубеже нового знания, то часто слышится дыхание конкурента за плечом. Это выражается в том, что вы начинаете натыкаться в различных, особенно центральных, изданиях на решения задач близких к той, которой вы занимаетесь, и при этом необязательно в той же отрасли науки и в журналах, которые вы привыкли читать, а, например, в научно-популярных журналах. В то же время, методы и результаты решения одной и той же научной задачи могут существенно различаться по форме и существу у различных авторов. Последнее обстоятельство следует правильно использовать для критики и обоснования собственной точки зрения.

После того как проведен тщательный обзор литературы по центральным научным и научно-популярным изданиям и не найдены аналогичные решения, ученому следует строить планы по развертыванию полноценного научного исследования для получения оригинального решения.

1.3. Определение и ранжирование целей научного исследования. Потребность в решении научной задачи органично воплощается в цели научного исследования. Цель - продукт потребности. Четко сформулированная потребность во многом определяет цель. Здесь, по-видимому, уместно остановиться и повторить, что главной целью, определяющей научную деятельность, является получение нового научного знания о реальности из конкретной отрасли науки. Продукт инженерной деятельности - проект, технология, изобретение. Они больше связаны с наукой, однако и они интересуют общество в большей степени с точки зрения практического результата, а не по количеству и качеству полученных знаний. Новое знание - вот основная цель научного диссертационного исследования, представляемого для защиты.

При проведении научного исследования основная цель распадается на подцели, которые определяют в совокупности научно-техническую работу: анализ известного, создание новой методики, постановка эксперимента, обобщение, формулировку научных выводов и т.д. Их следует правильно расставить по своим местам, чем достигается ранжирование целей и определенная последовательность в научном поиске.

1.4. Систематизация предметной области диссертации. Системность - один из существенных признаков научности. Научная систематизация знания обладает целым рядом важных особенностей: стремление к полноте, ясное представление об основах систематизации и их непротиворечивости. Огромная область научных знаний расчленена на отдельные дисциплины.

Системность реализуется через умение классифицировать предмет и объект исследования. Классификация не только сделает исследование системным, но и точно определит ту научную нишу, разработкой которой занимается диссертант.

Удачными можно признать классификации, обладающие свойствами системы, что позволяет назвать их системами-классификациями. Признаки системы-классификации проявляются, прежде всего, в том, что у такой классификации появляются новые интегративные свойства, например эвристические, позволяющие предсказывать или изобретать новые элементы системы, которые ранее были неизвестны, и нахождение их - лишь дело времени. Истории науки известно немало таких примеров. Типичный пример матричной системы-классификации - так называемая таблица химических элементов Д.И. Менделеева.

Классификация считается удовлетворительной, если делит предметную область по трем - шести существенным признакам. Оригинальность при этом достигается, если автору удается сделать классификацию обозримой и наглядной при прочих ее достоинствах, которые сочетаются с возможно более полным охватом систематизируемой предметной области.

1.5. Определение условий и ограничений. Эта процедура позволяет оценить возможности и реальность решения научной задачи. Ограничения могут быть во времени, материальные, информационные, энергетические. Опускаясь на уровень ниже, до более глубокого содержания Вашего научного поиска, можно выявить особенности, которые будут отличать от других лично Вашу концепцию, методологию, структуру, технологию, конструкцию и т.д.

Актуальность объекта исследования диссертации не должна вызывать сомнения у специалистов и быть очевидна. В чем выражается очевидность? Она состоит в том, что специалист действительно осознает наличие проблемы по теме работы в исследуемой области знаний данной отрасли науки. Например, невозможно на данном уровне развития теории что-то объяснить, или невозможно на существующей экспериментальной базе в отрасли что-то измерить с требуемой точностью, или данные эксперимента не соответствуют пониманию процесса, или очень дорого обходится производство данного продукта, существенно отстает качество при существующей технологии, не используются резервы, существует потребность в автоматизации и т.д.

Актуализация темы, прежде всего, предполагает ее увязку с важными научными и прикладными задачами. В сжатом изложении показывается, какие задачи стоят перед теорией и практикой научной дисциплины в аспекте выбранной темы исследования при конкретных условиях; что сделано предшественниками (в общем, конспективном изложении) и что предстоит сделать в данном исследовании.

Освещение актуальности должно быть не многословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной машинописной страницы показать главное суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Таким образом, формулировка проблемной ситуации — очень важная часть введения. Поэтому имеет смысл остановиться на понятии "проблема" более подробно.

При обосновании актуальности, как ни при какой другой категории диссертационного исследования, от соискателя и его научного руководителя требуется целостное представление о развитии конкретной отрасли науки и направлении, представляющем данную отрасль науки. Целостность достигается систематизацией объекта исследования, составлением классификаций, характеризующих направление научного исследования. Это производится на основе информационного поиска по теме диссертации.

2.Информационный поиска по теме диссертации.

Наметив конкретную тему, соискатель должен узнать, в какой мере она освещена ранее опубликованными работами. Для этого необходимо поинтересоваться, что по этой теме сделано за последние минимум десять или даже более лет. Это просмотр книг и статей, научных отчетов по данным отечественной и зарубежной литературы. Этап требует от соискателя значительных усилий по обработке всей доступной информации по вопросам магистерской диссертации. При этом выполняется конструктивная критика известных решений. Указываются причины, вследствие которых ранее полученные результаты не удовлетворяют новым потребностям практики. Почему в новых условиях требуются дополнительные исследования.

С позиции понимания научную информацию, на базе которой строятся основные положения магистерской диссертации, можно в первом приближении разделить следующим образом:

опубликованная, известная научной общественности;

неопубликованная, подготовленная различными лицами;

лично полученная магистрантом, впервые вовлекаемая в научный оборот.

Можно выделить следующие функции, выполняемые известной информацией:

общее и детальное знакомство с темой исследования;

классификация существующих позиций по проблеме исследования, сравнительный анализ точек зрения;

выявление признаков новизны темы исследования, определение целей и задач собственной работы;

обращение к другим трудам как средству дополнительной аргументации или освобождения от необходимости разработки отдельных аспектов темы; ссылки на авторитеты играют заметную роль.

На базе использования известной литературы соискатель должен сформулировать основные позиции теории исследуемого вопроса. С позиции построенной теории критически проанализировать существующие теоретические взгляды на проблему, показать преимущества своей платформы со стороны объяснительной, прикладной и прогностической функций теории. Этим обеспечивается шаг вперед в теории проблемы.

Магистранты, не имеющие четкого представления о целях, задачах и проблемах своего исследования, уподобляются трудолюбивому коллекционеру, собирающему все, что имеет малейшее отношение к теме магистерской диссертации. Если подобное усердие сочетается с недостаточным умением подвергать материал первичной обработке, то незадачливый магистрант вскоре начинает тонуть в пучине накопленного материала. При этом отдельные разделы его труда оказываются не обеспеченными необходимым теоретическим и фактическим материалом.

При сборе материала следует ориентироваться на то, что магистерская диссертация - квалификационная работа и, следовательно, основным ее содержанием должны быть новые научные факты, связи, гипотезы. Конечно, в магистерской диссертации невозможно обойтись без известного материала, но он должен быть сведен к минимуму, играя роль исходных методологических принципов либо логических связок в тексте, либо материала, подвергаемого критическому анализу с позиции выдвигаемых соискателем идей или приводимого для сравнительных оценок.

Следующий момент состоит в том, что магистрант должен четко уяснить, каков характер его будущего исследования: преимущественно фундаментальный или преимущественно прикладной. Это позволит расставить акценты при сборе материалов. В работе прикладного характера перед соискателем может не стоять задача по разработке аргументированной теории изучаемого вопроса, поскольку он может исходить из какой-либо устоявшейся теоретической платформы и лишь в ходе обобщения практики уточнить некоторые ее положения. В этом случае сбор материалов по теории вопроса ограничивается выяснением наиболее важных точек зрения с системой привязанных к ним доказательств, что предполагает сужение круга привлекаемых источников. В другом случае, если в магистерской диссертации стоит задача разработки теории вопроса или обоснования и более основательно аргументирования одной из существующих позиций, то предполагается иной подход к сбору теоретической информации и использование более широкого круга источников.

Сбор материалов, как в целом все исследование, призван работать на новизну. Все, что не действует в этом направлении, отсеивается.

Монолит будущей магистерской диссертации рассекается на части в соответствии с проблемами, по которым идет сбор материала: анализ, теория, эксперимент, практика. При этом соискатель может использовать систему папок или картотек по каждой проблеме и в рамках этих проблем отбор материала осуществляется с позиций потребности для формирования оригинальности и новизны работы.

Целенаправленность сбора материала может усилить ориентация соискателя на наполнение защищаемых им положений и выводов в работе с учетом, как уже отмечалось, характера результатов.

Следующий принцип отбора материала вытекает из понимания магистерской диссертации как синтеза теоретической и прикладной частей. Теория должна иметь продолжение в практике, а практика - теоретическое обоснование.

И, наконец, один из первостепенных принципов отбора материала v принцип достоверности.

При работе с массивами данных важно показать представительность сделанных выборок (репрезентативность). Важную роль играет сопоставимость результатов, полученных магистрантом и другими авторами. Несопоставимость результатов может вытекать из различия условий проведения исследований, диапазона и точности измерений, принятых допущений, разного понимания авторами физической сущности измеряемой или представляемой величины при одном и том же ее названии и условном обозначении.

Освещение состояния вопроса исследований заканчивается краткими выводами. Перечисляется круг проблемных вопросов и задач, которые необходимо исследовать в работе.

Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск нового материала.

Изучение научной литературы — серьезная работа. Поэтому статью или книгу следует читать с карандашом в руках, делая выписки. Если имеется собственный экземпляр журнала или книги, то можно делать пометки на полях. Это существенно облегчает в дальнейшем поиск необходимых материалов.

Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам:

общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

беглый просмотр всего содержания;

чтение в порядке последовательности расположения материала;

выборочное чтение какой-либо части произведения;

выписка представляющих интерес материалов;

критическая оценка записанного, его редактирование и "чистовая" запись как фрагмент текста будущей диссертационной работы.

Можно рекомендовать еще и такой способ изучения. Страницу тетради надо поделить пополам вертикальной чертой. С левой стороны сделать выписки из прочитанного, а с правой — свои замечания, выделяя подчеркиванием слов особо важные места текста.

При изучении литературы не нужно стремиться только к заимствованию материала. Параллельно следует обдумать найденную информацию. Этот процесс должен совершаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания.

При изучении литературы по выбранной теме используется не вся информация, в ней заключенная, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме диссертации и является потому наиболее ценной и полезной. Таким образом, критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в диссертации.

Изучая литературные источники, нужно очень тщательно следить за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться. Работая над каким-либо частным вопросом или разделом, надо постоянно видеть его связь с проблемой в целом, а разрабатывая широкую проблему, уметь делить ее на части, каждую из которых продумывать в деталях.

Возможно, что часть полученных данных окажется бесполезной: очень редко они используются полностью. Поэтому необходим их тщательный отбор и оценка. Научное творчество включает значительную часть черновой работы, связанной с подбором основной и дополнительной информации, ее обобщением и представлением в форме, удобной для анализа и выводов. Факты, применяя образное сравнение, не лежат на поверхности, а скрыты подобно самородкам и крупицам золота, рассеянным в громаде пустой породы. Из этого позволительно сделать вывод, что отбор научных фактов — не простое дело, не механический, а творческий процесс, требующий целеустремленной работы.

Ученый похож на строителя сложного и оригинального сооружения. Он бережно собирает нужные строительные материалы, все складывается в строгом и определенном порядке. Не беда, если материалы собраны в некотором избытке, лишь бы не было в них недостатка.

Нужно собирать не любые факты, а только научные факты. Понятие "научный факт" значительно шире и многограннее, чем понятие "факт", применяемое в обыденной жизни. Когда говорят о научных фактах, то понимают их как элементы, составляющие основу научного знания, отражающие объективные свойства вещей и процессов. На основании научных фактов определяются закономерности явлений, строятся теории и выводятся законы.

Научные факты характеризуются такими свойствами, как новизна, точность, объективность и достоверность. Новизна научного факта говорит о принципиально новом, неизвестном до сих пор предмете, явлении или процессе. Это не обязательно научное открытие, но это новое знание о том, чего мы до сих пор не знали.

Большое познавательное значение новых научных фактов требует учета и критической оценки их действенности. В одних случаях знание новых фактов расширяет наши представления о реальной действительности; в других — обогащает наши возможности для ее изменения; в третьих — настораживает и заставляет людей быть бдительными, чтобы новые знания о природе вещей не послужили во вред человеку.

Точность научного факта определяется объективными методами и характеризует совокупность наиболее существенных признаков предметов, явлений, событий, их количественных и качественных определений.

При отборе фактов надо быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. В самом деле, сущность нового в науке не всегда отчетливо видна самому исследователю. Новые научные факты, иногда довольно крупные, из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.

Достоверность научного факта характеризует его безусловное реальное существование, подтверждаемое при построении аналогичных ситуаций. Если такого подтверждения нет, то нет и достоверности научного факта.

Достоверность научных фактов в значительной степени зависит от достоверности первоисточников, от их целевого назначения и характера их информации. Очевидно, что официальное издание, публикуемое от имени государственных или общественных организаций, учреждений и ведомств, содержит материалы, точность которых не должна вызывать сомнений.

Монография как научное издание, содержащее полное и всестороннее исследование какой-либо проблемы или темы; научный сборник, содержащий материалы научной конференции; научный сборник, включающий исследовательские материалы учреждений, учебных заведений или обществ по важнейшим научным и научно-техническим проблемам, — все эти издания имеют принципиальное научное значение и практическую ценность. В своей основе они безусловно принадлежат к числу достоверных источников. Практически абсолютной достоверностью обладают описания изобретений.

Что касается научных статей, то здесь с позиций достоверности их следует рассматривать по видам и в зависимости от того, к каким наукам они относятся: к научно-техническим или гуманитарным.

Теоретическая статья в области технических и других точных наук обычно отличается точностью доказательств с применением современных математических методов, моделирования, с привлечением данных экспериментальных исследований. В такой статье сведения достаточно обоснованны. Результаты расчетов и экспериментов, их оценочные данные, методики, условия решения задачи, а также другая информация — все это обычно носит достоверный характер.

В области техники, математики, естествознания часто приходится иметь дело со статьями, в которых обосновываются и излагаются результаты завершенных исследований. Наряду со сведениями, относящимися к ходу исследований, в таких статьях приводятся данные об апробации полученных результатов, об их состоявшейся или возможной реализации, об экономической или производственной эффективности и др. Подобные сведения свидетельствуют об оригинальности статьи, ее теоретической и практической значимости.

Следует выделить научно-технические статьи, в которых могут содержаться результаты незаконченных научных исследований. Такие результаты считают предварительными, поэтому они должны быть подвергнуты особо тщательному анализу и оценке.

Самостоятельное значение имеет информационная статья. С подобной статьей можно встретиться в любой научной области. Информационная статья обычно оперативна и актуальна, она содержит сжатое, конкретное изложение каких-либо фактов, сообщение о каком-либо событии, явлении. В технических науках к информационной можно отнести статью, в которой приводятся сведения об изделиях, о технологических процессах и т.п.

Подобно статьям, различной степенью достоверности обладают также доклады, прочитанные на научных конференциях, симпозиумах и т.п. Одни из них могут содержать обоснованные, доказанные, апробированные сведения, другие — включать вопросы постановочного характера, предложения и т.п.

О достоверности исходной информации может свидетельствовать не только характер первоисточника, но и научный, профессиональный авторитет его автора, его принадлежность к той или иной научной школе.

Во всех случаях следует отбирать только последние данные, выбирать самые авторитетные источники, точно указывать, откуда взяты материалы. При отборе фактов из литературных источников нужно подходить к ним критически. Нельзя забывать, что жизнь постоянно идет вперед, развиваются науки, техника и культура. То, что считалось абсолютно точным вчера, сегодня может оказаться неточным, а иногда и неверным.

Особой формой фактического материала являются цитаты**, которые органически вплетаются в текст диссертации, составляя неотъемлемую часть анализируемого материала. Они используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д. Цитаты служат необходимой опорой автору диссертации в процессе анализа и синтеза информации. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики обозреваемого явления. Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных положений, которые приводит соискатель.

Во всех случаях число используемых цитат должно быть оптимальным, т.е. определяться потребностями разработки темы диссертации.

От ее автора требуется установить, уместно ли применение цитат в конкретном контексте, нет ли в них искажений смысла анализируемых источников. Причины искажений могут быть различными. В одних случаях из первоисточника могут быть взяты слова, которые не определяют сути взглядов его автора. В других — цитаты ограничиваются словами, которые содержат только часть мысли, например ту, которая больше отвечает интересам автора диссертации. Иногда в цитате излагается точка зрения не на тот предмет, который рассматривается в данном контексте. Возможны и иные смысловые неточности при цитировании.

Наряду с прямым цитированием часто прибегают к пересказу текста первоисточника. В этом случае также не исключается вероятность искажения смысла, поэтому текст пересказа надо тщательно сверять с первоисточником.

Отобранный фактический материал тщательно регистрируется. Формы его регистрации довольно разнообразны. Укажем только наиболее распространенные:

записи результатов экспериментальных исследований, различного рода измерений и наблюдений;

выписки из анализируемых документов, литературных источников (статей, книг, авторефератов, диссертаций и др.).

При этом обязательно на таких выписках точно указывать источник заимствования, чтобы при необходимости их легко можно было найти.

Одновременно с регистрацией собранного материала следует вести его группировку, сопоставлять, сравнивать полученные цифровые данные и т.п. При этом особую роль играет классификация, без которой невозможны научное построение или вывод.

Классификация дает возможность наиболее коротким и правильным путем войти в круг рассматриваемых вопросов. Она облегчает поиск и помогает установить ранее не замеченные связи и зависимости. Классификацию надо проводить в течение всего процесса изучения материала. Она является одной из центральных и существенных частей обшей методологии любого научного исследования.

3.Определение объекта и предмета исследования.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеют важное значение. Они если не целиком, то в очень большой степени определяют стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему — значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования. Таким образом, если магистранту удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему, а следовательно, и сформулировать ее суть. Далее формулируются объект и предмет исследования.

Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет — это то, что находится в границах объекта.

Проводимая по результатам информационного поиска классификация позволяет в целом изложить понимание направления развития и более подробно остановиться на той области, где находится предмет исследования диссертанта, который формулируется как тема работы. При этом необходимо обратить внимание соискателя на тот недостаток, что часто обосновывается актуальность только направления исследования как целой отрасли науки и не приводится обоснование конкретно выбранной соискателем темы.

Диссертант часто не останавливается на актуальности предмета исследования диссертации и новом знании об объекте исследования. Новое знание, получаемое диссертантом, сам подход ее решения, пути достижения результата, метод исследования могут представлять значительный интерес, иногда не только для отдельной отрасли знания, но и для науки в целом.

Следует отметить, что иногда тема магистерской диссертации может показаться на первый взгляд неактуальной вследствие отсутствия должного ее обоснования, особенно постороннему взгляду, например, члену государственной аттестационной комиссии, не занимающемуся проблемами по теме диссертации соискателя, что, в конечном итоге, может отразиться на результатах защиты. Поэтому актуальность диссертации должна быть наглядно показана.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание магистранта, именно предмет исследования определяет тему диссертационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. Следует отметить, что магистранты часто избегают брать узкие темы. Это неправильно. Дело в том, что работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятельными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально. Вначале, кажется, что она настолько узка, что и писать не о чем. Но по мере ознакомления с материалом это опасение исчезает, исследователю открываются такие стороны проблемы, о которых он раньше и не подозревал.

4. Формулировка цели и конкретных задач исследования. От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить.., описать.., установить.., выяснить.., вывести формулу и т.п.). Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав диссертационной работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Задачи представляют собой «ступени» по достижению цели исследования при некоторых исходных данных, ограничениях и условиях в пространстве и времени, в материальных средствах, энергии и информации. Обычно именно ограничения, условия, исходные данные превращают фантастический проект в научную задачу или научную проблему. В работе, как правило, формулируется несколько задач, что связано с различными аспектами общей проблемы: необходимостью развития теоретических положений предмета исследования, проведением испытаний, разработкой новых методов, разработкой рекомендаций по использованию новых знаний и др.

5. Выбор метода (методики) проведения исследования.

Методы исследования служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели. Методы должны быть научно обоснованными. Основными признаками научной обоснованности являются научная новизна, полезность и достоверность исследований. Новизна магистерской диссертации и тема органично связаны. При этом должна существовать гипотеза новизны исследования, что обеспечивает выход на круг вопросов, приводящих к образованию ядра исследования, обладающего существенными признаками новизны, оригинальности. Иногда это ядро исследования называют изюминкой магистерской диссертации.

Научная новизна - главное требование к магистерской диссертации. Это значит, что магистерская диссертация должна содержать новое решение научной задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, или новые научно обоснованные разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач экономики или обороноспособности.

Что стоит за положением содержать решение научной задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний? Попробуем это уточнить. Безусловно, предполагается, что решение научной задачи при данных условиях и в такой постановке получено впервые. В магистерской диссертации речь идет о задаче, которая должна быть научной, то есть быть следствием развития отрасли науки - математики, физики, техники и других как очередной этап. Технику многие авторы отделяют от науки, говорят и пишут наука и техника. На наш взгляд, наука и техника не противостоят, а дополняют друг друга.

Очень важен вопрос о новой задаче, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний. В вопросе скрываются два понятия, требующих разъяснения: новизна, или степень новизны задачи и ее существенность для отрасли знания. Новизна знания в научном смысле предполагает открытие, разработку, формулирование нового знания для отрасли науки, общества. Новизна может быть связана как со старыми идеями, что выражается в их углублении, конкретизации, дополнительной аргументации, показом возможного использования в новых условиях, в других областях знания и практики, так и с новыми идеями, выдвигаемыми лично соискателем.

О существенности решаемой научной задачи можно судить по следствиям полученного решения научной задачи на положения теории конкретной науки, по изменению точки зрения на протекание какого-либо явления, процесса, его влиянии на развитие науки и технологии.

Выявить и определить новизну позволяют следующие положения:

Анализ современного состояния проблемы на основе обстоятельного изучение литературы по предмету исследования с анализом его исторического развития; распространенная ошибка соискателей заключается в том, что за новое положение выдается известное, но не оказавшееся в их поле зрения при изучении литературы;

 рассмотрение существующих точек зрения, критический анализ и сопоставление которых в свете задач магистерской диссертации часто приводят к новым или компромиссным решениям;

 вовлечение в научный оборот нового цифрового и фактического материала, например, в результате проведения эксперимента - это уже заметная заявка на оригинальность;

 детализация известного процесса, явления; подробный анализ практически любого интересного в научном отношении объекта приводит к новым полезным результатам, выводам, обобщениям.

Элементы новизны, которые могут быть представлены в работе:

новый объект исследования, т.е. задача, поставленная в магистерской диссертации, рассматривается  впервые;

новая постановка известных проблем или задач (например, сняты допущения, приняты новые условия);

новый метод решения;

новое применение известного решения или метода;

новые следствия из известной теории в новых условиях;

новые результаты эксперимента, их следствия;

новые или усовершенствованные критерии, показатели и их обоснование;

разработка оригинальных математических моделей процессов и явлений, полученные с их использованием данные;

разработка устройств и способов на уровне изобретений и полезных моделей.

В отношении последнего пункта иногда возникают разногласия, суть которых - к научному или практическому результату работы, выразившемуся в создании изобретения, отнести изобретение, имеет оно научную новизну или нет. Оппоненты говорят, что здесь мы имеем дело с технической новизной, которая не имеет статуса нового научного результата.

Попробуем разобраться с этой проблемой. Будем руководствоваться тезисом новый научный результат - это впервые установленное достоверное знание из определенной отрасли науки. В данном случае мы имеем дело с технической отраслью науки. Но и в технической отрасли, как и любой другой, например физико-математической, могут быть получены новые достоверные знания, что позволяет их назвать научными, а точнее - научно-техническими. Термин технический стоит ниже в иерархии и поэтому не конфликтует с термином научный, а дополняет его. С другой стороны, в составе изобретения обязательно обосновывается критерий новизна. Новизна устройства или способа считается доказанной, если существенные признаки изобретения отличаются от существенных признаков прототипа и аналогов. Без новизны нет изобретения. Таким образом, мы имеем дело с новым знанием об организации технической системы (устройства или способа) и, следовательно, изобретение можно считать научным результатом из технической отрасли науки.

Не менее важным критерием качества магистерской диссертационной работы является критерий полезности исследования. Полезность результатов магистерской диссертации в обязательном порядке устанавливается и обосновывается.

Приведем часто используемые аргументы при обосновании полезности исследований. К ним можно отнести наличие:

положительных результатов использования разработок магистерской диссертации в обществе, производстве, отрасли науки, какой-либо практике;

положительных эффектов от использования изобретений и полезных моделей;

практических рекомендаций для построения некоторой системы, сценария по достижению результата;

рекомендаций, предназначенных для конструкторских и технологических отделов и бюро предприятий отрасли;

предложений, позволяющих совершенствовать методику исследования, технологию производства, точность измерений;

знаний, полезных для использования в учебном процессе средней или высшей школы.

По-видимому, не имеет смысла доказывать актуальность, новизну и полезность результатов исследований, если полученные результаты не являются достоверными. Обоснование научного знания и приведение его в стройную единую систему всегда были важнейшими факторами развития науки.

При обосновании теоретических результатов обязательными являются следующие требования:

непротиворечивость;

соответствие эмпирическим данным;

состоятельность при описании известных явлений;

способность в предсказании новых явлений.

Следует строго соблюдать один из законов логики - закон достаточного основания: всякая мысль, чтобы стать достоверной, должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана или самоочевидна.

Обоснованность результатов исследования достигается:

 базированием на строго доказанных и корректно используемых выводах фундаментальных и прикладных наук, положения которых нашли применение в работе;

 проверкой теоретических положений и новых решений, идей, экспериментальными исследованиями;

 метрологическим обеспечением экспериментальных исследований;

 комплексным использованием известных, проверенных практикой теоретических и эмпирических методов исследования;

 разработанными автором теоретическими положениями для данной конкретной задачи;

 согласованием новых положений с уже известными теоретическими положениями науки;

 согласованием новых положений теории с практикой и экспериментальными данными автора и других авторов;

 устранением противоречий между теоретическими положениями, развитыми автором, и известными законами эволюции науки, техники, знания; обоснованием результатов с помощью известных процедур проектирования, методов поиска решений, а также физического и математического моделирования;

 сопоставлением результатов эксперимента и испытаний, проведенных соискателем, с известными экспериментальными данными других исследователей по тем же проблемам;

 публикациями основных результатов работы в рецензируемых центральных изданиях;

 обсуждением результатов магистерской диссертации на конференциях и симпозиумах, получением рецензий от ведущих специалистов по вопросам работы;

 использованием результатов в практике с оценкой результатов.

Необходимая полнота решения проблемы о достоверности достигается с помощью экспериментальной проверки теоретических положений магистерской диссертации, а также согласованностью собственных экспериментальных данных с экспериментальными данными других исследователей.

Достаточность решения заключается в согласованности полученных магистрантом экспериментальных данных с известными теоретическими положениями других авторов и с обоснованными и согласованными теоретическими решениями, полученными лично магистром.

6. Описание процесса и анализ результатов теоретических и экспериментальных исследования— основные части работы, в которой освещаются методика и техника исследования с использованием логических законов и правил.

Заключительным этапом научного исследования является формулирование выводов и оценка полученных результатов, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной работы. Они должны быть однозначно связаны с поставленными ранее задачами исследований, представлять некоторый вариант их решения.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ Подготовки магистерской

диссертации

2.1. Назначение руководителя магистерской диссертации

Назначение научных руководителей осуществляется приказом ректора Горного университета по представлению выпускающей кафедры после вступительных экзаменов в магистратуру с учетом предложенной абитуриентом проблематики диссертации и научной специализации преподавателей университета.

Первая консультация магистранта у научного руководителя должна состояться для обсуждения рабочей формулировки темы и проекта индивидуального плана работы над магистерской диссертацией. Подготовленный проект индивидуального плана работы и рабочая формулировка темы выносятся на обсуждение кафедры.

В течение семестра магистрант отчитывается перед руководителем о проведенной работе, в соответствии с утвержденным кафедрой индивидуальным планом работы над диссертацией и требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательской практике магистранта в данном семестре.

Решение об изменении научного руководителя может быть принято Ученым советом Горного университета не позднее 15 октября второго года обучения.

Внесение изменений в темы магистерских диссертаций после их утверждения приказом по Университету осуществляется по представлению научного руководителя после обсуждения на заседании кафедры в установленном порядке и производится не позднее назначенной даты предварительной защиты диссертации.

Подготовка к написанию магистерской диссертации начинается с первых дней обучения в магистратуре. Магистрант совместно с научным руководителем работы выбирают предмет (объект) исследования, который чаще всего формулируется на основе бакалаврской выпускной квалификационной работы, а также опыта выступлений на научных конференциях, составляют индивидуальный план работы магистранта, который утверждают заведующий кафедрой и декан факультета.

Огромное значение для успешного выполнения магистерской диссертации имеет выбор темы диссертации. Под темой диссертации принято понимать то главное, о чем в ней говорится. Это и материал, отобранный и организованный в соответствии с задачами исследования. Это и предмет изучения, отраженный в определенном аспекте и ставший, поэтому содержанием диссертационного сочинения.

Темы магистерских диссертаций определяются высшим учебным заведением. Студенту-магистранту предоставляется право выбора темы диссертации вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

Тема диссертационной работы должна определяться и закрепляться в начале магистерской подготовки. Она чаще всего выбирается из списка, рекомендованного соответствующими профилирующими кафедрами данного высшего учебного заведения.

При выборе темы очень важно учитывать общий стаж в избранной области знаний, предыдущий "задел" в ней, а также опыт выступлений в научных кружках или на собраниях специалистов с научными сообщениями и т.п. Большое значение имеет опыт работы и тематика бакалаврской выпускной работы, которую можно рассматривать как задел по магистерской диссертации.

Существенную помощь в выборе темы оказывают ознакомление с аналитическими обзорами и статьями в специальной периодике, а также беседы и консультации со специалистами-практиками, в процессе которых можно выявить важные вопросы, еще мало изученные в науке.

Огромное значение имеет обсуждение выбора темы диссертации с научным руководителем.

Выбрав тему, диссертант должен уяснить, в чем заключаются цель, конкретные задачи и аспект ее разработки. Для этого надо определить, в чем заключаются сущность предлагаемой идеи, новизна и актуальность темы, ее теоретическая новизна и практическая ценность. Это значительно облегчит оценку и окончательное решение выбора именно данной темы.

Выбранная тема (а также научный руководитель диссертанта) утверждается приказом ректора учебного заведения. Причем она утверждается лишь при условии обеспечения должного научного руководства.

Научным руководителем диссертанта назначается, как правило, профессор выпускающей кафедры (для работ, выполняемых на стыке научных направлений, — с привлечением одного или двух научных консультантов).

Научный руководитель направляет работу диссертанта, помогая ему оценить возможные варианты решений, но выбор решений — это задача самого диссертанта. Он как автор выполняемой работы отвечает за принятые решения, за правильность полученных результатов и их фактическую точность.


2.2. Составление плана и структурные элементы магистерской диссертации

План магистерской диссертации разрабатывается при непосредственном участии и под руководством научного руководителя магистерской работы и является продолжением разработанной и утвержденной темы диссертационного исследования, т. е. замысла предполагаемого научного исследования. План магистерской диссертации утверждается на заседании кафедры.

Поскольку диссертация является выпускной квалификационной работой, ее оценивают не только по теоретической научной ценности, актуальности темы и прикладному значению полученных результатов, но и по уровню обще-методической подготовки этого научного труда, что, прежде всего, находит отражение в его структуре.

Структура диссертации – это последовательность расположения её основных частей, к которым относят основной текст (т.е. главы и параграфы), а также части её справочно-сопроводительного аппарата. Объем диссертации может быть подготовлен в пределах 80 страниц машинописного текста формата А4.

Структура, объем и содержание магистерской диссертации определяются его темой.

Магистрант волен избирать любую структуру диссертации, чтобы получить внутреннюю логическую связь в таком виде, какой он считает лучшим, наиболее убедительным для раскрытия своего творческого замысла. Традиционно сложилась и может быть рекомендована определенная структура магистерской диссертации, основными структурными элементами которой в порядке их расположения являются следующие:

1. Титульный лист, задание

2. Оглавление

3. Введение

4. Основная часть

5. Заключение

6. Библиографический список

7. Приложения

2.2.1. Аннотация

В аннотации приводится краткое содержание поставленной проблемы, методы ее решения и полученные результаты.

2.2.2 Титульный лист

Титульный лист и задание являются первыми страницами диссертационной работы и заполняются по строго определенным правилам. Образец оформления титульного листа и задания магистерской диссертации приведен в приложении (прил.1 и 2).

2.2.3. Содержание

Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование) и заключение.

Наименования разделов и подразделов должны быть краткими. Переносы слов в заголовках не допускаются. Печатаются они прописными буквами. Кроме того, работа может иметь приложения, в которые следует включать массивы повторяющихся данных: таблицы, фотографии и др.

2.2.4. Оглавление

Оглавление представляет собой содержание диссертации и включает наименование всех разделов и подразделов с указанием номера начальной страницы.

2.2.5. Введение.

Этот раздел должен быть целенаправленным и содержать только те сведения, которые относятся к теме работы. Недопустимо перегружать его общими рассуждениями.

Здесь обосновываются актуальность выбранной темы, определяется ее теоретическое и практическое значение, цель и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования, указывается избранный метод исследования, сообщается, в чем заключаются теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов, а также отмечаются положения, которые выносятся на защиту, приводится перечень разрабатываемых вопросов, уровень практической реализации проекта, а также краткая аннотация основных разделов. Констатируются информационная база исследования, сведения о патентных исследованиях, если они проводились, используемые методы, основные авторитетные авторы и источники в данной области, степень изученности проблемы. Дается краткая характеристика структуры работы.

Таким образом, введение очень ответственная часть диссертации, поскольку оно не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые ее квалификационные характеристики.

2.2.6. Основная часть

В основной части диссертационной работы подробно рассматриваются методика и техника исследования и обобщаются результаты. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания и решения научной задачи, выносятся в приложения.

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме диссертационной работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение диссертанта сжато, логично и аргументировано излагать материал, изложение и оформление которого должны соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в открытую печать.

2.2.7. Заключение

Диссертационная работа заканчивается заключительной частью, которая так и называется «Заключение». Как и всякое заключение, эта часть диссертации выполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

В заключении формируются основные выводы по результатам диссертации и даются рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятия.

2.2.8. Список использованных источников (библиографический список, приложение 3)

Этот раздел магистерской диссертации должен содержать расположенный по алфавиту перечень использованных в процессе работы над диссертацией различных информационных источников: монографии, учебники, учебные пособия, статьи, тезисы доклада, сайты Интернета и т.д..

2.2.9. Приложения.

Приложения к диссертации состоит из вспомогательного материала, на который в текстовой части диссертации имеются ссылки, например, формы документов (желательно заполненные), инструкции, карты, таблицы, расчеты, компьютерные программы, экранные формы и т.д.

На ВКР должны быть получены отзывы научного руководителя и рецензента. Основные показатели оценки ВКР приведены в приложении 4,6.


3. Оформление диссертационной работы

3.1. Основные принципы оформления диссертационной работы

Принято считать, что оформление — заключительный этап создания рукописи магистерского диссертационного исследования. На самом деле это не так. Общеизвестно, что форма неразрывно связана с содержанием. И хотя эта мысль стала тривиальной, многие авторы диссертационных работ считают, что оформлять текст следует лишь тогда, когда рукопись уже готова. Безусловно, они ошибаются.

Дело в том, что определение формы научного произведения сопутствует составлению плана исследования. Именно тогда выявляются контуры будущего научного произведения, намечается характер и объем иллюстративного материала, складывается в основном круг источников. Это общее организационное условие говорит о том, что поиск оптимальной формы научного произведения идет на каждой стадии исследования. Поэтому работа над формой диссертации может в значительной степени предвосхитить при определенных условиях ее содержание.

Таким образом, все это позволяет сделать вывод, что оформление диссертационного исследования — это одновременный с созданием его содержания очень важный процесс, который откладывать "на потом" нельзя. Причем оформление диссертационной работы должно быть на высоком уровне и соответствовать требованиям, предъявляемым к рукописям, направляемым в печать. А поскольку эти требования в настоящее время очень высоки, имеет смысл подробно рассмотреть порядок представления в печать отдельных видов текстового, табличного, формульного и иллюстративного материала, а также правила оформления библиографического аппарата диссертации и требования к ее перепечатке. Начнем с рассмотрения общего порядка представления таблиц, чтобы помочь автору диссертационной работы в наибольшей мере приблизить их оформление к издательским требованиям. Такой порядок заключается в соблюдении ряда технико-орфографических правил. Укажем на основные из них.

3.2. Требования к изложению текста и оформлению ВКР

Текст работы излагается на русском языке формально-логическим способом с раскрытием причинно-следственных связей, состоит, главным образом, из рассуждений и умозаключений, позволяющих обосновать полученное решение. Текст должен быть тщательно выверен и не содержать грамматических ошибок. Для достижения чёткой, ясной и краткой формулировки своих мыслей в тексте следует применять научно-технические термины, обозначения, определения и единицы физи­ческих величин, установленные действующими стандартами (по системе СИ).

Выпускная квалификационная работа магистра должна быть пред­став­лена в форме рукописи в печатном виде на листах формата А4 (210х297 мм) на одной стороне листа белой бумаги, иллюстрации, таблицы и гра­фики допускается представлять на формате А3,А2 или А1. Печать должна быть выполнена шрифтом Times New Roman, кегель -12, через 1,5 интер­вала, правое поле 10 мм, левое -30 мм, верхнее и нижнее –по 20 мм, абзац –отступ 1,27 мм, форматирование по ширине, на странице дол­жно по­ме­щаться 28-30 строк по 56-60 знаков. Общий объём работы не дол­жен пре­вышать 80 страниц (без приложений). Готовая работа должна быть пред­­ставлена в папке-скоро­сши­ва­те­ле. Возможно использование проз­рач­ных корманов-файлов, тогда листы встав­ляются с обеих сторон кармана.

В конце записки располагается спецификация графического материала. В рукопись вкладываются: рецензия и отзыв руководителя. Расчётные разделы и подразделы следует излагать в следующей последовательности: цель раздела, используемые методы и пути её достижения, обоснование расчётной схемы, математической модели и принятых допущений, сами расчёты, анализ результатов, выводы. Числовые значения и результаты вычислений по формулам указывают в тексте с тем количеством значащих цифр, которые диктуются точностью использованных математических моделей. Дробные числа приводятся в виде десятичных дробей. При необходимости сопоставления числовых величин они должны даваться с одинаковым количеством десятичных знаков. Значительный по объёму числовой материал рекомендуется оформлять в таблицах.

Нумерованные формулы, а также формулы с расшифровкой, следует располагать отдельными строками. Несложные ненумерованные формулы допускается помещать внутри текста. Пояснение символов и числовых коэффициентов следует производить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны. Пояснения начинаются с новой строки словом “где” без двоеточия. Уравнения и формулы выделяют в отдельную строку, оставляя по одной свободной строки сверху и снизу. Несложные ненумерованные формулы допускается помещать внутри текста. Нумерация формул может быть сквозной (то есть с первой до последней во всей записке) или в соответствии с текущим разделом. Номера формул ставятся в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. При первичной ссылке на формулу пишут “в формуле (2)”, при повторной ссылке на ранее упомянутые формулы пишут “см. формулу (2)”.

Цифровой материал рекомендуется располагать в таблицах, которые размещают непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте работы. Нумерация таблиц может быть сквозной (то есть с первой до последней во всей записке) или в соответствии с текущим разделом. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова “Таблица”, например “Таблица 1”. Если таблица расположена не на одной странице, то на каждой следующей странице пишут “Продолжение табл. 1”. При первичной ссылке на таблицу пишут “в табл.2”, при повторной ссылке на ранее упомянутую таблицу пишут “см. табл. 2”.

Наименование разделов записываются в виде заголовка прописными буквами (“СОДЕРЖАНИЕ”, ”ВВЕДЕНИЕ” и т.д.) симметрично тексту, а наименования подразделов – в виде заголовка строчными буквами, кроме первой прописной, с абзацного отступа. Переносы слов в заголовках не допускаются и точки в конце не ставятся, однако предложения в заголовке разделяются точками. Расстояние между заголовками структурных элементов ВКР и разделов основной части и текстом должно составлять не менее 15 мм (три интервала). Каждый раздел (главу) рекомендуется начинать с новой страницы, подразделы и пункты – через 4,5 интервала от последней строки предыдущего текста.

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы проставляют вверху в середине каждого листа без точки в конце. Титульный лист (первый) и задание (второй лист) включается в общую нумерацию, но номер страницы на них не проставляют, а на следующий за ними лист ставится номер “3”.

Иллюстрации могут быть выполнены карандашом или тушью на бумаге или кальке, отпечатаны с использованием множительной техники или компьютера. Иллюстрации размещаются непосредственно после текс­та, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Все ил­люст­рации именуются рисунками и нумеруются. Обозначают иллюстрацию буквами “Рис.”, далее идёт номер рисунка. Нумерация ри­сун­ков может быть сквозной (то есть с первой до последней во всей записке) или в соответствии с текущим разделом. После номера ставится точка и пишется название иллюстрации. При ссылке на ранее упомянутые пишут “см. рис.2”. При первичной ссылке на иллюстрации пишут “на рис.2”, при повторной ссылке на ранее упомянутую иллюстрацию пишут “см. рис. 2”.

Ссылки на литературу следует приводить, записывая в квадратных скобках порядковый номер по списку литературы, например [3] или [3 C.42], где первая цифра-номер данного источника в списке использованной литературы, вторая-номер страницы в этом источнике, если есть необходимость её указывать.

3.3. Примерные темы выпускных квалификационных работ

  1. Оптимизация методики контроля газопроводов в зоне арктического континентального шельфа.
  2. Акустический метод и устройство диагностики двигателя горных машин.
  3. Контроль детонирующих веществ рентгеновским излучением.
  4. Радиоволновой прибор и методика поиска металлических включений в горной породе.
  5. Устройство и методика сейсмоакустического контроля геомеханического состояния горных пород.
  6. Интерферометрия взрывчатых веществ.
  7. Автоматизированная система структурного анализа металлов.
  8. Разработка методики люминесцентного контроля минерального сырья (руда).
  9. Прибор-дозиметр шумового фона на горнодобывающем производстве.
  10. Методики и устройства обнаружения проливов нефти при ее транспортировке на основе метода люминесценции.
  11. Методика приборного контроля сопроводительной документации транспортируемых грузов горных предприятий.
  12. Разработка метода контроля физических свойств бурового раствора с использованием методов фотометрии.
  13. Разработка методики контроля трубопроводов с использованием изгибных волн.
  14. Исследование взрывчатых веществ с помощью капиллярного электрофореза.
  15. Вихретоковые преобразователи для контроля электропроводности неферромагнитных сплавов.
  16. Разработка системы дистанционного видеонаблюдения на горных предприятиях с использованием технологий фирмы National Instrument.
  17. Методы и приборы контроля и идентификации драгметаллов и изделий из них.
  18. Вихретоковые преобразователи для контроля электропроводности неферромагнитных сплавов.
  19. Разработка методики неразрушающего контроля физико-механических свойств горных пород.
  20. Акустический прибор контроля шумового фона.
  21. Выбор метода и разработка методики неразрушающего контроля состояния деревянных столбов ЛЭП конкретных типоразмеров в полевых условиях.
  22. Прибор контроля влажности материалов.
  23. Разработка детектора для радиационного контроля воды.
  24. Компьютеризированный стенд для контроля параметров работы подшипников качения.
  25. Разработка акустического измерителя скорости звука в морской воде.
  26. Разработка методов и средств контроля металлов, сплавов, лома и руд.
  27. Разработка прибора для контроля светорассеивающих свойств оптических полимеров.
  28. СВЧ-дефектоскоп-толщиномер контроля диэлектриков.
  29. Оптический прибор экспресс-контроля объема лесоматериала.
  30. Электротензометрические весы с широким диапазоном измерений.
  31. Фазово-растровый дилатометр для контроля процесса формирования силикатных покрытий.
  32. Разработка методики контроля токсикологических характеристик компонентов питьевой воды с использованием метода внутрирезонаторной лазерной спектроскопии.
  33. Разработка методики идентификации элементного состава неизвестных веществ на внутрирезонаторном спектроанализаторе.
  34. Выбор метода и разработка методики неразрушающего контроля физико-механических свойств изделий из силицированного графита.
  35. Разработка методики неразрушающего контроля физико-механических свойств шлифовальных сегментов акустическим методом.
  36. Автоматизированный контроль процесса формирования высокотемпературных силикатных покрытий.
  37. Автоматизированный контроль деформаций по двум экспозиционным, голографическим и спекл-интерферограммам.
  38. Автоматизированный контроль формы деталей.
  39. Разработка преобразователя перепада давления с пневматическим выходным сигналом.
  40. Разработка элементов методики УЗ-контроля металлических штампов.
  41. Разработка прибора для контроля лакокрасочных покрытий на полимерной основе.
  42. СВЧ-дефектоскоп контроля стеклопластиковых корпусов.
  43. СВЧ-влагомер песчано-полимерных оправок.
  44. Автомобильные весы с растровым преобразователем и цифровым отсчетом.
  45. Радиоволновой прибор определения металлических включений в диэлектрических материалах.
  46. Автоматизация управления механическими узлами спектральных приборов на базе сетевых компьютерных технологий.
  47. Автоматизированный дистанционный измерительный металлографический микроскоп.
  48. Контроль эффективных доз облучения персонала.
  49. Дозиметрия радиоактивного фона строительных материалов.
  50. Устройство автоматизированного контроля массы автотранспорта на горном предприятии.
  51. Разработка устройства и методики контроля системы зажигания двигателя горных машин.


Литература

  1. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов-магистрантов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: "Ось-89", 1999. - 304 с.
  2. Селетков С. Г. "Соискателю ученой степени". - 3-е изд., перераб. и доп.  - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2002. - 192 с.
  3. Соловьев В.И. Редакторская подготовка периодических изданий. — М.: Изд-во МГАП "Мир книги", 1993. — С. 38-45.
  4. А.К.Демидова. Пособие по русскому языку: Научный стиль. Оформление научной работы. — М: Русский язык, 1991;
  5. К.С.Бурдин, П.В.Веселов. Как оформить научную работу. — М.: Высшая школа, 1973.
  6. Составление библиографического описания: Краткие правила. — 2-е изд., доп. — М.: Кн. палата, 1991. — С. 116.
  7. Аристер Н.М., Загузов Н.И. Процедура подготовки и защиты диссертаций. — АОЗТ "ИКАР", 1995.
  8. Стандарт организации СТО СГГА 011-2006. Итоговая государственная аттестация выпускников СГГА. Новосибирск. 2006
  9. ГОСТ Р 1.5–2002. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению
  10. ГОСТ 2.105–95. Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам
  11. ГОСТ 2.109–73. Единая система конструкторской документации. Основные требования к чертежам
  12. ГОСТ 2.301–68. Единая система конструкторской документации. Форматы
  13. ГОСТ 2.302–68. Единая система конструкторской документации. Масштабы
  14. ГОСТ 7.1–2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления
  15. ГОСТ 7.12–93. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке
  16. ГОСТ 7.32–2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления
  17. ГОСТ 8.417–2002. Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин

Приложение 1

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»

«Утверждаю»

Кафедра Приборостроения

Pages:     || 2 |








© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»