Научный Центр - Dissers WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!
Pages:     || 2 | 3 |
-- [ Страница 1 ] --




НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Учебно-методическое пособие для магистров

направления подготовки 030300.68 Психология




















































МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Рягин С.Н.

Щербаков Е.П.

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ:

методика написания, правила оформления и порядок защиты


Учебно-методическое пособие для магистров

направления подготовки 030300.68 Психология














ОМСК 2012


УДК 159.923

ББК 88.3я7

Р 98

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Омской гуманитарной академии

Авторы-составители:

Рягин Сергей Николаевич, заведующий кафедрой педагогики, психологии и социальной работы ОмГА, доктор педагогических наук, профессор

Щербаков Евгений Павлович, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и социальной работы ОмГА

Рецензенты:

Вишняков Игорь Августович, доктор психологических наук, профессор

Зуева Ольга Михайловна, доктор медицинских наук, профессор кафедры педагогики, психологии и социальной работы ОмГА


Р 98

Рягин С.Н., Щербаков Е.П. Магистерская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты. Учебно-методическое пособие для магистров направления подготовки 030300.68 Психология – Омск: ОмГА, 2012. – 63 с.

Основная цель учебно-методического пособия – помочь магистрам, обучающимся по направлению 030300.68 Психология, всех форм обучения (очной, заочной, очно-заочной) освоить форму научного произведения при написании магистерской диссертации.

Учебно-методическое пособие может быть полезно преподавателям, осуществляющим руководство магистерскими диссертациями.

ББК 88.3я7

  • Омская гуманитарная академия, 2012
  • Рягин С.Н., Щербаков Е.П.,2012



Содержание

Глава 1. Определение темы и планирование работы над магистерской диссертацией 8

§ 1.1. Магистерская диссертация: общие положения 8

§ 1.2. Организация подготовки магистерской диссертации 10

§ 1. 3. Выбор и утверждение темы работы 13

§ 1. 4. Планирование выполнения магистерской диссертации 18

Глава 2. Выполнение и оформление магистерской диссертации 20

§ 2. 1. Общие требования к оформлению магистерской диссертации 20

§ 2. 2. Оформление титульного листа 22

§ 2. 3. Оформление аннотации(реферата) 22

§ 2.4. Оформление «содержания» 23

§ 2. 5. Работа над разделом «введение» 23

§ 2. 6. Работа над первой главой (Обзор литературы по проблеме) 28

§ 2. 7. Работа над второй главой (Эмпирическая часть) 31

§ 2. 8. Работа заключением и выводами по работе 37

§ 2. 9. Представление списка использованной литературы 38

§ 2. 10. Работа над приложением 41

Глава 3. Процедура защиты магистерской диссертации 42

§ 3.1. Подготовка к защите магистерской диссертации 42

§ 3.2. Защита магистерской диссертации 44

Литература 47

Электронные базы данных 53

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 56

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 57

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 58

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 59

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 61

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 62

ПРИЛОЖЕНИЕ 9 63

Введение

Подготовка магистерской диссертации (выпускной квалификационной работы) является обязательной составной частью научно-исследовательской работы магистра, определенной требованиями государственного образовательного стандарта по направлению подготовки магистров, а защита магистерской диссертации установлена как основной вид итоговой (государственной) аттестации магистров.

Государственным стандартом установлено, что магистерская диссертация (выпускная квалификационная работа магистра), являясь завершающим этапом высшего профессионального образования, должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности.

Магистерская диссертация (выпускная квалификационная работа) имеет две основных взаимосвязанных цели:

- она должна обобщить и систематизировать знания, навыки и умения магистранта, полученные за время обучения в магистратуре, показать знание выбранной проблемной области, как в части направления подготовки, так и в части специализации, умение грамотно анализировать проблему, исследовательские и методологические навыки магистранта;

- на основе результатов проведенного исследования (анализа) диссертация должна внести элементы практической, научной и/или методологической новизны в разработанность выбранной проблемной области, в части ее, касающейся направления подготовки и специализации.

Магистерская диссертация представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистрант (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, технологической, исполнительской, творческой, организаторской и другим).

Магистерская диссертация является научным исследованием теоретического или прикладного характера, направленным на получение и применение новых знаний. Логическая завершенность магистерской диссертации подразумевает целостность и внутреннее единство работы, взаимосвязанность цели, задач, методологии, структуры, полноты, результатов исследования. Самостоятельность выпускной квалификационной работы магистра предполагает ее оригинальность, принципиальную новизну приводимых материалов и результатов или концептуально новое обобщение ранее известных материалов и положений. Любые формы заимствования ранее полученных научных результатов без ссылки на автора и источник заимствования, а также цитирование без ссылки на соответствующее научное исследование не допускаются.

От выпускной квалификационной работы бакалавра, призванной продемонстрировать владение теоретическими основами, способность к пониманию, анализу и синтезу научной информации, критическому использованию методов ее обработки, магистерскую диссертацию отличает фундаментальность, глубина теоретической разработки проблемы, самостоятельная ее постановка, опора на углубленные специализированные знания и свободный выбор теорий и методов в решении задач исследования.

В отличие от диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, в которой содержится решение задачи, либо изложены научно обоснованные разработки, имеющие существенное значение для соответствующей отрасли знания или сферы жизни общества, выпускная квалификационная работа магистра отражает, прежде всего, уровень профессиональной подготовки выпускника магистратуры. Степень магистра является академической, а не ученой степенью, поэтому профессиональный уровень (демонстрируемые компетенции) и тип магистерской диссертации должен соответствовать образовательной программы подготовки магистра.

В процессе выполнения магистерской диссертации он должен продемонстрировать способность самостоятельно вести научный поиск, ставить и решать профессиональные задачи, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения, опираясь на сформированные компетенции. Такая цель выполнения магистерской диссертации подразумевает, что в ходе работы над ней и ее публичной защиты решаются следующие образовательные задачи:

- происходит углубление, систематизация и интеграция теоретических знаний и практических навыков по направлению магистерской подготовки и специализации;

- развивается умение критически оценивать и обобщать теоретические положения, использовать современные методы и подходы при решении проблем в исследуемой области;

- формируются навыки планирования и проведения научного исследования, обработки научной информации, анализа, интерпретации и аргументации результатов проведенного исследования;

- развивается умение применять полученные знания при решении прикладных задач по направлению подготовки, разрабатывать научно обоснованные рекомендации и предложения;

- закрепляются навыки презентации, публичной дискуссии и защиты полученных научных результатов, разработанных предложений и рекомендаций.

Предлагаемое учебно-методическое пособие имеет целью подготовить магистров к заключительному этапу обучения в магистратуре.

Желаем успеха в защите магистерской диссертации!





Глава 1. Определение темы и планирование работы над магистерской диссертацией



§ 1.1. Магистерская диссертация: общие положения

Магистерская диссертация представляет собой квалификационную работу, содержащую совокупность результатов и научных положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, имеющую внутреннее единство, свидетельствующую о личном вкладе и способности автора проводить самостоятельные научные исследования, используя теоретические знания и полученные навыки.

Магистерская диссертация является законченным научным исследованием. Содержание работы могут составлять результаты теоретических и экспериментальных исследований, разработка новых методических приемов и методик к решению научных проблем, их теоретическое обоснование. Работа не может иметь чисто обзорный или компилятивный характер.

Магистерская диссертация должна содержать обоснование выбора темы исследования, актуальность и научную новизну поставленной задачи, обзор опубликованной по теме литературы, основание выбора методик исследования, изложение полученных результатов, их анализ и обсуждение, выводы, список использованной литературы и оглавление.

В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, выпускная квалификационная работа имеет следующие цели:

- систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных научных и практических задач с элементами исследовательской деятельности;

- определение степени подготовленности магистров для самостоятельной работы в условиях профессиональной деятельности;

- развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методами эмпирического исследования при решении разрабатываемых в дипломной работе проблем и вопросов.

При выполнении магистерской диссертации решаются следующие задачи:

  • проведение экспериментальных исследований с использованием адекватных современных количественных и качественных методов;
  • разработку проектов научно-методических, нормативно-методических материалов, обеспечивающих профессиональную
  • разработку инструментов психодиагностики;
  • обоснование, разработку и апробацию программ интервенции и превенции;
  • разработку и выполнение проектов по оптимизации образовательных, социальных, трудовых и организационных процессов;
  • обобщение и интерпретация результатов исследования с использованием современных информационных технологий;

Общие требования к магистерской диссертации:

  • магистерская диссертация должна отражать теоретический и научно-исследовательский характер решаемых задач;
  • давать представления о том, насколько магистр овладел методами научного анализа сложных явлений социально-психологической действительности, теории и практики, творческого применения теории и методологических принципов исследования;
  • показывать умение делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию жизнедеятельности различных категорий нуждающихся в психологической помощи;
  • отличаться логичностью, доказательностью, аргументированностью, лаконизмом, четким и ясным изложением материала, достоверностью фактов, отражением умения магистра-психолога пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, осуществлять ее проверку;
  • высокая научная достоверность, объективность содержания исследовательского материала – важнейшее требование к магистерской диссертации, автор работы несет ответственность за достоверность фактического материала, обоснованность выводов и рекомендаций;
  • магистерская диссертация должна выявлять высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение навыками и умениями профессиональной деятельности психолога;
  • работа должна носить творческий характер (использование оригинальных подходов и технологий, материалов экспериментального исследования)
  • текстовый материал магистерской диссертации должен быть правильно оформлен (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок и списка литературы, аккуратность исполнения, отсутствие орфографических ошибок и т.п.).

Магистерская диссертация считается завершенной, если она соответствует предъявляемым требованиям по структуре, содержанию, стилю изложения материала, оформлению ссылок, списка литературы и приложений, отпечатана, проверена на предмет орфографических ошибок, сброшюрована, подписана автором, имеет положительный отзыв рецензентов и научного руководителя.

§ 1.2. Организация подготовки магистерской диссертации

Организация процесса подготовки и защиты магистерской диссертации – это сложный процесс, в котором помимо самих магистрантов задействованы: деканат, выпускающая кафедра, научные руководители, рецензенты, консультанты, методисты учебных групп, государственная экзаменационная комиссия (ГЭК).

Кафедра педагогики, психологии и социальной работы ОмГА осуществляет следующие мероприятия:

  • разработка тематики магистерских диссертаций;
  • организация выбора магистрантами тем магистерских диссертаций;
  • проведение собрания магистров по ознакомлению с порядком, организацией, формой и условиями подготовки и защиты магистерской диссертации;
  • ознакомление магистрантов, руководителей и рецензентов с методическими требованиями к содержанию и оформлению магистерской диссертации;
  • назначение руководителей магистерской диссертации;
  • контроль намеченного графика выполнения магистерской диссертации;
  • организация рецензирования магистерских диссертаций;
  • проведение предварительных защит магистерских диссертаций;
  • принятие решения о допуске магистранта к защите магистерской диссертации;
  • организация защиты магистерских диссертаций на заседаниях государственных экзаменационных комиссий согласно графику.

Общее руководство процессом подготовки магистерских диссертаций осуществляет заведующий кафедрой педагогики, психологии и социальной работы.

Научный руководитель. Каждому магистранту назначается научный руководитель из числа преподавателей кафедры педагогики, психологии и социальной работы ОмГА, преподавателей других вузов или специалистов-практиков, не являющихся сотрудниками ОмГА. В случае, если дипломная работа разрабатывается на предприятии, организации, образовательном учреждении и т.д., руководителем может назначаться специалист от соответствующего предприятия, организации, учреждения.

Руководитель магистерской диссертации, как правило, должен иметь ученую степень (звание).

В процессе подготовки диссертации магистром большая функциональная обязанность ложится на научного руководителя. Научное руководство магистерской диссертации включает:

  • выяснение степени подготовленности магистранта к разработке выбранной темы;
  • разработка задания на подготовку магистерской диссертации, которое оформляется на специальном бланке, где указывается цели и содержание работы по главам; задание подписывается руководителем, магистрантом и утверждается заведующим кафедрой;
  • помощь магистранту в определении цели, задач и замысла магистерской диссертации;
  • оказание магистранту помощи в разработке графика выполнения работы;
  • рекомендации по использованию обязательной и дополнительной литературы, получению информации из других источников;
  • проведение в ходе подготовки дипломной работы регулярных встреч и консультаций по структуре и объему разделов, содержанию, стилю написания и оформления работы;
  • своевременное информирование заведующего кафедрой о случаях значительного отклонения от графика подготовки магистерской диссертации или других проблемах, способных поставить под вопрос завершение работы в установленный срок;
  • определение степени готовности магистерской диссертации;
  • рецензирование выполненной работы, указания по устранению недостатков, неточностей;
  • написание отзыва с выводом о возможности допуска к защите.

Научный руководитель должен обеспечить систематическое руководство и консультации. И как показывает практика, наибольший эффект приносит просмотр работы по главам, что позволяет обеспечить и самостоятельность магистранту в подготовке магистерской диссертации и своевременность внесения корректив в работу, и реализацию новых идей.

Рецензент – специалист, составляющий критический отзыв на магистерскую диссертацию. Магистерская диссертация, допущенная к защите, направляется на рецензию. К рецензированию привлекаются специалисты из числа профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и руководящего состава академии, а также других вузов, предприятий, организаций, учреждений, из числа специалистов той области, в которой студент выполнял работу.

Рецензент отражает в рецензии актуальность темы, дает развернутую характеристику каждого раздела с выделением положительных и отрицательных сторон, практическую значимость магистерской диссертации и дает общую оценку работы.

Комиссия по предварительным защитам назначается распоряжением заведующего выпускающей кафедры в составе 2-3 человек из преподавателей кафедры.

В процессе предварительной защиты магистр кратко излагает суть диссертационного исследования. Комиссия оценивает соответствие содержания поставленным целям, оформления работы и демонстрационного материала предъявляемым к ним требованиям, наличие необходимых подписей, заслушивает доклад магистранта и задает вопросы по теме работы, дает рекомендации по содержанию доклада, демонстрационного материала. Магистрант получает возможность своевременно исправить выявленные недостатки.

Комиссия выносит решение для утверждения на заседании кафедры (допустить к защите на ГЭК, допустить после устранения замечаний, перенести защиту).

Комиссия имеет право ставить вопрос о недопуске магистранта к защите. Окончательно возможность допуска магистерской диссертации к защите определяется решением кафедры.

Государственная аттестационная комиссия по защите магистерской диссертации проводит заседания в соответствии с графиком, выносит решение об оценке магистерской диссертации, присвоении соискателю квалификации магистра.

Магистрант в процессе подготовки и оформления диссертации руководствуется методическими указаниями по выполнению диссертации, разработанными выпускающей кафедрой.

Он имеет право: запрашивать у выпускающей кафедры предоставления своевременной информации о тематике магистерских диссертаций, предполагаемых руководителях, графике защит; просить выпускающую кафедру о переносе сроков защиты магистерской диссертации в связи с невыполнением графика исследования по уважительным причинам; представлять выпускную квалификационную работу на предварительную защиту при получении отрицательного отзыва руководителя; самостоятельно определять содержание разделов диссертации, демонстрационного материала доклада; высказывать на заседании экзаменационной комиссии по защите выпускных квалификационных работ мнение, отличное от мнения руководителя и рецензента.

В течение всего периода подготовки выпускной квалификационной работы магистрант должен систематически встречаться со своим руководителем по вопросам, связанным с выполнением магистерской диссертации, затруднениями теоретического и практического плана.

Магистранту следует иметь в виду, что научный руководитель не является его соавтором или редактором магистерской диссертации и поэтому рассчитывать на то, что научный руководитель поправит все имеющиеся в дипломной работе теоретические, методологические, стилистические и другие погрешности ошибочно.

Работа над магистерским исследованием требует от магистранта прилежания и профессионализма, творческого подхода, ответственности.

При существенном отставании от намеченного графика или при неудовлетворительных результатах предварительной защиты магистр по представлению кафедры может быть не допущен к защите диссертации.


§ 1. 3. Выбор и утверждение темы работы


Организация подготовки выпускной магистерской диссертации начинается с разработки их тематики. Темы дипломных работ представляются кафедрой на основании их актуальности, учета проблематики современных научно-психологических исследований и разнообразия интересов магистрантов в области психологической теории и практики, непосредственной связи с возможным практическим применением знаний выпускников в соответствии со специализацией.

Темы магистерских диссертаций магистранты выбирают самостоятельно, руководствуясь своими научными интересами, практическим опытом, знаниями специальной профессиональной литературы по избираемой проблеме.

Одним из основополагающих требований к магистерской диссертации является интерес самого магистранта к выбранной теме и ее актуальность, т.е. важность и своевременность исследуемой темы применительно к настоящему периоду. Опыт показывает, что правильно выбранная тема и объект исследования в значительной мере обеспечивают успешное выполнение дипломной работы. Магистрантам необходимо стремиться к тому, чтобы выбранная тема способствовала максимальному использованию полученных в ОмГА знаний и накопленного практического опыта. Такой подход создает хорошие предпосылки для достижения наилучших результатов.

Тема магистерской диссертации может быть и инициативной, выдвинутой самим магистрантом по согласованию с научным руководителем, с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. В этом случае тема утверждается на заседании кафедры.

Разработка одной и той же темы магистерской диссертации несколькими магистрантами не допускается.

Тема диссертации должна быть сформулирована профессионально грамотно. Это значит, что в названии должны быть представлены как объект исследования, так и его предмет. Сама же формулировка, по возможности, должна отражать его проблему и состоять не более чем из 7-9 слов.

Примерная тематика магистерских диссертаций на направлению 030300.68 Психология

  1. Влияние «двойной идентичности» на межкультурные отношения.
  2. Влияние личностных характеристик на эффективность профессиональной деятельности в различных видах труда
  3. Влияние личностных характеристик экспертов на результаты оценки самопрезентации
  4. Влияние справедливости политических выборов на отношение к мигрантам (этническим меньшинствам).
  5. Внешний и внутренний имидж организации.
  6. Диагностика групповых защитных механизмов в организации
  7. Идентификация как механизм формирования приверженности бренду.
  8. Идентичность и новые коммуникационные технологии.
  9. Идентичность потребителя как фактор предпочтения бренда.
  10. Имидж нового сотрудника как фактор его адаптации в организации.
  11. Индивидуальность бренда и отношение к нему у людей с разным типом идентичности.
  12. Капитал бренда и имидж организации
  13. Копинг-стратегии совладания с кризисной ситуацией в бизнесе.
  14. Межгрупповое взаимодействие и внутригрупповые процессы: анализ взаимосвязи
  15. Мотивация бизнес-деятельности
  16. Организационные патологии: причины возникновения, пути преодоления
  17. Особенности идентичности субъектов бизнеса.
  18. Особенности межгрупповых отношений в организациях различного типа
  19. Особенности психологических рисков в деятельности бизнесмена
  20. Особенности самопрезентации сотрудников в организациях различного типа.
  21. Особенности самопрезентации у руководителей с разным типом идентичности.
  22. Оценка эффективности тренинговых методов работы с персоналом в организации
  23. Принадлежность к группе как фактор поведения личности.
  24. Профессиональная идентичность субъектов бизнеса
  25. Проявления межкультурных стереотипов в деловом общении
  26. Психологические способы уменьшения межкультурных конфликтов.
  27. Психологические стратегии деятельности бизнесмена
  28. Психологические факторы конкурентоспособности личности в бизнесе
  29. Психологические факторы профессиональной успешности в различных видах труда
  30. Разработка методики диагностики состояния идентичности.
  31. Разрешение конфликтов в ходе принятия групповых решений
  32. Роль массовой коммуникации в возникновении межкультурного конфликта.
  33. Роль настроения в процессе социального познания
  34. Роль социальной идентичности в деловом взаимодействии
  35. Роль социальной идентичности в понимании справедливости.
  36. Самоопределение бизнесмена в ситуации кризиса.
  37. Самоопределение и статус идентичности бизнесмена.
  38. Социально-психологическая специфика делового общения
  39. Социально-психологические механизмы интеграционных процессов в организации
  40. Социально-психологические факторы эффективности деловых переговоров
  41. Социально-психологические характеристики группы как субъекта активности.
  42. Управление организационными коммуникациями
  43. Условия использования этнических стереотипов и предрассудков.
  44. Факторы принятия решений в бизнесе
  45. Факторы эффективности личности в бизнесе
  46. Формирование социальной идентичности в рамках семьи, школы, ВУЗа.
  47. Формирование этнических стереотипов в рамках семьи, школы, ВУЗа.
  48. Эффективность труда и отношение к организации
  49. PR и пропаганда: сходство и различия.
  50. Барьеры массовой коммуникации.
  51. Запоминание как цель массовой коммуникации.
  52. Значение авторитета и престижа источника массовой коммуникации.
  53. Изменение педагогической тактики и стратегии родителей в зависимости от динамики сензитивных периодов развития ребенка (от рождения до 18 лет).
  54. Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ.
  55. Индивидуальные факторы эффективного управления группой.
  56. Инфантилизм как социальное явление: факторы возникновения.
  57. Исследование и диагностика конфликта.
  58. Исследования в области массовой коммуникации: история и результаты.
  59. Коммуникативная эффективность рекламы. Критерии эффективности рекламы.
  60. Коррекция и управление конфликтом.
  61. Креативная психология в рекламном деле.
  62. Критерии удовлетворенности общением.
  63. Лидерство и руководство как субъективный и объективный феномены.
  64. Личностная зрелость человека.
  65. Личность в организационных структурах: феномен подчинения авторитету.
  66. Манипулирование: психологические аспекты.
  67. Массовая коммуникация как социальный феномен.
  68. Массовая коммуникация как фактор регулирования массового поведения.
  69. Межгрупповое взаимодействие и конфликты.
  70. Межгрупповые отношения и проблема социальной справедливости.
  71. Методы диагностики и коррекции положения личности в группе.
  72. Методы преодоления конфликта и стресса.
  73. Методы психологического воздействия в массовой коммуникации.
  74. Мода как социально-психологический феномен.
  75. Невербальная коммуникация как показатель специфики внутригрупповых отношений и взаимодействий.
  76. Нормальные и анормальные психические состояния в массовой коммуникации.
  77. Образ «идеальной» рекламы в различных этнокультурных группах.
  78. Основные этапы развития социальной роли.
  79. Особенности межличностного общения и массовая коммуникация.
  80. Особенности общения в современном мире.
  81. Особенности протекания психических процессов в массовой коммуникации.
  82. Особенности эмоционально-волевых процессов в массовой коммуникации.
  83. Отношения между малыми группами и их влияние на внутригрупповые процессы.
  84. Переживание как фактор социальной адаптации.
  85. Поведение личности в ситуации группового давления: исследования «публичной» и «личной» конформности.
  86. Поведение человека в толпе.
  87. Понятие эффективности массовой коммуникации.
  88. Практические проблемы оптимизации общения.
  89. Принадлежность к группе как фактор поведения личности.
  90. Проблема развития социальной группы.
  91. Проблема свободы печати с точки зрения массовой коммуникации.
  92. Проблемы социального развития человека.
  93. Психологические модели убеждающего воздействия.
  94. Психологические особенности коммерческой символики и эмблематики.
  95. Психологические особенности политической символики и эмблематики.
  96. Психологические особенности социокультурных символов и эмблем.
  97. Психологические, языковые и социальные барьеры в массовой коммуникации.
  98. Психология массовой коммуникации.
  99. Психология социального управления.
  100. Психология творчества в PR – деятельности.
  101. Роль источника массовой коммуникации как «привратника».
  102. Роль СМИ в пропаганде и агитации.
  103. Роль СМИ в формировании и управлении массовым сознанием.
  104. Роль СМИ в формировании и управлении массовым сознанием.
  105. Роль установок и стереотипов в процессе массовой коммуникации.
  106. Роль установок и стереотипов в процессе массовой коммуникации.
  107. Слухи и предрассудки в PR – деятельности.
  108. СМИ как «четвертая власть».
  109. Социально-психологические закономерности межэтнического восприятия и их роль в развитии межнациональных отношений.
  110. Социально-психологические методы развития личностей.
  111. Социально-психологический механизм политической власти.
  112. Социальные функции возрастного нормативного кризиса.
  113. Соционика о психологической совместимости людей.
  114. Социум как фактор организации индивидуального поведения.
  115. Сочетание вербальной и невербальной коммуникации и как условие эффективности коммуникации.
  116. Способы привлечения и удержания внимания в массовой коммуникации.
  117. Средства массовой коммуникации в парадигме социальной психологии.
  118. Средства, формы, закономерности психологического воздействия.
  119. Стереотипизация как условие осуществления массовой коммуникации.
  120. Стиль лидерства и руководства как предмет экспериментального изучения в школе «групповой динамики» К. Левина и в современной социальной психологии.
  121. Творческие способности и творческое мышление.
  122. Теории агрессии и подражания.
  123. Теории референтной группы.
  124. Типология агрессивного поведения человека.
  125. Типы трансакций и их влияние на межличностное общение.
  126. Условия осуществления массовой коммуникации в потоке информации.
  127. Условия понимания сообщения в массовой коммуникации.
  128. Факторы возникновения агрессивных реакций.
  129. Феномены межличностного влияния.
  130. Человек как жертва социализации в современном мире.
  131. Экспериментальные исследования механизмов и форм социально-психологического влияния.
  132. Эффекты массовой коммуникации на индивидуальном и общественном уровнях.

Выбрав тему магистерской диссертации, магистр подает на имя заведующего кафедрой заявление о закрепление темы диссертации и научного руководителя (см. Приложение 1);

Процедура утверждения тем диссертаций существует для того, чтобы предостеречь магистрантов от выполнения бесплодной работы, так как от степени удачности выбора темы в значительной степени зависит и успешность выполнения магистерской диссертации.

Последовательность подготовки магистерской диссертации:

  1. определение темы, обоснование ее актуальности и обсуждение с научным руководителем;
  2. получение задания на выполнение магистерской диссертации от научного руководителя;
  3. составление предварительного и развернутого планов исследования, согласование их с руководителем;
  4. составление плана-графика подготовки диссертации, который облегчает контроль над ходом выполнения исследования и помогает магистранту самостоятельно и осознанно выполнять диссертацию, рационально распределять время, отводимое на ее подготовку. В процессе составления плана магистрант должен обдумать всю «стратегию» предстоящей работы, привести в систему возникающие у него новые мысли, замыслы, предложения, календарный рабочий план подписывается магистрантом и утверждается руководителем диссертации;
  5. выработка цели, задач и замысла магистерской диссертации;
  6. изучение опыта рассмотрения выбранной психологической проблемы, состояния дел по исследуемой проблематике;
  7. анализ литературы по избранной проблеме, знакомство с фактическими и статистическими материалами;
  8. сбор эмпирического материала, подготовка и проведение констатирующего эксперимента с целью получения представления о состоянии исследуемого предмета;
  9. обработка и анализ полученной информации с применением современных программных средств и методов математической статистики;
  10. выявление связей, отношений и корреляций;
  11. проведение экспериментальной работы или разработка и обоснование рекомендательной части в виде описания путей и условий, программ, технологий, методов решения заявленной проблемы;
  12. обобщение собранного материала, формулировка выводов и выработка рекомендаций по использованию результатов работы;
  13. оформление текста в соответствии с требованиями, предъявляемыми к магистерским диссертациям, литературное оформление работы;
  14. ознакомление руководителя с содержанием работы и его доработка с учетом замечаний и предложений руководителя;
  15. получение отзыва научного руководителя;
  16. передача диссертации на рецензирование;
  17. ознакомление с рецензией на магистерскую диссертацию;
  18. подготовка доклада, презентации, иллюстративного и раздаточного материала для членов экзаменационной комиссии;
  19. защита магистерской диссертации на заседании Государственной аттестационной комиссии.


§ 1. 4. Планирование выполнения магистерской диссертации


Магистрант, согласно задания научного руководителя, должен составить календарный график работы над темой с указанием очередности и сроков выполнения отдельных этапов работы (смотри приложение 2).

Календарный график должен предусматривать установленные в задании директивные сроки представления на рецензию отдельных разделов диссертации и законченной работы в целом. Задание и график утверждаются заведующим кафедрой. Согласно графику магистранты не реже одного раза в месяц должны отчитываться о проделанной работе перед научным руководителем.

При выполнении магистерской диссертации следует планировать этапы:

1 этап – установочный состоит в выборе темы и определении методологического аппарата исследования. В результате выполнения первого этапа автор составляет два документа: план исследования и структура работы или план изложения, который близок к оглавлению.

2 этап – выполнятся собственно поисковая часть работы с учетом составленного плана исследования и с использованием выбранных методов, методик, технологий: работа ведется на теоретическом и практическим уровнях; результаты систематизируются и обобщаются,

3 этап - систематизация материалов, написание текста и оформление работы и полученных результатов исследования.

Следующие этапы связаны с подготовкой магистерской диссертации к защите и самой процедурой защиты

4 этап - предоставление работы на кафедру.

5 этап – защита магистерской диссертации на заседании ГАК.

Этапы исследования взаимосвязаны, предыдущий этап определяет содержание и успешность последующего этапа.

Заведующий кафедрой организует проверку хода выполнения магистерской диссертации и устанавливает не менее трех контрольных сроков отчетности выпускников о ходе выполнения работы.



Глава 2. Выполнение и оформление магистерской диссертации



§ 2. 1. Общие требования к оформлению магистерской диссертации

Магистерская диссертация оформляется с учетом Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и в соответствии с ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

Работа должна быть написана (напечатана) на одной стороне листа бумаги формата А4 (297х210) чернилами одного цвета. Сокращение слов допускается только общепринятое.

Объем работы – 70 - 80 листов машинописного текста (шрифт Times New Roman) без учета приложения, размер шрифта – 14, междустрочный интервал – 1,5. При печати необходимо оставлять поля:
левое — не менее 30 мм, правое не менее 15 мм, верхнее — не менее 20 мм, нижнее — не менее 25 мм.

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

Текст основной части работы состоит из разделов, подразделов, пунктов. Каждый раздел следует начинать с нового листа (страницы). Разделы (главы) нумеруются арабскими цифрами. Пункты и подпункты глав имеют двойную нумерацию: номер раздела, порядковый номер пункта. Введение и заключение не нумеруются.

Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая.

Таблицы и рисунки нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы (сквозная нумерация). Таблицы и рисунки, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц работы.

Каждая таблица должна иметь заголовок. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

При переносе части таблицы на другой лист название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят. При переносе следует писать «Продолжение таблицы 1». На все таблицы должны быть ссылки в работе. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

Иллюстрации (кроме таблиц) обозначают словом «рисунок 1». Наименование и номер иллюстрации располагают под рисунком посередине строки. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Иллюстрации должны быть расположены после первой ссылки на них или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. При ссылках на иллюстрации следует писать «… в соответствии с рисунком 2».

Формулы нумеруются сквозной нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Греческие буквы в формулах должны быть прямыми, латинские – курсивными.

Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (–), умножения (х), деления ( : ), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют.

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках (… в формуле (1)).

Ссылки на использованные источники в тексте следует приводить в квадратных скобках.

Сведения об источниках следует располагать в порядке появления ссылок на источники в тексте работы и нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа.

Приложение оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах или выпускают в виде самостоятельного документа.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», его обозначения и степени.

Существуют общепринятые сокращения слов и выражений в научных текстах. При сокращении записи слов подобного рода используются следующие способы:

  1. оставляется только первая буква слова (век – «в.», год – «г.»);
  2. оставляют только две первые буквы слова (статья – «ст.», глава – «гл.»);
  3. оставляется часть слова без окончания и суффикса («абз.» - абзац, «англ.» - английский);
  4. пропускается несколько букв в середине слова: а вместо них ставится дефис (издательство – «изд-во», университет – «ун-т»).

Сокращение не должно оканчиваться на гласную, на букву «й», на мягкий и твердый знак.

В текстах встречаются три вида сокращений:

- буквенные аббревиатуры;

- сложносокращенные слова;

- условные графические сокращения по начальным буквам слов или по частям слов.

Буквенные аббревиатуры составляются из первых букв полных наименований (вуз, НОУ ВПО «ОмГА»). В научных тексах кроме общепринятых буквенных аббревиатур используются и авторские. Если вы хотите какой-то свой сложный термин обозначить такой аббревиатурой, укажите эту аббревиатуру в скобках после первого же упоминания данного термина. Например: «синдром дефицита внимания (СДВ)». И далее можете употреблять свою аббревиатуру без расшифровки.

Слова «и другие», «и тому подобное», «и прочие» и аналогичные внутри предложения не сокращают. Не допускаются сокращения «так называемый» (т.н.), «так как» (т.к.), «например» (напр.), «около» (ок.), «формула» (ф-ла).

§ 2. 2. Оформление титульного листа

Титульный лист оформляется на типовом бланке и включает наименование вуза, в котором выполняется работа: наименова­ние кафедры, на которой выполнена работа; название темы работы; фамилию, имя, отчество магистранта; специальность; форму обучения; фамилию, имя, отчество, ученое звание и должность научного руководителя; город и год выполнения работы. Допуск к защите дипломной работы подтверждается под­писью заведующего кафедрой на титульном листе (см. Приложение 3).

§ 2. 3. Оформление аннотации(реферата)

Аннотация (объем 1 стр.) содержит:

● сведения об объеме диссерптации, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, количестве использованных источников;

● перечень ключевых слов (5–15 слов или словосочетаний из текста работы, которые в наибольшей степени характеризуют ее содержание). Ключевые слова приводятся в именительном падеже, печатаются в строку, через запятые;

● в тексте реферата кратко (объем 15–20 строк) указываются: проблема, решаемая в данной работе; цели и задачи работы; объект исследования; методы анализа исходных материалов; результаты работы, их новизна и практическая значимость, область применения и рекомендации по внедрению результатов.

§ 2.4. Оформление «содержания»

Слово «содержание» записывают в виде заголовка симметрично тексту прописными буквами. В содержании работы указывается перечень всех глав и

разделов работы, а также номера страниц, с которых начинается каждый из них. Главы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами без точки. Разделы каждой главы должны иметь нумерацию в пределах каждой главы. Номер раздела в диссертации состоит из номера главы и непосредственно но­мера параграфа в данной главе, отделенного от номера главы точкой (см. Приложение 4).

Наименование глав записывают в виде заголовков строчными буквами (кроме первой прописной) симметрично относительно тек­ста без подчеркивания. Наименование разделов записывают в виде заголов­ков (с абзаца) строчными буквами (кроме первой прописной) также без подчер­кивания. Переносы слов в наименовании глав и разделов не допус­каются, точку в конце наименования не ставят. Если наименование главы или раздела состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

При написании работы ее необходимо рационально структурировать. Основная часть должна состоять из двух глав: одна посвящена анализу литературы по проблеме, а другая — описанию эмпирического исследования. Обзор заголовков глав и разделов уже должен характеризовать определенную логику, использованную в работе. Главное требование к научному тексту — последовательность и логичность изложения. При этом следует помнить, что слишком большие разделы (более 9 страниц) затрудняют понимание читателем логики вашего изложения. Однако слишком короткие подразделы (менее 5 страниц) также нецелесообразны. Количество разделов в главе должно быть не менее трех, но не более 5.

§ 2. 5. Работа над разделом «введение»


Магистерская диссертация начинается с раздела «Введение». Содержание данного раздела может несколько отличаться в зависимости от того, является ли работа реферативной или содержит описание эмпирического исследования. Во «Введении» обосновывается актуальность, формулируется объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, используемые методы, теоретическая и практическая база исследования теоретическая и практическая новизна, общая характеристика структуры работы (приложение 5). Общий объем «Введения» составляет 3 - 4 страницы. Каждый из перечисленных пунктов описывается, начиная с нового абзаца, но не нумеруется и не оформляется в виде заглавия. Однако полезно ключевые слова выделять подчеркиванием, или жирным шрифтом, или курсивом, но не заключать в кавычки.

Для раскрытия актуальности выбранной темы необходимо определить степень проработанности этой темы в других трудах, а также показать суть проблемной, т.е. противоречивой и требующей решения ситуации. Актуальность темы должна быть сформулирована на 0,5- 1 страницы, включать в себя научное и практическое значение работы и 3-4 фамилии авторов, изучающих данную проблему. Правильно сформулировать актуальность выбранной темы означает покачать умение отде­лять главное от второстепенного, выяснять то, что уже известно и что пока не­известно о предмете исследования.

Актуальность темы психологического исследования определяется теоретическими и практическими ее аспектами.

Теоретическая актуальность темы исследования характеризуется наличием проблемы в той или иной области научного знания. Например, в науке накопилось много фактов и возникла необходимость теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению, которые бы обобщали эти факты в рамках теоретического построения. Или, наоборот, существует потребность в новых фактах, которые позволили бы расширить теорию и сферу ее применения.

Практическая актуальность темы исследования определяется наличием практических задач в жизни общества, решение которых без дополнительных научных исследований или разработок невозможно. Может существовать потребность в дополнении или переработке психологических теорий с целью более полного использования их. Может существовать необходимость создания более эффективных психодинамических и исследовательских методов, способных обеспечить получение новых данных, или необходимость в методах, способах, технологиях, имеющих более широкие возможности психологического воздействия в ситуациях обучения, тренировки, лечения, реабилитации и т.д.

В этой части необходимо кратко описать состояние исследуемой психологической проблемы по данным литературных источников, определив при этом круг нерешенных или слабо разработанных, требующих уточнения вопросов.

Проблема– сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и последующего решения. Проблема возникает либо из противоречий между потребностями практики и состоянием решения вопроса в теории, либо из противоречивых научных позиций, объяснений каких-либо явлений, процессов и т.д. Именно правильный выбор проблемы исследования определяет тему квалификационной работы, ее предмет, объект, цель и задачи исследования, методы и средства и т.д.

Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых задач познания или в его состоянии имеют место существенные противоречия. К числу таковых могут быть отнесены:

  • необходимость дополнительных теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению, - новые данные об особенностях и взаимосвязях позволят уточнить природу явления, разрешат некоторые противоречия;
  • потребность в новых фактах, позволяющих уточнить современное состояние явления, расширить психологическую теорию и сферу ее применения;
  • необходимость в дополнении или уточнении психологических теорий, концепций, рекомендаций с целью более полного использования их специалистами-практиками, специалистами-смежниками, широкими слоями населения;
  • потребность в более эффективных диагностических и исследовательских методах, позволяющих получить новые данные об изучаемом явлении;
  • необходимость в разработке различного рода техник и методов психологического воздействия с целью коррекции или развития исследуемого психологического образования и т.д.

При написании введения особое внимание следует обратить на опреде­ление предмета и объекта исследования.

Объект исследования - это явление, на изучение которого направлена работа или контингент обследуемых, с которым эта работа проводится. Типичной ошибкой в определении объекта исследования является представление в качестве объекта конкретных испытуемых, а не психических явлений, процессов, феноменов.

Предмет исследования – это грань или сторона объекта, раскрывающаяся в работе.

В качестве предмета психологического исследования могут выступать любые аспекты психологической действительности: психические свойства, состояния, процессы, функции, динамика процесса, особенности поведения и общения, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями, условия и факторы развития и т.д.

Так, например, если объектом исследования диссертации магистранта выбран «образ ребенка в сознании воспитателя», то предметом изучения могут быть «различия в представлениях о ребенке в сознании воспитателей с разными стилями педагогического общения».

Например: «Объект исследования - социально-психологический климат (СПК) группы. Предмет исследования - стиль руководства как ведущий фактор СПК», «Объект – коммуникативная компетентность менеджеров, предмет – диагностические средства выявления коммуникативной компетентности при отборе кандидатов на руководящие должности».

Необходимо помнить, что предмет либо совпадает с формулировкой темы, либо близок с ней по звучанию.




Цель формулируется исходя из проблемы, на решение которой направлена работа магистранта. Она может быть сформулирована так: «Изучение особенностей образа ребенка в сознании воспитателей с разными стилями педагогического общения».

Возможные цели психологического исследования: выявление особенностей и специфики психических явлений; выявление и анализ причин психологических феноменов; определение наиболее эффективных методик и особенностей психологического исследования…; разработка психологических технологий формирования чего-либо; выявление и экспериментальная проверка психологических условий развития…; психологические особенности динамики… и т.д.

Исходя из развития цели работы определяются задачи.

Задачи исследования – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы и формулировки практических рекомендаций.

Задача - это данная в определенных конкретных условиях цель исследовательской деятельности.

Например: провести теоретико-методологический анализ …; разработать психологическую технологию...; выявить причинно-следственные связи и корреляции …; экспериментально проверить эффективность предложенной... Каждая последующая задача решается только на основе решения предыдущей.

Одной из ошибок в постановке задач является их подмена описанием последовательности этапов выполняемой работы. Для описания задач необходимо раскрыть, для чего осуществляется то или иное действие, каким образом оно обеспечивает достижение главной цели дипломного исследования.

Необходимо сформулировать 3-5 задач. Это обычно де­лается в форме перечисления (проанализировать, разработать, обобщить, выявить, доказать, внедрить, показать, выработать, изыскать, най­ти, изучить, определить, описать, установить, выяснить, и т.д.). Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, по­скольку описание их решения должно составить содержание глав работы. Это важно также и потому, что заголовки глав довольно часто рождаются из формулировок задач работы. В последующем, при написании заключения необходимо сделать выводы, отражающие достижение цели и задач работы.

Так, исходя из обозначенных выше цели, можно сформулировать следующие задачи:

  • провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ исследования и обоснования необходимости решения выделенных задач работы;
  • изучить особенности стиля педагогического общения воспитателей и их представлений об образе ребенка;
  • выявить различия в особенностях образа ребенка в сознании воспитателей детских садов с разными стилями педагогического общения.

При планировании исследования формулируется рабочая гипотеза как временное предположение, необходимое для систематизации фактического материала, после которого гипотеза уточняется.

Гипотеза исследования – предположительное утверждение, научно обоснованное суждение, для выдвижения и эмпирической (экспериментальной) проверки которого требуются веские научные и практические основания. Строится исходя из проблемы, цели и предмета исследования. Возможный вариант гипотезы: «Образ ребенка в сознании воспитателя может выступать в качестве эталона-цели его профессиональной деятельности, специфика этого образа проявляется в отношении воспитателя к ребенку и определяет стиль педагогического общения».

Гипотеза в процессе исследования представляет собой условия и пути достижения цели исследования.

Во введении необходимо представить используемые методы исследования, которые разумно подразделить на теоретические и эмпирические (практические).

Методы исследования – это способы получения достоверных научных знаний, умений и данных в различных сферах жизнедеятельности.

Методы условно делятся на две группы: эмпирические и теоретические.

Эмпирические методы (основанные на опыте) включают:

  • изучение литературы по теме квалификационной работы, нормативных и инструктивно-методических материалов;
  • анализ научной литературы;
  • наблюдение, опросы (интервью, анкетирование), тестирование;
  • изучение и обобщение опыта, отечественной и зарубежной практики и др.

Теоретические методы включают:

  • историко-генетический метод;
  • моделирование;
  • сравнение;
  • обобщение;
  • абстрагирование;
  • классификацию;
  • систематизацию;
  • синтез;
  • аналогию и др.

Методы в этой части работы только перечисляются. Их полное описание и обоснование необходимости использования должно быть представлено во второй главе.

Теоретическая база исследования предполагает представление теорий, концепций, идей на которые опирается в своем исследовании выпускник. В разделе практическая база исследования необходимо указать на базе каких организаций выполнялась выпускная квалификационная работа.

Теоретическая новизна работы характеризует вклад автора в разви­тие теории исследуемой проблемы. В магистерской диссертации она обычно заключа­ется в уточнении отдельных понятий. Текстуально целесообразно начинать описание теоретической новизны работы словами: «В работе впервые …».

Практическая значимость должна заключаться в выработке конкретных рекомендаций (мероприятий) для повышения эффек­тивности деятельности организации или подразделения, в которых проводилась работа. Обязательным элементом этой части введения являются сведения о реализации предложенных рекомендаций.

В конце введения раскрывается структура работы (дается краткий перечень ее структурных элементов).

§ 2. 6. Работа над первой главой (Обзор литературы по проблеме)


После «Введения» следует основная часть работы; она имеет несколько разделов. Объем этой части работы должен составлять 25-30 страниц. Следует избегать больших диспропорций в объеме отдельных разделов. Каждый раздел и подраздел этой части должен иметь заголовок, отражающий его тему и содержание.

Названия типа «Основная часть», «Литературный обзор», «Практическая часть» и т.д. не используются. Наиболее крупные разделы дипломной работы называются главами. Например: «Глава 1 Современное состояние исследований …». Употребление символа параграф не допускается. Заголовок каждого раздела, обозначенного в «Содержании» в тексте работы печатается прописными буквами или жирным шрифтом, нумеруется соответствующим образом, располагается в середине строки и отделяется от предшествующего и последующего текста тройным интервалом. Точка в конце заголовка не ставится. Кавычки для выделения заголовков не используются. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Все основные структурные части работы (введение, главы, заключение, выводы, список использованной литературы, приложение начинаются с новой страницы. Более мелкие подразделы начинать с новой страницы не рекомендуется.

Теоретический анализ является важным этапом при подготовке выпускной работы. Обычно аналитический обзор является в тексте первой главой и включает в себя обзор литературы. При этом следует учитывать следующее:

  1. Обзор источников и литературы по теме должен быть по возможности полным.
  2. В результате обзора источники и литература должны быть систематизированы. В основу систематизации может быть положена хронологическая последовательность, принадлежность к научным школам и направлениям, либо другие критерии.
  3. Взгляды наиболее видных ученых на данную проблему должны быть в основном и главном проанализированы и сопоставлены.

В теоретической части излагаются и анализируются наиболее общие положения, касающиеся темы работы. Теоретический анализ предполагает полное и систематизированное изложение состояния вопроса, которому посвящена данная работа. Предметом анализа должны быть новые идеи и проблемы, возможные подходы к решению этих проблем, результаты предыдущих исследований по вопросу, которому посвящена данная работа, и по смежным вопросам (при необходимости), возможные пути решения задачи.

Анализировать материалы можно по хронологическому принципу, т.е. от более ранних этапов разработки проблемы к современному периоду, таким образом, раскрыв историю вопроса. Дальнейший анализ проблемы можно осуществлять по логическому принципу. Л.В.Куликов (2001) предлагает для этого следующую структуру.

  1. Феноменологическое описание, то есть описание проявлений. Область проявлений, частота проявлений, временные, пространственные, интенсивностные, модальностные (если они имеются у изучаемых явлений) характеристики.
  2. Место данного явления среди других психических явлений, то есть его взаимосвязи, взаимовлияния. Факторы, его обусловливающие. Явления, на которые оно оказывает влияние.
  3. Рассмотрение с опорой на схему, соответствующую избранному вами подходу: системному, целостному, комплексному, средовому, ситуационному и т. д. Этот выбор должен быть сделан в ходе предшествующего методологического анализа. При любом подходе необходимо уделить внимание компонентному составу изучаемого явления, его структуре. Структура явления - это устойчивые связи между его компонентами, элементами. В психологии под структурой, чаще всего, понимается функциональная структура, то есть устойчивые взаимосвязи между отдельными функциями. Нередко отдельные функции объединяют в функциональные блоки и рассматривают взаимосвязи между блоками.
  4. Сущность, природа явления. Имеющиеся определения данного явления. Характеристика степени разнообразия в его понимании различными авторами.
  5. Закономерности, которым подчиняется явление.
  6. Прикладное, практическое использование психического явления (свойства, функции) или учет его характеристик.

Разумеется, построение литературного обзора зависит от специфики рассматриваемого психического явления, его изученности и многих других факторов. Поэтому предложенную схему не всегда можно и нужно выдерживать.

В литературном обзоре обязательно должны быть названы фамилии авторов, идеи или экспериментальные результаты которых вы пересказываете или обобщаете.

Завершить аналитическую часть работы желательно обоснованием выбранного направления вашей научной или научно-практической работы.

Обоснование выбранного направления должно показывать преимущества выбранного направления работы по сравнению с другими возможными направлениями. Рабочая гипотеза и практическое исследование должны опираться на содержание теоретической части.

В качестве выводов выделяются слабо изученные области и противоречивые данные, на которых и сосредотачивается дальнейшее исследование.

Подбор литературы целесообразно начинать с изучения тех книг и пе­риодических изданий, которые рекомендованы по изучаемым по специальности темам. Следует проанализировать, с какими уже изученными или планируемыми к изучению темами наиболее близка тема выбранной работы. Подбор книг и статей следует производить, с использованием имеющих­ся в библиотеках систематических каталогов литературы, в которых названия произведений расположены по отраслям знания; алфавитных каталогов, в кото­рых карточки на книги расположены в алфавитном порядке фамилий авторов; предметных каталогов, содержащих названия произведений по конкретным проблемам и специальностям, а также различные библиографические справоч­ные издания, сноски и ссылки в учебниках, монографиях, словарях и др. При изучении периодических изданий лучше всего использовать последние в году номера журналов, где помещается указатель статей, опубликованных за год. При подборе литературы целесообразно использовать данные, полученные при помощи глобальной информационной сети Интернет.

При чтении нужно делать записи. Такие записи могут иметь форму выписок, тезисов или конспекта. Выписки и цитаты могут быть в виде прямой или косвенной речи. Прямые цитаты - это дословное воспроизведение отдельных фрагментов источника, в которых содержатся основные мысли, наиболее важные факты, статистические данные. Прямое цитирование целесообразно использовать тогда, когда магистрант хочет подчеркнуть точную формулировку мысли автора. При этом текст заключается в кавычки с обязательным указанием в квадратных скобках номера книги в списке литературы и страниц, на которых находится цитируемый фрагмент. При использовании косвенных цитат мысли автора излагаются в пересказе. Большие отрывки текста, которые нецелесообразно цитировать в полном объеме, надо стараться записывать своими словами, сокращая формулировку и сжато излагая содержание. Информация из источника при этом передается в несколько измененном (переформулированном) виде. Это может касаться изменения или опускания отдельных слов или выражений для более краткого пересказа основной мысли или информации, содержащейся в источнике. В случае косвенных цитат текст пишется без кавычек. Но и в этом случае целесообразно в выписках или конспекте в квадратных скобках указывать номер книги в списке литературы и номера страниц, на которых эта информация содержится. Например: [3, с.245] (приложение 6).

Тезисы как вид записи при чтении статьи (или книги) — это обычно сжатое изложение основных мыслей прочитанного текста, перечисление основных идей или каких-либо ключевых положений всего источника или его фрагмента. Тезисы позволяют обобщить материал, представить его суть в кратких формулировках.

На основании произведенных записей составляется список литературы, который согласовывается с научным руководителем (о том, как правильно составить и оформить список литературы, смотри ниже).

Список литературы должен быть достаточно полным и характеризовать осведомленность магистранта в изучаемой проблеме. Объем списка литературы при написании дипломной работы содержит, как правило, не менее 40 источников. (Если используется ряд фундаментальных источников, представляющих собой объемные монографии, список использованной литературы может быть уменьшен). Количество используемых источников характеризует объем проделанной магистрантом работы, поэтому служит важным критерием для ее оценки.

Магистерская диссертация должна быть написана грамотно, соответствовать нормам литературного и профессионального языка, и выдержана в научном стиле. На это важно обратить особое внимание при использовании материала учебников, научно-популярных книг и статей, которые обычно пишутся в ином жанре. Для того чтобы освоить стилистику научной речи, магистранту необходимо при чтении научных работ обращать внимание на язык, которым они пишутся.


§ 2. 7. Работа над второй главой (Эмпирическая часть)


Практическую главу текста обычно составляют описание методов и методик исследования, содержание исследовательской работы, полученные результаты, их интерпретация.

Pages:     || 2 | 3 |








© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»