Научный Центр - Dissers WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!
Pages:     || 2 |
-- [ Страница 1 ] --

2500 МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и статистика» Подготовка, оформление и защита магистерской диссертации Практическое пособие для магистрантов по направлению 521600 «Экономика» Составители: Н.О. Михаленок П.А. Первов Т.С. Андреева Самара 2010 1 УДК Е 052 Подготовка, оформление и защита магистерской диссертации : практическое пособие для магистрантов по направлению 521600 «Экономика» / составители : Н.О.

Михаленок, П.А. Первов, Т.С. Андреева. – Самара : СамГУПС, 2010. – 43 с.

Утверждено на заседании кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и статистика» декабря 2009 г., протокол №4.

Печатается по решению редакционно-издательского совета университета.

В практическом пособии приведены основные требования и рекомендации по подготовке, оформлению и защите магистерской диссертации, изложены принципы подготовки к написанию диссертационной работы, требования к оформлению и процедуре защиты работы в Государственной аттестационной комиссии.

Составители : Наталья Олеговна Михаленок, к.э.н., профессор кафедры «БУАС» Павел Александрович Первов, к.э.н., доцент кафедры «БУАС» Тамара Степановна Андреева, доцент кафедры «БУАС» Рецензенты: к. э. н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и статистика» О.А. Кузнецова;

д. т. н., проф. кафедры «Экономика и логистика на транспорте», Академик РАТ С.В. Копейкин Редактор А.Б. Иванова Компьютерная верстка Е.А. Ковалева Подписано в печать 2.03.2010. Формат 6090 1/16.

Усл. печ. л. 2,69. Тираж 100 экз. Заказ № 24.

© Самарский государственный университет путей сообщения, ОГЛАВЛЕНИЕ Введение....................................................................................................................................... 1. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ................................ 1.1. Научное исследование как основная форма научной работы..................................... 1.2. Общая схема хода научного исследования.................................................................... 1.3. Подготовка к написанию магистерской диссертации и накопление научной информации............................................................................................................................ 1.4. Структура диссертационной работы............................................................................ 1.5. Рубрикация текста диссертационной работы.............................................................. 1.6. Язык и стиль диссертации............................................................................................. 1.7. Общие требования к магистерской диссертации........................................................ 2. ОФОРМЛЕНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ МАГИСТРА.................................. 2.1. Текстовая часть............................................................................................................... 2.2. Используемые сокращения............................................................................................ 2.3. Иллюстрации................................................................................................................... 2.4. Табличный материал...................................................................................................... 2.5. Формулы.......................................................................................................................... 2.6. Цитаты............................................................................................................................. 2.7. Список использованной литературы............................................................................ 2.8. Оформление приложений и примечаний.................................................................... 2.9. Оформление демонстрационного материала.............................................................. 3. РУКОВОДСТВО МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ................................................... 4. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ В ГАК.............................. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...................................................................................... Приложение 1............................................................................................................................. Приложение 2............................................................................................................................. Приложение 3............................................................................................................................. Приложение 4............................................................................................................................. Приложение 5............................................................................................................................. Приложение 6............................................................................................................................. Приложение 7............................................................................................................................. Приложение 8............................................................................................................................. Приложение 9............................................................................................................................. ВВЕДЕНИЕ Магистерская диссертация представляет собой выпускную квалификационную работу научного содержания, которая имеет внутреннее единство и отражает ход и результаты разработки выбранной темы. Она должна быть актуальной и соответствовать современному уровню научно-технического развития.

Магистерская диссертация представляется в виде, позволяющем судить, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации, их новизна и значимость. Совокупность полученных в работе результатов, должна свидетельствовать о наличии у ее автора первоначальных навыков научной работы в избранной области профессиональной деятельности.

Основная задача автора – продемонстрировать уровень своей научной квалификации и, прежде всего, умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи.

Диссертация закрепляет полученную информацию в виде текстового и демонстрационного материала, в которых автор упорядочивает по собственному усмотрению накопленные факты и доказывает научную ценность или практическую значимость тех или иных положений, не опираясь на авторитет, традиции или веру, а путем сознательного убеждения в их истинности на основе значимых для научного сообщества норм и критериев.

Оригинальность, уникальность и неповторимость приводимых сведений характеризуют содержание диссертации. Ее основой выступает принципиально новый материал, включающий описание новых факторов, явлений и закономерностей, обобщение ранее известных положений с других научных позиций или в совершенно ином аспекте.

Содержание диссертации в наиболее систематизированном виде фиксирует как исходные предпосылки научного исследования, так и весь его ход и полученные результаты. При этом не просто описываются научные факты, а проводится их всесторонний анализ, рассматриваются типичные ситуации, обсуждаются имеющиеся альтернативы и причины выбора одной из них.

Исходя из того, что магистерская подготовка – это лишь первая ступень к научно исследовательской деятельности, ведущая к поступлению в аспирантуру и последующей подготовке кандидатской диссертации, магистерская диссертация не может считаться научным произведением в полном смысле этого слова. Степень магистра – это не ученая, а академическая степень, отражающая, прежде всего, образовательный уровень выпускника высшей школы и свидетельствующая о наличии у него умений и навыков, присущих начинающему научному работнику.

Целью данного практического пособия является оказание помощи при написании магистерских диссертаций и успешной защите в Государственной аттестационной комиссии (ГАК).

В практическом пособии определен весь процесс подготовки магистерской диссертации от выбора темы до ее публичной защиты. Рассмотрены общие требования к содержанию, структуре, объему диссертации, отражены вопросы научного руководства и контроля процесса выполнения работы со стороны кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и статистика», порядок рецензирования и организации защиты магистерских диссертаций в ГАК.

Авторы желают магистрантам успехов и уверены, что знания и теоретические навыки, полученные во время обучения в вузе, обязательно помогут им в дальнейшей практической работе.

1. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ 1.1. Научное исследование как основная форма научной работы Любое научное исследование – от творческого замысла до окончательного оформления научного труда – осуществляется весьма индивидуально. Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов, что возможно лишь при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения истории его возникновения и развития.

Изучать в научном смысле – это значит вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее. Представление динамики развития процессов, опирающееся на реальные достижения научного знания и проведенные расчеты, является важнейшим фактором исследования. При этом необходимо быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. Дело в том, что сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Новые научные факты могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике из-за того, что их значение плохо раскрыто.

При изучении всегда нужно вести поиск причинно-следственной связи между рассматриваемыми явлениями и видеть важные частности, большое – в малом, не уклоняясь от намеченной главной траектории исследования. Концентрируя внимание на ключевых вопросах темы, нельзя не учитывать косвенные факты, которые на первый взгляд могут показаться малозначительными.

Успешность выполнения диссертации в наибольшей степени зависит от умения выбрать наиболее результативные методы исследования, поскольку именно они позволяют достичь поставленной цели.

Методы научного познания принято делить на общие и специальные.

Большинство проблем конкретных наук и даже отдельные этапы их исследования требуют применения специальных методов решения. Они изучаются, разрабатываются, совершенствуются в конкретных науках. Методы никогда не бывают произвольными, т.к. определяются характером исследуемого объекта.

Помимо специальных методов, характерных для определенных областей научного знания, существуют общие методы научного познания, которые используются на протяжении всего процесса исследования.

Общие методы научного познания обычно делятся на три большие группы:

1) методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

2) методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ, синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);

3) методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся прежде всего на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Это наиболее элементарный метод, выступающий, как правило, в качестве одного из элементов в составе других эмпирических методов.

Чтобы стать основой последующих теоретических и практических действий, наблюдение должно информировать нас об объективных свойствах и отношениях существующих предметов и явлений.

Наблюдение должно удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются:

• планомерность;

• целенаправленность;

• активность;

• систематичность.

Наблюдение как средство познания дает в форме совокупности эмпирических утверждений первичную информацию о мире.

Сравнение – один из наиболее распространенных методов познания. Он позволяет определить сходство и различие рассматриваемых объектов, процессов и в результате установить общее. Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям: сравнивать должны лишь те явления, между которыми может существовать объективная общность;

для познания объекта их сравнение должно осуществляться по наиболее существенным признакам.

Измерение в отличие от сравнения является более точным познавательным средством, т.к. представляет собой процедуру определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения.

Важнейшим показателем качества измерения, его научной обоснованности является точность, которая зависит как от самого исследователя (навыков, опыта, логики и т. п.), так и от применяемых методов.

Частным случаем наблюдения является эксперимент, т. е. такой метод научного исследования, который предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и воспроизведение определенных явлений в специально созданных условиях с целью их изучения.

Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ: изучение объекта в абстрагированном виде;

проведение исследований свойств объекта в экстремальных условиях;

возможность повторяемости эксперимента.

Любой эксперимент может осуществляться как непосредственно с объектом, так и с его виртуальной моделью, использование которой позволяет применять данный метод исследования к таким объектам, непосредственное оперирование с которыми затруднено или невозможно.

К методам, используемых на эмпирическом и теоретическом уровнях исследований принято относить абстрагирование, анализ и синтез.

Абстрагирование носит в умственной деятельности универсальный характер, ибо каждый шаг мысли связан с этим процессом или с использованием его результата.

Абстрагирование – процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств.

Процесс абстрагирования тесно связан с другими методами исследования и прежде всего с анализом и синтезом.

Анализ (от греч. Analysis – разложение) – метод научного исследования процессов и явлений, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. Анализ служит отправной точкой прогнозирования, планирования, управления объектами и протекающими в них процессами.

В свою очередь синтез (от греч. Synthesis – соединение) – познание объекта исследования в единстве и взаимосвязи его частей.

Кроме того, при исследовании активно применяются такие методы, как индукция и дедукция.

Метод получения общего знания о классе объектов на основании исследования отдельных представителей этого класса называется индукцией (от лат. Inductio – введение). В общем смысле индукция – форма умозаключения от частного к общему.

Дедукция – методически противоположна индукции, так как представляет собой форму умозаключения от общего к частному и единичному и характеризующаяся тем, что новое знание о предмете или группе однородных предметов выводится на основании знания класса, к которому принадлежат исследуемые предметы.

Из способов теоретического исследования выделяют метод восхождения от абстрактного к конкретному, который представляет собой изучение действительности, состоящее в последовательном переходе от абстрактных и односторонних представлений о ней ко все более конкретному воспроизведению в теоретическом мышлении.

Согласно данному методу процесс познания разбивается на два относительно самостоятельных этапа. На первом этапе происходит переход от конкретного к его абстрактным определениям. Единый объект разбивается на части, описывается при помощи множества понятий и суждений.

Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта, т. е. от абстрактного в понимании к конкретному в познании. На этом этапе как бы восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности – но уже в мышлении.

Текст научной работы отличается, прежде всего, своей логичностью. Знание законов логики облегчает анализ изучаемых объектов, придает исследователю уверенность в справедливости сделанных выводов, а также повышает их убедительность.

Поскольку в научном тексте используются понятия и суждения, очевидно, что именно эти смысловые единицы должны удовлетворить требованию определенности.

Это требование находит свое отражение в законе тождества, согласно которому предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным, т. е. А есть А (А=А), где А – мысль. Такой закон требует, чтоб в ходе сообщения все понятия и суждения носили однозначный характер, исключающий двусмысленность и неопределенность.

Требование непротиворечивости мышления выражает закон противоречия, согласно которому, два высказывания не могут быть одновременно истинными, если одно что-то утверждает, а другое отрицает то же самое.

В основе закона противоречия лежит качественная определенность объектов и относительная устойчивость их свойств. Такой закон имеет огромное значение для научной работы. Его сознательное использование помогает обнаруживать и устранять противоречия в объяснениях фактов и явлений, вырабатывать критическое отношение ко всякого рода непонятностям и непоследовательности в сообщении научной информации.

Однако закон противоречия не действует, если мы что-либо утверждаем и то же самое отрицаем относительно одного и того же предмета, но рассматриваемого в разное время и в разном отношении.

Требования доказательности научных выводов, обоснованности суждений выражает закон достаточного основания, согласно которому любое суждение, исключая суждения непосредственного восприятия, аксиомы и определения, должно быть обосновано (доказано) в том смысле, что должно быть приведено достаточное основание его истинности. В составе достаточного основания могут быть аксиомы (постулаты, принципы), определения, удостоверенные суждения непосредственного восприятия и выводные суждения, уже обоснованные посредством доказательств.

Главное в научном исследовании – уметь обосновать и доказать свои суждения.

Аргументирование, построенное на законах логики, помогает ученому решить эти задачи.

Аргументирование – это сугубо логический процесс, суть которого в том, что в нем обосновывается истинность суждения с помощью других суждений (т. е. аргументов или доводов). Аргументация достигает цели, когда соблюдаются правила доказательства.

Правило первое. Тезис доказательства нужно сформулировать ясно и четко. При этом нельзя допускать двусмысленность. Требование в формулировке тезиса не допускать двусмысленности очень важно, ибо любая ошибка в выборе слова, возможность двоякого истолкования фразы, нечеткая форма изложения мысли – все это может быть истолковано против вас, когда хотите что-то доказать.

Правило второе. В ходе доказательства тезис должен оставаться неизменным, т. е.

должно доказываться одно и то же положение. Если это правило не выполняется, то тезис не может быть доказан.

К аргументам, предъявляют следующие требования:

1) аргументы должны быть истинными: (в качестве аргументов могут выступать лишь такие положения, истинность которых была доказана или они вовсе ни у кого не вызывают сомнения);

2) аргументы должны быть доказаны независимо от тезиса, т. е. должно соблюдаться правило их автономного обоснования;

3) аргументы должны быть непротиворечивыми;

4) аргументы должны быть достаточными.

Таким образом, требования к истинности аргументов обоснованы тем, что аргументы должны выполнять роль фундамента, на котором строится доказательство.

Требование автономности аргументов означает, что они должны быть доказаны независимо от тезиса, иначе сами аргументы будут нуждаться в доказательстве.

Поэтому, прежде всего, следует проверить аргументы.

Требование непротиворечивости означает, что аргументы не должны противоречить друг другу.

Требование достаточности аргументов определяется тем, что аргументы в своей совокупности должны быть такими, чтобы из них с необходимостью вытекал доказываемый тезис. Нарушение этого требования часто заключается в том, что в ходе доказательства используют аргументы, логически не связанные с тезисом и потому не доказывающие его истинность.

Рассмотрим теперь правила построения логических определений, которые характерны для текста научных произведений.

Чаще всего определения дают через родовой признак и ближайшее видимое отличие. Обычно вначале называется родовое понятие, в которое определяемое понятие входит как составная часть. Затем называется тот признак определяемого понятия, который отличает его от всех ему подобных, причем данный признак должен быть самым важным и существенным.

В некоторых случаях при определении понятий указывается не один видовой признак, а несколько. Это делается когда невозможно указать такой единственный признак, который отличал бы данное понятие от всех других и раскрывал бы существенным образом его содержание. Поэтому в таких случаях указывается несколько признаков, достаточных для отличия определяемого понятия и раскрывается их содержание.

1.2 Общая схема хода научного исследования Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

Рис. 1. Ход научного исследования Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап любого исследования. Магистерская диссертация характеризует научную зрелость и профессиональную подготовленность автора на основании выбора и понимания темы исследования. Суть рассматриваемой в работе проблемной ситуации и есть отражение актуальности темы исследования. Таким образом, формулировка проблемы выступает важной частью начала написания диссертации.

Научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенную трудность в процессе познания новых явлений, отразить ранее неизвестные факты или выявить неполноту устаревших способов объяснения известных закономерностей. Все эти трудности проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых задач.

Правильная постановка и точная формулировка новых проблем имеют важное значение.

Они в большой степени определяют стратегию исследования в целом и направление научного поиска в частности. Неслучайно принято считать, что сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.

Таким образом, магистрант должен четко очертить границу между знанием и незнанием о предмете исследования, однозначно определить научную проблему и сформулировать ее суть.

Очень часто магистранты боятся брать узкие темы. Однако работы посвященные широким темам бывают поверхностными и не раскрывают тему. Узкая же тема прорабатывается глубоко и детально. Вначале, кажется, что она настолько узка, что писать не о чем. Но по мере ознакомления с материалом это опасение исчезает, исследователю открываются такие стороны проблемы, о которых никто не подозревал.

От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели исследования, а также указанию конкретных задач, которые предстоит решать для ее достижения. Это обычно делается в форме перечисления (изучить.., описать.., установить.., выявить.., вывести формулу и т. п.).

К формулировке задач необходимо подходить более тщательно, поскольку описание их решения должно составить основу содержания глав диссертационной работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав формулируются исходя из задач проводимого исследования.

Далее формулируются объект и предмет исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделятся та часть, которая служит предметом исследования. Именно на объект и направлено основное внимание магистранта, когда формулируется тема диссертационной работы, которая обозначается на титульном листе.

Очень важным этапом научного изыскания является отбор методов исследования, которые служат инструментом в получении фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной цели.

Описание процесса исследования – основная часть диссертационной работы, в которой освещается методика и техника исследования с использованием логических законов и правил.

Важным этапом научного исследования выступает обсуждение его результатов, которое ведется на профилирующих кафедрах (предзащита диссертации). Итогом этого обсуждения является решение о допуске к защите в ГАК и написание отзыва руководителем работы.

Заключительным этапом научного исследования являются выводы, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной диссертационной работы. Данные выводы будут озвучены на защите работы в ГАК.

1.3. Подготовка к написанию магистерской диссертации и накопление научной информации Выбор темы диссертации имеет большое значение и определяется в начале магистерской подготовки. В теме заложено основное зерно содержания работы.

Магистранту предоставляется право либо выбирать тему из перечня, рекомендованного ведущей кафедрой (Приложение 1), либо предложить свою, с обоснованием целесообразности ее разработки.

Диссертационная работа магистранта должна быть глубоко проработанной, поэтому выбор темы обусловливается задачей сравнительно узкого плана. Помощь в определении темы будущей работы могут оказать следующие приемы.

1. Просмотр каталогов защищенных диссертаций.

2. Ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных областях науки, экономики и техники, имея в виду, что на стыке наук можно найти новые решения.

3. Оценка состояния диагностики проблем и методов их устранения применительно к конкретной отрасли.

4. Пересмотр известных научных решений при помощи новых методов, с новых теоретических позиций, с привлечением не использованных при предшествующих исследованиях фактов.

Существенную помощь в выборе темы оказывают ознакомление с аналитическими обзорами и статьями в экономических журналах, книгах и сети Интернет, а также беседы и консультации со специалистами-практиками, в процессе которых можно выявить важные вопросы, еще не изученные в науке.

Темы магистерских диссертаций закрепляются за магистрантами на основании их личных заявлений, которые пишутся по установленной форме (Приложение 2).

Выбрав тему, магистрант должен четко представлять, в чем заключается сущность предполагаемой научной работы, ее новизна, актуальность, теоретическая и практическая значимость.

Тема, а также научный руководитель магистерской диссертации, утверждаются приказом по университету.

Научный руководитель консультирует магистранта по ходу работы над диссертацией, помогает ему оценить возможные варианты решений, однако их принятие – задача самого соискателя, именно он как автор отвечает за принятие решений, за правильность полученных результатов и их фактическую точность.

Любая научная работа предполагает наличие плана ее проведения. С учетом специфики творческого процесса такой план должен предусматривать все, что можно заранее предусмотреть.

Большое значение имеет планирование творческого процесса магистранта, впервые приступившего к написанию серьезной научной работы, каковой является магистерская диссертация. Организация его работы начинается с составления плана, представляющего собой наглядную схему предполагаемого исследования.

План разрабатывается при непосредственном участии научного руководителя магистранта и начинается с раскрытия замысла предполагаемого научного исследования.

Первоначально такой план только в основных чертах дает характеристику предмета исследования, в дальнейшем он может уточняться, однако основная задача, стоящая перед работой в целом, должна оставаться неизменной.

На более поздних стадиях работы составляют рабочий план, представляющий собой реферативное изложение расположенных в логическом порядке вопросов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь обработанный материал.

Рабочий план служит основой для последующей оценки научным руководителем магистранта соответствия его работы поставленным целям и задачам исследования. По нему можно будет судить об основных положениях содержания диссертации, принципах раскрытия темы, построении и отношении объемов отдельных ее частей. Практически рабочий план это уже черновое оглавление диссертации с реферативным раскрытием содержания ее глав.

Магистранту после составления плана диссертационной работы необходимо уяснить очередность и логическую последовательность намеченных работ. Каждый этап выполняется по мере наличия материала, при этом магистрант должен придерживаться намеченной последовательности их изложения и сроков выполнения.

Логическая последовательность диктует раскрытие существа задачи, пока не изучен первый раздел, нельзя переходить ко второму. Важно научится находить в любой работе главное, на чем следует сосредоточить в данное время все внимание, что позволит найти оптимальные решения поставленных задач.

Такая методика приводит к необходимости учета стратегии и тактики научного исследования. Это значит, что исследователь определяет общую генеральную цель в своей работе, формулирует центральную задачу, выявляет все доступные резервы для выполнения замысла и идеи, выбирает необходимые методы и приемы действий.

В творческом исследовании план всегда имеет динамический, подвижный характер и не может, не должен связывать развитие идеи и замысла исследователя при сохранении четкого и определенного научного направления в работе.

План должен быть гибким, чтобы можно было включать в него новые возможные аспекты, обнаруженные в процессе исследования.

Научный руководитель не только принимает участие в разработке рабочего плана будущей диссертации, но и ведет с ее автором и другую работу, в частности:

• рекомендует необходимую литературу, справочные, статистические и архивные материалы и другие источники по выбранной теме;

• проводит систематические, предусмотренные расписанием консультации;

• оценивает содержание выполненной диссертации, как по частям, так и в целом;

• дает отзыв на работу и согласие на представление магистерской диссертации к защите.

Таким образом, научный руководитель оказывает научную и методическую помощь, систематически контролирует выполнение работы, вносит определенные коррективы, дает рекомендации о целесообразности принятия того или иного решения, а также заключение о готовности работы в целом.

Выявление степени изученности выбранной темы целесообразнее всего начать со знакомства с научно-справочной литературой, которая подразделяется на три вида изданий: библиографические, реферативные и обзорные.

Библиографические издания содержат упорядоченную совокупность библиографических описаний, которые извещают о том, что издано по интересующему вопросу. Библиографическое описание здесь выполняет две функции. С одной стороны, оно оповещает о появлении документов (сигнальная функция), а с другой – сообщает необходимые сведения для их отыскания (адресная функция). Из библиографических описаний составляют библиографические указатели и библиографические списки.

Библиографические указатели чаще всего носят сигнальный характер и состоят из перечня библиографических описаний часто без аннотаций и рефератов. Эти издания с максимальной полнотой отражают произведения отечественной и зарубежной литературы. Их отличают оперативность подготовки и сравнительно короткие сроки с момента выхода публикации до момента отражения ее в указателе.

Реферативные издания содержат публикации рефератов, включающих сокращенное изложение содержания первичных документов (или их частей) с основными фактическими сведениями и выводами. К реферативным изданиям относятся реферативные журналы, сборники, экспресс-информация, информационные листки.

К обзорным изданиям относятся обзор по одной проблеме, направлению и сборник обзоров. Обзоры обобщают сведение содержащиеся в первичных документах, являясь высшей ступенью их аналитико-синтетической переработки. Такие издания обычно сообщают о состоянии развития какой-либо науки или практической деятельности, отражая все новое, что сделано в ней за определенное время.

Цель обзоров – обеспечить проведение научных исследований на современном уровне развития науки и техники, помочь сделать правильный выбор направления и методов разработки в определенной области.

В связи с развитием научно-исследовательских работ и необходимостью детально анализировать литературу, выпущенную в предыдущие годы, все большее значение для исследователей приобретает ретроспективная библиография, назначение которой являются подготовка и распространение библиографической информации о произведениях печати за какой-либо период времени. Эта библиография представлена широким кругом пособий. Среди них – тематические указатели и обзоры, внутрикнижные списки литературы, каталоги отраслевых научно-технических издательств.

Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает выбранная тема, а затем вести поиск нового материала.

Изучение научных публикаций желательно проводить по схеме, представленной на рис. 2.

При изучении литературы по выбранной теме используется только та информация, которая имеет непосредственное отношение к теме диссертации и является наиболее ценной и полезной. Таким образом, критерием оценки изученного материала является возможность его практического использования в диссертации.

Рис. 2. Схема изучения научных публикаций Научное творчество включает значительную часть черновой работы, связанной с подбором основной и дополнительной информации, ее обобщением и представлением в форме, удобной для анализа и выводов.

Выбор научных фактов – это творческий процесс, требующий целеустремленной работы. Такие факты характеризуются новизной, точностью, объективностью и достоверностью. Новизна научного факта говорит о принципиально новом неизвестном до сих пор предмете, явлении или процессе.

Точность научного факта определяется объективными методами и характеризует совокупность наиболее существенных признаков предметов, явлений, событий, их количественных и качественных определений.

Достоверность научного факта характеризует его безусловное реальное существование, подтверждаемое при построении аналогичных ситуаций. В значительной степени достоверность зависит от точности, реальности первоисточников, их целевого назначения и характера информации. О достоверности исходной информации может свидетельствовать не только характер первоисточника, но и научный профессиональный авторитет его автора.

Во всех случаях следует отбирать последние данные, выбирать самые авторитетные источники, точно указывать, откуда взяты материалы. При отборе фактов из литературных источников нужно подходить к ним критически. Нельзя забывать, что жизнь постоянно движется вперед, развиваются наука, экономика, техника и культура.

То, что считалось абсолютно точным вчера, сегодня может оказаться неточным, а иногда и неверным.

Выборочное изложение материалов также часто применяется диссертантами. По мере готовности фактических данных автор обрабатывает материалы в любом удобном для него порядке. Необходимо выбрать тот прием изложения, который будет наиболее приемлем для превращения так называемой «черновой» работы в промежуточную или в чистовую.

Работу над чистовиком целесообразно начать, когда готов черновик и он одобрен научным руководителем.

Магистрант еще раз проверяет, насколько тема его работы и название глав соответствует их содержанию, уточняет композицию диссертации, расположение материалов и их рубрикацию.

Проверяется и критически оценивается каждый вывод, формула, таблица, каждое предложение, каждое отдельное слово.

1.4. Структура диссертационной работы Поскольку диссертация является квалификационной работой, ее оценивают не только по теоретической научной ценности, актуальности темы и прикладному значению полученных результатов, но и по уровню общеметодической подготовки данного научного произведения, что прежде всего находит отражение в его композиции.

Композиция диссертации – это последовательность расположения ее основных частей, к которым относится основной текст, а так же части ее справочно-сопроводительного аппарата.

Традиционно сложилась определенная композиционная структура диссертационного произведения, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие:

1) титульный лист;

2) содержание;

3) введение;

4) главы основной части;

5) заключение;

6) список использованной литературы;

7) приложение.

Титульный лист является первой страницей выпускной квалификационной работы и заполняется по определенной форме (Приложение 3).

Общий объем работы должен составлять от 70 страниц набранных на компьютере с учетом следующих параметров: шрифт текста – Times New Roman, размер – 14 pt, межстрочный интервал – 1,5.

После титульного листа помещается содержание, в котором приводятся все заголовки диссертационной работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки в содержании должны точно повторять заголовки в тексте, сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с другими заголовками в тексте запрещается.

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом.

Заголовки каждой последующей ступени смещаются на три – пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последние слово заголовка с номером страницы отточием не соединяют.

Во введение диссертации, обычно обосновываются актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указывается избранный метод исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и практическая ценность полученных результатов, а также отмечаются положения, которые выносятся на защиту.

Таким образом, введение – очень ответственная часть диссертации, поскольку оно не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики.

Актуальность – обязательное требование к любой диссертации. Поэтому вполне понятно, что введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы исследования. Применение к диссертации понятия «актуальность» имеет одну особенность. Освещение актуальности должно быть немногословным. Так, достаточно в пределах одной – двух страниц машинописного теста показать суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.

Таким образом, если диссертанту удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно однозначно определить научную проблему, а следовательно и сформулировать ее суть.

Для сообщения о состоянии разработки выбранной темы составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке.

Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство диссертанта со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать сделанное другими исследователями ранее, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности и потому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическом порядке их публикации. Поскольку магистерская диссертация обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы, а не по всей проблеме в целом. В таком обзоре не нужно излагать все, что стало известно магистранту из прочитанного, и что имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько нибудь ценные публикации, имеющие непосредственное отношение к диссертации должны быть названы и критически оценены.

От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой данной диссертационной работы, еще не получила своей разработки и освещения в специально литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи которые предстоит решать в соответствии с данной целью.

Обязательным элементом диссертационной работы является указание на методы исследования, которые служат инструментом в получении фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели.

Во введении описываются и другие элементы научного процесса. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических), а также указываются методологические основы проведенного исследования.

В конце вводной части желательно раскрыть структуру диссертационной работы, т. е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

В разделах основной части диссертационной работы подробно рассматриваются методика и техника исследования и обобщаются результаты. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения.

Содержание разделов основной части должно точно соответствовать теме магистерской диссертационной работы. Они должны показать умение магистранта кратко, логично и аргументированно излагать материал, оформление которого должно соответствовать предъявляемым требованиям.

Выпускная квалификационная работа магистранта заканчивается заключительной частью, которая так и называется «Заключение». Как и любое другое заключение, данная часть диссертации выполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования, которая выполняет функцию синтеза накопленной в основной части работы научной информации. Этот синтез является последовательным, логически стройным изложением полученных итогов и их соотношения с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Именно здесь содержится так называемое итоговое знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. Данное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце разделов, представляющих краткое резюме. Оно должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования.

Заключение можно оформить в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. Их последовательность определяется логикой построения диссертационного исследования. При этом указывается вытекающая из конечных результатов не только научная новизна и теоретическая значимость, но и практическая ценность.

Однако к оценке практической ценности научных результатов нельзя в полной мере применять критерии, которыми пользуются при организации и планировании расходов производственных и иных ресурсов, времени на исполнение и прибыли от применения научных результатов на практике. Оценка научных результатов более сложна и не всегда укладывается в общепринятые экономические критерии.

При оценке общих и фундаментальных исследований весьма трудно, а порой невозможно учесть тот практический эффект, который могут дать сегодня практическая реализация новых знаний о мире, понимание новых закономерностей явлений. Они могут определяться спустя некоторое время, продолжительность которого заранее не известна.

Может случиться и так, что поисковое исследование не решает поставленной задачи, но дает ответы на другие важные вопросы, которые не ставились в плане работы, а были решены попутно. При оценке плановых фундаментальных исследований важно определить, насколько удалось приблизиться к решению основной задачи, есть ли какая-либо возможность решить ее полностью или частично, обоснован ли был выбор методов исследования и последовательность решения плановых задач, в какой мере полученные результаты могут быть использованы на практике.

Заключительная часть предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые научные задачи в связи с проведением диссертационного исследования.

Заключительная часть, составленная по такому плану, дополняет характеристику теоретического уровня диссертации, а также показывает уровень профессиональной зрелости и научной квалификации ее автора.

Заключение может включать себя и практические предложения, что повышает ценность теоретического материала. Но такие предложения должны обязательно исходить из круга работ, проведенных лично диссертантом и внедренных на производстве.

После заключения размещается список использованной в ходе написания работы литературы. Он составляет одну из существенных частей диссертации и отражает самостоятельную творческую работу магистранта.

Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в тексте диссертации. Если ее автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указывать, откуда взяты проведенные материалы.

Диссертацию можно снабжать вспомогательными указателями, которые помещаются после приложений или на их месте, если последние отсутствуют.

1.5. Рубрикация текста диссертационной работы Рубрикация (от лат. rubrica – заглавие закона, написанное красной краской) выпускной квалификационной работы представляет собой деление текста на составные части (разделы, параграфы и т. д.), визуальное отделение одной части от другой, а также использование заголовков, нумераций и т. п.

Рубрикация отражает логику научного исследования и потому предполагает четкое подразделение текста на отдельные логически взаимосвязанные и соподчиненные части.

Простейшей рубрикой является абзац – отступ вправо в начале первой строки каждой части текста. Абзацы выделяются для того, чтобы мысли выступали более зримо, а их изложение носило завершенный характер. Логическая целостность высказывания, присущая абзацу, облегчает восприятие текста.

Абзацы одного параграфа или главы должны быть по смыслу последовательно связаны друг с другом. Число самостоятельных предложений в абзацах различно и колеблется в весьма широких пределах, определяемых сложностью передаваемой мысли. В каждом абзаце следует выдерживать систематичность и последовательность в изложении фактов, соблюдать внутреннюю логику подачи материала, которая в значительной мере определяется характером текста.

В повествовательных текстах порядок изложения фактов чаще всего определяется их хронологической последовательностью и смысловой связью друг с другом. В тексте приводятся только основные события, при этом учитывается их продолжительность во времени и смысловая значимость для раскрытия темы в целом.

В описательных текстах, когда предмет или явление раскрывается путем перечисления его признаков и свойств, вначале принято давать общую характеристику описываемого факта, взятого в целом, и лишь затем – характеристику отдельных его частей.

Заголовки разделов диссертации должны точно отражать содержание относящегося к ним текста. Любой заголовок в научном тексте должен быть по возможности кратким, т. е. он не должен содержать лишних слов.

Рубрикация текста нередко сочетается с нумерацией с числовым (а также буквенным) обозначением последовательности расположения его составных частей.

Возможно использование знаков разных типов – римских и арабских цифр, прописных и строчных букв, сочетающихся с абзацными отступами.

При использовании разных типов система цифрового и буквенного обозначения строится по нисходящей:

А....Б...В...Г...

I..II...III...IV...

1...2...3...4...

а)…б)…в)…г)… 1.6. Язык и стиль диссертации Поскольку магистерская диссертация является квалификационной работой, ее языку и стилю следует уделять особое внимание.

Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов. Для научного текста характерны смысловая законченность, целостность и связность. Его наиболее характерной особенностью является формально-логический способ изложения материала. Важнейшим средством выражения логических связей являются специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.), противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, кроме того, к тому же), переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к.., обратимся к.., рассмотрим, остановимся на.., необходимо рассмотреть), итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать). В качестве средства связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные и др.) На уровне целого текста для научной речи основным признаком является целенаправленность и прагматическая установка, что обусловливает точность словесного выражения и, следовательно, использование специальной терминологии. Благодаря терминам достигается возможность в краткой и экономной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений.

Фразеология научной прозы также весьма специфична. Она призвана, с одной стороны, выражать логические связи между частями высказывания, например такие устойчивые сочетания, как «привести результаты», «как показал анализ», «на основании полученных данных», «резюмируя сказанное», «отсюда следует что-либо»;

с другой стороны, обобщать определенные понятия, являясь по сути дела, терминами (так например: «объем грузооборота», «колесные пары», «монополия железнодорожного транспорта»).

Рассмотрим грамматические особенности научной речи, также существенно влияющие на языково-стилистические оформление текста диссертационного исследования. С точки зрения морфологии следует отметить в нем наличие большого количества существительных с абстрактным значением, а также отглагольных существительных (исследование, рассмотрение, изучение и т. п.) В научном тексте широко используются относительные прилагательные, поскольку в отличие от качественных они способны с предельной точностью выражать достаточные и необходимые признаки понятий.

Научному изложению присущи также и чисто стилистические особенности.

Объективность изложения – основная стилевая черта диссертации, которая вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину. Отсюда наличие в тексте вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Используя их в тексте, тот или иной факт можно представить как вполне достоверный (конечно, разумеется, действительно), или предполагаемый (видимо, надо полагать), или возможный (возможно, вероятно).

Обязательным условием объективности изложения материала является указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. В тексте это условие можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным, по нашему мнению и др.) Научное изложение – это безличный монолог. Поэтому изложение обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Сравнительно редко, употребляется форма первого и совершенного не употребляется форма второго лица местоимений единственного числа. Авторское «я» как бы отступает на второй план. В настоящее время неписанным правилом стало, когда автор диссертации выступает во множественном числе и вместо «я» употребляет «мы», считая, что выражение авторства как формального коллектива придает больший объективизм изложения.

Качествами, определяющими культуру научной речи, являются точность, ясность и краткость. Смысловая точность – одно из главных условий, обеспечивающих научную и практическую ценность информации, заключенной в тексте диссертационной работы.

Действительно, неправильно выбранное слово может существенно исказить смысл написанного, дать возможность двоякого толкования той или иной фразы, придать всему тексту нежелательную тональность.

Другое необходимое качество научной речи – ее ясность. Ясность – это умение писать доступно и доходчиво. Так, практика показывает, что основные неясности возникают там, где автор вместо точных количественных значений употребляет слова и словосочетания с неопределенным или слишком обобщенным значением. Во многих случаях нарушение ясности изложения вызывается стремлением отдельных авторов придать своему труду видимость научности. Отсюда и совершенно ненужное наукообразие, когда простым, всем хорошо знакомым предметам дают усложненные названия.

Главное при языково-стилистическом оформлении текста диссертационных работ состоит в том, чтобы его содержание по форме своего изложения было доступно тому кругу ученых, на которых такие работы рассчитаны.

Краткость – третье необходимое и обязательное качество научного изложения, более всего определяющее ее культуру. Реализовать такое качество означает избежать ненужных повторов и излишней детализации. Поэтому слова и словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки, должны быть полностью исключены из текста диссертации.

Повышение информационной емкости текста работы не исчерпывается указанными лексическими, морфологическими и синтаксическими способами. Они являются лишь наиболее распространенными приемами, позволяющими добиться максимальной краткости языкового материала научной работы. Для языково стилистического оформления магистерской диссертации очень важно уметь организовывать накопленную научную информацию в связный текст, для чего необходимо достаточно хорошо разбираться в речевых функциях и лексических средствах их реализации.

1.7. Общие требования к магистерской диссертации Магистерская диссертация представляет собой законченную разработку актуальных экономических проблем и должна включать в себя как теоретическую часть, где магистрант должен продемонстрировать знания основ экономической теории по разрабатываемой проблеме, так и практическую часть, в которой необходимо показать умение использовать для решения поставленных в работе задач методов изученных ранее научных дисциплин.

При написании диссертации магистрант должен продемонстрировать навыки работы на персональном компьютере (статистическая обработка материала, выполнения графических построений, проведения математических расчетов, использование компьютерных программ) для решения конкретных задач, поставленных в работе.

Подготовка и выполнение диссертации имеет своей целью закрепление, систематизацию и развитие теоретических знаний, углубленное исследование и изучение вопросов на микро- и макроэкономическом уровне, теории экономического анализа, ценообразования, бюджетирования и калькулирования затрат в отраслях производственной и непроизводственной сферы и т. п. Диссертация в качестве конечного результата должна иметь конкретные предложения, теоретические обоснования и аргументы.

Магистерская диссертация должна соответствовать следующим требованиям:

• отражение теоретического и исследовательского характера решаемых задач;

• соответствие современному состоянию и перспективам развития научных разработок, методических положений и рекомендаций;

• установление тесной связи цели и задач с решением проблем исследования;

• обладание новизной, практической значимостью и возможностью использования при решении конкретных задач с учетом специфики работы рассматриваемой организации;

• отражение наличия у магистрантов умений самостоятельно и творчески вырабатывать и защищать оригинальные подходы к решению практических задач;

• логичность, доказательность, лаконизм, четкое и достоверное изложение представленных фактов;

• оформление диссертации в соответствии с представленными требованиями.

При выполнении магистерской диссертации решаются следующие задачи:

• обоснование актуальности и научно-практической значимости работы;

• проведение теоретического исследования состояния конкретной проблемы;

• практическая разработка анализа состояния объекта и предмета исследования за выбранный период, определение и изучение факторов, влияющих на их состояние;

• систематизация и закрепление полученных навыков владения современными технологиями и методиками решения практических задач, поставленных в диссертации;

• совершенствование навыков ведения магистрантом самостоятельной исследовательской работы со справочной, специальной литературой;

• разработка предложений по совершенствованию экономико-аналитической работы, практики планирования и управления в организации;

• обобщение полученных в результате проведенных исследований материалов и формулирование аргументированных выводов и рекомендаций.

В процессе выполнения диссертации магистрант должен показать:

• способность выполнять аналитические расчеты, делать обобщающие выводы, разрабатывать предложения;

• умение аргументированно обосновать актуальность сформулированных выводов и предложений, направленных на совершенствование экономической деятельности организации;

• умение работать с литературой, правильно цитировать и делать ссылки на различные источники;

• знание современных информационных технологий;

• навыки представления текстового, табличного и графического материала.

2. ОФОРМЛЕНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ МАГИСТРА Определение формы научного текста сопутствует составлению плана исследования. Именно тогда выявляются контуры будущего научного произведения, намечается характер и объем иллюстрированного материала, складывается круг источников. Данное общее организационное условие говорит о том, что поиск оптимальной формы научного произведения идет на каждой стадии исследования.

Оформление диссертационной работы должно быть на высоком уровне и отвечать требованиям стандартов. Поскольку эти требования в настоящее время очень высоки, имеет смысл подробно рассмотреть порядок представления в печати отдельных видов текстового, табличного, формального и демонстрационного материала магистерской диссертации.

Квалификационная работа магистрантов состоит из диссертации, демонстрационного материала, отзыва и рецензии.

Магистерская диссертация оформляется на стандартных листах белой писчей бумаги формата А4 (высота – 297 мм, ширина – 210 мм), брошюруется в папке с жесткой обложкой с 3-мя отверстиями. На торце обложки указывается фамилия, инициалы магистранта и год выпуска.

2.1. Текстовая часть Текстовая часть выпускной квалификационной работы (ВКР) оформляется по ГОСТ 7.32-91. Текст диссертации не должен выходить за границы полей, обеспечивающих удобное считывание в сброшюрованном виде. Размер левого поля – не менее 25 мм, правого – 10 мм, верхнего – 15 мм, нижнего – 15 мм. Отступ красной строки (первой строки абзаца) – 1,25 см. Выравнивание – по ширине страницы. Левый и правый отступ абзаца – 0 см.

Интервал перед и после абзаца – 0 пт.

Текст основной части работы делится на разделы, подразделы, пункты.

Все приводимые в тексте заголовки и подзаголовки должны в предельной форме отражать тематику помещенного под ними текста. Любой заголовок должен быть точен, т. е. соответствовать содержанию помещенного под ним текста. В то же время он не должен сокращать или расширять объем смысловой информации, содержащейся в тексте.

Заголовки в диссертационных работах включают от 2 до 14 слов, т. е. они обычно занимают не более 2-х строк. Заголовок должен состоять по возможности из ключевых слов (т. е. слов, несущих основную смысловую нагрузку). Сокращенные слова и аббревиатуры, а также формулы в заголовки не включают.

Расстояние между заголовком и подзаголовком, равно как и между подзаголовком и пунктом, должно быть 15 мм (одна пустая строка полуторным интервалом), между заголовком (подзаголовком, пунктом) и текстом должно быть 30 мм (две пустые строки полуторным интервалом). Расстояние между заголовком (подзаголовком, пунктом) и предыдущим текстом должно быть 15 мм (одна пустая строка полуторным интервалом).

Подчеркивание заголовков не допускается. Каждый раздел следует начинать с нового листа.

Заголовки разделов следует писать по центру листа прописными буквами.

1. ЗАГОЛОВОК Заголовки подразделов располагают по центру листа строчными буквами (кроме первой прописной).

1.1. Заголовок Переносы слов в заголовках не допускаются. Точка в конце заголовка не ставится.

Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Разделы нумеруются по порядку в пределах всей работы и обозначаются арабскими цифрами с точкой. Такие структурные части работы как «Содержание», «Введение», «Заключение», «Список использованной литературы», «Приложение » не нумеруются.

Подразделы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела, подраздела, разделенных точками. В конце подраздела должна быть точка, например, «2.3.» (третий подраздел второго раздела).

Пункты также нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из номеров раздела, подраздела, пункта, разделенных точками. В конце номера должна быть точка, например, «1.2.2.» (второй пункт второго подраздела первого раздела).

2.2. Используемые сокращения Текстовый материал научного произведения весьма разнообразен. К нему обычно относят числительные, буквенные обозначения, цитаты, ссылки, перечисления и т. п., т.

е. все то, что требует при своем оформлении знания особых технико-орфографических правил.

В диссертационных работах возможна цифровая, буквенная и буквенно-цифровая форма числительных. Кроме того, в них часто встречаются сокращения, делая которые, нужно иметь в виду, что они должны оканчиваться на согласную. Не допускается окончание сокращения на гласную, букву «Й», мягкий и твердый знак.

В научном тексте могут встречаться следующие виды сокращений:

1) буквенные аббревиатуры;

2) сложносокращенные слова;

3) условные графические сокращения по начальным буквам слова;

4) условные графические сокращения по частям слова и начальным буквам.

Одним из видов сокращения являются сложносокращенные слова, которые составляются из сочетаний, например: профсоюз – профессиональный союз;

колхоз – коллективное хозяйство.

Условные графические сокращения по начальным буквам (н.м.т. – нижняя мертвая точка) – применяются чаще всего в технических текстах. От буквенных аббревиатур они отличаются тем, что читаются полностью, а сокращаются только в письменном тексте и пишутся с точками на месте сокращения.

В тексте магистерских диссертационных работ встречаются условные графические сокращения по частям и начальным буквам слов. Они разделяются на общепринятые условные сокращения и условные сокращения, принятые в специальной литературе, в том числе в библиографии.

Примером общепринятых условных сокращений, которые делаются после перечислений, могут служить: т. е. (то есть), и т. д. (и так далее), и т. п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие). Общепринятые сокращения, которые делаются при ссылках: см. (смотри), ср. (сравни);

при обозначении цифрами годов: г.

(год), гг. (годы).

Страницы работы нумеруются арабскими цифрами. Номера страниц проставляются начиная с введения в правом верхнем углу на расстоянии не более 10 мм от верхнего края листа без знаков препинания и букв.

2.3. Иллюстрации Исходя из общего замысла, иллюстрировать магистерскую диссертацию необходимо по тщательно продуманному тематическому плану, который помогает избавиться от случайных рисунков, связанных с второстепенными деталями текста и предупредить неоправданные пропуски иллюстраций к важнейшим вопросам работы.

Иллюстрации (схемы, графики, диаграммы), в том числе и расположенные на отдельных страницах, включаются в общую нумерацию. Все они обозначаются словом «Рис.» и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела (1.1, 1.2 и т. д.) или сплошным порядком (1, 2 и т. д.), за исключением иллюстраций, приведенных в приложении. Если в работе приведена одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рис.» не пишут.

Все иллюстрации должны иметь ссылку на них в тексте работы, предшествующую самому рисунку. Пустые части страницы (пустые строки) перед иллюстрациями и расположенными на следующем листе недопустимы.

Основными видами иллюстраций в экономических магистерских диссертациях являются: схема, диаграмма и график.

Схема – иллюстрация, которая с помощью условных графических обозначений передает суть строения системы, показывает характер процесса, движения, структуру и взаимосвязь ее главных элементов.

Диаграмма – изображение, наглядно показывающее соотношение между различными количествами или между значениями одной и той же величины в разные моменты времени.

Результаты обработки числовых данных можно представить в виде графиков, т. е.

изображений наглядно показывающих, как одна величина (функция) меняется в зависимости от изменений другой величины (аргумент). На оси абсцисс (обычно горизонтальная) откладывают значения аргумента, на оси ординат – значения функции.

Кроме геометрического образа, иллюстрации должны содержать ряд вспомогательных элементов:

общий заголовок;

словесные пояснения условных знаков и смысла отдельных элементов графического образа;

оси координат и шкалу;

числовые данные, дополняющие или уточняющие величину нанесенных на иллюстрацию показателей.

Числовые значения масштаба шкал осей координат пишут за пределами графика (диаграммы). Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста.

Иллюстрации должны иметь наименование и при необходимости пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рис.» и наименование помещают после пояснительных данных к рисунку и располагают, как показано в Приложении 4.

Вид и количество иллюстрационных материалов, выносимых на защиту, необходимо согласовать с руководителем научной работы.

2.4. Табличный материал Систематизированный текстовый и расчетный материал, как правило, должен оформляться в виде таблиц, каждая из которых должна иметь заголовок. Перед общим заглавием таблицы в правой части страницы пишется слово «Таблица» и номер, состоящий из номера раздела и порядкового номера таблицы в разделе (Таблица 2.5).

Нумерация таблиц может также осуществляться сплошным порядком (Таблица 1, Таблица 2 и т. д.) Заголовок и слово «Таблица» начинают с прописной буквы. Заголовок не подчеркивается. Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописной буквы, подзаголовки со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописных – если они самостоятельные. Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте, либо со следующей страницы таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке. Пример оформления таблицы представлен в Приложении 5.

При переносе таблицы с одной страницы на другую необходимо пронумеровать графы, а на другой странице написать «Продолжение табл.» с указанием ее номера и номеров граф. Запрещается оставлять общий заголовок таблицы на одной странице, а саму таблицу переносить на следующую.

Если все показатели в таблице имеют одинаковые единицы измерения, то их необходимо указать в общем заголовке. Если показатели имеют различные единицы измерения, то они указываются в боковых и верхних заголовках (в строках и столбцах таблицы). Все однородные показатели в таблице должны иметь одну размерность исчисления, а при отсутствии отдельных данных в ячейках следует ставить прочерк (тире). Данные, приводимые в таблице, должны быть проанализированы в тексте пояснительной записки.

2.5. Формулы В формулах, приводимы в ВКР, следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами. Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под ней, если они не пояснены ранее в тексте. Пояснения каждого символа следует делать в той же последовательности, в какой они даны в формуле, с новой строки. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где», без двоеточия после него.

Пример.

Рентабельность остатка денежных средств определена по формуле (2.12), или формула расчета рентабельности остатка денежных средств имеет следующий вид:

Эо = Ф/Оср 100, (2.12) где Эо – рентабельность остатка денежных средств;

Ф – финансовый результат деятельности предприятия;

Оср – средний остаток денежных средств.

Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой. Если после формулы нет разъяснения, то нужно ставить точку.

Переносить формулы и последующие вычисления на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют.

Формулы в работе должны располагаться посередине листа и быть пронумерованы сквозной нумерацией ((1),(2),(3)) или в пределах раздела ((1.1),(1.2),(2.3) и т. д.) арабскими цифрами, которые записываются на уровне формулы в круглых скобках и выравниваются по правой стороне листа.

Целесообразность того или иного порядка нумерации определяет автор работы.

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например :... по формуле (3.1) 2.6. Цитаты Для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник или для критического разбора того или иного научного произведения следует проводить цитаты. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно проводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов. В случае использования чужого материала без ссылки на автора и источник заимствования магистерская диссертация не допускается к защите. Цитирование автора делается только по его произведениям.

Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.

Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы, кроме случая, когда цитата представляет собой часть предложения автора. Если цитата воспроизводит только часть цитируемого предложения, то после открывающихся кавычек ставят отточие.

2.7. Список использованной литературы В конце выпускной квалификационной работы необходимо привести список использованной литературы. На все приводимые литературные источники должны быть даны ссылки в работе, заключающиеся в квадратные скобки и соответствующие нумерации в списке использованной литературы, например: [3, 56]. Расположение источников в списке литературы должно быть в алфавитном порядке. Источники и литература на иностранных языках приводятся в соответствующем разделе списка после кириллического алфавитного ряда. Издания указываются в латинском алфавите.

Использованные источники могут включать в себя: законы, указы, постановления, положения, источники статистических данных, научную литературу, нормативно техническую документацию, отчетность предприятий, сетевые ресурсы.

Литературные источники, приведенные в списке, нумеруются арабскими цифрами и заносятся в список с новой строки.

При составлении библиографического описания необходимо знать, что название работы списывается с титульного листа книги и должно соответствовать ГОСТ 7.1-2003.

(Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления). Кроме того применяются также следующие стандарты:

- ГОСТ 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка. Общие правила и требования составления.

- ГОСТ 7.82-2001 Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов.

Список литературы должен быть свежим, источники 5 – 7 летней давности можно использовать при условии их уникальности. Современное развитие информационных технологий привело к широкому использованию сети Интернет в качестве источника необходимой информации. В этих условиях статьи и периодические издания стали доступны пользователю по сети. Поэтому при использовании информации, полученной из таких источников, необходимо также ссылаться на них.

Источники указываются в следующем порядке:

a) законодательная литература, если есть;

b) основная и периодическая литература;

c) интернет-источники, если есть.

Пример оформления списка литературы:

1. Федеральный закон об электронной цифровой подписи от 10 января года №1–ФЗ : принят Гос. Думой 13 дек. 2001 г. : одобрен Советом Федерации 26 дек.

2001 г. // Делопроизводство. – 2002. – № 4. – С. 91–98.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : от 05.08.2000 № 117 ФЗ : (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) : (ред. от 22.07.2005) : (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2006) // КонсультантПлюс. Версия Проф [Электронный ресурс]. – Электрон.

дан. – [М., 2005].

Pages:     || 2 |








© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»