Научный Центр - Dissers WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Магистерская диссертация:

Методы и организация исследований, офорМление и защита Под редакцией В.И. Беляева Рекомендовано УМО РАЕ по классическому университетскому и техническому образованию в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» (080100) УДК 378:33(075.8) ББК 71я7 М12 Подготовлено в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 г. Государственный контракт № 14.740.11.1385 Рецензенты:

В.А.Синицин, директор Института развития дополнительного профессиональ ного образования Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова, д-р техн. наук, проф., А.М. Зубахин, заведующий кафедрой экономики АПК ФГОУ ВПО «Алтайский государственный аграрный университет», д-р экон. наук, проф.

Магистерская диссертация:

методы и организация исследований, оформ М12 ление и защита : учебное пособие / коллектив авторов ;

под ред. В.И. Бе ляева. — М. : КНОРУС, 2012. — 264 с.

ISBN 978-5-406-00961- Посвящено методологическим основам квалифицированной работы выпуск ников магистратуры и ключевым аспектам их подготовки. Раскрываются практически все секреты хорошей магистерской диссертации. Дано подробное разъяснение того, что представляет собой магистерская диссертация, как гра мотно построить работу над ней, как организовать научное исследование, сбор и обработку данных, оформить полученные результаты, на чем следует заострить внимание при ее защите.

Для выпускников магистратуры по направлениям: экономика, менеджмент, торговое дело, реклама и связи с общественностью, а также для преподавателей перечисленных дисциплин.

УДК 378:33(075.8) ББК 71я МАгиСтеРСКАя ДиССеРтАция:

МетоДы и оРгАниЗАция иССлеДоВАний, офоРМление и ЗАщитА Сертификат соответствия № РОСС RU. АЕ51. Н 15407 от 31.05.2011 г.

Изд. № 1916. Подписано в печать 02.03.2012. Формат 6090/16.

Гарнитура «PetersburgC». Печать офсетная.

Усл. печ. л. 16,5. Уч.-изд. л. 15,1. Тираж 1000 экз. Заказ № ООО «КноРус».

129085, Москва, проспект Мира, д. 105, стр. 1.

Тел.: (495) 741-46-28.

E-mail: office@knorus.ru http://www.knorus.ru Отпечатано в ГУП МО «Коломенская типография».

140400, Московская обл., г. Коломна, ул. III Интернационала, 2а.

Тел.: 8 (496) 618-69-33, 618-60-16. E-mail: bab40@yandex.ru.

© Коллектив авторов, © ООО «КноРус», ISBN 978-5-406-00961- Оглавление вместо введения. Для кого написана эта книга и как с нею работать........................................................... глава 1. МетОдОлОгия и МетОды научных исследОваний в Магистерских диссертациях 1.1. Магистратура в системе высшего профессионального образования России:

история и современность................................................... 1.2. Выпускная квалификационная работа бакалавра и магистерская диссертация: в чем их сходство и различие........................................................................ 1.3. Наука и научная деятельность........................................... 1.4. Научная новизна — что это такое?.................................... 1.5. Практическая значимость результатов исследований — что это такое?........................................ 1.6. Научная новизна и инновации: соотношение понятий...... 1.7. Системы и системный подход.

Их роль и место в познании объективного мира.............. 1.8. Объективные экономические законы и закономерности. Их роль и место в научных исследованиях по экономике............................................ 1.9. Методология научных исследований в экономике............ 1.10. Методы сбора данных в научных исследованиях.............. 1.11. Ошибки при сборе данных.

Их влияние на качество результатов исследования.......... 1.12. Экспертные оценки в научных исследованиях.................. 1.13. Специальные методы научных исследований.................... 1.14. Модели и математическое моделирование в экономических исследованиях: обзор необозримого... 1.15. Прогнозирование в магистерских диссертациях............. 1.16. Методы научного познания............................................. 1.17. Построение методологических схем научных исследований в экономике................................ 1.18. Выбор и обоснование темы диссертации....................... Резюме к первой главе................................................... глава 2. Организация научных исследОваний 2.1. Планирование и организация исследовательской деятельности при работе над диссертациями...................................... 2.2. Библиографический поиск и работа исследователя с литературными источниками........................................ 2.3. Сбор, обработка и анализ эмпирических данных............ 2.4. Математическое моделирование в исследованиях экономики............................................ 2.5. Апробация получаемых результатов................................ 2.6. Контакты соискателей с научными руководителями....... 2.7. Управление творчеством................................................. 2.8. Понятие как объект научного исследования.................... 2.9. Содержание диссертации и оформление ее текста........ 2.10. Представление таблиц и требования к их оформлению... 2.11. Графическое представление результатов исследования... 2.12. Библиографическое описание литературы в научных работах........................................................... 2.13. Библиографические ссылки в научных работах.............. 2.14. Защита магистерской диссертации................................ Резюме ко второй главе.................................................. научно-исследовательская практика магистрантов:

содержание и организация......................................... заключение.................................................................................. аннотированный библиографический список (для использования при подготовке магистерских диссертаций)............................................ Приложения.................................................................................. Авторский коллектив:

В.В. Беляев — параграфы 1.10, 1.11, В.И. Беляев — параграфы 1.2–1.11, 1.14, 1.16–1.18, резюме к первой главе, задания и рекомендации по подготовке семестрового семинара по теме «Методология и методы научного познания», параграфы 2.1–2.3, 2.5–2.7, 2.9, 2.14, резюме ко второй главе, параграф «Научноисследовательская практика магистрантов: содержание и организация», заключение, аннотиро ванный библиографический список, приложение «Возможные направления научных исследований (примерные темы магистерских диссертаций)», М.А. Беляева — параграф 2.8, М.М. Бутакова — параграфы 1.1, 1.8, 1.15, 2.2, 2.11–2.14, параграф «Научно исследовательская практика магистрантов: содержание и организация», приложение «Возможные направления научных исследований (примерные темы магистерских диссертаций)», Д.В. Игнатьева — параграфы 2.2, 2.3, 2.5, 2.9–2.11, С.В. Лобова — параграфы 1.12, 1.13, 1.16, О.П. Мамченко — параграф 2.4, Ю.И. Растова, О.Н. Соколова — параграфы 1.6, 2.9, 2.10, 2.12, 2.13, при ложение «Возможные направления научных исследований (примерные темы магистерских диссертаций)».

вМестО введения для кОгО наПисана эта книга и как с нею рабОтать Прежде всего эта книга предназначается выпускникам высшей школы, которые получили профессиональную подготовку по на правлениям «Экономика», «Менеджмент», «Коммерция (торговое дело)», «Реклама и связи с общественностью» и хотят продолжить свое образование в магистратурах экономических вузов России. Если вы относитесь к данной этой группе читателей, то, несомненно, получите реальную пользу от этой книги, поскольку в ней в до ступной форме даны практические рекомендации по организации проведения научных исследований, что будет хорошим подспорьем при подготовке и последующей защите магистерских диссертаций.

Подробно рассмотрены процесс написания такой диссертации и пра вила оформления диссертационных работ;

указано, какие документы необходимы для представления к защите, как проходит сама про цедура защиты и т.п.

Другой группой читателей могут стать преподаватели вузов — научные руководители магистрантов. Дело в том, что начинающих ученых (а именно так, наверное, следует называть студентов ма гистратуры), надо учить производству новых знаний, ведь именно в этом состоит цель науки, которой они решили себя посвятить.

В учебные программы бакалавриата включены курсы по истории науки и основам методологии научных исследований. Однако производство новых знаний, в чем, собственно, и состоит предназначение научных исследований, в курсах для бакалавров не предусмотрено. Для этого существуют магистерские программы. Будущие магистранты должны научиться организации и проведению научных исследований, чтобы в дальнейшем обеспечить развитие и дополнение научных знаний, необходимых обществу. Задача научных руководителей (преподава телей) состоит в оказании им необходимой помощи в этом нелег ком деле. Поэтому знакомство научных руководителей еще с одной формой обучения своих подопечных (начинающих ученых) вряд ли окажется лишним.

А теперь о том, как надо работать с этой книгой. Она состоит из двух глав. Первая посвящена методологии и методам научных исследований, выбору темы диссертации. Вторая — организации проведения научных исследований, а также написанию, оформлению магистерской диссертации, подготовке ее к защите, оформлению необходимых документов и самой процедуре защиты.

Структура и содержание настоящего пособия носит нетра диционный характер. В большинстве своем аналогичные издания начинаются с советов и рекомендаций по выбору темы диссерта ционной работы. Такова же, надо заметить, исходная точка перво начальных бесед (консультаций) научных руководителей со своими подопечными. Отдавая должное подобному подходу (ведь выбор темы — это действительно начало всех начал в любой научной работе), авторы данного пособия сочли возможным предварить рассмотрение проблемы выбора некоторыми рассуждениями о том, что вообще собой представляет научная работа, выполняемая в рамках подготовки к диссертации. Именно поэтому выбору темы диссертации мы отвели не первый, а самый последний параграф первой главы. Авторы полагают, что предварительное ознакомление со «стандартами» содержания научной работы поможет соискателю сделать выбор диссертационной темы более осознанным, а следо вательно, и более точным. Последнее же обстоятельство неизбеж но приведет к получению более значимых научных результатов.

А в этом, собственно, и заключается цель пособия.

Читать данное пособие надо последовательно, от параграфа к параграфу, ничего не пропуская и не перескакивая через отдельные фрагменты текста. Это пособие, а не справочник! Также не рекомен дуется начинать читать нашу книгу с любого из ее параграфов, как это иногда предлагается при изучении отдельных учебных и спра вочных изданий. Здесь подобный подход не работает. Обращаться к параграфам, находящимся, например, в середине текста, можно только при повторном прочтении пособия. Первый же раз — и мы это подчеркиваем особо — текст книги требует последовательного и внимательного чтения.

Первая глава начинается с объяснения того, что собой пред ставляет магистратура, в чем заключается сходство и различие между выпускной квалификационной работой бакалавра, которую многие из слушателей магистратуры писали еще совсем недавно, и магистерской диссертацией, которую им только предстоит напи сать. Практика показывает, что при отсутствии осознания такого различия начинающий ученый (вчерашний выпускник бакалав риата или специалист), думая, что готовит диссертацию, вновь начинает писать выпускную бакалаврскую работу. Такой казус легко объясним: юный (как правило) соискатель еще не забыл, как пишется выпускная квалификационная работа в бакалавриате (он неплохо с этим справился), но не умеет писать диссертацию, потому что не имеет представления о том, чем она отличается от квалификационной работы более «низкого» ранга. А поэтому перед выбором темы диссертационной работы ему чрезвычайно важно разобраться, каковы общие черты и специфические особенности указанных видов квалификационных работ. Именно с пояснения этих обстоятельств и начинается данное издание.

Далее в нашем учебном пособии объясняется сущность по нятия научной новизны (без упоминания об этом диссертации не бывает, несмотря на то что для написания бакалаврской работы данный элемент вовсе не обязателен) и практической значимости получаемых научных результатов. Затем дается краткий обзор методов научного познания, приемов и средств получения новых знаний и формирования научной новизны.

Здесь стоит заметить, что описание методов научных иссле дований в параграфах первой главы не является исчерпывающим.

По существу это всего лишь первоначальное знакомство с ними.

Однако такой обзор очень важен для того, чтобы магистрант мог составить общее представление о наиболее часто применяемых методах и грамотно осуществить выбор тех из них, которые будут полезны для использования в его научной работе. Соединив вы бранные методы на принципах системности в единый методоло гический аппарат, он сможет успешно подготовить свое первое научное исследование.

Выбор методов во многом определяет выбор темы диссерта ционной работы. А коль скоро после прочтения первой главы надо выбрать кратко описанные в ней методы научных исследований, то без повторного, но теперь уже выборочного прочтения отдельных фрагментов этой главы никак не обойтись. При этом для макси мально полного овладения выбранными методами рекомендуется не просто перечитывать их описание в предлагаемом нами учебном пособии, но и, выйдя за рамки соответствующих параграфов, ис пользовать специальную учебную и научную литературу, которая указана в библиографическом списке в конце нашего издания. Для удобства читателя этот список сделан аннотированным. В резуль тате знакомства с дополнительной литературой, рассматривающей методы научных исследований, магистрант, вполне возможно, внесет определенные коррективы в свою выборку методов и даже в формулировку темы своей диссертации.

Материал первой главы рекомендуется использовать при под готовке к семестровому магистерскому семинару «Методология и методы научных исследований», приблизительная схема проведения которого представлена в конце первой главы.

Вторая глава, как уже было сказано, посвящена практическим аспектам организации научного исследования, а также непосред ственно написанию и оформлению диссертационной работы. Читать ее первый раз надо последовательно, как и первую главу, ничего не пропуская, а уже при повторе возможно выборочное чтение, подобное чтению справочника.

В магистерских программах материал второй главы рекоменду ется в качестве руководства при выполнении магистрантами научной практики. Задание, которое должен выполнить слушатель во время ее прохождения, представлено в конце второй главы.

Предлагаемое учебное пособие предназначено для использования в магистерских программах по таким направлениям, как экономика, менеджмент, торговое дело, реклама и связи с общественностью.

Авторы отдают себе отчет в том, что их исследование охватило далеко не все вопросы, относящиеся к процессу подготовки и на писания магистерских диссертаций, и с благодарностью воспримут любые замечания и рекомендации по его совершенствованию.

В.И.  Беляев,  М.М.  Бутакова









© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»