Научный Центр - Dissers WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!
Pages:     || 2 |
-- [ Страница 1 ] --

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального

образования «Кемеровский государственный университет» Межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики Методические рекомендации по написанию ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ (МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ) Направление подготовки 050100.68 Педагогическое образование Профиль Профильное и профессиональное образование КЕМЕРОВО 2013 Составитель: д-р педагогических наук, профессор Чурекова Т.М.

Утверждены на заседании межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Протокол № 3 от «25» октября 2012 г.

Магистерская диссертация [Текст]: методические рекомендации для магистрантов по направлению подготовки 050100. Педагогическое образование, профиль «Профильное и профессиональное образование», [сост. Т.М. Чурекова];

Кемерово:

Кемеровский государственный университет, 2013. – 85 с.

Настоящие методические рекомендации по написанию магистерской диссертации составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050100.68 – Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр») – Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.01.2010г. № 35.

Методические рекомендации содержат описание цели и задач диссертации, ее место в образовательном процессе, требования к объему, структуре, содержанию, основным этапам работы над диссертацией и порядок ее защиты.

Кемеровский государственный университет, СОДЕРЖАНИЕ 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ ……………….. 2. МЕСТО МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ В СТРУКТУРЕ ООП....... 3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ…………………………………………………………............... 4. ОСНОВЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ............................. 4.1. Общая схема диссертационного исследования............................................. 4.2. Использование методов научного исследования.......................................... 5. ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ К НАПИСАНИЮ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ ……………………………………… ………………………... 5.1. Выбор темы...................................................................................................... 5.2. Составление плана магистерской диссертации............................................ 5.3. Библиографический поиск источников......................................................... 5.4. Изучение литературы и отбор материала...................................................... 6. НАПИСАНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ..................................... 6.1. Подготовка черновой рукописи магистерской диссертации и изложение материалов научных исследований................................................ 6.2. Структурирование магистерской диссертации............................................. 6.3. Рубрикация текста магистерской диссертации............................................. 7. ОФОРМЛЕНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ................................... 7.1. Структура, объем и общие правила оформления магистерской диссертации.............................................................................................................. 7.2. Представление табличного материала........................................................... 7.3. Представление отдельных видов текстового материала.............................. 7.4. Представление отдельных видов иллюстративного материала и формул................................................................................................................... 7.5. Использование и оформление цитат.............................................................. 7.6. Ссылки в тексте и оформление заимствований............................................ 7.7. Оформление библиографического аппарата ……………........................... 7.8. Оформление приложений и примечаний....................................................... 8. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ........................ 8.1. Предзащита магистерской диссертации....................................................... 8.2. Основные документы, представляемые в Государственную аттестационную комиссию.................................................................................... 8.3. Подготовка магистранта к выступлению на заседании Государственной аттестационной комиссии........................................................ 8.4. Процедура публичной защиты магистерской диссертации......................... 8.5. Критерии оценки магистерской диссертации............................................... ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................................. Методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050100.68 – Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр») – Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.01.2010г. № 35.

Цель методических рекомендаций – детальное изложение процесса подготовки и защиты выпускной квалификационной работы (ВКР) в виде магистерской диссертации (МД) по данному направлению.

Магистерская диссертация – вид итогового аттестационного испытания по направлениям 050100.68 – Педагогическое образование (степень «Магистр»).

Магистерская диссертация носит научно-исследовательский характер, является самостоятельным и логически завершенным исследованием актуальных проблем в области соответствующей магистерской программы. Магистерская диссертация предполагает:

анализ и обработку информации, полученной в результате широкого круга источников (документов, статистических данных и т.п.) и научной литературы по профилю «Среднее и профессиональное образование», анализ, обработку, систематизацию данных, полученных в ходе наблюдений и экспериментального изучения объектов сферы профессиональной деятельности;

разработку проекта, имеющего практическую значимость.

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ Цель написания магистерской диссертации - развитие педагогического мышления и педагогической позиции, которые выступают как основа общей и профессиональной культуры студента, которая реализуется через:

- систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний в области профильного и профессионального образования, а также применение этих знаний при решении научных и практических задач;

- развитие умений самостоятельной научной работы и овладение методикой проведения исследований при решении проблем в области профильного и профессионального образования;

- закрепление умения (в письменном виде и в устном выступлении) четко и логично формулировать свои мысли, проблемы, предположения и рекомендации для решения практических задач профильного и профессионального образования;

- практическое использование сформированных в процессе обучения общекультурных и профессиональных компетенций в области педагогической деятельности.

Задачами магистерской диссертации являются:

- изучение научной, учебной, справочной литературы, интернет ресурсов и других источников информации по рассматриваемой проблеме профильного и профессионального образования;

- сбор информации об организационно-экономических, кадровых, материально-технических, педагогических и др. условиях деятельности базового образовательного учреждения, характере их влияния на изменение качества подготовки обучающихся, а также о работе образовательного учреждения по всем направлениям его текущей и стратегической деятельности, для выявления и формулирования проблем;

- разработка условий (направлений, предложений, рекомендаций), направленных на повышение эффективности деятельности образовательного учреждения с учетом выбранной темы.

При выполнении ВКР (магистерской диссертации) обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

Диссертация выполняет квалификационную функцию, т. е.

готовится с целью публичной защиты и получения степени магистра. В этой связи основная задача ее автора – продемонстрировать уровень своей научной квалификации и, прежде всего, умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научно-образовательные задачи.

2. МЕСТО МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ В СТРУКТУРЕ ООП Магистерская диссертация является элементом итоговой государственной аттестации, завершением процесса обучения по основной образовательной программе 050100.68 – Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»).

В методическом плане она опирается на знания, умения и компетенции сформированные в процессе теоретического обучения, научно-исследовательской работы, а также прохождения всех видов практики: педагогической, научно-педагогической и научно исследовательской. Полученные в процессе обучения знания, умения и компетенции должны найти свое отражение в данной научной работе.

Выпускник должен обладать:

2.1 Общекультурными компетенциями (ОК) способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);

способностью формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4);

способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК 5).

2.2 Профессиональными компетенциями (ПК) в области педагогической деятельности:

готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1);

способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК 2);

способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);

способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4);

в области научно-исследовательской деятельности:

способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

готовностью использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);

готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

в области методической деятельности:

готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);

в области управленческой деятельности:

готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК 10);

готовностью исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-11);

готовностью организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно экспериментальной работы (ПК-12);

готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт (ПК 13);

в области проектной деятельности:

готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);

способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15);

готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16);

в области культурно-просветительской деятельности:

способностью изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);

готовностью разрабатывать стратегии просветительской деятельности (ПК-18);

способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19);

готовностью к использованию современных информационно коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно просветительских задач (ПК-20);

способностью формировать художественно-культурную среду (ПК-21).

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ Диссертация на соискание квалификационной академической степени магистра является итоговой работой магистранта, защита которой завершает процесс обучения по магистерской программе.

Магистерская диссертация - это научный труд, выполненный в форме рукописи, представляет собой выпускную квалификационную работу научного содержания, которая имеет внутреннее единство и отражает результаты разработки выбранной темы. Она должна представлять собой законченную научно исследовательскую работу, выполненную самостоятельно под общим руководством научного руководителя, и соответствовать современному уровню развития педагогической науки, а ее тема должна быть актуальной.

Магистерская диссертация представляется в виде, который позволяет судить, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации, их новизна и значимость. Совокупность полученных в такой работе результатов должна свидетельствовать о наличии у ее автора первоначальных навыков научной работы в избранной области профессиональной деятельности.

Диссертация закрепляет полученную информацию в виде текстового и иллюстративного материала, в которых диссертант упорядочивает по собственному усмотрению накопленные научные факты и доказывает научную ценность и практическую значимость тех или иных положений.

Диссертация адекватно отражает как общенаучные, так и специальные методы научного познания, правомерность использования которых всесторонне обосновывается в каждом конкретном случае их использования. Содержание диссертации характеризуют оригинальность, уникальность и неповторимость приводимых сведений. Основой содержания является здесь принципиально новый материал, включающий описание новых факторов, явлений и закономерностей, или обобщение ранее известных положений с других научных позиций.

Содержание диссертации в наиболее систематизированном виде фиксирует как исходные предпосылки научного исследования, так и полученные результаты. Причем здесь не просто отражаются научные факты, а проводится их всесторонний анализ, обсуждаются имеющиеся альтернативы и причины выбора одной из них.

Диссертация, отражающая всегда одну концепцию или одну определенную точку зрения, изначально включена в научную полемику. В ее содержании приводятся веские и убедительные аргументы в пользу избранной концепции, всесторонне анализируются и доказательно критикуются противоречащие ей точки зрения. Именно здесь получает наиболее полное отражение такое свойство научного познания, как критичность по отношению к существующим взглядам и представлениям, а это значит, что содержание диссертации характеризует такая его особенность, как наличие в ней дискуссионного и полемического материала.

Для изложения материала диссертации характерны аргументированность суждений и точность приводимых данных.

Нормы научной коммуникации строго регламентируют характер изложения научной информации, требуя отказа от выражения собственного мнения в чистом виде. В этой связи авторы диссертации стараются прибегать к языковым конструкциям, исключающим употребление личного местоимения «я». Сейчас стало неписаным правилом, когда автор диссертации выступает во множественном числе и вместо «я» употребляет местоимение «мы», что позволяет ему отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы или научного направления. И это вполне оправдано, поскольку современную науку характеризуют такие тенденции, как интеграция, коллективное творчество, комплексный подход к решению проблем.

Магистерская диссертация, выполненная в системе современной российской высшей школы, все же не может считаться научным произведением в полном смысле этого слова. Поскольку степень магистра – это не ученая, а академическая степень, отражающая, прежде всего, образовательный уровень выпускника высшей школы и свидетельствующая о наличии у него умений и навыков, присущих начинающему научному работнику.

Магистерская диссертация, хотя и является самостоятельным научным исследованием, все же должна быть отнесена к разряду учебно-исследовательских работ, в основе которых лежит моделирование уже известных решений. Ее научный уровень всегда должен отвечать программе обучения. Выполнение такой работы должно не столько решать научные проблемы, сколько служить свидетельством того, что ее автор научился самостоятельно вести научный поиск, видеть профессиональные проблемы и знать наиболее общие методы и приемы их решения.

Магистерская диссертация должна иметь определенную практическую значимость. Главные выводы работы должны служить основой конкретных рекомендаций и мер по совершенствованию тех процессов и явлений, которые являются предметом исследования в диссертации.

Приступая к обучению, магистрант составляет индивидуальный план своей работы.

План учебной и научной работы магистранта составляется на два года (при дневной форме обучения) или на два с половиной года (при очно- заочной или заочной формах обучения) при непосредственном участии научного руководителя и утверждается на заседании кафедры. Форма плана учебной и научной работы магистранта представлена в приложении 1.

Индивидуальный план подготовки магистерской диссертации предложен в приложении 2.

В процессе составления индивидуального плана учебной и научной работы необходимо уяснить очередность и логическую последовательность намеченных работ. Последовательность заданий индивидуального плана со временем может измениться с тем условием, чтобы все они были выполнены.

4. ОСНОВЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 4.1. Общая схема диссертационного исследования Процесс диссертационного исследования включает несколько этапов.

I. Подготовительный этап:

- постановка проблемы;

- выбор темы и обоснование ее актуальности;

- определение объекта и предмета исследования;

- постановка цели и конкретных задач, разработка гипотезы исследования;

- выбор методов и методик проведения исследования;

- формирование плана работы.

II. Основной этап:

– сбор, обработка, анализ и обобщение теоретических и практических материалов;

– апробация и изложение результатов исследования.

III. Заключительный этап:

– формулирование выводов;

– оценка полученных результатов.

Постановка проблемы. Проблема возникает, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое еще не приняло развитой формы. Таким образом, проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате появления новых знаний или возникновения противоречий между теорией и практикой, которые не может объяснить ни одна из существующих теорий.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем если не целиком, то в очень большой степени определяют стратегию исследования и направление научного поиска. Сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке в выбранной диссертантом области исследования.

Выбор темы и обоснование ее актуальности. Диссертация, как уже указывалось, является квалификационной работой, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он ее понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную компетентность. Аргументация актуальности не должна быть многословной. Достаточно в пределах 0,5–1, страницы показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования.

Именно на него и направлено основное внимание студента.

Предмет исследования значительно уже и конкретнее объекта, он и определяет тему диссертационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

От определения объекта и предмета исследования логично перейти к формулировке его цели, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью.

Цель исследования формулируется в соответствии с темой диссертационной работы.

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое в соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования для объяснения изучаемых явлений. Гипотеза (от греч.

hypothts is 'основание, предположение'), то есть предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений, уточняющее путь достижения цели. Гипотеза указывает, как исходный факт следует преобразовать в такое состояние, которое требуется.

Истинность предположений, составляющих гипотезу, подлежит проверке, поскольку они могут быть как истинными, так и ложными, ошибочными. Поэтому дальнейшее исследование выстраивается так, чтобы проверить и подтвердить истинность каждого положения гипотезы. Гипотеза должна быть достаточно простой и проверяемой.

По логической структуре она может иметь линейный (выдвигается и проверяется одно предположение) или разветвлённый (состоит из нескольких предположений) характер. Верификация гипотезы осуществляется в процессе научного исследования, степень ее обоснованности определяется его результатами.

Задачи исследования устанавливаются в форме перечисления (охарактеризовать…, установить..., выяснить..., определить…, разработать…, выделить… и т. п.). Задачи – это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют её. Задачи должны быть взаимосвязаны и отражать общий путь достижения цели и решения проблемы. Единых требований и алгоритмов для формулировки задач исследования не существует. Можно наметить лишь общие ориентиры для их определения:

- первая задача связана с характеристикой исследования, с выявлением сущности проблемы, теоретическим обоснованием путей её решения;

- вторая – имеет теоретико-преобразовательный характер и нацелена на раскрытие общих способов решения проблемы, на анализ условий её решения;

- третья – имеет рекомендательный, прикладной характер, указывает конкретные способы реализации теоретической модели исследования, предполагает описание конкретных методик исследования, практических рекомендаций.

Формулировка этих задач отличается четкостью и точностью, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов диссертационной работы. Это важно также и потому, что заголовки таких разделов отражают именно задачи магистерской диссертации.

Очень важным этапом научного исследования выступает выбор методов, как способов решения исследовательской задачи, изучения явления, получения необходимой информации. Метод – это своеобразный инструмент научного исследования, позволяющий изучить предмет глубоко и всесторонне, проникнуть в суть решаемого противоречия. Он является своеобразным связующим звеном между теорией и практикой, т.е. между поставленными задачами и процессом их решения. Успех решения находится в прямой зависимости от методов: результаты тем достовернее, чем богаче арсенал используемых методов. Методы должны согласовываться с изучаемым явлением, соответствовать ему.

Сбор, обработка, анализ и обобщение теоретических и практических материалов – один из основных этапов процесса исследования. Его значимость заключается в том, что собственные мысли автора, возникшие в ходе знакомства с научными работами, фактическими и статистическими данными, послужат основой для получения нового знания.

Апробация результатов исследования может осуществляться в процессе их использования в практической деятельности субъектов педагогического процесса, в преподавании учебных дисциплин, в научных докладах на конференциях различного уровня, в публикациях научного и методического содержания.

Изложение результатов исследования – важная часть диссертационной работы, в которой освещаются положения работы с использованием логических законов и правил.

Очень важный этап научного исследования – обсуждение его результатов, которое ведется на заседании межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики профилирующих кафедр, где даются предварительная оценка теоретической и практической ценности диссертации.

Заключительным этапом научного исследования являются выводы и рекомендации, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной диссертационной работы.

4.2 Использование методов научного исследования Успешность выполнения диссертации в большей степени зависит от умения выбрать наиболее результативные методы исследования, поскольку именно они позволяют достичь поставленной в диссертации цели. Выделяют общие и специальные методы.

Общие методы научного исследования в отличие от специальных используются на всем протяжении исследовательского процесса. Они обычно делятся на три большие группы:

теоретические, эмпирические и методы математической обработки полученных результатов.

Теоретические методы раскрывают сущность изучаемых явлений, выявляют закономерные связи и отношения. Они используются при определении проблемы и формулировании гипотезы исследования (анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, конкретизация и индивидуализация, сравнение, классификация, обобщение, дедукция, индукция и др.). Далее дана характеристика некоторых из них.

Сравнение – один из наиболее распространенных методов исследования, который позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам. Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям:

1) сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность;

2) для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам.

С помощью сравнения информация об объекте может быть получена двумя различными путями. Во-первых, она может выступать в качестве непосредственного результата сравнения. Во вторых, очень часто получение первичной информации не выступает в качестве главной цели сравнения, этой целью является получение вторичной или производной информации, являющейся результатом обработки первичных данных.

Абстрагирование носит универсальный характер, ибо каждый шаг мысли связан с этим процессом или с использованием его результата.

Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.

Различают процесс абстрагирования и результат абстрагирования, называемый абстракцией. Обычно под результатом абстрагирования понимается знание о некоторых сторонах объектов. Процесс абстрагирования – это совокупность операций, ведущих к получению такого результата (абстракции).

Процесс абстрагирования в системе логического мышления тесно связан с другими методами исследования и прежде всего с анализом и синтезом.

Анализ является методом научного исследования и заключается в разложении предмета на составные части. Синтез представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Методы анализа и синтеза в научном творчестве органически связаны между собой и могут принимать различные формы в зависимости от свойств изучаемого объекта и цели исследования. В зависимости от степени по знания объекта, глубины проникновения в его сущность применяется анализ и синтез различного рода. Прямой и эмпирический анализ и синтез применяется на стадии поверхностного ознакомления с объектом.

При этом осуществляются выделение отдельных частей объекта, обнаружение его свойств, простейшие измерения, фиксация непосредственно данного, лежащего на поверхности общего. Этот вид анализа и синтеза дает возможность познать явление, но для проникновения в его сущность он недостаточен.

Возвратный или элементарно-теоретический анализ и синтез широко используется как мощное орудие достижения моментов сущности исследуемого явления. Здесь операции анализа и синтеза осуществляются не механически. Они базируются на некоторых теоретических соображениях, в качестве которых могут выступать предположения о причинно-следственной связи различных явлений, о действии какой-либо закономерности. Наиболее глубоко проникнуть в сущность объекта позволяет структурно-генетический анализ и синтез. При этом идут дальше предположения о некоторой причинно-следственной связи. Этот тип анализа и синтеза требует вычленения в сложном явлении таких элементов, которые представляют самое главное в них, оказывающее решающее влияние на все остальные стороны сущности объекта.

Для исследования сложных развивающихся объектов применяется исторический метод. Он используется только там, где так или иначе предметом исследования становится история объекта.

Из методов теоретического исследования рассмотрим метод восхождения от абстрактного к конкретному. Восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой всеобщую форму движения научного познания, закон отображения действительности в мышлении. Согласно этому методу процесс познания как бы разбивается на два относительно самостоятельных этапа.

На первом этапе происходит переход от чувственно конкретного, конкретного в действительности к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется при помощи множества понятий и суждений.

Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта к конкретному в познании. На этом этапе как бы восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности, но уже в мышлении.

Особое место среди методов исследования занимают методы изучения литературы по проблеме ВКР Изучение литературы служит средством изучения истории и причин возникновения проблемы, её современного состояния.

Работа с литературой включает несколько методов. Наиболее важные из них:

1.Составление библиографии, т.е. списка литературы, использованной автором при написании дипломной работы.

2.Реферирование – сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей теме.

3.Конспектирование – детальное изложение главных положений и концептуальных идей работы.

4.Аннотирование – краткое, предельно сжатое изложение основного содержания литературных источников.

5.Цитирование – дословная запись высказываний, выражений автора, а также приведение в тексте ВКР фактических и статистических данных, содержащихся в литературных источниках.

Включённую в текст цитату следует оформить обязательным указанием на автора и источник, из которого производится цитирование. Если приводится не цитата, а излагается мысль автора, высказанная им идея, то в тексте также делают ссылку на источник.

Ещё одно правило работы с литературой – использование библиографического списка в тексте работы: источник, внесённый в список, хотя бы один раз должен быть назван в тексте. И, наоборот, любой источник, на который автор ссылается в тексте магистерской диссертации, должен быть вынесен в библиографический список.

Эмпирические методы служат средством сбора конкретных фактов, направлены на их выявление и описание явлений (наблюдение, беседа, интервью, анкетирование;

рейтинг (оценка компетентных судей), педагогический консилиум, изучение педагогической документации, педагогический эксперимент).

Рассмотрим некоторые из них.

Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, основанный, прежде всего, на работе органов чувств человека и его предметной материальной деятельности. Это наиболее простой метод, выступающий, как правило, в качестве одного из элементов в составе других эмпирических методов. Для того чтобы быть плодотворным методом познания, наблюдение должно удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются:

1) планомерность;

2) целенаправленность;

3) активность;

4) системность.

Наблюдение как средство познания дает исследователю первичную информацию о мире в форме эмпирических утверждений.

Инструментом наблюдения является эксперимент, т. е. такой прием научного исследования, который предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью изучения их без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств.

Педагогический эксперимент включает следующие этапы:

констатирующий (проверочный), формирующий или созидательно преобразующий (конструирующий) и контрольный.

Констатирующий этап эксперимента проводится в начале исследования и ставит своей задачей выяснение на практике изучаемого явления. При этом могут быть использованы разнообразные методы исследования (наблюдение, беседы, анкетирование, анализ работ обучающихся, уроков, лекций, семинарских занятий и др.).

Формирующий этап эксперимента является следующим основным этапом работы. В процессе его студенты (слушатели) организуют проверку выдвинутой гипотезы, вводят новые условия, изучая их влияние на повышение эффективности воспитания и обучения. На этом этапе очень важны методика фиксации результатов опытной работы и методика анализа полученных данных, статистическая обработка данных, составление таблиц, построение графиков и др.

Контрольный этап эксперимента дает возможность уточнить результаты проведенной работы (правильности или ошибочности гипотезы).

Для каждого этапа исследования продумывается такая совокупность методов, которая обеспечит полное и правильное решение поставленных задач, даст надёжные результаты, будет соответствовать логической структуре исследования.

В процессе исследования магистрантам следует максимально применять компьютерные технологии.

5. ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ К НАПИСАНИЮ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ И НАКОПЛЕНИЕ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ 5.1 Выбор темы Выбор темы для магистерской диссертации имеет исключительно большое значение. Под темой диссертации принято понимать то главное, о чем в ней говорится. Это предмет изучения, отраженный в определенном аспекте и являющийся содержанием диссертационной работы.

Темы магистерских диссертаций определяются высшим учебным заведением (межвузовской кафедрой общей и вузовской педагогики) в соответствии с направлениями научных исследований данной кафедры (списком рекомендованных тем) и должны закрепляться в начале магистерской подготовки.

Студенту-магистранту предоставляется право выбора темы диссертации вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. При выборе темы целесообразно брать задачу сравнительно узкого плана с тем, чтобы можно было ее глубоко проработать.

Выбрать тему диссертации магистранту могут помочь следующие приемы:

– просмотр каталогов защищенных диссертаций и ознакомление с уже выполненными на кафедре диссертационными работами;

– ознакомление с новыми результатами исследований в смежных, пограничных областях педагогической науки, т. к. «на стыке» чаще всего можно найти новые и порой неожиданные решения;

– оценка состояния разработки методов исследования, принципов и приемов применительно к педагогической теории и практике. При этом следует обращать внимание на возможность применения «чужих» методов, используемых в смежных областях, применительно к изучению «своей» области знания;

– пересмотр известных научных решений при помощи новых методов с новых теоретических позиций с привлечением новых существенных фактов, выявленных магистрантом. Выбор темы диссертации по принципу основательного пересмотра уже известных науке теоретических положений с новых позиций, под новым углом зрения, на более высоком техническом уровне широко применяется в практике научной работы.

Существенную помощь в выборе темы оказывают ознакомление с аналитическими обзорами и статьями в специальной периодике, а также беседы и консультации со специалистами-практиками, в процессе которых можно выявить важные вопросы, еще мало изученные в науке.

Выбрав тему, магистрант должен уяснить, в чем заключаются цель, конкретные задачи и аспект ее разработки. Для этого надо определить сущность предлагаемой идеи, новизну и актуальность темы, ее теоретическую новизну и практическую ценность. Это значительно облегчит оценку и окончательное решение выбора именно данной темы.

Выбранная тема и научный руководитель магистранта утверждаются на заседании кафедры.

Научный руководитель направляет работу магистранта, помогая ему оценить возможные варианты решений, но выбор решений – это задача самого магистранта. Он как автор выполняемой работы отвечает за принятые решения, правильность полученных результатов и их фактическую точность.

5.2. Составление плана магистерской диссертации Любая научная работа предполагает наличие плана ее осуществления. С учетом специфики творческого процесса такой план должен предусматривать все, что можно заранее предвидеть.

Большое значение имеет планирование творческого процесса студента-магистранта, впервые приступающего к написанию серьезного научного сочинения, каковым является магистерская диссертация.

Планирование его работы начинается с составления плана диссертации, представляющего собой своеобразную наглядную схему предпринимаемого исследования. Такой план позволяет представить исследуемую проблему в различных вариантах, что существенно облегчает научному руководителю оценку общей композиции и рубрикации будущей диссертации.

Первоначально план только в основных чертах дает характеристику предмета исследования, однако в дальнейшем такой план может и должен уточняться, но цель работы должна оставаться неизменной.

Научный руководитель консультирует магистранта при разработке рабочего плана будущей диссертации. Кроме того, научный руководитель:

– обсуждает и рекомендует необходимую литературу, справочные, статистические материалы и другие источники по теме, представленные магистрантом;

– проводит систематические, предусмотренные расписанием беседы и консультации;

– оценивает содержание выполненной диссертации (по частям и в целом), дает согласие на представление диссертации к защите.

Таким образом, научный руководитель оказывает научную и методическую помощь, систематически контролирует выполнение работы, вносит определенные коррективы, дает рекомендации о целесообразности принятия того или иного решения, а также заключение о готовности работы в целом.

5.3. Библиографический поиск источников Знакомство с опубликованной по теме диссертации литературой начинается с разработки идеи, т. е. замысла предполагаемого научного исследования, который находит свое выражение в теме и плане магистерской диссертации. Это позволяет более целенаправленно искать литературные источники по выбранной теме и глубже осмысливать тот материал, который содержится в опубликованных в печати работах ученых.

Далее следует продумать порядок поиска и приступить к составлению картотеки (списка) литературных источников по теме.

Список литературных источников желательно систематизировать по проблемам и в алфавитном порядке. Хорошо составленная картотека (список) даже при беглом обзоре заглавий источников позволяет охватить тему в целом. На ее основе возможно уже в начале исследования уточнить цель и задачи диссертации. Просмотру должны быть подвергнуты все виды источников, содержание которых связано с темой диссертационного исследования. К ним относятся Федеральные законы и нормативные документы, материалы, опубликованные в различных отечественных и зарубежных изданиях, практические данные российских и зарубежных экспериментальных исследований, материалы сети Интернет и др.

Оценку состояния изученности темы целесообразнее всего начать со знакомства с информационными изданиями, цель выпуска которых – оперативная информация как о самих публикациях, так и о наиболее существенных сторонах их содержания.

Информационные издания в отличие от обычных библиографических сборников оперируют не только сведениями о печатных произведениях, но и идеями и фактами, в них заключенными. Помимо оперативности публикации, их отличают новизна сообщаемой информации, полнота охвата источников и наличие справочного аппарата, позволяющего быстро систематизировать и отыскивать документы.

5.4. Изучение литературы и отбор материала Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных проблемах, к которым относится избранная тема, а затем уже вести поиск нового материала. Изучение научной литературы – серьезная работа. Поэтому статью или книгу следует читать с карандашом в руках, делая выписки. Если имеется собственный экземпляр журнала или книги, то можно делать пометки на полях. Это существенно облегчает в дальнейшем поиск необходимых материалов.

Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам:

– общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

– беглый просмотр всего содержания;

– чтение в порядке последовательности расположения материала;

– выборочное чтение какой-либо части произведения;

– выписка представляющих интерес материалов;

– критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая» запись как фрагмент текста будущей диссертационной работы.

Можно рекомендовать еще и такой способ изучения. Страницу тетради надо поделить пополам вертикальной чертой. С левой стороны сделать выписки из прочитанного, а с правой – свои замечания, выделяя подчеркиванием слов особо важные места текста.

При изучении литературы не нужно стремиться только к заимствованию материала. Параллельно следует обдумать найденную информацию. При изучении литературы по выбранной теме используется не вся информация, в ней заключенная, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме диссертации и является потому наиболее ценной и полезной. Таким образом, критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в диссертации.

Изучая литературные источники, нужно очень тщательно следить за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться. Работая над каким-либо частным вопросом или разделом, надо постоянно видеть его связь с проблемой в целом, а, разрабатывая широкую проблему, уметь делить ее на части, каждую из которых продумывать в деталях. Возможно, что часть полученных данных не будет использована полностью. Поэтому необходим их тщательный отбор и оценка.

Научное творчество включает значительную часть черновой работы, связанной с подбором основной и дополнительной информации, ее обобщением и представлением в форме, удобной для анализа и выводов. Факты, применяя образное сравнение, не лежат на поверхности, а скрыты. Из этого позволительно сделать вывод, что отбор научных фактов – не простое дело, не механический, а творческий процесс, требующий целеустремленной работы. Нужно собирать не любые, а только научные факты. Когда говорят о научных фактах, то понимают их как элементы, составляющие основу научного знания, отражающие объективные свойства вещей и процессов. На основании научных фактов определяются закономерности явлений, строятся теории и выводятся законы.

Научные факты характеризуются такими свойствами, как новизна, точность, объективность и достоверность. Новизна научного факта говорит о принципиально новом, неизвестном до сих пор предмете, явлении или процессе. Это не обязательно научное открытие, но это – новое знание. Точность научного факта определяется объективными методами и характеризует совокупность наиболее существенных признаков предметов, явлений, событий, их количественных и качественных определений.

При отборе фактов надо быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. В самом деле, сущность нового в науке не всегда отчетливо видна самому исследователю. Новые научные факты, иногда довольно крупные, из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.

Достоверность научного факта характеризует его безусловное реальное существование, подтверждаемое при построении аналогичных ситуаций. Если такого подтверждения нет, то нет и достоверности научного факта. Достоверность научных фактов в значительной степени зависит от достоверности первоисточников, от их целевого назначения и характера их информации. Очевидно, что официальное издание, публикуемое от имени государственных или общественных организаций, учреждений и ведомств, содержит материалы, точность которых не должна вызывать сомнений.

Монография как научное издание, содержащее полное и всестороннее исследование какой-либо проблемы или темы;

научный сборник, содержащий материалы научной конференции;

научный сборник, включающий исследовательские материалы учреждений, учебных заведений или обществ по важнейшим научным и научно- педагогическим проблемам, – все эти издания имеют принципиальное научное значение и практическую ценность.

В своей основе они, безусловно, принадлежат к числу достоверных источников.

Теоретическая статья в области гуманитарных, в том числе, и педагогических наук значительно больше, чем статья научно техническая, насыщена рассуждениями, сравнениями, словесными доказательствами. Достоверность ее содержания находится в зависимости от достоверности используемой исходной информации.

Однако здесь важное значение имеют позиция автора, его мировоззрение, в зависимости от которых статья наряду с объективными научными данными может содержать неверные трактовки, ошибочные положения, различного рода неточности.

Поэтому следует разобраться в этом и верно оценить ее содержание, точно установить истинность суждений автора статьи и дать им соответствующую оценку.

Самостоятельное значение имеет информационная статья. С подобной статьей можно встретиться в любой научной области.

Информационная статья обычно оперативна и актуальна, она содержит сжатое, конкретное изложение каких-либо фактов, сообщение о каком-либо событии, явлении. Подобно статьям, различной степенью достоверности обладают также доклады, прочитанные на научных конференциях, симпозиумах. Одни из них могут содержать обоснованные, доказанные, апробированные сведения, другие – включать вопросы постановочного характера, предложения и т. п. О достоверности исходной информации может свидетельствовать не только характер первоисточника, но и научный, профессиональный авторитет его автора, его принадлежность к той или иной научной школе.

Во всех случаях следует отбирать только последние научные данные, выбирать самые авторитетные источники, точно указывать, откуда взяты материалы.

Особой формой фактического материала являются цитаты, которые органически вплетаются в текст диссертации, составляя неотъемлемую часть анализируемого материала. Они используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т. д. Цитаты служат необходимой опорой автору диссертации в процессе анализа и синтеза информации.

Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики обозреваемого явления, процесса. Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных положений, которые приводит соискатель. Во всех случаях число используемых цитат должно быть оптимальным, т. е. определяться потребностями разработки темы диссертации. От ее автора требуется установить, уместно ли применение цитат в конкретном контексте, нет ли в них искажений смысла анализируемых источников. Причины искажений могут быть различными. В одних случаях из первоисточника могут быть взяты слова, которые не определяют сути взглядов его автора.

В других – цитаты ограничиваются словами, которые содержат только часть мысли, например ту, которая больше отвечает интересам автора диссертации. Иногда в цитате излагается точка зрения не на тот предмет, который рассматривается в данном контексте. Возможны и иные смысловые неточности при цитировании.

Наряду с прямым цитированием, часто прибегают к пересказу текста первоисточника. В этом случае также не исключается вероятность искажения смысла, поэтому текст пересказа надо тщательно сверять с первоисточником.

6. НАПИСАНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ 6.1. Подготовка черновой рукописи магистерской диссертации и изложение материалов научных исследований Черновую рукопись желательно выполнять на стандартных листах бумаги. Такие листы надо заполнять только на одной стороне, чтобы в случае необходимости можно было делать различные текстовые вставки или, наоборот, исключения, не переписывая страницу заново. Каждую страницу не заполняйте, оставляйте место для последующих дополнений и изменений.

Располагайте записи на странице так, чтобы с одного взгляда было ясно, какие идеи или понятия являются основными.

Чтобы выделить важную часть текста, используйте цвет, обвод, маркер и другие известные вам способы. Постоянно следите за тем, чтобы не отклоняться от заданной темы. Увлечься какими-либо одним-двумя аспектами и получить в результате текст, в котором не затронут целый ряд ключевых моментов, чрезвычайно легко.

Продумайте, что вам уже известно по теме работы, чего вы еще не знаете и должны будете выяснять. Результаты своих размышлений на этом этапе записывайте не полными фразами, а ключевыми словами. Желательно составить развернутый план будущего магистерского исследования. Определите наиболее логичную последовательность изложения. Рассмотрев различные варианты, решите, с чего было бы лучше начать, что должно следовать после этого и т. д.

Введение лучше написать дважды. В начале работы над магистерской диссертацией – когда вы сформулировали цель, основную гипотезу, определили задачи, и в конце, когда вы уже будете точно знать, что у вас получилось.

Далее приступайте к компоновке центральной части работы.

Отберите те положения, которые вы собираетесь поместить в центральной части, и запишите каждое из них в виде короткого абзаца (на отдельном листе бумаги или в текстовом редакторе).

Черновую версию основной части подготовьте как можно раньше.

Чем дольше вы будете работать с черновой версией текста, тем в большей степени вам удастся ее улучшить.

После того как вы вчерне составили большую долю основной части работы, напишите ее заключительную часть. Теперь вы можете быть уверены, что ваше заключение действительно резюмирует содержание работы.

Теперь, когда вы точно знаете, о чем написана работа и в чем состоят выводы, напишите введение, которое должно указывать на то, что вы уже написали, тогда оно автоматически будет соответствовать содержанию.

Затем приступайте к редактированию написанного текста.

Нужно при этом стремиться, чтобы каждый абзац содержал самостоятельную мысль. Лучше всего, если по первой фразе абзаца уже будет видно, о чем идет речь.

Отложите на время вашу работу. Такое отвлечение весьма полезно при выполнении любых больших письменных работ.

Вернувшись к ней через несколько дней, вы сможете взглянуть объективно на уже написанный текст и, вполне возможно, увидите немало путей улучшения его содержания.

При подготовке текста советуйтесь с Вашим научным руководителем, давая ему читать определённые части работы и обсуждая основные положения ее содержания.

После того как все необходимые материалы собраны, сделаны обобщения, которые получили одобрение научного руководителя, начинается детальная шлифовка текста рукописи. Проверяются и критически оцениваются каждый вывод, рисунки, таблицы.

Диссертант еще раз проверяет, насколько заглавие его работы и название ее разделов и подразделов соответствует их содержанию, уточняет композицию диссертации, расположение материалов и их рубрикацию.

6.2. Структурирование магистерской диссертации Поскольку диссертация является квалификационным трудом, ее оценивают не только по теоретической научной ценности, актуальности темы и прикладному значению полученных результатов, но и по уровню общеметодической подготовки, что, прежде всего, находит отражение в его структуре.

Структура диссертации – это последовательность расположения ее основных частей, к которым относят основной текст, т. е. разделы и подразделы. Традиционно сложилась определенная структура диссертационной работы, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие:

1) титульный лист;

2) оглавление;

3) текст диссертации:

– введение;

– разделы и подразделы основной части;

– заключение;

4) перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов;

5) список литературы (использованных источников);

6) приложения.

Титульный лист является первой страницей диссертационной работы и заполняется по строго определенным правилам. Форма титульного листа магистерской диссертации представлена в приложении 3.

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводится перечень основных частей диссертационной работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.

Пример правильного оформления оглавления магистерской диссертации представлен в приложении 4.

Введение к диссертации включает в себя следующие основные структурные элементы:

- актуальность выбранной темы;

- степень её научной разработанности;

- цель, объект, предмет исследования;

- гипотеза и задачи;

- методология, методы и экспериментальная база исследования, - научная новизна;

- теоретическая и практическая ценность полученных результатов;

- положения, которые выносятся на защиту;

- степень достоверности и апробации результатов.

Таким образом, введение – очень ответственная часть диссертации, поскольку оно содержит все необходимые ее квалификационные характеристики.

Поэтому основные части введения к диссертации рассмотрим более подробно.

Актуальность – обязательное требование к любой диссертации.

Поэтому вполне понятно, что ее введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы (см. п. 4.1).

Чтобы читателю диссертационной работы сообщить о степени разработанности выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке. Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство диссертанта со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы.

Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности, и потому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическом порядке их публикации. Поскольку магистерская диссертация обычно посвящается сравнительно узкой теме, то в таком обзоре незачем излагать все, что стало известно диссертанту из прочитанного и что имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме диссертации, должны быть названы и критически оценены.

Об определении цели, задач, объекта, предмета, методов исследования было сказано в п. 4.1 настоящего положения.

Во введении определяются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена сама работа. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, методических и др.), а также указываются методологические основы проведенного исследования.

В конце вводной части желательно раскрыть структуру диссертационной работы, т. е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

В разделах основной части диссертационной работы подробно рассматриваются методика и техника исследования и обобщаются результаты. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения.

Содержание разделов основной части должно точно соответствовать теме диссертационной работы и полностью ее раскрывать. Названия разделов не должны повторять название работы, названия подразделов – названия разделов.

Диссертационная работа заканчивается заключением. Эта часть диссертации носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Именно оно выносится на обсуждение и оценку научной общественности в процессе публичной защиты диссертации.

Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме, а должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования, которые часто оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. Их последовательность определяется логикой построения диссертационного исследования. При этом указывается вытекающая из конечных результатов не только его научная новизна и теоретическая значимость, но и практическая ценность.

Заключительная часть предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные научные результаты получены, какие новые научные задачи встают в связи с проведением диссертационного исследования.

Заключительная часть, составленная по такому плану, дополняет характеристику теоретического уровня диссертации, а также показывает уровень профессиональной зрелости и научной квалификации ее автора.

Заключение может содержать и практические предложения, что повышает ценность теоретического материала. Но такие предложения должны обязательно исходить из круга работ, проведенных лично диссертантом.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно утверждать, что заключительная часть диссертации представляет собой не простой перечень полученных результатов проведенного исследования, а их итоговый синтез, т. е. формулирование того нового, что внесено ее автором в изучение и решение проблемы.

После заключения, если есть в этом необходимость, помещается список сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов дается, если, по мнению диссертанта, в этом.

Список литературы (использованных источников) составляет одну из существенных частей диссертации и отражает самостоятельную творческую работу диссертанта. Каждый включенный в такой список литературный источник, как правило, должен иметь отражение в рукописи диссертации.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части диссертации, помещают в приложениях.

6.3. Рубрикация текста магистерской диссертации Рубрикация диссертационной работы представляет собой деление ее текста на составные части, графическое отделение одной части от другой, а также использование заголовков, нумерации и т.

п. Рубрикация в диссертации отражает логику научного исследования и потому предполагает четкое подразделение текста рукописи на отдельные логически соподчиненные части.

Простейшей рубрикой является абзац – отступ вправо в начале первой строки каждой части текста. Абзац чаще всего рассматривают как композиционный прием, используемый для объединения ряда предложений, имеющих общий предмет изложения. Абзацы делаются для того, чтобы мысли выступали более зримо, а их изложение носило более завершенный характер.

Поэтому правильная разбивка текста диссертационной работы на абзацы существенно облегчает ее чтение и осмысление. В каждом абзаце следует выдерживать систематичность и последовательность в изложении фактов, соблюдать внутреннюю логику их подачи, которая в значительной мере определяется характером текста.

Что касается деления текста диссертационной работы на более крупные части, то их разбивку нельзя делать путем механического расчленения текста. Делить его на структурные части следует с учетом логических правил деления понятия. Рассмотрим использование таких правил на примере разбивки разделов основной части на подразделы.

Раздел по своему смысловому содержанию должен точно соответствовать суммарному смысловому содержанию относящихся к нему подразделов. Несоблюдение этого правила может привести к структурным ошибкам двоякого рода. Ошибка первого рода проявляется в том, что раздел по смысловому содержанию уже общего объема составляющих его подразделов, т. е., проще говоря, включает в себя лишние по смыслу подразделы. Суть логической ошибки в том, что здесь деление на подразделы является избыточным. Ошибка второго рода возникает тогда, когда количество составляющих раздел подразделов является по смыслу недостаточным.

Заголовки разделов и подразделов (глав и параграфов) диссертации должны точно отражать содержание относящегося к ним текста. Они не должны сокращать или расширять объем смысловой информации, которая в них заключена. Не рекомендуется в заголовок включать слова, отражающие общие понятия или не вносящие ясность в смысл заголовка. Нельзя также включать в заголовок сокращенные слова и аббревиатуры.

Любой заголовок в научном тексте должен быть по возможности кратким, т. е. не содержать лишних слов. Однако и чрезмерная его краткость не желательна. Дело в том, что чем короче заголовок, тем он шире по своему содержанию. Особенно опасны заголовки, состоящие из одного слова. По такому заголовку сложно судить о теме следующего за таким заголовком текста.

Встречается и другая крайность, когда автор диссертации хочет предельно точно передать в заголовке содержание раздела. Тогда заголовок растягивается на несколько строк, что существенно затрудняет его смысловое восприятие. Рубрикация текста сочетается с нумерацией – числовым обозначением последовательности расположения его составных частей.

7. ОФОРМЛЕНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ 7.1. Структура, объем и общие правила оформления магистерской диссертации Структура и оформление магистерской диссертации должны соответствовать требованиям, предъявляемым к данному типу работ, в том числе:

- Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направление 050100 – Педагогическое образование (степень – магистр);

- Положения «Порядок проведения итоговой государственной аттестации в КемГУ»;

- ГОСТа (ГОСТ Р 7.0.11-2011).

Объем выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) должен составлять от 80 до 110 страниц печатного текста (без учета приложений).

Работа выполняется с применением печатающих устройств ЭВМ на одной стороне листов белой односортной бумаги формата А (210297 мм).

Соблюдаются следующие размеры полей:

– левое – 25 мм;

– правое – 10 мм;

– верхнее – 20 мм;

– нижнее – 20 мм.

Текст должен быть выполнен через 1,5 интервала на компьютере, шрифт стандартный – Times New Roman, размер 14.

Сноски – размер 10.

Заголовки глав (разделов) диссертации, слова «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» пишутся прописными буквами без точки в конце. Заголовки отделяются от текста сверху и снизу тремя интервалами.

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещены на три-пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени.

Заголовки структурных элементов и названия глав, параграфов следует располагать в магистерской диссертации в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Переносы слов в заголовках не допускаются. Расстояние между заголовками и текстом должно быть равно 15 мм (одна пустая строка), такое же расстояние должно быть между заголовками.

Каждая глава должна начинаться с нового листа. В заголовках слова «глава», «параграф», и т. д. не пишутся. Главы (разделы) магистерской диссертации должны иметь порядковую нумерацию:

1, 2, 3. Параграфы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждой главы. Номер параграфа включает номер главы и порядковый номер параграфа, разделенные точкой, например, 1.1, 1.2, 2.1, 2.2. и т. д.

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Первой страницей магистерской диссертации является титульный лист, на котором нумерация страниц не ставится, на следующей странице ставится цифра «2» и т.д. Порядковый номер страницы печатают на середине верхнего поля страницы.

Рисунки и таблицы, расположенные на отдельных листах, и распечатки с ЭВМ включаются в общую нумерацию страниц работы. Приложения нумеруются отдельно от основного текста арабскими цифрами без точки в конце. Например, Приложение 1, Приложение 7.2. Представление табличного материала Таблица представляет собой такой способ подачи информации, при котором цифровой или текстовый материал группируется в колонки, отграниченные одна от другой вертикальными и горизонтальными линейками. В таблице допускается уменьшение размера шрифта до 12, а межстрочного интервала – до 1,0.

По содержанию таблицы делятся на аналитические и неаналитические. Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа цифровых показателей. Как правило, после таких таблиц делается обобщение в качестве нового (выводного) знания, которое вводится в текст словами: «Таблица позволяет сделать вывод, что...», «Из таблицы видно, что...», «Таблица позволит заключить, что...» и т. п. Часто такие таблицы дают возможность выявить и сформулировать определенные закономерности.

В неаналитических таблицах помещаются, как правило, необработанные статистические данные, необходимые лишь для информации или констатации. Каждая таблица имеет порядковый номер и тематический заголовок. Тематический заголовок определяет содержание таблицы. Такой заголовок пишется с прописной буквы без точки на конце. Порядковый номер таблицы служит для ее связи с текстом. Таблицы нумеруются арабскими цифрами. Номер таблицы должен состоять из номера главы и порядкового номера таблицы. Знак «№» перед порядковым номером и точку после него не ставят (например, Таблица 1.1).

Обязательные элементы таблицы и порядок их графического расположения показаны ниже.

Таблица Название таблицы Наименование Наименование сказуемого подлежащего Заголовки сказуемого 1 2 3 4 5 Нумерация граф Боковые строки заголовки подлежащего Итоговая графа Каждая таблица имеет, так называемые, подлежащее и сказуемое. Подлежащее таблицы – это то, о чем говорится в таблице, т. е. объект изучения. Сказуемое – это система показателей, которыми характеризуется объект изучения, т. е. подлежащее таблицы. Обычно подлежащее располагается слева, в виде наименования горизонтальных строк, а сказуемое – справа, в виде наименования вертикальных граф.

В таблице могут быть подведены итоги по графам и строкам.

В приложении к статистической таблице указывается источник, положенный в основу построения.

На каждую таблицу необходима ссылка в тексте. Слово «таблица» в этом случае приводят в сокращенном виде, знак «№» не ставят, например: «Данные анализа (табл. 1.1) показывают, что...».

Ссылку на таблицу следует сформулировать таким образом, чтобы не дублировался тематический заголовок.

Пример правильно оформленной таблицы представлен ниже.

Таблица 1. Изменения проявления профессионально-культурного модуса поведения будущими специалистами гуманитарного профиля (140 чел.) ( н. – начальный, к.- конечный) Критерии становления и уровни проявления профессионально-культурного модуса поведения (С Контрольные срезы созидательно-альтруистический;

Ф – функционально нормативный;

П – потребностно-прагматический) группы творческий духовный обобщенный интерактивн ый С Ф П С Ф П С Ф П С Ф П 0 48 48 4 32 60 0 28 68 0 36 чел.

н % 0 50 50 4,2 33,3 62,5 0 29,2 70,8 0 37,5 62, 72 24 0 28 68 0 48 48 0 48 48 чел.

ЭГ к 75 15 0 29, 70,8 0 50 50 0 50 50 % 44 2 28 14 2 14 28 2 24 18 2 20 чел.

н 4,5 63, 31, 4,5 31,9 63,6 4,5 54,5 41 4,5 45,5 % 6 ЭГ 20 20 4 10 24 10 18 18 8 14 24 чел.

к 9 22, 54,6 22,7 40, 40,9 18,2 31, 54,5 13, 45, 45, % 5 5 7 9 Основные правила составления таблиц:

четко формулировать название таблиц;

ясно и кратко формулировать название строк и граф таблицы;

соблюдать последовательность расположения показателей сказуемого;

указывать единицы измерения (если они одинаковые, то единицы измерения выносятся в заголовок и указываются в скобках);

нумеровать графы;

иметь итоговые показатели;

если в таблице производится сопоставление с каким-либо годом, то в заголовках в скобках отражается год сопоставления;

данные за многие годы располагаются в хронологическом порядке;

если в таблице абсолютные и относительные показатели за ряд лет, то сначала приводятся абсолютные, затем относительные показатели за один год, затем так же за следующий год;

если значение признака в какой-либо клетке неизвестно, ставится знак Х, или «н. с.» (сокращение от «нет сведений»).

Все приводимые в таблицах данные должны быть достоверны, однородны и сопоставимы, в основе их группировки должны лежать существенные признаки.

Не допускается помещать в текст диссертации без ссылки на источник те таблицы, которые уже были опубликованы в печати.

Помещать в диссертацию следует только те таблицы, которые трудно передать обычным текстом (результаты экспериментальных наблюдений, сопоставления статистических данных, подробные справочные сведения и т. п.).

При переносе таблицы на следующую страницу шапку таблицы следует повторить и над ней поместить слова «Продолжение табл.

1.1». Если в работе одна таблица, ее не нумеруют и слово «таблица» не пишут.

7.3. Представление отдельных видов текстового материала Текстовый материал магистерской диссертации весьма разнообразен. К нему (помимо рассмотренных выше элементов композиции и рубрикации) обычно относят числительные, буквенные обозначения, цитаты, ссылки, перечисления и т. п., т. е.

все то, что требует при своем оформлении знания особых технико орфографических правил.

В диссертационных работах возможна цифровая, буквенная и буквенно-цифровая форма числительных. Цифровая форма применяется при записи количественных числительных за исключением:

1) однозначных числительных в косвенных падежах (например, «Существует три подхода к исследованию данной проблемы»);

2) при стечении нескольких числительных в цифровой форме (например, «два 10-летних периода»);

3) в начале предложения и особенно абзаца.

Цифровая форма используется также для написания порядковых числительных:

– если они переданы римскими цифрами (XXII научная конференция);

– если это номера страниц, таблиц, иллюстраций и приложений, которым предшествует название нумеруемого объекта (на с. 6;

в табл. 5;

на рис. 8;

приложение 3;

но: в 5-м томе, в 10-й главе);

– если это дата перед названием месяца или словом «год» (6 мая;

в 2008 году);

– если это ряд из трех и более порядковых числительных (падежное окончание наращивается только у последнего числительного, например: 1, 2 и 3-й квартал;

70, 80 и 90-е гг.);

– если это порядковые числительные, написанные через тире (80–90 е годы).

Буквенно-цифровая форма записи числительных используется:

– для многозначных круглых чисел в цифровой форме ( преподавателей, 750 обучающихся и т. п).

– для порядковых числительных в форме арабских цифр – наращивается падежное окончание (кроме указанного выше случая);

– для сложных существительных и прилагательных, включающих числительные типа 50-процентный, 20-летие.

Существуют определенные правила наращивания падежного окончания. Оно должно быть:

– однобуквенным, если предпоследняя буква числительного гласная (10-й;

10-я;

Pages:     || 2 |








© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»