Научный Центр - Dissers WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!
Pages:     | 1 || 3 |

«М.П.Духновская С.В. Духновский Магистерская диссертация Руководство по подготовке _ Екатеринбург 2010 2 ...»

-- [ Страница 2 ] --

Так, одной из важных задач любого психологического исследования будет являться тщательный анализ литературы. Если (изучение) исследование носит экспериментальный характер, то в следующем пункте должна быть сформулирована задача (задачи) его экспериментальной части. Она может быть представлена достаточно общо, без детализации ряда промежуточных задач. Приведем пример наиболее корректно сформулированных задач исследования:

Тема: Половозрастные и гендерные особенности тенденции к манипулятивному поведению.

Задачи исследования:

1. Выяснить, как меняется уровень макевиалистичности личности с возрастом, проанализировать характер этой зависимости.

2. Определить, каким образом уровень макевиаллизма связан со степенью выраженности маскулинности и феминности.

3. Эмпирически исследовать связь макевиализма с проявлением своекорыстного, эмоционально-отчужденного, неподверженного конвенциональной морали поведения.

4. Выявить взаимосвязь степени выраженности макевиалистичности личности с другими психологическими характеристиками.

Во введении к диссертационной работе лучше давать перечень сравнительно небольшого количества только самых основных задач – обычно 4-5 достаточно.

Следующий важный момент диссертационного исследования - это выдвижение или построение гипотезы. Гипотеза – это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно;

это утверждение предположительного характера, научное суждение, для выдвижения и экспериментальной проверки которого требуются веские основания научного и практического характера. Научная гипотеза всегда выходит за пределы простой регистрации фактов, служит их объяснению и предсказанию. Гипотеза должна отвечать следующим требованиям:

1. Формулировка гипотезы должна быть максимально точной и сравнительно простой. В ней не должно содержаться неопределенных, неоднозначно трактуемых терминов и понятий.

2. Гипотеза должна быть принципиально проверяемой, то есть доказуемой экспериментальным путем.

3. Гипотеза должна объяснять весь круг явлений, на которые распространяются содержащиеся в ней утверждения.

Формулируя гипотезу, студент строит предположение о том, каким образом он намерен достичь поставленной цели исследования. Хочется предупредить о том, что гипотеза будет неоднократно уточняться, дополняться и изменяться, и это не должно смущать студентов.

К причинам «слабых» гипотез можно отнести:

недостаточную, а порой и слабую общепсихологическую подготовку студента;

то обстоятельство, что не во всех исследованиях, очевидно, должна быть в обязательном порядке выдвинута гипотеза, точнее сформулирована в явном виде.

Приведем примеры наиболее удачных гипотез:

Пример 1.

Тема: Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4-7 лет).

Гипотеза исследования состоит в том, что:

показатели личностного развития (Я-концепция, Образ-Я, самооценка, личностная рефлексия) связаны с творческим потенциалом и влияют на его реализацию;

положительное отношение к себе и окружающему миру, развитая личностная рефлексия обусловливают развитие творческого мышления (креативности);

стиль семейного воспитания, особенности детско-родительских отношений оказывают существенное влияние на темп и динамику развития личности ребенка и его творческого потенциала.

Пример 2.

2. Тема: Влияние переживания критических ситуаций на развитие девиантного поведения подростков.

Гипотезы исследования:

механизм переживания критических ситуаций может лежать в основе развития девианого поведения, в котором переживание выступает как псевдопреодоление ситуации;

влияние переживания критических ситуаций представляет собой трансформацию личности и изменения в психологическом времени личности, результатом которых является развитие девиантного поведения как формы компенсации и защиты;

переживание критических ситуаций имеет процессуально деятельностную сторону и ряд форм, на каждой из которых возможно как преодоление, так и псевдопреодоление ситуации.

Следующий раздел «аппарата исследования» - это теоретические Этот раздел может формулироваться в основы исследования.

относительно произвольной форме. Здесь имеются ввиду не все те научные публикации, на которые ссылается студент-дипломник в своей работе. Речь идет об одной, двух, трех, от силы четырех концепциях крупных ученых-психологов (возможно из какой-либо другой области научного знания), которые действительно лежат в основании дипломного исследования. Если студент работает под руководством крупного ученого, тогда в основании дипломного исследования будет его научная концепция, теория, но возможно, не только одна. В качестве примера приведем следующую работу:

Тема: Половозрастные и гендерные особенности тенденции к манипулятивному поведению.

Теоретическими основами исследования явились представления о междисциплинарной специфике и необходимости комплексного подхода при изучении социально-психологического феномена манипуляции и макевиаллизма. Основу такого подхода составили разработанные отечественными и зарубежными исследователями:

системный подход к изучению индивидуальности и жизненного пути человека, концепции социально-психологической адаптации, социализации и периодизации взрослого периода жизни, развития социальной и личностной идентичности (Б.Г.Ананьев, Л.И.Анциферова, Л.И. Божович, А.А.Крылов, А.Л.Свенцицкй, Е.Ф.Рыбалко, В.А.Ядов и др.);

социально-психологические подходы к рассмотрению макевиаллизма и манипуляции (Ф.М.Бурлацкий, Е.Л.Доценко, В.В.Знаков, Е.В.Сидоренко и др.);

направление, опирающееся на учет динамического взаимодействия биологических, психосоциальных и социокультурных причинных факторов в развитии (Б.Г.Ананьев, Дж.Батчер, Л.С.Выготский, Е.П.Ильин, И.С.Кон и др.);

базовые представления о существовании и протекании кризисных периодов жизни человека и баланс между непрерывностью и изменениями черт личности в течении жизни (Р.А.Ахмеров, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, В.И.Слободчиков и др.);

интегративные подходы в области изучения дифференциальной и гендерной психологии и гендерной идентичности (Б.Г.Ананьев, Э.Берн, Л.Ф.Бурлачук, Е.П.Ильин, И.С.Клецина и др.).

Другими не менее важными разделами «аппарата исследования» выступают его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

Говоря о новизне идеи (темы исследования), нельзя забывать положение о том, что «не всякое новое прогрессивно, так же как и не всякое старое консервативно…новое сильно тем, что оно обычно несет в себе все прогрессивное старого, поэтому за ним будущее» [5, с.37].

Для большого количества наук, в том числе и для психологии, научная новизна проявляется в наличии теоретических положений, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованы, методических рекомендаций, которые внедрены в практику и оказывают существенное влияние на достижение новых психологических, педагогических и социально-психологических результатов.

Раздел исследования» строится в формулировках:

«Новизна разработаны (основы чего-то), раскрыты (состав и структура чего-либо), обоснованы о том-то и о том-то), определены (положения (психологические условия чего-то), выявлены (совокупность чего-то), установлены (критерии…) и т.д. Ниже приведен пример описания научной новизны.

Тема: Влияние переживания критических ситуаций на развитие девиантного поведения подростков.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

• выявлен механизм влияния переживания критических ситуаций на развитие девиантного поведения;

• девиантное поведение рассматривается как бессознательно выработанный и неадекватно используемый способ переживания ситуаций, выступая при этом как защитно-компенсаторное образование;

• в зависимости от влияния переживания критических ситуаций на личность и поведение были выделены пограничная, депрессивно оппозиционная, напряженно-концентричная, напряженно-фобическая и тревожно-неустойчивая группы подростков с отклоняющимся поведением;

• было установлено, что переживание критических ситуаций имеет три формы (реактивная, совладающая и защитно-компенсаторная), на каждой из них возможно как преодоление, так и псевдопреодоление ситуации.

Оценивая теоретическую и практическую значимость выбранной темы диссертации, следует знать, что эта значимость зависит от того, какой характер имеет конкретное научное исследование. В качестве примера описания теоретической и практической значимости работы приведем следующий.

Тема: Субъективно-психологические факторы формирования родительства.

Теоретическая значимость исследования заключается в описании феномена как интегрального психологического «родительство» образования, его рассмотрение на индивидуальном и надындивидуальном уровнях;

изучении психологической структуры родительства, взаимосвязи ее компонентов;

выделении системы факторов, определяющих картину родительства в однодетных и двухдетных семьях.

Практическая значимость работы состоит в разработке технологии формирования осознанного родительства. Технология может использоваться в работе с родителями в развивающих, профилактических и коррекционных целях.

В главах основной части диссертационной работы подробно рассматривается методика и техника исследования, а также проводится анализ полученных экспериментальных данных. Все материалы, не являющиеся важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения.

Содержание глав основной части диссертации должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение магистранта сжато, логично и аргументировано излагать материал.

Диссертация заканчивается заключительной частью, которая представляет собой два самостоятельных раздела (главы). Это «Выводы» и «Заключение».

Обратимся к выводам. Выводы – это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено самим автором. Частой ошибкой является то, что автор включает в выводы общепринятые в психологической науке положения уже не нуждающиеся в – доказательствах. Ошибочно полагать, что раздел «Выводы» может быть заменен разделом «Заключение». Выводы – это не перечисление того, что сделано, не организационные итоги: все поставленные в исследовании задачи решены или часть их [7].

Общие выводы лучше представить в тексте как самостоятельный раздел.

Количество выводов может быть разным, но лучше 1.

воспринимается количество, равное 5-7. При большем их количестве желательно вводить в перечень выводов дополнительное структурирование – разбивать их на группы по некоторому логическому основанию.

2. Выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным задачам, оценку продвижения в решении проблемы.

3. Решение каждой из перечисленных в начале письменного изложения задач должно быть определенным образом отражено в выводах.

Выводы должны быть конкретными. Их пишут в форме утверждений. Например:

Тема: Влияние переживания критических ситуаций на развитие девиантного поведения подростков.

Выводы:

1. Механизм переживания критических ситуаций лежит в основе стилевых защитных автоматизмов, предполагающих использование подростками ситуационных защитных автоматизмов и копинг-стратегий, которые определяют индивидуальный стиль переживания, срабатывающий в ситуации психологической угрозы независимо от воли и желаний человека.

Переживание критической ситуации подразумевает 2.

трансформацию личности, благоприятность или неблагоприятность которой будет определяться либо преодолением, либо псевдопреодолением ситуации. Результатом псевдопреодоления критических ситуаций выступает отклоняющееся поведение как форма компенсации и защиты.

3. В переживании критических ситуаций подростками выделяются три формы: «реактивная», «совладающая» и «защитно-компенсаторная».

В каждой из них возможно как преодоление, так и псевдопреодоление критической ситуации.

4. Процессуально-деятельностная сторона переживания критических ситуаций реализуется в системе «ситуация–личность-поведение». На поведенческом уровне процессуальный аспект переживания критических ситуаций представлен ситуационными защитными автоматизмами.

Деятельностный аспект реализуется в копинг-стратегиях, «техниках жизни», компенсаторном поведении и стилевых защитных автоматизмах.

5. Переживание критической ситуации, влияя на психологическое время личности, отражается на временной перспективе и ретроспективе, тем самым формируя и изменяя индивидуальную концепцию психологического времени. При этом в психологическом времени могут возникать феномены или «текущего», «фиксированного» «дезактуализированного» настоящего, а также либо деиндивидуализация, либо индивидуализация (при переживании-преодолении ситуации) самосознания.

6. На основе механизма влияния переживания ситуаций были выявлены следующие группы подростков: пограничная, депрессивно оппозиционная, напряженно-концентричная, напряженно-фобическая и тревожно-неустойчивая.

7. Мишенями коррекции девиантного поведения подростков выступают: в эмоциональной сфере – состояния, в этиологии которых лежит психотравмирующее переживание;

в поведенческой сфере - это пассивное дезадаптивное и псевдоадаптивное копинг-поведение, предполагающее исход в виде дезадаптации, социальной изоляции и отклоняющегося поведения.

Заключение – это краткий обзор выполненного диссертационного исследования, общая оценка эффективности выбранного подхода. В заключении автор может вновь обратиться к актуальности изучения проблемы в целом или ее отдельных аспектов, подчеркнуть перспективность использованного подхода, высказать предположение о возможных путях его модификации, поделиться мнением о необходимости апробировать иной исследовательский подход, о целессобразности применения тех или иных методов и методик, о полезности обращения к тем или иным контингентам испытуемых и т.п. В конце заключения следует указывать, чем завершена работа: получением научных данных о новых объектах, процессах, явлениях, закономерностях;

разработкой научных основ, новых методов и принципов исследования;

получением качественных и количественных характеристик явлений;

составлением инструкций, руководящих материалов, рекомендаций, методик и т.д;

внедрением в практику вновь созданных или усовершенствованных продуктов, разработок;

получением прочих положительных результатов [7].

Эта часть диссертационной работы выполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. «Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Именно здесь содержится так называемое «выводное» знание, которое является новым по отношению к исходному знанию» [5,с.62].

Это знание не должно подменяться механическим суммированием выводов, представляющих краткое резюме, а должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования. Они, в свою очередь, часто оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. Их последовательность определяется логикой построения дипломного исследования;

при этом указывается вытекающая из конечных результатов его научная новизна, теоретическая значимость и практическая ценность.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части диссертации, помещают в раздел «Приложения». По содержанию приложения очень разнообразны. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.

«В приложения лучше вносить таблицы с теми данными, которые только лишь дополняют основные результаты. Таблицы с данными, занимающими центральное место в используемых вами доказательствах, надо поместить в основном тексте, как можно ближе к тем его частям, в которых вы обсуждаете полученные числовые результаты или какую-либо классификацию, представленную в табличной форме» [7, с.130].

В приложения нельзя включать библиографический список использованной литературы, вспомогательные указатели всех видов, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно сопроводительного аппарата дипломной работы, помогающими пользоваться только ее основным текстом.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения, они нумеруются арабскими цифрами знака №), например:

(без «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

Рубрикация текста: приемы изложения научных материалов Рубрикация текста диссертационной работы представляет собой его деление на составные части, графическое отделение одной от другой, а также использование заголовков и нумерации. Рубрикация текста отражает логику диссертационного исследования и потому предполагает четкое подразделение рукописи на отдельные логически соподчиненные части.

Простейшей рубрикой является абзац-отступ вправо в начале первой строки каждой части текста. Абзац не имеет особой грамматической формы. Его чаще рассматривают как композиционный прием, используемый для объединения ряда предложений, имеющих общий предмет изложения. Абзацы делаются для того, чтобы мысли выступали более зримо, а их изложение носило более завершенный характер. Правильная разбивка текста дипломной работы на абзацы существенно облегчает ее чтение и осмысление.

Абзацы одного параграфа или главы должны быть по смыслу последовательно связаны друг с другом. Число самостоятельных предложений в абзаце различно и колеблется в широких пределах, определяемых сложностью передаваемой мысли.

В.А. Кузин (1999) отмечает, что при работе над абзацем следует особое внимание обращать на его начало. В первом предложении лучше всего называть тему абзаца, делая такое предложение как бы заголовком к остальным предложениям абзацной части. При этом формулировка первого предложения должна даваться так, чтобы не терялась смысловая связь с предшествующим текстом [5].

В каждом абзаце следует выдерживать систематичность и последовательность в изложении фактов, соблюдать внутреннюю логику их подачи, которая в значительной мере определяется характером текста.

В повествовательных текстах – тех, которые излагают ряд последовательных событий, порядок изложения фактов определяется их хронологической последовательностью и смысловой связью друг с другом.

В тексте приводятся только узловые события, при этом учитывается их продолжительность во времени и смысловая значимость при раскрытии всей темы.

В описательных текстах – тех, в которых предмет раскрывается путем перечисления его признаков и свойств, вначале принято давать общую характеристику описываемого факта, взятого в целом, а только затем характеристику его частей.

Это общие правила деления текста диссертационного исследования на абзацы.

Кроме этого, заголовки глав и параграфов дипломной работы должны точно отражать содержание относящегося к ним текста. Они не должны расширять или сокращать объем смысловой информации, которая в них заключена.

Кроме того, «не рекомендуется в заголовок включать слова, отражающие общие понятия или не вносящие ясность в смысл заголовка.

Не следует включать в заголовок слова, являющиеся терминами узкоспециального или местного характера. Нельзя также включать в заголовок слова - аббревиатуры…» [5, с.69-70].

Кроме этого, рубрикация текста очень часто сочетается с нумерацией – числовым и буквенным обозначением последовательности расположения его смысловых частей. В качестве возможных систем нумерации Ф.А.

Кузин (1999) выделяет:

использование знаков разных типов – римских и арабских цифр, прописных и строчных букв, сочетающихся с абзацными отступами;

использование только арабских цифр, расположенных в определенных сочетаниях.

При использовании знаков разных типов система цифрового и буквенного обозначения строится по нисходящей, например:

А…Б…В…Г… I…II…III…IV… 1…2…3…4… 1)…2)…3)…4)… а)…б)….в)…г)… Принято порядковые номера частей указывать словами (часть первая), разделов - прописными буквами русского алфавита (раздел А), глав – римскими цифрами (глава I), параграфов – арабскими цифрами (1.1.

или 1.2. и т.п.).

Как отмечает Ф.А. Кузин существует несколько (1999), методических приемов изложения научных материалов, среди которых наиболее часто используются следующие: 1) строго последовательный, 2) целостный (с последующей обработкой каждой главы), 3) выборочный (главы пишутся отдельно в любой последовательности) [5].

требует Строго последовательное изложение материала – достаточно много времени, которым не всегда располагает студент.

Длительность определяется тем, что, пока не закончен один раздел, студент не может переходить к следующему. Для обработки одного раздела иногда требуется попробовать несколько вариантов, пока не будет найден лучший из них. В это время другой материал может лежать «без движения».

Целостный прием – требует меньше времени на подготовку чистовика, так как «сначала пишется все произведение вчерне, как бы грубыми мазками, затем производится его обработка в частях и деталях, при этом вносятся дополнения и исправления» [5, с.72].

Выборочное изложение материалов. Суть его в том, что по мере готовности фактических данных автор обрабатывает материалы в любом удобном для него порядке.

Магистрант сам может выбрать тот прием, который более оптимален для него. Однако в некоторых случаях выбор того или иного приема будет определятся позицией научного руководителя, а также временем, оставшимся до прохождения предварительной защиты дипломной работы на кафедре.

На этом этапе работы над рукописью диссертации из уже накопленного текстового материала, помимо отдельных глав, следует выделить следующие композиционные элементы: а) введение, б) выводы и предложения (заключение), в) библиографический список использованных источников, г) приложения.

Пред тем как переходить к окончательной обработке «черновой» рукописи, полезно обсудить основные положения ее содержания с научным руководителем.

Работу с так называемой «беловой рукописью» диссертационного исследования рекомендуется начинать, когда макет черновой рукописи уже готов. Все нужные материалы собраны, сделаны необходимые обобщения, которые получили одобрение научного руководителя. Теперь начинается детальная шлифовка текста рукописи. Проверяется и критически оценивается каждый вывод, таблица, формула, каждое предложение, каждое отдельное слово.

Ссылки на литературу проставляются в квадратных или круглых скобках;

Список литературы – по алфавиту и в соответствии со всеми библиографическими требованиями.

Работа должна содержать иллюстративный материал, список литературных источников последних лет), а также по (работы возможности и зарубежные источники.

Наглядное представление результатов Наглядное представление информации может способствовать переходу осмысления полученных результатов на новую ступень.

Наглядность часто смешивается с изобразительностью, то есть считается, что при любом зрительном предъявлении информации достигается наглядность. Возникновению наглядности может способствовать:

а) отображение только релевантных для данной задачи связей и параметров рассматриваемого явления;

б) зрительное отображение информации с учетом особенностей восприятия и воображения.

Следует помнить об ограниченности объема восприятия. Если для восприятия информации данного вида оперативные единицы восприятия не сформированы, то можно ожидать, что максимальным числом одномоментно охватываемых единиц будет 5 - 9. Повысить эффективность восприятия можно за счет грамотного кодирования зрительной информации например, ГОСТ СЧМ. Кодирование (см., 21829- зрительной информации. Общие эргономические требования).

Диаграммы используются, главным образом, для изображения соотношений между величинами. Это способ графического изображения величин при помощи фигур (секторов, столбцов и т.п.), площади которых пропорциональны этим величинам. На рисунке 1 представлена диаграмма субъективных оценок интенсивности чувств у лиц с сердечно сосудистыми расстройствами. На оси абсцисс отложены номера чувств, данные о которых получены из опросника. Ось ординат оцифрована в стандартизированых баллах.

Т-баллы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ном ер а чувств Рис. 1. Субъективные оценки интенсивности чувств у лиц с сердечно-сосудистыми расстройствами Примечание: Номерами на оси абсцисс обозначены чувства: 1– бодрость;

4 – гнев;

7 – растерянность;

10 – печаль;

2 – радость;

5 – страх;

8 – стыд;

11 – безразличие;

3 – азарт;

6 – тревога;

9 – вина.

Совмещенные диаграммы позволяют в одном поле объединить две диаграммы, имеющие одинаковые отметки на оси абсцисс, но разный размах варьирования значений признаков, величина которых отображается на оси ординат. Используются две вертикальные оси ординат (слева и справа), каждая со своей градуировкой. На этих двух осях могут быть отображены значения одного и того же признака, но в разных измерениях, например в абсолютных и процентных значениях. Если единицы измерения и размах варьирования совпадают у нескольких признаков, то все они могут быть представлены на одной диаграмме. Однако следует помнить, что лучше читаются диаграммы, имеющие не более трех-четырех линий (кривых). При любом характере расположения их не должно быть более шести в одной диаграмме.

На диаграмме могут быть отображены величины в процентах, например в процентах встречаемости (частости) каких-либо признаков или событий. В ходе анализа данных и их описания часто требуется соотносить встречаемость признаков у разных подвыборок (частей выборки) с встречаемостью по всей выборке в целом. С этой целью может быть использована диаграмма центрированных процентов встречаемости.

Для того чтобы легче было увидеть возможности диаграмм, по-разному представляющих данные в центрированных величинах, приведены диаграммы с величинами в процентах и центрированных процентах. На рисунке 2 представлена диаграмма встречаемости чувств (в процентах) у лиц с сердечно-сосудистыми расстройствами и здоровых. На рисунке 3 — диаграмма центрированных процентов для той же выборки. Проценты для каждого чувства, подсчитанные на выборке здоровых, вычтены из соответствующих процентов трех групп лиц с расстройствами. Таким образом, на этой диаграмме представлены не абсолютные величины процентов, а только величины отклонений процентов для трех групп (от процентов в выборке здоровых).

проценты 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 н о м ер а чув ств Рис. 2. Встречаемость чувств (в процентах) у лиц с сердечно-сосудистыми расстройствами и здоровых Примечание: номерами на оси абсцисс обозначены чувства: 1– бодрость;

4 – гнев;

7 – растерянность;

10 – печаль;

2 – радость;

5 – страх;

8 – стыд;

11 – безразличие;

3 – азарт;

6 – тревога;

9 – вина. На диаграмме линия 1 соединяет центрированные проценты встречаемости чувств при нейроциркуляторной дистонии (n=13), 2— гипертонической болезни (n=24), 3 — ишемической болезни сердца (n=26), 4 — у здоровых людей (n=349).

центрированные проценты -5 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 -1 -2 -3 -4 -5 Рис. 3. Встречаемость чувств (в центрированных процентах) при сердечно-сосудистых расстройствах Примечание: номерами на оси абсцисс обозначены чувства: 1– бодрость;

4 – гнев;

7 – растерянность;

10 – печаль;

2 – радость;

5 – страх;

8 – стыд;

11 – безразличие;

3 – азарт;

6 – тревога;

9 – вина.

Секторная диаграмма — диаграмма, в которой числа (обычно проценты) изображены в виде круговых секторов, имеющих такие площади.

Гистограмма (столбчатая диаграмма) — графическое представление плотности распределения (частотного распределения), при котором число случаев в классе изображается в виде вертикальных полос (столбиков, блоков). По оси абсцисс откладывают значения наблюдаемой величины, а по оси ординат — ее частости (отношение числа наблюдений, попавших в данный промежуток, к числу всех наблюдений) в каждом из промежутков, деленные на длину промежутков. В результате получаем ступенчатую линию. Площадь, заключенная под всеми прямоугольниками, для любой гистограммы равна единице или сумме всех частот (общему числу случаев). Таким образом, на гистограмме высота столбцов, вычерченных над каждым интервалом, соответствует числу наблюдений, которые попали в этот интервал. В полигоне частот число испытуемых указывается точкой, расположенной над серединой интервала на высоте, соответствующей его частоте, а сами точки последовательно соединяются прямолинейными отрезками.

Аналогом диаграммы является полигон. Этот графический способ отображения данных преимущественно используется для отображения дискретных рядов.

Столбчатые диаграммы и полигоны строятся в прямоугольной системе координат, в которой на оси X отмечаются значения или порядок признака, на оси Y — численность, доля и т.п. Градации на оси X могут быть выбраны по усмотрению исследователя, а отрезок, служащий основанием прямоугольника, равен масштабу соответствующего интервала. Ширина прямоугольников одной и той же гистограммы может быть различной, если ряд распределен по признаку с неравными интервалами.

Графики следует использовать, когда надо отобразить общий характер функциональной зависимости. Термин часто “график” используется как синоним термина “диаграмма”. В сравнении с таблицами шкалы и графики дают больше возможностей выполнять операции интерполирования, предсказания какой-либо величины.

Могут быть использованы следующие рекомендации по построению диаграмм (графиков).

1) Диаграммы должны включать все необходимые обозначения, чтобы быть понятными сами по себе. Диаграммы и текст должны взаимно дополнять друг друга.

2) На одной диаграмме, как правило, не должно быть больше четырех кривых во избежание неразберихи.

3) Надписи на осях диаграмм следует располагать внизу и слева.

4) Линии на графике должны быть разной толщины в зависимости от их важности. Оцифрованные линии должны быть толще неоцифрованных.

Когда используются десятилинейные интервалы между цифрами, пятая (средняя) линия должна быть тоньше, чем оцифрованные линии, но толще других неоцифрованных линий.

5) Для обозначения точек наблюдения на кривых рекомендуется использовать кружки, квадраты или треугольники (контурные, с заливкой, с дополнительными элементами и т.п.).

В таблицах рекомендуется использовать вертикальные линии для более четкого разделения столбцов или делать промежутки между ними не менее 4 мм. Горизонтальные линии следует использовать только для выделения главных разделов таблицы. Однако когда колонки таблицы содержат цифры, чтение затрудняется, и тогда можно использовать разделяющие линии или отбивку (пустую строку) через каждые пять строчек.

Диаграммы и профили используют для представления результатов диагностики с использованием многопараметрических (многокомпонентных) тестов или тестовых наборов. Они позволяют в наглядной форме представить индивидуальные и усредненные оценки по тестам или по факторам. Тем самым облегчается процедура обобщения и классификации результатов тестирования — отнесения индивида или группы к тому или иному типу, стилю.

В профиле несут информацию средний уровень, вариативность, форма распределения.

Уровень профиля является глобальной характеристикой успешности или выраженности группы личностных особенностей испытуемого (или группы испытуемых, если отображаются усредненные величины оценок), представленных в единой нормализованной шкале оценок.

Вариативность профиля является характеристикой устойчивости достижений, общей одаренности или социальной адаптированности личности.

Форма профиля является основанием для отнесения к определенному разряду, типу, диагнозу, прогнозу.

Обычно профиль образует ломаная линия, соединяющая отметки значений по отдельным шкалам методики. Целесообразно делать разрывы в линии, чтобы шкалы различного назначения были разделены и в визуальной форме.

Результаты корреляционного анализа наглядно можно представить также в виде корреляционного кольца. Для этого по периметру круга делают отметки, рядом с которыми пишут номера признаков. Эти отметки соединяют затем линиями. Вид линии кодирует характер корреляционной связи. Признаки лучше располагать группами, объединяющими признаки по какому-либо критерию.

Если записываются номера, то они или должны быть расшифрованы в подписях к рисунку, или должны соответствовать списку признаков, ранее помещенному в работе. В последнем случае в подписи должна быть ссылка на список с указанием страницы, на которой он расположен.

Характеристики корреляционных взаимосвязей должны быть отражены с использованием визуального кодирования. Например, положительные связи (положительной направленности) могут быть изображены сплошными линиями, отрицательные — прерывистыми;

связи, достоверные на нижнем уровне значимости — одной линией, на более высоких уровнях значимости — большим числом линий. Например, связи, достоверные на уровне 5% — одной линией, а достоверные на уровне 1% — двумя линиями. Использованные обозначения должны быть объяснены в тексте под рисунком.

являются формой графического Корреляционные плеяды отображения корреляционных связей между параметрами, включенными в корреляционный анализ. Параметры изображаются кружками, внутри них проставляются номера признаков или сокращенно записывается название признака (параметра).

В центре корреляционной плеяды обычно размещают либо наиболее важный параметр, либо тот, у которого наибольшее число значимых коэффициентов корреляции. Для такого параметра можно подсчитать число значимых коэффициентов для каждого признака, как это было описано выше, или использовать результаты факторного анализа. Иногда удается расчленить весь массив признаков на несколько орбит вокруг центра плеяды.

Для наглядного отображения результатов корреляционного анализа используют корреляционные ряды — две-три параллельных линии, на которых отмечены точки, соответствующие признакам. Такой рисунок легче анализировать, если рядом с точками написаны названия признаков.

Корреляционные связи кодируются также как и в кольцах или плеядах.

Корреляционные ряды удобны, если необходимо отобразить связи между компонентами разных слоев некоторой иерархии, между показателями разных методик и т.п.

Каждый представленный в работе график или таблица должны быть хотя бы кратко описаны, охарактеризованы. Это необходимо по двум причинам. Во-первых, никакие числовые данные непосредственно или в наглядной форме не подтверждают и не опровергают обсуждаемые предположения. Для одной и той же таблицы или графика десятью психологами могут быть предложены пять-десять отличающихся описаний и интерпретаций. Для читателя, разумеется, интересна авторская интерпретация результатов.

Во-вторых, словесное описание необходимо и самому автору.

Творческое мышление включает в себя акты переработки информации, опирающиеся на словесные и образные конструкты. Продвижение в понимании, интуитивное видение, инсайт возникает чаще всего после многих попыток структурирования всего объема информации в более эффективной форме. Для такого продвижения в поле умственного взора одномоментно должны уместиться все существенные для данного ракурса рассмотрения составляющие предмета размышлений. Это возможно, если у субъекта сформированы достаточно развитые приемы свертывания информации, составляющей содержание решаемой задачи, приемы укрупнения ее элементов. Эти приемы возникают по ходу работы не сразу. Познавательные процессы субъекта должны быть “натренированы" на восприятие, запоминание, представление материала определенного рода. Если оперативные (сложившиеся для конкретного типа задач) укрупненные познавательные единицы позволяющие (конструкты, манипулировать с множеством элементов как с одним элементом) не будут достаточно развитыми, то все существенное для понимания предмета не сможет находиться одноактно в поле умственного взора. Чем больше часть объекта мышления охватываемая одноактно тем (одномоментно), «прозрачнее» его сущность.

Значение наглядных форм представления информации в том и заключается, чтобы способствовать этому процессу, дать опору образному мышлению. В методическом (процедурном) аспекте продвижение к более глубокому пониманию, широкому обобщению может быть реализовано последовательными, следующими друг за другом, шагами наглядных отображений и их описаний, в ходе которых проясняются способы новых, более эффективных форм образного представления.

Построение выступления на защите Обратимся к одной из важнейших составляющих дипломного исследования – к защите работы. Часто бывают случаи, что дипломное исследование очень хорошее, а его защита – невыразительная, вялая, что снижает общую оценку дипломного исследования студента. Поэтому к выступлению на защите своего исследования следует относится очень внимательно.

Обязательными моментами Общий план выступления.

выступления, требующими хотя бы краткого освещения в докладе, являются следующие:

1. Цель и задачи исследования (не более 5 задач).

2. Методы и методики (в большинстве случаев достаточно лишь назвать).

Выборка (испытуемых, обследованных или респондентов):

3.

количество, состав по полу и возрасту, уровень образования, профессиональная принадлежность (если эта характеристика значима).

Если были взяты экспериментальная и контрольная группы, то охарактеризовать их сходство и различие по существенным моментам.

4. Процедура исследования (в общих чертах).

5. Процедура обработки данных. Описание процедуры обработки данных необходимо, только если использовалась оригинальная или малоизвестная методика. Часто достаточно лишь перечислить, какие именно показатели подсчитывались.

6. Основные результаты исследования. Лучше этот раздел структури ровать в соответствии с последовательностью задач вашего исследования, а не с использованными способами обработки данных.

7. Выводы. Это важнейшая часть выступления, она требует тщательного продумывания.

Время для выступления от 10 до 12 минут. Желательно вслух проговорить выступление заранее и отметить затраченное время, чтобы скорректировать объем доклада.

Типичные ошибки выступающего:

Выступающий обстоятельно доказывает актуальность 1.

исследования. Лучше исходить из того, что ваше выступление слушают и оценивают специалисты. Специалистам актуальность и новизна работы достаточно понятны без длительных объяснений. Если вы в выступлении называете задачи исследования, то степень актуальности становится еще яснее без развернутого аргументирования.

2. Выступающий пространно характеризует современное состояние обсуждаемой проблемы.

Достаточно оценить состояние обсуждаемой проблемы, не переходя к развернутому анализу. При небольшом времени доклада обзор неизбежно получается фрагментарным.

3. В докладе отсутствуют выводы или они изложены излишне кратко. Если их нет, комиссия вправе полагать, что поставленная в исследовании цель не достигнута.

Параметры, по которым оценивают выступление:

1. Четкое, ясное изложение содержания. Доклад будет понятнее, если вы обращаетесь к общеизвестным фактам и положениям или если вы ссы лаетесь на те гипотезы, методические приемы и собственные полученные данные, о которых уже сообщили слушателям. Следует избегать противо речивой информации. Можно пожертвовать красотой литературного стиля и не употреблять в описании синонимы важнейших терминов, даже если они встречаются по нескольку раз в одной фразе.

2. Умение анализировать результаты, давать их психологическую ин терпретацию, то есть объяснять выявленные факты на языке научных понятий и закономерностей, а не только на языке зафиксированных проявлений или языке количественных характеристик.

3. Умение отвечать на вопросы, демонстрируя знание своей работы и знание современного состояния той проблемы (раздела психологии), к ко торой ваша работа относится.

Рекомендуется подготовить иллюстративный материал в виде схем, диаграмм, таблиц или корреляционных плеяд. Это особенно желательно, если у вас много количественных данных или если вы предложили классификацию, даете описание каких-либо видов, типов...

Иллюстративный материал может быть изготовлен на бумаге крупных форматов (А1 или А2) для размещения на стенде или размножен на листах формата А4 или A3 (по количеству членов аттестационной комиссии). Кроме того, для представления наглядности своего исследования можно использовать слайды.

Как вести себя на защите диссертации В данном разделе представлены рекомендации которые дает своим аспирантам, докторантам и соискателям доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Леонид Васильевич Куликов [www.psy.pu.ru].

Когда Вы выступаете с научным докладом, продолжайте себя уважать и ценить, даже в те моменты, когда Вас критикуют.

Во время защиты диссертации. Когда пишите черновик отзыва на свой труд. Сохраняйте хотя бы малую часть сомнений в том, что вы сделали грандиозное открытие. Масштаб вашего открытия станет ясен лишь со временем. Но, будьте уверены, что это не повод подвергать сомнению свою ценность как ученого. И большие, и малые открытия продвигают науку вперед.

Во время доклада на защите диссертации. Улыбнитесь хотя бы один раз. Не улыбайтесь постоянно. Полезно отрабатывать академическую улыбку: это бродящие по лицу отсветы непреходящей радости заниматься фундаментальными исследованиями. Отрабатывайте это выражение лица еще в одном аспекте: чем точнее улыбка соответствует специальности, тем более приятное впечатление складывается о вас.

Чем дольше вы объясняете актуальность своего исследования, тем более явно даете понять совету, что он в этом (даже в этом) без вас разобраться не в силах. Это опасно, поскольку каждый член совета считаете себя экспертом.

Чем тише и печальнее вы говорите, тем яснее становится, что придти сюда вас заставила мама. Полезно вспомнить: мама вам никогда не желала ничего плохого. Поэтому добавьте громкости.

Не говорите слишком громко – не будите спящих членов совета.

Сытый и выспавшийся член совета, как и любой человек, более доброжелателен.

При ответах на вопрос. Не благодарите за вопрос каждого его задавшего. На защите ситуация ближе к экзаменационной. Члены совета пришли не столько услышать что-то новое, сколько выполнить возложенные на них обязанности эксперта: принять решение о наличии или отсутствии у соискателя высокого уровня квалификации в научных исследованиях. Особенно неуместна благодарность, если прозвучавший вопрос является вопросом лишь формально. Примерно в половине случаев, в вопросе явно звучит несогласие с вами или возражение. Либо вопрос указывает на отсутствие в работе чего-либо важного и т.п. Конечно критические замечания важны и полезны любому ученому. Поблагодарите всех, кто задавал вопросы и принял участие в дискуссии, в своем заключительном слове.

Знайте имя и отчество человека, задающего вопрос. Для того, чтобы это не создавало проблем. Необходимо послушать от начала до конца защиты диссертаций хотя бы на двух заседаниях того совета. Которому вы намерены представить свою квалификационную работу.

Не отвечайте на вопрос долго. Не все ведущие заседания с легкостью напоминают о желательности отвечать кратко, но полно. У задавшего вопрос может сложиться впечатление, что вы читаете лично для него лекцию «Введение в специальность».

Определяя личностную позицию к члену совета, исходите из того, что он к вам хорошо относится. Хотя бы потому, что вы, как и он, занимаетесь наукой – в России это форма благородного социального безумия (не опасного для общества и полезного для государства). Уже по этой причине профессор полон сопереживания. Но не ждите любви и ласки. Во-первых, поймите, что он не обязан вас любить. Во-вторых, член совета, наверняка встречал людей, которым только за одну любовь к науке нельзя присваивать ученую степень. Лучше бы эти люди полюбили что нибудь другое.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог сказанному, отметим, что при написании книги самым сложным является поставить точку. В этом отношении хочется привести слова С.В.Петрушина о том, что любой акт творчества как маленькая жизнь, и его окончание – это маленькая смерть для творца, это чем-то похоже на смерть для творческого процесса.

Данная работа является попыткой отобразить результаты пути авторов в области проведения психологических исследований. В данном пособии предпринята попытка рассмотрения основных этапов диссертационного исследования по психологии – начиная от постановки проблемы, выбора темы исследования и заканчивая методами математической статистики, необходимыми для его проведения.

При написании работы следовали убеждению о том, что психология в любых ее приложениях – и практических, и теоретических - может развиваться только на основе количественных исследований, связывающих теорию и практику с фактами.

Данное пособие поможет овладеть навыками психологического исследования как магистрантам, так студентам, аспирантам и соискателям очной и заочной форм обучения, а также всем тем кто интересуется исследовательской деятельности в области психологии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Основная 1. Выпускная квалификационная работа: Методические указания по подготовке и выполнению выпускной квалификационной работы по психологии. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2003. – 47с.

2. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство. - СПб.: СПбГУ, 1991.

3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 320с.

4. Иениш Е.В. Библиографический поиск в научной работе. – Л.: Юпитер, 1993. – 256с.

5. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. – 3-е изд., доп. – М.: «Ось-89», 1999. – 208с.

6. Кузнецов И.Н. Подготовка и оформление рефератов, курсовых и дипломных работ. – Минск: ООО «Сэр-Вит», 2000. – 256с.

Психологическое исследование: Методические 7. Куликов Л.В.

рекомендации по проведению. – СПб.: Речь, 2002. – 184с.

8. Найн А.Я. Методология и методика научного исследования. – Челябинск: УПО ПТО адм. Челяб. обл., ЧФИПО МО РФ, 1993. – 52с.

9. Найн А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. – Челябинск: УралГАФК, 1996. – 144с.

Математические методы психологического 10.Наследов А.Д.

исследования. Анализ и интерпретация данных: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2006. – 392 с.

11.Новейший философский словарь. - 2-е изд., переработ. и доп. – М.:

Интерпрессервис;

Книжный Дом, 2001. – 1280с.

12.Новиков А.М. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. – 3-е изд. – М.: Изд-во «Эгвес», 1999. – 104с.

13.Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 57000 слов. / Под ред. д-ра филолог. наук проф. Н.Ю. Шведовой. - Изд. 9-е, испр. и доп. - М.: «Сов.

Энциклопедия», 1972. – 846с.

14.Ярошевский М.Г. Психология научной деятельности. – М.: Наука, 1991.

– 228с.

Дополнительная Общие вопросы психологического исследования и психодиагностики 1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х кн. Пер. с англ. /Под ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского. М., 1982. — Изложены основные принципы построения тестов, способы их оценки и правила применения, проанализированы многие известные тесты.

2. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами:

Учеб. пособие для ун-тов. М.: Высшая школа, 1989. 176 с. — Рассмотрена социально-психологическая специфика процедуры опроса, даны практические рекомендации.

3. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. Л.: ЛГУ, 1982.

101 с. — Освещены вопросы практической разработки и стандартизации тестовых методик.

4. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: Учеб.

пособие. Пер. с англ. М.: МГУ, 1982. 464 с. — Общая методология экспериментального исследования, грамота психологического эксперимента.

5. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учеб. пособие. М.: МГУ, 1988. 232 с. — Изложены основные методы прикладного социологического исследования, включая анализ документов.

6. Зинченко Т.П., Фрумкин А.А. Методы эргономического обеспечения проектирования: Учеб. пособие. СПб, 1991. 124 с. — Представлена методология эргономического обеспечения проектирования эргатических систем, расчетные методы определения эргономических показателей.

7. Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты: Межвузовский сборник научных трудов.

Пермь, 1988, 107 с. — Рассмотрены условия и закономерности взаимосвязи разноуровневых индивидуальных свойств и их роль в формировании индивидуального стиля деятельности и развития индивидуальности человека в разные возрастные периоды.

8. Исследование личности в клинике и в экстремальных условиях. Л.:

НИПНИ им. В.М.Бехтерева, 1969.

9. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983.

10.Как провести социологическое исследование /Под ред. М.К.Горшкова, Ф.Э.Шереги. М.: Политиздат, 1990. — Технология социологического исследования для начинающих.

11.Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: Учебник. — М.: Изд-во Моск. ун-та, ЧеРо, 1997. — 256 с. — В учебнике представлены основные нормативы и проблемы экспериментального метода в психологическом исследовании.

12.Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. 392 с. — Рассматриваются методологические проблемы экспериментального метода в социальных науках.

13.Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. - 256 с. — Фундаментальное исследование, подводящее итоги многолетней работы видного отечественного психолога и руководимого им коллектива.

14.Методы исследования в психологии: квазиэксперимент: Учебное пособие для вузов. — М.: Издательская группа "ФОРУМ"-"ИНФРА М", 1998. – 296 с. — Учебное пособие представляет те виды организации психологических исследований, которые примыкают к экспериментальным, но в строгом смысле таковыми не являются.

15.Методы социальной психологии /Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова.

Л.:ЛГУ, 1977. 175 с. — Дан аналитический обзор исследовательских приемов, применяемых в социальной психологии и в смежных с ней дисциплинах.

16.Общая психодиагностика /Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М., 1987. 304 с. — Освещены отечественные и зарубежные разработки в области психодиагностики, вопросы теории, истории и методологии психодиагностики, проанализированы конкретные методики.

17.Практикум по общей и экспериментальной психологии: Учеб. пособие /Ред. А.А.Крылов. Л.: ЛГУ, 1987. 255 с. — Описаны лабораторные и практические работы по основам общей и экспериментальной психологии, выполняемые студентами-психологами 1-го и 2-го курсов.

18.Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии:

Учеб. пособие /Ред. А.А.Крылов, С.А.Маничев. СПб., Питер. 2000.

19.Психологическая диагностика: проблемы и исследования /Под ред.

К.М.Гуревича. М., 1981. 232 с. — Анализируются наиболее распространенные психологические и психофизиологические диагностические методики. Рассмотрены тесты интеллекта, специальных способностей, методики изучения межличностных отношений, личностных свойств, свойств нервной системы и их проявлений.

20.Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов) /Под ред. А.А.Бодалева, М.Д.Дворяшиной, И.М.Палея. Л.: ЛГУ, 1976. 248 с. — Описаны стратегия и тактика комплексных психологических исследований, общие методические вопросы психодиагностики, методическое оснащение.

21.Развитие и диагностика способностей /Отв.ред. В.Н.Дружинин, В.Д.Шадриков. М., 1991. 181 с. — Рассмотрены вопросы применения методов психологической диагностики способностей в школьной практике в условиях традиционного и развивающего обучения, а также диагностики способностей в ходе профессиональной консультации, профессионального отбора и аттестации кадров.

22.Развитие психофизиологических функций взрослых людей /Под ред.

Б.Г.Ананьева, Е.И.Степановой. М.: Педагогика, 1972. 248 с. — Изложены результаты многолетних исследований по комплексному изучению психофизиологических функций взрослых людей периода ранней взрослости (18-21 года).

23.Развитие психофизиологических функций взрослых людей (средняя взрослость) /Под ред. Б.Г.Ананьева, Е.И.Степановой. М.: Педагогика, 1977. 198 с. — Прослежены закономерности развития в процессе обучения психофизиологических функций взрослого человека во взаимосвязи его возрастных и индивидуально-психологических свойств (в возрасте от 22 до 40 лет).

24.Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб.

пособие. Л.: ЛГУ, 1990. 256 с. — С позиций системного подхода описаны основные закономерности психического развития, возрастные изменения психики.

25.Сластенин В.А., Мажор Н.Е. Диагностика профпригодности. М., 1992.

— Рассмотрен большой ряд диагностических методик, необходимых для определения профпригодности.

26.Семенов В.Е. Метод изучения документов в социально психологических исследованиях: Учеб. пособие., Л.: ЛГУ, 1983. 104 с.

— Изложены методологические принципы и методические подходы к анализу документов.

27.Суслов В.И., Чумакова Н.П. Психодиагностика: Учеб. пособие. СПб.:

СПбГУ, 1992. 58 с. — Проанализированы основные принципы психодиагностики, рассмотрены вопросы использования ряда наиболее разработанных личностных тестов.

28.Черны В., Колларик Т. Компендиум психодиагностических методов. В 2-х т. Братислава, 1988. — Рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с психодиагностикой, дан обзор многих диагностических методик разного назначения.

29.Эргономика: Учебник /Под ред. А.А.Крылова, Г.В.Суходольского.

Л.:ЛГУ, 1988. 184 с. — Описан ряд методов эргономических исследований и оценок, предложены способы преодоления трудных психических состояний человека, возникающих в процессе работы.

30.Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: “Самарский университет”, 1995. 331с. — Детально излагаются теоретико-методологические основания разработки программы социологического исследования. Описаны методы сбора и анализа социальной информации, а также требования к организации теоретико-прикладных и прикладных социологических исследований.

Книги с набором методик различного назначения 1. Альманах психологических тестов. — М.: «КСП», 1995, 400 с.

2. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека /Под ред. И.А.Полищука, А.Е.Видренко. 2-е изд.

Киев, 1979. 124 с. — Атлас предназначен для изучения по многим параметрам нарушений психики.

3. Вассерман Л.И„ Дорофеева С.А„ Меерсон Я.А., Трауготт Н.Н. Набор нейропсихологических диагностических методик. Серия: Выпуск 20, М.: Фолиум, 1994, 48 с. — Приводятся оригинальные задания, система оценки, шкалы для оценки качественных нарушений речи, топико диагностические таблицы и описания наиболее существенных нейропсихологических симптомов. Назначение —диагностика, оценка степени выраженности динамики восстановления расстройств речи, гнозиса, праксиса, и др. высших психических функций, в том числе у детей и подростков с задержкой психического развития.

Диагностика межличностных отношений.

4. Духновский С.В.

Психологический практикум. – СПб.: Речь, 2010. – 141с. Описаны методики позволяющие диагностировать различные социально психологические феномены межличностных отношений.

5. Методики изучения психологических особенностей личности студентов (Методическая разработка к курсу «Психология самопознания и саморазвития личности»). СПб., "Образование", 1993. Составитель И.И.Скрипюк.

6. Методы исследования межличностного восприятия: Спецпрактикум по социальной психологии /Под ред. Г.М.Андреевой, В.С.Агеева. М., 1984.

7. Мургулец Л.В. Методы социально-психологической диагностики. Л.:

ЛГУ, 1990. 71 с. — Описаны методы диагностики личности, межличностных отношений, биографические методы изучения жизненного пути.

8. Платонов К.К. Психологический практикум. М., Высшая школа, 1980.

165с. — Содержание и методы практических занятий по психологии.

Приведены методики, не требующие специального оснащения.

9. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика /Ред. В.В.Столин, А.Г.Шмелев. М., 1984.

10.Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. М., 1989. — Приведен большой ряд методик различного назначения.

11.Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М., 1990. — Описаны конкретные методики определения ряда личностных особенностей.

12.Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учеб.

пособие /Ред. А.А.Крылов. Л.: ЛГУ, 1990. 272 с. (2-е изд. 1997) — Изложены основы конструирования психологического инструментария, в 43-х заданиях практикума описаны методики диагностики, консультирования, развития, тренинга, коррекции и психотерапии.

13.Психологические методы исследования в клинике. Л., 1967. 324 с. — Рассматриваются многие вопросы диагностики личностных свойств и психических отклонений.

14.Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. — 264 с. — Представлены психологические методики, диагностирующие уровень психического развития, лично стные свойства и межличностные отношения детей различных возрастов, индивидуально-типологические и психофизиологические особенности личности, профессиональную направленность, мотивы, интересы и педагогические способности.

15.Реан А. А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. —СПб., Изд во Михайлова В. А., 1999. — 288 с. — Рассмотрены вопросы диагностики мотивации, ответственности, самоотношения, акцентуаций характера, агрессивности. Детально описан ряд методик.

16.Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (практическое руководство). СПб, 1998, 168 с. — Книга представляет собой методическое руководство по применению экспериментальных методик исследования психики человека (сенсомоторной сферы, внимания, памяти, мышления, эмоционально волевой сферы) с целью выявления и квалификации нарушений. Всего описаны 34 экспериментальных методики. В конце книги помещен раздел о выборе и интерпретации экспериментальных методик. В виде иллюстраций и примеров приводятся результаты исследования, характерные для различных психических заболеваний.

17.Сафонов В.К., Суворов Г.Б., Чесноков В.Б. Диагностика нейродинамических особенностей: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во С. Петербургского университета, 1997. - 68 с. — В пособии дано описание апробированных методов измерения проявлений свойств нервной системы и процедуры их проведения, шкалы перевода первичных данных измерения в нормированные единицы, рекомендации по использованию оценок выраженности конкретных свойств нервной системы в общении, постановки индивидуальных задач, организации и регламентации выполнения деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение Значения критерия t для отбраковки выпадающих вариант при разных уровнях значимости (р) Р Р N 0.05 0.01 0.001 0.05 0.01 0. n - - - - - - 3,04 5,04 9,43 2,145 2,932 3, 5 2,78 4,36 7,41 2,105 2,852 3, 6 2,62 3,96 6,37 2,079 2,802 3, 7 2,51 3,71 5,73 2,061 2,768 3, 8 2,43 3,54 5,31 2,048 2,742 3, 9 2,37 3,41 5,01 2,038 2,722 3, 10 2,33 3,31 4,79 2,030 2,707 3, 11 2,29 3,23 4,62 2,018 2,683 3, 12 2,26 3,17 4,48 2,009 2,667 3, 13 2,24 3,12 4,37 2,003 2,655 3, 14 2,22 3,08 4,28 1,998 2,646 3, 15 2,20 3,04 4,20 1,994 2,639 3, 16 2,18 3,01 4,13 1,960 2,576 3, 2,17 2,98 4, Приложение Значения критерия Стьюдента t при различных уровнях значимости (р) Число степеней Уровень значимости свободы d 0,05 0,01 0, 12,71 63, 4,30 9,93 31, 3,18 5,84 12, 2,78 4,60 8, 2,57 4,03 6, 2,45 3,71 5, 2,37 3,50 5, 2,31 3,36 5, 2,26 3,25 4, 2,23 3,17 4, 2,20 3,11 4, 2,18 3,06 4, 2,16 3,01 4, 2,15 2,98 4, 2,13 2,95 4, 2,12 2,92 4, 2,11 2,90 3, 2,10 2,88 3, 2,09 2,86 3, 2,09 2,85 3, 2,08 2,83 3, 2,07 2,82 3, 2,07 2,81 3, 2,06 2,80 3, 2,06 2,79 3, 2,06 2,78 3, 2,05 2,77 3, 2,05 2,76 3, 2,05 2,76 3, 2,04 2,75 3, 1,96 2,58 3, ?

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ Анализ (греч. analisis – разложение, расчленение, разбор) – логический метод исследования, состоящий в мысленном расчленении предмета, явления на составляющие элементы (признаки, свойства, отношения), каждый из которых рассматривается в отдельности.

Аналогий метод (греч. analogos – соответственный, соразмерный) – логический метод получения нового выводного знания о предмете (явлении) на основе уподобления его другому, нахождение сходства с более изученным в плане каких-либо свойств, признаков, отношений, актуализации ассоциаций. При этом сравниваемые предметы (явления) в целом являются различными.

Аналогия – сходство в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами, понятиями.

Валидизация - процесс оценки степени, в которой тест или другой измерительный инструмент действительно измеряет то, для измерения чего он предназначен.

Валидности коэффициент - индекс валидности теста;

коэффициент корреляции между значениями теста и набором критериальных оценок, которые рассматриваются как отражающие переменную (переменные), которую, как предполагается, этот тест измеряет. Например, для теста, разработанного для оценки школьных способностей, это будет корреляция между экзаменационными отметками и академическими успехами.

Валидность - в тестировании — свойство любого измерительного инструмента, прибора или теста, при котором он измеряет то, что предназначен измерять.

Валидность априорная - своего рода предварительная, интуитивная оценка содержательной валидности теста. Степень, в которой пункты теста, как кажется, имеют интуитивную, априорную связь с моделями поведения, которые, как считается, они тестируют. Также называется валидностью здравого смысла.

Выборка. 1. Часть популяции, отобранная (обычно следуя некоторой процедуре и преследуя некоторую цель) таким образом, что она считается представляющей всю популяцию в целом. 2. Составление такой избранной части популяции. Этот термин часто употребляется с определяющими сло вами, чтобы уточнить вид обсуждаемой выборки или процедуры отбора.

Выборка адекватная - выборка достаточного размера для того, что бы был достигнут предполагаемый уровень достоверности. Обратите вни мание, что этот термин относится только к размеру и не означает одновременно репрезентативности выборки.

Выборка нерепрезентативная -любая выборка, характеристики которой не отражают характеристики популяции, из которой она была ото брана.

Выборка репрезентативная - любая выборка, которая является точ ным отражением популяции, из которой она была отобрана;

непредвзятая выборка. Все систематические процедуры отбора образцов разработаны для того, чтобы создавать репрезентативные выборки.

Выборка случайная - выборка, которая была составлена таким об разом, что все члены или объекты в популяции с равной (и независимой степенью) вероятности могли быть отобраны.

Вывод – умозаключение, то, что выведено;

прийти к чему-нибудь рассуждением, заключить.

Генеральная совокупность - собрание предметов в соответствии с некоторой определяющей чертой (чертами) или характеристикой (характе ристиками). Это значение близко к понятию набор.

Генеральная совокупность статистическая - полная популяция, из которой была взята выборка и относительно которой делаются выводы на основании этой выборки.

Данные - набор свидетельств или фактов, собранных в ходе экспериментов или исследований.

Дискриминантный анализ. Разновидность регрессионного анализа, который позволяет использовать непрерывные независимые переменные для того, чтобы поместить индивидуальные случаи в категории зависимой переменной. Например, можно использовать такие переменные, как индекс оценок и число дней отсутствия в школе, чтобы предсказать, закончат ли учащиеся школу вовремя.

Дисперсионный анализ - это анализ изменчивости признака под влиянием каких-либо контролируемых переменных факторов. В зарубеж ной литературе дисперсионный анализ часто обозначается как ANOVA, что переводится как анализ вариативности (Analysis of Variance). В ходе дисперсионного анализа из общей вариативности признака вычленяют вариативность трех видов: а) вариативность, обусловленную действием каждой из исследуемых независимых переменных;

б) вариативность, обусловленную взаимодействием исследуемых независимых переменных;

в) случайную вариативность, обусловленную всеми другими неизвестными переменными.

Дисперсия. Вариативность, распределение. Используется, прежде всего, в статистике, где индексы дисперсии являются мерами, которые описывают вариативность любого распределения значений. Проще говоря, это способ описания тенденции значений отклоняться от центральной тенденции (чаще всего, от среднего арифметического). Используются три измерения дисперсии: разброс, среднее отклонение и стандартное отклонение, причем последнее значительно преобладает в статистических исследованиях.

Гипотеза (греч. hypothesis – основание, предположение) – форма организации научного знания, обеспечивающая движение к новому знанию, выводящая за рамки наличного (имеющегося) знания и способствующая (в отдельных случаях) реализации новой идеи. Гипотеза выглядит как положение, которое с логической необходимостью следует из имеющегося знания, но выходит за его пределы (границы) и является переформулировкой обнаруженной и разрешаемой проблемы.

Процессуально гипотеза как переход от неизвестного, проблемного к известному, гипотетически предполагаемому строится как алгоритм реализации исследовательской цели с возможным выходом на практическое решение. Гипотеза предзадает внутреннюю логику развертывания знания.

Гносеология (греч. gnosis – знание, logos – учение) – философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания: теория познания как таковая. Гносеология рассматривает процесс познания как процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции «субъект-объект».

Детерминизм (лат. determino – определяю) – учение классической философии о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективной действительности.

Современное философское и методологическое осмысление детерминизма раскрывает взаимосвязь философского и естественно-научного статусов (аспектов) этого принципа. Философский детерминизм – фиксирует разнообразные формы взаимосвязей и взаимоотношений явлений объективной реальности: генетические (причинно-следственные) и статистические, пространственные и временные, связи состояний и коррелятивные связи, функциональные и целевые зависимости. Все они выражаются через систему таких категорий, как необходимость и случайность, возможность, действительность, закономерность, причинность. Методологическая природа принципа детерминизма проявляется в том, что он выступает как конкретно-научный норматив описания и объяснения универсальной закономерной связи и обусловленности развития, функционирования определенным образом системно-организованных объектов в процессе их взаимодействия.

Деятельностный подход (к изучению психики и личности) – конкретно-научная методология, предполагающая при изучении психики и личности исходным, определяющим анализ ее развития и функционирования в процессе деятельности субъекта – носителя психического. Деятельностный подход включает в себя следующие принципы: принцип объектной и предметной детерминации деятельности человека;

принцип реактивной и активной организации процессов деятельности человека;

принцип сочетания адаптивного и неадаптивного типов активности как условие развития деятельности;

интериоризация и экстериоризация как механизм присвоения и воспроизводства общественно-исторического опыта;

опосредование и сигнификация как механизмы овладения и саморегуляции поведения человека;

принцип зависимости психического образа от места отражаемого объекта в структуре деятельности человека.

Деятельность – 1) в своем содержании фиксирует акт столкновения целеполагающей свободной воли субъекта, с одной стороны, и объективных закономерностей бытия – с другой. В структуре деятельности традиционно выделяются субъектный (целеполагающий субъект) и объектный (предмет деятельности, орудия деятельности и продукт деятельности) компоненты;

2) форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта, в качестве структурных составляющих деятельности выделяют: цель, мотив, способы, условия, результат.

Дисперсионный анализ – статистический метод для оценки влияния независимых переменных и их сочетания на зависимую переменную применяется для обработки данных факторных экспериментов. Основан на разложении общей дисперсии и сравнении ее отдельных компонентов с помощью критерия Фишера Значение – 1) принятое индивидами, носителями данной культуры, смысловое содержание того или иного знака;

2) предмет или класс предметов, который обозначается. Значение задает форму существования знаков и языковых выражений в процессах трансляции, в системе культуры или в системе языка. Значение – искусственные знаковые конструкции, выступающие как дополнительные культурные средства организации понимания. Значения закрепляют нормативное содержание знаков и языковых выражений, фиксируемое в парадигматике. Возникая в процессе трансляции культуры и языка, значения получают одновременно и вторичную форму существования в «знаниях значения», фиксирующих различные способы их употребления, и в таком качестве присутствуют в актуальной коммуникации.

Индетерминизм – теория воли, базирующаяся на признании возможности человека действовать или выбирать способ действия независимо от воздействующих на него внешних факторов, стимулов.

Интерпретация (лат. interpretatio – толкование, разъяснение) – когнитивная процедура установления содержания понятий или значения элементов посредством их проекции (приложения) на ту или иную предметную область, а также результат указанной процедуры.

Категоризация – мыслительная операция, направленная на формирование категорий как понятий, предельно обобщающих и классифицирующих результаты познавательной деятельности человека.

Категория (греч. кategoria – высказывание, обвинение;

признак) – предельно общее понятие. Образуется как последний результат отвлечения (абстрагирования) от предметов, их особенных признаков. Для него уже не существует более общего, родового понятия, и, вместе с тем, оно обладает минимальным содержанием, т.е. фиксирует минимум признаков охватываемых предметов. Это такое содержание, которое отображает фундаментальные, наиболее существенные связи и отношения объективной действительности и познания. Своя система категорий присуща каждой конкретной науке.

Качество – категория, впервые проанализированная в таком статусе Аристотелем в «Категориях» и «Топике». Качество – предикамент, отвечающий на вопрос «какое?». Имеет четыре возможных контекста (по Аристотелю): 1) наличие либо отсутствие врожденных, исходных способностей и характеристик;

2) наличие как преходящих, так и стабильных свойств;

3) свойства и состояния, присущие вещи и явлению в процессе их существования;

4) внешний облик вещи или явления.

Качество (по Гегелю) есть тождественная с бытием определенность.

Качество – наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от другого.

Количество – категория, характеризующая предметы и явления внешнего мира со стороны величины, объема, числа. Количеству (вопрос «сколько?») Аристотель приписывал ипостаси «множества» и «величины».

Концепция (лат. conceptio – понимание, единый замысел, ведущая мысль) – система взглядов, выражающая определенный способ видения (точку зрения), понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов и презентирующая ведущую идею или (и) конструктивный принцип, реализующая определенный замысел в той или иной теории и практике научного знания. Концепция – базовый способ оформления, организации и развертывания дисциплинарного знания, объединяющий в этом отношении науку, теологию и философию как основные дисциплины, сложившиеся в европейской культурной традиции.

Корреляционное исследование (пассивно-наблюдающее) – направлено на выявление статистической значимости между двумя и более переменными. Применяется при невозможности манипуляции переменными. Не может доказать наличие причинно-следственных связей между переменными, но может доказать их отсутствие.

Корреляционное отношение. Измерение степени, в которой данная линия регрессии отклоняется от линейности.

Корреляционный кластер. Группа переменных, в которой все пере менные имеют более высокий уровень положительной корреляции друг с другом, чем с другими группами переменных или с отдельными переменными. Такой кластер считается доказательством наличия фактора в факторном анализе.

Pages:     | 1 || 3 |








© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»