Научный Центр - Dissers WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!
Pages:     || 2 | 3 |
-- [ Страница 1 ] --

М.П.Духновская С.В. Духновский Магистерская диссертация Руководство по подготовке _ Екатеринбург 2010 2

УДК 159.9.072 Д 85 Печатается по решению кафедры психологии развития УрГПУ, протокол № от Рецензент Кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии и психологии развития Курганского государственного университета – Д.Л.Прокопьев Д 85 Духновская М.П., Духновский С.В.

Магистерская диссертация: руководство по подготовке [Текст]:

учебное пособие / М.П.Духновская, С.В.Духновский;

Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2010 – 112 с.

В книге раскрываются особенности проведения психологического исследования. Описываются основные этапы опытно экспериментальной работы, методы математической статистики.

Дается представление о структуре магистерской диссертации, рубрикации текста. Раскрываются приемы изложения научной информации. Описывается построение выступления на защите и типичные ошибки выступающего.

Учебное пособие адресовано магистрантам-психологам, может быть также полезно аспирантам и начинающим психологам.

УДК 159.9. © М.П.Духновская, С.В. Духновский, © Уральский государственный педагогический университет, © А.В.Тетюшев, обложка СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... ОБЩЕНАУЧНЫЕ ПОНЯТИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ....................................................................................... Работа с понятийным аппаратом................................................................... Опытно-экспериментальная работа............................................................... Экспериментальная выборка........................................................................ О МЕТОДАХ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ В ПСИХОЛОГИИ........................................................................................... Первичные описательные статистики......................................................... Методы статистического вывода................................................................. Корреляционный анализ............................................................................... Факторный анализ......................................................................................... Кластерный анализ........................................................................................ Параметрические и непараметрические методы сравнения двух выборок.......................................................................................................................... ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ ДИССЕРТАЦИИ................ Выбор темы.................................................................................................... Разработка календарного плана диссертационного исследования.......... Библиографический поиск научных источников и работа с научной литературой.................................................................................................... НАПИСАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ................ Требования к магистерской диссертации................................................... Структура диссертации................................................................................. Рубрикация текста: приемы изложения научных материалов.................. Наглядное представление результатов........................................................ Построение выступления на защите............................................................ Как вести себя на защите диссертации........................................................ ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................... СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................... ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................................................ Приложение Значения критерия t для отбраковки выпадающих вариант при разных уровнях значимости (р).................................................................................. Приложение Значения критерия Стьюдента t при различных уровнях значимости (р) ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ....................... АНГЛОПУССКИЙ СЛОВАРЬ СТАТИСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ.............................................................................................. Одна мать стоит десятерых отцов, но один хороший учитель стоит десятерых матерей (Японская пословица) ВВЕДЕНИЕ Проведение психологического исследования является довольно сложной и трудоемкой процедурой, которая имеет свою логику, свои законы. Все это порой вызывает затруднения у студентов, да и у многих начинающих психологов, которые решили связать свой профессиональный путь с психологическими экспериментами.

Цель настоящего пособия - помочь магистрантам-психологам, а также студентам, аспирантам и соискателям в организации и проведении психологических исследований.

В пособии раскрываются особенности работы с понятийным аппаратом, организация опытно-экспериментальной работы. Часть книги посвящена одному из сложных вопросов – методам математической статистики, применяемым в психологических исследованиях.

Кроме этого, в пособии дается представление о том, как определить тему, объект и предмет исследования, разработать календарный план проведения эксперимента, как структурировать работу, построить план выступления на защите, а также рассматриваются типичные ошибки, которые могут возникнуть у молодых специалистов.

Основные понятия научно-исследовательской работы, представленные в книге, помогут сориентироваться молодым специалистам в сложности психологической научной терминологии.

Екатеринбург, ОБЩЕНАУЧНЫЕ ПОНЯТИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Все дело в мыслях. Мысль – начало всего.

И мыслями можно управлять. И потому главное дело совершенствования:

работать над мыслями.

Л. Толстой Работа с понятийным аппаратом Термин – слово или словосочетание, являющееся названием определенного понятия какой-нибудь специальной области науки [13, с.730].

Строгость, четкость и однозначность используемой терминологии – важнейшее требование к любой научной работе. Как правило, всякая наука, в том числе и психология, располагает определенным набором терминов, понятных в основном специалистам. Однако психология как деятельность близка любому человеку. Каждый день люди сталкиваются с ее проявлениями и особенностями. Поэтому в психологии как науке используются общеупотребительные понятия и термины. Это приводит к тому, что на уровне житейских представлений научный психологический текст, даже если в нем есть серьезные языковые, терминологические недостатки, будет понятен читателям.

Однако «наука, как особая форма знания, нуждается и в особом научном, строгом языке. Поэтому тот или иной автор, допускающий неоднозначное толкование терминов, тем самым не поднимается выше общедоступного уровня осмысления психологической действительности и потому приращения нового научного знания не дает» [12, с.53]. Между тем даже в научной психологической литературе многие термины трактуются неоднозначно и имеют несколько значений.

Необходимо отметить, что понятия и категории как формы мышления имеют динамичный характер, должны соответствовать уровню новейших достижений науки и субъективным устремлениям инновационного характера (9). Поэтому на этапе проектирования дипломного исследования важно определиться с теми понятиями, которые будут использоваться при его написании.

По мере того, как появляется необходимость использования того или иного термина, лучше начинать работу с ним с общих словарей и энциклопедий. К ним относятся словари русского языка В. Даля и С.И.

Ожегова, словарь иностранных слов. Эти источники дают однозначное толкование общеупотребительных терминов в общенациональном масштабе.

В процессе магистерского диссертационного исследования студент должен постоянно следить за тем смыслом, который он вкладывает в тот или иной используемый термин. Включая такие слова, как аппарат, аналогия, динамика, задача, закон, значение, категория, качество, критерий, комплекс, концепция, метод, модель, развитие, операция, подход, принцип, положение, понятие, предмет, условие, связь, смысл, содержание, стадия, теория, фактор, функция, цель, этап и др., не говоря уже о сугубо психологических, педагогических, философских понятиях и категориях.

При использовании сугубо психологических, педагогических или философских понятий лучше обратиться к соответствующим словарям и энциклопедиям.

В философских и психологических словарях необходимо познакомится с содержанием таких понятий (категорий), как абстракция, анализ, знание, значение, качество, количество, наблюдение, норма, объяснение, обобщение, образ, объект, опыт, основание, отношение, практика, предмет, проблема, развитие, рефлекс, семантика, система, системный анализ, свойство, сравнение, сущность, сходство, теория, форма, эксперимент и др.

Когда речь идет о терминах, имеющих значение для Вашего исследования, начинайте с анализа их толкования в психолого педагогической литературе: монографиях, статьях и научных сборниках. В первую очередь необходимо изучать фундаментальные публикации тех авторов, чьи теории, концепции и положения легли в основу Вашего дипломного исследования. этим публикациям целесообразно «По составить тезаурус – словарь используемых данными авторами терминов, с раскрытием их толкований и соотношений между ними» [12, с.55]. В дальнейшем при написании диплома лучше пользоваться терминологией преимущественно из этого тезауруса, а остальные термины применять только в случае необходимости, когда не можете обойтись без них.

Необходимо четко усвоить, что введение в диссертацию каких-либо новых терминов (слов и словосочетаний) допустимо только в крайних случаях, когда ни один из имеющихся терминов не может описать соответствующее явление, процесс. Недопустимо вкладывать какой-то новый смысл, давать какие-то новые, определения «авторские» устоявшейся общепринятой терминологии.

Опытно-экспериментальная работа Любое эмпирическое научное исследование начинается с того, что исследователь фиксирует выраженность интересующего его свойства (или свойств) у объекта или объектов исследования, как правило, при помощи чисел.

«Следует различать объекты исследования (в психологии это чаще всего люди, испытуемые), их свойства (то, что интересует исследователя, составляет предмет изучения) и признаки, отражающие в числовой шкале выраженность свойств» [10, с.23].

При проведении психологического эксперимента можно придерживаться следующих подходов:

Идеографический подход к исследованию реальности. Требует наблюдения и фиксации единичных явлений и событий. Последователи этого подхода считают его единственно возможным в науках, изучающих уникальные объекты, их поведение и историю.

Номотетический подход – исследование, изучающее общие законы развития, существования и взаимодействия объектов.

К общенаучным методам, используемым в психолого педагогических исследованиях, относят: эмпирические – эксперимент, наблюдение, описание;

теоретические – анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, объяснение, систематизация, типизация, классификация и другие.

Разделять методы исследования на теоретические и эмпирические можно лишь условно. Если в исследовании вынести на первый план процедурную сторону, то определить его как теоретическое или эмпирическое легче всего по критерию наличия или отсутствия такой его составной части, как сбор эмпирических данных во взаимодействии с объектом изучения. Если такое взаимодействие в ходе научно исследовательской работы осуществлялось, то можно говорить об эмпирическом характере работы. Если же в исследовании выделять прежде всего продуктивную (результативную) сторону, то в большинстве случаев определить его как теоретическое или эмпирическое можно еще с большей условностью.

В любом научном исследовании, до сбора данных или отбора уже имеющихся, магистрант должен определить исследовательскую парадигму и теоретический базис (основы) своей работы. Этот этап работы называется теоретическим.

С другой стороны, любая теоретическая работа, пусть опосредовано, опирается на определенный массив фактов, явно или не явно делящихся на более достоверные и менее достоверные, а своими принципами, подходом, выводами определяет направление поиска фактов и методов их получения.

Теперь рассмотрим некоторые методы, использующиеся в психологическом исследовании.

Наблюдение как метод исследования представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего, на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Это наиболее элементарный метод, выступающий, как правило, в качестве одного из элементов в составе других эмпирических методов. Наблюдение должно удовлетворять следующим требованиям: 1) планомерность, 2) целенаправленность, 3) активность, 4) систематичность.

Описание объекта исследования нередко сочетается с проведением эксперимента и наблюдений, определения существенных и несущественных его сторон. Как правило, этот общенаучный метод применяется при изучении единичных, индивидуальных объектов, чтобы получить наиболее полные и точные сведения о них.

Объяснение – теоретический метод исследования, выступающий как форма логического умозаключения при анализе и обобщении фактов;

является одной из основных и важнейших функций науки. «Научное объяснение представляет освещение связей между предметами, явлениями, фактами реального мира, чтобы, раскрывая такие связи, выяснять законы, которым они подчиняются, или определять причинные отношения изучаемых объектов. Количественная характеристика фактов помогает усиливать доказательность аргументов объяснения» [9, с.35].

В логике различают несколько видов научного объяснения:

причиннное, когда логическое выведение, или дедукция, строится на основе установления причин, которые породили объясняемые явление;

объяснение единичных фактов с помощью тех законов, которым они подчиняются;

объяснение законов, когда закономерности, подлежащие объяснению, стремятся подвести под более общий закон или группу законов, чтобы показать, что они служат частным случаем общих законов.

Только на основе научного объяснения возможно научное предвидение событий. Научное предвидение – предвосхищение нового знания о каких-то событиях или явлениях, о которых пока нет точных сведений в науке. Различают несколько видов научного предвидения. В одних случаях отмечают известные научные факты, которые дают основания для предсказаний. В других – на основе выявленных закономерностей предсказываются принципиально новые знания, доступные экспериментальной проверке [9].

Нередко в процессе научного предвидения исследователь выдвигает гипотезу, то есть теоретическое положение, догадку, которые требуют доказательств. Важной особенностью научной гипотезы является наличие в ее основе некоторого достоверного знания. Когда такая достоверность знания многократно подтверждается в опыте, эксперименте, то имеется основание для формулирования теории.

Сравнение – позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях есть ступень на пути к познанию закономерностей и законов.

Измерение – есть процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Эта процедура дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности. В психологии под измерением понимают два совершенно различных процесса [3].

1. Психологическим измерением считают оценку величины тех или иных параметров реальности, сходств и различий объектов реальности, и оценку эту производит испытуемый. На основании этих оценок исследователь особенности субъективной реальности «измеряет» испытуемых.

2. Психологическое измерение – проводится исследователем для оценки особенностей поведения испытуемого. Это задача психолога, а не испытуемого.

В психологических исследованиях наиболее часто используется измерение по «определению» - когда мы произвольно предполагаем, что система наблюдаемых признаков характеризует именно это, а не какое либо другое свойство или состояние объекта. Сопоставление результатов измерения различных параметров объекта позволяет выявить связи между ними.

Измерение в терминах производимых исследователем операций – это приписывание объекту числа по определенному правилу. Это правило устанавливает соответствие между измеряемым свойством объекта и результатом измерения – признаком [10].

Как отмечает А.Д.Наследов (2004), в научном исследовании нам исключительно важно отдавать себе отчет в том, что точность, с которой признак отражает измеряемое свойство, зависит от процедуры (операции) измерения [10, с.23].

спланированное и управляемое субъектом Эксперимент – исследование, в ходе которого экспериментатор (субъект) воздействует на изолированный объект (объекты) и регистрирует изменение их состояния;

проводится с целью проверки гипотезы о причинно-следственной связи между воздействием (независимой переменной) и изменениями состояния объекта (зависимой переменной). В психологии эксперимент – совместная деятельность испытуемого и экспериментатора по изучению психических особенностей испытуемого путем наблюдения за его поведением при проведении экспериментальных заданий. Эксперимент позволяет выявить причинные зависимости и ответить на вопрос: Что вызвало изменения в поведении?

К методам, используемым на эмпирическом и теоретическом уровнях исследования, относят также абстрагирование, анализ и синтез, индукцию и дедукцию.

Абстрагирование – в умственной деятельности носит универсальный характер, т.к. каждый шаг мысли связан с этим процессом или с использованием его результата. Суть метода – мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и одновременное выделение, фиксирование одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов. Результат абстрагирования – это знание о некоторых сторонах объектов. Процесс абстрагирования – совокупность операций, ведущих к получению такого результата (абстракции).

Процесс абстрагирования в системе логического мышления связан с другими методами исследования – анализом и синтезом.

Анализ представляет собой разложение предмета на его составные части, тогда как синтез – есть соединение полученных при анализе частей в нечто целое.

Прямой (эмпирический) анализ и синтез применяется на стадии поверхностного ознакомления с объектом. Осуществляется выделение отдельных частей объекта, обнаружение его свойств, простейшие измерения, фиксация непосредственно данного, лежащего на поверхности общего.

Возвратный анализ и синтез (элементарно-теоретический) используется для познания сущности исследуемого явления. Операции анализа и синтеза не осуществляются механически, а опираются на предположение о причинно-следственной связи различных явлений, о действии какой-либо закономерности.

Структурно-генетический анализ и синтез – позволяет проникнуть наиболее глубоко в сущность изучаемого явления. Этот тип анализа и синтеза требует вычленения в сложном явлении таких элементов, таких звеньев, которые представляют самое центральное, самое главное в них, их «клеточку», оказывающую влияние на все остальные стороны сущности объекта.

В качестве метода теоретического исследования выступает метод восхождения от абстрактного к конкретному. Согласно этому методу процесс познания разбивается на два относительно самостоятельных этапа:

Первый этап – происходит переход от чувственно-конкретного, от конкретного в действительности к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. Этот объект превращается в совокупность зафиксированных мышлением абстракций, односторонних определений.

Второй этап – происходит движение мысли от абстрактных определений объекта, от абстрактного в познании к конкретному. На этом этапе как бы восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности, но уже в мышлении.

Поставленный научно эксперимент может быть осуществлен при наличии теории, которая определяет целевые задачи опыта, дает обобщение и толкование (объяснение) его результатов.

А.Я. Найн (1996) отмечает, что нет и не может быть никакого стандартного подхода или шаблона в организации и проведении психолого-педагогического эксперимента. Автор в качестве наиболее распространенной предлагает следующую последовательность этапов психолого-педагогического исследования:

выдвижение научной гипотезы;

постановка конкретной целевой задачи и выбор объекта исследования;

подготовка материальной базы для выполнения эксперимента;

выбор оптимального пути эксперимента;

наблюдение за ходом опыта, измерение нужных параметров, описание явлений или процессов, характеризующих определенные их закономерности;

анализ и обобщение полученных научных результатов;

формирование выводов, предложений, оценка теоретического и прикладного значения полученных фактов и аргументов.

Наиболее частыми формами эксперимента являются лабораторная и естественные проверки каких-то теоретических положений, что позволяет определить степень их достоверности, точности, их прикладное значение.

Перечисленные этапы больше характерны именно для психолого педагогического, а не для психологического исследований.

Теперь рассмотрим основные этапы психологического Как указывает Л.В.Куликов наиболее часто исследования. [7], психологическое исследование включает следующие шаги.

1. Изучение состояния проблемы. Постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования. Обзор имеющихся по данной проблеме публикаций.

Разработка или уточнение исходной исследовательской 2.

концепции. Построение в общих чертах модели интересующего явления.

Выдвижение гипотез.

3. Планирование исследования. Определение целей и задач. Выбор методов и методик.

4. Сбор данных и фактуальное описание. В теоретическом исследовании: поиск и отбор фактов, их систематизация, фактуальное описание под новым углом зрения.

5. Обработка данных.

6. Оценивание результатов проверки гипотез, интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции.

7. Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями. Уточнение модели изучаемого явления. Формулирование общих выводов. Оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы (своими силами и не только).

Как отмечает Л.В. Куликов (2002), прохождение по перечисленным этапам весьма условно в реальном исследовании, поскольку практически всегда возникает необходимость корректировать решения более ранних этапов с учетом возможностей и ограничений последующих [7].

Рассмотрим вопрос о применении статистических методов обработки результатов исследования.

Экспериментальная выборка Идеальным объектом психологического исследования может выступать либо отдельный индивид, либо группа. В первом случае речь идет об общепсихологическом эксперименте, во втором – о социально психологическом.

Различают четыре основных вида «дизайна» - конструирования экспериментальных групп [3].

Исследование проводится с двумя различными группами – с экспериментальной и контрольной, которые ставятся в разные условия.

Исследование одной группы. Ее поведение изучается в экспериментальных и контрольных условиях. Этот вариант применяется, когда имеется только экспериментальная группа и нет возможности сформировать контрольную.

Конструирование групп методом «парного дизайна». В этом случае для каждого субъекта группы подбирается эквивалентный ему (или похожий на него), и они распределяются по разным группам.

Соответственно экспериментальная и контрольная группы становятся похожими по составу испытуемых.

Смешанный план. Все группы ставятся в разные условия, при этом образуется несколько групп. Способ применяется при факторном планировании эксперимента.

При формировании выборки испытуемых – экспериментальной группы, необходимо придерживаться ряда правил [3].

Содержательный критерий операциональной 1. (критерий валидности). Операциональная валидность определяется соответствием экспериментального метода проверяемой гипотезе. Подбор испытуемых должен определяться предметом и гипотезой исследования.

2. Критерий эквивалентности испытуемых (критерий внутренней валидности). Результаты, полученные в ходе исследования, должны распространяться на каждого испытуемого. Процедура подбора эквивалентных групп и эквивалентных испытуемых называется рандомизацией.

3. Критерий репрезентативности (критерий внешней валидности).

Группа лиц, участвующих в эксперименте, должна представлять всю часть популяции, по отношению к которой мы можем применять данные, полученные в эксперименте. Величина экспериментальной выборки определяется видом статистических мер и выбранной точностью (достоверностью) принятия или отвержения экспериментальной гипотезы.

Один из вопросов, встающих при подготовке к исследованию, – численность экспериментальной выборки (количество испытуемых). В зависимости от целей она может варьироваться от одного испытуемого до несколько тысяч человек. Количество испытуемых в отдельной группе (экспериментальной или контрольной) в большинстве психологических исследований варьируется от 1 до 100. Рекомендуется, чтобы численность сравниваемых групп была не менее 30-35 человек из соображений статистических: коэффициенты корреляции 0,35 при таком количестве испытуемых значимы при р=0,05 [3, с.96].

Если для обработки данных используется факторный анализ, то существует правило – надежные факторные решения можно получить лишь в том случае, когда количество испытуемых не менее чем в 3 раза превышает число регистрируемых параметров. Л.В.Куликов рекомендует увеличивать количество испытуемых на 5-10% больше требуемого, поскольку часть из них будет «отбракована» в ходе эксперимента или при анализе экспериментальных протоколов (не поняли инструкцию, дали «девиантные» результаты и т.д.).

Возрастные параметры выборки имеют большое значение, особенно если необходимо сделать выбор какого-либо возраста, отвечающего цели и задачам исследования. Однако для некоторых исследовательских целей выбор того или иного возрастного диапазона может и не иметь большого значения, но такая исследовательская ситуация встречается нечасто.

Если автор ставит основной задачей изучение возрастных различий, то выбор возрастов по понятным причинам случайным быть не может.

Выбор возрастов может быть определен исходя из исследовательской гипотезы относительно возрастной специфичности изучаемого явления.

Допустим в том случае, если авторские предположения касаются кризисных периодов развития некоторых личностных подструктур в определенные возрастные моменты, то выбор возрастов обусловлен гипотезой.

Если же нет предположений о такой узкой локализации феномена на определенном отрезке онтогенеза, то лучше при выделении возрастных диапазонов опираться на имеющиеся периодизации жизненного цикла человека, а в каждую возрастную группу брать примерно одинаковое число испытуемых.

Довольно распространенной является периодизация [7], представленная в таблице 1.

Таблица Возрастная периодизация Название возраста Возрастной диапазон Новорожденный 0-10 дней Грудной 11 дней - 1 год Раннее детство 1-3 года Первый период детства 4-7 лет Второй период детства 8-12 лет для мальчиков 8-11 лет для девочек Подростковый 13-16 лет для мальчиков 12-15 лет для девочек Юношеский 17-21 год для мужчин 16-20 лет для женщин Средний (зрелый) возраст:

Первый период зрелости 22-34 года для мужчин 21-34 года для женщин Второй период зрелости 35 - 59 лет для мужчин 35-54 года для женщин Пожилой возраст 60 - 74 года для мужчин 55 - 74 года для женщин Старческий возраст 75-89 лет для мужчин и женщин Долгожители 90 лет и старше Примечание. Верхняя граница возраста означает число полных лет плюс неполный год (все месяцы и дни до нового дня рождения).

Даже если рассмотрение возрастной специфичности феномена не входит в число исследовательских задач, не следует набирать испытуемых без соотнесения с какой-либо принимаемой вами периодизацией. В любой рукописной или опубликованной работе должны быть указаны: размах выборки по возрастным параметрам, средний возраст испытуемых (а нередко и более точные возрастные характеристики выборки).

Когда выборка укладывается в один или ряд определенных возрастных периодов, легче давать содержательную интерпретацию, поскольку в числе других можно более обоснованно использовать и положения, концепции, объяснительные схемы возрастной психологии. Но если выборка небольшая и в ней есть небольшое число испытуемых из разных возрастных групп, то из-за малочисленности каждой возрастной группы нет возможности сопоставить их между собой и нет возможности подтвердить или исключить существование возрастных различий. При выборке, целиком укладывающейся в один возрастной период, есть определенное основание считать выявленные черты относящимися к этому возрастному периоду, оставляя вопрос о возрастной динамике для следующего вашего или других авторов исследования. Если в число задач специально не входило изучение возрастной специфичности, то исследование можно будет считать в этом аспекте законченным.

О МЕТОДАХ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ В ПСИХОЛОГИИ Психология в любых ее приложениях – и практических, и теоретических, может развиваться только на основе количественных исследований, связывающих теорию и практику с фактами А.Д.Наследов В большинстве психологических исследований применение методов математической статистики бывает вызвано необходимостью установления достоверности отличий в контрольной и экспериментальной группах. Причем нередко студенты заимствуют друг у друга используемые статистические критерии достоверности различий, не ориентируясь, какой критерий можно и нужно использовать в том или ином случае.

Цель данного раздела – раскрыть наиболее часто используемые методы математической статистики, используемые в психологических исследованиях.

Первичные описательные статистики К первичным описательным статистикам (Descriptive Statistics) относят числовые характеристики измеренного на выборке признака.

Каждая такая характеристика отражает в одном числовом значении свойство распределения множества результатов измерения. Основное назначение каждой из первичных описательных статистик – замена множества значений признака, измеренного у группы испытуемых, одним числом (например, средним значением как мерой центральной тенденции).

Мера центральной тенденции – число, характеризующее выборку по уровню выраженности измеренного признака.

Компактное описание группы при помощи первичных статистик позволяет интерпретировать результаты измерений, в частности, путем сравнения первичных статистик разных групп [10].

Как указывает А.Д.Наследов (2004), наиболее очевидной и часто используемой мерой центральной тенденции является среднее значение.

Но его использование ограничивается тем, что на величину среднего влияет каждое отдельное значение. Среднее значение весьма чувствительно к «выбросам» - экстремально малым или большим значениям переменной.

Методы статистического вывода Теперь обратимся к очень важной проблеме – выбор метода статистического вывода.

Приступая к определению того, как будут измерены изучаемые явления, исследователь (студент) должен представлять себе, какому методу статистического вывода будут соответствовать получаемые в процессе исследования эмпирические данные.

«Все бесчисленное множество возможных содержательных гипотез, способов их проверки и существующих статистических критериев может быть сведено к относительно небольшому числу типичных исследовательских ситуаций. Каждой такой ситуации соответствует своя структура исходных данных и оптимальный метод статистической проверки» [10, с.112].

Признаки могут быть измерены либо в количественной шкале (порядковой, метрической), либо в качественной (номинативной) шкале. В зависимости от этого выделяются три типа ситуаций, представленных в таблице 2.

Таблица Классификация методов статистического вывода о связи двух явлений в зависимости от типа шкал, в которых они измерены (А.Д.Наследов, 2006) Ситуация 1 Ситуация 2 Ситуация Типы шкал X, Y – количественные X, Y – X, количественные качественный, Y (номинативные) – количественный Анализ Сравнение номинативных выборок по данных: уровню Задачи: Корреляционный классификаций, выраженности анализ таблиц признака сопряженности, последовательностей (серий) а) r-Пирсона – для Критерий х2 – Методы метрических X и Y;

Пирсона (для сравнения б) частная корреляция классификаций и и сравнение таблиц Методы: корреляций;

сопряженности), в) r- Спирмена – для критерий Мак ранговых X и Y Нимара (для таблиц 2х2 с повторными измерениями), критерий серий (для последовательностей) В ходе исследований бывают случаи, когда одна из переменных является количественной, а другая – качественной. Исследовательская задача сводится к сравнению групп (градаций номинативной переменной) по уровню выраженности признака (количественной переменной). Для решения такой задачи применяются методы сравнения, которые можно классифицировать по трем основаниям:

а) количество сравниваемых групп номинативной (градаций переменной) – две или более двух;

б) соотношение сравниваемых групп: зависимые выборки или независимые выборки;

в) шкала, в которой измерен количественный признак – ранговая или метрическая [10].

Таким образом, выделяют восемь основных методов сравнения, которые представлены в таблице 3.

Таблица Классификация методов статистического вывода о различии выборок по уровню выраженности количественного признака Количество выборок Две выборки Больше двух выборок (градаций Х) Зависимость выборок Независимые Зависимые Независи- Зависимые мые Параметрические методы сравнения t-Стьюдента, t-Стьюдента, ANOVA для для с Метрический независимых зависимых повторными ANOVA выборок выборок измерения Признак ми Непараметрические методы сравнения Y Т- Н-Краскала х2 U-Манна Ранговый Уитни, Вилкоксона, Уоллеса Фридмана критерий критерий серий знаков Теперь рассмотрим наиболее часто используемые методы математической статистики более подробно.

Корреляционный анализ Корреляционный анализ – это проверка гипотез о связях между переменными с использованием коэффициентов корреляции.

Коэффициент корреляции – это мера прямой или обратной пропорциональности между двумя переменными. Он чувствителен к связи только в том случае, если эта связь является монотонной – не меняет направления по мере увеличения значений одной из переменных.

Основные показатели:

а) сила – определяется по абсолютной величине корреляции (меняется от -1 до 1);

б) направление связи – определяется по знаку корреляции:

положительный – связь прямая, тогда как отрицательный – связь обратная;

в) надежность (достоверность) связи – определяется р-уровнем статистической значимости меньше тем выше р-уровень, (чем статистическая значимость, достоверность связи).

В качестве условий применения коэффициента корреляции выделяют:

переменные измерены в количественной (ранговой, метрической) шкале на одной и той же выборке объектов;

связь между переменными является монотонной.

После того как были выявлены статистически значимые корреляционные связи, их можно представить графически в виде корреляционной плеяды или плеяд.

Корреляционная плеяда – это фигура, состоящая из вершин и соединяющих их линий. Вершины обычно соответствуют признакам и обозначаются цифрами – номерами переменных. Линии соответствуют статистически достоверным связям и графически выражают знак, а иногда и р - уровень значимости связи [10].

Пример: Построение корреляционной плеяды 1 2 Примечание: 1 - напряженность в отношениях, 2 – отчужденность в отношениях, 3 – агрессия в отношениях, 4 – конфликтность в отношениях, 5 – степень дисгармоничности отношений р0,001;

р0,01;

р0, Посторенние плеяды начинают с переменной, имеющей наибольшее число значимых связей, постепенно добавляя в рисунок другие переменные – по мере убывания числа связей, связывая их линиями, соответствующими связям между ними.

Рассмотрев корреляционный анализ, обратимся к другому методу математической статистики, который также часто используется в психологических исследованиях – факторному анализу.

Факторный анализ Фактор скрытая причина согласованной изменчивости – наблюдаемых переменных [10].

Основная идея факторного анализа сводится к тому, что если несколько признаков, измеренных на группе индивидов, изменяются согласованно, то можно предположить существование одной общей причины этой совместной изменчивости – фактора как скрытой (латентной), непосредственно недоступной измерению переменной.

При использовании этой статистической процедуры исследователь начинает с множества измеренных эмпирически показателей, которые при помощи факторного анализа группируются по факторам (изучаемым свойствам). Факторы получают интерпретацию по входящим в них переменным, затем отбираются наиболее «весомые» показатели этих факторов, отсеиваются малозначимые переменные, вычисляются значения факторов для испытуемых и сопоставляются с внешними эмпирическими показателями изучаемых свойств.

Как указывает А.Д.Наследов, «факторный анализ становится средством замены набора коррелирующих измерений существенно меньшим числом новых переменных (факторов). При этом основными требованиями являются: а) минимальная потеря информации, содержащейся в исходных данных, и б) возможность представления (интерпретации) факторов через исходные переменные» [10, с.252].

Результатом факторного анализа является переход от множества исходных переменных к существенно меньшему числу новых переменных – факторов.

Одной из трудностей, встающей перед исследователем, является интерпретация факторов. Ее решение заключается в идентификации факторов через исходные переменные. При этом акцент ставится на факторные нагрузки – аналоги коэффициентов корреляции показывают степень взаимосвязи соответствующих переменных и факторов. Чем больше абсолютная величина факторной нагрузки, тем сильнее связь переменной с фактором, тем больше данная переменная обусловлена действием соответствующего фактора.

Каждый фактор идентифицируется по тем переменным, с которыми в наибольшей степени связан, т.е. по переменным, имеющим по этому фактору наибольшие нагрузки. Идентификация фактора заключается, как правило, в присвоении ему имени, обобщающего по смыслу наименования входящих в него переменных.

Как отмечает А.Д.Наследов, «зачастую нет веских оснований предполагать наличие факторов как скрытых причин изучаемых корреляций, и задача заключается лишь в обнаружении группировок тесно связанных переменных» [10, с.254].

Основными задачами факторного анализа выступают:

1. Исследование структуры взаимосвязей переменных. В этом случае каждая группировка переменных будет определяться фактором, по которому эти переменные имеют максимальные нагрузки.

2. Идентификация факторов как скрытых (латентных) переменных – причин взаимосвязи исходных переменных.

3. Вычисление значений факторов для испытуемых как новых, интегральных переменных. При этом число факторов существенно меньше числа исходных переменных. В этом смысле факторный анализ решает задачу сокращения количества признаков с минимальными потерями исходной информации [10].

Часто в ходе исследования встает задача разделить исходное множество объектов на группы (классы, кластеры) с целью построения классификации. В этом случае используется кластерный анализ.

Кластерный анализ Классификация объектов – это группирование их в классы так, чтобы объекты в каждом классе были более похожи друг на друга, чем на объекты из других классов. Это является основным назначением кластерного анализа.

Кластерный анализ – это процедура упорядочивания объектов в сравнительно однородные классы на основе попарного сравнения этих объектов по предварительно определенным и измеренным критериям [10, с.329].

Кластерный анализ решает следующие задачи:

1. Разбиение совокупности испытуемых на группы по измеренным признакам с целью дальнейшей проверки причин межгрупповых различий по внешним критериям.

2. Применение кластерного анализа как более простого и наглядного факторного анализа, когда ставится задача группировки признаков на основе их корреляций.

3. Классификация объектов на основе непосредственных оценок различий между ними.

Общая последовательность кластерного анализа:

1. Отбор объектов для кластеризации. Объектами могут быть: а) испытуемые, б) объекты, которые оцениваются испытуемыми, в) признаки, измеренные на выборке испытуемых.

2. Определение множества переменных, по которым будут различаться объекты кластеризации. Для испытуемых – это набор измеренных признаков, для оцениваемых объектов – субъекты оценки, для признаков – испытуемые.

3. Определение меры различия между объектами кластеризации.

4. Выбор и применение метода классификации для создания групп исходных объектов. Разные методы кластеризации порождают разные группировки для одних и тех же объектов.

5. Проверка достоверности разбиения на классы.

Выбор метода является одной из проблем кластерного анализа.

Опишем три наиболее типичных метода кластерного анализа, каждый из которых дает свои результаты кластеризации.

Метод одиночной связи (Single Linkage) - часто его называют методом «ближайшего соседа». Метод имеет тенденцию образовывать небольшое число крупных кластеров. К особенностям метода можно отнести то, что результаты его применения часто не дают возможности определить, как много кластеров находится в данных.

Метод полной связи (Complete Linkage) – часто его называют методом «дальнего соседа». Здесь наблюдается тенденция к выделению большего числа компактных кластеров, состоящих из наиболее похожих элементов.

Метод средней связи (Average Linkage) или межгрупповой связи (Between Linkage) – занимает промежуточное положение относительно крайностей методов одиночной и полной связей. Этот метод должен давать более точные результаты классификации, чем остальные методы. Как указывает А.Д.Наследов, «опыт и литературные данные свидетельствуют, что наиболее близкий к реальной группировке результат позволяет получить метод средней связи» [10, с.335].

Исследователь в зависимости от стоящей перед ним задачи вправе выбрать тот метод, который ему больше подходит.

Одной из проблем кластерного анализа является определение численности классов. «Сложность заключается в том, что не существует формальных критериев, позволяющих определить оптимальное число классов. В конечном итоге это определяется самим исследователем исходя из содержательных соображений» [10, с.336].

Часто задачей исследования является сравнение двух выборок. Для ее решения также существуют свои статистические процедуры, которые будут рассмотрены в следующем разделе.

Параметрические и непараметрические методы сравнения двух выборок При сравнении выборок используют параметрические и непараметрические методы. При решении вопроса о выборе параметрического или непараметрического метода сравнения необходимо иметь в виду, что параметрические методы обладают заведомо большей чувствительностью, чем их непараметрические аналоги. Поэтому исходной ситуацией является выбор параметрического метода [10].

Параметрические методы сравнения двух выборок Сравнение двух выборок по признаку, измеренному в метрической шкале, предполагает сравнение средних значений с использованием параметрического критерия t-Стьюдента.

В этом случае следует различать три ситуации по соотношению выборок между собой:

Ситуация 1. Критерий t-Стьюдента для одной выборки. Метод позволяет проверить гипотезу о том, что среднее значение изучаемого признака М отличается от некоторого известного значения А.

Ситуация 2. Критерий t-Стьюдента для независимых выборок.

Метод позволяет проверить гипотезу о том, что средние значения двух генеральных совокупностей, из которых извлечены сравниваемые независимые выборки, отличаются друг от друга. Допущение независимости предполагает, что представители двух выборок не составляют пары коррелирующих значений признака.

Ситуация 3. Критерий t-Стьюдента для зависимых выборок.

Метод позволяет проверить гипотезу о том, что средние значения двух генеральных совокупностей, из которых извлекаются сравниваемые зависимые выборки, отличаются друг от друга. Допущение о зависимости чаще всего значит, что признак измерен на одной и той же выборке дважды, например, до воздействия и после него.

Можно также проводить сравнение дисперсий двух выборок по критерию F-Фишера. Метод позволяет проверить гипотезу о том, что дисперсии двух генеральных совокупностей, из которых извлечены сравниваемые выборки, отличаются друг от друга. Как пишет А.Д.Наследов, «иногда этот метод приводит к ценным содержательным выводам, а в случае сравнения средних для независимых выборок сравнение дисперсий является обязательной процедурой» [10, с.162].

Непараметрические методы сравнения двух выборок Решение о применении непараметрического метода становится оправданным, если не выполняются исходные предположения, лежащие в основе применения параметрического метода.

Применение непараметрических методов является оправданным при следующих условиях:

есть основания считать, что распределение значений признака в генеральной совокупности не соответствует нормальному закону;

есть сомнения в нормальности распределения признака в генеральной совокупности, но выборка слишком мала, чтобы по выборочному распределению судить о распределении в генеральной совокупности;

не выполняется требование гомогенности дисперсии при сравнении средних значений для независимых выборок.

Как отмечает А.Д.Наследов, на практике преимущество непараметрических методов наиболее заметно, когда в данных имеются выбросы (экстремально большие или малые значения). Если размер выборки очень велик (больше 100), то непараметрические методы сравнения использовать нецелесообразно. С другой стороны, если объемы сравниваемых выборок очень малы (10 и меньше), то результаты применения непараметрических методов можно рассматривать лишь как предварительные [10].

При сравнении двух независимых выборок используется критерий U-Манна-Уитни (Mann-Whitney U).

При сравнении двух зависимых выборок используется критерий Т Вилкоксона (Wilcoxon signed-rank test).

При сравнении более двух независимых выборок используется однофакторный дисперсионный анализ Краскала-Уоллеса (Kruskal Wallis one-way analysis of variance).

При сравнении более двух зависимых выборок используется критерий Фридмана (Friedman test).

Подводя итог сказанному, отметим, что в данном разделе мы не ставили перед собой задачу раскрыть все многообразие методов математической статистики. Основная цель – ориентация исследователя в тех методах, которые бы наиболее точно соответствовали цели и задачам исследования.

Таблицы для оценки достоверности различий приводятся во всех пособиях по математической статистике (см.также Приложение 1 и настоящего издания), в учебнике «Экспериментальная психология» под авторством В.Н. Дружинина, а также в книге А.Д.Наследова «Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных». В них же достаточно просто сформулированы правила, формулы вычисления среднего, моды и медианы, распределения, дисперсии. Обычно в психологических и педагогических исследованиях принимается достаточным 95% уровень достоверности различий. Кроме того, распространены компьютерные программы – «STATISTICA», и др., которые выполняют эти вычисления «STADIA», «SPSS» автоматически. Их использование значительно облегчает проведение корреляционного, факторного, кластерного и других видов анализа.

ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ ДИССЕРТАЦИИ Думающего нужно организовать, чтобы в его думающей голове вообще были мысли, поддающиеся или отвечающие определенным критериям… М.К. Мамардашвили Выбор темы Выбор темы диссертационного исследования имеет очень важное значение как для саго студента, так и для его научного руководителя.

Практика показывает, что правильно и грамотно выбрать тему – это значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение. При выборе темы важно учитывать общий стаж в избранной области знания, предыдущий опыт (если таковой имеется) в исследовании, наличие своих творческих идей, а также возможности самого руководителя в избранной вами области.

Важное значение также имеет собственный психологический настрой начинающего исследователя. Многие студенты смело готовятся преодолевать трудности, хорошо понимая, что написание дипломной работы потребует большого напряжения творческих сил, инициативы и фантазии, организаторских способностей, имеющихся знаний, а порой и самоограничения. Другие не уверены в себе и часто высказывают мысль, что все уже давно изучено и вряд ли имеется «достойная» тема для исследования.

Диссертационные работы пишутся по-разному. Одни исходят из чисто практических соображений, потому что надо защитить диссертацию и закончить университет, и работают над ней только ради этого. Они берут тему, какую попало, лишь бы «защититься», и очень часто ждут инициативы от своего научного руководителя. Другие рассматривают диссертационное исследование как возможность реализовать задуманную идею, которую они вынашивали на протяжении своего обучения в вузе.

Именно у таких людей наибольшие шансы выбрать тему, над которой они будут работать целеустремленно, с удовольствием и удовлетворением от полученных результатов и приобретенных в ходе исследовательской работы навыков.

При определении темы диссертационного исследования целесообразно брать задачу сравнительно узкого плана с тем, чтобы можно было ее относительно глубоко проработать. Многие научные руководители предлагают «свои» темы диссертаций, отражающие их собственные научные предпочтения и пристрастия. В этом случае соискателю, занятому поиском актуальной и значимой темы, следует прислушаться к их советам.

Выбрать тему диссертации поможет ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных, пограничных областях науки, имея ввиду, что именно на стыке наук возможно найти новые и порой неожиданные решения. Кроме того, существенную помощь в выборе темы оказывает ознакомление с аналитическими обзорами и статьями в специальной периодике, а также беседы и консультации со специалистами практиками, в процессе которых возможно выявить актуальные вопросы, требующие дальнейшего изучения.

Определив тему диссертации, магистрант должен уяснить, в чем заключается сущность предлагаемой идеи, новизна и актуальность этой темы, ее практическая значимость. Это значительно облегчает оценку и окончательное закрепление выбранной темы. Как показывает практика, зачастую соискатели выбирают интересную (для них) тему исследования, однако при этом они не имеют представления о том, чем – какими методами и психодиагностическими методиками - ее можно исследовать, а также как нужно ее изучать, чтобы результаты были достоверными. Это также необходимо учитывать при определении темы диссертационного исследования.

Разработка календарного плана диссертационного исследования Определение четкого плана исследования - очень важный этап научной деятельности, в том числе и при написании магистерской диссертации. Знакомство с научными источниками (монографиями, статьями) по выбранной теме исследования позволяет определить наиболее слабо изученные вопросы, а также установить те методики, которые были как успешно, так и безуспешно использованы для их решения.

Для составления плана работы над диссертацией основным условием является обсуждение с научным руководителем (консультантом) прочитанных соискателем материалов. Обычно сразу удается составить только черновой вариант плана, который в последующем будет корректироваться и уточняться. Магистрант-соискатель должен с самого начала ясно представлять основные этапы своего исследования. Японская мудрость гласит: «Человек должен ясно видеть то, что его ожидает».

Такой план дает студенту возможность правильно ориентироваться во времени, а это важно, когда план придется на каких-то этапах менять.

При составлении плана вначале определяют все необходимые этапы работы, которых может быть достаточно много. Поэтому в первую очередь определяют наиболее важные (узловые) задачи, а затем их детализируют.

Пример: к основным пунктам плана могут быть отнесены такие задачи, как изучение литературы, проведение эксперимента, накопление эмпирического материала, обработка результатов исследования, написание глав дипломной работы. Все это должно быть распределено по времени.

Однако необходимо отметить, что хотя в плане изучение литературы будет стоять первым пунктом, оно не только фактически продолжается магистрантом-соискателем на протяжении всего времени работы над диссертацией, но и должно быть зафиксировано в плане применительно ко всем этапам исследования.

Научный руководитель помогает составить (консультант) магистранту рабочий план его работы над диссертационным исследованием, обсуждает возможные затруднения и наиболее сложные моменты его выполнения. Кроме того, научный руководитель (консультант):

рекомендует необходимую литературу, справочные, статистические и архивные материалы и другие источники по изучаемой проблеме;

проводит систематические, предусмотренные расписанием беседы и консультации;

оценивает содержание выполненной работы как по частям, так и в целом.

Таким образом, руководитель (консультант) оказывает научную и методическую помощь, систематически контролирует выполнение работы, вносит определенные коррективы, дает рекомендации о целесообразности принятия того или иного решения, а также заключение о готовности работы в целом. Однако здесь хочется привести одну китайскую мудрость:

«Учитель только открывает двери, а входите вы сами». Не стоит полностью возлагать всю ответственность на руководителя, студент сам должен проявлять активность в реализации своего диссертационного исследования.

Хочется отметить следующее при выполнении многих диссертационных исследований эксперимент и накопление эмпирических данных практически идут параллельно с самого начала или почти с самого начала работы до тех пор, как только в эксперименте будут получены первые обнадеживающие результаты. Осуждать за это нельзя, так как в ряде случаев сама тема исследования зарождается, в плане конкретизируется и уточняется на основании экспериментальных наблюдений.

Один из наиболее сложных пунктов плана связан с выбором методов исследования, прежде всего, надежных психодиагностических методик.

Значительная часть не совсем удачных диссертаций как раз и связана с трудностями в успешном решении данного вопроса.

Библиографический поиск научных источников и работа с научной литературой Работа с литературой по изучаемой проблеме – обязательный компонент научно-исследовательской работы. Научная литература выступает в качестве средства поддержания существования и развития науки. Она служит, во-первых, средством распространения и хранения достигнутого научного знания, во-вторых, средством коммуникации, научного общения между учеными.

Знакомство с литературой по теме диссертации начинается с разработки идеи замысла предполагаемого психологического – исследования, который находит свое выражение в теме и рабочем плане дипломной работы. Это позволяет более целеустремленно искать литературные источники по выбранной теме и глубже осмысливать тот материал, который содержится в опубликованных работах различных ученых-психологов, а также в научных публикациях по смежным дисциплинам. Объясняется это тем, что основные вопросы проблемы почти всегда заложены в более ранних исследованиях.

Следует продумать порядок поиска и приступить к составлению списка литературных источников по теме. Хорошо составленный список даже при беглом обзоре заглавий источников помогает охватить тему в целом. На основе этого уже в самом начале исследования возможно уточнить план.

Библиографию нужно вести самым тщательным образом, чтобы в дальнейшем не обращаться вновь и вновь к первоисточникам, когда на это уже не будет времени.

Вначале новые научные факты, идеи, теории появляются в публикуемых тезисах выступлений на научных конференциях, семинарах, съездах и других видах публикаций, осуществляемых наиболее быстро.

Затем уже в систематизированном виде они переходят в научные статьи, публикуемые в научных журналах и сборниках.

После этого в еще более обобщенном, систематизированном и проверенном виде факты, идеи, теории публикуются в монографиях. И только фундаментальные, общие и неоднократно проверенные новые компоненты научного знания попадают в учебники – вузовские, а уж самые значительные - в школьные. Эту динамику движения научного знания необходимо учитывать в работе с научной психологической литературой, разграничивая литературные источники по степени их важности, достоверности и признанности в научном психологическом мире.

Искать необходимые литературные источники нужно в первую очередь в библиотечных каталогах (книги) и в последних номерах журналов за каждый год, где помещаются перечни всех статей, опубликованных в текущем году. Очень удобно использовать списки литературы, которые имеются в конце монографий, и списки цитированной литературы в различных научных журналах, посвященных выбранной вами проблематике.

Кроме того, целесообразно использовать реферативные издания, которые содержат публикации рефератов, включающих сокращенное изложение содержания первичных документов (или их частей) с основными фактическими сведениями и выводами. К реферативным изданиям относятся реферативные журналы, реферативные сборники, экспресс-информация, информационные листки.

Реферативные журналы в Российской Федерации по естественным и техническим наукам издает ВИНИТИ под общим заголовком «Реферативный журнал» (РЖ). РЖ ВИНИТИ – основное и самое распространенное в нашей стране реферативное издание, которое наиболее полно отражает всю мировую литературу по естествознанию и технике, публикуя рефераты, аннотации и библиографические описания, составляемые на статьи, монографии, сборники. Среди существующих научных изданий и прежде всего журналов отметим следующие:

Психологический журнал, Мир психологии, Журнал практического психолога, Вопросы психологии, Вопросы философии, Вестник практической психологии образования и др.

Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам:

1. Общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению.

2. Беглый просмотр всего содержания.

3. Чтение в порядке последовательности расположения материала.

4. Выборочное чтение какой-либо части произведения.

5. Выписка представляющих интерес материалов.

Критическая оценка записанного, его редактирование и 6.

«чистовая» запись как фрагмента будущей дипломной работы.

Ф.А. Кузин (1999) рекомендует такой способ изучения – страницу тетради надо поделить пополам вертикальной чертой. С левой стороны делать выписки из прочитанного, а с правой – свои замечания, выделяя подчеркиванием слов особо важные места текста [5].

При изучении литературы не нужно стремиться только к заимствованию материала. Параллельно следует обдумать найденную информацию. Этот процесс должен совершаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания.

При изучении литературы по выбранной теме диссертации используется не вся информация, в ней заключенная, а только та, которая имеет непосредственное отношение к ней, и является потому наиболее ценной и полезной. Критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в исследовании.

В ходе исследования библиография работы будет разрастаться, и на завершающем этапе выступает как список цитируемой литературы. А.М.

Новиков (1999) в этом отношении дает ряд технических советов:

Во-первых, не пытайтесь искусственно расширять этот список из «престижных» или каких-то иных соображений за счет работ, на которые нет прямых ссылок в тексте дипломного исследования.

Во-вторых, список цитированной литературы, расположенный в алфавитном порядке, неоднократно будет уточняться, нумерация неизбежно будет меняться;

какие-то источники придется добавить, а что то сократить. Могут появиться новые публикации, которые также необходимо вставить. Поэтому, печатая текст работы, даже в первом варианте желательно оставлять пустое место в скобках, где должен быть номер цитируемого источника, и вписывать его затем карандашом [12].

НАПИСАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Слова – это предметы, и маленькая капелька чернил, падая на мысль подобно росе, производит то, что заставляет думать тысячи, быть может миллион людей.

Дж. Байрон Требования к магистерской диссертации Магистерская диссертация должна подтверждать научную эрудицию и академическую культуру магистранта, владение методологией современной психологии, современными информационными технологиями, методическими навыками в избранной профессиональной сфере.

Магистерская диссертация представляет собой квалификационную работу, содержащую совокупность результатов и научных положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, имеющую внутреннее единство, свидетельствующую о личном вкладе и способности автора проводить самостоятельные научные исследования, используя теоретические знания и полученные навыки.

Магистерская диссертация является самостоятельным законченным научным исследованием. Содержание работы могут составлять результаты теоретических и экспериментальных исследований, разработка новых методических приемов и методик решения научных проблем, их теоретическое обоснование. Работа не может иметь чисто обзорный или компилятивный характер.

В тексте магистерской диссертации должны быть представлены:

обоснование выбора темы исследования, актуальность и научная новизна поставленных задач, обзор опубликованной по теме литературы, обоснование выбора методик исследования, полученные результаты, а также их анализ и обсуждение, итоговые выводы.

Магистерская диссертация должна показать умение автора кратко, логично и аргументировано излагать материал, ее оформление должно соответствовать определенным требованиям:

объем диссертации должен быть, как правило, 70-90 страниц печатного текста, исключая список использованной литературы и оглавление;

к рукописи прилагается аннотация (автореферат) объемом в одну страницу печатного текста, в котором должны быть отражены основные положения, выносимые на защиту.

Автореферат содержит основные положения диссертационной работы. Его назначение — привлечь внимание к выполненной работе широкого круга учёных и специалистов-практиков.

Структура диссертации Структура – это строение, внутреннее устройство [13, с.713].

Традиционный план диссертации обычно состоит из следующих разделов:

1. Введение.

2. Состояние проблемы в теории и практике;

фактология.

3. Результаты исследования.

4. Обсуждение результатов исследования.

5. Выводы – Заключение.

Возможна также и другая композиционная структура диссертационного исследования, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие:

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Введение.

4. Главы основной части.

5. Заключение.

6. Библиографический список.

7. Приложения.

Подобные схемы оформления диссертационных исследований оправданы как с научной, так и с логической точки зрения. Исследователь изучил литературу вопроса, провел на соответствующем материале достоверные исследования, обобщил их, сопоставил результаты собственного исследования с данными литературы, обсудил их, после чего сделал научно обоснованные выводы.

Титульный лист – первая страница диссертационной работы и заполняется строго по определенным правилам, которые установлены в вузе, где будет происходить защита.

к диссертационному исследованию. Здесь обычно Введение обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указываются методы исследования, сообщается, в чем состоит теоретическая и практическая значимость исследования, а также его научная новизна.

Таким образом, очень ответственная часть «Введение» – диссертации, поскольку оно не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые его квалификационные характеристики. Поэтому составные части «Введения» рассмотрим более подробно.

конкретной работы обычно определяется Актуальность актуальностью всей проблемы в целом. Следует указать, в какой степени проблема была затронута в отечественных и зарубежных психологических исследованиях. Желательно показать, что выиграет общество, если проблема и конкретный вопрос, исследованием которого предполагает заняться студент-дипломник, будут решены. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. При оценке актуальности нельзя исходить из политической, социально-экономической ситуации в стране и в мире.

В сжатом изложении в разделе «Актуальность темы исследования» показывается, какие задачи стоят перед психологической практикой и перед психологической наукой в аспекте избранного Вами направления в конкретных социально-экономических условиях развития общества;

что по общему счету (в самом общем конспективном изложении) сделано Вашими предшественниками, что осталось нераскрытым, что предстоит сделать Вам.

Далее во «Введении» принято показывать имена ученых, внесших наиболее крупный вклад в решение данной проблемы, а также коротко показывать, какие проблемы решены полностью, а над какими нужно еще работать.

В этой же части идет постановка проблемы исследования.

Существование проблемы является исходным моментом для любого научного исследования. Недостаточность знаний, фактов, противоречивость научных представлений создает основания для проведения научного исследования. Постановка научной проблемы предполагает: 1) обнаружение существования такого дефицита, 2) осознание потребности в устранении дефицита, 3) описание проблемной ситуации на естественном языке, 4) формулирование проблемы в научных терминах (В.А.Ганзен, В.Д.Балин, 1991).

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание студента-дипломника, именно предмет исследования определяет тему дипломной работы, которая обозначается на титульном листе как заглавие.

«Объект» в гносеологии – это то, что противостоит познающему субъекту в его познавательной деятельности. Это та часть практики или научного знания исследование теоретическое), с которой (если исследователь имеет дело. Объектом выступает то, что исследуется, а предметом - то, что в этом объекте получает научное объяснение.

Объект исследования – это нечто целое, являющееся фрагментом мира самого по себе, т.е. существующего независимо от субъекта познания и от наук, которые его изучают. Объектами психологической науки выступают: индивид, группа людей, общность людей. Поскольку перечисленные объекты являются объектами и других наук, целесообразно, называя объект психологического исследования, уточнить, какое именно психическое явление у человека, некоторой группы людей или животных вы намерены изучать в рамках данной работы [7].

Более того, в тексте диссертации должны быть указаны все значимые характеристики объекта. В зависимости от цели исследования к таким характеристикам могут быть отнесены: пол, возрастная группа, к которой принадлежат испытуемые, уровень образования, профессия, состояние здоровья и т.д.

Предмет исследования – это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта. Один и тот же объект может быть предметом разных исследований или даже целых научных направлений.

Предмет познания может быть общенаучным, например, время как форма существования и мера изменений. Он может быть междисциплинарным – например, межполовые отношения у животных.

Для каждой науки в любом предмете изучения (общенаучном, междисциплинарном и специальном) есть свой, частный аспект рассмотрения. Он может быть сформулирован в теоретическом, эмпирическом и прикладном исследовании [7].

Предметом психологического исследования могут быть взяты:

отдельные психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения, деятельности и общения, пространственные, временные и интенсивностные характеристики отдельных явлений, взаимовлияния между ними, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и т.п. Таким образом, перечень явлений и их сторон, которые могут быть взяты в качестве предмета психологического исследования, значительно объемней перечня объектов.

некоторых, на наш взгляд, правильно Приведем примеры определенных объектов и предметов исследований:

Пример 1.

Тема: Половозрастные и гендерные особенности тенденции к манипулятивному поведению Объект исследования: взрослые жители г.Санкт-Петербурга в возрасте от 15 до 60 лет, имеющие образование не менее 9 классов средней школы.

Предмет исследования: степень выраженности макевиализма личности, ее изменения на жизненном пути человека.

Пример 2.

Тема: Переживание напряженности в межличностных отношениях Объект исследования – подростки, юноши и взрослые люди (первого периода зрелости), ощущающие напряженность в значимых межличностных отношениях.

Предмет исследования - переживание напряженности в межличностных отношениях в разные возрастные периоды, его влияние на развитие (восстановление) гармоничных отношений.

Если объект психологического исследования читатель часто проясняет для себя по контексту работы (даже если он не назван автором), то предмет исследования должен быть непременно назван самим автором, чтобы читателю было легче понять цель и назначение работы. Если предмет не назван, то трудно оценить адекватность методического подхода [7].

Проблема, объект и предмет исследования должны быть названы в одном из первых разделов текста.

На основе определенной актуальности, сформулированного объекта и предмета исследования устанавливается центральный момент дипломной работы – это ее цель и задачи. Определение цели и задач исследования сразу проясняет сущность диссертационного исследования.

Цель исследования – это то, что Вы намерены достигнуть в итоге работы над диссертацией. Цель исследования должна ставиться только после того, как определен объект и предмет исследования. Цель исследования можно определить как некоторый замысел исследования, вытекающий из проблемы и сформулированный в самых общих чертах.

Задача определяется как цель, заданная (определенная, поставленная) в конкретных условиях и обстоятельствах.

Более целесообразно в качестве цели исследования в диссертационных работах по психологии формулировать в самом обобщенном и сжатом виде тот научный результат (результаты), который должен быть получен в итоге исследования. Цель работы может быть определена слишком общо;

это фактически расширенное изложение названия работы, естественно при условии, что последнее дано правильно, но даже к подобному определению формально трудно придраться. И все таки нужно стремиться к более четкой и конкретной формулировке цели. В качестве примеров приведем следующие:

Пример 1.

Развитие пространственно-временной организации Тема:

деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью Цель исследования: выявление общих закономерностей и специфических особенностей развития пространственно-временной организации деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Пример 2.

Тема: Развитие личностных профессионально важных качеств студентов-психологов средствами тренинга Цель исследования: изучение личностных профессионально важных качеств психолога и разработка методики их развития.

Правильно сформулированная цель диссертационной работы сразу раскрывает основную сущность исследования. Вместе с тем, вводить в целевую установку чрезмерную детализацию предполагаемого исследования не следует, так как это входит уже в описание задач диссертации.

Перечисленные представляют собой общий план задачи диссертационного исследования. Под задачей в гносеологии (науке о познании) понимается данная в определенных конкретных условиях цель деятельности. «Задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы» [12, с.37]. В них должно быть отражено все, что предполагает сделать студент-дипломник, чтобы успешно достичь поставленной перед собой цели. Желательно, чтобы они были описаны в логической последовательности, тогда самому студенту будет яснее путь, который ему нужно пройти;

логика исследования сразу станет понятна.

Pages:     || 2 | 3 |








© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»