Научный Центр - Dissers WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!
Pages:     || 2 |
-- [ Страница 1 ] --

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский торгово-экономический институт

Положение по написанию и оформлению магистерских диссертаций СМК-П-2.4.3.2-2011 ПОЛОЖЕНИЕ ОДОБРЕНО УТВЕРЖДАЮ Ученым советом ФГБОУ ВПО Ректор ФГБОУ ВПО «Санкт «Санкт-Петербургский торгово- Петербургский торгово экономический институт» экономический институт» Протокол № _ от «_» _ 2011 г. Н.В. Панкова «_» 2011 г.

ПОЛОЖЕНИЕ по написанию и оформлению магистерских диссертаций СМК-П-2.4.3.2- СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................................... ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ............................................................................................... 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ МАГИСТРАНТА....................................................................................... 1.1.ЦЕЛЬ И ВИДЫ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ..................................................................... 1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ РУКОВОДСТВА ПОДГОТОВКОЙ И РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ....................................................................................... 1.3. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕМЫ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ ЗАДАНИЯ И ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ...................................................................................................................... 2. СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ.............................. 3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ................ 4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЧАСТЕЙ ВКР.................................................... 4.1.РЕФЕРАТ........................................................................................................................ 4.2.ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................... 4.3.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ........................................................................................................ 4.4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................... 4.5.ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................................... 5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ............................................................................... 5.1.РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ РУКОПИСИ ВКР................................................................ 5.2.ПОРЯДОК СДАЧИ СТУДЕНТАМ ЗАКОНЧЕННОЙ РАБОТЫ......................................... 5.3.ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ВКР..................................................................................... 5.4.ПРОЦЕДУРА ПУБЛИЧНОЙ ЗАЩИТЫ ВКР.................................................................... Приложение А.................................................................................................................... Приложение Б..................................................................................................................... Приложение В..................................................................................................................... Приложение Г..................................................................................................................... Приложение Д.................................................................................................................... Приложение Е..................................................................................................................... Приложение Ж.................................................................................................................... Приложение З..................................................................................................................... Приложение И.................................................................................................................... Приложение К..................................................................................................................... Приложение Л.................................................................................................................... ВВЕДЕНИЕ Положение разработано на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования различных направлений магистерской подготовки.

В Положении подробно изложены этапы выполнения, требования к содержанию и принципы оценивания магистерской диссертации.

Данные требования являются обязательными к выполнению. Более подробную информацию, касающуюся специфических требований конкретного проекта, студент получает от руководителя выпускной квалификационной работы.

Положение разработано на основе следующих документов:

1. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2011) «Об образовании» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012).

2. Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012) 3. «Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ», утвержденного Постановлением Правительства РФ №71 от 14 февраля 2008 года;

4. Инструкция о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, изготовлении, заполнении и хранении соответствующих бланков документов [Электронный ресурс]: Приложение к Приказу Минобразования России № 65.

5. 2005-10-03. - М.: Минобрнауки России 2005.

(http://www.library.ru/help/docs/n17430/diplom.doc).

6. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации: Утверждено Приказом Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. № 1155 [Текст] // Российская газета Плюс – 2003, 2003, 15 мая.

7. Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров [Электронный ресурс]:

Приказ № 62 2006-22-03. – М.: Минобрнауки России 2006, Режим доступа:

ttp://www.edu.ru/db/mo/Data/d_06/m62.html.

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ БЖД - Безопасность жизнедеятельности.

ВКР - Выпускная квалификационная работа.

ВПО - Высшее профессиональное образование.

ГАК - Государственная аттестационная комиссия.

ГОСТ - Государственный стандарт [термин].

ИСО - от англ. International Standard Organisation (англ.). Международная организация по стандартизации.

СИБИД - Система стандартов по информации, библиотечному и изда тельскому делу.

СМК-П- 2.4.3.2 - 2011 3/ УМО - Учебно-методическое объединение.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ МАГИСТРАНТА Итоговой аттестацией выпускников согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» завершается освоение основных образовательных программ высшего профессионального образования. Порядок проведения итоговой государственной аттестации определяется Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России от 25.03.2003 № 1155 и с учетом рекомендаций Учебно-методических объединений (далее УМО).

1.1. ЦЕЛЬ И ВИДЫ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника и его умения решать профессиональные задачи в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Итоговую государственную аттестацию осуществляют государственные аттестационные комиссии (ГАК).

К итоговым аттестационным испытаниям допускаются лица, успешно завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению подготовки магистратуры, разработанной институтом в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

Итоговые аттестационные испытания проводят в виде зашиты выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа (ВКР) магистра выполняется в форме магистерской диссертации.

Основными целями выполнения и защиты выпускных квалификационных работ являются:

углубление, систематизация и интеграция теоретических знаний и прак тических навыков по направлению подготовки;

развитие умения критически оценивать и обобщать теоретические по ложения;

применение полученных знаний при решении прикладных задач по на правлению подготовки;

стимулирование навыков самостоятельной аналитической работы;

овладение современными методами научного исследования;

выявление степени подготовленности студентов к практической дея тельности в современных условиях;

демонстрация навыков публичной дискуссии и защиты научных идей, предложений и рекомендаций.

Выпускные квалификационные работы, рассматриваемые во всей совокупности, включающей подготовленную должным образом рукопись, отзыв СМК-П- 2.4.3.2 - 2011 4/ научного руководителя, внешнюю рецензию, процедуру защиты, служат инструментом, позволяющим государственной аттестационной комиссии сформировать обоснованное суждение о том, достиг ли ее автор в ходе освоения образовательной программы результатов обучения, отвечающих квалификационным требованиям ФГОС ВПО. В ходе публичной защиты самостоятельно выполненной работы студент получает возможность доказать членам ГАК состоятельность претензий на присвоение ему определенной ФГОС степени магистра.

Выпускной квалификационной работе должны быть присущи актуальность и новизна. ВКР должна иметь научную и практическую ценность. На оценку качества выпускной квалификационной работы влияет количество научных публикаций и докладов по теме работы.

Государственная аттестационная комиссия в ходе защиты выявляет наличие у автора диссертации знаний, умений и навыков, присущих работнику, способному самостоятельно решать научно-исследовательские, организационно управленческие, научно-учебные задачи, а также заниматься педагогической работой в вузе. В магистерской диссертации учебная (академическая) направленность превалирует над сугубо научной, но, как и любая диссертация, выпускная работа должна демонстрировать актуальность, новизну, научную цен ность и практическую значимость работы соискателя степени.

Результаты любого итогового аттестационного испытания оценивают оценками «отлично», «хорошо» «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» и объявляют в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний ГАК. Апелляция результатов защиты не предусмотрена (cогласно «Положению о магистерской подготовке ФБГОУ ВПО «СПбТЭИ»).

1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ РУКОВОДСТВА ПОДГОТОВКОЙ И РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ Студент готовит ВКР самостоятельно под руководством научного руководителя, который назначается приказом ректора. При необходимости назначают консультантов по ВКР, курирующих определенные разделы работы или оказывающих помощь учебно-методического или организационного характера.

ВКР можно выполнять на кафедре, в научно-исследовательских лабораториях и центрах института, а также в сторонних организациях: НИИ, научно производственных предприятиях, на фирмах. Темы выпускных квалификационных работ формулируют и утверждают на заседаниях выпускающей кафедры на основании предложений научных руководителей.

Для научного руководства магистерскими диссертациями привлекаются профессора и доценты. Если ВКР выполняется в сторонней организации, научным руководителем может быть сотрудник сторонней организации, имеющий ученую степень.

СМК-П- 2.4.3.2 - 2011 5/ Если научным руководителем квалификационной работы является сотрудник сторонней организации, заведующий выпускающей кафедрой поручает преподавателю кафедры курировать выполнение ВКР в качестве консультанта по учебно-методическим и учебно-организационным вопросам.

Выпускающая кафедра и непосредственно научный руководитель работы несут ответственность за соответствие тематики выпускной работы профилю направления подготовки (специальности) и организацию выполнения ВКР.

Научный руководитель:

определяет тематику магистерской диссертации, помогает студенту сформулировать тему и составить план магистерской диссертации;

составляет совместно со студентом календарный план подготовки ВКР и контролирует его выполнение;

консультирует студента, оказывает ему помощь на всех этапах выполнения ВКР;

готовит для ГАК письменный отзыв по итогам выполнения ВКР (Приложение Е).

Руководитель регулярно встречается с магистрантом, контролирует ход работы, оказывая студенту консультативную помощь, а по окончании работы дает оценку и оглашает эту оценку при обсуждении на кафедре вопроса о представлении работы к защите.

На ВКР назначается также рецензент, как правило, высококвалифицированный специалист предприятия или смежной кафедры.

Результаты выпускной работы должны быть сведены в рукопись (по яснительную записку) и другую документацию, предусмотренную заданием по теме или планом магистерской диссертации: чертежи, схемы, технологические карты, сетевые графики и т. п. Эти материалы включают в рукопись в качестве приложений.

Рукопись ВКР выпускник готовит самостоятельно на заключительном этапе выполнения квалификационной работы. Основу содержания рукописи должны составлять результаты, полученные при существенном личном участии автора.

Научный руководитель помогает готовить рукопись, однако решение о внесении исправлений в рукопись остается за автором квалификационной работы. Автор ВКР лично отвечает за все сведения, содержащиеся в рукописи, за достоверность приведенных данных, за оформление рукописи и материалов, представленных в приложении.

Содержание квалификационных работ должно соответствовать уровню и традициям научной школы выпускающей кафедры. Конкретные требования к содержанию, структуре, формам представления и объемам ВКР вырабатывает выпускающая кафедра. Эти требования доводят до исполнителей ВКР, научных руководителей, рецензентов в форме методических пособий и указаний, которые составляют выпускающие кафедры.

СМК-П- 2.4.3.2 - 2011 6/ В процессе написания и защиты ВКР магистрант должен проявлять компетенции, сформированные за время обучения в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

1.3. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕМЫ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ И ЗАДАНИЯ НА ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЕ Студенту предоставляется право самостоятельного выбора темы ВКР, однако рекомендуется отталкиваться от примерной тематики магистерских диссертаций, утвержденной выпускающей кафедрой.

Студент может предложить свою тему, обосновав целесообразность ее разработки и соответствие тематики ВКР основной образовательной программе, по которой он обучается. Окончательное решение о теме ВКР студента и научном руководителе работы принимает заведующий выпускающей кафедрой.

Как правило, ВКР должна основываться на изучении передового опыта по исследуемой проблеме и конкретных материалах организации, являющейся базой научно-исследовательской практики и содержать решение сложной нестандартной задачи, стоящей перед организацией или ее подразделениями.

Очень важно, чтобы работа была актуальной для организации, поэтому магистрант или руководитель оговаривает актуальность выбираемой темы с руководством базовой организации, согласие руководства можно оформить в виде письма с запросов на выполнение исследования ( Приложение Б).

Предварительно тема определяется перед направлением на научно исследовательскую практику. В ходе практики студент изучает деятельность объекта исследования и окончательно согласовывает формулировку темы ВКР.

Тема закрепляется за студентом в соответствии с его заявлением, согласованным с руководителем и утверждается заведующим кафедрой (Приложение А).

Выбор руководителя и темы осуществляется в сроки, установленные графиком подготовки ВКР и утверждается решением выпускающей кафедры и приказом ректора университета. Если заявления на тему и задание на ВКР в установленные сроки не поступило, на заседании кафедры без согласия магистранта утверждается руководитель и тема, которые в дальнейшем изменению не подлежат.

2. СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ Магистерская диссертация [от лат. dissertatio - рассуждение, изыскание] выпускная квалификационная работа, представляющая собой законченную теоретическую или экспериментальную научно-исследовательскую работу, которая связана с решением актуальной задачи, определяемой особенностями подготовки по конкретной магистерской программе.

Магистерская диссертация должна:

- свидетельствовать о способности студента самостоятельно вести научный поиск, используя полученные теоретические знания и практические навыки;

- показать умение автора видеть профессиональные проблемы, уметь фор мулировать задачи исследования и методы их решения;

СМК-П- 2.4.3.2 - 2011 7/ -содержать совокупность научных положений и результатов, выдвигаемых автором для защиты, иметь внутреннее единство.

Содержание диссертации могут составлять результаты теоретических исследований, разработка новых методических подходов к решению научных проблем, а также решение задач прикладного характера. Магистерская диссертация должна отличаться от бакалаврской работы глубиной теоретической проработки проблемы, от дипломной работы специалиста - научной направленностью.

Магистерская диссертация выполняется студентом по материалам, собранным им лично за период научно-исследовательской практики.

В ВКР структурно входят:

1. Пояснительная записка 2. Раздаточный материал 3. Дополнительные документы 4. Электронные материалы Пояснительная записка содержит:

1. Титульный лист - содержит указание на место выполнения ВКР, наиме нование направления подготовки, наименование квалификации, название работы, данные об авторе, научном руководителе, форму для резолюции «Допустить к защите» (Приложение Г);

2. Задание на выполнение ВКР (Приложение В);

3. Содержание;

4. Реферат;

5. Введение - обоснование актуальности темы, формулировка основной цели работы, постановка задач;

6. Основная часть;

7. Заключение - изложение итогов работы в сопоставлении с общей целью и поставленными задачами. Предложения по внедрению результатов, перспективы продолжения работы;

8. Список литературы;

9. Список аббревиатур и сокращений с расшифровкой;

10. Приложения.

Основная часть ВКР должна содержать необходимые материалы для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения работы.

Она подразделяется на главы. Обычно она содержит 3 главы: теоретическую (содержит систематизированный материал с анализом нормативных и научных публикаций по теме исследования), аналитическую (результаты анализа объекта исследования), проектную (вклад автора в исследуемую проблему: методика, проектная документация и т.п.).

Более подробно по содержанию каждой части - см. в п.4. Характеристика отдельных частей ВКР.

Раздаточный материал содержит 4-5 наборов листов формата А4 для членов комиссии, поясняющих основные результаты выполнения магистерской диссертации.

СМК-П- 2.4.3.2 - 2011 8/ Дополнительные документы, вкладываемые в отдельную папку:

1. Отзыв руководителя ВКР (образец - в Приложении Е).

2. Рецензия на ВКР (образец - в Приложении Ж).

3. Запрос на тему ВКР (не обязателен, образец - в Приложении Б).

4. Справка о внедрении результатов ВКР (не обязательна, образец - в Приложении Д).

Электронные материалы содержат электронную папку с файлами текста ВКР и раздаточного материала, презентацию. Они сдаются на кафедру перед защитой, о чем ставится отметка на титульном листке ВКР.

Электронная папка должна иметь название, состоящее из фамилии и инициалов автора, например «Куликов Д.В.» и специально создаваемый файл readme.doc со следующей информацией:

1. ФИО автора, шифр, год выпуска;

2. его координаты (адрес, контактный телефон);

3. полное название ВКР;

4. сведения о руководителе, рецензенте;

5. название, адрес и основной профиль деятельности организации - базы ис следования;

6. количество страниц в пояснительной записке и раздаточном материале;

7. краткая аннотация к магистерской диссертации.

К ВКР предъявляются общие требования:

1. материал должен излагаться четко, логически последовательно, полно;

2. каждая глава должна завершаться выводами, которые логически оформляют переход к другому этапу работы;

3. каждый лист рукописи делится на абзацы;

абзацами выделяются обо собленные по смыслу части изложения, в каждом должны содержаться положения, тесно связанные единством мысли;

4. необходимо использовать точные термины и формулировки, исклю чающие возможность неоднозначной трактовки материала;

5. в случае использования в работе материалов (мыслей, идей, концепций, расчетов и т.п.) других авторов обязательно делать ссылку на источник;

6. желательно избегать частого повторения одинаковых слов, словосочетаний и оборотов, это требование особенно важно соблюдать в тексте на одной или соседних страницах;

7. при написании работы нельзя допускать произвольных сокращений слов, словосочетаний, кроме общепринятых «и т.д., и т.п., и др.», которые чаще всего употребляются после перечислений;

8. цитаты не должны быть очень длинными (не более 3 строчек);

9. язык описания - русский;

стиль описания - нейтральный, с преобладанием неопределенно-личных предложений типа: наш выбор обусловлен тем, что;

очевидно, что;

нужно отметить, что;

статистический анализ показывает, что и т.п., а также вводных слов типа: на наш взгляд;

по нашему мнению и т.п.;

СМК-П- 2.4.3.2 - 2011 9/ Магистерская диссертация оценивается по следующим критериям:

- уровень теоретической и научно-исследовательской проработки проблемы;

- качество методики анализа;

- полнота и системность вносимых предложений по рассматриваемой про блеме;

- самостоятельность ее разработки.

Рекомендуемый объем магистерской диссертации: 70 - 100 машинописных страниц формата А4, до 30 машинописных страниц приложений, таблицы - по усмотрению руководителя, список использованных источников - не менее наименований (по преимуществу научные издания, включая несколько работ на иностранном языке), на которые имеются ссылки по тексту работы.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ Рукописи ВКР следует оформлять по правилам, установленным го сударственным стандартом для оформления научно-технической документации, научных статей и отчетов (Приложение З).

Рукописи ВКР следует готовить на компьютере, распечатывать на принтере, оформлять брошюрой. Пояснительная записка оформляется на нелинованных листах белой писчей бумаги формата А4 (210-297), сброшюрованных в папку с жесткой обложкой, прошитых или связанных тесьмой.

Текст должен быть напечатан с одной стороны листа черными чернилами.

Опечатки, описки и неточности, обнаруженные в процессе рецензирования или проверки, допускается исправлять закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста. Повреждения листов текстовых документов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста не допускается.

Страницы пояснительной записки нумеруются арабскими цифрами в нижней части листа посередине, начиная со следующей страницы после титульного листа, на которой ставится цифра 2. Нумерация страниц документа и приложений, входящих в состав этого документа, должна быть сквозная.

Титульный лист оформляется по установленной форме, приведенной в Приложении Г. Содержание располагается после титульного листа. Оно поясняет структуру, содержание работы и расположение ее на страницах.

Текст пояснительной записки (шрифт Times New Roman №14 через 1, интервала) не должен выходить за границы рамки, образуемой полями: левое 30 мм, правое - 10 мм, верхнее и нижнее - 20 мм. Абзацы в тексте начинают с отступом равным 15 мм, выравнивание по правому и левому краю.

Основная часть, как правило, разбивается на несколько разделов. Каждый из этих разделов в свою очередь может быть разбит на подразделы. Названия разделов и подразделов пишутся по середине, симметрично тексту. В заголовках переносы слов не допускаются, точка (последняя) не ставится, если заголовок состоит из двух предложений и более, то они между собой разделяются точкой. Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров СМК-П- 2.4.3.2 - 2011 10/ раздела и подраздела, разделенных точкой. Разделы, подразделы должны иметь заголовки, которые должны четко и кратко отражать их содержание.

Единица физической величины одного и того же параметра в пределах одного документа должна быть постоянной. Расчёты и вычисления делаются с соблюдением установленных правил, с указанием в результатах размерности в принятой системе единиц.

При подготовке текста следует заботиться о логической последовательности и четкости изложения материала;

краткости и точности формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования;

об убедительности аргументации;

достоверности используемых данных и сведений;

достаточности и обоснованности решений, предложений, рекомендаций и выводов. В тексте магистерской диссертации следует использовать экономические, научно-технические и другие термины, обозначения и определения, установленные соответствующими нормативными документами, а при их отсутствии - общепринятые в литературе по экономике, управлению, науке и технике.

В тексте ВКР не допускается:

- применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины и обозначения или использовать один термин для обозначения разных понятий;

- сокращать наименования физических величин, если они употребляются без цифр;

-использовать математические знаки «», «<», «>», «±» и т.д., а также «%» без чисел для сокращения словесных формулировок;

- применять индексы стандартов «ГОСТ», «ОСТ», «ИСО» и т.п. без реги страционного номера.

Числовые значения величин в тексте следует указывать с необходимой степенью точности. При этом числа с размерностью разумно писать цифрами, а без размерности - словами (например, цена - 10 руб., цена повысилась в сто раз).

При использовании автором цитат он обязан сверить их с источниками. Цитаты необходимо приводить с соблюдением правил правописания, пунктуации и выделений (курсив, подчеркивания) первоисточника.

Иллюстрации в тексте или приложениях ВКР принято называть рисунками. К рисункам относят любой графический материал, кроме таблиц. Наиболее распространенными из них являются схемы, графики и диаграммы. Рисунки нумеруются сквозной нумерацией (1) или в пределах подраздела (1.1.1) арабскими цифрами, а их названия приводятся под рисунком. Все рисунки должны иметь ссылку на них в тексте работы.

С помощью таблиц можно рационально и систематизировано изложить результаты сводки и обработки материалов. Таблицы применяются для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Таблицы должны следовать за ссылкой на них в тексте. Таблицы должны размещаться после ссылки на них в тексте. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и СМК-П- 2.4.3.2 - 2011 11/ кратким и размещаться над таблицей. Нумеруются таблицы в пределах подраздела (1.1.1). ПРИМЕР:

Таблица 1.1.1 - Объемные и качественные показатели работы станции Единица Значение показателей измерения В среднем в Показатель в год сутки 1 2 3 При переносе части таблицы на другую страницу название следует помещать только над первой частью таблицы. Над другими частями пишут слова "Продолжение таблицы" с указанием номера.

ПРИМЕР:

Продолжение таблицы 1.1. 1 2 3 Если все показатели, приведенные в графах таблицы, выражены в одной и той же единице физической величины, то ее обозначение необходимо помещать над таблицей через запятую после названия таблицы.

При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк (тире).

В интервале, охватывающем числа ряда, между крайними числами ряда в таблице допускается ставить тире (858-900). Не допускается наличия в таблице строк или столбцов, в которых все данные отсутствуют. Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим, если они относятся к одному показателю. В одной графе должно быть соблюдено, как правило, одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин.

Все формулы нумеруются сквозной нумерацией (1) или в пределах подраздела (1.1.1) арабскими цифрами, которые записываются на уровне формулы справа в круглых скобках. Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках (по формуле (1)). Формула располагается симметрично тексту.

Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой.

Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. ПРИМЕР:

А=В/С, (1.1.1) где В - масса, кг:;

С - объем, мЗ.

Если необходимо пояснить отдельные данные, приведенные в документе, или указать автора текста, то следует сделать сноску. Сноски в тексте располагают с абзацного отступа в конце страницы, на которой они обозначены, и отделяют от СМК-П- 2.4.3.2 - 2011 12/ текста короткой тонкой горизонтальной линией с левой стороны, а к данным, расположенным в таблице, в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы. Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение, и перед текстом пояснения. Знак сноски выполняют арабскими цифрами помещают на уровне верхнего обреза шрифта (верхний индекс). Нумерация сносок отдельная для каждой страницы.

ПРИМЕР: "........................... печатающее устройство2 ………….

. принтер EPSON Stylus COLOR Сноски также можно располагать в квадратных скобках непосредственно в конце заимствованного текста.

ПРИМЕР:

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, печатающее устройство [1].

Список использованной литературы помещается после заключения, перед приложением с новой страницы и оформляется в соответствии с ГОСТ 7.32-91 (ИСО 5966-82). В список включаются литературные источники, проработанные студентом, и на которые в тексте пояснительной записки имеются ссылки. В списке литературы должно быть приведено не менее источников - законодательных актов, нормативных и инструктивных документов, научных монографий, учебников и практических пособий, статей общей и специальной периодической печати.

Порядок расположения литературы в списке:

• официальные нормативные документы: Федеральные Законы, Указы Президента России, Постановления Правительства РФ, нормативные акты и методические материалы федеральных министерств и ведомств, Постановления законодательных органов власти субъектов РФ, распоряжения Глав админи страции субъектов Федерации, нормативные акты и распоряжения других органов власти в хронологическом порядке;

• остальная литература в алфавитном порядке.

ПРИМЕР:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании. Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ. (ред. от 21.12.2009, с изм. от 27.12.2009) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.consuItant.ru/online/base/?req=doc;

base=LAW;

n=84921-Заглавие с экрана. - На рус. яз.

2. Правительство Российской Федерации. Постановление от 17 сен тября 2001 г. N 676 ОБ УНИВЕРСИТЕТСКИХ КОМПЛЕКСАХ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nalog.consultant.ru/ doc33385.html. - Заглавие с экрана. - На рус. яз.

3. Атоян В.Р. Университеты в современном обществе. / В. Атоян, Н.

Казакова [Текст] // Высшее образование в России: научно-педагогический СМК-П- 2.4.3.2 - 2011 13/ журнал Министерства образования и науки РФ, 2005. - №4. - С. 3 - 9.

4. Атоян В.Р., Баландин B.C., Королев А.В. и др. [Текст]: Организация и финансирование инновационной деятельности в рамках университетско го учебно-научно-инновационного комплекса. / Под общ. ред. В.Р. Атоя на;

Сарат. гос. техн. ун-т. - Саратов, 2001. - 228 с. - Библиогр.: С. 218 226.

5. Владимиров В. Интеграция региональных вузов: оценка синергизма/В. Владимиров [Текст] // Alma mater: Вестник высшей школы. / Министерство образования и науки РФ;

Евразийская ассоциация университетов;

Ассоциация инженерного образования;

Российский союз промышленников и предпринимателей, 2005. - №3. - С. 7 - 12.

6. Влияние университетского комплекса на социально-экономическую и культурную ситуацию в регионе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.osu.ru/doc/1953. - Заглавие с экрана. - На рус. яз.

7. An internationally unique concept [Электронный ресурс]. - Режим дос тупа: http://www.aaltoyliopisto.info/en/view/innovaatioyliopisto-info/aninter nationally-unique-concept. - Заглавие с экрана. - На англ. яз.

В приложения магистерской диссертации могут быть включены:

- официальная статистическая и бухгалтерская отчетности или выписки из них;

- громоздкие расчеты или распечатки решения задач на ЭВМ;

- выписки из инструкций, методик, нормативных документов;

- другие материалы, помещение которых в текстовой части работы нецеле сообразно.

Не рекомендуется перегружать приложения формами отчетностей, лучше сделать из них выписки. Целесообразность внесения тех или иных материалов в приложения согласовывается с руководителем ВКР. Приложения должны быть пронумерованы буквами (например, "ПРИЛОЖЕНИЕ А, "ПРИЛОЖЕНИЕ Б" и т.д.). и иметь названия.

ВКР кроме пояснительной записки в обязательном порядке включает в себя раздаточный материал (не менее 5 страниц с основными схемами, таблицами, рисунками и расчетами), иллюстрирующую основные результаты работы.

Допускается как горизонтальное, так и вертикальное расположение материалов на формате А4.

Раздаточный материал распечатывается в количестве экземпляров, дос таточном для того, чтобы раздать их каждому члену ГАК. Один комплект, подписанный магистрантом, руководителем и заведующим кафедрой, вкладывается в ВКР. Перечень раздаточного материала приведен в Приложении К.

Если в тексте пояснительной записки название рисунка указывается под рисунком, то на листах графической части - над ним. Рисунки и таблицы следует располагать на площади листа равномерно.

4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЧАСТЕЙ ВКР СМК-П- 2.4.3.2 - 2011 14/ Основными частями пояснительной записки ВКР магистра являются: введение, основные главы работы (обычно теоретическая, аналитическая часть и проектная), заключение. Структура и содержание отдельных частей ВКР и его графическая часть зависит от выбранной темы и определяется руководителем.

4.1. РЕФЕРАТ Реферат - это краткая характеристика всего документа, основные сведения о документе. Например:

РЕФЕРАТ На 78 с, 11 табл., 7 рис.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ, ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТА И ЭФФЕКТИВНОСТИ, РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ, ФОНДООТДАЧА, ИХ ВИДЫ И ХАРАКТКРИСТИКИ, ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭЭФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ФИРМЫ, АЛГОРИТМ РАСЧЕТОВ ВЛИЯНИЯ ЧАСТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА ДОСТИЖЕНИЕ ПРОГНОЗИРУЕМОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ФИРМЫ В первой главе описываются теоретические и методические основы и экономическая сущность показателей эффективности работы предприятия.

Во второй главе проведён технико-экономический ретроспективный анализ деятельности фирмы с факторным анализом изменений показателей эффективности за счет частных факторов (внешних и внутренних), показаны резервы повышения данных показателей для конкретно рассматриваемой фирмы с учетом специфических отраслевых особенностей развития, прогнозных характеристик для данной отрасли независимых специалистов и планово-финансового отдела фирмы.

В третьей главе предложены направления повышения эффективности работы фирмы в реальном секторе экономики для достижения среднеотраслевых показателей эффективности.

Желательно после текста реферата на русском языке выполнить перевод названия ВКР и текста реферативной части на английский язык.

4.2. ВВЕДЕНИЕ Во введении (3-5 стр.) доказывают актуальность выбранной проблемы и дают обоснование темы, определяют цель и задачи, объект и предмет исследования. Здесь формулируется гипотеза, оформляется научный аппарат работы, определяются методы исследования, описывается организация исследования. Структура введения представлена в таблице 4.2.1.

Таблица 4.2.1. - Структура введения ЭЛЕМЕНТ КОММЕНТАРИЙ К ФОРМУЛИРОВКЕ СМК-П- 2.4.3.2 - 2011 15/ Выбор про- Необходимо сформулировать проблему - объективно возникающий в блемы и ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, обоснование решение которых представляет существенный практический или темы теоретический интерес. Именно она становится темой исследования.

Актуальность Следует раскрыть современный характер и необходимость исследования темы выбранной проблемы. Актуальность темы исследования может быть рассмотрена с трёх точек зрения: Социальная актуальность. Абзац о современном положении дел по отношению к проблеме исследования. ("В существующих условиях... проблема не получила должного рассмотрения...."). Теоретическая актуальность. Абзац о масштабе и глобальности теории вопроса. ("Существует... проблема, в то же время, (в управленческих науках) эта проблема не получила должного освещения в таких аспектах, как... "). Практическая актуальность.

Абзац о положении дел в практике темы. ("Анализ практики показывает, что менеджеры не знают (не умеют, не рассматривают), но при этом всё чаше сталкиваются с...").

Цель работы Решение сформулированной проблемы и составляет цель исследования.

Она должна заключаться в решении исследуемой проблемы путем ее анализа и практической реализации. Например: цель исследования составляет решение данной проблемы;

или цель исследования разработка (создание, апробация, формирование) у кого-либо чего-либо.

Объект ис- Дать определение явлению или процессу, на которое (-ый) направлена следования Ваша исследовательская деятельность. Объект - то, что противостоит познающему субъекту (Вам), в познавательной деятельности. Та часть практики, с которой Вы имеете дело. Объектом исследования, например, может являться контингент испытуемых СМК-П- 2.4.3.2 - 2011 16/ Предмет Дать определение конкретным свойствам или сторонам объекта, которые исследования предполагается исследовать. Предмет - это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные признаки объекта. Это более узкое понятие по сравнению с объектом исследования, что-то конкретное, реальное (то, что именно исследуют). Предмет либо совпадает с формулировкой темы, либо близок с ней по звучанию.

Гипотеза Гипотеза - научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Формулируя гипотезу, Вы строите предположение о том, каким образом Вы намерены достичь поставленной цели. Например: Гипотезой исследования стало предположение о том, что... повысится (улучшится, разовьется) за счет применении (внедрения)....

Задачи ис- Задача - это данная в определенных конкретных условиях цель следования деятельности.

Теоретическая задача (вариант формулировки по выбору):

о описать (выявить) теоретические основы...;

о провести научный анализ состояния теории и практики...;

о проанализировать (изучить) научную, методическую и др.

литературу по....

Опытно-экспериментальная задача:

о выявить и охарактеризовать сущностные характеристики...

(условия)...;

о определить уровень развития...;

о определить степень сформированного....

Практическая задача:

о показать пути и способы практического применения...;

о разработать и апробировать комплекс мероприятий...;

о разработать рекомендации...;

о экспериментально проверить эффективность предложенной...;

о наметить возможные пути....

СМК-П- 2.4.3.2 - 2011 17/ Методы ис- Методы исследования могут быть следующими: изучение и анализ следования научной литературы, наблюдение, анкетирование, опрос, обследование, мониторинг, изучение какого-либо опыта, обобщение собственного опыта работы, эксперимент, математическая обработка экспериментальных данных, сравнительный анализ результатов и т.п.

Информа- Перечислить источники информации, используемые для исследования.

ционная база исследования 4.3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Основная часть исследования должна соотноситься с поставленными задачами. Она обычно делится на 3 главы. Главы основной части должны быть соразмерны друг другу по объему. Каждую главу целесообразно разделить на 2 4 параграфа. Предварительная структура основной части работы (главы, параграфы) определяется еще на стадии планирования. Однако в ходе написания могут возникнуть новые идеи и соображения, которые побуждают не только изменить и уточнить структуру, но и обогатить содержание работы, увеличить ее объем.

Обязательным атрибутом исследования является краткий обзор привлеченных источников и литературы. Обзор литературы приводится в основной части исследования. Разделяют обзор первоисточников и обзор собственно литературы. Под первыми понимают тексты, которые являются объектом исследования. К ним относятся исторические документы, законодательные и иные нормативные документы. Под вторыми – литературные источники, которые используются, но при этом не являются предметом исследования. Умение различать эти две группы источников чрезвычайно важно.

В главах основной части магистерской диссертации подробно анализируется литература по теме, рассматривается методика и техника исследования, обобщаются результаты. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме магистерской диссертации, полностью ее раскрывать. Эти главы призваны показать умение магистранта сжато, логично и аргументировано излагать материал.

Содержанием основной части магистерской диссертации является обзор, анализ литературы по теме, сопоставление различных точек зрения на концептуальное развитие научного направления, в рамках которого проходит исследование, на методологию изучения проблемы.

В содержании приводится обоснование или разработка собственных алгоритмов решения поставленных в МД задач, обоснование достоверности и репрезентативности используемой информации. Другими словами, в основной части приводится теоретическое осмысление проблемы, дается изложение СМК-П- 2.4.3.2 - 2011 18/ эмпирического и фактического материала. Последовательность изложения того и другого может быть различной.

Чаще всего вначале излагаются основные теоретические положения по исследуемой теме, а затем конкретный практический материал, который аргументированно подтверждает изложенную теорию.

Но возможна и другая последовательность, когда вначале анализируется конкретный материал, а затем на основе этого анализа делаются теоретические обобщения и выводы.

В конце каждой главы должны быть сформулированы краткие выводы.

Объем основной части выпускной квалификационной работы для магистров – 70-90 страниц.

4.4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Заключение выпускной квалификационной работы (3-5 стр.) должно содержать общую оценку результатов работы и краткие выводы.

Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. В заключении, как правило, автор исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает элементы научной новизны, их практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний.

Заключение может включать в себя научные и практические предложения, что повышает ценность МД. Но такие предложения должны обязательно исходить из круга работ, проведенных лично магистрантом и внедренных на практике.

Заключительная часть магистерской диссертации представляет собой не простой перечень полученных результатов проведенного исследования, а формулирование того нового, что внесено ее автором в изучение и решение проблемы.

Научная новизна применительно к самой диссертации — это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом.

Понятие «впервые» в науке означает факт отсутствия подобных результатов до их публикации. Впервые может проводиться исследование на оригинальные темы, которые ранее не исследовались в той или иной отрасли научного знания.

Новизна вовсе не указывает на то, что вся Ваша работа от начала и до конца должна состоять из никем доселе не сформулированных положений, небывалых понятий, которых не было в научном обороте, и т.д. Применительно к магистерской диссертации новизна может сводиться к так называемому элементу новизны. Таким элементом может быть и введение в научный оборот отдельных новых понятий, и использование новых методологических подходов к данной теме, и обогащение Вашей работы данными смежных наук, и практическая часть работы, самостоятельно проведенный эксперимент, социологическое исследование, проект СМК-П- 2.4.3.2 - 2011 19/ создания или реорганизации социально-экономической системы и т.п., если был применен нестандартный подход или новый алгоритм.

Если магистерская диссертация будет носить методологический характер, то ее практическая значимость может проявиться в публикациях основных результатов исследования, предоставлении актов о внедрении результатов исследования в практику;

апробации результатов исследования на научно-практических конференциях и симпозиумах;

в использовании научных разработок в учебном процессе, в участии в разработке государственных и региональных программ развития той или иной отрасли народного хозяйства;

использовании результатов исследования при подготовке новых нормативных и методических документов.

В заключении магистерской диссертации дают предположения по использованию результатов работы и оценку экономического эффекта от их внедрения или отмечают научную, социальную ценность результатов разработки.

Можно указать существующие с точки зрения автора не реализованные в рамках данного проекта возможности в будущем.

4.5. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложения - это документация, предусмотренная планом магистерской диссертации, вспомогательные и дополнительные материалы: описания алгоритмов, копии опубликованных работ автора по теме работы, заимствованные материалы, большие промежуточные расчеты, эскизы, чертежи, таблицы и т. п.

5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ 5.1. РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ РУКОПИСИ ВКР Работа по подготовке ВКР начинается с анализа публикаций по теме исследования. Работу с источниками оптимально разбить на несколько этапов:

- предварительный выбор по каталогам, реферативным обзорам, спискам литературы (прикнижным, пристатейным, в уже защищенных диссертациях);

- поиск самих источников в соответствии со сформированным списком;

- анализ первоисточников, их отбор, ксерокопирование.

Для составления наиболее полного предварительного списка литературы необходимо просмотреть каталоги, реферативные журналы, периодические издания. Начинать просмотр периодических журналов лучше всего с последнего номера за каждый календарный год. Как правило, в последнем номере публикуется содержание опубликованных статей за весь предшествующий год.

Библиографические издания-указатели содержат упорядоченные библиографические записи;

в них указывается, что издано по тому или иному вопросу в той или иной области знаний. Библиографические указатели состоят из перечня библиографических записей, часто без аннотаций и рефератов.

Реферативные издания содержат также рефераты, где в сжатом виде отображены основные моменты оригинала публикации. Их недостаток - появление СМК-П- 2.4.3.2 - 2011 20/ информации с некоторым опозданием;

кроме того, не исключены определенные пробелы в перечне публикаций.

В последнее время заметно упростился поиск законодательных актов. Для этой цели необходимо использовать правовую базу данных, воспользоваться которой можно в любой крупной библиотеке города или на выпускающей кафедре.

В процессе отбора литературы следует придерживаться тематики исследования, следует сосредоточиться на главном. Чрезмерное увлечение чтением первоисточников приводит к сбору излишней информации, способствует излишним затратам времени и средств, засорению ума второстепенными проблемами, тормозит процесс работы над текстом магистерской диссертации. Для экономии времени анализ целесообразно начинать с самых "перспективных" (пусть и на первый взгляд) источников. Далее можно двигаться по ссылкам на литературу из публикаций, наиболее грамотно излагающих суть проблемы.

Следует, однако, заметить, что работа с собранным материалом может быть неэффективной и трудной, если этот материал не систематизировать. Способы систематизации могут быть разные (например, можно разложить его по стопкам или папкам в соответствии с подпунктами плана). При таком подходе Вы будете работать не со всем материалом, а, например, с 1/6 или с 1/10 его частью, что очень удобно. Наиболее важные моменты в собранном материале можно выделить маркером, разноцветными ручками, закладками, сделать пометки на полях или даже отсканировать, записав лишь краткие памятки в рабочем блокноте.

Работая над источниками следует не просто заимствовать чужой материал, но обдумывать уже имеющуюся научную информацию, вырабатывать собственные идеи, подходы и концепции, фиксировать собственные мысли. Переписывание чужого текста массивами или без ссылок на первоисточник превращает работу в плагиат. С другой стороны, разумное заимствование не страшно, следует лишь указывать источник, из которого заимствован тот или иной материал. Если вы выписываете цитаты - обязательно давать ссылки. Если материал переосмыслен и переформирован, то источник указывается в списке литературы.

Сбор фактического материала - один из наиболее ответственных этапов подготовки выпускной квалификационной работы, во многом определяющий своевременное и качественное написание работы. Поэтому, прежде чем приступить к сбору материала, студенту совместно с научным руководителем необходимо тщательно продумать, какой именно фактический материал необходим для магистерской диссертации, и составить, по возможности, специальный план его сбора в период практики.

Студент в период производственной и научно-исследовательской практики должен:

- собрать статистический материал, - сделать необходимые выписки из служебной документации предприятия или организации, где он проходит практику, - изучить действующие инструкции, методические указания, нормативные документы, постановления, регламентирующие работу той или иной организации СМК-П- 2.4.3.2 - 2011 21/ или предприятия.

- обобщить материал, собранный в период прохождения практики, определить его достоверность и достаточность для подготовки магистерской диссертации.

После того, как изучен и систематизирован отобранный по теме теоретический материал, а также собран и обработан фактический материал, возможны некоторые изменения в первоначальном варианте плана магистерской диссертации и начинается оформление окончательного текста магистерской диссертации.

Рабочий план магистерской диссертации разрабатывается студентом при участии научного руководителя. Первоначальный вариант плана должен отражать основную идею работы. При составлении первоначального варианта плана магистерской диссертации следует определить содержание отдельных разделов (глав) и дать им соответствующее название;

продумать содержание каждой главы и наметить в виде подразделов (параграфов) последовательность вопросов, которые будут в них рассмотрены.

Рабочий план выпускной квалификационной работы должен быть гибким.

Необходимость его корректировки может возникнуть - после детального изучения исследуемой проблемы;

- вследствие того обстоятельства, что по ряду вопросов, выделенных в са мостоятельные разделы, может не оказаться достаточного количества материала;

- из-за появления новых данных, представляющих теоретический и прак тический интерес.

Все изменения в плане должны быть согласованы с научным руководителем.

Окончательный вариант плана магистерской диссертации утверждается научным руководителем не позднее, чем за месяц до защиты и по существу должен представлять собой оглавление работы.

5.2. ПОРЯДОК СДАЧИ СТУДЕНТОМ ЗАКОНЧЕННОЙ РАБОТЫ За две недели до защиты кафедра проводит предварительную защиту вы пускных квалификационных работ в форме доклада магистранта и дискуссии в научной группе или коллективе преподавателей, специалистов, аспирантов и студентов, работающих в близких научных направлениях. В ходе обсуждения выявляются ошибки, неточности, недоработки, которые необходимо устранить.

Если предзащита признана несостоявшейся, решением кафедры студент может быть не допущен к защите.

Готовые квалификационные работы представляются на рассмотрение заведующего кафедрой не позднее, чем за неделю до дня защиты. Работа считается готовой при наличии на титульном листе подписей исполнителя и руководителя.

Научный руководитель представляет отзыв на квалификационную работу. Отзыв должен содержать объективный анализ содержания работы, а также мнение руководителя относительно успешности освоения личностных компетенций (о степени самостоятельности студента, его отношении к делу и т.п.). Руководитель указывает в отзыве свою оценку квалификационной работы по шкале «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

СМК-П- 2.4.3.2 - 2011 22/ Руководитель выносит рекомендацию в аспирантуру, если считает, что студент готов к продолжению обучения. От руководителя должна исходить начальная рекомендация по внедрению или публикации результатов работы.

Электронная версия работы сдается секретарю кафедры.

Возможность допуска квалификационных работ к защите определяет заведующий кафедрой. Допуск к защите фиксируется подписью заведующего кафедрой на титульном листе. Одновременно заведующий кафедрой назначает рецензента.

Если заведующий кафедрой не считает возможным на момент рассмотрения допустить квалификационную работу к защите, то он назначает новый срок рассмотрения и указывает необходимые доработки.

Рецензент не позже, чем за 5 дней до защиты, представляет развернутую (не менее 1,5-2 страниц машинописного текста) рецензию с анализом сильных и слабых сторон магистерской диссертации. Рецензент оценивает соответствие содержания выпускной работы положениям ФГОС ВПО направления, оценивает актуальность темы, научную новизну и практическую значимость работы, характеризует качество представления материала (степень соответствия структуры рукописи, ее оформления, языка изложения стилю, принятому для научных отчетов, статей, проектной документации), отмечает, можно ли из текста рукописи с достаточной степенью ясности судить о достоверности и ценности полученных результатов, о личном вкладе автора. Как правило, рецензии содержат замечания, на которые студентам предстоит отвечать в ходе защиты. Рецензент указывает в рецензии свою оценку квалификационной работы по шкале «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», основывая оценку на компетентностном подходе и вывод о соответствии уровня автора рукописи квалификации (степени), предусмотренной ФГОС направления. Студент знакомится с рецензией не позднее, чем за 3 дня до защиты работы.

На основании своей выпускной квалификационной работы студент готовит к защите доклад и компьютерную презентацию, которые сдает для проверки научному руководителю за неделю до защиты.

5.3. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ВКР Подготовка к защите сводится в первую очередь к работе над текстом доклада-выступления. Доклад на защите следует строить по определенному плану, излагая наиболее существенные этапы и результаты выпускной работы.

Рекомендуемая структура доклада представлена в Приложении И.

Содержание доклада должно вкратце передавать основное содержание магистерской диссертации. В то же время, простой пересказ содержания не позволяет выделить самые существенные результаты работы, подчеркнуть ее оригинальность, оттенить специфику, обратить внимание участвующих на личный вклад автора. Эти задачи решаются студентом лучше, если в основу сообщения положить выводы и рекомендации в их творческом изложении.

СМК-П- 2.4.3.2 - 2011 23/ Выступление нужно проиллюстрировать с помощью схем, таблиц, графиков, и т. д. Демонстрационные плакаты (раздаточный материал) необходимо готовить очень тщательно по содержанию, не говоря уже о соблюдении правил оформления графиков, диаграмм, таблиц. Примерный состав информации на демонстрационных плакатах (в «раздаточном материале») представлен в Приложении К.

Доклад для защиты следует подготовить особенно тщательно, а также неоднократно его прорепетировать с часами в руках, чтобы не выходить за рамки установленного регламента. При подготовке доклада следует учитывать, что страница машинописного текста, напечатанного через 2 интервала, соответствует 2-2,5 минутам выступления в зависимости от темпа чтения (он не должен быть слишком быстрым). При этом необходимо оставить резерв времени на пояснения демонстрационного материала, пометив в тексте доклада соответствующие места. Для удобства чтения цифры лучше писать вместе со словами, например, 1 млн. 200 тыс., а не 1200000, чтобы не пришлось потом долго подсчитывать нули. Рекомендуется печатать доклад достаточно крупным шрифтом (в зависимости от остроты зрения), а также делать большие межстрочные интервалы и поля, чтобы всегда можно было оперативно вставить пометки, дополнения, комментарии.

Вместе с тем, чтение всего доклада с бумаги оставляет не лучшие впечатления для присутствующих. Рекомендуется хорошо выучить доклад, а затем составить к нему перечень ключевых фраз- тезисов в том порядке, в каком будет излагаться доклад. Бегло глядя в тезисы, а не читая весь доклад можно создать благоприятное впечатление у присутствующих и при этом ничего не забыть и не перепутать.

В заключительной части можно поблагодарить научного руководителя, сотрудников кафедры, членов комиссии за руководство, ценные советы и закончить речь словами «Спасибо за внимание».

Следует заметить, что обычно оценка зависит не от качества магистерской диссертации, а от впечатления, которое студент произведет на членов комиссии, поэтому следует продумать свой внешний облик на защите. Нужно также поста раться подготовиться так, чтобы свободно и непринужденно пользоваться текстом магистерской диссертации, легко ориентироваться во вспомогательном материале.

Желательно, чтобы на защите студент держался спокойно, с достоинством. Речь должна быть нормальной по громкости и не очень быстрой. Наиболее приемлема спокойная повествовательная манера изложения. Важно, чтобы ответы на вопросы были правильными, ясными и четкими, звучали уверенно и убедительно.

Рекомендации по составлению компьютерной презентации (КП) магистерской диссертации с помощью пакета Microsoft PowerPoint Компьютерная (электронная) презентация (КП) дает ряд преимуществ перед обычной - плакатной.

В широком смысле слова презентация — это выступление, доклад, защита законченного или перспективного проекта, представление на обсуждение рабочего проекта, результатов внедрения и т.п.

СМК-П- 2.4.3.2 - 2011 24/ Использование КП позволяет значительно повысить информативность и эффективность доклада при защите магистерской диссертации, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала.

Написание презентации к защите всегда ответственная, кропотливая, но полезная работа. Полезная, так как приводит в порядок мысли магистранта, классифицирует материал, позволяет вскрыть «узкие» места. Презентация — суть всего перечисленного, поскольку весь отобранный и подготовленный выпускником материал наглядно отображается на экране в концентрированном, сжатом виде, и все огрехи здесь становятся достаточно рельефными. Поэтому один из главных положительных моментов при создании электронных презентаций — максимальная собранность магистранта. Работая с мультимедийными презентационными технологиями, он показывает умение представлять итоги своего труда с привлечением современных средств редактирования, выполнять требования, предъявляемые к уровню подготовки магистра, изложенные в Государственных образовательных стандартах различных направлений.

Презентация позволяет членам аттестационной комиссии одновременно изучать выпускную квалификационную работу (МД) и контролировать выступление магистранта. Поэтому желательно сопровождать выступление презентацией с использованием 12-15 слайдов.

Основными принципами при составлении подобной презентации являются лаконичность, ясность, уместность, сдержанность, наглядность (подчеркивание ключевых моментов), запоминаемость (разумное использование ярких эффектов).

Необходимо начать КП с заголовочного слайда и завершить итоговым. В заголовке приводится тема (название) и автор (Ф.И.О.). Сделайте нумерацию слайдов и напишите, сколько всего их в презентации (оглавление). В итоговом слайде уместно поблагодарить руководителя и всех, кто давал ценные консультации и рекомендации.

Основное требование — каждый слайд должен иметь заголовок, количество слов в слайде не должно превышать 40.

Для оформления профессиональной КП можно использовать дизайн шаблонов (Формат — Применить оформление). Не следует увлекаться яркими шаблонами, информация на слайде должна быть контрастна фону, а фон не должен затенять содержимое слайда, если яркость проецирующего оборудования будет недостаточной.

Не следует злоупотреблять эффектами анимации. Оптимальной настройкой эффектов анимации является появление в первую очередь заголовка слайда, а затем — текста по абзацам. При этом, если несколько слайдов имеют одинаковое название, то заголовок слайда должен постоянно оставаться на экране.

Динамическая анимация эффективна тогда, когда в процессе выступления происходит логическая трансформация существующей структуры в новую структуру, предлагаемую вами. Настройка анимации, при которой происходит СМК-П- 2.4.3.2 - 2011 25/ появление текста по буквам или словам, может вызвать негативную реакцию со стороны членов комиссии, которые одновременно должны выполнять различных дела: слушать выступление, бегло изучать текст работы и вникать в тонкости визуального преподнесения вами материала исследования. Ведь визуальное восприятие слайда презентации занимает от 2 до 5 секунд, в то время, как продолжительность некоторых видов анимации может превышать секунд.

Для настройки временного режима презентации используется меню Показ слайдов - Режим настройки времени. Предварительно надо определить, сколько минут требуется на каждый слайд. Очень важно не торопиться при докладе и четко произносить слова. Презентация поможет вам провести доклад, но она не должна его заменить. Желательно подготовить к каждому слайду заметки по докладу (Вид - страницы заметок). Можно распечатать некоторые ключевые слайды в качестве раздаточного материала.

5.4. ПРОЦЕДУРА ПУБЛИЧНОЙ ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ (МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ) До начала заседания Государственной экзаменационной комиссии выпускные квалификационные работы (МД) должны быть сданы секретарю для контроля правильности оформления и сверки фамилии, имени, отчества выпускника магистратуры, темы МД, фамилии, имени, отчества научного руководителя МД, номера приказа о допуске к защите, указанных в МД, с соответствующими документами. (Необходимый комплект документов, который перед защитой должен иметь магистрант, перечислен в Приложении Л).

Защита выпускных квалификационных работ проходит в торжественной обстановке, публично, на открытом заседании аттестационной комиссии.

Идентификация выпускников на итоговых аттестационных испытаниях проводится традиционно: визуально и по паспортам.

В начале работы комиссии председатель представляет магистрантам и присутствующим всех членов комиссии с указанием фамилии, имени и отчества, ученой степени и звания, должности.

Объявляя защиту каждой магистерской диссертации (выпускной квалификационной работы), председатель называет фамилию, имя и (обязательно) отчество выпускника, тему его научно-исследовательской работы, а также время, отводимое на доклад. Члены комиссии, задавая вопросы, также обращаются к выпускнику по имени и отчеству.

Продолжительность защиты не должна превышать 40 минут.

Схематично процедура защиты включает следующие стадии.

1. Доклад диссертанта по теме магистерской диссертации – 10-15 минут. В докладе с использованием раздаточного материала или слайдов кратко излагаются актуальность, цель и задачи работы, освещаются научная и практическая значимость полученных результатов, формулируются рекомендации и выводы.

СМК-П- 2.4.3.2 - 2011 26/ 2. Ответы на вопросы председателя, членов комиссии и других присутствующих.

3. Оглашение рецензии специалиста на выпускную квалификационную работу и справки о внедрении ее результатов на предприятии, организации, фирме (если имеется).

4. Ответы выпускника на замечания рецензента.

5. Выступление научного руководителя магистерской диссертации и других лиц, присутствующих на защите, если они просят слово.

6. Ответы выпускника на критические замечания научного руководителя и других лиц, принявших участие в обсуждении выпускной квалификационной работы.

После публичного заслушивания всех магистерских диссертаций, представленных на защиту, проводится закрытое (для посторонних) заседание аттестационной комиссии. На закрытом заседании комиссии обсуждаются результаты прошедших защит, выносится согласованная оценка по каждой ВКР (магистерской диссертации): «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно». Оценка выносится простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании (при равенстве голосов, решающим является голос председателя). Выносится решение о выдаче диплома с отличием. Такое решение принимается на основании оценок, вносимых в приложение к диплому, включающих оценки по дисциплинам, курсовым работам, практикам и итоговой аттестации. По результатам итоговой аттестации выпускник должен иметь только оценки «отлично». При этом оценок "отлично", включая оценки по итоговой аттестации, должно быть не менее 75%, остальные оценки – «хорошо». Зачеты в процентный подсчет не входят. Одновременно принимаются рекомендации о практическом использовании полученных в выпускной квалификационной работе результатов.

Решения комиссии считаются правомочными, если на заседании присутствовало не менее 2/3 ее состава.

По окончании закрытого заседания возобновляется публичное открытое заседание комиссии, на которое вместе с выпускниками приглашаются все желающие. Председатель кратко подводит итоги, объявляет оценки по защищенным на данном заседании выпускным работам и другие результаты, в том числе о присуждении (не присуждении) каждому выпускнику искомой степени (квалификации), о выдаче дипломов с отличием и др.

Решения о работе комиссии оформляются протоколами установленной формы, в которых фиксируются заданные каждому выпускнику вопросы, даются оценки выпускным квалификационным работам.

Успешная защита магистерской диссертации означает окончание обучения в магистратуре, магистранту присуждается степень магистра по соответствующему направлению.

Выпускник, получивший неудовлетворительную оценку при защите ВКР, отчисляется из института. При восстановлении ему назначается повторное СМК-П- 2.4.3.2 - 2011 27/ итоговое испытание, но не ранее, чем через три месяца, и не более, чем через пять лет после прохождения итоговой аттестации впервые. Повторные итоговые испытания назначаются не более двух раз.

В случае неудовлетворительной оценки, полученной на защите ВКР, государственная аттестационная комиссия устанавливает, может ли к повторной защите представляться та же работа, но с доработкой, или должна быть разработана новая тема.

СМК-П- 2.4.3.2 - 2011 28/ ПРИЛОЖЕНИЕ А ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ НА ТЕМУ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ Зав. кафедрой д.э.н., проф. от студента направления _ ФИО полностью Заявление Прошу утвердить мне тему магистерской диссертации «................................................................................. …………………………….» и назначить руководителем................... ……………………. (ФИО, должность) Число подпись СМК-П- 2.4.3.2 - 2011 29/ ПРИЛОЖЕНИЕ Б ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ЗАПРОСА НА ВЫПОЛНЕНИЕ ВКР Заведующему кафедрой _ проф. от (должность) ООО «АЗИМУТ» Островской Е.Н.

ЗАПРОС Просим утвердить тему магистерской диссертации «Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления предприятием ООО «АЗИМУТ» студенту Шипиловой М.А., так как разработка данного проекта в настоящее время является актуальной для предприятия.

Число Подпись Запрос делается на фирменном бланке предприятия, либо на чистом листе и заверяется печатью.

СМК-П- 2.4.3.2 - 2011 30/ ПРИЛОЖЕНИЕ В ЗАДАНИЕ на выполнение выпускной квалификационной работы Форма выпускной квалификационной работы (ВКР):

бакалаврская работа магистерская диссертация дипломная работа дипломный проект Студент(ка) фамилия, имя, отчество форма обучения группа, очная/заочная направление подготовки / специальность _ нужное подчеркнуть наименование 1. Тема _ 2. Дата выдачи темы «_»200г.

3. Календарный график выполнения _ _ _ 4. Содержание пояснительной записки _ _ _ 5. Срок представления студентом(кой) законченной ВКР:

«_» _ 200 г.

Научный руководитель _ Ф.И.О., ученая степень, должность, место работы _ Научный руководитель _ (подпись) Студент _ (подпись) СМК-П- 2.4.3.2 - 2011 31/ ПРИЛОЖЕНИЕ Г ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ВКР МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» КАФЕДРА _ Диссертация допущена к защите Заведующий кафедрой ФИО « »_20 г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ НАЗВАНИЕ направление магистерская программа Работу выполнил студент ФИО Научный руководитель д.э.н., профессор (к.э.н., доцент ) ФИО Санкт-Петербург СМК-П- 2.4.3.2 - 2011 32/ ПРИЛОЖЕНИЕ Д ПРИМЕР СПРАВКИ О ВНЕДРЕНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ Заведующему кафедрой_ проф. _ от ( должность) ООО «АЗИМУТ» ФИО СПРАВКА О ВНЕДРЕНИИ Доводим до Вашего сведения, что проект, разработанный в магистерской диссертации Шипиловой М.А. на тему «Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления предприятием ООО «АЗИМУТ» планируется к внедрению (внедрен) в деятельность нашей организации начиная с 20 _ года.

Полученные результаты, включающие в себя (перечисляется то, что конкретно сделано студентом) нашли отражение в методических разработках по планированию инноваций в ООО «АЗИМУТ» (либо в докладных, аналитических и прочих записках, либо использованы в расчетах эффективности деятельности в ООО «АЗИМУТ» и т.п.).

Подпись ФИО Генеральный директор ООО «АЗИМУТ» (На крупных предприятиях (организациях, фирмах) справка может быть также подписана начальником департамента, отдела, цеха или другого структурного подразделения.

Справка о внедрении делается на фирменном бланке предприятия, либо на чистом листе и заверяется печатью.

СМК-П- 2.4.3.2 - 2011 33/ ПРИЛОЖЕНИЕ Е ОТЗЫВ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ на магистерскую диссертацию магистранта _ фамилия, имя, отчество на тему _ 1. Актуальность и практическая / теоретическая значимость темы _ 2. Научная новизна _ 3. Логическая последовательность 4. Умение пользоваться методами научного исследования 5. Аргументированность и конкретность выводов и предложений _ _ 6. Использование программных средств _ 7. Умение систематизировать информационный материал 8. Широта использования литературных источников_ Для магистерских программ, позволяющих применение специализированных программных средств.

9. Самостоятельность подхода к раскрытию темы МД 10. Наличие собственной точки зрения 11. Степень обоснованности выводов и рекомендаций 12. Качество оформления МД, качество иллюстративного материала _ 13. Недостатки в работе _ СМК-П- 2.4.3.2 - 2011 34/ 14. МД соответствует/не соответствует требованиям, предъявляемым к МД, и нужное подчеркнуть может/не может быть рекомендована к защите на заседании ГАК нужное подчеркнуть 15. Магистрант _ фамилия, имя, отчество заслуживает присвоения ему (ей) степени магистра по направлению подготовки Научный руководитель МД _ фамилия, и., о., ученая степень, звание, место работы, должность «_»200г. подпись научного руководителя СМК-П- 2.4.3.2 - 2011 35/ ПРИЛОЖЕНИЕ Ж ФОРМА РЕЦЕНЗИИ НА ВКР РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу магистра «» (название работы в точном соответствии с приказом) выполненную студентом(кой) кафедры «Название» ФГБОУ ВПО «СПбТЭИ» (фамилия, имя, отчество полностью) Актуальность работы Раскрывается основное значение исследуемой в выпускной работе темы, ее актуальность (для кого, чего), характер ( прикладной, теоретический и т. д.). Особо отмечается актуальность темы в настоящее время, и с чем это связано.

Характеристика работы Дается анализ содержания ВКР по главам. Раскрывается степень обоснованности основных положений, указывается насколько методически правильно решена та или иная из поставленных задач, отмечается уровень научного и практического их исполнения, рациональность примененных методов решения. Отмечается качество оформления выпускной квалификационной работы.

Формируются общие выводы по работе в целом, особо подчёркивая:

- соответствие выводов и рекомендаций содержанию ВКР и обоснованность положений, выносимых автором на защиту;

- значимость практических результатов, либо теоретических исследований для практики, дальнейших исследований, учебного процесса.

Pages:     || 2 |








© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»