Научный Центр - Dissers WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!
Pages:     | 1 ||

«РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ...»

-- [ Страница 2 ] --

более мелкие рубрики, чем параграф, помечаются буквами русского или латинского алфавита. Простейшим видом рубрикации является деление текста внутри самостоятельной единицы — параграфа или подпараграфа с помощью абзацев — отступов вправо в строке при начале новой смысловой части. Абзацы позволяют более зримо обозначить логические переходы внутритекстуального характера. Поэтому их можно рассматривать как композиционный прием, направленный на выделение логических акцентов, которые невозможно выделить другими способами.

Логическая целостность высказывания, присущая абзацу, способствует лучшему восприятию текста. Поэтому правильная разбивка текста диссертационной работы на абзацы существенно облегчает ее чтение и осмысление.

Деление на более крупные части работы диктуется внутренней логикой текста. Например, если глава делится на параграфы, последние не должны дублировать друг друга по смыслу, но в своей сумме должны полностью исчерпывать содержание главы в целом.

Несоблюдение этого правила может вызывать ошибки. В частности, глава может оказаться по смыслу уже общего объема составляющих ее параграфов, т.е. содержать лишние по смыслу параграфы. Возможна и противоположная ситуация, когда количество параграфов недостаточно для исчерпывающего раскрытия темы главы.

Деление главы на параграфы должно осуществляться на протяжении всей главы по одному и тому же признаку.

Параграфы, на которые делится глава, не должны сами соотноситься друг с другом как часть и целое. Например, с точки зрения логики нельзя признать правильным деление главы «Учащиеся, нуждающиеся в специальных методиках обучения» на параграфы: 1) дети, отстающие в развитии, 2) дети, отстающие в развитии речи, 3) дети с органическими отклонениями от нормы.

Ошибка здесь в том, что дети, отстающие в развитии речи, в действительности представляют собой подгруппу детей, отстающих в развитии;

таким образом, второй параграф является частью первого по содержанию.

При делении главы на параграфы нельзя перескакивать через отдельные классификационные виды. Например, деление главы «Виды предложений» на три параграфа: 1) простые предложения, сложносочиненные предложения, 3) сложноподчиненные 2) предложения — явная логическая ошибка смешения в одном ряду понятия различной степени рубрикации. Эту главу следовало бы разделить на два параграфа: 1) простые предложения, 2) сложные предложения, причем последние в свою очередь могут быть разделены на сложносочиненные и сложноподчиненные.

Главы и параграфы должны быть озаглавлены так, чтобы название точно соответствовало содержанию текста. В заголовках следует избегать узкоспециальных терминов, сокращений, аббревиатур, математических формул. Заголовки должны быть достаточно краткими, т.е. не содержать лишних слов, но в то же время они не должны состоять из одного слова. Односложный заголовок утрачивает конкретность и приобретает нежелательную для отдельной главы или параграфа широту. Не следует растягивать название главы или параграфа на несколько строк, даже если иначе трудно передать содержание главы с достаточной точностью.

Главы и параграфы должны быть пронумерованы. Для этого используются римские и арабские цифры, прописные и строчные буквы в сочетании с делением на абзацы. Например, части нумеруются с использованием порядковых числительных (часть первая), разделы — с использованием прописных букв, главы — римских цифр, параграфы — арабских цифр. Рубрики внутри текста организуются с помощью русских или латинских строчных букв. В последнее время входит «в моду» чисто цифровая нумерация, когда самые крупные части нумеруются одной цифрой, их подразделы — двумя цифрами: номером части и номером раздела (например, раздел 2.1), параграфы — тремя цифрами (2.1.3). Такая система допускает отсутствие слов «часть», раздел», «глава», «параграф».

Методика изложения содержания и стилистика. Поскольку ваша диссертация будет восприниматься другими людьми, принципиальное значение имеет то, как подан и как выражен в языке представляемый материал. Удачное изложение и грамотный литературный язык сами по себе являются достоинством и способны замаскировать недостатки работы и подчеркнуть ее удачные моменты. Невыигрышная подача текста, неряшливый или стилистически неграмотный язык, а тем более наличие в тексте грамматических ошибок могут испортить впечатление от самой талантливой и оригинальной работы.

Каждый исследователь стремится донести до читателя свои мысли оптимальным образом. Здесь могут использоваться различные варианты. Это может быть сжатое описание хода исследования с подробным изложением результатов. Другой вариант подачи ориентирован на читателя-неспециалиста и отличается подробным изложением всех стадий работы;

автор как бы вводит читателя в свою творческую лабораторию, ведет его от этапа к этапу, комментируя удачи и неудачи, и в конечном итоге раскрывает полученный результат и вытекающие из него следствия.

Этот вариант изложения наиболее приемлем для диссертации, поскольку позволяет автору лучше раскрыться как начинающему самостоятельному исследователю и продемонстрировать свое соответствие официальным требованиям, предъявляемым к соискателю квалификационной степени.

Способы изложения диссертационного материала весьма разнообразны. Это может быть изложение в виде развернутого доказательства сформулированной в начале работы гипотезы, когда вся диссертация представляет собой как бы расширенное подробное единое доказательство. Можно поступить наоборот: вначале формулируется задача исследования, а затем начинается движение от нее к конечному выводу. Изложение может быть дедуктивным, т.е.

направленным от общих аксиоматических положений к анализу частных случаев, и индуктивным — направленным от эмпирических случаев, экспериментальных данных к теоретическим обобщениям.

Наконец, изложение может быть описательным, когда автор старается скорее показать факты, чем сделать из них какие-то широкомасштабные выводы;

в таких случаях факты должны быть поданы так, чтобы они говорили сами за себя. Значительное место занимает хронологический способ изложения, когда научные факты излагаются в определенной временной последовательности.

Если способ изложения раскрывает научную культуру автора, то его общую культуру характеризует уровень языка и стиля.

Стилистические требования, предъявляемые к диссертации, складываются из двух компонентов – требований современного русского литературного языка и требований так называемого академического этикета. Академический этикет применительно к тексту диссертации – это определенные принципы письменного общения членов научного сообщества между собой.

Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логическое изложение материала, т.е.

построение изложения в форме рассуждений и доказательств.

Академический этикет требует исчерпывающей доказательности выдвинутых соискателем положений, смысловой законченности, целостности и связности текста. Это достигается с помощью специальных языковых средств выражения логических связей. Среди таких средств следует назвать функциональные связки (преимущественно вводные слова и обороты): последовательность развития мысли выражается словами «вначале», «прежде всего», «затем», «во-первых», «во-вторых», «значит», «итак» и др.;

противоречивые отношения — словами «однако», «между тем», «в то время как», «тем не менее»;

причинно-следственные отношения —• словами «следовательно», «поэтому», «благодаря этому», «сообразно с этим», «вследствие этого», «кроме того», «к тому же»;

переход от одной мысли к другой — «прежде чем перейти к...», «обратимся к...», «рассмотрим», «остановимся на...», «рассмотрев, перейдем к...», «необходимо остановиться на...» и др.;

итог выражается словами «итак», «таким образом», «значит», «в заключение отметим», «все сказанное позволяет сделать вывод», «подведя итог», «следует сказать» и т.д.

Подобные слова и обороты не всегда украшают изложение, но стилистически приемлемы и необходимы в научном тексте. Например, если автор начинает абзац словами «действительно» или «в самом деле», читатель сразу настраивается на восприятие последующего текста как доказательства положений, изложенных выше, а слова «впрочем», «напротив», «с другой стороны» настраивают на ожидание противопоставления нижеследующего сказанному выше. В диссертациях по точным и техническим наукам такие слова всегда используются для эксплицитного выражения логических связей, которые иначе словесно выразить невозможно.

Иногда подобные слова дополнительно несут функцию рубрикации текста, поскольку способствуют более глубокому логическому структурированию.

Научный текст отличает прагматическая направленность на конечный результат. Поэтому в диссертационном исследовании словоупотребление должно быть максимально точным, лишенным специальных стилистических украшений. Такой текст не требует художественности, эпитетов и метафор, эмоциональных средств выражения. Принципиальную роль в научном тексте играют специальные термины, которые нужно употреблять в их точном значении, умело и к месту. Нельзя смешивать терминологию различных наук. Помимо единичных слов-терминов в научном тексте используются устойчивые фразеологические обороты, превратившиеся в своего рода термины. Таковы устойчивые сочетания типа «экономический рост», «социальный институт», «экономическое регулирование» и т.д.

Характеризуя синтаксический строй научного текста, необходимо отметить, что логическая цельность и связанность его частей требует широкого использования сложных предложений. Им присуща разветвленная синтаксическая структура с обилием связок и союзов. Превалируют сложноподчиненные предложения, поскольку они более гибко отражают логические связи внутри текста. Диссертант не должен стремиться упростить синтаксис своей работы, так как это влечет за собой потерю необходимой логической динамики. Не следует понимать требования простоты и ясности изложения как призыв максимально упростить синтаксис. В то же время синтаксическая структура предложений не должна быть чрезмерно сложной, такой, когда читатель, дойдя до конца фразы, забывал, с чего она началась. Нужна оптимальная синтаксическая модель.

Стиль диссертации — это стиль безличного монолога, лишенного эмоциональной и субъективной окраски. Не принято использовать местоимение первого лица единственного числа «я», точку зрения автора обычно отражает местоимение «мы», например:

«нами установлено», «мы приходим к выводу» и т.д. Благодаря такому стилю создается впечатление, что мнение автора как бы имплицитно подкрепляется мнением стоящих за ним людей — научного коллектива, школы или направления. Кроме того, такая подача текста выглядит скромнее, позволяя автору не выдвигать себя на первый план. Для того чтобы разнообразить текст, конструкции с местоимением «мы» могут заменяться неопределенно-личными предложениями;

например, «к проблеме социализации подходят с различных точек зрения». Используются также изложение авторской позиции от третьего лица («автор полагает, что...») и страдательный залог («разработан феноменологический подход к проблеме»).

Принцип точности научной речи должен быть ведущим принципом написания диссертации. Лексические ошибки, связанные с неправильным выбором слов, чреваты смысловым искажением и потому значительно ухудшают текст. Естественно, что текст становится менее читабельным и при излишней книжной витиеватости языка, и при избыточном и не вполне семантически грамотном использовании иностранных слов. Текст должен отвечать требованию единства терминологии, т.е. терминологического единообразия. Следует избегать использования терминов-синонимов;

например: «общественный уклад» и «социальный уклад».

Значительно ухудшают стиль слова, произведенные из иностранных по правилам словообразования русского языка (например, «дигитальный») и наоборот, слова, образованные из русских слов на манер иностранных.

Помимо точности словоупотребления научный текст требует ясности изложения. Нередко в тех случаях, когда сам автор не вполне четко понимает, что он хочет сказать, он формулирует свою мысль намеренно неясно. Это особенно характерно для соискателей, которые считают, что наукообразие и научность — одно и то же, и поэтому пересыпают свой текст излишними наукообразными оборотами и терминами. Неясность может возникать и из-за неправильного порядка слов в предложении. Например, фраза:

«Четыре подобных автомата обслуживают несколько тысяч человек» оставляет неясным, кто именно и кого обслуживает. Создают неясность и слова с неопределенным значением, обороты типа «известным образом», «некоторым способом», «в надлежащем направлении» и т.д. Достаточно часто такие обороты отражают элементарное незнание автора тех моментов, которые он обозначает этими выражениями.

Еще одним требованием, предъявляемым к научному тексту, является краткость. Это не означает, что предложения в тексте должны быть односложными. Просто не следует использовать слова и выражения, которые не имеют смысловой нагрузки, а также повторы, слова-паразиты, излишнюю конкретизацию. Например, такая фраза, как: «В настоящее время современное общество переживает кризис» содержит неоправданное удвоение указания на время;

'фраза:

«Анализ показывает, что существующие в современном обществе социальные институты претерпевают радикальные изменения» содержит лишнее слово «существующие», поскольку несуществующие институты не могут претерпевать изменения. Присутствие в диссертации таких слов говорит либо о том, что автор не имеет четкого представления о том, о чем пишет, либо о том, что он бездумно пользуется словами. Принципы краткости и ясности нарушаются и в тех случаях, когда автор неоправданно употребляет слова иностранного происхождения там, где их функцию вполне могли бы выполнить обычные слова русского языка, когда имеет место бессмысленное параллельное употребление русских и иностранных синонимичных слов, например: «форсировать ускоренными темпами», «уместные в юридических документах, например: «касательно решения этой проблемы», «в качестве иллюстративного материала может служить таблица» и т.д.

Как уже говорилось выше, стиль служит показателем как общей культуры соискателя, так и степени его проникновения в суть проблемы. Поэтому добиться максимально возможного стилистического уровня текста остается обязательной задачей всякого пишущего диссертацию.

ОФОРМЛЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Оформление текста. Оформление — одна из важнейших стадий работы над диссертацией. Придание соответствующей формы тексту диссертации имеет принципиальное значение, поскольку диссертация — это формальное квалификационное сочинение и ее оформление должно соответствовать общепринятым требованиям. Причем определенные элементы оформления нельзя откладывать «на потом», на то время, когда текст в своей основе уже будет написан.

Об оформлении нужно думать по ходу работы над темой, в процессе создания черновой рукописи. Ведь диссертация состоит не только из текстовой части, но включает в себя формулы, приложения, таблицы, диаграммы, графики, иллюстрации. Все эти виды материала должны быть представлены в диссертации в соответствии с требованиями, предъявляемыми к работам, направляемым в печать.

Текстовой материал диссертации обычно содержит числительные, буквенные обозначения, цитаты, ссылки, перечисления и т.п.

Количественные числительные записываются цифрами, если они являются многозначными, и словами, если они однозначны;

например: десять автомобилей (не: 10 автомобилей). Если при числительном даются в сокращенном обозначении единицы величины, то такое числительное (даже однозначное) записывается цифрами;

например: 28 кг, 5 л и т.д. После сокращений единиц меры, длины, массы, объема точка не ставится. При перечислении однородных величин и отношений сокращенное обозначение единицы величины ставится только после последнего числа.

Количественные числительные согласуются с именами существительными во всех падежных формах, кроме форм именительного и винительного падежей;

например: до сорока метров (род. п.), к семидесяти тоннам (дат. п.) и т.д. В формах именительного и винительного падежей количественные числительные управляют существительными;

например: имеется сто (им. п.) литров (род. п.), получить восемьдесят (вин. п.) рублей (род. п.).

При количественных числительных, записанных арабскими цифрами, падежные окончания не пишутся, если числительные сопровождаются существительными;

например: не 15-ти рублей, а 15 рублей.

Порядковые числительные пишутся словами: седьмой, двадцать пятый, двести пятидесятый. Порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами, не имеют падежных окончаний, если они стоят после существительного, к которому относятся;

например: в гл. 11, на рис. 9, в табл. 6, и имеют падежные окончания, если они стоят перед существительным;

например: 3-й раунд.

При перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставится только один раз;

например: капитаны 1 и 2-го рангов.

Записанные римскими цифрами порядковые числительные падежных окончаний не имеют;

например: IV курс, XX век (не:

ХХ-й век).

В диссертациях часто используются сокращения. При этом применяются три основных способа: 1) сохраняется только первая (начальная) буква слова (город — г.);

2) сохраняется часть слова, отбрасываются окончание и суффикс (медицинский — мед.);

3) пропускается несколько букв в середине слова, вместо которых ставится дефис (университет — ун-т). При этом сокращение должно оканчиваться на согласную и не должно оканчиваться на гласную (если она не начальная буква в слове), на мягкий и твердый знак.

Необходимо правильно оформлять общепринятые условные сокращения. После перечисления пишут: т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие);

при ссылках: см. (смотри), ср. (сравни);

при цифровом обозначении веков и годов: в. (век), вв. (века), г. (год), гг. (годы).

Оформление цитат подчиняется следующим правилам. Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, она начинается с прописной (большой буквы). Если цитата включена на правах части в предложение авторского текста, она пишется со строчной (маленькой) буквы. Если в цитату вошла только часть предложения цитируемого источника, то либо после кавычки ставится многоточие и цитата начинается с маленькой буквы, либо цитата начинается с большой буквы и заканчивается многоточием;

например:

Г. Спенсер считал явления общественной жизни «...следующими общим мировым законам, как и все другие естественные явления».

Цитата начинается со строчной буквы и тогда, когда она органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике;

например: П.А. Сорокин писал, что «уникальные условия революции дают возможность проверить многие социологические положения».

Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка №, например: рис. 7, табл. 9, с. 73, гл. 6. Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать в тексте полностью, без сокращений;

например:

«из рисунка видно, что...», «данные таблицы показывают, что...» и т.д.

Ссылку в тексте на отдельный раздел работы, не входящей в строй данной фразы, заключают в круглые скобки и используют сокращение «см.»;

например: (см. приложение 5).

Подстрочные ссылки (сноски) печатают с абзацного отступа арабскими цифрами без скобки и размещают выше текста строки. От основного текста сноска отделяется сплошной короткой чертой.

Нумерация ссылок осуществляется в последовательном порядке в пределах каждой страницы. На каждой следующей странице нумерацию ссылок начинают с первой.

Перечисления, встречающиеся в тексте, рекомендуется оформлять следующим образом. Если перечисления состоят из отдельных слов или словосочетаний, то они пишутся в строчку и оформляются с помощью нумерации арабскими цифрами или латинскими буквами и запятых;

например: В современной России можно выделить такие социальные слои: 1) верхний, 2) средний, 3) базовый, 4) нижний и 5) «социальное дно».

Если перечисления состоят из развернутых фраз со своими знаками препинания, то части перечисления чаще всего пишутся с новой строки и отделяются друг от друга точкой с запятой;

например:

Капиталистический строй характеризуется:

а) наличием буржуа и пролетариев;

б) ломкой старых социальных связей;

в) усиленной национальной интеграцией.

Все элементы перечисления в целом должны грамматически подчиняться вводному предложению, которое предшествует перечислению;

например: согласно 3. Фрейду, личность характеризуется следующими элементами:

1) эго, или Я;

2) подсознанием, или «оно»;

3) суперэго, или «сверх-Я».

Оформление таблиц, формул и иллюстративного материала.

Цифровые данные, если они играют существенную роль в работе, представляют в виде таблиц.

Таблица — это система горизонтальных и вертикальных граф, снабженных краткими заголовками и порядковыми номерами. Нужно избегать повторов тематического заголовка в заголовках граф;

не следует выносить в объединяющие заголовки повторяющиеся слова.

Основные заголовки (как правило, в единственном числе именительном падеже) в самой таблице пишут с прописной буквы.

Подчиненные заголовки пишут со строчной буквы, если они грамматически связаны с главным заголовком, и с прописной буквы, если такой связи нет. Заголовки (как подчиненные, так и главные) должны быть максимально точными и простыми.

Все таблицы, если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица...» с указателем порядкового номера таблицы;

например: «Таблица 6» без значка № перед цифрой и точки после нее. Если в тексте диссертации только одна таблица, то номер ей не присваивают и слово «таблица» не пишут. Тематический заголовок таблицы располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки в конце.

При переносе таблицы на следующую страницу головку таблицы следует повторить и над ней поместить слова «Продолжение табл. 6»;

заголовок таблицы не повторяют, если головка громоздкая, ее не дублируют, а пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице.

Все цифровые данные должны быть логически однородными и сопоставимыми, основу их группировки должны составлять существенные признаки.

' При использовании таблиц, которые уже были опубликованы в Печати, обязательно следует указать источник.

. ' Если в своем изложении вы можете обойтись без таблиц, то лучше так и сделать. Ненужные таблицы свидетельствуют о неумении обращаться с количественным материалом. Помещать в диссертацию таблицы стоит только в том случае, если их содержание трудно или невозможно передать в обычном тексте или приводимые вами данные нуждаются в наглядном сопоставлении.

Использование формул в работе также подчиняется определенным правилам. Формулы, особенно важные, длинные, изобилующие математическими знаками, лучше помешать на отдельных строках.

Небольшие и не имеющие принципиального значения формулы можно размещать по тексту. Те формулы, на которые придется ссылаться в дальнейшем, следует пронумеровать, а те, на которые ссылок не будет, нумеровать не нужно, чтобы не загромождать текста.

Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы без отточия от формулы к ее номеру. Если номер не умещается в одной строке с формулой, то его располагают в следующей строке ниже формулы. При переносе формулы ее номер ставится на уровне последней строки. Если особенно важная формула заключена в рамку, то ее номер находится в правом краю против основной строки формулы. Номер формулы дроби располагают на середине основной горизонтальной черты формулы.

Производные от приведенной ранее основной формулы целесообразно нумеровать арабской цифрой и прямой строчной буквой русского алфавита, которая пишется слитно с цифрой;

например: (9а), (13в).

Сквозную нумерацию формул применяют в небольших работах, где нумеруется ограниченное количество наиболее важных формул, а также и в более объемных работах, если пронумерованных формул не слишком много и в одних главах содержится мало ссылок на формулы из других глав.

Что касается знаков препинания при формулах, то формулы, будучи полноправным элементом предложения, не изменяют пунктуации. В тех случаях, когда по правилам пунктуации в тексте перед формулой должно стоять двоеточие, а после формулы — запятая или точка, эти знаки обязательно ставят. Следующие друг за другом формулы разделяются между собой запятой или точкой с запятой.

Иллюстративный материал должен соответствовать общему замыслу диссертации. Иллюстрации (рисунки, схемы, графики и т.п.) следует давать только там, где это действительно необходимо;

они должны строго соответствовать тексту. Обязательна сквозная нумерация иллюстративного материала. На иллюстрации делаются ссылки в тексте;

например: см. рис. 10. Кроме номера, иллюстрацию снабжают подрисуночной подписью, которая включает в себя:

тематический заголовок, порядковый номер, обозначаемый арабской цифрой, экспликацию (объяснение), если это необходимо. В последнем случае детали рисунка обозначают цифрами и соответствующие пояснения выносятся в подпись;

например:

1 — выбор проблемы исследования;

2 — обзор литературы.

Существует несколько разновидностей иллюстративного материала, используемого в диссертациях: чертеж, схема, рисунок, фотография, диаграмма, график.

Схема — это упрощенное изображение без определенного масштаба, дающее возможность понять основную идею конструкции или технического процесса. На схемах используют стандартные обозначения. Назначение схемы — способствовать ясности представления, поэтому она должна быть максимально наглядной, простой, позволяющей отчетливо увидеть все детали и их связь.

Рисунки в диссертации обычно используются с целью изобразить исследуемый предмет похожим на наше визуальное восприятие, но без лишних подробностей. Наиболее удобна для этого аксонометрическая проекция.

К фотографии прибегают, если необходимы особая документальность и наглядность изображения. Нередко фотография выполняет функции не только иллюстрации, но и научного документа, подтверждающего правоту автора и подлинность его экспериментов.

В диссертации допустимо использование как ранее опубликованных фотографий, так и оригинальных фотографий автора. При этом к фотографиям предъявляются требования достаточной четкости и функциональности содержания, т.е. фотография должна отвечать замыслу работы и специфике положения, которое она должна проиллюстрировать. Например, если нужно показать размер какого либо географического или архитектурного объекта, желательно, чтобы на снимке рядом с этим объектом был помещен человек, который будет служить своего рода масштабом изображения, но черты лица человека не должны четко просматриваться, чтобы на них не фокусировалось внимание читателя.

Диаграммы и графики используются в тех случаях, когда нужно показать графически зависимость друг от друга каких-либо величин.

Диаграммы обычно используют линейные, столбиковые и секторные.

Линейную диаграмму строят на поле координат, где на оси абсцисс откладывают время (или другие независимые показатели), а на оси ординат — показатели на определенный момент времени;

вершины ординат соединяют прямыми, образуя единую ломаную линию.

Столбиковые диаграммы демонстрируют данные в виде столбцов, высота которых пропорциональна изображаемым величинам.

Секторная диаграмма представляет собой круг, который делится на секторы, пропорциональные задаваемым данным.

Графики используют тогда, когда необходимо наглядно продемонстрировать взаимозависимость математических величин, а также результаты обработки статистических и других количественных показателей. Над графиком помещают его заголовок. В подрисуночной подписи следует дать масштаб графика, пояснения условных знаков и необходимые уточнения.

Оси абсцисс и ординат графика вычерчивают сплошными линиями. На концах координатных осей стрелок не ставят. В некоторых случаях графики снабжают координатной сеткой, соответствующей масштабу шкал по осям абсцисс и ординат;

вместо сетки по осям наносить масштаб можно короткими рисками.

Обычно числовые деления на осях координат начинают не с нуля, а ограничивают теми значениями, в пределах которых рассматривается данная функциональная зависимость. По осям координат следует указать условные обозначения (только принятые в тексте). Надписи, относящиеся к кривым и точкам, оставляют только в тех случаях, когда их немного и они краткие. Многословные надписи заменяют цифрами, а расшифровку приводят в экспликации. Если надписи нельзя заменить обозначениями, то их пишут посередине оси: снизу вверх по оси ординат, слева направо — по оси абсцисс. Так же поступают со сложными буквенными обозначениями и размерностями.

Оформление библиографического аппарата.

Библиографический аппарат — весьма значимая часть диссертации.

Во-первых, это ценное указание на источники по теме исследования для тех, кто будет читать диссертацию;

во-вторых, он позволяет судить о научной культуре автора, глубине его проникновения в тему и этичности его позиции по отношению к авторам используемых источников.

Библиографический аппарат диссертации оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1.84 «Библиографическое описание документа» и с учетом кратких правил «Составления библиографического описания» (2-е изд., доп. М.: Кн. палата, 1991).

Приведем образцы оформления библиографического списка как приложения к диссертации.

Ссылки на монографии, учебники или учебные пособия одного или нескольких авторов 1. Дмитриев Л.В. Конфликтология. — М.: Гардарики. 2000. — 320 с.

2. Турсунов А. Основания космологии: Крптич. очерки. — М.: Мысль,1979. — 237 с.

3. История социологии в Западной Европе и П1ЛА: Учебник /Отв. ред.

Г.В. Осипов.— М.: Норма — Инфра, 1999. — 4. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие / Г.В. Осипов, П.Н. Москвичев, А.В. Кабыща и др. /Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. — VI.: Аспект Пресс, 1996. — 461 с.

Ссылки на статьи из журналов и газет 1. Рукавишников В.О. Социальная напряженность // Диалог. — 1990.

N° 8. — С. 32-45.

2. Лефевр В.А. От психофизики к моделированию души // Вопросы философии. — 1990. № 7. — С. 25-31.

3. Райцын Н. В окопах торговых войн // Деловой мир. — 1993. — 7 окт.

Ссылки на статьи из энциклопедии, и словаря 1. Бирюков Б.В., Гастев Ю.А., Геллер Е.С. Моделирование // БСЭ. — 3-е изд. М., 1974. — Т. 16. — С. 393-395.

2. Диссертация // Советский энциклопедический словарь. М., 1985. — Z. 396.

Ссылки на материалы конференций, съездов Проблемы вузовского учебника: Тез. докл. Третья Всесоюз. науч.

конф. – VI.: МИСИ, 1988. — 156с.

Ссылки на сборники Сборник одного автора: Философские проблемы современной науки / Сост. В.Н. Иващенко. — Киев: Радуга, 1989. — 165 с.

Сборник с коллективным автором: Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч. тр. НИИ высшего образования / Отв. ред. Н.Н. Нечаев. — М.: НИИВО, 1995. — 156 с.

Продолжающееся издание: Сафронов Г.Л. Итоги, задачи и перспективы развития книжной торговли // Внешняя торговля. Опыт, пробл. исслед. — 1981. — Вып. 8. — С. 3—17.

Ссылки на статьи из ежегодника Народное образование и культура СССР в цифрах в 1985 г. М., 1986.

С. 241 – 155.

Ссылки на иностранную литературу 1. Ansubel О.P. Das Jugendalter. — Munchen, 1968 — 284 S.

2. Collier P.. Horo'-itz L. Destructive Generation: Second Thoughts about theties. — N.Y.. 198l -312 p.

3. Homans G. Social Behaviour as Exchange // American Journal of Sociology. — 1958. — Vol. 63. — P. 32-49.

4. Mannheim K. The Problem Generations // K. Mannheim. Esseys on the Sociology of Knowledge. — London, 1952. — P. 131 — 154.

Ссылки на диссертации и авторефераты диссертаций 1. Гудакова Ж.И. Управление организацией: согласование интересов и социальный конфликт: Дис.... канд. социол. наук. Новочеркасск, 1999. — 146 с.

2. Родионов И.Н. Государственная молодежная политика (Сущность, этапы, основные тенденции): 1980—1993 гг.: Автореф. дис. канд. истор.

наук. М., 1994. — 20 с.

Ссылка на депонированные работы Котряхов Н.В. Теория и практика подготовки учителя единой трудовой школы 1 ступени к трудовому обучению и воспитанию учащихся // Рукопись деп. в ОЦНИ «Школа и педагогика» МП и АПН СССР 27.10.86. № 265-86. — 26 с.

Ссылки на препринты Иванова С.И. Применение психологических знаний в воспитании школьников: Препринт — 87-5. СПбГУПМ, 1998. — 24 с.

Ссылка на архивные источники Государственный архив Российской Федерации. Ф. 9412, оп. 1, д. 355, л. 32. Государственный архив Челябинской области. Ф. П-2, оп. 1, д. 15. Текущий архив Управления народного образования Свердловской области. Ф. 12, оп. 1, д. 7, л. 13.

Библиографическая ссылка — совокупность библиографических сведений о цитируемом или упоминаемом в тексте другом документе, которые необходимы для его идентификации и поиска1. Их также следует оформлять по правилам.

При оформлении ссылок допустимы некоторые отклонения от общих правил библиографического описания источников. Так, если ссылка включена в текст, то на нее распространяются правила оформления текста, а не библиографического описания. Например, в тексте названия книг даются в кавычках, а в библиографическом списке — без кавычек, инициалы авторов в ссылке должны идти перед фамилией, а в списке — вслед за фамилией. Между областями описания знак «точка и тире» можно заменять точкой, допускается использование формы краткого описания.

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или по иному документу, то ссылку следует начинать так:

«Цит. по:» либо «Цит. по кн.:» или «Цит. по ст.:». Если невозможен плавный логический переход к ссылке от текста, к которому она относится, то пользуются начальными словами «См.», «См. об этом».

Когда надо подчеркнуть, что источник, на который дается ссылка, — лишь один из многих, где подтверждается или высказывается, или иллюстрируется положение основного текста, то в таких случаях пишут: «См., например,», «См., в частности,». Когда нужно показать, что ссылка представляет дополнительную литературу, указывают «См. также:».

По месту расположения относительно основного текста диссертации библиографические ссылки бывают: 1) внутритекстовые, т.е. являющиеся неразрывной частью основного текста;

2) подстрочные, т.е. вынесенные из текста вниз страницы;

3) затекстовые, т.е. вынесенные за текст всего произведения или его части.

Внутритекстовые ссылки используют, когда значительная часть ссылки вошла в основной текст диссертации так органично, что изъять ее невозможно. Тогда в скобках указывают лишь выходные данные и номер страницы, на которой напечатано цитируемое место, или только выходные данные (если номер страницы указан в тексте), или только номер страницы (если ссылка повторная).

Подстрочные ссылки на источники дают в тексте диссертации, если ссылки нужны по ходу чтения, а внутри текста их разместить невозможно или нежелательно.

Если ссылки приводят в конце каждой страницы в виде подстрочных ссылок, для связи их с текстом используют знаки сносок в виде цифры или звездочки. Если ссылок более четырех, то использовать звездочки нецелесообразно.

Полное описание источника дается только при первой сноске.

Составление библиографического описания. – 2-е изд., доп. — М.: Кн. палата, 1991. С. 116.

При повторных ссылках вместо заглавия пишут «Указ. соч.». Если несколько ссылок на один тот же источник размещается на одной странице, то в сносках пишут «Там же» и номер страницы, на которую дается ссылка.

Существует несколько способов связи основного текста диссертации с описанием источника. Обычно для этой цели служит порядковый номер источника, указанного в библиографическом списке, а в основном тексте этот номер берется в квадратные скобки.

При указании в основном тексте на страницу источника, последняя также заключается в квадратные скобки;

например: [73. С. 62], что означает: источник и списке 73, страница 62.

Когда в основном тексте упомянуты фамилия автора и заглавие статьи, в подстрочной ссылке можно ограничиться описанием самого издания. В тех случаях, когда приходится оперировать большим числом источников, применяют затекстовые библиографические ссылки.

Требования к печатанию рукописи. Печатание текста диссертации производится в соответствии с требованиями Положения1.

Текст должен быть распечатан на компьютере на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги (формата А 4) через 1,5 интервала в текстовом процессоре Word 6/7 for Windows'95/98.

Широко используемыми шрифтами являются: Times New Roman Cyr, Courier New Cyr (кегль 14). Размер левого поля 30 мм, правого — 10 мм, верхнего — 20 мм, нижнего — 20 мм. Поля слева оставляют для переплета, справа — для того, чтобы в строках не было неправильных переносов. При таких полях каждая страница текста содержит приблизительно 1800 знаков (30 строк по 60 знаков в строке, считая каждый знак препинания и пробел между словами также за печатный знак).

Рукопись распечатывается строго в последовательном порядке.

Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения, помещаемые на отдельных страницах или на оборотной стороне листа, и переносы частей текста в другие места.

Все сноски и подстрочные примечания печатаются на той странице, к которой они относятся (тем же шрифтом, что и основной текст, но меньшим кеглем — 10-м).

Все страницы нумеруются начиная с титульного листа (на титульном листе номер страницы не ставится). Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине верхнего поля страницы.

Каждая глава начинается с новой страницы. Это правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, библиографическому списку, приложениям, указателям.

Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Расстояния между основаниями строк заголовка принимают такими же, как и в тексте. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Не допускается подчеркивание заголовков и перенос слов в заголовке.

Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатают с абзацным отступом от начала строки, равным 8—12 мм.

Формулы подготавливаются в специальной компьютерной программе или вписываются в текст тщательно и разборчиво от руки черными чернилами или чертежной тушью. Прописные и строчные Бюллетень ВАК России. 1995. Л'« 1.

буквы, надстрочные и подстрочные индексы в формулах должны обозначаться четко. Рекомендуются следующие размеры знаков для формул: прописные буквы и цифры 7—8 мм, строчные 4 мм, показатели степеней и индексы не менее 2 мм.

Таблицы, рисунки, чертежи, графики, фотографии как в тексте диссертации, так и в приложении должны быть выполнены на стандартных листах размером 210x297 мм (формат А4) или наклеены на стандартные листы белой бумаги. Подписи и пояснения к фотографиям, рисункам помещаются с лицевой стороны.

Рукопись, рисунки, фотографии должны быть без пометок, карандашных исправлений, пятен и загибов, не допускаются набивка буквы на букву и дорисовка букв чернилами. Количество исправлений должно быть не более пяти на страницу и вноситься от руки чернилами черного цвета.

По новому Положению объем текста магистерской диссертации строго не регламентирован. Обычно он составляет 80-100 листов стандартного формата А4, распечатанных на компьютере.

ЛИТЕРАТУРА Антонов А.В. Стиль и композиция научно-технической 1.

публикации. – Киев: Знание, 1997.

Аристер Н.И., Загузов Н.И. Процедура подготовки и защиты 2.

диссертаций. – М.: АОЗТ «Икар», Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства 3.

образования Российской Федерации. 2002. № 2.

Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства 4.

образования Российской Федерации. 2002. № 3.

Волков Ю.Г. Диссертация: Подготовка, защита, оформление. – 5.

М.: Гадарика, 2002.

Волков Ю.Г. Диссертация: Подготовка, защита, оформление:

6.

Практическое пособие / под ред. Н.И. Загудова. Издание 3-е, стереотипное. – М.: Гардарики, 2005. – 185 с.

Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.:

7.

Международные отношения, 1993.

Готт В.С. Семенюк Э.П., Урсул Д.Д. Категории современной 8.

науки (становление и развитие). – М.: Мысль, Гречихин А.Л., Здоров И.Г. Информационные издания: Типология 9.

и основные особенности подготовки. – М.: Книга, 1988.

10. Демидова А.К. Пособие по русскому языку: Научный стиль.

Оформление научной работы. – М.: Русский язык, 1991.

11. Елисеев А.Н. Институциональная организация российской науки в переходный период. – М.: Изд. Фирма «Мекс», 12. Журавлев Е.И., Шуйский А.И. Соискателю ученой степени:

Методические рекомендации. – Ростов-на-Дону: РГСУ, 1999.

13. Загузов Н.И. Технология подготовки и защиты кандидатской диссертации: Научно-методическое пособие. – М.:

Исследовательский центр, 1993.

14. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. – М.: Юристъ, 2000.

15. Кузин Ф.А. Диссертация. Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты: Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистров. 2-е изд. Доп. – М.: Ось-89, 16. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. – 7-е изд., доп. – М.: Ось-89, 2005-224 с.

17. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 3-е изд. – М.:

Ось-89, 1999.

18. Логико-методические требования к научной работе:

методические рекомендации для студентов и аспирантов / Сост.

Ю.А. Постров и др. – Киев: КГПИИЯ, 19. Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. – М.: Юристъ, 1998.

20. Новые правила по защите диссертаций. – М.: Юркнига, 21. Программы кандидатских экзаменов «История и философия науки» («Философия науки») – М.: Гардарики, 2004.

22. Райзберг Б. Научное счастье, или Как умелые проникают в ученые. – М.: Консалтинг ТЭКСТ, 1992.

23. Райзберг Б.А. Диссертация и ученая степень. Пособие для соискателей. – 5-е издание доп. – М.: ИНТРА-М. 2005. – 428 с.

24. Райзберг Б.А. Диссертация и ученая степень: Пособие для соискателей. – М: ИНФРА-М, 2004.

25. Селье Г. От мечты к открытию. Как стать ученым: Пер. с англ. – М.: Прогресс, Приложение Заявление о закреплении темы магистерской диссертации Тюменский государственный университет Директору МИФУБ (фамилия, инициалы) от слушателя магистерской подготовки очного отделения (фамилия, имя, отчество) Заявление Прошу закрепить за мной нижеследующую тему магистерской диссертации_ _ _ Выполняемой по материалам (наименование предприятия, организации) Работа выполняется на кафедре (наименование кафедры) под руководством (ученая степень, звание, ФИО руководителя) _ (виза руководителя) (подпись заявителя) «_»200 г. «_» г.

Приложение Титульный лист магистерской диссертации МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ, УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА КАФЕДРА МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ Сычева Наталья Владимировна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЛЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА В ТЮМЕНСКОМ РЕГИОНЕ Направление 080500 Менеджмент Программа «Общий и стратегический менеджмент» Выпускная работа – магистерская диссертация Руководитель: д-р. экон. наук, профессор Чудновская С.Н. _ Руководитель программы: д-р. экон. наук, профессор Чудновская С.Н. _ «Допустить работу к защите» И.о. заведующего кафедрой магистерской подготовки д-р экон. наук, профессор Н.Н.Мильчакова _ Тюмень Приложение ОГЛАВЛЕНИЕ Введение……………………………………………………………………. ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ………………….. 1.1 Студенчество в структуре современной молодежи…………….. 1.2 Социализация в вузе: концептуализация понятия……………… ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСТВА В КРИЗИСНОМ ОБЩЕСТВЕ………………………. 2.1 Рынок труда как фактор профессионально-образовательной социализации ……………………………………………………………… 2.2 Ценностные ориентации студенчества в условиях модернизации базовых ценностей российского общества………… 2.3Рыночные преобразования в вузе как фактор профессиональной социализации студентов………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………. Мильчакова Наталья Николаевна Магистерская диссертация Учебно-методическое пособие:

для слушателей магистерской подготовки Подписано в печать Тираж экз.

Объем п.л. Формат Заказ _ Издательство Тюменского государственного университета 625003, г. Тюмень, ул. Семакова, 10.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ, УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА КАФЕДРА МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ «В ПЕЧАТЬ» Проректор по учебной работе _Л.М. Волосникова 2008 г.

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ Учебно-методическое пособие :

для слушателей магистерской подготовки Ответственный редактор Н.Н. Мильчакова доктор экон. наук, профессор Автор Н.Н. Мильчакова доктор экон. наук, профессор Председатель А.Г. Леонтьева Учебно-методической комиссии кандидат экон. наук, МИФУБ ТюмГУ доцент Учебно-методическая секция Ученого совета приняла решение утвердить работу _ Объем 80 с.

Необходимая документация прилагается.

Рецензенты:

Внешний – д.э.н., профессор Зенкина М.В.

Внутренний – д.э.н., профессор Г.И. Немченко Зав. методическим отделом УМУ Н.Н. Юманова Издательство Тюменского государственного университета МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ, УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА Выписка из протокола № заседания кафедры магистерской подготовки от 17.04. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ – Н.Н. Мильчакова СЕКРЕТАРЬ – Н.В. Сычева ПРИСУТСТВУЮТ – А.Н. Зайцева, В.В. Зыков, С.В. Любимов, Н.Н. Мильчакова, Л.М. Симонова, С.А. Терехова, С.Н. Чудновская, Г.И. Немченко.

СЛУШАЛИ: Мильчакову Н.Н.. - о рекомендации к использованию в учебном процессе и для издания в печатном виде учебно-методического пособия для слушателей магистерской подготовки «Магистерская диссертация», подготовленное доктором экономических наук, профессором.

РЕШИЛИ: рекомендовать к использованию в учебном процессе и для издания в печатном виде учебно-методического пособия для слушателей магистерской подготовки «Магистерская диссертация», подготовленное доктором экономических наук, профессором Н.Н Мильчаковой.

Председатель Н.Н. Мильчакова Секретарь Н.В. Сычева Рецензия на методические указания к выполнению выпускной работы – магистерской диссертации для слушателей магистерской подготовки Для начинающих исследователей весьма важно не только хорошо знать основные положения, характеризующие диссертацию как квалификационную научную работу, но и иметь хотя бы самое общее представление о методологии научного творчества, ибо как показывает современная учебная практика высших учебных заведений, у таких исследователей на первых шагах к овладению навыками научной работы больше всего возникает вопросов именно методологического характера. Им прежде всего недостает опыта в организации в своей работе, в использовании методов научного познания и применении логических законов и правил.

В настоящем пособии рассмотрен весь процесс подготовки магистерской диссертации: от выбора темы квалификационной научной работы до е публичной защиты.

В нем раскрывается общая методология научного творчества, излагается подготовка к научному исследованию, описывается методика написания и правила оформления рукописи магистерской диссертации, а также рассматривается порядок е публичной защиты. В качестве приложений даются образцы отдельных элементов диссертационного произведения и приводятся основные понятия научно-исследовательской работы.

Пособие предназначено магистрантам, работающим над диссертацией, и их научным руководителям, а также всем тем, кто хочет повысить культуру своей научной работы.

Методические указания к выполнению выпускной работы – магистерской диссертации для слушателей магистерской подготовки рекомендуются к использованию в учебном процессе и рекомендуются к изданию.

Д.э.н., профессор зав. кафедрой экономики Тюменского архитектурно строительного университета М.В. Зенкина Рецензия на методические указания к выполнению выпускной работы – магистерской диссертации для слушателей магистерской подготовки В пособии сделана попытка рассмотреть весь процесс подготовки магистерской диссертации, представляемой в виде рукописи: от выбора темы квалификационной научной работы до е публичной защиты. Излагаемый материал в целях логики его изучения разделен на пять частей. Главы первой части служат исходной теоретической базой последующего материала, поскольку дают общее представление о методологии научного творчества.

В главах второй части последовательно рассматриваются вопросы, связанные с выбором темы для исследования, его последующему планированию, библиографическому поиску литературных источников, их изучению и отбору из них фактического материала.

Главы третьей части посвящены работе над рукописью магистерской диссертации, связанной с е композицией, производством рубрикации текста и его языково-стилистической обработкой.

Четвертая часть состоит из глав, содержащих правила оформления законченной рукописи диссертационной работы. Рассматривается представление отдельных видов текстового, табличного формульного и иллюстративного материала, оформление библиографического аппарата диссертации и правила е перепечатки.

В пятой, заключительной части пособия речь идет о порядке публичной защиты магистерской диссертации. Приводятся сведения по составу и правилам оформления документов перед защитой и описывается процедура е публичной защиты.

Материал пособия изложен в точном соответствии с требованиями «Положения о порядке присуждения ученых степеней», утвержденного постановлением Правительства РФ 30 января 2002 г., за № 74 и «Положения о диссертационном совете», утвержденного приказом Минобразования России от 9 апреля 2002 г. за № 1305. Использованы стандарты и инструкции, определяющие порядок выполнения исследования и правила оформления его результатов, а также нормативно-справочные материалы, содержащие требования, предъявляемые к работам, направленным в печать.

Методические указания к выполнению выпускной работы – магистерской диссертации для слушателей магистерской подготовки рекомендуются к использованию в учебном процессе и рекомендуются к изданию.

Pages:     | 1 ||








© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»