Научный Центр - Dissers WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

1 МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханский государственный

университет» Утверждена учебно-методическим советом факультета бизнеса и экономики, протокол № 28 от 14.10.2010 г.

Председатель учебно-методического совета факультета бизнеса и экономики д.э.н., проф. О. К. Минёва ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 080500 – МЕНЕДЖМЕНТ (Магистратура) Специализация 080500.68-14 – Управление человеческими ресурсами Квалификация – Магистр менеджмента Вводится с момента утверждения Астрахань– УДК 738.146(076.5) ББК 74.58я А Рецензент: О.К. Минёва, доктор экономических наук, профессор Акмаева Р.И.

Программа итоговой государственной аттестации выпускников по направлению 080500 – Менеджмент (магистратура) – Управление человеческими ресурсами: методические рекомендации / Р.И. Акмаева. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. – 45 с.

Методические указания состоят из двух разделов. Первый раздел включает содержательную часть программы государственного экзамена по направлению 080500 – Менеджмент (магистратура) специализация 080500.68-14 – Управление человеческими ресурсами и порядок его проведения.

Во втором разделе представлены общая характеристика выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), примерная тематика выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций), порядок выполнения, представления в ГАК и защиты выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) по специализации 080500.68-14 – Управление человеческими ресурсами.

Методические указания предназначены для магистрантов направления 080500 – Менеджмент (магистратура), специализация 080500.68-14 – Управление человеческими ресурсами очной и заочной форм обучения.

Содержание Введение ……………………………………………………………………. 1. Программа государственного экзамена ……………………………... 1.1. Характеристика государственного экзамена………………….......... 1.2. Требования к профессиональной подготовленности выпускника ….. 1.3. Содержательная часть программы ……………………………………. 1.4. Вопросы комплексного экзамена по направлению 080500 – Менеджмент (магистратура) ……………………………………………. 1.5. Критерии выставления оценок …………………….…………………. 1.6. Список справочной, учебной и научной литературы, которой можно пользоваться на экзамене …………………………………….. 1.7. Порядок проведения экзамена……………..……………………… 2. Программа выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) ……………………………………… 2.1. Виды и задачи профессиональной деятельности выпускника ……… 2.2. Квалификационные требования и характеристика выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) ……………… 2.3. Примерная тематика и порядок утверждения тем выпускных квалификационных работ (магистерской диссертации)……………… 2.4. Порядок выполнения и предоставления в ГАК выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации)………………. 2.5. Порядок защиты выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) ………………………………………...… 2.6. Критерии оценки соответствия уровня подготовки выпускника требованиям ГОС ВПО на основе выполнения и защиты им выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации)……………… 2.7. Рекомендации по оформлению выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций)……………………………………… Приложения…………………………………………………………………… Введение Особенностью магистерской программы «Управление человеческими ресурсами» является подготовка специалистов, способных к самостоятельной аналитической, проектной, научно-исследовательской, консалтинговой, организационно-управленческой и научно-педагогической деятельности в области управления человеческими ресурсами. Объектами профессиональной деятельности выпускников данной магистерской программы являются службы управления персоналом различных организаций экономической, производственной и социальной сферы, государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм, кадровые и консалтинговые агентства, службы занятости.

Целью итоговой государственной аттестации магистрантов по направлению «Менеджмент» специализации «Управление человеческими ресурсами» является установление уровня их подготовки к выполнению профессиональных задач и соответствия требованиям государственного образовательного стандарта. Итоговая государственная аттестация магистра в университете предусматривает защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и итоговый междисциплинарный экзамен, устанавливаемые в соответствии с предложениями УМО. Уровень требований, предъявляемых на государственных экзаменах, должен обеспечить возможность засчитывать их результаты в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру по соответствующим научным направлениям.

При выборе итоговых государственных испытаний магистрантов специализации «Управление человеческими ресурсами» выпускающая кафедра экономики предприятия и предпринимательства АГУ руководствовалась следующим:

– основным обязательным видом государственной итоговой аттестации выпускников является защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации);

– программа и порядок проведения государственных аттестационных испытаний принимаются Учёным советом университета на основе примерных программ, разработанных УМО, в соответствии с общим Положением о государственной итоговой аттестации.

Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего профессионального образования, обеспечивает не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности.

Итоговый междисциплинарный экзамен для получения степени (квалификации) магистра менеджмента состоит из двух частей, включающих следующие дисциплины: менеджмент (для всех магистерских программ) и основные специальные дисциплины по магистерской программе «Управление человеческими ресурсами».

При условии успешного прохождения всех установленных видов итоговых аттестационных испытаний, входящих в итоговую государственную аттестацию, магистранту высшего учебного заведения присваивается соответствующая квалификация (степень) и выдаётся диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании.

Образовательный процесс по магистерской программе по всем дисциплинам учебного плана обеспечен высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами, известными своими научными работами и богатым опытом практической деятельности в сфере управления человеческими ресурсами.

1. Программа государственного экзамена 1.1. Характеристика государственного экзамена Государственный экзамен по направлению «Менеджмент» должен наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин, перечень которых определяется вузом, учитывать также общие требования к выпускнику, предусмотренные государственным образовательным стандартом по направлению.

В соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по направлению 080500 – Менеджмент (магистратура) по магистерской программе 080500.68-14 – Управление человеческими ресурсами (методическими материалами, рекомендуемыми базовыми вузами родственного профиля) в состав итогового междисциплинарного экзамена включены дисциплины:

менеджмент (для всех магистерских программ), управление персоналом, экономика и социология труда, организация труда, организация оплаты труда.

Цель экзамена – выявить уровень теоретической и практической подготовки магистрантов в области менеджмента и управления человеческими ресурсами.

Итоговый междисциплинарный экзамен по направлению проводится членами ГЭК по экзаменационным билетам.

1.2. Требования к профессиональной подготовке магистра Магистр менеджмента должен быть подготовлен к эффективной профессиональной научно-исследовательской, педагогической и аналитической деятельности в области управления организациями различной формы собственности и в функциональных областях менеджмента, таких как управление человеческими ресурсами, стратегический менеджмент, инновационный менеджмент, маркетинг, логистика и др. Основными видами его деятельности являются: проведение научных и прикладных исследований, преподавание дисциплин, относящихся к направлению «Менеджмент», ведение аналитической и консультационной работы в области управления человеческими ресурсами.

Сферами профессиональной деятельности магистра менеджмента являются научно-исследовательские организации, консультационные фирмы, средние специальные и высшие учебные заведения, аналитические подразделения учреждений и организаций.

Общепрофессиональная подготовка магистра менеджмента должна обеспечить ему возможность:

– глубоко понимать сущность и социальную значимость менеджмента, основные проблемы области деятельности менеджера;

– получить целостную систему профессиональных знаний;

– переоценивать накопленный опыт в свете развития науки и изменяющейся социальной практики, эффективно использовать свой интеллектуальный потенциал;

– менять направление профессиональной деятельности в рамках менеджмента как области знаний и практики.

Профессиональная подготовка магистра менеджмента должна обеспечить:

– овладение навыками самостоятельной аналитической, проектной, научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующих широкого образования в соответствующем направлении;

– приобретение умений:

– формулирование и решение задачи, возникающие в ходе научно исследовательской и педагогической деятельности, требующие углублённых профессиональных знаний;

– выбор необходимых методов исследования, умение модифицировать существующие и разработать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;

– обработку полученных результатов, анализ и осмысление их с учётом имеющихся литературных данных;

– ведение библиографической работы с привлечением современных информационных технологий;

– представление итогов проделанной работы в виде отчётов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;

– постановку и решение задач в области своей профессиональной компетенции;

– системный анализ общих тенденций и конкретных ситуаций в области общего, стратегического и функционального менеджмента;

– владение методическим аппаратом, позволяющим исследовать, анализировать и прогнозировать явления в области менеджмента;

– умение разрабатывать и преподавать учебные курсы, относящиеся к направлению «Менеджмент», а именно: «Стратегическое управление персоналом», «Управление трудовыми ресурсами», «Методы стратегического менеджмента», «Отбор и оценка персонала», «Управление вознаграждением» и др.;

– умение разрабатывать и реализовывать междисциплинарные проекты, связанные с задачами менеджмента.

Гуманитарная компонента образования магистра менеджмента должна позволить ему:

– отчётливо представлять структуру современного гуманитарного знания, уметь анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать методы гуманитарных наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

– овладеть культурой мышления, знать его законы и использовать их в исследовательской, аналитической и педагогической деятельности;

– владеть навыками устной и письменной речи на уровне, обеспечивающими высокое качество научно-исследовательской и педагогической деятельности;

– уметь приобретать новые общие и профессиональные знания, используя современные технологии обучения.

1.3. Содержательная часть программы Раздел 1. Менеджмент 1.1 Общая теория управления. Закономерности управления различными системами. Управление социально-экономическими системами (организациями). Методологические основы менеджмента;

инфраструктура менеджмента;

социофакторы и этика менеджмента;

интеграционные процессы в менеджменте;

моделирование ситуаций и разработка решений;

природа и состав функций менеджмента;

организационные отношения в системе менеджмента;

формы организации системы менеджмента;

мотивация деятельности в менеджменте;

регулирование и контроль в системе менеджмента;

динамика групп и лидерство в системе менеджмента;

управление человеком и управление группой;

руководство: власть и партнёрство;

стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера;

конфликтность в менеджменте;

факторы эффективности менеджмента.

1.2. Стратегический менеджмент;

стратегические приоритеты управления предприятием: концептуальные виды деятельности промышленного предприятия, сущность и основные виды стратегических приоритетов управления предприятиями, эволюция стратегических приоритетов управления предприятиями в рыночных условиях.

1.3. Механизм адаптации предприятия к внешней среде: виды воздействий внешней среды на промышленное предприятие, варианты управленческих действий, приоритетные функции, выполняемые в рамках механизма адаптации предприятия к внешней среде, содержание механизма адаптации предприятия к внешней среде, как процесса и как системы, проектирование и формирование механизма адаптации предприятия к внешней среде.

1.4. Особенности трансформации предприятия в рыночных условиях:

классификационные факторы и их иерархия при определении организационной формы предприятия, его состояния и моделей трансформации, концепции управления экономическими системами, состояния предприятия в процессе его развития, модели трансформации предприятия в процессе его развития, направления внешних и внутренних действий предприятия в процессе его трансформации, процесс перехода от существующего к будущему состоянию предприятия.

1.5. Природа управления и исторические тенденции его развития;

условия и факторы возникновения и развития менеджмента;

этапы и школы в истории менеджмента;

разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.;

влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента;

развитие управления в России;

перспективы менеджмента: возможное и вероятное;

структурный и ресурсный подходы к конкуренции;

создание конкурентных преимуществ организации на основе идентификации, поддержания и развития ключевых компетенций.

Раздел 2. Управление персоналом 2.1. Принципы и методы управления персоналом;

цели, функции, организационная структура системы управления персоналом;

технологии управления персоналом и его развитием;

наём, деловая оценка персонала;

профориентация и адаптация, аттестация персонала.

2.2. Организационное обучение персонала;

управление деловой карьерой, служебно-профессиональным продвижением;

работа с кадровым резервом;

мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала;

кадровая политика и стратегия управления персоналом;

обучение и развитие персонала;

управление талантами (наиболее ценными сотрудниками).

2.3. Методы повышения приверженности сотрудников организации;

управление изменениями организационных структур;

управление изменениями бизнес-процессов и моделей с точки зрения УЧР;

управление изменениями поведения персонала в организации;

управление слияниями и поглощениями с точки зрения УЧР;

преодоление сопротивления переменам;

адаптация новых сотрудников в организации: цели, содержание, выгоды для организации;

методы обучения и развития (на рабочем месте, вне рабочего места);

оценка эффективности обучения и развития;

анализ потенциала сотрудников: подходы и методы;

программы развития для высокопотенциальных сотрудников: разработка, внедрение, оценка эффективности;

программы по развитию управленческого резерва;

планирование карьеры внутри организации;

формирование интеллектуального капитала в организации;

самообучающаяся организация;

понятие «талантливый сотрудник» и способы оценки;

программы развития талантливых сотрудников и методы удержания талантливых сотрудников;

планирование карьеры для талантливых сотрудников;

внешний и внутренний резерв талантливых сотрудников.

Раздел 3. Экономика и социология труда. Управление социальным развитием организации 3.1. Труд как социально-экономическая категория;

трудовой потенциал общества, организации, человека;

социально-трудовые отношения и их регулирование;

качество трудовой жизни;

экономическая сущность организации труда;

рационализация трудовых процессов;

изучение затрат рабочего времени;

нормирование труда.

3.2. Социальные основы трудовой деятельности;

социология организации;

основы трудового поведения личности;

социальная политика организации;

социологические исследования в организации;

аудит в социально-трудовой сфере.

Раздел 4. Организация труда персонала 4.1. Понятие, содержание, задачи и принципы;

регламентация и проектирование организации труда;

технологии организации рабочих мест и создания благоприятных условий труда;

условия труда;

организация технического нормирования;

основные задачи, объекты и методы нормирования труда;

изучение затрат рабочего времени и содержания труда персонала организации;

нормативы времени.

4.2. Регламентация управленческого труда;

экономическая эффективность научной организации труда.

4.3. Анализ власти, лидерства, мотивации, коммуникации и других «мягких» факторов;

подготовка аналитической базы для принятия решений в области УЧР.

Раздел 5. Организация оплаты труда 5.1. Сущность, экономическое содержание, категории установления и функции заработной платы;

формы и системы оплаты труда;

состав и структура фонда оплаты труда;

методы расчёта фонда оплаты труда;

отраслевая дифференциация оплаты труда;

организация тарифной системы оплаты труда.

5.2. Формулировка стратегии управления вознаграждением и системой компенсаций;

виды вознаграждений;

виды льгот: история и современные тенденции;

критерии для определения уровня вознаграждений;

разработка систем премирования;

PRP ( Performance related pay) – оплата, основанная на результатах работы: возможности и ограничения;

оценка работ: критерии, подходы, методика;

разработка системы грейдов;

разработка сеток заработных плат;

подходы к назначению и пересмотру заработных плат;

роль вознаграждения в мотивации персонала;

оценка эффективности системы вознаграждения в компании.

1.4. Вопросы междисциплинарного экзамена по направлению 080500 – Менеджмент (магистратура) магистерской программы 080500.68-14 «Управление человеческими ресурсами» 1.4.1. По дисциплине «Методы стратегического менеджмента.

Стратегическое управление персоналом» 1. Понятие и сущность стратегии организации, классификации стратегий.

2. Сущность методики стратегического управленческого анализа (по Р.Коху).

3. Методы уяснения текущей стратегии фирмы.

4. Анализ портфеля продукции – важнейший инструмент стратегического управления.

5. Понятие «стратегической единицы бизнеса» (СЕБ/SBU).

6. Бостонская портфельная матрица: её преимущества и недостатки.

7. Матрица хозяйственного портфеля, разработанная General Electric и фирмой McKinsey.

8. Матрица выбора стратегии А. Томпсона и А. Стрикленда.

9. Классификация конкурентных стратегий по М. Портеру.

10. Этапы конкурентного анализа.

11. Анализ ситуации в отрасли и конкуренции в ней (модель пяти сил конкуренции, концепция движущих сил в отрасли).

12. Оценка положения на рынке конкурирующих предприятий путем использования «Карты стратегических групп конкурентов».

13. Выявление ключевых факторов успеха (КФУ).

14. Цепочка ценностей – инструмент стратегического анализа издержек и конкурентоспособности цен предприятия по отношению к конкурентам.

15. Алгоритм построения и применения цепочки ценностей.

16. Организационная культура фирмы: содержание, факторы её определяющие. Влияние организационной культуры на особенности УЧР в конкретной организации.

17. Сущность ресурсного подхода к конкуренции.

18. Содержание системы сбалансированных показателей (ССП) как инструмента реализации стратегии.

19. Сущность ключевых (корневых, стержневых) компетенций организации.

20. Соотношение между корпоративной стратегией и стратегией бизнес-единицы.

21. Соотношение между методами и инструментами стратегического менеджмента.

22. Дискуссии стратегического менеджмента – настоящие и будущие тенденции.

23. Понятие стратегии и стратегического управления человеческими ресурсами (УЧР).

24. Стратегическое УЧР: теория и практика.

25. Подходы к стратегическому УЧР.

26. Модели стратегического УЧР.

27. Формулировка УЧР стратегии.

28. Превращение УЧР стратегии в конкретный план действий.

29. Основные барьеры в процессе планирования и реализации стратегии УЧР.

1.4.2. По дисциплине «Управление персоналом» 1. Определение и цели управления человеческими ресурсами (УЧР).

2. Основные модели УЧР.

3. Развитие концепции УЧР.

4. Современные требования к системе УЧР.

5. Роли HR-менеджера.

6. Система управления персоналом организации: понятие, функции, организационная структура 7. Принципы и методы управления персоналом: сущность, содержание, классификация.

8. Планирование работы с персоналом организации: этапы и методы планирования, виды кадровых планов.

9. Организация профессионального найма персонала: характеристика элементов набора и отбора персонала.

10. Управление профессиональной и организационной адаптацией персонала.

11. Профессиональное развитие и обучение персонала.

12. Управление деловой карьерой, служебно-профессиональным продвижением.

13. Персонал-технологии: понятие, цели, классификация.

14. Технологии работы с кадровым резервом.

15. Технологии проведения аттестации персонала предприятия.

16. Технологии деловой оценки персонала.

17. Технологии управления организационной культурой.

18. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала.

19. Конфликты в организациях: сущность, виды, природа и влияние на результаты работы персонала. Способы разрешения конфликтных ситуаций в коллективе.

20. Персонал управления: самоорганизация и самореализация.

21. Кадровое планирование: сущность, цели, виды, принципы и методы 22. Потребность в персонале: виды, этапы и методы расчёта.

Планирование потребности в персонале.

1.4.3. По дисциплине «Экономика и социология труда. Управление социальным развитием организации» 1. Труд как социально-экономическая категория. Трудовой потенциал общества, организации, человека.

2. Производительность труда: понятия, показатели, методы измерения.

3. Концепция качества трудовой жизни: теоретические подходы, составные элементы, определяющие факторы.

4. Факторы и резервы роста производительности труда.

5. Оптимизация численности и структуры персонала.

6. Социологические исследования в сфере труда.

7. Социологический анализ трудового поведения: уровни, типы и виды трудового поведения.

8. Предложение и спрос на рынке труда. Регулирование рынка труда.

9. Социально-трудовые отношения и их регулирование в организации.

10. Социальные технологии в управлении трудовыми и социальными процессами: виды, диапазон применимости, социальные последствия.

11. Аудит в социально-трудовой сфере.

1.4.4. По дисциплине «Организация труда персонала» 1. Организация труда персонала: понятие, содержание, задачи и принципы.

2. Аттестация и рационализация рабочих мест.

3. Технологии организации рабочих мест.

4. Структура трудового процесса.

5. Изучение рациональных приёмов и методов труда.

6. Классификация факторов, определяющих условия труда. Меры по улучшению условий труда.

7. Работоспособность: показатели и факторы, формирующие уровень и динамику работоспособности.

8. Структура затрат рабочего времени и методы их исследования.

9. Нормы труда на предприятии, их классификация.

10. Методы нормирования труда.

11. Регламентация управленческого труда: сущность, классификация.

12. Разработка рационального регламента рабочего времени.

1.4.5. По дисциплине «Организация оплаты труда» 1. Сущность, экономическое содержание и функции заработной платы.

2. Критерии установления заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Структура дохода сотрудника предприятия.

3. Формы и системы оплаты труда.

4. Состав и структура фонда оплаты труда.

5. Методы и порядок расчёта фонда оплаты труда.

6. Виды и порядок расчёта надбавок и доплат.

7. Отраслевая дифференциация оплаты труда. Дифференциация оплаты труда руководителей.

8. Организация тарифной системы оплаты труда.

9. Управление заработной платы на предприятии.

10. Технология планирования средств на оплату труда.

1.5. Критерии выставления оценок Оценка знаний выпускников проводится по следующим критериям:

– оценка «отлично» выставляется магистранту, если он показал систематизированные и глубокие знания учебного материала, предусмотренного программами дисциплин, глубоко и прочно усвоил программный материал курса, исчерпывающе, последовательно, чётко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами и вопросами, причём не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, правильно обосновывает принятие решения, владеет разносторонними навыками и приёмами выполнения практических задач. Оценка «отлично» ставится, если минимум 80 % комплексного задания было решено правильно, а 20 % имеет неполное решение. Содержание ответов свидетельствует об уверенных знаниях магистранта и о его умении решать профессиональные задачи, соответствующие его будущей квалификации.

– оценка «хорошо» выставляется магистранту, если он твердо знает материал курса, грамотно и по существу его излагает, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет творческие положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приёмами их выполнения. Оценка «хорошо» ставится, если минимум 70 % комплексного задания было решено правильно, 20 % имеет неполное решение, 10 % – начато правильное решение, но не доведено до конца. Содержание ответов свидетельствует о достаточных знаниях магистранта и о его умении решать профессиональные задачи, соответствующие его будущей квалификации.

– оценка «удовлетворительно» выставляется магистранту, если он имеет знание только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточность, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических задач;

справляется с выполнением заданий и допускает непринципиальные ошибки. Оценка «удовлетворительно» ставится, если минимум 50 % комплексного задания было решено правильно, 20 % имеет неполное решение, 15 % – начато правильное решение, но не доведено до конца, 5 % – не имеет решения.

Содержание ответов свидетельствует о недостаточных знаниях выпускника и о его ограниченном умении решать профессиональные задачи.

– оценка «неудовлетворительно» выставляется магистранту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно отвечает на задаваемые вопросы, с большими затруднениями решает практические задачи или не справляется с ними самостоятельно.

Варианты экзаменационных заданий (билетов) составляются заранее, хранятся в запечатанном виде и выдаются студентам непосредственно на экзамене.

1.6. Список справочной, учебной и научной литературы, которой можно пользоваться на экзамене При подготовке ответов на вопросы экзаменационного билета выпускниками может быть использована:

1. Справочная литература:

1.1 Программа итогового государственного экзамена по направлению 080500 – Менеджмент (магистратура), магистерская программа «Управление человеческими ресурсами».

1.7. Порядок проведения экзамена 1.7.1. Структура государственных аттестационных комиссий Государственная аттестационная комиссия (ГАК), организуемая по основной образовательной программе высшего профессионального образования, состоит из нескольких экзаменационных комиссий в соответствии с перечнем аттестационных испытаний, включённых в состав итоговой государственной аттестации по магистерской программе «Управление человеческими ресурсами»:

– экзаменационной комиссии по приёму итогового междисциплинарного экзамена по магистерской программе «Управление человеческими ресурсами»;

– экзаменационной комиссии по защите выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций).

Государственную аттестационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует деятельность всех экзаменационных комиссий, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам. Председатель государственной аттестационной комиссии может возглавлять одну из экзаменационных комиссий и принимать участие в работе любой из них на правах члена.

Председателем государственной аттестационной комиссии должен быть доктор наук, профессор соответствующего профиля, не работающий в АГУ, а при отсутствии кандидата, соответствующего указанным требованиям, – кандидат наук или крупный специалист предприятия, организации, учреждения, являющихся потребителями кадров данного профиля.

Кандидатуры председателей государственных аттестационных комиссий выдвигаются советами факультетов и по рекомендации Учёного совета АГУ утверждаются Министерством образования и науки РФ.

Заместителем председателя ГАК может быть декан факультета или заведующий выпускающей кафедрой.

Экзаменационные комиссии формируются из научно-педагогических работников АГУ и лиц, приглашаемых из сторонних организаций.

Состав государственных аттестационных комиссий утверждается ректором АГУ после утверждения председателя государственной аттестационной комиссии.

Государственные аттестационные комиссии действуют в течение одного календарного года.

Работа преподавателей АГУ в ГАК должна учитываться при планировании учебной нагрузки.

1.7.2. Порядок проведения итоговой государственной аттестации Итоговая государственная аттестация магистрантов АГУ проводится в сроки, предусмотренные учебным планом направления подготовки специализации «Управление человеческими ресурсами» и графиком учебного процесса.

Магистранты обеспечиваются программами итоговых экзаменов по отдельным дисциплинам и итоговых междисциплинарных экзаменов по направлению подготовки «Менеджмент» специализации «Управление человеческими ресурсами» не позднее, чем за полгода до начала итоговой государственной аттестации;

им создаются необходимые для подготовки условия, для желающих проводятся консультации.

Сдача государственных экзаменов и защита выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций) проводятся на заседаниях экзаменационных комиссий с участием не менее двух третей её состава. Решения государственных экзаменационных комиссий принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. При равном числе голосов голос председателя является решающим.

Результаты любого из видов аттестационных испытаний, включённых в Итоговую государственную аттестацию, определяются оценками по пятибалльной и стобалльной рейтинговой системам оценивания, т.е. «отлично» (выше 90 баллов), «хорошо» (больше 80 баллов), «удовлетворительно» (больше 70 баллов), «неудовлетворительно» (ниже баллов) и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационных комиссий.

Итоговый государственный экзамен по отдельной дисциплине может организовываться до завершения полного курса обучения по основной образовательной программе высшего профессионального образования. К итоговому государственному экзамену по отдельной дисциплине не допускаются лица, имеющие задолженность по данной дисциплине.

К итоговому государственному междисциплинарному экзамену по направлению подготовки «Менеджмент» специализации «Управление человеческими ресурсами» допускаются лица, успешно завершившие полный курс обучения по основной образовательной программе высшего профессионального образования по направлению «Менеджмент» специализации «Управление человеческими ресурсами», разработанной в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, и успешно прошедшие все предшествующие виды итоговых аттестационных испытаний, предусмотренных учебным планом.

К защите выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) допускаются лица, успешно сдавшие все итоговые государственные экзамены.

Апелляция государственных аттестационных испытаний не допускается.

Результаты государственных аттестационных испытаний могут быть признаны председателем ГАК недействительными в случае нарушения процедуры проведения ГАК.

Государственный междисциплинарный экзамен по направлению 080500 – Менеджмент (магистратура), специализация 080500.68-14 – Управление человеческими ресурсами может проводиться в устной или письменной формах. В каждом билете содержится по четыре вопроса.

Порядок формирования билетов из сформированного перечня вопросов так же оговаривается в программе государственного междисциплинарного экзамена по направлению «Менеджмент» специализации «Управление человеческими ресурсами».

При проведении итогового междисциплинарного экзамена в устной форме магистранты получают экзаменационные билеты, содержащие четыре вопроса, и включающие вопросы по дисциплинам, входящим в раздел 1. настоящей Программы в соответствии с утверждённой программой экзамена. Индивидуальное экзаменационное задание (экзаменационный билет) содержит 3 вопроса из программы государственного междисциплинарного экзамена, ориентированного на установление соответствия уровня подготовленности выпускника тем или иным требованиям к профессиональной подготовке специалиста. Структура экзаменационного задания по основным требованиям ГОС представлена в приложении 1.

При подготовке к ответу в устной форме магистранты делают необходимые записи по каждому вопросу на выданных секретарём экзаменационной комиссии листах бумаги со штампом соответствующего факультета. На подготовку к ответу первому магистранту предоставляется до 45 минут, остальные сменяются и отвечают в порядке очерёдности. В процессе ответа и после его завершения магистранту членами экзаменационной комиссии, с разрешения её председателя, могут быть заданы уточняющие и дополнительные вопросы в пределах программы итогового междисциплинарного экзамена.

Для ответа на билеты магистрантам предоставляется возможность подготовки в течение не менее 45 минут. Для ответа на вопросы билета каждому магистранту предоставляется время для выступления (не более минут), после чего председатель государственной экзаменационной комиссии предлагает ее членам задать магистранту дополнительные вопросы в рамках тематики вопросов в билете. Если магистрант затрудняется при ответе на дополнительные вопросы, члены комиссии могут задать вопросы в рамках тематики программы государственного междисциплинарного экзамена. По решению председателя государственной экзаменационной комиссии магистранта могут попросить отвечать на дополнительные вопросы членов комиссии и после его ответа на отдельный вопрос билета, а также ответить на другие вопросы, входящие в программу государственного междисциплинарного экзамена.

После завершения ответа магистранта на все вопросы и объявления председателем экзаменационной комиссии окончания опроса экзаменуемого, члены экзаменационной комиссии фиксируют в своих записях оценки за ответы экзаменуемого на каждый вопрос и предварительную результирующую оценку. Ответы магистрантов оцениваются каждым членом комиссии, а итоговая оценка по пятибалльной системе выставляется в результате закрытого обсуждения. При отсутствии большинства в решении вопроса об оценке, решающий голос принадлежит председателю государственной экзаменационной комиссии по приему междисциплинарного экзамена.

При проведении итогового междисциплинарного экзамена в письменной форме магистранты получают билеты, содержащие задания, которые они должны выполнить письменно. Экзаменационные билеты подписываются председателем экзаменационной комиссии и утверждаются деканом факультета, подпись которого скрепляется печатью факультета.

В случае письменной формы, на итоговый междисциплинарный экзамен по направлению 080500 – Менеджмент (магистратура) специализация 080500.68-14 – Управление человеческими ресурсами выделяется до четырех академических часов. Оценки формируются на основе ответов на поставленные в билете вопросы (ситуации) по методике, утверждённой в программе экзамена.

По завершении итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки 080500 – Менеджмент (магистратура) специализация 080500.68-14 – Управление человеческими ресурсами экзаменационная комиссия на закрытом заседании обсуждает характер ответов каждого магистранта или его письменную работу и выставляет каждому магистранту согласованную итоговую оценку в соответствии с утверждёнными критериями оценивания. В случае расхождения мнения членов экзаменационной комиссии по итоговой оценке на основе оценок, поставленных каждым членом комиссии в отдельности, решение экзаменационной комиссии принимается простым большинством голосов членов комиссий, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов председатель комиссии (или заменяющий его заместитель) обладает правом решающего голоса.

Вопросы по дисциплинам формируются исходя из требований государственного образовательного стандарта по направлению в соответствии с утверждёнными рабочими программами. Список вопросов по каждой дисциплине, входящей в государственный междисциплинарный экзамен, размещается в программе государственного междисциплинарного экзамена по направлению «Менеджмент» специализации «Управление человеческими ресурсами» и утверждается на заседании выпускающей кафедры экономики предприятия и предпринимательства АГУ.

Итоговый междисциплинарный экзамен принимается государственной экзаменационной комиссией по приему междисциплинарного экзамена, входящей в состав государственной аттестационной комиссии.

Экзаменационная комиссия формируется из преподавателей кафедры экономики предприятия и предпринимательства и сторонних специалистов.

Председателем экзаменационной комиссии, как правило, является заместитель председателя государственной аттестационной комиссии или непосредственно председатель государственной аттестационной комиссии.

Результаты междисциплинарного экзамена объявляются в день его проведения после оформления протокола заседания государственной аттестационной комиссии.

Каждый магистрант имеет право ознакомиться с результатами оценки своего ответа. Листы с ответами магистрантов на экзаменационные вопросы хранятся в течение одного месяца на выпускающей кафедре. Результаты проведения государственного междисциплинарного экзамена рассматриваются на заседании выпускающей кафедры экономики предприятия и предпринимательства АГУ.

2. Программа выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) 2.1. Виды и цели профессиональной деятельности выпускника Объекты профессиональной деятельности Сферами профессиональной деятельности магистра менеджмента являются научно-исследовательские организации, консультационные фирмы, средние специальные и высшие учебные заведения, аналитические подразделения учреждений и организаций.

Основные виды профессиональной деятельности Менеджер должен быть готов к следующим видам деятельности, которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе управления: управленческая, организационная, экономическая, планово финансовая, маркетинговая, информационно-аналитическая, проектно исследовательская, диагностическая, инновационная, методическая, консультационная, образовательная.

Цель выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) заключается в достижении магистрантом необходимого уровня знаний, умений и навыков, позволяющих ему как высоко квалифицированному специалисту успешно воздействовать на объекты управленческой деятельности и добиваться высоких технико-экономических показателей их развития в долгосрочной перспективе.

Сопутствующими целями выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) являются:

– выявление недостатков знаний, умений и навыков, препятствующих адаптации высококвалифицированного специалиста к профессиональной деятельности в области менеджмента на предприятиях различного профиля, включая предприятия малого бизнеса;

– определение квалификационного уровня высоко квалифицированного специалиста в сфере менеджмента;

– подготовка конкретного плана мероприятий по совершенствованию управленческой деятельности;

– создание основы для последующего роста квалификации специалиста в выбранной им области приложения знаний, умений и навыков и др.

Для достижения поставленных целей магистрант решить следующие задачи:

– определить сферу исследования управленческой деятельности предприятия в соответствии с собственными интересами и квалификацией;

– выбрать тему магистерской диссертации;

– обосновать актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), сформулировать цель и задачи исследований, определить предмет и объект исследований, обосновать научную новизну диссертации;

– изучить и проанализировать теоретические и методологические положения, нормативно-техническую документацию, статистические (фактографические) материалы, справочную литературу и законодательные акты в соответствии с выбранной темой магистерской диссертации;

определить целесообразность их использования в ходе исследований;

– выявить и сформулировать проблемы развития объекта исследований, его подразделений, определить причины их возникновения и факторы, способствующие и препятствующие их разрешению, дать прогноз возможного развития событий и учесть возможные риски управленческой деятельности;

– оценить целесообразность использования для достижения цели магистерской диссертации экономико-математических, статистических и логико-структурных методов исследования поведения хозяйствующих субъектов;

– обосновать направления решения проблем развития объекта исследования, учитывая факторы внутренней и внешней среды;

– разработать конкретный план мероприятий по повышению эффективности управленческой деятельности объекта исследований;

– обосновать и рассчитать экономическую эффективность разработанных мероприятий;

– оформить результаты выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) в соответствии с действующими стандартами и требованиями нормоконтроля и др.

2.2. Квалификационные требования и характеристика выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) Магистр менеджмента должен:

– знать основные категории экономической науки и социологии, понимать суть социально-экономических явлений, владеть методами анализа экономических и социальных процессов;

– понимать законы функционирования организаций, уметь анализировать и осуществлять основные функции менеджмента;

– владеть практическими навыками менеджера (осуществление коммуникаций, принятие управленческих решений, управление конфликтами и стрессами и др.).

Магистр менеджмента должен быть подготовлен к управленческой деятельности в организациях всех форм собственности на должностях, относящихся к среднему и высшему штабному или линейному менеджменту.

Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) является заключительным этапом обучения магистрантов в высшем учебном заведении и направлена на систематизацию, закрепление и углубление знаний, умений, навыков по направлению и эффективное применение этих знаний при решении конкретных задач в сфере управленческой деятельности.

Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) является результатом самостоятельной творческой работы магистранта.

Качество её выполнения позволяет дать дифференцированную оценку квалификации выпускника и его способности эффективно выполнять свои будущие обязанности на предприятии. Если выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) выполнена на высоком теоретическом и практическом уровне, она должна быть представлена руководству предприятия, на материалах которого проведены исследования, для принятия решения о возможности внедрения разработанных мероприятий. Исходя из этого, существенно возрастает роль научного руководителя выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и преподавателей кафедры, от квалификации которых зависит успешное продвижение выпускника в иерархии управления предприятием.

2.3. Примерная тематика и порядок утверждения тем выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций) Магистерская программа 080500.68-14 – Управление человеческими ресурсами Содержание этой области исследования: экономическая наука, посвящённая исследованию тенденций и закономерностей трудовой деятельности людей;

социально-трудовые отношения;

воспроизводство трудовых ресурсов и рабочей силы;

правовые, организационные и социально-экономические механизмы управления трудом;

управление человеческими ресурсами как особый вид профессиональной деятельности:

цели, функции, принципы, эволюция подходов;

исследование тенденций и закономерностей в области управления персоналом;

мотивы и стимулы к труду, их взаимосвязи с трудовым поведением работников, удовлетворённостью трудом;

лидерство в организации;

инновации в организации трудовой деятельности и управлении персоналом;

кадровая политика: выработка и реализация;

эффективность труда персонала;

взаимосвязь эффективности управления персоналом с результативностью труда каждого работника;

оценка персонала и результатов его труда;

контроллинг и аудит персонала, планирование и прогнозирование развития;

социальное развитие и социальное партнёрство как ключевое направление регулирования социально-трудовых и социально-экономических отношений в рыночном хозяйстве;

международные аспекты в области управления человеческими ресурсами.

Объект исследования: наёмные работники, трудовые коллективы и работодатели;

рынок труда, занятость и безработица;

организация и нормирование труда;

доходы и заработная плата в Российской Федерации, её регионах, в отраслях и на предприятиях всех организационно-правовых форм;

прогрессивные международные нормы и стандарты в области экономики труда, социально-трудовых отношений и управления человеческими ресурсами.

Направления исследований в области управления человеческими ресурсами:

1. Теоретические и методологические основы экономики труда;

теории и концепции развития социально-трудовых отношений (теории занятости, мотивации, рынка труда, управления персоналом и т.д.).

2. Труд как фактор экономической динамики.

3. Теоретико-методологические проблемы в сфере труда и социально трудовых отношений.

4. Система отношений «человек-производство» (виды, содержание, разделение, кооперация, специализация труда и т.д.);

закономерности и новые тенденции формирования, распределения, обмена и использования рабочей силы;

механизмы повышения их эффективности в социальной рыночной экономике;

пути эффективного использования действующих и создания новых рабочих мест.

5. Человеческий капитал как общественное богатство, его структура и роль в современной экономике;

человеческое развитие, его цели, условия и методы измерения.

6. Рынок труда, его функционирование и развитие;

занятость населения (формирование формы и видов);

безработица (основные виды и формы, социально-экономические последствия, пути минимизации).

7. Стимулирование и оплата труда работников;

организация заработной платы и обеспечение её взаимосвязи с квалификацией персонала и результативностью производства;

воспроизводственная и мотивационная функция заработной платы.

8. Проблемы качества рабочей силы, подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, инвестиций в человеческий капитал;

формирование конкурентоспособности работников;

профессиональная ориентация населения;

мобильность кадров.

9. Нормирование, организация и гуманизация труда, их особенности для различных сфер деятельности и категорий работников.

10. Производительность и эффективность труда, методы измерения, факторы и резервы повышения.

11. Условия, охрана и безопасность труда.

12. Регулирование социально-трудовых отношений – федеральный, региональный, муниципальный и корпоративный аспекты;

активное влияние социально-трудовых отношений на развитие экономики и её отраслей.

13. Проблемы социального обеспечения, социального страхования и социальной защиты населения, типы и формы обеспечения;

пенсионная система и перспективы её развития.

14. Социальная политика, её стратегия и приоритеты;

социальное положение трудящихся, их социально-профессиональных и социально территориальных групп;

социальное развитие хозяйственных систем и социальная безопасность.

15. Социальное партнёрство как ключевое направление регулирования социально-трудовых и социально-экономических отношений в рыночном хозяйстве.

16. Трудовые конфликты;

пути их предупреждения и разрешения.

17. Управление персоналом и человеческими ресурсами как условие роста эффективности экономики труда – цели, функции, методы, принципы, эволюция подходов, кадровая политика и стратегия.

18. Специфика и проблемы развития домашнего труда и семейной экономики.

19. Качество и уровень жизни населения – вопросы методологии, теории и практики, пути их повышения.

20. Зарубежный опыт регулирования социально-трудовых отношений и перспективы его использования в РФ. Международные аспекты в области управления персоналом.

21. Влияние организационной культуры на экономическое и социальное поведение людей.

22. Методы стратегического менеджмента в управлении человеческими ресурсами.

23. Создание и удержание наиболее ценных сотрудников в организации. Управление талантами.

24. Социальная и экологическая ответственность бизнеса, топ менеджмента.

25. Цели, функции, принципы и эволюция подходов в управлении человеческими ресурсами.

При выборе темы выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) магистрант должен руководствоваться:

– её актуальностью для конкретного хозяйствующего субъекта;

– научными интересами кафедры;

– возможностью доступа и получения фактических данных о результатах деятельности объекта исследования и готовностью руководства предприятия к сотрудничеству с магистрантом;

– собственными приоритетами и интересами, связанными с последующей профессиональной деятельностью;

– наличием необходимого объёма информации для выполнения магистерской диссертации.

Для облегчения выбора темы выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) кафедра экономики предприятия и предпринимательства ежегодно разрабатывает и предлагает магистранту примерный перечень тем, связанных с направлением 080500 – Менеджмент (магистратура), согласованный с учебно-методическим объединением в области менеджмента.

Тематика выпускной квалификационных работ (магистерских диссертаций) должна быть актуальной в научном и практическом отношении. Примерная тематика выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) разрабатывается выпускающими кафедрами и систематически обновляется с учётом индивидуальных научных интересов дипломников и потребностей предприятий, учреждений и предпринимателей реального сектора экономики Астраханской области.

Примерная тематика выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций) по направлению 080500 – Менеджмент по магистерской программе специализации 080500.68-14 – Управление человеческими ресурсами приведена в Приложении 2.

Каждая выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) должна иметь внешнюю рецензию. В качестве внешнего рецензента должен выступать либо руководитель организации, либо специалист- практик, имеющий учёную степень кандидата или доктора наук.

Магистрант имеет право самостоятельно выбрать и обосновать тему выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). Тема выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) согласуется с научным руководителем и утверждается заведующим кафедрой в установленном порядке.

Выбор тем выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций) и их утверждение на заседании кафедры экономики предприятия и предпринимательства АГУ производится по регламенту, действующему в университете. После выбора темы её название указывается в заявлении магистранта на утверждение темы и научного руководителя выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), которое с подписью, подтверждающей согласие научного руководителя, передаётся секретарю выпускающей кафедры. После этого студенту выдаётся задание на выполнение выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

Магистранту следует помнить, что формулировка темы выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), Ф.И.О. научного руководителя и консультантов по главам, утверждённые приказом ректора, подлежат изменению в исключительных случаях.

2.4. Порядок выполнения и представления в ГАК выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) Успешное выполнение выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) во многом зависит от чёткого соблюдения установленных сроков и последовательности выполнения отдельных этапов работы. При этом рекомендуется календарный план выполнения выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), который включает следующие мероприятия:

1. Выбор темы выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и её утверждение на кафедре.

2. Подбор научной литературы и представление её списка научному руководителю от кафедры не позднее начала последнего семестра обучения.

3. Написание и представление научному руководителю от кафедры введения и первой главы выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

4. Доработка первой главы с учётом замечаний научного руководителя, написание и представление второй и третьей главы выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

5. Завершение всей выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) в первом варианте и представление ее научному руководителю от кафедры не позднее, чем за один месяц до ориентировочной даты защиты выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

6. Оформление выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) в окончательном варианте и представление его научному руководителю в согласованные с ним сроки.

Структура выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) должна состоять из титульного листа, оглавления, введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.

Титульный лист является первой страницей выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и оформляется в соответствии с установленным образцом (Приложение 3).

Оглавление содержит все заголовки разделов выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) с указанием страниц, с которых они начинаются. Пример оглавления представлен в Приложении 4.

Консультанты по специальным разделам выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) также должны подтвердить их готовность или дать свои замечания.

1) Для получения дополнительной объективной оценки квалификации магистранта проводится внешнее рецензирование выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) специалистом в соответствующей области знаний. Форма рецензии на магистерскую диссертацию приведена в Приложении 5. В отзыве научного руководителя выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) должна быть отражена оценка работы и магистранта, а также актуальность темы, её новизна и практическая значимость (Приложение 6).

Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) может быть допущена к защите при наличии следующих документов:

1) завершённая магистерская диссертация, подписанная руководителем, магистрантом;

2) отзыв научного руководителя выпускной квалификационной работы;

3) внешняя рецензия на магистерскую диссертацию, заверенная организацией, в которой работает рецензент;

4) доклад и презентация магистранта-выпускника для защиты магистерской диссертации.

2.5. Порядок защиты выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) Защита выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций) происходит на открытом заседании ГАК в следующей последовательности:

– председатель ГАК объявляет фамилию, имя, отчество магистранта выпускника, зачитывает тему выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации);

– магистрант-выпускник докладывает о результатах выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). Специалисты, преподаватели, магистранты, студенты и др. задают магистранту-выпускнику вопросы по теме выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации);

– магистрант-выпускник отвечает на заданные вопросы;

– секретарь ГАК зачитывает отзыв научного руководителя и рецензию на выпускную квалификационную работу (магистерской диссертации);

– магистрант-выпускник отвечает на замечания рецензента.

Задача ГАК – выявление качеств профессиональной подготовки магистранта-выпускника и принятие решения о присвоении ему квалификации – «Магистр менеджмента».

После окончания защиты выпускных квалификационных работ, назначенных на текущий день, проводится закрытое заседание ГАК. На основе открытого голосования посредством большинства голосов определяется оценка по каждой работе. При равенстве голосов членов ГАК голос председателя является решающим.

Оценка выставляется с учётом теоретической и практической подготовки магистранта-выпускника, качества выполнения, оформления и защиты работы. ГАК отмечает новизну и актуальность темы работы, степень её научной проработки, практическую значимость результатов работы.

Заседание ГАК по каждой защите работы оформляется протоколом. В протокол вносятся все задаваемые вопросы, ответы, особое мнение и решение комиссии о выдаче магистранту-выпускнику диплома. Протокол подписывается председателем и членами ГАК.

После заседания ГАК и оформления протоколов магистрантам выпускникам объявляются результаты защиты работ. После защиты все работы с материалами и документами передаются в архив университета.

Магистранту, не защитившему выпускную квалификационную работу (магистерскую диссертацию) в установленный срок по уважительной причине, подтверждённой документально, может быть продлен срок обучения до следующего периода работы ГАК, но не более чем на один год.

Для этого магистрант должен сдать в деканат факультета личное заявление с приложенными к нему документами, подтверждающими уважительность причины.

Диплом об окончании вуза и приложение к нему (выписка из зачётной ведомости) выдаются деканатом после оформления всех требуемых (в установленном порядке) документов.

2.6. Критерии оценки соответствия уровня подготовки магистранта требованиям ГОС ВПО на основе выполнения и защиты им выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) Оценка результата защиты выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) производится на закрытом заседании ГАК. За основу принимаются следующие критерии:

– актуальность темы;

– научно-практическое значение темы;

– качество выполнения работы;

– содержательность доклада и ответов на вопросы;

– наглядность представленных результатов исследования в форме слайдов.

Обобщённая оценка защиты выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) определяется с учётом отзыва научного руководителя и оценки рецензента.

Результаты защиты выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) оцениваются по четырёхбалльной системе:

– оценка «отлично» присваивается за глубокое раскрытие темы, качественное оформление работы, содержательность доклада и презентации;

– оценка «хорошо» присваивается при соответствии вышеперечисленным критериям, но при наличии в содержании работы и её оформлении небольших недочётов или недостатков в представлении результатов к защите;

– оценка «удовлетворительно» присваивается за неполное раскрытие темы, выводов и предложений, носящих общий характер, отсутствие наглядного представления работы и затруднения при ответах на вопросы;

– оценка «неудовлетворительно» присваивается за слабое и неполное раскрытие темы, несамостоятельность изложения материала, выводы и предложения, носящие общий характер, отсутствие наглядного представления работы и ответов на вопросы.

2.7. Рекомендации по оформлению выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций) Работа выполняется в любом текстовом редакторе. Формат страницы – А4, кегль – 14, межстрочный интервал – 1,5. Выравнивание по ширине.

Текст следует размещать на одной стороне листа бумаги с соблюдением следующих размеров полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. При оформлении работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и чёткость изображения по всей работе. Не должно быть помарок, перечёркивания, сокращения слов, за исключением общепринятых.

Страницы текста нумеруют арабскими цифрами вверху справа. По всему тексту соблюдается сквозная нумерация. Номер титульного листа и листа содержание не проставляется, но включается в общую нумерацию выпускной квалификационной работы (магистерских диссертаций). Все структурные элементы работы: введение, главы, заключение, список литературы, приложения – должны начинаться с новой страницы.

Оформление глав и параграфов. Каждая глава выпускной квалификационной работы (магистерских диссертаций) начинается с новой страницы. Если глава имеет только один параграф, то выделять его не следует. Заголовки и подзаголовки оформляются в виде соответствующих стилей (Заголовок 1, Заголовок 2 и т.д. с включённой автоматической нумерацией), отделяются от основного текста 1 интервалом и располагаются по центру строки. Заголовки глав (наименования разделов) записывают прописными буквами, подзаголовки (наименования подразделов) – строчными (первая буква заголовка параграфа заглавная). Точки в конце заголовков не ставят, заголовки не подчёркиваются. Переносы слов во всех заголовках не допускаются.

Главы выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) должны иметь порядковую нумерацию и обозначаться арабскими цифрами с точкой, например: ГЛАВА 1., ГЛАВА 2., ГЛАВА 3.

Параграфы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждой главы. Сначала включается номер главы, затем порядковый номер параграфа, отделённый точкой, например: 1.1., 1.2., 2.1., 2.2., 3.1., 3.2.

Цифровой материал, Оформление табличного материала.

сопоставление и выявление определённых закономерностей оформляют в виде таблиц. Таблицы следует делать в режиме таблиц (добавить таблицу), а не рисовать от руки. Все таблицы, если их несколько, нумеруются арабскими цифрами, без указания знака номера в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица…», кегль 12. Тематический заголовок (название таблицы) оформляется 12 кеглем, выделяется полужирным.

Все используемые таблицы в работе должны иметь сквозную нумерацию, нумерация первой таблицы начинается с единиц, например:

Таблица 1, Таблица 2, Таблица 3, и т.д. Если в работе имеется одна таблица, она не нумеруются.

Заголовочная часть не должна содержать пустот. Ширина таблицы не должна быть больше полосы набора текста. Не следует включать отдельную графу «Единицы измерения». Ссылка на таблицы в тексте обязательны.

Например:

Таблица Динамика показателей деятельности Показатели По плану Фактически Объём выполненных 2500 работ (м) Выручка от реализации 75000 (тыс. руб.) Если таблица не умещается на одной странице, то она переносится на другую, при этом заголовок таблицы помещается на первой странице, а на следующих страницах следует повторить шапку таблицы и под ней поместить надпись: «Продолжение таблицы…». Например:

Таблица Результаты анализа Показатели По плану Фактически Объём выполненных 2500 работ (м) Выручка от реализации 75000 (тыс. руб.) Продолжение таблицы Показатели По плану Фактически Прибыль (тыс. руб.) 2200 Производительность 1227 труда (тыс. руб.) Оформление иллюстраций. Иллюстрации (рисунки, графики, схемы) должны выполняться в графических редакторах, поддерживающих векторную графику. Растровые изображения, например, отсканированные или выполненные в редакторе Paint, допускаются только в исключительных случаях (например, фотографии образцов). Не допускается использование в подрисуночных надписях символы, то есть следует писать, например, так:

«Экспериментальные данные отмечены кружочками, теоретическая кривая – сплошной линией». Подобные надписи могут быть выполнены в виде легенды на самом рисунке. Желательно предоставлять все рисунки в виде отдельных файлов в исходном графическом формате. Графические иллюстрации должны быть также выполнены и в виде отдельных файлов в исходном графическом формате. Оригиналы отсканированных изображений должны предоставляться высокого качества (ксерокопии не допускаются).

Не следует повторять в подписях к рисункам пояснений, уже содержащихся в тексте рукописи, а также представлять одни и те же результаты и в виде таблиц, и в виде рисунков.

Иллюстрации располагаются в дипломном проекте непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Все иллюстрации должны быть пронумерованы. Используемые в работе иллюстрации должны иметь сквозную нумерацию, т.е. через всю работу. Название всех рисунков, схем, диаграмм должно располагаться под ними, кегль 12, жирный. Например:

1.Анализ среды 2. Определение миссии и целей 3. Анализ и выбор стратегии 4. Выполнение стратегии 5. Оценка и контроль выполненной стратегии Рис. 1. Этапы процесса стратегического управления Если иллюстрация в работе единственная, то она не нумеруется.

Оформление формул. Формулы, даже состоящие из единственного символа, набираются только с использованием редактора формул Equation Editor или MathType. Категорически не допускается замена латинских и греческих букв сходными по начертанию русскими, а также знака суммы заглавной буквой сигма. Если необходимо использовать в формулах русские буквы, то их следует набирать в текстовом стиле.

Формулы выделяются из текста в отдельную строку, располагаются по центру. Выше и ниже каждой формулы должна быть оставлена одна строка.

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов приводится непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

Имеющиеся в работе формулы должны иметь обязательную нумерацию. Используется сквозная нумерация формул.

Например:

М 1 ( А I ) / t (1) где А.i – текущие источники мотивации, t – время наблюдения.

FC ПR = ВМ / ВР 1920606 / 7315719 6460492 руб. (2) Оформление сносок. Сноски следует использовать только постраничные (на каждой странице нумерация сносок начинается с единицы).

Все Оформление справочно-библиографического аппарата.

источники, приведённые в списке, располагаются в едином алфавитном порядке. Основное условие правильного составления списка использованных источников – единообразное оформление и соблюдение государственных требований, предъявляемых к печати научных публикаций. Пример оформления списка литературы приведён в Приложении 7.

Приложение Форма билета государственного экзамена МИНОБРНАУКИ РОССИИ Астраханский государственный университет ЭКЗАМЕНАЦИОННАЙ БИЛЕТ № _ Государственного междисциплинарного экзамена на 2010–2011 учебный год Специализация 080500.68-14 – Управление человеческими ресурсами 1. Мотивация деятельности в менеджменте.

2. Цели, функции, организационная структура системы управления персоналом.

3. Вознаграждения персоналу и системы компенсаций на отечественных и зарубежных предприятиях.

Утверждён на заседании кафедры экономики предприятия и предпринимательства АГУ (совета факультета бизнеса и экономики) от _ г. протокол №_).









© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»