Научный Центр - Dissers WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!
Pages:     | 1 |   ...   | 7 | 8 ||

«СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТЫ ОБЩЕГО СОДЕРЖАНИЯ Специализированная магистерская программа «Управление образованием»................................ 2 Порядок выполнения ВКР (магистерской диссертации) и ...»

-- [ Страница 9 ] --

Образование как фактор экономического прорыва. Образование как инструмент вовлечения страны в демократическое развитие. Создание образовательной стратегии, направленной на достижение стратегических целей страны. Выбор приоритетов в образовании и воспитании. Влияние технологических, культурных и потребительских стандартов развитых стран на развивающиеся страны. Традиционализм и модернизация в образовании развивающихся стран.

Тема 4. Образование в бывших странах социалистического содружества.

Структурные и содержательные изменения в образовании бывших странах социалистического содружества и СНГ. Изменения в кадровых потребностях в странах, переходящих от плановой системы к рынку.

Тема 5. Интенсификация взаимодействия образовательных систем, расширение образовательного пространства. Профессиональная, академическая мобильность и процесс глобализации мировой экономики. Международное разделение труда и новые требования к качеству подготовки квалифицированной рабочей силы.

Структурные изменения в сфере занятости и проблемы формирования конкурентоспособной рабочей силы. Партнерство между бизнесом и образованием.

Создание общего образовательного пространства. Реформа высшего образования и Болонский процесс. Интеграционные процессы и развитие сотрудничества в области образования. Унификация квалификационных требований к качеству подготовки выпускников разных ступеней образования. Формирование современного мышления у молодого поколения в контексте решения глобальных проблем.

Тема 6. Современная организационная структура, уровни и квалификации в системах образования зарубежных странах. Организационная структура образования в развитых стран, в странах переходного типа, новых индустриальных странах. Конвенции, соглашения, документы, регулирующие интеграционные процессы в сфере высшего образования. Проблемы легализации документов об образовании и признания академических квалификаций. Критерии оценки иностранных документов об образовании.

6. ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Семинарская часть курса ориентирована на обсуждение актуальных проблем развития образования и международного сотрудничества в этой сфере. На семинарах более детально обсуждаются те вопросы, которые на лекциях рассматриваются в концептуальном виде.

Для организации данного вида работы предлагаются темы для самостоятельного изучения и вопросы для подготовки выступлений на семинарах.

Темы семинаров 1-3.

- Формирование национальных концепций и определение целей образования в условиях глобализации мира;

- Национальные особенности и мировые тенденции в развитии образования (на примере стран по выбору).

Цель: проанализировать факторы, влекущие изменения в системах образования стран современного мира.

Задача: способствовать развитию у магистрантов навыков будущей работы в качестве аналитиков, менеджеров и экспертов.

А. Темы для самостоятельного изучения:

1.Образование и развитие в современном мире.

2.Факторы, влияющие на выбор стратегии развития образования в стране переходного типа.

3.Особенности развития образования в Японии.

4. Сравнительный анализ общих и специфических характеристик система образования КНР (Тайваня).

5.Современная система образования Индии: традиционализм и модернизм.

6.Современная система образования Вьетнама.

7.Современное развитие образования в странах Запада.

8.Конфуцианские традиции в образовании стран дальневосточной цивилизации.

9.Конфуцианские методы обучения и управления образованием и их современная трансформация в КНР.

10. Приоритеты в стратегии развития образования в Сингапуре, Южной Корее.

11. Взаимодействие культурных традиций и внешних заимствований в образовании (на примере КНР, Тайваня, Японии, и др. стран ЮВА).

12. Задачи модернизации образования в стране проживания (для иностранных магистрантов).

13. Специфические проблемы развития системы образования в стране проживания и способы их решения (управления ими).

Б. Вопросы для подготовки выступлений и обсуждений на семинарах:

1.Какие основные процессы наблюдаются в развитии образования в мире в настоящее время?

2.Что, на Ваш взгляд, является важнейшими характеристиками образования в развитых странах?

3.Отличительные черты образования в США и Великобритании.

4.Какие задачи решает реформа образования в КНР и Индии? Сравните ход реформ в системе образования этих стран.

5.Изменились ли традиционные взгляды на образование в новых индустриальных странах? Если да, то в чем это проявляется? На примере Израиля, Индии, КНР и др. стран по выбору магистранта.

6.Чем, на Ваш взгляд, обусловлены успехи в сфере образования в дальневосточных странах?

7.Какие социально-политические факторы определяли образовательную политику стран с переходной экономикой перед началом модернизации?

8. Какие организационно-экономические механизмы системы китайского образования изменились в ходе современной реформы? Проведите параллели с происходящими реформами в другой стране по собственному выбору.

9.Как взаимосвязаны социально-экономическая модернизация и образование? Всегда ли в условиях социально-экономической модернизации проводятся образовательные реформы?

10. К какому типу образования можно отнести образование в Израиле?

Казахстане? Белоруссии? Украине?

11. Как меняется система образования под воздействием рыночных отношений? Приведите примеры из зарубежной практики.

12. Как реализуется принцип доступности образования в странах разного типа?

13. Какие процессы входят в сферу государственной регулирования в условиях модернизации системы образования? Приведите примеры из зарубежной практики.

14. Какими должны быть вузы: частными или государственными? Изложите доводы сторонников и противников по данному вопросу.

15. В каких странах, на Ваш взгляд, наиболее эффективно развивается фундаментальная наука и благодаря чему?

16. Какое образование необходимо для быстрого экономического роста – общее или профессиональное, всеобщее или элитное? Обоснуйте свою точку зрения на примере развития любой страны.

17. Зависит ли происходящий в стране экономический подъем от повышения уровня образования всего населения или только определенной его части?

18. Как меняются в условиях глобализации ценностные установки молодежи в сфере образования и занятости? Наблюдается ли «конфликт поколений» в современном обществе?

19. Какой «социальный заказ» общества и государства будет, по Вашему мнению, определять направление развития образования в первой четверти XXI века (на примере любой страны по собственному выбору)?

Темы семинара 4:

- международная академическая и профессиональная мобильность;

- перспективы развития сотрудничества в сфере образования и науки на постсоветском пространстве;

- современная организационная структура, уровни и квалификации в системах образования зарубежных странах.

Цели:

- выявить перспективные направления международного академического сотрудничества;

- проанализировать стимулы интеграционных и дезинтеграционных региональных процессов в сфере образования.

Задача:

- познакомиться с организационной структурой и особенностями развития образования в ряде зарубежных стран;

- получить представление о типологии систем высшего образования и образовательных документов за рубежом, механизме признания уровней иностранных дипломов и академических квалификаций.

А.Темы для самостоятельного изучения:

1.Организация высшего образования в западных странах (Великобритания, США, Франция, Германия и др. страны по выбору).

2.Организация среднего и высшего образования в развивающихся странах Азии, Африки, Латинской Америки.

3.Организация среднего и высшего образования в СНГ, других странах постсоветского пространства.

4.Организация среднего и высшего образования в стране проживания (для иностранных магистрантов).

5.Установление сопоставимости квалификаций, полученных в разных странах.

6.Новые тенденции в международном образовательном сотрудничестве:

партнерские связи и объединения.

7.Механизмы поворота «от утечки умов к «привлечению умов». Совместное использование знаний и навыков в разных странах и а разных континентах.

8.Анализ международных конвенций, соглашений и других документов, имеющих отношение к образованию.

Б. Вопросы для подготовки выступлений и обсуждений на семинарах:

1. Как меняется система образования в ходе государственного строительства (на примере любой страны СНГ)?

2. Каковы перспективы развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве?

3. Какие факторы влияют на формирование разных моделей образования в мире?

4. Как Вы оцениваете конкурентоспособность выпускников вузов разных стран?

Сформулируйте рекомендации, направленные на повышение академической и профессиональной мобильности выпускников страны, гражданином которой Вы являетесь.

5. Какое место занимает образование стран Северной Европы в европейском образовательном пространстве?

6. Что выигрывают и теряют страны, вступающие в Болонский процесс?

Выскажите свои доводы в пользу или против развития национального образования в русле Болонского процесса.

7. Каковы последствия «утечки умов» за границу? Можно ли охарактеризовать этот процесс как однозначно негативный? Надо ли принимать какие-либо законодательные меры, регулирующие это явление?

7. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Самостоятельная работа магистрантов является обязательным видом учебно познавательной деятельности и предполагает целенаправленное и аналитическое изучение рекомендуемой литературы, текущей периодики поиск новых данных в глобальной информационной сети. Данный вид предполагает наличие у студентов навыков работы с источниками на иностранных языках.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: выступление на семинаре, подготовка эссе, курсовой работы.

8. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ РАБОТ 1.Новые тенденции в развитии образования на рубеже двух веков.

2.Рынок образовательных услуг и его регулирование (на примере одной из стран по собственному выбору).

3.Новые мировые тенденции в развитии образования в XXI веке и их влияние на развитие национальных образовательных систем.

4.Особенности стратегии развития системы образования в странах СНГ (страны по выбору).

5.Проблемы и задачи повышения качества обучения и их отражение в общественных дискуссиях и научной литературе (обзор по источникам).

6. Задачи и стратегия развития негосударственного образовательного сектора в стране проживания.

7.Ментальность, традиции и их отражение в концепциях реформирования образования в странах с переходным типом экономики.

8.Мировые тенденции развития высшего образования.

9.Государственная политика в области повышения качества общего образования в стране проживания (для иностранных магистрантов).

10. Интеллектуальные ресурсы страны проживания.

11. Требование работодателей к качеству подготовки выпускников в разных странах.

12. Правовые гарантии доступности образования и реальное проблемы его распространения (на примере модернизирующихся стран).

13. Стратегия развития потенциала нации: эволюция, структурные особенности.

14. Формирование новых подходов к определению целей образования в обществе в переходный период.

15. Стратегия развития образования в условиях рыночной экономики.

9. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 1. Экс-президент Сингапура Ли Куан утверждал, что долго доминировавшее в Сингапуре западное образование все более готовит «специализированных идиотов», а не ответственных граждан и что этому типу образования необходимо противопоставить моральное воспитание (Giroux H.A. Teachers as Intellectuals: Toward a Critical Pedagogy of Learning.-Massachsetts, 1988). Согласны ли Вы с этим утверждением?

Обоснуйте свою точку зрения.

2. В качестве заметных конкурентов в области технологического развития выступили сначала Япония, а затем новые индустриальные страны Азии: Южная Корея, Гонконг, Тайвань и др., а в конце ХХ в. Китай и Индия. Эти государства существенно потеснили старых лидеров на рынке высоких технологий, однако, несмотря на впечатляющие успехи в области технологического развития, все они по большому счету остаются потребителями фундаментальных знаний. Согласны ли Вы с этим утверждением? Обоснуйте свою точку зрения.

1. Сопоставив реформы образования в ряде страны по собственному выбору, укажите, какие меры Вы считаете первоочередными для развития современного образования. Аргументируйте свой выбор.

10. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Основная 2. Булаев Н.И. и др. Международные и интеграционные проблемы российского законодательства в области образования и науки. – М., 2006.

3. Байденко В. И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы.

М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.

4. Вульфсон Б.Л. Образовательное пространство на рубеже веков. – М., 2006.

5. Карпенко О.М., Бершадская М.Д. Высшее образование в странах мира: анализ данных образовательной статистики и глобальных рейтингов в сфере образования. – М., 2009.- 244 с.

6. Образовательное законодательство зарубежных стран. / Под ред. В.М. Сырых. М., 2003.

7. Организация, уровни и квалификации образования в зарубежных странах: Справочно методическое пособие / под ред. В.М. Филиппова. – М.:– 2004. – 416 с.

8. Университеты и общество. Сотрудничество университетов на рубеже веков: Материалы Первой международной конференции университетов стран СНГ и Балтии (МГУ, 23-24.03. 2000 г.).

Дополнительная 1. Боревская Н.Е. Очерк истории школы и педагогической мысли в Китае.– М.: 2002.–146 с 2. Боревская Н.Е. Государство и школа: Опыт Китая на пороге III тысячелетия. – М.: 2003.

3. Вахштайн В.С. Американская высшая школа // «Вестник Российской академии наук».

2007. – Т. 77, № 1. – С. 68-74.

4. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика. История и современные проблемы. – М.: 2003.

5. Вульфсон Б.Л. Нравственное и гражданское воспитание в России и на Западе. – М.:2008.

6. Джуринский А.Н. Зарубежная педагогика. Учебное пособие. – М.,2008.

7. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. Учеб. Пособие для пед. уч. заведений / под. ред. А. Пискунова. – М.:

2001.– 512 с.

8. Кульпин Э.С., Машкина О.А. Китай: Истоки перемен (Образование и мировоззрение в 1980 г.) – М.: Московский лицей, 2002. – 240 с.

9. Машкина О.А. Профессиональное образование в КНР: Учебно-методический блок курса «Образование за рубежом». – М.: МАКС Пресс, 2004. – 96 с.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЕ Автор-составитель: Л.Н. Норейко, кандидат филологических наук 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Дисциплина «Деловое общение и организационная культура» включает разделы:

Раздел I. Культура и организация делового общения Раздел II. Оценка профессиональной деятельности педагога Раздел III. Тренинг: деловые (ролевые игры) 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА Цель дисциплины: формирование знаний и представлений об основах и видах делового общения, а также умений адекватно использовать тактические приемы общения, решать поставленные коммуникативные задачи, развивать навыки коррекции эмоционального состояния партнеров делового общения, давать оценку эффективности профессионального общения.

Задачи дисциплины:

– сформировать представления о принципах и нормах делового общения;

– познакомить с основными видами и формами делового общения;

– сформировать умения адекватно достигать коммуникативных целей и управлять ситуацией, в которой протекает общение;

– рассмотреть основные критерии оценки педагогического труда;

– обучить методике анализа урока как основной единицы измерения педагогического труда.

3. ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Содержание дисциплины представляет собой анализ современных взглядов на принципы организации и культуру общения, имеющих прежде всего практическую ценность. Представленные в курсе критерии оценки педагогической деятельности выведены на основе последних разработок психологов, исследующих эффективность и положительное воздействие педагогического общения.

Учебный материал представлен в двух формах: в виде лекций и практических занятий. Практические занятия конкретизируют теоретический материал и являют собой реализацию основных принципов профессионального общения. Практические занятия направлены на овладение организационными основами культуры общения и достижение поставленных коммуникативных задач.

4. АТТЕСТАЦИЯ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ Проверка качества усвоения материала проводится на практических занятиях, где необходимо представить определенный вид общения или фрагмент урока с последующим анализом эффективности (успешности) достижения поставленной профессиональной коммуникативной задачи. Теоретические знания проверяются в процессе написания рефератов по избранной теме.

Дисциплина завершается зачетом, на котором проверяется: усвоение теоретических положений дисциплины;

усвоение базовых понятий дисциплины;

умение использовать на практике принципы делового общения и критерии оценки педагогического труда.

5. РАБОЧИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ:

лекции – 10 часов;

семинары и тренинги – 8 часов;

самостоятельная работа – 18 часов;

общая трудоемкость – 36 часов Для учебных групп иностранных магистрантов количество часов, выделенных на тренинги и самостоятельную подготовку, может быть увеличено в зависимости от их уровня владения русским языком. В этом случае данная дисциплина кроме указанных цели и задач ориентирована на совершенствование русской деловой речи. Наряду с курсом «Информационные и коммуникационные технологии в образовании (язык специальности для иностранных магистрантов)» она может служить базой для специально разработанного для иностранных магистрантов продвинутого курса «Русский язык: научный стиль речи» модуля «Формы и методы организации исследовательской деятельности».

Распределение часов курса по темам и видам работ Самосто ВСЕГО Аудиторные занятия ятельная Наименование разделов и тем (часов) (час.) работа (час.) Лекции Семинары/ практич.

занятия Раздел I. Культура и организация делового 16 8 - общения Тема 1. Знакомство 2 1 - Тема 2. Деловая беседа 2 1 Тема 3.Виды делового общения 4 2 - Тема 4.Публичное выступление 4 2 - Тема 5.Рабочее совещание 4 2 - Раздел II. Оценка профессиональной 10 2 2 деятельности педагога Тема 6. Взаимоотношения в коллективе 4 2 - Тема 7. Критерии оценки педагогической 8 2 2 деятельности Раздел III.Тренинг: деловые (ролевые) игры 10 - 6 ИТОГО: 36 10 8 6. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ Тема 1. Представление и знакомство как форма делового общения.

Установление первого контакта. Ориентация в ситуации (участники общения, обстоятельства и т.д.). Вербальная и невербальная форма общения. Формальный и неформальный стили общения.

Тема 2. Деловая беседа. Ее роль в развитии отношений. Коммуникативная цель деловой беседы. Подготовка к деловой беседе. Приемы достижения результата в ходе деловой беседы. Начало беседы. Создание благоприятного психологического климата.

Формулирование и передача информации. Тактика и стратегия деловой беседы.

Аргументация. Ясность и наглядность изложения мыслей. Заключительная стадия общения. Поддержание благоприятного психологического климата. Языковые клише для подведения итогов.

Тема 3. Виды делового общения. Общая характеристика. Коммерческое предложение. Переговоры. Подготовка к переговорам. Атмосфера и целеустановки на переговорах. Обеспечение результативности переговоров. Собеседование и резюме как вид делового общения. Подготовка к собеседованию. Участие в собеседовании при устройстве на работу. Способы представления личных достижений.

Экстралингвистическая сторона поведения: мимика, жесты, позы, внешний вид.

Интервью. Ориентации на личностные и психологические характеристики собеседника, способы вовлечения в обсуждение проблемы. Деловая переписка.

Тема 4. Публичное выступление. Подготовка к выступлению. Постановка задач общения, учет аудитории, мастерство представления информации. Выбор ораторских приемов привлечения внимания. Структура выступления. Завершение выступления.

Тема 5. Рабочее совещание. Подготовка рабочего совещания. Форма участия в совещании. Факторы, влияющие на эффективность рабочего совещания. Роль руководителя в проведении совещания. Мотивировка задания. Профессиональное и личностное взаимодействие в ходе совещания. Способы достижения поставленных целей.

Тема 6. Роль взаимоотношений в коллективе. Основные правила построения взаимоотношений с коллегами. Формы коллективного взаимодействия. Принципы построения оптимальных отношений между начальником и подчиненным. Принятие решения. Определение выхода из кризисной ситуации. Завершение контакта. Управление эмоциями и достижение поставленной цели. Роль интонации, мимики, жестов в общении с окружающими людьми. Приемы самоуправления. Роль здорового образа жизни в успешном решении профессиональных задач. Виды критики. Достижение взаимовыгодного соглашения на рабочем месте. Особенности взаимоотношений в педагогическом коллективе.

Тема 7. Критерии оценки педагогической деятельности. Субъективная и объективная оценка педагогической деятельности. Оптимальные методы оценки работы педагога. Требования, предъявляемые к оценке деятельности педагога. Рейтинг учителя:

из каких показателей он складывается? Важнейшие функции учителя. Анкета «Учитель Ученик». Оценка творческого потенциала учителя. Типы тестов по определению творческого потенциала учителя. Основные объекты оценки работы учителя. Оценка профессиональной направленности личности учителя. Основные типы педагогов. Разные стили учительского труда, их отличие. Коммуникативная компетенция преподавателя.

7. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИНГОВ Тренинги проводятся по темам первого раздела по выбору преподавателя. Каждый тренинг состоит из следующих этапов:

подготовительный: ознакомление с целью и задачами тренинга, раздача инструкций, документов и других материалов, с которыми необходимо предварительно ознакомиться;

основной: информирование о развиваемых навыках и умениях, собственно упражнения и ролевые игры, направленные на обучение и формирование указанных качеств;

заключительный: подведение итогов занятия на совместном обсуждении преподавателем и магистрантами прошедшего занятия 8. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Самостоятельная работа включает:

– подготовку к практическим занятиям по реализации определенного вида делового общения;

– подготовку к проведению фрагмента учебного занятия с последующим анализом;

– выполнение рефератов по изученным проблемам профессионального общения.

9. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ПО ПРОЙДЕННЫМ ТЕМАМ Какова роль деловой беседы в установлении и развитии отношений?

В чем отличия формального и неформального стилей общения?

Как заинтересовать собеседника в продолжении контакта?

Что такое педагогическое общение? Каковы его задачи и роль?

Перечислите основные правила построения взаимоотношений с коллегами.

Что значит коммуникативная компетенция преподавателя?

Рейтинг учителя: из каких показателей он складывается?

Какие основные типы педагогов Вы знаете?

Перечислите стили учительского труда, назовите их отличия.

Какие факторы влияют на эффективность совещания?

Какие приемы самоуправления Вы знаете?

10. ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ, СЕМИНАРСКИХ ДОКЛАДОВ 1. Знакомство. Установление первого контакта. Ориентация в ситуации (участники общения, обстоятельства и т.д.).

2. Формальный и неформальный стили общения. Как договориться о встрече, как прийти к согласию по обсуждаемой проблеме.

3. Деловая встреча. Обсуждение проблемы. Внесение коммерческого предложения.

4. Публичное выступление. Определение цели и адресата выступления. Выбор ораторских приемов привлечения внимания. Структура выступления.

5. Профессиональное и личностное взаимодействие в ходе совещания. Мотивировка задания. Формы коллективного взаимодействия.

6. Принятие решения. Определение выхода из кризисной ситуации.

7. Интервью. Ориентации на личностные и психологические характеристики собеседника, способы вовлечения в обсуждение проблемы.

8. Участие в собеседовании при устройстве на работу. Способы представления личных достижений.

9. Деловая переписка. Составление приглашения принять участие в проводимом мероприятии.

10. Письмо-приглашение к сотрудничеству.

11. Составление резюме.

12. Деловое письмо – рекомендация.

13. Составление конспекта выступления.

14.Составление плана-программы рабочего совещания.

11. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Баркер А.Как улучшить навыки общения/Под ред. В.А.Спивака.– СПб.: 2004.

2. Мальханова И.А. Деловое общение: Учебное пособие. М.: 2002.

3. Суховершина Ю.В., Тихомирова Е.П. Скоромная Ю.Е. Тренинг делового (профессионального) общения. – М.: Академический проект, 2006.

Дополнительная 1. Агаев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. – М., 1990.

2. Айви А. Лицом к лицу: Практическое пособие для освоения приемов и навыков делового общения. – Новосибирск, 1995.

3. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982.

4. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М, 2002.

5. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – М., 1993.

6. Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие. – М., 2005.

7. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. – М., 2005.

8. Леонов Н.И. Психология делового общения. – М., 2003.

9. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. – Минск, 1989.

10. Личность учителя. – Ростов-на Дону, 1996.

11. Мицич П. Как проводить деловые беседы. – М., 1993.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ СОЦИОДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ Автор-составитель: Ю.А. Селивёрстов, кандидат философ. наук.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА Цель – обеспечить понимание и усвоение магистрантами органичности связей современных социальных и культурологических знаний, необходимых для исследования процессов, протекающих в системе «Человек - культура – общество».

Задачи:

- систематизировать представления о взаимосвязи социокультурных феноменов;

- актуализировать историко-логические концептуальные связи в области культуры;

- развить навыки социокультурной адаптации в соответствии с коррекцией этнических, конфессиональных, гендерных стереотипов;

- содействовать выработке профессиональной управленческой компетенции в контексте конкретной социокультурной ситуации;

- углубить знания и навыки профессионального уровня в области исследований специализированной (высокой) культуры: науки, образования, искусства, СМИ.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА Магистрант должен:

генезис общества и культуры, объект, предмет, задачи, основные категории социологии культуры, структуру и основные динамические показатели социокультурного развития, основные концепции социокультурного развития, Знать методологические принципы и методы исследования общества и культуры, базовые понятия теории социокультурной динамики, механизмы социокультурного процесса анализировать актуальные проблемы современного управления на разных уровнях, концептуализировать объективные и субъективные факторы процессов управления, применять методы, механизмы и инструменты воздействия в Уметь социальной системе управления, осуществлять аналитическую и организаторскую деятельность в процессе управления, применять полученные знания на практике и творчески подходить к решению проблем в процессе управления использования возможностей методов управления для диагностики проблемных ситуаций, поведения человека или группы людей в системе управления, подбора и расстановки кадров, применения методики и стилей общения с сотрудниками, а Владеть также основных компонентов содержания процесса принятия и реализации навыками управленческих решений, аналитического подхода и комплексного анализа процесса управления 1. в профессиональной области управления системами образования, в выборе оптимальных методов управления, в расширении горизонтов профессиональной и социальной эрудиции работников, в понимании социальной ответственности управленца за качество управления и качество жизни людей в конкретной системе управления, в понимании причинно-следственных зависимостей в управлении Быть 2. в коммуникативной сфере межличностных социокультурных связей, компетент отношений между общественными группами и различными уровнями и ным субъектами культуры 3. в мировоззренческой сфере – различать различные типы мировоззрений, ориентироваться в их сопоставлении, акцентировать собственные мировоззренческие представления и уметь их классифицировать и применять в соответствии с культурной ситуацией.

3. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Дидактические единицы: Понятия социальной статики и динамики. Понятие культуры. Материальная и духовная культура. Культурное (духовное) производство.

Понятие социокультурной динамики. Социокультурная динамика как специальная дисциплина. Предмет и объект социологии культуры. Методология социологического исследования культуры. Содержание и особенность социокультурных явлений. Динамика культуры. Типы культурных изменений. Источники культурной динамики. Динамические характеристики социокультурных явлений. Факторы изменения и развития культуры.

Показатели и индикаторы культурного развития личности, группы, территориальной общности. Понятие культурного уровня. Информация о социокультурных изменениях.

Культура как компонент управления. Понятие субкультуры и контркультуры.

Субкультура и контркультура в управлении и художественной жизни. Понятие альтернативной культуры. Традиционная культура. Массовая и элитарная культура.

Интеллигенция как субъект культуры. Городская и сельская культура. Управление социокультурными процессами. Прогнозирование и моделирование социокультурных процессов. Социальные институты культуры. Управление социокультурными процессами.

4. ТЕКУЩАЯ И ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ Текущая аттестация проводится на основе внутрисеместровых рефератов, докладов на семинарах, контрольных тестов.

Зачет как итоговая оценочная процедура. Зачет может проходить: в устной вопросно ответной форме;

в письменной форме, в виде реферата.

5. РАБОЧИЙ ПЛАН КУРСА ДЛЯ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ:

лекции – 14 часов;

семинары – 14 часов;

самостоятельная работа – 24 часа;

общая трудоемкость – 48 часов Тематический план лекций и семинаров Объем Объем аудиторных Наименование темы сам.работы занятий (акад. час) в часах Лекции Семинары Раздел I. Морфология культуры Тема 1. Общество как социокультурная система. 2 2 Объект и предмет социодинамики культуры.

Раздел II. Субъект культуры. Творчество.

Тема 2. Субъекты культуры. Природа и социальные 2 2 механизмы творчества Тема 3. Институты высокой 2 2 (специализированной) культуры Тема 4. Личность творца. Интеллектуальное 2 2 сообщество.

Раздел III. Социодинамика культуры Тема 5. Социальная динамика культурной 2 2 продукции Тема 6. Эффективность культурной продукции 2 2 Итого: 48 часов 12 12 6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Раздел 1. Морфология культуры.

Тема 1. Общество как социокультурная система. Объект и предмет социодинамики культуры. Отличия социальных структур от природных. Общности, институты и культура - структурные элементы общественной системы. Функции культуры в жизнедеятельности общества. Морфология культуры. Культура общества: понятие, морфология и факторы функционирования. Культура и субкультура. Культура и контркультура. Менталитет:

факторы возникновения и функционирования, основания типологии. Архетип.

Мифология: классификация и социальные функции. Мировоззрение: структура и типы.

Формы общественного сознания. Социальное бытие специализированной (высокой) культуры как объект дисциплины.

Раздел 2. Субъекты культуры. Творчество.

Тема 2. Субъекты культуры. Природа и социальные механизмы творчества.

Социокультурные общности. Современные представления о культурном прогрессе.

Морфология культуры на этапе перехода от индустриального к информационному обществу (соотношения повседневной и высокой (специализированной), элитарной и массовой, светской и религиозной, народной и этнокультур). Традиционная культура и инновации.

Формы, характер и проблемы взаимодействия повседневной и высокой культуры в современных условиях (плюралистичность и мозаичность картин мира). Структура субкультур россиян. Западная и Восточная культуры. Евразийская культура. Субъекты специализированной культуры. Интеллигенция в социальной структуре российского общества. Природа культурного творчества. Личность творца – социометрические, психоаналитические, мировоззренческие и перцептуальные качества (по данным социологических исследований).Свобода и необходимость в процессе творчества.

Проблема социального заказа в науке, искусстве и образовании. Формирование творческой личности в системе высшего образования (методы ориентации и стимуляции).

Тема 3. Институты специализированной культуры. Социальные функции науки, искусства, религии, образования и масс-медиа в российском обществе. Современные требования к социокультурным институтам. Организация как ядро института.

Универсальные принципы организации. Механизмы кооперации усилий членов организации, их оснащенность элементами культуры (методы измерения).

Профессиональная культура персонала: элементы и факторы развития. Корпоративная культура фирмы. Научное, художественное и педагогическое сообщество: специфика этносов. Рекрутирование, институционализация и идентификация работников институтов специализированной (высокой) культуры, современные социально экономические проблемы. Мировоззренческие, функциональные, экономические и эмоциональные отношения творческого сообщества с социальной средой и государственными учреждениями Российской Федерации. Мировой опыт государственной поддержки науки и искусства (примерная типология).

Тема 4. Личность творца. Интеллектуальное сообщество. Обыденное и оригинальное. Природа нового. Специфика творчества в науке, искусстве и в социальной жизни. Роль интеллигенции в творческом освоении действительности. Жанровое и этнокультурное разнообразие в художественной деятельности. Личность творца – социометрические, психоаналитические, мировоззренческие и перцептуальные качества (по данным социологических исследований). Свобода и необходимость в процессе творчества. Проблема социального заказа в искусстве. Формирование творческой личности в системе высшего образования (методы ориентации и стимулирования).

Научное, художественное и педагогическое сообщество: характерные особенности.

Проблемы формирования этноса сообщества в современных условиях.

Мировоззренческие, функциональные, экономические, организационные и эмоциональные взаимоотношения творческого сообщества с социальной средой и государственными учреждениями РФ. Мировой опыт государственной поддержки науки и искусства (примерная типология).

Раздел 3. Социодинамика культуры.

Тема 5. Социодинамика культурной продукции. Понятие социодинамики культуры.

Социальный цикл обращения научной и художественной продукции (в условиях России).

Социальный цикл внедрения культурной (научной и художественной) продукции. Истина и ценность: прагматическая и нравственная оценки научной идеи. Историческая эволюция художественных и педагогических парадигм.

Тема 6. Эффективность культурной продукции. Современные методы оценки эффективности научной продукции: публикационно-информационные, социально информационные, балльные, кластерно-сетевые, экспертные и комбинированные (гибридные). Методы оценки прибыльности научной и художественной продукции в рыночных условиях. Интеллектуальная собственность и проблемы ее защиты в условиях России. Формы государственной поддержки фундаментальных наук в России и в мире.

Проблемы финансирования науки, искусства и системы образования.

7. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Тема 1. Что Вы понимаете под предметом культуры? Какова структура культуры?

Что такое менталитет и каковы его исторические формы?

Тема 2. Дайте определение субьекта культуры. Каковы факторы культурного творчества в сфере науки и искусства? Опишите основные черты творческой личности.

Какова методика подготовки в Вузе творческой личности?

Тема 3. Что значит институционализация культурной деятельности? Каковы отличительные черты научного, художественного и педагогического сообществ? Что значит “этос” сообщества? Является ли религия культурным институтом? Обозначьте для себя различие между научным знанием и религиозной верой. Укажите на наиболее характерные для Российского общества субкультуры.

Тема 4. Что значит перцептуальный фактор творчества? Попробуйте доказать связь свободы и творчества. Что значит оригинальное и обыденное? Каков временной цикл социального обращения новой научной идеи и художественного образа? Какие основные коммуникационные потоки протекают в информационном обществе?

Тема 5. Что значит социодинамика культуры? Дайте примеры. Каков социальный цикл обращения нововведения в художественной культуре и науке (применительно к России). Каково соотношение истины и ценности?

Тема 6. Что значит “утечка умов”? Какие Вы знаете методы оценки научной продукции? Сформулируйте понятие интеллектуальной собственности. Опишите модели поддержки государством искусства, науки и образования, существующие в мировой практике. Почему Россия начала отставать в развитии фундаментальных наук? Каковы за последние 2 года показатели индекса “человеческого развития” для России? Что значит “научная эффективность”? Можно ли применять этот термин в сфере художественной культуры? Что значит балльный способ определения научной эффективности работника в сфере научного производства?

8. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ, ДОКЛАДОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ:

1) Предметная область социодинамики культуры.

2) Морфология культуры народа.

3) Социальность и культура.

4) Социокультурный статус понятия “ценность”.

5) Норма как социокультурный регулятор.

6) Социокультурный образец (функции, типология, механизмы трансляции).

7) Жизненный опыт личности как предмет социокультурного анализа 8) Менталитет субьекта жизни. Соотношение знания и веры.

9) Верование как социокультурное явление.

10) Архетипы культуры. Гипотеза К. Юнга.

11) Здравый смысл и научное знание. Картина мира личности.

12) Культура повседневности: основные показатели.

13) Душевное здоровье. Религиозная и светская психотерапия.

14) Астрология как предмет социокультурного анализа.

15) Знак и значение в системе культуры.

16) Типология культур.

17) Массовая культура: функции и показатели.

18) Преемственность культуры: механизмы трансляции.

19) Этикет, ритуал и церемониал в различных культурах.

20) Религия как социокультурное явление.

21) Социокультурный процесс: структура и факторы саморегуляции.

22) Жестикуляция и мимика как культурный код.

23) Творчество в искусстве: основные объяснительные концепции.

24) Современный школьник: социокультурный портрет.

25) “Одаренные дети” – методика выявления.

26) Экспертная оценка художественной продукции.

27) Контент-анализ программ телевидения.

28) Современный кинорынок. Факторы коммерческого успеха.

29) Книга как социокультурное явление.

30) Евразийская культура: культурогенез.

31) Русская культура: архетипы и современные ценности.

32) Социальные функции культурных памятников.

33) Реклама художественной продукции: типология и методы.

34) Театр как объект социокультурного анализа.

9. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ:

1. Проблемное поле и предмет социодинамики культуры.

2. Система категорий теории культуры.

3. Социокультурное творчество: условия и факторы.

4. Культурная динамика. Способы распространения культурной продукции.

5. Взаимодействие культур. Понятие “Культурный шок”.

6. Научная революция: критерии и фазы.

7. Факторы и процесс научного творчества.

8. Методы оценки научной продукции.

9. Категория “духовность”.

10. Категории “духовная жизнь”, “культурная жизнь”.

11. Социокультурная дифференциация общества.

12. Взаимосвязь идеологии, мифа и искусства.

13. Художественное творчество. Современные объяснительные схемы.

14. Художественная культура и государство.

15. Рекламный процесс: субъекты и стили рекламной деятельности.

16. Социальные функции кино.

17. Правовые и этические аспекты рекламной деятельности.

18. Тестирование в системе образования 19. Взаимодействие культур: донор и реципиент.

20. Конфликт культур и маргинальные слои в обществе.

21. Фанатизм и подвижничество в культуре.

10. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Основная 1. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. – М., 2004.

2. Отюцкий Г.П. История социальной (культурной) антропологии. – М., 2003.

3. Моль А. Социодинамика культуры. – М., 2008.

4. Садохин А.П. Этнология. М, 2004.

5. Сорокин П.А.Социальная и культурная динамика. – М., 2002.

6. Шендрик А.И. Социология культуры. – М., 2005.

Дополнительная 1. Арутюнов С.А., Рыжакова С.И. Культурная антропология. – М., 2004.

2. Белова Т.В. Культура и власть. – М., Изд-во МГУ, 1991.

3. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен. – СПб, 2009.

4. Вебер М. Избранные произведения. – М.,1990.

5. Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. – М.,1993.

6. Гудков Л., Дубинин Б. Литература как социальный институт. – М.,1994.

7. Гуревич П.С. Культурология. – М. 2001.

8. Гуревич П.С. Психология имиджа: типология телевизионного образа и парадоксы ее восприятия. – М.,1991.

9. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.,1991.

10. Дейян А. Реклама. – М.,1993.

11. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Пособие для студентов вузов. – М.,1994.

12. Ионин Л.Г. Социология культуры. – М, 1996.

13. Иконникова С.Н. Мировая культура и пост-культура.// Культура и мир. СПб, 2009.

14. История культурологии. – М, 2006.

15. Каган М.С. Философия культуры. – СПб, 1996.

16. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. – М, 1987.

17. Культурная политика России: история и современность. – М,1996.

18. Кун Т. Структура научных революций. – М, 2005.

19. Ляхович Е.С., Ревушкин А.С. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. – Томск, 1998.

20. Минюшев Ф.И. Социология культуры. – М, 2004.

21. Мнацаканян М.О. Культуры. Этносы. Нации. – М, 2005.

22. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире. – М, 2004.

23. Нечаев В.Я. Социология образования. Курс лекций.1 ч. – М.,1998.

24. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. – М, 1989.

25. Разлогов К. Коммерция и творчество. – М, 1992.

26. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. – М, 1995.

27. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре.//Культурология. ХХ век. – М. 28. Соколов К.Б. Социальная эффективность художественной культуры: процессы распространения и освоения художественных ценностей. – М, 1990.

29. Субкультуры и этносы в художественной жизни. /Под ред. Соколова К.Б. –М, 1996.

30. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. – М.,1989.

31. Тойнби А. Дж. Постижение истории. – М.,1991. Ч.1,2.

32. Триандис Г. К, Культура и социальное поведение. – М, 2007.

33. Фейнберг Е. Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. – М.,1992.

34. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М, 2004.

Pages:     | 1 |   ...   | 7 | 8 ||








© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»