Научный Центр - Dissers WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!
Pages:     | 1 |   ...   | 6 | 7 || 9 |

«СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТЫ ОБЩЕГО СОДЕРЖАНИЯ Специализированная магистерская программа «Управление образованием»................................ 2 Порядок выполнения ВКР (магистерской диссертации) и ...»

-- [ Страница 8 ] --

– знания об обществе и государстве (об истории, политических системах и режимах, о функционировании и развитии современного общества);

– понимание базисных ценностей мировой и отечественной культуры, умение использовать их в жизни и передавать другим людям;

Общеинструментальные компетенции:

– умение строить свою профессиональную деятельность, избегая возможных негативных социальных последствий принимаемых решений;

– способность к самопознанию и объективной самооценке;

– способность грамотно, аргументировано выражать свои мысли;

– умение строить свою профессиональную деятельность с учетом политических, экономических тенденций и факторов;

– способность к критическому, творческому, научному и целостному мышлению в различных жизненных ситуациях;

– навыки эффективной работы со всеми элементами современной образовательной среды, с различными носителями информации, включая электронные (умение находить, отбирать, систематизировать информацию, перерабатывать ее в знания, владение информационными технологиями).

Профессионально-профилированные компетенции:

Знаниевые компетенции:

– социально-исторический контекст реализации национальной образовательной политики;

– основные факторы формирования государственной образовательной политики в их взаимосвязи;

– социально-экономические, политические, правовые, философские, педагогические концепции и идеи, используемые для формирования национальной доктрины образования;

– основные направления реформирования и модернизации передовых образовательных систем за рубежом;

– знание основного российского и зарубежного законодательства в области образования и его связь с образовательной политикой.

Компетенции в организационно-управленческой деятельности:

– умение практически применять нормативно-законодательные акты в профессиональной деятельности;

– способность умело оперировать информационными технологиями, статистическими методами в управлении образованием;

– умение практически применять психологические и профессиональные знания для подбора сотрудников, управления коллективом, делового общения с окружающими людьми.

Компетенции в научно-исследовательской и проектной деятельности:

– способность самостоятельно ставить научные задачи в области образовательной политики и решать их с использованием передового отечественного и зарубежного опыта;

– умение с позиций современной науки оценивать образовательные проекты, нормативные документы для принятия самостоятельных решений в сфере образовательной политики;

– способность анализировать положение и реальные возможности различных политических сил, их истинные интересы сфере образования;

– готовность к проведению сравнительного анализа национальной и зарубежной образовательной политики;

– способность анализировать глобальные тенденции и региональные особенности в развитии образования;

– умение прогнозировать перспективные направления развития образования в современном мире и определять приоритеты национальной образовательной политики;

– умение разрабатывать стратегию и планы развития эффективных образовательных проектов в регионе и отдельном вузе.

Компетенции в сфере практической деятельности:

– готовность к участию в реализации образовательных проектов, мониторинг и оценка их результатов;

– готовность применять на практике навыки составления и оформления аналитических докладов, политических документов, программ, касающихся развития сферы образования;

– умение проводить научную экспертизу российских и международных проектов в области образования;

– готовность к предоставлению научно-методических и консультативных услуг по различным аспектам образовательной политики России, стран СНГ, Европейского Союза, США и Канады, КНР и стран АТР.

2. РАБОЧИЙ ПЛАН КУРСА:

лекции – 18 часов;

семинары, коллоквиумы, контрольные работы – 14 часов;

самостоятельная работа – 40 часов;

общая трудоемкость – 72 часа.

Тематический план курса для магистерской программы Аудитор.

Всего Самост.

Наименование тем учебной дисциплины занятия (часов) работа (часов) Понятие, предмет и принципы образовательной политики. 4 2 Лекция.

Теоретические основы современной образовательной 4 2 политики. Семинар.

Зарождение образовательной политики в России. Лекция. 4 2 Становление советской образовательной политики. 4 2 Лекция.

Развитие российской образовательной политики. Лекция. 4 2 Роль Московского университета в формировании 4 2 образовательной политики России. Программа развития МГУ в начале ХХI века. Лекция.

Формирование отечественной образовательной политики. 4 2 Коллоквиум.

Тенденции развития образовательной политики в странах 4 2 СНГ и Балтии. Лекция.

Сравнительный анализ образовательной политики РФ, 6 2 стран СНГ и Балтии. Семинар.

Особенности образовательной политики Европейского 4 2 Союза. Лекция.

Сравнительный анализ образовательной политики РФ и 4 2 ЕС. Контрольная работа.

Эволюции образовательной политики США и Канады. 4 2 Лекция.

Сравнительный анализ образовательной политики РФ и 4 2 США. Семинар.

Развитие образовательной политики в КНР и странах АТР. 6 2 Лекция.

Сравнительный анализ образовательной политики РФ и 4 2 КНР. Семинар.

Итоговое занятие. Обсуждению рефератов магистрантов. 8 2 «Круглый стол».

Итого: 72 32 Система оценки работы магистрантов:

Общее Количество данных Максимальное количество Вид работы форм контроля в количество баллов по течение курса баллов данной форме контроля Посещаемость 16 занятий по 2 2 акад.часа Письменная контрольная работа 1 14 Подготовка и защита реферата 1 20 Коллоквиум 1 20 Итого 86 баллов Шкала оценок: 75-86 баллов – «отлично»;

65 – 74 баллов – «хорошо»;

43-65 баллов – «удовлетворительно»;

менее 43 – «неудовлетворительно».

3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Понятие, предмет, принципы образовательной политики. Лекция. Сущность и определение образовательной политики. Основные категории образовательной политики. Содержание предмета образовательной политики. Принципы и методология образовательной политики. Диалектическая связь образовательной политики с образовательным правом. Место российской образовательной политики в системе международной образовательной политики. Цель, задачи, последовательность изучения и формы контроля знаний по дисциплине «Основы образовательной политики» на Факультете педагогического образования МГУ имени М.В.Ломоносова. Требования к работе магистрантов по освоению учебного курса.

Тема 2. Теоретические основы современной образовательной политики. Семинар.

Учебные вопросы:

1. Сущность, определение и категории образовательной политики.

2. Основные принципы образовательной политики.

3. Источники современной образовательной политики.

4. Процесс формирования образовательной политики государства.

Тема 3. Зарождение образовательной политики в России. Лекция – 2 часа. Создание первых духовных учебных заведений в России и формирование основ отечественной образовательной политики иерархами Русской Православной Церкви. Роль ученых Московской славяно-греко-латинской академии в развитии российской образовательной политики. Создание первых светских учебных заведений при Петре I и переход к европейской модели образовательной политики. Роль Министерства народного просвещения в создании российской системы учебных заведений и формирования основ национальной образовательной политики. Образовательные реформы ХIХ века в Российской империи. Влияние революции 1905-1907 годов на изменение образовательной политики в царской России.

Тема 4. Становление советской образовательной политики. Лекция. Светский характер советской образовательной политики. Роль Народного Комиссариата Просвещения в формировании основ советской образовательной политики. Создание сети советских учебных заведений и переход к бесплатному образованию. Партийное руководство советской системой образования. Курс на ликвидацию безграмотности населения в СССР и его влияние на развитие советского общества и государства.

Изменение государственной образовательной политики в годы Великой Отечественной войны. Демократизация советской образовательной политики в период «оттепели».

Советская образовательная политика в период развитого социализма. Образовательная политика СССР в годы «перестройки».

Тема 5. Развитие российской образовательной политики. Лекция.Роль образования в современном российском обществе. Цели и основные задачи модернизации образования.

Приоритеты образовательной политики в новом веке. Сущность Федеральной образовательной программы «Образование». Демократические процессы в российском образовании. Экономические вопросы развития образовательной системы. Роль Министерства образования и науки Российской Федерации в формировании образовательной политики. Позитивное влияние Российского союза ректоров на отечественную образовательную политику. Ближайшие перспективы развития образования в России с учетом мировых тенденций.

Тема 6. Роль Московского университета в формировании образовательной политики России. Программа развития МГУ в начале ХХI века. Лекция. Московский университет – первый классический университет России. Вклад ученых университета в развитие российской образовательной политики. Устав Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Основные положения программы ректора МГУ академика В.А. Садовничего «Московский университет: к устойчивому развитию», рассчитанной на 2005-2010 годы. Позитивное влияние МГУ им. М.В. Ломоносова на развитие образовательной политики России и СНГ.

Тема 7. Формирование отечественной образовательной политики. Коллоквиум.

Вопросы для обсуждения:

1. Зарождение отечественной образовательной политики в допетровскую эпоху.

Роль Русской Православной Церкви в развитии образования.

2. Формирование и развитие образовательной политики в Российской империи.

Деятельность Министерства народного просвещения.

3. Принципы и основные этапы развития советской образовательной политики.

Формирование советской системы образования.

4. Изменение образовательной политики Советского Союза в годы «перестройки».

Кризис советской системы образования.

5. Эволюция образовательной политики в конце ХХ – начале ХХI века.

Перспективы развития образования в Российской Федерации.

6. Роль МГУ имени М.В.Ломоносова в развитии современной отечественной образовательной политики.

Тема 8.Тенденции развития образовательной политики в странах СНГ и Балтии.

Лекция. Краткая характеристика образовательных систем стран Содружества Независимых Государств. Формирование единого образовательного пространства – доминирующая тенденция политики стран СНГ. Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства СНГ. Достижения и проблемы интеграции образовательного пространства стран СНГ. Доминирующая роль Российской Федерации в укреплении образовательных связей стран СНГ. Развитие национальной образовательной политики бывших республик СССР: успехи и проблемы.

Неудачные попытки некоторых стран СНГ механически копировать образовательную политику Европейского Союза, США и ряда других государств.

Тема 9. Сравнительный анализ образовательной политики стран СНГ и Балтии.

Семинар. Учебные вопросы:

1. Формирование единого образовательного пространства стран СНГ.

2. Общие направления образовательной политики стран СНГ.

3. Особенности национальной образовательной политики стран СНГ.

4. Влияние ЕС и США на образовательную политику СНГ и Балтии.

5. Роль России в интеграции образовательной политики СНГ.

Тема 10. Особенности образовательной политики Европейского Союза. Лекция.

Образовательная политика Европейского Союза в начале ХХI века. Взаимодействие Европейского Союза и Совета Европы в формировании единого образовательного пространства. Развитие европейского образовательного права как фундамента единой образовательной политики ЕС. Сущность Болонского процесса и его влияние на образовательное пространство Европы. Место Российской Федерации в европейском образовательном пространстве. Россия и Болонский процесс: партнерство или диктат.

Трудности интеграции новых членов ЕС в единое образовательное пространство.

Тема 11. Сравнительный анализ образовательной политики РФ и ЕС. Контрольная работа. Контрольные вопросы:

1. Сравнительная характеристика нормативно-правовой базы образовательной политики Российской Федерации и Европейского Союза.

2. Основные принципы образовательной политики РФ и Евросоюза.

3. Главные тенденции развития образовательной политики РФ и Евросоюза.

4. Краткая характеристика исполнительных органов, осуществляющих образовательную политику в РФ и ЕС.

5. Особенности образовательной политики крупнейших государств Европейского Союза.

6. Взаимодействие и противоречия Европейского Союза и Совета Европы в сфере образовательной политики.

7. Сущность и тенденции развития Болонского процесса.

8. Изменения в образовательной политике России после присоединения к Болонскому процессу.

9. Деятельность Министерства образования и науки РФ по ускоренной адаптации российской системы образования к Болонскому процессу.

10. Роль Российского союза ректоров и МГУ им. М.В. Ломоносова в отстаивании национальных образовательных интересов и традиций.

11. Перспективы сотрудничества Российской Федерации со странами Совета Европы и Европейского Союза в сфере образования.

12. Альтернативные проекты взаимодействия России с государствами Центральной и Западной Европы в образовательной сфере.

Тема 12. Эволюция образовательной политики США и Канады. Лекция. Кризисные явления в мировом образовании последней четверти ХХ века. Основные тенденции реформирование образования в развитых странах мира. Организационная структура системы образования в США и Канаде. Органы управления образованием в государствах Северной Америки. Роль департаментов штатов США и комитетов школьных округов.

Основные элементы американской образовательной системы: дошкольные учреждения, начальные учебные заведения, профессионально-технические учебные заведения, высшие учебные заведения. Государственная образовательная политика в США и Канаде.

Сущность и основные направления реформы системы образования, проводимой в Соединенных Штатах Америки с 2001 г.

Тема 13. Сравнительный анализ образовательной политики РФ и США. Семинар.

Учебные вопросы:

1. Конституционные основы современной образовательной политики Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки.

2. Органы управления образованием в России и Соединенных Штатах.

3. Общие направления образовательной политики РФ и США.

4. Отличительные особенности образовательной политики РФ и США.

5. Самодостаточность российской и американской систем образования.

Тема 14. Развитие образовательной политики в КНР и странах АТР. Лекция. Общая характеристика систем образования Китайской Народной Республики и стран Азиатско Тихоокеанского Региона. Органы управления китайской системой образования и стран АТР. Основные направления развития системы образования КНР в XXI веке. Роль Коммунистической партии Китая в формировании государственной образовательной политики. Финансирование и материально-техническое обеспечение развития системы образования КНР и стран АТР. Роль идеологического фактора в поступательном развитии образовательной системы Китая. Сочетание вековых национальных традиций и современного зарубежного опыта – магистральный путь развития китайской системы образования. Российско-китайское сотрудничество в образовательной сфере.

Тема 15. Сравнительный анализ образовательной политики РФ и КНР. Семинар.

Учебные вопросы:

1. Конституционные основы образовательных систем России и Китая.

2. Общие черты и отличительные особенности органов управления российской и китайской систем образования.

3. Основные направления образовательной политики РФ и КНР.

4. Развитие российско-китайского сотрудничества в сфере образования.

5. Особенности образовательной политики России и Китая в отношении стран Азиатско-Тихоокеанского Региона.

Тема 16. Итоговое занятие. Обсуждение рефератов магистрантов. «Круглый стол».

4. КЕЙСЫ Кейс разработан к теме 14 «Сравнительный анализ образовательной политики РФ и КНР». Цели:

– сравнение современного состояния высшего образования РФ и КНР в контексте основных тенденций развития образования в мире;

– анализ соотношения глобальных тенденций и национальной специфики в развитии образования обеих стран;

– обобщение опыта реформирования содержания и методов обучения на примере КНР и РФ;

– проведение сравнительно-сопоставительного исследования политики финансирования высшей школы в РФ и КНР.

Задачи:

– способствовать развитию у слушателей навыков осмысления государственной политики в сфере образования, а также навыков будущей работы в качестве аналитиков, менеджеров и экспертов;

– задействовать образное мышление студента, что способствует лучшему запоминанию и усвоению материала.

В кейс входят:

1) небольшие фрагменты текста для сравнительного анализа;

2) практические задания, включающие анализ предложенного материала или поиск дополнительного материала.

Содержание темы 1:

К началу 1990-х годов в Китае количество учащихся различных ступеней и форм обучения превысило 22% от численности всех обучающихся в мире, а затраты на их обучение составляли менее 1 % общих мировых расходов в сфере образования. Китайская пресса придумала меткую характеристику для этой непростой ситуации: «нищая страна создает грандиозное образование». Масштабность задач, определенных в «Программе развития и реформы образования в Китае», обусловила необходимость изыскания дополнительных ресурсов финансирования. C начала 1990-х годов правительство КНР активно поощряло организацию школ коллективными усилиями. Одновременно и государственные школы стали в большей степени прибегать к поддержке извне, таким способом появилась симбиозная структура государственной школы, где важную роль играли добровольные пожертвования коллективов или граждан.

С 1990-х годов правительство Китая пытается восполнить ограниченность государственных финансовых ресурсов за счет привлечения средств населения.

Внебюджетные средства поступали по многим каналам: от предприятий за обучение их сотрудников, от населения в виде ежегодного вступительного взноса за обучение каждого школьника, затрат на учебные пособия и дополнительные занятия, от китайских эмигрантов и богатых соотечественников в виде пожертвований, а также как инвестиции отдельных граждан.

Принятая форма финансирования привела к тому, что объем ассигнований на образование в различных местах стал в возрастающей степени зависеть от местного экономического развития, понимания руководством важности задачи развития образования и затрат населения на обучение детей. К середине 1990-х годов наметилось несколько отражающих запросы населения тенденций в использовании внебюджетных средств. Во-первых, большая их часть идет на специальную и профессиональную подготовку: в высшее образование – 27,7%, среднее специализированное образование – 32,9%, из них: на профессиональные школы – 35,4%. Во-вторых, эти средства активно используются на модернизацию существующих и строительство новых объектов образования, улучшение условий обучения, техническое оснащение школ, тем самым играя не последнюю роль в повышении конкурентоспособности школ.

Таким образом, модель образования, обозначенная китайским руководством как «образование с китайской спецификой», основывалась на двух стратегических изменениях: отходе от централизованного руководства и предоставлению большего объема полномочий местным властям, а также на увеличении расходов на образование за счет различных внебюджетных каналов и введении платности большинства образовательных услуг.

Одним из ключевых вопросов дальнейшего развития высшей школы оставалось финансирование. Чтобы частично снизить затраты государства на развитие системы высшего образования, предлагалось ввести различные формы обучения по аналогии с различными формами собственности, а именно:

1. Вузы при предприятиях. Одно или несколько предприятий для своих нужд организует обучение молодежи по требуемым специальностям. Такие вузы приравниваются к коллективной форме собственности.

2. Смешанные формы организации обучения. Предприятия или отраслевые кадровые организации берут на себя расходы на аренду помещения, оборудования, а вузы поставляют педагогов и обеспечивают учебными пособиями. Такие вузы относятся к смешанной форме государственно-коллективной собственности.

3. Целевое обучение. Вуз заключает контракт с предприятием на подготовку специалистов, не подлежащих государственному распределению.

Средств, выделяемых государством для высшей школы, недостаточно. Предприятия, которые тоже должны отчислять деньги на подготовку специалистов, не выполняют свои финансовые обязательства. Альтернативным источником пополнения ассигнований на высшее образование остается повышение стоимости обучения и изыскание средств внутри самой системы образования. Согласно расчетам Всемирного банка, к 2020 году расходы Китая на высшее образование вырастут до 8,2% в год, общественное финансирование снизится до 51% против 74% в 1994 году, плата за учебу вырастет с 9% до 31%, а доходы вузов увеличатся с 14% до 18%.

В КНР осознают опасность того, что если финансирование высшей школы будет отставать, это неизбежно скажется на качестве подготовки кадров верхнего эшелона.

Сейчас отрабатываются различные механизмы страхования, кредитования, предоставления субсидий и стипендий студентам вузов, а также формы обучения, совмещенные с трудом.

В настоящее время плата за обучение в вузах составляет в среднем 3 тыс. юаней в год и постепенно растет, а это означает, что число материально стесненных и нуждающихся студентов будет увеличиваться. Проблему с оплатой учебы студентов могло бы частично решить более активное привлечение студентов к научно производственной деятельности вузов и выполнению конкретных проектов под заказ.

Интеллектуальный потенциал студентов используется слабо, и они вынуждены подрабатывать в сферах, не связанных с будущей специальностью. Государство не заботится о создании вакансий для студентов. Небогатые семьи идут на лишения во имя будущего их детей, однако нередки случаи, когда из-за отсутствия денег дети не имеют возможности завершить обучение в средней школе и их способности остаются нераскрытыми. Неизвестно, сколько талантов теряет государство из-за экономии на образовании3.

Практическое задание. Ознакомьтесь самостоятельно и проанализируйте статистические данные, характеризующие структуру финансирования образования в России. Сопоставив реформы образования в КНР и РФ, обоснуйте свою точку на то, какой должна быть модель финансирования обучения в высшей школе Российской Федерации.

На Ваш взгляд, необходимо:

См.: Машкина О.А. Профессиональное образование в КНР: Учебно-методический блок курса «Образование за рубежом». – М.: МАКС Пресс, 2004, с. 47-56.

– бесплатно учить в государственных вузах только тех, кто прошел конкурсный отбор, одновременно сократив число бюджетных мест и увеличив бюджетное финансирование в расчете на 1 студента;

– сократить в государственных вузах прием на бюджетные места, увеличив их бюджетное финансирование и одновременно увеличить платный прием;

– принимать на бюджетные места в основном прошедших по конкурсу абитуриентов из малообеспеченных слоев населения, а на платные – тех, чьи семьи способны платить;

– сделать все образование платным, но студентам из малообеспеченных семей предоставлять государственные субсидии на образование;

– перейти на систему государственного заказа на образование по определенным специальностям.

Содержание темы 2:

Выполняя социальный заказ, профессиональное образование использует весь комплекс материальных и нравственных ценностей, которые достаются новым поколениям в наследство от предыдущих поколений. Приоритет в педагогической деятельности может быть отдан как закреплению сложившихся политико-экономической системы и социальной структуры, так и активному воздействию института образования на общественный прогресс посредством формирования у вступающих в жизнь молодых людей профессиональных навыков и готовности к решению новых задач.

Как показывает мировой опыт, первая тенденция главенствует в образовании традиционного типа, которое присуще тем странам, где крепки корни традиционного уклада жизни и мировоззрения, вторая преобладает в образовании западного типа, где во главу угла поставлена задача раскрытия индивидуальных задатков личности и формирования тех профессиональных и моральных качеств, которые способствуют прогрессу общества. Выбор модели образования, определяющий качество и направленность подготовки специалистов, имеет фундаментальное значение для перспектив развития любой страны.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» указывается, что модернизация профессионального образования должна привести его содержание и структуру в соответствие с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и т.д. Одним из важнейших недостатков системы профессионального образования России является ее недостаточная ориентированность на федеральный и территориальный рынки труда, а также на перспективные потребности их развития, что снижает ее конкурентоспособность.

В концепции указывается, что основным фактором обновления профессионального образования Российской Федерации выступают запросы социально-экономического развития, сферы науки, техники и технологий. На современном этапе развития страны возрастает потребность народного хозяйства в высококвалифицированных рабочих и специалистах среднего звена. Однако логика изменений в сфере образования диктуется не абстрактными «вызовами», а конкретными запросами нации и подкрепляется ресурсными возможностями каждой отдельно взятой страны4.

Практическое задание. Какой «социальный заказ» государства будет, по Вашему мнению, определять направление развития образования России в первом десятилетии XXI века?

Успешность освоения кейсового материала оценивается по качеству подготовки к выступлению на семинаре.

См.: Машкина О.А. Профессиональное образование в КНР. – М.: МАКС Пресс, 2004, с. 5. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ 1. Основные понятия и концепции в образовательной политике.

2. Субъекты и объекты образовательной политики.

3. Новые тенденции в образовательной политике на рубеже двух веков (на примере одной из стран по собственному выбору).

4. Задачи государственной политики по повышению качества образования.

5. Государственная политика Российской Федерации в формировании кадрового потенциала высшей школы и сферы науки.

6. Теория и практика регулирования рынка образовательных услуг (на примере одной из развитых стран).

7. Новые мировые тенденции в развитии образования в XXI веке и их влияние на формирование национальной образовательной политики.

8. Особенности стратегии развития системы образования в современной России (в сравнении с любой развитой страной мира).

9. Проблемы повышения качества обучения и их отражение в политических документах и общественных дискуссиях (в РФ или стране проживания).

10. Задачи и стратегия развития негосударственного образовательного сектора России (или в стране проживания).

11. Ментальность, традиции и их отражение в концепциях реформирования образования в странах с переходным типом экономики.

12. Мировые тенденции развития высшего образования и их влияние на формирование национальной образовательной политики.

13. Планирование и кадровая политика в вузах РФ.

14. Требование работодателей к качеству подготовки выпускников российских вузов (или страны проживания).

15. Интеллектуальные ресурсы России и стратегия их развития.

16. Правовые гарантии доступности образования и реальное проблемы его распространения (на примере развивающихся стран).

17. Стратегия развития интеллектуального потенциала нации: эволюция, структурные особенности, результаты.

18. Создание политических и социально-экономических условий для полного использования потенциала образовательной системы России.

19. Формирование новых подходов к определению целей образования в российском обществе в переходный период.

20. Стратегия развития образования в условиях рыночной экономики.

21. Особенности образовательной политики в стране проживания.

22. Образовательная среда как фактор формирования личности.

23. Экономика знаний: контекст китайских (российских) проблем.

24. Модернизация и традиции в образовании (на примере КНР, Тайваня, Японии, Вьетнама и других стран ЮВА).

25. Гармонизация интересов общества и личности в сфере образования.

26. Основные направления, этапы, приоритеты и меры реализации образовательной политики в стране проживания.

27. Цели и задачи модернизации образования в стране проживания.

28. Традиционные методы государственного управления образованием и их современная трансформация (на примере КНР).

29. Политические меры по усилению демократизации и гуманизации системы образования в стране проживания.

30. Новые тенденции в системе образования страны проживания в ХХI в.

6. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ 1. Охарактеризуйте факторы, влияющие на развитие образования.

2. Какие факторы оказывают влияние на формирование образовательной политики страны, где Вы проживаете?

3. Какие изменения в российском обществе оказали определяющее влияние на образовательную политику России в 1990-е годы?

4. Сравните государственную политику в сфере образования СССР и РФ.

5. Охарактеризуйте состояние системы образования и тенденции эволюции российской образовательной политики в 1990-е годы.

6. Какие противоречия возникли в российской образовательной политике в 1990-е годы? Чем они были обусловлены? Приведите примеры.

7. Как меняется система российского образования в рыночных условиях?

8. Что такое модернизация как политический курс? Что такое модернизация системы образования?

9. Что является объектами процесса модернизации образования?

10. Что такое доступное образование?

11. Что характерно для элитарного типа образования?

12. Что такое вариативное образование?

13. Каковы задачи управления образования на переходном этапе к образованию демократического типа?

14. Какие процессы входят в сферу государственной регулирования в условиях модернизации системы образования?

15. Какие поправки и почему были внесены в последнюю редакцию Закона РФ «Об образовании»?

16. Охарактеризуйте Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

17. Назовите основные принципы государственной политики в области высшего профессионального образования.

18. Почему идея приватизации вузов вызывает общественную критику?

19. Охарактеризуйте взгляды сторонников и противников ЕГЭ.

20. Надо ли России перейти к 12-летнему школьному образованию? Дайте обзор общественной дискуссии по данному вопросу.

21. Сравните структуру российского и зарубежного среднего образования.

22. Сравните концепции реформирования российской ОС.

23. К каким системным изменениям в области организации образования ведет реализация национального проекта «Образование»?

24. Что нового может внести национальный проект «Образование» в систему взаимоотношений власти, бизнеса и общества?

25. Как Вы оцениваете конкурентоспособность выпускников российских вузов?

Сформулируйте свои рекомендации по этому вопросу.

26. Какое место занимает российское образование в европейском образовательном пространстве?

27. Что Россия выигрывает и теряет, вступая в Болонский процесс?

28. Сформулируйте основные положения Болонской декларации.

29. Приведите доводы сторонников и критиков вступления России в Болонский процесс? Аргументируйте свою позицию.

30. Какие существуют пути повышения академической и профессиональной мобильности молодежи?

31. Перечислите главные достижения и проблемы стран СНГ в интеграции образовательного пространства.

32. Что, на Ваш взгляд, является важнейшими характеристиками систем образования в развитых странах?

33. Какие задачи решает реформа образования в КНР и программа модернизации образования в России?

34. Как взаимосвязаны социально-экономическая модернизация и состояние системы образования?

35. Какие социально-политические факторы определяют образовательную политику стран с переходной экономикой?

36. Чем, на Ваш взгляд, обусловлены успехи в сфере образования в дальневосточных странах?

37. Изменились ли традиционные взгляды на образование в модернизирующихся обществах? Если да, то в чем это проявляется?

38. Как меняются ценностные установки молодежи в сфере образования и занятости?

39. Каковы последствия «утечки умов» за границу? Можно ли охарактеризовать этот процесс как однозначно негативный?

40. Какие выгоды получает общество от повышения эффективности системы образования в целом и его отдельных звеньев?

41. Можно ли утверждать, что чем выше государственные и общественные затраты, тем доступнее образование?

42. Как формируется государственный бюджет образования и его отдельных звеньев в стране, где Вы проживаете?

43. Следует ли предоставлять государственные целевые субсидии студентам;

если да, то кому именно, на каких условиях?

44. Приведет ли увеличение масштабов платного приема к повышению эффективности деятельности системы высшего образования?

45. Как меняются целевые установки, стратегия образования, технологии управления под влиянием процесса глобализации?

46. Какой «социальный заказ» общества и государства будет определять направление развития образования России в начале XXI века?

7. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ Изучение дисциплины завершается зачетом. Зачет может проходить: в устной вопросно-ответной форме;

в письменной форме, в форме защиты курсовой работы.

На зачете проверяется:

1. усвоение теоретического материала дисциплины;

2. способность студента аналитически мыслить;

3. умения использования полученных знаний в сфере образования.

8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации. – М., 2009.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М., 2009.

3. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». – М., 2009.

4. Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования». – М., 2000.

5. Образовательное законодательство государств-участников СНГ и стран Балтии. / Под ред. Ю.А. Кудрявцева. – М., 2003.

6. Образовательное законодательство зарубежных стран. – М., 2003.

7. Образовательные системы и образовательное законодательство государств Востока. / Составитель Козырин А.Н. – М., 2005.

8. Болонский процесс. Основополагающие материалы. – М., 2006.

Рекомендуемая литература (по всем разделам курса) 1. Доклад ректора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова академика В.А.Садовничего на заседании Совета Ученых советов – Конференции МГУ 24 марта 2008 года // «Московский университет», № 13. 2008, апрель. С. 3-6.

2. Змеев В.А. Эволюция высшей школы Российской империи. – М., 1998.

3. Китай-Россия: сравнительный анализ образовательных реформ на рубеже XX-XXI вв. – Пекин, 2006.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. // G:/SHIROBOK /КОНЦЕПЦ. WBK.

5. Мясоедов С. П. Национальный проект в сфере образования. Болонская декларация и конкурентоспособность выпускников российской высшей школы // «Национальные проекты». 2006. – № 5-6.

6. Образовательная политика: практика анализа. //Путеводитель по курсу. Составитель И.Д.

Фрумин. – М., 2003.

7. Розов Н.Х. Инновации в общеобразовательной школе и педагогическом образовании // «Вестник Московского университета». Серия 20. Пед. образование. 2009. – № 3. – С. 3-16.

Рекомендуемая литература (по отдельным разделам курса) 1. Афанасьев В.В., Гушель Р.З. Содружество МГУ и ЯГПУ // «Вестник Московского университета». Серия 20. Педагогическое образование. 2009. – № 3. С. 86-93.

2. Вахштайн В.С. Американская высшая школа // «Вестник Российской академии наук».

2007. – Т. 77. № 1. – С. 68-74.

3. Вифлеемский А. Реформы в сфере экономики образования: Россия и Китай // «Народное образование». 2007. – № 1. – С. 53-56.

4. Воробьев Н.Е., Грачева В.Г. Современное состояние и тенденции развития педагогического образования в Западной Европе. – Волгоград, 2006.

5. Добрянский И. Негосударственный сектор высшего образования в Украине // «Высшее образование в России». 2007. – № 5. – С. 124-127.

6. Змеев В.А. Научная миграция и ее роль в становлении Московского университета / Миграция и туризм в России. Коллективная монография. – М., МГУС, 2007. С. 109-126.

7. Ивашевский С.Л. Государственная политика в сфере образования: соотношение идеалов и права. – Нижний Новгород, 2006.

8. Каримов З.Ш. Интеграционные процессы в современном высшем образовании.– М., 2006. – 310 с.

9. Машкина О.А. Профессиональное образование в КНР. – М., 2004.

10. Маресова Н. Подготовка кадров высшей квалификации в России: болонский вызов // «Высшее образование в России». 2007. – № 5. – С. 80-83.

11. Пономарев Н.Л., Смирнов Б.М. Образовательные инновации. Государственная политика и управление. Учебное пособие. – М., 2007.

12. Розина Н.М. О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов // «Высшее образование в России». 2007. – № 3. – С. 3-9.

13. «Россия - Китай: образовательные реформы на рубеже XX—XXI вв.». – Пекин, 2006.

14. Розов Н.Х. Интеллект, окружающий мир и новый век // «Вестник Московского университета». Серия 20. Педагогическое образование. 2005. – № 1. – С. 106- 112.

15. Садовничий В.А. Гуманитарное образование в России: мысли вслух // «Вестник Московского университета». Серия 20. Педагогическое образование. 2007. – № 2.

16. Смолин О.Е. Образовательная политика и образовательное законодательство в современной России. Учебно-методический комплект. – М., 2003.

17. Швецова Г. Приоритетный национальный проект «Образование» // Народное образование». 2007. – № 2. – С. 24-27.

Интернет-ресурсы 1. Educational Policy Analysis Archives. // htpp:/epaa.asu.edu 2. http://rus-reform.

3. www.rg.ru ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ Автор-составитель: В.А.Змеев, доктор исторических наук 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В соответствии с Всемирной декларацией прав человека, образование «должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого». Образование, как социальный институт, для своего динамичного развития предполагает наличие научно обоснованного права, соответствующего нормам российского и международного законодательства.

Состояние образования является одной из глобальных проблем всего мирового сообщества в XXI веке. Образование, как социальный институт, для своего динамичного развития предполагает наличие целенаправленной научно обоснованной государственной политики. Новые вызовы времени требуют от каждого государства адекватной реакции в виде перманентной модернизации и реформирования системы образования.

В качестве приоритетных мер деятельности государства в области реформирования этой социальной сферы Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века предлагает следующие меры:

- разрабатывать законодательные, политические и финансовые меры, направленные на реформу и дальнейшее развитие высшего образования, исходя из положений Всемирной декларации прав человека Организации Объединенных Наций (высшее образование «должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого»);

- использовать высшее образование в качестве катализатора всей системы образования;

- предпринимать усилия по установлению тесных связей между высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими институтами;

- разрабатывать новаторские формы сотрудничества между высшими учебными заведениями и различными секторами общества для обеспечения эффективного вклада высшего образования в развитие производственной и культурной жизни на местном, региональном и международном уровнях;

- способствовать установлению партнерских отношений в деятельности, касающейся всех аспектов высшего образования: оценки, обновления учебных планов и программ, повышения педагогической квалификации, профессиональной ориентации и консультирования, управления высшими учебными заведениями;

- содействовать и благоприятствовать национальной и международной мобильности профессорско-преподавательского состава и студентов в качестве одного из необходимых условий обеспечения высокого качества и адекватности высшего образования.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА Целью преподавания курса является ознакомление слушателей-магистрантов с основами современного российского и международного образовательного права, привитие им навыков самостоятельного поиска и изучения необходимых нормативных актов. При этом преподаватели решают следующие основные задачи:

– раскрывают содержание понятия и предмета современного образовательного права в рамках российской и некоторых основных зарубежных правовых систем;

– знакомят магистрантов с основными элементами современной российской системы образовательного права;

– излагают принципы правового регулирования педагогических отношений в системе отечественного образования (среднего, специального и высшего);

– разъясняют особенности правового регулирования педагогических отношений в системе послевузовского профессионального образования;

– преподают основы правового регулирования единого образовательного пространства СНГ;

– разъясняют основы правового регулирования европейского образовательного пространства;

– знакомят с общими положениями образовательного права США;

– представляют общие положения права и главные образовательные документы КНР ;

– помогают обучаемым подготовить и защитить на семинарском занятии в группе реферат по одной из актуальных проблем современного образовательного права.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ КУРСА Введение в образовательный процесс российской высшей школы понятия компетенция дает возможность описать интегральную характеристику личности учащегося, в которой учитываются не только знания, умения и навыки, но и мотивация к деятельности, и практический опыт, и необходимый уровень развития интеллекта, и личностные качества, а также степень усвоения культурных и этических норм. Образ магистра по направлению «Управление образованием» включает такие свойства и качества личности, как приверженность профессиональной и общечеловеческой этике, высокая культура мышления, способность принимать решения и нести за них ответственность перед обществом и государством, готовность действовать в мультикультурном пространстве.

Перечень компетенций магистра, сформированных в процессе изучения дисциплины «Правовые основы управленческой деятельности»:

1.Знания об обществе и государстве (об истории, политических системах и режимах, о функционировании и развитии современного общества, его элементах, их взаимосвязи и взаимодействия).

2.Правовые знания (об истории и развитии правовых систем мира, об основах российского законодательства, образовательного права, современном законодательстве России, Китая, США и других стран).

3.Знания в области управления (общая теория управления, инновационное и креативное управление, управление образованием).

4.Умение осуществлять профессиональную деятельность, в том числе принимать решения в нестандартных ситуациях на основе знания законов.

5.Способность эффективно работать в команде, а также выстраивать деловые отношения в коллективе.

6.Навыки систематического обучения, занятия самообразованием и самовоспитанием, передачи знаний другим людям.

7.Умение пользоваться правами и выполнять обязанности гражданина, жить в обществе, соотнося свою деятельность с его интересами.

8.Способность к самопознанию и объективной самооценке, к поддержанию на высоком уровне состояния своего здоровья и других людей.

9.Умение пользоваться правами и выполнять обязанности гражданина соотнося свою деятельность с интересами общества, с глобальными интересами человечества, готовность внести свой вклад в развитие страны.

10. Владение юридической терминологией, навыками аргументации.

См. Концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 года № 1340-р.

(Прим. Авт.).

11. Навыки эффективной работы со всеми элементами современной правовой и образовательной среды, с различными носителями информации, включая электронные.

12. Умение анализировать социально и культурно значимые проблемы исторического прошлого и современности, их влияние на развитие законодательных основ жизни общества.

4. ФОРМЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ Изучение учебной дисциплины «Правовые основы управленческой деятельности в образовании» в рамках специализированной программы «Управление образованием» завершается зачетом в 1-м семестре обучения. За неделю до итогового занятия магистранты готовят реферата/эссе и представляют ее преподавателю.

Зачет может проходить: в устной вопросно-ответной форме;

в письменной форме по указанным вопросам;

в форме защиты реферата.

На зачете проверяется: усвоение магистрантом теоретического материала в русле предусмотренных компетенций;

способность магистранта аналитически мыслить и применять сформированные компетенции в будущей педагогической деятельности;

умения использовать полученные компетенции для анализа и интерпретации объективных процессов в образовательной сфере.

5. РАБОЧИЙ ПЛАН КУРСА:

лекции – 18 часов;

семинары и практические занятия – 14 часов;

самостоятельная работа – 40 часов;

общая трудоемкость – 72 часа.

Тематический план курса Наименование тем занятий Объем Объем аудитор. самостоят.

занятий работы Тема 1. Введение. Понятие и предмет образовательного права. Лекция. 2 Модуль 1. Российская система образовательного права. 8 Тема 2. Российская система образовательного права. Условия 2 формирования и основные принципы современного российского образовательного законодательства: преемственность и новизна. Лекция.

Тема 3. Практическое занятие по анализу и комментированию Закона 2 РФ «Об образовании» в контексте различия организационно-правовых форм учебных учреждений.

Тема 4. Практическое занятие по анализу и комментированию 2 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в условиях присоединения России к Болонскому процессу.

Тема 5.Семинар по темам первого раздела курса. 2 Модуль 2. Международное образовательное право. 12 Тема 6. Правовое регулирование образовательного пространства стран 2 СНГ. Лекция.

Тема 7. Правовое регулирование европейского образовательного 2 пространства. Лекция.

Тема 8 Общие положения образовательного права США. Лекция. 2 Тема 9. Общие положения образовательного права КНР. Лекция. 2 Тема 10. Семинарское занятие по темам второго раздела курса. 4 Модуль 3. Правовые основы управленческой деятельности в 10 образовательных учреждениях.

Тема 11. Правовое регулирование педагогических отношений в средней 2 и средней специальной школе. Лекция.

Тема 12. Правовое регулирование педагогических отношений в системе 2 высшего образования. Лекция.

Тема 13. Правовое регулирование педагогических отношений в системе 2 послевузовского профессионального образования. Лекция.

Тема 14. Круглый стол: обсуждение рефератов магистрантов. 4 Итого: 32 часа 40 часов 6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Понятие и предмет образовательного права. Лекция. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования. Содержание предмета образовательного права. Методология образовательного права. Основные категории образовательного права. Принципы образовательного права. Источники образовательного права.

Современное образовательное законодательство. Характеристика образовательного права как новой комплексной правовой отрасли. Система современных правоотношений в сфере образования. Особенности правосознания людей в образовательной сфере. Субъективное право человека на образование. Конституционное право граждан на получение образования. Состояние свободы человека при выборе учебного заведения и программы обучения. Права иностранных граждан на получения высшего образования в Российской Федерации.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение понятия «образовательное право».

2. Охарактеризуйте содержание предмета образовательного права.

3. Назовите источники современного образовательного права России.

4. Почему образовательное право является комплексной отраслью?

5. Раскройте содержание статьи 43 Конституции Российской Федерации.

Тема 2. Российская система образовательного права. Условия формирования и основные принципы современного российского образовательного законодательства:

преемственность и новизна. Лекция. Понятие и элементы системы образования в современной России. Образовательное право – комплексная отрасль российской правовой системы. Основные элементы системы образовательного права: управление системой образования;

образовательные учреждения;

трудовые договора о работе в образовательных учреждениях;

правовое регулирование педагогических отношений.

Комплекс государственных образовательных стандартов и образовательных программ различных учебных заведений. Преемственность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности.

Особенности государственных образовательных стандартов третьего поколения. Уровни и формы получения образования в Российской Федерации. Сети образовательных учреждений России. Совокупность государственных и негосударственных учебных заведений.

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте элементы системы российского образования.

2. Охарактеризуйте элементы системы образовательного права РФ.

3. В чем заключается преемственность государственных стандартов и программ в сфере образования?

4. Расскажите об уровнях и формах получения образования в России.

5. Дайте характеристику сети образовательных учреждений страны.

Тема 3. Практическое занятие по анализу и комментированию Закона РФ «Об образовании» в контексте различия организационно-правовых форм учебных учреждений.

Содержание занятия:

1. Каждый магистрант получает распечатку одного из разделов закона, внимательно читает его и выделяет наиболее важные положения.

2. Затем он комментирует выделенные положения и соотносит их со смежными разделами Закона РФ «Об образовании».

3. Указывает нормативно-правовые акты российского законодательства, в которых идет речь о выделенных положениях закона.

4. Анализирует существенные различия организационно-правовых форм учебных заведений (государственных, общественных, частных).

5. В конце занятия один из наиболее подготовленных магистрантов группы докладывает основные результаты проведенной работы.

Тема 4. Практическое занятие по анализу и комментированию ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в условиях присоединении РФ к Болонскому процессу.

Содержание занятия:

1.Каждый магистрант получает распечатку текста одного из разделов закона, внимательно читает его и выделяет наиболее важные положения.

2.Комментирует выделенные положения и соотносит их с разделами ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

3.Указывает нормативно-правовые акты российского законодательства, в которых идет речь о выделенных положениях.

4.Называет время и особые условия присоединения Российской Федерации к Болонскому процессу.

5.В конце занятия один из наиболее подготовленных магистрантов группы сообщает основные результаты проделанной работы.

Тема 5. Семинарское занятие по темам первого раздела курса.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и предмет образовательного права.

2. Структура системы образовательного права России.

3. Условия формирования образовательного законодательства в РФ.

4. Принципы российского образовательного законодательства.

Тема 6. Правовое регулирование образовательного пространства стран Содружества Независимых Государств. Лекция. Устав СНГ – правовая основа единого образовательного пространства стран СНГ. Роль и значение Соглашения о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства СНГ. Закон Азербайджанской Республики «Об образовании». Закон Республики Армения «Об образовании». Закон Республики Беларусь «Об образовании». Закон Грузии «Об образовании». Закон Республики Казахстан «Об образовании». Закон Кыргызской Республики «Об образовании». Закон Республики Молдова «Об образовании». Закон Республики Таджикистан «Об образовании». Закон Туркменистана «Об образовании в Туркменистане». Закон Республики Узбекистан «Об образовании». Закон Украины «Об образовании». Закон Украины «О высшем образовании». Достижения и проблемы интеграции единого образовательного пространства стран СНГ. Роль Российской Федерации в дальнейшем укреплении образовательных связей стран СНГ. Деятельность МГУ им. М.В. Ломоносова в образовательном пространстве СНГ.

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы направления сотрудничества стран СНГ в сфере образования?

2. Назовите общие положения образовательных законов стран СНГ.

3. Укажите различия законодательств стран СНГ в сфере образования.

4. Каково влияние российского образовательного права на законодательство стран СНГ в сфере образования?

5. Перечислите главные достижения и проблемы стран СНГ в интеграции образовательного пространства.

Тема 7. Правовое регулирование европейского образовательного пространства.

Лекция. Документы ООН и ее учреждений по вопросам образования. Декларация прав человека ООН. Роль Пакта об экономических, социальных и культурных правах ООН.

Значение Совета Европы в развитии образовательного пространства. Европейская конвенция о защите прав и основных, как важный региональный источник образовательного права. Сущность и главные направления образовательной политики стран ЕС. Правовое взаимодействие РФ и ЕС в развитии образования. Основные нормативные акты европейского образовательного права: Европейская конвенция об общей эквивалентности периодов университетского образования (1990 год), Рекомендация № R(98) 3 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам по проблемам доступности высшего образования (1998 год) и Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе (1997 год).

Роль Болонского процесса в европейском сообществе. Место России в европейском образовательном пространстве.

Вопросы для самопроверки:

1. Охарактеризуйте Декларацию прав человека ООН, как источник международного образовательного права.

2. Назовите и кратко опишите основные нормативные акты европейского образовательного права.

3. В чем суть и содержание Болонского процесса? Назовите главные условия, на которых Россия присоединиется к Болонскому процессу.

4. Как меняется европейское образовательное законодательство в связи с интеграцией государств континента?

5. Покажите место Российской Федерации в европейском образовательном пространстве.

Тема 8. Общие положения образовательного права США. Лекция.

Конституционные основы образовательной системы Соединенных Штатов Америки.

Образовательное законодательство отдельных штатов США. Роль уставов учебных заведений в правовом регулировании образовательного процесса. Правовые основы управления образованием США и его финансирования. Роль департаментов образования штатов и комитетов образования школьных округов. Основные элементы американской образовательной системы: дошкольные учреждения, начальные учебные заведения, средние школы, профессионально-технические учебные заведения, высшие учебные заведения. Правовое регулирование привлечения в США квалифицированных иностранных специалистов для системы образования.

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите главные отличительные особенности образовательного законодательства США.

2. Какие основные положения закреплены в уставах ОУ США?

3. Расскажите об основных элементах образовательной системы США.

4. В чем проявляются и как осуществляются права граждан США на получение образования?

5. Как осуществляется правовое регулирование притока в США высококвалифицированных специалистов?

Тема 9. Общие положения образовательного права КНР. Лекция.

Конституционные основы образовательной системы Китайской Народной Республики.

Права китайских граждан в образовательной сфере. Роль Закона КНР «Об обязательном образовании» 1986 года. Начальное и неполное среднее образование в Китае. Реализация в стране государственного обязательного девятилетнего образования. Закон КНР «Об образовании» 1995 года. Государственные гарантии развития образования в Китае.

Международное сотрудничество и обмен в образовательной сфере. Правовая ответственность в китайском образовании. Закон КНР «О высшем образовании» 1998 года.

Цели и задачи высшего образования в Китае. Порядок и условия открытия новых вузов в стране. Организация деятельности высших учебных заведений. Права и обязанности профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного персонала и студентов вузов КНР. Финансирование и материальное обеспечение системы высшего образования в Китае. Организация научно-исследовательской работы в вузах, их сотрудничество с отраслями народного хозяйства.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем суть конституционных основ образовательной системы КНР?

2. Дайте краткую характеристику Закона КНР «Об обязательном образовании» года.

3. Охарактеризуйте Закон КНР «Об образовании» 1995 года.

4. Раскройте суть Закона КНР «О высшем образовании» 1998 года.

5. По каким направлениям осуществляется международное сотрудничество Китая в образовательной сфере?

Тема 10. Семинар по темам второго раздела курса.

1. Общее и особенное в образовательном законодательстве стран СНГ.

2. Место и роль России в европейском образовательном пространстве.

3. Сильные и слабые стороны современного образовательного законодательства США.

4. Сотрудничество России и Китая в образовательной сфере. Общее и особенное в образовательном законодательстве РФ и КНР.

5. Образовательное право, как важный фактор интеграции систем образования в современном мире.

Тема 11. Правовое регулирование педагогических отношений в средней и средней специальной школе. Лекция. Требования Закона РФ «Об образовании» по общим вопросам регулирования педагогических отношений в системе среднего и средне специального образования. Характеристика учебных заведений уровня среднего и среднего специального образования в зависимости от состава учредителей и форм собственности. Основные требования к Государственным образовательным стандартам среднего и среднего специального образования. Органы управления учебными заведениями среднего и среднего специального образования в России (государственными, муниципальными, общественными, частными). Учебные образовательные программы, учебники и учебные пособия для средних и средних специальных учебных заведений.

Порядок и условия организации учебно-воспитательного процесса. Требования к преподавателям системы среднего и среднего специального образования;

их права и обязанности. Общая характеристика учащихся средних школ, гимназий, лицеев, колледжей и других учебных заведений;

их права и обязанности. Тенденции развития системы среднего и среднего специального образования в контексте проводимых в России реформ.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте общую характеристику Закона РФ «Об образовании».

2. Покажите особенности средних и средних специальных учебных заведений в зависимости состава учредителей и формы собственности.

3. Раскройте основные требования к Государственным образовательным стандартам среднего и среднего специального образования.

4. Расскажите о работе органов управления средними и средними специальными учебными заведениями России.

5. Сформулируйте основные требования к преподавательскому составу и учащимся средних и средних специальных учебных заведений.

Тема 12. Правовое регулирование педагогических отношений в системе высшего образования. Лекция. Характеристика ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Деятельность ОУ в условиях присоединения РФ к Болонскому процессу. Основные принципы государственной политики в области высшего профессионального образования. Непрерывность и преемственность образовательного процесса в России. Гласность и конкурсность определения важнейших направлений и педагогических технологий при подготовке бакалавров, специалистов и магистров.

Организация образовательного процесса со студентами и магистрантами в российской высшей школе. Некоторые особенности организации учебно-воспитательного процесса в вузах различного профиля. Правовое регулирование деятельности основных структурных подразделений и ключевых сотрудников высшей школы. Права и обязанности студентов, магистрантов и аспирантов вузов РФ. Особенности обучения иностранцев на факультете педагогического образования МГУ им. М.В.Ломоносова.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте общую характеристику ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

2. Назовите основные принципы государственной политики в области высшего профессионального образования.

3. Как организуется образовательный процесс со студентами и магистрантами в российских вузах?

4. Покажите особенности организации учебно-воспитательного процесса в государственных классических университетах.

5. Разъясните суть правового регулирования деятельности основных структурных подразделений вузов России.

Тема 13. Правовое регулирование педагогических отношений в системе послевузовского профессионального образования. Лекция. Закон РФ «Об образовании» 1992 года с последующими изменениями и дополнениями о структуре и задачах послевузовского профессионального образования. Порядок создания в учебных заведениях аспирантуры, ординатуры, адъюнктуры и докторантуры. Основные требования Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования 1998 года. Условия и порядок зачисления в аспирантуру высшего учебного заведения России. Права и обязанности аспиранта. Порядок получения аспирантом очной формы обучения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». Институт соискательства, как важная форма подготовки специалистов высшей квалификации. Требования к публикациям для защиты кандидатской диссертации. Порядок подготовки и защиты кандидатской диссертации в МГУ им. М.В.Ломоносова.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте краткую характеристику Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции 2007 года).

2. Расскажите о порядке создания в вузах России аспирантуры, ординатуры, адъюнктуры и докторантуры.

3. Охарактеризуйте Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования.

4. Каковы порядок и условия зачисления в аспирантуру вузов России?

5. В чем преимущества получения дополнительной квалификации?

Тема 14. Круглый стол по обсуждению рефератов магистрантов. Примерная тематика рефератов для круглого стола:

1. Зарождение образовательного права в Российской империи.

2. Развитие советской системы образовательного права.

3. Теоретические основы современного образовательного права РФ.

4. Концепция Закона Российской Федерации «Об образовании».

5. Российские государственные образовательные стандарты.

6. Общие требования к российским программам профобразования.

7. Уровни и формы получения образования в учебных заведениях РФ.

8. Структура образовательных учреждений Российской Федерации.

9. Правовое положение органов управления системой образования РФ.

10. Лицензирование, аттестация и аккредитация учебных заведений РФ.

11. Порядок финансирования российских образовательных учреждений.

12. Платные образовательные услуги и предпринимательская деятельность ОУ в России.

13. Нормативно-правовые документы стран СНГ в сфере образования.

14. Роль России в укреплении образовательных связей стран СНГ.

15. Основные нормативные акты европейского образовательного права.

16. Достижения и проблемы Болонского образовательного процесса.

17. Основные нормативные акты образовательной системы США.

18. Развитие образовательного законодательства в отдельных штатах США.

19. Правовые основы управления системой образования в США.

20. Порядок финансирования системы образования США.

21. Правовое регулирование подготовки специалистов в вузах США.

22. Основные нормативные акты образовательной системы КНР.

23. Правовые основы управления системой образования КНР.

24. Порядок финансирования системы образования КНР.

25. Правовое регулирование подготовки специалистов в вузах КНР.

26. Правовые основы расширения сотрудничества РФ и КНР в образовательной сфере.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации. – М., 2009.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М., 2009.

3. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». – М., 2009.

4. Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования». – М., 2000.

5. Болонский процесс. Основополагающие материалы: Пер. с англ.– М., 2006.

Обязательная литература 1. Образовательное законодательство государств-участников СНГ и стран Балтии. – М., 2003.

2. Образовательное законодательство зарубежных стран. – М., 2003.

3. Образовательные системы и образовательное законодательство государств Востока. / Сост. Козырин А.Н. – М., 2005.

4. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение: основные правовые системы современности.

Учебник для вузов. – М., 2005.

5. Сырых В.М. Образовательное право, как отрасль российского права.– М., 2000.

6. Федорова М.Ю. Образовательное право. Учебное пособие. – М., 2004.

7. Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования. Учебное пособие. – М., 2008.

Интернет-ресурсы 1. Educational Policy Analysis Archives.//htpp:/epaa.asu.edu 2. http://rus-reform.ru/ 3. www.bastion.ru 4. www.rg.ru ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОБРАЗОВАНИЕ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Автор-составитель: О.А. Машкина, кандидат педагогических наук 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Данная дисциплина носит практико-ориентированный характер и включает два модуля6, которые могут быть прочитаны как самостоятельные курсы:

- Образование за рубежом;

- Академическая и профессиональная мобильность в современном мире.

Первый модуль в свою очередь подразделяется на три части, объем и содержание которых могут варьировать в зависимости от специфики аудитории слушателей:

Раздел I. Образование в экономически развитых странах (Западная Европа (ЗЕ), СШ, Япония).

Раздел II. Образование в странах с переходным типом экономики и традиционным укладом жизни (КНР, Израиль, Вьетнам).

Раздел III. Образование в странах СНГ, Балтии и бывших странах социалистического содружества.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА В современном мире все более отчетливо проявляет себя тенденция превращения образования в ключевую сферу социально-экономического развития. Образование становится ведущей производительной силой общества, важнейшим фактором формирования современных социально значимых ценностей, общественных установок и личностных характеристик. От способности национальной системы образования удовлетворять международным стандартам зависят те позиции, которые страна займет на мировом рынке. В то же время, несмотря на унификацию в ходе глобализации задач и целей, общее образовательное пространство складывается из многообразия образовательных систем, каждая из которых обладает своими самобытными чертами.

Изучение и использование зарубежного опыта и технологий имеет большое теоретическое и практическое значение для совершенствования национальных программ развития образования.

Цели модулей:

– дать анализ концепций и практики развития современных систем образования в зарубежных странах, объединенных по ряду общих характеристик в 3 группы: развитые страны;

страны с переходным типом экономики и традиционным укладом;

страны СНГ и Балтии;

– дать представление о задачах и механизмах организации международного академического сотрудничества.

Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:

– охарактеризовать современные мировые тенденции развития образования и особенности их регионального проявления;

– рассмотреть процесс реформирования и модернизации образования в ряде странах в контексте их социально-экономического развития;

– определить цели национальной системы образования в условиях глобализации;

под образовательными модулями имеется в виду совокупность нескольких спецкурсов, спецсеминаров и других учебных мероприятий, объединенных общей темой и направленных на формирование у студентов родственных компетентностей.

– дать представление о современной организационной структуре, уровнях и квалификациях в системах образования зарубежных странах.

3. ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В лекционном курсе основное внимание уделено рассмотрению общих тенденций и национальных особенностей развития образования. Практическая часть курса ориентирована на обсуждение конкретных решений задач, стоящих перед образованием отдельных стран, оценку условий и факторов, влияющих на формирование разных образовательных моделей, принципы и методы организации международного академического и научного сотрудничества.

Курс предполагает активное участие магистрантов в семинарских обсуждениях, написание обзорного реферата, эссе, аналитического проекта (индивидуального или коллективного), курсовой работы или защиты (в форме индивидуальной или групповой презентации) проекта.

4. РАБОЧИЙ ПЛАН КУРСА ДЛЯ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ Аудитор.

№ ВСЕГО Самост.

Наименование разделов и тем занятия п/п (часов) работа (акад.час.) Лекции I. Модуль I. Образование за рубежом 20 10 1. Тема 1. Развитие образования и педагогики в странах 4 2 ЗЕ и США в конце XIX – середине ХХ вв.

2. Тема 2. Основные тенденции в развитии образования 4 2 в развитых странах во второй половине ХХ в.

3. Тема 3. Образование в модернизирующемся обществе: 8 4 общая характеристика развития, цели и задачи образования (сравнительный анализ на примере ряда стран).

4. Тема 4. Образование в бывших странах 4 2 социалистического содружества.

II. Модуль II. Академическая и профессиональная 16 8 мобильность в современном мире 5. Тема 5. Интенсификация взаимодействия 8 4 образовательных систем, интеграция образовательного пространства.

6. Тема 6. Современная организационная структура, 8 4 уровни и квалификации в системах образования зарубежных странах.

Семинары по темам курса (акад.час.) III.

36 12 1. Формирование национальных концепций и определение 6 2 целей образования в условиях глобализации 2. Региональные особенности и глобальные тенденции в 12 4 развитии образования (на примере стран по выбору).

3. Организация международного сотрудничества в сфере 6 2 образования 4. Круглый стол по рефератам учащихся 12 4 ИТОГО: 72 часа, в том числе, лекции и семинары– 30 ч., сам. работа – 42 часа 5. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ Тема 1. Развитие образования и педагогики в мире в конце XIX - ХХ вв.

Традиционная школа и новые социально-экономические и политические потребности развития. Особенности развития национальных систем образования. Развитие педагогической мысли в конце 19-начале 20 вв. Поиск путей реформирования школы.

Трудовые школы, «школы жизни», «новые школы». Утилитаризм, ранняя специализация, идея адаптации школьного обучения к жизни, идеалы воспитания. Актуализация личностного подхода к обучению и воспитанию.

Тема 2. Основные тенденции в развитии образования в развитых странах (вторая половина ХХ в. – нач. ХХI в.) Геополитические изменения после второй мировой войны и формирование разных моделей образования, их цели и задачи.

Образовательные потребности государства-общества-личности. Достижения и кризисные явления в образовании развитых странах в последней четверти ХХ в. Массовая и элитарная школа. Общеобразовательная и профессиональная школа. Тенденции технократизма и гуманизации в образовании. НТР и образование. Новые учебные и информационные технологии, традиционные и альтернативные формы обучения.

Стратегия непрерывного образования. Новые социальные функции высшего образования.

Коммерциализация образования. Превращение образования в ведущую производительную силу в конце ХХ в.

Тема 3. Образование в модернизирующемся обществе: общая характеристика развития, цели и задачи образования. Образование как фактор управления.

Pages:     | 1 |   ...   | 6 | 7 || 9 |








© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»