Научный Центр - Dissers WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!
Pages:     | 1 |   ...   | 5 | 6 || 8 | 9 |

«СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТЫ ОБЩЕГО СОДЕРЖАНИЯ Специализированная магистерская программа «Управление образованием»................................ 2 Порядок выполнения ВКР (магистерской диссертации) и ...»

-- [ Страница 7 ] --

ПРОГРАММА КУРСА ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Автор-составитель: В.В. Кузнецова, кандидат экономических наук 1. ВВЕДЕНИЕ Программа курса «Финансовый менеджмент» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Предметом курса является механизм управления денежными потоками. Дисциплина направлена на формирование у магистров целостной системы знаний о финансовых отношениях в хозяйственном процессе. В ходе изучения рассматриваются: сущность и организация финансовой деятельности;

основы принятия финансовых решений;

источники средств для финансирования бизнеса;

структура управления движением финансовых ресурсов и капитала;

регулирование деятельности предприятия на основе анализа его финансового состояния.

Курс ориентирован на практические потребности менеджера. Главной целью курса является предоставление менеджеру аналитических инструментов для правильной оценки материальных последствий принимаемых решений, а также лучшего понимания финансовых мотивов поведения фирм и механизмов функционирования рынка капиталов.

Изучение курса позволит магистрам самостоятельно: определять потребности образовательного учреждения в финансовых ресурсах с целью реализации наиболее эффективных инвестиционных проектов и оптимизации доходов;

анализировать реальные альтернативные источники средств и формировать рациональную структуру капитала организации;

обеспечивать своевременное получение финансовых ресурсов из различных источников, необходимых учреждению;

управлять движением основного и оборотного капитала с целью эффективного использования финансовых ресурсов.

2. РАБОЧИЙ ПЛАН КУРСА:

лекции – 24 часа;

семинары – 12 часов;

самостоятельная работа – 36 часов;

общая трудоемкость – 72 часа.

3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ Тема 1. Финансовый менеджмент в рыночной экономике Финансовый менеджмент как система управления. Субъект – управляющая система.

Объект – управляемая система. Функции финансового менеджмента. Функции объекта:

организация денежного оборота;

снабжение финансовыми средствами. Организация финансовой работы. Функции субъекта: планирование, прогнозирование, организация, регулирование, координация;

стимулирование, контроль.

Финансовый менеджмент как форма предпринимательства. Финансовый менеджмент и его структура. Финансовые методы. Финансовые рычаги. Обеспечение финансовой деятельности: правовое, нормативное, информационное. Стратегия и тактика финансового менеджмента. Основные направления управления финансами.

Контрольные вопросы:

1. Дайте сравнительный анализ известных Вам позиций в понимании финансового менеджмента.

2. Каковы, на Ваш взгляд, основные особенности финансового менеджмента в рыночной экономике?

3. Какие задачи встают перед управленческим персоналом ОУ после достижения основных финансовых целей?

4. Есть ли сходство между функциями главного бухгалтера и финансового менеджера? Если есть, то в чем? Если нет, то почему? Перечислите все функции финансового менеджера организации.

5. Разработайте Положение организации о финансовой дирекции.

Тема 2. Финансовые ресурсы и капитал Уставный капитал. Собственный и заемный капитал. Основной и оборотный капитал. Текущая, целевая, предельная стоимость капитала и доходов. Понятие о денежных поступлениях в пользу организации. Оценка денежных потоков. Ценность фирмы. Составные или общие затраты капитала. Стоимость составляющих элементов капитала. Влияние прочих факторов на стоимость капитала. Влияние структуры капитала на цену и стоимость капитала. Финансовые методы увеличения капитала. Общая потребность в финансовых ресурсах. Структура источников формирования ресурсов организации.

Контрольные вопросы:

1. Почему в реальной жизни организации практически не бывает равенства финансовых ресурсов и капитала?

2. Приведите характеристику основных фондов, влияющих на формирование структуры капитала? Какие факторы оказывают на это влияние?

3. Предложите алгоритм оптимизации структуры капитала.

4. Рассчитайте средневзвешенную стоимость (ССК, WACC) по нижеследующим данным:

Наименование источника Средняя стоимость данного Удельный вес данного средств источника средств источника средств в пассиве Привилегированные акции 60% 0, Обыкновенные акции и 80% 0, нераспределенная прибыль Заемные средства, включая 50% 0, кредиторскую задолженность 5. Рассчитайте ССК организации до и после предоставления организации государственной поддержки в форме льготного кредита под 5% годовых на два года для каждого из трех вариантов:

а) после предоставления льготного кредита продолжается выплата дивидендов так по привилегированным, так и обыкновенным акциям;

б) выплата дивидендов осуществляется только по привилегированным акциям;

в) дивиденды вообще не выплачиваются.

Тема 3. Внутренние источники финансовых ресурсов Внутренние источники формирования собственных финансовых ресурсов. Прибыль.

Формирование части прибыли, участвующей в воспроизводственном процессе. Факторы, влияющие на величину прибыли. Взаимовлияющие факторы. Распределение прибыли в условиях современной системы налогообложения. Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия.

Амортизация. Порядок образования и расчет. Нормативный метод расчета амортизации. Линейный метод. Метод уменьшаемого остатка. Метод суммы чисел срока полезного использования. Метод списания стоимости пропорционально объему продукции. Условия их применения.

Контрольные вопросы:

1. Дайте характеристику различных составляющих собственных источников финансовых средств, укажите их достоинства и недостатки.

2. Какие методы начисления амортизационного фонда рационально применять с точки зрения налогового планирования.

3. Каким образом определяется и как называется доля прибыли, которую организация может использовать на рефинансирование своей коммерческой деятельности? Укажите на основе каких форм отчетности можно осуществить соответствующие расчеты.

Тема 4. Внешние источники финансовых ресурсов Политика привлечения заемных финансовых средств: определение целей привлечения. Предельный объем заемных финансовых средств. Определение соотношения собственных и заемных финансовых средств. Определение форм привлечения заемных финансовых средств. Состав заемных средств по группам источников. Обеспечение заемных средств соответствующими активами организации.

Обеспечение постоянной платежеспособности организации. Оценка стоимости заемного капитала.

Прямые источники внешних финансовых ресурсов – бюджетное кредитование, банковское кредитование, ассигнования из бюджетных фондов, местных бюджетов, иностранные инвестиции. Косвенные источники внешних финансовых ресурсов: лизинг, франчайзинг, ипотека, эмиссия векселей и ценных бумаг.

Контрольные вопросы:

1.Сопоставьте преимущества и недостатки таких внешних источников финансирования, как банковский кредит и выпуск векселей организацией.

2.Какое сочетание собственных и заемных средств дает возможность организации рационально наращивать объем основных фондов?

3.Какой источник внешнего финансирования предпочтителен для организации с точки зрения снижения налоговых обязательств?

4.Какие преимущества использования оперативного, финансового и возвратного лизинга можно выделить с точки зрения управления основными фондами организации?

5.Какой источник внешнего финансирования лучше использовать предприятию для увеличения оборотных средств?

Тема 5. Финансовый анализ Основные принципы и последовательность анализа финансового состояния организации. Экспресс-анализ. Детализированный анализ финансового состояния.

Роль и значение финансового анализа на предприятии. Информация для проведения анализа. Системы финансового анализа: трендовый (горизонтальный) финансовый анализ;

структурный (вертикальный) анализ;

сравнительный. Анализ финансовых показателей:

оценка имущественного положения;

анализ ликвидности;

оценка финансовой устойчивости;

оценка деловой активности;

оценка рентабельности;

оценка положения организации на рынке ценных бумаг. Интегральный финансовый анализ Модель «Дюпона».

Регулирование деятельности организации на основе анализа ее финансового состояния. Инфляция и анализ финансовой отчетности. Методы регулирования финансовых результатов.

Контрольные вопросы:

1. Сформулируйте различия в подходах к анализу в условиях централизованного планирования и рыночной экономики.

2. Сформулируйте достоинства и недостатки аналитических коэффициентов.

3. Каковы различия в понятиях «ликвидность» и «платежеспособность»?

4. Выберите наиболее актуальные аналитические коэффициенты для анализа финансового состояния образовательного учреждением.

5. В чем состоит искажающее влияние инфляции при анализе финотчетности?

Тема 6. Леверидж и его роль в финансовом менеджменте Понятие и значение левериджа в экономике. Финансовый леверидж. Эффект финансового рычага. Значение дифференциала. Плечо рычага. Средняя расчетная ставка процента. Финансовый риск. Рациональная структура источников средств.

Принципы операционного анализа. Эффект операционного рычага. Классификация затрат предприятия. Расчет порога рентабельности и запаса финансовой прочности предприятия. Предпринимательский риск. Взаимодействие финансового и операционного рычагов и оценка совокупного риска, связанного с предприятием.

Контрольные вопросы:

1.Каково значение левериджа для регулирования величины финансовых результатов? Существует ли взаимосвязь между различными видами левериджа?

2.Дайте сравнительную характеристику методов управления структурой капитала.

3.Какова зависимость – линейная или нелинейная более реально отражает взаимосвязь показателей при расчете «точки безубыточности»?

4.Возможны ли пространственные сравнения уровней левериджа?

5.Рассчитайте по вариантам и определите наиболее эффективные варианты по следующим параметрам: операционный рычаг, порог рентабельности, запас финансовой устойчивости.

Тема 7. Финансовые риски Понятие и значение финансового риска. Виды рисков: снижения финансовой устойчивости;

платежеспособности;

инвестиционный;

инфляционный (дефляционный);

процентный, валютный, депозитный, кредитный;

налоговый;

прочие виды.

Систематический и несистематический риски.

Политика управления финансовыми рисками. Оценка возможных потерь.

Предельные значения уровня риска по отдельным операциям. Методы оценка финансовых рисков: экономико-статистические;

расчетно-аналитические;

аналоговые;

экспертные.

Система профилактики и внутреннего страхования финансовых рисков. Внешнее страхование рисков.

Контрольные вопросы:

1. Какие методы оценки рисков приемлемы при следующих условиях:

– наличие обширной информационной базы данных;

– доступ к ограниченному кругу данных;

– полное отсутствие информации?

2. Какие из перечисленных ниже экономических операций увеличивают коммерческий риск, а какие – способствуют его снижению:

а) замораживание определенной части средств в запасах (резервных и текущих запасах сырья, запасах готовой продукции);

б) получение отсрочки платежа от поставщика?

3. Какие способы управления ценового риска предпочтительны для предприятия поставщика продукции на внешний рынок?

4. Какие способы внутреннего страхования кредитного риска доступны предприятию?

5. Перечислите основные способы внешнего страхования финансовых рисков и проанализируйте их преимущества и недостатки.

Тема 8. Бизнес-план предприятия Роль и значение бизнес-плана при принятии финансовых решений. Разработка структуры бизнес-плана: резюме, описание организации и отрасли. Описание продукции, маркетинг и сбыт продукции. Производственный план. Организационный план.

Финансовый план. Направленность и эффективность проекта. Риски и гарантии.

Финансовый план: нормативы для финансово-экономических расчетов. Калькуляция себестоимости продукции. Смета затрат на проект. Отчет о прибылях и убытках.

Реальные денежные потоки. Прогнозный баланс. Источники финансирования и выплат.

Направленность и эффективность проекта. Показатели эффективности реализации проекта. Построение графика достижения безубыточности.

Контрольные вопросы:

1. Для кого предназначен бизнес-план финансового развития организации: внутри предприятия;

за пределами предприятиями?

2. Какой раздел в структуре бизнес-плана является основным для руководства фирмы-инвестора? Обоснуйте свой ответ.

3. Каким образом оценивается эффективность бизнес-плана? На основе каких показателей рассчитывается эффективность бизнес-плана?

4. Каким образом показатели левериджа используются при оценке бизнес-плана?

5. Какие данные бизнес-плана необходимы для оценки конкурентоспособности организации?

Тема 9. Инвестиционная деятельность организации Временная ценность денег: основные понятия. Операции наращивания и дисконтирования. Оценка приведенной стоимости. Аннуитеты.

Понятие об инвестициях в рыночной экономике. Правовая основа инвестиционной деятельности. Субъекты и объекты инвестирования. Классификация инвестиций.

Инвестиции: в реальные активы;

в денежные активы;

в нематериальные активы.

Инвестиционный проект. Методы оценки инвестиционных проектов: метод текущей прибыли (NPV);

методы расчета индекса рентабельности (PJ);

методы расчета внутренней нормы прибыли (JRR);

метод срока окупаемости (PP);

метод расчета коэффициентов эффективности инвестиций (ARR). Критерии оценки принятия решения по инвестиционному проекту. Инвестиционные риски.

Контрольные вопросы:

1) Какие из методов оценки инвестиционных проектов наиболее распространены в аналитической работе и на каком основании?

2) Почему прогнозирование объема реализации является одним из ключевых элементов при планировании капиталовложений?

3) Что общего между пространственной и временной оптимизациями инвестиций?

4) Что может быть обеспечением возвратности инвестиционного проекта?

Сопоставьте возможные варианты обеспечения с точки зрения интересов инвесторов.

Тема 10. Управление портфелем ценных бумаг Вложение в ценные бумаги, управляемые как единое ценное, рассматриваются в качестве портфеля ценных бумаг. Понятие и виды портфеля ценных бумаг: портфели роста, портфели дохода, пополняемые портфели, другие разновидности портфелей. Цели инвестирования: управление ликвидностью, финансирование развития бизнеса, управление заемными средствами, управление финансовыми рисками и другие.

Стандартными целями инвестирования в ценные бумаги в классическом западном анализе являются: получение процента, сохранение капитала, обеспечение прироста капитала.

Управление портфелем ценных бумаг: наиболее распространение способы и методы минимизации риска портфеля.

Контрольные вопросы:

1.В российских условиях иерархия целей инвестирования в ценные бумаги может меняться. Каким образом Вы можете ее представить как адекватную текущим условиям?

2.Какие факторы из перечисленных ниже Вы приняли бы во внимание и как они влияют на решение о покупке ценных бумаг: снижение доходности по государственным обязательствам;

ускорение темпов инфляции;

снижение ставки рефинансирования;

удешевление ведущих валют?

3.Почему именно дифференцированный портфель ценных бумаг стал преобладающим на фондовых рынках развитых стран? Почему на фондовых рынках развивающихся стран инвесторам сложно сформировать сбалансировано дифференцированный портфель?

4.Может ли дифференцированный портфель отменить риск инвестирования в ценные бумаги?

5.Какие методы управления портфелем применяет менеджер в случае, если портфель первоначально формировался с целью управления ликвидностью или платежеспособностью?

Тема 11. Принятие финансовых решений Финансовое решение и определение потребности в дополнительном финансировании. Проектирование баланса предприятия методом процента к продажам.

Управление краткосрочной финансовой устойчивостью. Управление денежными средствами. Модель Миллера-Орра. Управление дебиторской задолженностью.

Управление запасами. Кредитная политика предприятия. Дивидендная политика предприятия. Управление кредиторской задолженностью. Логика структуризации управленческих решений финансового менеджера в отношении активов. Финансовые решения долгосрочного характера. Финансовые решения в краткосрочном периоде.

Контрольные вопросы:

1. Каким образом и с какой целью необходимо управлять наименее ликвидной формой оборотного капитала?

2. Каким образом определяется оптимальная сумма денежных активов, постоянно находящаяся в наиболее ликвидной форме?

3. Каким образом, с позиций максимизации прибыли, может быть использован временно свободный остаток денежных активов?

4. Выделите основные этапы (стадии) принятия финансовых решений.

5. Каким образом следует учитывать инфляционные (дефляционные) процессы при принятии финансовых решений?

Тема 12. Менеджмент роста предприятия Показатели роста предприятия: объем продаж, прибыль, авуары. Внутренний и внешний рост фирмы и их показатели. Преимущества внешнего роста организации и варианты внешнего роста. Организационные формы слияния: горизонтальная, вертикальная, конгломерат, холдинг. Изменение показателей фирмы. Влияние изменение роста предприятия на результирующие показатели финансовой деятельности.

Способы финансирования роста предприятия, в том числе слияний и поглощений.

Показатели учитываемые при покупке предприятия (Р/Е, Р/А).

Контрольные вопросы:

1. Какие могут быть стимулы для проведения слияния предприятий? Какой вариант слияния наиболее эффективен в текущих условиях?

2. Для каких предприятий) предпочтительнее создание холдинга?

3. На каких результирующих показателях финансовой деятельности отразиться рост предприятия?

4. Предприятие «А» рассматривает возможность покупки предприятия «Б», какие финансовые характеристики будет учитывать финансовый менеджер до проведения сделки, а какие – после?

5. Сопоставьте примерные затраты, которые должно понести предприятие при поглощении другой компании и при формировании холдинга.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Бобылева А.З. Финансовый менеджмент: проблемы и решения. – М.: Дело, 2007.

2. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент. – М.: Питер, 2008.

3. Финансовый менеджмент / Под ред. Е.С.Стояновой. – М.: Перспектива, 2007.

4. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансовый менеджмент. – М.: Инфра-М, 2008.

Дополнительная 1. Хотинская Г.И., Тупчиенко В.А. Финансовый менеджмент в системе высшей школы:

особенности, проблемы и пути совершенствования // Финансовый менеджмент, №1 2003.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩАЯ И ВОЗРАТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Автор-составитель: А.А. Филиппова, кандидат философских наук 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА Цель курса – обеспечение слушателей курса базовыми психологическими знаниями;

формирование профессиональной направленности на оптимальное межличностное взаимодействие с представителями различных возрастных групп;

развитие личности будущих специалистов (мировоззрения и самосознания).

Основные задачи:

освоение базового понятийного аппарата;

осознание специфики психологических знаний;

ознакомление с новообразованиями и особенностями развития в каждый возрастной период;

формирование понимания психических особенностей человека.

2. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Содержание программы курса обусловлено ее включенностью в блок психолого педагогических дисциплин и основывается на принципах междисциплинарного взаимодействия различных областей знания. Содержание курса предполагает чтение лекций и самостоятельную работу слушателей. В лекционном курсе главное место отводится изложению основных представлений о свойствах и закономерностях психических явлений. Особое внимание отводится вопросам возрастных особенностей человека на разных стадиях онтогенеза.

3. РАБОЧИЙ ПЛАН КУРСА:

лекции – 18 часов;

семинары по всем темам – 18 часов;

самостоятельная работа – 36 часов;

общая трудоемкость – 72 часа.

4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ № Наименование темы Ауд. Самост.

Занятия работа (акад. часы) (акад. часы) Лекция и семинары 1. Предмет психологии, ее задачи и методы. Специфика психологического знания 2. Психология сознания, свойства сознания. Метод интроспекции. 2 3. Бихевиоризм, основные положения. Поведение. Необихевиоризм. 2 4. Классификация неосознаваемых процессов по Ю.Б.Гиппенрейтер. 2 5. Состав психики. Познавательные процессы. 4 6. Эмоции. Классификация и виды эмоций. Основные функции эмоций. Психологические теории эмоций. Воля.

7. Мотивы и потребности человека. Психологические теории мотивации. Мотивация и личность. Самосознание 8. Психология личности. Понятие личности. Способности. Темперамент. Характер.

9. Предмет, проблемы и методы исследования в возрастной психологии.

10. Особенности психического развития человека на различных возрастных стадиях. Младенческий возраст.

11. Ранний возраст 2 12. Дошкольный возраст 2 13. Младший школьный возраст 2 14. Подростковый возраст. Юношеский возраст. 2 15. Психология зрелых возрастов 2 16. Геронтопсихология 2 Итого: 72 часа 36 5. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы. Специфика психологического знания. Предмет психологии. Примеры явлений, которые изучает современная психология, доступность и трудность познания психических явлений. Исторические изменения в определении предмета психологии с древнейших времен до наших дней.

Методы наблюдения. Эксперимент. Специфика психологического знания. Философия как общеметодологическая основа построения психологических знаний. Естественнонаучные основы психологии. Взаимосвязь психологии и педагогики в решении проблем образования. Практическая направленность психологии.

Тема 2. Психология сознания, свойства сознания. Метод интроспекции. Общее представление о сознании. Психология В.Вундта. Метод интроспекции, требования, предъявляемые к интроспекции. Свойства сознания. Недостатки метода интроспекции.

Тема 3. Бихевиоризм, основные положения. Поведение. Необихевиоризм. Формы поведения человека. Понятие поведения. Бихевиоризм – психология поведения. Основные задачи бихевиоризма. Вклад бихевиоризма в методологию психологии. Необихевиоризм, схема S I R. Когнитивные карты.

Тема 4. Классификация неосознаваемых процессов по Ю.Б.Гиппенрейтер.

Неосознаваемые механизмы сознательных действий. Первичные автоматизмы и навыки.

Явления неосознаваемой установки. Неосознаваемые сопровождения сознательных действий и психических состояний. Примеры. Неосознаваемые побудители сознательных действий. Представления о бессознательном З.Фрейда. Методы психоанализа.

“Надсознательные” процессы.

Тема 5. Состав психики. Познавательные процессы. Состав психики:

познавательные процессы, эмоционально-волевая сфера, мотивационная сфера и самосознание. Общая характеристика. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, мышление, память, внимание, воображение. Определение, свойства и функции познавательных процессов.

Тема 6. Эмоции. Классификация и виды эмоций. Основные функции эмоций.

Психологические теории эмоций. Воля. Понятие об эмоциях. Классификации эмоций.

Функции эмоций: коммуникативная, сигнальная, мотивационно-регулятивная, защитная.

Типы теорий эмоций Психофизиологические, информационные, когнитивные теории эмоций. Роль эмоций в регуляции взаимоотношений людей. Определение воли. Теория воли и волевого действия. Стадии волевого процесса.

Тема 7. Мотивы и потребности человека. Психологические теории мотивации.

Мотивация и личность. Самосознание. Понятие потребности, мотива, побуждения, стимула, влечения. История исследования проблем мотивации. Основные теории мотивации, изучаемые в современной психологии. Место мотивации в структуре психики.

Пирамида потребностей человека (А.Маслоу). Дефицитарные и бытийные потребности.

Самосознание, его роль в развитии личности.

Тема 8. Психология личности. Понятие личности. Способности. Темперамент.

Характер. Понятие личности в психологии. Отличие понятия личность от терминов человек, индивид, индивидуальность. Классификация психологических теорий личности.

Понятие о формировании и развитии личности. Гуманистический подход в понимании формирования и развития личности. Общее представление о способностях и задатках.

Формирование и развитие способностей. Понятие и типы темперамента. Природные основы и свойства темперамента. Темперамент и личность. Определение характера.

Основные этапы формирования характера. Место характера в общей структуре личности.

Тема 9. Предмет, проблемы и методы исследования в возрастной психологии.

Предмет возрастной психологии – закономерности психического развития человека в онтогенезе, особенности психических процессов личности на различных стадиях жизненного цикла. Соотношение биологического, хронологического, социального и психологического возраста. Закон неравномерности развития. Место возрастной психологии в системе психолого-педагогических дисциплин. Задачи возрастной психологии: изучение движущих сил и источников психического развития ребенка, построение периодизации психического развития в онтогенезе, характеристики развития личности и психических процессов на каждой стадии, коррекция развития в обучении и воспитании. Методы возрастной психологии: наблюдение, эксперимент, виды.

Тема 10. Особенности психического развития человека на различных возрастных стадиях. Младенческий возраст. Основные подходы в понимании движущих сил психического развития в онтогенезе. Проблема периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии.

Пренатальное развитие, его характеристика. Акт рождения (О.Ранк, Х.Лагеркранц, С.Гроф). Период новорожденности как кризисный период в развитии. Социальная ситуация развития в младенческом возрасте. Потребность в общении. «Комплекс оживления», его значение для психического развития ребенка. Проблема депривации, и ее последствия для психического развития ребенка (Р.Шпитц, Д.Боулби).

Непосредственно-эмоциональное общение как ведущий тип деятельности младенческого возраста. Основные закономерности развития сенсорных процессов в младенческом возрасте. Соотношение развития сенсорики и моторики в период раннего и позднего младенчества, его теоретическое значение. Теории развития восприятия в младенчестве (Дж.Гибсон, Т.Бауэр, Ж.Пиаже).

Тема 11. Ранний возраст. Социальная ситуация развития в раннем детстве.

Предметно-орудийная деятельность – ведущая деятельность ребенка раннего возраста.

Основные закономерности и стадии развития предметно-орудийных действий в раннем возрасте (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин). Игровая деятельность ребенка раннего возраста (Ф.И.Фрадкина). Развитие восприятия (Л.С.Выготский, И.Х.Швачкин), речи (В.Штерн, Ж.Пиаже, Н.Хомский, Д.Брунер, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин), памяти в раннем детстве. Начальные формы развития личности – начало самопознания и формирования образа Я. Переход от «полевого» к волевому поведению (К.Левин). Кризис 3-х лет. Феноменология, значение и пути разрешения.

Тема 12. Дошкольный возраст. Общая характеристика социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольника. Теории игр в зарубежной психологии (Г.Спенсер, К.Гросс, К.Бюлер, В.Штерн, Ф.Бойтендайк, Ж.Пиаже). Функции в социогенезе и онтогенезе (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин). Структура игры, виды игр. Значение игры для психического развития и формирования личности ребенка. Развитие форм общения с взрослым и сверстниками (М. И.Лисина). Роль семьи в развитии ребенка-дошкольника.

Развитие восприятия, его зависимость от видов деятельности ребенка (А.В.Запорожец, В.П.Зинченко, Л.А.Венгер);

развитие мышления в дошкольном возрасте (А.В.Запорожец, Г.И.Минская, Н.Н.Поддьяков, Л.А.Венгер);

развитие речи, речь «для себя» (Л.С.Выготский). Развитие личности в дошкольном возрасте. Иерархия мотивов.

Развитие эмоций, воли и произвольности поведения. Стадии морального развития (Л.Кольберг). Кризис 7 лет, причины и особенности протекания.

Тема 13. Младший школьный возраст. Характеристика социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность как ведущая деятельность.

Структура и общие закономерности формирования ведущей деятельности (Д.Б.Эльконин).

Основные стадии адаптации ребенка к школе как процесса освоения новой социальной ситуации развития и овладения учебной деятельностью. Формирование мотивов учебной деятельности. Причины школьной дезадаптации. Социальная жизнь младших школьников. Общение со сверстниками: кооперация, соревнование и конфликты.

Возрастные особенности и возможности усвоения знаний (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов).

Теория планомерного формирования умственных действий и понятий и ее значение для оптимизации учебной деятельности (П.Я.Гальперин). Развитие речи в младшем школьном возрасте (Д.Б.Эльконин, А.К.Маркова, С.Н.Карпова). Основные новообразования младшего школьного возраста: рефлексия, анализ. Особенности восприятия, внимания, памяти и воображения младшего школьника.

Тема 14. Подростковый возраст. Юношеский возраст. Физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Кризис подросткового возраста. Роль гетерохронности органического, полового и социального развития в возникновении подросткового возраста (Л.С.Выготский). Переход от социализации к индивидуализации как основная характеристика подросткового возраста. Теории подросткового возраста (Ст.Холл, Э.Шпрангер, Ш.Бюлер, Э.Эриксон, К.Левин, Ж.Пиаже).

Проблема ведущей деятельности подростка (Д.Б.Эльконин, Д.И.Фельдштейн). Роль общения со сверстниками в психическом развитии подростка. Чувство взрослости – основное психологическое новообразование подросткового возраста, специфическая форма саомосознания (Д.Б.Эльконин). Познавательная деятельность подростков.

Личностные новообразования в подростковом возрасте. Основные закономерности развития самосознания. Формирование самооценки. Развитие мотивационно-волевой сферы у подростков. Акцентуации в подростковом возрасте, типы акцентуаций личности.

Психологические предпосылки перехода к юношескому возрасту. Теории юношеского возраста (Э.Шпрангер, Ш.Бюлер, А.Фрейд, К.Левин, Э.Эриксон, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин).

Профессиональное самоопределение как ведущее новообразование юношеского возраста. Особенности мышления в юношеском возрасте, формирование формально логических структур интеллекта. Особенности мотивационно-волевой сферы в юношеском возрасте. Развитие мотивов самовыражения и самореализации. Особенности общения в юношеском возрасте. Принадлежность к группе. Молодежные объединения и группировки. Любовь и дружба в юношеском возрасте;

сексуальное поведение. Поиск и достижение личностной идентичности (Д.Марсиа, Э.Эриксон). Нарушение формирования идентичности. Девиантное поведение, причины.

Тема 15. Психология зрелых возрастов. Критерии «зрелой взрослости».

Соотнесение хронологического, биологического, психологического и социального возраста. Легальный и функциональный возраст (Д.Биррен). Задачи развития как основа выделения периодов зрелости (Р.Хевигхерст, Д.Левинсон). Молодость как начальный этап зрелости – поиски себя и переход к стабильному образу жизни. Задачи развития:

осознание себя во взрослом статусе и принятие социальной ответственности, прав и обязанностей, овладение профессией и начало профессиональной деятельности, поиск и выбор партнера, вступление в брак, формирование материнской и отцовской позиции, воспитание детей, формирование образа и стиля жизни.

Переход к средней взрослости как нормативный кризис, обусловленный расхождением между идеальной моделью образа жизни и реальностью. Переживание чувства утраты жизни и давления времени. Пути выхода из кризиса: личностно-смысловая перестройка, коррекция жизненных планов и образа жизни. Средняя взрослость (середина жизни). Расцвет творческой активности и профессиональной деятельности. Возрастание потребности в достижениях и социальном признании, построение карьеры.

Переход к зрелости (около 40 лет) как нормативный кризис в развитии, «перелом жизни». Осознание утраты молодости и реальности смерти. Изменение восприятия временной перспективы. Переживание «символической смерти» молодости, смысловая перестройка сознания, изменение иерархии мотивов. Индивидуализация и формирование самодостаточности. Зрелость как вершина жизненного пути. Основные задачи развития:

сохранение супружеских отношений, воспитание детей, карьерные достижения, развитие форм досуга и хобби, принятие изменений в организме и приспособление к ним, принятие ответственности за стареющих родителей. Социальная активность в зрелом возрасте, особенности общения.

Развитие познавательных процессов в зрелом возрасте, возможности обучения (К.Шайо), личностные изменения (Э.Эриксон, Д.Левинсон, С.Гоулд).

Тема 16. Геронтопсихология. Изменение социальной ситуации развития и возрастная перестройка организма в старости. Нормативный кризис 50-55 лет. Период старения и старости. Биологические и социальные факторы старения. Историческая изменчивость оценки старости. Личностные факторы в процессе старения. Возрастные изменения восприятия, внимания, памяти, мышления в период старения;

возможности их компенсации. Задачи развития: принятие и освоение новых социальных ролей, адаптация к потере физических возможностей, подведение итогов жизни, развитие личностной позиции в отношении смерти, деятельность самообслуживания как возможность сохранения самостоятельности и независимости. Развитие потребности в передаче накопленного опыта. Выход на пенсию. Трудовая деятельность в старости. Жизненная мудрость как личностное новообразование, результат разрешения кризиса между личностной интеграцией и распадом и отчаянием. Особенности межличностных отношений в старости. Одиночество в старости. Теория инволюции. Культурные традиции отношения к смерти и подготовки к ней. Факторы долголетия.

6. ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Зачет и экзамен в устной вопросно-ответной форме, на котором проверяются: знание теоретического материала дисциплины;

способность студента аналитически мыслить;

умение анализировать практические ситуации на основе знания психических закономерностей человека.

7. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ Основные классы явлений внутреннего (сознательного) опыта.

Диагностика аффективных следов. Методы свободных ассоциаций и сопряженных моторных реакций.

Основные типы акцентуаций по А.Е.Личко.

Стратегия и результаты выделения типов характера по Э.Кречмеру.

Феноменология образов. Образ и смысл.

Понятие идентичности. Линии развития неадекватной идентичности.

Характеристика стадий развития зрелой личности. Кризис середины жизни.

Личностный рост. Общее представление о самоактуализации в гуманистической психологии.

Познание и речь. Значение слова как единица речевого мышления. Проблема эгоцентрической речи.

Гештальтпсихология восприятия понятия поля и перцептивных сил. Закон перцептивной организации.

Потребности и ценности как организующие факторы восприятия.

Воспитание и формирование внимания. Внимание как функция умственного контроля.

Творческое воображение. Методы стимуляции творчества. Анализ научных открытий.

Ситуативная мотивация. Ее исследования в школе К.Левина.

Личность и общение в транзактном анализе.

Эмоции и личность. Клиническое описание и анализ эмоций. Представление об эмпатии.

Роль темперамента в психическом развитии.

Целостность познавательной деятельности и проблема выделения познавательных процессов.

Способности и одаренность.

Влияние игры на развитие психики.

Социализация индивида как процесс присвоения культурного опыта.

Жизненный путь человека. Кризисные периоды развития личности.

Возрастные изменения организма как личностная проблема.

Развитие личности как преодоление жизненных проблем.

Взаимосвязь развития личности и мировоззрения.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА I. Литература (для студентов):

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология – М., 2003.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию – М., 1998.

3. Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 2003.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2002.

5. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии – М., 1980.

II. Литература (для преподавателей) 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 2003.

2. Аргайл М. Психология счастья. – М., 1990.

3. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. – М., 1979.

4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1976.

5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М., 1995.

6. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность. Хрестоматия. – М., 2003.

7. Выготский Л.С. История развития высших психических функций – М., 1982 Т.3. С. 6-58, 302-313.

8. Выготский Л.С. Проблема возраста // Там же. Т.4. С.244-268.

9. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Там же. Т.6. С.5-90.

10. Выготский Л.С. Младенческий возраст;

Кризис первого года жизни;

Раннее детство;

Кризис трех лет;

Кризис семи лет;

Педология подростка // Там же Т.4. С. 269-317;

318 339;

340-367;

368-375;

376-385;

5-242.

11. Выготский Л.С. Мышление и речь // Там же. Т.2.

12. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии.

1966. № 6. С.62-76.

13. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М., 1978.

14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.

15. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. – М., 1985.

16. Дыскин А.А., Решетюк А.Л. Здоровье и труд в пожилом возрасте. – М., 1988.

17. Запорожец А.В. // Избр.психол.труды: в 2 тт. – М., 1986. Т.1. С.112-119;

223-257;

18. Каган М. Мир общения. – М., 1988.

19. Карпова С.Н., Колобова И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. – М., 1978.

С.3-25, 42-62.

20. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. – М., 1991.

21. Кон И.С. Психология ранней юности. –М., 1989.

22. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1988. Гл. 1.

23. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. –Прага, 1985.

24. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. –СПб.- М., 25. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981. С. 481-508;

509-557.

26. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – Воронеж, 1997.

27. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

28. Мид. М. Культура и мир детства. – М, 1995.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Автор-составитель: М.А.Ковальчук, кандидат психологических наук 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Цель дисциплины: формирование знаний о теоретических основах социальной психологии и навыков анализа социально-психологических явлений повседневной жизни и ситуаций, возникающих в педагогической деятельности.

Задачи дисциплины: ознакомить студентов с основными проблемами и ключевыми понятиями социальной психологии;

1. обосновать необходимость знаний по социальной психологии для педагогической деятельности;

2. повысить социально-психологическую компетентность будущих педагогов;

3. сформировать у студентов умение «видеть» социально-психологические проблемы в жизнедеятельности человека.

2. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Учебный материал курса, с одной стороны, отражает традиционную логику построения дисциплины в наиболее целостном и полном виде, а с другой стороны, учитывает специфические моменты, обусловленные задачами подготовки будущих педагогов. В соответствии с этим в программе основное внимание уделено разделам, посвященным общению, а также социальной психологии личности и групп. Поскольку педагогическая деятельность строится по законам общения, особый акцент делается на изучение проблемы эффективности общения (возникновение взаимопонимания между людьми, возможности для самореализации и самораскрытия личности).

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ КУРСА Аудитор.

ВСЕГО Самост.

Наименование разделов и тем Занятия (часов) работа (акад.час.) Тема 1. Введение. Предмет социальной психологии 6 2 Тема 2. Психология общения 24 8 Тема 3. Социальная психология групп 16 8 Тема 4. Социально-психологические проблемы личности 16 8 Круглый стол по рефератам учащихся 10 4 ИТОГО: 72 30 4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. ВВЕДЕНИЕ Предмет социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания. Психология и социология как источники формирования представлений о предмете социальной психологии. Взаимоотношения социальной психологии с другими науками. Проблематика социальной психологии. Соотношение академической социальной психологии с практической социальной психологией. Роль фундаментальных знаний по социальной психологии в педагогической практике. Социальная психология и «здравый смысл».

2. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ 2.1. Общение как коммуникация. Особенности межличностной коммуникации.

Сущность социально-психологического воздействия. Понятие коммуникативного барьера.

Виды коммуникативных барьеров. Четыре уровня непонимания: фонетический, семантический, стилистический и логический (Б.Ф.Поршнев). Преодоление коммуникативных барьеров. Структура коммуникативного процесса. Понятие коммуникативной роли. Эффективность коммуникативного процесса. Понимание значения и смысла вербальных сообщений. Соотношение вербальной и невербальной коммуникации. Основные системы невербальной коммуникации: оптико-кинетическая, паралингвистическая, экстралингвистическая, пространственно-временная (проксемика) и визуальный контакт. Проблема интерпретации невербального поведения. Проблема эффективного слушания. Виды и техники слушания. Способы повышения эффективности слушания.

2.2. Общение как интеракция. Понятие “интеракции” в социальной психологии.

Подходы к изучению взаимодействия. Значение контекста взаимодействия для понимания смысла действий. Позиции в общении. Транзактный анализ (Э.Берн). Классификация ситуаций взаимодействия. Взаимосвязь ситуации и действия. Стили общения:

ритуальный, манипулятивный, гуманистический. Виды взаимодействия: кооперативное и конкурентное. Соотношение кооперативного взаимодействия и коллективной деятельности. Типы совместной деятельности по Л.И.Уманскому: совместно индивидуальная, совместно-последовательная, собственно совместная. Общая характеристика конфликта. Виды конфликтов: классификация М.Дойча. Структура и динамика конфликта. Исходы конфликта. Конструктивная и деструктивная функции конфликта. Стратегии взаимодействия в конфликте. Связь стратегий взаимодействия с системой ценностных ориентаций. Альтруизм и эгоизм. Понятие ассертивного поведения.

Педагогические конфликты.

2.3. Общение как социальная перцепция. Понятие “социальная перцепция”.

Специфика анализа перцептивных процессов в социальной психологии. Межличностное восприятие как частный случай социального восприятия. Эффекты межличностного восприятия: ореола, первичности и новизны. Понятие ” стереотипа”. Процесс категоризации. Общее представление о когнитивной сложности и простоте личности.

Механизмы взаимопонимания: идентификация, эмпатия, рефлексия. Атрибуция.

Каузальная атрибуция. Структура атрибутивного процесса. Виды атрибуции. Теории каузальной атрибуции Г.Келли. Ошибки атрибуции. Атрибуция успеха и неудачи.

Атрибуция ответственности. Эмоциональная сторона межличностного восприятия феномен межличностной аттракции. Внутренние и внешние факторы аттракции.

Аттракция как фактор эффективности совместной деятельности. Проблема точности межличностного восприятия. Межличностная обратная связь. Классификация видов межличностной обратной связи. Условия эффективной межличностной обратной связи.

2.4. Диалогическое общение. Диалогическое и монологическое общение. Проблема диалога в социальной психологии. Социально-психологические характеристики диалогического общения. Диалогическое общение в педагогической деятельности.

3. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП Проблема группы в социальной психологии. Понятие группы. Признаки групп.

Социальная идентичность. Виды групп: большие и малые, формальные и неформальные, первичные и вторичные, референтные и группы членства. Понятие малой группы.

Верхние и нижние границы малой группы. Основные характеристики группы:

композиция, структура, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций.

Присутствие других как фактор эффективности деятельности. Социальная фасилитация и социальная ингибиция.

3.1. Динамические процессы в малой группе. Основные динамические процессы в малой группе.

Групповое давление. Понятие конформизма. Сущность конформного поведения.

Виды конформности. Эксперимент С.Аша и другие исследования конформного поведения в группе. Информационное и нормативное влияние в группе. Факторы, влияющие на конформное поведение. Влияние меньшинства на большинство. Реактивное сопротивление.

Групповая сплоченность. Подходы к изучению групповой сплоченности.

Сплоченность как эмоциональный феномен межличностных отношений ( Дж.Морено, Л.Фестингер, Т..Ньюком). Измерение сплоченности с помощью социометрической методики. Изучение сплоченности в теории деятельностного опосредования межличностных отношений в группе (А.В.Петровский). Поуровневый анализ групповой структуры. Уровни групповой сплоченности.

Принятие группового решения. Дискуссия как способ организации группового решения. Виды групповой дискуссии. Соотношение индивидуальных и групповых решений. Феномены “поляризации группы”, “сдвига риска”. Феномен “группового духа” (И.Джанис).

Лидерство. Соотношение понятий “лидерство” и “руководство”. Теории лидерства:

харизматическая, ситуационная, синтетическая. Трактовка лидерства как функции группы. Концепция ценностного обмена (Р.Л.Кричевский).

Понятие стиля руководства. Классификация стилей К.Левина. Современные представления о стилях руководства.

4. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ 4.1. Процесс социализации. Понятие «социализация». Отличие его от понятий «развитие» и «воспитание». Содержание процесса социализации. Особенности социализации в основных сферах становления личности (в деятельности, общении, самосознании). Стадии социализации. Специфика процесса на каждой из стадий (дотрудовой, трудовой, послетрудовой). Институты социализации. Семья как институт социализации. Механизм поло-ролевой идентификации. Особенности школы как института социализации. Я-концепция личности. Структура Я-концепции. Роль обратной связи в формировании Я-концепции. Самовосприятие как фактор эффективности обучения. Феномен «самореализующегося пророчества». Роль ожиданий учителя. Я концепция педагога.

4.2. Социальная установка. Понятие социальной установки. Структура и функции социальной установки. Социальная установка и поведение. Парадокс Лапьера.

Представление об иерархической структуре диспозиций личности (диспозиционная концепция регуляции поведения личности В.А.Ядова). Изменение социальных установок.

Теории когнитивного соответствия (Ф.Хайдер, Т.Ньюком, Л.Фестингер).

5. ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Изучение дисциплины завершается зачетом. Зачет может проходить в устной вопросно-ответной форме, в письменной форме.

На зачете проверяется усвоение теоретического материала дисциплины;

способность осуществлять психологический анализ в педагогической деятельности;

социально психологическая компетентность.

6. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ 1. 1.Коммуникативная сторона общения 2. Проблема конфликта в социальной психологии 3. Средства невербальной коммуникации 4. Проблема личности в социальной психологи 5. Перцептивная сторона общения 6. Проблема лидерства в социальной психологии 7. Межличностная обратная связь 8. Сплоченность малой группы 9. Социальные установки 10. Интерактивная сторона общения 11. Проблема группы в социальной психологии 12. Процессы группового давления 13. Проблема социализации 14. Виды слушания в коммуникативном процессе 15. Психология малых групп 16. Манипулятивный стиль общения 17. Динамические процессы в малой группе 18. Гуманистический стиль общения 19. Проблема группы в социальной психологии 20. Ритуальный стиль общения 21. Динамические процессы в малой группе 22. Ритуальный стиль общения 23. Барьеры в коммуникативном процессе 24. 24.Эффекты межличностного восприятия 25. Структура общения 26. Понятие «Я-концепции» 27. Механизмы межличностного восприятия 28. Специфические особенности человеческой коммуникации 29. Коммуникативная сторона общения 30. Проблема лидерства в социальной психологии 31. 31.Средства невербальной коммуникации 32. Проблемы диалогического общения 33. Интерактивная сторона общения 34. Контрсуггестивные барьеры 35. Стили общения РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс. 2000.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология. М., «Академия». 3. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М., 4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М., 5. Квинн В. Прикладная психология. Пер. с англ. СПб., «Питер». 6. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. М., «Смысл». 7. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб., 8. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер. 1997.

9. РеанА.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.

10. Робер М-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., «Прогресс». 1988.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ Автор-составитель: А.А. Филиппова, кандидат философских наук 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА Цель курса – обеспечение слушателей курса знаниями основных подходов к организационному поведению;

формирование профессиональной направленности будущих руководителей органов управления образованием;

развитие личности обучающихся.

Основные задачи:

1. освоение научных основ организационного поведения;

2. осознание специфики современной управленческой деятельности;

3. ознакомление с национальными моделями управления;

4. формирование аналитических навыков на практических примерах.

2. РАБОЧИЙ ПЛАН КУРСА:

лекции – 10 часов;

семинарские занятия – 8 часов;

самостоятельная работа – 18 часов;

Общая трудоемкость – 36 часов.

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Самост.

Ауд. занятия № Наименование темы работа (акад.

(акад. часы) часы) Лекционный курс 1. Психология управления как наука и прикладная 2 дисциплина информационной эпохи.

2. Национальные системы управления и 4 организационного поведения в условиях глобализации.

Особенности российской модели менеджмента.

3. Роль и место современных «мягких» технологий в 2 повышении эффективности систем управления человеческими ресурсами и их организационным поведением.

4. Психологические и социальные аспекты теорий 2 мотивации и современная практика управления организационным поведением.

Семинарские занятия 5. Эффективное управление организационным 2 поведением на основе лидерства. Формы его реализации.

6. Управление деловыми конфликтами в современном 2 менеджменте.

7. Управление рабочим временем и стрессовыми 2 ситуациями.

8. Современная организация в системе управления 2 человеческими ресурсами и производственным поведением. Управление организационной культурой.

Итого: всего – 36 часов 18 4. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Психология управления как наука и прикладная дисциплина информационной эпохи. Главные особенности организационного поведения в условиях информационной экономики XXI века и их воздействие на предмет исследования.

Междисциплинарный характер организационного поведения и взаимосвязь с другими поведенческими науками. Основные исторические корни формирования организационного поведения. Научные основы организационного поведения и формы их проявления в современной управленческой деятельности. Организационное поведение (ОП) как наука и учебная дисциплина: реальные возможности повышения эффективности управления организацией и персоналом (через оптимизацию управления организационным поведением). Проблемы ОП. Будущее ОП как науки и прикладной дисциплины информационной эпохи.

Тема 2. Национальные системы управления и организационного поведения в условиях глобализации. Особенности российской модели менеджмента. Эволюция современной управленческой парадигмы и ее влияние на модели организационного поведения. Западная, японская и китайская модели менеджмента – проблемы оптимизации в условиях глобализации. Российский менеджмент: общее и национально специфическое. Основные направления эволюции и оценка потенциала. Стили руководства и лидерства в современной России и их влияние на модель управления и организационного поведения.

Тема 3. Роль и место современных «мягких» технологий в повышении эффективности систем управления человеческими ресурсами и их организационным поведением. Психологические различия, их влияние на профессиональную деятельность.

Ценности, отношения и установки. Личностное развитие, основные подходы. Теории личности. Специфические черты личности, влияющие на непосредственное отношение к труду: уровень самоконтроля, авторитаризм и догматизм, стиль разрешения проблем, уровень макиавеллизма, тип А и тип Б личности. Управление индивидуальными различиями. Теория типов информационного метаболизма и базовые модели личности по типу информационного метаболизма.

Тема 4. Психологические и социальные аспекты теорий мотивации и современная практика управления организационным поведением. Мотивация поведения личности и ее использование в бизнесе. Мотивация поведения индивидуума как основа стимулирования к высокопроизводительному и творческому труду.

Использование теорий личности в обеспечении условий мотивации;

интегративная модель мотивации и практическое применение. Практические методы воздействия на сотрудников в целях выявления динамики индивидуальных потребностей. Реализация концепций мотивации. Методы практического удовлетворения потребностей высших уровней. Критерии мотивирующей организации труда.

Психологические особенности мотивации групповой деятельности. Балансирование индивидуальной и групповой мотиваций.

Тема 5. Эффективное управление организационным поведением на основе лидерства. Формы его реализации. Парадигма эффективного управления и ведения бизнеса – психология лидерства. Психология лидерства. Основные теории лидерства, их практическое применение. Теории вознаграждения и наказания, их роль в практике лидерства. Теории харизматического и трансформационного лидерства, их реализация.

Ситуативные теории лидерства Ф.Фидлера, Р.Хауса, П.Херси, К.Блан-Шара и другие.

Теории символического лидерства. Психологический портрет руководителя и основные рекомендации по самосовершенствованию. Психология делового имиджа ­ место и роль в современном бизнесе. Сущность индивидуального имиджа и его основные параметры.

Формирование позитивного образа организации в целом.

Тема 6. Управление деловыми конфликтами в современном менеджменте.

Сущность и природа конфликта. Основы организационного поведения в ситуации делового конфликта. Конфликты в организации – общая характеристика, признаки конфликтных ситуаций. Виды конфликтных ситуаций и типы работников по приверженности к конфликтам. Способы предотвращения конфликта. Формы и методы разрешения конфликта. Модели управления организационным поведением в ситуации конфликта.

Тема 7. Управление рабочим временем и стрессовыми ситуациями. Основы управления рабочим временем. Методы повышения индивидуальной организованности.

Практические рекомендации по управлению рабочим временем и особенности их реализации. Основы управления стрессом. Оценка подверженности стрессам. Типы стрессов. Методика определения степени напряженности и ее применение. Выявление наклонностей к стрессу и управление им. Профилактика стресса.

Тема 8. Современная организация в системе управления человеческими ресурсами и производственным поведением. Управление организационной культурой. Понятие организации. Подходы к анализу факторов поведения организации.

Организация как самостоятельная автономная система. Внутренняя среда организации.

Подходы к типологии организаций: системный, социально-психологический, технократический, культурологический. Культура производства и культура труда.

Подходы к управлению организацией и ее организационной структуре. Нормы поведения хозяйственной организации. Лица, персонифицирующие организацию, и их влияние на кадровую политику.

Организационная культура: проблемы создания и управления. Параметры организационной культуры. Свойства организационной культуры. Формы влияния организационной культуры на деятельность современной организации. Внешние и внутренние составляющие организационной культуры. Управление организационной культурой и проблема оптимизации. Подходы к организационной культуре.

5. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В лекционном курсе главное место отводится изложению основных подходов к организационному поведению. Практическая часть курса ориентирована в большей степени на способность слушателей к самостоятельному анализу реальных производственных ситуаций.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Игнацкая М.А. Психология управления и организационное поведение. – М.: 2006.

2. Лютенс Ф. Организационное поведение. – М.: Инфра-М, 1999.

3. Молл Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение. – М., 1998.

4. Ньюстром Дж. Организационное поведение. – СПб., 2000.

5. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб.: 2000.

6. Утлик Э.П. Организационное поведение. – М.: ИМПЭ, 1998.

Дополнительная 1. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий. – М., 2000.

2. Горенко Е.А., Толстиков В.И. Природа собственного «Я». – М., 2001.

3. Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды.. – М.: 2003.

4. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. – М., 1990.

5. Карпов А.В. Психология менеджмента. – М.: Гардарика, 1999.

6. Ковалев СВ. Основы нейролингвистического программирования. – М., 2001.

7. Лидерство. Психологические проблемы в бизнесе. – Дубна: Феникс, 1997.

8. Льюис Ричард Д. Деловые культуры в международном бизнесе. – М., 1999.

9. Мегедь В.В., Овчаров А.А. Характеры и отношения. – М.: 2002.

10. Практическая психология для менеджеров. – М.: Филинъ, 1996.

11. Психология и этика делового общения /Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: 1997.

12. Цыпин П.Е. Технологии успешного типирования. Энциклопедия отношений. – М., 2007.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ КОНФЛИКТОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Автор-составитель: Г.В. Новикова, кандидат психологических наук 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА Образование, являясь одной из основных сфер современного российского общества, находится в состоянии социальной напряженности. Конфликты, провоцируемые этой напряженностью, часто развиваются стихийно и деструктивно, что затрудняет проведение назревших социальных преобразований. Закономерно возникают вопросы конфликтологической подготовки педагогических кадров и внедрения конфликтологии в практику работы учреждений образования, а также обучения правильному пониманию, оценке и поведению в конфликтах.

Конфликтология – новая научная и учебная дисциплина, насчитывающая несколько десятилетий в своем развитии в системе наук о человеке. Теоретические и практические достижения этой дисциплины создают необходимые условия и являются инструментом в гармоничном урегулировании общественных и межличностных отношений.

Конфликтологическое образование является одним из важных средств формирования нравственных ценностей человека, особенно это относится к юношескому возрасту. Для современного человека конфликтологическая грамотность должна стать компонентом мировоззренческой культуры, обеспечивающей способность осмысленно выстраивать свои отношения с окружающим миром, уметь адекватно воспринимать и реагировать в сложных ситуациях взаимодействия.

Цель курса – развитие аналитического мышления, умения целостно воспринимать и управлять конфликтными ситуациями в социально-педагогических процессах, опираться на синтез знаний в урегулировании конфликтных взаимоотношений в различных линиях педагогического взаимодействия.

Для достижения поставленной цели решаются следующие основные задачи:

a. освоение понятийных средств диагностики и анализа конфликтных ситуаций;

b. ознакомление с возможными вариантами проектирования конфликтного взаимодействия в педагогическом процессе;

c. моделирование и планирование конструктивных исходов конфликтных ситуаций в педагогическом процессе, ведущих к прогрессивному развитию индивидуальных или групповых субъектов педагогической деятельности;

d. формирование толерантности как наиболее важной составляющей профессиональной подготовки педагога.

Конфликтные стечения обстоятельств во многом уникальны и требуют применения не просто «выученного знания», но и вынужденного творчества, производства необходимой, недостающей информации. Деятельность по проектированию и реализации конструктивных исходов конфликтов предполагает реалистическую выдумку, творческий подход и владение методами саморегуляции.

2. РАБОЧИЙ ПЛАН КУРСА:

лекции – 18 часов;

семинары – 18 часов;

самостоятельная работа – 36 часов;

общая трудоемкость – 72 часа.

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРОВ № Ауд. Самост.

Наименование темы п/п Занятия работа Лекционный курс 1. Конфликты в социально-педагогическом процессе: основные линии 2 противоречий в педагогическом процессе, причины возникновения.

2. Предмет конфликтологии. Определение конфликта. Функции конфликтов. 2 Характеристики конфликтов.

3. Классификация конфликтов по источникам, направленности, составу сторон, 2 продолжительности, функциональной значимости и способам урегулирования.

4. Структура конфликтной ситуации. Инцидент. Динамика конфликта: четыре 2 стадии развития. Структурная и процессуальная модели описания конфликтов.

5. Стратегии разрешения конфликтов. Стили конфликтного поведения: 2 уклонение, приспособление, конфронтация, компромисс, сотрудничество.

Способы разрешения конфликтов.

6. Переговорный процесс по спорным проблемам. Стадии переговорного 2 процесса, проблемное поле переговоров.

7. Варианты предупреждения и урегулирования конфликтов в социально- 2 педагогическом процессе. Задачи педагога по превращению деструктивного конфликта в конструктивный.

8. Толерантность как цель и средство педагогики. Основы толерантной 2 педагогики. Толерантность как фактор профессиональной грамотности преподавателя.

9. Методы профилактики конфликтов в учреждениях сферы образования. 2 Использование методов прогнозирования: экспертные опросы, экстраполяция, моделирование. Типичные ошибки в практике разрешения конфликтов.

Итого: 18 Семинарские занятия/ Практические занятия 1. Анализ конкретных ситуаций в сфере образования на предмет определения 2 линий противоречий. Изучение данных о степени распространения различных конфликтов в учительской среде.

2. Определение функций и характеристик конкретных конфликтных ситуаций в 2 сфере образования.

3. Контрольная работа №1: Классификация по указанным параметрам 2 конфликтных ситуаций в сфере образования.

4. Практика применения структурной и процессуальной модели описания 2 конфликта в конкретной конфликтной ситуации педагогического взаимодействия.

5. Характеристика стилей конфликтного поведения применительно к конкретной 2 ситуации педагогического общения. Факторы, учитываемые при определении стратегии разрешения конкретного конфликта.

6. Деловая игра «Проведение переговоров». Поведение участников 2 переговорного процесса, стили ведения переговоров. Модели переговоров и принципы взаимодействия.

7. Ролевая игра «Диалог и совместная деятельность» Деятельность педагога 2 по превращению деструктивного конфликта в конструктивный. Приемы и правила взаимодействия: восприятие, диалог, совместная деятельность.

8. Сущность нетерпимости или интолерантности. Толерантность и 2 педагогическое творчество. Способы развития толерантной культуры педагогов. Контрольная работа №2. «Методы урегулирования конфликтов в социально-пед процессе» 9. Особенности профилактики конфликтов в сфере образования. Обсуждение 2 типичных ошибок в практике разрешения конфликтов.

Итого: 18 4. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Главное условие организации самостоятельной работы – поэтапное развитие способности к анализу конфликтных ситуаций, умения управлять собой и принимать грамотные решения в области урегулирования конфликтных ситуаций и взаимоотношений в педагогической деятельности.

5. ТЕМЫ ДЛЯ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ 1. Образовательная среда как фактор конфликтологического анализа учебно воспитательного процесса.

2. Психолого-конфликтологические аспекты анализа взаимоотношений «преподаватель-учащийся».

3. Влияние позитивной «Я-концепции» педагога на конфликтогенность школьного социума.

4. Дидактические формы обучения педагогов в изучении курса конфликтологии в образовательной деятельности.

5. Психологические методы выявления мотивации оппонентов конфликтующих сторон.

6. Психологическая оценка соотношения ресурсов конфликтующих.

7. Обоснование выбора стратегии педагогического взаимодействия в ситуации конфликта.

8. Ассертивная защита своих прав в ситуации педагогического конфликта.

9. Анализ основных причин конфликтов между формальной и неформальной системами отношений.

10. Варианты предупреждения конфликтов в социально-педагогическом процессе.

11. Варианты урегулирования конфликтов в социально- педагогическом процессе.

12. Психология переговорного процесса в урегулировании конфликта.

13. Анализ типичных ошибок в практике разрешения конфликтов в сфере образования.

14. Индивидуально-психологические особенности поведения школьников. Влияние агрессивности старшеклассников на их социальный статус в школьном коллективе.

15. Психологические особенности использования методов психодрамы в преподавании педагогической конфликтологии работникам образования.

16. Психологическая модель стрессоустойчивости педагога.

17. Личностно-индивидуальные детерминанты стрессоустойчивости педагога.

18. Толерантность и педагогическое творчество.

19. Толерантность как цель и средство педагогики.

20. Целенаправленное развитие толерантного поведения субъектов образовательного процесса как фактор снижения конфликтогенности.

21. Основные направления деятельности образовательного учреждения по формированию толерантности учащихся.

22. Конфликтующие реальности в связи с особенностями сознания, совести человека как индивида и личности.

23. Конфликтующие реальности в связи с особенностями познания, ходом развития человека как субъекта.

24. Возможные исходы из конфликтных ситуаций в связи с развитием человека как субъекта деятельности.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М.: 2003.

Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: 2002. – 174 с.

Дмитриевский В.А.Психологическая безопасность в учебных заведениях. – М.: 2002.

Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект):

Учеб пособие. – 2-е изд., испр. – М.: 2006.

Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.

заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 176 с.

Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика.– СПб: 2006.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Авторы-составители: В.А. Змеев, доктор исторических наук;

О.А. Машкина, кандидат педагогических наук ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Мировая практика показала, что на рубеже ХХ–ХХI веков наибольших социально экономических и культурных успехов добились те страны, в которых были четко определены образовательные цели, задачи, а также критерии того качества образования, которое они намерены достичь. В настоящее время система российского образования, как и вся социально-экономическая сфера нашей страны, находится на этапе перехода к более демократическим, диверсифицированным формам развития и нуждается в качественной модернизации.

Модернизация образования должна быть направлена на повышение конкурентоспособности всего российского общества, и в то же время она должна обеспечить каждому россиянину более разнообразные и доступные возможности для индивидуального развития. Нельзя также игнорировать такие факторы, как культурные ожидания населения, сложившиеся моральные и этические нормы нашего многонационального и многоконфессионального общества. Новая стратегия должна исходить из реалий современной жизни, бережно сохранять отечественные образовательные, научные и культурные традиции, умело адаптировать к российским условиям лучшие учебные и педагогические технологии других стран.

В свете новых требований к образовательной политике повышается роль экспертов, способных проанализировать наиболее существенные мировые тенденции, взвешенно, с научных позиций и разных точек зрения, оценить современные и перспективные цели, задачи образования и предоставить аргументированные рекомендации для выработки образовательной стратегии. В 2006 году образование получило статус национального проекта, что свидетельствует об осознании руководством стратегической важности образования для будущего России. Концептуальное оформление образовательной политики, отвечающей интересам развития российского государства, общества и его граждан, приобретает особую актуальность.

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА Целью курса является комплексное междисциплинарное изучение образовательной политики Российской Федерации и наиболее развитых государств мира в широком социально-экономическом, политологическом, правовом и культурном контексте.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

– введение основных научных категорий (понятий), необходимых для многостороннего анализа образовательной политики, характеристика этих понятий, научное осмысление и соотнесение понятий;

– выявление концептуальных и методологических подходов к определению роли, задач и функций современного образования;

– сравнение особенностей, характера, приоритетов образовательной политики в разных странах;

– проведение сравнительного анализа национальной и зарубежной образовательной политики;

– развитие умений анализировать и интерпретировать образовательную политику с точки зрения интересов государства-общества-личности;

– анализ и оценка раскладки политических сил и их интересов в сфере образования;

– проведение сравнительного анализа национальной и зарубежной образовательной политики;

– формирование у магистрантов практических навыков разработки образовательных проектов.

1.2. Место курса в профессиональной подготовке выпускника Содержание программы дисциплины базируется на принципах интеграции и междисциплинарного взаимодействия различных областей знания, раскрывающих сущность и значение формирования государственной политики в области образования.

В лекционном курсе главное место отводится характеристике современного российского образования, его правового финансового, экономического обоснования, кадрового обеспечения, рассмотрению различных концепций и стратегий его развития, а также анализу образовательной политики в странах различного уровня общего развития.

Семинарская часть курса ориентирована на обсуждение конкретных политических документов или решений в области образования, оценку условий и факторов, влияющих на формирование образовательной политики, разработку самостоятельных образовательных проектов и рекомендаций. На семинарах более детально обсуждаются те вопросы, которые на лекциях рассматриваются в концептуальном виде.

Содержание программы дисциплины, ее объем в академических часах и характер обусловливают необходимость оптимизации учебного процесса в плане отбора учебного материала, а также методики его организации. Особое значение отводится самостоятельной работе студентов, которая становится полноценным и обязательным видом учебно-познавательной деятельности студентов. Курс предполагает активное участие магистрантов в семинарских обсуждениях и завершается написанием обзорного реферата, аналитического проекта (индивидуального или коллективного), курсовой работы или защиты (в форме индивидуальной или групповой презентации) проекта.

1.3. Требования к уровню освоения содержания курса Результатом изучения дисциплины «Основы образовательной политика» является формирование у магистрантов комплекса компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности в избранном направлении социальной жизни.

Универсальные компетенции:

Общенаучные компетенции:

– готовность использовать основные законы, концепции, формы и методы осмысления в профессиональной деятельности;

– готовность использовать приемы эмпирического и теоретического познания и изучения явлений и процессов в сфере образования.

Гуманитарные компетенции в виде знаний (когнитивный аспект):

Pages:     | 1 |   ...   | 5 | 6 || 8 | 9 |








© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»