Научный Центр - Dissers WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!
Pages:     | 1 |   ...   | 4 | 5 || 7 | 8 |   ...   | 9 |

«СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТЫ ОБЩЕГО СОДЕРЖАНИЯ Специализированная магистерская программа «Управление образованием»................................ 2 Порядок выполнения ВКР (магистерской диссертации) и ...»

-- [ Страница 6 ] --

Итого вся программа: 286 134 5. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Модуль I. «Русский язык: научный стиль речи» Раздел 1. Язык специальности: структура текстов и средства выражения актуальных смыслов в научной речи (на материале текстов по психологии) Тема 1. Смысловые части научного текста. Структура научного текста.

Вопросный план к тексту. Средства выражения номинации. Речевая тема:

психология как наука Заголовок, введение, основная часть, заключение научного текста. Деление текста на части. Выделение основной информации каждой части. Формулировка вопросов к предложениям, содержащим основную информацию. Различие в структуре предложений с вопросительными словами какой и каков.

Конструкции номинации: определение термина что (1) – это что (1), чем (5) кто (1) называет что (4), чем (5) называют что (4), чем (5) называется что (1);

введение термина что (4) кто (1) называет чем (5), что (1) называется чем (5), что (4) называют чем (5), что (4) принято называть чем (5), что (1) носит название чего (2), что (1) известно под названием чего (2), что (1) получило название чего (2).

Тексты: «Психология как наука»;

«Научное и житейское психологическое знание»;

«Структура научного текста»;

«Связи психологии с другими науками»;

«Характер запоминания информации человеком».

Тема 2. Номинативный план к тексту. Средства выражения квалификации.

Речевая тема: Предмет психологии Трансформация предложения в словосочетание. Конструкции квалификации.

Тексты: «Психические явления и психологические факты»;

«Классификация психических явлений».

Тема 3. Соотношение вопросного и номинативного планов к тексту. Средства выражения характеризации. Речевая тема: Понятие о психике Трансформация пунктов вопросного плана в пункты номинативного плана.

Конструкции характеризации: характеристика предмета через его внутренний (неотъемлемый) признак Тексты: «Понятие о психике»;

«Развитие психики человека».

Тема 4. Тезисный план к тексту. Средства выражения сопоставления. Речевая тема: Сознание Трансформация простого вопросного плана в сложный. Развернутые ответы на главные пункты сложного плана как пункты тезисного плана.

Конструкции сопоставления: констатация факта сопоставления.

Тексты: «Сознание как высший уровень психического развития»;

«Особенности сознательной деятельности человека»;

«Условия возникновения сознания».

Тема 5. Основная и дополнительная информация в научном тексте. Средства выражения классификации. Речевая тема: Мозг и психика Ключевая информация – основная информация текста, примеры, дополнения, доказательства, пояснения, частные выводы по отношению к основной информации – дополнительная информация текста.

Конструкции классификации: выбор основания классификации предметов.

Тексты: «Строение нервной системы», «К тайнам мозга», «Правые» и «левые» – кто они такие?», «Локализация психических функций в мозге».

Тема 6. Иллюстративная информация в научном тексте. Средства выражения соотношения части и целого (партитивности). Речевая тема: Ощущение и восприятие Конструкции партитивности: части как неотъемлемые составляющие целого.

Тексты: «Определение понятия восприятия», «Основные свойства восприятия как познавательного процесса», «Индивидуальное своеобразие восприятия», «Иллюзии восприятия».

Тема 7. Конспект научного текста. Средства выражения бытийности. Речевая тема: Внимание Конструкции бытийности: факт существования предмета в реальном мире.

Тексты: «Понятие внимания», «Основные подходы к проблеме природы внимания», «Основные свойства внимания», «Овладение вниманием».

Раздел 2. Язык специальности: лингвистические средства научного произведения (на материале текстов по общему менеджменту) Тема 1. Лексические средства научного произведения: определения оценочного характера. Речевая тема: Современные концепции менеджмента Определения оценочного характера.

Тексты: «Современные концепции менеджмента», «Влияние глобализации на развитие теории и практики менеджмента».

Тема 2. Лексические средства научного произведения: глаголы, употребляющиеся при реферировании и рецензировании. Речевая тема: Основные понятия менеджмента Перечисление основных вопросов;

передача определений и градаций, классификации конкретных проблем, вопросов: обобщение, подведение итогов;

фиксация аргументации автора первоисточника с использованием иллюстративной информации;

выражение позиции автора.

Тексты: «Определение менеджмента», «Предмет и метод науки менеджмент», «Объекты и виды менеджмента», «Субъекты и уровни менеджмента», «Модели менеджмента США и Японии».

Тема 3. Конструкции для реферативного изложения информации. Речевая тема:

Организация как объект управления Характеристика темы научного произведения.

Тексты: «Понятие организации», «Виды организаций», «Концепция жизненного цикла организации».

Тема 4. Конструкции для реферативного изложения информации (продолжение). Речевая тема: Мотивация деятельности Характеристика структуры и содержания научного произведения.

: Тексты: «Понятие мотивации», «Механизм мотивации», «Теории мотивации», «Современные подходы к мотивации».

Тема 5. Конструкции для реферативного изложения информации (окончание).

Речевая тема: Контроль как функции менеджмента Характеристика выводов научного произведения и его оценка.

Тексты: «Сущность и содержание контроля», «Характеристики эффективного контроля», «Цели и задачи контроля», «Виды управленческого контроля», «Этапы процесса контроля».

Тема 6. Средства организации связного текста. Речевая тема: Коммуникации в управлении организацией Причинно-следственные и условно-следственные отношения между частями информации.

Тексты: «Понятие коммуникаций», «Виды коммуникаций», «Коммуникационный процесс», «Управление орг. коммуникациями».

Тема 7. Средства организации связного текста (окончание). Речевая тема:

Власть и лидерство в управлении организацией Дополнение и уточнение данной информации;

ссылка на предыдущую и последующую информацию.

Тексты: «Понятия власти и авторитета», «Понятие лидерства», «Теории лидерства», «Характеристики эффективного лидерства».

Модуль II. «Организация исследовательской деятельности» Раздел 1. Научный стиль речи: жанры научных текстов и языковые средства выражения логических отношений Тема 1. Научный реферат-описание. Введение объективно основной информации текста-источника Выражение определительных отношений. Обозначение тематики и проблематики реферируемой работы. Указание на основное содержание работы: введение объективно-основной информации текста-источника. Формулировка цели работы.

Конструкции, выражающие определительные отношения.

Тема 2. Научный реферат-описание (продолжение). Введение субъективно важной информации текста-источника. Отношения обусловленности Указание на основное содержание работы: введение субъективно-важной информации текста-источника. Указание на актуальность работы. Указание на научную новизну работы. Указание на исходные теоретические предпосылки.

Конструкции обусловленности: выражение зависимости простым предложением;

выражение зависимости придаточным предложением.

Тема 3. Научный реферат-описание (окончание). Введение второстепенной информации текста-источника. Выражение причинно-следственных отношений Введение второстепенной информации текста-источника. Указание на отношение автора текста-источника к другим точкам зрения. Указание на выводы автора текста источника.

Причинно-следственные отношения: выражение причины действия и его следствия деепричастным оборотом в простом предложении;

выражение причины действия и его следствия придаточными предложениями в сложном предложении;

выражение причины действия и его следствия предложно-падежными сочетаниями в простом предложении;

выражение причины действия и его следствия союзами в сложном предложении.

Тема 4. Научный реферат-резюме. Введение иллюстративной информации.

Выражение условных отношений Указание на автора и заглавие работы. Указание на тему работы. Указание на предмет и объект исследования. Указание на новизну и актуальность основного содержание работы. Указание на практическое применение результатов работы. Указание на ввод иллюстративного материала.

Условные отношения: выражение условия действия в простом предложении предложно-падежным сочетанием, деепричастным оборотом;

выражение условия действия в сложном предложении союзным средством;

выражение ирреального условия при наличии глаголов в сослагательном наклонении в простом предложении предложно падежным сочетанием, деепричастным оборотом, в сложном предложении союзом.

Тема 5. Реферат-обзор. Выражение уступительных отношений Указание на авторов статей и на заглавия статей. Указание на общую тематику и проблематику реферируемых работ. Указание на разницу в подходах к общей проблематике. Выводы автора реферата-обзора.

Уступительные отношения: выражение уступительных отношений, снимающих противоречие между частями информации в простом предложении предложно падежными словосочетаниями, деепричастными оборотами, в сложном предложении уступительными союзами.

Раздел 2. Специфика магистерского диссертационного исследования Тема 6. Диссертационное исследование. Выражение целевых отношений Конструкции, вводящие информацию о предмете, цели, задачах и материале исследования. Обозначение актуальности темы и научной новизны. Целевые отношения:

выражение цели действия в простом предложении предложно-падежным словосочетанием, в сложном предложении союзами.

Тема 7. Диссертационное исследование (продолжение). Выражение отношений сопоставления Обозначение метода исследования, апробации работы. Описание структуры работы.

Отношения сопоставления: выражение тождества, сходства, соответствия сопоставляемых понятий, предметов и явлений;

выражение различия сопоставляемых понятий, предметов, явлений простым предложением и средствами сложного предложения.

Тема 8. Диссертационное исследование (окончание). Выражение модальных отношений Описание основного содержания работы. Формулировка выводов, оценка полученных результатов, практическое приложение результатов. Перспективы работы.

Модальные отношения: выражение средствами простого предложения оценки действия как возможного, как невозможного, как запрещенного, как необходимого, как ненужного, как желательного, как нежелательного;

выражение средствами сложного необходимого, как ненужного, как желательного, как нежелательного.

6. АТТЕСТАЦИЯ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Формой контроля по каждой теме курса является итоговая проверочная работа, в конце первого и третьего семестров слушатели сдают экзамен, в конце второго семестра – зачет в устной и письменной форме.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Основная 1. Бахтина Л.Н., Кузьмич И.П., Лариохина Н.М. Обучение реферированию научного текста.

– М., 1988.

2. Башлакова О.Н., Булгакова Л.Н. и др. Пособие по обучению профессиональной научной речи. – М., 1991.

3. Завьялова О.С., Барышникова Е.Н. Научная речь. Учебное пособие по русскому языку на материале текстов по психологии. – М., 2004.

4. Программа-справочник по русскому языку (научный стиль речи) для иностранных магистрантов-лингвистов, обучающихся на филологическом факультет МГУ им. М.В.

Ломоносова. – М., 1998.

Дополнительная 1. Воронина Д.Д. Обучение аннотированию и реферированию. – М., 1991.

2. Грекова О.К., Кузьминова Е.А. Обсуждаем, пишем диссертацию и автореферат. – М., 2003.

3. Демидова А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль. Оформление научной работы. – М., 1991.

4. Ермоленко И.Н. Пособие по развитию навыков научной речи (для студентов иностранцев филологических факультетов). Сборник упражнений. – М., 1990.

5. Туманова Ю.А., Бойко В.Г. Упражнения и тексты для обучения профессиональной научной речи. Выбор и употребление глагольной лексики при аннотировании, реферировании и рецензировании текстов. – М., 1997.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ ИСТОРИИ Авторы: С.В. Девятова, доктор философских наук;

В.И. Купцов, академик РАО, доктор философских наук, 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Цель курса: формирование представлений о науке и особенностях её развития, воздействии науки на общество и влиянии общества на науку, о роли науки в жизни современного общества и противоречий НТП, перспективах взаимодействия науки и общества.

Задачи курса: дать целостное представление о сущности науки, её многообразных формах, познакомить учащихся с основными этапами развития науки, дать представление о наиболее значимых её результатах, имевших как практическое, так и мировоззренческое значение, раскрыть особенности развития науки, показать позитивные и негативные стороны взаимодействия науки и общества, как для науки, так и для общества, обосновать огромную значимость науки для человечества и его будущего, для настоящего и будущего России.

Результаты обучения на курсе (знания, умения, навыки): знание феномена науки, особенностей научного познания, основных периодов в развитии науки, выдающихся учёных и их главных достижений, особенностей развития науки. Понимание роли науки в истории, её значения для будущего человечества, для России.

Выработка понимания сути научного стиля мышления, осознания его огромной значимости для жизни людей, умения оценивать неадекватные отношения к науке как в прошлом, так и в настоящем.

Освоение характерных черт современного научного мировоззрения.

2. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Вид учебной работы Всего часов 1. Общая трудоёмкость дисциплины 2. Аудиторные занятия 3. Самостоятельная работа с учебной литературой Вид итогового контроля зачет Тематический план изучения курса Аудитор. Самостоят.

Название темы занятия работа Предмет истории и философии науки 2 1.

Древняя Греция 2 2.

Наука как феномен культуры 2 3.

Древний Рим 2 4.

Мусульманское Возрождение 2 5.

Средние века 2 6.

Наука и философия науки XV – XVIII вв. Общая 6 7.

характеристика времени. Развитие науки Наука и философия науки в XIX веке. XIX век в мировой 8 8.

истории. Развитие науки ХХ столетие – век научных революций. Общая 14 9.

характеристика ХХ века. Контуры современной картины мира. Особенности процесса развития науки. Наука и общество.

Итого 44 3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Предмет истории Предмет истории науки. Возникновение истории науки. Развитие наших представлений о мире, методах и средствах его познания и преобразования. Значение изучения истории науки для понимания её сущности, повышения качества образования в стране, создания адекватного отношения в обществе к науке, формирования у человека современного мировоззрения.

Тема 2. Наука как феномен культуры Наука как предмет научного исследования. Наука как специфический род деятельности. Характерные черты любого рода деятельности. Наука как система знаний о мире, как процесс познания, как социальный институт. Классификация наук. Особенности наук о природе, об обществе и человеке. Специфика технических наук.

Цель науки. Характеристика научного знания. Знания научные и ненаучные.

Причинное и телеологическое описание и объяснение реальности. Характеристика научной рациональности. Факты, законы и принципы. Виды научных законов.

Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их взаимосвязь. Виды научных теорий и различные способы их представлений. Функции научных теорий:

описание, объяснение и предсказание. Интерпретация научных теорий.

Методы и средства науки. Их специфика в различных науках. Наблюдение и эксперимент – важнейшие методы эмпирического познания. Сопоставление процедур наблюдения и эксперимента, их границ применения и познавательных возможностей.

Специфика мысленного эксперимента. Математический эксперимент. Моделирование как метод научного познания. Способы обработки эмпирических знаний и виды их представления. Интерпретация результатов эмпирических научных исследований. Роль гипотезы в научном познании. Типология научных открытий. Природа научного открытия. Язык науки. Математика как язык науки. Роль приборов в научном исследовании. Типология приборов. Научные установки и устройства. Объект и предмет науки. Субъект науки. Социальная организация науки. Характеристика результатов научного познания, развития науки. Факторы, влияющие на развитие науки.

Взаимоотношение науки и общества.

Тема 3. Древняя Греция Вклад Древней Греции в историю человечества. Развитие простого товарного производства с использованием денег. Многообразие форм государственного устройства.

Возникновение идеи демократии. Демократический идеал и его воплощение в истории человечества. Особенности развития античного искусства. Спорт как феномен культуры Древней Греции. Почему наука возникла в Древней Греции? Возникновение математики, логики, астрономии, биологии, географии, медицины, истории. Особенности научного познания в Древней Греции.

«Начала» Евклида и их роль в развитии представлений о научности.

Аксиоматический способ построения знания. Его воплощение в геометрии Евклидом.

Истолкование аксиоматического метода Д. Гильбертом.

Пифагорейские идеи о значимости количественных отношений в реальности.

Открытие греками иррациональности. Первый кризис в математике и его преодоление.

Значение для развития науки античных представлений о вечности движения, о пространстве, времени как необходимых формах реальности и их бесконечности, о причинной обусловленности всего в мире и закономерном характере осуществляющихся в нём процессов. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира в Древней Греции.

Идея атомистического устройства мира и её значение для науки и практики. Другие важнейшие достижения древних греков в науке.

Тема 4. Древний Рим Древний Рим в мировой истории. Особенности развития науки в Древнем Риме.

Возникновение юриспруденции. «Кодекс Юстиниана». Развитие истории. Отношение в Древнем Риме к математике и наукам о природе.

Тема 5. Мусульманское Возрождение Феномен мусульманского Возрождения. Возникновение первых университетов.

Какие науки развивались мусульманами? Характерные черты научного познания этого периода. Выдающиеся учёные мусульманского Возрождения и их важнейшие достижения. Влияние науки Востока на Европейскую культуру.

Тема 6. Средние века Особенности социально-экономического и культурного развития Европы средних веков. Особенности развития образования. Алхимия и астрология как феномены культуры. Их возникновение и дальнейшая судьба. Отношение современной науки к алхимии и астрологии. Особенности схоластического стиля мышления. Естествознание в средние века. Особенности исторического мышления в этот период. Р. Бэкон о значении математики и опыта в познании реальности. Теория познания У. Оккама. «Бритва Оккама».

Тема 7. Наука и философия науки в XV – XVIII вв.

Общая характеристика XV – XVIII вв.

Эпоха Возрождения. Характеристика эпохи Возрождения. Развитие светских сфер жизни. Гуманистическая ориентация культуры. Возрождение античных ценностей.

Символ эпохи Возрождения. Великие достижения культуры эпохи Возрождения. Развитие образования. Развитие в Европе городов, ремесленничества, строительства, мореплавания, торговли. Разрушение феодальных отношений. Становление рыночной экономики.

Великие географические открытия. Их социально-экономические и политические последствия. Реанимирование рабства. Реформация. Её воздействие на исторический процесс. Контрреформация и её последствия. Эпоха Просвещения. Её идеология.

Важнейший памятник культуры этой эпохи. Влияние эпохи Просвещения на развитие образования и науки. Первые буржуазные революции. «Декларация независимости» (1776) США. «Декларация прав человека и гражданина» (1789) Франции.

Развитие науки Становление системы математических символов. Истолкование алгебры как науки о решении уравнений. Создание аналитической геометрии, теории вероятностей, дифференциального и интегрального исчислений. Проблема обоснования понятий числа, бесконечно малой величины, вероятности. Истолкование И. Кантом геометрии и арифметики как априорных форм восприятия реальности.

Особенности геоцентрической системы мира Коперника. Модель мироздания Т.

Браге. Коперниканская революция в науке. Развитие идей Коперника Дж. Бруно. Начало развития галактической астрономии.

Появление эксперимента как важнейшего метода познания природы. Становление физики и химии как экспериментальных наук. Роль Г. Галилея в развитии науки.

Формулирование принципа относительности и принципа инерции. Особенности механики Ньютона. Влияние Ньютона на развитие науки. Небесная механика как образец научной теории. Изучение тепловых процессов. Теория «теплорода». Начало изучения электрических и магнитных явлений.

Построение И. Кантом и П. Лапласом теории происхождения Солнечной системы – первое вхождение в науку идей эволюции. Идеи развития в работах по эмбриологии К.

Вольфа. Представление о длительной истории Земли в работах Леонардо да Винчи, Р.

Декарта, Г. Лейбница, Н. Стено, Р. Гука. Концепция лапласовского детерминизма.

Введение Р. Бойлем понятия «химический элемент». Программа аналитической химии. Роль А. Лавуазье в развитии химии. Опровержение теории «флогистона».

Влияние великих географических открытий на развитие географии. Создание первого глобуса в Европе (1492, М. Бехайм, Германия). Фламандский учёный Г. Меркатор – «король картографов». «Всеобщая география» Б. Варениуса – первая попытка трактовки географии как науки о поверхности земного шара, рассматриваемого в целом и по регионам.

Возникновение геологии. Формулирование принципа актуализма. Формулирование принципа напластований для определения геохронологической шкалы (Н. Стено). Оценка возраста Земли.

Развитие экспериментальной биологии. Применение в биологии микроскопа и первые достижения на этом пути. Развитие анатомии и физиологии животных и растений.

Систематика живого К. Линнея – важное теоретическое обобщение в биологии.

Преформистский и эпигенетический подходы в трактовке онтогенеза. Проблема происхождения живого.

Создание экономической науки. Меркантилисты и физиократы. Становление классической политэкономии. А. Смит – родоначальник теории рыночной экономики, либерализма в экономической науке. Работа Мальтуса о народонаселении и отношение к ней в прошлом и настоящем.

Особенности развития исторической науки. Методологические ориентиры исторической науки. Освобождение истории от провиденциализма. Идея закономерности исторического процесса и введение представлений о прогрессе в истории человечества.

Трактовка роли географической среды в развитии народов. Развитие науки о праве.

Правовые идеи Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка. «Категорический императив» И. Канта.

Понимание И. Кантом сущности человека и его прав. Возникновение педагогической науки: Я.А. Каменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо. Французская энциклопедия как символ эпохи Просвещения. Идеи просвещения в трудах Г. Лейбница, И. Канта, Ш. де Монтескье, Вольтера, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбаха.

Тема 8. Наука и философия науки в XIX веке XIX век в мировой истории Промышленная революция и ликвидация крепостного права в Европе.

Интеграционные процессы. Первые экономические кризисы. Борьба стран за независимость. Политические движения и политические партии в XIX веке. Деление мира на развитые и слаборазвитые страны. Эволюция искусства. Мировые стили в истории искусства. Развитие образования в XIX веке.

Развитие науки Возникновение палеонтологии, археологии, этнографии, социологии, психологии, языкознания, антропологии. Появление истории науки как особой отрасли научного познания. Формирование технических наук. Развитие представлений о числе и геометрии в истории математики. Изменение представлений о предмете алгебры. Создание Г.

Кантором теории множеств и проблема обоснования математики. Эволюция представлений о бесконечности. Открытие «на кончике пера» планеты Нептун.

Эмпирическое доказательство вращения Земли вокруг Солнца и её вращения вокруг собственной оси. Установление химического единства мира.

Открытие закона сохранения и превращения энергии. Создание термодинамики.

Проблема «тепловой смерти Вселенной». Обоснование несостоятельности теории теплорода. Создание молекулярно-кинетической теории газов. Формирование представлений о динамических и статистических закономерностях. Проблема соотношения динамических и статистических закономерностей. Введение в науку понятия «поле» и построение теории поля. Феноменологическая трактовка научного знания.

Вхождение в физику идей атомизма. Проблема реальности атомов. Первые шаги по экспериментальному изучению атома.

Становление системы современных обозначений химических соединений и символической записи химических реакций. Введение в химию понятия атома. Развитие теории химического строения вещества. Периодическая система химических элементов Менделеева и её значение для развития химии. Обоснование единства природы органических и неорганических соединений. Изучение химических процессов. Идеи развития в геологии. Критика теории катастроф. Реализация принципа актуализма в геологии. Создание геохронологии. Гипотеза контракции. Появление клеточной теории живого. Возникновение генетики. Теория эволюции Ж. Ламарка. Сущность теории естественного отбора Ч. Дарвина. Объяснение природы целесообразности в мире жизни.

Становление антропологии. Факторы антропосоциогенеза. Значение теории эволюции Дарвина для развития науки.

Особенности развития исторической науки. Написание обобщающих трудов по национальным историям. Оформление в самостоятельные области исторической науки первобытного общества, истории искусств, истории различных наук. Резкое раздвижение временных и пространственных границ исторических исследований. Разработка методов исторической критики. Историзм в науке XIX века. Классическая политэкономия в XIX веке. Экономические идеи утопического социализма. Историческая школа в экономике.

Марксистская теория экономических отношений. Маржиналистская революция в экономической науке. Формирование неоклассического направления. Правовые идеи Г.

Гегеля. Историческая школа в праве. Либерализм. Идеи анархизма. Марксизм о правовых отношениях. Учение Ч. Ломброзо о преступлениях и их истоках. Ф. Ницше о правах и свободах людей. Социал-дарвинизм и право.

Становление психологии как науки. Психология индивидуального сознания и психология народов. Начало применения в психологии экспериментальных методов.

Первые применения тестирования и анкетирования. Метод проб и ошибок. Научное изучение одарённости, памяти, эмоций, гипноза. Зарождение детской психологии.

Изучение психики животных. О. Конт – основоположник социологии. Статика и динамика общества. Эволюционный подход. Возникновение социальной статистики. Социал дарвинизм в социологии. Расово-антропологическое направление. Географическое направление. Марксизм как социологическая теория. Возникновение эмпирической социологии. Превращение языкознания в самостоятельную науку. Формирование сравнительно-исторического направления. Разработка методов сопоставления языков и реконструкции исчезнувших их форм. Достижения сравнительно-исторического языкознания. Истолкование природы языка. Взгляды на образование И.Песталоцци, И.Ф.

Гербарта, А. Дистервега, К.Д. Ушинского.

Тема 9. ХХ столетие – век научных революций Общая характеристика ХХ века ХХ столетие – век невиданных темпов и масштабов развития всех сфер жизни общества, век мощных интеграционных процессов. Огромные масштабы социальных преобразований, борьбы за демократию и социальную справедливость. Быстрое развитие экономики, резкое возрастание валового объёма производства и производительности труда, рост мировой торговли, опережающий рост производства. ХХ столетие – век научно-технического прогресса, век образования. Масштабы деструктивных процессов современности. Глобальные проблемы как выражение острейших противоречий в развитии общества. ХХ столетие в контексте мировой истории.

Особенности развития науки в ХХ столетии. ХХ столетие – век научных революций.

Возникновение кибернетики, информатики, семиотики, политологии, культурологии, экологии. Интегративные процессы в науке. «Большая наука». Влияние науки на жизнь современного общества, на все сферы деятельности людей.

Контуры современной картины мира Проблема обоснования математики и основные направления её решения: логицизм, формализм, интуиционизм. Теоремы Гёделя и их значение для понимания природы математического знания. Возникновение всеволновой астрономии. Теория «Большого взрыва» и формирование глобальной эволюционной картины мира. Влияние на становление современной картины мира частной и общей теорий относительности А.

Эйнштейна, квантовой механики, достижений в физике элементарных частиц, вероятностно-статистического анализа больших систем, изучения открытых систем.

Концепция «дрейфа континентов» А. Вегенера и теория глобальной тектоники литосферных плит. Современные представления об особенностях живого, его происхождении, факторах его эволюции. Структурные уровни реальности. Системное, историческое и синергетическое мышление в ХХ столетии. Структурализм и его проявления в науке. Место неопределённости и случайности в современной картине мира.

Роль Ф. де Соссюра в развитии лингвистики. Концепция истории как науки в школе «Анналов». Истолкование происхождения человека, истории человечества и основных проблем его современного развития. Кейнсианская революция в экономической науке.

Основные тенденции в развитии экономической науки нашего времени. Учение о бессознательном З. Фрейда. Современные представления о человеке, его природных и социальных измерениях, о правах человека и их реализации.

Особенности процесса развития науки Соотношение эмпирического и теоретического в истории науки. Кумуляция и революции в развитии науки. Дифференциация и интеграция наук. Взаимодействие наук как фактор их развития. Редукционизм: возможности и границы. Роль средств науки в её развитии. Математика – язык современной науки. Компьютерные технологии и математизация современной науки. Феномен кризиса в науке и пути его преодоления.

Проблема соизмеримости старого и нового знаний. Изменение картины мира в истории человечества. Принцип соответствия как основа истолкования истории. Изменение форм организации науки и характера её воздействия на общество. Интернализм и экстернализм в истолковании развития науки. Этические проблемы современной науки. Роль философии в развитии науки.

Наука и общество Статус науки в современном обществе. Приоритетные научные программы нашего времени. Воздействие науки на технику, экономику, искусство, религию, здравоохранение, образование, политику в истории человечества. Феномен информационного общества. Влияние нанотехнологий и биотехнологий на жизнь людей.

Противоречия научно-технического прогресса. Наука и глобальные проблемы современности. Сциентизм и антисциентизм в современной культуре. Концепция ноосферы. Противоречивый характер влияния общества на развитие науки.

Наука и власть. Проблема государственного регулирования научных исследований.

Наука и идеология. Феномен секретности в науке. Особенности отношения к науке в фашистской Германии. Наука в СССР. Её место в жизни современной России.

Отображение влияния науки на жизнь общества в концепциях Х. Ортеги-и-Гассета, Э. Фромма, А. Швейцера, К. Ясперса. Концепция открытого общества в работах К.

Поппера и Дж. Сороса. Наука и будущее человечества.

4. ВОПРОСЫ ПО КУРСУ 1. Что такое наука? Классификация наук.

2. Методы и средства науки.

3. Теория и её функции, способы построения теорий.

4. Объект и предмет науки.

5. Субъект науки.

6. Продукт науки.

7. Особенности донаучных знаний о мире?

8. Когда возникли математика, основные науки о природе, человеке и обществе, технические науки?

9. Вклад Древней Греции в развитие науки.

10. «Начала» Евклида и их значения для развития представлений о науке.

11. Мусульманское Возрождение и развитие науки на Востоке.

12. Феномен астрологии и алхимии в мировой истории.

13. Коперниканская революция в науке.

14. Значение Г. Галилея в развитии науки.

15. Роль И. Ньютона в развитии науки.

16. Особенности развития исторической науки.

17. Великие географические открытия и их влияние на развитие человечества.

18. Развитие представлений о числе.

19. Развитие представлений о геометрии.

20. Создание Г. Кантором теории множеств и проблема обоснования математики.

21. Роль А. Смита в развитии экономической науки.

22. Становление идей атомизма в науке.

23. Вхождение в науку идей эволюционизма.

24. Роль Ч. Дарвина в развитии науки.

25. Роль Д.И. Менделеева в развитии химии.

26. Влияние К. Максвелла на развитие представлений о мире.

27. Современное истолкование периодической системы химических элементов.

28. Особенности классической естественнонаучной картины мира.

29. Особенности современной картины мира.

30. Развитие представлений о строении материи и физических полях.

31. Эволюция представлений об элементарных частицах.

32. Роль А. Эйнштейна в становлении современной картины мира.

33. Становление и развитие концепции «Большого взрыва».

34. Основные этапы в эволюции Земли.

35. Роль А. Вегенера в развитии геологии.

36. Развитие жизни на Земле.

37. Современные представления об антропосоциогенезе.

38. Роль Ф. де Соссюра в развитии лингвистики.

39. Соотношение эмпирического и теоретического знаний в развитии науки.

40. Взаимодействие наук как фактор их развития.

41. Роль средств науки в её развитии.

42. Феномен одновременности научных открытий и его истолкование.

43. Редукционизм: его возможности и границы 44. Революции в науке и изменение стиля научного мышления.

45. Принцип соответствия.

46. Изменение роли науки в истории человечества.

47. Позитивные и негативные воздействия общества на развитие науки.

48. Содержание понятия «Большая наука».

49. Технические достижения ХХ века.

50. Какие страны имеют сегодня атомное и водородное оружие?

51. Воздействие науки на различные сферы жизни современного общества.

52. Наука и будущее человечества.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Бернал Дж. Наука в истории общества. – М.,1956.

2. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

3. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. – М., 4. Девятова С.В., Купцов В.И. Путь к истине. – М.: Изд-во «Третье тысячелетие». 2002.

5. Девятова С.В. Современное христианство и наука – М.: Наука, 1994.

6. Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001.

7. Печчеи А. Человеческие качества. – М.,1980.

8. Свиридова И.Е., Сиротенко Н.Г. Малая энциклопедия открытий. – М., 2001.

9. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. – М.,1999.

10. Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. – М., 2003.

11. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Автор-составитель: Е.В. Бережнова, доктор педагогических наук 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Решение сложных проблем, возникающих перед специалистами разных сфер, требует от них творческих, в том числе исследовательских, умений. Известно, что процесс формирования таких умений длительный. Он должен осуществляться систематически на разных ступенях обучения. Магистерская подготовка – один из таких этапов.

Овладев основными элементами исследовательской культуры на предшествующих этапах, студенты расширяют и углубляют круг методологических знаний, совершенствуют исследовательские умения, творчески проявляют себя в решении конкретных профессиональных проблем. Существует в настоящее время сложность, связанная с необходимостью четкого определения требований к организации исследования и представлением его хода и результатов в виде магистерской диссертации.

Разработаны требования к таким видам учебно-исследовательских работ, как курсовые и дипломные. Подспорьем для соискателей ученых степеней кандидатов и докторов наук является большое количество пособий, способствующих повышению качества выполняемых ими диссертаций. Магистерские диссертации находятся в промежуточном положении между дипломными работами и кандидатскими диссертациями.

Мы исходим из того, что требования к исследовательской деятельности при выполнении курсовых, дипломных работ и разных типов диссертаций едины, однако степень реализации некоторых из них в зависимости от этапа обучения может быть различной. Так, магистрант может не выдвигать собственную гипотезу, а использовать гипотезу, сформулированную другими учеными, и проверять ее в ходе своего исследования;

ограничиться констатирующим экспериментом или осуществить только фрагмент опытно-экспериментальной работы.

В список литературы включены книги, раскрывающие специфику разных типов исследований в образовании: прикладных, сравнительных, историко-аналитических.

2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Лекции/ Самост.

Названия тем Всего семинары работа Тема 1. Специфика магистерской диссертации. Отличия от других видов научного исследования. Предмет, цели, задачи и 7 2 материал исследования Актуальность темы.

Тема 2. Методы исследования. Апробация работы. Структура 4 2 работы. Основное содержание работы.

Тема 3. Формулировка выводов, оценка полученных результатов, практическое приложение результатов. 4 2 Перспективы работы.

Тема 4. Правила оформления ВКР и процедура защиты. 2 2 Обобщающее занятие: «круглый стол». 10 4 Всего: 36 12 3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ 1. Научное познание как один из способов духовного освоения мира. Функция науки как сферы человеческой деятельности. Определение понятия «Научное исследование». Формы отображения действительности: стихийно-эмпирическое, художественно-образное, научное. Признаки научности. Учебно-исследовательская работа студентов как часть их профессиональной подготовки. Виды учебно исследовательской деятельности студентов. Характеристика магистерской диссертации.

2. Планирование диссертационного исследования. Способы получения и переработки информации (печатные, электронные) для анализа состояния исследуемой проблемы. Источники научной информации (монографии, журнальные статьи, статьи в научных сборниках, кандидатские и докторские диссертации). Способы фиксации изученного (аннотация, план информационного текста, тезисы, конспект, реферат).

Обоснование актуальности темы исследования и определение его основных методологических характеристик.

3. Процесс исследовательской деятельности. Классификации методов исследования. Определение оптимального комплекса методов. Анализ ключевых понятий по теме исследования. Правила составления содержательного обзора теоретических источников. Требования к формулировке гипотезы и способы ее проверки. Способы и приемы аргументации. Функции обращения к практике на разных этапах исследования.

Обработка и интерпретация научных данных.

Характеристика результатов исследования и способы их фиксации. Апробация результатов исследования.

4. Оформление текста магистерской диссертации. Требования к оформлению титульного листа. Представление текста в соответствии с оглавлением диссертации.

Соблюдение научного стиля изложения. Правила цитирования и оформления списка использованной литературы. Характеристика приложений и соответствие их ссылкам в тексте диссертации. Приемы оформления рисунков, таблиц, диаграмм и т.п. Требования к формулированию выводов диссертационного исследования.

5. Обобщающее занятие. Обсуждение текстов обоснования магистерских диссертаций в соответствии с требованиями, изложенными в книге «Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап. М.: Изд. центр «Академия», 2008.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Основные формы самостоятельной работы в процессе изучения дисциплины:

изучение научной и учебно-методической литературы;

составление словаря специальных терминов;

выполнение рефератов;

разработка аналитических схем, написание эссе или курсовой работы.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. – Изд. 5-е. – М.: Изд. центр «Академия», 2008.

2. Брызгалова С.И. Формирование в вузе готовности учителя к педагогическому исследованию: теория и практика. – Калининград, 2004.

3. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. – М., 2003.

4. Глебов А.А., Сахарчук Е.И. Сущность и технология подготовки магистерской диссертации по педагогике. – Волгоград: Перемена, 2001.

5. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. — М.: 2006.

6. Историко-педагогическое знание в начале третьего тысячелетия: историко педагогический компонент в педагогических исследованиях и педагогическом образовании. Матер. всерос. науч. конф./Ред. сост. Г.Б. Корнетов. – М., 2006.

7. Кон И.С. Междисциплинарные исследования: социология, психология, сексология, антропология. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

8. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап. –М.: 2008.

9. Методология историко-педагогического исследования: хрестоматия./Сост. Н.П. Юдина.

– Хабаровск, 2007.

10. Розин В.М. Философия образования: этюды-исследования. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института;

Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ЭКСПАНСИЯ ЯЗЫКОВ В РЕАЛЬНОМ И ВИРТУАЛЬНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ (СПЕЦКУРС) Автор-составитель: С.И. Харниш, кандидат филологических наук ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель спецкурса – ознакомить студентов магистратуры с достижениями отечественной и зарубежной теории языка и коммуникации в условиях смены технологий связи и информации. Вводятся следующие понятия: языковая экспансия, информационное пространство;

смена технологий, экономика знаний, кодовое переключение в условиях межэтнической и межкультурной коммуникации. Обсуждаются вопросы типологии текстов устной, печатной и виртуальной информации.

Задачи курса – дать основы лингвистического, социологического и прагматического аспектов формирования, сохранения, восприятия и понимания содержания сообщения в традиционных (печатных) и новых средствах информации (СМИ, Интернет).

Акцентируется роль родных и иностранных языков в образовании и профессиональной карьере в условиях многообразия языков и культур информационного пространства.

Рассматриваются принципы и методы количественного и качественного анализа восприятия вербальных и невербальных символов в условиях разноязычной аудитории, экспансии языка как социальной коммуникации.

Данный спецкурс представляет интерес для преподавателей и специалистов в области образования и гуманитарных наук, профессиональная деятельность которых неразрывно связана с поиском, обработкой и передачей (распространением) информации и знаний.

В результате проведения настоящего спецкурса следует предполагать (1) повышение эффективности учебного процесса в связи с внедрением новых технологий обучения, (2) расширение возможностей самостоятельной работы студентов с первоисточниками и учебниками, (3) развитие практических навыков профессиональной деятельности и (4) формирование умений научного и критического анализа содержания информации и коммуникации из различных источников.

Лекции и семинары по тематике спецкурса направлены на развитие навыков общения между студентами магистратуры, для которых русский язык не является родным.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ Лек- Самост.

№ Раздел дисциплины ции работа 1. Вводная лекция: Что такое языковая экспансия? Введение основных 2 понятий 2. Информационное пространство в условиях смены технологий. Концепция 2 информационного общества. Основные признаки общества экономики знаний 3. Экспансия официальных и неофициальных языков ООН в 2 информационном пространстве. Количественные и качественные параметры экспансии языка 4. Типология текстов устной, печатной и виртуальной информации. 2 Информационная грамотность. Программа ЮНЕСКО Информация для всех 5. Языки и символы стендовой (уличной) рекламы. Восприятие вербальной и 2 невербальной информации разноязычной аудиторией 6. Многообразие языков и культур в институтах образования, сферах 4 социально-бытового и профессионального общения. Кодовое переключение 7. Социологический, прагматический и лингвистический аспекты 2 взаимодействия языков и культур в условиях смены технологий 8. Завершающая лекция: Родные и иностранные языки как средства обучения 2 и поиска информации. Актуальные проблемы экспансии информационного пространства Всего 18 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1998.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1999.

3. Конецкая В.П. Социология коммуникации. – М.: ИВП, 2004.

4. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1997.

Дополнительная 1. Материалы Программы ЮНЕСКО «Информация для всех».

2. Публикации Исследовательского комитета «Язык и общество» РОС и МСА.

3. Трескова С.И. Социолингвистические проблемы массовой коммуникации. – М.: Наука, 1989.

4. Foucault, M. (1980). Power/Knowledge: Selected publications. – N.Y.: Pantheon Books.

5. Jacobson, R. (Ed.) (2004). – Code-switching Worldwide. L. Sage Publications.

6. Lash, S. (2002). – Critique of Information. L.: Sage Publications.

7. Masuda Y. (1981).The Information Society as Post-Industrial Society. – Washington D.C.:

8. Toffler A. 1980. Future Shock: The Third Wave. – N.Y.: William Morrow.

Примечание. Данный спецкурс может быть прочитан также как модуль дисциплины «Информатизация образовательного пространства».

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ (ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ) Автор-составитель: В.В. Кузнецова, кандидат экономических наук МОДУЛЬ «МИКРОЭКОНОМИКА» Общая трудоемкость 72 ч.

в т.ч. аудиторная нагрузка 34 ч.

Форма промежуточного контроля 2 контрольные работы в семестр Форма итогового контроля устный зачет В курсе изучаются микроэкономические закономерности рыночной экономики, принципы принятия решений экономическими субъектами. В курсе дается представление о микроэкономическом механизме современного общества в целом. Изучаются основные взаимосвязи между отдельными элементами экономики на микроуровне, основные принципы поведения и взаимодействия экономических субъектов. Внимание концентрируется на основополагающих базовых моделях и концепциях микроэкономики для лучшего усвоения студентами общей логики микроэкономического анализа.

Формы проведения занятий: лекции, семинары. Формы самостоятельной работы:

домашние задания, эссе.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Предмет и метод экономической теории (2 часа). Определение предмета экономической теории. Микро- и макроэкономика как разделы экономической теории.

Позитивная и нормативная экономическая теория. Место экономической теории в системе общественных наук. Метод экономической теории. Индукция и дедукция. Метод «при прочих равных условиях» (метод абстракции). Математические методы. Экономические модели.

Тема 2. Базовые экономические понятия (2 часа). Экономические ресурсы, их классификация. Ограниченность ресурсов и проблема выбора. Человек в экономике и его поведение. Проблем выбора. Кривая производственных возможностей. Альтернативная стоимость благ. Принцип рационального поведения. Экономические системы. Типы экономических систем. Рынок как форма организации экономической деятельности.

Смешанная экономика. Простейшая модель кругооборота доходов, благ и ресурсов и логика вводного курса микроэкономики.

Тема 3. Спрос и предложение (2 часа). Спрос и величина спроса. Закон спроса.

Понятия эффектов доходов и замещения. Кривая спроса. Исключения из закона спроса:

товары Гиффена и престижные блага. Неценовые детерминанты спроса.

Взаимозаменяемые и взаимодополняемые блага. Низшие и нормальные блага.

Индивидуальный и рыночный спрос. Функция спроса. Предложение и величина предложения. Кривая предложения. Неценовые детерминанты предложения. Функция предложения.

Рыночное равновесие. Равновесные цена и количество. Изменения равновесной цены и равновесного количества при изменении спроса и предложения. Административный контроль над ценами и рыночный механизм.

Тема 4. Эластичность спроса и предложения (2 часа). Понятие эластичности.

Ценовая эластичность спроса. Коэффициенты ценовой эластичности. Точечная и дуговая эластичность. Эластичный, неэластичный спрос и единичная эластичность спроса.

Геометрическая интерпретация коэффициентов ценовой эластичности. Эластичность спроса и выручка фирмы. Эластичность выручки по цене. Факторы, воздействующие на ценовую эластичность спроса. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу. Практическая значимость концепции эластичности спроса.

Ценовая эластичность предложения и факторы ее определяющие. Геометрическая интерпретация коэффициента ценовой эластичности предложения.

Тема 5. Теория поведения потребителей и рыночный спрос (4 часа).

Кардиналистская и ординалистская теории потребительского выбора. Аксиомы сравнимости, транзитивности и рефлексивности и следствия из них. Аксиома ненасыщенности и ее следствия. Понятие полезности. Общая, средняя и предельная полезность. Законы Госсена. Особенности ординалистской трактовки полезности.

Ординалистская функция полезности и ранжирование предпочтений. Виды потребительских предпочтений. Нестандартные виды предпочтений. Кривые безразличия и их свойства. Свойства функции полезности. Виды функций полезности. Бюджетное ограничение при доходе в денежной форме. Его изменение при изменении цен товаров и дохода потребителя. Максимизация полезности и оптимум потребителя. Условие внутреннего оптимума потребителя. Его экономический смысл. Экономическая интерпретация множителя Лангранжа.

Кривые «доход – потребление» и кривые Энгеля для нормальных товаров и низших благ, необходимых благ и предметов роскоши. Кривые «цена – потребление» и кривые спроса для обычных товаров и товаров Гиффена. Эффекты замещения и дохода.

Выведение кривых индивидуального спроса. Проблема агрегирования индивидуального спроса. Функция индивидуального и рыночного спроса.

Тема 6. Понятие фирмы. Доходы и расходы фирм (2 часа). Фирма: природа, цели, организационные структуры. Типы деловых фирм: индивидуальные, партнерские, корпоративные. Преимущества и недостатки различных организационных форм предприятий. Цели деятельности фирм: максимизация прибыли или минимизация издержек. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Практическая значимость концепции экономических издержек и экономической прибыли.

Тема 7. Процесс производства и издержки в краткосрочном периоде (4 часа).

Процесс производства и факторы производства. Понятие производительности ресурсов.

Производство в краткосрочном периоде. Постоянные и переменные факторы производства. Закон убывающей предельной производительности. Общий, средний и предельный продукты, взаимосвязь между ними. Издержки в краткосрочном периоде.

Постоянные и переменные издержки. Общие средние и предельные издержки.

Взаимосвязь между предельными и средними издержками. Геометрическая интерпретация. Понятие производственной функции. Виды и свойства производственной функции. Издержки в долгосрочном периоде. Масштаб производства. Типы отдачи от масштаба. Эластичность выпуска по факторам производства, по масштабу.

Тема 8. Модель совершенной конкуренции (2 часа). Совершенная и несовершенная конкуренция. Признаки совершенной конкуренции. Максимизация прибыли и определение оптимального объема выпуска конкурентной фирмы. Предельный доход и предельная прибыль. Предложение фирмы в краткосрочном периоде. Кривая краткосрочного предложения. Краткосрочное равновесие на рынке совершенной конкуренции. Излишек производителя, совокупный излишек. Предложение фирмы в долгосрочном периоде. Долгосрочное равновесие на рынке совершенной конкуренции.

Социально-экономическая эффективность рынка совершенной конкуренции.

Тема 9. Модель чистой монополии (2 часа). Понятие монополии. Признаки и условия чисто монопольного рынка. Барьеры выхода на рынок при монополии. Виды монополий. Показатели монопольной власти. Определение цены и объема продаж монополии. Предельный доход и прибыль монополиста. Предельный доход и эластичность спроса. Ценовая дискриминация. Абсолютная ценовая дискриминация.

Социально-экономические потери от монополизации отрасли. Концепция потерь от мертвого груза. Необходимость и основные принципы антимонопольной политики.

Тема 10. Модель монополистической конкуренции (2 часа). Признаки и условия рынка монополистической конкуренции. Определение цены и объема продаж монополистическим конкурентом в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Особенности неценовой конкуренции. Роль рекламы на рынке монополистической конкуренции. Эффективность монополистической конкуренции как рыночной структуры.

Социально-экономические издержки монополистической конкуренции.

Тема 11. Олигополия (2 часа). Определение, признаки и виды олигополии.

Стратегическое поведение и теория игр. Простейшие модели олигополии: ценовые войны, картельного соглашения, лидерства в ценах, издержки плюс. Модель ломанной кривой спроса. Модель дуополии Курно. Модель Штакельберга.

Тема 12. Рынки факторов производства (2 часа). Спрос на факторы производства.

Предельный продукт фактора производства в денежном выражении. Предельные издержки на фактор производства. Спрос на ресурсы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Факторы спроса на ресурсы и его эластичность.

Оптимальная комбинация факторов производства. Теория предельной производительности и распределение доходов.

Тема 13. Рынок труда (2 часа). Реальная и номинальная заработная плата.

Индивидуальное предложение труда. Эффект дохода и эффект замещения. Спрос, предложение и равновесие на рынке труда в условиях совершенной конкуренции.

Монопсония на рынке труда. Роль профсоюзов на рынке труда. Двусторонняя монополия.

Дифференциация ставок заработной платы. Теория человеческого капитала.

Тема 14. Рынок капитала (2 часа). Денежный и физический капитал. Особенности спроса на инвестиционные ресурсы. Принцип дисконтирования. Реальная и номинальная ставка процента. Текущая и чистая дисконтированная стоимость (PDV и NPV).

Внутренняя норма окупаемости (IRR). Инвестиционные решения фирмы. Оценка эффективности инвестиционного решения. Спрос и предложение капитала.

Тема 15. Рынок земли (2 часа). Понятие и виды ренты. Цена земли. Особенности предложения в краткосрочном и долгосрочном периоде.

Тема 16. Общее равновесие, эффективность и общественное благосостояние ( часа). Существование и стабильность общего равновесия. Типы рыночных взаимодействий. Прямые и обратные связи. Механизм достижения общего рыночного равновесия при симметрично однонаправленном рыночном взаимодействии. Механизм достижения общего рыночного равновесия при симметрично разнонаправленном рыночном взаимодействии. Тенденция к рыночному равновесию при ассиметричном взаимодействии. Существование, стабильность общего равновесия и механизм его достижения при асимметричном рыночном взаимодействии. Общее равновесие и эффективность. Эффективность по Парето. Эффективность в потреблении. Диаграмма Эджуорта. Условия и механизм достижения Парето-эффективности в потреблении (обмене).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гребенников П.И., Леусский Ф.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. – Спб.: 2003.

2. Дорнбуш Р., Фишер С., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Дело ЛТД, 2002.

3. Макконнелл К., Брю С. Экономика. Принципы, проблемы, политика.– М.: 2003.

4. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. – Спб.: Питер, 2003.

5. Мэнкью Н.Г. Принципы микроэкономики. – Спб.: Питер, 2003.

6. Нуреев Р.М. Микроэкономика. – М.: Норма, 2004.

7. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М.: Экономика, 2002.

8. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. – М.: ИНФРА-М, 2000.

9. Хайман Д.М. Современная микроэкономики: анализ и применение.– М.: 1992.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Автор-составитель программы: Е.И. Серединский, кандидат эконом. наук 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА:

Цель учебного курса – сформировать у слушателей целостное представление о финансовом управлении образовательным учреждением.

Задачи учебного курса:

- ознакомление слушателей с ролью и местом финансово-хозяйственной деятельности в работе образовательного учреждения, включая рассмотрение ими организационно-управленческих аспектов;

- осмысление слушателями финансовых процессов, происходящих в экономике образования и оказывающих существенное влияние на жизнедеятельность образовательного учреждения;

- понимание необходимых профессиональных компетенций финансового характера при управлении функционированием и развитием образовательного учреждения;

- формирование навыков бизнес-планирования образовательных проектов с учетом их социальной значимости на основе современных критериев финансово-экономической эффективности.

В рамках специализированной программы «Управление образованием» данная дисциплина включает два модуля, которые могут быть прочитаны как самостоятельные курсы:

- «Финансово-экономические механизмы управления функционированием и развитием образовательного учреждения»;

- «Управление образовательными проектами».

2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ Аудиторные Самосто занятия ВСЕГО ятельная (час.) Наименование разделов и тем (часов) работа В том числе (час.) Лекции Сем.

Модуль I. Финансово-экономические механизмы 36 12 6 управления функционированием и развитием образовательного учреждения Экономические основы управления в сфере образования 12 4 2 Финансово-хозяйственный механизм деятельности 12 4 2 образовательных учреждений Источники финансирования образовательной деятельности 12 4 2 Модуль II. Управление образовательными проектами 36 6 10 Управление образовательными проектами на основе 16 6 - бизнес-планирования Разработка бизнес-плана образовательного проекта. 20 - 10 Практикумы и тренинги ИТОГО: 72 18 16 3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА Учебный план предполагает формирование, приобретение и совершенствование следующих компетенций у магистрантов:

Профессионально-образовательных:

- способность разбираться в финансовых вопросах, в том числе более успешно осваивать общие и специальные дисциплины финансового цикла;

- готовность критически-рефлексивно оценивать содержание учебных курсов с учетом разнообразия мнений и, соответственно, подходов к решению финансовых проблем в области образования;

- способность оценивать происходящие как в экономике конкретного образовательного учреждения, так и в экономике образования в целом финансовые процессы и порождающие их решения.

Профессионально-практических:

- навык решения расчетных финансово-экономических задач и осуществления деловых коммуникаций при работе в образовательной сфере;

- умение работать с финансово-хозяйственным механизмом образовательного учреждения;

- умение решать конкретные финансовые вопросы применительно к образовательной сфере деятельности, прежде всего в рамках процесса бизнес-планирования образовательных проектов.

4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛЕКЦИЙ Тема 1. Экономические основы управления в сфере образования.

Общие вопросы экономики образования. Категория человеческого капитала. Знание как экономическое благо. Понятие образовательной услуги. Некоммерческий характер образовательной деятельности. Экономика образовательного учреждения. Хозяйственный механизм воспроизводства образовательных услуг. Образовательная услуга как товар.

Рынок образовательных услуг. Предпринимательство в образовании. Управление образовательным учреждением и отношения с учредителями. Организационно-правовые основы образовательной деятельности.

Тема 2. Финансово-хозяйственный механизм деятельности образовательных учреждений.Взаимодействие и финансовые отношения субъектов образовательного пространства. Рациональная организация работы и управление финансовыми ресурсами образовательного учреждения. Учетная политика образовательного учреждения.

Организация труда и заработной платы в образовании. Оптимизация затрат образовательного учреждения. Оценка социально-экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения.

Тема 3. Источники финансирования образовательной деятельности.

Многоканальное и многоуровневое финансирование в системе образования. Модели бюджетного финансирования (сметное, нормативное, грантовое). Принцип подушевого финансирования. Внебюджетные средства (специальные, депозитные, суммы по поручениям и др.). Современные финансовые механизмы повышения эффективности привлечения и использования денежных средств в образовании (национальные проекты, образовательные кредиты, именные сертификаты, материнский капитал, эндаумент фонды, бизнес-инкубаторы и др.).

Тема 4. Управление образовательными проектами на основе бизнес планирования. Проектное управление в образовании. Сегментирование рынка и позиционирование образовательных услуг. Функции и структура бизнес-плана образовательного проекта. Производственный, маркетинговый, организационный, инвестиционный и финансовый планы. Оценка проектного риска. Точка безубыточности и порог безопасности. Ценообразование на образовательные услуги. Общий налоговый климат и фискальные преференции в образовании. Оптимальная и целевая структуры капитала. Финансовая оценка социально-экономической и хозяйственной эффективности управления образовательным проектом.

5. ТЕМЫ НАУЧНОГО ЭССЕ 1. Характер эволюции категории человеческого капитала и современные задачи образовательной услуги через призму данного понятия.

2. Позитивные и негативные аспекты ограничения мотива прибыльности в образовательной сфере.

3. Источники экономии финансовых средств и пределы их использования в образовательной системе.

4. Подходы к оценке социально-экономической эффективности финансово хозяйственной деятельности образовательного учреждения.

5. Причины популяризации и перспективы успешной реализации принципа подушевого финансирования.

6. Современные финансовые механизмы, обеспечивающие функционирование образовательных учреждений и отдельных программ.

7. Финансовое управление образовательным учреждением в условиях господства экономики брендов.

8. Подходы к финансовой оценке социально-экономической и хозяйственной эффективности образовательного проекта.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Беляков С.А. Новые лекции по экономике образования. –М.: МАКС Пресс, 2007.

(Управление. Финансы. Образование). http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/316406.html 2. Новый финансово-экономический механизм в области образовательной политики (материалы проекта Национального фонда подготовки кадров):

http://portal.ntf.ru/portal/page/portal/rso/materials/politic/fin_mechanism.

3. Левицкий М., Шевченко Т. Бизнес-план финансово-экономической деятельности образовательного учреждения (сокр. вариант) // PR в образовании, №1-2003. http://pr obr.narod.ru/articles/biznes-plan-1.html 4. Менеджер образования (портал информационной поддержки руководителей образования): http://edu.mcfr-ep.ru/.

5. Пономарева Н.И., Сыромятникова Л.М. Финансово-хозяйственная деятельность руководителя образовательного учреждения. – Волгоград: Учитель, 2006.

Дополнительная 1. Авдулов А.Н., Кулькин А.М. Финансирование науки в развитых странах мира:

Аналитический обзор / Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям. –М.: ИНИОН РАН, 2007. (Методологические проблемы развития науки и техники) 2. Арзякова О.Н., Агарков Г.А. Налогообложение государственных высших учебных заведений: проблемы и перспективы // Финансы и экономика вуза.

http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2006/06/18/0000279846/107-111.pdf 3. Баташов М.В. Определение путей снижения издержек в вузе // Университетское управление: практика и анализ, № 4(32)-2004.

http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2005/06/15/0000213302/27-32.pdf.

4. Беляков С.А. Новые лекции по экономике образования. М.: МАКС Пресс, 2007.

(Управление. Финансы. Образование). http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/316406.html 5. Беляков С.А. Оценка экономического положения образовательных учреждений // Финансы и экономика вуза. http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2005/06/20/0000213641/112 120.pdf 6. Беляков С.А. Финансирование системы образования в России. – М.: МАКС Пресс, 2006.

(Управление. Финансы. Образование) http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/292559.html 7. Вопросы образования (журнал ГУ-ВШЭ): http://vo.hse.ru/.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВУЗА Автор-составитель:Е.С. Сжёнов, кандидат социологических наук 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Дисциплина «Организация хозяйственно-финансовой деятельности вуза» может быть прочитана как отдельный курс (дисциплина по выбору), или как модуль дисциплины «Организация хозяйственно-финансовой деятельности учреждения образования».

Программа курса включает разделы:

Раздел I. Финансово-хозяйственная система вуза Раздел II. Эффективность и экономическое планирование в вузе Раздел III. Тренинг: деловые (ролевые игры) 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА Цель: получение студентами теоретических знаний об основах экономической деятельности в управлении вузом и процессе бизнес-планирования и формирование практических навыков в сфере экономического анализа и планирования, по разработке и экспертизе бизнес-планов для реализации в образовательном учреждении.

Задачи дисциплины:

– сформировать представления о механизме работы финансово-хозяйственного блока в вузе;

– сформировать навыки планирования экономической деятельности в высшем учебном заведении;

- ознакомиться на практике с технологией организации работ по ведению финансово-хозяйственной деятельности вуза, использованием инструментов бизнес планирования и маркетинга;

– рассмотреть основные формы контроля в сфере экономической деятельности.

3. ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Содержание дисциплины представляет собой обобщение практического опыта по организации управления, в т.ч. финансово-хозяйственного планирования в учебном заведении. Учебный материал представлен в двух формах: в виде лекций и практических занятий. Практические занятия направлены на овладение методиками эффективного планирования экономической деятельности в высшем учебном заведении. Содержание семинарских занятий наполнено различными формами контрольно-проверочных работ, в т.ч. разбором конкретных ситуаций с использованием локальных нормативных актов образовательных учреждений.

4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ ВСЕГО Аудиторные занятия Самост.

Наименование разделов и тем (часов) (ак.час.) работа Лекции Семинары Раздел I. Финансово-хозяйственная система вуза 16 8 - Тема 1. Развитие экономических основ управления 4 2 - вузом в условиях свободного рынка.

Тема 2. Государство и финансово-хозяйственное 4 2 - планирование в вузе Тема 3. Бюджет высших учебных заведений и 4 2 - планирование оплаты труда.

Тема 4. Налогообложение в вузах. 4 2 - Раздел II. Эффективность и экономическое 8 4 - планирование в вузе.

Тема 5. Социально-экономическая эффективность 4 2 - высшего и дополнительного образования.

Тема 6. Бизнес и маркетинговое планирование в 4 2 - учебном заведении.

Раздел III.Тренинг: деловые (ролевые) игры 12 - 6 ИТОГО: 36 12 6 5. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ Тема 1. Развитие экономических основ управления вузом в условиях свободного рынка. Вклад высшего образования в социально-экономическое развитие общества.

Повышение роли высшего образования в условиях научно-технического прогресса.

Основные связи высшего образования с народным хозяйством. Высшее образование в условиях функционирования информационного общества, основанного на знаниях.

Действие рыночных экономических законов в системе высшего образования.

Изменяющиеся отношения: высшие учебные заведения, рынок и государство. Основные показатели развития высшей школы в период экономических реформ в России. Система оценок образовательных услуг высшей школы.

Тема 2. Государство и финансово-хозяйственное планирование в высшем учебном заведении. Государственная политика в области управления экономикой высшей школы. Основное содержание концепции развития высшего образования на 2006 2010 гг. Основные направления инноваций высшей школы в методах и технологиях обучения. Формы финансирования высшей школы. Прямое и косвенное финансирование образовательных организаций высшей школы. Сравнительный опыт финансирования высшего образования в разных странах.

Тема 3. Бюджет высших учебных заведений и планирование оплаты труда.

Бюджет высшего учебного заведения. Элементы доходов и расходов в бюджете вузов.

Бюджет подразделений. Формы целевого назначения внебюджетного финансирования институтов высшей школы. Организация оплаты труда работников высшей школы.

Сущность и структура оплаты труда работников высшей школы. Формирование фонда оплаты труда. Социальные льготы работникам высшей школы.

Тема 4. Налогообложение в учебных заведениях высшей школы.

Налогообложение деятельности образовательных и научно-исследовательских институтов высшей школы. Налог на доходы физических лиц и единый социальный налог. Налоговая проверка образовательных учреждений высшей школы.

Тема 5. Социально-экономическая эффективность высшего и дополнительного образования. Теория и практика исследования эффективности высшего и дополнительного образования. Экономическая эффективность высшего и дополнительного профессионального образования в повышении роста ВВП, национального дохода страны. Внешние эффекты (экстерналии) в условиях модернизации системы высшего и дополнительного образования в РФ.

Тема 6. Бизнес и маркетинговое планирование в учебном заведении. Основные правила разработки образовательных бизнес- проектов. Маркетинговое планирование и продвижение продукта на рынке образовательных услуг. Эффективная реализация экономически-выгодных проектов в сфере высшего и дополнительного образования.

6. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИНГОВ Тренинги проводятся по темам первого и второго разделов по выбору преподавателя.

Каждый тренинг состоит из следующих этапов:

подготовительный: ознакомление с целью и задачами тренинга, раздача документов и других материалов, с которыми необходимо предварительно ознакомиться;

основной: информирование о развиваемых навыках и умениях, собственно упражнения и ролевые игры, направленные на обучение и формирование указанных качеств;

заключительный: подведение итогов занятия на совместном обсуждении преподавателем и магистрантами прошедшего занятия 7. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Самостоятельная работа включает:

– подготовку к практическим занятиям по разработке элементов финансово хозяйственной деятельности;

– подготовку к проведению фрагмента учебного занятия с последующим анализом;

– выполнение рефератов по изученным проблемам.

8. ТЕКУЩАЯ И ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ Проверка качества усвоения материала проводится на практических занятиях, где необходимо представить определенный вид общения или фрагмент урока с последующим анализом эффективности (успешности) достижения поставленной профессиональной коммуникативной задачи. Теоретические знания проверяются в процессе написания рефератов и эссе по избранной теме.

Дисциплина завершается зачетом, на котором проверяется: усвоение теоретических положений дисциплины;

усвоение базовых понятий дисциплины;

умение использовать на практике принципы эффективной организации финансово-хозяйственной деятельности учебного заведения.

9. ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ, СЕМИНАРСКИХ ДОКЛАДОВ 1. Рыночные экономические законы в системе высшего образования.

2. Бюджет учебного заведения и его источники.

3. Коммерческая деятельность учебного заведения.

4. Планово-финансовая деятельность учебного заведения.

5. Маркетинговая стратегия учебного заведения.

6. Налогообложение в учебном заведении.

7. Экономическое планирование в реализации программ дополнительного образования.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Васильев Ю.С., Глухов В.В., Федоров М.П. Экономика и организация управления вузом:

Учебник.-2-е изд., / Под редакцией д.э.н. В.В. Глухова. – СПб.: Лань. 2. Макаркин Н.П., Томилин О.Б. Университет и рынок образовательных услуг// Высшее образование сегодня. – 2002. № 10.

3. Менеджмент, Маркетинг и экономика образования: Учеб. пособие/ Под. ред. А.П.

Егоршина. – Н.Новгород: НИМБ. 4. С.Д.Резник. Управление кафедрой: Учебник/ Москва: Инфра-М. 2006.

Дополнительная 1. Владыкина Т. О “доходной” деятельности вуза// Высшее образование в России – 2001, №5.

2. Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности: ("Круглый стол") /// Социологические исследования. – 2003, №5. С.89-100.

3. Постиндустриальный переход в высшем образовании России: на примере анализа развития рынка образовательных услуг Северо-Запада РФ. – СПб.: 2005. – 128 с.

4. Чередниченко Г.А. Российский студент сегодня: учеба плюс работа. – М.: 2002.

Pages:     | 1 |   ...   | 4 | 5 || 7 | 8 |   ...   | 9 |








© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»