Научный Центр - Dissers WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!
Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 || 5 | 6 |   ...   | 9 |

«СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТЫ ОБЩЕГО СОДЕРЖАНИЯ Специализированная магистерская программа «Управление образованием»................................ 2 Порядок выполнения ВКР (магистерской диссертации) и ...»

-- [ Страница 4 ] --

6. 2 Практическое занятие: Элементы теории корреляции Вычисление коэффициента корреляции по данным двух выборок, заключение о наличии линейной связи между случайными величинами. Контрольная работа № «Элементы математической статистики».

7. 2 Практическое занятие: Основные понятия теории графов Нахождение максимального потока и кратчайшего маршрута на графе.

8. 2 Практическое занятие: Модели сетевого планирования и управления. Нахождение критического пути в задаче составления расписания.

9. 2 Практическое занятие: Управление организационными системами. Решение задачи о распределении ресурсов между предприятиями. Контрольная работа № «Применение математических моделей в решении управленческих задач».

Итого: 72 36 4. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Основной характер учебной деятельности в магистратуре – развивающий, поэтому большое внимание уделяется самостоятельной исследовательской деятельности магистрантов. Главное условие организации самостоятельной работы – поэтапное развитие способности к анализу управленческих ситуаций, умения формализовать задачу и осуществить выбор метода для её решения. Особое внимание уделяется формированию правильного истолкования полученных результатов.

5. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ 1. Операции над множествами и их свойства.

2. Элементы комбинаторики: понятия перестановки, размещения и сочетания из n элементов по m элементов.

3. Предмет теории вероятностей. Статистическая вероятность.

4. Случайные события, виды событий: невозможные, достоверные, несовместные и независимые события.

5. Классическое определение вероятности события, свойства вероятности.

6. Алгебра событий, диаграммы Венна для изображения операций над событиями.

7. Противоположные события. Теоремы сложения вероятностей.

8. Условная вероятность. Теоремы умножения вероятностей.

9. Повторные испытания. Формула Бернулли.

10. Дискретная случайная величина и её числовые характеристики.

11. Непрерывные случайные величины: плотность распределения и функция распределения, их свойства и графики.

12. Числовые характеристики непрерывной случайной величины, вероятность попадания в заданный интервал.

13. Нормально распределенная случайная величина и её числовые характеристики.

14. Задачи математической статистики.

15. Точечные оценки параметров распределения и их свойства.

16. Статистическая проверка гипотез. Ошибки первого и второго рода.

17. Схема проверки гипотезы.

18. Понятия теории графов: граф, маршрут, цепь, цикл, дерево решений.

19. Алгоритм отыскания кратчайшего маршрута на графе.

20. Критический путь на графе, решение задачи о составлении расписания.

21. Формализация задачи о распределении ресурсов.

22. Конкурсный механизм, механизм открытого управления и экспертный опрос в задаче распределения ресурсов.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Шикин Е.В., Чхартишвили А.Г. Математические методы и модели в управлении: Учеб.

пособие. – 3-е изд. – М.: Дело, 2004.

2. Ахтямов А.М. Математика для социологов и экономистов:

- Учеб. пособие. – М.: 2006.

Дополнительная 1. Иванов О.В. Статистика /Учебный курс для социологов и менеджеров.– М. 2005.

2. Доверительные интервалы. Проверка гипотез. Методы и их применение. – М. 2005.

3. Палий И.А. Прикладная статистика: Учеб. пособие для вузов.– М.: 2004.

4. Исследование операций в экономике: Учеб. пособие для вузов – М.: ЮНИТИ, 2006. – 5. Шикин Е.В., Шикина Г.Е. Математика: Пути знакомства. Основные понятия. Методы.

Модели. (Гуманитариям о математике). Учебник. – М.: 2001.

6. Ганичева А.В., Козлов В.П. Математика для психологов: Учеб. пособие для студентов вузов/А.В. Ганичева, В.П. Козлов. – М.: Аспект Пресс, 2005.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ (ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ МАГИСТРАНТОВ) Автор-составитель: Л.А. Дунаева, доктор педагогических наук, профессор ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегия развития современного общества на основе знаний и высокоэффективных технологий потребовала внесения значительных корректив в педагогическую теорию и практику, активизировала поиск новых моделей образования, направленных на повышение уровня квалификации и профессионализма задействованных в нем специалистов, на их подготовку к успешной адаптации и самореализации в информационном обществе. Новые реалии обусловливают необходимость формирования у магистрантов, получающих специальность «Управление образованием» направления «Менеджмент», динамичного комплекса знаний, умений и навыков в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в образовательной деятельности.

В соответствии с этой целью в процессе изучения курса учащийся должен овладеть следующими основными понятиями: информационное образовательное пространство;

современные информационные и коммуникационные технологии;

средства информационных и коммуникационных технологий;

образовательные технологии;

информатизация образования;

образовательные электронные издания и ресурсы;

информационно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса и процесса управления учебным заведением (системой учебных заведений).

Необходимо отметить, что предлагаемый курс лекций и практических занятий адресован специфическому контингенту – иностранцам, магистрантам факультета педагогического образования МГУ, поэтому его можно рассматривать как самостоятельный курс или модуль в блоке дисциплин, ориентированных на совершенствование иностранными учащимися знания русского языка. В последние годы в связи с интеграцией и расширением экономических, политических и культурных связей между странами, распространением средств массовой коммуникации и открытого доступа к широкому информационному пространству, развитием межгосударственного образования и миграции рабочей силы значительно повысился статус иностранных языков. Как следствие – возросла общественная потребность в специалистах, владеющих несколькими иностранными языками, имеющих знания на уровне международных стандартов, умеющих осуществлять свою профессиональную деятельность на базе передовых образовательных технологий в разных типах учебных заведений разных стран.

В соответствии с этим содержание предлагаемой программы ориентировано на требования не только к уровню их собственно предметной подготовки в рамках курса «Информационные технологии в образовании», но и к уровню владения русским языком в различных видах речевой деятельности, а также к объему языковых и речевых единиц, обслуживающих изучаемую дисциплину.

Таким образом, в данный теоретический курс внедрен практический компонент, нацеленный на профессионально ориентированное обучение иностранных магистрантов научной русской речи. В процессе практических занятий учащиеся овладевают метаязыком специальности, накапливают специальную терминологию, необходимую для успешной коммуникативной деятельности в учебно-профессиональной сфере общения, достигают уровня коммуникативной компетенции, позволяющего организовать свое речевое и неречевое поведение адекватно задачам научного и профессионального общения в изучаемой предметной области. Особое внимание в учебной деятельности уделяется следующим основным принципам: коммуникативной и когнитивной направленности процесса обучения, его интенсификации, социокультурной ориентации (и, как следствие, аутентичности используемых учебных материалов), сознательности восприятия и запоминания.

Одной из важнейших составных частей научно-исследовательской работы магистранта является информационная деятельность, куда входит составление обзоров информационных источников и библиографий, индексирование, а также реферирование, рецензирование и аннотирование первоисточников. В программе практического компонента предусмотрено знакомство магистрантов с закономерностями информационной деятельности, обучение работе с текстами, несущими научную и профессиональную информацию, составлению научных текстов.

В основу предметного компонента программы положена примерная программа дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» (сост.

И.В. Роберт), подготовленная в соответствии с ГОС высшего профессионального образования.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА Основной целью дисциплины является формирование у иностранных магистрантов комплекса знаний, умений и навыков в области использования в образовательной деятельности русскоязычных средств информационных и коммуникационных технологий.

Основные задачи курса:

подготовить иностранных учащихся к организации всех видов образовательной деятельности в условиях широкого использования информационных и коммуникационных технологий;

ознакомить иностранных учащихся с современными приемами и методами использования информационных и коммуникационных технологий в образовательной деятельности;

обучить иностранных учащихся использованию русскоязычных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности в сфере образования;

выработать умения работать с современными операционными оболочками, с обучающими программами;

познакомить учащихся с основными компонентами электронных образовательных изданий и ресурсов, требованиями к их созданию и использованию для дальнейшей оценки и селекции;

развить творческий потенциал будущего менеджера, необходимый ему для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации в условиях бурного развития и совершенствования средств информационных и коммуникационных технологий.

Данный курс предполагает значительный объем самостоятельной работы учащихся, особенностью которой является поиск и использование необходимой для выполнения заданий лабораторного практикума информации, почерпнутой из ресурсов глобальной компьютерной сети Интернет. В рамках практического курса русского языка для иностранных учащихся, интегрированного в процесс преподавания изучаемого предмета, также достигается ряд взаимосвязанных вспомогательных целей.

Первая цель – коммуникативная, т.е. практическое владение языком в пределах сфер коммуникации, актуальных для иностранных магистрантов в период их обучения в высшем учебном заведении и в дальнейшей профессиональной деятельности. Задача практического овладения языком предполагает необходимый уровень сформированности речевых умений и навыков на базе предметных знаний и обильной речевой практики. При обучении иностранных магистрантов в рамках предлагаемого курса формируются речевые умения и навыки в следующих видах речевой деятельности: говорении, письме, чтении, аудировании.

Вторая цель – профессиональная, т.е. воспитание отношения к изучаемому (русскому) языку как инструменту будущей деятельности в выбранной области;

развитие профессиональных навыков общения.

Третья цель обучения – познавательная. Эта цель предусматривает знакомство учащихся с историей и современным состоянием изучаемой дисциплины во взаимосвязи с другими дисциплинами образовательного цикла;

с изменениями, происходящими в области российского образования, экономики, культуры, науки и техники.

Четвертая цель – прагматическая, поскольку в рамках данного компонента курса иностранные магистранты готовятся к написанию магистерской диссертации.

В соответствии с этими вспомогательными целями предлагаемый курс решает следующие задачи:

подготовить иностранных учащихся к научному и профессиональному общению в устной форме (монологи, диалоги) по изучаемой тематике и по тематике, обусловленной общим направлением научной работы магистрантов;

развить навыки работы с текстом по специальности через обучение различным стратегиям чтения, закономерностям, приемам и способам отбора, переработки и презентации информации;

дать представление о синтаксисе и элементах стилистики научной речи;

научить приемам и способам составления собственных текстов научной и профессиональной направленности;

активизировать пласт научной и профессиональной лексики;

обучить работе со словарными источниками, представленными на разных носителях.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Программа рассчитана на работу с учащимися разных национальностей в первом втором учебных семестрах.

За исходный уровень владения предметом принимается: общее знакомство учащихся с современной образовательной и педагогической проблематикой, наличие общих представлений о функционировании информационных и коммуникационных технологий;

владение элементами компьютерной грамотности на уровне обычного пользователя.

За исходный уровень владения языком принимается «Первый уровень системы государственного сертификационного тестирования по русскому языку как иностранному». Успешное прохождение тестирования по данному уровню свидетельствует о среднем уровне коммуникативной компетенции, который позволяет иностранцу удовлетворять базовые коммуникативные потребности во всех сферах общения, в том числе учебной, научной и профессиональной в соответствии с государственным стандартом.

После прохождения предметного компонента курса учащиеся должны уметь:

вести все виды образовательной деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий;

применять современные приемы и методы использования информационных и коммуникационных технологий в образовательной деятельности;

использовать русскоязычные средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности в сфере образования;

работать с современными операционными оболочками, с обучающими программами;

оценивать электронные образовательные издания и ресурсы с точки зрения требований к их созданию и использованию;

прилагать полученные знания, умения и навыки к дальнейшему самообучению, саморазвитию и самореализации.

После прохождения практического компонент курса, связанного с профессионально ориентированным изучением русского языка, учащиеся должны уметь:

осуществлять участие в научном и профессиональном общении в устной форме по изучаемой тематике и по тематике, обусловленной общим направлением научной работы;

использовать приобретенные навыки работы с текстом по специальности:

применять различные стратегии чтения, приемы и способы отбора, переработки и презентации информации;

пользоваться полученными представлениями о синтаксисе и элементах стилистики научной речи, приемами и способами составления собственных текстов научной и профессиональной направленности;

работать с источниками, представленными на разных носителях.

Для закрепления полученных навыков и повышения качества владения языком специальности этот курс эффективно сочетать с дисциплиной «Русский язык: научный стиль речи» для иностранных магистрантов. Содержание, цели и задачи обеих дисциплин взаимодополняемы, что позволяет объединить их при необходимости в единый учебный модуль.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Вид занятий Всего часов Общая трудоемкость Аудиторные занятия Лекции Практические занятия (семинары) Самостоятельная работа Курсовые работы, рефераты + 4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРОВ Раздел дисциплины Лекции Практ.

работы Дидактические основы создания и использования современных информационных и коммуникационных технологий в образовании 4 Анализ возможностей использования электронных средств 4 образовательного назначения Учебно-материальная база обеспечения процесса информатизации 6 образования Перспективные направления разработки и использования 2 информационных и коммуникационных технологий в образовании Перспективные направления исследований в области информатизации 2 образования Всего 18 4.1. Содержание разделов дисциплины 4.1.1. Предметный компонент 1. Дидактические основы создания и использования современных информационных и коммуникационных технологий в образовании. Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) для образования. Основные понятия. Рабочая классификация образовательных средств ИКТ. Краткая история возникновения и развития. Информационная среда современного образования. Новая система приоритетов.

Программные средства учебного назначения, их типология. Использование программных учебных средств в школе и вузе. Педагогико-эргономические требования к созданию и использованию электронных средств образовательного назначения, в том числе программных средств учебного назначения.

Роль ИКТ в формировании учебных и интеллектуальных компетенций.

Оценка качества программных средств учебного назначения. Автоматизация информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления ОУ.

2. Анализ возможностей использования программных средств в процессе обучения. Анализ педагогической целесообразности использования электронных средств образовательного назначения. Организация образовательной деятельности с использованием программных средств. Творческие развивающие среды. Тренажеры и системы тестирования. Естественно-научные и технологические лаборатории на базе ИКТ. Интегрированные электронные учебники. Анализ зарубежного опыта использования учебных средств на базе ИКТ в учебных целях.

Тенденции методического совершенствования прикладных программных средств, в том числе реализованных в сетях. Интернет в российском образовании:

административный аспект;

учебно-методическая поддержка учебных заведений;

горизонтальные связи в образовательном сообществе;

школьные и университетские сайты.

Интернет-технологии в учебном процессе. Сеть и ее методические возможности.

Инфраструктура образовательного Интернет-пространства. Образовательные ресурсы Интернет. Телекоммуникационные проекты.

3. Учебно-материальная база обеспечения процесса информатизации образования.Состав и структура учебно-материальной базы, обеспечивающей внедрение информационных и коммуникационных технологий в образование. Педагогико эргономические условия эффективного использования средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий в образовательных целях. Система средств обучения на базе информационных технологий. Учебно-методический комплекс на базе средств ИКТ.

Интегрированная информационная среда образовательного учреждения: принципы, задачи и технологии. Варианты концепций информатизации учебного заведения и организации технологической среды. Медиатека учебного заведения. Система управления ОУ.

4. Перспективные направления разработки и использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. Телекоммуникации в образовании.

Методические возможности использования телекоммуникационных сетей. Реализация потенциала распределенного информационного ресурса образовательного назначения.

Координация проектной деятельности при работе в компьютерной сети.

Дистанционное образование. Методы организации работы. Компоненты систем дистанционного образования. Программное и учебно-методическое обеспечение процесса ДО. Электронный сетевой учебник. Модульное построение систем повышения квалификации. Интернет в системе повышения квалификации специалиста.

Перспективы использования систем учебного назначения, реализованных на базе технологии мультимедиа. Обучение применению инструментария технологии мультимедиа в процессе решения педагогических задач. Реализация возможностей систем искусственного интеллекта при разработке обучающих программных систем.

Использование возможностей систем «виртуальная реальность» в образовании.

5. Перспективные направления исследований в области информатизации образования. Методологические и прогностические аспекты развития педагогической науки в связи с внедрением современных ИКТ. Совершенствование образовательных технологий на базе современных средств ИКТ. Развитие научной базы информатизации образования.

Разработка модели интегрированной учебно-методической среды информатизации образования.

Формирование содержания и программно-методического обеспечения процесса самообразования в области использования возможностей современных информационных и коммуникационных технологий.

Совершенствование банков научно-педагогической информации на базе современных информационных и коммуникационных технологий. Информационные и коммуникационные технологии в управлении образованием. Телекоммуникации в системе непрерывного образования.

4.1.2. Практический компонент (профессионально ориентированного изучения русского языка как иностранного) Лексико-грамматический материал Формируемые умения Повторение Основное содержание Основные значения Простое двусоставное Выделить в научном тексте русских падежей и их предложение. Выражение основную информацию употребление субъекта Предложения с краткими и Озаглавить текст Употребление полными прилагательными в настоящего времени при научных текстах Выделить в тексте абзацы реферировании Синонимия страдательных научного текста и действительных конструкций Составить сжатый вариант текста Причастный и деепричастный Значение возвратных оборот Поставить вопросы к звучащему глаголов Грамматико-стилистическое или письменному научному тексту и действительного залога единство вопросно-ответных сформулировать ответы структур. Выбор типа вопроса.

Функционирование в Определение структуры ответа Составить план текста в назывной, речи основных типов Типы сложных предложений вопросительной и тезисной форме словосочетаний Лексические и синтаксические средства выражения Использовать лексико Соответствие изъяснительных, грамматические средства для грамматических форм определительных и передачи информативного вида и времени в обстоятельственных отношений содержания текста при помощи его сложных предложениях Способы выражения описания с включением оценки утверждения/отрицания, Значение приставочных наличия/отсутствия Соединять информации. научного глаголов Способы выражения текста порядком ее расположения Синонимия лексических необходимости/ненужности, и синтаксических возможности/невозможности, Соединять информацию нескольких средств для выражения уверенности/неуверенности, текстов различных отношений сомнения, желательности, побуждения к действию Использовать различные связующие Трансформация предложений с средства для передачи глагольными словосочетаниями в информативного содержания текста предложения с именными словосочетаниями и наоборот Передавать информативное Вводные слова и конструкции при содержание текста в виде реферировании научного текста аннотации, реферата, рецензии Средства организации связного текста Практика работы с текстом по специальности. Подготовка к реферированию, рецензированию и аннотированию текста 1. Определение тематики и проблематики текста. Постановка вопросов, контролирующих понимание содержания текста. Постановка комментированных вопросов, ориентированных на конкретные проблемы текста.

2. Определение части текста, в которой констатируется основной тезис.

Характеристика способов раскрытия основного тезиса текста.

3. Выделение компонентов текста следующего назначения: констатация факта, аргументация факта, полемика, вывод и др.

4. Определение конкретных способов, выражающих в тексте причинно следственную обусловленность фактора, условия протекания действия или процесса, характеристику явлений и другие логико-смысловые отношения.

5. Использование вспомогательного речевого материала для выражения точки зрения автора и собственной точки зрения.

6. Определение основного содержания абзаца. Установление логико-смысловых связей между абзацами.

7. Сжатое изложение основной идеи абзаца (смысловая компрессия).

8. Составление плана к тексту. Пересказ содержания текста по плану.

9. Составление аннотации к тексту. Актуальность конструкций с отглагольными существительными, краткими формами прилагательных и причастий и др. при составлении аннотации.

10. Написание рецензии на статью по специальности. Стилистический отбор лексико-грамматических средств для реферирования. Использование вводных слов и конструкций.

Активизация научной и профессиональной лексики 1. Употребление в устной и письменной речи терминов, связанных с изучаемым курсом.

2. Употребление устойчивых словосочетаний, актуальных для научной речи.

3. Работа над речевым материалом для реферирования.

Обучение работе со словарными источниками, представленными на разных носителях 1. Ознакомление с принципами построения словарей и справочников.

2. Основы работы со словарной и справочной литературой.

2. Составление собственного частотного словаря (по изучаемым в процессе курса аутентичным текстам).

3. Составление собственного мини-словаря терминов.

Практика устной речи по изучаемой в курсе тематике и по тематике, обусловленной направлением научной работы Примерная тематика бесед и дискуссий на основе текстов для чтения и аудирования:

1. Образование в России и в стране/странах, где магистрант проходил предыдущие этапы обучения.

2. Проблемы современной высшей школы. Повышение квалификации. Подготовка научных кадров.

3. Научно-технический прогресс и образование будущего.

4. Интернет, СМИ и наука.

4. Москва как научная столица: Академия Наук, университеты.

5. Московский университет: история создания, перспективы развития. Научные открытия в МГУ;

ученые МГУ – лауреаты премий.

7. История создания гуманитарных факультетов МГУ, перспективы развития.

8. Специальность магистранта и перспективы ее развития.

9. История создания факультета глобальных процессов МГУ. Его структура, задачи, тематика научно-исследовательской работы.

10. Подготовка к научной конференции по специальности и участие в ней.

11. Научно-исследовательская работа над темой магистерской диссертации: сбор материала, работа в библиотеке, структура работы, консультации с научным руководителем.

4.2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 4.2.1. Рекомендуемая литература 4.2.1.1. Предметный компонент 1. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании:

дидактические проблемы;

перспективы использования. –М.: Школа-Пресс, 1994.

2. Роберт И.В., Самойленко П.И. Информационные технологии в науке и образовании. – М.: 1998.

3. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информационные и коммуникационные технологии в современном открытом образовании (электронная версия):

http://www.ido.edu.ru/open/ikt/.

4. Педагогический энциклопедический словарь (электронная версия):

http://www.gramota.ru.

5. Бершадский А.М., Кревский И.Г. Современные технологии в образовании (электронная версия): http://www.bolshe.ru/book/id=3528&page=3.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. –М.: Академия, 2001.

7. Уваров А.Ю. Электронный учебник: теория и практика. –М.: Изд-во УРАО, 1999.

4.2.1.2. Практический компонент, связанный с профессионально ориентированным изучением русского языка как иностранного 1. Казакевич М.А., Клобукова Л.П., Судиловская О.И. Обучение профессиональному общению. – М.: МГУ, 1994.

2. Барыкина А.Н., Добровольская В.В. Практическое пособие по развитию навыков письменной речи. – М., 1983.

3. Бахтина Л.Н., Кузьмич И.П., Лариохина Н.М. Реферирование научного текста. – М., 1999.

4. Лариохина Н.М. Сборник упражнений по синтаксису научной речи. М., 1975.

5. Аникина М.Н., Кутукова Н.В., Ольхова Л.Н. и др. Синтаксис сложноподчиненного предложения / Под ред. М.Н. Аникиной. – М.: Рус. яз., 2003.

6. Демидова А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль. Оформление научной работы. – М., 1991.

7. Русский язык для научных работников-иностранцев. – М.: Наука, 1985.

8. Русский язык для иностранных специалистов-нефилологов. Беседы и дискуссии.

– М.: Наука, 1990.

9. Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании (электронная версия). Учебное пособие для студентов педвузов всех специальностей. – М.: Институт информатизации РАО, 1997.

10. Стемковская Е.П. и др. Синтаксис научной речи. – М., 1982.

4. 2.2. Средства обеспечения дисциплины Лекционные занятия этого курса предполагают компьютерное сопровождение занятий в демонстрационном режиме.

Практические и семинарские занятия предполагают работу слушателей с программно-методическим обеспечением отдельных тем.

4.2.3. Примерный перечень лабораторных работ 1. Изучение современных образовательных программных средств.

2. Изучение возможностей использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе.

3. Определение факторов интенсификации обучения, реализуемых при использовании средств ИКТ.

4. Изучение возможности реализации личностно ориентированного обучения с помощью средств ИКТ.

5. Изучение средств автоматизации информационно-методического обеспечения учебного заведения.

6. Использование коммуникационных технологий в учебных и воспитательных целях.

7. Использование ИКТ в управлении ОУ (учебными заведениями).

8. Изучение возможностей поиска электронных ресурсов образовательного назначения, расположенных в сети Интернет.

9. Оценка качества образовательного средства ИКТ с точки зрения возможностей его использования в действующей системе образования.

10. Разработка образовательного средства ИКТ с использованием одного из популярных инструментов для конструирования средств обучения.

11. Оценка возможностей различных инструментальных программных средств в области разработки средств ИКТ для системы образования.

12. Работа со средствами автоматизации информационно-методического обеспечения и организационного управления образовательным учреждением.

13. Поиск информации образовательного назначения на заданную тему в системе распределенных ресурсов телекоммуникационной сети.

14. Разработка учебно-методических материалов для реализации учебного телекоммуникационного проекта на базе распределенного информационного ресурса с использованием инструментальных средств ИКТ.

15. Разработка теста по заданной теме с использованием инструментальных средств ИКТ.

16. Разработка гипертекстового образовательного средства ИКТ.

17. Описание факторов повышения готовности специалистов в сфере образования к использованию средств ИКТ в профессиональной деятельности.

18. Описание факторов повышения готовности учащихся к использованию средств ИКТ в учебной и внеучебной деятельности.

4.2.3. Перечень примерных вопросов и заданий для самостоятельной работы 1. Использование средств ИКТ на лекциях.

2. Использование средств ИКТ на лабораторных занятиях.

3. Использование средств ИКТ на практических занятиях.

4. Использование ИКТ в самостоятельной работе учащегося.

5. Компьютерное тестирование.

6. Изучение возможности реализации личностно-ориентированного обучения с помощью средств ИКТ.

7. Организационное управление ОУ с помощью средств ИКТ.

8. Поиск педагогической информации в сети Интернет.

9. Составить перечень реализуемых в текущем учебном году учебных телекоммуникационных проектов по заданному направлению.

10. На основе анализа учебно-методических материалов и средств ИКТ, составить характеристику учебных планов зарубежных ОУ.

11. На основе анализа информации, представленной в сети Интернет, дать сравнительную характеристику компьютерным системам тестовых заданий, используемым в системах образования различных регионов и стран.

12. На основе инструментария мультимедиа разработать учебные проекты, реализующие межпредметные связи дисциплин системы образования.

13. Разработать требования к методическим материалам, обеспечивающим личностно ориентированное обучение с использованием средств ИКТ.

14. Определив структуру содержания заданной образовательной области, разработать гипертекстовое представление информации для средства ИКТ.

15. Разработать тематику и примерное содержание электронных писем для организации учебной телеконференции по заданной проблеме.

5. ТЕКУЩАЯ И ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ Итоговая аттестация предполагает проведение зачета в первом семестре и экзамена во втором семестре в письменной форме в виде реферата или в устной вопросно-ответной форме. По окончании курса учащийся представляет реферативную работу по изученной проблематике объемом до 15 страниц.

5.1. Примерная тематика рефератов 1. Влияние процессов информатизации общества на развитие информатизации образования.

2. Цели и направления внедрения средств ИТК в образование.

3. Требования к созданию и использованию образовательных средств ИКТ.

4. Основные положения теории информационно-предметной среды со встроенными элементами технологии обучения.

5. Педагогико-эргономические условия эффективного использования средств информационных и коммуникационных технологий.

6. Учебно-методический комплекс на базе средств ИКТ.

7. Перспективы использования систем учебного назначения, реализованных на базе технологии мультимедиа.

8. Оценка качества программных средств образовательного назначения.

9. Реализация возможностей систем искусственного интеллекта при разработке обучающих программных систем.

10. Реализация возможностей экспертных систем для образования.

11. Зарубежный опыт применения ИКТ в образовании.

12. Положительные и отрицательные аспекты внедрения средств ИКТ в образование.

13. Формирование профессиональной готовности специалистов в сфере образования к использованию средств ИКТ.

14. Гипертекстовые и гипермедиа технологии в создании и применении средств ИКТ.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Автор-составитель: В. А. Шухардина, кандидат педагогических наук 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Сегодня интеллектуализация производительных сил, информатизация всех сфер жизни общества выдвигает на передний план интеллектуальную культуру как одну из базовых целей современного образования. Информатизация формирует значительное разнообразие компьютерно-знаниевых систем и выдвигает проблему Высокого соприкосновения развивающейся информационной самоорганизации блоков знания (искусственного интеллекта) и интеллекта человека (естественного интеллекта).

Включение в систему мышления компьютеров значительно усиливает человеческую способность к мышлению, к мощи собственного мозга присоединяется мощь общечеловеческого интеллекта, сконцентрированного в компьютерных программах. За счет развития телекоммуникационных сетей формируется новое понятие – виртуальная реальность – видеть, слышать, переживать, представлять себя посредством компьютера в глобальных сетях, т.е. появляется новая форма бытия, “рукотворная”, машинно информационное бытие, активно развиваемое современным человечеством.

ИКТ несут огромный дидактический потенциал: модели и системы прикладного назначения, редакторы, издательские системы, среды программирования, логические и обучающие тренажеры, глобальные информационно-поисковые системы, системы управления базами данных, электронные таблицы, мультимедийные программы и др.

Грамотное применение ИКТ в образовательном процессе, максимально эффективное использование их дидактических свойств, способствует выработке особой интеллектуальной культуры личности, создает новые возможности для развития глобального мышления. ИКТ позволяют получить расширение (не замену) умственных, интеллектуальных возможностей человека на основе овладения информацией и превращения ее в знание, изменить стиль мышления, способы общения, оценки окружающих и самооценку;

повышают оперативность, объективность контроля и оценки результатов обучения;

гарантируют непрерывную обратную связь;

способствуют индивидуализации учебной деятельности, дифференциации темпа;

создают позитивную мотивацию;

обладают огромными возможностями для развития продуктивных, творческих функций мышления, роста интеллектуальных способностей.

Введение в образовательную практику нового контура с компьютером позволяет повысить активность обучаемых, обеспечить цикличность в реальном масштабе времени, реализовать индивидуализацию и дифференциацию обучения как ведущих принципов развивающего обучения. Таким образом, с использованием нового средства обучения – компьютера, появились условия для полной реализации схемы процесса познания.

2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА Процесс обучения строится при использовании ИКТ на следующих основных подходах и принципах:

деятельностный подход является основой самостоятельной работы с ИКТ и важным условием развития обучаемого, т.к. вне конкретной активной творческой деятельности человека развитие индивидуальных способностей не происходит;

дифференцированный подход осуществляет поворот от овладения всеми учениками одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала;

включение самостоятельной работы с разнообразными источниками информации в процесс изучения учебных предметов, при формировании творческих способностей обучаемых, позволит им аналитически оценивать возможные противоречивые точки зрения, самостоятельно создавать конкретные и разнообразные, оригинальные продукты творческого труда;

оперативность и объективность контроля и оценки результатов обучения гарантирует непрерывную обратную связь в отношениях "учитель-ученик";

способствует индивидуализации учебной деятельности (дифференциация темпа обучения, трудности учебных заданий и т.п.);

создает позитивную мотивацию;

внедрение новых форм обучения и организационные модели учебного взаимодействия с ИКТ качественно изменяют учебный процесс (групповая или проектно индивидуальная модель;

модель индивидуальной деятельности);

индивидуальная работа при использовании ИКТ и компьютерное тестирование обеспечивает оперативный контроль за результатом деятельности и возможность углубленного изучения;

активное использование метода проектов ("активное учение") и связанных с ним исследовательских, поисковых методов обучения, метода мозговой атаки;

организация в глобальной образовательной сети Internet телекоммуникационных проектов позволяет вывести на первый план идеи, интеллект, совместное творчество, что заставляет совершенно по-иному относиться к формулированию собственных предложений и заключений.

Таким образом, основными направлениями и результатами деятельности в области информатизации образования являются следующие:

обновление учебной среды за счет включения в нее средств новых ИКТ, изменение характера учебно-воспитательной деятельности, построение ее как поисковой, эвристической, появление новых форм обучения;

модульный принцип структурирования содержания обучения и интенсификация процессов интеллектуального развития и саморазвития личности с использованием ИКТ;

развитие метода проектов и связанными с ним исследовательскими методами обучения;

использование средств ИКТ для организации дистанционного обучения;

создание мультимедийных учебных проектов;

основными способами работы учащихся с ИКТ следует считать: модель изучения, модель управления информацией, модель творчества, модель общения, модель просмотра в Internet, модель проектной работы;

развитие компьютеризации образования, позволяющей использовать обучающие и контролирующие программы с целью обеспечения технологии самостоятельного учения учащихся и технологии контроля результатов обучения.

Исходя из выше сказанного, основной целью дисциплины является формирование у обучающихся динамичного комплекса знаний, умений и навыков в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в управлении образовательной деятельностью.

Использование современных компьютерных технологий в образовании обуславливает необходимость расширения введенной системы понятий на основе тезауруса компьютерной области. В соответствии с поставленной целью в процессе изучения курса слушатель должен овладеть следующими основными понятиями:

информационное общество и информационная культура;

защита информации;

информатизация образования;

образовательные технологии;

современные информационные и коммуникационные технологии и их средства;

цифровые образовательные ресурсы;

информационно-методическое обеспечение учебно воспитательного процесса;

информационные системы и модели;

информационное моделирование;

дистанционные образовательные технологии;

компьютер и его аппаратное и программное обеспечение.

Содержание предлагаемой программы ориентировано на требования не только к уровню собственно предметной подготовки учащихся в рамках курса, а в основном на практический его компонент с целью овладеть умением оперативно и грамотно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это означает необходимость выработать практические навыки работы на компьютере, овладеть современными ИКТ, приемами работы с системными и прикладными программными средствами, приобрести навыки работы в системах телекоммуникаций, что сформирует у слушателей достаточный уровень информационной культуры.

Изучению различных программных сред должно быть уделено в курсе достаточно внимания, но это не должно быть основным направлением и целью обучения. Конкретная программная среда рассматривается с позиций приобретения технологических навыков работы с программным инструментарием и использования его при создании информационных продуктов. Таким образом, в процессе реализации (решения) конкретной задачи осуществляется освоение конкретной программной среды, для чего слушателю предлагается необходимый компьютерный инструментарий. Далее необходимо организовать продуктивную деятельность, в основе которой лежат исследования и творчество.

Основные задачи курса:

подготовить слушателей к организации всех видов образовательной деятельности в условиях широкого использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

ознакомить слушателей с современными приемами и методами использования ИКТ в образовательной деятельности;

обучить слушателей применению средств ИКТ в профессиональной деятельности в сфере образования;

выработать умения работать с современными операционными оболочками, с офисными технологиями, с электронными УМК (учебно-методическими комплектами), с интерактивными учебниками;

выработать умения работать с дистанционными образовательными технологиями;

познакомить с основными компонентами электронных образовательных изданий и цифровых образовательных ресурсов, требованиями к их созданию и использованию для дальнейшей оценки и селекции;

развить творческий потенциал будущего преподавателя, необходимый ему для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации в условиях бурного развития и совершенствования средств информационных и коммуникационных технологий.

Данный курс предполагает значительный объем самостоятельной работы слушателей, особенностью которой является выполнение лабораторных работ, практикумов, учебных проектов, поиск и использование необходимой для выполнения заданий информации, почерпнутой из ресурсов глобальной компьютерной сети Интернет.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Программа рассчитана на работу со слушателями в первом-втором учебных семестрах. За исходный уровень владения предметом принимается: общее знакомство слушателей с современной образовательной и педагогической проблематикой, наличие основ информационной культуры, наличие грамотного представления о функционировании информационных и коммуникационных технологий;

владение основами алгоритмизации и программирования, владение основами работы на компьютере Фон-Неймановской архитектуры.

После прохождения курса слушатели должны знать:

дидактические основы использования современных ИКТ в образовании;

функциональное назначение основных устройств современных компьютеров, их возможности и характеристики;

состав системного и прикладного программного обеспечения;

назначение и структуру офисных технологий и средств телекоммуникаций;

основные понятия компьютерного информационного и математического моделирования;

возможности дистанционного образования;

перспективные направления использования ИКТ в образовании;

После прохождения курса слушателя должны уметь:

применять современные приемы и методы использования ИКТ в образовательной деятельности;

использовать цифровые образовательные ресурсы Интернета в профессиональной деятельности в сфере образования;

работать с современными операционными оболочками, с различным программным инструментарием, с обучающими программами;

участвовать в профессиональном общении, используя дистанционные технологии;

использовать приобретенные навыки работы с ИКТ по специальности;

исследовать информационные модели из разных предметных областей с использованием систем программирования и электронных таблиц;

решать достаточно широкий круг прикладных задач с применением компьютерного моделирования;

прилагать полученные знания, умения и навыки к дальнейшему самообучению, саморазвитию и самореализации;

использовать современное мультимедийное программное обеспечение и Web технологии для создания учебно-методического материала в виде презентаций и сайтов.

4. СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Лекционные занятия этого курса предполагают компьютерное сопровождение занятий в демонстрационном режиме или в индивидуальном режиме за каждым компьютером.

Практические и семинарские занятия предполагают работу слушателей с программно-методическим обеспечением всех тем курса, выполнение лабораторных работ, практикумов и учебных проектов.

Занятия проводятся в компьютерном классе и предполагают следующие формы урока:

индивидуальные или фронтальные лекции, используя индивидуальные компьютеры или экран проектора;

семинары-практикумы по отдельным темам курса;

подготовка и создание учебно-методического материала в виде рефератов, презентаций и сайтов (учебные проекты).

компьютерное моделирование с реализацией алгоритмов в среде программирования или в электронных таблицах (учебные проекты).

5. ТЕКУЩАЯ И ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ В начале первого семестра проверяется исходный уровень подготовки слушателей в виде входного тестирования. В первом семестре зачет проводится в форме защиты учебного проекта - презентации (мультимедийной) учебно-методического содержания, выполненной в приложении PowerPoint.

По окончанию первого семестра слушатель представляет:

мини-реферат учебно-методического содержания по выбранной теме, выполненный в текстовом редакторе Word на 2-4-х страницах;

программу обработки статистической информации в электронных таблицах Excel.

Во втором семестре проводится экзамен в форме компьютерного тестирования.

Итоговая оценка обучения представляет собой результат экзаменационного тестирования с учетом выполненных учебных проектов второго семестра. По окончанию курса слушатель представляет:

проект «Модель», выполненный в системе программирования или в электронных таблицах;

для специальностей, в которых в учебном процессе предусмотрена разработка и применение компьютерных моделей для обработки данных, достаточно представить описание программной среды (модели), исходные данные решаемой задачи, алгоритм обработки данных, описать полученные результаты моделирования.

лабораторную работу «Базы данных и СУБД»;

проект «Web-конструирование» учебно-методического содержания, выполненный в технологии HTML конструирования.

6. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ:

аудиторная нагрузка – 48 часов, из них:

лекций – 20 часов;

практических занятий – 28 часов;

самостоятельная работа – 52 часа;

общая трудоемкость курса – 100 часов.

Распределение часов курса по темам и видам работ Вид занятий Общая трудоемкость Входное компьютерное тестирование Итоговое компьютерное тестирование Лекции:

- аудиторные занятия;

- электронные файлы в локальной сети компьютерного класса или дистанционное обеспечение. Семинары-практикумы на ПК в компьютерном классе. Самостоятельная работа.

Лабораторная работа: «Базы данных и СУБД» Учебные проекты по следующим темам:

1. Текстовые и графические редакторы. 2. Электронные таблицы 3. Компьютерные презентации. 4. Разработка и исследование математических моделей. 5. Основы языка разметки гипертекста HTML Общая трудоемкость (по ГОС ВПО) семестры 1 Образовательные модули семестр семестр М1. Информатизация общества. 4 ИКТ в образовании. Дидактические основы создания и использования современных информационных и коммуникационных технологий в образовании.

Новые информационные технологии (ИТ) в образовании.

Дистанционные технологии. Защита информации.

М2. Компьютер – как устройство для автоматической обработки информации. Представление информации в компьютере и основы работы с ПК.

Структура программного обеспечения.

М3. Информационные технологии.

Текстовые и графические редакторы. Электронные таблицы. Компьютерные презентации М4. Системный подход в моделировании. Базы данных. М5. Информационные системы и модели. Формализация и моделирование М6. Коммуникационные технологии. Web конструирование Входное и итоговое тестирование 4 Всего часов по семестрам 52 Всего часов за год Учебно-тематический план курса Лекции Самост.

Всего Прак Програм.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ (электр. работа часов тикум обесп.

файлы) (проект) I семестр Информатизации общества. 4 4 Дидактические основы создания и использования современных информационных и коммуникационных технологий в образовании.

Правовая охрана информации. Защита информации.

- OS Компьютер – как устройство для 8 4 Windows автоматической обработки информации.

Основные устройства и принцип работы XP персонального компьютера (ПК).

Представление информации и основы работы с ПК.

Структура программного обеспечения.

Краткий обзор современных ОС (операционных систем) и ППО. Знакомство с интерфейсом ОС.

Microsoft Windows. Понятие файловой системы. Работа с файлами и папками. Работа с окнами.

Основы работы с архивами (на примере WinRAR).

MS Word Информационные технологии. Текстовые 84 - 4 Paint, редакторы (Word).

Кодирование текстовой информации. PhotoShop Подготовка документов средствами MS Word Форматы текстовых файлов.

Создание учебно-методических материалов в Word.

Системы оптического распознавания документов.

Информационные технологии.

Графические редакторы (Paint, PhotoShop).

Кодирование графической информации.

Растровая и векторная графика. Работа с графикой.

Приемы и методы подготовки растровых изображений. Векторный редактор.

MS Информационные технологии. 12 - - PowerPoint.

Компьютерные презентации (PowerPoint).

Подготовка презентационных материалов.

Введение в MS PowerPoint. Создание мультимедийных презентаций. Дизайн презентаций. Интерактивные презентации.

MS Excel Информационные технологии. 12 - 4 Электронные таблицы (Excel).

Структура ЭТ, типы и форматы данных.

Автозаполнение. Относительные и абсолютные ссылки. Встроенные функции.

Построение диаграмм и графиков. Работа с листами и книгами Excel. Использование диаграмм и объектов.

Входное компьютерное тестирование 4 - Всего за I семестр 52 8 16 Лекции Самостоят. Програм.

Всего Практи ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ (электр. работа. обеспече часов кумы файлы) (проект) ние II семестр Информационные системы и модели. 88 4 MS Excel Моделирование как метод познания.

Формализация и моделирование. Системы Материальные и информационные модели. программи Информационное моделирование. рования Математические модели.

Системный подход в моделировании.

Системология. Базы данных. Система MS Access управления базами данных СУБД Access.

Технология хранения, поиска и сортировки.

Новые информационные технологии (ИТ) в 4 4 образовании.

Взаимодействие педагогических и информационных технологий.

Психолого-педагогические особенности ИТ.

Педагогический мониторинг с применением ИТ.

Дистанционные образовательные технологии.

-интерактивность, открытость, модульность, индивидуальная образовательная траектория.

CD-диски Технология компьютеризации процесса 4 урока -.дидактические, методические и Злектронн психологические требования к электронным ые УМК УМК;

-структура и дидактические особенности мультимедиа курсов;

-структура, форма и содержание интерактивных учебников.

Internet Коммуникативные технологии. 16 4 Локальные и глобальные компьютерные сети. Explorer Передача информации. Основы работы в Интернет Internet Explorer - программа, обеспечивающая доступ к Интернет ресурсам.· Интернет-ресурсы образовательного назначения Сервисы сети Интернет:

http-протокол. Всемирная паутина www.

FTP-сервис, телеконференции, аудиконференции, видеоконференции.

Электронная почта Поисковые системы Интернет.

Создание Web-сайтов Основы языка разметки гипертекста HTML Разработка Web-представлений (MS FrontPage).

Тестовые Компьютерное тестирование 8 4 -основные понятия компьютерного компьютер тестирования. ные -разработка тестовых заданий. Оценка программы качества обучения;

-примеры интерактивных оболочек для тестирования, оценка качества обучения.

Всего за II семестр 48 12 12 Всего: 100 20 28 7. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 7.1. Предметный компонент Тема 1. Дидактические основы создания и использования современных информационных и коммуникационных технологий в образовании Информационная среда современного образования. Новая система приоритетов.

Новая грамотность. Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) для образования. Основные понятия. Оценка качества программных средств учебного назначения.

Роль информационных и коммуникационных технологий в формировании общеучебных и общеинтеллектуальных компетенций.

Анализ возможностей использования программного обеспечения в процессе обучения. Анализ педагогической целесообразности использования электронных средств образовательного назначения. Организация образовательной деятельности с использованием ИКТ. Творческие развивающие среды. Тренажеры и системы тестирования. Интерактивные электронные учебники.Интернет технологии в учебном процессе. Сеть и ее методические возможности. Инфраструктура образовательного Интернет-пространства. Образовательные ресурсы Интернет.

Тема 2. Учебно-материальная база обеспечения процесса информатизации образования Состав и структура учебно-материальной базы, обеспечивающей внедрение ИКТ в образование. Педагогико-эргономические условия эффективного использования средств ИКТ в образовательных целях. Система средств обучения на базе информационных технологий.

Учебно-методический комплекс на базе средств ИКТ.

Тема 3. Перспективные направления разработки и использования информационных и коммуникационных технологий в образовании Методические возможности использования телекоммуникационных сетей.

Реализация потенциала распределенного информационного ресурса образовательного назначения. Дистанционное образование (ДО). Методы организации работы.

Программное и учебно-методическое обеспечение процесса ДО. Обучение применению инструментария технологии мультимедиа в процессе решения педагогических задач.

Использование возможностей систем «виртуальная реальность» в образовании (CD/DVD диски). Методологические и прогностические аспекты развития педагогической науки в связи с внедрением современных информационных и коммуникационных технологий.

Телекоммуникации в системе непрерывного образования.

7.2. Практический компонент Тема 1. Взаимодействие устройств компьютера Структурная схема компьютера. Системный блок и системная плата. Системная шина. Порты. Представление об открытой архитектуре компьютера. Внешние носители.

Слушатели должны знать:

функциональную схему компьютера;

принцип открытой архитектуры компьютера;

внешние носители.

Тема 2. Программное обеспечение компьютера Системные программы. Операционные системы. Назначение операционной системы Windows. Представление о файле. Параметры файла и действия над файлом. Параметры папки и действия над папкой. Работа с папками и файлами с помощью Основного меню и Панели инструментов.

Программа Проводник. Графический интерфейс и его объекты. Настройка параметров Рабочего стола.

Приложение и документ. Запуск приложений (программ). Работа в среде Windows как в многозадачной среде. Организация обмена данными. Технология и способы обмена данными. Антивирусная защита дисков. Создание архивных файлов.

Слушатели должны знать:

понятия файла и папки, основные действия с файлами и папками;

назначение и структуру графического интерфейса;

представление о приложении, документе, задаче;

назначение Рабочего стола, Панели задач, Панели управления;

назначение антивирусных программ;

назначение архивации файлов и папок.

Слушатели должны уметь:

просматривать информацию о параметрах папки и файла;

работать в программе Проводник;

выполнять стандартные действия с окнами;

изменять параметры Рабочего стола: фон, рисунок, цвет, заставку;

запускать приложения или документы и переключаться между задачами;

работать в стандартных средах: Калькулятор;

Блокнот;

Paint;

создавать составной документ, используя различные технологии обмена данными;

производить архивацию и разархивацию файлов и папок.

Тема 3. Текстовый и графический редакторы Объекты текстового документа и их параметры. Способы выделения объектов текстового документа. Создание и редактирование документа в среде текстового процессора. Форматирование текста. Оформление текста в виде таблицы и печать документа. Использование в текстовом документе графических объектов.

Слушатели должны знать:

основные объекты текстовых документов и их параметры;

технологию создания и редактирования текстового документа;

технологию копирования, перемещения и удаления фрагментов текста.

технологию форматирования текста.

Слушатели должны уметь:

создавать и редактировать текстовый документ;

владеть операциями форматирования текста;

создавать текст в форме таблицы;

подготавливать к печати текст;

создавать в тексте графические объекты.

Назначение графических редакторов. Растровая и векторная графика. Объекты растрового редактора. Инструменты графического редактора. Создание и редактирование рисунка в среде графического редактора.

Слушатели должны знать:

особенности растровой и векторной графики;

технологию создания и редактирования графических объектов;

Слушатели должны уметь:

создавать и редактировать любой графический объект;

осуществлять действия, как с фрагментом, так и с рисунком в целом.

Тема 4. Электронные таблицы Назначение табличного процессора. Объекты документа табличного процессора.

Данные электронной таблицы. Типовые действия над объектами электронной таблицы.

Правила записи формул и функций. Копирование формул. Использование функций и логических формул. Представление данных в виде диаграмм.

Слушатели должны знать:

назначение табличного процессора, его команд и режимов;

типы данных электронной таблицы;

понятия ссылки, относительной и абсолютной ссылки;

правила записи, использования и копирования формулы, функции;

технологию создания и редактирования диаграмм.

Слушатели должны уметь:

создавать структуру электронной таблицы и заполнять ее данными;

редактировать любой фрагмент электронной таблицы;

записывать формулы и использовать в них логические функции;

использовать шрифтовое оформление и др. операции форматирования;

создавать и редактировать диаграмму.

Тема 5. Система управления базой данных Назначение системы управления базой данных (СУБД). Объекты базы данных.

Инструменты системы управления базой данных для работы с записями, полями.

Создание структуры базы данных и заполнение ее данными. Создание формы базы данных. Работа с записями базы данных.

Слушатели должны знать:

понятие базы данных и ее основных элементов;

структуру интерфейса СУБД;

технологию создания и редактирования базы данных;

технологию поиска и замены данных, сортировки, фильтрации;

назначение и технологию создания формы;

назначение отчета и технологию его создания.

Слушатели должны уметь:

создавать и редактировать структуру базы данных;

просматривать базу данных в режиме списка и формы;

сортировать данные;

создавать фильтры и осуществлять выборку данных;

Тема 6. Компьютерные презентации Объекты PowerPoint. Создание фона, создание текста, вставка рисунков. Настройка анимации текста и рисунков. Запуск и наладка презентации. Добавление эффектов мультимедиа. Переход слайдов. Сортировщик слайдов. Управляющие кнопки.

Слушатели должны уметь:

создавать и редактировать слайды;

осуществлять анимацию текста и рисунков;

создавать презентацию с включением мультимедийных эффектов.

Тема 7. Формализация и моделирование Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели.

Основные типы компьютерных информационных моделей. Математические модели.

Слушатели должны уметь:

создавать простейшие компьютерные модели;

проводить исследование моделей для разных предметных областей.

Тема 8. Коммуникации в глобальной сети Интернет Возможности Интернет. Каналы связи для обмена информацией между компьютерами. Роль протоколов при обмене информацией в сетях. Браузер Internet Explorer. Поиск информации в сети Интернет. Язык разметки гипертекста HTML. Web страница и Web-сайт. Мир электронной почты.

Слушатели должны знать:

назначение и роль Интернет в развитии общества;

назначение программы-браузера и ее управляющих элементов;

понятие домена и правило образования адреса в Интернет;

технологию поиска информации в Интернет.

назначение языка HTML;

технологию оформления Web-документов.

представление об электронной почте и электронных письмах.

Слушатели должны уметь:

работать в браузере;

искать информацию по известным адресам с помощью поисковых систем;

создавать Web-документ;

пользоваться электронной почтой.

8. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ И ПРОЕКТОВ 1. Компьютерное тестирование.

2. Компьютеризация процесса урока.

3. Изучение возможности реализации личностно ориентированного обучения с помощью средств ИКТ (УМК, электронные учебники).

4. На основе инструментария мультимедиа разработать учебные проекты с использованием учебно-методического материала по специальности.

5. Поиск информации образовательного назначения на заданную тему в системе распределенных ресурсов телекоммуникационной сети.

6. Взаимодействие педагогических и информационных технологий.

7. Педагогический мониторинг.

8. Технология дистанционного образования.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Гейн А.Г. Задачник-практикум по информатике и информац. технологиям. – М:, 2003.

2. Дуванов А.А. Web-конструирование. Элективный курс. БХВ – Петербург.

3. Задачник-практикум в 2 т. / Под редакцией И.Г. Семакина, и др. – М.:2004.

4. Мюррей Кэтрин. Новые возможности системы Microsoft Office 2007/– М.:, 2007.

5. Угринович Н.Д.. Исследование информационных моделей.Уч. пособие.– М: 2004.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ ШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ (ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ) Автор-составитель: В.Ю. Саморуков, преподаватель ср. школы № 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ Основной целью является формирование у магистрантов комплекса практически ориентированных знаний, умений и навыков в области применения в образовательной деятельности информационных и коммуникационных технологий.

Задачи:

подготовить учащихся к организации всех видов административной деятельности в условиях широкого использования информационных и коммуникационных технологий;

ознакомить учащихся с современными приемами и методами использования информационных и коммуникационных технологий в образовательной деятельности;

обучить иностранных учащихся использованию русскоязычных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности в сфере образования;

выработать умения работать с современными офисными приложениями;

развить творческий потенциал будущего менеджера, необходимый ему для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации в условиях бурного развития и совершенствования средств информационных и коммуникационных технологий.

Данный курс предполагает значительный объем самостоятельной работы учащихся, особенностью которой является поиск и использование необходимой для выполнения заданий лабораторного практикума информации, почерпнутой из ресурсов глобальной компьютерной сети Интернет.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПРИОБРЕТАЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ После прохождения практики учащиеся должны быть способны:

форматировать текстовые документы с помощью текстового редактора;

производить расчёты с помощью электронных таблиц;

представлять данные в наглядной форме с помощью графиков, таблиц;

создавать базы данных и делать запросы к ним;

использовать программы для школьного документооборота;

прилагать полученные знания, умения и навыки к дальнейшему самообучению, саморазвитию и самореализации.

3. ОБЪЕМ И ВИДЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Практика проводится в соответствии с учебным планом магистерской программы в учебных заведениях разного типа (общеобразовательных средних школах, вечерних школах, лицеях, гимназиях, техникумах и вузах) г. Москвы. Продолжительность практики 7 недель.

Виды занятий Всего часов Общая трудоемкость 7 недель Практические занятия под руководством преподавателя 16 часов Лабораторные работы \ практикумы 8 часов Презентация лабораторной работы (проведение занятий 2 ч. на каждого практикантами) практиканта Самостоятельная работа учащихся 7 недель Виды работ Лабораторные № работы Оформление документации в программе MS WORD 1. 3 2. Составление отчётов в программе MS EXEL 3 Устройство реляционных баз данных и их проектирование. 4 3. Создание базы данных в программе MS ACCESS. Подготовка отчётов с помощью программы MS ACCESS Использование программы для составления учебного 3 4.

расписания Использование программ «Директор» и «Завуч» в 3 управлении школьным документооборотом. Использование 5.

программы «Школьный офис» для ведения школьной документации.

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ 4.1. Предметный компонент 1. Оформление документации в программе MS WORD Понятие о текстовых процессорах и настольных издательских системах. Создание компьютерных публикаций.

Использование готовых шаблонов и создание собственных шаблонов документов.

Использование систем проверки орфографии и грамматики. Тезаурусы. Форматирование текстов. Использование маркированных и нумерованных списков. Использование иллюстраций, таблиц и диаграмм в документе.

2. Составление отчётов в программе MS EXEL Использование электронных таблиц для выполнения различных расчётов.

Составление графических иллюстраций обработанных данных. Использование функций при вычислениях. Примеры задач бухгалтерского учёта, планирования и учёта средств.

3. Устройство реляционных баз данных и их проектирование. Создание базы данных в программе MS ACCESS. Подготовка отчётов с помощью программы MS ACCESS Представление о системах управления базами данных, поисковых системах в компьютерных сетях, библиотечных информационных системах. Компьютерные архивы информации. Примеры баз данных: юридические, налоговые, кадровые, социальные.

Проектирование и составление баз данных. Понятие о нормализованных базах данных. Первичный ключ. Использование инструментов поисковых систем для работы с базами данных. Формирование запросов к базам данных. Составление отчётов на основе информации из баз данных.

4. Использование программы для составления учебного расписания Обзор программных средств для составления учебного расписания в средних и высших учебных заведениях. Функциональные возможности программ составления расписания. Особенности отдельных программных продуктов. Пример составления расписания в программе «Ректор».

5. Использование программ «Директор» и «Завуч» в управлении школьным документооборотом. Использование программы «Школьный офис» для ведения школьной документации Обзор программных средств для ведения школьного документооборота.

Определение основных функциональных требований. Примеры заполнения и использования баз данных школьной документации в программных комплексах «Школьный офис», «Директор» и «Завуч» 4. 2. Средства обеспечения практики Аудиторные занятия этого курса предполагают компьютерное сопровождение занятий в демонстрационном режиме. Практические занятия предполагают работу слушателей с программно-методическим обеспечением отдельных тем.

Факультет (или учебное заведение, где проходит практика) обеспечивает учащихся:

- визуальными и аудиовизуальными средствами наглядности;

- компьютерным классом.

4.3. Примерный перечень лабораторных работ 1. Составление текстового документа с использованием необходимых для этого элементов форматирования.

2. Составление отчёта в электронных таблицах с использованием графических иллюстраций произведённых расчётов.

3. Создание учебной базы данных.

4. Составление учебного расписания.

4.4. Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы 1. Дополнительные средства форматирования текста.

2. Обзор функций в программном пакете MS Excel.

3. Виды баз данных.

4. Виды нормализации баз данных.

5. Альтернативные способы составления запросов к базам данных.

6. Примеры использования баз данных.

7. Обзор преимуществ при использовании реляционных баз данных.

8. Обзор альтернативных программ для составления учебных расписаний.

9. Средства ведения документооборота, используемый за пределами РФ.

5. ТЕКУЩАЯ И ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ Текущая аттестация проходит в виде собеседования по итогам выполнения лабораторных работ. К итоговой аттестации допускаются студенты, сдавшие все лабораторные практикумы. Итоговая аттестация предполагает проведение презентации итогов лабораторных работ и практикумов.

Примерный перечень вопросов к зачету 1. Виды форматирования текстовых документов.

2. Способы наглядного представления информации в текстовых документах.

3. Использование электронных таблиц для проведения финансовых расчетов и графического отображения их результатов.

4. Понятие базы данных.

5. Первичный ключ.

6. Нормализованные базы данных.

7. Использование программного продукта MS ACCESS для составления отчётов.

8. Основные трудности при составлении учебного расписания.

9. Программные средства для составления учебных расписаний и их использование.

10. Программные средства для ведения школьного документооборота «Директор» и их использование.

11. Программные средства для ведения школьного документооборота «Завуч» и их использование.

12. Программные средства для ведения школьного документооборота «Школьный офис» и их использование.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Д.Кеттел. Microsoft Office 2003. Полное руководство. – М., 2006.

2. А. Леоненков. Решение задач оптимизации в среде MS EXCEL. – СПб., 2005.

3. Дейт К. Введение в системы баз данных, 8-е издание. – М., 2005.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ И ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Автор-составитель: Л. А.Итиуридзе, канд. социологических наук 1. СТАНДАРТ ДИСЦИПЛИНЫ Магистр, освоивший данную дисциплину должен:

Знать: современные методы сбора и анализа социологической информации, программы и этапы эмпирического исследования, особенности анализа и интерпретации эмпирических данных;

Уметь: проводить социологические исследования и использовать полученные данные в управлении организацией, собирать информацию, анализировать и интерпретировать данные;

Владеть навыками: применения прикладных и социологических исследований, современных технологий в управлении организацией, анализа деловых ситуаций с использованием инструментария диагностики методов стратегического менеджмента;

Быть компетентным: в использовании основ социологических и прикладных исследований, обработке данных социологических исследований с применением современных компьютерных средств, методологической базы измерения социальных показателей и приемов шкалирования.

2. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ Дидактические единицы: организация социологических и прикладных исследований. Программа исследования. Объект и предмет исследования. Проблема и гипотезы. Цели и задачи исследования. Методы сбора первичной и вторичной информации. Выборка в социологическом и прикладном исследовании. Методика проектирования выборки. Репрезентативность выборки. Ошибка выборки. Типы выборки.

Простая случайная выборка. Размер выборки. Систематическая, стратифицированная, кластерная, ареальная, одноступенчатая и многоступенчатая выборки. Сравнительный анализ методов вероятностного отбора. Методы опроса респондентов. Опрос. Типы опроса. Интервьюирование. Личное интервью. Виды личного интервью. Принципы интервьюирования. Методы мотивации респондентов. Групповое, панельное, глубинное интервью. Почтовый опрос. Почтовый опрос. Телефонный опрос. Опрос через прессу.

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 || 5 | 6 |   ...   | 9 |








© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»