Научный Центр - Dissers WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!
Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 9 |

«СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТЫ ОБЩЕГО СОДЕРЖАНИЯ Специализированная магистерская программа «Управление образованием»................................ 2 Порядок выполнения ВКР (магистерской диссертации) и ...»

-- [ Страница 2 ] --

4. Менеджмент в управлении школой /Под ред. Т.И. Шамовой. – М., 2003.

5. Мухамедьяров А.М.. Инновационный менеджмент – М. 2008.

6. 6.Эффективное принятие решений // Пер. с англ. – М., 2006.

7. Элейн Дандон. Инновации. //Пер. с англ. – М., С-П., 2006.

8. Дэниэл Гоулман и др. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. – М., 2005.

Дополнительная 1. Амонашвили Ш.А. Оценочная основа педагогического процесса. – М., 1998.

2. Берулава М.П. Менеджмент в образовании. –М., 1998.

3. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990.

4. Загвязинский В.И. Творчество в управлении школой. – М.,1992.

5. 6. Кузьмина Н.В. Способность, одарённость, талант учителя. – Л., 1985.

6. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами. – М., 2004.

7. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994.

8. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. – М., 1999.

9. Пищулин Н.П., Ананишнев В.М. Образование и управление. – М., 1999.

10. Поташник М.М., Лазарев В.С. Управление развитием школы. – М., 1995.

11. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. – М., 1997.

12. Сластёнин В.А., Мажар Н.Е. Диагностика профессиональной пригодности молодёжи к педагогической деятельности. – М., 1997.

13. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. – М., 1982.

14. Третьяков П.И. Практика управления современной школой. – М., 1995.

15. Управление школой: теоретические основы и методы" – М., 1997.

16. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. – М., 1999.

17. Хейне П. Экономический образ мышления. – М., 1992.

18. Худоминский В.А. Управление современной общеобразовательной школой. – М., 1995.

19. Щуркова Н.Е. Культура современного урока. – М., ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ Автор-составитель: Е. В Гребенникова, кандидат экономических наук 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА Подготовка специалистов в области управления предполагает освоение ими маркетинговых технологий, применение которых значительно повышает степень адаптации любой организации к рыночным условиям. Будучи производственно-сбытовой системой, концепцией управления рынком, ориентированной на выявление и удовлетворение запросов потребителей, в настоящее время маркетинг – мощный инструмент успешного позиционирования в конкурентной среде независимо от отраслевой принадлежности.

Сфера образования в целом характеризуется достаточно высокой степенью насыщения услугами, ее реформирование способствует усилению конкуренции, расширению свобод и повышению социальной и экономической ответственности учебных заведений, что предопределяет возрастание роли маркетинга в их деятельности.

Особенности образовательных услуг как объекта обмена, а также необходимость одновременного удовлетворения потребности общества в специалистах определенного профиля и потребностей индивидов в образовании придают этому рынку несомненную специфику. Кроме того, в большинстве стран мира сфера образования остается объектом пристального внимания со стороны государства. Таким образом, не теряет своей актуальности задача поиска оптимального соотношения рыночных механизмов и государственного регулирования сферы образования в целях повышения эффективности ее функционирования. Постоянное обогащение теории и практики маркетинга по мере накопления опыта работы в рыночных условиях, модификация самой концепции параллельно с изменением объективных рыночных условий делают профессиональное применение маркетинга залогом завоевания прочных рыночных позиций, достижения коммерческого успеха или высокого социального эффекта.

Целью данного курса является обоснование применимости и эффективности маркетинговых технологий в деятельности образовательных учреждений.

При этом решаются следующие основные задачи:

- ознакомление слушателей с целями, содержанием и функциями маркетинга, его местом в общей системе управления организацией;

- показ направлений эволюции концепции маркетинга под воздействием экономического прогресса и мировых интеграционных процессов;

- показ отраслевой специфики сферы образования и построения системы управления образовательным учреждением;

- описание архитектуры маркетинга, включая маркетинговую среду, систему маркетинговой информации и маркетинговые исследования с учетом указанной специфики;

- определение основных направлений маркетинговой деятельности, выявление факторов, влияющих на выбор стратегии и эффективность применения разнообразных маркетинговых технологий;

- ознакомление с вариантами и последовательностью принятия решений в области товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики ОУ;

- выявление базовых принципов организации маркетинговых служб и рекомендации по их применению.

2. РАБОЧИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ :

лекции – 20 часов;

семинары и тренинги – 16 часов;

самостоятельная работа – 36 часов;

общая трудоемкость – 72 часа.

3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ Самост.

№ ВСЕГО Аудиторные Наименование разделов и тем работа п/п (часов) занятия(час.) (час.) Лекции Семинары 1. Тема 1. Сущность и функции маркетинга. 4 2 - Маркетинг как «философия бизнеса». Эволюция концепции маркетинга.

2. Тема 2. Маркетинг и общество. Государственное 8 2 2 регулирование маркетинговой деятельности.

Образование как отрасль и особенности маркетинговой деятельности в сфере образования.

3. Тема 3. Ключевые понятия в маркетинге. 4 2 - Основные измерители в маркетинге.

4. Тема 4. Особенности покупательского поведения 8 2 2 индивидуальных потребителей и корпоративных клиентов на рынке образовательных услуг.

5. Тема 5. Система маркетинговой информации. 4 2 - Маркетинговые исследования: типовая схема и особенности в сфере образования.

6. Тема 6. Управление маркетингом как управление 8 2 2 спросом. Формирование конкурентных преимуществ. Процесс управления маркетингом.

7. Тема 7. Анализ рыночных возможностей. 8 2 2 Маркетинговая среда. Выбор базовой стратегии и отбор привлекательных маркетинговых возможностей.

8. Тема 8. Целевой маркетинг: сегментирование 8 2 2 рынка и отбор целевых сегментов, стратегии рыночной экспансии, технологии позициони рования учебного заведения и образовательных услуг.

9. Тема 9. Микс-маркетинг: основные решения в 8 2 2 области ассортиментной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики учебного заведения.

10. Тема 10. Принципы планирования маркетинга. 12 2 4 Бюджет маркетинга. Порядок и направления маркетинг-аудита. Возможные варианты организационной структуры маркетинговой службы образовательного учреждения.

ВСЕГО: 72 20 16 4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Сущность и функции маркетинга. Этимология термина маркетинг. Теория и практика маркетинга. Различные точки зрения по вопросу о сущности и значении маркетинга в деятельности фирмы (организации).

Исторические концепции управления рынком: совершенствования производства, совершенствования товара, интенсификации коммерческих усилий (сбытовая), маркетинга, социально-этичного маркетинга, просвещенного маркетинга. Два состояния рыночного хозяйства: «рынок продавца» и «рынок покупателя». Эффективность концепций управления при различных состояниях рынка. Маркетинг как производственно-сбытовая система. Универсальный характер маркетинга. Субъекты маркетинговой деятельности. Объекты маркетинговой деятельности: товары и услуги, ассортиментные группы и марки (бренды), компании, отрасли, регионы и нации. Функции маркетинга: адаптивная, аналитическая, сбытовая и управленческая.

Вопросы для самопроверки:

1. Как давно появилась концепция маркетинга и какими причинами было вызвано ее появление?

2.Четко сформулируйте:

- отличие концепции маркетинга от концепции интенсификации коммерческих усилий (сбытовой);

- отличие концепции маркетинга от концепций социально-этичного и просвещенного маркетинга 3. Как бы Вы охарактеризовали состояние рынка в России?

4. Какая концепция управления рынком наиболее часто используется продавцами в России? Производителями образовательных услуг?

5. Объясните, в чем состоят основные функции маркетинга, на примере любого образовательного учреждения (организации)?

Тема 2. Маркетинг и общество. Отношение к маркетингу со стороны различных кругов общества. Основные направления критики маркетинга. Издержки маркетинга.

Противодействие общества: консьюмеризм и инвайронментализм. Социальная ответственность бизнеса. Правовое регулирование маркетинговой деятельности.

Влияние информатизации и глобализации на маркетинговую деятельность.

Принципы взаимодействия общества и маркетинга: свобода потребителя и производителя;

ограничение потенциального ущерба;

удовлетворение базовых потребностей;

экономическая эффективность;

инновации;

обучение и информирование потребителей;

защита потребителя.

Образование как отрасль национального хозяйства. Человек с определенным уровнем образования как продукт образовательного учреждения. Удовлетворение потребности общества в специалистах различных уровня и профиля. Образовательная услуга как объект обмена. Особенности рынка образовательных услуг. Маркетинг образовательного учреждения (организации): общее и особенное.

Вопросы для самопроверки:

1. Перечислите основные направления критики маркетинга. Какие из них Вы считаете справедливыми, а какие – нет? Почему?

2. Раскройте сущность каждого из семи принципов взаимодействия маркетинга и общества. Какой (какие) из них представляются вам наиболее значимым(ми) и почему?

3. Какие законы РФ можно отнести к системе правового регулирования маркетинговой деятельности?

4. Если бы в Вашей власти было бы изменить систему маркетинга, какие улучшения вы бы внесли в эту систему?

5. В чем состоят особенности рынка образовательных услуг? Насколько, на ваш взгляд, ограничены маркетинговые возможности образовательного учреждения (организации)?

Тема 3. Ключевые понятия и расчетные показатели в маркетинге. Обмен как форма удовлетворения потребности. Натуральный (бартер) и товарно-денежный обмен.

Централизованный и децентрализованный обмен. Сделка как обмен ценностями. Условия совершения сделки. Нужда как ощущаемая нехватка чего-либо необходимого.

Потребность – нужда, принявшая конкретную форму в зависимости от культурного уровня и индивидуальности потребителя. Спрос – потребность, подкрепленная платежеспособностью. Потребительская ценность товара. Рынок с точки зрения маркетинга. Потребительский рынок и рынок предприятий. Мотивация совершения закупок индивидуальными потребителями и предприятиями.

Расчетные показатели в маркетинге. Торгово-операционная эффективность рынка как количество сделок в единицу времени. Объем продаж – основной показатель состояния спроса и сбыта. Методы расчета объема продаж. Оценка емкости рынка. Доля рынка – основной показатель положения компании относительно конкурентов.

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите четыре возможных способа удовлетворения потребности. Почему в маркетинге исследуется только обмен?

2. Объясните, почему замена децентрализованного обмена централизованным привела к резкому повышению торгово-операционной эффективности рынка.

3. Объясните, почему при стремлении удовлетворить запросы потребителей важно учитывать не только нужды и потребности, но и спрос.

4. Приведите примеры сделок, где в роли покупателей выступают:

- индивидуальные потребители - производственные предприятия - промежуточные продавцы - некоммерческие организации - государственные учреждения 5. Объясните, каким образом при увеличении объема продаж компании может происходить снижение ее доли рынка.

Тема 4. Особенности маркетинга на потребительском рынке (В2С) и рынке предприятий (В2В). Покупательское поведение индивидуальных потребителей. Факторы покупательского поведения: культурного порядка, социальные, личные (личностные), психологические. Модель принятия решения о покупке. Реакция на покупку. Основные категории потребителей: консерваторы и новаторы. Ключевые критерии отбора потребителями образовательных услуг.Совершение покупок от имени предприятий (корпоративных клиентов). Количество и размер сделок. Концентрация потребителей и возможность адресного обращения. Личные (персональные) продажи и совершение сделок профессионалами. Критерии отбора поставщиков. Долговременное сотрудничество. Особенности работы с корпоративными клиентами в сфере образования.

Вопросы для самопроверки:

1. Перечислите факторы, входящие в группу факторов культурного порядка. На примере любой страны мира покажите влияние культуры, субкультуры и социального положения на покупательское поведение ее жителя.

2. Перечислите социальные факторы, влияющие на Ваше покупательское поведение. Каковы наиболее значимые референтные группы, роли и статусы.

3. На примере своей наставляющей или порожденной семьи покажите влияние фактора: этап жизненного цикла семьи.

4. Сравните покупательское поведение себя и любого из Ваших знакомых при приобретении образовательной услуги. Какие различия в нем определяются психологическими факторами?

5. Поставив себя на место руководителя ОУ, назовите всех возможных корпоративных клиентов и перечислите все особенности работы с ними.

Тема 5. Маркетинговая информация и исследования.

Маркетинговые исследования как вспомогательный инструмент при принятии маркетинговых решений. Типовая схема маркетингового исследования: осознание проблемы и формулирование темы;

отбор источников информации;

сбор информации;

анализ собранной информации;

выводы и рекомендации. Типы маркетинговых исследований в зависимости от характера цели: описательные, поисковые и экспериментальные исследования. Примеры маркетинговых исследований рынка образовательных услуг.

Понятие система маркетинговой информации. Внутренняя и внешняя информация. Первичная и вторичная информация. Источники первичной маркетинговой информации. Методы сбора первичной информации: наблюдение, опрос и эксперимент.

Методы проведения опроса: анкетирование, личное интервью, интервью по телефону, опрос через Интернет. Типы вопросов, используемых при проведении опроса. Сравнение собранной информации по степени достоверности. Преимущества и недостатки вторичной информации, ее основные источники.

Методы обработки и анализа собранной информации. Представление полученных результатов.

Источники маркетинговой информации в сфере образования.

Вопросы для самопроверки:

1. Приведите примеры описательного, поискового и экспериментального маркетингового исследования.

2. Какой метод сбора первичной маркетинговой информации наиболее широко используется при проведении описательного исследования? Поискового исследования?

Экспериментального исследования?

3. Что такое источники внутренней маркетинговой информации?

4. Какой метод сбора первичной информации дает наиболее достоверную информацию? Какой – наименее?

5. Почему в анкеты, содержащие в основном вопросы закрытого типа, составители включают один-два вопроса открытого типа?

Тема 6. Управление маркетингом. Сущность управления маркетингом: анализ, планирование, реализация и контроль за исполнением программ, направленных на установление, поддержание и укрепление взаимовыгодных отношений с целевыми покупателями.

Управление маркетингом как управление спросом. Восемь возможных состояний спроса. Формирование спроса при отрицательном спросе и отсутствии спроса.

Синхромаркетинг при нерегулярном спросе. Демаркетинг при чрезмерном спросе.

Государственное регулирования при нерациональном спросе. Падающий спрос. Задача выявления скрытого спроса. Полноценный спрос. Управление маркетингом как создание конкурентных преимуществ. Основные положения теории конкурентного преимущества.

Бенчмаркинг – практика сравнения с эталоном. Уникальное торговое предложение (УТП) на рынке образовательных услуг.

Управление маркетингом как процесс. Маркетинговый цикл (четыре этапа процесса управления маркетингом): анализ рыночных возможностей, отбор целевых рынков, разработка комплекса маркетинга, реализация маркетинговой программы.

Вопросы для самопроверки:

1. Какова основная цель управления маркетингом?

2. Каково идеальное состояние спроса? Справедливо ли утверждение, что основная задача продавца – при любом состоянии спроса на товар или услугу воздействовать на него так, чтобы приблизить к состоянию полноценного?

3. Каковы сферы поиска конкурентного преимущества для образовательного учреждения?

4. Опишите «эталонное» учебное заведение любого уровня.

5. Почему нельзя нарушать последовательность элементов маркетингового цикла и решений на каждом из этапов процесса управления маркетингом?

Тема 7. Анализ рыночных возможностей. Маркетинговая среда. Макро- и микросреда маркетинга. Основные группы факторов макросреды маркетинга:

экономические, демографические, географические, политико-правовые, психографические, научно-технические. Факторы микросреды маркетинга: потребители (клиентура), конкуренты, поставщики, маркетинговые посредники, персонал и другие внутренние ресурсы фирмы, контактные аудитории. Благотворные, искомые и нежелательные контактные аудитории.

Выбор базовой маркетинговой стратегии. Матрица Ансоффа (сетка «развития товара и рынка»). Цели и инструменты стратегий: более глубокого проникновения на рынок, расширения границ рынка, разработки нового товара и диверсификации.

Выявление привлекательных маркетинговых возможностей реализации избранной стратегии. Отбор привлекательных маркетинговых возможностей для немедленной реализации: соизмерение средних (предельных) издержек.

Вопросы для самопроверки:

1. Перечислите все группы факторов макросреды маркетинга и приведите по два три примера факторов каждой группы.

2. Какие факторы макросреды маркетинга наиболее значимы для образовательного учреждения и почему?

3. Перечислите факторы микросреды маркетинга. В чем основное различие факторов макросреды и микросреды маркетинга с точки зрения управления фирмой?

4. Какие факторы микросреды маркетинга наиболее значимы для любого образовательного учреждения и почему? Приведите примеры.

5. Какие основные задачи решаются в рамках каждой из четырех маркетинговых стратегий матрицы Ансоффа? Опишите рыночные ситуации, в которых для образовательного учреждения оптимальным является выбор стратегии: а) более глубокого проникновения на рынок;

б) расширения границ рынка;

в) разработки нового товара;

г) диверсификации.

6. С позиций любого образовательного учреждения приведите примеры привлекательных маркетинговых возможностей реализации стратегии: а) более глубокого проникновения на рынок;

б) расширения границ рынка;

в) разработки нового товара;

г) диверсификации.

Тема 8. Целевой характер маркетинга. Отбор целевых рынков. Принцип целевого маркетинга. Сегментирование (сегментация) рынка: разделение рынка на отдельные группы покупателей. Признаки сегментирования индивидуальных потребителей:

демографические, географические, психографические, поведенческие. Признаки сегментирования потребителей-предприятий: географические, отраслевая принадлежность, масштабы деятельности, организационно-правовые формы, мотивация совершения закупок.

Сегмент как группа покупателей, одинаково реагирующих на набор побудительных стимулов маркетинга. Процесс оценки привлекательности каждого сегмента. Основные сегменты рынка образовательных услуг.

Стратегии охвата рынка: концентрированный маркетинг, недифференцированный маркетинг, дифференцированный маркетинг.

Позиционирование товара на рынке и в сознании целевых покупателей.

Позиционирование в «рыночной нише». Преимущества и дополнительные возможности при позиционировании в «рыночной нише». Позиционирование рядом с конкурентами.

Ценовая и неценовая конкуренция. Стратегии достижения конкурентного преимущества.

Вопросы для самопроверки:

1. Поставив себя на место маркетинг-директора любого образовательного учреждения, проведите сегментирование и отбор целевого рынка, принимая необходимые решения в следующей последовательности:

- выбор признаков сегментирования - выделение сегментов - формирование целевого рынка - выбор стратегии охвата рынка 2. Для этого же учреждения предложите вариант позиционирования на рынке и в сознании целевых потребителей.

3. Какие методы конкурентной борьбы следует использовать?

4. Какую стратегию обретения конкурентного преимущества следует избрать и почему?

Тема 9. Разработка комплекса маркетинга. Структура комплекса маркетинга (инструментарий маркетинга, 4р, микс-маркетинг): товар, цена, методы распространения, методы продвижения.

Товар и товарная единица. Товар по замыслу, товар в реальном исполнении, товар с подкреплением. Классификации товаров: по длительности использования, по характеру использования и др. Услуги. Особенности услуг как объекта купли-продажи.

Классификация услуг. Образовательные услуги.

Новые товары: товары-истинные новинки и товары-имитаторы. Концепция жизненного цикла товара. Бостонская матрица (матрица BCG). Товарный ассортимент и товарная номенклатура. Основные решения в области товарно-ассортиментной политики фирмы: о подкреплении, об упаковке, о маркировке, о присвоении марки, о сервисном обслуживании. Управление ассортиментом и номенклатурой: насыщение, наращивание, мониторинг положения на рынке, общие принципы формирования продуктового портфеля.

Цена. Ценовая политика как набор решений в области ценообразования.

Определение типа рынка и принципов ценообразования: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, чистая конкуренция. Определение целей ценообразования. Исходная цена. Методы расчета исходной цены. Окончательная цена.

Факторы корректировки цены. Ценовая дискриминация. Инициативное изменение цены.

Методы распространения как инструмент обеспечения доступа целевых покупателей к товару (услуге). Каналы распределения и маркетинговые системы. Горизонтальная, вертикальная и многоканальная маркетинговые системы. Комплекс и издержки товародвижения. Основные решения в области торговой (сбытовой) политики фирмы.

Маркетинговые решения в оптовой торговле. Маркетинговые решения в розничной торговле. Организация продаж в сфере услуг. Методы продвижения: реклама, меры стимулирования сбыта, личные (персональные) продажи, связи с общественностью.

Комплекс стимулирования. Сравнительная эффективность методов продвижения при работе с индивидуальными потребителями и предприятиями (корпоративными клиентами). Оценка затрат на продвижение (бюджет продвижения). Оценка эффективности промоакций.

Вопросы для самопроверки:

1. Что может рассматриваться в качестве подкрепления при продаже образовательных услуг?

2. Какие факторы необходимо учесть при установлении окончательной цены на образовательную услугу?

3. Как особенности услуги сказываются на организации продаж образовательных услуг?

4. Сформируйте оптимальный набор методов продвижения (комплекс стимулирования) для образовательного учреждения. Обоснуйте свой выбор.

Тема 10. Организация маркетинговой деятельности Преобразование маркетинговой программы в маркетинговый план. Порядок разработки плана. Стратегические задачи в маркетинге: достижение конкретных показателей объема продаж и доли рынка.

Текущий план маркетинга как набор мероприятий по достижению стратегических задач. Компоненты плана: контрольные цифры, сроки, ответственные. Бюджет маркетинга как общая сумма затрат на маркетинг. Методы определения суммарных затрат. Бюджет маркетинга как годовой план затрат и доходов от маркетинговой деятельности.

Контроль маркетинга как процесс количественного определения и анализа результатов реализации маркетинговых стратегий и планов, а также осуществление корректирующих действий.

Маркетинговый аудит как систематическое и всестороннее изучение среды, целей и стратегий компании для выявления проблем и возможностей, повышения эффективности маркетинговой деятельности. Аудит маркетинговой среды. Аудит маркетинговой стратегии. Аудит организации маркетинга. Аудит систем маркетинга. Аудит эффективности маркетинга. Аудит функций маркетинга.

Вопросы для самопроверки:

1. Обоснуйте утверждение, что маркетинговая программа формируется на третьем этапе процесса управления маркетингом. В чем принципиальное отличие плана от программы маркетинга?

2. Приведите формулировки стратегических маркетинговых задач.

3. Перечислите методы определения общего объема затрат на маркетинг при разработке бюджета маркетинга.

4. В чем различия маркетингового аудита и контроля маркетинга.

5. Сформулируйте вопросы, на которые должны быть получены ответы в ходе аудита среды, стратегии, организации, систем, эффективности и функций маркетинга ОУ.

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В целях повышения эффективности изучения курса студенты в рамках самостоятельной работы должны по завершении изучения каждой темы сформулировать и изложить в письменной форме ответы на все вопросы для самопроверки;

до сдачи экзамена выполнить следующее творческое задание:

6. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Цель данного творческого задания – применить полученные в ходе изучения курса «Образовательный маркетинг» теоретические знания к решению практических управленческих задач. Для этого необходимо выбрать конкретное образовательное учреждение (школу, колледж, вуз), погрузить его в определенную маркетинговую среду, задать характеристики его нынешнего состояния, а также сформулировать маркетинговые задачи. При этом учебное заведение может быть реально существующим или гипотетическим, то есть мысленно представляемым автором.

Для облегчения решения поставленной задачи предлагается перечень вопросов, на которые необходимо дать обоснованные, продуманные ответы.

В конце работы в форме резюме должны быть сформулированы основные выводы и рекомендации по осуществлению предлагаемых мероприятий.

Наименование, организационно-правовая форма, местоположение учебного заведения.

Современное положение дел (численность обучающихся, реализуемые образовательные программы, экономическое положение).

Выделите наиболее значимые группы факторов макросреды маркетинга. На примере одного фактора из каждой группы покажите характер их влияния на деятельность учебного заведения.

Выберите факторы микросреды маркетинга, оказывающие благотворное и негативное влияние на деятельность учебного заведения.

Предложите меры, направленные на устранение негативного влияния факторов микросреды маркетинга.

Используя матрицу Ансоффа, выберите оптимальную базовую маркетинговую стратегию для анализируемого учебного заведения и обоснуйте свой выбор.

Выявите максимально возможное количество привлекательных маркетинговых возможностей для реализации выбранной ранее стратегии и определите одну, наиболее предпочтительную с учетом всех факторов.

Проведите сегментирование рынка с использованием всех значимых признаков, выделите сегменты, характеризующиеся одинаковыми реакциями на набор маркетинговых решений, выберите один, наиболее привлекательный с Вашей точки зрения, сегмент для включения его в состав целевого рынка. Опишите особенности запросов данного сегмента при принятии решения о выборе ОУ и образовательной программы.

Предложите меры по позиционированию анализируемого учебного заведения на рынке и в сознании целевых покупателей.

С учетом запросов целевых покупателей предложите эффективную товарно ассортиментную политику (образовательную программу, дополнительные услуги и т.п.).

Выберите цену на свои услуги. Обоснуйте ее целесообразность.

Предложите меры по продвижению ваших образовательных услуг.

Обоснуйте распределение функций сотрудников, которые обеспечат рост объема продаж образовательных услуг и завоевание определенной доли рынка.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Ванькина И.В., Егоршин А.П., Кучеренко В.И. Маркетинг образования. Учебное пособие. – М.:Изд-во Логос. Университетская книга. 2007.

2. Котлер Ф., Армстронг Г. и др. Основы маркетинга (Второе европейское издание). – М., Спб, К.:Вильямс, 1999.

3. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие/Под ред.

А.П.Егоршина. – Н.Новгород: НИМБ, 2001.

4. Трайнев В.А., Дмитриев С.А., Пинчук И.И. Менеджмент и маркетинг в образовании, науке и производстве и его информационное обеспечение: методология и практика. – М.: Издат. дом «Дашков и К». 2008.

Дополнительная 1. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: Учебное пособие. – М.: Интерпракс, 1995.

2. Платонова Н.А., Христофорова И.В. Маркетинговые подходы к изучению потреб ностей в товарах и услугах в вузах // Маркетинг в России и за рубежом. – 2003, № 5.

3. Кириллина Ю. Маркетинг образовательных услуг // Высшее образование в России. – 2000, № 5.

4. Волкова М.М., Звездова А.Б. Маркетинговые исследования в области образовательных услуг. // Маркетинг в России и за рубежом. – 1999, № 6.

5. Сагинова О.В. Стратегия вуза: маркетинговый аспект // /http://www.marketologi.ru/lib/saginova/vuz_strateg.html 6. Сагинова О.В. Маркетинг высшего образования: основные понятия, новые тенденции и перспективы // http://www.marketologi.ru/lib/saginova/high_edu.html 7. Салбиева Л.В. Стратегия вузов: маркетинговый аспект//Бюллетень Владикавказского Института Управления (2006, выпуск №16)// http://www.viu online.ru/science/publ/bulleten16/ 8. Шафранов-Куцев Г.Ф. Университет в региональном сообществе. Монография. – М.:Высшая школа, 2003.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ Автор-составитель: О. А. Машкина, кандидат педагогических наук 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА В последней четверти ХХ в. в системах образования многих стран меняются концептуальные и методологические подходы к определению роли и функций образования, что в свою очередь влечет необходимость переосмысления целей, задач, объектов, отношений и процессов в сфере управления образованием.

«В современных условиях приоритетной задачей национальной образовательной системы (ОС) является воспитание гражданина, личности, владеющей целостным видением действительности, обладающей развитыми коммуникативными навыками, готовой к постоянному самообучению, воспринимающей социальный мир в контексте значимости общечеловеческих ценностей и национальных интересов» 2. Данная задача актуальна не только для России, но и в целом для современного мира. В то же время, несмотря на ее универсальность, цели и методы ее реализации зависят от национальных ресурсов и степени подготовленности педагогических кадров, что определяет самобытность пути ее претворения в каждой стране в отдельности.

Цель курса – сформировать у будущих специалистов по управлению образованием представление о факторах и процессах развития современных систем образования, влияющих на выбор стратегии управления образованием и образовательным учреждением.

Основные задачи:

– ввести обучающихся в проблематику дисциплины, сформировать у них базовый понятийный аппарат;

– дать представление о совокупности универсальных и национально-самобытных условий формирования систем образования;

– проанализировать содержание процессов развития образования в России, ознакомить с концепциями модернизации российского образования;

– показать особенности управления образовательными системами в современных условиях;

– заложить теоретико-методологические основы для анализа социально психологических явлений, процессов и ситуаций, возникающих в практике управления образованием в целом, образовательными учреждениями и педагогической деятельностью, в частности.

2. ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Содержание программы обусловлено спецификой курса, который читается как введение в специальность группой ведущих преподавателей. Курс базируется на принципах интеграции и междисциплинарного взаимодействия различных областей знания. Организация учебного материала предполагает деление дисциплины на два блока: теоретический и практический.

В лекционном курсе главное место отводится знакомству с целями и объектами изучения основных дисциплин направления «Менеджмент» и специализации «Управление образованием». Практическая часть курса ориентирована на обсуждение Садовничий В.А. Образование и развитие. – Круглый стол «Россия: интеллектуальные ресурсы развития».– М., 19.12.2005, с.10.

происходящих в современном образовании процессов и управленческих решений актуальных образовательных проблем.

Форма практических занятий – проведение дискуссий на семинарах, анализ документов, моделирование решения конкретных проблем управления образовательными системами и их объектами. Содержание курса распределяется между лекционной и практической частями на основе принципа взаимодополнения и может меняться в сторону увеличения того или иного блока в зависимости от специфики, потребностей и подготовленности аудитории.

3. РАБОЧИЙ ПЛАН КУРСА:

лекции – 14 часов;

семинары – 6 часов;

самостоятельная работа – 40 ч., в том числе – 16 ч. в первом семестре, 26 ч. во втором семестре, выделяемых на подготовку курсовой работы или эссе;

индивидуальные консультации с руководителем курсовой работы – 10 часов;

общая трудоемкость – 72 часа.

4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРОВ Аудит.

Всего Самост.

Наименование тем учебной дисциплины занятия (часов) работа (часов) Лекции 24 14 Вступление. Образование и развитие. Образование как способ 2 2 трансляции культуры и развития личности человека Тема 1. Характеристика сферы образования 2 2 Тема 2. Факторы, обеспечивающие работу системы образования.

4 2 Потребности общества-государства-учащегося.

Тема 3. Обеспечение реализации Государственного образовательного стандарта на разных уровнях системы 4 2 российского образования.

Тема 4. Основные тенденции развития современного российского 4 2 образования. Поиск путей реформирования образования.

Тема 5. Принципы демократического образования. 4 2 Тема 6. Функционирование системы образования в рыночных 4 2 условиях.

Семинары 12 6 Определение задач управления путем анализа тенденций в 4 2 развитии системы образования в РФ (стране проживания).

Актуальные проблемы профессионального образования.

4 2 Реализация концепции непрерывного образования.

Проблемы обеспечения доступности и качества образования. 4 2 5. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ Вступление. Образование и развитие. Изменение роли и места образования в процессе развития общества. Образование как способ трансляции культуры и развития личности человека. Анализ подходов к определению целей и задач образования:

(академическое или практическое, массовое или элитарное, репродуктивное или инновационное). Концепция непрерывного образования.

Тема 1. Характеристика сферы образования. Определение понятия образования.

Цели и задачи, определяющие деятельность системы образования. Образовательная среда.

Субъекты и объекты, функции и потенциал, основные компоненты системы образования.

Организация и структура обучения и воспитания. Формы обучения, типы учебных заведений, уровни образования.

Тема 2. Факторы, обеспечивающие функционирование системы образования.

Внешние условия развития образования: политические, экономические, социальные, культурные, демографические. Учебно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение системы.

Тема 3. Понятие образовательный стандарт. Обеспечение реализации Государственного образовательного стандарта на разных уровнях системы российского образования. Классификация образовательных программ. Создание условий для повышения качества общего и профессионального образования. Критерии эффективности управления качеством образования.

Тема 4. Основные тенденции в развитии современного образования. Поиск путей реформирования систем. Влияние глобализации на развитие образования. Смена базовых отношений в системе российского образования. Сравнение советской системы образования с российской. Роль образования в современном российском обществе. Цели и основные задачи модернизации российского образования. Концепции и программы развития и модернизации российского образования. Структура органов управления российским образованием. Управление развитием образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики.

Тема 5. Принципы демократического образования. Расширение сферы ответственности общества в управлении образованием. Организационно-педагогические средства управления процессом демократизации системы образования. Проблема обеспеченности прав детей в системе образования.

Тема 6. Функционирование системы образования в рыночных условиях.

Взаимоотношения сферы образования и рынка. Платное и бесплатное образование.

Приватизация в сфере образования: фактор роста неравенства в доступе к качественному образованию. Формирование нового подхода к высшему образованию. Образование – благо или услуга?

6. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ КУРСА В процессе изучения дисциплины «Управление образовательными системами» у магистрантов формируются следующие компетенции:

в научно-исследовательской сфере:

– навыки исследования и анализа проблем организации и управления образованием;

– способность анализировать и оценивать состояние и факторы развития образовательных процессов;

– навыки обработки полученных результатов, анализа и осмысления их с учетом имеющейся базы данных;

– умение подводить итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, эссе, статей, оформленных в соответствии с современными требованиями редактирования и печати;

в практической сфере:

– умение разрабатывать стратегию, цели, задачи, программы и планы развития как отдельного образовательного учреждения, так и различных структурных звеньев ОС;

– умение соотносить управленческие цели с социально-экономическими потребностями страны и педагогическими целями образования;

– готовность к решению задач, возникающих в деятельности по организации и управлению учебно-образовательным процессом с использованием современных методов, технологий и средств обучения;

– навыки выполнения проектных и исследовательских работ;

– умение строить свою профессиональную деятельность, избегая возможных негативных социальных последствий принимаемых решений;

– умение работать в коллективе и выполнять руководящие функции.

7. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Основные формы самостоятельной работы в процессе изучения дисциплины:

изучение научной и учебно-методической литературы;

выполнение рефератов по основным разделам курса;

разработка аналитических схем, написание эссе или курсовой работы.

8. ЗАДАНИЯ К ПРОЙДЕННЫМ ТЕМАМ Задание 1. Изобразите в виде схемы с указанием уровней, ступеней и сроков обучения ОС в РФ. Сравните со схемой образования какой-либо другой страны.

Задание 2. Приведите примеры изменения функций образования в ходе исторического развития (на примере СССР-РФ;

КНР: до и после начала политики открытости).

Задание 3. Сравните образовательный стандарт (программу и тематический план какой-либо дисциплины, изучаемой в учебных заведениях одного и того же типа) в разных стран. Выявите и проанализируйте их общность и различия.

Задание 4. Охарактеризуйте тип образования, к которому относится ОС России на современном этапе. Обоснуйте свою точку зрения.

9. ТЕМЫ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ДОКЛАДОВ, ЭССЕ И КУРСОВЫХ РАБОТ 1. Управление образовательными системами в современных условиях.

2. Сущность управления образовательными системами.

3. Изменение роли субъектов и объектов образовательного процесса при переходе на личностно-ориентированную концепцию развития образования.

4. Образовательная среда как фактор формирования личности.

5. Гармонизация интересов общества-личности-государства в сфере образования.

6. Задача повышения конкурентоспособности ОУ и пути ее реализации.

7. Стратегия развития ОУ в условиях рыночной экономики.

8. Место дистанционного обучения в системе современного образования.

9. Требование работодателей к качеству подготовки выпускников системы профессионального образования.

10. Переход от унитарного к вариативному образованию в условиях модернизации (на примере РФ или страны по выбору).

11. Формирование условий эффективного использования потенциала образовательной системы в стране проживании.

12. Формирование новых подходов к определению целей образования в российском обществе в переходный период.

13. Определение целей, задач, и методов управления модернизацией образования (на примере РФ или страны проживания).

14. Организационно-педагогические средства управления процессом демократизации системы образования.

15. Регулирование процессов социализации, профессиональной и академической мобильности молодежи.

16. Обеспечение доступности образования в стране проживания.

10. ТЕКУЩАЯ И ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ Текущий контроль знаний и умений проводится в устной форме в виде ответов на вопросы, сообщений, докладов на определенные темы;

в письменной форме в виде контрольных работ и рефератов. Использование различных форм текущего контроля позволяет:

- помочь студентам планировать и организовать самостоятельную работу;

- сформировать навыки аналитической работы с научной литературой;

- развить творческий подход к получению профессиональных знаний и созданию собственного социально значимого опыта;

- объективно оценить знания и уровень мотивации каждого студента;

- сформировать у студентов обоснованное представление об уровне знаний.

Изучение данной дисциплины в магистратуре завершается зачетом и защитой курсовой работы. Зачет может проходить: в устной вопросно-ответной форме;

в письменной форме;

в форме подготовки эссе. На зачете проверяется: усвоение теоретического материала дисциплины;

способность магистранта аналитически мыслить;

умение использования полученных знаний для анализа процессов в сфере образования и принятия управленческих решений.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Лукашенко М.А. Образование в условиях рынка: концепция учебного заведения. – М.:

Высшая школа, 2002. – 285 с.

2. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие / Под редакцией А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – Н.Новгород, 2004. – 526 с.

3. Питер Лоранж. Новый взгляд на управленческое образование: задачи руководителей. – М.: 2004. – 388 с.

4. Управление образовательными системами. Учебно-методический комплект /Под редакцией О.Е. Лебедева. – М., 2002. – 88 с.

Дополнительная 1. Багаутдинова Н.Г. Управление качеством в сфере образования. – М., 2003.

2. Богданов И.В. Локальная образовательная система: опыт проектирования, становления и развития. – Тольятти, 1996.

3. Вронштейн А.И. Оценка качества высшего образования. Рекомендации по внешней оценке качества в вузах. – М., 2002.

4. Вузы и работодатели о выпускниках и реформе высшей школы. – М.:», 2005.

5. Круглый стол « Образование в конце ХХ века» // Вопросы философии. – 1992. – № 9.

6. Образование как ресурс социально-экономического развития /Под редакцией Т.Л.

Клячко. – М., 2003. – 153 с.

7. Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие / Под редакцией М. М. Поташника. – М.: России, 2000. – 448 с.

8. Похолкова Ю.П. Менеджмент качества в вузе. – М., 2005.

9. Селезнева Н.А., Байденко В.И. Государственный образовательный стандарт профессионального высшего образования нового поколения как комплексная норма качества высшего образования: общая концепция и модель. – М., 2005.

10. Справочник менеджера образования: В 2 т. – М.: Новая школа, 1995.

11. Устав МГУ имени М.В. Ломоносова. – М., 2005.

12. Экономика знаний: контекст российских проблем. Цикл публичных дискуссий «Россия в глобальном контексте». Выпуск 15. – М., 2004.

13. Ямбург Е. А. "Школа на пути к свободе". – М., 2000.

14. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. – М., 2001.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Автор-составитель: Аринушкина Анна Александровна, доктор педагогических наук ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА Целью курса является формирование ключевых компетенций консультанта в рамках отраслевой специфики системы образования, в.т.ч. через развитие навыков инициации, планирования, организации и управления консалтинговыми проектами в системе образования.

Данный курс является практико-ориентированным и опирается на европейскую и российскую практику управленческого консультирования в системе образования.

Задачи курса:

- сформировать понимание специфики консалтинга как бизнеса;

- изучить методологию управления консалтинговым проектом, применимую к системе образования;

- иследовать идеи отраслевой специализации консалтинговых проектов и услуг;

- изучить динамику развития практики управленческого консультирования, в. т.ч.

на примере локальной практики европейских и российских образовательных учреждений;

- разработать индивидуальный план развития в изучаемом проблемном поле в качестве консультанта;

- определить индивидуальные навыки и идеи, доступные для коммерциализации, развить их до уровня консалтинговых проектов, определить потенциальных потребителей;

- подготовить творческую презентацию индивидуального консалтингового проекта.

РАБОЧИЙ ПЛАН КУРСА В РАМКАХ МАГИСТРАТУРЫ:

1. Лекции – 12 часов.

2. Семинары – 8 часов.

3. Самостоятельная работа – 16 часов.

4. Общая трудоемкость – 36 часов.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРОВ № Тема Ауд. Самост.

занятия работа (акад. час) Лекции:

1 Методологические основы управленческого консультирования 2 2 Бизнес-модель консалтинга в системе образования 2 3 Анализ практики управленческого консультирования в системе 2 образования 4 Управление консалтинговыми проектами. Оперативный и 2 финансовый контроль консалтинговой деятельности в системе образования 5 Планирование консалтингового проекта 2 6 Продвижение консалтинговых услуг в системе образования 2 Семинары:

7 Коммерциализация идеи как консалтинговый проект в системе 4 образования. (семинар) 8 Презентация индивидуального консалтингового проекта. 4 (семинар) Итого 20 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1.`Методологические основы управленческого консультирования.

Понятие управленческого консультирования. Консультант-клиентские отношения.

Клиенты. Консультанты. Классификации консалтинговых услуг Европейской федерацией ассоциаций консультантов (FEACO).

Тема 2. Бизнес-модель консалтинга в системе образования. Способы вхождения в консалтинговый бизнес. Основные консалтинговые услуги.

Кастомизированные программы. Профессиональное организационное развитие образовательных учреждений.

Тема 3. Анализ практики управленческого консультирования в системе образования. Образовательное учреждение как субъект консалтинговой деятельности.

Образовательное учреждение как объект консалтинговой деятельности. Лондонский университет искусств (University of the Arts London). Британский институт академического лидерства. (The British Academic Leadership Institute).

Тема 4. Управление консалтинговыми проектами. Оперативный и финансовый контроль консалтинговой деятельности в системе образования. Понятие консалтингового проекта. Объем задания (проекта). Примеры проектов в системе образования. Спецификация проекта. Ведение консалтингового проекта. Контроль со стороны клиента. Мониторинг степени реализации проекта. Работа с возражениями и рекламациями. Оценка ценности проекта. Перспективы сотрудничества. Рекомендации.

Оценка эффективности деятельности консалтинговой компании по результатам реализации проекта.

Тема 5. Планирование консалтингового проекта. Разработка операционного плана и бюджета консалтингового проекта на примере образовательного учреждения.

Ресурсное обеспечение проекта по сертификации образовательных программ и сертификации по системам качества в одном вузе. Состав рабочей группы. Оценка эффективности проекта.

Тема 6. Продвижение консалтинговых услуг в системе образования. Стратегия продвижения. Репутационный менеджмент, его значение в управленческом консультировании. Финансовый результат консалтингового проекта как конкурентное преимущество. Себестоимость консалтинговых услуг в системе образования. Технологии привлечения клиентов.

Тема 7. Коммерциализация идеи как консалтинговый проект в системе образования (семинар). Технология коммерциализации консалтинговых услуг в системе образования. Тиражирование успешного проекта в локальных отраслевых практиках.

Дискуссия.

Тема 8. Презентация индивидуального консалтингового проекта (семинар).

Обсуждение возможного индивидуального маршрута по организации консалтинговой практики в системе образование. Защита проекта. Дискуссия. Работа с возражениями.

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Изучение дисциплины завершается зачетом. Зачет может проходить:

- в устной форме, - в письменной форме (эссе) - в форме презентации индивидуальных проектов и их последующего обсуждения в аудитории.

На зачете проверяется:

- усвоения учащимися теоретического материала, - полученные навыки разработки и управления консалтинговым проектом в системе образования, в.т.ч. с позиций субъекта и объекта управленческого консультирования;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Обязательная 1. Гончаров, Михаил Анатольевич. Основы маркетинга и консалтинга в сфере образования = Fundamentals of marketing and consulting in the sphere of education: учебное пособие для слушателей системы дополнительного педагогического образования / М. А. Гончаров. Москва: КноРус, 2010).

2. Консалтинг в образовании и управлении: монография / Ткалич А. И. и др. М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО "Московский гос. ун-т сервиса", фак. "Ин-т информ. технологий", каф. "Консалтинговые технологии". - Москва: ИИТ МГУС, 2007.

Дополнительная 1. Алавердова Т.П. Образовательная среда в системе инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства: дис.... кандидата экономических наук: 08.00.05 [Место защиты: Моск. фин.-промыш. акад.] 2. Мешкис Дариюс Кестутис Управление развитием высшего учебного заведения на основе процессного подхода и методов бизнес-моделирования: диссертация...

кандидата экономических наук : 08.00. 3. Консультирование в области образования: Науч.-метод. пособие: [в 3 ч.] / М-во образования Рос. Федерации. Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, Междунар. центр образоват. инноваций [Сост.: Н.В. Гороховатская [и др.]. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И.

Герцена, 2000.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА Автор-составитель: Л.А.Итиуридзе, кандидат социологических наук 1. СТАНДАРТ ДИСЦИПЛИНЫ Магистр, освоивший данную дисциплину должен:

Знать: теорию социальных организаций, основы построения социальной доктрины общества, разработки и реализации социальной политики государства, основные законы, принципы, технологии инновирования как субъектов управления, так и социальных организаций, поведения в них отдельных людей, раскрытия их творческого потенциала в соответствии с социальными целями и требованиями конкурентной рыночной среды, современные ноу-хау в социальной области, наукоемкие технологии, способные практически обеспечить становление российского социального государства, социально ограничить рыночные отношения и на деле обеспечивать достижение социального партнерства на разных уровнях социальной организации.

Уметь: провести оценку проблемной ситуации в социальной области (социальные процессы, социальная сфера, социальные ресурсы);

построить стратегию социального действия и найти адекватные инновационные методы решения социальных проблем в контексте всех имеющихся регуляторов (экономических, финансовых, правовых, культурно-нравственных, психологических и т.п.);

разработать и внедрить инновационные методы решения социальных проблем и получить оптимальный как социальный, так и хозяйственный, коммерческий результат на основе правильного использования социальных ресурсов;

прогнозировать и моделировать социальные последствия принимаемых решений, на этой основе добиваться оптимальных управленческих решений, сочетающих в себе как повышение качества жизни людей, развитие социальных организаций, так и решение институциональных задач.

Владеть навыками: совокупностью способов, методов, средств воздействия на социальные объекты проектирования, мотивирования поведения людей к творческой деятельности.

Быть компетентным: в использовании методов менеджмента, разработке стратегии и тактики повышения эффективности работы организации, выявлении проблем и их решении с использованием новых технологий.

2. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ Дидактические единицы: Социальный менеджмент. Социальное управление Социальное пространство. Социальная сфера. Социальные процессы. Социальные резервы. Социальные ресурсы. Управленческая и организационная культура.

Современные концепции и стратегии управления. Социальные цели. Социальная доктрина.

Социальная политика. Организационная структура социального менеджмента.

Самоорганизация социальных систем. Методы социального менеджмента. Система социального менеджмента. Социальная организация. Социальное проектирование.

Социальное прогнозирование. Информатизация и технологизация социального пространства. Мотивация поведения. Региональный социальный менеджмент.

Социальный самоменеджмент. Инновационные стратегии социального менеджмента.

Корпоратизм. Функции социального менеджмента. Нормы социального менеджмента.

Интеллектуальная собственность. Муниципальный менеджмент. Социальная инженерия.

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА:

лекции – 12 часов;

семинары – 10 часов;

самостоятельная работа – 14 часов;

общая трудоемкость – 36 часов.

4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРОВ Самост.

ВСЕГО Аудиторные занятия Наименование разделов и тем работа (часов) (час.) (час.) Лекции Семинары История становления социального 6 2 - менеджмента и его научные школы Предмет, содержание, законы, принципы и 6 2 2 методы социального менеджмента Проблемы современности в системе 6 2 2 взаимодействия государства и социальной сферы. Особенности менеджмента в сфере образования Социальная политика в сфере науки и 6 2 2 культуры: технологии принятия и контроля решений Социальные и мотивационные ресурсы 6 2 2 социального менеджмента (в науке, образовании, культуре) Антикризисные стратегии, социальная 6 2 2 инженерия и инноватика как средства реализации социального менеджмента.

Всего: 72 36 12 10 5. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ Лекция 1. История становления социального менеджмента и его научные школы. Менеджеральная революция, ее причины. Новый тип управленческой культуры, ее сущность и содержание. Организационная культура. Особенности российского социального пространства и социального менеджмента. Научные школы менеджмента:

основные положения и принципы. Школа «человеческих отношений», «социальных систем», менеджмент «человеческих ресурсов». Тейлоризм, фордизм и административный менеджмент. Общее и особенное в различных школах социального менеджмента.

Определяющее значение «человеческого фактора». Хотторнский эксперимент Э. Мэйо.

Социальный менеджмент конца XX и начала XXI века. Новые элементы управленческой и организационной культуры в конце XX века. «Человеческий ресурс» — главное содержание управленческой и организационной культуры. Общие принципы формирования социального менеджмента в конце XX века. Неоклассическая школа менеджмента. Бихевиористское направление, процессный, системный и ситуационный подходы. Антикризисное развитие, программы выхода из кризиса. Технологии освоения социальных ресурсов. Социальная доктрина, логика ее построения. Стратегия социального менеджмента: цели и задачи. Социальный менеджмент в России: сущность и особенности, теории и методологии. Корпоратизм, цели корпоративного пути развития общества.

Лекция 2. Предмет, содержание, законы и принципы социального менеджмента.

Понятие и сущность социального менеджмента. Социальное пространство (социальная сфера, социальные процессы, социальные ресурсы) как объект управленческого воздействия. Сущность социального менеджмента. Основные составляющие теории социального менеджмента. Малое предпринимательство и социальный менеджмент.

Личность социального менеджера. Взаимосвязь корпоратизма и социального менеджмента. Сущность и особенности законов социального менеджмента. Процессы самоорганизации социальных систем. Принципы социального менеджмента: общие, организационно-технологические, частные. Система принципов социального менеджмента.

Методы социального менеджмента. Сущность и специфика методов социального менеджмента. Организационно-административные, научные методы социального менеджмента. Самоуправление. Социальное проектирование и прогнозирование информационно-анализирующих систем и количественных методов в современном социальном менеджменте. Российский опыт использования научных методов в социальном менеджменте.

Лекция 3. Проблемы современности в системе взаимодействия государства и социальной сферы. Элементы системы социального менеджмента. Организационная структура социального менеджмента, критерии ее рациональности. Функции социального менеджмента. Нормы социального менеджмента. Организационные отношения в социальном менеджменте. «Формальные» и «неформальные» организации. Основные принципы построения социальных организаций. Государственная политика в сфере образования. Особенности менеджмента в сфере образования. Основные проблемы взаимодействия управленческих систем и государственной политики в сфере образования.

Лекция 4. Социальная политика и менеджмент в сфере науки и культуры.

Социальная политика – основа управления социальными системами и процессами.

Сущность и содержание социальной политики, механизмы и принципы ее разработки и реализации. Критерии оценки эффективности осуществления социальной политики.

Необходимость осуществления социальной политики. Особенности разработки и реализации социальной политики в России в сфере науки и культуры. Основные задачи и направления социальной политики в переходном обществе. Технологии принятия и контроля решений.

Управленческая парадигма XXI века. Управленческая парадигма: сущность и содержание. Основные направления ее разработки и реализации. Российская модель концепции устойчивого развития и ее объективные предпосылки. Кризис управления и его причины в России в конце XX и начале XXI веков.

Лекция 5. Социальные и мотивационные ресурсы социального менеджмента (в науке, образовании, культуре). Сущность и структура социальных ресурсов, их специфика. Причины невостребованности социальных ресурсов. Особенности программ социально-экономической поддержки интересов населения. Мотивация деятельности в современных условиях. Возрастание роли интеллектуальной собственности. Состояние современной мотивации к труду в России. Специфика мотивационных ресурсов в науке, образовании и культуре.

Стратегии управления образовательными учреждениями. Качество социального менеджера. Лидерство. Технологии самопознания и саморазвития социального менеджера. Возможности использования принципов самоменеджмента в управленческой практике России. Правовая и материально-финансовая база социального менеджмента в сфере образования. Специфика работы в научных, образовательных учреждениях, а также в сфере культуры. Социальная ответственность, благотворительность, предпринимательство в сфере образования.

Лекция 6. Антикризисные стратегии в социальном менеджменте.

Антикризисное развитие – современные тенденции. Стратегии управления и самоуправления. Стратегическое планирование.

Социальная инженерия и инноватика как средства реализации социального менеджмента. Социальная инженерия: сущность и содержание. Эволюция «социальной инженерии». Социально-инженерные процедуры и связь этапов социоинженерного воздействия. Социоинженерные и социально-технологические методы воздействия.

6. ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ (ПО ВЫБОРУ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ) Тема 1. История становления социального менеджмента. Цель: Освоение студентами сущности и содержания управленческой культуры, социального пространства, основных положений и принципов различных школ и направлений в менеджменте.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность менеджеральной революции.

2. Роль человеческого фактора в менеджменте.

3. Значение Хотторнского эксперимента для развития менеджмента.

Темы докладов:

1. Тейлор и его вклад в развитие менеджмента.

2. Основные положения фордизма на Западе.

3. Э. Мэй о значении человеческого фактора в процессе управления.

Темы для самостоятельного изучения:

1. Основные положения школы «человеческих отношений».

2. Особенности тейлоризма и фордизма.

3. Значение исследований Э. Мэйо в развитии менеджмента.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний 1. Общее и особенное в различных школах социального менеджмента.

2. Содержание и сущность административного менеджмента.

3. Особенности российского социального пространства и менеджмента.

Тема 2. Социальный менеджмент конца XX и начала XXI века. Цель: Освоение студентами технологии и стратегии социального менеджмента, целей и задач, особенностей антикризисного развития.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные положения социального менеджмента конца XX века.

2. Сущность и особенности социального менеджмента в России.

3. Корпоративный путь развития: теория и практика Темы докладов:

1. Особенности бихевиористского направления в менеджменте.

2. Сущность современной социальной доктрины.

3. Современные российские программы выхода из кризиса.

Темы для самостоятельного изучения 1. Неоклассическая школа менеджмента: принципы и основные положения.

2. Особенности российского социального менеджмента.

3. Цели и задачи социального менеджмента Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний 1. Общие принципы формирования менеджмента в России.

2. Корпоратизм: особенности, теоретическая база, этапы развития.

Тема 3. Социальная политика и менеджмент. Цель: Освоение студентами механизма управления социальными системами и процессами, особенности развития социальной политики в РФ.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность и содержание социальной политики.

2. Критерии оценки эффективности социальной политики.

3. Задачи и направления современной социальной политики.

Темы докладов:

1. Социальная политика в России: теория и практика.

2. Законодательная база социальной политики современной России.

Темы для самостоятельного изучения 1. Особенности социального менеджмента в сфере науки, образования и культуры.

2. Механизмы, принципы разработки и реализации социальной политики.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний 1. Особенности реализации социальной политики в России и на Западе.

2. Переходное общество: проблемы и стратегии в социальной сфере.

Тема 4. Предмет, содержание, законы и принципы социального менеджмента.

Цель: Освоение сущности, законов, принципов социального менеджмента, различий социальной сферы, социальных процессов, социальных ресурсов.

Вопросы для обсуждения:

1. Социальное пространство – предметное поле социального менеджмента.

2. Особенности личности менеджера.

Темы докладов:

1. Взаимодействие корпоратизма и социального менеджмента.

2. Особенности процессов самоорганизации социальных систем.

Темы для самостоятельного изучения 1. Основные положения теории социального менеджмента.

2. Малое предпринимательство как объект социального менеджмента.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний 1. Различия общих, частных и организационно-технологических принципов в социальном менеджменте.

2. Законы развития социального менеджмента.

Тема 5. Методы социального менеджмента. Цель: Освоение студентами понятий социальное проектирование, прогнозирование, методов социального менеджмента.

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности российского опыта использования научных методов в менеджменте.

2. Сущность количественных методов.

3. Информационно-анализирующие системы в социальном менеджменте.

Темы докладов:

1. Методы социального менеджмента и российский опыт их внедрения.

2. Современные принципы социального проектирования и прогнозирования в России.

Темы для самостоятельного изучения 1. Сущность методов социального менеджмента.

2. Специфика использования методов менеджмента в России.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний 1. Краткая характеристика методов социального менеджмента.

2. Современные стратегии развития организации и роль проектирования и прогнозирования в них.

Тема 6. Сущность отношений в системе социального менеджмента. Цель:

Освоение системы социального менеджмента, структуры, функций, норм социального менеджмента.

Вопросы для обсуждения:

1. Элементы системы социального менеджмента.

2. Функции и нормы социального менеджмента.

Темы докладов:

1. «Формальные» и «неформальные» организации.

2. Основные принципы построения социальных организаций.

Темы для самостоятельного изучения 1. Организационные отношения в социальном менеджменте.

2. Критерии рациональности организационной структуры социального менеджмента.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний 1. Особенности структуры социального менеджмента.

2. Социальные организации – особенности работы менеджера.

Тема 7. Социальные и мотивационные ресурсы социального менеджмента.

Цель: Освоение сущности, структуры, специфики социальных ресурсов, проблем мотивации, корпоративной и интеллектуальной собственности.

Вопросы для обсуждения:

1. Социальные ресурсы: специфика и сущность.

2. Социально-экономическая база поддержки населения в России.

3. Проблемы востребованности социальных ресурсов на Западе и в РФ.

Темы докладов:

1. Мотивация деятельности в современных условиях.

2. Особенности современной мотивации к труду в России.

Темы для самостоятельного изучения 1. Особенности программ социально-экономической поддержки интересов населения.

2. Корпоративная и интеллектуальная собственность: теория и практика.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний 1. Структура социальных ресурсов.

2. Мотивация социальных ресурсов в области труда и творчества.

Тема 8. Социальный самоменеджмент и менеджмент сферы образования. Цель:

Освоение технологий самопознания, саморазвития, самоменеджмента, менеджмента образования, понимание специфики работы в сфере управления образовательными, научными и культурными организациями.

Вопросы для обсуждения:

1. Качества социального менеджера.

2. Муниципальный менеджмент: сущность и содержание.

Темы докладов:

1. Проблемы лидерства.

2. Типологизация лидерства.

Темы для самостоятельного изучения 1. Самоменеджмент в России: проблемы, перспективы развития.

2. Технологии реализации менеджмента в образовании.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний 1. Правовая и материально-финансовая база социального менеджмента.

2. Технологии самопознания и саморазвития социального менеджера.

Тема 9. Антикризисные стратегии муниципального менеджмента. Цель:

Освоение понятия антикризисное развитие, стратегии управления и самоуправления, особенностей стратегического планирования.

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности самоуправления.

2. Принципы стратегического планирования.

Темы докладов:

1. Современные тенденции антикризисного развития в России.

2. Особенности стратегического планирования.

Темы для самостоятельного изучения 1. Правовая и материально-техническая база местного самоуправления.

2. Стратегии управления и самоуправления.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний 1. Сущность самоуправления.

2. Стратегическое планирование как средство выведения организации из кризиса.

Тема 10. Социальная инженерия и инноватика как средства реализации социального менеджмента. Цель: Освоение сущности социальной инженерии, специфики социоинженерных и социально-технологических методов воздействия.

Вопросы для обсуждения:

1. Этапы развития социальной инженерии.

2. Особенность социально-инженерных процедур социоинженерного воздействия.

Темы докладов:

1. Сущность и содержание социальной инженерии.

2. Специфика социоинженерных и социально-технологических методов воздействия.

Темы для самостоятельного изучения Эволюция «социальной инженерии». Социально-инженерные процедуры и связь этапов социоинженерного воздействия.

1. Развитие социальной инженерии в России.

2. Проблемы развития социально-инженерных процедур воздействия.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний 1. Характеристика развития социальной инженерии.

2. Взаимосвязь этапов социоинженерного воздействия.

Тема 12. Управленческая парадигма XXI века. Цель: Освоение студентами особенностей управленческой парадигмы, основных направлений ее разработки и реализации.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные направления разработки и реализации управленческой парадигмы в сфере образования.

2. Объективные предпосылки российской модели устойчивого развития.

Темы докладов:

1. Сущность и содержание современной управленческой парадигмы в сфере образования.

2. Причины кризиса управления в сфере образования в России в XXI веке.

Темы для самостоятельного изучения:

1. Россия XXI века: проблемы и перспективы развития системы образования.

2. Общие и отличные факторы управленческих парадигм Запада и России.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний:

1. Управленческая парадигма: теория и практика.

2. Современные тенденции развития России и возможности разработки новой модели управления в сфере образования.

7. ТЕКУЩАЯ И ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ Формы текущего контроля знаний: оценка в журнале успеваемости.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: выступление на семинаре, доклад.

Изучение дисциплины в магистратуре завершается экзаменом. Экзамен может проходить: в устной вопросно-ответной форме;

в письменной форме.

8. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ 1. Истоки появления социального менеджмента.

2. Менеджеральная культура: сущность и содержание, тенденции развития.

3. Особенности управленческой и организационной культуры в России.

4. Научные школы социального менеджмента.

5. Особенности современной социальной доктрины в России.

6. Российская социальная политика. Пути ее реализации методами социального менеджмента.

7. Стратегический социальный менеджмент. Особенности его становления и развития в России.

8. «Человеческий ресурс»: сущность и возможности использования.

9. Механизм выработки и реализации социальной политики в регионах.

10. Региональный социальный менеджмент: сущность, тенденции развития.

11. Социальный менеджмент в системе развития местного самоуправления.

12. Сущность и структура социального менеджмента: тенденции развития.

13. Теория и методология социального менеджмента России в сфере образования.

14. Законы и принципы социального менеджмента. Особенности их проявления в России.

15. Методы социального менеджмента. Пути их оптимального применения и рационального сочетания.

16. Социальная сфера менеджмента: пути рационального использования и проектирования.

17. Управление социальными процессами средствами менеджмента.

18. Социальное проектирование, как один из важнейших методов менеджмента.

19. Информационно-аналитическое обеспечение социального менеджмента.

20. Кадры социального менеджмента. Пути формирования кадрового корпуса.

21. Мотивационная сфера социального менеджмента: тенденции развития.

22. Социальные ресурсы менеджмента: пути рационального использования.

23. Личность социального менеджера.

24. Технологии самопознания и самоорганизации в социальном менеджменте.

25. Проблемы формирования менеджера современного типа в России.

26. Развитие программных методов управления в образовательном менеджменте:

состояние и тенденции развития в России.

27. Антикризисные стратегии развития образовательных сообществ.

28. Методы стратегического планирования в образовательном менеджменте.

29. Социальная инженерия как метод решения современных социальных проблем сферы образования.

30. Концептуально-стратегическое управление образовательным учреждением: пути разработки и реализации.

31. Теоретическая модель инновационного управления образовательным учреждением.

32. Новая философия управления образовательным учреждением: миссия, принципы и цели производственной организации.

Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 9 |








© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»