Научный Центр - Dissers WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!
Pages:     || 2 |
-- [ Страница 1 ] --

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М. В. ЛОМОНОСОВА ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ по направлению подготовки «Журналистика» Методическое пособие Москва

2011 Научные консультанты:

докт. истор. наук, проф. С. М. Гуревич;

докт. филол. наук, проф. Б. И. Есин;

докт. филол. наук, проф. Э. А. Лазаревич;

канд. филол. наук, доц. В. В. Славкин;

канд. филол. наук, доц. Г. Г. Щепилова.

Составители и научные редакторы:

канд. филол. наук, доц. М. И. Алексеева;

канд. филол. наук, ст. преп. С. С. Смирнов Магистерская диссертация по направлению подготовки «Журналистика». – Методическое пособие. – М. : Факультет журнали стики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011. – 60 с.

Данное методическое пособие поможет магистрантам факультета жур налистики МГУ имени М. В. Ломоносова подготовить магистерскую диссерта цию по направлению «Журналистика» (031300). В пособии отражены общие требования к квалификационной работе и процедуре защиты ее на кафедрах.

Учащиеся познакомятся с методологией гуманитарных исследований, овладе ют навыками написания научного сочинения, узнают правила составления на учного аппарата и требования к оформлению работы.

Издание предназначено магистрантам факультета журналистики МГУ и их научным руководителям.

Пособие составлено в соответствии с методическими разработками кафедр факультета журналистики МГУ.

Рекомендации одобрены учебно-методической комиссией факультета журналистики МГУ.

© Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, СОДЕРЖАНИЕ РАБОТА НАД МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИЕЙ................... Магистерская диссертация как жанр научной работы............ Концептуальное содержание магистерской диссертации..... Структура магистерской диссертации и этапы работы над ней................................................................. Взаимодействие магистранта с научным руководителем и кафедрой..................................... Язык и стиль изложения................................................................ Правила цитирования..................................................................... ОФОРМЛЕНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ................ Технические параметры текста....................................................... Правила библиографического описания источников............. ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ..... ЛИТЕРАТУРА.............................................................................................. ПРИЛОЖЕНИЯ Образец заявления магистранта заведующему кафедрой..... Образец титульного листа магистерской диссертации...... Образец оглавления...................................................................... Образец библиографического списка.................................... РАБОТА НАД МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИЕЙ МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ КАК ЖАНР НАУЧНОЙ РАБОТЫ Статус магистерской диссертации. По результатам выпол нения магистрантом учебного плана соответствующей магистерской программы выпускающим кафедрам предоставлено право решать вопрос о его готовности к работе над магистерской диссертацией.

Диссертация является формой итоговой аттестации магистрантов Московского государственного университета имени М. В. Ломоно сова. Содержание работы и публичная защита ее дают возможность оценить уровень подготовки выпускника магистратуры факультета, владение навыками исследовательской деятельности, способности творческого применения накопленных знаний. Магистерская дис сертация представляет собой самостоятельное научное исследова ние студента, имеющее целью:

• выявление и углубление теоретических знаний, получен ных за годы обучения;

• закрепление навыков научно-исследовательской и практи ческой работы в области полученной специальности;

• демонстрацию уровня овладения методикой исследования при решении разрабатываемых в магистерской диссертации проблем и вопросов;

• выяснение подготовленности магистрантов к самостоятель ной работе в условиях современного состояния науки, тех ники, культуры, экономики и управления.

Магистерская диссертация по направлению подготовки «Журна листика» (031300) представляет собой выпускную квалификацион ную работу, научное содержание которой отражает ход и результаты исследования. Написанное на актуальную тему сочинение должно соответствовать современному уровню развития науки. Полученные в такой работе результаты должны свидетельствовать о наличии у её автора навыков научного исследования в соответствующей области.

В диссертации магистрант по собственному усмотрению систе матизирует накопленные научные факты, анализирует полученную информацию и доказывает научную ценность или практическую значимость выдвигаемых им положений. Основой содержания маги — 4 — стерской диссертации являются или принципиально новый матери ал, включающий описание новых фактов и явлений, или обобщение ранее известных положений с другой научной позиции или в ином аспекте.

Магистрант должен отразить в работе такое свойство научного познания, как критичность по отношению к существующим взгля дам и представлениям, поэтому содержание диссертации характе ризуется обычно наличием в ней дискуссионного и полемического материала.

Диссертация должна отражать образовательный уровень вы пускника магистратуры факультета журналистики МГУ и свидетель ствовать о наличии у него умений и навыков, присущих специалисту в области массовой информации и коммуникации.

Гуманитарное научное знание. «Журналистика» относится к корпусу гуманитарных дисциплин. Исходя из классического опре деления, напомним, что гуманитарными (и общественными) науками считаются академические дисциплины, изучающие человека в сфе ре его умственной, нравственной и общественной деятельности.

Они слабо формализуемы («неточны») и не обладают четкой ак сиоматикой. При этом неверно полагать, что гуманитарные науки, в отличие от точных и естественных, не «изобретают» ничего нового.

Главным здесь является изучение уже существующей информации.

Углубление (или переосмысление) того, что уже известно, и есть научное достижение в гуманитарной сфере.

Работа с источниками. Источником информации для маги странта могут быть любые материалы, в том числе и неопублико ванные.

Работа с литературой, выбор публикаций на определенную тему – важнейший для магистранта этап. Даже если вы являетесь облада телем солидного домашнего собрания книг, вам следует отправиться в библиотеку, хотя многие предпочитают зайти в Интернет.

К вашим услугам сеть библиотек – Научная библиотека Москов ского государственного университета, Российская государственная библиотека, Российская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино, Библиотека Российской академии наук и многие другие.

Фонды библиотек отражены в каталогах – алфавитных, си стематических, предметных, а также в компьютерной базе данных.

— 5 — Алфавитный каталог поможет вам узнать, какие книги интересую щих вас авторов есть в хранилище. В систематическом каталоге карточки расположены по отраслям знаний. Предметный каталог раскрывает содержание книжных фондов в соответствии с опреде ленными предметами, понятиями, событиями.

Некоторые специализированные библиотеки подсоединены через компьютерную сеть к центральной памяти и могут за считан ные минуты проинформировать вас о любой книге, указать, где она находится. Помните, что в некоторых случаях по межбиблиотечно му абонементу вы можете получить книгу в свой читальный зал из другой библиотеки. В каждой библиотеке есть справочный отдел, где вас могут проконсультировать опытные специалисты.

Как правило, в конце научной статьи приводится краткий би блиографический список. Это поможет вам. Лучшим подспорьем для вас являются библиографические справочники, в том числе ре троспективные.

В ряде случаев возникает необходимость работы в архивах.

Использование архивных материалов делает исследование более основательным, а иногда позволяет ввести в научный оборот новые факты и сведения.

Российский государственный исторический архив (РГИА) хранит документы высших учреждений Российской империи XIX – начала XX века.

Основная масса официальных источников советского периода хранится в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ).

В Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) представлены богатейшие фонды исторических материа лов и личные собрания литераторов, издателей, художников.

Необходимо знать возможности Российской книжной палаты (РКП). Она является центром государственной библиографии, архивно го хранения изданий, статистики печати, международной стандартной нумерации произведений печати и научных исследований в области книжного дела. Библиографическое и информационное обслужива ние организаций, учреждений и отдельных граждан ведется на основе современных информационных технологий, в том числе сетевых.

РКП является хранителем информационно-библиотечного ре сурса национального книгохранилища, страховым фондом страны и сосредоточивает в себе все виды произведений печати, вышед ших на территории СССР с 1917 г. (с 1991 г. – на территории Рос — 6 — сийской Федерации). Структура фонда: книги и брошюры, авторе фераты диссертаций;

периодические и продолжающиеся издания, куда входят журналы, труды, бюллетени, сборники, информаци онные издания, а также газеты. (Книгохранилище находится в г.

Можайске.) РКП выпускает государственные библиографические указате ли – «Книжную летопись» (один раз в неделю);

«Летопись жур нальных статей» (один раз в неделю);

«Летопись газетных статей» (один раз в неделю), «Летопись периодических и продолжающих ся изданий (новые, переименованные и прекращенные издаваться журналы и газеты)» (ежегодно). Страницы указателей моделиру ются в электронном банке данных РКП. Следует иметь в виду, что возможен заказ записи в требуемом электронном формате для по лучения ее по электронной почте.

На основе статистических данных РКП выпускается ежегодник «Печать Российской Федерации в... году». Статистика печати отража ет основные количественные показатели российского книгоиздания, его географию, а также тематическое содержание, целевое назначе ние и читательский адрес выпускаемых изданий и другие сведения.

РКП оказывает платные справочно-информационные услуги:

• подготовку библиографической информации в форме справок обо всей издательской продукции, выходящей в стране, по заказам организаций и учреждений РФ, зарубеж ных фирм, а также отдельных граждан как в России, так и за рубежом;

• абонементное обслуживание по телефону (справки но всем видам издательской продукции);

• выпуск «информационных листков» на базе «Летописи газетных статей», «Летописи журнальных статей» по кон кретным актуальным темам;

• подбор литературы к научным исследованиям, дипломным работам и диссертациям;

• поиск информации в банке данных «Книги в наличии и пе чати»;

• поиск информации в базе данных первичной библиографи ческой информации;

• поиск информации по любым параметрам библиографи ческой записи в банке данных «Российская национальная библиография»;

— 7 — • пользование генеральным алфавитным каталогом Россий ской книжной палаты;

• выдачу справок о периодических и продолжающихся из даниях;

• предоставление статистической информации.

Есть списки последних изданий в новых учебниках и учебных пособиях. Необходимые справки может дать вам научный руково дитель или библиотекарь.

Не забывайте, что целесообразнее всего работать с карточка ми, которые следует расставлять в алфавитном порядке. Можно иметь соответствующую базу данных в персональном компью тере.

Записи на карточках следует делать в соответствии с правилами библиографического описания. Все сведения, переносимые на ката ложную карточку, берут с титульного листа книги. Точные указания фамилии и инициалов авторов, которые есть на титульном листе, пи шут на верхней строчке карточки. На следующей строке – название книги, полностью совпадающее с тем, что обозначено на титульном листе. Далее следуют подзаголовочные данные, порядковый номер издания, сведения о языке, с которого переведена данная книга, све дения о редакции (под чьей редакцией издана книга), номера тома, части, выпуска. Под ними записывают выходные сведения – место издания, название издательства, год выпуска. На новой строчке ука зывают сведения о количестве страниц и иллюстраций в книге.

Год, указанный на титуле, не всегда соответствует году библи ографического цитирования. Из титула вы выясняете только год попавшего вам в руки издания. Обращайте внимание на копирайт:

там проставлена дата первого издания.

Если на титульных листах некоторых книг есть данные об ор ганизациях и учреждениях, от имени которых издана книга, а также о принадлежности ее к определенной серии, эти сведения (надза головочные) заключают в круглые скобки и помещают вслед за количеством страниц.

Обычно библиотечные шифры пишут в правом верхнем углу карточки. В верхнем левом помещайте вашу помету (имеет ли труд общее значение или относится к определенной главе и т. д.). Все это поможет вам в дальнейшем правильно оформить ссылки и би блиографический список.

— 8 — Шифр Ильницкий Андрей Книгоиздание современной России М., Вагриус, 2002.

79 с. 25 графиков Замечания Система карточек до сих пор остается идеальной. Ее не заме нят ни тетрадь, ни блокнот, ни распечатки из сети Интернет.

Приступать к чтению книги следует не сразу. Сначала надо по знакомиться с данными, обозначенными на титульном листе книги, прочитать аннотацию, оглавление, предисловие.

В аннотации перечисляются вопросы, которым посвящена кни га, обозначается читательский адрес.

Предисловие дает возможность подробно познакомиться с кру гом вопросов, которым посвящена книга. По той же причине очень важно для вас оглавление книги.

В известной мере раскрывают содержание нужного вам текс та ключевые слова. Ключевые слова легко определяются ком пьютерными программами аннотированных текстов. Компьютер предоставляет списки ключевых слов, по которым можно в ряде случаев «вскрыть» содержание текстов, не читая их от начала до конца.

По глубине изученности все источники можно условно разде лить на три группы:

1) отобранная научно осмысленная информация (например, на учная статья или книга);

2) отобранная научно не осмысленная информация (например, публикация СМИ);

3) еще не отобранная и не изученная информация.

Очевидно, что чем богаче база источников, тем фундаменталь нее будет исследование. При работе с источниками действовать нужно системно и последовательно – подробно изучать библио течные каталоги, библиографические списки, интернет-ресурсы и базы данных, связанные с темой исследования. Если известно, что — 9 — важный в контексте данного исследования материал имеется, но не был найден, – это серьезное упущение автора, которое впо следствии может негативно отразиться на судьбе его работы. В то же время объем базы источников как таковой еще не говорит ни о чем – автоматического перехода количества в качество здесь не бывает, релевантность используемой информации является важ нейшим критерием оценки.

Источники должны быть достижимы и постижимы. Не стоит рассчитывать, что автору удастся получить материал из закрытых библиотечных фондов или ознакомиться со сведениями, числящи мися под грифом «секретно» или предназначенными для «служеб ного пользования». Также бессмысленно пытаться работать с ис точниками, относящимися к научным дисциплинам, в которых автор явно не компетентен. Все внимание следует сосредоточить на том, что реально возможно изучить.

Важно обратить внимание на то, что оригинальные источники и их переводы де-юре не идентичны. Поэтому, если автор имеет дело с переводным текстом, следует указывать это. При написании магистерской диссертации автор всегда должен давать ссылки на автора и источник, откуда он заимствует материалы или отдельные результаты.

Методики сбора и обработки данных. Помимо имеющих ся в наличии текстовых материалов автор магистерской диссертации имеет право использовать такой источник информации, как научное интервью. В зависимости от поставленных задач выделяют откры тые и закрытые интервью.

Открытые (семидирективные) интервью используются не для количественного, а для качественного исследования. В данном слу чае важны не число опрошенных и статистика данных ими отве тов, а дискурс самого интервью, в качестве интервьюируемого в котором, как правило, выступает эксперт или специалист в какой либо области. Техника проведения подобных интервью состоит в том, что изначально определяется не список «жестких» вопросов, а круг рамочных тем, которые исследователь планирует обсудить с собеседником. Внутри каждой темы выделяются моменты, обя зательные для обсуждения и второстепенные. Естественно, что главным типом вопроса в семидирективном интервью является от крытый вопрос. Разделяют вопросы-мнения, вопросы-впечатления и вопросы-мотивации.

— 10 — Закрытые (директивные) интервью фактически представляют собой анкетирование. Всем респондентам предлагается общий во просник с закрытыми вопросами и вариантами ответов. Директив ные интервью строятся на основе переменных – своего рода ру брик, по которым проводится массовый сбор статистических дан ных. Нередко в директивных интервью используются переменные, которые были определены (выявлены) ранее в рамках семидирек тивных интервью. Главное в таких исследованиях – уметь опреде лить выборку и обосновать ее. Здесь важно понимать, что простой «опрос на улице» не является репрезентативной выборкой. После того как интервью проведены, в текст научного исследования они включаются в виде цитат и ссылок, а в Приложении приводится полный расшифрованный текст интервью с указанием даты его проведения. Кроме того, необходимо включать в Приложение пу стой формуляр опроса – главный документ, подтверждающий факт проведения интервью.

Весь собранный и отобранный материал необходимо затем не только прочитать, но и классифицировать. Что же касается лю бой статистической (цифровой) информации, то для наглядности ее следует оформлять в виде таблиц, графиков, схем и диаграмм.

Обилие числовых данных в самом тексте препятствует его понима нию. В текст обычно включаются лишь анализ самых необходимых параметров и выводы, которые автор делает из них.

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ В магистерской диссертации в обязательном порядке должны быть отражены и четко обозначены главные компоненты научного исследования. Они являются своего рода опорными точками рабо ты, поэтому их принято называть концептуальными. Без концепту альных компонентов научная работа просто не является таковой.

Тема исследования. Выбор темы – сложная и кропотливая работа, от результата которой зависит практически все. Профессио нальный исследователь никогда не выбирает тему, исходя только из материалов и источников, которые имеются у него в наличии.

Цель в данном случае намного важнее средств. Решающую роль при выборе темы играют собственный интерес в сочетании с науч — 11 — ной новизной материала. При этом важно осознавать, что научное исследование – не реферат, который пишут по имеющимся источ никам. Это открытие «нового» на основе того, что «уже открыто».

Следовательно, при выборе темы необходимо не только ориенти роваться на свой интерес, но и постоянно задавать себе вопрос: что нового здесь можно сказать и зачем (кому) это нужно. При выборе темы необходимо также хотя бы примерно представлять, к какому крылу исследователей относит себя автор. Для этого нужно ориен тироваться в научных направлениях в области исследований СМИ1.

В процессе работы над исследованием тема не постулируется.

Она может корректироваться, сужаясь или расширяясь, могут ме няться акценты и угол зрения. Однако следует понимать, что маги странт должен представлять и понимать свою тему с самого начала.

Иначе поиски могут затянуться на неопределенный срок. Формули ровка темы (в отличие от формулировки названия) может представ лять собой целую фразу. Главное, чтобы этой фразой было сказано все.

Частой ошибкой авторов магистерских диссертаций является желание написать много и обо всем сразу. Поэтому важным этапом работы является конкретизация темы. В начале научного исследо вания автор также должен, обосновав свой выбор темы, прийти от тематики к проблематике (конкретному аспекту темы). Такое дви жение называется эпистемологией (дословно – построением осно вы). Должно быть ясно, почему была выбрана данная проблема и каким образом автор пришел к ней. Сама по себе проблема явля ется таковой в том случае, если именно этот аспект темы содержит конфликт2. Конфликт формируется путем выдвижения гипотез (см.

ниже).

Исходя из объема эмпирической (опытной) составляющей, все темы условно можно разделить на две группы: исторические и тео ретические (существует и пограничный – историко-теоретический вариант).

Работы могут быть «компилятивными»3 (описательными).

В этом случае автор критически перерабатывает большую часть ли См.: Кирия И. В. Методика научных исследований СМИ. Методическая разработка по курсу для студентов V курса. – М. : Ф-т журн. МГУ, 2004.

Подробнее см. в философских энциклопедических словарях.

См.: Эко Умберто. Как написать дипломную работу. – М. : Книжный дом «Университет», 2003. – С. 12.

— 12 — тературы по теме и излагает прочитанное, сопоставляя различные точки зрения. Это обстоятельный обзор, который часто бывает полезен серьезным исследователям (любая научная работа начина ется с описания того, что достигнуто, что уже осмыслено). «Ком пилятивная» работа может стать в дальнейшем для автора началом глубокого научного исследования.

В зависимости от того, имеются или отсутствуют в работе прак тические рекомендации, она, соответственно, будет носить приклад ной или фундаментальный характер.

Актуальность исследования. Обоснование актуальности – весьма сложный и тонкий момент работы над исследованием. Ак туальность может быть (и часто бывает) спорной, поэтому авто ру необходимо сформулировать четкие аргументы в защиту своей позиции. В классическом научном понимании актуальность – это значимость чего-либо для настоящего момента, основанная на со временном фактическом существовании реалии. Отсюда следует, что актуальность данных – это свойство сведений, при котором они верны здесь и сейчас. Для точных наук данное условие явля ется очевидной необходимостью. В гуманитарных исследованиях актуальность меньше привязана к категории времени. Актуальной может считаться такая работа, содержание которой имеет отноше ние к реальной действительности, как в синхроническом, так и в диахроническом разрезе. Другими словами, актуально то, что име ет место в данный момент или уже имело место, но по-прежнему значимо для сегодняшнего дня. Главное для магистранта – внятно объяснить (доказать), почему это так.

Историография исследования. Под историографией ма гистерской диссертации подразумевается корпус научных источ ников, на основании которых строится работа. К ним могут отно ситься монографии, учебные пособия, отчеты, обзоры, статьи, дис сертации/авторефераты и пр. Научная работа (в особенности гума нитарная) без объемной историографии просто невозможна. В то же время историография – не просто библиографический список.

Простое перечисление всего, что удалось найти, – признак поверх ностного подхода к историографии. Нужно уметь проводить селек цию, оставляя в фокусе внимания наиболее значимые материалы и источники и отбрасывая второстепенные. Кроме того, единицы историографического обзора необходимо группировать: напри мер, отделяя теоретические исследования от исторических, книги — 13 — от статей, работы отечественных авторов от работ иностранных и т. д. Тем самым автор показывает, что им проделана серьезная под готовительная работа и он владеет теоретической основой своей темы, разбирается в истории вопроса. Главный итог историографи ческого обзора – выявление состояния научной разработанности темы. Оценивается оно не в процентах и не в баллах, а, скорее, такими понятиями, как «глубина», «подробность», «объем» и пр.

Новизна исследования. Тот факт, что тема магистерской диссертации должна быть новой, не требует подробных коммен тариев. Но эту новизну также нужно обосновывать. Единственным способом такого обоснования является анализ имеющихся матери алов и источников. Это требует времени и предельного внимания.

По сути, автору необходимо изучить всю имеющуюся историогра фию на предмет выявления работ на совпадающую тему. Неверно полагать, что самостоятельно выбранная и сформулированная тема является ноу-хау по определению. При разработке ее возможна идентичность с трудами других исследователей, тем более что в гу манитарной сфере исключительная уникальность – вообще редкое явление. В случае, если обнаружено стопроцентное совпадение с уже существующей работой, тему, конечно, придется менять;

в случае частичного совпадения – акцентировать внимание на каком то новом аспекте. Само обоснование новизны заключается в том, что автор, обязательно указывая на уже существующие достижения других исследователей, прямо констатирует, что именно таким об разом (в таком контексте, в таком аспекте) его тема еще никем не рассматривалась. Допускать ошибку здесь нельзя, иначе работа со всей очевидностью теряет смысл.

Объект и предмет исследования. В практике с формули рованием понятий «объект» и «предмет» исследования часто воз никают сложности. Между тем их определение и разграничение является обязательным требованием при подготовке научных ра бот. Философский энциклопедический словарь, хотя и утверждает, что в общегносеологическом плане противопоставление объекта и предмета является относительным, тем не менее указывает, что основное структурное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные (в контексте данного исследования) свойства и признаки. Самая об щая формулировка, помогающая понять различие между объектом и предметом, заключается в том, что объект исследования всегда — 14 — гораздо шире предмета. То есть объект соответствует скорее теме, а предмет больше совпадает с проблемой.

Менее абстрактно объект можно определить как «сферу суще ствования» того, что изучает автор. То, что изучается, – есть пред мет. Например, в работах, посвященных экономическим проблемам СМИ, объектом исследования, вероятнее всего, будет медиаинду стрия или один из ее сегментов, а предметом – конкретный эконо мический процесс, имеющий место в данной индустрии. Обобщая, можно сказать, что предмет зачастую является характеристикой объ екта.

Авторы могут изучать литературу или журналистику определен ного периода развития, теоретические проблемы средств массовой информации, в том числе интернет-журналистики, социологические исследования СМИ (студенты и сами могут проводить социологиче ские исследования), журналистские произведения и книги отдельных авторов, язык и стиль писателей и журналистов, издания в целом и пр.

В тексте работы объект и предмет исследования нужно обяза тельно разделять.

Хронологические рамки исследования. Определение ра мок исследования, как правило, необходимо еще на этапе работы с источниками. Смысл их существования – отсечение всего лишнего для более подробного погружения в самое нужное. Хронологиче ские рамки – это условные границы начала и конца изучения мате риала, содержащего интересующую проблему. Рамкой может быть исторический период, объем выборки, характер выборки и пр. Без четких рамок исследование может потерять определенность, а сам исследователь рискует запутаться в огромном объеме информации.

При этом важно понимать, что обозначенные рамки всегда долж ны быть обоснованы. Искусственные, взятые из ниоткуда границы сильно снижают научную ценность работы.

Рабочая гипотеза исследования. Сутью любого научного исследования является проверка (верификация) на истинность/лож ность гипотез, выдвигаемых изначально. Проверкой является при менение исследовательского метода (см. ниже). Гипотеза никогда не формулируется на пустом месте, а возникает из первоначальных знаний и представлений о предмете исследования. По существу, гипотеза – это авторское видение проблемы с версией ее разви тия или решения. При выдвижении гипотезы необходимо руковод — 15 — ствоваться двумя правилами: она должна быть нова и проверяема при помощи имеющегося инструментария. Гипотеза, подобно теме, формулируется развернутой недвусмысленной фразой, но всегда как предположение.

Цель и задачи исследования. Цель научного исследования заключается в подтверждении или опровержении заявленной гипо тезы (т. е. в ее проверке). Научную ценность имеют оба результата, поскольку опровержение ложного тезиса, очевидно, не бессмыс ленно. В ходе исследования, как правило, также приходится решать комплекс различных задач. Образно говоря, задачи – это ступени, ведущие к вершине лестницы (или средства достижения цели). За дачи всегда имеют более тактический характер. Это своего рода «подцели» работы, из которых складывается общая стратегическая цель.

Метод исследования. Понятие «метод» в философии опре деляется как способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Сознательное применение научно обоснованных методов является существеннейшим условием по лучения новых знаний.

Проще говоря, метод – это тот прием, используя который ис следователь познает новое. Выбор метода – один из ключевых мо ментов в работе над исследованием. Метод определяет, что делать с имеющимся материалом и как именно преподносить его в работе.

Это алгоритм действий магистранта. К самым распространенным методам в гуманитарных исследованиях относятся: дедукция, ин дукция, анализ, синтез, аналогия, наблюдение, сравнение, измерение, сопоставление, систематизация, классификация, моделирование, абстрагирование, формализация, конкретизация, реже – экспери ментирование4. Автор вправе избрать какой-то один из известных методов, но может и комбинировать их. Очевидно, что в работе, посвященной типологии СМИ, главными методами будут система тизация и классификация, а в работе о журналистских жанрах могут использоваться дедукция, анализ и сравнение. Недостаточно про сто указать метод – необходимо пояснить, как именно он приме няется в данной работе. Взаимосвязь метода и проблемы образует поле исследования. Оно характеризуется двумя параметрами: что изучает автор и как он это делает.

Подробнее см. в философских энциклопедических словарях.

— 16 — Эмпирическая основа (база) исследования. В отличие от историографии эмпирическая основа включает в себя корпус ис точников, непосредственно исследуемых самим автором. Это «ра бочий материал» магистерской диссертации, требующий изучения с применением научной методологии. Эмпирической основой могут быть публикации СМИ, разнообразные медиаресурсы, архивные материалы, нормативные и хозяйственные документы, законода тельные акты, собственные интервью и пр.

Положения, выносимые на защиту. Практика показывает, что иногда магистранты не уделяют должного внимания качеству за щищаемых положений, рассматривая их как необходимый, но фор мальный элемент исследования. Такой подход откровенно противо речит здравому смыслу. Положения, выносимые на защиту, – это и есть главный результат научной работы, ее сущностный итог, ее «объявленная ценность». Именно здесь автор максимально сжато и емко формулирует свои научные достижения, все то новое, что ему удалось выявить (открыть). Выдвижение положений – естественный финал квалификационной работы, в котором, собственно, и проис ходит либо подтверждение, либо опровержение выдвинутой гипо тезы. Само собой разумеется, что положения, выносимые на защиту, не могут противоречить материалу исследования, но в то же время и не являются краткой суммой всего сказанного в нем. Это самостоя тельные смысловые единицы диссертации, возникновение которых обусловлено всей совокупностью изложенного и логикой исследо вания. Они должны вытекать из потока научного текста, строиться на основе его архитектуры и закрывать собой изучаемый аспект темы.

По форме положения, выносимые на защиту, представляют собой несколько (3-5) самостоятельных законченных фраз, смысл каждой из которых должен быть обязательно ясен и вне контекста (но лекси чески положения должны быть связаны с заглавием работы). Они не могут быть неоднозначными, а также должны быть безупречными с точки зрения терминологии и логики построения. Стилистика положе ний должна быть максимально академичной. Это делается для того, чтобы, прочитав их, любой специалист мог сразу понять, о чем идет речь и что именно доказывает автор. Если возникновение такого по нимания находится под сомнением, следует улучшить «артикуляцию» мыслей, попытаться достичь предельной четкости формулировок.

В противном случае и до, и во время защиты диссертации могут воз никнуть весьма неприятные ситуации (вплоть до отклонения работы).

— 17 — Если у автора появляются затруднения при формулировке по ложений, это весьма тревожный «симптом». Фактически происхо дящее означает, что в работе допущены серьезные методологи ческие ошибки, возможно, некорректно обозначена тема, невер но выбраны объект и предмет, неточно заявлены цель и задачи.

Проще говоря, если не удается выдвинуть четкие положения, то возникает самый принципиальный критический вопрос: зачем автор вообще взялся за такую работу, если он просто не знает, что хо чет сказать. И такой вопрос более чем правомерен. Без выдвигае мых на защиту положений магистерская диссертация – не диссер тация.

Научно-практическая значимость исследования. Под научно-практической значимостью подразумевается полезность данной работы для представителей масс-медиа, а также научного и преподавательского сообщества. Здесь как бы зашифрован ответ на вопрос, кому нужна такая работа, кроме самого автора, который стремится получить за нее оценку. Научно-практическая значимость может заключаться в рекомендациях (методических указаниях), ко торые автор дает практикам СМИ или их исследователям, а также в том, что собранный в сочинении материал и сделанные выводы могут использоваться при разработке, например, отраслевого зако нодательства, профессиональных кодексов, правил, бизнес-планов и пр. или же при создании учебных курсов, тренингов, монографий, учебных пособий и т. д. По большому же счету, состоятельным с точки зрения научно-практической значимости можно считать такую магистерскую диссертацию, которую впоследствии можно переработать в научную (научно-популярную) книгу или положить в основу диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

СТРУКТУРА МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ И ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД НЕЙ Структура научного исследования является одной из смыслоо бразующих категорий, значение которой сопоставимо со значени ем темы. Это своего рода «силовая линия» текста работы, зафикси рованный уклад повествования. Ясность, четкость и даже жесткость структуры – признак научной состоятельности исследования, кри — 18 — терий оценки его качества и зрелости авторского подхода. Причем под структурой подразумевается не только обоснованное располо жение основных элементов магистерской диссертации (ее общая композиция), но и, что самое главное, обоснованная последова тельность расположения материала внутри каждого из этих элемен тов.

Структура работы зачастую начинает формироваться еще в процессе работы над материалом. Являясь становым хребтом на учного сочинения, структура определяет не только последователь ность изложения, но и его логику. Структура – одновременно и схема исследования, и его рамки. Наконец, через структуру отчасти раскрывается применяемый в работе метод. Переход количества в качество – заслуга в том числе и четко продуманной структуры.

Любой смысловой сбой при формировании структуры – глубокая ошибка методологического характера, способная начисто разру шить всю ткань работы и тем самым сделать невозможным дости жение поставленной цели.

Итак, структура магистерской диссертации должна удовлетво рять следующим критериям:

• Целостности – структура работы должна представлять собой единство всех ее элементов, а каждый элемент ее структуры – часть произведения в целом. Иными словами, следует рассматривать свойства целого и частей как единое целое, не допуская нарушения соразмерности частей.

• Системности – требует рассматривать элементы сочинения как систему, образованную их взаимодействием, что не до пускает объединения разнородных элементов и пропуска необходимых частей.

• Связности – она является обязательным условием суще ствования текста как определенной структуры. Именно этот критерий обеспечивает взаимообусловленность и соотнесенность различных фрагментов текста, что свиде тельствует об эффективности изложения научной инфор мации.

Насыщенность (разветвленность) структуры магистерской дис сертации обусловлена размером текста. Объем рукописи без списка литературы и источников и без приложений должен составлять ми нимум 60 страниц. Общий объем желательно уместить в 100 стра ниц. Примерный объем частей сочинения выглядит так:

— 19 — Заглавие (титул) 1 стр.

Оглавление 1-2 стр.

Введение 5-10 стр.

Главы (от 3 до 5) и параграфы (от 3 до 5) 50-60 стр.

Заключение 5-7 стр.

Библиографический список 3-5 стр.

Приложения (если есть) N стр.

Итого: 65-85 стр.

Заглавие магистерской диссертации на титульном листе (см. Приложение 2), как правило, окончательно формулируется не сразу и нередко только тогда, когда работа уже написана и ее выводы ясны. На начальном этапе исследования это сделать труд но. Поэтому можно порекомендовать первоначальную редакцию заглавия просто сделать более широкой, чем выбранная тема.

Это дает свободу действий при дальнейшем формулировании окончательной версии, что, несомненно, важно, поскольку загла вие играет огромную, если не решающую роль в судьбе диссер тации.

Главное, что нужно понимать и помнить: заглавие – это имя работы, то ключевое словосочетание (именно словосочетание, а не предложение), исходя из которого можно судить о ее содержа нии. Поэтому заглавие должно быть «идеальным и по форме, и по содержанию»: безупречным с точки зрения языка, однозначным и ясным, академически сдержанным, терминологически насыщенным и – главное – максимально полно отражать контент работы. Рас плывчатое и не вполне соответствующее теме работы заглавие ра зом перечеркивает все ее достоинства. Еще одно важное правило заключается в том, что в заглавии, каким бы кратким оно ни было, должна быть видна проблема. Другими словами, это словосочета ние призвано показать, что и почему исследуется.

По негласному правилу, заглавие научной работы должно уме щаться в 6-7 слов. Если сформулировать заглавие кратко не получа ется – это верный признак того, что в работе есть какая-то пробле ма с темой или с ее раскрытием. Во избежание подобных ситуаций советуем регулярно в процессе работы над диссертацией соотно сить содержание с заглавием. Если противоречий и несовпадений — 20 — не наблюдается – значит, все идет нормально, если они есть – нужно искать допущенную ошибку.

В оглавлении диссертации (см. Приложение 3) подроб нейшим образом отражается ее формализованная структура. Это карта-навигатор исследования, прозрачная и простая, поэтому все логические неточности и огрехи становятся видны сразу. Именно оглавление дает первое подробное представление и о содержании работы, и о научной компетентности ее автора.

Составление окончательной версии оглавления диссертации – один из завершающих этапов работы, поскольку композиция ис следования, а также объем и названия его составных частей, веро ятнее всего, будут неоднократно корректироваться.

При этом рабочую версию оглавления – план магистерской диссертации – следует составлять в первую очередь. Начинать работу над текстом, не имея плана, – крайне неэффективная трата времени и сил. Работать с планом и по плану гораздо удобнее. Со ставленный план – это краткое описание исследования, его макет и наглядное руководство к действию для автора. Образно говоря, это стержень, на который нанизывается материал. План, естественно, подвижен и может постоянно изменяться, но именно с ним автор сверяется, как с чертежом, после чего вводит или убирает те или иные части и фрагменты текста. Без плана диссертация уже в про цессе написания может рассыпаться на отдельные несвязанные ку ски текста.

Введение традиционно строится следующим образом: снача ла заявляется тема, затем обосновывается ее актуальность, дается историографический обзор и указывается научная новизна иссле дования. После формулируются объект и предмет, цель и задачи, обозначаются метод и рамки исследования. Наконец, во введении сообщается рабочая гипотеза исследования, формулируются поло жения, выносимые на защиту, указывается научно-практическая зна чимость работы, характеризуется ее структура. Во введении так или иначе должно присутствовать движение от тематики к проблематике.

Исследователь раскрывает ход своих мыслей и оправдывает свой научный выбор.

Введение, по сути, – развернутый план научной работы, ее спрессованное содержание, конспект идеи. Написав введение, ав тор определяет архитектуру исследования, пути поиска ответов на все поставленные вопросы. Введение первично – оно определяет — 21 — лицо будущего научного сочинения. Приступать к работе над вве дением следует, собрав и проанализировав имеющийся материал и составив план сочинения. Этот этап – ключевой с методологиче ской точки зрения. Решив концептуальные проблемы изначально, автор раскрывает и доказывает то, что им было сказано во введе нии. Приписанное, «притянутое» к диссертации введение, скорее всего, просто не будет ей соответствовать, что автоматически раз рушит структуру работы. Такой же методологический прием целе сообразно использовать и при написании глав сочинения, делая к каждой из них небольшое самостоятельное введение.

Самый трудоемкий этап структурирования работы – это фор мирование ее глав и параграфов (подпараграфов). Для автора это испытание на умение последовательно располагать и система тизировать материал, формулировать мысли. Конкретных рекомен даций по структурированию содержания глав и параграфов дать невозможно: все зависит от темы и метода исследования, избран ных автором. Для соблюдения последовательности изложения в теоретических работах можно опираться, например, на периоди зацию развития области знания, в исторических – на хронологию событий. Объем каждой главы и параграфа автор определяет сам, при этом весьма желательно, чтобы идентичные по характеру со держания элементы были приблизительно равны по объему.

У каждой главы и параграфа в тексте магистерской диссерта ции должно быть свое предназначение, раскрываемое в названии.

В качестве примера можно привести такую распространенную мо дель построения исследования: первая глава посвящена теории и/ или истории вопроса, вторая – историческому опыту и/или текущей практике, а в третьей происходит корреляция (соотнесение) содер жания первой и второй глав. Глядя через призму научных знаний, автор осмысливает происходящее в реальности и таким образом приходит к своим выводам. По этой модели можно конструировать каждую главу: теоретический параграф – исторический параграф – параграф-корреляция. Подобные композиционные варианты до статочно удобны, но, подчеркнем, не являются единственными.

Весьма распространенным нарушением структурирования основной части диссертации являются повторы и отступления, от данной темы, возвраты. Каждая мысль, каждый факт должны за нимать в работе свое место. Упоминание уже сказанного, ссылки на приведенные ранее данные вполне допустимы при построении — 22 — дальнейших рассуждений, но никогда не следует вновь излагать то, что и так уже было подробно изложено. Частые повторы и возвра ты производят удручающее впечатление на читателя, нарушают ло гику восприятия и свидетельствуют о непрофессионализме автора.

Бороться с такими недостатками можно только одним способом – регулярно перечитывать написанное и попутно реструктурировать свой текст, удаляя или добавляя какие-то фрагменты или меняя их местоположение (благо компьютерный набор позволяет проводить такие операции всего за несколько секунд). Если же материала объ ективно не хватает – его нужно добирать, но не перерабатывать одно и то же снова и снова.

В заключении выделяются и обобщаются наиболее суще ственные из выводов исследования. Таковыми являются выводы, которые служат главной цели работы – подтверждению (или опро вержению) выдвинутой гипотезы. Положения, выносимые на защи ту, являются краткой редакцией выводов заключения. Рекоменду ется также делать небольшие самостоятельные выводы к каждой главе, чтобы потом было легче писать финальное заключение.

Промежуточные выводы всегда должны находиться в определен ной связи с изначально заявленной гипотезой.

Представляется разумным писать заключение, когда основ ная часть работы уже сложилась. В заключении необходимо из бегать излишне громких формул, таких, как «прогноз», «единый обобщающий вывод» или «универсальная рекомендация». В об ласти гуманитарных и общественных наук подобное вообще едва ли возможно, а самонадеянные заявления автора, скорее всего, не найдут поддержки у членов комиссии. Лучше ограничиться конста тацией фактов и обозначением тенденций. Очевидно, что научная работа без внятного заключения не имеет права на существование, поскольку заключение – это ее концентрированный итог. В нем раскрывается конечный смысл исследования.

Библиографический список (см. Приложение 4) содержит перечень всех без исключения использованных в работе книг, ста тей, законодательных материалов, правил, стандартов, патентных документов, промышленных каталогов, сборников без общего названия, многотомных изданий, депонированных научных работ, неопубликованных документов, диссертаций/авторефератов, сери альных и других продолжающихся ресурсов (в том числе электрон ных) на русском и на иностранных языках. При этом библиографи — 23 — ческий список должен отражать только те источники, которые име ют прямое отношение к решению поставленной проблемы и были реально изучены автором (но не обязательно цитировались в его тексте). Объем библиографического списка, как правило, состав ляет не менее 50 наименований. Советуем формировать его уже в процессе написания работы, чтобы потом не пришлось по второму разу искать источники и их выходные данные.

В приложениях автор волен размещать любой материал, имеющий отношение к его исследованию. Это могут быть расшиф ровки интервью (с формулярами опросов), копии материалов СМИ различного характера, нормативные акты и документы, карты, ста тистические данные, оформленные в виде таблиц, графиков, схем и диаграмм, иллюстративный материал (фотографии, рисунки, ди зайнерские модули), атрибутированные тексты и пр. Формально не ограниченный совокупный объем приложений, исходя из здравого смысла, конечно, не должен превышать объема самой рукописи.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МАГИСТРАНТА С НАУЧНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ И КАФЕДРОЙ Подразумевается, что работу над диссертацией магистрант на чинает в осеннем семестре второго года обучения. По действующим правилам, примерно определившись с темой будущего исследова ния, магистрант пишет заявление на имя заведующего кафедрой, воз главляющей данную магистерскую программу (см. Приложение 1), с просьбой закрепить за ним избранную тему (указывая предвари тельную редакцию названия) и назначить научного руководителя.

На кафедрах, как правило, существуют списки тем, предлагаемых магистрантам на выбор. Но всегда приветствуется, если автор сфор мулировал собственное предложение. Чем конкретнее тема, тем лучше работается магистранту, тем достижимее успех.

Списки с примерами тем скорее призваны помочь магистрантам сориентироваться, понять, какие направления исследований соот ветствуют профилю кафедры (на факультете журналистики МГУ – 13 кафедр).

Следует отметить, что идеальный вариант – выбрать тему дис сертации (и найти научного руководителя) к концу первого года обучения, когда у магистранта уже есть опыт подготовки докладов — 24 — и рефератов и стали определяться его научные интересы. Научным руководителем магистерской диссертации может быть любой пред ставитель профессорско-преподавательского состава факультета (научный сотрудник, преподаватель, доцент, профессор), имеющий ученую степень доктора или кандидата наук.

В идеале, прежде чем писать заявление, магистранту следует предварительно проконсультироваться с предполагаемым научным руководителем, заручиться его согласием. Если магистрант и его руководитель пришли к формулировке темы научного сочинения совместно – это хорошее начало. Кафедра может утвердить тему, предложенную магистрантом, или, сочтя ее не соответствующей тем или иным параметрам, отклонить. Чаще всего кафедра вносит в заявленную тему свои поправки, уточняет и корректирует раз личные аспекты исследования. Магистранту нужно уметь идти на компромиссы с научным коллективом, учитывать пожелания членов кафедры, поскольку именно кафедра несет ответственность за со держание защищаемых работ.

Кроме того, выпускающая кафедра является для магистранта главной контролирующей инстанцией, перед которой он регуляр но отчитывается. Несколько раз в год кафедра проводит собрания магистрантов, на которых они сообщают о проделанной работе и предполагаемых сроках ее завершения. Приветствуется, если авто ры диссертаций принимают участие в научных конференциях (пре жде всего, в Международной научной конференции студентов, аспи рантов и молодых ученых «Ломоносов»), публикуют тезисы своих выступлений в сборниках докладов. Для тех, кто планирует посту пать в аспирантуру, это является обязательным условием. В случае если магистрант пассивен, не является на собрания и не сообщает о результатах работы поэтапно, научный руководитель и кафедра имеют право просто отказаться от сотрудничества с ним и защита диссертации может быть отложена на неопределенный срок.

Поддерживать связь с научным руководителем – прямая обя занность магистранта. Положительным является опыт, когда работа с научным руководителем идет по принципу активного сотворче ства. Для этого необходимо совпадение двух условий: чтобы тема была интересна научному руководителю и чтобы научный руко водитель не знал ее досконально (в противном случае ему будет просто скучно). При таких исходных данных шансы на высокую продуктивность сотворчества резко повышаются.

— 25 — Автору магистерской диссертации всегда нужно помнить: на учный руководитель – не генератор мыслей и идей, которые ма гистрант потом сможет выдавать за свои. При такой схеме взаи моотношений под вопросом оказывается само авторство работы.

Научный руководитель – это главный консультант в процессе ис следования и первый критик его результатов. Он всегда может дать справку, уточнить термин, рекомендовать книгу, наконец, высказать свое мнение по поводу соображений магистранта (аналогичное или альтернативное). При этом поиск разнообразных ошибок и неточ ностей не является прямой обязанностью научного руководителя.

Правильной организацией работы с научным руководителем можно считать такую, при которой на встречах с ним магистрант является «интервьюирующей стороной», т. е. задает вопросы, а не отвечает на них. С научным руководителем целесообразно регу лярно обсуждать следующее:

• изменения в теме исследования и названии рукописи;

• структуру и план диссертации;

• историографию исследования;

• схему организации работы над исследованием;

• сроки выполнения работы над сочинением и его частями;

• результаты исследования;

• текущие проблемы и затруднения в работе;

• содержание научных публикаций;

• организационные вопросы.

В случае если назначенный научный руководитель не распола гает достаточным свободным временем, магистранту целесообразно попросить кафедру назначить ему соруководителя, который сможет оказать дополнительную поддержку. Если же работа с научным руко водителем явно не складывается, имеет смысл просто искать другого специалиста-наставника. Официальная смена научного руководителя должна быть также разрешена кафедрой. Советуем идти на подобную процедуру, заручившись согласием всех заинтересованных сторон.

ЯЗЫК И СТИЛЬ ИЗЛОЖЕНИЯ Исследовательская работа подразумевает научный стиль автор ского изложения. О функциональных особенностях научной речи написано немало книг. Напомним некоторые ключевые моменты.

— 26 — Научный стиль обладает всеми особенностями книжной речи и в то же время имеет ряд особенностей: предварительно обдуман ные высказывания, монологический характер изложения, строгий отбор языковых средств. Стиль научных работ определяется в ко нечном счете их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и т. д.

Научный стиль характеризуется особо четкой, упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости изложения (лаконичности) при сохранении на сыщенности содержания.

Правильное мышление определенно, последовательно и дока зательно. В рассуждении автора не должно быть сбивчивости, не определенности, внутренних противоречий, они должны отвечать требованиям основных законов формальной логики. Логичность – это наличие смысловых связей между последовательными едини цами (блоками) текста. Последовательностью обладает только та кой текст, в котором выводы вытекают из содержания. При этом он разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движе ние мысли от частного к общему или от общего к частному. Яс ность как качество научной речи означает понятность, доступность, определенность изложения. Точность научной речи предполагает однозначность понимания, отсутствие ошибок двойного смысла.

Поэтому в научных текстах слова используются преимущественно в прямом значении.

Жесткие требования точности, предъявляемые к научному тексту, обусловливают ограничение в использовании образных средств языка. Иногда такие средства могут проникать в научные произведения, так как научный стиль стремится не только к точно сти, но и к убедительности, доказательности. В отдельных случаях образные средства необходимы для реализации требования ясно сти, доходчивости изложения. Эмоциональность, как и экспрессив ность, в научном стиле, который требует объективного, «интеллек туального» изложения научных данных, выражается иначе, чем в других стилях. Восприятие научного произведения может вызывать определённые чувства у читателя, но не как ответную реакцию на эмоциональность автора, а как осознание самого научного факта.

Хотя научное открытие воздействует независимо от способа его — 27 — передачи, сам автор научного произведения не всегда отказывается от эмоционально-оценочного отношения к излагаемым событиям и фактам. Стремление к ограниченному использованию авторского «я» – это не дань этикету, а проявление отвлеченно-обобщённой стилевой черты научной речи, отражающей форму мышления.

Большую роль в стиле научных работ играет использование абстрактной лексики, а также терминов. При необходимости (а не для того, чтобы «пускать псевдонаучную пыль в глаза») научный стиль допускает в разумных пределах привлечение специальной лексики из других областей науки. Но в этом случае нужно обо сновывать применение каждой конкретной лексемы с указанием точного смысла, в каком она используется в тексте магистерской диссертации.

В области морфологии можно отметить использование бо лее коротких форм слов. Для связи частей текста используются специальные средства (вводные слова, словосочетания и пред ложения), указывающие на последовательность развития мыслей, на связь предыдущей и последующей информации, на причинно следственные отношения, на переход к новой теме, на близость, тождественность предметов, обстоятельств, признаков и др.

Приведем основные обязательные требования, предъявляе мые к написанию магистерской диссертации. Эти правила касаются собственно авторского текста и, естественно, не распространяются на прямое цитирование:

1. Изложение всего материала в диссертации ведется только от третьего лица и только в изъявительном наклонении. При построе нии предложений, содержащих упоминание о себе, нежелательно использование местоимений первого лица единственного числа (я, мне, меня). Допустимо только использование местоимений пер вого лица множественного числа (мы, нам, нас) или заменяющего их слова «автор».

2. Желательно избегать чрезмерно длинных сложносочинен ных и сложноподчиненных предложений (более трех сочинитель ных/подчинительных связей), нагромождения причастных и дее причастных оборотов, однородных определений и пр. Нецелесоо бразно использование неполных, односоставных, номинативных и эллиптических предложений.

3. Неприемлемо использование любой просторечной, разго ворной и абсцентной лексики, сленга и жаргона. Желательно воз — 28 — держиваться от использования риторических приемов (в т.ч. ри торических вопросов), восклицательных предложений (!) и пред ложений, содержащих эффект недосказанности/неоднозначности (…). Неуместны излишне «громкие» слова и выражения, пафосные формулировки, «высокий штиль», иносказания. Не принято употре блять междометия.

Имена собственные. Все встречающиеся в тексте рабо ты имена собственные требуют единообразного написания. Если речь идет об имени человека, то нужно выбрать один из вариантов:

либо И. О. Фамилия (что, как правило, делается с отечественными именами), либо И. Фамилия (что чаще принято, когда речь идет об иностранных именах). Вариант Имя Фамилия уместен, когда речь идет о фигурантах работы, но не о других исследователях. Самый полный вариант – Имя Отчество Фамилия – применим только к фигурантам, самый краткий – Фамилия – к ним же, но уже при вто ром и дальнейших упоминаниях.

Выделение курсивом не заменяет пунктуационный знак « ».

В тексте закавычиваются все названия компаний, торговых марок, СМИ, названия авторских текстов (в том числе научных), аудиови зуальных произведений и программ, названия законов и норматив ных документов. Но если имя собственное представлено аббревиа турой, кавычки не ставятся. Названия правительственных учрежде ний, органов власти и общественных организаций, хотя зачастую и пишутся с прописной буквы, также не закавычиваются.

Терминология исследования. Известное житейское прави ло – «не употребляйте слов, значения которых вы не знаете» – в полной мере распространяется на научные работы. Магистрант может пользоваться только той лексикой, которая ему знакома. Если значе ние того или иного термина вызывает вопрос и невозможно уточне ние, резоннее отказаться от его использования. Вообще не стоит пе регружать текст работы словами, значение которых не общеизвестно.

Но если же автор вынужден употребить какое-либо специфическое слово (например, медиатизация), следует найти и зафиксировать его определение (дефиницию), указав источник. Уличенный в непонима нии собственного текста магистрант выглядит, мягко выражаясь, несо лидно. Особенно осторожно следует работать с терминами, значения которых еще не устоялись или являются спорными.

Терминологический аппарат не допускает вариативности в но минации, т. е. однажды упомянутые реалии обязательно должны и — 29 — далее обозначаться так же. В противном случае есть риск возникно вения путаницы и двусмысленности. Магистрант в принципе имеет право создать свою лексему или уточнить определение какой-либо из существующих. Но любое введение в оборот новой словарной единицы необходимо очень обстоятельно обосновывать, что не всегда удается.

Аббревиатуры. В целом стиль рукописи не подразумевает наличия большого количества сокращений. Магистерская диссер тация – не словарь и не справочник. Общепринятыми являются сокращения единиц измерения и величин (сантиметр – см, метр квадратный – м2, год – г., век – в., рубль – руб., герц – Гц и пр.).

Произвольное редуцирование слов недопустимо. Сокращения ак тивно используются только в научном аппарате, особенно в сно сках. Устоявшиеся аббревиатуры вполне приемлемы везде. Если аббревиатура не является общеизвестной, желательно при первом ее употреблении приводить расшифровку (РТРС – Российская теле визионная и радиовещательная сеть).

Иностранные имена, названия, термины и аббревиату ры. В тексте диссертации могут нередко упоминаться имена зару бежных авторов, названия их работ (не переведенных на русский язык), используемые в них термины, а также наименования раз личных зарубежных реалий – компаний, организаций и, естествен но, средств массовой информации. Главный принцип, на котором основывается их присутствие в тексте, унифицирован: любое ино странное слово в научной работе, пишущейся на русском языке, так или иначе перелагается на кириллицу, т. е. либо переводится, либо транслитерируется. Правила транслитерации – переведения одной графической системы алфавита в другую (передачи букв одной письменности буквами другой) – содержатся в ГОСТ 16876– «Правила транслитерации букв кирилловского алфавита буквами латинского алфавита» и ISO 9–1995.

Перевод и транслитерация не взаимозаменяемы. В случае если речь идет об использовании имени автора и названия на писанной им работы, имя автора транслитерируется, а название работы – дословно переводится и, если не было закавычено, за кавычивается:

V. Mosco. The political economy of communication – В. Моско.

«Политэкономия коммуникации» — 30 — На языке оригинала авторы и произведения указываются толь ко в сносках и библиографическом списке.

При работе с иностранным термином используется либо его перевод (если он возможен), либо его транслитерация (если она благозвучна), а затем в скобках указывается слово-оригинал с по меткой о языке происхождения и, если это требуется, семантиче ское значение:

Индекс лояльности (англ. affinity index) Аутсорсинг (англ. outsoursing – привлечение третьих лиц, организаций) По такому же принципу следует оформлять и те иностранные термины, которые уже вошли в русский язык и были в нем морфо логически адаптированы:

Кластеризация (англ. clusterisation – скопление) Иностранный термин не переводится и не транслитерируется лишь в одном случае – если в оригинале он является термином аббревиатурой. При этом обязательно нужно указывать его рас шифровку и хотя бы недословное семантическое значение:

СРР (англ. Cost per Point – стоимость пункта рейтинга) При упоминании иноязычных названий организаций (в т. ч. на званий СМИ) следует неукоснительно соблюдать только принцип транслитерации. При этом полные названия традиционно закавычи ваются, аббревиатуры-названия – не закавычиваются:

Time – «Тайм»;

RAI – РАИ При транслитерации полных названий прописные и строчные буквы должны соответствовать графике оригинала:

Time Warner – «Тайм Уорнер» — 31 — Важно помнить, что названия иностранных компаний и органи заций по правилам русского литературного языка не склоняются:

under Viacom’s control – под контролем «Виаком» Расшифровка и транслитерация аббревиатуры-названия без пе ревода (АВС – «Американ бродкастинг компани»), как правило, бес смысленна, дословный перевод полного названия («USA Today» – «США сегодня») зачастую нелеп, поскольку непривычен. А вот рас шифровка аббревиатуры адекватным (не обязательно дословным) переводом не только допустима, но и желательна, особенно в том случае, если данная аббревиатура не является общеизвестной:

LTV – ЛТВ (Телевидение Литвы) При транслитерации полных названий принято одно послабле ние: в англо-, франко- и немецкоязычных названиях определенные артикли перед существительным опускают:

The Times – «Таймс», Le Monde – «Монд», Der Spiegel – «Шпигель» Но в то же время на испано- и италоязычные названия это пра вило не распространяется. Существительные, следующие за арти клем, в подобных случаях пишутся с прописной буквы:

El Mundo – «Эль Мундо», La Stampa – «Ла Стампа» Следует помнить, что транслитерация аббревиатур может при вести к затруднению при их дальнейшей идентификации читателем.

Здесь действует следующее правило: если при прочтении по пра вилам русского языка фонетика транслитерированной аббревиату ры совпадает с фонетикой аббревиатуры в оригинале – графиче ски достаточно ограничиться набором соответствующих букв, если же нет – к несоответствующим буквам добавляются уточняющие (гласные буквы). При таком варианте написания между парами букв ставятся дефисы, прописные буквы, начиная со второй пары, заме няются строчными, но кавычки все равно не ставятся:

ARD – АРД;

BBC – Би-би-си — 32 — В том случае, если наличие в тексте имени собственного на языке оригинала представляется важным (особенно при его первом упоминании в работе), то оно указывается после транслитерации в скобках без кавычек. При этом прописные буквы оригинала оста ются прописными и сохраняются артикли:

«Нью-Йорк Таймс» (The New York Times), TФ-1 (TF-1) Известно, что многие европейские языки (немецкий, француз ский, а также скандинавские и славянские языки), использующие латиницу, имеют особенности в написании отдельных букв. Такую национальную специфику всегда следует сохранять:

«Зюддойче Цайтунг» (Sddeutshe Zeitung) Данный принцип точности должен соблюдаться и при работе с языками, использующими иные типы графики:

«Альджазира» () В случае если при транслитерации возникают затруднения в гра фическом отображении сложных иностранных звуков, отсутствую щих в русской фонетике (дифтонгов, фрикативных согласных и пр.), единственным способом проверки написания может послужить об ращение к существующему корпусу научной литературы, где данные слова уже транслитерировали другие исследователи. При отсутствии сложившейся традиции остается обращаться к правилам ГОСТ 16876–71 и ISO 9–1995, а в самых трудных и спорных случаях при бегать к совету научного руководителя или других преподавателей.

Принятые в иностранных языках небуквенные символы следу ет переводить и расшифровывать. Наличие в русском тексте ориги нального символа совершенно не обязательно:

& – и, $ – долл. США, € – евро, – брит. фунт, – иена Важно заметить, что под транслитерацию должны подпадать не только слова иностранные, основанные на иностранных же ал фавитах, но и отечественные по происхождению слова и слово — 33 — сочетания, содержащие некириллические символы. Принцип еди нообразия написания является общим, и для российских реалий исключение не делается:

Rambler Media Group – «Рамблер Медиа Групп» ПРАВИЛА ЦИТИРОВАНИЯ Прямые и косвенные цитаты. Первое, что должен помнить магистрант – цитатами не стоит злоупотреблять. На основе изучае мой литературы автор строит свое собственное исследование. Сле довательно, наличие каждого источника должно отвечать лишь одной-единственной цели: не иллюстрировать, а доказывать. Не обходимость цитирования в тексте должна быть обоснована. Одна цитата не должна повторять по смыслу другую, она может лишь про должать предыдущее высказывание. Оформлять цитату можно как прямую (закавыченную) речь или как косвенную. Реферирование чужой речи со ссылкой на источники зачастую предпочтительнее, поскольку дает возможность кратко сказать о самом главном. Цити ровать можно любой изданный и неизданный материал, в том числе свои собственные интервью. Прямые цитаты, очевидно, необходи мы, если автор анализирует текст или сопоставляет различные точки зрения.

После каждой цитаты (даже косвенной) необходимо делать сноску – давать библиографическую ссылку на источник. Хорошим тоном считается ссылка на источник даже при простом его упоми нании. Пренебрегать ссылками просто опасно для академической репутации. Всегда следует помнить правило: фрагмент чужого ори гинального теста, приведенный без кавычек и ссылки на источник, есть не что иное, как плагиат. Магистрант особо рискует быть ули ченным в плагиате в том случае, если источник и автор являются хорошо известными, а сочинения его – общедоступными (т. е. факт плагиата легко доказуем). В подобных ситуациях речь идет уже об умышленном, злостном плагиате, что, естественно, расценивается как грубейшее нарушение научной этики со всеми самыми непри ятными последствиями. Обязательно нужно делать ссылку, когда в работе приводятся любые числовые показатели. Сноски на ис точники цитирования лучше оформлять сразу, чтобы впоследствии — 34 — не пришлось повторно искать сам текст и место, из которого взят материал.

Цитирование иностранных текстов. Журналистика зача стую предполагает изучение не только отечественного, но и ино странного (иноязычного) материала. Прямое цитирование текстов на языке оригинала допустимо, но к такой цитате всегда должен прилагаться перевод (либо в тексте, либо в сноске). Кроме того, прямое цитирование иностранного текста требуется далеко не всегда. Если в работе, например, исследуется язык иностранных СМИ – смысл цитирования подлинника очевиден. Но если линг вистическая составляющая явно не находится в центре внимания, то целесообразность присутствия в диссертации оригинальных тек стов оказывается под вопросом. Никогда не следует перегружать работы большими по объему отрывками текста на языке оригинала.

Во-первых, потому что этот язык могут знать не все читающие со чинение, а во-вторых, потому что такие цитаты могут быть истолко ваны как прием искусственного увеличения объема текста.

*** В научном труде, тем более если его автор фактически уже по лучил высшее гуманитарное образование, ошибки недопустимы.

Всю ответственность за орфографические, пунктуационные, грам матические и стилистические ошибки, а также опечатки несет лично магистрант (научный руководитель не обязан выполнять функции корректора). Известно, что найти собственные ошибки достаточно сложно, тем более что после третьего-четвертого прочтения текста глаз, как принято говорить, «замыливается». Поэтому в качестве до тошного корректора лучше всего привлечь человека, ранее не чи тавшего работу и способного проверить ее языковую грамотность.

Особое внимание при вычитке следует уделять титульному листу, оглавлению, введению и заключению работы, единообразию напи сания собственных имен, правильному оформлению сокращений, а также точности цитирования.

Все изложенные выше правила в полной мере распространя ются на написание текстов (статей, докладов и пр.), готовящихся к публикации в научных изданиях.

ОФОРМЛЕНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ТЕКСТА На сегодняшний день не существует единого технического стандарта, которого магистранты обязаны придерживаться при на писании своего научного сочинения. Исходя из имеющегося опыта, мы рекомендуем придерживаться следующих оптимизированных правил.

Работа пишется в текстовом редакторе Microsoft Word обыч ным шрифтом Times New Roman, 14 кеглем с полуторным меж строчным интервалом. Около 2000 знаков на странице (30 строк, 60–70 знаков в строке). Формат листа – А4 (210х297 мм). Ориента ция страницы – книжная. Выравнивание текста делается по ширине.

Абзацный отступ – стандартный (5 символов). Переносы – автома тические. Поля страницы: верхнее – 2 см, левое – 3 см, нижнее – 2 см, правое – 1,5 см. Нумерация страниц – сквозная, номера ука зываются вверху по центру, на титульном листе номер не простав ляется.

Следует однозначно определить выбор вида кавычек. Ссыл ки и подписи под таблицами и графическим материалом пишутся обычным шрифтом Times New Roman, 12 кеглем с одинарным ин тервалом. Сноски делаются с постраничной нумерацией. Главы и параграфы нумеруются римскими и арабскими цифрами (1. и 1.1.).

Названия источников в ссылках не закавычиваются.

Использование жирного шрифта, курсива и подчеркивания для выделения заголовков, подзаголовков, терминов и названий до пускается и остается на усмотрение автора, его дизайнерский вкус и чувство меры. Буквица не используется. Прописные буквы до пускаются в написании заголовков и подзаголовков. Заголовки не закавычиваются, точки в конце заголовков не ставятся.

При использовании в тексте цифрового материала следует оформлять его в виде таблиц по общепринятым стандартам (номер таблицы, тематический заголовок, головка таблицы, прографка и т. д.). Рисунки, графики, схемы и диаграммы должны быть пронуме рованы и иметь подписи. Их лучше всего выполнять в редакторах Microsoft Excel и Microsoft Power Point. Формулы набираются при помощи встроенных возможностей редактора Microsoft Word.

— 36 — Материалы приложения должны быть сгруппированы по оза главленным блокам и иметь собственные названия. Каждый блок и каждый отдельный материал также должен иметь свой номер.

Работа целиком распечатывается на лазерном или струйном принтере на обычной (80 г/м2) белой бумаге, на одной стороне ли ста. Весь текст печатается черным тонером, рисунки, графики, схе мы и диаграммы могут быть многоцветными.

Распечатанные диссертации (минимум 2 экз.) переплетаются.

Используется мягкий (пружинный) или жесткий (клееный картонно дерматиновый) переплет. Цвет обложки значения не имеет. Делать оттиск выходных данных работы на обложке не требуется.

ПРАВИЛА БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ ИСТОЧНИКОВ Подробнейшие правила библиографической записи и библио графического описания всех видов источников содержатся в ГОСТ 7.1–2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описа ние. Общие требования и правила составления», аналогичном меж дународной системе стандартов ISBD (G) и отечественной системе стандартов СИБИД. Действующий унифицированный ГОСТ был принят взамен пяти устаревших ГОСТов Межгосударственным Со ветом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 12 от 2 июля 2003 г.). Этот стандарт распространяется на описа ние документов, которое составляют библиотеки, органы научно технической информации, центры государственной библиографии, издатели и другие библиографирующие учреждения.

Составление библиографических ссылок регламентируется специально подготовленным новым нормативным документом – ГОСТ Р 7.05–2008 «Библиографическая ссылка. Общие требова ния и правила составления».

— 37 — Примеры принятых в библиографической записи сокращений Мест издания Дагестанское книжное издатель Москва – М. ство – Даг. кн. изд-во Ленинград – Л. Молодая гвардия. Музыка – Мол.

Москва – Ленинград – М. ;

Л. гвардия : Музыка Петербург – Пб.

Pages:     || 2 |








© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»