WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

   Добро пожаловать!


 

На правах рукописи

ПЧЕЛИНЦЕВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-

ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА

СОЦИАЛЬНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ

МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ:

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

Специальность 08.00.05 - Экономика и управление

народным хозяйством:

управление инновациями

и инвестиционной деятельностью

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Саратов  2008

Работа выполнена в Саратовском государственном техническом университете

Научный консультант -

доктор экономических наук, профессор

Плотников Анатолий Николаевич

Официальные оппоненты: 

доктор экономических наук, профессор

Шевченко Светлана Юрьевна

доктор экономических наук, профессор

Максимчук Ольга Викторовна

доктор экономических наук, профессор

Андреев Станислав Анатольевич

Ведущая организация -

Российский государственный университет

инновационных технологий

и предпринимательства, г.Москва

Защита состоится 3 марта 2009 г. в 11 ч. на заседании диссертационного совета Д 212.214.02 при Самарском государственном экономическом университете
по адресу: 443090, г. Самара, ул. Советской Армии, д. 141, ауд. 325.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке

Самарского государственного экономического университета.

Автореферат разослан  2 февраля 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета  Крячков  А.Ф.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ



Актуальность темы исследования. Важнейшим фактором развития экономики являются инвестиции. Растущие потребности человека и государства не могут быть удовлетворены без постоянного вложения капитала. Инвестиции имеют важное значение как на макро-, так и микроэкономическом уровне для простого и расширенного воспроизводства, структурных преобразований, максимизации прибыли и на этой основе решения многих экономических и социальных задач.

Инвестиции предопределяют экономический рост любой страны, который связывают, как правило, с техническими, технологическими, организационными, управленческими инновациями, способствующими повышению производительности труда и эффективности производства. Увеличение физического капитала общества (машин, оборудования, зданий и сооружений) повышает производственный потенциал экономики.

Однако, как показывает опыт, в современном обществе объективно повышаются значение и роль факторов нетехнического характера. Потенциал технических инноваций не раскрывается в полной мере без сопутствующих социальных перемен. В ходе инновационных преобразований еще более усиливается зависимость их эффекта от социальных факторов, а именно, качества человеческого капитала (здоровья, уровня образования, профессионального мастерства).

Изменения в стратегических направлениях развития экономики, ориентированные на решение социальных проблем современного российского общества, характеризуются повышением роли и значения социальных инвестиций. Инициированные федеральной властью приоритетные национальные проекты, различного рода социально-инвестиционные программы связаны с инвестированием человеческого капитала, направлены на повышение качества жизни. На инвестиционном рынке в настоящее время заметную роль играют социально ответственные предприятия, участвующие в федеральных и региональных социально-инвестиционных программах и проектах. Содержанием этих программ и проектов является социальное инвестирование различных микроэкономических систем, преимущественно организаций социальной и производственной сфер. Это, с одной стороны, является важным средством активизации инновационного развития экономики, а, с другой стороны, - средством повышения качества жизни. Однако этот процесс в настоящее время не в полной мере является системным, поскольку он практически не затрагивает сектор домохозяйств.

Известно, что важнейшей первичной, жизнеобразующей и жизнеобеспечивающей экономической системой, составляющей один из секторов национальной экономики – сектор домохозяйств, является микроэкономическая система семьи, уровень экономического развития которой оказывает существенное влияние на формирование платежеспособного спроса  и экономический рост. Сбережения семей традиционно рассматриваются в качестве важного источника инвестиций в различные сферы экономики.

Особенностью данной микроэкономической системы является то обстоятельство, что именно в ней посредством социального инвестирования воспроизводится и развивается человеческий капитал современного поколения, а также формируется и развивается человеческий капитал будущих поколений. Однако уровень развития современных российских микроэкономических систем семей является недостаточно высоким. Показателями этого является то, что более четверти человеческого капитала будущих поколений в современных условиях недоинвестируется, формируется в плохих условиях1. Это является в настоящих условиях и будет являться в будущем сдерживающим фактором экономического роста и развития. Поэтому социальные инвестиции, направленные в развитие современных микроэкономических систем семей, объективно необходимы.

В этой связи актуальной является разработка общей концепции социального инвестирования микроэкономических систем. Весьма актуальной является  выработка концепции формирования и развития организационно-экономического механизма социального инвестирования микроэкономических систем семей. Отсутствие целостной системы социального инвестирования на федеральном и региональном уровнях не позволяет решить насущные проблемы устойчивого экономического роста страны и регионов.

Следовательно, необходимость и неотложность изменения ситуации в социальном инвестировании микроэкономических систем является первостепенной по значимости и актуальности научной и практической задачей.

Степень разработанности проблемы. Выбор темы обусловлен недостаточной степенью ее разработанности в научной литературе. При выполнении диссертационного исследования использовались концепции управления инвестициями микроэкономических систем (работы Б.И. Алехина, C.А. Андреева, Л.П. Бажуткиной, О.Н. Богомолова, А.В. Воронцовского, В.Н. Глазунова, П.Г. Гробового, Н.Б. Ермасовой, Л.Л. Игониной, Е.А. Кандрашиной, В.М. Павлюченко, Г.П. Подшиваленко, Б.Я. Татарских, В.Д. Шапиро,
С.Ю. Шевченко, В.В. Шеремет, С.И. Шумилина и многих других экономистов); концепции управления инвестированием инновационной деятельности, как в производственной сфере, так и в сфере образования и науки (работы В.Р. Атояна, Н.В. Казаковой, С.В. Носкова, А.Н. Плотникова, Л.А. Сосуновой, В.Ю.Тюриной и других); концепции оценки эффективности инвестирования производственной сферы (работы В.С. Баландина, В. Беренса,
М. Бромвича, С.А. Владимирова, М.Х. Газеева, В.Е. Есипова, А.Б. Идрисова, В.В. Коссова, Е.А. Кучариной, В.И. Лившица, Ю.А. Несветаева, М.И. Римера, А.Г.Шахназарова и других); концепции управления инвестиционными проектами (работы В.П. Бурова, В.И. Воропаева, В.П. Горбачева, В.В. Ковалева, И.В. Липсица, В.Д. Марковой, В.Д. Шапиро, С.И. Шумилина). Труды вышеперечисленных ученых представляют собой значительный пласт научных изысканий в области теории управления инвестициями, а также в различных ее направлениях. В диссертационной работе данные концепции использовались в качестве фундаментальных.

В ходе выполнения диссертации использовались работы, в которых разработана концепция инвестиционной активности домохозяйств (работы Н.М. Давыдовой, Т.Ю. Сидориной, И.И. Столяровой, К.Л. Хамильтона, Г.И. Хотинской). В данных работах домохозяйства рассматриваются, в основном, как источники инвестирования, а не как реципиенты. Тем самым исследуется одна сторона деятельности данного субъекта инвестиционного рынка, что является недостаточным.

В качестве основы разработки авторской концепции социального инвестирования послужили концепции социального (внешнего и внутреннего) инвестирования предпринимательского сектора (работы
Е.В. Балацкова, Н.Ю. Лапина, С.Е. Литовченко, С.А. Стрижова,
С.В. Туркина, А.Е. Чириковой, С.В. Шишкина); концепции инвестирования социальной сферы (Л.А. Батурина, В.И. Бурова, А.Н. Гатвинского, В.Г. Игнатьева, В.В. Клочкова, С.М. Миронова, С.Н. Надель, Ю.Я. Ольсевич); а также концепции оценки эффективности социального инвестирования (работы С.М. Бухановой, Ю.А. Дорошенко, К.Ю. Зендрикова, И.М. Норкиной, С.В. Палкина, Н.Ю. Саловой). Однако в данных концепциях рассматриваются проблемы социальных инвестиций микроэкономических систем производственной и непроизводственной сфер и не затрагиваются проблемы социального инвестирования сектора домохозяйств, в том числе - микроэкономических систем семей.

При выработке авторской концепции развития организационно-экономического механизма социального инвестирования использовались концепции экономических механизмов (работы С.Ю.Глазьева, В.В. Коссова, А. Кульмана, В.В. Леонтьева, В.Н. Лившица, А.Г. Шахназарова и других), а также концепции организационно-экономических механизмов инвестирования микроэкономических систем (работы И.Ю.Кузевановой, Ф.А.Казаковой, А.Н. Плотникова и других). Первые дали возможность использовать их в качестве общетеоретической основы, а вторые позволили использовать их как основу для формирования и развития процесса социального инвестирования.

При этом также использовались концепции процесса взаимодействия различных субъектов в процессе инвестирования микроэкономических систем производственной сферы (работы Ю.Ю.Ножкина, А.Н.Плотникова, А.К.Симакова) и концепция инвестирования региональных социальных программ (работы Н.Б.Канатовой, О.Б.Кузнецовой, Н.Ю.Лапиной, А.Е.Чириковой, Л.С.Шиловой, С.В.Шишкина). Однако процесс взаимодействия различных субъектов рассматривается в данных работах в ходе инвестирования производственной сферы и региональных социальных программ (организаций социальной сферы) и не рассматривается проблема взаимодействия субъектов процесса социального инвестирования микроэкономических систем семей.

При наличии научных работ по социальным инвестициям теория и практика социального инвестирования микроэкономических систем изучена недостаточно. Исследованы лишь отдельные направления социального инвестирования. Проблема развития организационно-экономического механизма социального инвестирования микроэкономических систем (особенно микроэкономических систем семей) является открытой.

Результатом этого являются односторонне исследованные теоретические основы социального инвестирования, отсутствие методологии формирования и развития организационно-экономического механизма социального инвестирования микроэкономических систем семей (целей, принципов его формирования и развития, структуры его построения, управления взаимодействием  участников), ограниченная практика социального инвестирования микроэкономических систем семей, что затрудняет исследование и поиск возможных путей повышения эффективности социального инвестирования.

Недостаточная проработанность данной проблемы, возросшая актуальность названных аспектов процесса социального инвестирования, а также практическая значимость определили выбор темы и содержание диссертационной работы.

Объектом исследования в диссертационной работе являются  субъекты социального инвестирования в процессе развития и использования его организационно-экономического механизма.

Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся между субъектами социального инвестирования при функционировании и развитии организационно-экономического механизма.

Цель и задачи диссертационного исследования. В работе основной целью являются разработка и обоснование теоретических и методологических основ развития организационно-экономического механизма социального инвестирования микроэкономических систем (на примере микроэкономических систем семей).

Поставленная цель определила логику и структуру диссертационного исследования и вызвала необходимость решения следующих задач:

- уточнить терминологические положения социального инвестирования микроэкономических систем;

- совершенствовать классификацию социальных инвестиций;

- обосновать необходимость существования категории инвестиционного капитала микроэкономической системы семьи;

- выявить источники социального инвестирования микроэкономической системы семьи;

- разработать методологические принципы формирования и развития организационно-экономического механизма социального инвестирования микроэкономических систем семей;

- определить структурные составляющие организационно-экономического механизма социального инвестирования микроэкономических систем семей;

- выработать концептуальные положения взаимодействия субъектов процесса социального инвестирования микроэкономических систем;

- разработать методический инструментарий оценки параметров организационно-экономического механизма социального инвестирования микроэкономических систем семей;

- разработать методические основы по определению потребности социальных инвестиций, направляемых в микроэкономические системы семей;

- определить комплекс показателей оценки эффективности социально-инвестиционных проектов.

Теоретическая и методологическая основы исследования. Теоретической основой исследования являются объективные экономические законы, современные экономические теории и фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых по актуальным проблемам экономики, инвестиционного менеджмента, социального инвестирования, экономического механизма системы управления инвестиционной деятельностью.

В диссертационной работе в качестве методологической базы были выбраны: концепция управления инвестиционной деятельностью, концепция инвестирования в человеческий капитал, а также концепция экономических механизмов. Использование данных концепций позволило наиболее полно и глубоко исследовать процесс социального инвестирования, выявить его специфические особенности, определить источники и направления вложений, эффективные средства, методы, формы и направления его развития.

В работе при проведении исследований и изложении материала использовались общенаучные принципы и методы познания: фундаментальные положения диалектики, основные принципы методологии (определенности, развития, объективности), а также эмпирико-теоретические (наблюдение, измерение, описание) и логико-теоретические (сравнение, анализ и синтез, дедукция, моделирование, объяснение) методы исследования; принципы  единства исторического и логического, общего и специфического в экономических исследованиях, целостности и взаимосвязи экономических процессов, взаимосвязи теории и практики в процессе научного познания; системный подход; комплексный анализ социально-экономической деятельности макро-, мезо- и микроэкономических систем.

Информационной базой исследования явились фактологические и статистические материалы  Федеральной службы государственной статистики и ее  территориальных органов (Саратовской области), Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ), Агентства по страхованию вкладов (АСВ), Послания Федеральному собранию и Указы  Президента РФ, постановления Правительства РФ, Правительства Саратовской области, научные статьи периодических изданий

Научная новизна исследования состоит в разработке теоретических, методологических положений и соответствующих методических рекомендаций, определяющих основы развития  организационно-экономического механизма социального инвестирования микроэкономических систем семей, что заключается в следующем:

- представлена авторская трактовка понятия «социальные инвестиции», акцентирующая все разнообразие источников и направлений вложений, что позволило расширить применение категории социальных инвестиций и использовать ее наряду с традиционным подходом не только для процесса социального инвестирования производственной и социальной сфер, но и социального инвестирования микроэкономических систем домохозяйств (семей);

- предложена авторская классификация социальных инвестиций по широкому комплексу признаков на основе обобщения известных видов инвестиций, наполняя их специфическим содержанием, что позволило разработать эффективные направления развития процесса социального инвестирования;

- обоснована необходимость существования категории «инвестиционный капитал» применительно к микроэкономической системе семьи, которая  является  дополняющей в концепции управления инвестициями «доход» и «сбережения», отличающейся от них источниками образования, включающими внешние инвестиции, и целевой направленностью, зависящей от инвестиционных стратегий семьи, что  позволило рассмотреть микроэкономическую систему семьи как субъект инвестиционного рынка, не только в качестве инвестора, но и реципиента социальных инвестиций;

- выявлены источники социального инвестирования микроэкономической системы семьи, которые автором классифицируются по признакам принадлежности к системе, форме собственности, условиям инвестирования, что позволило определить возможные формы и методы социального инвестирования, а также участников процесса социального инвестирования;

- разработаны методологические принципы развития организационно-экономического механизма социального инвестирования микроэкономических систем семей: централизации и децентрализации социального инвестирования, использования программно-целевого подхода и системы управления проектом; выбора социально-инвестиционных проектов на основе оценки их эффективности; прогнозирования и непрерывного планирования, стимулирования участия в процессе социального инвестирования; ориентации механизма на развитие микроэкономической системы семьи; адресности и индивидуального подхода; платности; учета риска, что позволило определить целевую направленность и концепцию структурного построения организационно-экономического механизма;

- определены принципиально новые структурные составляющие организационно-экономического механизма социального инвестирования микроэкономических систем семей, представляющих собой комплекс модулей, блоков и элементов, что позволило достичь адресного социального инвестирования микроэкономических систем семей с учетом федеральных и региональных стратегий социально-экономического развития и повысить эффективность социального инвестирования;

- выработаны концептуальные положения взаимодействия субъектов организационно-экономического механизма социального инвестирования микроэкономических систем семей, выражающиеся в определении участников процесса социального инвестирования, целей, задач, форм и принципов их взаимодействия с использованием стимулирующих мер, что позволило определить место и роль каждого из них в функционировании организационно-экономического механизма и тем самым повысить эффективность осуществления процесса социального инвестирования;

- разработан методический инструментарий оценки параметров организационно-экономического механизма социального инвестирования микроэкономических систем семей, характеризующийся комплексом показателей, оценивающих спрос и предложение социальных инвестиций, а также активность инвесторов в процессе социального инвестирования, расширяющие существующие подходы в концепции социального инвестирования по источникам инвестирования, дополняющие его государственным, общественным секторами и сектором домохозяйств, что позволяет сбалансировать потребность социальных инвестиций и возможность ее удовлетворения, а также определить размеры потенциальных инвестиционных ресурсов, необходимых для социального инвестирования микроэкономических систем семей;

- разработаны методические основы по оценке потребности социальных инвестиций, направляемых в микроэкономические системы семей в соответствии с авторским организационно-экономическим механизмом, определяемой как прямые социальные инвестиции (зависящие от стоимости семейного комплекса социальных услуг) и дополняющие инвестиции (зависящие от модели инвестирования, участия в ней различных посредников, уровня инфляции, риска), что позволило наиболее обоснованно определить необходимый объем социальных инвестиций, направляемых в микроэкономическую систему семьи;

- определен комплекс показателей оценки эффективности социально-инвестиционных проектов в рамках предложенных моделей  организационно-экономического механизма социального инвестирования микроэкономических систем семей, а также определены показатели, характеризующие помимо внешних и сопутствующие эффекты социального инвестирования, расширяющие традиционные подходы к оценке эффективности социальных инвестиций, что позволило более обоснованно оценить их экономическую и социальную эффективность.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется областью использования разработанных автором теоретико-методологических положений и соответствующих методических рекомендаций по развитию организационно-экономического механизма социального инвестирования микроэкономических систем семей. 

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что выполненное исследование развивает недостаточно разработанное в отечественной экономической теории научное направление – развитие организационно-экономического механизма в системе управления социального инвестирования микроэкономических систем семей, что выражается в развитии терминологического и категориального аппарата, а именно в уточнении понятия «социальные инвестиции», классификации социальных инвестиций, в обосновании применения новой категории «инвестиционный капитал» применительно к  микроэкономической системе семьи, а также в выработке принципиально новой интегрированной концепции развития организационно-экономического механизма социального инвестирования микроэкономических систем семей и авторского подхода к оценке эффективности социального инвестирования микроэкономической системы семьи.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что автором предлагаются научно-практические рекомендации  (модели, формулы, таблицы), позволяющие осуществить развитие социального инвестирования микроэкономических систем семей, обеспечить формирование  инвестиционного капитала, повысить платежеспособный спрос населения, что может способствовать инновационной активности, экономическому росту и развитию. Рекомендации, предложенные в диссертации, могут быть использованы при разработке конкретных направлений государственной социально-инвестиционной политики.

Материалы диссертации использованы в образовательном процессе при подготовке методического обеспечения и подготовке учебных материалов по дисциплинам «Инвестиционный менеджмент», «Экономическая оценка инвестиций».

Апробация работы. Основные теоретические и практические положения диссертации докладывались и получили одобрение на международных и всероссийских конференциях: Шестой Международной научно-практической конференции «Образование в современном мире: глобальное и локальное» (9-10 января 2004 г., Саратов), Региональной научной конференции молодых ученых «Актуальные проблемы социального и производственного менеджмента» (март 2004 г., Саратов), Всероссийской научной конференции «Перспективы самоорганизации общества в стратегиях глобального развития» (9 декабря 2005 г., Саратов), Научно-практической конференции «Инновационное развитие – основа конкурентоспособности региона» (14 апреля 2006 г., Саратов), Всероссийской научной конференции «Стратегии современного развития и управления общественными процессами (декабрь 2006 г., Саратов), Международном форуме по проблемам науки, техники и образования (4-8 декабря 2006 г., Москва), I Всероссийской научно-практической конференции «Управление социально-экономическими процессами в контексте развития современного общества (12 марта 2007 г., Саратов), Международной научно-практической конференции «Логистика и экономика ресурсосбережения и энергосбережения в промышленности (МНПК «ЛЭРЭП-2-2007») (12-15 сентября 2007 г., Саратов), X Всероссийской научно-практической конференции «Экономика. Управление. Финансы» (24-25 апреля 2007 г., Тула), Интернет-конференции «Вклад НКО в реформу социальной сферы: Улучшение здоровья населения, внедрение инклюзивного образования, жилищная политика», портал socpolitika.ru 21 мая - 10 июня 2007 г., Российском научном экономическом собрании «Проблемы модернизации экономики и экономической политики России. Экономическая доктрина Российской Федерации» (19-20 октября 2007 г., Москва),  Международной научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие современного общества в условиях реформ» (10 декабря 2007 г., Саратов), Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы современной экономики: инвестиции, инновации, логистика, труд» (21 апреля 2008 г., Саратов), Международной научно-практической конференции «Формирование инновационной системы экономики и образования в условиях глобализации» (10 апреля 2008 г., Воронеж).





Основные положения и выводы диссертации были использованы при разработке проекта Программы научных исследований в сфере промышленного производства в Саратовской области, а так же при разработке Методики добровольной корпоративной социальной ответственности организаций Саратовской области.

По теме диссертационной работы опубликовано 27 научных работ, из них три монографии, семь статей в журналах, рекомендованных ВАК для опубликования результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора экономических наук. Авторский объем публикаций составил 40,39 печ.л.

Структура диссертационной работы. Структура диссертации обусловлена поставленными целью, задачами, и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, 4 глав, выводов и предложений, списка использованной литературы, содержит 35 таблиц, 133 рисунков,
33 формулы. Список использованной литературы содержит  более трехсот наименований трудов отечественных и зарубежных авторов.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационной работы, анализируется состояние изученности проблемы, определяется объект и предмет исследования, формулируется цель и задачи диссертационной работы, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе определена сущность инвестиций в экономическом развитии, а также содержание социального инвестирования микроэкономических систем, схожие и отличительные признаки социальных инвестиций в сравнении с инвестициями в человеческий капитал и промышленными инвестициями. Рассмотрены источники социальных инвестиций, представлена классификация социальных инвестиций по различным признакам. Обоснуется необходимость исследования микроэкономических систем семей экономического сектора домохозяйств наряду с микроэкономическими системами производственной и социальной сфер как субъектов инвестиционного  рынка в процессе социального инвестирования.

Во второй главе проводится анализ источников социального инвестирования, определяется современное состояние и тенденции развития российского государственного социального инвестирования микроэкономических систем семей в сравнении с процессом социального инвестирования зарубежных стран. Выявлены существующие формы и методы управления взаимодействием государственных, частных и общественных структур в процессе социального инвестирования.

В третьей главе предлагаются концептуальные положения по развитию организационно-экономического механизма социального инвестирования микроэкономических систем семей. Определены направления развития организационно-экономического механизма микроэкономических систем семей. Проведена декомпозиция целей его развития. Разработаны методологические принципы формирования и развития организационно-экономического механизма. Определено структурное построение этого механизма в системе управления процессом социального инвестирования микроэкономических систем семей. Раскрыты последствия, цели и принципы взаимодействия субъектов процесса социального инвестирования микроэкономических систем семей, а также их функции в ходе реализации организационно-экономического механизма.

В четвертой главе предложены организационно-экономические элементы и модели реализации механизма социального инвестирования микроэкономических систем семей. Разработан методический инструментарий оценки параметров авторского механизма социального инвестирования микроэкономических систем семей. Определены показатели эффективности социального инвестирования микроэкономических систем семей.

В заключении работы содержатся основные выводы и рекомендации по результатам диссертационного исследования.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

Диссертационная работа проводилась в рамках современной теории управления инвестициями, предполагающей широкую трактовку категории «инвестиции», в соответствии с которой инвестиции определяются как долгосрочные вложения в различных формах не только в производственную, но и иные сферы экономики, приносящие экономический и социальный эффект.

При исследовании теоретических основ социального инвестирования автор использует в качестве базовой категорию «инвестиции в человеческий капитал» как любую меру вложения в человека (его человеческий капитал), которая имеет целесообразный характер и приносит доход.

Автор в своей работе использует категории «социальные инвестиции» и «инвестиции в человеческий капитал», определяя при этом схожие и отличительные их признаки. К схожим признакам автор относит то обстоятельство, что объектом вложений и в первом и во втором случаях является человеческий капитал; видами вложений в обоих случаях являются денежные средства на производство и потребление социальных услуг; целью вложений является получение дохода (прибыли) и социального эффекта.

Отличительными признаками, по мнению автора, является то, что  источниками инвестиций в человеческий капитал являются вложения в сферы здравоохранения, образования, науки, культуры; оценка экономической эффективности инвестиций в человеческий капитал, как правило, осуществляется применительно к носителям человеческого капитала; не изучается процедура осуществления вложений.

В противовес этому, категория «социальные инвестиции» является категорией, связанной с функционированием конкретных субъектов инвестиционного рынка (федерального центра, субъектов РФ, муниципалитетов, различного рода микроэкономических систем – организаций и семей); источниками социальных инвестиций являются средства конкретных субъектов инвестиционного рынка  (инвесторов): государственные средства, средства различных организаций и семей; эффективность социальных инвестиций определяется у всех участников инвестиционного процесса (инвесторов, посредников,  реципиентов), кроме того, осуществляется оценка не только коммерческой, но и общественной, а также и социальной эффективности;  реализация процессов социального инвестирования требует разработки многоступенчатого, сложного процесса вложений, который интегрируется в организационно-экономический механизм.

Категория социальных инвестиций в данной работе рассматривается с точки зрения широкого представления и трактуется как долгосрочные, целенаправленные вложения государственного, предпринимательского, общественного секторов и сектора домохозяйств в микро-,  мезо- и макроэкономические системы на формирование и развитие человеческого капитала на различных уровнях с целью получения дохода участниками инвестиционного процесса и повышения качества жизни населения, осуществляемые через социальную сферу (в форме вложений в производство социальных услуг) и напрямую (в форме прямых денежных затрат на потребление социальных услуг) (рис. 1).

Рис. 1. Схематичное представление понятия

«социальные инвестиции» (авторский подход

Исследуя природу социальных инвестиций, автор указывает на то, что социальные инвестиции имеют те же основополагающие признаки, что и производственные инвестиции (это долгосрочные вложения, носящие, как правило, стратегический характер; целенаправленные вложения; вложения, приносящие доход, имеющие не только социальный, но и экономический эффект).

Однако социальные инвестиции имеют отличительные признаки: по объектам инвестирования (инвестиции в сферу нематериального производства); по источникам инвестирования (в основном государственные и семейные, редко – собственные средства предприятий социальной сферы); по результативности (в большинстве случаев экономический эффект получается отсроченным); по значимости (практически всегда имеют общественную значимость).

Значимость социальных инвестиций, по мнению автора, определяется следующими положениями: социальные инвестиции направляются на развитие человеческого капитала различных уровней (микроуровня -  на развитие индивидуального и семейного человеческого капитала, человеческого капитала предприятий; мезоуровня – на развитие человеческого капитала крупных корпораций и регионов; макроуровня – на развитие национального человеческого капитала), что ведет к повышению инновационной активности микроэкономических систем и повышению качества жизни; посредством социального инвестирования осуществляется поддержание соответствия между рыночным спросом на товары и услуги и предложением; социальное инвестирование имеет целью развитие потребителей социальных инвестиций (экономических систем различного уровня: микроэкономических систем семей и предприятий, мезоэкономических систем крупных предприятий и регионов, макроэкономической системы - национальной экономики), в конечном итоге направлено на повышение качества жизни населения.

В целях изучения сущности социальных инвестиций на основе обобщения известных классификаций инвестиций и учитывая специфику социальных инвестиций, автором предложена классификация социальных инвестиций по следующим признакам: по пользователям объектов инвестиционной деятельности; отраслевой направленности; объектам вложения средств; формам собственности на инвестиционные ресурсы; целям деятельности инвестора; характеру участия в инвестиционном процессе; отношению к объекту вложения; по степени отражения в национальном учете; по периоду инвестирования; регулярности инвестирования; риску вложений; мотивам инвестирования; источникам инвестиций. Классификация социальных инвестиций по такому широкому комплексу признаков позволяет, по мнению автора, разработать эффективные направления развития процесса социального инвестирования.

В качестве важнейшего субъекта инвестиционного рынка среди большого разнообразия микроэкономических систем автор рассматривает микроэкономическую систему семьи как составляющую сектора экономических систем домохозяйств. Это объясняется тем, что именно в ней посредством социального инвестирования воспроизводится, формируется и развивается человеческий капитал современного и будущего поколений. Развитие микроэкономических систем семей, осуществляемое с помощью социальных инвестиций, имеет большое значение для экономического роста страны.

Микроэкономическую систему семьи автор рассматривает как первичную жизнеобразующую и жизнеобеспечивающую экономическую систему, взаимодействующую с множеством рыночных экономических элементов и социальных субъектов, объединенных потоками инвестиций, товаров и услуг, состоящую из взрослых членов и детей, находящихся в родственных связях, в браке или в отношениях опекунства, которая обладает капиталом, в том числе инвестиционным капиталом, в которой осуществляется производственная деятельность, принимаются инвестиционные решения в соответствии со стратегиями ее развития.

В целях осуществления инвестиционных стратегий микроэкономической системы семьи, направленных на ее развитие, объективно необходим инвестиционный капитал, который трактуется автором как средства, образуемые из части сбережений данной системы, предназначенных на инвестиционные цели, и внешних инвестиций, подлежащие долгосрочному вложению в различные объекты, принадлежащие или не принадлежащие семье, с целью увеличения семейного дохода, повышения качества жизни и развития семьи.

Значение данной категории выражается:

- возможностью на основе инвестиционного капитала развития микроэкономической системы семьи и повышения инвестиционной активности семьи на инвестиционном рынке,

- оценкой возможности инвестирования за счет собственных источников,

- оценкой потребности микроэкономической системы семьи во внешнем инвестировании.

Инвестиционный капитал формируется в финансово-инвестиционной подсистеме микроэкономической системы семьи в процессе накопления  (резервирования) части дохода, формирования сбережений, предназначенных для инвестиционных целей, и внешних инвестиций.

Направления вложения инвестиционного капитала зависят от инвестиционных стратегий, которые изберет семья для своего развития. Это могут быть:

-  вложения в физическое формирование и развитие человеческого капитала детей,

- вложения в человеческий капитал взрослых членов семьи,

- вложения в другие виды семейного капитала или семейный бизнес,

- вложения в активы других экономических систем.

Инвестиционный капитал в первых трех случаях  направляется в производственную подсистему семьи с целью ее развития и получения семейного дохода (рис. 2).

Рис.2. Источники формирования и направления использования

инвестиционного капитала микроэкономической системы семьи

(авторское представление)

В целях воспроизводства и развития человеческого капитала взрослых членов (развития базисной части семейного человеческого капитала), физического формирования и развития человеческого капитала детей (формирующей части семейного человеческого капитала) некоторые группы семей имеют потребность во внешних инвестициях. Учитывая эти аспекты, по мнению автора, микроэкономическую систему семьи на инвестиционном рынке можно рассматривать не только как инвестора, но и как реципиента инвестиционных ресурсов.

Исследуя источники социального инвестирования микроэкономической системы семьи, автор подразделяет их на собственные и привлеченные. К собственным источникам относятся семейные сбережения и семейный бюджет. Привлеченные рассматриваются в двух аспектах: по форме собственности (государственные и частные); по условиям инвестирования (предоставляемые безвозмездно и на условиях займа).

В диссертации проведен анализ источников социального инвестирования по следующим субъектам: государственным структурам, социально ответственным предприятиям и домохозяйствам (семьям). Анализ показал, что важнейшим источником социальных инвестиций на сегодняшний день является государственный сектор, средства  которого направляются непосредственно в организации социальной сферы. Государственные инвестиции осуществляются в соответствии с законодательно утвержденным распределением расходов федерального бюджета в форме субсидий, субвенций и целевого финансирования, а также в соответствии с Федеральными целевыми программами, национальными проектами и грантами. Расходы федерального бюджета по видам экономической деятельности социальной сферы представлены на рис. 3.

Рис. 3. Динамика расходов федерального бюджета

по видам экономической деятельности социальной сферы

(по сравнению с 2005 г., %)

Статистические данные по России показывают, доля инвестиций в основной капитал социальной сферы не превышает 3%, однако в последние годы наблюдается тенденция к ее росту (табл.1).

Таблица 1

Структура инвестиций в основной капитал

по видам экономической деятельности (в процентах к итогу)

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007*

Инвестиции

в основной

капитал – всего,

100

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе

по видам экономической

деятельности:

образование

1,8

1,3

1,5

1,5

1,4

1,8

1,9

2,2

2,3

здравоохранение

2,5

2,6

2,4

2,0

2,0

2,5

2,6

2,7

2,8

прочие коммунальные, социальные услуги

4,3

3.9

3,5

3,8

2,6

2,4

2,5

2,9

2.9

* -прогнозные оценки

Как показал анализ процесса социального инвестирования в России за последние годы, даже с учетом финансирования крупных федеральных социально-инвестиционных проектов государственное инвестирование в социальную сферу по сравнению с другими странами является недостаточным. Это касается также и адресного государственного социального инвестирования российских семей.

На рынке социальных инвестиций в настоящее время заметную роль играют социально ответственные предприятия, которые осуществляют вложения в организации социальной сферы и адресные вложения в некоторые группы семей. Однако этот процесс нельзя назвать системным.

В целях осуществления эффективного процесса социального инвестирования микроэкономических систем семей как значимого на различных экономических уровнях, по мнению автора, объективно необходима разработка концепции развития организационно-экономического механизма социального инвестирования микроэкономических систем семей. Для этого необходимо определение целей его функционирования, принципов формирования и функционирования, организационной структуры, основ управления взаимодействием участников процесса социального инвестирования.

Основные направления по формированию и развитию организационно-экономического механизма социального инвестирования микроэкономических систем семей могут быть сформированы в виде авторской концепции, которая может быть применима не только на микроэкономическом уровне, но также на макро- и мезоэкономическом уровнях.

Концепция формирования и развития организационно-экономического механизма должна соответствовать стратегическим целям, основным направлениям и задачам государственного и регионального социального инвестирования. Наряду с этим концепция организационно-экономического механизма социального инвестирования семей должна включать обоснование текущей политики, пути, методы, средства и мероприятия по реализации процесса социального инвестирования. Другими словами, концепция должна охватывать всю совокупность социально-инвестиционных проектов как на макро-, мезо-, так и микроэкономическом уровнях. 

В конечном итоге рассматриваемая концепция  должна создавать условия и обеспечивать целенаправленное социально-экономическое развитие семей как первичных, микроэкономических систем экономических систем более высокого порядка – мезоэкономических систем регионов и макроэкономической системы страны.

Построение и развитие организационно-экономического механизма социального инвестирования микроэкономической системы семьи требует, в первую очередь, определения целей его формирования и развития.

Цели социального инвестирования микроэкономических систем семей автор  подразделяет по уровням экономического анализа на: цели макроэкономического уровня, направленные на решение экономических и социальных проблем в масштабах экономики всей страны; цели мезоэкономического уровня, направленные на решение социально-экономических проблем регионов; цели микроэкономического уровня, достижение которых позволит решить социальные и экономические проблемы различных групп микроэкономических систем семей. Кроме того, цели социального инвестирования микроэкономических систем рассмотрены с точки зрения субъектов рынка социальных инвестиций: инвесторов (государства, регионов, предприятий и организаций), посредников социального инвестирования (предприятий социальной сферы, общественных организаций, коммерческих предприятий) и реципиентов (семей).

Формирование и развитие организационно-экономического механизма социального инвестирования должно основываться на  определенных принципах. Эти принципы можно, по мнению автора, подразделить на две группы. В первую группу можно отнести признаки формирования организационно-экономического механизма. Во вторую – принципы практической реализации рассматриваемого механизма. Группировка принципов представлена в табл. 2.

Таблица 2

Методологические принципы формирования и развития

организационно-экономического механизма социального

инвестирования семей (в авторском представлении)

Направления

Принципы

1. Формирование организационно-экономического механизма

Базисные составляющие механизма.

Единство централизации и децентрализации социального инвестирования.

Использование программно-целевого подхода и системы управления проектом.

Выбор социально-инвестиционных проектов на основе оценки их эффективности.

Прогнозирование и непрерывное планирование.2

Стимулирование участия в процессе социального инвестирования.

2. Практическая реализация организационно-экономического механизма

Ориентация механизма на развитие микроэкономической системы семьи.

Адресность и индивидуальный подход.

Платность.

Учет риска.

В авторском представлении содержание принципов формирования организационно-экономического механизма заключается в следующем:

Организационно-экономический механизм базируется на определенных составляющих: теоретической, законодательной и программно-целевой базе. В основе построения организационно-экономического механизма социального инвестирования микроэкономических систем семей лежат требования: теории систем (системного подхода), теории человеческого капитала, теории социального инвестирования, теории принятия решений, действующего законодательства, в том числе и об  инвестиционной деятельности, а также концепции федеральной и региональной политики в области социального инвестирования.

Организационно-экономический механизм социального инвестирования основывается на принципах единства централизации и децентрализации осуществления процесса инвестирования. Централизация выражается в осуществлении политики социального инвестирования, ориентированного на обеспечение федеральных, региональных стратегических приоритетов социально-экономического развития, а также  прогнозировании, планировании и практической реализации социально-инвестиционных проектов федерального и регионального уровней. Источниками инвестирования в данном случае выступают федеральный бюджет, внебюджетные фонды и региональные бюджеты.

Децентрализация осуществления процесса социального инвестирования в рамках организационно-экономического механизма выражается в возможности планирования и реализации отдельных  (частных) социально-инвестиционных проектов. Инициаторами таких социально-инвестиционных проектов могут быть общественные организации или региональные власти. Источниками инвестиций выступают средства регионального бюджета, средства социально ответственных предприятий и общественных фондов, которые аккумулируются в специальном региональном социальном фонде.

Единство централизованного и децентрализованных направлений процесса социального инвестирования микроэкономических систем семей выражается в их соответствии политике социального инвестирования семей.

В соответствии с принципом использования программно-целевого подхода и системы управления проектом планирование и распределение бюджетных средств, средств внебюджетных, корпоративных и общественных фондов осуществляется в рамках конкретных социально-инвестиционных проектов на основе декомпозиции главной цели на федеральном, региональном и местном уровнях на локальные цели по соответствующим уровням управления. На этой основе определяются средства, пути достижения целей, формируются социально-инвестиционные программы и система их реализации. Социально-инвестиционные программы осуществляются по различным направлениям (демография, улучшение условий жизни, повышение статуса семьи), по сферам деятельности (здравоохранение, образование, ЖКХ), по группам семей (многодетные, семьи со вторым ребенком, молодые семьи), а также комплексные (предполагающие осуществление вложений в семейный человеческий капитал). Система реализации социально-инвестиционных программ предполагает эффективное практическое взаимодействие всех участников процесса социального инвестирования. Результатом реализации принципа использования программно-целевого подхода и системы управления проектом является достижение экономической и социальной эффективности.

Принцип использования программно-целевого подхода и системы управления проектом предполагает применение принципа выбора приемлемого проекта из альтернативных. Данный принцип предполагает осуществление выбора из нескольких социально-инвестиционных проектов (альтернативных) одного, соответствующего определенным критериям, в том числе и критерию достижения наибольшей экономической и социальной эффективности при учете заданных ресурсных ограничений.

Социально-экономический эффект может быть получен в форме: прироста суммы инвестиционного капитала, компенсирующего инфляционное изменение покупательской способности денег, а также покрывающего риски инвесторов; получения дохода как на макроэкономическом (государственном), мезоэкономическом (региональном), так и микроэкономическом (семьи) уровнях; окупаемости инвестиций в пределах срока, приемлемого для инвесторов; получения социального эффекта в форме повышения качества жизни семей.

Такой подход позволит оценить многоканальный эффект (эффект у всех участников процесса социального инвестирования), а также мультипликативный эффект.

Принцип использования прогнозирования и планирования предполагает разработку прогнозов социально-экономического развития страны и регионов и связанного с ним социального инвестирования на длительную перспективу – до 10-15 лет. Прогнозирование осуществляется на основе анализа результатов социально-экономического развития страны, регионов, отдельных групп семей. Далее разрабатывается стратегия реализации социально-инвестиционных проектов, которая подкрепляется разработкой обеспечивающих планов социального инвестирования отдельных групп семей. Планирование должно быть непрерывным и гибким.

Организационно-экономический механизм основывается на принципе стимулирования участия в процессе социального инвестирования семей. Реализация данного принципа выражается в разработке стимулов (их можно назвать рычагами механизма), которые позволяют ему эффективно функционировать для достижения поставленных целей. Стимулы автор понимает как меры (побудители) морального и экономического побуждения, способствующие тому, чтобы участники процесса социального инвестирования семей вели себя желаемым образом к выгоде и в интересах (целях) процесса социального инвестирования семей.

Содержание принципов практической реализации и развития организационно-экономического механизма социального инвестирования микроэкономических систем семей в авторском представлении заключается в следующем:

Организационно-экономический механизм социального инвестирования семей строится в соответствии с принципом ориентации на развитие микроэкономической системы семьи. Развитие микроэкономической системы семьи в авторском толковании характеризуется количественным и качественным положительными изменениями ее параметров (инвестиционного капитала, семейного капитала, производственной и финансово-инвестиционной подсистем, социально-экономической эффективности вложений).

Результатами реализации данного принципа являются на макро- и мезоэкономическом уровнях развитие национального и регионального человеческого капитала, развитие рынка социальных услуг, уменьшение иждивенческой нагрузки на региональный и федеральный бюджеты, социальная стабильность общества.

Принцип адресности и индивидуального подхода предполагает нормативное инвестирование в конкретную микроэкономическую систему семьи, учитывая ее параметры, а также формирование инвестиций в соответствии с необходимостью потребления каждой отдельной семьей индивидуального комплекса социальных услуг (КСУ), учитывающего ее размеры, количество детей, потребности детей и членов семьи в жизненно необходимых социальных услугах. Практическая реализация принципа индивидуального подхода осуществляется в разделении семей на категории и группы в зависимости от их потребностей в социальных услугах и осуществлении инвестирования их в рамках конкретных моделей. Данный принцип предполагает также разработку рационального набора государственных социальных гарантий (стандартов) потребления услуг образования, здравоохранения, социального обслуживания для отдельных групп семей, которые представляют собой семейный комплекс социальных услуг.

Инвестиции должны предоставляться семье в объеме, обеспечивающем ее экономически независимый статус. Другими словами, в таком объеме, который бы обеспечивал уровень потребления установленного для данной семьи комплекса социальных услуг, необходимый для развития индивидуального и семейного человеческого капитала. Необходимый уровень потребления комплекса социальных услуг устанавливается экспертными органами в зависимости от категории семьи, ее численного состава, количества детей, наличия заболевания у детей и потребности каждого члена семьи в конкретных социальных услугах.

Принцип платности обеспечивает реализацию требования «деньги идут за потребителем». Этот принцип предполагает возможность выбора семьям производителя (производителей) необходимых социальных услуг в области здравоохранения, образования, социального обслуживания. Принцип платности за предоставление социальных услуг направлен в конечном итоге на удовлетворение потребностей семей в необходимых социальных услугах, а также на развитие эффективного рынка социальных услуг.

Социальные инвестиции относятся к рискованным вложениям, поскольку трудно оценить результаты инвестирования. Поэтому при реализации организационно-экономического механизма инвестирования семей необходимо опираться на принцип учета риска. Практическая реализация данного принципа выражается в разработке различных моделей инвестирования для соответствующих категорий и групп семей. В организационно-экономическом механизме инвестирования семей по степени риска используются модели с умеренной  и средней степенью риска вложений.

Разработанная система принципов позволит повысить эффективность организационно-экономического механизма социального инвестирования микроэкономических систем семей.

В соответствии с авторской концепцией развитие организационно-экономического механизма предполагает не только количественное (увеличение объемов инвестиций, увеличение числа инвесторов и реципиентов), но в большей степени качественное позитивное изменение процесса социального инвестирования (повышение социально-экономической эффективности инвестирования), а также соответствие механизма изменениям макро- и микроэкономической среды.

В экономическом процессе социального инвестирования микроэкономических систем семей осуществляются сложные экономические явления, включающие две логически последовательные части:

1) превращения доходов в капитал нового качества: СД – СК,

2) превращения капитала в возрастающий доход: СК - СД .

Процесс социального инвестирования микроэкономических систем семей включает в себя, с одной стороны, взаимодействие экономических субъектов (государства, коммерческих предприятий, микроэкономических систем семей, общественных организаций) в целях превращения доходов (семейного дохода - СД) в расширенное воспроизводство семейного капитала (создание нового семейного интеллектуального и физического капитала - СК): СД - СК.

С другой стороны, новый капитал (семейный интеллектуальный (в части человеческого капитала) и семейный физический капитал - СК) используется в производственной деятельности внутри микроэкономической системы семьи и (или) в других экономических системах, в результате чего получается повышенный семейный доход (СД): СК - СД.

Экономический процесс социального инвестирования не может функционировать без участия субъектов – его участников. Субъектами (Sј) рассматриваемого экономического процесса социального инвестирования являются:

- инвесторы  / соинвесторы (семьи, государство, организации);

- посредники (государственные, общественные организации, организации-производители социальных услуг);

- реципиенты (семьи).

Для осуществления эффективного управления экономическим процессом социального инвестирования предлагается организационно-экономический механизм социального инвестирования микроэкономических систем семей. В авторском представлении организационно-экономический механизм социального инвестирования микроэкономических систем семей - это совокупность моделей, средств и методов, направленных на достижение цели и конкретных целевых результатов системы управления процессом социального инвестирования.

В авторском представлении организационно-экономический механизм в соответствии с принципом формирования базисных составляющих механизма состоит из модулей, блоков и элементов (рис. 4).

Модулями механизма в авторском представлении являются его части, определяющие направления деятельности в отношении отдельных групп  микроэкономических систем семей и соответственно предполагающие различные формы (варианты) их инвестирования. Каждый модуль механизма имеет блоковую структуру. Блоками являются части модулей, определяющие средства воздействия субъектов на процесс социального инвестирования.

К блокам средств воздействия относятся: блок средств воздействия на социальное инвестирование на федеральном и региональном уровнях; блок средств воздействия на социально-инвестиционные проекты; блок средств воздействия на участников процесса социального инвестирования; блок средств воздействия на ресурсное обеспечение.

Элементами блоков средств воздействия являются методы, формы и модели социального инвестирования. Составляющие элементы блоков средств воздействия можно рассматривать в качестве рычагов и стимулов, приводящих систему управления экономическим процессом в практическое действие (эффективное функционирование процесса управления социальным инвестированием микроэкономических систем семей).

Блок средств воздействия на социальное инвестирование на федеральном и региональном уровнях включает в себя методологические и нормативно-правовые элементы. Методологические элементы представляют собой совокупность научных методов, характеризующих процесс социального инвестирования микроэкономических систем семей в различных аспектах.

Рис. 4. Структура организационно-экономического механизма

социального инвестирования семей (авторский подход)

Нормативно-правовые элементы организационно-экономического механизма являются действенным средством регламентации процесса социального инвестирования, поскольку способны в большей степени синтезировать возможности регулирования отношений между участниками (субъектами), возникающих в ходе данного процесса.

Информационно-методические элементы составляют блок средств воздействия на социально-инвестиционные проекты. Их назначением является информационное обеспечение процесса социального инвестирования, а также обеспечение строго определенного, последовательного порядка его осуществления. Методическая база предполагает разработку проектов социального инвестирования семей, что включает в себя определение целей, участников, условий, методов, средств и порядка инвестирования.

Организационно-административные элементы, составляющие блок средств воздействия на участников, предполагают регламентацию взаимоотношений между участниками процесса социального инвестирования. Данные элементы имеют своим содержанием определение целей, задач, функций и ответственности каждого участника процесса социального инвестирования, а также принципов  и схем взаимодействия всех субъектов организационно-экономического механизма.

Блок средств воздействия на ресурсное обеспечение организационно-экономического механизма предполагает наличие финансово-экономических элементов, поскольку в его рамках определяются объем потребных инвестиционных ресурсов, источники их поступления, правила формирования аккумулирующих инвестиционных фондов, регламент движения финансовых средств, бюджет социального инвестирования, проводится оценка эффективности.

В качестве методов социального инвестирования микроэкономических систем семей в рамках организационно-экономического механизма автор предлагает использовать: прямое государственное социальное инвестирование в форме бюджетного социального кредитования и бюджетного социального субсидирования; косвенное государственное социальное инвестирование в форме налоговых льгот и неналогового финансирования; донорское социальное инвестирование; коммерческое (прямое) социальное инвестирование в форме социально-инвестиционного кредитования.

Процесс социального инвестирования микроэкономических систем, на взгляд автора – совокупная деятельность (взаимодействие) субъектов (участников) по вложению средств в социально-инвестиционные проекты различного масштаба (государственного, регионального, местного), предусматривающие инвестирование микроэкономических систем, с целью их развития и обеспечения отдачи от этих вложений.

Предлагается иерархическая структура процесса социального инвестирования по типу «институты-методы-механизмы»3. Институциональное построение процесса социального инвестирования, по мнению автора, предполагает формирование различного рода институтов: государственного законодательного регулирования в области социального инвестирования микроэкономических систем семей; взаимодействия государства и бизнеса; информационной, финансовой прозрачности и  контроля, а также реализации социально-инвестиционных проектов.

В процессе социального инвестирования в аспекте взаимоотношений участников процесса социального инвестирования применяются методы коллективных переговоров и взаимных консультаций, осуществления государственного заказа на социально-инвестиционные проекты, мотивации участников процесса инвестирования, а также участия в координационных, наблюдательных, экспертных советах.

Механизм социального инвестирования опирается на многосторонние соглашения между участниками процесса социального инвестирования, предусматривает мониторинг законодательной базы, а также при его формировании используются различные формы инвестирования (кредитование, субсидирование и другие). В рамках механизма социального инвестирования осуществляются конкурсы социально-инвестиционных проектов, создаются корпоративные, региональные специальные фонды, разрабатываются программы социального инвестирования.

В диссертационной работе определены участники процесса социального инвестирования: государственные, бизнес- и общественные структуры. Взаимодействие участников в процессе социального инвестирования имеет для каждого из них позитивные последствия.

Для государственных структур позитивными последствиями взаимодействия участников процесса социального инвестирования могут быть возможность эффективного стратегического планирования социально-экономического развития страны и регионов, антикризисные процессы, снижение социальной напряженности, экономический рост.

Для предприятий реального сектора экономики, участвующих в процессе социального инвестирования, позитивными последствиями этого является рост объемов продаж, увеличение доходов, улучшение имиджа предприятия, устойчивость функционирования.

Местное сообщество (в том числе и российские семьи), представителями которого являются общественные организации, имеют возможность получать качественные, необходимые им социальные услуги, что позволяет увеличивать человеческий капитал и повышать качество жизни.

Главной целью взаимодействия государственных, общественных структур и бизнес-структур является создание и развитие производства социальных услуг, отвечающих современным требованиям и стандартам, посредством социальных инвестиций, а также эффективное потребление этих услуг российскими семьями для повышения качества их жизни. Данная цель может быть реализована посредством достижения поддерживающих целей: разработка стратегий и приоритетных направлений социального инвестирования в России и регионах; разработка механизмов и моделей социального инвестирования, действующих на различных уровнях; разработка системы контроля процесса социального инвестирования и ответственности его участников; разработка системы критериев и показателей эффективности социального инвестирования; стимулирование активности и социальной ответственности участников процесса социального инвестирования.

Основными принципами взаимодействия участников процесса социального инвестирования, по мнению автора, могут быть: ориентация на экономический рост страны и регионов; соответствие приоритетам социально-экономического развития страны и регионов; использование лучшего отечественного и зарубежного  опыта взаимодействия участников социального инвестирования; использование системного, программно-целевого подхода и системы проектного управления; оптимизация материального, финансового и информационного сопровождения взаимодействия; обеспечение эффективности взаимодействия для всех участников; добровольный характер участия в процессе социального инвестирования.

В диссертационной работе выявлены функции каждого участника процесса социального инвестирования. Предлагаются источники финансирования социально-инвестиционных проектов на региональном уровне с участием субъектов процесса социального инвестирования, к которым автор относит средства социально ответственных предприятий, регионального и местного бюджетов и общественных фондов.

При выработке методического инструментария параметрических характеристик данного механизма автор использовал подход, осуществляющий оценку спроса на социальные инвестиции, направляемые в микроэкономические системы семей, оценку реального предложения социальных инвестиций со стороны различных субъектов рынка социальных инвестиций, и, наконец, оценку системы регулирования «спрос-предложение» социальных инвестиций.

Оценка спроса на социальные инвестиции, направляемые в микроэкономические системы семей, на наш взгляд, предполагает осуществление вначале оценки социально-экономического развития микроэкономических систем семей, а затем – оценки потребности в социальных инвестициях.

Оценка социально-экономического развития общества возможна по следующим направлениям: оценка социально-экономической структуры микроэкономических систем семей; оценка уровня жизни и индекса социального развития семей; оценка спроса семей на социальные услуги.

При оценке размера потребности в социальных инвестициях, по мнению автора, необходимо учитывать не только прямые, но и сопряженные (дополняющие) с ними инвестиции. В авторской трактовке прямые инвестиции – это инвестиции, направленные непосредственно на удовлетворение потребности в социальных услугах (семейный КСУ), развивающие семейный капитал. Сопряженные с ними инвестиции – это инвестиции, дополняющие прямые, величина которых определяется величиной риска, уровнем инфляции и условиями инвестирования и зависит от модели инвестирования, участия в ней различных посредников (объем средств, определяемый размером банковской процентной ставки или ставки рефинансирования Центрального банка РФ, а также затраты на осуществление функций отдельных посредников).

Объем потребности в социальных инвестициях определяется для каждого социально-инвестиционного проекта. Методические подходы определения потребности социальных инвестиций, направляемых в микроэкономические системы семей, могут зависеть от стадий социально-инвестиционного проектирования. На ранних стадиях проектирования потребность в инвестициях можно определять укрупненно, опираясь на показатели числа микроэкономических систем реципиентов, нормы потребления социальных услуг и рыночную стоимость социальных услуг. На стадии рабочего проектирования определяется окончательный объем потребности социальных инвестиций с учетом уточненного количества реципиентов, а также утвержденных уполномоченными региональными органами стоимости КСУ по каждой группе реципиентов или модели инвестирования.

Общий объем потребности в социальных инвестициях определяется по формуле:

=

где – общая потребность социальных инвестиций, направляемых в микроэкономические системы семей;

ИфКСУi – прямые социальные инвестиции, направляемые на развитие семейного капитала i-й группы семей;

– сопряженные инвестиции.

Годовая потребность в социальных инвестициях, направляемых в микроэкономические системы семей, определяется на основе календарного социально-инвестиционного плана по формуле:

= * / ,

где - годовая потребность инвестиций на t- й год;

– время функционирования социально-инвестиционного проекта;

- коэффициент нарастания социальных инвестиций по годам периода Т.

Оценка потенциального предложения социальных инвестиций, направляемых в микроэкономические системы семей, по мнению автора, должна опираться на оценку:  состояния экономики в целом; социально-экономической политики; институциональной характеристики процесса социального инвестирования; объема потенциального предложения социальных инвестиций; инвестиционной инфраструктуры, которая предполагает разработку системы показателей, характеризующей активность субъектов (инвесторов/соинвесторов) в процессе социального инвестирования.

Инструментарий оценки ресурсов социальных инвестиций страны и региона формируется с целью определения размера социально-инвестиционных сбережений в масштабе страны и региона в разрезе отдельных секторов экономики и потенциальной возможности их направления на социальное инвестирование микроэкономических систем семей. Это требует определения по секторам экономики: источников формирования инвестиционных ресурсов; объемов валовых сбережений по этим секторам; объемов социально-инвестиционных сбережений.

Источниками формирования инвестиционных ресурсов являются основные сектора экономики: государство, бизнес, домохозяйства. Как представляется автору, к этим традиционно рассматриваемым секторам экономики при описании инструментария оценки ресурсов социальных инвестиций необходимо отнести и общественный сектор, поскольку общественные организации-доноры могут  выступать одним из важных источников социальных инвестиций.

Объемы валовых сбережений различных институциональных секторов экономики страны и региона, на взгляд автора, могут определяться:

- для предпринимательского сектора экономики – объемом, равным сумме чистой прибыли () коммерческих предприятий

= ;

- для государственного сектора экономики – объемом налоговых поступлений в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ (), скорректированного на соответствующие бюджеты потребления ()

=   - ;

- для сектора домохозяйств – объемом доходов, полученных в виде денежного вознаграждения за труд и различных социальных трансфертов (), скорректированных с учетом объемов текущего потребления ()

= - ;

-для общественного сектора (организаций-доноров) – объемом поступления средств на счета общественных или частных фондов ()

= .

Таким образом, общая величина валовых сбережений может определяться по следующей формуле:

= + + + или

=  + ( - ) + ( - ) + .

В рамках институциональных секторов экономики страны и регионов объемы социально-инвестиционного сбережения, потенциально направляемого на инвестирование микроэкономических систем семей, можно определить:

- для предпринимательского сектора экономики – объемом, равным сумме чистой прибыли за вычетом объемов потребления (), объема производственных инвестиций (), а также внутренних социальных инвестиций ()

= - - - ;

- для государственного сектора экономики – объемом, равным налоговым поступлениям в соответствующий бюджет (), скорректированным на бюджет текущего потребления () и объем производственных инвестиций ()

= - - ;

- для сектора домохозяйств – объемом, равным сумме семейного дохода и социальных трансфертов () за вычетом объема текущего потребления () и накопления ()

= - - ;

- для общественного сектора – объемом, равным поступлению средств на счета общественных или частных фондов (), скорректированным на величину производственных и других видов инвестиций ()

= - .

Общая величина социально-инвестиционных сбережений может быть определена следующим образом:

= + + + .

Оценка предложения социальных инвестиций предполагает помимо оценки объема потенциального предложения социальных инвестиций выработку инструментария оценки инвестиционной инфраструктуры рынка социальных инвестиций.

Инструментарий оценки инвестиционной инфраструктуры предполагает, по мнению автора, необходимость разработки системы показателей, характеризующих активность субъектов в процессе социального инвестирования микроэкономических систем семей.

При формировании этой системы автор в качестве базовых использовал разработки Е.В. Балацкого4, в которых предлагается методика оценки социальных инвестиций, исходящих из предпринимательского сектора. Однако при рассмотрении проблемы  социального инвестирования микроэкономических систем семей методические подходы, предложенные  Е.В.Балацким, требуют корректировки в сторону расширения используемых источников инвестиций. В нашем представлении для оценки активности инвесторов необходимо учитывать, что источниками инвестиций может быть не только предпринимательский сектор экономики, но также и государственный, общественный сектора и сектор домохозяйств.

Система количественных показателей, характеризующих масштаб процесса социального инвестирования, в авторском подходе включает в себя следующие показатели:

  1. Показатель абсолютного значения социальных инвестиций определяется как сумма всех затрат на социальное инвестирование микроэкономических систем семей. Тем самым определяется общий объем социальных инвестиций, направляемых в микроэкономические системы семей;
  2. Показатель удельных социальных инвестиций определяется как отношение объема социальных инвестиций, направляемых в микроэкономические системы семей, к их общему количеству (количеству семей-реципиентов). Таким образом, определяется среднее абсолютное значение объема социальных инвестиций, приходящихся на одну микроэкономическую систему семей; 
  3. Доля социальных инвестиций в результатах экономической деятельности макро-, мезо- и микроэкономических систем, характеризующих различные сектора экономики:

- доля социальных инвестиций, направляемых в микроэкономические системы семей, в экономических результатах деятельности государства;

- доля социальных инвестиций, направляемых в микроэкономические системы семей, в экономических результатах деятельности субъектов РФ;

- доля социальных инвестиций, направляемых в микроэкономические системы семей, в экономических результатах деятельности организаций (предприятий);

- доля социальных инвестиций, направляемых в микроэкономические системы семей, за счет средств общественных и частных фондов.

Все данные количественные показатели могут принимать любые положительные значения. Однако, чем больше величина показателя, тем выше активность инвесторов в процессе социального инвестирования микроэкономических систем семей.

Качественные показатели оценки активности субъектов (инвесторов) процесса социального инвестирования микроэкономических систем семей, по мнению автора, призваны оценить степень комплексности и полноты этого процесса социального инвестирования (институциональное оформление процесса социального инвестирования микроэкономических систем семей, количественные показатели участия различных субъектов в процессе социального инвестирования микроэкономических систем семей).

Параметры организационно-экономического механизма социального инвестирования микроэкономических систем семей, оценивающие соотношение «спрос-предложение» социальных инвестиций, на взгляд автора, могут быть оформлены в форме балансовой таблицы. С ее помощью можно установить и определить:  систему взаимосвязанных показателей потребности социальных инвестиций по группам семей и  предложения социальных инвестиций различными субъектами рынка социальных инвестиций в рамках отдельных моделей функционирования организационно-экономического механизма; возможные несоответствия и диспропорции в соотношении спроса и предложения социальных инвестиций; меры по устранению выявленных диспропорций;  дополнительные источники социальных инвестиций для покрытия выявленных потребностей.

Социальное инвестирование микроэкономических систем семей предполагает привлечение значительных ресурсов, поэтому важно дать им объективную оценку, то есть определить его ценность, значимость, результативность.

В авторском представлении категория эффективности социального инвестирования микроэкономических систем семей может иметь различные виды в зависимости от различных признаков: по значимости (общественная и частная); по участию в социально-инвестиционном проекте (общественная,  бюджетная и коммерческая); по способу определения (общая и сравнительная); по виду (экономическая и социальная); по результативности (прямая и косвенная); по измерителям (с использованием стоимостных и натуральных показателей); по периоду оценки (годовая и на весь период реализации проекта). Как представляется, данная система показателей позволит оценить эффективность социального инвестирования микроэкономических систем семей.

Особенностью оценки эффективности социального инвестирования в рамках авторского организационно-экономического механизма социального инвестирования микроэкономических систем семей является то обстоятельство, что, по мнению автора, необходимо учитывать не только прямую эффективность,  которую получают инвестор/соинвестор, посредник и реципиент, но также и косвенную, которую получают другие рыночные субъекты, напрямую не связанные с процессом социального инвестирования. В авторском представлении косвенная эффективность может учитывать сопутствующие и внешние эффекты. Сопутствующие эффекты получаются от деятельности организаций-производителей социальных услуг, которые предоставляют КСУ в рамках различных моделей инвестирования. Внешние эффекты получаются от деятельности других групп предприятий, бюджетов различного уровня и общества в целом в результате потребления семьями КСУ, а также повышения деловой активности предприятий социальной сферы. Сопутствующий эффект получается уже на нулевом шаге инвестирования, поскольку осуществляется деятельность по производству и предоставлению КСУ. Прямая эффективность, как правило, является отсроченной. Срок окупаемости социальных инвестиций значительно больше, чем срок окупаемости производственных инвестиций.

В диссертационном исследовании даны предложения по использованию системы показателей эффективности социального инвестирования микроэкономических систем семей в соответствии с моделями инвестирования в рамках авторского организационно-экономического механизма.

Бюджетный эффект с учетом сопутствующих и внешних эффектов, на взгляд автора, может быть определен:

= - + +,

где - доходы соответствующего бюджета в году t;

– расходы этого бюджета в году t;

- величина сопутствующих эффектов в году t,

- величина внешнего эффекта.

С учетом влияния внешних и сопутствующих эффектов показатель интегрального бюджетного эффекта, как представляется, можно определить:

= ,

где - ставка дисконтирования;

t – шаг расчета.

Автором сделана попытка определить направления экономического и социального сопутствующего и  внешнего эффекта, получаемого различными субъектами при осуществлении социального инвестирования микроэкономических систем семей.

Проведена сравнительная оценка бюджетной эффективности предлагаемого социально-инвестиционного проекта с использованием различных методологических подходов (табл. 3).

Расчеты показали, что предлагаемый вариант социального инвестирования в соответствии с авторским организационно-экономическим механизмом дает лучшие экономические и социальные эффекты.

Таблица 3

Сравнительная оценка бюджетного эффекта социального инвестирования при использовании традиционных подходов и авторского

организационно-экономического механизма

Показатели

Действующий

(базовый) вариант

Действующий вариант5

Предлагаемый вариант

Количество реципиентов, чел.

170

170

334

Годовые оттоки бюджетных средств на нулевом шаге инвестирования, тыс.руб.

40800

15744

20920

Годовые притоки бюджетных средств на нулевом шаге инвестирования, тыс. руб.

-

895

895

Сопутствующие эффекты

на нулевом шаге инвестирования, тыс. руб.

-

-

5230

Сальдо по инвестиционной деятельности на нулевом шаге инвестирования, тыс. руб.

-40800

-14849

-14795

Дисконтированное

суммарное сальдо

по инвестиционной

деятельности на 10-м шаге инвестирования, тыс. руб.

-157488

-384

14039

Срок окупаемости бюджетных средств с учетом

дисконтирования, года

-

30,6

22,3

Предлагаемые в диссертационной работе теоретические и методологические основы развития организационно-экономического механизма позволяют, по мнению автора, повысить эффективность процесса социального инвестирования микроэкономических систем семей и тем самым решить важную народнохозяйственную задачу по повышению качества жизни и экономического роста и развития.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА

ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Монографии

    1. Пчелинцева И.Н. Современные подходы к формированию социальных инвестиций / И.Н. Пчелинцева. Саратов: Научная книга,  2007. – 168 с. - 10,5 печ. л.
    2. Пчелинцева И.Н. Формирование социальных инвестиций в России / И.Н. Пчелинцева. Саратов: СГТУ, 2007. – 160 с. - 9,3 печ. л.
    3. Пчелинцева И.Н. Механизм социального инвестирования микроэкономических систем / И.Н.Пчелинцева. Саратов: СГТУ, 2008. – 164 с. - 10 печ. л.

Научные статьи  в изданиях, рекомендованных  ВАК России

    1. Пчелинцева И.Н. Образовательный кредит / И.Н. Пчелинцева // Высшее образование в России. – 2004. - №8. – С.3-8. - 0,63 печ. л.
    2. Пчелинцева И.Н. Кредитование образовательных услуг за счет средств федерального бюджета / И.Н.Пчелинцева // Организатор производства. - 2005. - №1 (24). - С.85-91. -  0,6 печ. л.
    3. Пчелинцева И.Н. Формирование социальных инвестиций: инновационные подходы / И.Н.Пчелинцева // Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2006. - №3 (15) -  Вып. 2.-  С. 168-176. - 0,44 печ. л.
    4. Пчелинцева И.Н. Особенности оценки эффективности социальных инвестиций / И.Н.Пчелинцева, О.С.Чебуркаева // Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2007. - №2 (24). - Вып. 1. – С. 203-209. - 0,3 печ. л.
    5. Пчелинцева И.Н. Современное состояние рынка социальных инвестиций / И.Н.Пчелинцева // Вестник Самарского государственного экономического университета.- 2007. -  №3 (29). – С. 125-127. - 0,5 печ. л.
    6. Пчелинцева И.Н. Теоретические подходы к формированию организационно-экономического механизма инвестирования семейного человеческого капитала / И.Н.Пчелинцева // Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2008. - № 1 (30). - Вып. 1. - С.158-167. - 0,9 печ. л.
    7. Пчелинцева И.Н. Управление взаимодействием участников процесса социального инвестирования / И.Н. Пчелинцева // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2008. - №4 (23). – С. 52-55. - 0,47 печ. л.

Научные статьи в других изданиях

    1. Пчелинцева И.Н. Социальные услуги для семей, имеющих детей-инвалидов /И.Н.Пчелинцева // Экономика и управление в современных условиях: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Красноярск: СИБУП, 2004. - С. 51-54. - 0,25 печ. л.
    2. Пчелинцева И.Н. Проблемы доступности социальных услуг для семей, имеющих детей-инвалидов /И.Н. Пчелинцева // Экономические и социальные проблемы развития предприятий: сб. науч. трудов. - Саратов: СГТУ, 2005. – С.92-98. - 0,5 печ. л.
    3. Пчелинцева И.Н. Социальные инвестиции в современной России / И.Н.Пчелинцева // Перспективы самоорганизации общества в стратегиях глобального развития: сб. науч. статей: в 2 ч.– Саратов: Научная книга, 2006. - Ч. 2. – С.148-151. - 0,21 печ. л.
    4. Пчелинцева И.Н. Инновационные подходы к инвестированию социальной сферы / И.Н.Пчелинцева // Инновационное развитие – основа конкурентоспособности региона: материалы науч.-практ. конф. -  Саратов: Изд-во ТПП СО,  2006. – С.195-201. - 0,38 печ. л.
    5. Пчелинцева И.Н. Значение социальных инвестиций в экономическом развитии страны / И.Н. Пчелинцева, О.С.Чебуркаева // Труды  Междунар. форума по проблемам науки, техники и образования: в 2 т.– М.: Академия наук о Земле, 2006. - Т. 2.  – С.36-38. - 0,2 печ. л.
    6. Пчелинцева И.Н. Экономическое содержание категории социальных инвестиций / И.Н.Пчелинцева // Стратегии современного развития и управления общественными процессами: сб. науч. работ. – Саратов: Научная книга, 2007. –  С.331-337. - 0,41печ. л.
    7. Пчелинцева И.Н. Характеристика социальных инвестиций промышленных предприятий / И.Н. Пчелинцева // Управление социально-экономическими процессами в контексте развития современного общества: материалы I Всерос.  науч.-практ. конф.. – Саратов: СГСЭУ, 2007. – С.160-165.- 0,3 печ. л..
    8. Пчелинцева И.Н. Рынок социальных инвестиций: сущность и современное состояние / И.Н. Пчелинцева // Теория и практика управления современными социально-экономическими системами: сб. науч. трудов. – Саратов: СГТУ, 2007. – С.58-65. - 0,44 печ. л.
    9. Пчелинцева И.Н. Экономическое обоснование формирования инвестиций в интегрированное образование / И.Н. Пчелинцева, О.С.Чебуркаева // Образование как фактор социальной мобильности инвалидов: сб. науч. трудов.- Саратов: Научная книга, 2007. – С. 263-271. - 0,5 печ. л.
    10. Пчелинцева И.Н. Оценка эффективности социального инвестирования / И.Н. Пчелинцева // Логистика и экономика ресурсосбережения и энергосбережения в промышленности (МНПК «ЛЭРЭП-2-2007»): в 2 т. -  Саратов: СГТУ, 2007.- Т. 1 – С.206-212. - 0,34 печ. л.
    11. Пчелинцева И.Н. Социальные инвестиции промышленных предприятий / И.Н.Пчелинцева // Вестник Тульского государственного университета. Серия Экономика. Управление. Финансы: сб. докл. X Всерос. науч.-практ. конф. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2007. – С.336-340. - 0,32 печ. л.
    12. Пчелинцева И.Н. Социальная поддержка инновационной деятельности современных предприятий /И.Н. Пчелинцева // Инновационная деятельность. -2007.- №1 (4). – С.112-120. - 0,5 печ. л.
    13. Пчелинцева И.Н. Теоретические аспекты государственного социального инвестирования микроэкономических систем (на примере семей) / И.Н.Пчелинцева // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях реформ: материалы Междунар. науч.-практ. конф.: в 3 ч. – Саратов: Научная книга, 2008.- Ч.2.  – С. 178-183. - 0,44 печ. л.
    14. Пчелинцева И.Н. Взаимодействие государственных, частных и общественных структур в процессе социального инвестирования / И.Н.Пчелинцева // Инновационная деятельность.- 2008.- №1 (5). – С. 36-44. - 0,6 печ. л.
    15. Пчелинцева И.Н. Принципы эффективного функционирования организационно-экономического механизма социального инвестирования микроэкономических систем / И.Н. Пчелинцева // Формирование инновационной системы экономики и образования в условиях глобализации: материалы Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. - Воронеж: Научная книга,  2008. Ч. 1. - С.62-66. - 0,3 печ. л.
    16. Пчелинцева И.Н. Основы формирования организационно-экономического механизма социального инвестирования микроэкономических систем / И.Н.Пчелинцева // Проблемы современной экономики: инвестиции, инновации, логистика, труд: сб. науч. трудов по материалам Всерос. науч.-практ. конф. -  Саратов:  СГТУ, 2008.- С.104-108. - 0,3 печ. л.
    17. Пчелинцева И.Н. Модели организационно-экономического механизма социального инвестирования микроэкономических систем /И.Н.Пчелинцева // Проблемы современной экономики: инвестиции, инновации, логистика, труд: сб. науч. трудов по материалам Всерос. науч.-практ. конф. - Саратов: СГТУ,  2008.- С.207-217. - 0,76 печ. л.

Пчелинцева Ирина Николаевна

РАЗВИТИЕ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА

СОЦИАЛЬНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ

МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Автореферат

Корректор О.А.Панина

Подписано в печать 27.11.2008 г. Формат 6084 1/16.

Печать офсетная. Гарнитура "Times New Roman". Печ. л. 2,75.

Саратовский государственный технический университет

410054, Саратов, Политехническая ул., 77

Отпечатано в РИЦ СГТУ, 410054, Саратов, Политехническая ул., 77


1 Аганбегян А. Социально-экономическое развитие России: стратегия роста и возможности инвестиционного обеспечения // Общество и экономика. 2008. №1. - С.27.

2 Принципы 1.1 – 1.5 адаптированы автором к механизму социального инвестирования. За основу приняты разработки А.Н.Плотникова. Ист.: Плотников А.Н. Механизм инвестирования инновационной деятельности. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2003. – 216 с.

3 Здесь автор диссертации использует подход, предложенный О.Б.Кузнецовой, и адаптирует его для процесса социального инвестирования (Кузнецова О.Б. Комплексная модель взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций в стратегии развития региона. - http://www.bali.ostu.ru /umc/arhiv/2006/1/ Kuznecova…) 

4 Балацкий Е. Социальные инвестиции компаний: закономерности и парадоксы // Экономист. 2005. №1. - С.64-80.

5 Вариант инвестирования в соответствии с ФЦП «Дети России» на 2007-2010 гг.






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.