WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

   Добро пожаловать!

 

На правах рукописи

Мазур Наталья Зиновьевна

Методология управления интеллектуальной собственностью в условиях инновационной экономики

Специальность 08.00.05.- «Экономика и управление народным хозяйством»

(управление инновациями и инвестиционной деятельностью)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Уфа - 2008

Работа выполнена на кафедре Экономической теории НОУ ВПО «Московский экономический институт»

Научный консультант:  доктор экономических наук, профессор

Валинурова Лилия Сабиховна

Официальные оппоненты:        доктор экономических наук, профессор

Ильенкова Светлана Дмитриевна

                                       доктор экономических наук, профессор

Зайцев Борис Федорович

доктор экономических наук, профессор

                               Аристархова Маргарита Константиновна

Ведущая организация: Институт экономики РАН

Защита состоится 24 июня 2008 г. в 1400 часов на заседании Диссертационного совета Д 800.021.01 по присуждению ученой степени доктора и кандидата экономических наук в ГОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан» (ГОУ ВПО БАГСУ) по адресу: 450077, г. Уфа, ул. Фрунзе, д. 40, ауд. 315.

С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО БАГСУ и на сайте академии (www.bagsu.ru)

Автореферат разослан                2008 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета,

канд. экон. наук, доцент        Казакова О.Б.

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Проведение на рубеже XX-XXI столетий рыночных преобразований в Российской Федерации и принятие связанных с ними нормативных актов, в том числе части IV Гражданского кодекса РФ, для обеспечения правовой защиты и использования интеллектуальной собственности (ИС), привели к становлению российского внутреннего рынка интеллектуальной собственности. В результате прежний порядок централизованного планирования и управления сменился на рыночные отношения субъектов инновационной деятельности, в том числе в процессе создания, правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности (ОИС).

Изучение проблем формирования рынка интеллектуальной собственности становится особенно важным на этапе вступления во Всемирную торговую организацию, которое ведет к обострению конкуренции между национальными экономиками и требует качественно нового подхода к развитию инновационной экономики Российской Федерации. Основной характеристикой нового подхода должно стать создание методологический базы для управления интеллектуальной собственностью на всех уровнях государственного регулирования в условиях экономики, основанной на научных знаниях и базирующейся на высокоэффективных инновационных технологиях.

Управление интеллектуальной собственностью как стратегическим ресурсом во многом зависит от тех связей, которые сложились между инновационной политикой государства и регионов, и обеспечивают потенциальные возможности изменений в зависимости от уровня развития региона и степени согласованности задач региона и центра.

Переход экономики на инновационный путь развития требует от регионов особого внимания к поиску и использованию внутренних резервов развития на основе имеющегося в регионе научного и интеллектуального потенциала, совершенствования системы управления хозяйствующими субъектами, использования высоких технологий для выпуска конкурентоспособной продукции.

Ряд отечественных исследователей (Арменский А.Е., Дагаев А.А., Емина Е.Ю., Иванов В.В., Леонтьев Б.Б., Мухопад В.И., Яковец Ю.В) в своих работах затрагивают вопросы управления инновациями, формирования инновационных систем, организационно-экономические механизмы управления ИС. Исследованию в области использования и управления интеллектуальной собственностью и нематериальных активов посвящены работы Г.В. Бромберга, В.А. Васина, В.Г.Зинова, Б.Б.Леонтьева, Н.В. Лынника, Л.Э.Миндели, А.П. Сергеева, Л.П. Фатькиной, Э.П.Скорнякова.

Однако, следует заметить, что как в нормативных актах РФ, так и в публикациях российских авторов чаще всего рассматриваются механизмы формирования инновационных систем на уровне хозяйствующих субъектов (предприятий, компаний, корпораций).

Поэтому, несмотря на значительный вклад ученых в разработку указанных проблем, системному изучению теоретико–методологических и практических вопросов управления ИС, практическим аспектам инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности в управлении ИС практически не уделялось внимания. Результаты специальных исследований (Леонтьев Б.Б., Зинов В.Г. и др.), а также собственная практика автора показали, что решение проблемы совершенствования управления ИС на различных уровнях малоэффективно без разработки общего методологического подхода к управлению интеллектуальной собственностью в современных условиях инновационной экономики.

Решению этих важных проблем посвящено настоящее исследование.

Актуальность исследования состоит в необходимости:

1) теоретико- методологического осмысления роли и места ИС в инновационных системах как основы развития инновационной экономики;

2) разработки концепции управления интеллектуальной собственностью в условиях инновационной экономики;

3) формирования организационно-правового и инфраструктурного обеспечения практической реализации концепции управления интеллектуальной собственностью.

Цель исследования заключается в разработке методологии управления интеллектуальной собственностью, эффективного использования инновационного потенциала и инфраструктурного обеспечения рынка ИС в условиях инновационной экономики.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих научных задач:

    • определение роли и места интеллектуальной собственности в инновационной экономике;
    • определение понятийного аппарата в инновационной сфере и факторов, обуславливающих развитие в ней интеллектуальной собственности;
    • исследование интеллектуальной собственности как объекта управления в инновационных системах;
    • обоснование применения системного подхода к управлению интеллектуальной собственностью;
    • проведение морфологического анализа инновационного потенциала экономической системы;
    • определение специфики внутреннего строения и динамики рынка интеллектуальной собственности;
    • раскрытие аспектов международного взаимодействия в сфере управления интеллектуальной собственностью;
    • анализ государственной политики в сфере интеллектуальной собственности и политики управления интеллектуальной собственностью на региональном уровне
    • раскрытие сущности концепции формирования системы управления интеллектуальной собственностью в инновационных системах различных уровней и обоснование необходимости ее формирования;
    • определение принципов разработки и условий для эффективной реализации концепции управления интелектуальной собственностью;
    • разработка моделей системы управления интеллектуальной собственностью на различных уровнях;
    • обоснование выбора модели системы управления интеллектуальной собственностью на основе определения взаимосвязей между показателями инновационного развития регионов
    • разработка организационно-правовых аспектов регулирования ИС;
    • определение методологических подходов к формированию и развитию инфраструктурного обеспечения на региональном уровне, в том числе с использованием бюджетного финансирования;
    • разработка модели инфраструктурного обеспечения субъектов рынка в сфере интеллектуальной собственности;
    • выявление роли и места опорных организаций Роспатента в становлении системы управления интеллектуальной собственностью.

Объектом исследования является инновационная деятельность хозяйствующих субъектов, направленная на создание и использование объектов интеллектуальной собственности.

Предметом исследования являются социально-экономические и организационно-управленческие отношения, возникающие в экономических системах в процессе управления интеллектуальной собственностью в условиях инновационной экономики.

Теоретической и методологической базой диссертационного исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам менеджмента и инновационного менеджмента, системного управления, исследования рынка, управления интеллектуальной собственностью. Это, прежде всего, труды российских авторов: А.М. Алимова, Ю.П. Анискина, В.Р. Атояна, В.Н. Бабанова, С.Ю. Глазьева, П.Н.Завлина, Е.А. Данилиной, Н.И. Ивановой, С.Д.Ильенковой, З.Ф.Мазура, Р.А. Тодосийчука, Р.П. Фатхутдинова, С.А. Филина, В.М.Шепелева, В.А. Шахового, Ю.В.Яковца и др., а также зарубежных авторов: И.Ансоффа, М.Мескона, Б.Мильнера, Ф.Хедоури, Й.Шумпетера. При изучении рыночных процессов в сфере управления инновационными процессами использовались труды Зайцева Б.Ф., Мухамедьярова А.М. В работе использованы законодательные и нормативные акты федеральных и региональных органов власти, Минпромнауки, Минимущества, Роспатента, Госкомстата России, а также периодические издания по изучаемой тематике.

В диссертации использовались системный, аналитический, экономико-статистический, сравнительный, абстрактный, логический и другие общие и специальные научные методы исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в научном обосновании и развитии теоретико–методологических подходов и компонентов управления интеллектуальной собственностью в условиях инновационной экономики для увеличения валового продукта и как следствие - повышения качества жизни населения

Разработанные соискателем научные положения, выносимые на защиту заключаются в следующем:

    • разработаны теоретико-методологические основы управления интеллектуальной собственностью в условиях инновационной экономики, механизм функционирования инновационной экономики с выявлением его правовой, организационной, кадровой и финансовой характеристик, заключающиеся в интеграции государственной и региональной политики в области регулирования патентно-инновационной активности субъектов рынка ИС и их инфраструктурном обеспечении;
    • уточнена сущность базовых понятий инновационной экономики в аспекте интеллектуальной собственности, в частности, инновационной сферы как пространственно-временной характеристики инновационной системы, позволяющей на базе выделения особенностей отношений и прав собственности выявить факторы, способствующие и препятствующие развитию в ней интеллектуальной собственности, а также инновационного потенциала экономической системы, как одного из условий создания и развития рынка ИС;
    • обобщены и оценены возможности использования зарубежного опыта управления интеллектуальной собственностью в российских условиях, заключающиеся в адаптации распределительного принципа построения системы защиты объектов интеллектуальной собственности на уровне государства путем формирования региональных базовых площадок, в частности, осуществления государственного воздействия на субъекты рынка ИС посредством делегирования ряда полномочий и придания определенного статуса Роспатентом опорным организациям ФИПС, которые способны выступать и как связующее звено среди инфраструктурных элементов создания и коммерциализации ИС, и как лидеры системы, одновременно являющиеся аттракторами;
    • разработана концепция системы управления ИС, основанной на принципах кибернетики и синергетики и построенной на сочетании подходов самоорганизации субъектов рынка ИС и их государственного регулирования, единства их правовой защиты со стороны государства и коммерциализации со стороны рынка субъектов рынка ИС, условием эффективного функционирования которой является ее организационно-правовое и инфраструктурное обеспечение,
    • разработаны модели системы управления интеллектуальной собственностью на различных уровнях, при этом кибернетическая модель управления ИС ориентирована на использование для уровня предприятий, города, региона, находящихся на стадии становления инновационного типа развития, а использование синергетической модели в функционирующих инновационных системах обеспечивает потенциальную возможность трансформации системы управления в систему целенаправленного развития;
    • предложена методика обоснования выбора модели управления интеллектуальной собственностью на основе определения взаимосвязи между показателями инновационного развития регионов в рамках классификационных групп, образованных на базе ранговых показателей, позволяющая определить уровень связи между системой показателей (инфраструктурные, социально-экономические, научно-технические и показатели патентной активности) различных групп для выявления сильных и слабых сторон инновационного развития регионов. Такой подход обеспечивает выработку управленческих решений по реализации государственной региональной политики для инновационного развития экономики, адекватных современным способам организации хозяйственной деятельности.
    • раскрыта сущность организационно-правового и инфраструктурного обеспечения как условия практической реализации концепции управления интеллектуальной собственности, в частности:

а) выявлены ключевые компоненты механизма регулирования инновационного развития на базе ИС, предложено дополнить его разнообразными формами и методами государственно-частного партнерства в создании, развитии и введении в хозяйственный оборот ОИС, позволяющего обеспечить рост доходной части бюджета экономических система различных уровней;

б) показано, что эффективная реализация управления интеллектуальной собственностью возможна при применении патентно-информационного подхода к выбору и обоснованию приоритетных направлений инновационного развития и поддержки инновационной деятельности, заключающегося в анализе приоритетных направлений развития науки и техники и критических технологий и патентной и инновационной активности субъектов хозяйствования, а также при максимальном использовании результатов функционирования информационного, образовательного, технологического и финансового элементов инфраструктурного обеспечения;

в) раскрыта сущность инфраструктурного обеспечения управления ИС на базе системы принципов: экономической целесообразности, преемственности, развития, соответствия международным организационно-правовым нормам, и составные элементы инфраструктурного обеспечения управления ИС, представляющие комплекс взаимосвязанных институтов права, финансово-экономических, научно-технических и образовательных институтов, а также государственно-частных поддерживающих структур в сфере ИС;

г) предложены формы, методы и условия функционирования организационной структуры управления ИС, позволяющие разработать организационный механизм взаимодействия органов власти, общественных организаций и работодателей для повышения инновационной активности, уточнить функции опорной организации Федерального института промышленной собственности Роспатента в рамках развития региональной политики как важнейшей составной части российской инновационной системы, а также задачи взаимодействия опорных организаций с элементами инфраструктуры и создателями ИС, заключающиеся в оценке состояния информационного обеспечения процессов создания, коммерциализации ОИС; повышении эффективности использования информационного обеспечения процессов создания, коммерциализации ОИС; повышение уровня грамотности населения, руководителей, специалистов предприятий, становление и развитие инновационной культуры; создании прозрачных и стабильных правил осуществления правовой и экономической деятельности, стимулирующих развитие в области интеллектуальной собственности.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что основные методологические и методические выводы, разработанные механизмы, методы и условия можно использовать как для теоретического обоснования сложных процессов управления ИС, так и для практического принятия решений различными уровнями власти. Автором предложены алгоритм реализации патентно-информационного подхода к выбору и обоснованию приоритетных направлений инновационного развития и поддержки инновационной деятельности; структурная схема государственно-частного партнерства в создании, развитии и введении в хозяйственный оборот ОИС; организационный механизм взаимодействия органов власти, общественных организаций и работодателей для повышения инновационной активности; рекомендации по поддержке проектов развития инновационной инфраструктуры региона; направления сотрудничества опорных организаций ФИПС с элементами инфраструктуры; методика обоснования выбора моделей управления ИС на основе определения взаимосвязей между показателями инновационного развития регионов.

Материалы диссертационного исследования используются в учебном процессе при изучении дисциплин «Инновационный менеджмент», «Региональная экономика» и т.п. Результаты исследования были использованы при подготовке оценщиков бизнеса в Высшей школе приватизации (Самарский филиал) в 2003-2004 г.г., при подготовке Постановления мэрии г. Тольятти об инвентаризации ОИС, созданных за счет бюджетного финансирования, при подготовке патентно-информационного центра г. Тольятти на базе опорной организации Федерального института промышленной собственности в Самарской области, при разработке Концепции развития интеллектуальной собственности Тольяттинской городской думы, при реализации образовательного проекта «Инновационная деятельность предприятия» для повышения квалификации специалистов регионов совместно с Российским государственным институтом интеллектуальной собственности .

Разработанные в диссертации рекомендации и сделанные выводы могут быть использованы в процессе управления инновационной деятельностью на предприятиях, в муниципальных образованиях, в рамках отдельных регионов и отраслей промышленности.

Апробация результатов диссертационного исследования.

       Основные положения диссертации обсуждались на региональных, российских и международных конференция и семинарах: конференция «Развитие интеллектуальной собственности в РФ» (Тольятти, 2004, 2005гг), 2-й съезд участников Межрегионального фонда содействия инновациям (Саратов, 2003г.), форум «Защита от контрафактной продукции» (Самара, 2005г.), совместное заседание Тольяттинского института технического творчества и патентоведения и Самарского областного совета ВОИР (Самара, 2006г.), а также при проведении Круглого стола «Патентные и коньюнктурные исследования. Региональный брендинг» (Самара, 2003г.), совещания представителей опорных организаций ФИПС (Москва, 2005, 2006гг), семинар стран Евросоюза в «Трансфер технологий: от идеи к производству» в Самарской области (2006г.) и др.

       Теоретические и методологические подходы диссертационного исследования были взяты за основу при разработке и совершенствовании систем управления ИС на ведущих предприятиях Самарской области химической промышленности и отрасли машиностроения (Корпорация «ТольяттиАзот», ООО «АПАЛ», ООО «КА-2»).

       Автором проведен анализ инновационной деятельности с применением ОИС в Самарской области, анализ деятельности региональной власти по поддержке инновационных проектов и проектов развития инновационной инфраструктуры.

Основное содержание диссертации получило отражение в 27 опубликованных печатных работах, написанных лично соискателем и в соавторстве, включая 6 монографий. Общий объем публикаций 60 п.л.

Структура и объем диссертации. Структура работы определена в соответствии с целями и задачами исследования. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений.

Структура работы:

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы управления интеллектуальной собственностью в условиях инновационной экономики

1.1. Роль и место интеллектуальной собственности в инновационной экономике

1.2. Инновационная сфера и факторы, обуславливающие развитие в ней интеллектуальной собственности

1.3. Интеллектуальная собственность как объект управления в инновационных системах

1.4. Системный подход к управлению интеллектуальной собственностью

Глава 2. Современное состояние и тенденции развития рынка интеллектуальной собственности

2.1. морфологический анализ инновационного потенциала экономической системы

2.2. Специфика внутренненего строения и динамики рынка интеллектуальной собственности

2.3. Международное взаимодействие в сфере управления интеллектуальной собственностью

2.4. Государственное регулирование сферы интеллектуальной собственности

2.5. Политика и организация управления интеллектуальной собственностью на региональном уровне

Глава 3. Концепция И Модели системы управления интеллектуальной собственностью в условиях инновационной экономики

3.1. Сущность концепции формирования системы управления интеллектуальной собственностью в инновационных системах различных уровней и обоснование необходимости ее формирования

3.2. Принципы разработки и условия для эффективной реализации концепции управления интелектуальной собственностью

3.3. Модели системы управления интеллектуальной собственностью на различных уровнях

3.4. Обоснование выбора модели системы управления интеллектуальной собственностью на основе определения взаимосвязей между показателями инновационного развития регионов

4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ И ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

4.1. Организационно-правовые аспекты регулирования интеллектуальной собственности

4.2. Инфраструктурное обеспечение инновационного развития региона

    1. Инфраструктурное обеспечение субъектов рынка в сфере интеллектуальной собственности

4.4. Развитие организационной структуры управления интеллектуальной собственностью

Заключение

Библиографический список

ПРИЛОЖЕНИЯ

Общая характеристика работы

1. Проведение теоретико-практического исследования феномена инноватики и ее непосредственной части – интеллектуальной собственности позволило определить роль ИС в формировании и становлении инновационной экономики, рассмотреть вопросы институционализации инноватики и ИС, а также формирования инновационных систем и выделить существующие в них проблемы собственности и предпринимательства, частности, при исследовании процессов создания инновационных систем как основы развития инновационной экономики выявлены критерии отнесения экономики к инновационному типу. В качестве институциональной базы формирования и развития инновационной экономики определена национальная инновационная система, рассматриваемая не только как взаимосвязанная совокупность ее элементов, но как единый комплекс инновационных систем различных уровней, интегрированных друг в друга.

В работе рассмотрены инновационные системы различных уровней – национального, регионального, уровень предприятия. Сделан вывод, что возрастание роли регионов в развитии экономики государства ведет к формирования региональных инновационных систем как системообразующего звена в национальной инновационной системе. При этом автором обобщены основные характерные признаки, значимые для формирования инновационных систем, сформулированы цель создания инновационных систем, состоящая в обеспечении условий устойчивого развития экономики на основе использования интеллектуального потенциала, генерации, распространения и реализации новых знаний, их задачи и направления развития.

2. Анализ инновационной сферы и факторов, обуславливающих развитие в ней интеллектуальной собственности позволил развить понимание инновационных систем. Ин новационная сфера включает инновационные институты в отраслях, регионах, на предприятиях, которые взаимодействуют в рыночных условиях с множеством рыночных экономических институтов и социальных субъектов посредством движения потоков инвестиций, денег, товаров и информации. Кроме того, инновационной сфере присущи специфический характер труда, специальные формы и методы хозяйствования, от вечающие особенностям развития инновационной деятельности на каждом этапе. В качестве особенностей отношений и прав собственности выделяются: подвижность, связанная с обменными процессами инновационными продуктами, и доходами, полученными от его использования, нечеткое определение содержательной и формальной характеристики права собственности, инерционность при формировании отношений и прав собственности, доминирующим положением сложившихся между субъектами рынка отношениями перед реальным правом собственности при закреплении прав. В предпринимательской сфере, связанной с ОИС, выделены следующие особенности: отсутствие достаточных средств для реализации запаса инноваций прошлых лет и проведения новых исследований; инновационный рынок состоит не из самой продукции, а из набора организаций, способных к осуществлению инновационной деятельности.

По этапам жизненного цикла инновационного продукта выделены характерные для него проблемы: неразвитое предпринимательское начало ученых – разработчиков (психологически-ментальные барьеры), проведение НИОКР без учета спроса рынка, малоэффективные маркетинговые исследования, устаревание знаний, отсутствие «упакованных» идей, увод перспективных технологий в теневой и кустарный бизнес; недостаток производственных, финансовых и кадровых ресурсов; высокие накладные расходы по обслуживанию (производственно-технологические барьеры); недостаток инвестиций (административные и финансовые барьеры); неразвитая инновационная инфраструктура (организационно-управленческие барьеры).

Кроме того, определяются факторы, оказывающие влияние на формирование интеллектуальной собственности в инновационной сфере. Это, прежде всего, степень технологичности производства, ресурсный потенциал предприятия, форма собственности, концентрация производства и конкуренция.

На базе статистической информации по Самарской области были определены факторы, сдерживающие разработку и внедрение инноваций и степень их значимости для предприятий. Основные трудности, по мнению руководителей 2/3 самарских предприятий, связаны с экономическими факторами (недостаток собственных денежных средств и финансовой поддержки со стороны государства, высокая стоимость нововведений, неразвитость рынка технологий), а также с недостатком и нечеткостью законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность, неразвитостью инновационной инфраструктуры и т.д.

Автором отмечается, что роль и место ИС в инновационных системах определяется как внутренними (нематериальность, потребность, полезность, экономичность, технологичность, доходность, жизнеспособность, конкурентоспособность, возможность к внедрению и использованию в качестве нематериальных активов), так и внешними факторами (членство России в ВОИС и намерение вступить в ВТО), что существенно влияет на потенциальные возможности организаций по использованию ИС.

В качестве условия функционирования инновационной сферы выделяется интеллектуальная собственность и собственность на продукт инновационной деятельности. Они определяют основное отличие инновационной сферы от научной – преобладание обменных процессов при передаче продуктов, четкое обозначение прав собственности при проведении обменных операций между субъектами, осуществляющими инновационную деятельность, и субъектами, внешними для этой сферы.

3. Анализируя системный подход к управлению, автор делает вывод, что процесс управления есть не что иное, как упорядочение системы, а его основной задачей является сохранение качественной определенности системы посредством перевода ее из одного состояния в другое, упорядочивающее воздействие выступает как приведение системы в соответствие с присущими ей объективными закономерностями и тенденциями, характеризующими эту качественную определенность. При этом управление системой, противодействие влияющим на нее факторам, силам дезорганизации осуществляется присущей самой системе органами, факторами и механизмами.

Рассматривая интеллектуальную собственность как объект управления в инновационных системах, на основе системного подхода, сформулировано авторское определение термина «управление ИС», на базе которого определено место управления ИС в науке управления, сформулирована цель управления ИС, определены и исследованы основные методологические элементы управления ИС: объект, предмет, законы, категории, функции, принципы и методы управления инновационными процессами.

Особенностью ИС как объекта управления является его многоуровневость, а именно – двухуровневость. Первый уровень объектов управления представлен в виде экономических субъектов рынка, занятых в процессах создания, защиты и коммерциализации ОИС, а второй – это регулируемые вышеназванные процессы. Важной особенностью ОИС является соответствие признакам нематериальных активов, что дает возможность их использования в хозяйственной деятельности предприятия.

Особое внимание уделяется понятию «хозяйственный оборот», как коммерческому использованию интеллектуальной собственности, то есть как форме технологического трансфера, при котором потребитель приобретает права на использование знаний и выплачивает их владельцу в том или ином виде вознаграждение в размерах, определяемых условиями договора между ними и как форме коммерческого использования продукции, созданной на базе ОИС.

Автором предлагается расширенное понимание жизненного цикла ОИС, понимаемого как упорядоченная последовательность действий, идентифицируемых с организационно-экономической средой, в рамках которой они осуществляются (рис. 1). При этом реализация последовательности этапов жизненного цикла базируется на элементах внешней среды и ориентируется на них. В частности основой для первого этапа являются базовые знания и знания о предшественниках, а также мотивация и накопленный опыт, информация же о новом ОИС распространяется неопределенному кругу потребителей и результат оценивается со стороны рыночного спроса.

Рис. 1. Жизненный цикл объекта интеллектуальной собственности

В ходе работы выявлены следующие особенности ИС как объекта управления в инновационных системах:

- ИС необходимо рассматривать как экономико-правовую категорию, применяя к ней преимущественно экономико-правовые методы управления;

- целью правового регулирования ИС является обеспечение субъекта рынка охраны прав и защиты интересов в процессе создания и использования результатов интеллектуального труда, а целью экономического регулирования является получение монопольной прибыли, достижение устойчивого положения на конкурентном рынке, возможности влиять на рыночную конъюнктуру;

- управление ИС должно осуществляться на каждом этапе ее жизненного цикла, при этом управлению подвергаются как сами процессы, соответствующие каждой из стадий, так и организационные структуры, обеспечивающие их реализацию.

Таким образом, масштабы и содержание оборота ИС рассматриваются как один из важнейших критериев достижения инновационной системой страны или региона определенной степени зрелости, перехода к следующей стадии развития. С другой стороны, институт ИС приобретает функции инструмента саморегуляции инновационных систем, поддержания их устойчивости по отношению к деструктивным воздействиям.

4. Анализ инновационной активности населения и предприятий на федеральном и региональном уровне позволил выделить отличительные черты формирования рынка ИС с учетом требований мирового сообщества в преддверии вступления в ВТО. В рамках исследования инновационного потенциала региональной экономики рассматривается последовательность исторического типа экономического развития регионов, где особое место занимает инновационный тип, переход к которому предполагает широкомасштабное освоение и диффузию базисных технологических инноваций в сочетании с экономическими и институционально-правовыми условиями, тесное взаимодействие технических возможностей и общественных потребностей, при этом не каждый регион способен сделать качественно новый скачок экономического развития.

В качестве условий для такого перехода определяются: отчетливо выраженная функция науки, высокая фундаментальность прикладных технологических нововведений, соответствие научного потенциала уровню технологических требований, гибкость организационно-экономических форм, ресурсно-финансовой среды и высокая инновационная готовность, а также создание новых механизмов воздействия различных структур, где особую роль играют процессы самоорганизации. Соотнесены понятия инновационной сферы и инновационного потенциала - понятия, ха рактеризующего внутреннюю возможность самой инновационной сферы региона осущест влять целенаправленную деятельность по привлечению конкретных хозяйственных ресурсов, их рациональной переработке для формирования инновационного продукта.

В работе решена задача морфологического исследования инновационного потенциала экономики путем выявления методологических аспектов, экономических отношений на базе многоуровневого подхода: - уровень теоретического осмысления и классификация понятия «инновационного потенциала»; - уровень региона; - уровень отношений предприятий – регион.

Приведены теоретические положения морфологического анализа и синтеза как научного метода исследования объекта. Раскрыта сущность морфологического подхода, заключающегося в построении многоаспектного описания множества решений задачи. Приведена система понятий морфологического анализа используемого в диссертационном исследовании. Определена цель морфологического исследования инновационного потенциала экономики – организация информационного массива, определение квалификационных признаков, методологических подходов, определение сущности понятия «инновационный потенциал» и построение многоаспектной классификации содержания понятия «инновационный потенциал» как экономической категории. Проанализированы различные подходы к определению дефиниции «инновационный потенциал» и на основе исследования определена методологическая позиция к рассмотрению сущности «инновационный потенциал» как экономической категории, выраженная многоуровневым характером экономических отношений и иерархической организацией структуры, системой понятий. На основе методологической позиции построено морфологическое дерево квалификационных характеристик содержания инновационного потенциала

Морфологический анализ инновационного потенциала экономической системы позволил выделить его экономическую, ресурсную, результативную и др. составляющие, определить причины недоиспользования инновационного потенциала. На базе теоретических исследований был проведен анализ инновационного потенциала экономики Самарской области. Специфика сложившейся ситуации заключается в том, что в регионе имеются значительные фундаментальные и технологические заделы, уникальная научно - производственная база и высококвалифицированные кадры. В то же время крайне слаба ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений в производстве, на рынке и других сферах.

Исследование характеристик инновационного потенциала показало, что в результате его использования на выходе появляются объекты интеллектуальной собственности, следовательно, именно инновационный потенциал является одним из условий для создания рынка ИС как на государственном, так и на региональном уровнях.

Современное состояние и тенденции развития рынка инноваций и интеллектуальной собственности в Самарской области были определены на базе статистических данных Роспатента, Госкомстата, Самарского областного совета Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов. Исследование показало, что существует проблема его оценки, как в регионе, так и в РФ. Анализ состояния и тенденций развития рынка инноваций и интеллектуальной собственности в Самарской области показал, что по патентной активности Приволжский округ является вторым округом в РФ, и что одним из лидеров в округе является Самарская область. В области около 40 % разработчиков – это предпринимательский сектор, но только 6% разработок направлены на получение новой конкурентоспособной продукции. Доля Самарской области по объему инновационной продукции составляет в РФ 16%, а в ПФО около 47%.

Морфологический анализ патентной активности проводился по следующим квалификационным показателям: количество заявок, поданных на ОПС; число авторов, подавших заявки на изобретения, полезные модели; использовано на предприятиях ОПС; экономический эффект от использования ОПС; выплаченная сумма авторского вознаграждения. Исследование выданных патентных документов заявителям Самарской области, проведенный автором на базе патентно-технической библиотеки г. Самара, показал, что распределение интересов заявителей на протяжении 2002-2006 года сохраняют одну и туже тенденцию, а именно наибольшее количество заявок подается по разделу В Международной патентной классификации (МПК), следующее место занимает раздел F , приблизительно равнозначны разделы G и C, около 10 % охранных документов выдается по разделам E, H, A. Активность предприятий на товарных рынках и в сфере предпринимательской деятельности характеризуется подачей заявок на товарные знаки и знаки обслуживания. Последние 4 года Самарская область по количеству поданных заявок на товарные знаки занимала 2 место в Приволжском регионе и 6 место в РФ. Программы для ЭВМ и базы данных являются теми уникальными объектами авторского права, использование которых стало неотъемлемой частью производственных процессов развитых предприятий. Морфологический анализ как метод многоаспектного анализа инновационной деятельности Самарской области позволил определить тенденцию роста заявок на регистрацию программного обеспечения, что подтверждает коммерческую значимость разрабатываемых информационных систем и стремление правообладателей защитить свои разработки перед выходом на рынок.

В диссертации рассматриваются формы передачи инноваций и интеллектуальной собственности. Рынок ОИС является открытым, так как законодательством не предусмотрено никаких ограничений для тех лиц и организаций, которые подали заявку на объект, признанный патентоспособным при экспертизе, и оплатили необходимые пошлины или тарифы.

Рынок ИС характеризуется, прежде всего, количеством договоров уступки и лицензионных договоров. Что касается участников заключенных соглашений, то в большинстве своем они входят в перечень инновационно-активных промышленных предприятий региона. Несмотря на растущее количество заявок, поданных на объекты промышленной собственности (ОПС), количество созданных передовых технологий, объем продукции, созданной на их базе, и объем инновационных услуг сокращается. Проведенный анализ показал, что стабильные затраты на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями, сопровождаются снижением затрат на приобретение технологий и увеличением количества использованных на предприятиях объектов патентного права, что может подтвердить их использование только в собственном производственном процессе. Рынок инноваций представлен в основном поступающими от производителей инновационными продуктами и услугами, а также машинами и оборудованием, связанными с технологическими инновациями, потребителями которых являются предприятия. Несмотря на положительные тенденции в развитии рынка ИС в Самарской области и достаточно высокий инновационный потенциал региона, порядок использования этих прав в хозяйственной и, в частности, в производственной и коммерческой деятельности регулируется рядом нормативных, международных и государственных правовых актов.

Проведенный автором анализ международного взаимодействия и опыта в сфере управления интеллектуальной деятельности позволил выделить принцип распределения, практика использования которого может быть положительно использована в условиях инновационной экономики России.

В рамках рассмотрения государственной политики в сфере интеллектуальной собственности автором обобщены основные направления государственной политики в области интеллектуальной собственности для определения тех возможностей и границ, которые экономическая система может использовать на основе нормативно-правовой базы для своего развития. Государственная политика рассматривается как комплекс целей и методов воздействия государственных структур, связанных с регулированием взаимоотношений в области создания и коммерциализации ИС, на субъекты рынка ИС. В диссертационной работе определяются цели государственной политики, задачи, инструменты ее реализации.

Исследование законодательной базы в области ИС позволило сделать следующие выводы: большинство нормативных актов носит декларативный характер; отсутствуют нормативные акты на стадии создания и стадии использования ОИС в рамках предприятия, что отрицательно сказывается на росте инновационно активных предприятий. Тенденции роста таких предприятий могут поддерживаться только за счет ориентации их продукции на внешний рынок. Данное исследование позволило определить функции и подведомственные организации органов исполнительной власти, вовлеченных в сферу управления интеллектуальной собственностью, а также осуществить распределение нормативных актов, регулирующих стадии жизненного цикла ОИС.

Создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности, обеспечи вающих ускоренное продвижение инноваций в экономику и социальную сферу, зависит не только от государства, но и от политики регионов, муниципальных образований, и полностью зависит от выбранного пути развития и уровня формирования инновационной системы. Анализ реализации государственной региональной политики в субъекте РФ (Самарской области) в области инновационной деятельности, позволил определить основные направления деятельности органов региональной власти в отношении ИС: создание законодательной базы управления ИС в регионе; формирование структур по управлению ИС и их функций; организация финансирования инновационной деятельности на уровне региона, в т.ч. за счет разработки программ социально-экономического развития региона, организации работ по повышению инновационной активности и привлечению средств местных бюджетов для развития научно-технологического комплекса; определение приоритетных направлений развития науки и техники в регионе и форм их поддержки; осуществление мер по формированию и развитию инфраструктуры инновационной деятельности и т.д.

Выделены конкретные субъекты и объекты управления ИС в регионе, их функции и структуры, проведен сопоставительный анализ приоритетных направлений развития науки и техники в РФ и регионе.

Выявлены противоречия между механизмами поддержки инновационной деятельности на региональном и муниципальном уровне, между позицией органов управления и позицией разработчиков, положивших в основу своей деятельности правовой принцип охраны разработки на уровне ОИС без определения четкой экономической эффективности проекта, между теоретическими возможностями использования патентной информации как источника информации о техническом уровне развития региона и практикой ее применения. Сделан вывод о необходимости ее использования при определении приоритетных направлений развития науки и техники и направлений государственной поддержки инновационных проектов.

5. Автор развивает предположение, что с формированием постиндустриального общества произойдет переход от иерархических систем управления к сетевому принципу управления. В этой связи разработана концепция управления ИС на региональном уровне, выраженная многоуровневым и многоэтапным подходом и представленная в виде системы, построенной на принципах синергетики, реализующей условия самоорганизации субъектов рынка ИС и выражающая закономерности и особенности ОИС, их правовой защиты и коммерциализации, условием эффективного функционирования которой является организационно-правовое и инфраструктурное обеспечение.

При реализации управления интеллектуальной собственностью на региональном уровне предлагается выделять инфраструктуру создания и использования интеллектуальной собственности. Под инфраструктурой понимается комплекс взаимосвязанных институтов права, финансово-экономических, научно-технических и образовательных институтов, государственно-частных поддерживающих структур в сфере ИС, созданный на основе принципов экономической целесообразности, преемственности, развития, соответствия международным организационо-правовым нормам, и реализованный на базе информационных и телекоммуникационных технологий.

В работе предлагается концепция формирования системы управления ИС с точки зрения кибернетического подхода, выраженной двухконтурной моделью и представленная в виде двух циклов управления: внутрипроизводственного и внешнего, на входы которых поступают ресурсы и потребности, а на выходе формируются интеллектуальные товары, продукты, информация, финансовые потоки, с обратными связями и интеллектуально-образовательной средой, как системообразующим фактором и приводится графическая интерпретация кибернетической модели системы управления ИС на уровне предприятия, региона (города ).

       С позиций синергетического подхода систему характеризуют определенная децентрализация отношений, возможность выбора подсистемами самостоятельного пути достижения цели, партнеров и ресурсов, единая сетевая культура, принцип кооперации. При этом уменьшается роль субъекта управления как регулятора и используется распределительный принцип. Государственное воздействие осуществляется путем делегирования ряда полномочий и придания определенного статуса организационный структурам, призванным являться опорными точками.

Автором применен системно-деятельностный подход к формированию управления ИС, результатом чего является матрица, идентифицирующий последовательность становления и развития системы управления интеллектуальной собственностью в разрезе отношений предприятия – регион (рис. 2). На основе исследования информационного массива показателей инновационной экономики сделан вывод, что изменение в объекте управления сопровождается изменением показателей измерения, то есть происходит переход от правовых характеристик (выраженных в количестве патентов, созданных и использованных, количество разработок и т.д.) интеллектуальной собственности к экономической характеристике стоимостного выражения интеллектуального капитала, то есть от права к экономике.

Одновременно происходит изменение и в системе показателей, характеризующих инновационные системы от микроэкономических показателей характеризующих инновационную деятельность предприятия к системе показателей характеризующих уровень развития регионов.

Объект управления

Цель

Результат

Интеллектуальная собственность, персонал

Интеллектуальный капитал, субъекты рынка

Инновационная система

Предприятие

Существующие элементы

Необходимые действия

Формируемые элементы

Ориентиры

Стимулирование бизнеса , величение привыли

Инновационная экономика региона (повышение качества жизни населениыя)

  1. Факторы, влияющие на инновационную активность, в том числе

- Интеллектуальный потенциал работников

- Отдельные локальные нормативные акты в области инновационной деятельности в рамках предприятия

-Отдел или специалист в области ИС

- Отдельные ОИС

1. Выработка стратегии инновационного развития

2. Определение факторов инновационной активности

3.Формирование нормативного,информационного обеспечения в области интеллектуальной собственности на уровне предприятия

4. Формирование системы стимулирования рационализаторской деятельности, инновационной деятельности сотрудников

5. Формирование организационной структуры по управлению интеллектуальной собственностью

7.Формирование портфеля прав интеллектуальной собственности для капитализации и коммерциализации

6. Выбор модели управления интеллектуальной собственностью

7. Построение системы управления интеллектуальной собственностью предприятия

1.Интеллектуальные активы, включая интеллектуальную собственность

2.Потенциальные и приобретенные интеллектуальные способности и навыки

2.Базы знаний и отношения с другими субъектами

Построение капитальных, надежных, долгосрочных доверительных и взаимовыгодных отношений предприятия со своими клиентами, покупателями

Регион

  1. Инновационный потенциал региона
  2. Государственные нормативные акты в области инновационной деятельности и интеллектуальной собственности
  3. Организационные структуры, предоставляющие услуги в области интеллектуальной собственности
  4. Поддержка отдельных инновационных проектов со стороны регионального бюджета
  5. Уровень инновационного развития
  1. Формирование системы нормативно-правового обеспечения в области интеллектуальной собственности на уровне региона (законы, программы, проекты)
  2. Формирование региональной инновационной политики и приоритетных направлений для поддержки со стороны регионального бюджета
  3. Определение подходов к поддержке инновационных проектов со стороны регионального бюджета на базе принципов патентно-информационного анализа, государственно-частного партнерства, мониторинга факторов, влияющих на инновационную активность предприятий
  4. Создание инфраструктуры управления интеллектуальной собственностью региона (информационный, технологический, образовательный, информационный виды обслуживания)
  5. Создание опорных организаций ФИПСа в регионе
  6. Построение взаимосвязей между работодателями, общественными организациями, администрацией региона
  7. Формирование реестра объектов интеллектуальной собственности региона

8.Выбор модели управления интеллектуальной на основе анализ уровня ин новационного развития региона

  1. Создание системы управления интеллектуальной собственностью региона
  2. Формирование инновационной культуры

1.Интеллектуальный потенциал

2. Интеллектуальная собственность, интеллектуальная активность 3.Рыночные и инфраструктурные активы

Построение отношений

различных экономических субъектов региона и отдельных регионов по поводу рационального, устойчивого воспроизводства интеллектуального капитала на основе прогрессивного развития науки и персонифицированных экономических интересов субъектов

Стимулирование развития инновационной экономики региона, увеличение валового внутреннего продукта

Правила бухгалтерского учета

Реестр НМА и ОИС

Условия отнесения к объекту управления

Таким образом, зарождаясь на уровне интеллектуальной собственности предприятия, развитие происходит от предприятия к региону, от интеллектуальной собственности к интеллектуальному капиталу, аккумулируясь на уровне региона, инновационный потенциал создает базу для формирования и развития инновационной экономики.

  1. Для обоснования выбора модели системы управления интеллектуальной собственностью автором была разработана методика определения взаимосвязей между показателями инновационного развития регионов, посредством которой реализуется задача определения взаимосвязи между показателями инновационного развития регионов в рамках групп регионов, образованных на базе ранговых показателей. Дана графическая интерпретация разделения регионов на группы инновационно-экономического развития, а также визуализации сил связи между выбранными для анализа показателями в рамках каждой группы регионов и на территории РФ. Анализ рангов регионов позволил объединить их в четыре группы.

Первую группу составляют «показательные» регионы с наилучшими научно-техническими, социально-экономическими, инфраструктурными и показателями патентной активности. Ко второй группе отнесены так называемые благополучные регионы, а третья группа образована регионами с низкими значениями соответствующих показателей. В конце списка сгруппировались дотационные регионы с низкой инновационной активностью, из которых формируется отдельная группа.

Далее в рамках всей исследуемой совокупности регионов (1-3 группа) было проведено исследование связи всех рассматриваемых показателей путем расчета парного коэффициента корреляции. Для более детального анализа взаимосвязи групп показателей патентной активности, социально-экономических, научно технических и инфраструктурных рассмотрены такие показатели, как численность населения, объем отгруженной инновационной продукции, количество организаций с бесплатным доступом, оценочные организации, заявки на объекты промышленной собственности, инновационно- активные предприятия, патентные поверенные, персонал, затраты на технологические инновации, валовой региональный продукт, с позиций оценки тесноты связи на осно ве показателя эмпирического корреляционного отношения. Графическая интерпретация корреляционных связей между основными показателями в первой группе регионов показана на рис. 3.

Проведенный анализ позволил показать существование взаимозависимости разного уровня между инфраструктурными показателями, социально-экономическими, научно-техническими и показателями патентной активности в рамках регионов различных групп. На этой базе предложены рекомендации по реализации государственной региональной политики для выбора модели системы управления ИС, адекватной современным способам организации хозяйственной деятельности.

Рис. 3. Связи между основными показателями в 1-ой группе регионов

Синергетический подход к управлению ИС применим в основном у первой группы регионов с достаточно высоким уровнем развития, когда имеющиеся производственные мощности задействованы полностью и дальнейшее развитие регионального хозяйства связано с повышением его конкурентоспособности, структурной перестройкой, повышением производительности труда и общей эффективности производства за счет использования организационных инноваций и новых технологий.

Важное значение при этом приобретает создание развитой инфраструктурной сети, обеспечивающей саморазвитие каждого элемента региональной системы и синергетического роста самой системы. Второй – кибернетический подход приемлем в условиях неполного использования регионом своих экономических ресурсов. То есть государственные власти «дотягивают» эти регионы до более развитых, в том числе и через бюджетные инвестиции, запустить производство на базе ОИС, повысить доходы и платежеспособность населения, увеличить валовой региональный продукт.

7. В рамках анализа функций органов власти региона РФ по выбору приоритетных направлений развития науки и техники, а также поддержки инновационных проектов предлагается использовать патентно-информационный подход, основанный на данных изобретательской статистики не столько при формировании приоритетных направлений, а преимущественно для обоснования их выбора и анализа уже сложившейся в регионе ситуации в области научно-технического и социально-экономического развития.

Проводится анализ уровня патентно-информационной активности как отечественных, так и зарубежных заявителей по приоритетным направлениям науки и техники за ряд лет, количества договоров уступки патентов, лицензий, технологической документации, платежей по договорам в отношении ИС. Основными критериями выбора приоритетных направлений развития инновационной экономики, по мнению автора, должны являться патентно-информационная активность и использование ИС в хозяйственном обороте. Предлагается теоретическая модель применения патентно-информационного подхода к выбору и обоснованию приоритетных направлений инновационного развития и поддержки инновационной деятельности в регионе. С помощью предлагаемой модели появляется возможность проведения классификации приоритетных направлений развития науки и техники и критических технологий в соответствии с Международной патентной классификацией, проведения отбора классов МПК, в которых подано наибольшее количество заявок на регистрацию ОИС, выявления патентно-активных предприятий, а также предприятий, проявляющих инновационную активность, их приоритеты.

Разработанный подход позволяет осуществлять отбор оптимальных технических решений для их поддержки региональными органами власти с помощью как прямого, так и косвенного стимулирования (рис. 4).

На предлагаемой схеме государственно-частное партнерство по созданию, развитию и введению в хозяйственный оборот ОИС (рис. 5), рассматривается в нескольких направлениях - посредством создания предприятия (ФГУП, ГУП, МУП) для реализации соответствующего направления, деятельность которого полностью финансируется из расходной части бюджета, объявления конкурса на получение муниципального заказа, создания или приобретения за счет средств бюджета таких объектов ИС, которые способны решить проблемы, выдвигаемые субъектом, и, наконец, создания акционерного общества при долевом участии города или региона на базе объектов интеллектуальной собственности, вкладываемых реципиентом в уставный капитал.

Важнейшим условием практической реализации концепции управления ИС, обеспечивающим адаптацию экономики к прогрессивным технологиям, является инфраструктура инновационной деятельности, поэтому в работе рассматриваются принципы процесса формирования, направления развития, элементы инфраструктурного обеспечения инновационного развития региона, которые предлагается классифицировать по видам обслуживания, на которые направлена их деятельность, а именно информационный, образовательный, технологический, финансовый (рис.6.). На примере Самарской области проводится анализ деятельности органов власти по стимулированию        развития инновационной деятельности, на базе чего вносятся предложения для поддержки проектов развития инновационной инфраструктуры региона.

В рамках каждого вида обслуживания субъектов рынка ИС рассматриваются основные виды деятельности и перечень элементов инфраструктуры, выполняющие те или иные работы или услуги в Самарской области.

7. Роль и взаимодействие опорных организаций с Роспатентом обосновываются в рамках предложений по развитию организационной структуры управления интеллектуальной собственностью, в частности определяются формы взаимодействия Роспатента с регионами, функции, реализуемые опорными организациями. Особое внимание уделяется исследованию организационных форм и условий формирования и развития опорных организаций регионов, среди которых большинство бюджетные структуры, представленные в виде ЦНТИ и технических вузов и библиотек, и только две их них представлены частными некоммерческими организациями. Некоммерческие негосударственные структуры рассматриваются как наиболее мобильные для продвижения политики Роспатента в регионы в силу самофинансирования и при определенной поддержке со стороны государства. Такой поддержкой может выступать определенное делегирование опорным организациям полномочий со стороны Роспатента (придание официального статуса, расширение полномочий и т.п.)Рассматривая опорные организации как аттракторы в системе управления ИС, учитывая цели управления ИС на региональном уровне и общие для большинства регионов задачи, в диссертации разрабатываются основные направления сотрудничества опорных организаций с элементами системы управления ИС, в том числе ФИПС, элементами инфраструктуры и создателями ИС.

При этом основными задачами взаимодействия опорных организаций и элементов системы управления ИС видятся:

- оценка состояния информационного обеспечения процессов создания, коммерциализации ОИС на региональном уровне;

- повышение эффективности использования информационного обеспечения процессов создания, коммерциализации ОИС;

- повышение уровня грамотности населения, руководителей, специалистов предприятий, становление и развитие инновационной культуры в регионе;

- создание прозрачных и стабильных правил осуществления правовой и экономической деятельности, стимулирующих развитие в области интеллектуальной собственности на региональном уровне.

Реализация основных этапов взаимодействия ФИПС и опорной организации имеет ориентацию на объединение функционирования всех элементов инфраструктуры управления ИС и субъектов рынка ИС на уровне региона и муниципалитета в виде единого информационного источника, выполненного как Internet-ресурс и обеспечение доступа для всех субъектов рынка, вовлеченных в процесс управления интеллектуальной собственности с целью формирования электронного рынка ОИС, повышения уровня грамотности в области инновационной деятельности, введения ОИС в хозяйственный оборот, увеличения инновационной активности.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что управление интеллектуальной собственностью в условиях инновационной экономики определяется интеграцией политики в области интеллектуальной собственности на государственном, региональном уровнях и на уровне предприятия. Составными частями инновационной экономики являются: ИС как объект управления в инновационных системах, патентно-инновационная активность субъектов рынка ИС, их инфраструктурное обеспечение, организационно-правовые аспекты регулирования ИС, модели и механизмы управления ИС, деятельность опорных организаций ФИПС.

На основе решения поставленных в диссертационном исследовании научных задач сформулированы следующие выводы и предложения:

1. Выявлен и сформулирован концептуальный подход к формированию инновационных систем как основы развития инновационной экономики и систем управления инновациями и интеллектуальной собственностью. Институциональной базой развития инновационной экономики является национальная инновационная система, рассматриваемая не только как взаимосвязанная совокупность элементов, но и как единый комплекс инновационных систем различных уровней, интегрированных друг в друга. При этом региональные инновационные системы рассматриваются как системообразующий элемент в национальной инновационной системе.

2. Расширено понятие инновационной сферы как пространственно-временной характеристики инновационной системы, которое позволяет на базе выделения особенностей отношений и прав собственности выявить факторы, способствующие и препятствующие формированию в ней интеллектуальной собственности, в частности, степень технологичности производства, ресурсный потенциал предприятий, форма собственности, концентрация производства и конкуренция, наличие собственных денежных средств и уровень финансовой поддержки со стороны государства, стоимость нововведений, уровень развития рынка технологий, а также качество законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность, развитие инновационной инфраструктуры и т.д.

3. В качестве особенности ИС как объекта управления подчеркивается его многоуровневость (двухуровневость). При этом первый уровень объектов управления представлен в виде экономических субъектов рынка, занятых в процессах создания, защиты и коммерциализации ОИС, а второй – в виде регулируемых вышеназванных процессов.

4. Предложено рассматривать инновационный потенциал экономической системы, в результате использования которого появляются объекты интеллектуальной собственности как результаты инновационной деятельности, как одно из условий для создания рынка ИС как на государственном, так и на региональном уровнях.

5. Анализ современного состояния и тенденций развития рынка инноваций и интеллектуальной собственности в Самарской области показал, что при положительной динамике патентной активности субъектов рынка ИС, сам рынок ИС находится в стадии его формировании. Анализ внутреннего строения рынка ИС показало, что на стороне спроса являются товарные знаки и программы для ЭВМ, а на стороне предложения изобретения и полезные модели, при этом стабильные затраты на приобретение машин и оборудования, связанные с технологическими инновациями, сопровождаются снижением затрат на приобретение технологий и увеличением количества использованных на предприятиях объектов патентного права. Рынок инноваций представлен в основном поступающими от производителей инновационными продуктами и услугами, а также машинами и оборудованием, связанными с технологическими инновациями, потребителями которых являются предприятия.

6. Обобщение основных направлений государственной политики в области интеллектуальной собственности в виде комплекса целей и методов воздействия государственных структур, связанных с регулированием их взаимоотношений в области создания и коммерциализации ИС, на предприятия и физические лица, позволило определить пути, механизмы и границы, которые экономическая система может использовать на основе нормативно-правовой базы для своего инновационного развития.

7. Проведенный автором анализ международного опыта в области управления ИС подтвердил значимость интеллектуальной собственности, как одного из важнейших факторов национального богатства, и необходимость его эффективной защиты всеми доступными средствами на государственном уровне, а также подтвердил эффективность использования принципа распределительной патентной службы в ведущих странах с развитой инновационной экономикой.

8. Предложена концепция управления ИС, выраженная многоуровневым и многоэтапным подходом и представленная в виде системы, базирующейся на принципах кибернетики и синергетики, построенной на сочетании подходов самоорганизации субъектов рынка ИС и их государственного регулирования, единства их правовой защиты со стороны государства и коммерциализации со стороны рынка субъектов рынка ИС, условием эффективного функционирования которой является ее организационно-правовое и инфраструктурное обеспечение. В рамках данной концепции разработаны модели системы управления интеллектуальной собственностью на различных уровнях, при этом кибернетическая модель управления ИС ориентирована на использование для уровня предприятий, города, региона, находящихся на стадии становления инновационного типа развития, а использование синергетической модели в функционирующих инновационных системах обеспечивает потенциальную возможность трансформация системы управления в систему целенаправленного развития

9. Разработанная методика определения взаимосвязи между показателями инновационного развития регионов в рамках групп, образованных на базе ранговых показателей, позволила дать графическую интерпретацию разделения регионов на группы инновационно-экономического развития, а также визуализацию сил связи между выбранными для анализа показателями в рамках каждой группы регионов и на территории РФ. Проведенный анализ позволил показать существование разной силы взаимозависимости между инфраструктурными показателями, социально-экономическими и научно- техническими и показателями патентной активности в рамках регионов различных групп, на базе чего предложены рекомендации по реализации государственной региональной политики для инновационного развития регио нальной экономики, адекватного современным спосо бам организации хозяйственной деятельности.

10. Предложенный в диссертации патентно-информационный подход к выбору и обоснованию приоритетных направлений инновационного развития и поддержки инновационной деятельности позволяет проводить отбор оптимальных технических решений для их поддержки прямым или косвенным стимулированием. Такой подход основывается на данных изобретательской статистики. Его можно использовать не только при формировании приоритетных направлений, но и преимущественно для обоснования их выбора и анализа уже сложившейся в регионе ситуации в области научно-технического и социально-экономического развития. Отбор оптимальных технических решений в области объектов интеллектуальной собственности для их поддержки прямым или косвенным стимулированием проводится на основе анализа за ряд лет уровней патентно-информационной активности как отечественных, так и зарубежных заявителей по приоритетным направлениям науки и техники, результатов продажи патентов, лицензий, технологической документации, платежей по договорам.

11. Реализацию государственно-частного партнерства по созданию, развитию и введению в хозяйственный оборот ОИС, предлагается автором, осуществлять разнообразными способами: посредством создания предприятий (ФГУП, ГУП, МУП) для реализации соответствующего направлений деятельности, полностью финансируемой из расходной части бюджета; объявления конкурса на получение муниципального заказа на создание или приобретение за счет средств бюджета таких объектов ИС, которые смогут решить проблемы, выдвигаемые субъектом; создания акционерного общества на основе интеллектуальной собственности в уставном капитале при долевом участии города или региона.

12. На базе определения понятийного аппарата инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности и методологических подходов к его формированию предложена классификация элементов инфраструктуры, основой которой являются виды обслуживания, на которые направлена их деятельность (информационный, образовательный, технологический и финансовый).

13. Предложено определение сущности инфраструктурного обеспечения субъектов рынка в сфере ОИС как комплекса взаимосвязанных институтов права, финансово-экономических, научно-технических и образовательных институтов, а также государственно-частных поддерживающих структур в сфере ИС. Комплекс инфраструктурного обеспечения ОИС должен соответствовать международным организационно-правовым нормам, и реализовываться на базе информационных и телекоммуникационных технологий.

14. Раскрытие роли опорных организаций ФИПС как аттрактора в системе управления ИС позволило определить основные направления сотрудничества опорных организаций с элементами системы управления ИС, в том числе ФИПС, элементами инфраструктуры и создателями ИС. Задачами такого взаимодействия определены: оценка состояния информационного обеспечения процессов создания, коммерциализации ОИС на региональном уровне; повышение эффективности использования информационного обеспечения процессов создания, коммерциализации ОИС; повышение уровня грамотности населения, руководителей, специалистов предприятий, становление и развитие инновационной культуры в регионе; создание прозрачных и стабильных правил осуществления правовой и экономической деятельности, стимулирующих развитие в области интеллектуальной собственности на региональном уровне.

При этом государственное воздействие на субъекты рынка ИС осуществляется путем делегирования ряда полномочий и придания определенного статуса Роспатентом опорным организациям ФИПС, которые способны выступать и как связующее звено среди инфраструктурных элементов создания и коммерциализации ИС, и как лидеры системы, одновременно являющиеся аттракторами.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях:

I. Монографии:

1. Мазур Н.З., Мазур З.Ф., Дегтярева Н.М. Управление интеллектуальной собственностью на малых инновационных предприятиях. -Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 2004 .- 7 п.л., в т.ч. авторских – 5 п.л..

2. Мазур Н.З. Шепелев В.М., Фионин В.И. Инновационная сфера: проблемы собственности и предпринимательства. -Самарский государственный технический университет М., 2004 г.- 9 п.л., в т.ч. авторских – 3 п.л.

3. Мазур Н.З., Мазур З.Ф., Цапенко А.М.Инновационный менеджмент: интеллектуальная собственность.- ИНИЦ Роспатента, Москва, 2005.- 5,6 п.л., в том числе авторских -2 п.л.

4. Мазур Н.З. Инновационная экономика: инновационные системы. Интеллектуальная собственность. Условия развития.- Типография АНО «Издательство СНЦ РАН», г. Самара, 2006. - 7,1 п.л.

5. Мазур Н.З. Механизмы управления интеллектуальной собственностью (региональный аспект инновационной экономики). - Типография АНО «Издательство СНЦ РАН», г. Самара, 2007.- 15 п.л.

6. Мазур Н.З. Потенциальные возможности управления интеллектуальной собственностью на региональном уровне. – Издательство «Тровант», Москва, 2008г.- 7,5 п.л.

П. Статьи в журналах, опубликованные в реферируемых научных журналах (список ВАК):

7. Мазур Н.З., Левина М.П. Инфраструктура создания и использования интеллектуальной собственности на региональном уровне. //Инновации, 2005, № 7.- 0,8 п.л., в т.ч. авторских – 0,4 п.л.

8. Мазур Н.З. Формирование системы управления интеллектуальной собственностью на региональном уровне: подходы, условия, элементы. //Известия Самарского научного центра РАН. Спец. Выпуск «Экономика и управление регионами», 2006. - 0,5 п.л.

9. Мазур Н.З., Левина М.П. Организационные механизмы управления интеллектуальной собственностью на региональном уровне // Инновации, 2006, № 6.- 0,7 п.л., в т.ч. авторских – 0,4 п.л.

10. Мазур Н.З. Образовательная составляющая инновационной инфраструктуры региона (на примере Самарской области).// Известия Самарского научного центра РАН. Спец. Выпуск «Наука – промышленности и сервису». Выпуск 3. Т.1. Самара, 2006 .- 0,52 п.л.

11. Мазур Н.З. Опорные организации Федерального института промышленной собственности как новейший элемент инновационной инфраструктуры.// Известия Самарского научного центра РАН. Спец. Выпуск «Наука – промышленности и сервису». Выпуск 3. Т.1. Самара, 2006.- 0,6 п.л.

12. Мазур Н.З. Проблемы функционирования механизма создания и развития региональной инновационной инфраструктуры. //Регионология, 2006, № 4.- 0,3 п.л.

13. Мазур Н.З. Экономико-правовые аспекты использования программных продуктов на рынке образовательных услуг./ Информатика и образование, 2006 г., № 10.- 0,25 п.л.

14. Мазур Н.З. Товарные знаки – формализм эксперта или мастерство патентного поверенного.//Интеллектуальная собственность, 2007, № 5., -0, 44 п.л.

15. Мазур Н.З. Применение деятельностного подхода в построении и развитии системы управления интеллектуальной собственностью в регионе.// Инновации, 2007, № 6.- 0,5 п.л.

Ш. Статьи в сборниках, журналах и другие публикации:

16. Мазур Н.З. Механизм управления интеллектуальной собственностью как организационно-экономическая проблема. /Сборник молодых ученых ПТИС. Под редакцией д.т.н., профессора Абрамова Г.Н. –Тольятти. Поволжский технологический институт сервиса, 2000.- 0,3 п.л.

17. Мазур Н.З. Интеллектуальная собственность и социально-образовательная среда: проблемы ее формирования./ Педагогический процесс как культурная деятельность: Сборник трудов 3-й Международной научно-практической конференции 4-8 декабря 2000 года. - Самара, 2000.- 0,3 п.л.

18. Мазур Н.З. Конкуренция и адаптивное управление интеллектуальной собственностью в сервисных организациях. / Методологии управления инновационными процессами в науке и образовании.: Сборник научных трудов. -Тольятти: МОУ ДПОС – Центр информационных технологий; ОАО «Современник», 2001.- 0,2 п.л.

19. Мазур Н.З., Левина М.П., Лыткин И.В. Управление персоналом как субъектом инновационной деятельности./ Управление персоналом в условиях рынка: Материалы Всероссийского научно-практического семинара. -Пенза, 2001.- 0,4 п.л., в т.ч. авторских – 0,2 п.л.

20. Мазур Н.З. Механизм управления интеллектуальной собственностью в сервисных организациях. /Общеэкономические концепции функционирования предприятия в условиях рынка: Сборник научных трудов ПТИС, выпуск 8.-Тольятти: издательство ПТИС, 2001.- 0,3 п.л.

21. Мазур Н.З., Дегтярева Н.М., Воронин Ю.А. Анализ инновационной активности предприятий г.Тольятти и Самарской обл. //Экономика и финансы, 2002, № 3-4.- 0,3 п.л., в т.ч. авторских – 0,1 п.л.

22. Мазур Н.З., Левина М.П. Оценка объектов интеллектуальной собственности. Стоимость лицензии. /Интеллектуальная собственность и информационные ресурсы в управлении и бизнесе (экономико-правовые вопросы): Сборник материалов. Тольятти, ТГИС, 2003.- 0,5 п.л., в т.ч. авторских – 0,3 п.л.

23. Мазур Н.З., Мазур З.Ф. Научно-методический подход к созданию и развитию регионального рынка интеллектуальной собственности. /Интеллектуальная собственность в России: тенденции развития. Сборник докладов. - М.: ИНИЦ Роспатента, 2005.- 0,7 п.л., в т.ч. авторских – 0,35 п.л.

24. Мазур Н.З., Левина М.П. Интеллектуальная собственность как объект управления и ее роль и место в развитии экономики. /Сборник статей международной научно-практической конференции «Развитие рынка интеллектуальной собственности в РФ: формирование проблемы, перспективы».- Тольятти, 2006.- 0,3 п.л., в т.ч. авторских – 0,15 п.л..

25. Мазур Н.З., Мазур З.Ф. Патентно-информационный подход к выбору и обоснованию приоритетных направлений развития науки и техники в регионе (на примере Самарской области)// Социально-экономические и технические системы, 2006, № 8(24).- 0,33 п.л., в т.ч. авторских – 0,2 п.л.

26. Мазур Н.З. Инновационная активность в Самарской области.// Патенты и лицензии, 2006 г. № 6, 0,3 п.л.

27. Мазур Н.З., Левина М.П. Государственная политика в сфере интеллектуальной собственности. / Двойные технологии как стратегический ресурс инновационной экономики: Сборник докладов Международной научно-практической конференции (24-25 мая 2007 года).-Тольятти: ТВТИ, 2007.-0,3 п.л., в т.ч. авторских – 0,15 п.л.






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.