WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

   Добро пожаловать!

 

  На правах рукописи

 

  Исх.  № _________ 

  от ______________

КИВЕЛЬ Оксана Владимировна

КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Специальность 12.00.08 уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва 2012

Работа выполнена на кафедре криминологии Московского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации.                

Научный руководитель         заслуженный юрист  Российской Федерации

                        доктор юридических наук, профессор

                        Лебедев Семен Яковлевич

Официальные оппоненты: профессор кафедры уголовно-

правовых дисциплин Российской

академии адвокатуры и нотариата,

заслуженный юрист Российской Федерации доктор юридических наук, профессор

                               Крутер Марк Соломонович

                               заместитель начальника Рязанского

филиала Московского университета

МВД России,

кандидат юридических наук

Ханахмедов Алексей Сефединович

Ведущая организация Воронежский институт МВД России

Защита диссертации состоится « 26 » сентября  2012 г. в 14 час. на заседании диссертационного совета Д 203.019.03 при Московском университете МВД России (117997 г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского университета МВД России.

Автореферат разослан « » 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат юридических наук, доцент А.А. Шишков

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Осуществляемые в Российской Федерации преобразования в социальной, экономической, политической и идеологической сферах, как это обычно бывает, породили целый ряд негативных последствий социального плана: падение жизненного уровня, обострение социальной напряженности, возникновение нестабильности в обществе и т.д. Среди таких последствий одно из первых мест в сегодняшней российской действительности занимает криминализация общественных отношений и рост преступности, которая по своим размахам является важнейшей угрозой, как национальной безопасности страны, так и международной безопасности. В связи с этим в сфере обеспечения национальной безопасности деятельность по предупреждению преступности выступает одним из главных направлений государственной политики нашей страны. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации гласит, что «Российская Федерация при обеспечении национальной безопасности исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации».1

Важным условием и определяющим фактором практической реализации поставленных Президентом России задач по борьбе с преступностью является обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних как наиболее незащищенной, уязвимой и полностью зависящей от взрослых лиц части населения, а соответственно и наиболее подвергающейся негативному влиянию вышеназванных явлений.

Международно-правовыми актами, а равно национальным законодательством в качестве основных прав несовершеннолетних определены следующие:

- личные права: право на жизнь и здоровье; на имя и заботу со стороны родителей; на жизнь с родителями и в семье; на защиту от вмешательства в частную жизнь; на защиту от информации, наносящей вред развитию ребенка; на защиту от сексуального совращения и эксплуатации; на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ;

- социально-экономические права: право на пользование службами и учреждениями по уходу за детьми; на пользование услугами системы здравоохранения; на пользование благами социального обеспечения; на образование; на отдых и досуг; на защиту от экономической эксплуатации; на уровень жизни, необходимый для развития, и обязательную поддержку со стороны родителей;

- политические права: право ребенка свободно выражать свои взгляды; свободно искать и передавать информацию; право на свободу мысли, совести и религии; на свободу ассоциаций и мирных собраний.

Нетрудно заметить, что каждое из этих прав может быть самостоятельным объектом преступного посягательства в процессе совершения конкретного преступления. Соответственно каждое из подобных нарушений становится объектом уголовно-правовой защиты (ст. ст. 150-157; п. «д» ч. 2 ст. 131, п. «в» ч. 3 ст. 131, п. «д» ч. 2 ст. 132, п. «в» ч. 3 ст. 132, ст. ст. 134, 135; п. «в» ч. 2 ст. 105, п. «б» ч. 2 ст. 111, п. «в» ч. 2 ст. 112, п. «г» ч. 2 ст. 117; п. «д» ч. 2 ст. 126, п. «д» ч. 2 ст. 127, п. «б» ч. 2 ст. 127.1, п. «б» ч. 2 ст. 127. 2; п. «в» ч. 2 ст. 230; п. «в» ч. 2 ст. 241; ст. 242.1 УК РФ).

Согласно статистическим показателям последних лет количество зафиксированных органами прокуратуры нарушений законодательства в области защиты прав детей имеет неутешительную тенденцию роста. Ежегодно в России в отношении несовершеннолетних совершается около 200 тысяч преступлений. По данным Уполномоченного по правам ребенка в РФ только в 2011 году жертвами криминала стали более 48,1 тысячи несовершеннолетних, из которых 723 ребенка погибли, а еще более 1 тысяче детей причинен тяжкий вред здоровью. За этот же год против 4,9 тысячи ребят совершены преступления сексуального характера. Как нам кажется, только этих названных цифр вполне достаточно для того, чтобы констатировать наличие весьма негативной тенденции сегодняшнего состояния противоподростковой преступности.

Значительное внимание решению проблемы защиты прав несовершеннолетних уделено в работах таких ученых криминологов, как М.М. Бабаев, Д.М. Галушко, Р.С. Данилевский, В.А. Плешаков, А.М. Примаченко, Ю.Е. Пудовочкин, В.Я. Рыбальская, К.К. Сперанский и др. Кроме этого, изучение обозначенной проблемы нашло отражение и в работах других исследователей (В.И. Абрамов, В.Б. Александров, О.С. Антюфеева, М.С. Крутер, Н.Е. Борисова, Д.М. Галушко, И.К. Городецкая, Д.З. Зиядова, А.В. Корманицкий, Т.Н. Краснобаева, А.А. Сержантова, Е.А. Стабровская, Н.С. Шемахова и др.).

Следует отметить, что степень опасности, которой подвергаются дети, чрезвычайно высока, т.к. каждое преступление, совершенное в отношении несовершеннолетнего, имеет более негативные социальные последствия, чем такое же преступление, совершенное в отношении взрослого человека. Особого внимания заслуживает взаимосвязь преступлений против несовершеннолетних с преступлениями, совершаемыми самими несовершеннолетними. Практика показывает, что совершаемые в отношении

несовершеннолетних криминальные посягательства способствуют росту подростковой преступности, «стимулируют» их собственную криминальную активность, которая может проявиться как в несовершеннолетнем, так и во взрослом возрасте. В связи с этим обеспечение защиты несовершеннолетних, безусловно, будет являться гарантией эффективной профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

Кроме этого, не меньшую опасность представляет и виктимизация детского и подросткового контингента, так как поражает значительное число детей и подростков.

В подобных условиях становится актуальной проблема совершенствования механизма обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних, решение которой не может быть эффективным без первостепенного решения проблемы безопасности подрастающего поколения от преступных посягательств, основу которого должно создать соответствующее ей обеспечение этой деятельности. Криминологическое обеспечение национальной безопасности применительно к нашему исследованию предполагает разработку и реализацию компетентными государственными органами и общественными структурами различных политических, идеологических, экономических, социально-психологических, правовых и иных мер, направленных на недопущение (предупреждение) преступных посягательств на права детей.

Криминологическое обеспечение защиты прав несовершеннолетних способно сформировать аналитический потенциал системы профилактики, позволяет сделать ее более целенаправленной, подлинно системной и эффективной, осуществляя переориентацию правоохранительной системы с поисков криминологических угроз на объект, которому, собственно, и должна быть гарантирована криминологическая безопасность. А это обеспечивает формирование новой идеологии противодействия противоподростковой преступности.

Таким образом, криминологическое обеспечение национальной безопасности несовершеннолетних приобретает сегодня принципиально новое теоретическое и практическое значение для осуществления государственной политики в сфере контроля над преступностью против них, дает толчок для обновления существующих в данной области научных идей.

Целью диссертационного исследования является получение нового криминологического знания о соответствии (несоответствии) системы обеспечения безопасности несовершеннолетних от преступных посягательств, а также разработка на основе такого знания предложений и рекомендаций по ее совершенствованию.

Указанные цели достигаются решением следующих задач:

- определить криминологические предпосылки решения проблемы защиты прав несовершеннолетних на различных этапах истории российского государства;

- выявить основные правовые гарантии обеспечения прав и свобод несовершеннолетних и их защиты от преступных посягательств;

- провести анализ состояния, динамики и структуры противоподростковой преступности;

- изучить механизм преступного поведения, посягающего на права несовершеннолетних;

- проанализировать криминологические особенности преступника и виктимологические особенности несовершеннолетнего потерпевшего, выделить типы взаимодействия преступника и его несовершеннолетней жертвы;

- изучить систему субъектов, деятельность которых направлена на предупреждение криминальных посягательств на права несовершеннолетних, а также особенности их деятельности;

- сформулировать предложения, способствующие совершенствованию системы предупреждения противоподростковой преступности.

Объектом диссертационного исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности по обеспечению безопасности несовершеннолетних от преступных посягательств.

Предметом исследования являются закономерности, тенденции, количественные и качественные характеристики преступности, посягающей на права и законные интересы несовершеннолетних; закономерности дихотомии «преступник – потерпевший» в контексте обеспечения защиты несовершеннолетних от преступных посягательств; состояние и тенденции российского законодательства (уголовно-правового, гражданско-правового, трудового, административного и др.), регламентирующего права и свободы несовершеннолетних с учетом соответствующих криминологических взаимосвязей и последствий; состояние, противоречия и перспективы развития системы предупреждения криминальных посягательств на права несовершеннолетних.

Методологическую основу диссертационного исследования составили диалектический метод познания социально-правовых явлений с присущими ему требованиями всесторонности, историчности, конкретности, объективности. Среди общих и частно-научных методов в исследовании использовались: методы научного анализа и синтеза, сравнения, обобщения, а также наблюдение, изучение документов, опрос и др.

Нормативной основой исследования явились международно-правовые акты, а также федеральные, региональные и иные правовые акты, ориентированные на защиту прав и законных интересов детей. Среди них: Всеобщая Декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и

политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны, Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям, Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон «Об образовании» и др. Кроме этого, для обеспечения полноты исследования и изучения сравнительно-правовых аспектов темы анализировались нормативные источники, действовавшие в России в период  IX-XX вв.

Научная обоснованность и достоверность положений и выводов обеспечены применением апробированных социальными науками методов и методик, соблюдением требований криминологической теории, ее методологических принципов, тщательным отбором эмпирического материала, обобщением практического опыта, а также использованием большого опубликованного научного материала.

Теоретической основой исследования, главным образом, являются научные труды ведущих ученых в области общей теории права, уголовного права, криминологии, психологии, социологии и других областей знания, связанных с предметом исследования.

Эмпирическую базу исследования составили материалы 105 уголовных дел о различных преступлениях против несовершеннолетних, статистические данные ГИАЦ МВД России о регистрации преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних; статистические данные Генеральной прокуратуры РФ о соблюдении и защите прав несовершеннолетних; данные Уполномоченного по права ребенка в РФ, а также Уполномоченного по правам ребенка в Москве; данные опубликованных социологических исследований и средств массовой информации по проблемам, относящимся к предмету исследования; информация о работе правоохранительных органов, общественных объединений и судебных органов, опубликованная в научной литературе и периодической печати; материалы опроса 50 несовершеннолетних, ставших потерпевшими от преступлений, и 50 преступников, осужденных за преступления, связанные с нарушением прав несовершеннолетних, в том числе их родителей, а также данные опроса 50 работников правоохранительных органов.

Научная новизна исследования определяется тем, что с учетом целей и задач исследования, его предмета, в работе представлена новая авторская оценка криминологической обоснованности некоторых отраслей российского

законодательства (уголовного, гражданского, семейного, трудового и др.), сориентированных на предупреждение правонарушений и преступлений в отношении несовершеннолетних. В диссертации предпринята попытка по-новому теоретически оценить и эмпирически подтвердить закономерности и тенденции преступности, посягающей на права и свободы несовершеннолетних, в том числе раскрыть место и роль несовершеннолетнего потерпевшего в механизме преступного посягательства на его права и свободы. С учетом выявленной автором криминологической специфики анализируемой совокупности преступлений впервые сформулировано и обосновано авторское понятие «противоподростковая преступность». В ходе научного анализа исследуемой проблемы были также выявлены и проанализированы недостатки и пробелы (правовые, организационные, тактические и др.) в деятельности субъектов по обеспечению защиты прав несовершеннолетних от преступных посягательств. Новизна диссертации характеризуется авторской разработкой предложений по совершенствованию системы предупреждения преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних. Новизной отличаются также положения, выносимые на защиту.

Положения, выносимые на защиту:

1. Российское законодательство в своем историческом аспекте изначально демонстрирует нацеленность государства на защиту прав несовершеннолетних, главным образом, уголовно-правовыми средствами. В этой области совершенствование законодательной регламентации характеризуется: 1) введением понятий «малолетний» и «несовершеннолетний», их дифференциацией по возрастному критерию; 2) ограничением родительской власти и установлением взаимных прав и обязанностей родителей и детей в целях соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних; 3) криминализацией деяний, нарушающих права и законные интересы семьи и несовершеннолетних путем установления уголовной ответственности и соответствующего уголовного наказания за их совершение; 4) созданием системы органов и учреждений, способных вести борьбу с нарушениями прав детей в различных сферах их жизнедеятельности. Такая законотворческая тенденция стимулировала появление значительного числа правовых актов в означенной области общественных отношений, что само по себе создает хорошую историко-правовую основу для формирования новой законодательной базы государственной семейной политики и защиты детства от всякого криминального произвола.

2. На фоне снижения официальных показателей исследованием установлено увеличение латентной составляющей рассматриваемого вида преступности. Исследованием подтверждены результаты исследований других авторов, указывающие на то, что уровень латентности  рассматриваемых преступлений составляет более 70 %. В то же время подобная латентность нуждается в более серьезном исследовании, поскольку именно она должна составлять информационную базу целенаправленной деятельности по защите детей от преступных посягательств.

3. Подтверждением предыдущего положения является то, что на фоне сокращения общего числа преступлений против несовершеннолетних, отдельные виды обнаруживают устойчивую тенденцию роста. Так, в структуре противоподростковой преступности наметилась четкая тенденция к увеличению: 1) насильственных преступлений (убийств, причинения вреда здоровью различной тяжести, побоев, истязаний и т.д.), с которыми несовершеннолетние сталкиваются в различных сферах их жизнедеятельности (в семье, школе, на улице и т.д.); 2) насильственных действий сексуального характера (изнасилований, насильственных действий сексуального характера, развратных действий) и вовлечения несовершеннолетних в занятие проституцией и порнографией; 3) торговли детьми, их похищений и эксплуатации (трафикинг); 4) вовлечений несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий; 5) а также преступлений в сфере семейно-бытовых отношений (злостного уклонения от уплаты средств на содержание детей; неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).

4. Выявленные закономерности и тенденции преступных посягательств на права и свободы несовершеннолетних предопределяют формулирование специального понятия противоподростковой преступности. Она представляет собой органическую совокупность преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних и характеризующихся единством уголовно-правовой специфики объекта преступного посягательства (несовершеннолетнего), позволяющего посягающему на его права и свободы преступнику достичь криминальной цели (корыстной, насильственной и др.) с наименьшим для себя препятствием, обеспечивая одновременно свою относительную неуязвимость перед правоохранительным воздействием из-за невозможности квалифицированного разглашения потерпевшим информации о совершенном в отношении него уголовно-наказуемом деянии. Подобная криминологическая специфика противоподростковой преступности создает объективную основу для соответствующей целенаправленной (эффективной и оптимальной) предупредительной деятельности, причем как общесоциальной, так и специально-криминологической.

5. Самостоятельным криминогенным последствием противоподрост-ковой преступности, главным образом ее насильственной части, выступает факт «стимулирования» совершаемыми против несовершеннолетних криминальными посягательствами проявлений их собственной криминальной активности. Таковая может проявиться как в несовершеннолетнем, так и во взрослом возрасте. В связи с этим предупреждение подобного преступного посягательства одновременно нацелено на предупреждение в будущем преступлений со стороны самих несовершеннолетних потерпевших.

6. Лица, совершившие преступления против несовершеннолетних характеризуются криминологическими признаками, позволяющими продемонстрировать соответствующие черты собирательного образа такого преступника. Это, преимущественно, лицо мужского пола, в возрасте от 30 до 50 лет, не обремененное семейными обязательствами, имеющее низкий уровень образования, вполне трудоспособное, но не работающее и не учащееся, зачастую состоящее в родственных или иных близких отношениях с потерпевшим, имеющее криминальный опыт. Кроме этого, это лицо, обладающее отрицательными социально-эмоциональными чертами, злоупотребляющее алкоголем и другими психоактивными веществами. Приведенные данные могут быть использованы для разработки и проведения мероприятий, направленных на предупреждение рассматриваемых преступлений.

7. Специфичной для криминологической оценки специфики противоподростковой преступности является ее виктимологическая характеристика, которая проявляет себя как в мотивации негативных намерений преступника, так и в их реализации. Несовершеннолетний здесь выступает центральным звеном механизма преступного поведения. Его виктимологические свойства и качества как представителя определенной социально-демографической группы изначально усиливают криминальную целеустремленность преступника. При этом проявляются особые виктимогенные черты несовершеннолетнего, предопределяющие авторскую разработку типологии личности несовершеннолетних жертв преступлений, включающую в себя пассивные, агрессивные, активные, некритичные, инициативные и нейтральные типы несовершеннолетних, потерпевших от преступлений.

8. Основой противоречий между желаемой (должной) системой регламентации защиты прав несовершеннолетних и отсутствием эффективной системы обеспечения их безопасности является:

- законодательная база, направленная на защиту детей от преступных посягательств, по большей мере декларативна;

- действующая законодательная база во многом противоречит международно-правовым актам, а также самой себе;

- вносимые в действующее законодательство изменения и дополнения часто не улучшают, а, напротив, ухудшают положение детей;

- отсутствие или неполнота механизмов реализации ряда конкретных норм обусловливает их неисполнение;

- отсутствие контроля за исполнением законодательства;

- содержание в законодательстве устаревших и бездействующих правовых норм.

9. Система предупреждения противоподростковой преступности объединяет криминологические и виктимологические подсистемы мер, одновременно и в своей взаимосвязи нацеленных на: 1) выявление потенциальных жертв преступлений; 2) выявление и контроль над лицами, совершающими таковые. Это единство должно быть обеспечено функционально превентивной работой специально образованных и функционирующих в государстве и обществе субъектов защиты несовершеннолетних от противоправных посягательств. Практически все существующие сегодня в России подобные субъекты осуществляют защитные функции в рассматриваемой области наряду с другими своими обязанностями, что негативно сказывается на эффективности их деятельности.

10. Создание стройной, скоординированной системы субъектов предупреждения преступлений против несовершеннолетних требует принятия соответствующего федерального закона, в соответствии с которым основным координирующим органом могла бы стать Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве РФ, а контролирующим органом – Уполномоченный по правам ребенка в РФ и Уполномоченные по правам ребенка в субъектах РФ. Наряду с этим формированию реально действующей системы защиты прав детей в Российской Федерации может способствовать создание системы семейных судов, которые также могли бы стать во главе специализированных органов системы профилактики преступлений против несовершеннолетних, взяв на себя часть контрольных, распорядительных и ограничительных функций. Остальные же звенья системы профилактики могли бы выполнять обязанности по информированию соответствующих органов о возникшей угрозе для несовершеннолетнего и осуществлению работы по обеспечению прав несовершеннолетних, направленной в первую очередь на превенцию, а не на рассмотрение материалов по уже нарушенным правам.

11. Специально-предупредительной работе в отношении противоподростковой преступности должно способствовать совершенствование систем виктимологической профилактики и  социальной реабилитации несовершеннолетних жертв преступлений, а также идеологической и просветительской работы с населением, правового, организационного, методического, информационного, кадрового и иного ресурсного обеспечения всей системы предупреждения преступности. Особым криминологически обоснованным сопровождением обеспечения защиты несовершеннолетних от преступных посягательств должно стать совершенствование соответствующих уголовно-правовых норм. Все иное законодательство должно идти по пути, с одной стороны, укрепления и развития норм, обеспечивающих права и законные интересы несовершеннолетних, а с другой стороны, обеспечения защиты этих правовых регламентов от преступлений.

Теоретическая значимость исследования в целом определяется его новизной. Результаты проведенного криминологического анализа позволили развить основные положения теории предупреждения противоподростковой преступности. Предложения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в качестве научной основы для дальнейшего совершенствования концепции обеспечения безопасности несовершеннолетних от различного рода преступных посягательств в рамках криминологической науки. Материалы исследования могут быть использованы также в учебном процессе вузов юридического профиля, прежде всего — системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, в преподавании курсов «Криминология» и «Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел».

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе его проведения положения и выводы могут быть использованы правоохранительными органами при совершенствовании системы предупреждения противоподростковой преступности, а также могут содействовать повышению эффективности деятельности правоохранительных органов. Наряду с этим положения, выводы и предложения, содержащиеся в диссертационном исследовании, могут составлять базу новых научных изысканий в области обеспечения безопасности несовершеннолетних, использоваться в законотворческой деятельности, работе правоохранительных органов, разработке региональных и отраслевых программ обеспечения безопасности подрастающего поколения.

Апробация результатов исследования. По теме диссертации опубликовано 6 статей, в том числе, три - в издании, входящем в перечень рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

Структура диссертации. Работа выполнена в соответствии с требованиями, установленными ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации. Структура диссертации определяется целями и задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав, объединяющих, шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяются цель, задачи, объект и предмет исследования, раскрывается его

методологическая основа и нормативная база, указывается используемый эмпирический материал, представлены научная новизна исследования, его теоретическая и практическая значимость, сообщается об апробации результатов исследования. Особое место во введении отводится положениям, выносимым на защиту, обоснованности и достоверности научных выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации.

Глава первая «Исторические, правовые и организационные предпосылки разработки системы криминологического обеспечения защиты прав несовершеннолетних» состоит из двух параграфов.

В первом параграфе «Проблема защиты прав несовершеннолетних и пути ее решения на различных исторических этапах развития российского государства: криминологическая оценка» автор проводит подробный исторический анализ становления и развития социально-правового статуса несовершеннолетних, а также защиты их прав на разных этапах развития российского государства.

Результаты проведенного исследования показали, что отношение к детям с начала развития человеческой цивилизации к настоящему времени значительно изменилось. Не во все времена к детям относились как к одной из наиболее важных социальных групп общества. В зависимости от социального отношения к детству и уровня развития уголовного права формирование правового статуса несовершеннолетних происходило в три этапа.

Первый этап (период с VI в. до 1917 года XX в.), когда ребенок полностью находился во власти родителей, которая зачастую принимала чудовищные формы эксплуатации детей, жестокого с ними обращения, истязания, вовлечения в преступления и порок. Несмотря на это, в тот период, начиная с X века, на протяжении многих лет была проделана огромная работа по совершенствованию законодательства в области защиты прав несовершеннолетних, результатом которой стало появление значительного числа правовых актов, регламентирующих правовое положение детей, защиту их прав и интересов. К основным тенденциям данного периода можно отнести:

- введение понятий «малолетний» и «несовершеннолетний» и их дифференциацию по возрастному критерию;

- законодательное закрепление основных принципов государственной политики по обеспечению прав и законных интересов различных категорий детей, таких как законнорожденные и незаконнорожденные, усыновленные, взятые под опеку;

- криминализацию деяний, нарушающих права и законные интересы жизни, здоровья, полового развития детей и интересы в области их имущественных и брачных отношений путем установления уголовной ответственности за их совершение (убийства детей, вовлечения в преступление, развращение несовершеннолетних, присвоение и растрата их имущества, принуждение детей к браку и т.д.);

- законодательное закрепление и развитие института усыновления, а также опеки и попечительства.

Второй этап (1917 г. - начало 90-х годов XX в.) ознаменовался признанием государством за собой приоритета в деле  воспитания и защиты подрастающего поколения, а соответственно переходом ребенка из объекта родительской власти в объект государственной политики. Начиная с 1917 года, проблема охраны детства вышла на государственный уровень, стала общегосударственной задачей.

Реализации государственной политики по охране детства во многом способствовало создание обширной системы взаимосвязанных органов и учреждений, способных вести борьбу с нарушениями прав детей в различных сферах их жизнедеятельности (Комиссия по делам несовершеннолетних, Комиссия по улучшению жизни детей, социальные инспекции на местах, Фонд имени В.И. Ленина и др.). Модернизация социально-политических отношений затронула и сферу уголовного права, проявившись в кардинальном обновлении норм уголовного законодательства. В этот период наблюдается постоянное расширение перечня криминализируемых деяний, нарушающих права и интересы подрастающего поколения.

На третьем этапе (период с 90-х годов XX в. по настоящее время) ребенок признается субъектом общественных отношений. Данный период ознаменовался становлением в юридической науке теории прав ребенка, а также формированием новой законодательной базы государственной семейной политики и защиты детства.

Во втором параграфе «Правовые основы обеспечения защиты прав и свобод несовершеннолетних от преступных посягательств» проводится анализ содержания прав ребенка, отраженных в различных нормативных источниках права, определяется важность вышеназванных источников с точки зрения криминологии, а также соответствие их формальных положений правоприменительной практике.

Система защиты прав несовершеннолетних от различного рода криминальных посягательств определена международно-правовыми актами и договорами, ратифицированными Российской Федерацией (Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и др.), а также положениями Конституции Российской Федерации, Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», иными федеральными законами, а также соответствующими кодексами Российской Федерации.

Важность всех указанных документов в этой области заключается в том, что их положения устанавливают различного рода запреты и ограничения, способные оказывать воздействие на преступность и ее причинный комплекс, тем самым предупреждая совершение в отношении несовершеннолетних преступных посягательств.

Проведенный анализ данных правовых актов показал, что несмотря на такое их многообразие единой целостной системы социальной профилактики противоподростковой преступности в России еще не создано. Как показывает практика, реализация положений большинства из них позволяет выявить их существенные недостатки, изъяны, пробелы, затрудняющие проведение государственными и общественными субъектами соответствующей профилактической работы и приводящие к существенному снижению гарантий прав и законных интересов несовершеннолетних. В частности:

- законодательная база, направленная на защиту детей от преступных посягательств, по большей мере декларативна;

- действующая законодательная база во многом противоречит международно-правовым актам, а также самой себе;

- вносимые в действующее законодательство изменения и дополнения часто не улучшают, а, напротив, ухудшают положение детей;

- отсутствует надежный и скоординированный механизм практической реализации ряда нормативных предписаний, что обусловливает их неисполнение;

- отсутствует должный контроль государственных органов за исполнением законодательства;

- наличие в законодательстве устаревших и бездействующих правовых норм.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что теоретически принятые нормативные документы должны эффективно обеспечивать защиту прав и свобод несовершеннолетних от преступных посягательств. Между тем, реальная практика применения названных документов свидетельствует об отсутствии такой эффективности.

Вторая глава «Преступления против несовершеннолетних в контексте криминальных процессов» включает два параграфа.

В первом параграфе «Состояние преступности, связанной с криминальными посягательствами на права несовершеннолетних» проведен криминологический анализ официальных статистических данных для выяснения вопроса о том, отражают ли эти данные реальную картину противоподростковой преступности, названа модель наиболее распространенных на сегодняшний день преступных посягательств на права несовершеннолетних.

Проведенное исследование позволило установить, что официальные статистические данные, отражающие состояние противоподростковой преступности, в последнее время приобрели четко выраженную тенденцию к снижению. Однако, связано это не столько с ее действительным сокращением, сколько с увеличением ее латентной доли. По оценкам большинства специалистов уровень латентности рассматриваемых преступлений превышает 70 %. Сложность вычленения реальных статистических данных по ряду преступлений в отношении детей, по мнению автора, объясняется тем, что они, во-первых, в силу различных причин остаются невыявленными, а во-вторых, «идут» по тем же статьям, что и в отношении взрослых.

В ходе исследования статистических данных, а также иных источников, содержащих информацию по преступлениям, совершаемым в отношении детей, автор выделил те виды преступлений, которые в настоящее время представляют реальную угрозу подрастающему поколению, а потому обладают наибольшей общественной опасностью, в связи с чем, требуют незамедлительного принятия мер по обеспечению эффективного их предупреждения. Так, отмечается четкая тенденция к увеличению: насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних, с которыми они сталкиваются в различных сферах их жизнедеятельности (в семье, школе, на улице и т.д.), преступлений, посягающих на нормальное сексуальное развитие и воспитание несовершеннолетних и малолетних (изнасилований, насильственных действий сексуального характера, развратных действий),  похищений и различного рода эксплуатаций детей. Кроме этого, увеличилось количество преступлений в сфере семейно-бытовых отношений (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей, а также неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).

Во втором параграфе «Криминолого-виктимологические аспекты механизма преступного поведения, посягающего на права несовершеннолетних» диссертант проводит анализ содержания и особенностей функционирования механизма преступного поведения с акцентом на преступления, посягающие на права несовершеннолетних; анализ конкретных жизненных ситуаций, стимулирующих, либо не стимулирующих во взаимодействии с преступником совершение преступления; приводит классификацию видов конкретных жизненных ситуаций; дает криминологическую оценку преступника, совершившего преступление против несовершеннолетнего; называет виктимологические особенности несовершеннолетней жертвы, имеющие практическое значение для решения вопросов повышения эффективности в организации специального направления предупредительной работы – виктимологической профилактики; в зависимости от личностных характеристик несовершеннолетних жертв преступлений приводит их виктимологическую типологию.

Изучение формирования механизма преступного поведения показывает, что поведение становится антиобщественным и преступным не сразу, а в результате длительного воздействия причинно-следственного механизма преступности, приведшего конкретную личность к совершению

преступления. Применительно к преступлениям, совершаемым против несовершеннолетних, механизм преступного поведения, как правило, включает три основных звена, последовательно переходящих одно в другое: 1) мотивацию совершения преступления; 2) планирование преступных действий; 3) исполнение преступления и наступление общественно опасных последствий.

На этапе негативного формирования личности особая роль принадлежит непосредственному социальному окружению, микросреде. К основным составляющим социальной микросреды относятся: семья, которая являясь для ребенка микромоделью общества, способна оказывать активнейшее воздействие на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения, выработку системы социальных установок и формирование жизненных планов; учебные и трудовые коллективы, которые зачастую являются основным (а иногда и единственным) средством социализации личности; бытовое окружение (друзья, знакомые, соседи и компании, с которыми субъект постоянно и непосредственно контактирует, а также неформальные малые группы).

В ходе исследования механизма преступного поведения, посягающего на права несовершеннолетних, стало возможным выделить основные виды жизненных ситуаций, которые во взаимодействии с преступником способны стимулировать, либо не стимулировать совершение преступления. Так, ситуация может быть мотивационно безразличной, когда состояние и изменение элементов, ее составляющих, не влияет на деятельность субъекта, а также мотивирующей, связанной с преступлением через повод к его совершению. Применительно к исследованию мотивирующую ситуацию, в свою очередь, можно разделить на проблемную, конфликтную и провоцирующую.

В ходе проведенного исследования автору удалось создать представление о личности преступника, совершающего преступления против несовершеннолетних.

Виктимологически значимым при исследовании механизма противоподростковой преступности, по мнению автора, является и поведение потерпевших до совершения преступления, которое, как показало проведенное исследование, может быть самым различным – от нейтрального до негативного, явно провоцирующего совершение в отношении него преступления. С учетом поведения жертвы, предшествующего преступлению, и в момент совершения преступления можно выделить следующую их виктимологическую типологию: пассивная, агрессивная, активная, некритичная, инициативная жертва, нейтральная.

Третья глава «Предупреждение криминальных посягательств на права несовершеннолетних» включает два параграфа.

В первом параграфе «Система субъектов, деятельность которых направлена на предупреждение криминальных посягательств на права несовершеннолетних» обозначается и дается характеристика системы предупреждения преступлений против несовершеннолетних; определяется круг субъектов, ее осуществляющих; проводится анализ деятельности каждого субъекта предупредительной деятельности по обеспечению защиты прав несовершеннолетних и дается оценка ее эффективности.

Система субъектов, осуществляющих предупреждение криминальных посягательств на права несовершеннолетних, традиционно включает: органы власти общей компетенции, специализированные органы и неспециализированные органы.

К органам власти общей компетенции, в обязанности которых входит предупреждение преступлений, в том числе и рассматриваемых диссертантом относятся представительные федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также высшие органы исполнительной власти, которые в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка.

К специализированным субъектам системы предупреждения преступлений против несовершеннолетних относятся: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы внутренних дел (подразделения по делам несовершеннолетних, уголовный розыск и следственные подразделения, патрульно-постовая служба, государственная инспекция безопасности дорожного движения, отдел организации участковых уполномоченных полиции), прокуратуры и создаваемые ими учреждения, а также суды.

Неспециализированные субъекты предупреждения преступлений против несовершеннолетних в соответствии с Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» представлены: органами управления социальной защитой населения и учреждениями социального обслуживания, специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органами управления образованием и образовательными учреждениями, органами опеки и попечительства, органами и учреждениями по делам молодежи, органами и учреждениями управления здравоохранением, а также органами службы занятости.

Особое место в системе государственных органов, деятельность которых направлена на защиту и восстановление нарушенных прав и интересов детей, занимает Уполномоченный по правам ребенка.

Наряду с государственными структурами к числу субъектов профилактики преступлений против несовершеннолетних относятся различного рода неправительственные, общественные объединения граждан, которые на основе добровольности и при поддержке со стороны государственных субъектов принимают активное участие в разработке и реализации программ по вопросам развития, воспитания, образования и охраны детей.

Анализ деятельности каждого из названных субъектов показал, что на фоне достаточно подробной регламентации обязанностей каждого из них, на практике они все же малоэффективны. Их деятельность наделена огромным числом недостатков и изъянов, заключающихся в следующем:

- практически все из них осуществляют защитные функции в рассматриваемой области наряду с другими своими обязанностями;

- все субъекты действует независимо, порой даже изолировано, друг от друга;

- их деятельность отличается формализмом, подчас поверхностным, халатным и другим негативным отношением к делу;

- отсутствуют работники в этой области вообще и профессионалы в частности.

Во втором параграфе «Перспективы совершенствования системы предупреждения криминальных посягательств на права несовершеннолетних» обозначена суть совершенствования системы предупреждения криминальных посягательств на права несовершеннолетних; даны рекомендации по улучшению работы в данном направлении.

Важным направлением государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности является деятельность по предупреждению преступности, которая по своему размаху представляет не только внутреннюю опасность, но что более страшно, угрожает интересам международной безопасности.

В связи с тем, что дети являются самыми незащищенными и уязвимыми членами общества, от уровня обеспечения безопасности которых зависит будущее любого государства, совершенно оправданным является уделение первоочередного внимания проблеме противодействия преступным посягательствам на несовершеннолетних. Однако оценивая сегодняшнюю систему предупреждения противоподростковой преступности, приходится констатировать, что все предпринимаемые меры по укреплению этого важного института, к сожалению, не успевают за ухудшающейся ситуацией в стране. Проведенное исследование показало, что преступления против несовершеннолетних в настоящее время относятся к наиболее масштабным и социально значимым феноменам, а имеющиеся нормативные акты, а также проделываемая работа различных субъектов предупреждения указывают на наличие достаточного числа пробелов и недостатков, требующих скорейшего восполнения.

Таким образом, в целях эффективного обеспечения безопасности система предупреждения преступлений против несовершеннолетних должна постоянно совершенствоваться. Подобное совершенствование должно стать органичной частью общего процесса формирования истинного демократического правового и гуманистического государства.

Обобщая имеющиеся на сегодняшний день научные труды и разработки, а также опыт проделанной работы в рассматриваемой области, автор предлагает некоторые рекомендации, касающиеся повышения эффективности деятельности в этом направлении.

Совершенствование системы предупреждения противоподростковой преступности должно происходить, как минимум, на пяти уровнях - законодательном, программном, управленческом, исполнительском и просветительском. Важно лишить преступность питательной среды, обусловленной недостатками в законодательстве, кризисом в экономике и социальной сфере.

Усиление защиты прав и интересов ребенка на законодательном уровне, по мнению диссертанта, должно происходить в двух направлениях: пересмотр и редактирование уже имеющихся законодательных актов, а также разработка и принятие новых.

Первое направление включает в себя: 1) проведение анализа и систематизации законодательства с участием специалистов и профессионалов; 2) пересмотр дублирующих законов, противоречивых декларативных норм; 3) приведение положений действующих законодательных актов в области защиты прав и интересов детей в соответствие с международно-правовыми; 4) устранение противоречий между положениями различных законодательных актов, действующих внутри страны; 5) обязательное законодательное закрепление механизмов реализации правовых норм, направленных на защиту несовершеннолетних.

Поскольку существенная роль в деле правового обеспечения безопасности детства от криминальных посягательств принадлежит уголовно-правовым средствам, особое внимание в первую очередь следует уделить редактированию ряда положений Уголовного кодекса РФ, регламентирующих ответственность за преступления против несовершеннолетних, в частности: 1) совершенствование ст. 157 УК РФ, предусматривающей ответственность за уклонение от уплаты средств на содержание детей; 2) изменение признаков состава, закрепляющего ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ); 3) включить в ст. 115 «Умышленное причинение легкого вреда здоровью», ст. 116 «Побои» и ст. 110 «Доведение до самоубийства» УК РФ в качестве квалифицирующего признака совершение подобных преступлений в отношении несовершеннолетних; 4) включить в качестве самостоятельного

состава такое общественно опасное деяние, как торговля детьми; 5) включить в состав Главы 20 УК РФ «Преступления против семьи и несовершеннолетних» специальную норму, устанавливающую ответственность за нарушения прав несовершеннолетних в сфере труда; 6) расширить перечень видов уголовного наказания, применяемых к виновным лицам, посягающим на права и законные интересы подростков. Подобное расширение должно происходить за счет использования мер, предусматривающих наказание, связанное с лишением свободы виновных лиц; 7) усилить уголовную ответственность за тяжкие и особо тяжкие преступления против несовершеннолетних, а также законодательно закрепить невозможность условного осуждения, а также условно-досрочного освобождения лиц, совершивших такие преступления в отношении детей.

Наряду с этим, учитывая сложившуюся ситуацию в стране, в целях совершенствования законодательного обеспечения безопасного развития несовершеннолетних требуется разработка и принятие серии новых специальных нормативных актов предупредительного характера. Например:

- федерального закона «О предотвращении насилия в семье»;

- закона «О защите жилищных прав выпускников детских домов»;

- закона «О противодействии торговле детьми».

При совершенствовании законодательного обеспечения государственной политики в сфере защиты прав несовершеннолетних от криминальных посягательств, главная задача заключается в придании законотворческому процессу максимальной открытости и гласности, как на этапе разработки, так и в процессе правоприменительной практики.

Одновременно с нормативным совершенствованием системы предупреждения криминальных посягательств на права несовершеннолетних существует объективная потребность совершенствования социально-экономических мер, направленных на укрепление экономики, повышение жизненного уровня людей, сокращение уровня безработицы.

При реализации этого направления необходима разработка и реализация (как на федеральном, так и на региональном уровнях) специальных долговременных государственных программ по:

- стабилизации финансовой системы, подъему промышленного и сельскохозяйственного производства, обузданию инфляции, поддержке отраслей, являющихся основой расширенного воспроизводства и обеспеченности занятости населения, уменьшению степени дифференциации населения по уровню доходов;

- созданию благоприятных условий для развития семей и детей, их социальной адаптации и защиты (например, программы по стимулированию семейной жизни и рождаемости, решению материальных и жилищных проблем семьи, разрешению вопросов занятости родителей и несовершеннолетних, по оказанию педагогической, воспитательной, медицинской и др. помощи семьям с детьми и т.д.).

Достижению положительных результатов будет способствовать и создание стройной, скоординированной системы субъектов этой деятельности за счет формирования и развития:

- семейных судов;

- реабилитационных центров, приютов и т.д.,

- государственных наркологических клиник (центров), оказывающих помощь лицам, страдающим алкогольной или наркотической зависимостью;

- юридических клиник по защите прав подростков, пострадавших от родительского произвола, а также от притеснений и дискриминации со стороны государственных образовательных, воспитательных и медицинских учреждений;

- специального центра, по аналогии с таким учреждением в Соединенных Штатах Америки, по пропавшим и эксплуатируемым детям.

Грамотной социальной политике государства в области обеспечения безопасности подрастающего поколения от криминальных посягательств также будет способствовать и совершенствование кадрового, методического и информационного обеспечения системы предупреждения; формирование системы идеологической и просветительской работы с населением.

В заключении подводятся общие итоги исследования, формулируются основные выводы и предложения.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах автора:

В научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

1. Кивель О.В. Состояние преступности, связанной с криминальными посягательствами на права несовершеннолетних // Российский криминологический взгляд: ежеквартальный научно-практический журнал. 2010, № 3. – 0, 3 п.л.

2. Кивель О.В. Система субъектов предупреждения криминальных посягательств на права несовершеннолетних // Вестник Московского университета МВД России, 2011. № 3. – 0,3 п.л.

3. Кивель О.В. Уголовно-правовые гарантии обеспечения защиты прав несовершеннолетних // Теория и практика общественного развития. Научный журнал. 2011, № 5. – 0,4 п.л.

В иных изданиях:

4. Кивель О.В. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ) // Пробелы в российском законодательстве. Памяти академика В.Н. Кудрявцева. Материалы V Международной научно-практической конференции. – Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, 2011. – 0, 4 п.л.

5. Кивель О.В. Профилактика преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних как гарантия криминологической безопасности // Значение реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в предупреждении рецидивной преступности. Материалы научно-практического семинара. – Рязань: Академия ФСИН России,  2011. 0,4 п.л.

6. Кивель О.В. О защите несовершеннолетних от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию //  Общественная безопасность в XXI веке. Материалы международной научно-практической конференции. – Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2011. – 0,4 п.л.

КИВЕЛЬ Оксана Владимировна

КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

А в т о р е ф е р а т 

диссертации

Подписано в печать «____» __________ 2012 г.

Формат 60x84 1/16

Усл. печ. л. 1,3

Уч. изд. л. 1,0

Тираж ____ экз.

Заказ №


1Стратегия Национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.

 



© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.