WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

   Добро пожаловать!

 

На правах рукописи

Исх. №  ______________

  от « » _____________ 2012 г.

Троицкий Сергей Владимирович

СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ НОРМ В СФЕРЕ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

Специальность: 12.00.10 – международное право; европейское право

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук


Москва – 2012

Работа выполнена на кафедре прав человека и международного права Московского университета МВД России.

Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор

Каламкарян Рубен Амаякович

Официальные оппоненты:  Лабин Дмитрий Константинович,

доктор юридических наук, профессор,

Московского государственного института  международных отношений (Университет) МИД России, профессор кафедры международного права

Буник Иван Владимирович,

кандидат юридических наук, Центр правовых проблем Совета по изучению производительных сил при Президиуме РАН, заведующий сектором МЧП и иностранного законодательства

Ведущая организация: Военный университет  Министерства обороны

Российской  Федерации

Защита диссертации состоится «25» октября  2012 г. в  11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 203.019.01 при Московском университете МВД России по адресу: 117437, г. Москва, ул. Академика Волгина, 12.

       

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского университета МВД России.

Автореферат разослан « » _____________ 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета                       Ю.Ю. Кулакова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность диссертационного исследования обусловлена рядом объективных предпосылок, теоретической и практической значимостью решения вопросов, связанных с деятельностью государств в сфере противодействия преступности в целях реализации гарантий основных прав и свобод человека и гражданина, укрепления национального и международного правопорядка.

Уставом Организации Объединенных Наций и общепризнанными принципами современного международного права мировое сообщество вступило в период, основным содержанием которого в XXI в. является формирование многополярной глобальной и региональных межгосударственных политических, финансовых и экономических систем, обеспечивающих выживание и дальнейшее развитие человечества. Складывается качественно новая геополитическая ситуация, когда ускоренно идет укрепление новых национальных и международных центров экономического роста и политического влияния, что, безусловно, воздействует на международную и внутригосударственную политику, обеспечение безопасности. Вместе с тем мировому развитию в целом продолжают угрожать финансово-экономическая нестабильность, региональные конфликты, терроризм, трансграничная преступность.

Фундаментом международной стабильности и безопасности государств всегда было и остается международное сотрудничество, в том числе в сфере противодействия преступности, которая приобрела новые качества, требующие адекватного реагирования, как на национальном, так и международном уровнях.

Современное состояние международного сотрудничества Российской Федерации по противодействию преступности - свидетельство стремления России к международно-правовым стандартам в этой области, укреплению коллективных правовых начал в международных отношениях, становлению полицентричного миропорядка.

Подтверждение тому - ратификация и одобрение в период с 2008 - 2012 гг. ряда международных документов.1

Значимость данной темы была отмечена Президентом РФ Д.А. Медведевым на Совете по международным отношениям в Вашингтоне 15 ноября 2008 г.: «Проводимое сотрудничество Российской Федерации с другими государствами по борьбе с преступностью будет основываться на признании основополагающих принципов международного права, которые определяют отношения между цивилизованными народами. И в рамках этих принципов, этой концепции международного права мы и будем развивать наши отношения с другими государствами»2.

В этой связи Президент России обозначил важность сохранения центральной роли Организации Объединенных Наций как полномочной международной организации, которая является общепризнанным центром, организующим и координирующим международные связи, в том числе по сотрудничеству между государствами в сфере противодействия преступности.

За время, прошедшее после окончания Второй мировой войны, государствами и международными организациями разработаны десятки юридических соглашений, составляющих основу противодействия преступности, которые в той или иной степени подвергались рассмотрению учеными - представителями различных правовых систем и научных школ.

Всестороннее сотрудничество государств и других участников международного сообщества в сфере противодействия преступности требует также соответствующего доктринального отражения в науке современного международного права. В настоящее время имеют место недостаточная проработанность всего комплекса международно-правовых вопросов по указанной проблематике, несоответствие уровня конвенционного обеспечения задачам международного правосудия, требованиям международного сообщества, вследствие чего снижается эффективность борьбы с преступлениями, затрагивающими международные отношения и угрожающими им.

Однако насколько разнообразно явление «преступность», настолько же разнятся по своему содержанию и юридической значимости международно-правовые документы. Это предполагает изучение системы международно-правовых норм, направленных на противодействие преступности, активный поиск путей совершенствования российского законодательства с учетом историче­ского и современного зарубежного опыта борьбы с преступностью.

Указанные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют об актуальности темы исследования, о ее теоретическом и практическом значении.

Объектом исследования являются международные отношения субъектов международного права, а также иных участников международных отношений в сфере противодействие преступности.

Предметом исследования выступают система международно-правовых норм в сфере противодействия преступности, национальное законодательство государств по указанной проблематике, а также доктринальные вопросы международного сотрудничества в анализируемой сфере.

Цель диссертационного исследования заключается в определении новой отрасли современного международного права, установлении тенденций развития и совершенствования системы норм по противодействию преступности с учетом особенностей современных направлений и форм преступной деятельности, а также выработке рекомендаций направленных по совершенствованию нормативных актов Российской Федерации.

Достижение указанной цели связано с решением следующих задач:

- анализ историко-правовых аспектов становления и развития норм в сфере сотрудничества по противодействию преступности;

- теоретическая разработка определения международного сотрудничества по противодействию преступности;

- определение международного сотрудничества по противодействию преступности как отрасли современного международного права с обоснованием критериев выделения самостоятельных отраслей в международном праве;

- разработка отраслевых принципов права международного сотрудничества по противодействию преступности и их классификация;

- дать международно-правовую характеристику субъектов международного сотрудничества в сфере противодействие преступности;

- выявление современных форм и направлений международного сотрудничества в сфере противодействия преступности;

- определение международно-правовых и национально-правовых основ минимизации и ликвидации последствий терроризма и иных тяжких преступлений;

- формулирование авторских определений понятий «минимизация последствий терроризма и иных тяжких преступлений» и «ликвидация последствий терроризма и иных тяжких преступлений»;

- выработка конкретных рекомендаций по совершенствованию нормативных актов Российской Федерации, регламентирующих отношения в сфере противодействия преступности, а также рекомендаций, направленных на повышение эффективности деятельности правоохранительных органов по обеспечению общественного порядка и безопасности государства, общества и мирового сообщества;

- выявление основных направлений деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации по реализации обязательств России в сфере международного сотрудничества по противодействию преступности.

Методологическая основа исследования.  В ходе проведения диссертационного исследования используются такие общенаучные и специально-юридические методы научного познания, как анализ, синтез, абстрагирование, индукция, дедукция, обобщение, моделирование, системно-структурный и формально-логический методы, методы сравнительно-правового, формально-правового и историко-правового анализа, а также методы толкования норм права.

Теоретическую основу исследования составляют новейшие научные достижения ведущихроссийских и зарубежных ученых, в области международного права и безопасности, труды политических деятелей, официальные документы органов государственной власти Российской Федерации, доктринальные материалы иностранных государств и международных организаций, материалы международных конференций по проблемам противодействия преступности.

Нормативно-правовую основу исследования составляют международно-правовые акты, документы Генеральной Ассамблеи ООН, решения, резолюции, директивы иных универсальных и региональных международных организаций, национальное законодательство (Конституция РФ 1993 г., постановления Конституционного Суда РФ, федеральные законы и законы субъектов Федерации, а также соглашения МВД России по исследуемой проблематике).

Степень разработанности темы диссертационного исследования.

Анализ научной литературы позволил прийти к выводу, что система международно-правовых норм в сфере противодействия преступности не подвергалась всестороннему изучению. Имеющиеся исследования затрагивают отдельные формы и направления борьбы с преступностью. В отечественной юридической науке эта сфера представлена исследованиями таких ученых, как А.Б. Барихин, И.П. Блищенко, Л.Н. Галенская, Г.В. Игнатенко, В.Э. Грабарь, А.Р. Карпец, А.Г. Кибальник, Ф.И. Кожевников, В.Н. Кудрявцев, Г.Ю. Лесников, И.И. Лукашук, А.П. Мовчан, А.В. Наумов, В.С. Овчинский, В.П. Панов, Ю.А. Решетов, Ю.М. Рыбаков, К.С. Родионов, Е.Н. Трикоз, Н.А. Ушакова, И.В. Фисенко.

Проблемы международно-правового сотрудничества в сфере противодействия преступности исследовали: А.А. Бабай, С.В. Бахин, П.Н. Бирюков, К.А. Бекяшев А.Г. Богатырев, А.Г. Волеводз, Л.И. Волова, Л.Н. Галенская, В.Е Живарев, Н.А. Зелинская, В.П. Зимин, Б.И. Исмаилов, Ю.М. Колосов, А.И. Колташов, В.И. Кузнецов, Е.Г. Ляхов, И.М. Махниборода, В.И. Менжинский, В.П. Панов, А.И. Полторак, В.П. Ревин, Ю.С. Ромашев, Н.Т. Самарцева, Г.И. Тункин, Г.Г. Шинкарецкая, В.М. Шумилов.

Вопросами международного полицейского сотрудничества занимались Т.О. Алексеева, В.В. Альхименко, А.В. Губанов, Ю.Н. Жданов, И.Н. Зубов, О.С. Капинус, Д.Д. Шалягин, М. Эдельбахер.

Вклад в развитие теории международного права внесли разработки отечественных ученых-теоретиков: С.В. Алексеева, И.Л. Бачило, В.А. Копылов, М.И. Лазарева, Е.Т. Усенко, С.В. Черниченко и др.

При написании диссертационной работы также использовались науч-ные труды специалистов, непосредственно занимающихся вопросами противодействия терроризму, организованной преступности, легализации преступных доходов и коррупции: Ю.В. Голика, М.П. Киреева, А.А. Каширкина, О.С. Капинус, А.И. Коробеева, Г.И. Морозова, Р.В. Нигматуллина, Ю.С. Ромашева, Н.В. Рябко, А.О. Шорора, О.М. Хлобустова, Р.А. Шарифуллина и др.

Теоретической базой для разработки терминологии международного права явились работы Г.А. Аванесова, И.Е. БлищенкоА.Ф. Зелинского, А.Г. Лекарья, Л.А. Кормановского, Н.И. Костенко, Р.А. Каламкаряна, И.И. Карпеца, М.И. Лазарева, Д.Б. Левина, И.И. Лукашука, Ф.Ф. Мартенса, В.И. Менжинского, А.В. Наумова, Р.В. Нигматулина, В.П. Панова, П.С. Ромашкина, М.Ю. Тихомирова, А.Б. Шеварега и др.

Развитием доктринальных идей по отдельным формам и направлениям международного сотрудничества по противодействию преступности занимались такие ученые, как П.Н. Бирюков, С.В. Бородин, В.Е. Живорев, Р.А. Каламкарян, Р.А. Колодкин, М.Ю. Колосов, Р.Х. Кубова, Е.Г. Ляхов, Э.Б. Мельникова, Ю.И. Мигачев, А.И. Натура, Л.В. Павлова, А.Х.-А. Пихов, П.А. Смирнова, В.Г. Тихия.

Весомый вклад в разработку теоретических основ выявления, раскрытия, расследования, борьбы и профилактики преступлений внесли Е.О. Алауханов, А.И. Алексеев, А.Н. Бабай, Л.И. Беляева, С.И. Голик, И.А. Гельфанд, А.В. Крючков, Б.П. Михайлов, П.П. Михайленко, В.А. Сергиевский, О.В. Филимонов, Н.В. Щедрин.

Среди зарубежных ученых, к трудам которых обращался диссертант: М.Ш. Бассиони, Ф. Бербер, Я. Броунли, Ван Ден Вингер, А. Гефтер, Джон П. Грант, П. Гугенхейм, Б. Дженкинс, Я. Динштейн, Дж. Пост, Д. Дерби, Дж. Дюгарда, Дж. Крэйг Баркер, Р. Клайна, К. Киттичайзари, Р. Кериг-Юлэн, Дж. Мюллер, В. Пелла, К. Сальданьи, Р. Фолк, Дж. Харрис, Г. Шварценбергер, К. Штрупа.

Научная новизна диссертационного исследования выражается в определении новой отрасли современного международного публичного права «права международного сотрудничества по противодействию преступности» на основе доктринальных научных подходов к данной проблеме.

Определены исторические рамки становления и развития международно-правовых основ в сфере противодействия преступности.

Раскрыты сущность и содержание специальной международно-правовой терминологии в сфере противодействия преступности.

Обоснована замена в научном обороте и терминологии современного международного права понятия «международное сотрудничество в борьбе с преступностью» понятием «международное сотрудничество по противодействию преступности».

Впервые с позиции международного права анализируется минимизация и ликвидация последствий терроризма и иных тяжких преступлений как новое направление международного сотрудничества по противодействию преступности.

Научная новизна работы также обусловлена выявлением с позиции диссертанта всего комплекса современных форм и направлений международного сотрудничества по противодействию преступности и определении современных тенденций развития, а также формированием авторских рекомендаций по изменению отдельных положений законодательства Российской Федерации в сфере противодействия преступности с учетом ее международных обязательств в исследуемой области международных отношений.

Основные результаты диссертационного исследования, выносимые на защиту:

  1. Историко-правовой анализ международного сотрудничества по противодействию преступности позволил выявить следующую закономерность: первые международные соглашения в сфере противодействия отдельным видам транснациональных преступлений появлялись только в начале XIX в. и касались борьбы с рабством и работорговлей, каперством, пиратством. Расширение спектра преступлений, требующих сотрудничества государств по борьбе с ними, а следовательно, появления новых международных соглашений в данной сфере, началось с учреждения Лиги Наций. Последующая роль в развитии норм по противодействию преступности принадлежит Организации Объединенных Наций.
  2. В настоящее время в теории международного права устоявшимся сочетанием является «международное сотрудничество в борьбе с преступностью». Однако сравнительно-правовой анализ понятий «борьба с преступностью» и «противодействие преступности» (в контексте международного сотрудничества) позволил установить более широкий содержательный характер последнего. На основании этого диссертантом концептуально определено, что с учетом увеличения числа международно-правовых и внутригосударственных норм, регулирующих международное сотрудничество в сфере противодействия преступности, а также появления и развития новых общественных отношений в научном обороте и терминологии современного международного права назрела необходимость замены понятия «международное сотрудничество в борьбе с преступностью» на понятие «международное сотрудничество по противодействию преступности».
  3. Современное состояние совокупности нормативных правовых актов, относящихся к области международного сотрудничества по противодействию преступности, их общественная значимость, специфический круг общественных отношений, наличие исторически оформившихся институтов и специальных принципов построения международных отношений в данной сфере международного права дают весомое основание для формирования тезиса о признании за международным сотрудничеством по противодействию преступности статуса самостоятельной отрасли международного права.
  4. Право международного сотрудничества по противодействию преступности – это совокупность принципов и норм, регулирующих совместную деятельность субъектов международного права по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию международных  преступлений и преступлений международного характера, привлечению к ответственности лиц, виновных в их совершении, учреждению и формированию органов международной юстиции, международных правоохранительных организаций и органов, задействованных в таком сотрудничестве, координации сотрудничества на международном уровне в виде разработки стандартов предупреждения преступности и обращения с правонарушителями, а также оказанию финансовой, технической, информационной и иной помощи в сфере противодействия преступности.
  5. Анализ деятельности и целей создания различных международных правительственных и неправительственных организаций, существующих в настоящее время в международном праве, позволил отследить тенденцию расширения сотрудничества между ними по вопросам противодействия преступности. Кроме того, данный анализ позволяет утверждать, что при наличии огромного перечня направлений сотрудничества государств в рамках международных организаций (экономического, культурного, экологического и в иных сферах) противодействие преступности является одним из приоритетных направлений сотрудничества как на универсальном, региональном, так и на межрегиональном уровне.
  6. В связи с принятием Российской Федерацией обязательств по Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г., Конвенции ООН против коррупции 2003 г., Европейской хартии местного самоуправления 1985 г. диссертантом предлагается внести изменения в: ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», дополнив её положением, раскрывающим понятие «минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма»; ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», дополнив её положением, закрепляющим понятие «минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений»; ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», дополнив её положением, раскрывающим понятие «минимизация и (или) ликвидация последствий терроризма и иных тяжких преступлений».
  7. Для уточнения понятийного аппарата в сфере противодействия преступности сформулированы авторские определения:

-  «ликвидация последствий терроризма и иных тяжких преступлений», под которым понимается  процесс преодоления уполномоченными на то субъектами последствий указанных деяний с помощью различных методов, способов и средств;

- «минимизация последствий терроризма и иных тяжких преступлений», под которым понимается комплекс специальных мероприятий, осуществляемых с целью максимального снижения поражения людей от взрыва, а также размеров материальных потерь и предотвращения возможного действия вторичного источника.

  1. Международное сотрудничество органов внутренних дел Российской Федерации понимается в двух аспектах:

- в широком смысле - это деятельность подразделений МВД России, основанная на международном и внутригосударственном законодательстве и направленная на выполнение международных обязательств России и достижение целей ее эффективного участия в борьбе с преступностью на различных уровнях - двустороннем, региональном, универсальном.

- в узком значении - это определяемое международными соглашениями сторон направление их взаимодействия с правоохранительными службами иностранных государств в сферах: противодействия преступности; подготовки кадров; обмена информацией; подготовки проектов нормативных правовых актов; оказания правовой помощи по уголовным делам; выдачи преступников; борьбы с отдельными видами преступлений.

Теоретическая значимость исследования. Проведенное исследование становления международно-правовых норм в сфере противодействия преступности представляет собой определенный вклад в разработку теории современного международного права, вопросов международного противодействия преступности, имеющий важное значение для юридической науки в целом. Сформулированные в данной работе авторские определения понятий «ликвидация последствий терроризма и иных тяжких преступлений» и «минимизация последствий терроризма и иных тяжких преступлений», а также выводы, обобщения и рекомендации представляют собой новые подходы в науке международного права в сфере противодействия преступности.

Практическая значимость исследования выражается в выработке совокупности обоснованных диссертантом конкретных предложений, направленных на совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере противодействия преступности и международно-правового сотрудничества в вопросах борьбы с преступностью; выработке терминологического аппарата в указанной сфере. Кроме того, материалы диссертационного исследования могут быть широко использованы в учебном процессе высших учебных заведений при изучении вопросов, связанных с теорией международного права и международным сотрудничеством по противодействию преступности, а также послужить основой для разработки и реализации специализированных учебных курсов международно-правовой направленности, преподаваемых в вузах МВД России и других учебных заведениях.

Сформулированные определения важнейших понятий могут быть включены в законодательство Российской Федерации в качестве дефинитивных норм.

Апробация результатов исследования. Предложения, выводы и рекомендации диссертанта использовались в учебном процессе Московского университета МВД России при проведении занятий по спецкурсам «Актуальные проблемы международного права» и «Международное сотрудничество в борьбе с преступностью», при подготовке учебного пособия «Правовые основы международного полицейского сотрудничества», подготовленного по заказу Договорно-правового департамента МВД России, а также при подготовке аналитических обзоров ФГКУ «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» с предложениями «Причины обращения граждан в Российской Федерации в Европейский Суд по правам человека и меры по совершенствованию правоприменительной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в целях их устранения» (п. 2.3.16 Плана НИР-2010) и «Опыт использования технических средств при обеспечении общественной безопасности и охране общественного порядка в общественных местах в зарубежных странах» (п.2.3.15.1 плана НИР-2010).

Отдельные выводы и рекомендации исследования были внедрены в практическую деятельность Секретариата Заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ и научно-исследовательскую деятельность ФГКОУ ВПО «Московский университет МВД России», ФГКОУ ВПО «Барнаульский юридический институт МВД России».

Структура диссертации обусловлена предметом, целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Основные выводы представлены по параграфам и в заключении.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, определяются цели и задачи, объект и предмет исследования, показывается степень научной разработанности темы, раскрываются методологическая, теоретическая, нормативная и эмпирическая основы исследования, обозначается научная новизна, формулируются основные положения, выносимые на защиту, устанавливается теоретическая и практическая значимость исследования, приводится структура работы.

Первая  глава «Система норм по противодействию преступности: теоретические вопросы становления как отрасли современного международного права» состоит из пяти параграфов и посвящена исследованию историко-правовых аспектов  становления  и развития норм в сфере международного сотрудничества по противодействию преступности, анализу международного сотрудничества по противодействию преступности как самостоятельной отрасли современного международного права, исследуются принципы и субъекты международного сотрудничества по противодействию преступности.

В первом параграфе «Историко-правовые аспекты формирования и развития норм в сфере международного сотрудничества по противодействию преступности» дается краткий историко-правовой очерк становления и развития сотрудничества государств по противодействию преступности, проводится анализ исторических событий, отдельных национальных и международно-правовых норм, регламентирующих вопросы сотрудничества государств, международных организаций в сфере противодействия преступности.

В работе отмечается, что вопрос о периодизации истории возникновения и развития норм в сфере международного сотрудничества по противодействию преступности, с точки зрения диссертанта, является наиболее спорным и сложным, поскольку отсутствует какие-либо общепризнанные критерии.

Автор выделяет следующие исторические этапы становления и развития международно-правовых норм в сфере международного сотрудничества по противодействию преступности:

1) Древний мир (4 тыс. до н.э. - 476 г. н.э.);

2) Средние века (476-1648 гг.);

3) Новое время: а) период классического международного права (1648- 1919 гг.); б) международное право переходного периода (1919 г. – 1945 гг.); в) современное международное право (1945 – 2012 г.).

При этом каждый этап имеет свои отличительные тенденции в развитии правовой регламентации международного сотрудничества по противодействию преступности.

По мнению автора, первые межгосударственные нормы по противодействию преступности носили исключительно экстрадиционный характер и являлись доминирующими и основными в развитии данной сферы международных отношений вплоть до начала XIX в., а институт выдачи – первым институтом в международном праве, регламентирующим правоотношения по противодействию преступности.

Первые международные соглашения в сфере противодействия отдельным видам преступлений, затрагивающим интересы двух и более государств, появились только в начале XIX в. и касались борьбы и запрета в отношении рабства и работорговли, каперства, пиратства. Расширение спектра преступлений, требующих сотрудничества государств по борьбе с ними, а следовательно, появления новых международных соглашений в данной сфере, начался со времени учреждения Лиги Наций. Последующая роль в развитии норм по противодействию преступности принадлежит Организации Объединенных Наций.

Возникновение преступлений, затрагивающих интересы нескольких государств, привело к необходимости международного сотрудничества в форме создания специальных международных организаций в области научного исследования причин преступности, обмена соответствующей информацией и проведения необходимых мероприятий. Первым учреждением такого рода явился учрежденный в 1889 г. Международный союз криминалистов.

Диссертант особо отмечает роль дореволюционных российских правоведов в деле развития теоретических представлений об отдельных направлениях международного сотрудничества по противодействию преступности, таких как:  С.М. Будзинского, Н.А. Захарова, Л.А. Камаровского. Ф.Ф. Мартенса, В.А. Ульяницкого.

Автором отстаивается позиция о том, что сотрудничество государств по противодействию преступности в рамках международных организаций началось лишь в XX в. со времени учреждения после Первой мировой войны Лиги Наций.

Во втором параграфе «Понятие и источники международного сотрудничества по противодействию преступности» исследуются международно-правовые соглашения и обычаи, а также специальная международно-правовая терминология в сфере противодействия преступности.

В параграфе уделено внимание основным источникам в данной сфере, к которым относятся: а) международные договоры и б) международные обычаи.

Диссертантом подчёркивается, что в международных договорах и иных международных документах, нормативных правовых актах Российской Федерации, научной литературе, а также в процессе становления международно-правовой терминологии применительно к деятельности по противодействию преступности употребляется множество терминов: «борьба», «война», «контроль», «противодействие», «профилактика», «пресечение», «предупреждение», «сдерживание», «управленческое воздействие», «ликвидация и минимизация последствий» и др. Следует заметить, что по смысловому значению указанные термины далеко не однозначны, но широко используются в национальной доктрине, правотворчестве и антикриминальной практике.

В целях исключения возможности их расширительного толкования автор подробно анализирует такие научные категории, как «предупреждение преступности», «профилактика преступности», «предотвращение преступности», «борьба с преступностью» и «противодействие преступности».

В данном научном ключе диссертант полностью поддерживает позиции Т.А. Аванесова, отмечающего, что все указанные термины не исключают друг друга и между ними больше сходства, чем различия. По существу, это - смежные понятия.

Рассмотрев понятие «противодействие преступности» как более широкое в сравнении с термином «борьба с преступностью», автор приходит к выводу, что оно включает в себя весь комплекс мер по борьбе с преступностью, т.е. предупреждение (профилактика, предотвращение) и пресечение преступности, раскрытие и расследование преступлений, вопросы привлечения к ответственности лиц, совершивших противоправные деяния, а также новые современные развивающиеся направления сотрудничества: оказание взаимной помощи по уголовным делам, обмен опытом, обращение с правонарушителями, минимизация и ликвидация последствий преступного деяния, деятельность по розыску преступников, а также обеспечение безопасности личности, общества, государства и мирового сообщества на основе различных форм и направлений межгосударственного сотрудничества.

В диссертации делается вывод о том, что на современном этапе развития международных отношений взаимодействие государств, международных организаций по вопросам преступности необходимо характеризовать как международное сотрудничество по противодействию преступности.

В третьем параграфе «Международное сотрудничество по противодействию преступности как самостоятельная отрасль современного международного права» отмечаются критерии выделения отрасли международного права, аргументируется необходимость признания права международного сотрудничества по противодействию преступности как самостоятельной отрасли международного права.

Диссертант подчеркивает, что выделение из системы современного международного права отрасли является сложным теоретическим вопросом в связи с существованием множества доктринальных подходов к критериям вычленения отраслей и институтов. Государства не декларируют, по поводу создания той или иной отрасли и перед собой таких задач не ставят. Они создают нормы права в целях оптимизации и урегулирования определенных общественных отношений. Отрасли, как внутригосударственного, так и международного права складываются объективно и устанавливаются наукой.

В работе обосновывается, что в теоретических исследованиях отсутствует единый подход в вопросах определения критериев о выделении отрасли международного права.

Проводя анализ позиций различных юристов-международников по критериям выделения самостоятельных отраслей международного права, автор придерживается позиции, согласно которой таковыми критериями являются:

  1. специфичность объектно-предметной сферы действия норм, составляющих данный нормативный комплекс;
  2. крупная общественная значимость круга общественных отношений;

3) специальные принципы права, регулирующие построение новой отрасли права;

4) заинтересованность общества в выделении новой отрасли права;

5) обширный объем нормативно-правового материала.

Все указанные пункты присущи праву международного сотрудничества по противодействию преступности и требуют детального анализа.

По мнению диссертанта, в настоящее время в теории международного права к международному сотрудничеству по противодействию преступности существует подход как к некой скоординированной деятельности государств, международных органов, организаций. Вместе с тем автор считает, что современное состояние совокупности нормативно-правовых актов, относящихся к этой области, их общественная значимость, наличие исторически оформившихся институтов и принципов построения международных отношений в данной сфере международного права дают весомое основание для формирования несколько иного взгляда на существо рассматриваемого вопроса, а именно: вырабатывание тезиса о необходимости признания за международным сотрудничеством по противодействию преступности статуса самостоятельной отрасли международного права.

Вместе с тем в работе проводится сравнительный анализ права международного сотрудничества по противодействию преступности с позиции ученых, выделяющих родственные, но не идентичные праву международного сотрудничества по противодействию преступности отрасли международного права.

Диссертантом проведён анализ имеющихся точек зрения относительно вопросов существования международного уголовного права, а также показаны принципиальные различия во взглядах по ряду проблем в этой области, а именно:

  1. одни ученые под содержанием международного уголовного права понимают совокупность норм и принципов по установлению ответственности лиц за совершение международных преступлений и преступлений международного характера;
  2. другие - считают, что эта отрасль права призвана регламентировать отношения только по поводу совершения физическими лицами международных преступлений;
  3. третьи - склоняются к тому, что это - система принципов и норм, определяющих составы международных и транснациональных преступлений, регулирующих деятельность органов международной уголовной юстиции, а также вопросы оказания государствами правовой помощи по уголовным делам.

Подчёркивается, что кроме выделения в сфере противодействия преступности такой самостоятельной отрасли, как международное уголовное право, есть еще некоторые интересные интерпретации: международное полицейское сотрудничество, международное правоохранительное право, международное уголовно-процессуальное право, международный уголовный процесс.

В четвертом параграфе «Принципы права международного сотрудничества по противодействию преступности» отмечается, что принципы, применяемые в сфере международного сотрудничества по противодействию преступности, вырабатывались исторически как основные начала международного уголовного права и были сформулированы и обоснованы еще римскими юристами.

В параграфе также уделено внимание отраслевым принципам международного уголовного права.

Исследовав мнения отечественных ученых, таких как В.В. Альхименко, Л.Н. Галенская,  Ю.Н. Жданов, В.П. Зимин, Н.И. Костенко, В.Н. Кудрявцев, И.И. Лукашук,  А.В. Наумов, В.П. Панов, автор приходит к выводу о том, что специальные принципы права международного сотрудничества по противодействию преступности представляют собой лишь международно-правовые основы построения взаимоотношений между субъектами международного права в данной сфере. Никакие общеуголовные принципы из национальных правовых систем государств не входят в эту систему.

Исходя из широкой трактовки содержания права международного сотрудничества по противодействию преступности, диссертантом выработаны и аргументированы специальные принципы данной отрасли международного права:

1) применительно к деятельности по предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию международных  преступлений и преступлений международного характера;

- уважение и защита прав и основных свобод человека и гражданина;

- оказание правовой помощи по уголовным делам;

- отказ в сотрудничестве по уголовным делам политического, военного, расового и религиозного характера.

2) применительно к процессу по привлечению к ответственности лиц, виновных в совершении международных преступлений и преступлений международного характера:

- должностное положение лица, совершившего международное преступление, не освобождает его от личной ответственности;

- неотвратимость уголовного наказания за совершение любого деяния, которое по международному праву считается преступным;

- каждое лицо, обвиненное в международном преступлении или преступлении международного характера, имеет право на справедливое рассмотрение своего дела в суде;

- принцип невыдачи лиц, преследуемых по политическим мотивам;

- неприменение сроков давности за международные преступления и преступления международного характера;

3) применительно к учреждению и формированию органов международной юстиции, международных правоохранительных организаций и органов, задействованных в таком сотрудничестве:

- создание таких органов только на основании или во исполнение международных договоров при участии ООН;

4) в вопросах координации сотрудничества на международном уровне в сфере противодействия преступности и выработке стандартов в этой сфере:

- создание и развитие специальных международных учреждений в области научного исследования причин преступности, обмена соответствующей информацией и проведения необходимых мероприятий;

- обмен опытом по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений;

5) по вопросам минимизации и ликвидации последствий отдельных глобальных преступных деяний:

- компенсация жертвам террористических актов и проявлений экстремизма;

- обеспечение задержания и судебного преследования или выдача лиц, совершивших террористические акты, согласно соответствующим положениям их национального права;

6) в рамках оказания финансовой, технической, информационной и иной помощи в сфере противодействия преступности:

- добровольное участие в таком сотрудничестве на безвозмездной основе;

- обмен оперативно-розыскной, оперативно-справочной и криминалистической  информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним лицах, а также архивной информацией и документами;

- обмен научно-технической информацией  по вопросам деятельности органов внутренних дел, совместного проведения научных исследований, разработок и программ по представляющим взаимный интерес актуальным проблемам.

В пятом параграфе «Субъекты права международного сотрудничества по противодействию преступности» автором анализируются роль и деятельность структурных органов, созданных при Совете Безопасности ООН (Комитет по санкциям против «Аль-Каиды» и «Талибана», Контртеррористический комитет (КТК), Комитет 1540), а также Управления ООН по наркотикам и преступности, Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию, конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег – ФАТФ, Европейского полицейского ведомства, Европейского бюро по борьбе с мошенничеством.

Помимо специализированных международных организаций ООН по вопросам противодействия преступности и уголовного правосудия вклад в обеспечение межгосударственного сотрудничества в сфере противодействия преступности вносят Международная морская организация (ИМО),  Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Международная организация труда (МОТ), Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная ассоциация уголовного права (МАУП), Дирекция по международному сотрудничеству (ДМС), Международное криминологическое общество (МКО), Международное общество социальной защиты (МОСЗ), Международный уголовный и пенитенциарный фонд (МУПФ), Международная социологическая ассоциация (МСА).

Диссертант отстаивается мнение о том, что при наличии огромного перечня направлений сотрудничества государств в рамках международных организаций (экономическая, культурная, экологическая и иные сферы) противодействие преступности одно из приоритетных направлений такого сотрудничества на уровне как универсальном, региональном, так межрегиональном.

Вторая  глава «Реализация международно-правовых норм в сфере противодействия преступности: современное состояние и тенденции развития» состоит из трех параграфов и посвящена анализу современных форм и направлений международного сотрудничества в сфере противодействия преступности и правовых основ сотрудничества Министерства внутренних дел РФ с полицейскими службами и правоохранительными органами зарубежных стран по противодействию преступности.

В первом параграфе «Современные формы и направления международного сотрудничества в сфере противодействия преступности» автор проводит комплексное исследование форм и направлений международного сотрудничества в указанной сфере.

Исходя из анализа международно-правовых норм в сфере противодействия преступности, диссертант делает вывод о том, что под формой понимается организационное и правовое взаимодействие между субъектами международного права по информационному обмену, оказанию правовой помощи по уголовным делам, координации действий правоохранительных органов, заключению и реализации договоров, разработке международных норм и механизмов, обеспечивающих защиту прав человека в сфере уголовного правосудия, и т.д.

Под направлением в сфере противодействия преступности следует понимать вектор международного сотрудничества по конкретному виду или группе преступлений.

В ходе анализа международно-правовых норм в сфере противодействия преступности автор выделяет такие направления сотрудничества, как: международное сотрудничество в противодействии экономической преступности, наемничеству, экстремизму, терроризму, нелегальной миграции, наркопреступности, нелегальному обороту оружия, преступлениям, связанным с культурными ценностями, совершаемым на море, экологическим преступлениям, преступлениям в  отношении несовершеннолетних, а также в сфере обеспечения прав человека, торговли людьми, Интернета.

Диссертант приходит к выводу о том, что современными формами международного сотрудничества в сфере противодействия преступности являются:

  1. исполнение запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий;
  2. розыск лиц, скрывающихся от уголовного преследования или отбывания наказания, а также без вести пропавших;
  3. разработка и принятие согласованных мер для предупреждения, выявления, пресечения или расследования преступлений и взаимоуведомления об этих мерах;
  4. розыск и возвращение в установленном порядке похищенных предметов, имеющих номера или специфические отличительные признаки, в том числе автотранспорта и огнестрельного оружия, а также номерных ценных бумаг и паспортов (удостоверений личности);
  5. обмен информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним физических и юридических лицах;
  6. обмен информацией о новых технологиях совершения преступлений, а также о новых методах их выявления и расследования;
  7. обмен информацией, в том числе разведывательного характера о физических и юридических лицах, а также об объектах собственности, используемых для легализации (отмывания) доходов от преступной деятельности;
  8. обмен опытом работы, в том числе проведение стажировок, консультаций, семинаров и учебных курсов, а также информацией о новых способах и средствах совершения преступлений и опытом их расследования;
  9. обмен законодательными и иными нормативными правовыми актами, содействие в приобретении учебной и методической литературы;
  10. проведение совместных научных исследований по проблемам, представляющим взаимный интерес;
  11. научно-информационное сотрудничество (обмен национальным научным и практическим опытом, обсуждение проблем и проведение совместных исследований);
  12. участие в официальных мероприятиях (конгрессах, совещаниях) и научно-практических конференциях (семинарах, симпозиумах), где обсуждаются проблемы международного сотрудничества в противодействии преступности, а также при обращении с правонарушителями;
  13. передача осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания в государства их гражданства или постоянного места жительства.

Во втором параграфе «Минимизация и ликвидация последствий терроризма и иных преступлений как новое направление международного сотрудничества по противодействию преступности» проведен анализ международно-правовых и внутригосударственных основ минимизации и ликвидации последствий терроризма и иных тяжких преступлений.

Правовые основы минимизации и ликвидации последствий терроризма и иных тяжких преступлений отражены в таких международно-правовых и внутригосударственных актах, как Шанхайская конвенция по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г., Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма от 9 декабря 1994 г., Декларация, дополняющая Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 г., от 17 декабря 1996 г., резолюция «Террористическая преступная деятельность» от 7 сентября 1990 г., принятая на VIII Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 1996 г., Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 19 декабря 2008 г., Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г.

Диссертант обосновывает, что в рамках международного сотрудничества по противодействию преступности проходит процесс становления международно-правовых основ минимизации и ликвидации последствий терроризма и иных тяжких преступлений.

В работе обозначается важная роль средств массовой информации в минимизации и ликвидации последствий преступного деяния, в частности терроризма и экстремизма во всех его формах и проявлениях.

Рассмотрев широкий перечень международно-правовых норм, внутригосударственных актов, диссертант приходит к выводу, что содержание понятий «минимизация последствий терроризма и иных тяжких преступлений» и «ликвидация последствий терроризма и иных тяжких преступлений» не определено.

На основе анализа нормативных и научных источников автором предложен собственный подход к пониманию и определению понятий «минимизация последствий преступного деяния» и «ликвидация последствий преступного деяния».

Диссертант обосновывает конкретные предложения по устранению пробелов законодательства Российской Федерации. 

В третьем параграфе «Министерство внутренних дел Российской Федерации как участник международного сотрудничества по противодействию преступности» подчеркивается, что Министерство внутренних дел РФ придает первостепенное значение поиску ответов на глобальные вызовы и угрозы современному миру, прилагая все усилия для обеспечения спокойствия и безопасности граждан.

МВД России в тесном взаимодействии с другими органами государственной власти при координирующей роли МИД России активно участвует в совершенствовании правовых основ международного сотрудничества, а также в выполнении международных обязательств Российской Федерации.

В параграфе рассматривается правовая основа такого сотрудничества органов внутренних дел Российской Федерации с полицейскими службами и правоохранительными органами зарубежных стран.

Повышенное внимание уделяется приоритетным направлениям международного сотрудничества МВД России с иностранными правоохранительными органами.

В результате проведенного анализа излагается авторское определение международного сотрудничества органов внутренних дел Российской Федерации.

Приводятся конкретные предложения по повышению эффективности деятельности Министерства внутренних дел РФ.

В заключении подведены итоги исследования, кратко сформулированы основные выводы, предложения и рекомендации, обоснованные в диссертации.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

В журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Минобразования и науки РФ:

1. Ляхов Е.Г., Троицкий С.В., Бадалина М.Б. Некоторые вопросы международного сотрудничества государств по противодействию преступности (Проблемы формирования понятийного аппарата) // Международное право. 2010. № 4 (44). С. 35 - 38 (0.3/0.2 п.л.).

2. Троицкий С.В. XII Конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию: итоги работы // Вестник Московского университета МВД России.  2011. № 4. С. 203-207 (0,4 п.л.).

3. Троицкий С.В. Обеспечение действенности руководящих принципов ООН в области предупреждения преступности // Международное публичное и частное право. 2011. № 4. С. 23 - 25 (0.2 п.л.).

4. Троицкий С.В. Международно-правовые и внутригосударственные основы минимизации и ликвидации последствий терроризма и иных тяжких преступлений // Вестник РУДН. 2011. № 3. С. 140 - 147 (0.4 п.л.).

5. Троицкий С.В. Определение отрасли современного международного права // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 5. С. 146 -148 (0.4 п.л.).

В иных изданиях:

6. Троицкий С.В. Некоторые проблемы укрепления международного правопорядка. Актуальные проблемы юридических и общественных наук в Республике Казахстан // Материалы Международной науч.-теорет. конференции. Караганда, 2007. С. 3 - 6 (0.2 п.л.).

7. Троицкий С.В. Роль международно-правовых актов в борьбе с терроризмом, проблемы их применения // Материалы Международной конференции, посвященной проблемам борьбы с терроризмом. Барнаул, 2007. С. 623 - 627 (0.3 п.л.).

8. Троицкий С.В. Идеология глобализма на примере международного права // Материалы Всероссийской науч.-практ. конференции “Научный потенциал ученых России”. Вып. 7. Барнаул – Москва, АГУ. 2008. С. 147 - 152 (0.3 п.л.).

9. Троицкий С.В.  Некоторые проблемы толкования Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Вестник Барнаульского юридического института. 2009. № 1 (16). С. 63 – 67 (0.3 п.л.).

10. Троицкий С.В. Противодействие нелегальной миграции в Содружестве Независимых Государств // Миграционное право. 2009.  № 1. С. 41 - 44 (0.3 п.л.).

11. Троицкий С.В. Особенности применения силы и огнестрельного оружия для поддержания правопорядка на море // Вестник Барнаульского юридического института. 2010. № 2 (19). С.26 - 34 (0.2 п.л.).

12. Троицкий С.В. Соотношение понятийного аппарата международного сотрудничества в борьбе с преступностью // Актуальные проблемы современного международного права: Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции. Москва, 9 - 10 апреля 2010 г. Ч. II. С. 261 - 267 (0.5 п.л.).

13. Троицкий С.В. Международная борьба с преступностью: сравнительный анализ институциональных образований // Актуальные вопросы теории и практики совершенствования нормотворческой и правоохранительной деятельности. М., 2011. С.168 - 176 (0.5 п.л.).

14. Троицкий С.В. Международно-правовое регулирование деятельности частных военных и охранных компаний // Вестник Барнаульского юридического института. 2011. № 1(20). С. 34 - 40 (0.4 п.л.).


1 Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 21 ноября 1997 г., Конвенция по противодействию коррупции 2003 г., Конвенции о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания 1998 г., Договор государств – участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма 2007 г., Конвенция Шанхайской организации сотрудничества против терроризма 2009 г., Конвенция Совета Европы о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения 2010 г., Договор между Российской Федерацией и Республикой Колумбия о взаимной правовой помощи по уголовным делам 2011 г.

2 Совет по международным отношениям в г. Вашингтоне // Росс. газ. 2008. 15 ноябр.

 



© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.