WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

   Добро пожаловать!


 

На правах рукописи

Исх. № _______________

от «___» декабря 2011 г.        

МУРАДЯН Светлана Владимировна

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

БОРЬБЫ С ФИНАНСИРОВАНИЕМ ТЕРРОРИЗМА

НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Специальность 12.00.10 – международное право; европейское право

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва-2011

Работа выполнена на кафедре прав человека и международного права

Московского университета МВД России.

Научный руководитель

заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Котляров Иван Иванович

Официальные оппоненты -

заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Мелков Геннадий Михайлович

 

кандидат юридических наук, доцент  Скуратова Александра Юрьевна

Ведущая организация -

Российский университет дружбы народов

       

       Защита диссертации состоится « 2 »  февраля 2012 года в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 203.019.01 при Московском университете МВД России по адресу: 117997, г. Москва, ул. Ак. Волгина, 12.

       С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского университета МВД России.

       Автореферат разослан «  » декабря 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета И.И. Лизикова 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ



Актуальность темы исследования. В современных условиях основной задачей в сфере борьбы с терроризмом является пресечь саму террористическую деятельность «на корню», то есть лишить терроризм его финансовой и материальной базы, не давать ему возможности воспроизводиться и наращивать силу. Об этом, в частности, говорится в Глобальной контртеррористической стратегии ООН 2006 г., во втором разделе которой «Меры по предотвращению терроризма и борьбе с ним» акцентируется внимание на необходимости: «… лишить террористов доступа к средствам для осуществления их нападений…».

В период масштабного кризиса, поразившего как мировую экономику в целом, так и отдельные государства, проблемы обеспечения экономической безопасности приобретают особую актуальность. В этих условиях определенное ослабление экономического и политического потенциала государственных и общественных институтов используется криминальным миром в преступных целях. При этом открываются новые пути проникновения преступного капитала в экономику, появляются новые схемы легализации преступных доходов, выявляются наиболее уязвимые секторы рынка. Дестабилизация обстановки в ряде государств и регионов предоставляет террористам еще больше возможностей для поиска и использования каналов для финансирования своей преступной деятельности, в этой связи все более актуализируется и борьба с этим злом.

Как правильно отмечает ряд ученых, борьба с финансированием терроризма – это своего рода нейтрализация условий, способствующих совершению актов терроризма1.

Проблема финансирования терроризма носит глобальный характер. Как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах подобная деятельность угрожает стабильности, прозрачности и эффективности финансовых систем. Поэтому государства заинтересованы в совместном поиске наиболее действенных путей и средств борьбы с финансированием терроризма. Учитывая специфику такого сотрудничества согласовать единую эффективную политику в рамках всех государств мира не всегда представляется возможным.

В сложившихся условиях возникает необходимость анализа международно-правовых документов, касающихся сотрудничества государств в сфере борьбы с финансированием терроризма на региональном уровне.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема борьбы с международным терроризмом нашла отражение в трудах как отечественных, так и зарубежных ученых и практиков. Весомый вклад в разработку теоретических основ борьбы с международной преступностью, включая терроризм, внесли такие исследователи, как: А.Х. Абашидзе, Р.А. Адельханян, М.Ю. Антонян, И.П. Блищенко, В.А. Василенко, А.В. Возжеников, А.Г. Волеводз, Л.Н. Галенская, С.У. Дикаев, Н.В. Жданов, А.В. Змеевский, Э.А. Иванов, Р.А. Каламкарян, И.И. Карпец, В.И. Келесхаев, А.Г. Кибальник, Ю.М. Колосов, В.Н. Кудрявцев, П.М. Курис, У.Р. Латыпов, Д.Б. Левин, А.С. Лебедев, Е.Г. Ляхов, В.В. Лунеев, Г.М. Мелков, А.Н. Михайленко, Л.А. Моджорян, Г.И. Морозов, А.И. Никитин, Е.Г. Поляниченко, Н.В. Прокофьев, Ю.А. Решетов, Ю.С. Ромашев, А.Ю. Скуратова, С.А. Солодовников, В.Л. Суворов, А.Н. Трайнин, Г.И. Тункин, В.В. Устинов, И.В. Фисенко, М.Л. Энтин и др.

Из диссертационных исследований в области борьбы с международным терроризмом следует выделить работы В.Ф. Антипенко, С.С. Веселовского, Н.В. Прокофьева, И.И. Синякина, В.В. Устинова и М.Л. Хабачирова.

Среди зарубежных ученых проблематикой международного терроризма занимались: И. Александр, Т. Александрович, В. Смит, Д.Я. Джавиц, Б. Дженкинс, Ю. Динстейл, Р. Дрейк, М. Кандона, П.Дж. Каценштейн, Х. Кушнер, Дж.М. Левит, Б. Лиа, Дж. Лодж, З. Мэрибут, Дж. Патрножи, А. Рибикофф, Д. Сеймовски, Т.Д. Уайт, П. Уилкинсон, Р. Фридландер, А. Шмидт, А. Янгмэн и др.

Международно-правовое регулирование сотрудничества государств по борьбе с финансированием терроризма стало объектом исследования таких отечественных ученых, как: Д.И. Аминов, Р.А. Вакульчук, Ю.С. Горбунов, Е.Р. Жилин, В.А. Зубков, В.А. Казаков, С.В. Лекарев, Д.Д. Магомедов, Н.В. Макарейко, Т.В. Мельник, А.С. Михлин, О.В. Нардина, А.Т. Никитин, Р.Э. Оганян, С.К. Осипов, В.Е. Петрищев, Д.А. Пчелкин, П.Р.Саваськов, В.О. Саруханян, О.И. Трунов, В.В. Ульянова, Л.Л. Фитуни, Я.М. Хаминский и др.

Значительную помощь в изучении темы диссертационного исследования оказали работы, посвященные проблеме борьбы с финансированием терроризма,  следующих зарубежных авторов: У. Вэлцек, С. Годдард, С. Кисер, К. Ланге, М. Леви, Д. Маррон, Я. Робердж, Д. Роветта, Л. Фьюкс и др.

Объект исследования - международные отношения государств и международных региональных организаций в сфере борьбы с финансированием терроризма.

Предмет исследования - международно-правовые акты и акты «мягкого» права, регулирующие деятельность государств, международных региональных организаций в области борьбы с финансированием терроризма, а также нормы внутригосударственного права в этой сфере.

Цель исследования заключается в системном и всестороннем изучении понятия и юридической  сущности преступления финансирование терроризма с точки зрения современного международного права, в комплексном анализе деятельности государств в области борьбы с финансированием терроризма в рамках региональных организаций, ее взаимосвязи с контртеррористической деятельностью ООН и деятельностью ФАТФ в рассматриваемой сфере, в исследовании соотношения российского законодательства и международных стандартов борьбы с финансированием терроризма, а также в выработке рекомендаций и предложений по совершенствованию международно-правового регулирования отношений государств  в данной области.

Для достижения поставленной цели были решены следующие научные задачи:

  • изучение существующих международных договоров, актов «мягкого» права и подходов отечественных и зарубежных ученых на предмет выявления общих признаков преступления финансирование терроризма, которые могут быть взяты за основу его определения в тесной взаимосвязи с общей проблематикой определения понятий «терроризм» и «международный терроризм» в международном праве;
  • научно-теоретическое обоснование отнесения финансирования терроризма к международным преступлениям с целью ужесточения наказания за данное общественно-опасное деяние и обеспечения неотвратимости его наступления;
  • определение основных направлений и форм международного сотрудничества государств и международных организаций в борьбе с финансированием терроризма на региональном уровне;
  • анализ деятельности существующих институтов по предупреждению финансирования терроризма, созданных на основе многосторонних антитеррористических конвенций и актов международных региональных организаций;
  • разработка рекомендаций и предложений по совершенствованию правовых основ сотрудничества государств на региональном уровне в сфере борьбы с финансированием терроризма;
  • оценка степени имплементации международно-правовых норм, направленных на борьбу с финансированием терроризма в  законодательство Российской Федерации и разработка конкретных предложений по его совершенствованию.

Методологическая основа исследования. В ходе проведения диссертационного исследования используются такие общенаучные и специально-юридические методы научного познания, как анализ, синтез, абстрагирование, индукция, дедукция, обобщение, моделирование, системно-структурный и формально-логический методы, методы сравнительно-правового, формально-правового и историко-правового анализа, контент-анализ, а также методы толкования права.

Теоретическую основу исследования составляют новейшие научные достижения ведущих ученых, как российских, так и зарубежных,  в области международного права и безопасности, труды политических деятелей, официальные документы органов государственной власти Российской Федерации, доктринальные материалы иностранных государств и международных организаций, материалы международных конференций по проблемам борьбы с терроризмом и его финансированием и др.

Нормативно-правовую основу исследования составляют международно-правовые акты,  документы Генеральной Ассамблеи ООН, решения, резолюции, директивы иных универсальных и региональных международных организаций, модельное законодательство СНГ, законы Российской Федерации и зарубежных государств в сфере борьбы с финансированием терроризма.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем впервые в отечественной и  зарубежной науке международного права на монографическом уровне проведено комплексное исследование международно-правовых документов, стандартов и законодательства государств в сфере борьбы с финансированием терроризма на региональном уровне. Обоснована необходимость такого регулирования данной сферы международных правоотношений, поскольку механизм действия универсальных инструментов борьбы с финансированием терроризма не подкреплен адекватными способами контроля за их реализацией,  а также ответственностью государств в связи с неисполнением ими своих обязательств по пресечению финансирования террористических действий.

В работе сформулировано авторское определение понятия «финансирование терроризма», установлена и эмпирически подтверждена тенденция причисления его к международным преступлениям. Проанализирована система детерминант данного преступленного деяния. В качестве одного из основных новшеств - разработана квалификационная конструкция состава финансирования терроризма, как основания для политико-правовой ответственности участников международных отношений, причастных к его совершению. В этой связи уточнен круг возможных субъектов и объектов данного преступного деяния, расширено понятие субъективной стороны и выявлены особенности объективной стороны этого преступления.

На основе анализа деятельности европейских региональных организаций установлена необходимость распространения имеющихся у них инструментов на борьбу с финансированием терроризма на универсальном уровне.

Выявлены юридические противоречия в правовом регулировании борьбы с финансированием терроризма, ведущейся в рамках ЕС Европейской судебной сетью, Евроюстом и Европолом, а также в процессе сотрудничества между последним и Российской Федерацией, хотя отмечен и целый ряд положительных сторон такого сотрудничества, приносящего существенные результаты в борьбе с транснациональной преступностью.





В работе отмечается преимущественно декларативный характер принимаемых в СНГ актов, направленных на борьбу с финансированием терроризма, что способствует применению различных подходов, касающихся нормативно-правового регулирования борьбы с указанным преступлением в государствах Содружества. В то же время модельное законодательство СНГ в современных условиях представляет собой достаточно прочную основу взаимодействия государств-членов в области борьбы с финансированием терроризма.

Важно, что в рамках диссертации предпринята попытка не только охарактеризовать имеющиеся международно-правовые средства борьбы с финансированием терроризма на региональном уровне, выявить существующие пробелы и противоречия в международно-правовых документах, но и предложить конструктивные способы по их устранению.

Кроме того, в работе установлены причины, цели и задачи инициирования создания ЕАГ Российской Федерацией в контексте реализации государственных интересов. Выявлены существенные недостатки во внутригосударственных актах РФ, целью которых является предупреждение финансирования терроризма и борьба с ним в Российской Федерации. В этой связи обоснованы предложения о внесении изменений в федеральное законодательство, регулирующее указанную сферу правоотношений.

На защиту выносятся следующие разработанные и обоснованные основные положения, выводы и предложения:

  1. Сформулировано авторское определение финансирования терроризма, под которым следует понимать процесс по умышленному сбору или предоставлению полностью или частично, непосредственно или косвенно денежных средств или иного имущества, включая права на такие средства и имущество, в целях их использования или при осознании того, что они будут использованы для совершения преступных посягательств, создающих опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба или иных общественно опасных последствий с целью запугать государственных деятелей, группы лиц или население в целом либо заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения.
  2. Учитывая высокую степень общественной опасности преступления «финансирование терроризма», посягающего на нормальное функционирование международных отношений, следовало бы квалифицировать такого рода деяние как международное преступление с отнесением его к юрисдикции Международного уголовного суда.
  3. Вывод о том, что субъектами преступления «финансирование терроризма» могут быть государства, их органы и должностные лица, а также независимые от государства организации и частные лица, преследующие свои собственные цели.
  4. Предложение о трехуровневой структуре объекта преступления «финансирование терроризма», состоящей из: общего объекта; отраслевого объекта, включая дополнительный отраслевой объект; непосредственного объекта и дополнительного общественного объекта.
  5. Предложение о целесообразности принятия за основу имеющихся в Европейском Союзе стандартов борьбы с финансированием терроризма для формирования международных принципов противодействия данному общественно-опасному деянию на универсальном уровне.
  6. Институциональную основу борьбы с тяжкими преступлениями в Европейской Союзе составляют Европейская судебная сеть, Евроюст и Европол. Между тем, в компетенцию Европола и Евроюста финансирование терроризма, как самостоятельный состав преступления, не входит. Однако в Соглашении о сотрудничестве России с Европолом 2003 г. установлено, что предметом сотрудничества правоохранительных органов Российской Федерации и Европола является предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступлений, в частности, связанных с терроризмом и его финансированием. Учитывая изложенное, обоснована необходимость расширения компетенции Европола и Евроюста в отношении преступления финансирование терроризма путем внесения соответствующих изменений в ч. 1 ст. 4 Решения об учреждении Европола, изложив ее следующим образом: «… 1. Компетенция Европола охватывает организованную преступность, терроризм, его финансирование и другие перечисленные в приложении тяжкие формы преступности, затрагивающие два и большее число государств-членов, а также сотрудничающих государств, таким образом, что ввиду масштабов, тяжести и последствий соответствующих преступлений возникает необходимость в совместных действиях государств-членов и сотрудничающих государств…».
  7. Положение о том, что создание Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма было инициировано Российской Федерацией в целях выработки оптимальных подходов к выполнению приоритетных задач группы с учетом национальных интересов, что будет способствовать повышению авторитета ЕАГ и Российской Федерации в рамках взаимодействия с профильными международными и региональными организациями в сфере борьбы с финансированием терроризма.
  8. Модельное законодательство государств – участников СНГ по вопросам борьбы с финансированием терроризма представляет собой развёрнутый и динамично развивающийся комплекс норм, который постоянно совершенствуется с учетом новых тенденций и динамики террористической деятельности в государствах региона и всего мира. Оно образует  прочный фундамент для гармонизации законодательства в государствах – участниках Содружества в сфере борьбы с финансированием терроризма на основе единых универсальных принципов, норм международных правовых актов и реалий региональной действительности.
  9. Обоснованы предложения по совершенствованию Уголовного кодекса Российской Федерации в области борьбы с финансированием терроризма в целях приведения его в соответствие с нормами международного права:

- Проведенный анализ, позволяет сделать вывод о необходимости разработки новой редакции ст. 205.1 УК РФ, которая была бы посвящена сугубо отдельному преступлению - финансированию терроризма.

Предлагается авторский проект данной уголовно-правовой нормы:

Ст. 205.3  Финансирование терроризма

Умышленное предоставление полностью или частично, непосредственно или косвенно средств на совершение актов терроризма  или для финансирования террористической организации либо умышленный сбор средств с этими же целями –

наказываются лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет.

- В примечании 1 к ст. 205.1 УК РФ дается определение финансирования терроризма, согласно которому в качестве его предмета выступают «средства». Однако действующее уголовное законодательство Российской Федерации вопреки международным правовым актам в сфере борьбы с финансированием терроризма не содержит понятие «средства». Предлагается также дополнить проект ст. 205.3 примечанием 1, в котором раскрывается содержание понятия «средства», как это закреплено в Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 г., что восполнит пробел действующего уголовного законодательства Российской Федерации.

10. Вывод о том, что в целях создания правовых механизмов, обеспечивающих справедливое возмещение вреда жертвам насильственных преступлений и террористических актов, Российской Федерации было бы целесообразно ратифицировать Европейскую конвенцию по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений от 24 ноября 1983 г. Изыскание необходимых средств для обеспечения реализации положений указанной конвенции было бы возможным из средств, конфискованных согласно ст. 205.1 УК РФ.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно отражает современное состояние и результаты межгосударственного сотрудничества в области предупреждения финансирования терроризма и борьбы с ним на региональном уровне,  акцентирует внимание на особенностях состава преступления «финансирование терроризма», содержит меры по совершенствованию механизмов борьбы с ним. Сформулированные в данной работе авторское определение понятия «финансирование терроризма», выводы, обобщения и рекомендации представляют собой новые подходы в науке международного права в сфере противодействия финансированию терроризма, являются своего рода теоретической основой для отнесения этого деяния к международным преступлениям. В исследовании отражается рост угрозы терроризма, что указывает на необходимость совершенствования механизмов борьбы с его финансированием, в том числе на принятие Всеобъемлющей конвенции по борьбе с международным терроризмом, отдельная глава которой могла бы быть посвящена вопросам противодействия его экономическим основам.

Практическое значение диссертации определяется возможностью применения выработанных в работе теоретических положений при разработке универсальных и региональных международных правовых актов.

Результаты проведенного исследования также могут быть использованы:

- в переговорном процессе при определении позиции нашего государства при разработке и принятии договорных документов по противодействию финансированию терроризма;

- в практической деятельности правоохранительных органов России в рассматриваемой сфере;

- в правотворческой работе по устранению пробелов и противоречий в законодательстве Российской Федерации;

- при подготовке учебных пособий, курсов лекций в высших учебных заведениях и, прежде всего, на юридических факультетах, а также при проведении научно-исследовательской работы в учебных заведениях России по вопросам борьбы с финансированием терроризма.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре прав человека и международного права Московского университета МВД России. Основные положения и выводы исследования нашли свое отражение в семи научных публикациях автора, включая публикации в рецензируемых научных журналах, входящих в перечень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации.

Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс Московского университета МВД России при преподавании международного права и спецкурса по международному сотрудничеству в борьбе с преступностью. Основные положения диссертации докладывались в виде научных сообщений на заседаниях кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России, а также обсуждались на научно-практических конференциях и семинарах.

Отдельные выводы и рекомендации исследования были использованы в качестве тематического материала при проведении занятий в системе служебно-боевой подготовки личного состава, а также в практической деятельности Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции и Главного управления по борьбе с экстремизмом МВД России.

Структура диссертации определена целями и задачами исследования, а также избранными методами изложения материала и логикой построения работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения и списка использованной литературы.        

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, раскрываются теоретические и методологические основы проведенного исследования и формулируются положения, выносимые на защиту. Приводятся новизна, практическая и теоретическая значимость исследования, а также излагаются сведения об апробации результатов диссертационного исследования.

В первой главе «Финансирование терроризма как противоправное деяние по международному уголовному праву» исследуются историко-правовые аспекты сотрудничества государств в борьбе с финансированием терроризма на региональном уровне и содержатся два параграфа.

В первом параграфе «Понятие «финансирование терроризма» и его юридическое содержание» отмечается, что подходы большинства российских и зарубежных ученых в вопросе определения понятия «терроризм» носят аналогичный характер, однако проблема его определения в международно-правовой практике сохраняется. При этом совершенно очевидно, что достижение единой политической воли в данном вопросе создаст прочный фундамент для укрепления международно-правовых механизмов в сфере противодействия терроризму, его финансированию, а также отдельным террористическим проявлениям. На современном этапе действующая правовая база регулирует лишь отношения в связи с отдельными актами терроризма, не обращаясь ко всему спектру международного терроризма.

В работе проведен анализ основных международно-правовых документов и иных международных и региональных стандартов  в сфере борьбы с финансированием терроризма на предмет определения понятия «финансирование терроризма», который показал, что на сегодняшний день единым определением финансирования терроризма, признанным большинством членов мирового сообщества, является определение, приведенное в ст. 2 Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 г.

Однако, не умаляя значения указанной Конвенции, которое весьма существенно для формирования международно-правовой основы противодействия финансированию терроризма, следует отметить, что и в нем имеется ряд недостатков.

Исходя из этого, предлагается авторский вариант определения.

Финансирование терроризма – это процесс по умышленному сбору или предоставлению полностью или частично, непосредственно или косвенно денежных средств или иного имущества, включая права на такие средства и имущество, в целях их использования или при осознании того, что они будут использованы для совершения преступных посягательств, создающих опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба или иных общественно опасных последствий с целью запугать государственных деятелей, группы лиц или население в целом либо заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения. Если говорить о международном терроризме, то процесс его финансирования должен совершаться при попустительстве или поощрении представителей одного государства в отношении другого.

В целях конкретизации указанного преступного деяния в диссертационном исследовании дается оценка финансовых источников терроризма, которые условно можно разделить на 2 группы: сугубо криминальные и формально легитимные, анализируются типологии таких источников, а также рассматриваются финансовые цели и задачи, на реализацию которых  расходуются террористами полученные таким образом активы, что направлено на выработку действенных способов профилактики финансирования терроризма.

Говоря о значимости скорейшего заключения Всеобъемлющей конвенции по борьбе с международным терроризмом, в работе акцентируется внимание на необходимости закрепления в ней положений, направленных на противодействие финансированию терроризма и подрывающих материальную базу терроризма по существу.

Во втором параграфе «Анализ элементов состава преступления финансирование терроризма» обосновывается целесообразность квалификации финансирования терроризма как международного преступления с отнесением его к юрисдикции Международного уголовного суда.

В результате проведенного анализа, излагается авторская концепция состава рассматриваемого противоправного деяния как международного преступления, направленная на повышение эффективности правового регулирования борьбы с преступлениями, носящими  террористическую направленность, а также образует основу для разработки действенной международно-правовой системы ответственности за них.

По результатам анализа объекта финансирования терроризма предлагается его трехуровневая структура, состоящая из: общего (результирующего) объекта; отраслевого (родового или видового, планируемого) объекта, включая дополнительный отраслевой объект; непосредственного объекта и дополнительного общественного объекта.

Специфика преступления «финансирование терроризма» состоит в том, что в большинстве случаев в отношении отраслевого объекта умысел будет прямым; в отношении непосредственного объекта он может быть как прямым, так и косвенным, а в отношении общего объекта - косвенным. Соответственно внесение косвенного умысла в конструкцию состава этого преступления облегчит задачу установления связи в преступном деянии физического лица с государством.

Анализ субъекта финансирования терроризма предполагает наличие трех типов ситуаций: финансирование терроризма, тайно или явно осуществляемое органами государственной власти; финансирование терроризма, осуществляемое при тайной или явной поддержке/попустительстве государства; финансирование терроризма, осуществляемое независимыми от государства организациями и ча­стными лицами, преследующими свои собственные цели.

Говоря об объективной стороне финансирования терроризма, представляется целесообразным считать наказуемыми следующие деяния: финансирование терроризма; заговор с целью совершения финансирования терроризма; прямое или публичное подстрекательство к совершению финансирования терроризма; покушение на совершение финансирования терроризма; соучастие в финансировании терроризма.

С нашей точки зрения, скорейшее нахождение компромисса государств в поиске «финального» определения понятия «терроризм», как основы для более детального определения понятия его финансирования, обеспечит однозначность трактовки элементов состава рассматриваемого международного преступления с целью неотвратимости наступления наказания за его совершение.

Вторая глава «Международное сотрудничество в сфере противодействия финансированию терроризма в рамках европейских организаций» посвящена анализу деятельности международных организаций, а также органов и интеграционного объединения, занимающихся нормотворчеством в сфере про­тиводействия финансированию терроризма и содержит три параграфа.

В первом параграфе «Правовое регулирование борьбы с финансированием терроризма в рамках Совета Европы и Европейского Союза» отмечается, что основным правовым актом Совета Европы в сфере противодействия финансированию терроризма является Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфис­кации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма 2005 г.

В соответствии с современной концепцией комплексного подхода к противодействию отмыванию денег и финансирова­нию терроризма перед разработчиками Конвенции была поставлена задача дополнить Конвенцию Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. уголовно-правовыми мерами борьбы с отмыванием де­нег, а также превентивными аспектами, в том числе нормами, регулирующими деятельность финансовых посредников и под­разделений финансовой разведки, а также включить в сферу ее действия борьбу с финансированием терроризма, требующую координации усилий многих государств.

Конвенция 2005 г. характеризуется большим количеством актуальных новелл, среди которых: распространение конфискационных мер на преступление «финансирование терроризма», при этом указанные меры распространяются также на легализованное имущество, что обеспечивает большую гибкость в имплементации данного положения; впервые в качестве предупредительной меры предусматривается приостановление подозрительных опера­ций; новыми для антитеррористических договоров стали положения, развивающие соглашения в сфере правовой помощи: предоставление информации без запроса отвечает общей направленности Конвенции – действовать на опережение, предупреждая террористические атаки (такое взаимодействие может способствовать возбуждению уголовного дела или помочь в проведении расследований); привлечение к уголовной ответственности юридических лиц за преступления, совершенные в их интересах физическими лицами.

Анализ указанной конвенции свидетельствует о том, что только быстрый доступ к информации об активах, в том числе террористических групп, или иной финансовой информации является ключом к успешному применению превентивных и репрессивных мер и, в конечном счете, к пресечению финансирования терроризма «на корню», подобное видение проблемы должно стать лейтмотивом всех международных документов в области борьбы с финансированием терроризма.

Многосторонние усилия по борьбе с терроризмом в Европейском Союзе можно проследить, начиная с Европейского политического сотрудничества, начатого в 70-х годах XX в. В тот период такая деятельность в основном сводилась к выработке единой внутренней позиции в рамках третьей опоры в целях уменьшения активности «своих» террористических организаций, борьбе с финансированием терроризма должного внимания не уделялось.

Отправной точкой начала реального правового регулирования вопросов подрыва экономических основ терроризма на уровне Европейского Союза можно считать 26 октября 2005 г., когда Совет ЕС совместно с Европарламентом утвердил директиву 2005/60/ЕС «О предотвращении использования финансовой системы для отмывания денег и финансирования терроризма» («третья директива»).

В директиве наметилась тенденция к дальнейшей дефиниции отмывания денег и определению финансирования терроризма на основе более широкого спектра преступлений, предшествующих отмыванию денег. Имеется предположение, что более широкий спектр уголовно наказуемых деяний, предшествующих совершенному преступлению, дает возможность сообщать (заявлять) о подозрительных сделках и облегчает международное сотрудничество в данной области.

Сфера действия третьей Европейской директивы об отмывании денег и финансировании терроризма не должна распространяться на деятельность органов правосудия государств – членов Евросоюза. Государства призваны делать все возможное для защиты лиц, дающих показания (прежде всего лиц, которые сообщили о подозрении относительно отмывания денег и в связи с этим находятся под угрозой). Лица, которые занимаются электронной обработкой данных и в рамках договора работают с кредитными или финансовыми учреждениями, не подлежат действию «третьей директивы».

В этой директиве ключевую роль в функционировании системы  борьбы с финансированием терроризма играют следующие основные принципы и нормы: принцип «знай своего клиента», что означает жесткие правила идентификации клиентов; требование к финансовым и нефинансовым организациям об обязательном сборе и передаче в компетентные органы информации о подозрительных операциях; четкое определение сделок, подлежащих контролю со стороны уполномоченных органов на предмет возможной причастности лиц, их осуществляющих, к финансированию терроризма.

Проведенный анализ международных стандартов в сфере борьбы с финансированием терроризма позволяет утверждать, что на сегодняшний день эта работа на территории европейского региона проводится довольно успешно. Принятые в рамках Совета Европы и Европейского Союза документы, нацеленные на профилактику и противодействие финансированию терроризма, несмотря на отмеченный ряд пробелов и противоречий, безусловно, составляют добротную основу в деле борьбы с финансированием терроризма и являются примером согласованных действий многих государств в рассматриваемой области.

Транснациональный терроризм представляет серьезную угрозу международной безопасности, и Европейский Союз находится в выгодном положении для поиска новых путей борьбы с ним.

Таким образом, потенциальные возможности ЕС в борьбе с транснациональным терроризмом и его финансированием, как обязательным элементом существования данного общественно опасного явления, достаточно велики, особенно в сфере внешней политики, но, прежде всего, необходимо добиться единства внутри самого союза. Существующие трения между странами ЕС препятствуют полному внедрению даже внутрисоюзных механизмов сотрудничества в правоохранительной и судебной сферах.

Во втором параграфе «Институциональные основы борьбы с финансированием терроризма в Европейском Союзе» подчеркивается, что в качестве основных организаций, составляющих институциональную основу борьбы с преступностью в Европейской Союзе можно выделить: Европейскую судебную сеть, Европейскую организацию правосудия (Евроюст) и Европейскую полицейскую организацию (Европол).

В рамках проводимого исследования интересным является тот факт, что согласно ст. 4 Решения об учреждении Евроюста, к его компетенции относятся преступления, в отношении которых соответствующей компетенцией наделен Европол.

В соответствии со ст. 3 Решения об учреждении Европола целью его создания и функционирования являются, кроме прочего, взаимное сотрудничество компетентных органов государств-членов в предотвращении организованной преступности, терроризма и других тяжких форм преступности, затрагивающих два или большее число государств-членов Европейского Союза, а также борьба с этими явлениями. Приложение к ст. 4 Решения об учреждении Европола содержит список других видов преступлений, подведомственных Европолу. Отметим, что среди 24-х перечисленных категорий преступлений финансирование терроризма не упоминается. Однако в Соглашении о сотрудничестве России с Европолом 2003 г. установлено, что предметом сотрудничества правоохранительных органов Российской Федерации и Европола является предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступлений, в частности, связанных с терроризмом и его финансированием.

В этой связи нами предложено дополнить ч. 1 ст. 4 Решения об учреждении Европола еще одной нормой, определяющей финансирование терроризма, как самостоятельный состав преступления, требующий координации усилий в рамках полицейского и судебного сотрудничества государств-членов Европейского Союза, тем более что в настоящее время внесение подобного изменения не потребует национальных ратификаций.

В третьем параграфе «Организационно-правовые аспекты деятельности государств по противодействию финансированию терроризма в рамках Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма» подчеркивается, что важную роль в глобальном распространении международных стандартов в сфере противодействия финансированию терроризма играют группы, создаваемые по образцу ФАТФ в различных регионах мира. Среди них Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), которая объединяет  государства Евразийского пространства для реализации совместных усилий по борьбе с экономической преступностью и снижению угрозы международного терроризма.

Реализация ключевых задач Группы направлена на повышение эффективности режимов системы противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма каждого государства-члена ЕАГ и увеличение потенциала экономического роста и устойчивого развития региона, на улучшение управляемости финансового сектора и всей экономики государств-участниц.

Основным итогом деятельности ЕАГ за период существования Группы можно считать существенное расширение в регионе базы международного сотрудничества в сфере противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма благодаря ускорению в большинстве государств-участников процессов разработки, принятия и введения в действие специального законодательства и создания национальных подразделений финансовой разведки. Благодаря усилиям ЕАГ были сформированы подразделения финансовой разведки Кыргызской Республики и Казахстана, принято соответствующее законодательство в Казахстане, Узбекистане и Туркменистане. За пять лет существенно усовершенствовали свои системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма Беларусь, Россия, Китай и Кыргызская Республика, о чем свидетельствуют результаты взаимных оценок этих государств. Реализация изложенных в диссертации приоритетных задач ЕАГ и подходов к их выполнению позволит обеспечить России главенствующую роль в формировании и функционировании предлагаемых механизмов координации и взаимодействия подразделений финансовых разведок на пространстве СНГ.

Активные посреднические усилия российской стороны в урегулировании проблем, возникающих у государств-участников ЕАГ, способствуют укреплению репутации России как лидера ЕАГ в отношениях с ФАТФ, другими влиятельными международными организациями и структурами, а также внутри ЕАГ. Соответственно, развиваются предпосылки для подключения коллективного потенциала ЕАГ к продвижению российских интересов на актуальных направлениях активности ФАТФ, в частности, по проблематике пресечения финансирования распространения оружия массового уничтожения.

В третьей главе «Соотношение международных стандартов и модельного законодательства Содружества Независимых Государств, а также законодательства Российской Федерации в сфере противодействия финансированию терроризма» проводится анализ модельного законодательства  СНГ и нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере борьбы с финансированием терроризма на предмет оценки эффективности внедрения в них международных стандартов и содержатся два параграфа.

В первом параграфе «Модельное законодательство СНГ в сфере противодействия финансированию терроризма»  проведен анализ действующей системы модельных и договорных основ, направленных на борьбу с финансированием терроризма в рамках СНГ, который показал, что в последние годы она была существенно модернизирована, дополнена, структурирована и ныне представляет собой развёрнутый и системно согласованный комплекс норм. При этом модельное законодательство постоянно совершенствуется с учетом новых тенденций и динамики террористической деятельности в государствах региона и всего мира.

В то же время в ходе анализа документальной базы были выявлены и отражены в исследовании существенные пробелы в модельном законодательстве СНГ. С тем, чтобы достичь единства толкования и применения нормативных антитеррористических актов, целесообразно было бы предусмотреть процедуры обязательного внедрения положений модельных нормативных правовых актов в национальные законодательства.

Вместе с тем, в современных условиях модельное законодательство государств – участников СНГ по вопросам борьбы с финансированием терроризма образует  прочный фундамент для гармонизации законодательства в государствах – участниках Содружества в сфере борьбы с финансированием терроризма на основе единых универсальных принципов, норм международных правовых актов и реалий региональной действительности.

Во втором параграфе «Имплементация норм международного и европейского права в деле борьбы с финансированием терроризма в российское законодательство» отмечается, что в последние годы в России наметилась тенденция к постепенному созданию правовой модели борьбы с финансированием терроризма, отвечающей международным стандартам.

Однако в ходе анализа законодательства РФ в данной области были выявлены существенные пробелы, в частности, в вопросах уголовно-правового преследования за совершение преступления «финансирование терроризма», которым посвящена ст. 205.1 УК РФ:

(1) С целью законодательного закрепления объекта, на который данные общественно-опасные деяния реально посягают, предлагаем перенести финансирование терроризма, как и иные преступления террористического характера, из раздела  IX УК РФ (Преступления против общественной безопасности и общественного порядка) в раздел XII УК РФ (Преступления против мира и безопасности человечества), что соответствовало бы авторским выводам об отнесении финансирования терроризма к международным преступлениям.

(2) Проведенный анализ позволяет сделать вывод о необходимости разработки новой редакции ст. 205.1 УК РФ, которая была бы посвящена сугубо отдельному преступлению - финансированию терроризма.

Предлагается авторский проект данной уголовно-правовой нормы:

Ст. 205.3  Финансирование терроризма

Умышленное предоставление полностью или частично, непосредственно или косвенно средств на совершение актов терроризма  или для финансирования террористической организации либо умышленный сбор средств с этими же целями –

наказываются лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет.

(3) В примечании 1 к ст. 205.1 УК РФ дается определение финансирования терроризма, согласно которому в качестве его предмета выступают «средства». Однако действующее уголовное законодательство Российской Федерации вопреки международным правовым актам в сфере борьбы с финансированием терроризма не содержит понятие «средства». В этой связи предлагаем,  дополнить  авторский проект ст. 205.3 примечанием 1, в котором раскрывается содержание понятия «средства», как это закреплено в Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 г.

Действующая в России система противодействия финансированию терроризма не соответствует уровню угроз, исходящих от терроризма. Борьба с финансированием терроризма в настоящее время в основном ведется в режиме реагирования на факты его проявления, имеющие тяжкие последствия. Отсутствует эффективная законодательная база противодействия экономическим основам терроризма, ориентированная на предупреждение данного  преступления. Это требует не просто внесения изменений в действующие законодательные акты Российской Федерации, а пересмотра концепции деятельности в данной сфере в целом. В первую очередь, представляется целесообразным выработать профилактические меры финансово-экономического характера, направленные на непосредственное предупреждение финансирования терроризма, на нейтрализацию криминогенных факторов уже действующих в обществе, что позволит добиться более быстрых и видимых результатов.

В Российской Федерации, в отличие от других государств, до сих пор не созданы правовые механизмы, обеспечивающие справедливое возмещение вреда жертвам насильственных преступлений и террористических актов. Такое положение связывают с тем, что Россия не ратифицировала Европейскую конвенцию по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений 1983 г. и не привела свое национальное законодательство в соответствие с международными стандартами в этой области. В этой связи, нами предлагается указанную конвенцию ратифицировать, а средства, необходимые для обеспечения исполнения ее предписаний изыскивать из средств, конфискованных согласно ст. 205.1 УК РФ.

В заключении сделаны основные выводы и предложения по теме исследования, отражающие теоретическую и практическую значимость диссертации.

Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях автора:

I. В рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

1. Мурадян С.В. Финансирование терроризма как состав преступления по международному праву // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2011. № 1. С. 221-228 (0,6 п.л.).

2. Мурадян С.В. Правовые основы борьбы с финансированием терроризма в Российской Федерации // Закон и право. 2011. № 8. С. 85-88 (0,4 п.л.).

3. Мурадян С.В. Уголовно-правовое и административно-правовое регулирование борьбы с финансированием терроризма // Административное и муниципальное право. 2011. № 6. С. 44-51 (0,7 п.л.).

4. Мурадян С.В. Модельное законодательство Содружества Независимых Государств в сфере противодействия финансированию терроризма // Московский журнал международного права. 2011. № 3. С. 68-80 (0,6 п.л.).

5. Мурадян С.В. Организационно-правовые основы деятельности государств по противодействию финансированию терроризма и легализации преступных доходов в рамках ЕАГ // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 6. С. 262-269 (0,7 п.л.).

II. В других научных изданиях:

  1. Мурадян С.В. Проблемы квалификации финансирования терроризма по международному праву // Юридическая наука: история и современность. 2011. № 3. С. 92-97 (0,4 п.л.).
  2. Мурадян С.В. Институциональные основы борьбы с финансированием терроризма в Европейском союзе // Полицейская деятельность. 2011. № 3. С. 66-71 (0,5 п.л.).

1 Международное право: Учебник // Отв.ред. В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов. 3-е изд., перераб. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. - С. 619.






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.