WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 ||

Dupuis M. Eenheid en versplintering van het IK. Thema's, motieven en vormen in verband met de problematiek van de enkeling in de romanwereld van Willem Frederik Hermans. P. 86.

23  Первый параграф пятой главы посвящен анализу рассказа «Сонатина Филиппа».

В поэтике писателя произошли существенные изменения. В данном рассказе система мировоззрения Херманса раскрывается перед читателем не через яркие символические пространственные образы, а за счет более детальной разработки характеров персонажей, расширения ряда конкретных мотивов. В канве повествования по-новому используется время. Так, если в ранних рассказах автор ограничивает действие несколькими днями, редко месяцами, то в данном случае оно охватывает отрезок времени в несколько лет. Кроме того, давая характеристику героям, автор также более детально, в реалистическом ключе, представляет персонажей. Много внимания уделяется описанию внешности героев, автор эксплицитно дает им характеристику.

В центре повествования, тем не менее, остается та же тема, что и в ранних рассказах, а именно тема самоопределения героя. Но теперь эта тема разрабатывается на примере двух героев, персонажей, ранее противопоставляемых друг другу, - сына и отца, Филиппа (владельца автомастерской) и Геррита (музыканта).

Однако если ранее Херманс представлял более детально точку зрения персонажа-сына, то теперь происходит смена приоритетов. В отношениях акцентируется позиция Геррита (отца), а не Филиппа. Перед Герритом не стоит традиционная для мира Херманса задача превзойти отца (победить, переубедить, завоевать). Он сам стал отцовской фигурой по отношению к Филиппу. Позиция же героя-сына становится для читателя известной только в финальной части рассказа.

Через образ Филиппа раскрывается тема самоопределения героя путем поиска идеалов. Херманс создает нового героя и наделяет его новыми мечтами.

Этот герой не стремится к заоблачным вершинам искусства, его изобретения не претендуют на гениальность, он прекрасно осознает свои способности, свои границы. Новый герой Херманса – человек техники, и показательно то, что Филипп переехал в Америку, которая в Нидерландах является символом всего механического и автоматического.

Важное место в художественном мире рассказа занимают мотивы музыки и машины, хоть по сравнению с ранними рассказами и имеют меньшую символическую нагрузку. По мнению Херманса, техника является неотъемлемой частью технологического прогресса и представляет собой конструктивное начало в 24  хаотическом космосе, «гармонический диссонанс в нашей принципиально фантастической, мифической дисгармонии»13.

Далее в главе дается обзор истории образа механизма, машины в истории мировой литературы, также отмечается, какими дополнительными аспектами наделяется этот образ в мировоззрении Херманса. Помимо олицетворения сильного механического непобедимого начала, машина является проекцией эротического начала. Для человека, столкнувшегося с болью разочарования в межличностных отношениях, машина, механизм является более надежным «партнером», «фиктивным суррогатом настоящей любви», и этот образ машины носит название «machine celibataire», т.е. машина холостяка14. Но в концепции Херманса механизмы амбивалентны. Они проецируют стремление героя к самоутверждению, в том числе через стремление к эротическому началу; они воплощают стремление к истине, к гармонии, к преодолению хаоса. Но в тоже время они приносят осознание бессилия и одиночество, а зачастую и гибель.

Большое значение для раскрытия одной из центральных тем писателя, а именно проблемы самоопределения героя, поиска идеала, приобретают абстрактные мотивы: иллюзии и идеалы, контраст искусственного и настоящего, талант, природный дар и тщательная усердная кропотливая работа, одиночество, чувство вины.

Дальнейшие изменения в художественном мире писателя прослеживаются на примере рассказа «Динамика Гейерстейна» («Geyerstein’s Dynamiek») во втором параграфе.

Как и рассказ раннего периода «Лоо-Лее» данный рассказ содержит многозначные яркие образы. Херманс вводит интенсивный амбивалентный образ огня, так редко появляющийся в поэтической канве его произведений. В противопоставлении образу воды, огонь выражает мужское начало. С другой стороны, огонь – «карающий символ»15. Именно один из первоэлементов Вселенной, неподвластной контролю человека, стал причиной смерти мужа героини, уничтожив механический летательный аппарат – воздушный шар монгольфьер, который относится к комплексу так называемых машинных мотивов.

Наряду с важнейшим образом монгольфьера в повествовании присутствует образ самого главного механизма, создающего лейтмотив рассказа, – фотоаппарата, который героиня получила в качестве своеобразного наследства от мужа. В данном Hermans W. F. Het sadistische universum 1& 2. Amsterdam, 1996. P. 112.

Smulders W. Succesvolle mislukkingsmachines. Het thema “machine” in het werk van W.F. Hermans. P. 75.

Энциклопедия. Символы, знаки, эмблемы. М., 2004.

25  рассказе Херманс впервые наделяет женский образ атрибутами, принадлежащими мужскому миру, а именно механическим объектом – фотоаппаратом. Только овладев им, научившись им пользоваться, героиня сможет доказать свою значимость, завершить свой процесс инициации. Но героиню ждет разочарование.

Через образ механизма в данном рассказе Херманс возвращается к важнейшей теме восприятия и отражения действительности, к теме искусства, размышляя о случайности в искусстве, о непреходящем таланте, об искусстве, которое не знает возраста, об имитации.

Данный рассказ раскрывает важнейшие темы творчества Херманса, однако выполнен в иной художественной форме, чем только что рассмотренный рассказ «Сонатина Филиппа», представляющий собой реалистическое повествование.

Используя многозначные образы, символы, метафоры, Херманс создает экзистенциальный, сатирический рассказ-притчу с глубоким философским подтекстом, вплетая в повествование аллюзии, характерные для литературы постмодернизма.

Завершает пятую главу третий параграф, в котором дан комплексный анализ рассказа позднего сборника «Перстень с печатью» («De zegelring») года. Существенным отличием этого рассказа от ранее рассмотренных произведений является присутствие более очевидной позиции автора (повествование дополняется эпиграфом, внесюжетными элементами, прологом).

Этот рассказ имеет весьма сложную композицию: автор создает несколько «повествовательных уровней». Так, повествование начинается с рассказа о журналисте (1938 года) с его историей о вымирающей аристократии в Нидерландах. В конце рассказа вновь появляется журналист, который пишет статью о перстне под названием «Непроверенные факты». Оба этих повествования вплетены в общую канву рассказа «Перстень с печатью» и адресованы читателю Херманса. Кроме того, стоит отметить, что, представляя читателю историю трех поколений, автор постоянно меняет эксплицитного автора, передавая трем разным персонажам роль рассказчика. Подобный принцип повествования позволяет автору представить идейную систему своего творчества в разных ракурсах, с учетом временной дистанции в три поколения.

В рассказе затрагивается ряд важнейших идей, которые находили отражение на страницах и ранних, и поздних произведений автора, но здесь они звучат особенно безаппеляционно и убедительно. Критике подвергается обобщенный образ современного общества и современного искусства. Так, иронично описывая измельчание и вымирание носителей голубой крови в 26  Нидерландах, Херманс поднимает тему трансформации дворянства. За темой трансформации дворянства стоит характерная тема для позднего Херманса, а именно измельчание и регрессия человека как такового.

Внимание уделяется лейтмотиву кольца или перстня, который играет в рассказе сюжетообразующую роль. Этот образ обладает богатейшим символическим значением, это символ единства, а также господства и повиновения.

Таким образом, можно предположить, что герой Херманса (Фрайлема-средний) подсознательно стремится к внутреннему единству, а через него к преодолению хаоса, с одной стороны, но и к власти, превосходству над другими, с другой.

Существенное звучание в рассказе приобретает тема войны. Херманс описывает военные действия, используя сухой газетный стиль, и лишает военную тематику трагедии. Война в концепции Херманса является своего рода индикатором, который выявляет истинную сущность человека. Во время войны человек стоит перед выбором: дать убить себя или убить другого, и, убивая себе подобных, потерять человеческое достоинство.

В образе самого младшего представителя семьи Фрайлема Херманс поднимает тему религии. Согласно скептическому видению Херманса, не стоит верить обещаниям, которые дает религия. Как и многие другие идеологические системы, религия есть самообман. Автор показывает, как прилежный и законопослушный верующий становится псевдоморалистом, преследующим корыстные цели.

Итак, в рассказе «Перстень с печатью» рассматривается целый комплекс важнейших для творчества и мировоззрения Херманса тем и идей: тема смерти, войны, роли религии в жизни человека, отношения отца и сына, невозможности познания мира, роль истории, случая, происхождения. Мотив механизма вновь помогает более полно раскрыть характер главного персонажа. В образе журналиста Херманс продолжает затронутую ранее тему искусства и имитации, таланта и бездарности.

Глава завершается выводами, в которых даются ключевые характеристики философского своеобразия позднего творчества Херманса в сравнении с его ранними произведениями.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования.

Центром мировоззренческой системы В. Ф. Херманса является человек и его существование в мире хаоса и абсурда. Мировоззрение Херманса определяется личностным, субъективным бытием, что позволяет обнаружить сходство 27  концепции писателя с философией экзистенциализма, в которой проблема существования человека также рассматривается в качестве центрального вопроса.

По В. Ф. Хермансу, существование человека обусловливается факторами формирования личности и процессом познания окружающего мира как важнейшего аспекта в формировании внутреннего мира. Концепция формирования личности Херманса опирается на основы психоаналитической философии Фрейда, согласно которому колоссальным значением в процессе формирования личности обладают детские годы и амбивалентные отношения с членами семьи. Вторым существенным фактором в процессе развития внутреннего мира героя является обряд инициации, переход из одной возрастной фазы в другую. Однако по Хермансу этот переход почти всегда завершается гибелью или регрессией. Третьим важным фактором в процессе формирования личности является присущее всем героям стремление к идеалам, поиск истины, попытка самоутверждения, зачастую воплощенная в виде разработки технического изобретения или научного открытия. Однако все эти попытки также обречены на неудачу.

Мировоззрение Херманса обнаруживает черты нигилизма, тотального скепсиса и мизантропии. Нигилизм Херманса как доминанта его философских взглядов является следствием кризиса просветительской оптимистической идеологии, идеи исторического прогресса, целесообразности мира, характерный для времени, который ранее базировался на разуме и морали, на основополагающих христианских истинах.

Анализ малой прозы Херманса свидетельствует об уникальном художественном и философском взгляде, в котором, несомненно, нашли отражение основные открытия европейской литературы ХХ века. Модернистская поэтика писателя с аспектами философии экзистенциалистов претерпела значительные изменения, впитав элементы и приемы литературы постмодернизма.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Овечкина О. Б. О некоторых особенностях поэтики В. Ф. Херманса // Вестник СПбГУ. Серия 9. Выпуск 2. СПб., 2006. С. 13-21;

2. Овечкина О. Б. Виллем Фредерик Херманс и Людвиг Витгенштейн // Scandinavica. Выпуск 8. СПб., 2006. С. 197-205;

3. Овечкина О. Б. Механизмы и машины в художественном мире В. Ф.

Херманса // Вопросы филологических наук. Выпуск 5. М., 2009. С. 16-21;

28  4. Овечкина О. Б. Противоборство двух миров в сюрреалистическом рассказе В. Ф. Херманса «Лоо-Лее» // Современные гуманитарные исследования. Выпуск 5. М., 2009. С. 92-96.

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 ||






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»