WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 || 4 |

Тексты разбираются с точки зрения истории их создания и рецепции, сюжета, композиции, тематики, стилистики, а также философских аспектов и мифологических параллелей.

17  В начале главы дается общая характеристика сборника «Злой умысел и непонимание», рассказы из которого легли в основу исследования малой прозы раннего периода писателя. Выдвигается гипотеза о том, что рассказы раннего периода могут быть разделены на две группы – реалистические и сюрреалистические, «рассказы-сны».

Первый параграф посвящен рассказу «Электротерапия».

Рассказ «Электротерапия» («Elektrotherapie») 1943 года является в основном реалистическим повествованием, в котором автор старается максимально отразить действительность.

В образе главного героя Рональда Херманс разрабатывает многие темы и мотивы своего творчества: самоопределение героя, мучительные отношения с родителями, неудачный опыт первой любви, мотив изобретения. Эти аспекты найдут отражение и на страницах других ранних рассказах писателя, и будут более детально освещены в большинстве его произведений позднего периода.

Некоторые исследователи склонны в своих интерпретациях наделять образ главного героя Рональда биографическими чертами автора и видеть в нем сквозного персонажа ряда рассказов Херманса, Ричарда Симмилиона7. Однако в нашем диссертационном исследовании предлагается анализ в более глубоком философском ключе.

Непосредственно анализ предваряется рассмотрением роли философии в формировании литературной и жизненной позиции Херманса, в ходе которого подчеркивается увлечение писателя философией в целом, и учением крупнейшего австрийского философа ХХ века Людвига Витгенштейна (1889 –1951) в частности.

Подобно тому, как Витгенштейна интересовало посторенние системы идеального языка, который в силу своей однозначности автоматически снял бы традиционные философские «псевдопроблемы» (бытия и сознания, свободы воли и этики), так и Херманс стремился создать произведение, а через него систему мировоззрения, в котором снимаются традиционные псевдопроблемы и детально рассматривается процесс становления личности. Неудивительно, что аналитическая философия как логико-философская доктрина, стремящаяся к формализации естественного языка и доведению его до совершенства языка логических символов, привлекла и заинтересовала Херманса.

Интерпретация раннего реалистического рассказ «Электротерапия» выступает в данной работе как иллюстрация близости идей Херманса к идеям Martien J. G. de Jong. Op.cit. 42.

18  Витгенштейна (при том, что данный рассказ был написан Хермансом раньше его статей о Витгенштейне) и дает основания говорить о типологическом сходстве, о независимом друг от друга формировании сходных мировоззрений писателя и философа. Основополагающие аспекты «личной мифологии», т.е. художественно взгляда писателя, нашедшие отражение в рассказе «Электротерапия», иллюстрируются рядом тезисов из «Логико-философского трактата» Витгенштейна.

Центральной темой рассказа является тема самоопределения и развития личности, а процесс самоопределения ознаменован рядом важнейших аспектов, среди которых выделяется субъективное видение мира (невозможность адекватного познания действительности). Подобное разграничение субъективного и объективного является важным и у Витгенштейна. По Витгенштейну, создаваемый образ действительности отличается от образа действительности другого тем, что каждый воспринимает мир и определяет через тот язык, которым он владеет: «Все, что мы видим, может быть также другим. Все, что мы можем вообще описать, может также быть другим» (5.634) 8.

Вторым аспектом является невозможность эмоционального восприятия мира. В мире, каким его рисует Херманс, взаимопонимание, симпатия, любовь, которые могли бы преодолеть глобальное человеческое одиночество, встречаются крайне редко. В процессе формирования личности важную роль играют взаимоотношения между отцом и сыном. У героя «Электротерапии» отец не вызывает никаких чувств, кроме неприятия и неуверенности в себе, его присутствие повергает Рональда в одиночество, замкнутость и наталкивает на мысль о самоубийстве. Чувство влюбленности не способствует внутреннему «освобождению» героя. Эмоциональное восприятие мира, по Хермансу, иррационально и ведет к гибели. Эмоциональный мир, по Витгенштейну, часто характеризуется как мистический и лежит за гранью человеческого познания.

Центральным аспектом в мировоззрении нидерландского писателя является бессилие человека в хаотичном мире. Герои Херманса очутились в хаосе – они самостоятельно ищут истину, но они обречены, поскольку истины не существует априори.

Мотив самоубийства как единственного возможного выхода неоднократно звучит у Херманса как в ранних, так и поздних произведениях. Герой в безвыходной ситуации: он бессилен что-либо изменить и на что-либо повлиять.

Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 2008. С. 176. (В скобках указаны номера тезисов) 19  Человек обречен на непонимание, разочарование. Витгенштейн утверждает: «Я знаю, что мир существует. Я не могу изменить происходящее, заставить развиваться по моей схеме. Я абсолютно бессилен» (1; 6.373; 6.41).

Роль случайности в мире является доминантой художественного мира Херманса. Продолжая тему бессилия человека, Херманс подчеркивает и невозможность предугадать или изменить ход событий. Кроме того, «совершаемые человеком в его неведении поступки, с учетом случайности всего происходящего в мире»9 часто приводят к обратному эффекту, в результате чего человека ждет разочарование. Витгенштейн также рассматривает действительность как ряд свершившихся фактов. Согласно Витгенштейну, факты не зависят друг от друга, и поэтому «любой факт может иметь место или не иметь места, а все остальное останется тем же самым» (1.21). Следовательно, все связи, все отношения между фактами являются чисто внешними.

Понимание роли языка является главной точкой соприкосновения концепций Херманса и Витгенштейна. Мировоззренческая концепция Витгенштейна предполагает, что единственной формой связи человека с окружающим его природным и социальным миром является язык. Херманс пишет в своих работах о действительности, которую невозможно постичь. Особую помеху, которая еще больше затрудняет постижение действительности во всем ее объеме, в том числе через общение между людьми, образует язык, когда передать мысль без искажения и двусмысленности невозможно. В картине мироздания В. Ф. Херманса «общаться с другим человеком – невозможно, именно потому, что этот человек – чужой и абсолютно иной »10. В данном рассказе герои Херманса не реагируют на реплики собеседников, создается впечатление, что они абсолютно не понимают друг друга.

Так, показательным является диалог Рональда с отцом, когда Рональд пытается объяснить свои проблемы и наталкивается на тотальное непонимание.

Таким образом, и писатель, и философ сумели затронуть в своих произведениях ряд идей, актуальных в литературе и философии ХХ века.

Второй параграф посвящен анализу рассказа «Доктор Клондайк», который является некоторым исключением данного сборника. Это блестящий образец повествования, которое содержит несколько содержательных уровней.

Анализ рассказа дает возможность прочтения философской концепции Херманса, которая основывается на своеобразной вариации известного во многих Oversteegen J. J. Voetstappen van W. F. Hermans. P. 70.

Yans B. Op cit. P. 422.

20  культурах с древнейших времен явления инициации главного героя. Но по Хермансу инициация заключается в приобщении к экзистенциальной неуверенности. Подобный искаженный процесс инициации героя изображен в данном рассказе.

Главный герой студент Калманс стремится к идеалу, к самореализации (в данном случае путем изобретения нового метода лечения). Но постепенно героя постигает разочарование, что вызывает чувство отчуждения: герой осознает, что он всегда пребывал и будет пребывать в хаосе.

Существенную роль в данном процессе играет образ отца, либо героя, обладающего характеристиками отца. Таким в рассказе является доктор Хеймелрейк. Как в учении Фрейда, так и в художественно-философском мире Херманса отец - идеал, образец для подражания, но именно в соперничестве с ним, только превзойдя его, герой может найти себя и реализоваться.

В процессе инициации, становления героя важны также отношения героя с женщинами. В данном рассказе присутствуют два женских образа – Лили и медсестры Ферро. Лили – объект любви и та, ради кого он и предпринимает попытку самореализации. Медсестра Ферро – персонаж, который ассоциируется с сестрой.

Тема отношений между братом и сестрой часто звучит в творчестве Херманса. Как и в ряде других произведений, так и здесь очевидно противопоставление мира героя миру сестры. Герой стоит перед выбором:

подчиниться миру сестры, который подразумевает пассивное существование, послушание родителям, постоянную моральную зависимость, или же идти своим независимым путем к достижению цели.

Несмотря на то, что на каком-то этапе герой преодолевает противостояние с миром сестры, добивается успеха, все его устремления обречены. Этот рассказ отражает, таким образом, все ту же центральную концепцию Херманса: герой не может завершить процесс инициации, он не перерождается, он возвращается в хаос.

Характер героя амбивалентен: с одной стороны, пытаясь самоутвердиться через изобретение нового метода лечения, он стремится к миру рационального, торжества науки. С другой стороны, герой, потерпев поражение, обнаруживает стремление к регрессии, воссоединение с природным началом (вода), возвращение к женскому началу.

Рассмотрение нарратологических аспектов рассказа (композиционное построение, внимание к пространственно-временным образам) позволяет предположить дополнительный вариант трактовки текста – психомахическую 21  интерпретацию (наряду с реалистическим и философским прочтением). В работе дается изложение принципов психомахического повествования и психомахического прочтения. Термин «психомахическое повествование» используется европейскими литературоведами для обозначения особого типа повествования, в котором центральная тема – душевный конфликт героя – находит отражение во внешних факторах11. В современном литературоведении принцип психомахии получил распространение как продуктивный метод исследования, основанный на рассмотрении событийной стороны произведения как проекции душевной борьбы героя, когда психологическая проблематика перестает быть объектом, а становится субъектом и подчиняет себе развитие событий.

Подобная многослойность текста и как следствие разностороннее прочтение свидетельствуют об исключительном положении рассказа в данном сборнике. Рассказ, представляющий собой на первый взгляд, реалистическое повествование, обнаруживает психомахический уровень, богатый метафорами и символами, характерный для сюрреалистических «рассказов-снов».

В третьем параграфе рассматривается сюрреалистический рассказ «рассказ-сон» «Лоо-Лее» («Loo-Lee», написан в 1942, опубликован в сборнике в 1948).

Внимание уделяется анализу важнейших символических пространственных образов, через которые обнаруживается присутствие мотивов и тем, характеризующих философскую концепцию Херманса: проявление бессознательного, противопоставление женского начала, означающего регрессию и смерть, мужскому началу, символизирующему силу, храбрость, самоутверждение героя.

Одной из центральных тем становится проявление бессознательного.

Открывая повествование образом «воды», «реки», Херманс подчеркивает превосходство бессознательного, иррационального в мире. Поэтическая канва повествования также дополняется другими пространственными образами (мистический образ города, фантасмагорический образ леса).

Автор умело соединяет пространство открытое и замкнутое, параллельно отмечая смену времени суток. Интересной деталью при рассмотрении образов является отсутствие внимания автора к временным образам. Херманс практически нивелирует значение временных образов, чтобы максимально растянуть события, О психомахии см. Dupuis M. De psyche in de spiegelkamer: psychomachie in de hedendaagse roman. Gent 2000; De donkere kamer van Damokles als ‘psychomachie’// Verboden toegang; essays over het werk van Willem Frederik Hermans, gevolgd door een vraaggesprek met de schrijver. Onder redactie van W. Smulders. Utrecht 1989. P. 122–154.

22  без соотнесения со временем суток. На примере данного рассказа можно заключить, что пространственные образы играют в поэтике Херманса сюжетообразующую роль. Одним из ярких примеров подобного образа является образ дороги, пути. Путешествие героев определяет их существование, что позволяет нам вслед за М. М. Бахтиным говорить о хронотопе дороги.

Таким образом, автор использует многозначные пространственные образы, чтобы дать выражение одной из сильнейших антитез в этом рассказе – антитез мужского и женского начала. В данном рассказе самоопределение героя зависит от выбора, который он должен сделать между миром отца и миром матери. Два героя являются своего рода иллюстрациями этих двух миров. Валентейн – мир регрессии, послушания, страха, слабости, тогда как его брат Херберт олицетворяет собой так называемый мир «суперэго», который характеризуется наличием ярко выраженного мужского начала, геройства, храбрости, стремлением к запрещенному, поиску, открытиям.

В связи с этим рассказом внимание уделяется значению детских образов в творчестве Херманса в целом. Зачастую именно детские персонажи у Херманса «неоправданно жестоки, и их жестокость бессознательна; они словно служат самой яркой иллюстрацией его видения человека»12. Агрессия, ненависть по отношению к друг другу – характерные черты детских образов Валентейна и Херберта.

Сквозной темой ранних рассказов является тема смерти. Самоубийство в рассказе «Электротерапия», смерть героини в рассказе «Доктор Клондайк», так и в данном рассказе смерть брата становится существенным в мировосприятии героя.

Вторая глава диссертации завершается выводами, в которых перечисляются ключевые аспекты художественного мировосприятия Херманса, нашедшие отражение в его ранних рассказах.

Последняя пятая глава «Поздние рассказы В. Ф. Херманса» по аналогии с четвертой главой концентрируется на комплексном анализе новеллистики писателя позднего периода на примере сборника «Четыре новеллы» («Vier novellen»). Анализ также предваряется введением, в котором дается характеристика сборника, история его создания и рецепции. Данный сборник, как и большинство поздних новелл Херманса, не был отмечен вниманием со стороны исследователей не только за пределами Нидерландов, но и на родине писателя.

Pages:     | 1 | 2 || 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»