WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 | 4 |

Литература в этот период ознаменовалась также ярким явлением поэтов«пятидесятников», которые выступали за экспериментальную поэзию, призывая «именно теперь, после войны, когда поэзия полностью погибла, создать новую»2.

Поэты-«пятидесятники» использовали свободную стихотворную форму, которая Stuiveling G. Drievoudig verzet // Literaire reacties op de wereld van heden. Onder redactie van H. Oldewelt, H. Den Haag, 1953. P. 89 – 109.

Fokkema R.L.K. Het komplot der Vijftigers. Een literair-historische documentaire. Amsterdam 1979. P. 39.

11  позволяла выразить побег из прошлого и застывшего настоящего. Одним из важнейших условий для творчества считался эксперимент. Яркими представителями этого направления являются поэт и художник Люсеберт (1924 – 1994), Х. Каувенаар (род. 1923), Р. Камперт (род. 1929), Я. Элбург (1919 – 1992) и др.

Одновременно с «пятидесятниками» заявило о себе движение поэтов антиэксперименталистов, сплотившихся вокруг журнала «Критериум» («Criterium»).

Если эксперименталисты-«пятидесятники» говорили о невозможности продолжать творчество согласно предвоенным нормам, анти-эксперименталисты парировали как раз противоположным: в мире, где были уничтожены все проявления уверенности, поэзия должна опираться на сохранение старых поэтических ценностей.

К середине 50-х на нидерландском литературном небосклоне выделяют имена трех крупнейших писателей: Виллема Фредерика Херманса, Херарда Реве и Харри Мюлиша. Этих писателей многое сближает, но все же каждый из них представляет собой некий уникум на литературном пространстве не только Нидерландов, но и всей Европы. Творчество Мюлиша и Реве, так же, как и творчество их современника Херманса, можно отнести к позднему модернизму нидерландской литературы, поскольку за пределами Нидерландов поднимаемые ими вопросы нашли отражение в литературе модернизма, который в Европе достиг своего апогея в 30-е годы.

После периода аскетизма, бережливости и ограничения, в 60-х наступил неожиданный прорыв благоденствия и благополучия, который между тем сопровождался рядом протестов и возникновением движения «Прово» (от «provoceren» – «провоцировать», «бросать вызов»). Задача «Прово» состояла в провокации представителей власти и в просвещении масс. Первоначально акции «Прово» носили театральный характер, однако после 1966 года выступления «Прово» приобрели политическую окраску. Параллельно с политическими акциями в стране назревает и довольно быстро происходит сексуальная революция. К концу 60-х темы, которые еще десять лет считались запрещенными, такие как развод, контроль рождаемости, гомосексуальные отношения, были приняты общественностью.

В 60-х и начале 70-х широкое распространение в Нидерландах получило явление так называемой «контркультуры». Время радикальных настроений, демократизации, снятия ограничений, гедонизма, красоты, экстаза, мистики и сверхиндивидуальной экспрессии не могло не отразиться на литературе.

12  Литература, шокирующая откровенными сценами (Я. Волкерс (1925 – 2007), Х.

Раес (род. 1929) и Я. Кремер (род. 1940)), с одной стороны пользовалась популярностью, но с другой стороны выглядела как провокация, особенно, когда речь заходила о взаимосвязи религии и сексуальности.

В начале 70-х годов в экономическом развитии Голландии появляются первые признаки спада – закрытие компаний, массовые увольнения, за которыми следуют акции протеста и забастовки. В 70-ые в Нидерландах нарастает волна ангажированной литературы, многие писатели чувствовали себя причастными к общественным волнениям и поднимали в своем творчестве острые политические и экономические вопросы, как внутреннего, так и внешнего характера. К политически ангажированным писателям примкнул один из трех «китов» послевоенной нидерландской литературы Харри Мюлиш. В это же время меняется восприятие произведений Херманса, Реве, Мюлиша. Они стали популярными, но одновременно изменилась и их культурная функция. Великие писатели пятидесятых быстро ассимилировались, их творчество потеряло свой подрывной эффект.

В 70-х заявили о себе писатели-«семидесятники», стремившиеся создавать читаемую литературу, которая должна оставаться простой, ясной, выразительной, узнаваемой и позволяющей читателю соотнести себя с героем (П. Андриессе (род.

1941), Х. Хейресма (род. 1932), Дж. Коол (1944 – 2008), М. Бисхейвел (род. 1939), Я. Донкерс (род. 1943), М. ван Кейлен (род. 1946) и др.). «Тема практически всех рассказов – непоколебимая трагедия ежедневного бытия»3. Но к концу 70-х это направление находит своих оппонентов, писателей критикуют за их «детскость и инфантильность», «ностальгию по прошлому», «юные сантименты» и «обыкновенность».

Конец 70-х - начало 80-х, когда происходят важные политические и общественные события (распад Восточного блока с его тяжелыми последствиями, война в Персидском заливе) «вновь вернули литературе серьезность»4. Появилось поколение писателей, имевших возможность изучать философию в университетах.

Примерами такой ярко выраженной философско-направленной литературы являются произведения Конни Палмен (род. в 1955 г.) (романы«Законы» («De wetten», 1991), «Дружба» («De vriendschap», 1995), А.Ф.Т. ван дер Хейдена (род. в Nuis A. Korte verhalen uit de jaren zeventig. Amsterdam/Brussel, 1977. P. Гудегебюре Я. Высокоинтеллектуальная настольная игра. Голландские писатели между прошлым и настоящим // Мост. Современное искусство в Нидерландах. Издание Министерства иностранных дел. Гаага,1996. С.54.

13  1951 г.), автор цикла «Беззубое время» («De tandeloze tijd»), а также Сейса Ноотебоома (род. в 1933 г.).

Философски направленная литература в Нидерландах предваряет появление нового культурного явления – постмодернизма. Авторы-постмодернисты обнаруживают в своих произведениях близкое к европейским писателям данного периода видение мира. Постмодернистские искания нидерландских писателей направлены на человека, а отсутствие единого идеала, абсолютного начала воспринимается как богатство и многообразие окружающей действительности.

С другой стороны, в Нидерландах присутствовало явление литературного поп-арта как облегченная «интуитивная, доступная форма постмодернизма в виде безудержной эклектики»5. Произведения многих писателей, поэтов, фельетонистов по форме были далеки от традиционных понятий художественной литературы и зачастую относились к полу- и даже нелитературным жанрам журналистики, рекламы и развлекательного чтива. Среди писателей и поэтов «поп-арта» следует назвать приверженцев журнала «Барбарбер» («Barbarber»), а также участников поэтического движения «Максималы» («Maximalen»).

В Нидерландах представителей литературного «поп-арта» в постмодернизме привлекало осознанное неприятие традиционных литературных ценностей, с акцентом на возможности самовыражения, отличном от предыдущего поколения, тогда как вторая группа «интеллектуальных» постмодернистов характеризуется более «философской» направленностью и содержательным аспектом повествования. Рассмотрением основных положений нидерландского интеллектуального постмодернизма и «поп-арта» завершается обзор литературы Нидерландов ХХ века.

В третьей главе «Творческий путь В. Ф. Херманса» рассматривается разнообразное наследие писателя, определяются основы его стилистической манеры, а также развитие литературно-философских взглядов, нашедших отражение в его произведениях. Значительное внимание в этой главе уделяется освещению степени изученности творчества В. Ф. Херманса в нидерландском и зарубежном литературоведении.

Первым программным прозаическим произведением писателя, в котором уже прослеживается основная проблематика его творчества, является рассказ, написанный в 1940 году «Изобретатель, или И все же машина удалась…». В этом Ruiter F., Smulders W. Literatuur en moderniteit. P. 223.

14  рассказе нашли отражение существенные признаки так называемой «личной мифологии» В. Ф. Херманса: тема дуализма, противопоставления пассивности и активности, господство злого рока, отсутствие взаимопонимания. Эти доминанты очевидны и в первом масштабном произведении В. Ф. Херманса, романе 1947 года «Консервы» («Conserve»).

Особенно ярко проблематика стремления к идеалам и разочарования будет разработана годом позднее в первом прозаическом сборнике В. Ф. Херманса «Злой умысел и непонимание» («Moedwil en misverstand», 1948), где писатель, кроме всего прочего, продемонстрирует интерес к иррациональным, фантастическим и сюрреалистическим аспектам действительности.

Военная проблематика, используемая автором как своего рода декорация, на фоне которой демонстрируются важнейшие основы художественного мира Херманса, нашла отражение в романе «Слезы акации» («De tranen der acacia’s», 1949). Начиная с этого романа Херманс приступает к разработке одной из центральных философских тем своего творчества – невозможность понять, узнать человека и познать окружающий мир.

Стремлением выявить правду, отграничить ее от вымысла, подвергнуть сомнению идеологическую (политическую, религиозную) систему характеризуется герой романа «Я всегда прав» («Ik heb altijd gelijk», 1951), вызвавшего широкий резонанс среди критиков и читателей. Херманс смело поднимает актуальные и болезненные для нидерландского общества вопросы: потеря колонии в Индонезии, роль и позиция католической церкви.

Чувство хаоса, болезненного состояния мира В. Ф. Херманс описывает в новеллах сборника «Паранойя» («Paranoia», 1953), который признается одним из самых ярких книг писателя, отражающем все центральные темы его творчества.

Сборник, состоящий из 5 новелл, снабжен предисловием автора «Преамбула», которое, по сути, является его поэтическим манифестом, заявляющим о строгой взаимосвязи тематики, поэтики и стилистического своеобразия литературных произведений.

Многогранность художественной манеры, независимость писателя, ярчайший художественный мир не позволяют отнести творчество Херманса к какому-то одному определенному художественному направлению. Отрицая принадлежность к тем или иным литературным кружкам, В. Ф. Херманс впитывал наследие сюрреалистов, экзистенциалистов и даже опережал свое время, создавая, в том числе, произведения с элементами постмодернизма. Такими примерами постмодернистских текстов являются роман «Бог Мыслим, Мыслим Бог» («De God 15  Евангелие О. Даппера Даппера» («Het evangelie van O. Dapper Dapper»).

Несмотря на то, что своим лучшим творением Херманс называл роман «Бог мыслим», известность автору принес вышедший в 1958 году роман «Темная Дамоклова комната» («De donkere kamer van Damokles. В романе, действие которого разворачивается в Нидерландах во время оккупации, автор продолжает разработку центрального аспекта своего мировоззрения о невозможности познания окружающего мира и человека. В данном романе Херманс звучат центральные темы творчества писателя: отсутствие порядка и взаимопонимания, хаос, неуверенность и ничтожность человеческого существования, проблема самоопределение героя.

Тема самоопределения героя, поиска идеала продолжается в романе «Никогда больше не спать» («Nooit meer slapen», 1966) о неудачной экспедиции в Норвегию юного ученого Алфреда Иссендорфа. В данном романе, за который В. Ф.

Хермансу была присуждена одна из самых значимых национальных литературных премий, фоном для развития центральной темы выступают научные исследования героя. «Этот роман, в котором мотив поиска метеоритов ассоциируется с поиском Святого Грааля, являет собой образец блестящего и ироничного «перевернутого вверх ногами bildungs–roman», т.е. романа воспитания – интеллектуального и духовного»6.

Помимо романов и новелл, Херманс работает в жанре полемических эссе, которые принесли автору скандальную известность. Писатель яростно критикует современных литературных и политических деятелей Нидерландов на страницах сборника полемических статьей «Мандарины в серной кислоте» 1964 года («Mandarijnen op zwavelzuur»). Несмотря на субъективность, данный сборник представляет собой уникальный пример единого повествования, единого художественного мира, в котором присутствует конфликт между главным героемлитератором и всеми остальными писателями-«мандаринами».

Противоречивая литературная и профессиональная деятельность Херманса (он был преподавателем географии в Гронингском университете) вызывают широкий резонанс в обществе. В 1973 году В. Ф. Херманс вынужден закончить преподавательскую деятельность и переехать из Нидерландов во Францию, в Париж, где он полностью посвятит себя литературе.

Janssen F. A., Otterspeer W. Op. cit.

16  После романа «Воспоминания ангела–хранителя» («Herinneringen van een engelbewaarder», 1971), действие которого разворачивается во время Второй мировой войны и где писатель вновь показывает, что человеческие поступки зачастую бесцельны, философская тематика отходит в произведениях Херманса на второй план, а сатирическое изображение человека и его жизни начинает играть первостепенную роль. Горьким и сатирическим описанием отличаются романы «Среди профессоров» («Onder professoren», 1975) и «Из бесчисленного множества миллионов» («Uit talloos veel miljoenen», 1981), в которых писатель изображает академическую среду города Гронингена, где ему пришлось работать на протяжении нескольких лет.

Находясь за границей, Херманс уделяет много времени публицистике, регулярно создавая статьи для крупнейших нидерландских газет «Де Телеграаф» («De telegraaf») и «Хет Пароол» («Het parool»): эти статьи впоследствии будут изданы отдельными сборниками.

80-ые годы знаменуются новым творческим периодом – возвращением писателя к малой прозе. В новеллистке этого периода ставшие классическими для Херманса темы – искажение действительности и поиски истины, амбиции героев и их несостоятельность – находят отражение в новой, порой более реалистичной форме, более умеренной и меланхоличной.

Последний роман Херманса «По обмену» («Au pair») 1989 года свидетельствует о дальнейшем изменении тематики (роль искусства, новое звучание женских образов) и стиля писателя. Исследователи отмечают «объединение двух доминант поэтики В. Ф. Херманса – реализма и сюрреализма».

Вторую главу диссертационного исследования завершает обзор ситуации, сложившейся в нидерландском литературоведении в области изучения наследия В.

Ф. Херманса. Рассматривается степень изученности произведений Херманса разных периодов и отмечается, что в отечественном литературоведении исследовательский интерес к писателю был неоправданно мал.

В четвертой главе «Анализ ранних рассказов В. Ф. Херманса» предлагается комплексный разбор малой прозы писателя раннего периода. Данный анализ вместе с аналогичным анализом новеллистики позднего периода в пятой главе, составляет основную исследовательскую часть диссертационной работы.

Pages:     | 1 || 3 | 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»