WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 | 4 |
3  САНКТПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  На правах рукописи  ОВЕЧКИНА Ольга Борисовна  ФИЛОСОФСКАЯ ПРОЗА В. Ф. ХЕРМАНСА  Специальность 10.01.03 – Литература народов стран зарубежья  (литература народов Европы, Америки, Австралии)  Автореферат диссертации на соискание ученой степени  кандидата филологических наук  СанктПетербург  2010  4  Работа выполнена на кафедре истории зарубежных литератур факультета филологии и  искусств СанктПетербургского государственного университета.  Научный руководитель доктор филологических наук, доцент   Михайлова Ирина Михайловна  Официальные оппоненты доктор филологических наук,   ведущий научный сотрудник   Лагутина Ирина Николаевна   (Институт мировой литературы РАН)   кандидат филологических наук   Любарова Екатерина Владимировна   (Издательский дом ГТО)  Ведущая организация Институт русской литературы   (Пушкинский Дом) РАН   Защита состоится 18 марта 2010 года в 17.30 часов на заседании совета Д. 212.232.26  по защите докторских и кандидатских диссертаций при СанктПетербургском  государственном университете по адресу: 199034, СанктПетербург, Университетская  наб., д. 11, ауд. 25   С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. М. Горького Санкт Петербургского государственного университета (СанктПетербург, Университетская  наб., 7/9).  Автореферат разослан 11 февраля 2010 года.  5  Ученый секретарь диссертационного совета С. Д. Титаренко  Виллем Фредерик Херманс (1921 – 1995) – один из самых значительных нидерландских писателей второй половины XX века. Его наследие представляет собой объемный и неравномерно изученный комплекс произведений разных жанров: художественную прозу (романы и новеллы), эссеистику, драматургию и поэзию. В России имя писателя практически неизвестно, хотя на родине в Нидерландах его творчество стало неотъемлемой частью современного литературного процесса, а также послужило объектом для многочисленных научных исследований.

Основным предметом диссертационной работы является ряд ключевых философских, мифологических и идеологических аспектов малой прозы Херманса, связанных с мировоззренческой концепцией творчества писателя в целом.

Философско-литературное своеобразие писателя характеризуется гармоничным сочетанием разделяемых им тезисов европейской философии середины ХХ века с вниманием к философско-литературному европейскому наследию прошлых веков на базе индивидуального художественного восприятия действительности, «личной мифологии» писателя. Анализ художественного мира писателя в данной работе произведен на основе новеллистики В. Ф. Херманса раннего и позднего периода. В центре внимания находятся тексты, как частично рассмотренные нидерландскими учеными, так и неизученные вовсе. Дополнительным источником для анализа и интерпретации тематики произведений служит ряд философских и критиколитературоведческих работ В. Ф. Херманса.

Актуальность исследования определяется значимостью литературного наследия В. Ф. Херманса, которое во многом определило формирование современной литературы Нидерландов, а также отразило аспекты преемственности и взаимного проникновения нидерландской литературы в общеевропейский культурный процесс ХХ века. Художественное и философское своеобразие творчества Херманса находится в центре внимания литературоведов Европы. За последние десятилетия появился ряд диссертаций, монографий, научных обзоров, посвященных исследованию различных аспектов творчества Херманса, в Нидерландах, Бельгии, Германии, Франции, ЮАР. В отечественном литературоведении литературное наследие выдающегося нидерландского писателя осталось незамеченным, что говорит о необходимости заполнить данную лакуну.

6  Вышеприведенные факты определяют новизну исследования. Новизна проводимого исследования состоит также в обращении к малой прозе позднего периода творчества писателя, которая ранее не изучалась ни нидерландскими, ни иностранными литературоведами. Данная работа представляет собой попытку анализа художественного мира раннего и позднего Херманса как целостного комплекса повторяющихся тем, сюжетов, образов, мотивов. В результате появляется возможность системной интерпретации творчества Херманса. Это важно для отечественного литературоведения, где творчество и сам образ писателя пока еще не могут восприниматься целостно и адекватно.

Цель работы – проследить формирование базовых элементов философской концепции и поэтики В. Ф. Херманса на основе сопоставления малой прозы писателя раннего и позднего периодов.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- охарактеризовать историко-культурную ситуацию и интеллектуальный климат Нидерландов во второй половине ХХ века;

- проследить философскую линию в европейской литературе ХХ в.;

- определить место В. Ф. Херманса в литературном процессе Нидерландов и Европы;

- произвести анализ проблематики творчества В. Ф. Херманса, рассмотрев идеологические, философские и культурно-исторические аспекты малых прозаических форм писателя двух разных периодов;

- провести анализ композиционно-стилистических особенностей рассказов писателя;

- выявить творческую эволюцию писателя на основе сопоставительного анализа рассказов.

Объектом исследования служат рассказы из первого сборника В. Ф.

Херманса «Злой умысел и непонимание» (1948) и из позднего сборника «Четыре новеллы» (1985). Выбор данного прозаического жанра объясняется уникальной возможностью проследить развитие философской концепции и поэтики писателя в малых прозаических формах как наиболее лаконичных и одновременно насыщенных по содержанию; а также временем написания данных работ, отражающих эволюцию мировоззрения писателя с дистанцией в пятьдесят лет.

Исследование проводится на материале следующих рассказов (в хронологической последовательности):

«Лоо-Лее» (1942, сборник «Злой умысел и непонимание»);

«Электротерапия» (1943, сборник «Злой умысел и непонимание»);

7  «Доктор Клондайк» (1946, сборник «Злой умысел и непонимание»);

«Сонатина Филиппа» (1980, сборник «Четыре новеллы»);

«Динамика Гейерстейна» (1982, сборник «Четыре новеллы»);

«Перстень с печатью» (1984, сборник «Четыре новеллы»).

Методологическая база исследования определяется целями и особенностями материала и включает в себя комплексное использование приемов типологического и системного анализа материала, элементов сравнительноисторического и описательно-сопоставительного методов. Методологической основой исследования служат положения, отраженные в работах ряда отечественных и зарубежных литературоведов (В. М. Жирмунского, А. Н.

Веселовского, М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, Л. Г. Андреева, В. Е. Хализева, И. П.

Ильина, Х. Бремса, В. Смюлдерса, М. Дюпьи и др.).

Теоретическая значимость: в работе показаны специфические черты нидерландского варианта модернизма и экзистенциализма, что дает новый и богатый материал для типологических обобщений и более глубокого понимания общеевропейского литературного процесса ХХ века.

Научно-практическая значимость работы определяется тем, что ее материалы и выводы могут использоваться в учебно-методической и лекционной вузовской практике: при разработке общих и специальных курсов по истории зарубежной литературы ХХ века, в справочных и учебных пособиях. Данное исследование может служить основой для дальнейшего изучения нидерландской литературы ХХ века.

Основные положения, выносимые на защиту:

- Творчество В. Ф. Херманса принадлежит к общеевропейской традиции философской литературы, сформировавшейся на протяжении ХХ в.;

- особенности творчества Херманса в огромной мере проистекают из общественно-исторической и историко-литературной ситуации в Нидерландах;

- мировоззрение В. Ф. Херманса характеризуется вниманием к процессу становления личности и познания окружающего мира;

- с точки зрения автора, в ходе формирования личности существенную роль играют отношения в семье (наследие психоаналитической философии);

- в художественном мире писателя действительность, окружающая человека, хаотична и абсурдна (влияние философии экзистенциализма);

- по Хермансу, объективное познание мира невозможно, в силу субъективного эмоционального восприятия и ограниченных 8  коммуникационных способностей человека (интерпретация аналитической философии).

Рабочая гипотеза: Философское мировоззрение В. Ф. Херманса опирается на ряд основополагающих идей в духе экзистенциализма, которые нашли яркое отражение в его творчестве. Сопоставление рассказов раннего и позднего периода показывает, что основная проблематика произведений Херманса не претерпела серьезных трансформаций, однако способы разработки идеи изменились.

Апробация исследования. Основные положения и отдельные результаты диссертации были изложены в виде докладов, обсуждавшихся на следующих конференциях:

Международная филологическая конференция нидерландистов (Москва, МГИМО, 15 апреля 2004 г., тема доклада «В. Ф. Херманс и Витгенштейн»).

Международный симпозиум, посвященный творчеству В. Ф. Херманса, проводимый в Голландском Институте (Санкт-Петербург, 12 декабря 2005 г., тема доклада «Психомахическое повествование В. Ф. Херманса»).

Помимо этого, положения диссертации прошли апробацию на аспирантском семинаре проф. Т. В. Соколовой (СПбГУ, филологический факультет, 14 февраля 2007 г., тема доклада «Некоторые особенности поэтики ранней прозы В. Ф.

Херманса»).

Основные положения диссертации неоднократно обсуждались на аспирантских занятиях проф. В. Смюлдерса во время научной стажировки (Университет г. Утрехт, Нидерланды, сентябрь 2004 – июнь 2005 гг.).

Структура диссертации определяется исследуемым материалом и основными ее задачами. Диссертация состоит из «Введения», пяти глав, «Заключения» и «Списка использованной литературы» (144 наименования, из которых 80 на русском и 64 – на нидерландском и английском языках). Четвертая и пятая главы – центральная часть исследования – подразделяются на три параграфа каждая. Объем исследования составляет 196 страниц печатного текста.

Основное содержание работы Во введении определяется актуальность темы и научная новизна диссертационного исследования, формулируется его цель и задачи, а также обозначаются объект, предмет и методологическая основа диссертации.

Первая глава «Основные направления европейской философской литературы в ХХ веке» носит вводный характер и посвящена обзору основных 9  тенденций философии и литературы ХХ века, которые оказали влияние на формирование философской и творческой концепции В. Ф. Херманса.

Важность данного обзора определяется тем, что творчество Херманса обнаруживает аспекты преемственности по отношению к общеевропейскому литературно-философскому курсу (литературе модернизма, философии экзистенциализма и пр.), несмотря на то, что В. Ф. Херманс постоянно подчеркивал свою полную независимость от любых духовных веяний своего и предшествующего времени.

В данной главе рассматриваются основополагающие принципы литературы авангардизма и сюрреализма; раскрываются особенности модернистских и постмодернистских текстов, а также анализируются философские постулаты экзистенциализма в европейской литературе. В заключении делаются выводы об определяющей роли философско-литературных открытий Европы ХХ века в формировании творческих принципов нидерландского писателя, а также о магистральности этих открытий для развития новой литературы и философии в целом.

Вторая глава «Обзор нидерландской литературы ХХ века» раскрывает особенности исторического развития Нидерландов данного периода, выявляет специфику литературного процесса, протекавшего во взаимосвязи с ним, и как следствие повлиявшего на становление писателя.

Литература Нидерландов в ХХ веке формировалась под воздействием глобальных и локальных перемен в обществе. Главная ее характеристика – многослойность и отсутствие стабильности.

Литературная картина в Нидерландах в предвоенные годы создается литературным журналом «Форум» (М. тер Браак (1902 – 1940), Э. дю Перрон (– 1940), М. Рулантс (1895 – 1966), К. ван Брюгген (1881 – 1932), С. Вестдейк (– 1971), В. Элсхот (1882 – 1960) и др.), на страницах которого поднимался вопрос о сущности литературы и искусства, рассматривалась идея о противопоставлении двух основополагающих понятий в литературе – формы (vorm) и личности (vent).

Писатели и поэты «Форума» выступали против «эстетизма поэзии», «красоты» и «искусства ради искусства»; внимание литераторов главным образом сосредоточено на личности как первичной творческой реальности.

«Персоналистам» противостояли «формисты» – приверженцы следования «форме», среди которых известные нидерландские поэты М. Нейхоф (1894 – 1953), Х.

10  Марсман (1899 – 1940) и фламандский поэт и писатель П. ван Остайен (1896 – 1928).

В довоенной литературе Нидерландов существовало «течение новой вещественности» (Neue Sachlichkeit), представители которого ратовали за изображение реальных объектов конкретного мира, идеальным жанром считая документальную прозу (журнал «Де врейе бладен» («De vrije bladen»)). Среди ярких последователей «новой вещественности» выделяют Б. Стромана (1902 – 1985), М. Ревиса (1904 – 1973) и особенно Ф. Бордевейка (1884 – 1965).

Послевоенная литература долгое время отражала последствия войны и оккупации. Нидерландам не удалось сохранить нейтралитет во время Второй мировой войны. 15 мая 1940 года нидерландская армия была вынуждена сложить оружие. Важным элементом оккупационных лет в культурном плане было существование Движения Сопротивления и про-немецкой «Палаты по делам культуры».

В центре внимания нидерландских авторов послевоенной эпохи на протяжении полувека остается военная тематика: ужасы войны, Сопротивление, коллаборационизм, чувство вины, коллективная трусость, тема потерянного поколения, бессилие человека.

В нидерландской прозе этого времени можно выделить три направления, которые отражали реакцию писателей на произошедшие события: возрождение исторического романа С. Вестдейка (1898 – 1971) и Т. де Фриса (1907 – 2005), юмористическая проза Г. Боманса (1913 – 1971) и С. Кармиггелта (1913 – 1987) и третье направление с «уникальным способом выражения мироощущения бессмысленности и отвращения к действительности»1, направление экзистенциализма. Представителей данного направления в литературе, которое иногда называют «литературой вялых», роднит ощущение экзистенциального кризиса, анти-идеалистские взгляды на жизнь и как следствие абсурдность, нигилизм, цинизм и отвращение (Г. ван хет Реве (1923 – 2006), роман «Вечера», 1947, В. Ф. Херманс, романы «Слезы акации», 1949 и «Я всегда прав», 1951).

Pages:     || 2 | 3 | 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»