WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 | 4 |

Вопросы монетарного поведения населения в переходных к рыночному обществу условиях исследовали В.И. Верховин, Ю.А. Васильчук, Т.Ю. Богомолова, В.В. Радаев, О.Е. Кузина, Т.И. Заславская и др.Социокультурный подход к анализу феномена денег можно обнаружить в работах современной российской исследовательницы Н.Н. Зарубиной, которая анализирует роль денег в социальной коммуникации, мифологизацию денег в российской культуре6.

Вместе с тем следует признать, что в российской социологии недостаточно исследованы вопросы, связанные с особенностями восЗелизер В. Социальное значение денег: деньги на булавки, чеки, пособия по бедности и другие денежные единицы. М., 2004.

Марданов Р.Х., Кощегулова И.Р. Проблемы и перспективы развития денежнокредитной сферы в условиях трансформации экономики в регионах // Региональная экономика и региональная политика. Екатеринбург, 1997. Вып. 3.

См.: Сергиенко Я. Некоторые особенности монетарных процессов в переходной экономике России // Вопросы экономики. 1996. № 8; Вишневский Д.А., Попов В.И. Вопросы денежного оборота в период перехода к рынку // Деньги и кредит. 1991. № 4; Абрамова С.Б. Деньги как социальная ценность: поколенческий срез проблемы // Социол. исслед.

2000. № 7.

См.: Портной М.А. Деньги: их виды и функции. М., 1998; Мустафаев З. Функции ции денег в рыночной экономике и их регулирование // Экономика и статистика. 1995.

№ 8; Бабосов Е. М. Концептуальные основы становления эффективного государства // Между прошлым и будущим. Мн., 2000.

См.: Кузина О.Е. Формирование доверия в массовом инвестиционном поведении // Социологический журнал. 1999. № 1–2; Васильчук Ю.А. Социальное развитие человека в XX веке. Фактор денег // Общественные науки и современность. 2001. № 4; Верховин В.И. Экономическое поведение как предмет социологического анализа // Социол. исслед.

1994. № 10; Богомолова Т.Ю., Тапилина B.C. Финансовое поведение домохозяйств: сбережение, инвестирование, кредитование, страхование. Новосибирск, 1999; Радаев В.В.

Человек в роли предпринимателя. М., 2000.

См.: Зарубина Н.Н. Деньги в социальной коммуникации // Социол. исслед. 2006.

№ 6; Она же. Деньги как социокультурный феномен // Социол. исслед. 2005. № 7; Она же. О мифологии денег в российской культуре // Социол. исслед. 2007. № 4.

приятия денег в среднем промышленном российском городе и того влияния, которое оказывает неодназначность их восприятия на монетарное поведение его населения. Трансформации, произошедшие в российском обществе, активно стремящемся к обретению лидирующего статуса в мировых глобальных процессах, привели к изменениям по отношению к деньгам и их социальной роли в обществе и обусловили определение цели, задач, объекта и предмета исследования.

Цель диссертационной работы – выявить базовые компоненты монетарной культуры населения среднего промышленного города в контексте социальной трансформации и развития рыночных отношений в российском обществе.

Достижение этой цели осуществляется через постановку следующих задач:

• выделить специфику социокультурного подхода к исследованию денег;

• выявить устойчивое культурное содержание денег в условиях социально-исторической модификации их формы;

• определить ведущие факторы формирования монетарной культуры и основные индикаторы ее ценности в условиях перехода к рыночному обществу;

• проанализировать социальные условия, определяющие формирование ценности денег в сознании индивида;

• выявить наиболее распространенные ценностные смыслы денег в сознании населения среднего промышленного города России;

• проанализировать роль денег в семейных отношениях в социокультурной среде среднего промышленного города;

• исследовать особенности монетарного поведения населения в среднем промышленном российском городе.

Объект исследования – монетарная культура как компонент современных глобальных процессов.

Предметом исследования выступают особенности становления монетарной культуры жителей среднего промышленного города в условиях формирования рыночных отношений и социальной трансформации российского общества.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют социологические концепции функционирования денег (З.В. Атлас, И.Д. Злобин и др.); концепции социальных проблем функционирования денег и их роли в обществе (Г. Зиммель, М. Вебер, Т. Веблен, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Ф. Хайек и др.); теория социально-экономического поведения населения в переходных к рыночному обществу условиях (В.И. Верховин, Т.Ю. Богомолова, В.В. Радаев, и др.); теория социального обмена Дж. Хоманса, представляющая рационализированную модель человеческого поведения;

теория множественности денег, разработанная В. Зелизер, а также идеи Н.Н. Зарубиной в контексте социокультурного подхода к анализу феномена денег в современном российском обществе. При разработке основных положений диссертации автор исходил из принципов структурно-функционального, системного, стратификационного, культурологического и социально-культурного подходов.

Эмпирическая база диссертационной работы включает в себя вторичный анализ статистической информации Госкомстата РФ, социологического центра исследований Ю. Левады (Левада-центр), а также результаты авторского плотного социологического опроса, проведенного в городе г. Новочеркасске. В опросе участвовало 157 респондентов, отобранных методом случайной выборки. Опрос проводился по методике стандартизированного полуструктурированного интервью.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

– систематизированы основные подходы к исследованию феномена денег – философский, экономический, психологический, социологический, культурологический, институциональный, – и показано методологическое значение социокультурного подхода, позволяющего исследовать формирование монетарной культуры в условиях перехода к рыночным отношениям;

– показана темпоральность множественности модификационных форм денег в процессе социально-исторического развития общества и устойчивость их символико-культурного свойства, которая проявляется для индивида в функции идентичности с референтной группой;

– показаны доминирующие факторы формирования монетарной культуры, выделены основные индикаторы ее ценности, которые определяют распространенные стили монетарного поведения;

– выделены устойчивые и динамические факторы формирования ценности денег в сознании индивида;

– выявлены на основе эмпирических исследований наиболее распространенные ценностные смыслы денег в сознании населения среднего промышленного города, которые свидетельствуют о сохраняющемся господстве традиционных коллективных представлений о социальных функциях денег;

– показано проникновение денег в мотивацию семейно-родственных взаимодействий и их влияние на прагматизацию и рационализацию семейных отношений;

– аргументировано сохранение при явной ограниченности альтруистических установок в целом традиционной модели монетарного поведения, которое проявляется в долгосрочных целевых вложениях, неразвитости налоговой морали, избегании инвестиционных рисков, отсутствии страхового поведения и др.

Положения, выносимые на защиту.

1. Систематизация социологических исследований денег позволяет выделить наряду с институциональным, феноменологическим, структурно-функциональным также и социокультурный подход. Его специфика состоит в выявлении и акцентировании субъективных смыслов, которыми наделяются деньги социальными акторами. Данный подход позволяет выделить разрушение устойчивых и формирование новых ценностных коннотаций стереотипов в восприятии денег, факторы изменения мотивации монетарного поведения и его форм, вызванных трансформационными процессами в условиях перехода к рыночным отношениям.

2. Социально-историческое развитие сопровождается модификацией форм денег, которая характеризуется непрямолинейностью:

формы используемых в обществе денег непосредственно зависят от типа общественной системы, определяющей коллективные представления о значимости денег в жизнедеятельности общества и индивида.

Переход к монетарному обществу определяет рост ценности денег в сознании индивидов, превращая их в социальный инструмент, координирующий социальные связи. При всех модификациях форм денег самым устойчивым их видом остаются «символические деньги» (дары), ценность которых определяется не только полезностью, сколько поддержанием отношений со значимыми другими и с референтной группой, что выступает значимым фактором формирования идентичности личности.

3. Доминирующими факторами формирования монетарной культуры в условиях перехода к рыночному типу общества выступают:

– развитие инфраструктуры потребительского общества;

– рост рынков потребительских товаров и услуг;

– распространение ценностей консьюмеризма и модели демонстративного поведения;

– вытеснение ценности эгалитаризма ценностями свободы и права на неравенство.

4. Ценностное отношение к деньгам формируется на протяжении первичной и вторичной социализации индивида и производно от устойчивых и динамических факторов. Группу устойчивых факторов образуют: отношение к деньгам и тип монетарного поведения, господствующий в семье; конфессиональная принадлежность; субкультурные ценности референтной группы; тип поселения (крупный город, поселок и т.д.), в котором происходит первичная социализация индивида. К группе динамичных факторов можно отнести крупные макросоциальные события, например, финансовые кризисы (типа Великой депрессии), где приобретается опыт монетарного поведения и субъективное отношение к деньгам, когда индивид наиболее восприимчив по отношению к положительным или отрицательным паттернам монетарного поведения «значимого» другого.

5. В сознании населения среднего российского промышленного города можно выделить номенклатуру доминирующих ценностных смыслов денег:

– «заработанные» деньги, которые ассоциируются у большинства (51%) с честными деньгами;

– «дополнительные» деньги, за счет легальных источников их получения, на что ориентирована примерно половина (57%) населения;

– «долгие» деньги, что выражается в установках на строительство собственного дома, приобретение жилья или вложение в собственный бизнес;

– «подарочные» деньги, которые постепенно заменяют какиелибо другие формы подарков, что ведет к выхолащиванию теплых и эмоциональных человеческих отношений.

6. В настоящее время в представлении большинства респондентов среднего промышленного города феномен денег связывается с такими социокультурными концептами, как «власть», «любовь», «время», «счастье», «успех», «здоровье», что коррелирует с ценностными смыслами денег в российском обществе в целом. В этом типе поселений деньги, так же как и во всем обществе, оказывают влияние на формирование микроклимата семейных отношений, а именно – влияют на характер взаимоотношений как между мужем и женой, так и между ними и детьми. В частности, наличие состоятельного партнера в личных взаимоотношениях представляется главным условием счастливой семейной жизни для большинства женщин (почти 90%), и для достаточной доли мужчин. Деньги используются также практически всеми родителями в качестве значимой мотивации поведения детей.

7. Типичной для жителей среднего российского города является традиционная модель монетарного поведения, где значимость денег в первую очередь определяется материальным достатком и предстает самым предпочтительным видом вознаграждения за добросовестный труд. Социальные ритуалы, основанные на моральных чувствах, зачастую использовавшиеся в советские времена как альтернатива денежным выплатам, практически утратили свою значимость в сознании современных россиян. Характерными чертами монетарного поведения современных россиян среднего российского города являются: «инвестирование средств в самого человека», отсутствие сформированной «налоговой морали», неразвитость культуры денежного страхования, терпимое отношение к решению насущных вопросов через взяткодательство.

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы администрацией средних промышленных городов России для внесения корректив в стратегию экономического и социокультурного планирования развития данного типа поселений с целью активизации предпринимательской, инвестиционной, страховой деятельности, а также для формирования «налоговой морали» населения.

Кроме того, систематизированные изложения основных положений, уточнение роли и функций денег в современном российском обществе могут быть использованы в курсах лекций по социологии, социологии культуры, социологии денег, социологии труда.

Апробация работы. Результаты исследования опубликованы в материалах Всероссийского социологического конгресса, докладывались на двух международных и межвузовских конференциях. Основное содержание работы

отражено в 10 публикациях (2 публикации в изданиях перечня ВАК Минобрнауки России) общим объемом 4,65 п.л.

Структура диссертации включает: введение, две главы, состоящие из шести параграфов, заключение, список литературы из источников, два приложения.

ОСНОВНОЕ СОДРЖАНИЕ РАБОТЫ Во Введении обосновывается актуальность избранной темы, характеризуется степень ее разработанности, определяются цели и задачи диссертационного исследования, формулируется новизна, основные теоретические положения, выносимые на защиту, освещается теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе «Теоретико-методологические проблемы исследования социального функционирования денег» рассматриваются основные подходы к анализу роли и функций денег в обществе, модификации форм денег, обусловленные социально-историческими трансформациями в обществе, обосновываются базовые факторы, влияющие на формирование монетарной культуры.

В первом параграфе «Деньги в фокусе социокультурного анализа» отмечается, что категория денег имеет междисциплинарный характер. Она может рассматриваться в контексте различных подходов: философского, где деньги выступают идеей чистой предметности; политологического, анализирующего взаимоотношения и взаимозависимость денег и власти; юридического, в котором основным является рассмотрение правовых норм, регулирующих функционирование денег в обществе; психологического, интерпретирующего психологические особенности восприятия денег на различных этапах жизни человека; экономического, где акцент переносится на роль денег в развитии социально-экономической сферы через выполняемые деньгами функции.

Pages:     | 1 || 3 | 4 |



© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.