WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 ||

В третьей главе исследуется процесс проведения реформ. 19 января 1867 г. император официально объявил о начале преобразований, тем самым утвердив свой союз с либералами и готовность следовать их программе.

В итоге министерской реформы была введена ответственность министров перед Законодательным корпусом.

Парламентская реформа расширила права депутатов в обсуждении законов, однако законотворческая инициатива по-прежнему оставалась за императором.

Что касается закона о свободе прессы, то он не был принят в том виде, в каком его хотели бы видеть либералы: они добивались отмены особых закрытых судов по “преступлениям прессы“ и передачи этих дел в обычные суды присяжных, разрешить любому гражданину свободно публиковать периодическое издание без предварительного денежного взноса. Император, однако, предложил проект закона, согласно которому пресса ограждалась от вмешательства чиновников введением так называемых “исправительных судов“: в этих судах не присутствовали правительственные чиновники, но в то же время они проходили в закрытом порядке, в них не предусматривалось участие присяжных. В этой редакции закон был принят. Но в 1868 г. был принят новый закон о прессе, согласно которому любой гражданин Франции мог без предварительного разрешения полиции и денежного взноса издавать журнал или газету. Однако при этом сохранилась строгость наказания за “оскорбление власти“. Несмотря на это, в конце 1860-х гг. количество оппозиционных журналов существенно увеличилось благодаря отмене препятствий на пути к изданию.

Аналогичным образом была проведена поправка в законе о публичных собраниях: отменялось предварительное разрешение на их проведение, но на них должен был присутствовать полицейский агент.

Важным аспектом социальной политики Наполеона III стало внимание к положению рабочего класса, который в ту эпоху уже начал оформляться как самостоятельный, со своими требованиями и идеологией. В 1864 г.

указом императора был отменен восстановленный после революции 1848 г. и вызывавший наибольшую ненависть рабочих и социалистов закон Ле Шапелье (1791 г.), запрещавший создание объединений рабочих на предприятии. Отныне рабочие получали право организовывать ассоциации для переговоров с патроном и собрания для обсуждения насущных вопросов.

Либералы поддерживали эту политику, полагая, что объединения рабочих и их контроль за патроном предотвратят забастовки. Благодаря закону о свободе собраний рабочие получили бльшую возможность для проведения своих собраний и выражения своей политической позиции.

Реформы были закреплены в новой Конституции, принятой весной 1870 г. В ней закреплялись три главных принципа, на которых должна быть основана империя: всеобщее избирательное право, народный референдум и разделение законодательной власти между монархом и парламентом.

Картина проведения реформ, их результаты и восприятие их общественностью были бы неполными без изучения последовавших за ними событий – выборов в Законодательный корпус в 1869 г. и национального референдума по реформам и новой Конституции в 1870 г. Выборы показали, что в стране наметился рост популярности республиканской оппозиции, хотя бонапартисты по-прежнему лидировали. На плебисците был поставлен вопрос, одобряет ли нация проведенные реформы и новую Конституцию.

Подавляющее большинство голосов высказалось “за“. Итог выборов можно объяснить тем, что либеральное течение перестало быть оппозиционным, ибо его идеология была “присвоена“ властью, республиканцы же расценивали реформы как не удовлетворившие чаяния нации и фактически остались единственной оппозиционной партией в стране. Итог плебисцита объясняется тем, что среди народа все еще сильны были монархические настроения и нация проголосовала против революции, за стабильность и порядок, с которым ассоциировалась власть Наполеона III.

Заключение.

Французский либерализм эпохи Второй империи можно считать самостоятельным идейным течением, которое некогда было незаслуженно проигнорировано историками. Немаловажно отметить, что либеральные идеи были приняты на вооружение властью, прежде всего самим императором.

Либерализм того времени интересен своей способностью трансформироваться и громко заявить о себе именно при авторитарном режиме.

Оливье твердо стоял за сохранение власти Наполеона III и его династии, но – не в ущерб преобразованиям. Он верил, что именно сильная власть позволит осуществить эти реформы наиболее эффективно. Свобода индивида столь необходима для современного человека, что должна, по мнению Оливье, существовать без ущемления и иметь право заявить о себе при любом режиме. Поэтому власть должна сохранить эту свободу; она может только взять на себя функцию контролера за степенью свобод.

Концепция Оливье вместила в себя и либеральные, и демократические принципы. Исследование работ Оливье приводит нас к выводу о том, что его роднит с либерализмом “старой школы“ принцип реформизма, конституционализма и неприятие революции. Свобода индивида – это традиционная либеральная ценность, но либералами Второй империи она была распространена не только на личные, но и на политические права. В своих работах Оливье отстаивал политические права и участие в политике каждого гражданина вне зависимости от его социального статуса, в отличие от либералов-предшественников, полагавших, что участие в политике – дело зажиточных слоев общества. Переплетение либеральных и демократических идей во взглядах Оливье позволяет предположить, что в работах этого деятеля прослеживается зарождение либерально-демократической мысли.

Изучение либерализма эпохи Второй империи позволяет нам поставить вопрос о сосуществовании авторитарного режима с реформизмом и политическим плюрализмом.

Результат реформ обернулся практически противоположностью тому, какими они задумывались изначально и какими их мыслили либералы и император. Реформа государственного аппарата не привела к существенным изменениям в его структуре и не лишила убежденных консерваторов их постов и влияния; парламентская реформа не вернула Законодательному корпусу право законотворчества. Прессе и собраниям была дарована свобода в издании и распространении, но не отменялась суровость административных наказаний для журналистов и ораторов. Единственная реально действовавшая среди народа свобода – всеобщее избирательное право и плебисцит – показала, что Франция все же сделала выбор не столько в пользу самих реформ, сколько в поддержку авторитета императора, провозгласившего реформы, и ассоциировавшейся с ним социальной стабильности и мира. Авторитарная власть вновь вышла победительницей в итоге плебисцита. Реформы ослабили либеральное течение: оно было дискредитировано союзом с императором, тем самым утратив статус оппозиции и лишившись социальной опоры. Наполеон III в целях сохранения собственной власти “присвоил“ либерализм и сделал его новой государственной идеологией. Но при этом введение свободы прессы и собраний сыграло благоприятную роль для республиканской оппозиции, позволив ей высказаться.

Однако едва ли можно делать однозначные выводы о последствиях реформ: война с Пруссией и поражение в ней Франции прервали дальнейшие преобразования и всколыхнули революцию, свергнувшую бонапартистский режим.

Политика правительства Наполеона III позволяет задуматься над двумя вопросами. Первый из них – можно ли на основе изучения истории либеральных преобразований дать новой определение понятия “бонапартизм“ – этой особой форме власти, появившейся в Европе Традиционно, согласно концепции К. Маркса, он понимался прежде всего как “социальное лавирование“. Однако отношения власти и общества эпохи Второй империи, и особенно произошедшие в них перемены в 1860-е гг., позволяют предположить, что бонапартизм – это легитимный авторитарный режим, опирающийся на плебисцитарную демократию. Такой режим может быть вполне совместим с инновациями в политических институтах и с гражданским обществом. Его появление именно во Франции можно объяснить сосуществованием демократических традиций в политической жизни и монархических институтов, авторитет которых в обществе все еще был высоким. С конца XVIII в. ни демократия, ни монархия во Франции не смогли полностью утвердиться в обществе, торжество одной из них рано или поздно заканчивалось новыми репрессиями или революцией. Поэтому две формы власти вынуждены были искать компромисс.

Второй вопрос – явилась ли “либеральная империя“ беспрецедентным экспериментом для Франции на тот момент Если углубиться в историю, то подобные попытки предпринимались в стране и раньше – стоит вспомнить идеи О. де Мирабо в начале революции 1789 г. о возможности сосуществования конституционной монархии со свободами гражданина, или либералов у власти в период Июльской монархии, идеи Ф. Гизо о свободах ради защиты авторитета монарха и поддержания стабильности в обществе. В эпоху Второй империи этот шаг стал более “революционным“ – власть и либералы признали неизбежность водворения в обществе именно демократических, гражданских свобод в связи с изменившимся социальнополитическим климатом. Но и этот компромисс, как и предыдущие, оказался неустойчивым. На наш взгляд, причинами таких “провалов“ каждый раз оказывалась запоздалая реакция властей на требования общества, а также активность революционных групп. В каждом случае за режимом либеральной монархии следовала революция и провозглашение республики.

Реформы 1860-х гг. проходили на более сложном идеологическом и социальном фоне, чем предшествующие эпохи: манифест коммунистической партии и Первый интернационал ознаменовали новую эпоху в отношениях классов, республиканские и социалистические идеи уже прочно укоренились в общественном сознании, и либеральные принципы, сколь ни пытались они адаптироваться к реальности, были в значительной степени устаревшими. Но в любом случае эти реформы стали решительным шагом и попыткой модернизации социальных институтов, развития гражданского общества со всеми присущими ему свободами.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. “Либеральная империя как эксперимент“. – “Свободная мысль“.

2007. № 5. С. 182–196 (0,5 п.л.).

2. “Эмиль Оливье как идеолог либеральной империи“. – “Вестник Московского университета“. Серия 8. История. 2008. № 4. С. 31–45 (1 п. л.).

3. “Либеральные реформы во Франции в 1860-х гг“. – “Вопросы истории“. 2009. № 4. С. 106–119 (1 п. л.).

Другие публикации:

“Либеральные реформы во Франции 1860-х годов. Деп. в ИНИОН РАН № 60669. (1 п. л.).

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 ||






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»