WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 | 4 |

Источниковую основу исследования составляют в первую очередь материалы архивов, так как круг опубликованных источников до сих пор остается крайне узким. Большая часть источников, привлеченных для написания диссертации, вводится в научный оборот впервые. По исследуемой нами проблеме имеется лишь один сборник документов, изданный почти 40 лет назад с совершенно четкими пропагандистскими и идеологическими задачами 8. Составители сборника стремились обосновать реакционную сущность религии, показать антинародную деятельность церкви, что не могло не отразиться на отборе опубликованных материалов.

Прямо противоположный подход мы наблюдаем в исследованиях 8 Реакционная роль религии и церкви. Архивные документы о деятельности священнослужителей в Молдавии. Кишинев, 1969.

современных историков, в ряде случаев отводящих значительную часть своих работ публикации материалов из различных архивов по истории церкви и государственно-церковных отношений. Так, в документальных разделах вышеупомянутых монографий В.И. Пасата приведены тексты справок, докладных записок, рапортов и других источников, отчасти освещающих такие вопросы, как роль органов государственной безопасности в процессе ликвидации монастырей на территории МССР, степень участия в этом процессе их агентов-иерархов и др. 9 Значение данных источников для нашего исследования определяется тем, что В.И. Пасат, занимая в свое время пост министра обороны Республики Молдова, имел возможность использовать в своих работах документы труднодоступного для рядовых исследователей архива Службы информации и безопасности. Общая направленность исследований упоминавшихся нами молдавских авторов определила и характер публикуемых ими материалов, достаточно подробно раскрывающих основные формы административного давления государственных органов на церковь и их активную роль в процессе закрытия монастырей.

В целом, количество опубликованных источников по рассматриваемым в диссертации проблемам остается явно недостаточным для комплексного раскрытия темы работы, а рассматриваемый ими круг вопросов является крайне узким вследствие яркой тенденциозности в отборе материалов составителями.

Ограниченность источниковой базы обусловила необходимость привлечения в ходе работы над диссертацией обширного круга документов и других материалов таких хранилищ как Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Национального архива Республики Молдова (НАРМ), текущего архива Молдавской митрополии и Центрального государственного архива Приднестровской Молдавской Республики (ЦГА ПМР).

Так, в фонде 6991 (Совет по делам РПЦ) ГАРФ были выявлены различные нормативные документы, раскрывающие структуру и особенности управления РПЦ, а также аналитические обзоры инспекторов Совета по делам РПЦ при правительстве СССР, справки о монастырях и отчеты Уполномоченного этого Совета по Молдавской ССР. Содержащаяся в 9 Пасат В. Трудные страницы истории; Пасат В.И. Трудные страницы истории Молдовы.

них информация позволила охарактеризовать место и положение монастырской системы Молдавии в СССР, частично осветить ряд вопросов хозяйственной деятельности обителей.

Важнейшими источниками для диссертационного исследования стали документы фонда 3046 НАРМ, поскольку Уполномоченный Совета по делам РПЦ по МССР осуществлял контроль за исполнением советского законодательства о культах не только монашествующими, но и гражданскими органами и учреждениями, информировал Совет о деятельности религиозных организаций, рассматривал заявления и жалобы верующих, а также выполнял некоторые другие функции. Поэтому среди материалов фонда отложился огромный пласт документов различного характера, анализ которых всесторонне осветить жизнедеятельность монастырей Молдавии, их взаимоотношения с центральными и местными органами власти, общественными учреждениями и организациями. Ценным источником биографических сведений стали персональные анкеты служителей религиозного культа, в том числе и настоятелей монастырей. Выявить и охарактеризовать особенно острые проблемы, возникавшие между государственными и общественными организациями, с одной стороны, и монастырями, с другой, позволили такие документы как жалобы и заявления, поступавшие на имя Уполномоченного от заинтересованных сторон, копии решений Советов депутатов трудящихся различных уровней, выписки из протоколов заседаний министерств и ведомств и пр. На основе жалоб монашествующих, рапортов благочинных монастырей, служебных писем самого Уполномоченного и материалов переписки с Кишиневским епархиальным управлением (КЕУ) удалось раскрыть некоторые важные аспекты внутримонастырской жизни, касавшиеся, в частности, богослужебной деятельности монашествующих, случаев нарушения ими уставов обителей, роли епархиального руководства в решении злободневных вопросов.

Отдельные конкретные стороны жизнедеятельности Кицканского монастыря удалось реконструировать благодаря привлечению документов фондов 137, 368, 415, 427 (Кицканского и Копанкского сельских советов и правлений колхоза «Красный садовод» и совхоза «Копанка»), отложившихся в ЦГА ПМР.

Исключительно важное значение для нашего исследования имеют материалы текущего архива Молдавской митрополии Московского патриархата, позволяющие увидеть монастырскую жизнь изнутри и более полно осветить проблемы, волновавшие насельников и насельниц. Так, характер взаимоотношений рядовых монашествующих с руководством обителей, а также епархии проясняет анализ жалоб, направлявшихся братиями или сестричествами на имя епархиального архиерея, рапорты следственных комиссий, организованных для их проверки, а также принятые по ним резолюции руководителя епархии. Ежегодные отчеты Кишиневского епархиального управления, направлявшиеся в патриархию, содержат достаточно подробную информацию по таким аспектам жизни обителей, как соблюдение монашествующими уставов, осуществление ими хозяйственной и богослужебной деятельности, сведения о приходах и расходах денежных сумм. Важные для исследователя биографические данные некоторых настоятелей содержатся в послужных списках.

К сожалению, в результате пожара в начале 1980-х гг. в старом здании Кишиневской архиепископии часть архивной коллекции была уничтожена, что снижает уровень репрезентативности некоторых приводимых в работе данных (это сказалось, например, на полноте характеристик руководства монастырей епархии).

Доступная диссертанту источниковая база позволяет существенно расширить документальную основу для изучения истории православных монастырей МССР в 1944–1962 гг., в частности их экономической деятельности, взаимоотношений монашествующих с советскими органами власти и епархиальным руководством. В целом, использованные в диссертации источники, прежде всего архивные материалы, основная часть которых впервые введена в научный оборот, позволяет решить поставленные диссертантом исследовательские задачи.

Практическая значимость работы Материалы и выводы исследования могут быть использованы в научно-исследовательской и преподавательской деятельности как непосредственно по теме диссертации, так и по кругу смежных тем, касающихся социально-экономического развития и духовной жизни Молдавии. Результаты исследования могут представлять интерес также для изучения современной религиозной ситуации в Молдавии и для выработки взвешенного курса государственной церковной политики.

Апробация результатов исследования Основные положения и выводы диссертационного исследования были отражены в докладах и сообщениях на научных конференциях: молодых ученых «Шевченковская весна» (г. Киев, 2006, 2007, 2008), на научно-просветительской конференции «Покровские чтения» (г. Тирас-поль, 2005– 2008), а также на конференциях «Сохранение культурного наследия в странах Европы» (г. Кишинев, 2008) и профессорско-преподавательского состава ПГУ им. Т.Г. Шевченко (г. Тирасполь, 2005–2008).

Структура работы определена поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения, содержащего карту-схему расположения православных монастырей на территории МССР и исторического очерка о развитии монастырской системы в Молдавии в XV – середине ХХ вв.

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во введении обосновываются актуальность исследования, характеризуется источниковая база и степень изученности темы, формулируются цели, задачи и основные методологические принципы исследования.

Первая глава – «Молдавские православные монастыри в 1944– 1953 гг.: жизнедеятельность в условиях Советского государства» – посвящена изучению процесса функционирования монастырей в правовом «поле» социалистической Молдавии, рассмотрению восстановления монастырских хозяйств после бедствий войны и природных катаклизмов, освещению основных процессов, происходивших в монашеской среде.

В первом параграфе рассматриваются взаимоотношения монастырей с советскими властями в контексте произошедших в годы Великой Отечественной войны изменений в государственной церковной политике СССР, а именно перехода от конфронтации с религиозными организациями к налаживанию взаимовыгодных отношений с ними со стороны государственных органов. Близкое расположение республики к каноническим территориям Восточных православных церквей, высокая религиозность местного населения и поддержка освободительной миссии Красной Армии со стороны местного духовенства обусловили особое отношение руководства СССР к местной церкви в целом и ее монастырям в частности. Оно выражалось в предоставлении местным религиозным организациям ряда льгот по налогообложению в сравнении с церквями и монастырями, располагавшимися в центральных и восточных районах СССР. Нормализации отношений между государством и церковью в первые послевоенные годы способствовал ряд постановлений правительства Советского Союза, закрепивших за религиозными организациями права юридического лица (правда, с серьезными ограничениями). Важное значение в русле новой церковной политики государства придавалось деятельности Совета по делам РПЦ при союзном правительстве и его Уполномоченным.

В Молдавии Уполномоченный Совета решал обширный круг вопросов, связанных с деятельностью церкви и монастырей. Наиболее важными из них были проблемы землеустройства, налогообложения, обязательного страхования, натуральных поставок государству и др. Как правило, эти проблемы возникали в связи со стремлением местных органов власти и различных предприятий, не принимавших всерьез изменений церковной политики государства, решить собственные проблемы за счет имущества религиозных организаций. Возможность для этого предоставлялась также благодаря периодическим «отливам» в государственно-церковных отношениях, причины которых крылись в том числе и в недостаточно результативной (с точки зрения правительства) внешнеполитической деятельности высшего руководства РПЦ. Однако, определяющим явлением в этот период была стабилизация взаимоотношений между православными организациями республики, в частности, монастырями, и партийногосударственным руководством Молдавии.

Во втором параграфе анализируется хозяйственная деятельность молдавских монастырей как главный источник снабжения монашествующих всем необходимым для жизни. В рассматриваемый период, как и в прежние времена, основными занятиями иноков были сельское хозяйство и различные промыслы. Хотя обители Молдавии сохранили за собой значительные земельные угодья, возможность их обрабатывать в значительной мере была ограничена пагубными последствиями военных действий, грабежами сельскохозяйственного инвентаря оккупантами, запретом на использование наемной рабочей силы согласно советскому законодательству. Несмотря на утверждение ряда исследователей, в Молдавии на монастыри (как и на другие хозяйства правобережных районов республики) распространялись льготные нормы исчисления доходности хозяйств, хотя, в целом, налоговая политика государства по отношению к ним была более жесткой, чем к колхозам и совхозам. Восстановление экономического потенциала монастырей было затруднено двухлетней засухой, постигшей не только Молдавию, но и часть Украины и России. Вопреки распространенному мнению, советские организации оказали помощь монашествующим в преодолении последствий засухи и голода 1946–1947 гг., предоставив им семенную ссуду, разрешив ловлю рыбы в р. Днестр и т. п. Вместе с тем, на экономику монастырей негативно влияли колебания церковной политики государства: например, в 1948 г. были повышены нормы исчисления доходности их хозяйств. В ходе осуществления сплошной коллективизации в республике в 1949 г. имели место многочисленные земельные споры монашествующих с создающимися колхозами.

Нам представляется чрезмерным преувеличением заявления некоторых исследователей о том, что «по замыслу советского руководства монастыри должны были кормить разоренную страну» 10. Тем не менее, православные обители, и молдавские в том числе, несомненно внесли свою лепту в улучшение продовольственного снабжения городов, своевременно и в большинстве случаев в полном объеме поставляя свою продукцию заготовительным организациям. К началу 1950-х гг. монастыри практически оправились от последствий войны и засухи, что выразилось как в росте доходности большинства хозяйств, так и в обеспеченности их необходимой для жизнедеятельности продукцией. В то же время, ряд обителей, в связи со своей малочисленностью и наличием значительного количества монашествующих преклонного возраста, не смогли наладить эффективное ведение своих хозяйств, что привело к их самоликвидации.

В третьем параграфе рассматриваются как внутренняя жизнь монастырей и церковной организации края, так и изменения в той социальной роли, которую монашествующие традиционно играли в молдавском обществе. Будучи включенными в советскую общественную систему, монастыри Молдавии значительно сократили набор выполнявшихся ими социальных функций. Так, например, если ранее они играли заметную роль в культурной жизни Бессарабии, обучая крестьянских детей в монастырских школах, поддерживая традиции иконописи в своих художественных мастерских и пр., то с восстановлением в республике советских институтов, они, как и церковь в целом, оказались отделены от образовательной системы, были объявлены чуждыми для социалистического искусства элементами. Последовательно проводимая советской властью политика атеистического воспитания молодежи, ликвидация безграмотности среди 10 Иосиф (Павлинчук). Указ. соч. С. 223.

Pages:     | 1 || 3 | 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»