WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 | 4 |

На правах рукописи

Содоль Вячеслав Анатольевич Православные монастыри Молдавской ССР в 1944–1962 гг.:

взаимоотношения с государством и хозяйственная деятельность Специальность 07.00.03 – Всеобщая история

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва – 2009

Работа выполнена на кафедре Отечественной истории Института истории, государства и права Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко Научный руководитель доктор исторических наук, профессор Гросул Владислав Якимович

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук Лисовой Николай Николаевич кандидат исторических наук Макарова Ирина Феликсовна

Ведущая организация: Институт всеобщей истории РАН

Защита состоится 6 октября 2009 г. в 15.00 час. на заседании диссертационного совета Д 002.248.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Институте славяноведения РАН по адресу: 119334 г. Москва, Ленинский проспект, д. 32а, корпус «В», 9-й этаж, ауд. 901–902.

С диссертацией можно ознакомиться в диссертационном совете Института славяноведения РАН Автореферат разослан 26 августа 2009 г.

Ученый секретарь диссертационного совета С.И. ДАНЧЕНКО доктор исторических наук © Институт славяноведения РАН, 2009 г.

1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность и предмет исследования Начавшиеся в СССР в середине 1980-х гг. процессы либерализации и демократизации затронули различные сферы жизни общества, сопровождаясь, среди прочего, возрождением религиозности населения. Эти явления, развивавшиеся в союзных республиках, имели также свои местные особенности.

В Молдавской ССР на рубеже 1980-х – 1990-х гг. произошел раскол общества на сторонников румынизма и молдавизма, между которыми разгорелась борьба по вопросам государственности и этнической самоидентификации молдавского народа *. В уже имевшийся в обществе клубок противоречий унионистами был добавлен религиозный компонент, поскольку составной частью их доктрины является концепция национальной (румынской) церкви. С 1992 г. они начали осуществлять политику вытеснения из религиозной жизни республики Молдавской митрополии (подчиняющейся Московскому патриархату) и подчинения местных православных организаций Бессарабской митрополии Румынского патриархата. Последняя, объединяя под своим крылом от 5 до 10% приходов и несколько монастырей, ведет ожесточенную борьбу за « возврат » ей церквей и монашеских обителей, находящихся в составе Молдавской митрополии. Одной из важных, принципиальных составляющих этой борьбы является обращение к истории православной церкви. При этом особое внимание уделяется наиболее острым моментам из истории государственно-церковных отношений советского периода, поскольку это дает возможность определенным политическим силам и религиозным организациям обвинить Русскую православную церковь (далее РПЦ) в сотрудничестве с «богоборческой» советской властью, попутно угнетавшей, якобы, и «бессарабских румын».

В связи с этим особую актуальность приобретают объективные исторические исследования по проблемам государственно-церковных взаимоотношений в Молдавии в советское время без оглядки на политическую * Доктрина румынизма, в отличие от молдавизма, отрицает молдавскую национально-культурную самобытность, ее сторонников называют румынофилами или унионистами, добивающимися присоединения Молдавии к Румынии и создания «Великой Румынии». (Подробнее см. Шорников П.М. Молдавская самобытность. Тирасполь, 2007).

конъюнктуру и конфессиональные интересы. Поскольку местные православные монастыри в то время занимали важное место не только в Кишиневско-Молдавской епархии, но и во всей системе РПЦ, представляется обоснованным наш интерес к изучению вопросов истории их отношений с советским государством в 1940-е – начале 1960-х годов.

Объект исследования – православные монастыри Молдавской ССР в 1944–1962 гг.

Предметом данного исследования являются взаимоотношения государства и православных монастырей МССР в целом, а также значение и роль хозяйственной деятельности последних в системе этих отношений.

Степень изученности темы Несмотря на то, что монастыри Молдавии занимали второе место по численности в Советском, Союзе (после Украины), а по своим экономическим возможностям – первое, период 1944–1962 гг. в их истории является одним из наименее изученных отечественной историографией.

В советской историографии существовало негласное табу на разработку ряда вопросов истории православной церкви в целом и молдавских монастырей в частности. Авторы появившихся в это время работ 1, были скованы жесткими идеологическими установками, характерными для советской эпохи, что, естественно, обусловило как сам круг рассмотренных ими вопросов, так и методы исследования. Внимание обществоведов было сконцентрировано главным образом на обосновании реакционной роли религии и церкви в истории Молдавии и доказательстве необратимости процесса секуляризации в советском обществе. Работы, посвященные проблемам взаимоотношений монастырей и государства в Молдавии интересующего нас периода, в советское время так и не появилось.

Весомый вклад в понимание характера государственно-церковных отношений в Советском Союзе внесли российское ученые (О.Ю. Васильева, Т.В. Волокитина, Н.Н. Лисовой, М.И. Одинцов, Т.А. Чумаченко, М.В. Шкаровский и др.) 2, выявившие причины изменения государственной церковной 1 Бабий А.И. Свободомыслие, антиклерикализм и атеизм в истории Молдавии.

Кишинев, 1974; Бабий А.И., Гольденберг М.А., Табакару Д.Н. Преодоление религии и утверждение атеизма в Молдавской ССР. Кишинев, 1983; Бабий А.И.

Православие в Молдавии: история и современность. Кишинев, 1988.

2 Одинцов М.И. Русская православная церковь в ХХ веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М., 2002; его же. Государство и религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941– политики в СССР в ходе Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., факторы, оказавшие влияние на государственную религиозную политику и ее эволюцию. Внимание исследователей привлекли также реакция руководства Русской православной церкви на действия государственных органов, репрессивные акции последних в отношении к духовенству и прихожанам и др. Характерной особенностью работ этих лет явилось введение в научный оборот большого количества оригинальных архивных материалов, ранее недоступных исследователям.

Аналогичные процессы шли и в молдавской исторической науке, где также отмечался интерес к изучению государственно-церковных отношений. Был опубликован ряд обобщающих и специальных работ по данной проблематике. Одним из наиболее содержательных является исследование Л. Тихоновой 3, посвященное анализу механизмов осуществления государственной политики в отношении религиозных культов. Автор акцентирует внимание на процессе закрытия монастырей и церквей в республике и проблеме сопротивления верующих проводимой властями антицерковной политике. Специальный раздел монографии посвящен политике государства в отношении православных монастырей в МССР в период 1944–1965 гг. Автор характеризует этот период как этап постоянной борьбы коммунистического режима с обителями, характеризуя его как «самое одиозное преступление против веры прадедов».

Целостная картина развития православной церкви в Молдавской ССР послевоенного периода представлена в исследовании иеромонаха Иосифа (Павлинчука) 4. Однако, значение работы существенно снижает одностороннее освещение рассматриваемых проблем и сюжетов при явном «об1945 гг. // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. М., 2004; Чумаченко Т.А. Внешнеполитическая деятельность Московской патриархии 1943–1946 гг. // Там же; Русская Православная Церковь: 988–1988. Очерки истории. Вып. 2. 1917–1988. М., 1988; Шкаровский М.В. Русская православная церковь и Советское государство в 1943–1964 гг. От «перемирия» к новой войне. СПб., 1995; Васильева О.Ю. Русская Православная церковь в политике Советского государства в 1943–1958 гг. М., 1999; Волокитина Т.В., Мурашко Г.П., Носкова А.Ф.

Москва и Восточная Европа. Власть и церковь в период общественных трансформаций 40–50-х годов ХХ века: Очерки истории. М., 2008.

3 Tihonov L. Politica statului sovietic fa de cultele din R.S.S. Moldoveneasc.

Chiinu, 2004.

4 Иосиф (Павлинчук). Кишиневско-Молдавская епархия в период с 1944 по 1989 год. Ново-Нямецкий монастырь, 2004.

винительном» уклоне в адрес официальной власти: трудности, выпавшие на долю местных монастырей вменяются автором только государственным органам.

В работах В. Пасата, посвященных изучению репрессивной политики Советского государства в Молдавии 5, впервые была охарактеризована активная роль органов госбезопасности в уничтожении монастырской системы в республике, а также приведены документы об участии в этих действиях агентов-осведомителей из среды руководителей молдавских обителей.

Значительное внимание уделили молдавские исследователи изучению истории отдельных православных монастырей Молдавии. Первыми такими работами стали два сборника популярных очерков, один из которых был издан Ассоциацией православных студентов-румын при поддержке правительства Румынии. Он содержит информацию о большинстве приходов и всех монастырях Бессарабии (в границах бывшей Бессарабской губернии Российской империи) 6. Излагая события монастырской жизни послевоенного периода, составители сборника привели краткие биографические сведения о настоятелях монастырей, уточнили время закрытия обителей, проследили судьбу монастырского недвижимого имущества.

Благодаря усилиям молдавских исследователей читатель получил представление об истории – Каприянского, Речульского, Ново-Нямецкого, Цыповского и Курковского православных монастырей 7.

Общими чертами указанных исследований по истории Молдавской православной церкви и ее институтов является очевидная политическая ангажированность их авторов, жесткая антисоветская направленность, а подчас и плохо скрытая русофобия. Зависимость от политической конъюнктуры обусловила явный дисбаланс: подчеркнутое внимание к таким вопросам жизнедеятельности монастырей, как давление на монастырские 5 Пасат В.И. Трудные страницы истории Молдовы. 1940–1950-е годы. М., 1994;

Пасат В.И. Депортации с территории Молдавской ССР 1940–1951 гг. Автореферат дис. … докт. истор. наук. М., 1996; Пасат В. Трудные страницы истории. Кишинев, 2000.

6 Locauri sfinte din Basarabia. Ed. I. Chiinu, 2001.

7 Eanu A., Eanu V., Futei N., Pelin V., Negrei I. Mnstirea Cpriana (sec. XV– XX). Chiinu, 2003; Beleag V. Cruci rsturnate de regim mnstirea Rciula.

1959. Chiinu, 2006; Potarencu D. Mnstirea Noul Neam. Chiinu, 1994;

Gricu I., Iftodi L. Mnstirea pova. Chiinu, 2005; Golub V. Mnstirea Churchi.

Orhei, 2000; Ириней (Тафуня). История Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого Кицканского монастыря. Ново-Нямецкий монастырь, 2004.

общины со стороны государственных органов, усиление налогового пресса на хозяйства обителей и закрытие монастырей.

Таким образом, несмотря на усиление интереса исследователей к истории православной церкви в Молдавии советского периода, многие вопросы взаимоотношений монастырей и государственных органов, различные аспекты хозяйственной деятельности монашеских обителей попрежнему остаются фактически не изученными, а некоторые из них представлены в искаженном виде. Будучи важной частью системы православной церковной организации как хранители религиозной традиции, источник пополнения православной иерархии и пр., православные монастыри в Молдавской ССР и их история в контексте отношений с государством в послевоенные десятилетия могут стать объектом специального исследования.

Целью диссертационной работы является изучение взаимоотношений государства и православных монастырей Молдавской ССР, а также хозяйственной деятельности последних. Хронологические рамки исследования – период с 1944 по 1962 гг. Начальная дата связана с освобождением Молдавии весной-летом 1944 г. от фашистских оккупантов, в результате чего на территории республики была восстановлена советская власть и каноническая юрисдикция РПЦ. Конечная дата исследования связана с тем, что к 1962 г. монастырская система Молдавии, просуществовавшая свыше половины тысячелетия, была фактически полностью разрушена, т. к. из 25 обителей, насчитывавшихся в республике ранее, действовал лишь один монастырь.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

– ввести в научный оборот оригинальные архивные материалы по теме исследования, способствовать формированию новой источниковой базы для изучения государственно-церковных отношений в Молдавской ССР в первое послевоенное 20-летие;

– выявить характерные черты и особенности взаимоотношений монастырей с гражданскими властями Молдавской ССР;

– исследовать хозяйственную деятельность монастырей Молдавии и определить ее значение в развитии государственно-церковных отношений изучаемого периода;

– выявить динамику количества молдавских монастырей и численности их насельников;

– охарактеризовать состав настоятелей обителей;

– осветить взаимоотношения монашествующих с прихожанами и руководством епархии;

– раскрыть богослужебную практику монашествующих и ее особенности;

– охарактеризовать внутримонастырскую жизнь.

Цели и задачи исследования определили и используемые теоретикометодологические подходы, позволяющие раскрыть обозначенную тему. Диссертация написана в соответствии с базовыми принципами такого рода исследований – историзма, научной объективности, развития (изучения действительности как изменяющейся и развивающейся) и системности (изучения исторического явления как системы со своей внутренней структурой, типологией и динамикой). Применение общенаучных и конкретных методов исследования – анализ, синтез, компаративизм, сочетается с универсальными принципами исследовательской этики (добросовестность и непредвзятость).

Научная новизна диссертационной работы определяется тем, что, впервые в историографии предпринято комплексное исследование послевоенной истории монастырей в контексте государственно-церковных отношений в республике. На основе разнообразного исторического материала всесторонне рассмотрены процессы, протекавшие в таких закрытых от внешнего мира организациях, каковыми являются монастыри, впервые проанализирована их хозяйственная деятельность, сравнительно высокая эффективность которой оказала значительное влияние на отношения официальной власти к монастырям.

Pages:     || 2 | 3 | 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»