WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |

На правах рукописи

Акопян Заруи Аветисовна Византийское художественное влияние в армянской миниатюре XI века. Адрианопольское и Трапезундское Евангелия (К вопросу об искусстве армян-халкидонитов ) Специальность 17.00.04 – изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

Автореферат Диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения Москва – 2008

Работа выполнена на кафедре Всеобщей истории искусства Исторического факультета Московского государственного университета им. М. В.Ломоносова

Научный консультант: доктор искусствоведения, профессор Попова Ольга Сигизмундовна

Официальные оппоненты: доктор исторических наук

Арутюнова-Фиданян Виада Артуровна кандидат искусствоведения Герасименко Надежда Викторовна Ведущая организация. Государственный Эрмитаж

Защита состоится 27 февраля 2008 г. в _ часов на заседании диссертационного совета Д. 501.001.81 в МГУ им. М.В.Ломоносова по адресу: г.Москва, Воробьевы горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов, аудитория _.

C диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им А.М. Горького МГУ им. М.В. Ломоносова, 1-й корпус гуманитарных факультетов.

Автореферат разослан _ января 2008 г.

Ученый секретарь доктор искусствоведения диссертационного совета Ванеян С.С.

2 Актуальность и научная новизна исследования. Рассматриваемые в диссертации армянские иллюстрированные рукописи XI в. – Адрианопольское и Трапезундское Евангелия – еще не становились объектом специального исследования и мало известны широкому кругу специалистов, в особенности специалистов византийского искусства.

Адрианопольское и Трапезундское Евангелия относятся к числу лучших памятников армянской миниатюрной живописи. Они представляют круг так называемых «византинизирующих»1 армянских рукописей, миниатюры которых примыкают к византийской живописной традиции, тем самым представляя большой интерес в контексте как армянского, так и византийского искусства.

Адрианопольское и Трапезундское Евангелия созданы за пределами Армении, в армянских колониях Византии; одна рукопись переписана в Македонии, о чем известно совершенно точно, а другая – происходит из восточных территорий империи. В связи с этим важное значение приобретает проблема среды происхождения памятников. В работе впервые предпринята попытка определения художественной и конфессиональной среды возникновения исследуемых памятников, а также впервые поставлен вопрос о памятниках миниатюрной живописи XI в. из армяно-халкидонитской среды.

Как показали исследования, Адрианопольское и Трапезундское Евангелия были созданы армянами-халкидонитами (православными армянами) в византийской художественной среде, а мастера, украшавшие рукописи, сложились как художники в Византии. Определение халкидонитского происхождения двух исследуемых рукописей значительно расширяет хронологические рамки армяно-халкидонитских памятников, так как до сих пор были известны в основном армяно-халкидонитские памятники монументальной живописи XIII в.

Адрианопольское и Трапезундское Евангелия, датированные XI в., представляют один из интереснейших периодов армянского искусства, когда Армения и Византия находились в тесных политических и культурных отношениях, когда имело место взаимовлияние культур. Поэтому в работе особое внимание уделяется вопросу армяно-византийских культурных связей, делается попытка представить наиболее интересные периоды развития этих отношений – с раннего средневековья и почти до XIV в, при этом осоТермин «византинизирующие рукописи» был введен В.Н.Лазаревым и используется нами как наиболее удобный для обозначения и характеристики данной группы армянских рукописей.

бо выделяется отрезок X-XI вв. Наши исследования подтверждают, что византийская струя в армянской миниатюрной живописи имела крепкие основы и не ограничивалась только XI веком, иначе невозможно объяснить византийский характер убранства некоторых рукописей уже XII века, периода, когда изменились политическая и культурная ситуация в регионе.

Опираясь в основном на имеющийся материал по вопросу армяновизантийских культурных связей, мы попытались сделать некоторые уточнения и внести новые штрихи, особенно в вопросе влияния византийской иконографии на памятники средневековой Армении.

Для изучения стиля и иконографии Адрианопольского и Трапезундского Евангелий, а также определения среды их возникновения, в данной диссертационной работе (впервые после ислледования К.Вайцмана) рассматривается широкий круг памятников живописи, особенно греческих.

Привлечены также вошедшие за последние годы в научный обиход памятники, такие как византийские фрески Каппадокии XI в., а также группа греческих и грузинских рукописей второй половины XI – начала XII вв., происходящих из окрестностей Антиохии. Благодаря этому удалось сузить хронологические рамки Трапезундского Евангелия и подтвердить его происхождение из восточных областей Византии.

Цель и основные задачи исследования. Основная задача данной диссертационной работы – это всестороннее исследование двух армянских рукописей XI в. – Адрианопольского и Трапезундского Евангелий. Исходя из стилистических и иконографических особенностей данных манускриптов, своей главной задачей мы считаем выявление черт византийского художественного стиля как для Адрианопольского и Трапезундского Евангелий, так и в целом для византинизирующей струи армянской живописи.

Другой важной задачей было выявление стилистически близких памятников – греческих, армянских, грузинских – с целью определения места двух армянских рукописей в контексте армянского, византийского и, в целом, восточнохристианского искусства.

В диссертационной работе отдельное внимание уделяется уточнению и конкретизации той художественной среды, откуда произошли рукописи.

Данный аспект важен не только с точки зрения исследования этих памятников, но он необходим также для выявления и характеристики особого культурного явления – искусства армян-халкидонитов.

Если Адрианопольское Евангелие сохранило сведения о месте и времени его написания, то о Трапезундском Евангелии нам ничего не было известно. В связи с этим в диссертационной работе важное значение приобретают вопросы датировки и локализации Трапезундской армянской рукописи.

Кроме основных, конкретных задач, связанных непосредственно с каждым из исследуемых памятников, нами рассматриваются проблемы более общего плана, без которых невозможно определить место двух армянских манускриптов в истории армянской, а также византийской живописи. Фоном для исследования стали два аспекта армянского средневекового искусства: искусство армян-халкидонитов и проблема армяно-византийских культурных связей. Часто в научных исследованиях по армянскому искусству выявляется не совсем верное понимание характера армяновизантийских культурных отношений. Некоторые исследователи говорят об эпизодическом, формальном их характере. Однако исследования последних лет показали, что армяно-византийские отношения во всех областях жизнедеятельности, в том числе и в области архитектуры и искусства, имели многовековую историю и крепкие основы. Наши исследования строятся именно в этом русле. В данной диссертационной работе была предпринята попытка дать обобщающую картину армяно-византийских культурных отношениий, которая, безусловно, не может быть исчерпывающей.

На общем фоне армяно-византийских культурных отношений делается акцент на конкретном историческом периоде – XI столетии, выделяя конкретные памятники – Адрианопольское и Трапезундское Евангелия.

Вопрос художественной деятельности армян-халкидонитов, который является одним из важнейших в работе, вошел в научный оборот относительно недавно. До этого, ввиду неправильного понимания особенностей и характера искусства армян-халкидонитов, многие памятники этого круга рассматривались вне контекста армянского искусства. Халкидонитство в Армении и за ее пределами имело глубокие корни и многовековую традицию, поэтому в диссертационной работе мы попытались дать более или менее целостную картину развития культуры и искусства православных армян.

Исследуя Адрианопольское и Трапезундское Евангелия на общем фоне армяно-византийских отношений и проблемы армян-халкидонитов, нашей целью было расширить представления об искусстве армян-халкидонитов и представить проблему взаимовлияния культур как органический процесс восточнохристианского искусства.

Как показано в работе, примыкающие к византийской традиции армянские рукописи, в том числе Адрианопольское и Трапезундское Евангелия, представляют особое художественное явление в контексте армянского искусства. Для нас было важно выявление исторических предпосылок возникновения данного явления, его характерных черт, стилистических и иконографических особенностей.

Методика исследования. Основной исследовательский метод данной работы – стилистический и иконографический анализ миниатюр. С этой целью был привлечен широкий круг памятников конкретного исторического периода, в основном миниатюра и памятники монументальной живописи, а также икона и скульптура. Памятники живописи, к которым мы обращаемся в качестве сравнительного материала, представляют широкий территориальный спектор: греческие и малоазийские, армянские и грузинские.

В работе приведены описание и анализ памятников, выявлен целый ряд художественных особенностей и характерных черт Адрианопольского и Трапезундского Евангелий. Отдельные разделы работы посвящены уточнению вопроса о личности заказчика, социальной и конфессиональной среде возникновения рукописи. В связи с Трапезундским Евангелием важное значение приобретают вопросы датировки и локализации памятника. Представляет особый интерес иконография некоторых миниатюр, которые встречаются впервые в армянских манускриптах и, следовательно, нуждаются в интерпретации. В работе, там, где затрагивались вопросы реставраци Трапезундского Евангелия, показано, что некоторые его миниатюры претерпели сильное изменение или были написаны заново, что дает право исключить вопрос о работе разных мастеров.

Практическая ценность. Данные, полученные в ходе исследования двух армянских рукописей, могли быть использованы в более глубоком изучении армяно-византийских культурных отношений и искусства армянхалкидонитов. Как нам представляется, исследование Адрианопольского и Трапезундского Евангелий открывает новые аспекты искусства средневековой Армении. Выявление халкидонитской основы исследуемых памятников обязывает к более серьезному отношению к творчеству армянхалкидонитов как в Армении, так и за ее пределами, и указывает на необходимость видеть преемственную связь художественной и культурной деятельности православных армян на протяжении многих веков.

То, что Адрианопольское Евангелие имеет точную дату и локализацию, может быть полезным в контексте византийского искусства, особенно для круга памятников Македонии и памятников, происходящих из провинциальных художественных центров. То же самое можно сказать и о Трапезундском Евангелии. Несмотря на то, что памятник не имеет точной даты, его датировка и локализация определяются в пределах конкретного временного отрезка и региона, что дополняет наши представления о провинциальных памятниках из восточных территорий.

Апробация и внедрение. По теме диссертации был сделан доклад на Международном конгрессе арменоведения, прошедшем в Ереване 2003 году (15-20 сентября). Отдельные положения диссертации были представлены в ряде научных статей. Работа была представлена в порядке предзащиты, обсуждена на заседании кафедры Всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ в сентябре 2006 года.

Структура и содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Первая глава посвящена армяновизантийским культурным связям, а также искусству армян-халкидонитов.

Вторая и третья главы посвящены детальному исследованию Адрианопольского и Трапезундского Евангелий в отдельности.

Во Введении содержится обоснование темы и выбор памятников, определяются основные задачи и методы исследования, представляется научная актуальность выбранной темы. Здесь также отдельным разделом дается обзор научной литературы по исследуемым памятникам.

Глава I. Данная глава в диссертации, насомненно, носит вспомогательный характер, но является чрезвычайно важной для всестороннего исследования Адрианопольского и Трапезундского Евангелий. Она состоит из двух самостоятельных частей, где затрагиваются два принципиально важных аспекта средневекового армянского искусства: проблема армяновизантийских культурных связей и проблема искусства армян-халкидонитов.

Армяно-византийские отношения, которые сложились с момента образования Византийской империи, сыграли решающую роль в становлении и развитии культуры и искусства средневековой Армении. В арменоведении традиционно сложилось мнение о том, что в армяно-византийских отношениях решающую роль сыграла церковная ориентация страны – монофиситство, – и, соответственно, все положения рассматривались сквозь призму разногласий двух Церквей. Исследования последних лет показали, что ориентация Армянской Церкви не стала водоразделом для армяновизантийских отношений, что политические и культурные контакты двух стран были тесными и плодотворными. Они являлись сильным импульсом для расцвета армянской архитектуры и изобразительного искусства, особенно в конце VI по конец VII вв., и поэтому вполне закономерно, что периоды культурного подъема в Армении почти всегда соответствовали активизации отношений с Византией.

Важным периодом армяно-византийских отношений был период до арабских завоеваний. Деятельность армянских книжников в столице империи, а также в других крупных центрах – в Александрии, Антиохии, Эдессе – сыграли большую роль в становлении историографии и церковной литературы в Армении. Памятники архитектуры свидетельствуют о том, что достижения ранневизантийской и константинопольской архитектуры не остались в стороне от профессиональных интересов армянских мастеров. В этом смысле наиболее интересны такие памятники как: Звартноц, Рипсиме, Мастара, Аруч. Очевидно, что VII в. можно назвать «византийским столетием» в Армении2.

О византийском влиянии, в широком смысле этого понятия, говорят фрески Аруча, Талина, Лмбата. О влиянии византийской иконографии наглядно демонстрируют памятники скульптуры: рельефы Мренского, Одзунского и других храмов VII в., четырехгранные каменные стелы и т.д.

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»