WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 | 4 |

На правах рукописи

Степанова Наталья Юрьевна СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В УДМУРТИИ в 1956–1985 гг.

Специальность 07.00.02 – Отечественная история

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Ижевск – 2009

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

Научный консультант: кандидат исторических наук, доцент Ефремова Татьяна Николаевна

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор Суслов Михаил Григорьевич кандидат философских наук, доцент Шибанов Олег Корнилович

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Казанский государственный технический университет им.

А. Н. Туполева»

Защита состоится 20 октября 2009 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.275.01 при ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» по адресу: 426034, г. Ижевск, ул.

Университетская, 1, корп. 2, ауд.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Автореферат разослан «» сентября 2009 г.

Ученый секретарь диссертационного совета к. и. н., доцент Г. Н. Журавлева 2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Телевидение можно назвать одним из сложных культурных явлений прошлого столетия. Оно прочно вошло в жизнь людей, заняв ведущие позиции в способах передачи информации, играя особо важную роль в формировании информационного пространства страны. Средства массовой информации оказывают влияние на широкие слои населения, формируют их мировоззрение, интересы и вкусы, политическую позицию, способствуют участию в жизни общества. История развития советского телевидения в XX в. неразрывно связана с появлением и становлением регионального телевещания, которое стало составной частью создания целостной системы многонационального советского телевидения.

На рубеже XX–XXI вв. мощной тенденцией в развитии телевидения стала децентрализация и регионализация вещания. Это связано, прежде всего, с большей способностью регионального телевидения наиболее точно и глубоко учитывать все особенности, интересы и проблемы населения конкретной местности, возможностью оперировать фактами и событиями, известными местной аудитории. Именно поэтому так важно выяснить его место и роль в общем информационном пространстве страны.

Решение подобных важных задач невозможно без учета уроков развития отечественного телевидения. Осмысление исторического пути советского телевидения, достижений и ошибок, использование накопленного опыта сегодня представляет особый интерес. Вот почему исследование истории регионального телевещания на примере Ижевской студии телевидения (ИСТ) представляет не только научную, но и практическополитическую значимость.

Актуальность темы данного исследования определяется ее недостаточной научной разработанностью, что не соответствует месту и той исключительной роли в жизни общества, которое занимает телевидение.

Прежде всего, это касается регионального телевидения.

Объектом данного исследования является история советского телевидения.

Предметом исследования – возникновение и развитие телевидения в Удмуртской АССР с 1956-го по 1985 гг.

Хронологические рамки исследования охватывают период с по 1985 гг. Данное время характеризуется интенсивным процессом развития советского телевидения и становлением единой общесоюзной системы телевещания. Это позволяет проследить генезис Ижевского телевидения как части советской системы телевизионного вещания в многообразии его аспектов, выделить этапы развития, общие тенденции и специфику этого вида СМИ. Нижняя граница – 1956 г. – связана с возникновением и началом работы ИСТ. Выбор верхней – 1985 г. – вполне традиционен, он обусловлен изменениями в политической жизни страны, началом новой эпохи, положившей начало новому этапу и в развитии телевизионного вещания.

Территориальные рамки исследования ограничены рамками Удмуртской Республики. Однако изучение становления Удмуртского телевидения в общесоюзном контексте, выявление общего и особенного в развитии общесоюзного и регионального телевещания предполагает выход за указанные территориальные рамки. В связи с этим в исследовании предпринята попытка оптимально соотнести региональный и общесоюзный материал.

Степень изученности проблемы. Всю научную литературу по теме исследования можно поделить на следующие группы в соответствии с проблемно-хронологическим подходом.

Первую группу представляют труды, освещающие исключительно техническую сторону телевидения, и его основоположников1. Авторами подобных исследований были ученые, работавшие в области связи и радио, электротехники и электронной физики – С. В. Новаковский, В. Б. Ренард, Г. И. Билик и другие. Уже в этих трудах в качестве одного из условий по организации становления массового телевещания уделялось внимание необходимости подготовки полноценных студийных передач.

Вторая группа – работы, в которых изучается освещение эстетических и художественных аспектов телевидения, его роль в духовной культуре человека, выявление выразительно-изобразительных возможностей2. Регулярное телевизионное вещание, начавшееся в 1930-е гг., становится массовым на рубеже 1950–1960-х гг., привлекая внимание исследователей и делая эту тему весьма актуальной. В это время появляются работы В. Саппака3, которые имели важное значение для изучения внутренней природы телевидения. Среди основных свойств телевидения он Билик Г. И. Телевидение. Лениздат, 1960; Лейтес Л. С. Аппаратура формирования сигнала черно-белого телевидения. М., 1970; Новаковский С. В. Цветное телевидение (основы теории цветовоспроизведения). М., 1975; Он же. Стандартные системы цветного телевидения. М., 1976;

Он же. Телевидение в XXI веке. М., 1981; Новаковский С. В., Ренард В. Б. Показывает Москва.

М., 1954; Узилевский В. А. Передача, обработка и воспроизведение цветных изображений. М., 1981; Блинов В. И., Урвалов В. А. Б. Л. Розинг. М., 1991; и др.

Юровский А. Я. Специфика телевидения. М., 1960; Глуховская Л. Д. Театр для миллионов. М., 1966; Ильин Р. Н. Выразительные средства телевидения. М., 1966; Он же. Изобразительные ресурсы экрана. М., 1973; Вильчек В. М. Контуры. Наблюдения о природе телеискусства.

Ташкент, 1967; Демин В. П. Первое лицо. Художник и экранные виды искусства. М., 1977;

Марченко Т. Телевизионный театр. М., 1978; Саппак В. Ф. Телевидение и мы. М., 1988; и др.

Саппак В. Ф. Телевидение // Новый мир. 1960. № 10.; Он же. Телевидение и эстрада // Искусство эстрады. 1961. № 1; Он же. Искусство, которое рождается // Вопросы литературы.

1962. № 1; Он же. Телевидение и мы. М., 1988.

выделяет импровизационность, документальность, интимность, высшее качество, высшее мастерство4.

В следующую группу включены исследования, анализирующие жанры и программы телевидения, методы, принципы и приемы работы телевизионных журналистов5. Так, Э. Г. Багиров отмечает, что в зависимости от характера композиционной организации материалов и меры типизации жанры делились на информационные, публицистические и художественные, а в зависимости от преобладающего изобразительного средства – на разговорные, фото-, кино- и жанры прямого телевидения6. Также он предлагает и функциональную классификацию телепередач: общественнополитические программы (политика, идеология, право); производственноэкономические (промышленность, сельское хозяйство); научнопедагогические (наука и техника, образование); литературнохудожественные (искусство, потребление искусства); спортивные; о природе и животном мире7.

С. А. Муратов излагает принципы ведения интервью, выделяя основные заповеди журналиста: ясность и краткость, недопущение односложных ответов, корректность и уважение к собеседнику, интересные вопросы8. По мнению В. Л. Цвика, отдавшего много лет работе на телевидении, один из главных секретов журналистского успеха состоит в умении найти «интересного человека, типичного в сути своей для нашего общества и нашего времени и в то же время наделенного яркой индивидуальностью, собственными притягательными чертами»9.

Четвертую группу составляют труды, в которых отражается комплексное исследование телевидения как единой структуры в системе средств массовой информации и пропаганды10. Авторы изучают социальные функции телевидения, его влияние на формирование политических и нравственных взглядов аудитории и место в системе средств массовой информации. Они акцентируют внимание, что растущее значение Саппак В. Ф. Телевидение и мы. С. 86–87.

Борецкий Р. А. Информационные жанры телевидения. М., 1960; Он же. Телевизионная программа. М., 1967; Багиров Э., Борецкий Р., Глуховская Д., Григорьянц Н., Кацев И. Жанры телевидения. М., 1967; Кузнецов Г. В. Специфика, принципы и методы работы тележурналиста в кадре. М., 1973; Он же. ТВ-журналист. М., 1980; Муратов С. А. Диалог: телевизионное общение в кадре и за кадром. М., 1983; Цвик В. Л. В кадре и за кадром. Киев, 1988; и др.

Багиров Э. Г. Очерки теории телевидения. М., 1978. С. 93.

Там же. С. 104.

Муратов С. А. Диалог: телевизионное общение в кадре и за кадром. С. 59–69.

Цвик В. Л. В кадре и за кадром. С. 8.

Истомин Л. А. Система пропаганды и информации в СССР. М., 1968; Багиров Э. Г. Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды. М., 1976; Багиров Э. Г.

Очерки теории телевидения. М., 1978; Тишунин В. Н. Воспитание словом. Л., 1979; и др.

телевидения в обществе говорит о том, что оно прочно вошло в число действенных массовых средств воспитания, пропаганды и информации.

Среди исследований по изучению развития отечественного телевидения особый интерес представляет пятая группа, посвященная психологическим проблемам, связанных с мощным развитием средств массовой информации и возрастающим информационным обеспечением. К этому разделу относятся работы авторов, которые занимались изучением воздействия так называемого «информационного взрыва» на сознание и психику человека, на его поведение11.

Так, А. А. Братко и А. Н. Кочергин отмечают, что человечество активно создает широкую сеть общественных систем обмена информацией, без функционирования которой его дальнейший прогресс стал невозможным.

Сеть информационных коммуникаций, которую создает любое государственное объединение, они называют «центральной нервной системой общества»12.

Ю. А. Шерковин акцентирует внимание на психологических аспектах тех изменений, которые принесла с собой научно-техническая революция, создав предпосылки для расширения действий средств массовой информации и пропаганды.

Особое направление среди исследований по истории телевидения представляют работы, посвященные учебному телевидению13. В них рассматривается и школьное учебное телевидение, и его применение в учебном процессе высших учебных заведений, и его место в процессе педагогического воздействия. Как отметил В. В. Егоров: «телевидение может не только помочь учителю эффективно и наглядно объяснить сложные разделы программы по всем предметам, но и ввести его в круг важнейших проблем педагогики, дидактики, психологии и методики, стать незаменимым советчиком в идейно-политической пропаганде, в организации всестороннего воспитания школьников. ТВ может ввести в творческую лабораторию коллег-учителей, показать, как они строят учебный процесс, как добиваются успеха. И такая передача становится импульсом для Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973;

Психолингвистические проблемы массовой коммуникации / под ред. А. А. Леонтьева. М., 1974;

Смысловое восприятие речевого сообщения / под ред. Т. М. Дридзе, А. А. Леонтьева. М., 1976;

Братко А. А., Кочергин А. Н. Информация и психика. Новосибирск, 1977; и др.

Братко А. А., Кочергин А. Н. Информация и психика. С. 3.

Учебное телевидение / под ред. Г. П. Лызо. М., 1966; Проблемы учебного телевидения / под ред. А. Д. Боборыкина, А. А. Степанова. М., 1969; Прасолов Р., Серобабин А., Фирсов Б.

Телевидение и обучение. М., 1972; Ефимов Э. Учебное телевидение: проблемы и перспективы.

М., 1977; Егоров В. В. Телевидение и школа: проблемы учебного телевидения. М., 1982; и др.

развития массовой инициативы и творческого поиска, а значит, повышения качества обучения в каждой школе»14.

Следующая, достаточно внушительная группа включает исследования, посвященные истории советского телевидения15. В этих трудах представлена периодизация становления и развития отечественного телевидения, его место и роль в системе советской пропаганды, совершенствование технической базы, творческих кадров. Среди негативных моментов исследований этой группы необходимо отметить преобладание работ по истории Центрального телевидения (ЦТ), многообразие учебных пособий по телевизионной журналистике и отсутствие монографий.

Отдельная группа исследований по развитию телевидения включает работы, в которых идет речь о местном вещании, выделяются типы региональных программ16. В работе В. В. Егорова «Теория и практика советского телевидения» встречаются новые понятия – «региональный эфир» и «региональное телевидение». Типологию местных телестудий предлагает Е. Я. Дугин. Исходя из типов региональных программ, он отнес Удмуртскую телестудию к студиям информационно-художественного-просветительского типа. В ее программах наряду с наиболее устойчивыми информационнопропагандистскими передачами важное место занимают научно-популярные, культурно-просветительские и учебно-образовательные17. В. Л. Цвик выделяет признаки, в соответствии с которыми должны дифференцироваться местные телепрограммы. К ним он относит географические, исторические, экономические и социокультурные отличительные черты региона, особенности региональной аудитории18.

В период 1970–1980-х гг. наблюдается сворачивание местного вещания. Такую позицию Гостелерадио СССР, занятую по отношению к региональным телестанциям, можно объяснить ненужной конкуренцией передач с «всеохватывающей» тематикой с общесоюзными программами. В такой борьбе местные станции терпели поражение, что привело к выводам о Егоров В. В. Телевидение и школа: проблемы учебного телевидения. С. 3.

Юровский А. Я. История тележурналистики в России // Телевизионная журналистика. М., 1994; Муратов С. А. Телевидение – эволюция нетерпимости: история и конфликт этических представлений. М., 2001; Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика.

М., 2004; Телерадиоэфир: история и современность / под ред. Я. Н. Засурского. М., 2005; и др.

Pages:     || 2 | 3 | 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»