Pages:     | 1 || 3 |

Нарушение колонизационной резистентности и циркуляция в экологической системе стационара большого числа условно-патогенных микроорганизмов обусловили высокую частоту обнаружения данных микроорганизмов в составе микробиоценозов медицинских сотрудников. У сотрудников многопрофильного стационара достоверно чаще, чем у лиц контрольной группы (рис. 1), в фекалиях обнаруживали эшерихии, не ферментирующие лактозу (29% против 4,2% соответственно, p<0,001), гемолизинпродуцирующие кишечные палочки (20,4% против 4,2% соответственно, p<0,001). Количественный уровень как лактозонегативных, так и гемолизинпродуцирующих кишечных палочек у сотрудников стационара был высоким и составлял 5,40,2 – 5,50,2 lg соответственно. В контрольной группе данные показатели были достоверно ниже - 2,90,1 lg КОЕ/г и 3,80,2 lg КОЕ/г соответственно (p<0,01). У медицинского персонала отмечали более высокую частоту колонизации слизистой толстой кишки золотистыми стафилококками (19,6% против 5,2%, p<0,01). Staphylococcus haemolyticus обнаруживали у 13,2% медицинских сотрудников, их концентрация составляла 4,20,5 lg КОЕ/г. В контрольной же группе частота и титры Staphylococcus haemolyticus были достоверно ниже (2,2% и 2,00,2 lg КОЕ/г соответственно, p<0,01).

% E. coli Lac- E. coli Hly+ Klebsiella spp.

Медицинский персонал Контрольная группа Рисунок 1 - Частота колонизации энтеробактериями слизистой кишечника у медицинских работников Слизистую ротоглотки медицинских работников в 29,8% случаев колонизировали типичные кишечные палочки, в 26,3% - Enterococcus faecalis (p<0,05). У 18,2% медицинского персонала в составе ротоглоточного биотопа вегетировали – гемолитические стрептококки, у 14,8% - Staphylococcus haemolyticus (p<0,05).

Величины относительного риска (RR=1,7-7,5) свидетельствуют о наличии причинно-следственных связей между частотой колонизации медицинского персонала условно-патогенными микроорганизмами и профессиональной деятельностью.

У медицинских сотрудников при работе в условиях многопрофильного стационара формировался не только определенный качественный состав микробиоценозов, но факультативная микрофлора отличалась высокой устойчивостью к антимикробным препаратам. Частота обнаружения полирезистентных к антимикробным препаратам микроорганизмов у медицинского персонала была достоверно выше, чем у лиц немедицинских профессий (p<0,05). Так, 40,52±4,31% стафилококков были устойчивы к 3 и более антибиотикам, 33,42±4,14% - к трем специфическим бактериофагам. В контрольной группе данные показатели составили 10,56±2,65% и 25,99±3,79% соответственно. Среди энтеробактерий, изолированных из кишечника медицинского персонала, полирезистентными к антибиотикам являлись 25,4±6,28%, к бактериофагам – 53,8±7,19% штаммов.

Биологические свойства условно- и безусловно-патогенных бактерий сотрудников многопрофильного стационара экологически детерминированы, т.е.

были неодинаковы у изолятов, выделенных из разных биотопов. Среди Staphylococcus epidermidis фекального происхождения в 3,3 раза чаще обнаруживали штаммы устойчивые к 4 антибиотикам (31,4±9,89%), в 2 раза выше была бактериофагорезистентность (54,5±10,62%), в 1,7 раза было больше штаммов устойчивых к дезинфектантам из группы альдегидов (51,2±10,66%).

68,2±9,93% штаммов эпидермальных стафилококков фекального происхождения обладали устойчивостью к оксациллину, в зеве таковых было в 2,4 раза меньше (28,1±7,95%). Более «агрессивные» Staphylococcus aureus вегетировали в составе ротоглоточного биотопа. В зеве в 1,6 раза чаще золотистые стафилококки обладали ассоциированной антибиотикорезистентностью (46,7±1,76%), 46,7±12,88% штаммов являлись оксациллинрезистентными.

Полирезистентные к дезинфицирущим средствам штаммы Staphylococcus aureus обнаружили только в зеве. Кишечник медицинских сотрудников в 1,3 раза чаще был колонизирован полирезистентными Staphylococcus haemolyticus (34,74±9,93%). Частота устойчивости к 2 дезинфектантам у копроизолятов была выше 2,5 раза, чем у штаммов из зева (21,7±8,59% и 8,7±0,46% соответственно).

Кишечные штаммы чаще проявляли устойчивость к препарату из группы хлорсодержащих (26,3±9,18%), а среди Staphylococcus haemolyticus, изолированных из зева 19±8,56% являлись резистентными к дезинфицирующему средству, являющемуся четвертично-аммониевым соединением. Биологические свойства изученных энтеробактерий не отличались друг от друга.

Корреляционный анализ позволил установить наличие прямой средней (R=0,46) корреляционной связи между частотой антибиотикорезистентности и устойчивостью к дезинфектантам у микроорганизмов рода Staphylococcus (p=0,00093) и отсутствие таковой у представителей семейства Enterobacteriaceae (R=0,25, p=0,083).

В функциональных подразделениях многопрофильного стационара характер и интенсивность влияния химической, биологической и физической составляющих неблагоприятного воздействия профессиональных факторов не одинаковы, что способствует формированию специфических микробиоценозов у сотрудников разных отделений.

Установлены выраженные изменения со стороны постоянной микрофлоры кишечника и зева у медицинского персонала хирургического отделения.

Отмечали снижение частоты и интенсивности колонизации слизистой кишечника бифидобактериями (90,4%, 8,1±0,2 lg КОЕ/г), лактобациллами (85%, 6,7±0,2 lg КОЕ/г), типичными кишечными палочками (88%). Индигенные стрептококки колонизировали слизистую зева медицинских сотрудников только в 25% случаев. В исследуемом отделении хирургического профиля проводятся «контаминированные и инфицированные» операции на органах желудочнокишечного тракта, что обусловило высокую концентрацию в кишечнике сотрудников данного подразделения лактозонегативных кишечных палочек (7,4±0,4 lg КОЕ/г), клебсиелл (6,7±0,6 lg КОЕ/г), гемолитических энтерококков (5,3±0,5 lg КОЕ/г). Слизистая зева в 37,5% случаев была колонизирована Escherichia coli lac+, концентрация которых достигала 3,9±1,1 lg КОЕ/мл (p<0,05).

У сотрудников послеродового отделения отмечали похожие изменения со стороны фекального микробиоценоза. Бифидобактерии и лактобациллы обнаруживали в 86,2% и 82% случаев соответственно (p<0,001). Enterococcus faecalis колонизировали слизистую толстой кишки только в 66,7% случаев в титре 6,6±0,3 lg (p<0,01). Свободная экологическая ниша в 36,7% заселялась эшерихиями со слабыми ферментативными свойствами, в 20% - микроорганизмами рода Klebsiella (RR= 1,4 и 4). Концентрация данных микроорганизмов достигала 6,5±0,6 и 6,3±0,8 lg КОЕ/г соответственно. В 60% случаев слизистая кишечника была колонизирована дрожжеподобными грибами Candida albicans (RR=2). В зеве из энтеробактерий с частотой 26,7% вегетировали Escherichia coli lac+ (p<0,05). Специфичность ротоглоточного микробиоценоза медицинского персонала послеродового отделения определяли также Staphylococcus haemolyticus, которые колонизировали слизистую в 26,7% случаев (p<0,05) с интенсивностью 4,8±0,3 lg КОЕ/мл (RR= 2,9).

Минимальные изменения кишечного микробиоценоза регистрировали у медицинских сотрудников операционного блока. У постоянных сотрудников данного структурного подразделения отмечали только высокую частоту колонизации кишечника дрожжеподобными грибами Candida albicans (55%, p<0,01), что вероятно связано с частым использованием в высоких концентрациях дезинфицирующих средств. В большинстве случаев у медицинского персонала операционного блока наблюдали изменения со стороны микрофлоры ротоглоточного биотопа. В состав микробиоценоза зева входили резиденты фекального биотопа – Escherichia coli и Enterococcus faecalis (45% и 25% соответственно). В 30% случаев с концентрацией 4,5±0,5 lg КОЕ/мл в зеве вегетировали – гемолитические стрептококки (RR= 3,1).

У 30,3% медицинских сотрудников реанимационно-анестезиологического отделения кишечник был колонизирован кишечными палочками с гемолитической активностью, у 21,2% - Staphylococcus haemolyticus (RR= 2,12,4). Концентрация данных микроорганизмов в 1 грамме фекалий достигала 5,6±0,5 и 5,3±0,4 lg соответственно.

Установлены значительные изменения микробиоценозов у сотрудников отделения терапевтического профиля, где лечение проходят пациенты с воспалительными и гнойными заболеваниями органов дыхания. Интенсивность колонизации кишечника лактобациллами была снижена до 6,2±0,3 lg КОЕ/г.

Микроорганизмами, определяющими специфичность фекального микробиоценоза у медицинского персонала терапевтического отделения, являлись кишечные палочки с измененными биологическими свойствами - Escherichia coli lac- (36,1%, 7,1±0,3 lg КОЕ/г) Escherichia coli hly+ (41,7%, 5,0±0,3 lg КОЕ/г). В зеве 27,8% медицинского персонала обнаруживали – гемолитических стрептококков (RR= 2,9).

В период эпидемического благополучия, отмечали низкую интенсивность обмена микрофлорой среди медицинских сотрудников. Частота колонизации идентичными резистенс-типами бактерий составила от 1,26±0,09 до 2,52±0,13%.

Рассчитанные апостериорные вероятности позволяют прогнозировать рост частоты колонизации условно-патогенной микрофлорой медицинских работников на 13,9 - 14,06%. В 2 раза увеличится колонизация кишечника медицинского персонала хирургического отделения Enterococcus faecalis hly+ (с 17,5% до 33,1%), а сотрудников послеродового отделения микроорганизмами рода Klebsiella (с 20 до 37%). В 1,5 раза возрастет частота колонизации зева медицинских работников терапевтического отделения – гемолитическими стрептококками (с 27,8% до 40,8%).

Важным фактором, определяющим состав микробиоценозов медицинского персонала, является иммунологическая реактивность. Под влиянием неблагоприятных профессиональных факторов у медицинских работников развиваются периодические изменения со стороны клеточного и гуморального звеньев иммунной системы. Всего выделяют 5 периодов по различной продолжительности работы в стационаре: при стаже до 1 года, 1-5 лет, 6-15 лет, 16-25 лет и более 25 лет (Хаитов Р.М., Пинегин Б.В., 1995). Исследования показали, что на фоне изменения иммунологической реактивности при работе в стационаре до 1 года и 16-25 лет у медицинского персонала развивались глубокие микроэкологические нарушения. В течение первого года работы, когда они попадали под мощный микробный «прессинг» экологической системы стационара наблюдался срыв стабилизационных процессов в кишечнике и в зеве. Нарушалась колонизационная резистентность, что было обусловлено низкими концентрациями в фекалиях бифидобактерий (7,9±0,4 lg КОЕ/г) и Enterococcus faecalis (5,8±0,3 КОЕ/г), которые колонизировали кишечник в 86,7% и 60% случаев соответственно (p<0,05). Регистрировали также снижение частоты Escherichia coli lac+ до 80% (p<0,05). Индигенные стрептококки в составе ротоглоточного биотопа медицинских работников обнаруживали только в 26,7% случаев с концентрацией 4,3±0,2 lg КОЕ/мл (p<0,05). Срыв стабилизационных процессов в кишечнике сопровождался увеличением частоты и интенсивности колонизации слизистой Staphylococcus aureus и Staphylococcus haemolyticus (до 20% в титре 6,0 lg, p<0,05). У 26,7% медицинских работников, проработавших в стационаре 1 год в кишечнике вегетировали лактозонегативные кишечные палочки (p<0,05). В большинстве случаев микроэкологические нарушения кишечника у медицинских работников были расценены как 2 степень дисбактериоза (60%), тогда как у лиц контрольной группы доминировали микроэкологические нарушения, попадающие под степень (46,43%). Слизистую зева в 2 раза чаще, чем у лиц немедицинских профессий, колонизировали Staphylococcus epidermidis (73,3% против 39,1%, p<0,01) и в 7 раз чаще Escherichia coli lac+ (33,4% против 4,5%, p<0,01).

Установлено, что показатели заболеваемости острыми формами (рис.2) у медицинского персонала со стажем до 1 года (p<0,01) были в 4 раза выше (200±3,65 на 1000 медицинских сотрудников), чем у лиц, не связанных по роду деятельности с лечебно-профилактическими учреждениями (43,48±10,34 на населения). Заболеваемость хронической инфекционной патологией в сравниваемых группах не отличались (133,33±2,98 и 173,91±2,75 на 1000, p>0,05).

Второй срыв стабилизационных механизмов микробной экологии регистрировали у медицинских сотрудников, проработавших 16-25 лет, причем изменения происходили преимущественно в кишечнике и были более выражены, чем первичная реакция микрофлоры на влияние госпитальной среды.

до 1 года 1-5 лет 6-15 лет 16-25 лет 25 и > лет Медицинский персонал Контрольная группа Рисунок 2 – Заболеваемость острой инфекционной патологией у медицинского персонала многопрофильных стационаров В обследуемой группе регистрировали низкую интенсивность колонизации кишечника бифидобактериями (8,3±0,3 lg КОЕ/г). В 4,7 раза, по сравнению с предыдущим периодом, возрастала частота колонизации Klebsiella spp. (с 3,8% до 16%), в 6,3 раза – Staphylococcus aureus (с 3,8% до 24%), в 1,89 – Escherichia coli lac- (с 21,2% до 40%). Частота колонизации кишечника данными бактериями медицинских работников со стажем 16-25 лет и лиц контрольной группы статистически различались (p<0,05). В большинстве случаев (71,4%, p<0,05) у сотрудников стационара микроэкологические нарушения кишечника были расценены как 2 степень, в контрольной группе же только в 43,3% случаев. О том, что в данный период у медицинских работников регистрируется именно срыв адаптации, свидетельствует увеличение в 2 раза (рис. 2), по сравнению с персоналом, проработавшим 6-15 лет (640±9,6 против 326,92±6,5 на 1000 сотрудников соответственно) острой заболеваемости (p<0,05). Кроме этого, в этот период у медицинских сотрудников регистрировали увеличение в 3 раза числа хронических заболеваний (320±3,На 1000 медицинских сотрудников против 134,62±1,61 на 1000 медицинских сотрудников, p<0,01). В контрольных группах данные показатели были статистически ниже (p<0,01).

С учетом выявленных особенностей формирования микробиоцезов под влиянием госпитальной среды разработаны подходы по укреплению и сохранению «микроэкологического здоровья» у медицинского персонала. По нашему мнению данные мероприятия в многопрофильных стационарах должны осуществляться в двух направлениях:

Первый уровень (недифференцированный) - снижение интенсивности влияния неблагоприятных факторов на медицинский персонал многопрофильных стационаров в целом.

Второй уровень (дифференцированный) – профилактика нарушений нормальной микрофлоры и коррекция микроэкологических нарушений в группах со срывом компенсаторных механизмов стабилизации микробиоценозов.

Pages:     | 1 || 3 |